APU против GPU: сравнительный обзор. Железный эксперимент: играем в разрешении Full HD на встроенной в процессор графике

10.07.2019

Нельзя сказать, что AMD выпускает слабые видеокарты, особенно в недорогом сегменте. Производительности видеокарт зачастую хватает на большинство задач. Особенно если это не высоко требовательные задачи, вроде рендера видео или работы с 3D графикой. Для того чтобы лучше определить уровень производительности, следует рассмотреть две видеокарты серии AMD Radeon R7 200 Series.

В таблице описаны характеристики AMD Radeon R7 200 Series, а именно представлен сравнительный анализ двух видеокарт из этой серии.

Параметры видеокарты

Radeon R7 240
Oland XT

Частота ядра

780 МГц

Тип графической памяти

DDR3

Количество памяти

2 Гб

Частота памяти

1600 МГц

Техпроцесс

28

Потоковые процессы

320

Блоки рендеринга

8
20
128 бит

Транзисторы

1040 миллионов

1040 миллионов

Теплоотвод

30 Вт

Поддержка

DirectX 12

Стоит учитывать, что базовая частота ядра R7 240 составляет 730 МГц, а 780 МГц – это частота после разгона. В параметрах видеокарт указан тип памяти DDR3, но при этом есть ещё вариант с GDDR5 памятью. В сравнении будет использоваться DDR3, поскольку на данный момент это самый распространённый тип.

Обзор Radeon R7 200 Series

AMD Radeon R7 200 Series относиться к категории бюджетных и доступных видеокарт. Тем не менее, она выполнена достаточно качественно. Видеокарты, рассматриваемые в этом обзоре, представлены от компании Gigabyte.

Обзор Radeon R7 240

Модель получила 2 Гб видеопамяти типа DDR3. Также она имеет изначальный заводской разгон. Сама сборка выполнена качественно, хоть это и бюджетный сегмент.

На верхней части графической карты расположен охлаждающий кулер с большим радиатором. Такой решение обуславливается сильным нагревом карт AMD. Радиатор выполнен из алюминия, а сам вентилятор слегка выпирает. Длина всей видеокарты составляет 19,5 см.


В игре Metro Last Light результаты неплохие. Ядра работали на частоте 900 МГц. Видеокарта нагружалась на 90-100%, при этом средняя температура не превышала отметку в 46 градусов. Кулеры работали на 33%, а частота оборотов в минуту достигала 2-х тысяч. Кулер практически не издавал шумов.

Обзор Radeon R7 250

Внешнее оформление графической карты ничем не отличается от младшей модели. Она также имеет электроизоляционное покрытие из синего текстолита и ширину в 19,5 см. Радиатор такой же громоздкий, как и у AMD Radeon R7 240.

Отличаются рассматриваемые карты исключительно микросхемами памяти и фазами питания. Radeon R7 250 имеет трёхфазовое питание, в отличии от двухфазового R7 240.

Результаты тестирования в игре Metro Last Night схожи. Видеокарта стабильно работала на 90-100%, при этом особо не нагревалась. Температура не превышала 46-47 °C.

Отличие только в количестве оборотов в минуту. Вентилятор работал со скоростью в 1200 об/мин, что в двое меньше скорости Radeon R7 240. Показатель FPS стабильно держался в районе 30-40 кадров.

Как разогнать видеокарту Radeon R7 200 Series

Для начала потребуется установить следующие утилиты: MSI Afterburner, 3DMark, TechPowerUp GPU-Z, FurMark.

  1. Запускаем MSI Afterburner и кликаем по кнопке настройки (шестерёнка).
  2. Выбираем вкладку «User interface» и в настройках выставляем нужный язык.
  3. Нажимаем на копку «Settings» и во вкладке «Мониторинг» выносим наверх следующие параметры: частота ядра ГП, частота памяти ГП1, частота кадров, температура ГП1.
  4. Для каждого из выбранных параметров выставляем опцию «Показать в Оверлейном Дисплее» и сохраняем изменения.
  5. Снова кликаем на кнопку «Settings» и во вкладке «Основные» ставим галочки для «Разблокировать управление напряжением» и для «Разблокировать мониторинг напряжения».
  6. Запускаем программу FurMark и выбираем нужное разрешение экрана, а также максимально доступное сглаживание.

Теперь самый главный этап – разгон видеокарты AMD Radeon R7 200 Series. Начинаем с разгона видеопамяти. Сначала увеличиваем частоту памяти на 100 МГц и сохраняем настройку. После чего прогоняем видеокарту в FurMark. Повторяем данную процедуру до появления первых артефактов.

Если при тестировании компьютер зависнет, стоит немедленно его перезагрузить. После перезагрузки выставляем те параметры, при которых артефакты отсутствуют.

Напоследок проверяем карту в программе 3DMark, дабы избежать бликов, пятен и прочих дефектов.

С разгоном видео ядра ситуация такая же. Выставляем параметр «Power Limit» на максимум, после чего увеличиваем частоту ядра на 10 МГц. Тесты проводим в программах, которые использовали для разгона памяти.

Если появляются артефакты, то увеличиваем напряжение на ядро. Повторяем процедуру, пока не будет достигнут нужный результат.

Результаты тестирования в играх

В GTA V обе видеокарты показывают хороший результат. При низких настройках графики обе видеокарты выдавали в районе 35-40 FPS. На изначальных частотах R7 240 DDR3 немного выигрывает у и выдаёт на 10-15 FPS больше. Такие показатели достигаются не только из-за высокой производительности видеокарт, но и из-за хорошего уровня оптимизации GTA V.

В игре War Thunder при базовых частотах видеокарты выдают стабильные 35 FPS. А Radeon R7 240 опережает GT 730 на 13 FPS. Ситуация после разгона ещё лучше. Обе видеокарты от AMD не только идут вровень с GeForce GT 730 DDR3 и GeForce GT 730 типа GDDR5, но и опережают их на несколько процентов. Стоит отметить, что настройки графики были выставлены на средние значения.

Ну и последняя игра – Dota 2. Обе карты от AMD стабильно работают в районе 45 FPS. В сильно нагруженных сценах количество кадров просаживалось до 25-30 FPS. При базовых частотах Radeon R7 240 обгонял GeForce GT 730 на 25 FPS.

Ситуация с R7 250 немного хуже. Отсутствие разгона частоты видеопамяти сильно влияет на прирост производительности. Поэтому показатель FPS у Radeon R7 250 немного ниже показателя GeForce GT 730 (GDDR5). Тесты проводились на минимальных настройках графики.

В целом, тесты в играх AMD Radeon R7 200 Series показывают удовлетворительные результаты. Видеокарты способны тянуть вполне современные игры, хоть и на низких настройках. Сравнительный анализ показал, что в большинстве случаев видеокарты от AMD опережают видеокарты от Nvidia. Но нужно учитывать, что видеокарты находятся в бюджетном сегменте.

«Зачем нужна эта встройка? Дайте больше ядер, мегагерц и кэша! » - вопрошает и восклицает среднестатистический компьютерный пользователь. Действительно, когда в компьютере используется дискретная видеокарта, то необходимость в интегрированной графике отпадает. Признаюсь, я слукавил относительно того, что сегодня центральный процессор без встроенного видео тяжелее найти, чем с оным. Такие платформы есть - это LGA2011-v3 для чипов Intel и AM3+ для «камней» AMD. В обоих случаях речь идет о топовых решениях, а за них надо платить. Мейнстрим-платформы, такие как Intel LGA1151/1150 и AMD FM2+, поголовно оснащаются процессорами с интегрированной графикой. Да, в ноутбуках «встройка» незаменима. Хотя бы потому, что в режиме 2D мобильные компьютеры дольше работают от аккумулятора. В десктопах толк от интегрированного видео есть в офисных сборках и так называемых HTPC. Во-первых, мы экономим на комплектующих. Во-вторых, мы опять экономим на энергопотреблении. Тем не менее в последнее время AMD и Intel всерьез говорят о том, что их встроенная графика - всем графикам графика! Годится в том числе и для гейминга. Это мы и проверим.

Играем в современные игры на встроенной в процессор графике

300% прироста

Впервые встроенная в процессор графика (iGPU) появилась в решениях Intel Clarkdale (архитектура Core первого поколения) в 2010 году. Именно интегрированная в процессор. Важная поправка, так как само понятие «встроенное видео» образовалось гораздо раньше. У Intel - в далеком 1999 году с выходом 810-го чипсета для Pentium II/III. В Clarkdale интегрированное видео HD Graphics реализовали в виде отдельной микросхемы, размещенной под теплораспределительной крышкой процессора. Графика производилась по старому на тот момент времени 45-нанометровому техпроцессу, основная вычислительная часть - по 32-нанометровым нормам. Первыми решениями Intel, в которых блок HD Graphics «поселился» вместе с остальными компонентами на одном кристалле, стали процессоры Sandy Bridge.

Intel Clarkdale - первый процессор со встроенной графикой

С тех пор встроенная в «камень» графика для мейнстрим-платформ LGA115* стала стандартом де-факто. Поколения Ivy Bridge, Haswell, Broadwell, Skylake - все обзавелись интегрированным видео.

Встроенная в процессор графика появилась 6 лет назад

В отличие от вычислительной части, «встройка» в решениях Intel заметно прогрессирует. HD Graphics 3000 в настольных процессорах Sandy Bridge K-серии насчитывает 12 исполнительных устройств. У HD Graphics 4000 в Ivy Bridge - 16; у HD Graphics 4600 в Haswell - 20, у HD Graphics 530 в Skylake - 25. Постоянно растут частоты как самого GPU, так и оперативной памяти. В итоге производительность встроенного видео за четыре года увеличилась в 3-4 раза! А ведь есть еще гораздо более мощная серия «встроек» Iris Pro, которые используются в определенных процессорах Intel. 300% процентов за четыре поколения - это вам не 5% в год .

Производительность встроенной графики Intel

Встроенная в процессор графика - это тот сегмент, в котором Intel приходится поспевать за AMD. В большинстве случаев решения «красных» оказываются быстрее. Ничего удивительно в этом нет, ведь AMD разрабатывает мощные игровые видеокарты. Вот и во встроенной графике настольных процессоров используется та же архитектура и те же наработки: GCN (Graphics Core Next) и 28 нанометров.

Гибридные чипы AMD дебютировали в 2011 году. Семейство кристаллов Llano стало первым, в котором встроенная графика была совмещена с вычислительной частью на одном кристалле. Маркетологи AMD смекнули, что тягаться с Intel на ее условиях не получится, поэтому ввели термин APU (Accelerated Processing Unit, процессор с видеоускорителем), хотя идея вынашивалась «красными» еще с 2006 года. После Llano вышли еще три поколения «гибридников»: Trinity, Richland и Kaveri (Godavari). Как я уже говорил, в современных чипах встроенное видео архитектурно ничем не отличается от графики, используемой в дискретных 3D-ускорителях Radeon. В итоге в чипах 2015-2016 годов половина транзисторного бюджета расходуется именно на iGPU.

Современная встроенная графика занимает половину полезной площади центрального процессора

Самое интересное в том, что развитие APU повлияло на будущее… игровых приставок. Вот и в PlayStation 4 с Xbox One используется чип AMD Jaguar - восьмиядерный, с графикой на архитектуре GCN. Ниже приведена таблица с характеристиками. Radeon R7 - это самое мощное интегрированное видео, какое есть у «красных» на сегодняшний день. Блок используется в гибридных процессорах AMD A10. Radeon R7 360 - это дискретная видеокарта начального уровня, которую, согласно моим рекомендациям , можно считать в 2016 году условно игровой. Как видите, современная «встройка» в плане характеристик несильно уступает Low-end-адаптеру. Нельзя сказать, что и графика игровых приставок обладает выдающимися характеристиками.

Само по себе появление процессоров со встроенной графикой во многих случаях ставит крест на необходимости покупать дискретный адаптер начального уровня. Однако уже сегодня интегрированное видео AMD и Intel посягает на святое - игровой сегмент. Например, в природе существует четырехъядерный процессор Core i7-6770HQ (2,6/3,5 ГГц) на архитектуре Skylake. В нем задействованы встроенная графика Iris Pro 580 и 128 Мбайт памяти eDRAM в роли кэша четвертого уровня. Интегрированное видео насчитывает сразу 72 исполнительных блока, работающих на частоте 950 МГц. Это мощнее графики Iris Pro 6200, в которой используется 48 исполнительных устройств. В итоге Iris Pro 580 оказывается быстрее таких дискретных видеокарт, как Radeon R7 360 и GeForce GTX 750, а также в ряде случаев навязывает конкуренцию GeForce GTX 750 Ti и Radeon R7 370. То ли еще будет, когда AMD переведет свои APU на 16-нанометровый техпроцесс, а оба производителя со временем начнут использовать вместе со встроенной графикой память HBM/HMC .

Intel Skull Canyon - компактный компьютер с самой мощной встроенной графикой

Тестирование

Для испытания современной встроенной графики я взял четыре процессора: по два от AMD и Intel. Все чипы оснащены разными iGPU. Так, у гибридников AMD A8 (плюс A10-7700K) видео Radeon R7 идет с 384 унифицированными процессорами. У старшей серии - A10 - на 128 блоков больше. Выше у флагмана и частота. Есть еще серия A6 - в ней с графическим потенциалом совсем все грустно, так как используется «встройка» Radeon R5 с 256 унифицированными процессорами. Рассматривать ее для игр в Full HD я не стал.

Самой мощной встроенной графикой обладают процессоры AMD A10 и Intel Broadwell

Что касается продукции Intel, то в самых ходовых чипах Skylake Core i3/i5/i7 для платформы LGA1151 используется модуль HD Graphics 530. Как я уже говорил, он содержит 25 исполнительных устройств: на 5 больше, чем у HD Graphics 4600 (Haswell), но на 23 меньше, чем у Iris Pro 6200 (Broadwell). В тесте использовался младший четырехъядерник - Core i5-6400.

AMD A8-7670K AMD A10-7890K Intel Core i5-6400 (обзор) Intel Core i5-5675C (обзор)
Техпроцесс 28 нм 28 нм 14 нм 14 нм
Поколение Kaveri (Godavari) Kaveri (Godavari) Skylake Broadwell
Платформа FM2+ FM2+ LGA1151 LGA1150
Количество ядер/потоков 4/4 4/4 4/4 4/4
Тактовая частота 3,6 (3,9) ГГц 4,1 (4,3) ГГц 2,7 (3,3) ГГц 3,1 (3,6) ГГц
Кэш третьего уровня Нет Нет 6 Мбайт 4 Мбайт
Встроенная графика Radeon R7, 757 МГц Radeon R7, 866 МГц HD Graphics 530, 950 МГц Iris Pro 6200, 1100 МГц
Контроллер памяти DDR3-2133, двухканальный DDR3-2133, двухканальный DDR4-2133, DDR3L-1333/1600 двухканальный DDR3-1600, двухканальный
Уровень TDP 95 Вт 95 Вт 65 Вт 65 Вт
Цена 7000 руб. 11 500 руб. 13 000 руб. 20 000 руб.
Купить

Ниже расписаны конфигурации всех тестовых стендов. Когда речь заходит о производительности встроенного видео, то необходимо уделить должное внимание выбору оперативной памяти, так как от нее тоже зависит, сколько FPS покажет интегрированная графика в итоге. В моем случае использовались киты DDR3/DDR4, функционирующие на эффективной частоте 2400 МГц.

Тестовые стенды
№1: №2: №3: №4:
Процессоры: AMD A8-7670K, AMD A10-7890K; Процессор: Intel Core i5-6400; Процессор: Intel Core i5-5675C; Процессор: AMD FX-4300;
Материнская плата: ASUS 970 PRO GAMING/AURA;
Оперативная память: DDR3-2400 (11-13-13-35), 2x 8 Гбайт. Видеокарта: NVIDIA GeForce GTX 750 Ti;
Оперативная память: DDR3-1866 (11-13-13-35), 2x 8 Гбайт.
Материнская плата: ASUS CROSSBLADE Ranger; Материнская плата: ASUS Z170 PRO GAMING; Материнская плата: ASRock Z97 Fatal1ty Performance;
Оперативная память: DDR3-2400 (11-13-13-35), 2x 8 Гбайт. Оперативная память: DDR4-2400 (14-14-14-36), 2x 8 Гбайт. Оперативная память: DDR3-2400 (11-13-13-35), 2x 8 Гбайт.
Материнская плата: ASUS CROSSBLADE Ranger; Материнская плата: ASUS Z170 PRO GAMING;
Оперативная память: DDR3-2400 (11-13-13-35), 2x 8 Гбайт. Оперативная память: DDR4-2400 (14-14-14-36), 2x 8 Гбайт.
Материнская плата: ASUS CROSSBLADE Ranger;
Оперативная память: DDR3-2400 (11-13-13-35), 2x 8 Гбайт.
Операционная система: Windows 10 Pro x64;
Периферия: монитор LG 31MU97;
Драйвер AMD: 16.4.1 Hotfix;
Драйвер Intel: 15.40.64.4404;
Драйвер NVIDIA: 364.72.

Поддержка оперативной памяти для процессоров AMD Kaveri

Такие комплекты выбраны неспроста. Согласно официальным данным, встроенный контроллер памяти процессоров Kaveri работает с памятью DDR3-2133, однако материнские платы на чипсете A88X (за счет дополнительного делителя) поддерживают и DDR3-2400. Чипы Intel вкупе с флагманской логикой Z170/Z97 Express взаимодействуют и с более скоростной памятью, пресетов в BIOS заметно больше. Что касается тестового стенда, то для платформы LGA1151 использовался двухканальный кит Kingston Savage HX428C14SB2K2/16, который без каких-либо проблем работает в разгоне до 3000 МГц. В других системах задействовалась память ADATA AX3U2400W8G11-DGV.

Выбор оперативной памяти

Небольшой эксперимент. В случае с процессорами Core i3/i5/i7 для платформы LGA1151 применение более быстрой памяти для ускорения графики не всегда рационально. Например, для Core i5-6400 (HD Graphics 530) смена комплекта DDR4-2400 МГц на DDR4-3000 в Bioshock Infinite дала всего 1,3 FPS. То есть при заданных мною настройках качества графики производительность «уперлась» именно в графическую подсистему.

Зависимость производительности встроенной графики процессора Intel от частоты оперативной памяти

При использовании гибридных процессоров AMD ситуация выглядит лучше. Увеличение скорости работы ОЗУ дает более внушительный прирост FPS, в дельте частот 1866-2400 МГц мы имеем дело с прибавкой в 2-4 кадра в секунду. Думаю, использование во всех тестовых стендах оперативной памяти с эффективной частотой 2400 МГц - это рациональное решение. И более приближенное к реальности.

Зависимость производительности встроенной графики процессора AMD от частоты оперативной памяти

Судить о быстродействии интегрированной графики будем по результатам тринадцати игровых приложений. Я их условно разделил на четыре категории. В первую входят популярные, но нетребовательные ПК-хиты. В них играют миллионы. Поэтому такие игры («танки», Word of Warcraft, League of Legends, Minecraft - сюда же) не имеют права быть требовательными. Мы вправе ожидать комфортного уровня FPS при высоких настройках качества графики в разрешении Full HD. Остальные категории были просто разделены на три временных отрезка: игры 2013/14, 2015 и 2016 годов.

Производительность встроенной графики зависит от частоты оперативной памяти

Качество графики подбиралось индивидуально для каждой программы. Для нетребовательных игр - это преимущественно высокие настройки. Для остальных приложений (за исключением Bioshock Infinite, Battlefield 4 и DiRT Rally) - низкое качество графики. Все же тестировать будем встроенную графику в разрешении Full HD. Скриншоты с описанием всех настроек качества графики расположены в одноименной. Будем считать играбельным показатель в 25 кадр/с.

Нетребовательные игры Игры 2013/14 годов Игры 2015 года Игры 2016 года
Dota 2 - высокое; Bioshock Infinite - среднее; Fallout 4 - низкое; Rise of the Tomb Raider - низкое;
Diablo III - высокое; Battlefield 4 -среднее; GTA V - стандартное; Need for Speed - низкое;
StarCraft II - высоко. Far Cry 4 - низкое. XCOM 2 - низкое.
DiRT Rally - высокое.
Diablo III - высокое; Battlefield 4 -среднее; GTA V - стандартное;
StarCraft II - высоко. Far Cry 4 - низкое. «Ведьмак 3: Дикая Охота» - низкое;
DiRT Rally - высокое.
Diablo III - высокое; Battlefield 4 -среднее;
StarCraft II - высоко. Far Cry 4 - низкое.
Diablo III - высокое;
StarCraft II - высоко.

HD

Основная цель тестирования - изучить производительность встроенной графики процессоров в разрешении Full HD, но для начала разомнемся на более низком HD. Вполне комфортно в таких условиях чувствовали себя iGPU Radeon R7 (как для A8, так и A10) и Iris Pro 6200. А вот HD Graphics 530 со своими 25 исполнительными устройствами в ряде случаев выдавала совершенно неиграбельную картинку. Конкретно: в пяти играх из тринадцати, так как в Rise of the Tomb Raider, Far Cry 4, «Ведьмак 3: Дикая Охота», Need for Speed и XCOM 2 снижать качество графики уже некуда. Очевидно, что в Full HD интегрированное видео чипа Skylake ожидает полный провал.

HD Graphics 530 сливает уже в разрешении 720p

Графика Radeon R7, используемая в A8-7670K, не справилась с тремя играми, Iris Pro 6200 - с двумя, а встройка A10-7890K - с одной.

Результаты тестирования в разрешении 1280x720 точек

Интересно, что есть игры, в которых интегрированное видео Core i5-5675C серьезно обходит Radeon R7. Например, в Diablo III, StarCraft II, Battlefield 4 и GTA V. В низком разрешении сказывается не только наличие 48 исполнительных устройств, но и процессорозависимость. А также наличие кэша четвертого уровня. В то же время A10-7890K обошел своего оппонента в более требовательных Rise of the Tomb Raider, Far Cry 4, «Ведьмак 3» и DiRT Rally. Архитектура GCN хорошо проявляет себя в современных (и не очень) хитах.

Сегодня мы поговорим про ряд видеокарт AMD Radeon R7 200 series. Речь пойдет о четырех представителях: 260, 250 и 240 сериях. Несмотря на то, что существует несколько отдельно взятых вариантов, разница между ними не настолько уж и велика. Все самые заметные отличия мы обязательно укажем и рассмотрим, чтобы вам не пришлось лишний раз задумываться о том, что покупать.

Цена

Начнем сразу с ценовой категории этих карточек. Несморя на то, что они все являются высокопроизводительными графическими процессорами и позволяют спокойно обрабатывать большие потоки данных, они находятся в так называемом эконом-секторе. В среднем вам придется отдать за такую карту до 10000 рублей, в зависимости от конкретной модели и магазина, что не может не радовать.

Хотя современные игры и создаются исключительно для самых новых видеокарт, а ультра-настройки работают только на видеопроцессорах от 50000 рублей, это не означает, что дешевые карты не смогут их заменить. Дело в том, что AMD Radeon R7 200 series отзывы от пользователей получают исключительно положительные, а значит, пользуются повышенным спросом.

Характеристики

Начнем мы с самых общих 200 series. Все они изготовлены по техпроцессу, определяющему размер кристалла 28 нм. Величина не слишком высокая, по сравнению с другими видеокартами, могла бы быть и лучше. В другом случае это привело бы к перегреву карты, однако два встроенных охлаждающих кулера сводят на нет данный конструкторский недочет AMD Radeon R7 200 series. Фото в статье это наглядно демонстрируют. Единственный недочет заключается в том, что вам придется чаще чистить систему охлаждения.

AMD Radeon R7 200 series, характеристики которых мы рассматриваем, подключаются через интерфейс PCI-E x16 версии 3.0. Вполне стандартно, но при этом намного лучше, чем AGP. При покупке просто обратите внимание на этот нюанс.

Монитор

Что касается вывода информации на экран, то тут у AMD Radeon R7 200 series драйвер дает жару. Если в 240 серии видеокарта поддерживает всего два монитора, то во всех последующих появляется несколько возможностей.

  • Если использовать и HDMI, то вы сможете подсоединить до 3-х экранов.
  • С разъемом DisplayPort их количество увеличивается до четырёх.
  • При использовании концентратора MST вы сможете подключить целых 6 мониторов.

При этом данные видеокарты поддерживают разрешение 4096х2160. Эти видеокарты подойдут как для обычных, так и для широкоформатных экранов. Таким образом, видеокарты способны поддерживать много-мониторные системы, а программное обеспечение, поставляемое вместе с ними, поможет пользователю с реализацией задуманного.

ТТХ

Давайте теперь поговорим о технической составляющей AMD Radeon R7 200 series. Характеристики данных видеокарт таковы, что они способны без особых усилий поддерживать работоспособность самых современных и требовательных игр. Исключением является AMD Radeon Но и выпущена она была достаточно давно.

Например, частота графического процессора, во многом определяющая производительность видеокарты, колеблется в районе 1 ГГц и может меняться в зависимости от производителя. В тоже время у 240 модели данная величина равна примерно 800 МГц.

Память видеокарты имеет форматы GDDR5 и DDR3. Но при этом если старые модели используют только устаревшую память, то новые (260 series) содержат исключительно современную технологию.

Также может существенно отличаться в пределах одной модели. Это также полностью зависит от производителя. Однако, несмотря на все старания, вы не сможете найти видеокарту AMD Radeon R7 200 series, характеристики которой содержат объем памяти выше 2 гигабайт. Но это и не нужно, если вас интересуют современные игры и требования к ним.

Исходя из формата памяти, также вытекает и пропускная способность AMD Radeon R7 200 series. Характеристики, которые мы получим на выходе, как нельзя лучше демонстрируют рабочие способности данных видеокарт:

  • 250 и 240 серии обладают пропускной способностью до 72 ГБ/с;
  • 260, 260х и 265 обеспечивают скорость обмена данными на 96/104/180 ГБ/с соответственно.

Как видите, при многих прочих равных параметрах выигрывают только самые новые модели. Впрочем, при средней цене 7700 рублей покупка данной видеокарты для апгрейда своего ПК не составит большой проблемы.

Вычислительный процесс

Рассмотрев общие данные, доступные покупателю на ценнике в магазине, мы переходим к более точным цифрам. Характеристики AMD Radeon R7 200 series позволят нам точно сказать, какая из данных видеокарт лучше остальных.

Начнем мы с числа универсальных процессоров. С их помощью производится расчет цвета и формы объектов, выводящихся на экран. Как вы понимаете, от этого параметра сильно зависит быстродействие карточки в целом. И вот тут-то мы смело можем сказать, что 240 модель сильно отстает от своих собратьев по серии.

  • AMD Radeon R7 240 имеет всего 5 вычислительных блоков, а это 320 процессоров.
  • AMD Radeon R7 250 содержит 8 блоков, а 250х - уже 14.
  • У AMD Radeon R7 260 есть 12 блоков, у 260х - 14, а вот 265 модель содержит целых 16 вычислительных устройств. Пояснений тут даже не требуется.

Дополнительно

Безусловно, технические характеристики AMD Radeon R7 200 series очень важны. То, какие технологии способна поддерживать современная видеокарта, определяет её функциональность и полезность для пользователя.

Видеокарты рассмотренной серии уверенно себя чувствуют при работе с Direct X 12.0 и с Open CL 1.2. Кроме того, они прекрасно взаимодействуют с Open GL 4.3. А технология CrossFire давно перестала удивлять и также прекрасно поддерживается данными карточками. В чем же тогда различия?

  1. Первым камнем преткновения становится AMD TrueAudio. Эта технология была создана для поддержания более качественного звука. Вот только далеко не все игры её используют, как и не всё оборудование способно её поддержать. Из всех представленных карточек данную технологию поддерживают только 260 и 260х.
  2. Также проблемой может стать декодер VCE, отвечающий за HD-видео. Он поддерживается только в карточках от 250х и выше.

Благодаря новому драйверу Catalyst графическое ядро APU "Kaveri" может работать вместе с дискретной видеокартой Radeon в режиме Dual Graphics. По сути, он представляет собой асимметричный режим CrossFire, который позволяет двум разным видеокартам семейства Radeon R7 "Volcanic Islands" работать вместе. В частности, AMD указывает возможность совместной работы с видеокартами Radeon R7 240 и Radeon R7 250. Также следует учитывать, что технология Dual Graphics не работает под DirectX 9 и поддерживает только полноэкранный режим. Если игра будет выводиться в окне, то Dual Graphics работать не будет. Технология Dual Graphics работает в режиме AFR (Alternate Frame Rendering), когда графические процессоры по очереди рассчитывают кадры.

APU Рекомендованная видеокарта Также работает с
A10-7000-Series AMD Radeon R7 250 DDR3 "Oland XT" AMD Radeon R7 "Oland"
A10-6000-Series AMD Radeon HD 6670 "Turks XT"
AMD Radeon HD 6450 "Caicos"
A8-7000-Series AMD Radeon R7 240 DDR3 "Oland Pro" AMD Radeon R7 "Oland"
A8-6000-Series AMD Radeon HD 6450 "Caicos"
AMD Radeon HD 6570 "Turks Pro"
AMD Radeon HD 6670 "Turks XT"
A6-7000-Series AMD Radeon R7 240 DDR3 "Oland" AMD Radeon R7 "Oland"
A6-6000-Series AMD Radeon HD 6450 "Caicos" AMD Radeon HD 6570 "Turks Pro"
A4-7000-Series Н/Д Н/Д
A4-6000-Series Н/Д Н/Д

"Старшую" модель Radeon R7 250 из двух видеокарт можно приобрести от 2,8 тыс. рублей в России или 75 евро в Европе , она оснащается 384 потоковыми процессорами, что даже меньше встроенного iGPU "Kaveri" - там используется 512 потоковых процессоров. Но и тактовые частоты существенно выше. В случае APU частота графического ядра составляет 720 МГц, у Radeon R7 250 она заявлена до 1.050 МГц. Также и видеопамять подключается к GPU отдельно, а не забирается из оперативной памяти - в зависимости от типа памяти она работает на частоте до 1.150 МГц. Интерфейс памяти в обоих случаях 128-битный. Видеокарта Radeon R7 250 может оснащаться 2048 Мбайт менее скоростной памяти DDR3 или 1024 Мбайт быстрой памяти GDDR5.

Видеокарта Radeon R7 240 тоже может работать совместно с новыми APU "Kaveri", причём обойдётся она дешевле - от 2,4 тыс. рублей в России или около 60 евро в Европе . Число потоковых процессоров уменьшено до 320, тактовая частота GPU 780 МГц тоже меньше, хотя всё равно чуть выше, чем у интегрированного графического ядра AMD A10-7850K. Различий по подсистеме памяти нет. Здесь тоже возможны конфигурации с памятью DDR3 или GDDR5. Тактовые частоты памяти составляют 900-1125 МГц. Обе видеокарты базируются на новом GPU "Oland", который выпускается по 28-нм техпроцессу, максимальное энергопотребление (TDP) составляет 65 или 30 Вт.

Для APU A10-7850K AMD рекомендует использовать видеокарту Radeon R7 250, чтобы получить максимальный прирост производительности. Для "младшего" A8-7600 предлагается уже Radeon R7 240. В обоих случаях AMD рекомендует выбирать менее скоростные, но обычно и менее дешёвые видеокарты с памятью DDR3. Технология Dual Graphics будет работать и с видеокартами GDDR5 в системах "Kaveri", но у версий DDR3 будет наблюдаться меньше проблем по выравниванию кадров, будет упрощена синхронизация между интегрированной и дискретной видеокартами.

Dual Graphics обещает плавную игру в современные игры в разрешении Full-HD с высокими настройками качества. По крайней мере, так утверждает AMD. В результате вы сможете собрать игровую конфигурацию с минимальным бюджетом (дешевле 20 тыс. рублей). Базовая конфигурация на A10-7700K и Radeon R7 240 обойдётся около 14 тыс. рублей, за конфигурацию с A10-7850K и Radeon R7 250 придётся отдать около 15-16 тыс. рублей.

Пример конфигурации
AMD A10-7850K + R7 250 Цена* AMD A10-7700K + R7 240 Цена*
Процессор: AMD A10-7850K от 6,3 тыс. рублей AMD A10-7700K от 5,5 тыс. рублей
Материнская плата: Gigabyte GA-F2A88XM-DS2

На фоне последних успехов корпорации Intel, которая не так давно представила процессоры Devil’s Canyon , а затем выпустила экстремальные восьмиядерные Haswell-E , компания Advanced Micro Devices редко балует своих поклонников громкими анонсами. В то время как процессоры конкурента штурмуют новые высоты быстродействия в сегменте высокопроизводительных настольных систем, «бело-зеленые» сосредоточились на разработке и производстве APU — Accelerated Processing Units, сочетающих на одной кремниевой подложке несколько вычислительных модулей x86 и производительный графический акселератор. Основные достоинства гибридных процессоров — компактность, энергоэффективность и высокое быстродействие видеоподсистемы — нашли применение не только в неттопах и ноутбуках, но и в десктопах. В бюджетном классе AMD предлагает APU Kabini в исполнении Socket AM1, которые обеспечивают начальный уровень продуктивности при минимальных затратах, а для конфигураций среднего класса компания выпускает гибридные процессоры Kaveri . Изначально продуктовая линейка для платформы Socket FM2+ насчитывала всего три наименования: A10-7850K, A10-7700К и A8-7600, хотя, последняя модификация добралась до полок магазинов лишь в последнее время. А с недавних пор ассортимент пополнился двумя новыми APU: A6-7400К и A10-7800, а также тремя моделями Athlon на базе вычислительных модулей Steamroller. В итоге, модельный ряд процессоров AMD в исполнении Socket FM2+ приобрел следующий вид:

Процессор A10-7850K A10-7800 A10-7700К A8-7600 A6-7400K Athlon X4 860K Athlon X4 840 Athlon X2 450
Ядро Kaveri Kaveri Kaveri Kaveri Kaveri Kaveri Kaveri Kaveri
Разъем FM2+ FM2+ FM2+ FM2+ FM2+ FM2+ FM2+ FM2+
Техпроцесс, нм 28 28 28 28 28 28 28 28
Число ядер 4 4 4 4 2 4 4 2
Номинальная частота, МГц 3700 3500 3400 3100 3500 3700 3100 3500
Частота Turbo Core, МГц 4000 3900 3800 3800 3900 4000 3800 3900
L1-кеш, Кбайт 16 x 4 + 96 x 2 16 x 4 + 96 x 2 16 x 4 + 96 x 2 16 x 4 + 96 x 2 16 x 2 + 64 x 1 16 x 4 + 64 x 2 16 x 4 + 64 x 2 16 x 2 + 64 x 1
L2-кеш, Мбайт 4 4 4 4 1 4 4 1
Графическое ядро Radeon R7 series Radeon R7 series Radeon R7 series Radeon R7 series Radeon R7 series - - -
Число унифицированных шейдерных процессоров 512 512 384 384 256 - - -
Частота графического ядра, МГц 720 720 720 720 720 - - -
Поддерживаемый тип памяти DDR3-2133 DDR3-2133 DDR3-2133 DDR3-2133 DDR3-1866 DDR3-2133 DDR3-2133 DDR3-1866
TDP, Вт 95 65/45 95 45/65 65/45 95 65 65
Рекомендованная стоимость, $ 142 132 122 91 58 н/д н/д н/д

Новые модели Athlon смогут стать неплохой основой для бюджетных игровых ПК, оснащенных недорогой дискретной видеокартой, тогда как самый младший из гибридных процессоров — A6-7400K — сгодится для построения экономичного медиацентра, либо офисной «печатной машинки». В то же время, интересно выглядит четырехъядерный A10-7800, характеристики которого практически идентичны старшему A10-7850K, а стоимость меньше на 10 долларов. К тому же, новинка должна быть экономичнее флагманского APU, так как ее TDP составляет всего 65 Вт против 95 Вт у A10-7850K. Таким образом, потенциально, A10-7800 является неплохим вариантом для организации на его основе игровых конфигураций начального уровня. Справится ли новичок c этой задачей — мы с вами узнаем из сегодняшнего обзора, а заодно сравним быстродействие встроенного графического ядра с дискретными видеокартами начального уровня и сравним эффективность работы связки Dual Graphics.

Как водится, попавший в нашу тестовую лабораторию гибридный процессор AMD A10-7800 оказался лишенным комплекта поставки, тогда как розничные версии оснащаются простым алюминиевым охладителем, рассчитанным на работу с моделями, TDP которых не превышает 65 Вт. Конструктивно новейший APU полностью аналогичен старшей модели А10-7850К. Его полупроводниковый кристалл изготовлен по 28-нм технологическому процессу SHP (Super High Performance), кремниевая подложка занимает площадь 245 кв. мм, а количество транзисторов достигает 2410 млн. штук. Хрупкий кристалл от повреждений защищен металлической крышкой, которая также выполняет функцию равномерного распределения тепла. На крышку нанесена маркировка, согласно которой чип был изготовлен на 15 неделе 2014 года на мощностях GlobalFoundries в Германии, а окончательная сборка выполнялась на заводе AMD в Китае.


Процессор предназначен для установки в разъем Socket FM2+, поэтому, с его обратной стороны находятся 906 позолоченных ножек.

AMD A10-7800 (слева), AMD A10-7850K (справа)


В состав AMD A10-7800 входят два двухъядерных вычислительных модуля Steamroller, которые являются дальнейшим развитием микроархитектуры Bulldozer . Каждый такой модуль содержит по одному блоку вычислений с плавающей точкой (FPU), пару юнитов для целочисленных расчетов (ALU) и массив кэш-памяти второго уровня размером 2 МБ. Также, APU A10-7800 оснащен графическим акселератором класса Radeon R7, состоящим из восьми вычислительных модулей GCN, в состав которых входят по 64 потоковых процессора, одному блоку растеризации и четырех текстурных юнитов. Кроме того, на полупроводниковом кристалле гибридного процессора нашлось место для двухканального контроллера памяти стандарта DDR3, а также диспетчеров шин PCI Express 3.0 и UMI (Unified Media Interface).


Одной из ключевых особенностей APU Kaveri является поддержка на аппаратном уровне технологий hUMA (heterogeneous Memory Unified Access), предоставляющей процессорным и графическим ядам равноправный доступ ко всей области системной памяти, и hQ (heterogeneous Queue), которая позволяет гибко распределять задания между различными типами вычислительных модулей. Применение этих технологий расширило возможности для выполнения гетерогенных вычислений, в которых для расчетов привлекаются как модули х86, так и графические ядра, что дает компании AMD право называть A10-7800 12-ядерным процессором.

В определении спецификаций новинки помог диагностический модуль CPUID из состава программного продукта AIDA64. Штатная частота A10-7800 составляет 3500 МГц, но большую часть времени гибридный процессор работает на 3600 МГц с напряжением 1,408 В, а при запуске приложений, не имеющих многопоточной оптимизации, технология Turbo Core автоматически разгоняет вычислительные ядра до 3800-3900 МГц с одновременным увеличением Vcore до 1,416 В. Встроенный северный мост AMD A10-7800 всегда функционирует в режиме 1600 МГц, а подсистема ОЗУ способна работать на частотах до 2133 МГц включительно.




В моменты простоя функции энергосбережения понижают частоту APU до 1400 МГц, тогда как напряжение уменьшается 0,904 В.


Паспортное значение TDP для APU A10-7800 установлено на уровне 65 Вт, однако, системные платы для платформы Socket FM2+ получили возможность управления тепловым пакетом. Путем задания советующего параметра в UEFI Setup TDP можно снизить до 45 Вт, после чего меняется алгоритм управления тактовой частотой гибридного процессора. В энергоэффективном режиме тактовая частота понижается до 3000 МГц, тогда как во время однопоточной нагрузки вычислительные модули способны кратковременно ускориться до 3500 МГц.



Графическое ядро Radeon R7, в составе которого трудятся 512 потоковых процессоров, 32 TMU и 8 ROP, работает на частоте 720 МГц, а при отсутствии нагрузки для экономии электроэнергии оно замедляется до 351 МГц. Видеокарта совместима с DirectX 11.2, OpenCL 1.2 и Mantle — проприетарным API, разработанным AMD с учетом сильных сторон архитектуры GCN и продвигаемым чипмейкером в качестве альтернативы DirectX и OpenGL. Графический акселератор оснащен блоком VCE (Video Coding Engine), который отвечает за кодирование видео высокой четкости, и модулем UVD (Unified Video Decoder), призванным разгрузить вычислительные модули при воспроизведении видеопотока. Также имеется поддержка аппаратного ускорения звуковых эффектов AMD TrueAudio.


К сожалению, в процессе тестирования AMD A10-7800 был обнаружен один очень неприятный эффект: до тех пор, пока интегрированная видеокарта работает в режиме 2D или же обслуживает вывод изображения в легкой 3D-видеоигре, процессорные ядра, как и положено, функционируют на частоте до 3800 МГц включительно, но стоит запустить приложение, требовательное к ресурсам графической подсистемы, как вычислительные модули замедляются до 2500 МГц. Хуже всего то, что данное поведение совершенно не контролируется опциями энергосбережения, доступными в меню настройки системной платы. Очевидно, таким способом достигается нужный уровень экономичности, необходимый для соблюдения TDP. Стоит ли говорить, насколько пагубно может отразиться такое снижение частоты процессора на быстродействие в современных видеоиграх?! Следует заметить, что подобным образом ведет себя и старший AMD A10-7850К, правда, у него частота вычислительных модулей уменьшается до 3000 МГц.



Что касается разгонного потенциала, то коэффициенты умножения вычислительных модулей и встроенного северного моста у AMD A10-7800 заблокированы на повышение, поэтому, единственный способ повысить быстродействие новинки — форсировать частоту опорного генератора. Однако, на материнских платах Socket FM2+ от этой частоты зависит формирование тактовых сигналов для всех подсистем, в том числе контроллера цифровых видеовыходов, а также интерфейсов SATA и USB, поэтому, добиться прироста свыше 15-20% удается кране редко. В случае с нашим AMD A10-7800 частоту опорного генератора получилось поднять всего на 10 МГц, а превышение этого скромного значения приводило к сбоям и зависаниями в тестовых приложениях. Кроме того, изменение опорной частоты вызвало деактивацию технологии Turbo Core, а из меню настройки системной платы пропала функция оверклокинга интегрированного графического ядра. В итоге, максимальный разгон вычислительных модулей составил всего 3850 МГц, встроенная видеокарта работала на 792 МГц, а интегрированный северный мост — на частоте 1760 МГц. Подсистема ОЗУ функционировала в режиме 2346 МГц с таймингами 10-12-12-31-2Т.


Абсолютные показатели оверклокинга не впечатляют, зато, такой разгон не требует повышения напряжения и в полном объеме сохраняет работу технологий энергосбережения, а значит, снижаются требования к мощности блока питания. Кроме того, для охлаждения гибридного процессора не понадобится установка супер-кулера, что особенно актуально при эксплуатации в компактных корпусах.Тестовый стенд

Измерение уровня продуктивности и разгонного потенциала гибридного процессора AMD A10-7800 проводились в составе тестового стенда следующей конфигурации:

  • материнская плата: ASUS Crossblade Ranger (ATX, AMD A88X, UEFI Setup 0603 от 10.09.2014);
  • кулер: Noctua NH-U14S (вентилятор NF-A15 PWM, 140 мм, 1300 об/мин);
  • термопаста: Noctua NT-H1 ;
  • оперативная память: G.Skill TridentX F3-2400C10D-8GTX (2x4 ГБ, DDR3-2400, CL10-12-12-31);
  • накопитель: GoodRAM C100 Series (120 ГБ, SATA 6Gb/s);
  • блок питания: Seasonic X-650 (650 Вт);
  • операционная система: Windows 7 Enterprise 64 bit SP1;
  • драйвер чипсета: AMD Catalyst 14.4.
В операционной системе брандмауэр, UAC, Windows Defender и файл подкачки отключались, настройки видеодрайвера не изменялись, никаких других дополнительных настроек не проводилось. В прошивке материнской платы функции энергосбережения и технология AMD Turbo Core были установлены в значения по умолчанию. Гибридный процессор AMD А10-7800 тестировался в штатном режиме и при максимальном разгоне, а также энергосберегающем режиме при ограничении TDP до 45 Вт. Конкуренцию новинке составил APU A10-7850K, для которого был проведен цикл тестов в номинале и после оверклокинга. Параметры режимов работы процессоров указаны в следующей таблице:
AMD A10-7800 (45W) AMD A10-7850K AMD A10-7850K OC
Частота CPU, МГц 3500 3000 3850 4000 4400
Частота Turbo Core, МГц 3900 3500 - 3700 -
Напряжение Vcore, В 1,416 1,176 1,376 1,336 1,472
Частота NB, МГц 1600 1600 1760 1800 2000
Частота iGPU, МГц 720 720 792 720 960
Частота ОЗУ, МГц 1600 1600 2346 1600 2400
Тайминги 10-12-12-31-2T 9-9-9-24-1T 10-12-12-31-2T 9-9-9-24-1T 10-12-12-31-2T

В тестах графической подсистемы конкуренцию видеоядрам, встроенным в гибридные процессоры Kaveri, составили бюджетные ускорители Radeon R7 240 и Radeon R7 250, которые основаны на графических ядрах Oland, построенных на базе архитектуры GCN. В качестве Radeon R7 240 выступил видеоадаптер ASUS R7240-2GD3-L, а роль Radeon R7 250 исполнил акселератор MSI R7 250 1GD5 OC. Характеристики графических ускорителей приведены в следующей таблице:
Видеоадаптер Radeon R7 (встроенный) ASUS R7240-2GD3-L MSI R7 250 1GD5 OC
Ядро Spectre Oland Oland
Количество транзисторов, млн. шт 2410* н/д н/д
Техпроцесс, нм 28 28 28
Площадь ядра, кв. мм 245* 77 77
Количество потоковых процессоров 512 320 384
Количество текстурных блоков 32 20 24
Количество блоков рендеринга 8 8 8
Частота ядра, МГц 720 780 1100
Шина памяти, бит 128 128 128
Тип памяти DDR3 GDDR3 GDDR5
Частота памяти, МГц 2133 1800 4600
Объём памяти, МБ 1024/2048 2048 1024
Интерфейс - PCI Express 3.0 PCI Express 3.0
Заявленная максимальная потребляемая мощность, Вт 65/95* н/д 65
* — указано для APU в целом.

На фоне видеокарт начального уровня спецификации графического ядра, которым оснащены APU, выглядят самыми убедительными по количеству потоковых процессоров и числу текстурных блоков, но уступают дискретным ускорителям на базе Oland по тактовой частоте. Также, интегрированная видеокарта однозначно выигрывает у внешних графических ускорителей по энергоэффективности и компактности, однако, предлагает менее гибкие возможности по апгрейду.

Кроме того, ради эксперимента была собрана конфигурация Dual Graphics, которая позволяет объединять ресурсы встроенного видеоядра Kaveri и дискретного графического ускорителя класса Radeon R7 240 или Radeon R7 250 с видеопамятью GDDR3. Из имеющихся в наличии видеокарт только ASUS R7240-2GD3-L в полной мере соответствует указанным выше требованиям, тогда как видеокарта MSI R7 250 1GD5 OC, укомплектованная GDDR5, вовсе отказалась работать в составе Dual Graphics.

Для оценки продуктивности гибридного процессора был использован следующий набор тестовых приложений:

  • AIDA64 4.70.3200 (Cache & Memory benchmark);
  • Futuremark PCMark 8 v2.0.2028(OpenCL Accelerated);
  • Cinebench R11.5 64bit;
  • TrueCrypt 7.1 (встроенный тест);
  • WinRAR 5.2 (встроенный тест);
  • x264 HD Benchmark v5.0;
  • Futuremark 3DMark v 1.3.708;
  • Batman: Arkham City;
  • Hitman: Absolution;
  • F1 2012;
  • Metro: Last Light;
  • Sleeping Dogs;
  • Thief;
  • Total War: Rome II.
Результаты тестирования

Синтетические бенчмарки





Измерение пропускной способности ОЗУ в программе AIDA64 показало, что в скорости A10-7800 уступает старшему APU Kaveri как в режиме по умолчанию, так и после разгона из-за меньшей частоты встроенного северного моста. Что касается энрегоэффективного режима, то здесь наблюдается небольшое падение быстродействия, которое, впрочем, не должно отразиться на общем уровне продуктивности.





В комплексном бенчмарке Futuremark PCMark 8, с помощью которого можно оценить уровень производительности в повседневных задачах, при работе на штатной частоте гибридный процессор A10-7800 отстает от A10-7850K в среднем на 5%, а при включении повышенного энергосбережения теряет еще от 5% до 10% быстродействия. Разгон позволяет получить заметный прирост, которого вполне достаточно для успешной конкуренции со старшей моделью, работающей в номинальном режиме.

Прикладное ПО



В программе Cinebench R11.5, которая моделирует нагрузки при построении трехмерных изображений при помощи движка рендеринга CINEMA4D, новинка справляется с работой на 5% медленнее, чем A10-7850K, а при установке ограничения TDP не более 45 Вт снижает свою продуктивность еще на 15%. Зато, в подтесте с анимацией в режиме реального времени при использовании драйвера OpenGL быстродействие AMD A10-7800 почти не отличается от старшего APU Kaveri, в том числе и в энергоэффективном режиме, а разгон обеспечивает прирост почти в 25%.


При тестировании скорости шифрования данных с применением алгоритма AES+Twofish в программе TrueCrypt 7.1a наблюдается знакомая картина: в номинале герой сегодняшнего обзора отстает от A10-7850K на те же 5%, включение экономичного режиме отнимает еще 15% быстродействия, а после разгона A10-7800 почти догоняет флагманский APU AMD.


В задачах архивации в программе WinRAR разница между двумя гибридными процессорами не превышает 4%, снижение TDP для A10-7800 почти не отражается на его быстродействии, а небольшой оверклокинг позволяет новичку опережать A10-7850K, работающего в штатном режиме.



Во время кодирования видео Full HD при использовании кодека H.264 отставание A10-7800 от старшего Kaveri составляет не более 3-4%, искусственное ограничение теплового пакета снижает быстродействие еще на 10-12%, а эффективность разгона новинки достигает 10%.

Тесты в 3D-играх

При тестировании в игровых приложениях к результатам интегрированных графических ядер добавились показатели быстродействия пары бюджетных видеокарт и связки Dual Graphics, в которую входит акселератор Radeon R7 240 и видеокарта, встроенная в APU AMD A10-7800. В 3D-играх измерение частоты смены кадров проводилось в экранном разрешении 1366x768 при высоких настройках качества изображения.




Оценка быстродействия в популярном графическом бенчмарке Futuremark 3DMark показывает, что разница между двумя APU, работающими в штатном режиме не превышает 3% в пользу старшей модели, а разгон A10-7800 повышает производительность от 15% до 18%. Что касается сравнения с результатами дискретных видеокарт, то интегрированное видеоядро опережает Radeon R7 240 в среднем на 15%, но уступает акселератору Radeon R7 250, оснащенному быстрой памятью GDDR5, от 20% до 35%. Нельзя не отметить высокую эффективность связки Dual Graphisc, которая обеспечивает прирост порядка 35% относительно скорости работы интегрированного видеоядра.


В шутере Batman: Arkham City в штатном режиме A10-7800 уступает флагманскому APU не более 3%, ограничение TDP вызывает падение fps на 10%, а оверклокинг позволяет нарастить быстродействие на 30% и вплотную приблизиться к результатам разогнанного A10-7850K. Дискретной видеокартe Radeon R7 250 встроенное графическое ядро проигрывает почти 50%, а с Radeon R7 240 выступает практически на равных. Вновь радует эффективность работы Dual Graphics, достигающая 37%.


При тестировании в гоночном симуляторе F1 2012 отставание новичка от APU A10-7850K вновь не превышает 4%, разгон обеспечивает прирост в 18% относительно номинала, тогда как включение энергоэффективного режима приводит к уменьшению быстродействия почти на 9%. Обе дискретные видеокарты обыгрывают встроенное графическое ядро в среднем на 20%, однако, разгон гибридного процессора позволяет существенно сократить отставание. Что же до конфигурации Dual Graphics, то в F1 2012 она работала некорректно, вследствие чего игра напоминала слайд-шоу.


В игровом проекте Hitman: Absolution производительность обоих APU Kaveri очень близка, причем, искусственное ограничение TDP для А10-7800 почти не отражается на частоте смены кадров. Разгон новинки обеспечивает прирост в 26%, что позволяет её на равных соперничать с видеокартой Radeon R7 240, но результаты более скоростной Radeon R7 250 все еще остаются недосягаемыми. Связка Dual Graphics работает корректно, но польза от ее применения не слишком велика: чуть более 20% относительно встроенной видеокарты и всего 10% по сравнению с fps, которые Radeon R7 240 обеспечивает самостоятельно.


Популярный шутер Metro: Last light оказался слишком тяжелым для встроенных видеокарт, поэтому, более-менее комфортный геймплей APU обеспечивают только после разгона. Графический ускоритель Radeon R7 240 работает не намного быстрее, а вот связка Dual Graphics, построенная с его участием, демонстрирует неплохую эффективность, повышая частоту смены кадров почти на 40%, что, впрочем, не позволяет ей поравняться с Radeon R7 250.


В игре Sleeping Dogs в номинале быстродействие обоих APU практически равно, в режиме повышенного энергосбережения A10-7800 оказывается уже не в состоянии обеспечить комфортны гемплей. Разгон несколько улучшает ситуацию, повышая fps на 28%, но этого оказывается недостаточно, чтобы конкурировать с Radeon R7 250. Что касается младшей из дискретных видеокарт, то ее быстродействие находится на уровне интегрированных графических ядер, тогда как включение режима Dual Graphics позволяет получить потрясающий прирост в 60%!


Тестирование в 3D-игре Thief принесло сразу два неприятных сюрприза. Во-первых, быстродействия APU недостаточно, чтобы обеспечить комфортный игровой процесс, и даже разгон не позволяет исправить ситуацию, а во-вторых, связка Dual Graphics показала полную неработоспособность, встроенный бенчмарк зависал в самом начале своей работы. Что касается дискретных видеокарт, то Radeon R7 240 демонстрирует быстродействие на уровне интегрированных решений и только Radeon R7 250 удается перешагнуть барьер в 24 fps.


Измерение быстродействия в RTS Total War: Rome II показывает, что разница между гибридными процессорами вновь не превышает 3%, а ограничение теплового пакета для A10-7800 приводит к падению fps на 12%. Разгон обеспечивает прирост порядка 25%, причем, в режиме оверклокинга продуктивность старшего A10-7850К превышает аналогичные показатели новинки всего лишь на 6%. Дискретные графические ускорители продемонстрировали различное поведение: если Radeon R7 240 обеспечивает частоту смены кадров на уровне встроенных видеокарт, то Radeon R7 250 оказался быстрее на целых 40%, которые нельзя наверстать даже с помощью разгона APU. Что же до связки Dual Graphics, то она заработала, но эффективность от ее применения не достигает и 10%.

Энергопотребление

Для оценки энергопотребления тестовых стендов в режиме 2D использовалось устройство Basetech Cost Control 3000, с помощью которого было измерено среднее потребление электроэнергии «от розетки» при отсутствии нагрузки, а также пиковые значения потребляемой мощности во время прохождения стресс-теста Prime95 в режиме In-Place large FFTs.


В штатном режиме при отсутствии нагрузки энергопотребление гибридных процессоров идентично, тогда как при работе стресс-теста Prime95 оба APU совершенно неожиданно демонстрируют практически равные результаты при том, что расчетный TDP для A10-7800 меньше, чем аналогичный параметр для A10-7850К ровно на 30 Вт. Впрочем, свой вклад в погрешности измерения могла внести и «материнка» ASUS Crossblade Ranger, которая показала феноменальную энергоэффективность на фоне других системных плат для платформы Socket FM2+. Что касается ручного ограничения теплового пакета, то разница с режимом по умолчанию достигает 23 Вт. При разгоне энергопотребление A10-7800 почти не изменяется, поскольку напряжения питания не повышались, тогда как для A10-7850К наблюдается существенный рост потребления электроэнергии, который достигает 73 Вт относительно штатного режима.

Дополнительно была проведена оценка энергоэффективности тестовых стендов во время прохождения цикла графических бенчмарков, а также уровень потребления электроэнергии в простое для конфигураций с дискретными видеокартами и системы Dual Graphucs.


Разница энергопотребления между A10-7800 и А10-7850К в графических тестах оказалась еще меньше, чем при нагрузке на вычислительные ядра, а улучшение экономичности вследствие ограничения теплового пакета составило всего 11 Вт. После повышения частот уровень потребления электроэнергии для новинки вырос совсем незначительно, тогда как старший APU увеличил свои «аппетиты» на целых 68 Вт. Что касается конфигураций, оснащенных дискретными ускорителями, то в простое энергопотребление относительно встроенных видеокарт выросло всего на 5-6 Вт, а при нагрузке система, оснащенная Radeon R7 250, дополнительно расходует 42 Вт, тогда как для Radeon R7 240 прирост составляет всего 20 Вт, после включения Dual Graphics энергопотребление тестового стенда увеличивается до 130 Вт.

Выводы

По результатам тестирования стало понятно, что линейка гибридных процессоров AMD пополнилась очередной очень удачной моделью. Разница в быстродействии между A10-7800 и флагманским APU Kaveri не превысила и 3% в пользу последнего, тогда как рекомендованная стоимость новинки почти на 8% меньше. Также, герой сегодняшнего обзора продемонстрировал лучшую, чем A10-7850K энергоэффективность, правда, экономии в 30 Вт, которая следует из разности паспортных значений TDP, замечено не было. Зато, режим пониженного энергопотребления функционировал вполне корректно, снижая расход электроэнергии от 13% до 28% соответственно в видеоиграх и 2D-приложениях. Что касается разгона, то даже с тем ограниченным набором инструментов, что предлагается A10-7800, удалось добиться прироста быстродействия до 10% в прикладных программах, и почти на 25% повысить продуктивность в 3D-играх. А на фоне недавней коррекции стоимости стоимости на продукцию AMD, благодаря которой гибридные процессоры подешевели в среднем на 15-20%, приобретение APU Kaveri стало еще более оправданным. К сожалению, при тестировании А10-7800 было замечено снижение частоты вычислительных модулей при высокой нагрузке на встроенную видеокарту, про которое производитель почему-то скромно умалчивает. Очевидно, таким способом ограничивается общий уровень энергопотребления APU, который при отсутствии описанного выше защитного механизма наверняка превысил бы расчетные значения TDP.

Что касается графической подсистемы гибридных процессоров Kaveri, то ее быстродействие делает бессмысленным приобретение дискретных графических ускорителей Radeon R7 240, оснащенных видеопамятью GDDR3. Тоже самое касается перспективы организации систем Dual Graphics, эффективность которой во многих случаях не так высока, как того хотелось бы, а в некоторых тестах связка вовсе оказалась неработоспособной. Что же до графического акселератора Radeon R7 250, который использует быструю память GDDR5, то его результаты указывают на то, что гибридным процессорам AMD остро не хватает пропускной способности ОЗУ, которая сдерживает быстродействие мощного графического ядра. И, конечно, свою лепту в падение продуктивности в игровых приложениях внесло принудительное снижение частоты вычислительных модулей, которого нет в случае установки дискретного графического ускорителя. Таким образом, A10-7800 можно однозначно рекомендовать пользователям, которых в целом устраивает быстродействие APU в штатном режиме и которые готовы мериться с невозможностью полноценного разгона. Остальным же есть смысл доплатить лишние 10 долларов за старшую модель.