Бетонная жизнь северо-крымского канала. Северо-Крымский канал — самый длинный канал в Европе

10.06.2019

В прохладный день 17 октября 1963 года. Он никого не напугал. Наоборот, этого взрыва ждали тысячи людей, в том числе и генсек КПСС Никита Хрущев. Заряд разрушил перемычку — и днепровская вода хлынула в бетонное русло только что построенного Северо-Крымского канала. Днепр пришел в Крым, чтобы напоить людей, превратить засушливые степи в сады и пашни.

Канал-кормилец

Антонина Лисовская, заместитель начальника Красноперекопского управления водного хозяйства, 50 лет назад училась в третьем классе. На открытие канала девочка не попала. Зато Антонина Петровна очень хорошо помнит, каким был Север Крыма до прихода днепровской воды. «Земля сухая, потрескавшаяся, — вспоминает Лисовская. — Росли только полынь и верблюжья колючка. А когда канал построили, здесь стали сеять пшеницу, сажать яблоки, сливу. Люди были в восторге!»

За полвека Красноперекопск привык к соседству с каналом. В нем купаются, на наклонных бетонных плитах русла сидят любители рыбалки. У «центральных ворот» канала — гидроузла возле поселка Танковое — свои раколовки в воду забросил небритый мужчина. «Когда воду сбрасывают, здесь водолазы — десятками: они со дна раков мешками вытягивают». Но снабжение местных жителей рыбой и раками — вовсе не главная функция канала. Он дает воду Симферополю, Керчи, Феодосии, Судаку, многим другим городам и поселкам. В 1986 году по каналу поступала вода, орошавшая 380 тысяч гектаров садов, полей и рисовых чеков. После развала Советского Союза часть оросительных систем воры растащили на металлолом. Но канал и сейчас — главный источник воды для селян и фермеров степного Крыма.

«Продукты по карточкам, десны кровоточили»

Двое строителей Северо-Крымского канала — Сергей Ващеня и Николай Козачок — в 1963 году трудились на строительстве каналов. Летом прокладывали небольшие оросительные каналы, осенью и зимой, вместе с тысячами других строителей, вели русло магистрального канала в сторону Керчи. Они охотно и с удовольствием вспоминают о самом масштабном проекте, на котором им пришлось потрудиться.


— Как вы попали в Крым?

С. В.: — В 24 года, в 1963-м. После армии — год в училище и распределение в Крым. Не знал тогда: куда еду, зачем.

Н. К.: — Я тоже после армии отучился в училище — на бульдозериста, тракториста, скрепериста. Попал по распределению в Полтавскую область. Но там скучно было. Узнал, что в Крыму идет строительство канала — сразу же попросился туда! И ни разу не пожалел.

— В каких условиях работали?

С. В.: — Первое время было тяжело. Техника древняя, запчастей не хватает. Мы приехали — нас на ДТ-54 посадили. Это трактора такие старинные. Я думал, таких уже и не делают!

Н. К.: — Точно! Два часа работаешь на нем, шесть часов чинишь потом. Намаялись мы с ними. Но года через два технику заменили новой. Пришли Т-74. Это были самые новые аппараты. Видимо, наверху увидели первый эффект канала. Каждый его километр окупал себя за первые 2–3 года.


— Что было сложнее всего?

С. В.: — Кормили первые пару лет очень плохо. От нехватки овощей, витаминов кровоточили десны. Обеды на строительстве канала были еще более-менее нормальными. А завтракать и ужинать надо было дома, из своих продуктов. Их не хватало. Одно время рабочих даже на карточную систему перевели. Полмешка крупы в начале месяца возьмешь — и растягиваешь. Но это было в 1964-м и в первой половине 1965 года. А потом всё наладилось.

Н. К.: — Еще добираться на строительство было тяжело. Мы канал в сторону Керчи вели. Дорог там почти не было. Нас к месту работы везли через пол-Крыма на автобусах, а последние 15–20 километров — на тягачах. Выезжали из Красноперекопска в 6 утра, возвращались в 9 вечера.

— Много зарабатывали?

С.В.: — В месяц получали по 500–600 рублей, доходило и до тысячи. Оплата была не почасовая, а сдельная. Сколько сделаешь — столько и получишь. Тысяча рублей в то время — это годовая зарплата учителя в школе! Бухгалтер в колхозе зарабатывал в месяц 60 рублей. Думали: поработаем два-три года, заработаем, и домой уедем — жизнь свою устраивать.

Н. К.: — Точно. Но через год всё вокруг преобразилось. Когда вода пришла, города и деревни начали наполняться людьми, разрастаться. Весь Красноперекопск до канала — это четыре общежития бромного завода и пара десятков частных дворов. Город вырос у нас на глазах. А если и здесь хорошо — зачем куда-то ехать? Вот и остались.

— Понимали тогда — насколько важным делом занимаетесь?

С. В.: — Конечно! Мы видели результаты своей работы: в хозяйствах, в которых без орошения собирали по 10–12 центнеров пшеницы с гектара, начали собирать по 90 центнеров! Это было чудо.

Н. К.: — Да что там пшеница! На солончаках — засушливых, соленых землях, непригодных для сельского хозяйства, — начали собирать по 100 центнеров риса с гектара! Знаете, мы ведь тогда не о деньгах больших мечтали. Хотелось быть полезными, чтобы Крым был цветущим садом, а не пустыней. Жаль только, что Советский Союз не продержался хотя бы на пять-шесть лет дольше. Мы бы тогда еще вторую часть канала до Евпатории довели.

Могло быть иначе

Канал, который должен был доставить воду из Днепра в Крым, собирались строить еще в XIX веке — после засухи 1833 года. Тогда проект канала разработал «отец» Никитского ботанического сада Христиан Стевен . Но воплотить его в жизнь не сумели. В следующий раз к идее канала вернулись в 1916-м, а воплощать ее в жизнь начали в 1952 году. выиграл у двух других проектов. По первому из них, на полуостров собирались перебросить воду из реки Кубань. Для этого по дну Керченского пролива предлагали проложить толстые трубы. Другие ученые хотели опреснить Азовское море. Но выбрали, все же, проект, по которому Крым должна была напоить днепровская вода.

Строить канал начали от Каховского водохранилища. Первый пуск воды состоялся в 1958 году, а в Крым днепровская вода впервые пришла в 1963 году. Затем магистральное русло канала довели до Керченского полуострова. Вторая ветка канала должна была снабдить водой Запад Крыма. Но ее не достроили.

Северо-Крымский канал. Цифры и факты

  • Самый длинный в Европе. Протяженность канала — 402 километра;
  • 33 дня. За это время вода, выпущенная в Таврийске Херсонской области, где начинается канал, дойдет до насосной станции в селе Зеленый Яр Ленинского района, где он заканчивается;
  • Половина Азовского моря. Столько воды — 130 миллиардов кубометров — прошло по каналу за все время его эксплуатации;
  • 11 водохранилищ. Столько искусственных водоемов питает канал. Их общий объем — 200 миллионов кубометров;
  • «Монополист». 85 % пресной воды, которая используется в Крыму, приходит на полуостров по каналу;
  • 10 тысяч человек и 2 тысячи механизмов. Столько людей и машин строили канал;
  • 7 метров. Глубина воды в канале в самом глубоком месте;

Первым автором идеи использования днепровской воды для орошения крымских земель в 1833 г. был действительный статский советник, инспектор южнороссийского сельского хозяйства Х. Х. Стевен, основатель и директор Никитского ботанического сада. Рождение этого замысла было связано с необычной засухой 1933 г., приведшей к голоду во многих регионах южной России, и существованием в Крыму обширной долины за Гнилым озером (озером Сиваш), которая, по описанию путешественника П. И. Сумарокова, на протяжении 132 верст представляла собой гладкую равнину, покрытую тощей засохшей травой и солончаками, без единого кустарника и признака жизни.

В 1846 г. идею Стевена поддержал академик Кеплен, указавший, что эта идея высокозамечательна в экономическом и общественном отношении. Но лишь после смерти Стевена с 1864 г. по 1875 г.г. экспедиция профессора Козловского собирала материалы и издала многотомное исследование для составления проекта строительства канала, которое Александр II сжег в камине, решив, что «этого не будет никогда».

Идея Стевена и исследования Козловского не могли умереть навсегда, т.к. они выявили, что население степного Крыма живет в условиях, непригодных для жизни, только в 155 поселениях из 926 имеется питьевая вода, в остальных, в лучшем случае, употребляют горькую и соленую воду.

Поэтому в 1916 г. было решено приступить к строительству каналу, но этот план был сорван первой мировой войной, октябрьской революцией, Гражданской и Отечественной войнами.

В мирное время началась разработка проектов водоснабжения Крыма, первым из которых был подводный трубопровод из Кубани через Керченский пролив, затем опреснения Азовского моря, и лишь в 1950 г. СМ СССР утвердил проект CКК, как составную часть сталинского стратегического плана преобразования природы.

В общей сложности строительство всех очередей канала с ответвлениями от него длилось в Крыму 36 лет (1961-1997 г.г.), а первый участок канала на территории континентальной Украины был заполнен водой в 1958 г. 17 октября 2013 г в Крыму было отмечено 50-летие поступления днепровской воды в Крым. Именно в этот день 1963 года Хрущев и Шелест перерезали ленточку, и после взрыва перемычки днепровская вода поступила в Красноперекопск. 1-я очередь канала была сдана в эксплуатацию в 1978 г., 2-я в 1990 г, 3-я в 1997 г.

В настоящее время в связи с присоединением Крыма к РФ подача днепровской воды в канал прекращена. Крымчане уверены, что это не конец истории легендарного канала-кормильца.

Карты и схема канала

Канал начинается в г. Таврийске Новокаховского р-на Херсонской обл. и оканчивается в с. Зеленый Яр Ленинского р-на Крыма. Продолжительность движения воды с начальной до конечной точки канала составляет 33 дня. На протяжении канала, которое составляет 402,6 км и его ответвлений и разводящих сетей общей длиной более 11 тыс. км расположено 23 водохранилища суммарным объемом 200 млн. м3 и 4 насосные станции в Таврийске, Победном, Советском и Зеленом Яре, поднимающие воду Днепра суммарно на 82 м. По протяженности СКК - самый длинный в Европе и третий в мире, уступая двум азиатским каналам - Великому Китайскому, строившемуся 2 тыс. лет, и Каракумскому в Туркмении. Русло СКК шириной 150 м, соединяющее Каховку с Керчью, пересекает безводное Присивашье.

Карта Cеверо-Крымского канала , увеличить

Среди ответвлений наиболее значимые Раздольненский и Азовский рисовые каналы, Красногвардейская распределительная ветка, Соединительные каналы, соединяющие Раздольненский рисовый канал с ответвлениями на орошаемые участки 143 хозяйств в 10 районах Крыма и Сакский канал с водохранилищем Межгоное.

Канал обеспечивает питьевой водой Армянск, Джанкой, Керчь, Красногвардейск, Красноперекопск, Ленино, Саки, Севастополь, Симферополь, Старый Крым, Судак, Феодосию и другие населенные пункты, покрывая 85% потребности Крыма в пресной воде.

Видео о Cеверо-Крымском канале:

Строительство канала, объемы работ

На строительство канала было привлечено 10 тыс. молодых строителей по комсомольским путевкам из всех республик СССР, не считая военных строителей, и 3 тыс. строительных механизмов. Работы производились в 2-3 смены. Оборудование поставлялось из Архангельска, Таллинна, Биробиджана, Югославии, ГДР, Чехословакии, Болгарии. Ежегодно вводилось в эксплуатацию от 25 до 30 км канала. Кроме русла канала, возводились тысячи гидротехнических сооружений, мосты и дороги для автомобильного и железнодорожного транспорта, сотни насосных станций, водовыпуски и распределительная сеть.

В первые годы строительства условия труда были очень тяжелые: устаревшая строительная техника, нехватка запчастей, плохое обеспечение продуктами питания, отсутствие дорог. Перед изыскателями и строителями шли саперы, которые извлекли из грунта более 5 тыс. неразорвавшихся во время войны снарядов. Постепенно условия жизни строителей налаживались, поступили современные строительные машины, строители получали высокую зарплату от 500 до 1000 руб. в месяц (для сравнения такую зарплату учитель или бухгалтер колхоза получал в год). Вода, которую провели строители в Крым, позволила преобразить крымские поселения, многие строители поселились в них и остались навсегда.

Строители выкопали 1440 млн. м3 земли, уложили в конструкции 2942 тыс. м3 бетона. Сметная стоимость строительства составила 1,6 млрд. руб.

Значение и особенности канала

Оросительно-обводнительный СКК ежесекундно перебрасывает из Днепра 294 м3 воды, ежегодно 1,3 млрд. м3, перекачав в Крым за 50 лет объем воды, равный 1/2 объема Азовского моря.

Это позволило уже после сдачи в эксплуатацию 1-ой очереди канала оросить 180 га засушливых земель на полуострове, а в 1986 г. эта площадь увеличилась до 380 га, в начале 90-х годов более 400 га. 20% площади сельскохозяйственных угодий полуострова начали составлять орошаемые с помощью канала участки, при этом на них вырабатывается свыше 60% продукции растениеводства и животноводства Крыма. На потрескавшейся от недостатка влаги земле, на которой росла только верблюжья колючка, с помощью днепровской воды начали выращивать фрукты, виноград, пшеницу, рис и другие культуры. Урожайность пшеницы повысилась в 8-9 раз, а всей продукции аграрного комплекса почти в 5 раз.

На орошаемых участках задействованы тысячи дождевальных машин, что позволило в 1990 г. по сравнению с 1963 годом в 2-5 раз увеличить производство фруктов и овощей, зерна, кормов и мяса. Крым выращивает 38% винограда, 15% фруктов и ягод, 6% овощей от общего объема производства черноземной Украины, покрывает 90% потребности населения страны в рисе.

Решение вопроса обеспечения полуострова питьевой водой позволило создать благоприятные условия для проживания местного населения и развить мощную туристическую и курортно-оздоровительную инфраструктуру.

Полуостров, обеспечивающий своими природными ресурсами только 10% потребности в воде, получил ее в необходимом объеме из Днепра.

Рыбалка в Cеверо-Крымском канале

Обеспечение населения Крыма рыбой не планировалось, как одна из функций канала. Но на бетонных плитах, обрамляющих склоны канала, всегда можно увидеть множество любителей рыбной ловли. Излюбленными местами рыбаков являются Краснознаменский, Красноперекопский, Каланчацкий, Чаплинский, Красногвардейский, Джанкойский ответвительные каналы, мосты, акведуки, шлюзы, аварийные сбросы. При сбросах воды удачливые рыбаки собирают раков мешками.

Но перед рыбалкой необходимо ознакомиться с правилами рыбалки, установленные органами рыбоохраны, которые, например, запрещают вылов рыбы с помощью жаберной лесковой сетки. В селе Текущем госинспектор рыбоохраны задержал рыбака, выловившего с помощью такой сетки суммарно 6 кг плотвы, щуки, карася и окуня, за что был оштрафован на 10 336 грн. Именно в такую сумму оценил ущерб, причиненный рыбным запасам страны, госинспектор, т.е. 1 кг выловленной незаконным образом рыбы был оценен в 1722,7 грн.

Глубина канала

Глубина канала составляет 7-8 м. От Таврийского водохранилища до Джанкойской насосной станции (начальный участок канала) вода перемещается по руслу самотеком, для чего его ложе устроено на протяжении 208 км с уклоном 2 см на каждые 100 м, далее вода после подъема на 9,2 м продолжает двигаться самотеком еще 79 км и после второго подъема на 25,6 м - 82 км. Концевой участок канала представляет собой напорный трубопровод. Некоторые участки СКК являются подземными, например, 700 м под селом Фронтовое и 1800-метровый дюкер, проложенный на 10 м глубже дна реки Салгир. На других участках для пересечения глубоких рельефных впадин русло канала проходит по акведукам высотой 4-7 м.

Управление каналом

Наиболее проблемным вопросом в настоящее время является управление каналом, которое до момента не признанного миром легитимным присоединения Крыма к Российской Федерации, осуществлялось следующими структурными подразделениями управления СКК: Госкомитетом по водному транспорту Херсонской области, Джанкойским межрайонным отделением Госслужбы охраны, Красногвардейским межрайонным и Красноперекопским управлениями водного хозяйства.

Начальником управления СКК является А. Романенко, который не без основания считает, что такой сложный гидротехнический комплекс может нормально функционировать при едином диспетчерском управлении, которое трудно осуществлять в условиях конфронтации 2-х стран, претендующих на собственность основной части канала на территории Крыма.

Не признаваемое Украиной правительство Крыма и правительство РФ понимают, что в сложившихся условиях решить вопрос нормального функционирования канала не представляется возможным, тем более, что первым шагом управления каналом было прекращение подачи днепровской воды в Крым, несмотря на то, что Украина считает полуостров своей временно оккупированной Россией территорией, а население Крыма своими гражданами. Такой шаг, подрывающий экономику Крыма, и создающий резкое ухудшение доступности жизненно необходимых благ (питьевой воды и продуктов питания) для его населения вряд ли является адекватным.

Правительство РФ и Крыма принимают меры, чтобы не ввергнуть Крым в состояние гуманитарной катастрофы. Прекращается на полуострове выращивание риса и создаются условия для возможности рисоводам переформатировать бизнес. Половину потребности в питьевой воде планируется удовлетворить с помощью бурения в ближайшее время 36 скважин, способных подавать 200 тыс. м3 в сутки доброкачественной воды. Минприроды РФ разработала план включающий десятки мероприятий, которые до 2017 г. полностью обеспечат потребности Республики Крым в питьевой и поливной воде. В настоящее время уже переброшена в СКК вода из реки Биюк-Карасу, что дает возможность спасти часть урожая на участках орошаемого земледелия.

Необходимо отметить, что в постсоветские годы управление каналом осуществлялось неэффективно. В 1997 г. было прекращено предусмотренное планом строительство канала до Евпатории, хотя до его окончания требовалось всего 23 млн. грн.

При рассмотрении вопроса в Верховной Раде о праздновании 50-летия подачи днепровской воды в Крым, один из депутатов счел возможным назвать этот легендарный канал канализацией. С ним можно согласиться, т.к. за годы рыночных реформ уничтожены и сданы в утиль дорогостоящая система лотков, 400 км труб орошения и оборудование ряда насосных станций, что привело к сокращению площади полива на 35%. Прекращение полива на солончаковых участках приводит к вторичному засолению грунта, что превращает его в непригодный для дальнейшего использования в земледелии.

Такая же судьба постигла построенные 2 очереди из 3-х запланированных Краснознаменского канала в Херсонской обл., строительство которого и обслуживание было прекращено, оборудование разворовано, степень износа в 2013 г. составила 80%.

Оптимизация управления каналом задолго до присоединения Крыма к РФ стала насущной задачей Украины.

Пару лет назад Северный Крым пересекал пустой, почти полностью высохший бетонный желоб. Ныне в нем снова плещутся волны. Полвека назад Северо-Крымский канал принес жизнь в засушливые степи. Его строили всем миром. На шестом десятке ему пришлось пережить трудные времена. Но он справляется, продолжая снабжать крымчан водой.

Где находится Северо-Крымский канал на карте?

Он начинается в Украине, ответвляясь от реки Днепр в районе городов Таврийск и Новая Каховка. Минуя Чернявку, Брилевку, Каланчак и Бабенковку, заходит в Крым около города . На Тавриде Северо-Крымский канал протекает по Армянскому, Красноперекопскому, Джанкойскому, Нижнегорскому, Советскому, Кировскому и Ленинскому округам. Заканчивается он, немного не доходя до Керченского водохранилища, возле сел Станционное, Зеленый Яр и Новониколаевка.

История появления: всесоюзная стройка

Центральная часть Крымского полуострова была засушливой всегда. Еще в 1833 г. Х. Стевен (основатель ) высказал идею о целесообразности подведения сюда днепровской воды. Однако технический уровень того времени делал работу практически невозможной. Проект одобрили в 1916 г., но не смогли осуществить из-за дальнейших событий – все время находились более актуальные проблемы.

Официальное решение о строительстве Северо-Крымского канала было принято на уровне руководства СССР в 1950 г., но сами манипуляции начаты лишь 10 лет спустя – сложный план требовал времени на разработку. Наконец в начале 1961 г. стройка началась: 10 тыс. комсомольцев-добровольцев съехались сюда со всей страны. Оборудование и материалы слали не только Прибалтика, Биробиджан, Архангельск, но и Чехословакия, и даже ГДР.

Процесс шел трудно уже хотя бы потому, что на линии возведения осталось множество неразорвавшихся боеприпасов времен Великой Отечественной. В первом отряде строителей шли саперы, за ними археологи – бросить культурные ценности на произвол судьбы никто не решился.

Сложно точно назвать дату, когда построен канал. В 1963 г. впервые живильная влага с Днепра пошла в . В 1971 г. началось снабжение , в 1975-м – . Первую очередь сдали в эксплуатацию в 1978-м, вторую – в 1990-м. Но основание продолжались и позже, поскольку объект представляется не один, а являет собой сложную систему с ответвлениями и соединительными руслами.

Задержки нередко объяснялись проектными ошибками – потери подаваемой жидкости были очень значительными. Устранение недостатков требовало времени. Всего до сегодня завершено четыре строительные очереди. До распада СССР канал носил имя Ленинского комсомола – в честь юных строителей.

Европейский рекорд

Северо-Крымский канал является самым длинным из подобных сооружений в Европе – длина основного русла превышает 402 км, а общая протяженность всех трубопроводов и ответвлений – 11000 км. Глубина тоже впечатляет – до 7 м, а ширина
– до 150 м, при полной мощности он способен давать до 380 куб. м в секунду.

Хотя рассматриваемый объект не решил всех сложностей с водоснабжением Крыма, угроза засухи практически была ликвидирована. Вода из Днепра позволила развивать на севере и в центральных районах Тавриды ирригационное земледелие и даже выращивать рис (рисовые поля надо полностью заливать). Северо-Крымский канал был способен обеспечить до 85% потребности п-ова Крым в водных ресурсах.

Для отдыха канал малопригоден – значительная его часть забрана в бетон ради профилактики потерь. Однако после строительства главный поток был зарыблен, рыбалка тут стала обычным явлением. В нем ловили окуня, щуку, карася. Платить за это не приходилось даже после прихода рыночной экономики.

Канал успешно выполнял свое назначение, хотя специалисты и говорили о необходимости ремонтных работ (бетон не вечен) и обустройства фильтров (качество днепровской воды в последнее время оставляло желать лучшего). Но засух не было, а крымский рис потреблялся не только крымчанами.

Современные проблемы канала

Потом многое изменилось. Теперь на территории Херсонской области, к неудовольствию ее жителей, русло канала перекрывают нагромождения мешков с землей и бетонных блоков.
Строится и более надежная, промышленная задвижка. На территории Крыма два года назад он был почти сухим. Из-за сооружения дамбы пострадал – водные излишки хлынули туда.

Но проблема решается. Теперь значительная часть оросительной системы Северо-Крымского канала заполняется и водохранилищами, . Количество воды увеличивается за счет вложения средств в ее задержание и модернизацию распределяющих и насосных станций. Строители вспоминают, что во время работы им неоднократно приходилось наталкиваться на подземные источники и резервуары. Сегодня идет активная их разведка, так что скоро канал смогут наполнять подземные ключи.

Рис в Крыму сейчас не выращивают. Но земледелие полуострова живо, а питье в подается регулярно. Северо-Крымский канал ныне не может дать 85% воды для Тавриды, но и не простаивает даром. Уже и рыбаки снова присматриваются к нему. Хотя сегодня активно разрабатываются другие проекты обеспечения края пресной водичкой, от уже имеющейся системы отказываться никто не собирается.

Все же есть надежда, что современные проблемы Северо-Крымского канала уйдут-таки в прошлое и самая длинная рукотворная река Европы продолжит делать свое доброе дело. Крым может жить без канала, но с ним все-таки лучше.

Первая очередь Северо-Крымского канала предназначалась не только для обеспечения орошения, но и для водоснабжения. Поэтому по пути магистрального канала были построены новые водохранилища или реконструированы уже существовавшие для водоснабжения сельских населённых пунктов, а также городов Старый Крым, Судак, Феодосия и Керчь. В 1971 г. было сдано в эксплуатацию Феодосийское водохранилище объёмом 15,37 млн. м³ для водоснабжения Феодосии, Судака и сельских населённых пунктов. Существовавшее до реконструкции Феодосийское водохранилище заполнялось водами маловодной б. Ближняя (Песчаная), и его объём составлял всего лишь 1,13 млн. м³ .

В 1972 году у пгт Ленино была завершена реконструкция Ленинского водохранилища (бывш. Юз-Макское). Это водохранилище начали строить ещё в 1940 г. в ущелье Юз-Мак, образованном в месте прорыва рекой Самарли Парпачского хребта. Прерванные войной работы были завершены в 1948 г. методом народной стройки. Но водохранилище практически не наполнялось. После реконструкции с подключением к Северо-Крымскому каналу его объём достиг 7,7 млн. м³ . Сейчас водохранилище используется для водоснабжения Ленинской и Фронтовой систем водоснабжения, а также подпитки Сокольского группового водопровода.

Строительство первой очереди Северо-Крымского канала было завершено в конце 1975 г. вводом в эксплуатацию построенного в естественной котловине Станционного (Керченского) водохранилища для водоснабжения Керчи. Отсюда мощные насосы поднимают днепровскую воду на 53 м и подают её в Керчь. Станционное водохранилище эксплуатируется в каскаде с построенным в балке Зелёный Яр Зеленоярским водохранилищем, сданным в эксплуатацию также в 1975 г., и наполняемым днепровской водой из Северо-Крымского канала.

В 1978 г. было построено в балке Курпеченская у села Фронтовое Фронтовое водохранилище, эксплуатируемое в каскаде со Станционным и Зеленоярским водохранилищами. Фронтовое водохранилище является одним из крупнейших наливных водохранилищ (объём 35 млн. м³ ).

С 1977 по 1981 гг. велась реконструкция, Старо-Крымского водохранилища, построенного в 1952–1957 гг. на р. Чорох-Су. После реконструкции в водохранилище аккумулируются не только воды реки, но и воды Северо-Крымского канала, подача которых зависит от водности года. В нижнем течении реки Самарли, севернее пересечения реки Северо-Крымским каналом, в естественной котловине было построено Самарлинское водохранилище для водоснабжения города Щёлкино.

В апреле 1977 г. началось строительство второй очереди Северо-Крымского канала. Проектом предполагалось строительство наливных водохранилищ для обеспечения водой Симферополя, Севастополя и курортов Южного берега Крыма . Но из планируемых водохранилищ было построено только Межгорное водохранилище для водоснабжения Симферополя и Севастополя. Это самое крупное из наливных водохранилищ Крыма .

Конечно, по масштабам России Крымские водохранилища небольшие, но они выполняют важнейшую функцию, обеспечивая засушливый регион питьевой водой и водой для орошения полей и садов.

Водохранилища, выполняющие функции источников питьевой воды закрыты для рыбной ловли, хотя на некоторых из них этот запрет - формальность. Из объектов спиннинговой ловли: судак, щука, окунь, голавль, форель (последние два вида рыб водятся только в некоторых из них, например в Партизанском водохранилище).

Несмотря на то что Украина и Россия так и не смогли договориться о пуске днепровской воды в Крым , без живительной влаги полуостров не остался. В Северо-Крымский канал все-таки дали воду, причем за счет местных ресурсов!

Сейчас канал заполняется за счет Белогорского водохранилища и реки Биюк -Карасу , - рассказал «КП » эксперт в области водоснабжения, депутат Госсовета Крыма Эдип Гафаров . - Вода через Нижнегорский, Кировский и Советский районы поступает в Феодосию, Судак и Ленский район. Нехватка воды здесь наиболее серьезная. Эти районы всегда "питались" за счет Днепра .

Проблемы с водоснабжением в Феодосии и Судаке - не только из-за перекрытия украинских шлюзов, но и из-за изношенности водопроводов. Местные жители недополучают до 40-50 процентов воды. Потери в этих регионах самые большие по Крыму. Но цены на тарифы из-за этого не снижают, а, наоборот, повышают.

Представьте, насколько возрастает тариф, если перекачано два кубометра воды, а до потребителя дошел только один, - говорит первый зампред Госкомитета по ценам и тарифам РК Юрий Новосад . - Затраты же на электроэнергию, эксплуатацию сетей не уменьшаются.

Вода в эти районы будет поступать до тех пор, пока в Белогорском водохранилище есть запасы. А они, кстати, не такие уж и большие. Водохранилище сейчас заполнено примерно на треть, там порядка 18 миллионов кубометров.

С начала апреля батальон трубопроводных войск приступит к строительству водопровода к Север-Крымскому каналу. Фото: архив "КП".

Выход крымские власти видят в использовании подземных рек, запасов которых, по предварительным подсчетам, может хватить на 50 лет. Чтобы использовать их, к Северо-Крымскому каналу нужно проложить трубопроводы. Строительством займутся военные из других регионов, которых Минобороны присылало на полуостров в прошлом году. Планируется, что по трубопроводу в канал из артезианских скважин в сутки будет поступать порядка тысячи кубометров воды. Трубопровод в первую очередь обеспечит влагой Керчь , Феодосию и Судак.

На полуострове будут развернуты 48 временные линии полевых магистральных трубопроводов общей протяженностью около 372 километров, - сообщил замминистра обороны РФ Дмитрий Булгаков . - Первые 48 километров будут развернуты уже в начале апреля.

Кстати, личный состав трубопроводных батальонов насчитывает 500 военнослужащих и порядка 200 единиц спецтехники.

Проблему отсутствия воды для полива также планируют решать за счет бурения скважин. Но пока что ресурсов для этого недостаточно, поэтому в этом году в Крыму снова отменили посев риса и кукурузы.