Емкость аккумуляторной батареи и время работы от одной зарядки являются одними из важных параметров ноутбука. Они влияют на итоговую цену, выбор покупателя. Какими бы качественными ни были эти характеристики, любой аккумулятор рассчитан на 300–400 циклов заряда-разряда. При этом важно стараться разряжать аккумулятор перед очередной подзарядкой. Укоротить период нормальной работы аккумуляторной батареи (АКБ) могут перегрев, переохлаждение, оставление включенного ноутбука до полного разряжения батареи. После ухудшения качества зарядки АКБ следует восстановить.
Аккумуляторная батарея выполняет функцию электроснабжения всех функциональных элементов ноутбука. Для увеличения длительности работы при отсутствии электроэнергии надо свести к минимальному количество работающих компонентов, отключить блютуз, Wi-Fi, закрыть ненужные приложения. АКБ может иметь вытянутую прямоугольную форму или квадратную. Располагается аккумулятор на задней стороне ноутбука, имеет пружинную защелку для легкой установки и снятия. Этот элемент чувствителен к перегреву, поэтому не стоит хранить ноутбук возле нагревательных приборов.
Если время работы компьютера после зарядки аккумулятора стремительно уменьшается или компьютер не включается, это говорит о том, что АКБ вышла из строя и требуется восстановление батареи ноутбука. Самостоятельное восстановление батареи – процесс, который требует наличия инструментов, навыков такой работы. При отсутствии обеих этих составляющих лучшим выбором будет приобретение новой батареи или обращение в сервисную компанию, выполняющую ремонт аккумуляторов ноутбука. Восстановление возможно при полной разборке / замене аккумуляторных банок на новые.
Если вы решили самостоятельно отремонтировать АКБ, вам понадобятся следующие инструменты:
Принять решение о необходимости восстановить аккумулятор ноутбука помогут программные продукты, которые при установке на компьютере начинают наблюдение за циклами зарядки-разрядки, способны определить качество АКБ, степень их износа. Самыми популярными утилитами для этих целей являются:
BatteryMon – бесплатная Windows программа для мониторинга аккумуляторов ноутбука, определяет производительность батарей, склонность к поломке. Программа предоставит пользователю следующую информацию:
BatteryCare – утилита, которая по результатам мониторинга предоставит:
Если вы решили самостоятельно произвести балансировку или отремонтировать АКБ своего ноутбука, необходимо будет выполнить:
Простейшим способом будет разборка свинченного аккумулятора. Для этого понадобится крестообразная отвертка маленького размера. Клееную конструкцию разобрать сложнее – для этого понадобится острый нож, которым под ярким светом надо найти склеенное место, прорезать щель, снять крышку АКБ. Это следует делать аккуратно, чтобы не повредить банки, термодатчик или плату контроллера, на которой часто устанавливается разъем. Стандартный комплект АКБ ноутбука состоит из 8 банок. Для балансировки не стоит торопиться и разбирать банки – их подзарядку можно производить раздельно.
В АКБ ноутбуков популярных марок Samsung и Lenovo используются цилиндрические литиевые батареи 18650 c номинальным напряжением 3,7 вольта, емкостью 2200 мАч, подключаемые по последовательной схеме. После 1-2 лет эксплуатации свойства аккумуляторных банок начинают отличаться от номинальных значений. Изменяется максимальный заряда батарей (СЗБ), емкость, появляется саморазряд. Мультиметр сможет выявить нуждающиеся в замене банки – на них будет:
Если приобрести нужные батарейки, возможна замена элементов питания в аккумуляторе ноутбука. Реанимировать АКБ с исправными банками можно, если толкнуть каждую из них с помощью зарядного устройства или автомобильного аккумулятора. При этом есть возможность починить АКБ без покупки новых банок. Подсоединив минусовую сторону банки к плюсу аккумулятора, необходимо на 1-3 секунды замыкать его плюс на минус автоаккумулятора, после чего измерять напряжение на банке. Таким способом желательно проверить все банки и на каждой потенциал довести до номинального.
Заводское соединение банок АКБ делается тонкими шинопроводами и контактной точечной сваркой, заменить которую в домашних условиях может пайка. Для разборки разогреваете паяльником места сварки и ножом отсоединяете банки. При перепаковке нагретый шинопровод обрабатывается флюсом для снятия оксидной пленки, затем наносится припой или олово с канифолью на место контакта на банке и шинопроводе. Соединяйте их и прогревайте паяльником место стыка. После расплавления припоя на обоих стыковочных элементах паяльник убирайте, но стык держите под нажимом до затвердевания припоя.
После соединения всех банок необходимо проверить зарядку АКБ, сделать перепрошивку, присоединив провода зарядного устройства типа МФУ iMAX B6 к соответствующим контактным площадкам на плате контролера. После зарядки стоит с помощью мультиметра проверить зарядку всей АКБ и отдельных банок. При нормальном уровне заряда можно собирать АКБ. Вставляете банки в корпус, наносите моментальный клей, прижимаете крышку. Удерживаете склеиваемые детали под прессом до полного высыхания клея. Затем устанавливаете отремонтированную и восстановленную батарею на ее место в ноутбуке.
Прежде чем пытаться восстановить работу батареи портативного компьютера, следует определить вид устройства. Их три: никель-металлгидридные, литиево-ионные, литиево-полимерные. Чаще всего в ноутбуках используются последние два вида. Их главным минусом является недолговечность – всего около 300 циклов работы. Впрочем, реанимировать устройство можно и собственноручно в домашних условиях…
Для начала нужно разобрать аккумулятор. Сделать это не так просто – части батареи скреплены надежно. Для работы вам понадобится острый тонкий нож или скальпель. Надавливая на шов, осторожно разберите устройство на части. Старайтесь не повредить “внутренности”. Далее убедитесь в том, что батарея полностью разряжена. Чтобы определить это, вам нужно прибегнуть к помощи автомобильных лампочек и мультиметра. Подключите их к аккумулятору. Можно приступать к ремонтным работам, если источники света горят. Стоит отметить, что общее напряжение на мультиметре должно быть равно количеству элементов, которые умножены на 3,7 или более. В случае, если напряжение на измерительном устройстве меньше, чем необходимо, вам придется проверить каждый элемент батареи и по мере надобности заменить поврежденные или неисправные части.Поставив аккумулятор на место в ноутбук, полностью зарядите его. Чтобы ваша батарея служила вам как можно дольше, придерживайтесь правил эксплуатации.
В связи с постройкой мобильного блока питания, предназначенного для зарядки и подпитки мобильных устройств, типа плеера, смартфона или телефона, возникла необходимость в мощной литий-ионной батарее. Такие батареи широко используются для питания ноутбуков и нетбуков, но цена всего одной новой банки может достигать 10€.
Однако можно купить почти даром б/у-шные ноутбучные батареи. На нашем местном радиорынке (Moldlva > Chisinau > str.Docuceaev) целую батарею можно купить всего за 3$. Когда я об этом узнал, то у меня даже промелькнула мысль, что на литий-ионную тягу можно попытаться перевести ИБП (UPS), после того, как оригинальный свинцовый аккумулятор перестанет «держать» нагрузку.
Может возникнуть вопрос: в чём смысл покупки этих батарей, если заведомо известно об их неисправности…
В батареях от ноутбуков, банки соединены параллельно и последовательно. При этом контроллер заряда/разряда батареи постоянно отслеживает напряжение на каждой параллельно соединённой группе банок. Если напряжение отклониться от нормы, то контроллер отключит всю батарею. Из-за разброса параметров отдельных банок, такая ситуация может произойти и тогда, когда ресурс аккумуляторов ещё далёк от завершения. Поэтому, очень часто в батарее, признанной негодной, часть банок оказывается вполне работоспособной. Я уже не один год успешно эксплуатирую подобные банки, оставшиеся после ремонта батарей. Дело в том, что при ремонте таких аккумуляторов, приходилось заменять сразу все банки, что и приводило к образованию неликвидов.
Батареи ноутбуков и нетбуков выпускаются в неразборных корпусах, но, тем не менее, разобрать такой корпус можно всего на несколько минут.
Для разборки нам понадобится обычный строительный нож со сменным лезвием и шайба подходящей толщины.
Выдвигаем из ручки лезвие на минимальную длину и фиксируем его. Затем надеваем на лезвие шайбу такой толщины, чтобы выступающая над шайбой часть лезвия составляла не боле 1,5-2мм.
Прорезаем шов между половинками корпуса батареи по всему периметру.
Чтобы банки надёжно фиксировались в корпусе батареи, производитель, обычно перед сборкой, смазывает невысыхающим клеем одну (или обе) из половинок корпуса, а со стороны другой половинки вставляет отрезки двухстороннего скотча. Это может несколько усложнить разборку даже тогда, когда края половинок корпуса уже отделены друг от друга.
Но, немного терпения, и мы получаем доступ к банкам аккумуляторной батареи.
Дополнительным бонусом могут стать термопара поз.1, с помощью которой контроллер отслеживает температуру батареи, и термопредохранитель поз.3, который отключает батарею в случае отказа электроники.
На картинке также можно разглядеть обычный плавкий предохранитель поз.2, который ограничивает максимальный ток, батареи.
Только в случае если предполагается, что плата контроллера исправна имеет смысл ремонтировать аккумулятор ноутбука своими руками. Если контроллер не исправен или уже заблокировался, то для ремонта такой батареи потребуется программирование контроллера, а такое дешевле делать в специализированной мастерской так как программированием одного аккумулятора вы не окупите стоимость программатора и программы.
Понятно, что сначала нужно извлечь аккумуляторную батарею из ноутбука. Далее нужно разделить пластиковый корпус на две половинки и аккуратно извлечь батарею элементов с платой контроллера. Для меня этот этап был самым сложным и требовал нетривиальных решений. Я пользовался следующими методами:
Как я уже писал, разборка аккумулятора ноутбука зачастую нетривиальная и может потребовать опыта и смекалки. Например, я перед тем начать самому практиковаться посмотрел на youtube несколько роликов с разборкой различных аккумуляторов ноутбуков. Чем более аккуратно получиться разобрать аккумулятор тем легче потом его будет собрать обратно.
Второй шаг более простой, но требует внимательности: нужно определить схему соединения элементов аккумуляторной батареи и подключения к плате контроллера. Лучше всего сделать фото сборки и нарисовать электрическую схему соединения проставить полярность подключения элементов.
В случае аккумулятора Toshiba схема объединения элементов обозначается как 2P3S, то есть по два элемента в параллель и три таких блока последовательно.
Далее с помощью вольтметра подтверждаем нашу схему. Сначала нужно определить общую точку, обычно на плате контроллера она обозначается как 0V или GND, относительно неё измеряем остальные напряжения в точках подключения сборки к плате контроллера и записываем показания на схеме. На всех точках относительно нуля должны получатся положительные напряжения если это не так, то скорее всего возникла ошибка в выборе общего провода. И надо найти точку с самым низким потенциалом. Далее проверяем последовательный прирост напряжения на каждом последовательно включенном блоке элементов. Этот прирост должен быть положительным.
Уже на данном этапе по напряжениям на элементах можно делать какие-то предположения о состоянии элементов, например дисбаланс напряжений на блоках элементов.
На следующем фото можно увидеть два термодатчика приклеенные скотчем на элементы.
Внимание!!!
пока плата контроллера подключена к элементам элементы нельзя заряжать или разряжать внешними источниками, можно только измерять напряжение. Своими опытами с контроллером вы можете его заблокировать или вообще вывести из строя.
Внимание!!!
отключать контроллер от сборки элементов нужно строго определенным образом, иначе он заблокируется. Первым нужно отпаивать провод (или шину) который имеет наибольшее напряжение, то есть положительный контакт самого крайнего от нуля аккумуляторного элемента. Затем провод с максимальным напряжением из оставшихся и так повторить до последнего провода.
Теперь можно убрать контроллер и схему подальше, чтобы не повредить и не потерять его.
А вот элементы батареи можно теперь и помучить, чтобы лучше понять что же случилось с аккумулятором.
Если в один "прекрасный" день сидя за своим любимым лэптомом вы вдруг заметили, что его аккумулятор стал значительно меньше и хуже держать заряд – не спешите сразу же подыскивать ему замену.
Для начала стоит выяснить источник проблемы и разобраться, что же не так с вашей АКБ. А уже после проверки можно говорить о причинах плохой работы аккумулятора и сделать вывод о том, можно ли продолжать им пользоваться дальше или требуется замена.
Аккумуляторная батарея – это большая «батарейка», которая позволяет компьютеру работать автономно. Если с батареей всё в порядке – лэптоп нормально «чувствует» себя несколько часов без подзарядки. Однако со временем емкость литий-ионных АКБ (именно такие устройства стоят в большинстве современных лэптопов) безвозвратно уменьшается.
Так как же понять, исчерпал ли аккумулятор для ноутбука свой ресурс полностью или у него есть еще «порох в пороховницах»? Для этого существуют специальные программы-тестеры и приборы, с помощью которых можно поставить точный «диагноз» устройству.
Специалисты предлагают два основных способа проверки состояния аккумулятора:
«Препарировать» батарею нужно на ровной широкой поверхности. Желательно заранее подготовить все необходимые инструменты:
Процесс разбора аккумулятора.
Если вы все сделали правильно, батарея снова будет держать заряд, как новенькая.
Таким нехитрым образом можно проверить состояние аккумулятора и даже продлить ему жизнь. Долгих лет исправной работы вашему ноутбуку!