Будьте всегда в настроении. Информационно-коммуникационная технология

04.09.2019

Средства информационно-коммуникационных технологий -- это программные, программно-аппаратные и технические средства и устройства, функционирующие на базе микропроцессорной, вычислительной техники, а также современных средств и систем транслирования информации, информационного обмена, обеспечивающие операции по сбору, продуцированию, накоплению, хранению, обработке, передаче информации и возможность доступа к информационным ресурсам локальных и глобальных компьютерных сетей .

К наиболее часто используемым в учебном процессе средствам ИКТ относятся:

  • 1) электронные учебники и пособия, демонстрируемые с помощью компьютера и мультимедийного проектора;
  • 2) электронные энциклопедии и справочники;
  • 3) тренажеры и программы тестирования;
  • 4) образовательные ресурсы интернета;
  • 5) DVD и CD диски с картинами и иллюстрациями;
  • 6) видео и аудиотехника;
  • 7) научно-исследовательские работы и проекты;
  • 8) интерактивная доска.

Методисты выделяют несколько классификаций средств ИКТ. В соответствии с первой классификацией, все средства ИКТ, применяемые в система образования, можно разделить на два типа: аппаратные (компьютер, принтер, сканер, фотоаппарат, видеокамера, аудио- и видеомагнитофон) и программные (электронные учебники,тренажеры, тестовые среды, информационные сайты, поисковые системы Интернета и т.д).

Прорыв в области ИКТ, происходящий в настоящее время, заставляет пересматривать вопросы организации информационного обеспечения познавательной деятельности. Таким образом, вторая классификация средств ИКТ позволяет рассмотреть возможности использования информационных технологий в образовательной деятельности:

  • 1) для поиска литературы, в Internet с применением браузеров типа Internet Explorer, Mozilla Firefox и др., различных поисковых систем и программ для работы в режиме online (Yandex.ru, Rambler.ru, Mail.ru и т.д) и работы с ней (реферирование, конспектирование, аннотирование, цитирование, создание слайдов-презентаций в режиме online);
  • 2) для работы с текстами, используя пакет основных прикладных программ Microsoft Office: Microsoft Word позволяет создавать и редактировать тексты с графическим оформлением; Microsoft Power Point позволяет создавать слайды-презентации для более красочной демонстрации материала; Microsoft Excel позволяет выполнять вычисления, анализировать и визуализировать данные и работать со списками в таблицах и на веб-страницах; Microsoft Office Publisher позволяет создавать и изменять буклеты, брошюры и т.д;
  • 3) для автоматического перевода текстов с помощью программ-переводчиков (PROMTXT) и электронных словарей (AbbyLingvo7.0);
  • 4) для хранения и накопления информации (CD-, DVD-диски, Flash-диски);
  • 5) для общения (Internet, электронная почта, Skype, Hangout и т.д);
  • 6) для обработки и воспроизведения графики и звука (проигрыватели Microsoft Media Player, zplayer, программы для просмотра изображений CorelDraw, PhotoShop), программы для создания схем, чертежей и графиков (Visio и др).

Перечисленные средства ИКТ создают благоприятные возможности на уроках иностранного языка для организации самостоятельной работы обучающихся. Они могут использовать компьютерные технологии как для изучения отдельных тем, так и для самоконтроля полученных знаний. Причём компьютер является самым терпеливым педагогом, способным сколько угодно повторять любые задания, добиваясь правильного ответа и, в конечном счёте, автоматизировать отрабатываемый навык.

Мультимедийные презентации широко применяются почти всеми учителями. Они удобны и для учителя и для учеников. Обладая элементарной компьютерной грамотностью можно создавать оригинальные учебные материалы, которые увлекают, мотивируют и нацеливают учащихся на успешные результаты. Образовательный потенциал мультимедийных презентаций может эффективно использоваться на уроках ИЯ для осуществления наглядной поддержки обучения речи.

Преимущества мультимедийных презентаций заключаются в следующем :

  • -сочетании разнообразной текстовой аудио- и видеонаглядности;
  • - возможности использования для презентации как интерактивной, мультимедийной доски, которая позволяет более наглядно семантизировать новый лексический, грамматический и даже фонетический материал, а также осуществлять опорную поддержку при обучении всем видам речевой деятельности;
  • - возможность использовать отдельные слайды в качестве раздаточного материала (опоры, таблицы, диаграммы, графики, схемы);
  • - активизация внимания всего класса;
  • - обеспечение эффективности восприятия и запоминания нового учебного материала;
  • - осуществление контроля за усвоением новых знаний и систематизации изученного материала;
  • - сочетание классной и внеклассной самостоятельной работы учащихся; экономии учебного времени;
  • - формировании компьютерной мультимедийной компетентности как учителя, так и учащихся, развитии их креативных способностей в организации учебной работы.

Преимущества внедрения Интернет-технологий в процесс обучения иностранному языку в настоящее время не вызывает сомнений. Не подлежит сомнению также позитивное влияние различных форм синхронной и асинхронной Интернет-коммуникации (электронной почты, чата, форумов, веб-конференций) на формирование иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся.

Ресурсы сети являются бесценной базой для создания информационно-предметной среды, образования и самообразования людей, удовлетворения их личных и профессиональных интересов и потребностей. Однако само по себе наличие доступа к Интернет-ресурсам не является гарантом быстрого и качественного языкового образования. Методически неграмотно построенная работа учащихся с Интернет - ресурсами может способствовать формированию у них не только ложных стереотипов и обобщений о культуре страны изучаемого языка, но и даже расизма и ксенофобии.

Учебные Интернет - ресурсы должны быть направлены на комплексное формирование и развитие:

  • - Аспектов иноязычной коммуникативной компетенции во всем многообразии ее компонентов (лингвистического, социолингвистического, социокультурного, стратегического, дискурсивного, учебно-познавательного);
  • - Коммуникативно-когнитивных умений осуществлять поиск и отбор, производить обобщение, классификацию, анализ и синтез полученной информации;
  • - Коммуникативных умений представлять и обсуждать результаты работы с ресурсами сети Интернет;
  • - Умений использовать ресурсы Интернета для самообразования с целью знакомства с культурно-историческим наследием различных стран и народов, а также выступать в качестве представителя родной культуры, страны, города;
  • - Умений использовать ресурсы сети для удовлетворения своих информационных и образовательных интересов и потребностей.

В дидактическом плане сеть Интернет включает в себя два основных компонента: формы телекоммуникации и информационные ресурсы.

Наиболее распространенные формы телекоммуникации (т.е. коммуникации посредством Интернет-технологий) - электронная почта, чат, форум, ICQ, видео- , веб-конференции и др. Первоначально они были созданы для реального общения между людьми, находящимися на расстоянии друг от друга, а сейчас они используются в учебных целях в обучении иностранному языку.

Информационные ресурсы сети Интернет содержат текстовый, аудио- и визуальный материал по различной тематике на разных языках. Учебные Интернет-ресурсы (ИР) создаются исключительно для учебных целей.

В англоязычной литературе выделяются пять видов учебных Интернет-ресурсов :

  • 1) hotlist;
  • 2) treasure hunt;
  • 3) subject sampler;
  • 4) multimedia scrapbook;
  • 5) webquest.

Эти термины на русский переводятся с помощью транслитерации. Структура и методическое содержание каждого из этих ИР состоит в следующем:

Хотлист (список по теме) - список сайтов с текстовыми материалами по изучаемой теме. Чтобы его создать, нужно ввести ключевое слово в поисковую систему.

Мультимедиа скрэпбук (мультимедийный черновик) коллекция мультимедийных ресурсов, в отличие от хотлиста, в скрэпбуке кроме ссылок на текстовые сайты есть еще фотографии, аудиофайлы и видеоклипы, графическая информация, анимационные виртуальные туры. Эти файлы могут быть легко скачены учащимися и использованы как информативный или иллюстративный материал при изучении определенной темы.

Трежа хант (охота за сокровищами) кроме ссылок на различные сайты по изучаемой теме содержит и вопросы по содержанию каждого сайта. С помощью этих вопросов учитель направляет поисково-познавательную деятельность учащихся. В заключение учащимся задается один более общий вопрос на целостное понимание темы (фактического материала). Развернутый ответ на него будет включать ответы на более детальные вопросы по каждому из сайтов.

Сабджект сэмпла - следующая ступень сложности по сравнению с трежа хантом. Также содержит ссылки на текстовые и мультимедийные материалы сети Интернет. После изучения каждого аспекта темы учащимся нужно ответить на поставленные вопросы, но вопросы направлены не на фактическое изучение материала, а на обсуждение дискуссионных тем. Учащимся нужно не просто ознакомиться с материалом, но и выразить и аргументировать свое мнение по изучаемому дискуссионному вопросу.

Вебквест (интернет-проект) - самый сложный тип учебных Интернет-ресурсов. Это сценарий организации проектной деятельности учащихся по любой теме с использованием ресурсов сети Интернет. Он включает в себя все компоненты четырех указанных выше материалов и предполагает проведение проекта с участием всех учащихся. Один из сценариев организации ПД может быть следующим. С начала весь класс знакомится с общими сведениями по теме, затем учащиеся делятся на группы, каждой группе достается определенный аспект темы. Учителю необходимо подобрать для каждой группы необходимые ресурсы в соответствии с изучаемым аспектом. После изучения, обсуждения и полноценного понимания конкретной проблемы в каждой первичной группе учащиеся перегруппировываются так, чтобы в каждой новой группе было по одному представителю первичной группы. В процессе обсуждения все учащиеся узнают друг от друга все аспекты обсуждаемой проблемы.

Каждый из пяти видов учебных Интернет-ресурсов вытекает из предшествующего, постепенно усложняясь и тем самым позволяя решать более сложные учебные задачи. Первые два направлены на поиск, отбор и классификацию информации. Остальные содержат элементы проблемного обучения и направлены на активизацию поисково-познавательной деятельности учащихся.

Наиболее полно возможности учебных Интернет-ресурсов проявляются в профильной подготовке и элективных курсах, когда именно иноязычная коммуникативная компетенция, а не знания языка, играет ведущую роль в учебно-воспитательном процессе.

Новейшие информационно-коммуникативные технологии занимают все большее и большее место в жизни современного человека. Их использование на уроках иностранного языка повышает мотивацию и познавательную активность учащихся, расширяет их кругозор и позволяет применить личностно-ориентированную технологию интерактивного обучения иностранному языку, т. е. обучение во взаимодействии.

Использование информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе помогает интенсифицировать и индивидуализировать обучение, способствует повышению интереса к предмету, дает возможность избежать субъективной оценки.

Использование компьютера и цифровых образовательных ресурсов в обучении английскому языку помогает учащимся преодолеть психологический барьер на пути использования иностранного языка как средства общения.

Информационно-коммуникативные технологии являются как средством подачи материала, так и контролирующим средством. Они обеспечивают высокое качество подачи материала и используют различные коммуникативные каналы (текстовый, звуковой, графический, сенсорный и т.д.). Новые технологии позволяют индивидуализировать процесс обучения по темпу и глубине прохождения курса. Такой дифференцированный подход дает большой положительный результат, т.к. создает условия для успешной деятельности каждого ученика, вызывая у учащихся положительные эмоции, и, таким образом, влияет на их учебную мотивацию.

В отличие от традиционных методик при использовании интерактивных форм обучения ученик сам становится главной действующей фигурой и сам открывает путь к усвоению знаний. Учитель выступает в этой ситуации активным помощником, и его главная функция - организация и стимулирование учебного процесса.

На уроках ИЯ применяются следующие цифровые образовательные ресурсы: презентации в Power Point (РР), текстовые редакторы, электронные таблицы, тесты, обучающие программы на CD-ROM, электронные учебники, учебные Интернет ресурсы.

Большим учебно-воспитательным потенциалом обладают мультимедиа-презентации, электронные обучающие программы и учебные Интернет-ресурсы.

Благодаря использованию новых информационных технологий в процессе преподавания иностранного языка открываются новые возможности для создания условий, близких к условиям реального общения в стране изучаемого языка: аутентичная, актуальная, мультимедийная или текстовая информация, подлежащая усвоению на иностранном языке, может быть получена в любое время и в любом месте. При этом достаточно легко организовать письменную или устную коммуникацию с носителями языка или другими изучающими данный язык. Таким образом, происходит интеграция электронных медиа в традиционное занятие по иностранному языку: учебные пособия всё чаще дополняются актуальными, аутентичными текстами или актуальным аудио-, видео -, графическим материалом.

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) - совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации в интересах ее пользователей.
Как отмечают Е.И. Виштынецкий и А.О. Кривошеев, использование применяемых в сфере образования ИКТ должно ставить своей целью реализацию следующих задач, таких как:

  • поддержка и развитие системности мышления обучаемого;
  • поддержка всех видов познавательной деятельности обучающегося в приобретении знаний, развитии и закреплении навыков и умений;
  • реализация принципа индивидуализации учебного процесса при сохранении его целостности.

Образовательные средства ИКТ можно классифицировать по ряду параметров:

1. По решаемым педагогическим задачам:

  • средства, обеспечивающие базовую подготовку (электронные учебники, обучающие системы, системы контроля знаний);
  • средства практической подготовки (задачники, практикумы, виртуальные конструкторы, программы имитационного моделирования, тренажеры);
  • вспомогательные средства (энциклопедии, словари, хрестоматии, развивающие компьютерные игры, мультимедийные учебные занятия);
  • комплексные средства (дистанционные учебные курсы).

2. По функциям в организации образовательного процесса:

  • информационно-обучающие (электронные библиотеки, электронные книги, электронные периодические издания, словари, справочники, обучающие компьютерные программы, информационные системы);
  • интерактивные (электронная почта, электронные телеконференции);
  • поисковые (каталоги, поисковые системы).

3. По типу информации:

  • электронные и информационные ресурсы с текстовой информацией (учебники, учебные пособия, задачники, тесты, словари, справочники, энциклопедии, периодические издания, числовые данные, программные и учебно-методические материалы);
  • электронные и информационные ресурсы с визуальной информацией (коллекции: фотографии, портреты, иллюстрации, видеофрагменты процессов и явлений, демонстрации опытов, видеоэкскурсии; статистические и динамические модели, интерактивные модели; символьные объекты: схемы, диаграммы);
  • электронные и информационные ресурсы с аудиоинформацией (звукозаписи стихотворений, дидактического речевого материала, музыкальных произведений, звуков живой и неживой природы, синхронизированные аудиообъекты);
  • электронные и информационные ресурсы с аудио- и видеоинформацией (аудио- и видеообъекты живой и неживой природы, предметные экскурсии);
  • электронные и информационные ресурсы с комбинированной информацией (учебники, учебные пособия, первоисточники, хрестоматии, задачники, энциклопедии, словари, периодические издания).

4. По формам применения ИКТ в образовательном процессе:

  • урочные;
  • внеурочные

5. По форме взаимодействия с обучаемым:

  • технология асинхронного режима связи – «offline»;
  • технология синхронного режима связи – «online».

Можно выделить несколько аспектов использования различных образовательных средств ИКТ в образовательном процессе:

1. Мотивационный аспект. Применение ИКТ способствует увеличению интереса и формированию положительной мотивации обучающихся, поскольку создаются условия:

  • максимального учета индивидуальных образовательных возможностей и потребностей обучающихся;
  • широкого выбора содержания, форм, темпов и уровней проведения учебных занятий;
  • раскрытия творческого потенциала обучающихся;
  • освоения студентами современных информационных технологий.
  • при построении интерактивных таблиц, плакатов и других цифровых образовательных ресурсов по отдельным темам и разделам учебной дисциплины,
  • для создания индивидуальных тестовых мини-уроков;
  • для создания интерактивных домашних заданий и тренажеров для самостоятельной работы студентов.

3. Учебно-методический аспект. Электронные и информационные ресурсы могут быть использованы в качестве учебно-методического сопровождения образовательного процесса. Преподаватель может применять различные образовательные средства ИКТ при подготовке к занятию; непосредственно при объяснении нового материала, для закрепления усвоенных знаний, в процессе контроля качества знаний; для организации самостоятельного изучения обучающимися дополнительного материала и т.д. Компьютерные тесты и тестовые задания могут применяться для осуществления различных видов контроля и оценки знаний.
Кроме того, преподаватель может использовать разнообразные электронные и информационные ресурсы при проектировании учебных и внеаудиторных занятий.

4. Организационный аспект. ИКТ могут быть использованы в различных вариантах организации обучения:

  • при обучении каждого учащегося по индивидуальной программе на основе индивидуального плана;
  • при фронтальной либо подгрупповой формах работы.

5. Контрольно-оценочный аспект. Основным средством контроля и оценки образовательных результатов обучающихся в ИКТ являются тесты и тестовые задания, позволяющие осуществлять различные виды контроля: входной, промежуточный и итоговый.
Тесты могут проводиться в режиме on-line (проводится на компьютере в интерактивном режиме, результат оценивается автоматически системой) и в режиме off-line (оценку результатов осуществляет преподаватель с комментариями, работой над ошибками). Таким образом, использование ИКТ в преподавании русского языка и литературы значительно повышает не только эффективность обучения, но и помогает совершенствовать различные формы и методы обучения, повышает заинтересованность студентов в глубоком изучении программного материала.
Необходимо отметить, что ИКТ – это не только компьютер, это и умение работать с информацией. И тогда необходимо выделить коммуникативную технологию.
Коммуникативная технология опирается на взаимосвязанное комплексное обучение всем видам речевой деятельности:

  • аудирование;
  • говорение;
  • чтение;
  • письмо.

Главным при коммуникативной технологии обучения является содержание речевого поведения, которое состоит из:

  • речевых поступков;
  • речевой ситуации.

Коммуникативная технология предусматривает функциональность обучения (деятельность ученика):

  • ученик спрашивает;
  • подтверждает мысль;
  • побуждает к действию;
  • высказывает сомнения и в ходе этого актуализирует грамматические нормы.

При этом должна обеспечиваться новизна ситуации:

  • новая речевая задача;
  • новый собеседник;
  • новый предмет обсуждения.

Основным способом овладения коммуникативной компетенцией являются разные виды деятельности, т.к. в деятельности возникает:

  • осознание необходимости общения;
  • потребность использования речи;
  • формируется речевое поведение.

Деятельность, в которой реализуется коммуникативная технология, может быть:

  • учебная;
  • игровая;
  • трудовая.

Единицей организации и ядром процесса обучения с использованием коммуникативной технологии является ситуация. С помощью ситуации:

  • устанавливается система взаимоотношений тех, кто общается;
  • мотивируется общение;
  • презентуется (преподносится) речевой материал;
  • приобретаются речевые навыки;
  • развивается активность детей и самостоятельность общения.

В коммуникативной технологии отбор учебного материала отвечает потребностям ребенка:

  • отбираются речевые конструкции, необходимые ребенку для общения;
  • возможно использование упрощенной модели речевого общения (даже невербальная форма общения).

Обучение должно воздействовать не только на мышление детей, но и на их чувства, эмоции:

  • приносить детям радость;
  • сопровождаться положительными эмоциональными переживаниями.

Материал подготовила: методист ЦРНО изд-ва «Просвещение» Игушева И.А.
(по материалам сайтов:

Пономарева М.В.

ИКТ в современной школе.

Мы вступили в новую информационную эпоху. Перед школьным образованием возникла новая проблема – подготовить учеников к жизни в быстро меняющимся информационном обществе. Соответственно предъявляются новые требования к системе образования в соответствии с ФГОС. И ключевую роль в решении этой проблемы играет способность современного учителя владеть информационными и коммуникационными технологиями. Владение информационными технологиями становится в один ряд с умениями читать и писать. Человек, эффективно владеющий технологиями, имеет другой, новый стиль мышления, иначе подходит к организации своей деятельности.

Сегодня России нужны одновременно здоровые и образованные люди. Поэтому перед учителями стоит сложная задача. С одной стороны, детям нужно дать такие знания, чтобы они смогли успешно продолжать образование в течении всей своей жизни, подготовиться к выбранной профессиональной деятельности, жить и трудиться в информационном обществе. С другой стороны, нужно сохранить здоровье. Престижным становится то образование, которое гарантирует человеку здоровье, глубокую образованность, интеллигентность, профессиональную востребованность. Как сделать, чтобы дети не губили здоровье и получили хорошее образование? Чтобы дать качественное образование нужно не увеличивать нагрузку, но применять наиболее продуктивные методы и технологии обучения. Информационные технологии могут помочь решить проблему здоровьесбережения. Если научить ребенка грамотно применять свои знания и умения работать с информацией. Современный учитель должен соответствовать уровню

Требования, предъявляемые к учителю, работающему с применением ИКТ

    Владеть основами работы на компьютере.

    Иметь навыки работы с мультимедийными программами.

    Владеть основами работы в Интернет.

Мы выяснили, что информатизация начальной школы играет важную роль для достижения современного качества образования и формирования информационной культуры ребенка ХХ I века. Отсюда следуют цели использования ИКТ:

Повысить мотивацию обучения;

Повысить эффективность процесса обучения;

Совершенствовать методики проведения уроков;

Использовать как средство самообразования.

Использование ИКТ в учебном процессе позволяет усилить образовательные эффекты, повысить качество усвоения материала, построить индивидуальные образовательные траектории учащихся, осуществить дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности, организовать одновременно детей, обладающих различными способностями и возможностями. Внедрение ИКТ осуществляется по направлениям:

    Создание презентаций к урокам;

    Работа с ресурсами Интернет;

    Использование готовых обучающих программ;

    Разработка и использование собственных авторских программ.

Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам можно назвать создание мультимедийных презентаций. Как писал К. Д. Ушинский: «Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное заговорит свободно…». Исходя из опыта мы видим, что урок, включающий слайды, презентации, вызывают у детей эмоциональный отклик, в том числе и самых инфантильных или заторможенных. По данным ученых человек запоминает 20% услышанного, 30%увиденного, и более 50% того что он видит и слышит одновременно. Использование презентаций уместно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока.

    Не загромождайте отдельный слайд большим количеством информации.

    На каждом слайде должно быть не более двух картинок.

    Размер шрифта на слайде должен быть не менее 24-28 пунктов.

    Анимация возможна один раз в течение 5 минут.

    Вся презентация должна быть выдержанна в одном стиле.

Использование на уроке электронных интерактивных досок вносит в учебный процесс новое качество. Интерактивная доска (ИД) позволяет учителю объяснять материал ярко и наглядно, работать в большой аудитории, позволяя рисовать и делать записи поверх любых изображений. В применении ИД выделяются 3 ключевых направления:

    Презентации, демонстрация и моделирование

    Повышение активности на уроке

    Увеличение темпа работы

ИД становится незаменимой по любому предмету, будь то русский язык, математика, окружающий мир.

Примерные задания по математике с использованием ИД:

Сгруппируй предметы по форме, цвету и тд.

Разбей фигуры на группы по признакам. Фигуры дети могут двигать пальцами или обводят маркерами.

Собери фигуру.

Удали лишнюю фигуру.

Докажи, что площадь одной фигуры больше или меньше другой (путем наложения)

Анализируя опыт использования ИКТ на различных уроках в начальной школе, можно с уверенностью сказать, что использование ИКТ позволяет:

Обеспечить положительную мотивацию обучения

Проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (музыка, анимация)

Обеспечить высокую степень дифференциации обучения

Повысить объем выполняемой на уроке работы в 1,5-2 раза

Усовершенствовать контроль знаний

Рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока

Таким образом, мультимедийные технологии обогащают процесс обучения, позволяют сделать его более эффективным, а также способствуют творческому развитию учащихся. Использование ИКТ в начальной школе- это не просто новое веяние времени, а необходимость. В рамках одного урока учителю подвластны и видеофрагменты, и музыкальный ряд, и изобразительные средства. Использование ИКТ на уроках помогает не только детям усвоить учебный материал, но и учителю творчески развиваться. Уроки с применением ИКТ вызывают большой интерес у учащихся, ребята проявляют познавательную активность, которая выражается в росте количества вопросов, задаваемых детьми, а также в поиске ответов на трудные вопросы. Возрастает количество учащихся, готовящих самостоятельно дополнительную информацию к уроку. Данные уроки также способствуют формированию компьютерной грамотности. Подготовка к урокам с использованием ИКТ требует больше времени, чем обычный урок, но это нельзя назвать недостатком, так как данные уроки значительно эффективней обычных.

Список литературы:

Потапенко Н.И. Электронные средства обучения: методические рекомендации/Н.И, Потапенко-Минск: РИПО,2005.-81с.4/

Смирнов А.В. Технические средства в обучении и воспитании детей: Учеб. пособие для учебных заведений. М. Академия,2005,-146с.

Intel “Обучение для будущего» (при поддержке Microsoft): Учеб. пособие. - 9-е изд. исправленное и дополненное – М.:Интернет-Университет Информационных Технологий, 2007.

Руденко Н.Н. Использование ИКТ в процессе обучения в начальной школе.

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года

Анастасия Сергеевна Чулкова

г. Стаханов ГБОУ ЛНР «Стахановская

специализированная школа I - III ступеней

9 им. А.Стаханова

Применение информационно-коммуникационных технологий в образовании

Аннотация: Данная работа является описанием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) используемых в образовании. Изложены задачи, решаемые с помощью внедрения ИКТ в образовательный процесс. На основании популяризации данного вида технологий в обучении приведены достоинства и недостатки в получении необходимых знаний.

Ключевые слова: Информация, информационно-коммуникационные технологии, компьютеризация, всемирная паутина, электронные ресурсы.

С каждым годом современное общество развивается и прогрессирует практически во всех отраслях нашей жизнедеятельности. Тем самым, провоцируя появление огромного количества информации, которую невозможно хранить только лишь в своей голове или же записывая «от руки» на бумаге. Информация – это некий багаж знаний, который люди передают из поколения в поколение, друг другу, обновляя, перерабатывая и дополняя. Невозможно представить современного человека, который не стремился бы к пополнению своих знаний и совершенствованию уже имеющихся. Сейчас существует масса источников для получения информации и, в первую очередь, главным источником, а так же доступным и, пожалуй, незаменимым, на сегодняшний день является интернет. Всемирная паутина охватывает глобальное пространство, а компьютерные технологии, которые имеют сильнейшее влияние в наше время, позволяют предоставить информационное обеспечение абсолютно всем желающим.

С чего же начинаются знания? Конечно же, с образования. Как гласит пословица: «Ученье – свет, а неученье – тьма». Быть образованным – это жить полноценной жизнью, это быть самоуверенным человеком, разносторонним, а так же быть полезным обществу. Благодаря развитию компьютеризации, появлению новой техники, информация и знания стали доступны всем. Доступность – вот главный показатель, по которому мы просто обязаны быть образованными, пополнять свою «копилку» знаний и шагать в ногу со временем.

Внедрение новейших технологий, информатизация и компьютеризация на данный момент являются неотъемлемой частью образования и образовательного процесса в целом. Таким образом, «образование» и «информационно-коммуникационные технологии» становятся на одну ступень в получении знаний.

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в образовании – это методы и приемы сбора, передачи и хранения информации, а так же взаимодействия между педагогом и обучаемым, как в прямом, так и в обратном порядке в системе современного образовательного процесса.

Каждый педагог должен владеть, как минимум, простейшими навыками в сфере ИКТ и уметь применять их на практике, а в перспективе стремиться овладевать всевозможными знаниями в использовании информационно-коммуникационных технологий в своей профессиональной деятельности.

Важным устройством в применении ИКТ является компьютер, на котором должно быть установлено все необходимое программное обеспечение, и сопутствующее оборудование: проектор, мультимедийная доска, колонки и др.

Такое оснащение позволяет наглядно предоставлять информацию, и доступнее донести в массы с помощью: презентаций, слайд-шоу, таблиц, видео- и аудиозаписей необходимый материал, который при зрительном восприятии усвоится гораздо быстрее и в большем объеме. Использование мультимедийной доски сделает урок более интересным и красочным, а как мы знаем мозг ребенка лучше воспринимает информацию, если она представляется в развлекательной форме, поэтому и предложенный материал воспримется с легкостью и лучше отложится в памяти.

Учебный процесс должен быть построен таким образом, чтобы информационно-коммуникационные технологии дополняли, а не заменяли общение и получение новых знаний в цепочке «учитель-ученик-учитель».

С развитием компьютеризации образование вышло на новый уровень. Это связано с получением информации из различных источников, из любой точки мира. Легкий доступ к электронным ресурсам (библиотекам, хранилищам, архивам, базам данных и др.), позволяет черпать знания, всего лишь при наличии подключения к сети Интернет. Всемирная паутина так же позволяет использовать и другие широко распространенные ИКТ-технологии, такие как: онлайн-уроки, тесты, олимпиады, курсы, конференции, консультации и многое другое.

Информационно-коммуникационные технологии являются незаменимым помощником для дистанционного обучения (взаимодействие педагога и обучаемого на расстоянии, сохраняя все необходимые компоненты учебного процесса). В онлайн режиме или с использованием электронной почты происходит обмен информацией, беспрерывного процесса обучения.

Мощным источником получения знаний являются электронные образовательные издания. Они распространены в глобальной сети, а так же хранятся и передаются на съемных носителях. Индивидуальный подход к такому материалу дает глубокое понимание и восприятие самостоятельно изученного материала и проверке своих знаний.

Таким образом, из всего вышесказанного, информационно-коммуникационные технологии в образовании можно классифицировать по области методического назначения на:

    Обучающие (получение знаний, навыков, обеспечение достаточного уровня усвоения материала).

    Тренажеры (проверка своих знаний, отработка навыков, практика).

    Информационно-поисковые и справочные (поиск необходимой информации).

    Демонстрационные (визуальное восприятие необходимой информации).

    Имитационные (замена моделью реального объекта, достаточно точно описывающую реальную систему).

    Лабораторные (возможность проводить эксперименты и опыты).

    Моделирующие (составление модели объекта).

    Расчетные (автоматизация расчетов, формул и др.).

    Учебно-игровые (учебный процесс представляется в виде игры).

Задачи, которые педагог может решить с помощью ИКТ:

- усовершенствовать организацию урока и повысить свою индивидуальность в обучении;

Повысить интерес и продуктивность к самостоятельной подготовке учеников;

Повысить мотивацию к обучению;

На практике отработать все преимущества использования ИКТ;

Повысить мотивацию к обучению и получению новых знаний;

Активизировать учебный процесс;

Привлекать учащегося к исследовательской деятельности;

Обеспечить гибкость обучения.

В заключение хотелось бы сказать, что помимо огромного количества преимуществ использования информационно-коммуникационных технологий в образовании, есть и некоторые недостатки, а самым главным из них является возможность использования чужих материалов, выдавая за свои, так сказать – плагиат. Заимствование готовых рефератов, решенных задач, докладов и много другого, снижает эффективность обучения. Поэтому использовать ИКТ нужно обдуманно и с пользой.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

    Википедия. Свободная энциклопедия [Электронный ресурс], –

    Норенков И.П., Зимин А.М. Информационные технологии в образовании. - М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2004.

    Яковлев А.И. Информационно-коммуникационные технологии в образовании/ А.И.Яковлев// Информационное общество. – 2001. – Вып.2. – С. 32-37.

Консультация для педагогов

Что такое ИКТ?

Сочетание ИКТ связано с двумя видами технологий: информационными и коммуникационными.

«Информационная технология – комплекс методов, способов и средств, обеспечивающих хранение, обработку, передачу и отображение информации и ориентированных на повышение эффективности и производительности труда». На современном этапе методы, способы и средства напрямую взаимосвязаны с компьютером (компьютерные технологии).

Коммуникационные технологии определяют методы, способы и средства взаимодействия человека с внешней средой (обратный процесс также важен). В этих коммуникациях компьютер занимает свое место. Он обеспечивает, комфортное, индивидуальное, многообразное, высокоинтеллектуальное взаимодействие объектов коммуникации. Соединяя информационные и коммуникационные технологии, проецируя их на образовательную практику необходимо отметить, что основной задачей, которая стоит перед их внедрением является адаптация человека к жизни в информационном обществе.

Абсолютно ясно, что ИКТ становятся основным инструментом, который человек будет использовать не только в профессиональной деятельности, но и в повседневной жизни.

Роль ИКТ в образовательном процессе ДОУ

В настоящее время внедрение информационно-коммуникационных технологий влияет на систему образования, вызывая значительные изменения в содержании, методах обучения. Перед современным воспитателем встает проблема поиска нового педагогического инструмента.
Именно поэтому в педагогической деятельности возникает возможность использования ИКТ в качестве мощного инструмента развития мотивации общеобразовательного процесса, учитывая большую и серьезную заинтересованность детей компьютером. Преимуществом использования компьютерных технологий является перенос центра тяжести с вербальных методов обучения на методы поисковой и творческой деятельности воспитателя и воспитанников. Следовательно, меняется и роль воспитателя в образовательном процессе. Он перестает быть источником информации, а становится соучастником, помощником.

В свою очередь применение различных методов помогает активно воздействовать на формирование и развитие навыков аудирования, говорения, чтения, совершенствование устной речи, воспитание творческой, социально-активной личности.

Использование компьютерных технологий помогает:

привлекать пассивных слушателей к активной деятельности;

делать занятия более наглядными и интенсивными;

формировать информационную культуру у детей;

активизировать познавательный интерес;

реализовывать личностно-ориентированный и дифференцированный подходы в обучении;

дисциплинировать самого воспитателя, формировать его интерес к работе;

снять такой отрицательный фактор, как «ответобоязнь»;

активизировать мыслительные процессы (анализ, синтез, сравнение и др.)

Воспитатель, владеющий компьютерными технологиями, применяет их при введении новой темы или ее завершении, контроле, участии в проектах, тестировании, самотестировании, учебных играх, подготовке дидактических материалов, досугов.

Именно поэтому ИКТ должна стать «проникающей» технологией. Иными словами применение компьютера не должно становится самоцелью, а быть эффективным инструментом развития навыков и умений.

МБДОУ «Детский сад №10 «Брусничка»