Анализ современных систем автоматизации деятельности школы. Автоматизация разработки ПО: сможет ли «программист» превратиться в «оператора ЭВМ

24.02.2022

К чему ведет нас прогресс в области производства программного обеспечения? Средства разработки ПО становятся все более совершенными, некоторые этапы разработки полностью или частично автоматизированы. Консерваторы, конечно же, скажут, что программист в настоящее время – уже не торт, что подобная автоматизация ведет к упрощению задач и потере квалификации инженера-программиста. По их мнению, на фоне развития инструментария происходит деградация кадров.

Но если копнуть глубже, возникнут вопросы. О каких именно программистах речь? О тех, кто проектирует ПО? О тех, кто разрабатывает алгоритмы? О ведущих разработчиках или простых «кодерах»? В любом случае, одного мнения здесь быть не может.

Поэтому, прежде чем делать какие-то выводы, стоит хотя бы вспомнить, как мы пришли к этому.

На этом этапе порог вхождения в программирование был чрезвычайно высок.

Производительность программиста в этих командах была предельно низкой - то есть он писал несколько строк в день (осмысленных), и каждая строка ничего особо и не делала - какие-нибудь простые арифметические действия. И людям хотелось сделать языки гораздо более похожими на человеческий язык, на английский в частности, чтобы писать программы было легче и удобнее.

Уровень выше - порог ниже

С появлением языков программирования высокого уровня жизнь программистов становилась легче, а производительность – выше. Программы не нужно было переписывать для каждой машины. Появились компиляторы, среды разработки. Fortran, Algol, а позже BASIC, PASCAL, C действительно были больше похожи на «человеческий» язык.

Конечно, по-прежнему требовалось значительное время на их изучение, но это было более выгодное вложение времени и сил. В процессе работы компилятор указывал программисту на синтаксические ошибки в его коде, что в особенности облегчало разработку начинающим специалистам. С появлением модульности и переносимости кода проекты стали больше, а программисты начали широко использовать в проектах сторонние библиотеки, больше работать в командах. Это избавило их от необходимости подробно разбираться в том, как работает весь проект.

С появлением объектно-ориентированного программирования (С++, Object Pascal и так далее) тенденция повторного использования кода усилилась. Кроме того, со временем среды разработки становились более дружественными, и желающих освоить азы программирования становилось больше.

Программирование - в массы

Постепенно программирование перестало быть прерогативой хардкорных инженеров и математиков. Число проектов стремительно росло, программное обеспечение проникало в разнообразные сферы производства. Этому также способствовало и развитие систем управления базами данных. Появились даже такие специализации как «оператор СУБД».

Постепенно понятие «инженер-программист» стало многогранным: кто-то занимался алгоритмами, кто-то проектировал интерфейсы, кто-то просто занимался кодированием – то есть реализовывал в коде готовые алгоритмы своих коллег. Само программирование стали делить на две крупные группы – системное и прикладное: кто-то разрабатывал операционные системы и драйверы, а кто-то писал приложения для автоматизации бизнес-процессов на овощной базе.

Для каждой из специализаций требовались индивидуальные компетенции, поэтому переход от одной специализации к другой был затруднителен. Но минимальный порог вхождения в разработку ПО стремительно снижался.

Появление языков (Java, C#) и соответствующих фреймворков еще больше способствовало этому снижению, а также дифференциации специалистов по направлениям и уровням подготовки.

В результате у программистов закрепилась градация наподобие . С одной стороны, продвинутый инструментарий разработки позволял менее квалифицированным программистам успешно справляться с относительно простыми задачами, не имея глубоких знаний и серьезных навыков. С другой стороны, с каждой последующей ступенью карьерной лестницы порог вхождения также становился выше.


Изображение с сайта

Но если специалист задерживался в статусе начинающего, он мог заметить одну особенность: бурно развивающиеся технологии разработки ПО еще сильнее снижали порог вхождения, и среднестатистический Junior урожая N-го года знал и умел еще меньше, чем его старший товарищ - Junior (N - k)-го года.

Веб-разработка методом «тяп-ляп»

С развитием веб-разработки программистам потребовалось встать на другие рельсы (ассоциация с Ruby On Rails здесь тоже уместна), чтобы освоить новые языки и стек интернет-технологий разработки в целом.

После того как веб-разработка, начавшая набирать обороты только в 90-х годах, совершила огромный скачок в развитии, Михаил Густокашин может свободно пускаться в подобные рассуждения :

Допустим, вы хотите написать новый Facebook (социальную сеть). На чем вы будете это писать? HTML, CSS - это дизайн, а мы хотим, чтобы там можно было фотографии добавлять, друзей, комментарии оставлять.

Для скриптовой части - то есть то, что будет происходит на стороне клиента, - это JavaScript.

На удивление, он написан на PHP - и Facebook, и многие другие большие проекты. Пришлось, конечно, написать свои какие-то вещи, чтобы это всё-таки работало нормально, а не так как «тяп-ляп» было сделано, но они справились.

Здесь и сейчас, понятное дело, с нуля уже для веба никто ничего не пишет. Все ищут какой-нибудь фреймворк или ещё чего-то. Интернет-магазин? Скачали фреймворк для интернет-магазина - ну и всё, написали интернет-магазин.


Стоит отметить, что и поначалу порог вхождения в веб-разработку был ниже, чем в Desktop. После появления фреймворков он снизился еще сильнее.

На волне автоматизации

Получается, что раньше сайты писали «руками», а теперь это стало необязательно во многих случаях. Более того, для создания тех же интернет-магазинов уже нет надобности даже в использовании фреймворков: теперь есть конструкторы сайтов. Теперь веб-программисты, не обремененные квалификацией, которые раньше получали легкие деньги, создавая однотипные сайты, могут превратиться в операторов-конфигураторов.

Все потому, что в чьи-то светлые головы пришла идея автоматизировать процесс веб-разработки. Хотя, на самом деле, идея не нова, так как она уже частично была реализована во многих инструментах разработки ПО под Desktop-платформы в виде автогенерации форм и целых слоев приложения – например, генерация классов по структуре базы данных.

Если индустрия будет развиваться в том же русле, то все больше кодеров (программистов, находящихся в начале пути либо имеющих невысокую квалификацию) получат возможность превратиться в операторов-конфигураторов. Использовать такую возможность или нет, каждый решит для себя сам.

Мы выяснили, что по этому поводу думают эксперты, представители ИТ-индустрии:


Алексей Бычко , старший релиз-менеджер (Percona), разработчик проектов Percona Server for MySQL, Percona XtraDB Cluster, Percona XtraBackup, Percona Server for MongoDB, PQuery, преподаватель курса «Системное администрирование» в ИТ- Академии Алексея Сухорукова:

Появляется всё больше и больше сред для автоматизации рутинных вещей – это помогает лишний раз не писать что-то вручную, не изобретать велосипедов. Многое уже предусмотрено в интегрированных средах разработки, из которых можно вызывать нужные библиотеки и так решать стандартные задачи. Для тех, кто умеет и привык думать, это хорошо – можно сконцентрироваться на основном, на логике приложения. (Это люди «старой школы», которым для написания качественного кода хватит и простейшего текстового редактора).

Плохо, что растёт число быдлокодеров, которые, в принципе, могут решить поставленную задачу, собрать что-то из имеющихся «кубиков», но не представляют, как что работает внутри, и не могут оценить, насколько оптимален чужой готовый код. По этой причине я бы хорошего программиста именно «кодером» называть не стал – код сейчас пишут даже младшие школьники, его и машина сгенерировать может. Программист думает, изобретает, устанавливает зависимости, задаёт пути, проектирует архитектуру – а потом он всё это может отдать кодеру на реализацию.

По сути, это два подхода, которые выросли из факта наличия проективных Unix-подобных систем и процедурных Windows-подобных. Огромной корпорации, где всё разбито на мельчайшие подзадачки, важна воспроизводимость результата, а не оптимальное решение – если оператор ушёл, нужно, чтобы новый по инструкции делал то же самое и не хуже.

Но если у нас есть задача, которая конкретной процедурной системой, библиотекой или средой решается плохо или не решается вовсе (коллеги постарше помнят, что бывает, когда в написанный в C++ Builder или Delphi текстовый редактор попадает большой файл – ничего не листается и всё тормозит, и это никак не поправить), то нам нужно взять «чистую» систему, которая даёт больше свободы, и позвать программиста, который согласен не просто гуглить, а писать адекватное решение самостоятельно с нуля.



Автоматизированная информационная система «Школа» -- комплекс аппаратных и программных средств, предназначенный для управления деятельностью образовательного учреждения. АИС применяются в различных отраслях промышленности, энергетике, транспорте и т. п. Термин "автоматизированная", в отличие от термина "автоматическая" подчёркивает сохранение за человеком-оператором некоторых функций, либо наиболее общего, целеполагающего характера, либо не поддающихся автоматизации. АИС являются основным инструментом повышения обоснованности управленческих решений.

Перед началом работы над дипломной работой передо мной была поставлена цель: разработать базу данных и создать программу для автоматизации деятельности МБОУ «Лукинской ООШ».

Схема организационно-производственной структуры школы представлена в приложении А.

Программа должна учитывать, ученики входят в один из классов. У каждого класса есть свой классный руководитель. Учителя проводят занятия по предметам. Каждое занятие проводится в отдельном кабинете. По результатам занятий ученикам выставляются оценки. Оценки могут быть получены за разные виды аттестации (проверка домашней работы, контрольная, лабораторная и т.д.)

Необходимо получать данные об успеваемости и отчеты. Система ведет учет:

  • · Учеников
  • · Учителей
  • · Классов
  • · Предметов
  • · Кабинетов
  • · Аттестаций
  • · Занятий
  • · Оценок.

Главное окно программы является меню, из которого возможно перейти на формы редактирования входных данных.

Оценка выставляется на соответствующей форме. Когда занятие зарегистрировано можно перейти на форму "оценка" и выбрать нужное занятие. В списке учеников появятся ученики класса пришедшего на это занятие.

Присутствует возможность выбора ученика и редактирования его оценки. Один ученик может получать несколько оценок на одном занятии. Все оценки выделяются своим цветом. Возможно выделение предмета произвольным (настраиваемым цветом) в списке занятий.

Для каждого ученика существует возможность сформировать и распечатать дневник с занятиями и оценками за выбранный период.

Для класса возможно формирование журнала за выбранный период.

Система формирует статистику по использованию кабинетов во время учебного процесса, оценкам учеников, учителям, предметам, видам аттестации.

Статистика по успеваемости включает средний балл, сумму оценок, максимальную и минимальную оценку за период.

Статистика выводится в виде таблиц и графиков. Все документы система сохраняет в xls формат.

Данная программа предназначается для работы всего учительского персонала. Это обуславливается тем, что программа является очень простой в управлении, имеет доступный интерфейс и не требует каких-либо специальных знаний. По мере возможности можно определить ответственное лицо при работе с данной программой (предположительно учитель информатики).

Использование АИС «Школа» обеспечивает:

  • - Экономию времени на выставление оценок, заполнению сведений об учениках и учителях и др.;
  • - Быстрый доступ к информации;
  • - Высвобождению работников;
  • - Систематизация данных (информации);
  • - Ограниченный (безопасный) доступ к информации;
  • - Доступная распечатка отчетов по классных журналам и успеваемости учеников;
  • - Автоматический подсчет выставленных оценок, определения успеваемости по классам,
  • - Представление отчетов в виде диаграмм.

Якушина Екатерина Викторовна
к.п.н., c.н.с. лаборатории медиаобразования ИСМО РАО,
[email protected]

В данной статье мы бы хотели остановится на трех основных типах информационных систем, используемых образовательными учреждениями. Это

  1. ИКС - Информационно-контентные системы
  2. АСУ - Автоматизированные системы управления
  3. Системы тестирования

1. ИКС - информационно-контентные системы
Информационно-контентная система - этокомплекс, включающий вычислительное и коммуникационное оборудование, программное обеспечение и системный персонал, обеспечивающий поддержку динамической (изменяемой во времени) информационной модели системы образования для удовлетворения информационных потребностей в образовании личности, общества и государства.
Информационно-контентная система призвана решать следующие образовательные задачи:

  • наполнить качественным контентом учебный процесс ученика с первых дней его пребывания в школе до последнего выпускного экзамена
  • способствовать повышению качества обучения, развитию познавательной активности школьников
  • сократить время учителя и администрации учреждения на выполнение рутинных операций, оперативного контроля и анализа образовательной деятельности,
  • внедрить новые формы и методы работы

Одним из примеров контентной образовательной информационной системы является информационный интегрированный продукт «КМ-Школа».

«КМ-Школа»
http://www.km-school.ru/
«КМ-Школа» располагает:

  • уникальной Базой Знаний (контентом), соответствующей современным образовательным стандартам, включающей более 2 млн. информационных объектов (уроки, репетиторы, энциклопедии и др.),
  • инструментами управления контентом,
  • программным комплексом по управлению школой,
  • интернет - сервисами, включающими систему сопровождения и поддержки всех участников образовательного процесса, предоставляя им круглосуточный доступ к образовательному порталу «Школьный клуб» и КМ-wiki.

Таким образом образовательное учреждение не только получает набор цифровых ресурсов по всем предметам, но и благодаря инструментам создаёт единое Интранет/Интернет-пространство.
Учитель не только имеет возможность проводить готовые уроки по предметам школьной программы, но и получает набор инструментов для создания своих собственных авторских уроков, викторин и контрольных работ. Это в свою очередь позволяет эффективно применять интерактивные доски, компьютеры, ноутбуки, мультимедийное оборудование и в случае необходимости использовать доступ к Интернету, обеспечивая сетевое взаимодействие всех участников педагогического процесса, расширяет предметные, межпредметные и интеграционные связи в процессе обучения.

При использовании «КМ-Школы» в образовательном учреждении эффективно организуется учебная деятельность и поддерживается все многообразие организационных форм обучения в классно-урочной и внеурочной деятельности, проектной деятельности, реализуется принцип личностно-ориентированного обучения, повышается уровень информационной культуры как учащихся, так и учителей, формируется коммуникативная, социально-информационная и ИКТ-компетенции, соответствующие современному уровню развития информационных технологий.

Следующий популярный продукт, о котором хотелось бы сказать - "1С:Образование.
1С: Образование
http://edu.1c.ru/

Система программ "1С:Образование 4. Школа 2.0" предназначена для организации и поддержки образовательного процесса. Система позволяет использовать цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) Единой коллекции, включающей более 90 тыс. ресурсов. Первая версия системы "1С:Образование 4. Школа" разработана в рамках федерального проекта "Информатизация системы образования" и апробируется в 6 тыс. школ России.
На платформе "1С:Образование 4. Дом" с 2008 года выходят образовательные комплексы серий "1С:Школа" и "1С:Высшая школа". "1С:Образование 4. Школа 2.0" позволяет использовать для группового обучения учебные материалы этих образовательных комплексов.
Новая серия "1С:Школа", разработанная на единой платформе "1С:Образование", является продуктом нового поколения, не имеющим аналогов на российском рынке образовательных программ: её технологические возможности позволяют решать практически любые современные задачи в области организации и проведения учебного процесса

Открытый колледж (Физикон)
http://college.ru/

Интернет-проект компании «Физикон» «Открытый колледж» для дистанционной подготовки к сдаче ЕГЭ. Более 10 лет учебный портал College.ru помогает старшеклассникам успешно учиться и готовиться к поступлению в высшие учебные заведения. Сегодня College.ru является отличным помощником при подготовке к ЕГЭ.
College.ru разработали лучшие методисты, опытные учителя, преподаватели ведущих вузов страны. С его помощью тысячи выпускников в этом году серьезно улучшили свои знания и перестали бояться предстоящего экзамена. Приобретя доступ к сервису (услуга платная), пользователь получает:

  • Тесты ЕГЭ: cимулятор выполнения заданий ЕГЭ ("как на экзамене"), тренажер (с подсказками), тренировка заполнения бланка. Все тесты подготовлены в соответствии со спецификациями-2010 Федерального института педагогических измерений;
  • Обучение: индивидуальный учебный план по итогам решения вариантов ЕГЭ, помощь экспертов, оценка вашего уровня готовности, общение с виртуальным преподавателем и получение электронных консультаций;
  • Учебные пособия: оригинальные учебники, конспекты, плакаты - "шпаргалки".
  • Материалы для самостоятельного изучения основных предметов школьной программы, решение задач,

В рамках открытого колледжа работают сайты:
College.ru: Астрономия
http://college.ru/astronomy/

Раздел College.ru по астрономии объединяет содержание учебного курса на компакт-диске "Открытая Астрономия" и индивидуальное обучение через интернет. Можно посмотреть в открытом доступе учебник, включенный в курс "Открытая Астрономия" (УЧЕБНИК), поработать с интерактивными Java-апплетами по Астрономии (МОДЕЛИ), посетить виртуальный ПЛАНЕТАРИЙ.
College.ru: Биология
http://biology.ru/

Сайт College.ru по биологии объединяет содержание учебного курса на компакт-диске "Открытая Биология" и индивидуальное обучение через интернет. На сайте опубликована интернет-версия (без интерактивных моделей и различных видов учебной активности учащихся) иллюстрированного учебника курса "Открытая Биология" (Учебник). Ознакомиться и заказать диск "Открытая Биология 2.6" можно на сайте компании ФИЗИКОН.
College.ru: Химия
http://chemistry.ru/

Раздел College.ru по химии объединяет содержание учебного курса "Открытая Химия 2.6", выпускаемого на компакт-дисках, и индивидуальное обучение через интернет - тестирование, электронные консультации. На сайте в открытом доступе размещен учебник курса "Открытая Химия 2.6" ("учебник"), интерактивные Java-апплеты ("модели"). В разделе "таблица Менделеева" - on-line-справочник свойств всех известных химических элементов. Раздел "химия в Интернете" содержит обзор интернет-ресурсов по химии и постоянно обновляется.

Раздел College.ru по физике интегрирует содержание учебных компьютерных курсов компании ФИЗИКОН, выпускаемых на компакт-дисках, и индивидуальное обучение через интернет - тестирование и электронные консультации.

ФЦИОР (Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов)
http://fcior.edu.ru/

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов представляет собой каталог, информация в котором систематизирована по основным разделам:

  • Основное общее образование;
  • Среднее (полное) общее образование;
  • Начальное профессиональное образование;
  • Среднее профессиональное образование.

Проект федерального центра информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР) направлен на распространение электронных образовательных ресурсов и сервисов для всех уровней и ступеней образования. Сайт ФЦИОР обеспечивает каталогизацию электронных образовательных ресурсов различного типа за счет использования единой информационной модели метаданных, основанной на стандарте LOM.

В последнее время получили распространение открытые образовательные модульные мультимедиа системы (ОМС), объединяющие электронные учебные модули трех типов: информационные, практические и контрольные. Электронные учебные модули создаются по тематическим элементам учебных предметов и дисциплин. Каждый учебный модуль автономен и представляет собой законченный интерактивный мультимедиа продукт, нацеленный на решение определенной учебной задачи. Для воспроизведения учебного модуля на компьютере требуется предварительно установить специальный программный продукт - ОМС-плеер.

На данный момент каталог сайта ФЦИОР объединяет более 12 000 электронных учебных модулей, созданных для общего образования, и более 5 000 - ориентированных на профессиональное образование.

Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов
http://school-collection.edu.ru/

Единая Коллекция цифровых образовательных ресурсов для учреждений общего и начального профессионального образования. Коллекция включает в себя разнообразные цифровые образовательные ресурсы, методические материалы, тематические коллекции, инструменты (программные средства) для поддержки учебной деятельности и организации учебного процесса.

2. АСУ - Автоматизированные системы управления

Автоматизированная система управления или АСУ — комплекс аппаратных и программных средств, предназначенный для управления различными процессами в рамках технологического процесса, производства, предприятия. АСУ применяются в различных отраслях промышленности, энергетике, транспорте и т. п. Термин автоматизированная, в отличие от термина автоматическая подчеркивает сохранение за человеком-оператором некоторых функций, либо наиболее общего, целеполагающего характера, либо не поддающихся автоматизации. Образование относится к социально-культурной сфере, что накладывает особую специфику на процессы автоматизации. В отличие от производственной сферы, результаты нематериальной деятельности здесь не так очевидны: производимый продукт практически с трудом поддается количественному измерению, критерии эффективности образовательной деятельности не имеют четкого и однозначно понимаемого определения.
Яркими примерами АСУ являются:

http://edu.1c.ru/
Программный комплекс «1С:Управление школой» предоставляет следующие возможности:

  • систематизация данных о сотрудниках и учащихся;
  • оперативный сбор, учет и анализ результатов учебной деятельности учащихся;
  • автоматизация вопросов планирования и организации учебного процесса;
  • управление административно-финансовой и хозяйственной деятельностью;
  • автоматизация библиотечной деятельности;
  • организация учета питания.

Весной 2008 года в рамках приоритетного национального проекта "Образование" все образовательные учреждения РФ получили стандартный базовый пакет лицензионного программного обеспечения "Первая ПОмощь 1.0" .
На 56 дисках, вложенных в папку «Первая ПОмощь 1.0», размещены операционные системы, офисные приложения, антивирусное обеспечение, архиватор, средства разработки приложений, графические редакторы, решение для автоматизации управления деятельностью школы. На Интернет-портале http://www.shkola.edu.ru/ развернута информационно-справочная, методическая и техническая поддержка общеобразовательных учреждений по вопросам установки и использования СБППО.

АВЕРС
http://iicavers.ru/index.php

Компания АВЕРС, уже работающая 15 лет на рынке программного обеспечения, представляет комплекс программного обеспечения для управленческой, административной и финансово-хозяйственной деятельности образовательных учреждений, органов управления образованием муниципального и регионального уровня.

Сетевые программы для учреждений образования позволяют создавать автоматизированные рабочие места практически для всех работников: директор, заместители директора, классные руководители, секретарь, библиотекарь, бухгалтер, учителя, медработник, психолог и др.

Программные продукты АРМ "Директор", "Расписание", Библиотека", "Тарификация" работают на единой базе данных. Простые настройки, интуитивно понятный интерфейс, широчайшие возможности существенно сокращают временные затраты на поиск, систематизацию информации, формирование и вывод отчетов, таблиц, графиков (как стандартизированных так и свободно создаваемых) в ряд популярных приложений.
Комплекс включает в себя базу данных сотрудников, учащихся, учебный план, ЕГЭ, расписание, тарификация, библиотечный фонд и многое другое. Представлено более 800 параметров на выбор, автозагрузка данных, интеграция с другими программными продуктами.

Управление школой - ООО "Хронобус" Компания "Хронобус" представляетпрограммное обеспечение для информатизации административной деятельности учебных заведений. Например - "1C:ХроноГраф Школа 2.5 ПРОФ" - информационная система администрирования деятельности образовательного учреждения.

Автоматизация управления школой
Программный пакет "1С:ХроноГраф Школа 2.5 ПРОФ" - это многофункциональная система, работающая как основа для формирования единого информационного пространства учреждения образования.
Программа предоставляет широкие возможности для:

  • создания базовой информации, включая информацию общего доступа и периодизированных компонент;
  • автоматизации кадровой работы;
  • систематизации данных об учащихся;
  • администрирования учебно-воспитательного процесса;
  • поддержки содержания образования;
  • автоматизации финансовой и хозяйственной деятельности образовательного учреждения.

Функции подготовки отчетной документации позволяют формировать итоговые и статистические отчеты как произвольные, так и унифицированные формы Госкомстата РФ. Также в программе предоставляются возможности для самостоятельного конструирования отчетов. Для оптимизации поиска данных по базе учреждения в программе реализован отдельный интерфейс поиска по ключевым словам с возможностью определения области поиска.

Еще один из продуктов этой компании - 3Т:ХроноГраф Журнал

На современном рынке российского образования представлено достаточное количество различных реализаций электронных журналов учителя и дневников ученика. Отличительной особенностью таких решений является то, что они выполняются на web технологиях и, как правило, требуют обязательной связи компьютера учителя со школьным сервером или сервером, расположенным в Интернет, в момент непосредственной работы: указания тем уроков, фиксации пропусков, выставления оценок и т.д. К сожалению, далеко не всякая обычная российская школа может обеспечить как создание рабочих мест каждому преподавателю, так и подключение их к компьютерной сети.
Алгоритмы процесса обмена данными (синхронизации), применяемые в комплексе "3Т:Хронограф Журнал" , выгодно отличаются тем, что позволяют осуществлять работу на компьютерах, не подключенных к локальной сети или сети Интернет в ходе непосредственной работы учителя на уроке или вне школы.
Программный комплекс интегрируется в административную систему управления образовательными учреждениями "1С:ХроноГраф Школа 2.5 ПРОФ" , поставленную во все школы России в рамках приоритетного национального проекта «Образование» в составе СБППО "Первая ПОмощь 1.0" .
Также «3Т:ХроноГраф Журнал» входит в состав Программно-технологического комплекса «Электронная учительская» , занявшего первое место в номинации «Лучший проект для образования» на конкурсе «Лучшие 10 ИТ-проектов для госсектора» 2009 года.
Программный комплекс "3Т:ХроноГраф Журнал" включает в себя:

  • Программа «Журнал», входящая в состав программного комплекса, представляет собой персональный инструментарий учителя-предметника, предназначенный для оперативного сбора, отображения и анализа результатов учебной деятельности учащегося, включая успеваемость и посещаемость, а также анализа выполнения учебного плана и тематического планирования. Программа «Журнал» может быть запущена практически на всех видах компьютерной техники (ПК, ноутбуках, нетбуках и КПК), также для удобства работы, может быть размещена на картах флэш-памяти.
  • Серверный компонент, производящий сбор и хранение данных.
  • Модуль школьного дневника, входящий в состав программного комплекса формирует Web страницы электронных дневников учащихся в соответствии с действующим законодательством о защите персональных данных.
  • Модуль синхронизации данных с программой "1С:ХроноГраф Школа 2.5 ПРОФ".

Также "Хронобус" представляет Набор для бухгалтерии УО и многие другие продукты, полезные для процесса автоматизации управления школой.

Автоматизированная система управления учебным заведением РГУПС
http://ui.rgups.ru/pages.php?id=39

Основной целью создания системы является автоматизация и совершенствование технологических процессов в работе учебных заведений для повышения качества подготовки специалистов отрасли, создание единой информационной среды для ВУЗов, их филиалов, техникумов, школ, управлений дорог. Система также предназначена для:

  • создания единой информационной среды для вуза, филиалов, техникумов
  • реализации миссии учебного заведения по качественной подготовке высококвалифицированных специалистов отрасли в современных условиях
  • информационного обеспечение основного и вспомогательных бизнес-процессов учебных заведений
  • повышения эффективности управления учебным заведением как руководством учебного заведения
  • интеграции управления всеми бизнес-процессами в рамках единой корпоративной системы
  • автоматизации документооборота
  • снижения совокупной стоимости владения системой

С 2001 года в РГУПС на СУБД ORACLE уже эксплуатируются подсистемы АСУ УЗ «Агрегированное хранилище ВУЗ», «Агрегированное хранилище ЦКАДР», «Приемная комиссия», «Контингент студентов», «Ведение расчетного счета», «Учет исполнения смет по субсчетам», «Учет оплаты за обучение», «Учет договоров за обучение», «Кассовый учет», «Учет использования площадей», комплекс подсистем УМУ: «Формирование учебных планов», «Формирование рабочих планов», «Расчёт учебной нагрузки на кафедру», «Распределение учебной нагрузки на преподавателя».


Net-school
http://www.net-school.ru/

NetSchool - комплексная информационная система для современной школы. Этот программный продукт позволяет и эффективно решать административные задачи, и вести мониторинг текущего учебного процесса, и наладить оперативное общение между всеми участниками этого процесса.
Сотрудникам школы NetSchool позволяет перевести в электронный вид множество бумажных отчётов, экономя время на их составление, делая их наглядными и легко доступными для анализа.

NetSchool помогает лучше информировать родителей об успеваемости их детей.
SMS Школа - это информационный сервис на базе NetSchool, который позволяет получать на мобильный телефон информацию о школьной жизни. В первую очередь, родитель может получать разнообразную информацию о своем ребёнке.
Стоимость SMS-сообщений автоматически списывается со счета мобильного телефона абонента. А значит, родителю не требуется посещать банк, заполнять квитанции, ждать перевода денег и т.п.

Для учреждений, использующих систему NetSchool, внедрение не требует дополнительных затрат на ввод данных.

Пакет прикладных программ " ШКОЛА™."
http://school.sssu.ru/

Автоматизированная система управления учебным процессом была создан с учетом действующей законодательной базы Российской Федерации, а также при консультационной помощи Министерства образования России.
Разработкой пакета ШКОЛА™ занимается лаборатория математического моделирования и информационных систем Южно-Российского государственного университета экономики и сервиса (ММиИС ЮРГУЭС) по заказу Министерства образования Российской Федерации.

Пакет ШКОЛА™ был выполнен на основе Книг табличного процессора Microsoft® Excel, входящего в пакет поставки Microsoft® Office и оснащен набором функций, реализованных в виде макросов на языке Visual Basic for Applications (VBA) и динамически подсоединяемой библиотеки Planydll.dll, являющейся разработкой лаборатории ММиИС ЮРГУЭС. Доступ к данным функциям осуществляется с помощью встроенных в Книги панелей инструментов.

Система электронных журналов Баллов.нет
http://www.ballov.net/ , http://www.school-online.ru/

Удобный, мощный, полностью бесплатный инструмент для создания единого информационно-образовательного пространства учебного заведения и взаимодействия образовательного учреждения с родителями учащихся (родители могут контролировать успеваемость ребенка и выполнение им домашних заданий, узнать вовремя о родительском собрании, получать все замечания учителя). Плата берется только с тех родителей, которые подписаны на смс рассылку.

Предусматривается публикация расписания для каждого класса, возможность задавать собственное названия класса, публикация информации о школе, ведение электронного дневника учащегося, контроль учебного процесса, смс-дневник. Ведется смс-рассылка, рассылка на почту, предусматривается создание сайтов для школ. Большое количество подключившихся школ-720 по России и СНГ. В роли операторов выступают сами учителя.Система выступает в роли спонсоров спортивных мероприятий в школах.

НП "Центр современных образовательных технологий" (НП ЦСОТ)

Некоммерческое партнерства по разработке и внедрению технологий в сфере образования "Центр современных образовательных технологий".
Миссия некоммерческого партнерства по разработке и внедрению технологий в сфере образования "Центр современных образовательных технологий":

  • управление инновационными проектами в сфере образования, преимущественно в сфере информатизации образования;
  • научное руководство опытно-экспериментальной работой в образовательных системах разного уровня;
  • проведение аналитических и мониторинговых исследований в сфере образования;
  • консалтинг в сфере образования.


3. Системы тестирования

ECDL Россия - программа сертификации пользователей компьютера

The European Computer Driving Licence (ECDL - Европейские компьютерные права, также известен как ICDL - International Computer Driving License, международные компьютерные права) - ведущая мировая сертификация навыков владения персональным компьютером. Тот факт, что на сегодняшний день более 6,5 миллионов человек в 166 странах мира прошли тестирование, делает сертификацию ECDL де-факто глобальным стандартом компьютерной грамотности.

Система Интерактивного Тестирования Знаний «СИнТеЗ: для NetSchool»
http://www.net-school.ru/sintez.php

Система Интерактивного Тестирования Знаний «СИнТеЗ: для NetSchool» - это модуль для системы NetSchool, предназначенный для создания тестов, проведения тестирований и анализа полученных при тестировании результатов.

Модуль СИнТеЗ, как и NetSchool, имеет веб-интерфейс и запускается из неё одним кликом. Списки учеников, преподавателей, классов и т.д. берутся автоматически из NetSchool, поэтому нет необходимости вводить их еще раз.

После того как учащийся выполнит тест, оценка автоматически выставляется в электронный классный журнал системы NetSchool. Затем из журнала щелчком мыши учитель открывает подробный отчет о результатах тестирования ученика. Оценка будет также автоматически выставлена в электронный дневник NetSchool, где её смогут увидеть учащийся и его родитель.

eTest

http://www.etest.ru/

eTest - программный комплекс, предназначенный для подготовки и проведения тестов на компьютере. eTest состоит из двух частей: редактора тестов eTeditor (рабочее место преподавателя) и программы для проведения тестирования eTester (рабочее место учащегося).

В редакторе можно создавать иерархическую структуру для хранения вопросов теста, добавлять комментарии к конкретным вопросам и группам вопросов, импортировать и экспортировать данные.

В данной статье причислены далеко не все информационные системы, на самом деле их очень большое количество. Найти и познакомиться с ними пользователь персонального компьютера и сети Интернет может с помощью любой популярной поисковой системы. Как определить, что действительно оптимально подходит для вашего образовательного учреждения?

В 2010 году планируется провести очередной этап конкурса «Информационная среда современной школы» ИСШ 2010

Основная цель - выявить самые продвинутые цифровые школы России для обмена опытом и знаниями.

Школы должны будут представить свой школьный сайт, с использованием информационных систем различных типов и описанием процесса работы в них - плюсов и минусов, достижений и разочарований.

Информация о конкурсе размещена на сайтах методической службы Издательства «БИНОМ. Лаборатория знаний» http://metodist.lbz.ru/konkursy/digitalschool.php и на сайте проекта Цифровое образование

Проектирование и разработка программного обеспечения для автоматизации деятельности МБОУ ДО «Детская школа искусств г. Невельска»

Ксенофонтов Сергей Сергеевич

Сахалинский государственный университет, студент

Агаширинова Валентина Юрьевна
Сахалинский государственный университет, институт естественных наук и техносферной безопасности

Старший преподаватель кафедры информатики

Аннотация

В статье рассматривается процесс автоматизации деятельности МБОУ ДО «Детская школа искусств г. Невельска» с помощью разработки информационной системы, для ведения учета контингента учащихся школы, заполнения расписания, оценочных ведомостей учащихся и получения отчетных документов, необходимых для работы администрации школы искусств.

Ключевые слова: автоматизация, информационная система, запрос, отчет.

Design and development of software for the automation of MBOU to "Children"s Art School Nevelsk"

Ksenofontov Sergey Sergeevich

Sakhalin State University

S tudent

Agashirinova Valentina Yuryevna

Sakhalin State University, Institute of Natural Sciences and technosphere safety

Senior Lecturer of the Department of Informatics

A bstract

The article discusses the process of automation of activity MBOU to "Children"s Art School Nevelsk" , through the development of an information system for keeping records of school enrollment, fill in the schedule, students scorecards and reporting receipt of the documents necessary for the school of arts administration.

Keywords: automation, information system, query, report.

В современном информационном обществе деятельность человека в самых разнообразных сферах тесно связана с реализацией процессов получения, преобразования, передачи, хранения, использования информации и информационного взаимодействия, создания и применения современных информационных систем прикладного характера.

Применение таких средств позволяет существенно повысить эффективность работы. В каждой образовательной организации существует потребность хранения, обработки и анализа большого объема информации. Для того чтобы снизить время обработки информации и облегчить работу сотрудникам создаются информационные системы.

Для успешного создания работоспособной, отказоустойчивой и удобной информационной системы необходимо тщательное изучение предметной области, сбор исходных данных и их анализ. Необходимо выделить круг автоматизируемых задач и заложить требования к функциональности системы.

Информационная система - это взаимосвязанная совокупность информационных, технических, программных, математических, организационных, правовых, эргономических, лингвистических, технологических и других средств, а также персонала, предназначенная для сбора, обработки, хранения и выдачи экономической информации и принятия управленческих решений .

Свойства информационных систем:

    любая ИС может быть подвергнута анализу, построена и управляема на основе общих принципов построения сложных систем;

    при построении ИС необходимо использовать системный подход;

    ИС является динамичной и развивающейся системой;

    ИС следует воспринимать как систему обработки информации, состоящую из компьютерных и телекоммуникационных устройств, реализованную на базе современных технологий;

    выходной продукцией ИС является информация, на основе которой принимаются решения или производятся автоматическое выполнение рутинных операций;

    участие человека зависит от сложности системы, типов и наборов данных, степени формализации решаемых задач.

Процессы в информационной системе:

    ввод информации из внешних и внутренних источников;

    обработка входящей информации;

    хранение информации для последующего ее использования;

    вывод информации в удобном для пользователя виде;

    обратная связь, т.е. представление информации, переработанной в данной организации, для корректировки входящей информации.

В современных условиях для повышения эффективности управления необходимо совершенствование работы с документами. Организация работы с документами влияет на качество работы, организацию труда работников. Совершенствование и повышение уровня организации и эффективности труда во многом зависит от того, насколько рационально поставлен в учреждении поток документооборота.

Проблемы управления потоками документов актуальны для любого учреждения образования. Но особенную остроту эти проблемы приобретают при переходе на новые компьютерные технологии, когда привычные бумажные документы заменяются электронными.

При разработке приложения использовалась концепция MVC (Model-Veiw-Controller, Модель-Вид-Контроллер), как показано на рисунке 1. Этот шаблон разделяет работу веб-приложения на три отдельные функциональные роли: модель данных (Model), пользовательский интерфейс (View) и управляющую логику (Controller). Таким образом, модификация каждого компонента может осуществляться независимо .

Модель предоставляет данные предметной области представлению и реагирует на команды контроллера, изменяя свое состояние. Представление отвечает за отображение данных предметной области (модели) пользователю, реагируя на изменения модели. Контроллер интерпретирует действия пользователя, оповещая модель о необходимости изменений.

Рисунок 1 – Концепция Model-View-Controller

Общий принцип работы с базой данных через веб-интерфейс можно описать следующим алгоритмом:

    Пользователь заполняет веб-форму и отправляет ее PHP-обработчику, заданному в атрибуте action.

    Веб-сервер (Apache) принимает запрос и вызывает интерпретатор PHP с именем скрипта и данными веб-формы в качестве параметров.

    Интерпретатор PHP загружает на исполнение указанный скрипт и передает ему данные из формы.

    В процессе выполнения PHP-скрипта данные из формы подставляются в SQL-запрос.

    Из скрипта SQL-запрос передается серверу СУБД MySQL.

    Набор данных, полученный в результате выполнения SQL-запроса, возвращается скрипту.

    PHP-скрипт использует полученные из БД данные для динамического формирования веб-страницы и возвращает ее веб-серверу (Apache), который передает ее клиенту (браузеру).

Схема взаимодействия клиента и сервера представлена на рисунке 2.

Рисунок 2 – Схема взаимодействия клиента и сервера

Для построения концептуальной модели базы данных определим основные объекты и связи.

Основными объектами являются:

    ученики;

    преподаватели;

    группы (классы);

    отделения.

Проектирование базы данных осуществлялась при помощи веб-интерфейса phpmyadmin, который позволяет при помощи визуальных средств создать структуру и сгенерировать SQL-код для формирования базы данных в СУБД MySQL.

Схема базы данных школы в виде таблиц со связями изображена на рисунке 3.

Рисунок 3 – Схема базы данных в виде таблиц

На рисунке 3 не показаны связи между таблицами, так как связи между таблицами задаются в запросах SQL при выполнении кода скрипта РНР.

Рисунок 4 Окно редактора SQL-запросов в phpmyadmin

Разработка пользовательского интерфейса производилась без использования каких-либо конструкторов – в текстовом редакторе GEdit, входящим практически в любой дистрибутив OS L i nux. На рисунке показан процесс программирования информационной системы. В левом мониторе открыт файл index.php в текстовом редакторе GEdit в режиме редактирования от имени суперпользователя root. Команда на запуск редактора в таком режиме для Ubuntu Linux Desk"; line-height: 100%">

Рисунок 5 Разработка АИС «Контингент ДШИ»

Пользовательский интерфейс разрабатывался исходя из требований минималистичности. Интерфейс должен быть простым и интуитивно понятным, поэтому цветовая гамма интерфейса выдержана в спокойных тонах и интерфейс не имеет картинок.

Рисунок 6 Главная страница автоматизированной информационной системы

При запуске информационной системы пользователь попадает на страницу «Главная». В верхней части страницы имеется меню, обеспечивающее навигацию по отделениям школы искусств. Слева направо:

    Отделение изобразительного искусства;

    Музыкальное отделение;

    Хореографическое отделение;

    Отделение эстетического образования.

Разработанная автоматизированная информационная система была протестирована и отлажена с использованием рабочей станции ЛВС МБОУ ДО ДШИ г.Невельска. Рабочая станция работает под управлением ОС Ubuntu Lunux Desktop i386, что облегчает размещение АИС на сервере локальной сети организации. Автоматизированная информационная система доступна из браузера любого компьютера ЛВС по адресу: .

Библиографический список

    Базы данных: Учебник для высших учебных заведений / Под ред. Проф. А.Д. Хомоненко. – 4-е изд. – СПб.: Корона Принт, 2014. – 736.

    Гольцман, В. MySQL 5.0. Библиотека программиста / В. Гольцман. – Питер, 2011. – 370 с.

    Бейли, Л. Изучаем PHP и MySQL / Л. Бейли, М. Моррисон. – Эсмо, 2012. – 800 с.

    Кокорева Е.В., Виснадул Б.Д. Технология разработки программного обеспечения. М.: ИНФРА-М, ФОРУМ. 2013. 400 с.

Разработка приложения « Система автоматизации деятельности среднеобразовательной школы на платформе 1 С: Предприятие 8.2» Выполнил: Студент 5- го курса 1- й группы ПОИТ заочной формы Головорушко Дмитрий Сергеевич Научный руководитель: доцент кафедры программного обеспечения интеллектуальных и компьютерных систем, кандидат технических наук, доцент Олизарович Евгений Владимирович Гродно 2015


Цель и задачи дипломного проекта Цель – разработка системы автоматизации деятельности среднеобразовательной школы на платформе 1 С: Предприятие 8.2. Задачи: Изучить предметную область; Выбрать средства разработки; Написать программу; Реализовать интерфейс; Протестировать.




Виды пользователей Администратор Пользователь с полными правами. Заведение новых пользователей, администраторская работа с базой данных. Ученик Просмотр своего дневника, журнала и сообщений. Учитель Просмотр расписаний, дневников, журналов, сообщений. Редактирование оценок, домашних заданий, отправка сообщений. Завуч Просмотр и редактирование профилей учеников и учителей. Редактирование расписаний занятий, составов классов, установка классных руководителей. Возможна работа в режиме учителя.










Программные и технические требования Программные требования: Операционная система Microsoft Windows 2000 и выше или Microsoft Windows Server 2003 и выше; Платформа «1С: Предприятие 8.2» версии и лицензии для работы с ней. Технические требования: Процессор Intel Pentium/Celeron 1800 МГц и выше; Оперативная память 256 Мбайт и выше (рекомендуется 512 Мбайт); Жесткий диск (40 Гб и выше); Прочее: SVGA-дисплей; клавиатура; мышь; принтер.


Итоги Итогом данной дипломной работы является полнофункциональное приложение на платформе «1 С: Предприятие 8.2», ориентированное на ведение деятельности среднеобразовательной школы. Все поставленные задачи выполнены, приложение работоспособно и может быть использовано по прямому назначению. В ходе работы была изучена предметная область; выбрано и описано средство разработки, а также обоснован его выбор; написан программный код, который включает в себя модули форм, методы проводок для регистров, тексты запросов к базе данных; разработаны интерфейсы для всех видов пользователей; разработаны диаграмма вариантов использования и диаграмма состояний; создана модель данных; продумана и описана логика работы приложения; проведены тесты работы приложения под всеми пользователями.