Частота обновления экрана монитора — какая лучше? Что предлагается на современном рынке? Замена чего на что.

16.08.2019

Трудно представить себе современную квартиру, в которой не было бы ни одного экрана. В одном доме — это телевизор или домашний кинотеатр, в другом – компьютер, в третьем – и то, и другое, и еще что-нибудь. У каждого устройства есть технические характеристики – частота развертки, разрешение и многое другое. Частота обновления экрана монитора — какая лучше? Об этом, а также о других параметрах современных телевизоров, пойдет речь в нашей статье.

Частота экрана телевизора — какая лучше?

Телезритель и понятия не имеет, что сидя перед экраном, он имеет дело с двумя очень важными параметрами, влияющими на качество изображения:

  • частотой кадросмены;
  • частотой обновлений.

Многие даже их путают. Но это совсем не одно и тоже:

  • Первый параметр – это скорость, с которой кадры сменяют друг друга. Обычно она составляет 24 кадра в секунду. Эту характеристику применяли и тогда, когда не было ни плазменных панелей, ни даже аналоговых телевизоров — например, при работе кинопроектора.
  • Частота обновления матрицы показывает, сколько кадров может появиться за секунду на панели. Измеряется она в герцах. Этот параметр имеет и другое название – развертка.

Важно! Качество изображения будет зависеть не только от самой панели, но и от того, как вы ее разместите в комнате. Чтобы сделать это лучшим образом, в помощь вам будут наши советы:

Как обрабатывается сигнал?

В подавляющем большинстве современных квартир стоят цветные телевизоры. То есть такие, которые принимают не только само изображение, но и так называемый сигнал цветности. По тому, как он обрабатывается, все телевизионные системы делятся на несколько видов:

  1. NTSC;
  2. SECAM.

Важно! Система PAL с разверткой в 625 строк и частотой 50 Гц применяется в Западной Европе. В Америке и Японии принят стандарт NTSC, с более высокой частотой (60 Гц), но меньшим количеством строк (525). В Восточной Европе и Африке принят стандарт SECAM – 625 строк, 50 Гц.

Выбор частоты вовсе не случаен, он зависит от национальных стандартов сетей энергоснабжения. Такой показатель, как качество строк, применялся в характеристиках аналоговых телевизоров, для описания цифрового изображения используются другие параметры. А вот частота имеет значение для любой техники — современные приборы тоже должны соответствовать стандартам электросетей.

Что касается мониторов, то для них бывает и другая частота – у современных моделей она составляет 85 Гц, и это на данный момент – технический предел. Если стоит другое число — это значит, что значение достигается какими-то альтернативными способами.

Важно! Если вы видите обозначение 50 Гц, это значит, что в секунду передается 50 кадров. Это если бы сигнал шел в один прием. На самом же деле, каждый кадр передается в два этапа – сначала все нечетные строки, потом – четные. То есть, получается чересстрочная развертка. У нее есть видимый недостаток – мерцание. Наиболее заметно оно при больших размерах экрана и на ярких участках.

Как решается проблема четкости?

Производители стремятся сделать экраны как можно менее вредными для зрения. Для этого применяются два способа:

  • изменение формата:
  • увеличение частоты обновления экрана монитора.

Первым форматом, при котором глаз почти не ощущал мерцания, был Full HD. Частота составляет 60 Гц, а изображение – 1920 на 1080 пикселей. Владельцы игровых приставок и любители смотреть фильмы к этому уже привыкли, а вот вещание по такому стандарту возможно далеко не везде.

Увеличение четкости

Сейчас можно встретить телевизоры, рассчитанные на:

  • 100 Гц;
  • 200 Гц;
  • 400 Гц;
  • 600 Гц;
  • 800 Гц.

Современные цифровые технологии позволяют каждый кадр показывать дважды, и именно благодаря этому появилась технология 100 Гц. Качество изображения становится выше, это безусловно. Однако мерцания полностью не исчезают, хотя и заметно уменьшается.

Важно! Раз вы озадачились такими подробностями о ТВ-панелях, наверняка вы планируете смотреть любимые каналы в хорошем качестве. Для этого вам однозначно понадобится .

Применяется и другой способ, который производители телевизоров переняли у компьютерщиков. В компьютерной анимации, в отличие от мультипликации, берутся всего 2 изображения, а программа разворачивает их под тем углом, под которым нужно. При маленьких углах движение изображения становится плавным, но сильно увеличивается в объеме сам файл.

Важно! В телевидении анализом направления движения двух предшествующих кадров занимается процессор, он же задает вектор следующей картинке. Добавляются промежуточные кадры, и от их количества зависит плавность. Если вставляется 3 кадра между основными, получается частота 200 Гц.

Что еще влияет на качество изображения?

Частота обновления экрана монитора – не единственное, что создает четкую картинку, или — наоборот, ее портит. Есть еще такой параметр, как разрешение.

  • Led-подсветка;
  • Вставка дополнительных кадров.

При первом способе изображение становится четким, но мерцание все равно заметно. Такой вариант применяется в дешевых моделях. Более эффективный метод – вставка дополнительных кадров, но его применение требует мощного процессора, который есть у дорогих и некоторых средних по цене моделей.

Важно! Модели, где используется вставка дополнительных кадров, не очень подходят для просмотра фильмов, снятых на пленку – изображение становится неестественным.

Какие бывают телевизоры?

Качество изображения зависит во многом от типа телевизора. Сейчас вы можете встретить такие:

  • LCD (Liqud Crystal Display);
  • LED (Light-emitting Diode);
  • Plasma Display Panel;
  • OLED (Organic Light-emitting Diode).

LCD

Эта жидкокристаллическая модель в мире тонких телевизоров появилась первой. Она по-прежнему популярна – главным образом потому, что стоит дешевле прочих. Изображение формируется с помощью подсветки флуоресцентными лампами.

Важно! Четкость у таких экранов нередко оставляет желать лучшего, и тут надо смотреть, какая указана частота – если она 100 Гц, картинка будет вполне сносной.

LED

Фактически – усовершенствованный LCD. В них применяется более современная подсветка – не флуоресцентными лампами, а диодами, поставленными на разных участках поля. Это дает лучшую контрастность.

Стоят такие телевизоры тоже сравнительно недорого. Если соберетесь покупать, обратите внимание на маркировку. В сертификате должно стоять одно из четырех:

  • True LED;
  • Direct LED;
  • Full LED.
  • OLED (Organic Light-emitting Diode);

Важно! Это означает, что диоды стоят везде и обеспечивают равномерную подсветку, то есть высокое качество изображения. Если же написано Edge LED, изображение вам вряд ли понравится.

Plasma Display Panel

Картинка на плазменной панели получается по причине свечения люминофора под воздействием ультрафиолетового излучения. Подсветка не нужна – все происходит в плазменных ячейках, которым просто не нужен источник света.

У таких экранов очень хорошая контрастность. Стоят они тоже сравнительно недорого. Однако есть существенный недостаток – выгорание.

Важно! Служит такая панель в среднем года четыре.

OLED (Organic Light-emitting Diode)

Пожалуй, на современном рынке – лучшие модели. Самое высокое качество изображения, подсветка не используется. Служат такие телевизоры долго, электроэнергии потребляют значительно меньше, чем плазменные. До недавних пор покупатели с осторожностью относились к таким экранам потому, что они были изогнутыми. Покупатели были не совсем правы – такая форма позволяла избежать обычных искажений. Однако из-за невысокого спроса производители стали предлагать такие стандартные OLED-телевизоры..

Важно! Производители очень часто предлагают модели с частотой развертки 600 и 800 Гц, однако серьезного улучшения качества по сравнению с экранами на 100-200 Гц такие телевизоры не дают, а разница в цене получается огромной.

Золотая середина

Задавшись вопросом, какую частоту монитора выбрать, вспомните, что идеальных технических решений нет. Высокая частота развертки вовсе не означает, что телевизор вам понравится. Условно экраны можно разделить по этому параметру на несколько групп:

  • 50-90 Гц;
  • 100-200 Гц;
  • больше 200 Гц.

В чем разница:

  • В первом случае картинка может быть яркой и четкой, но непременно будет мерцать. Это вредно для зрения, да и раздражает.
  • Модели с частотой больше 200 Гц – довольно дороги, но ощутимого улучшения качества не дают.
  • Многие эксперты даже считают, что маркировка 400 Гц или 800 Гц — не более, чем ловкий маркетинговый ход.

Важно! 100-200 Гц – та самая золотая середина, когда монитор дает хорошее качество, но при этом имеет вполне приемлемую цену. К тому же, у проверенных производителе если написано 200 Гц, значит — столько и есть.

Разрешение

Развертка – не единственная характеристика, влияющая на качество изображения. Для современных экранов очень важно еще и разрешение. Измеряется оно в пикселях.

Важно! Разрешение увеличивается от модели к модели. Full HD, который еще совсем недавно считался чуть ли не чудом света, дает разрешение в 1080 пикселей, но уже есть и экраны с более высоким показателем.

Эта характеристика зависит от типа телевизора и его размеров. Чем больше экран – тем выше разрешение. Самые распространенные типы:

  1. HDReady — 1280 x 720 или 1366 x 768;
  2. FullHD — 1920 x 1080;
  3. UltraHD (4K) — 3840 x 2160 или 4096 x 2160;
  4. UltraHD (8K) — 7680 x 4320

На что еще обратить внимание?

Разобравшись с тем, какую частоту монитора выбрать, обратите внимание и на другие параметры:

  • контрастность;
  • яркость;
  • диагональ экрана;
  • угол обзора;
  • трехмерное изображение.

Контрастность

От этой характеристики экрана зависит качество цветопередачи. Частота обновления на нее не влияет.

Важно! В сертификатах данный параметр обычно указывается в виде некоего соотношения (1000:1, 900:1 и т. д.). Соотношение показывает, во сколько раз темные фрагменты изображения отличаются от светлых.

Есть два типа контрастности:

  • статическая;
  • динамическая.

Статическая означает максимальную разницу, которая есть в одном кадре. Оптимальный показатель – 1000:1. Динамическая же показывает общую разницу между светлыми и темными участками на экране вообще. Этот параметр зависит от модели устройства.

Яркость

От значения яркости зависит, будет картинка сочной или блеклой. Лучшие телевизоры – это те, у которых данная величина составляет от 300 до 450 кд/кв. м. Могут быть модели и с большим значением.

Ваш любимый размер

Однозначного ответа на вопрос, какой должна быть диагональ экрана, не существует. Все зависит от целей, размеров помещения и целого ряда других соображений.

Важно! Необходимо учесть минимальное расстояние между монитором и зрителем. Для телевизоров 2D оно составляет 3 длины диагонали, а если вы предпочитаете 3D – полторы. Если же у вас монитор с разрешением Ultra HD, смотреть его можно почти вплотную.

Место установки

Телевизор может стоять:

  • в гостиной;
  • в спальне;
  • в детской;
  • в кухне.

Разберемся с подходящей диагональю:

  • Гостиная – самая большая комната в квартире, где собираются все домочадцы, сюда же приглашают гостей. Поэтому телевизор может быть с диагональю 46 дюймов и больше.
  • Для спальни подойдет “ящик” с экраном от 32 до 43 дюймов.
  • Такой же можно поставить и в детской.
  • А для кухни сгодится экран 26-32 дюйма.

Угол обзора

Заявленный угол любого современного телевизора – 170-180°. Однако в реальности этот параметр может и не соблюдаться – например, у приборов классов LED или LCD. Более подробно читайте об этой характеристике в специальной статье .

Производители плазменных экранов всегда придерживаются этой характеристики.

Важно! Слепо доверять тому, что написано в паспорте, не стоит – угол оценивается визуально.

Трехмерное изображение

Телевизоры, дающие 3D-изображение, появились в продаже сравнительно недавно, и стоят они пока что достаточно дорого. Производители применяют для получения объемного изображения две технологии:

  • активную;
  • пассивную.

В комплектацию телевизоров с пассивным 3D входят две или четыре пары очков, для активного — никаких дополнительных приспособлений не нужно. Некоторые известные фирмы (например “Самсунг” или “Панасоник”), используют активную затворную технологию, LG предлагает “пассивные” модели, где объем достигается за счет поляризации.

Важно! Модели с активной функцией дают более высокое качество, но они стоят дороже. При применении очков качество воспринимаемого изображения падает примерно в два раза. Но такие телевизоры, разумеется, дешевле. Подобрать такую панель вам будет гораздо проще, если вы будете ориентироваться на уже готовый .

Обратите внимание на разъемы

Коммуникации – это важно. Посмотрите, сколько разъемов HDML есть у понравившаяся вам модели. Их должно быть как минимум два, но чем больше – тем лучше. Разумеется, нужны и USB-разъемы.

Современный телевизор – устройство универсальное, к нему можно подключать компьютеры, консоли, планшеты и много всего еще. Многие модели можно подключать к Интернету. Но необходимо наладить общение между устройствами, и в этой ситуации наличие подходящих разъемов сделает жизнь куда более легкой и приятной.

Видеоматериал


Человеческий глаз - удивительный орган: он может моментально сфокусироваться на любом предмете, будь он в полуметре от глаз, или в сотне метров. Он может различить даже небольшое движение на периферии зрения. Но при этом он, увы, инертен, и поэтому, если показывать человеку ряд картинок с определенной частотой, то начиная с определенного количества картинок в секунду нам будет казаться, что это уже не статичные изображения, а движение. Но вот вопрос - начиная с какой частоты так происходит?

Начнем немного издалека - с «технического устройства» глаза. В нем есть два типа чувствительных к свету клеток (фоторецепторов): это палочки и колбочки. Палочки отвечают за черно-белое зрение, но при этом у них низкая инертность. Колбочки же отвечают за цветное зрение, и их инертность выше. В человеческом глазу в центральной части много колбочек и мало палочек, а на периферии наоборот - превалируют палочки. Это разумно - менее инертные палочки могут заметить даже небольшое движение на границе зрения, ну а потом мы поворачиваем голову и смотрим, что же это за движение уже центральной частью, где много колбочек, и видим затаившегося льва в кустах. Но вот мониторов или телевизоров, которые полностью охватывают весь угол зрения, нет, поэтому мы в основном смотрим на него прямо, то есть в основном используются более инертные колбочки. Но вот насколько они инертны?

Первое мнение - 24 кадра в секунду хватит всем, и его очень любят киношники: ведь это позволяет им экономить пленку. Получился такой результат чисто экспериментально - это минимальный fps в видео, при котором оно все еще кажется нам видео, а не слайд-шоу. Но тогда почему 24 кадра в компьютерной игре кажется нам мало? Ответ прост - один кадр, снятый камерой, является суперпозицией всего происходящего, пока был открыт затвор. Иными словами, гоночная машина, при снятии ее камерой, выглядит так:

А вот в игре, где каждый кадр - это четко просчитанная видеокартой картина в каждый момент времени, любой скриншот будет выглядеть четко (если, конечно, размытие не сделано програмно).

Поэтому 24 fps в видео достаточно, так как каждый кадр имеет в себе информацию, позволяющую склеить его и с предыдущим, и с последующим. А вот в играх это не так, и 24 кадра в секунду там мало. Но сколько нужно fps в играх? Экспериментаторы решили пойти другим путем - не показывать человеку игру, постепенно увеличивая fps и спрашивая, стала ли она плавной. Они решили определить инертность глаза, то есть время, которое нужно ему для обработки информации об одном кадре. И оно оказалось около 20 мс, отсюда легко получается, что глазу для плавности достаточно 50 fps. И тут многие делают несколько неправильный вывод - ну если 50 fps достаточно, то возьму-ка я монитор с частотой в 60 Гц (с небольшим запасом) и буду любоваться плавной картинкой.

В чем же их ошибка? А ошибка в том, что fps и Гц это не одно и тоже - первое это кадры, которые отображает матрица, а второе - это количество поступающих на нее сигналов в секунду. Казалось бы, даже по определению это одно и то же. Но мы забываем про то, что у мониторов есть время отклика. К примеру, нам нужно изменить цвет с серого на темно-серый, и если мы подключим осциллограф, то увидим, что матрица «въезжает» в цвет аж 34 мс:


Но ведь если мы хотим получить 50 fps, то задержка должна быть не более 20 мс, а тут в полтора раза больше. Что это означает? А это означает то, что в динамических сценах мы никогда не увидим правильные цвета, потому что матрица банально не успеет в них «попасть» - кадры сменяются быстрее. Поэтому мы видим различные артефакты картинки в виде шлейфов и некорректных цветов.

Но что если мы возьмем матрицу с частотой в 120 Гц и сравним с 60 Гц матрицей? Картина будет такая (кадры сделаны раз в 8.3 мс, что соответствует 120 Гц):


Хорошо видно, что белые шлейфы за объектами на 120 Гц значительно меньше. Более того - непопадания в цвет так же будут исчезать значительно быстрее, да и сами промахи цветопередачи будут меньше, так как теперь изменение яркости будет происходить не в один шаг, а в два, а чем меньше шаг - тем меньше промах. В итоге картинка на 120 Гц будет действительно казаться плавнее, но не из-за того, что человеческий глаз может воспринимать 120 fps, а из-за того, что на такой матрице будет гораздо меньше артефактов, и она быстрее реагирует на изменение картинки.

Имеет ли смысл повышать частоту еще выше - до 240 Гц к примеру? Имеет - это еще сильнее уменьшит шлейфы и промахи в цвете. Но на сегодняшний день системы, которые могут выдавать в современных играх в FHD 240 кадров в секунду стоят очень дорого, поэтому пока что такие мониторы не нужны. А вот 120 fps уже способна выдать не самая дорогая из современных видеокарт Nvidia GTX 1080, так что если у вас она есть - можно купить монитор с частотой обновления в 120 Гц - картинка в играх станет приятнее.

Разрешение монитора - это размер получаемого изображение в пикселях. Чем выше разрешение - тем более детальное изображение можно получить и тем выше стоимость монитора (при прочих равных условия).

Типичные разрешения современных мониторов приведены ниже:

Отдельно стоит упомянуть разрешения Full HD и 4К.

Встроенная акустическая система

Если вы не предъявляете серьезных требований к качеству звучания аудиосистемы, стоит рассмотреть вариант покупки монитора со встроенными динамиками . Если вы подключите такой монитор с помощью разъема HDMI или DisplayPort, то вам не понадобится отдельный кабель для передачи звука, что очень удобно.

Выход на наушники

Если вы часто используете наушники (например, слушаете музыку ночью или в офисе), то разумным приобретением будет монитор, оснащенный аудио-выходом  на наушники . Это сделает их использование более удобным.

Поддержка 3D-изображения (3D-Ready)

3D-формат постепенно набирает популярность. Сначала он завоевал экраны кинотеатров, а сейчас проникает и на рынок бытовой техники. Некоторые модели мониторов уже сейчас поддерживают работу с 3D-контентом . Такие мониторы имеют высокую частоту обновления экрана (144 Гц и выше) и могут попеременно выводить на экран картинку для левого и правого глаза. Для того, чтобы каждый глаз видел свою картинку, в комплект входят специальные очки с «затворной» технологией.

Подводя итоги можно условно разделить мониторы на несколько ценовых категорий:

мониторы стоимостью от 5 000 до 10 000 руб . Недорогие мониторы для офисного или домашнего использования. Имеют диагональ размером от 17 до 21 дюйма. Как правило, оснащены матрицами типа TN, либо недорогой разновидностью VA или IPS матриц. Максимальное разрешение - FullHD или меньше. Оснащены разъемами VGA или DVI. Дополнительные регулировки положения экрана встречаются редко.

мониторы стоимостью от 10 000 до 20 000 руб.  В эту категорию попадают мониторы для повседневного домашнего использования. Они имеют диагональ размером от 22 до 27 дюймов, оснащены неплохими матрицами типа TN, VA или IPS с разрешениями FullHD. Оснащаются разъемами HDMI или DisplayPort. Могут иметь USB-концентраторы, встроенные колонки и регулировки положения экрана.

мониторы стоимостью свыше 20 000 руб.  Более продвинутые мониторы с диагональю от 24 до 35 дюймов и выше, с матрицами разрешением от FullHD до 5К с хорошей скоростью реакции и цветопередачей. В этой категории встречаются модели с изогнутым экраном или поддержкой 3D-изображения. Также имеют на борту широкий набор различных разъемов для подключения системных блоков и других устройств, USB-концентраторы, аудиовыходы.

Надеюсь, этот небольшой гайд поможет выбрать вам подходящий монитор для своего компьютера.

Частота регенерации или обновления (кадровой развертки для CRT мониторов) экрана это параметр, определяющий, как часто изображение на экране заново перерисовывается. Частота регенерации измеряется в Hz (Герцах, Гц), где один Гц соответствует одному циклу в секунду. Например, частота регенерации монитора в 100 Hz означает, что изображение обновляется 100 раз в секунду. Мерцание изображения (flicker) приводит к утомлению глаз, головным болям и даже к ухудшению зрения. Заметим, что чем больше экран монитора, тем более заметно мерцание, особенно периферийным (боковым) зрением, так как угол обзора изображения увеличивается. Значение частоты регенерации зависит от используемого разрешения, от электрических параметров монитора и от возможностей видеоадаптера. Минимально безопасной частотой кадров считается 75 Hz, при этом существуют стандарты, определяющие значение минимально допустимой частоты регенерации. Считается, что чем выше значение частоты регенерации, тем лучше, однако исследования показали, что при частоте вертикальной развертки выше 110 Hz глаз человека уже не может заметить никакого мерцания. Ниже мы приводим таблицу с минимально допустимыми частотами регенерации мониторов по новому стандарту TCO’99 для разных разрешений:

Диагональ монитора

Частота регенерации

Разрешение

Если вместо размера CRT используется видимый размер экрана, то данные в таблице выше также применимы. Заметим, что приведены минимально допустимые параметры, а рекомендованная частота регенерации >= 100 Hz.

Чтобы узнать настройки своего монитора, необходимо открыть Панель управления – Экран . Где представленно несколько вкладок.

Теперь логично перейти к вопросу о стандартах безопасности. Тем более что на всех современных мониторах можно встретить наклейки с аббревиатурой TCO или MPRII. На очень старых моделях встречаются еще и надписи "Low Radiation", которые на самом деле ни о чем не говорят. Просто когда-то, исключительно в маркетинговых целях, производители из Юго-Восточной Азии привлекали этим внимание к своей продукции. Никакой защиты подобная надпись не гарантирует.

9. Сертификаты TCO и MPRII

Все мы хоть раз слышали о том, что мониторы опасны для здоровья. С целью снижения риска для здоровья различными организациями были разработаны рекомендации по параметрам мониторов, следуя которым производители мониторов борются за наше здоровье. Все стандарты безопасности для мониторов регламентируют максимально допустимые значения электрических и магнитных полей создаваемых монитором при работе. Практически в каждой развитой стране есть собственные стандарты, но особую популярность во всем мире (так сложилось исторически) завоевали стандарты, разработанные в Швеции и известные под именами TCO и MPRII. Расскажем о них подробнее.

9.1. TCO

«TCO (The Swedish Confederation of Professional Employees, Шведская Конфедерация Профессиональных Коллективов Рабочих), членами которой являются 1,3 миллиона Шведских профессионалов, организационно состоит из 19 объединений, которые работают вместе с целью улучшения условий работы своих членов. Эти 1,3 млн. членов представляю широкий спектр рабочих и служащих из государственного и частного сектора экономики.

Учителя, инженеры, экономисты, секретари и няньки лишь немногие из групп, которые все вместе формируют TCO. Это означает, что TCO отражает большой срез общества, что обеспечивает ей широкую поддержку».

Это была цитата из официального документа TCO. Дело в том, что более 80% служащих и рабочих в Швеции имеют дело с компьютерами, поэтому главная задача TCO это разработать стандарты безопасности при работе с компьютерами, т.е. обеспечить своим членам и всем остальным безопасное и комфортное рабочее место. Кроме разработки стандартов безопасности, TCO участвует в создании специальных инструментов для тестирования мониторов и компьютеров.

Стандарты TCO разработаны с целью гарантировать пользователям компьютеров безопасную работу. Этим стандартам должен соответствовать каждый монитор, продаваемый в Швеции и в Европе. Рекомендации TCO используются производителями мониторов для создания более качественных продуктов, которые менее опасны для здоровья пользователей. Суть рекомендаций TCO состоит не только в определении допустимых значений различного типа излучений, но и в определении минимально приемлемых параметров мониторов, например поддерживаемых разрешений, интенсивности свечения люминофора, запас яркости, энергопотребление, шумность и т.д. Более того, кроме требований в документах TCO приводятся подробные методики тестирования мониторов. Некоторые документы и дополнительную информацию можно найти на официальном сайте TCO: tco-info.com

Большинство измерений во время тестирований на соответствие стандартам TCO проводятся на расстоянии 30 см спереди от экрана, и на расстоянии 50 см вокруг монитора. Для сравнения во время тестирования мониторов на соответствие другому стандарту MPRII все измерения производятся на расстоянии 50 см спереди экрана и вокруг монитора. Это объясняет то, что стандарты TCO более жесткие, чем MPRII.

9.1.1. TCO "92

Стандарт TCO’92 был разработан исключительно для мониторов и определяет величину максимально допустимых электромагнитных излучений при работе монитора, а так же устанавливает стандарт на функции энергосбережения мониторов. Кроме того, монитор, сертифицированный по TCO’92, должен соответствовать стандарту на энергопотребление NUTEK и соответствовать Европейским стандартам на пожарную и электрическую безопасность.

9.1.2. TCO "95

Стандарт TCO’95 распространяется на весь персональный компьютер, т.е. на монитор, системный блок и клавиатуру и касается эргономических свойств, излучений (электрических и магнитных полей, шума и тепла), режимов энергосбережения и экологии (с требованием к обязательной адаптации продукта и технологического процесса производства на фабрике). Заметим, что в данном случае термин "персональный компьютер" включает в себя рабочие станции, серверы, настольные и напольные компьютеры, а также компьютеры Macintosh.

Монитор (дисплей) – устройство визуального представления данных. Это не единственно возможное, но главное устройство вывода. Различают мониторы на электронно-лучевых трубках и жидкокристаллические. Его основными потребительскими параметрами являются: размер мониьора и размер точки экрана, максимальная частота регенерации изображения.

Размер монитора измеряется между противоположными углами трубки кинескопа по диагонали. Единица измерения – дюймы. Стандартные размеры: 14"; 15"; 17"; 19"; 20"; 21". В настоящее время наиболее универсальными являются мониторы размером 15 и 17 дюймов, а для операций с графикой желательны мониторы размером 19–21 дюйм. Выделяют три принципиально различающихся разновидности мониторов – на базе электронно-лучевой трубки (CRT), газоразрядные и жидкокристаллические (TFT). Два последних вида благодаря своей конструкции не выделяют излучения, в отличие от моделей с электронно-лучевой трубкой.

Размер точки экрана или шаг маски (0,25-0,27) – изображение на экране состоит из точек, размер которых колеблется от 0,24 до 0,27 мм. Чем меньше размер точки экрана, тем четче и точнее полученное изображение;

Частота регенерации, или частота кадров, изображения показывает, сколько раз в течение секунды монитор может полностью сменить изображение (поэтому ее также называют частотой кадров). Этот параметр зависит не только от монитора, но и от свойств и настроек, хотя предельные возможности определяет все-таки монитор.

Частоту регенерации изображения измеряют в герцах (Гц). Чем она выше, тем четче и устойчивее изображение, тем меньше утомление глаз, тем больше времени можно работать с компьютером непрерывно. При частоте регенерации порядка 60 Гц мелкое мерцание изображения заметно невооруженным глазом. Сегодня такое значение считается недопустимым. Минимальным считают значение 75 Гц, нормативным – 85 Гц, комфортным – 100 Гц и более.

Качество изображения, которое пользователь видит на экране монитора, во многом зависит не только от самого монитора, но и от контроллера, который управляет работой монитора. Такой контроллер называется видеоконтроллер (видеоадаптер, видеокарта). Это электронная плата, которая обрабатывает видеоданные (текст и графику) и управляет работой монитора. Основным компонентом видеокарты является память, где хранятся передаваемые процессором числа, характеризующие каждый пиксель монитора. Для видеоадаптеров на сегодняшний день применяется память только одного типа – DDR (динамическая оперативная память). Цифроаналоговые преобразователи преобразуют эти числа в аналоговые сигналы, необходимые для работы монитора. Для ускорения процесса обработки видеоданных и разгрузки при этом центрального процессора ЭВМ современные видеокарты имеют свой собственный видеопроцессор. Видеокарта может быть интегрирована в системную плату или подключаться к специальному разъему – AGP-порту – ускоренный графический порт. Обязательно присутствует на карте и разъем для подключения монитора. Видеокарта может содержать в себе TV-тюнер (устройство для приема телевизионного сигнала), видеовыходы для второго (и даже третьего) монитора, разъемы для подключения антенн.

К основным характеристикам видеоадаптера можно отнести следующие:

1. Чипсет – NVIDIA Riva TNT, NVIDIA GeForce, RADEON

2. Объем памяти – 16 – 512 Мбайт

3. Выход на телевизор – наличие TV-тюнера

4. Наличие видеоускорителя – возможность построения изображений без выполнения математических вычислений в основном процессоре компьютера, а чисто аппаратным путем – преобразованием данных в микросхемах видеоускорителя. Видеоускорители бывают двух типов – ускорение плоской (2D) и трехмерной графики (3D).

5. Возможность подключения второго монитора.

Краткая характеристика периферийных устройств ввода информации (клавиатура, манипулятор мышь, сканер), их назначение

Клавиатура – клавишное устройство ввода в персональный компьютер алфавитно-цифровых (знаковых) данных и команд управления. Комбинация монитора и клавиатуры обеспечивает простейший интерфейс пользователя. Клавиатура имеет свой порт на задней панели системного блока. Данная микросхема находится на основной плате компьютера внутри системного блока.

Стандартная клавиатура имеет более 100 клавиш, функционально распределенных по нескольким группам

Группа алфавитно-цифровых клавиш предназначена для ввода знаковой информации и команд, набираемых по буквам. Каждая клавиша может работать в нескольких режимах (регистрах) и, соответственно, может использоваться для ввода нескольких символов. Переключение между нижним регистром (для ввода строчных символов) и верхним регистром (для ввода прописных символов) выполняют удержанием клавиши SHIFT (нефиксированное переключение). При необходимости жестко переключить регистр используют клавишу CAPS LOCK (фиксированное переключение). Если клавиатура используется для ввода данных, абзац закрывают нажатием клавиши ENTER. При этом автоматически начинается ввод текста с новой строки. Если клавиатуру используют для ввода команд, клавишей ENTER завершают ввод команды и начинают ее исполнение.

Для разных языков существуют различные схемы закрепления символов национальных алфавитов за конкретными алфавитно-цифровыми клавишами. Такие схемы называются раскладками клавиатуры. Переключения между различными раскладками выполняются программным образом – это одна из функций операционной системы. Соответственно способ переключения зависит от того, в какой операционной системе работает компьютер. Например, в системе Windows для этой цели могут использоваться следующие комбинации: левая клавиша ALT+SHIFT или CTRL+SHIFT. При работе с другой операционной системой способ переключения можно установить по справочной системе той программы, которая выполняет переключение.

Манипуляторы (мышь, трекбол и др.) – специальные устройства ввода и управления, облегчающие взаимодействие пользователя и ПЭВМ.

Манипулятор мышь бывает трех видов: механическая, оптическая и оптическая беспроводная. Несмотря на большое разнообразие форм и размеров, мыши имеют единые принципы работы. При перемещении мыши по поверхности это перемещение преобразуется в последовательности импульсов, передаваемых в ПК. При нажатии кнопок мыши их код также передается в ПК, где специальная программа управления мышью (драйвер мыши) преобразует последовательности импульсов и коды нажатия кнопок в определенные действия. В зависимости от способа определения перемещения – механического, связанного с перемещением частей устройства, или оптического, основанного на фиксации перемещения с помощью оптических приборов, различают соответственно механические и оптические мыши. Принцип работы мыши заключается в следующем.

При перемещении мыши по поверхности расположенный в ее основании шарик начинает вращаться, приводя в движение расположенные внутри корпуса ролики. Эти ролики смонтированы относительно друг друга под углом 90° и, соприкасаясь с шариком, могут вращаться только по часовой или против часовой стрелки, преобразуя произвольное движение шарика в движение в двух взаимно-перпендикулярных направлениях (X и Y). При перемещении мыши строго горизонтально или строго вертикально приводится в движение только один из роликов, показывающий движение либо в направлении X, либо в направлении Y соответственно. Электронные схемы мыши преобразуют движения роликов в последовательности импульсов, передаваемые в ПЭВМ.

Оптическая мышь, в отличие от механической, не имеет никаких движущихся элементов, а для фиксации перемещения используются оптические приборы.

Сканеры

Для ввода в ПЭВМ текстовой или графической информации наиболее часто используется устройство, называемое сканером. Он создает оцифрованное (переводит аналоговое изображение в цифровое) изображение документа и помещает его в память компьютера.

В настоящем существует два основных типа сканеров: ручной и настольный. Однако встречаются и комбинированные модели. С ручными сканерами сталкивался почти каждый. Например, сканеры штрих-кодов, используемые в супермаркетах. Но существуют модели и для домашнего применения.

Для того чтобы ввести в компьютер документ при помощи ручного сканера, надо без резких движений провести сканирующей головкой по изображению. Равномерность перемещения сканера существенно сказывается на качестве. В ряде моделей для подтверждения нормального ввода встроен индикатор. Большинство современных ручных моделей автоматически «склеивает» части вводимого изображения.

Наиболее распространенный тип – настольные сканеры, существующие в трех видах: планшетные, рулонные и проекционные.

В рулонных сканерах считывающая головка неподвижна и относительно нее протягиваются отдельные листы или рулон сканируемого документа. Внешне это напоминает работу факсимильного аппарата.

В проекционных сканерах документ кладется на рабочую поверхность изображением вверх, где и находится перемещающийся блок сканирования. Основная особенность типа – возможность сканирования проекций трехмерных предметов.

Наиболее распространенные планшетные сканеры напоминают копировальные машины: открывается крышка, лист располагается на стеклянной пластине изображением вниз, крышка закрывается. Сканирующая головка перемещается относительно бумаги.

Принцип работы сканера относительно прост. Луч света (специальная лампа, расположенная в корпусе сканера) «пробегает» по сканируемой поверхности, при этом светочувствительными датчиками воспринимается яркость и цветность отраженного света и преобразуется в двоичный код. Введенную с помощью сканера и графическую, и текстовую информацию компьютер воспринимает как «картинку», поэтому для преобразования графического текста в обычный символьный формат используют программы оптического распознавания образов.

Качество сканера определяется качеством пяти основных параметров: разрешающая способность, разрядность, динамический диапазон, источник света и шум.