Что должен уметь smm специалист. SMM специалист - кто это и что должен знать? Дополнительные навыки SMM-специалиста

12.02.2019

Зинаи́да Евге́ньевна Серебряко́ва (девичья фамилия Лансере́; 28 ноября 1884, село Нескучное, Курская губерния - 19 сентября 1967, Париж, Франция) - русская художница, участница объединения «Мир искусства», одна из первых русских женщин, вошедших в историю живописи. Ученица Осипа Браза.

Зинаида родилась 10 декабря 1884 года. В автобиографии, написанной в ответ на письмо старшей научной сотрудницы Государственной Третьяковской галереи О. А. Живовой, Серебрякова указала датой рождения 12 декабря, что не соответствует документально подтвержденным фактам и другим автобиографиям. Детство провела в имении Нескучное в одной из наиболее прославленных искусством семей Бенуа-Лансере. Её дед, Николай Бенуа, был знаменитым архитектором, отец Евгений Лансере - известным скульптором, а мать Екатерина Николаевна (1850-1933, дочь архитектора Николая Бенуа, сестра архитектора Леонтия Бенуа и художника Александра Бенуа) в молодости была художником-графиком. Надежда Леонтьевна Бенуа (в замужестве Устинова), двоюродная сестра Зинаиды, была матерью британского актёра и писателя Питера Устинова - таким образом, он приходился З. Е. Лансере двоюродным племянником.

Муж - Борис Анатольевич Серебряков, приходившийся Зинаиде двоюродным братом. Дети:

В 1900 году Зинаида окончила женскую гимназию и поступила в художественную школу, основанную княгиней М. К. Тенишевой. В 1903-1905 годах она была ученицей художника-портретиста О. Э. Браза. В 1902-1903 она путешествует в Италию. В 1905-1906 занимается в Академии де ла Гранд Шомьер в Париже. В 1905 году Зинаида Лансере выходит замуж за студента и своего кузена Бориса Серебрякова.

Как художник Серебрякова сформировалась в Петербурге. Исследователи подчёркивали «пушкинской и блоковской муз, в гении Достоевского», связанные с творчеством художника

Со времён ученичества З. Лансере старалась выразить свою любовь к красоте мира. Её ранние работы - «Крестьянская девушка» (1906, Русский музей) и «Сад в цвету» (1908, частное собрание) - рассказывают о поисках и остром ощущении красоты русской земли.

Широкую известность принёс Серебряковой автопортрет («За туалетом», 1909, Государственная Третьяковская галерея), впервые показанный на большой выставке «Мир искусства» в 1910 году. За автопортретом последовали «Купальщица» (1911, Русский музей), портрет «Е. К. Лансере» (1911, частное собрание) и портрет матери художницы «Екатерина Лансере» (1912, Русский музей) - зрелые работы и твёрдые по композиции.
Она вступила в общество «Мир искусства» в 1911 году, но отличалась от остальных членов группы любовью к простым сюжетам, гармонией, пластичностью и обобщениями в своих полотнах.

В 1914-1917 годах творчество Зинаиды Серебряковой переживало период расцвета. В эти годы она пишет серию картин на темы народной жизни, крестьянской работы и русской деревни, которая была так близка её сердцу: «Крестьяне» (1914-1915, Русский музей), «Жатва» (1915, Одесский художественный музей) и другие.

Наиболее важной из этих работ стала «Беление холста» (1917, Государственная Третьяковская галерея). Фигуры крестьянок, запечатлённые на фоне неба, приобретают монументальность, подчёркнутую низкой линией горизонта.

В 1916 году Александр Бенуа получил заказ на роспись Казанского вокзала в Москве, он приглашает Евгения Лансере , Бориса Кустодиева , Мстислава Добужинского и Зинаиду Серебрякову принять участие в работе. Серебрякова взяла тему Востока: Индия, Япония, Турция и Сиам аллегорически представлены в виде красавиц. В это же время она работает над так и незаконченной картиной на темы славянской мифологии.

Зинаида встретила Октябрьскую революцию в родном имении Нескучном. В 1919 году умирает от тифа её муж Борис. Она остаётся с четырьмя детьми и больной матерью без средств к существованию. Запасы Нескучного были разграблены. Из-за отсутствия масляных красок ей приходится перейти на уголь и карандаш. В это время она рисует трагическое произведение - «Карточный домик», показывающее всех четверых осиротевших детей.

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →

З. Е. Серебрякова выросла в атмосфере искусства. Ее отец, Е. А. Лансере, был скульптором, а воспитывалась она (после смерти отца в 1886 г.) вместе с братом, будущим графиком Е. Е. Лансере, в семье деда (по матери), Н. Л. Бенуа, петербургского архитектора.

Систематического художественного образования она не получила и своим завидным профессионализмом была обязана прежде всего влиянию среды, а еще больше - собственным усилиям и жесточайшей требовательности к себе.

Она непрерывно работала на натуре, главным образом в Нескучном, небольшом поместье под Харьковом, делая этюды, пейзажи и портреты, среди которых преобладали изображения местных крестьян.

На публику Серебрякова впервые вышла в 1910 г., показав на VII выставке СРХ четырнадцать работ, и в их числе небольшую картину "За туалетом" (1909), представлявшую собою автопортрет. Столько душевной свежести и ясности было в этой картине, так уверенно и зрело она была выполнена, что о Серебряковой сразу заговорили как о незаурядном явлении.


«За туалетом. Автопортрет»
1909.
Холст на картоне, масло 65 х 75

Москва

В 1912 г. она вступила в объединение "Мир искусства", со многими членами которого ее связывали дружеские и родственные отношения. В 1914 г. Серебрякова провела несколько месяцев в Италии (поездку прервало начало Первой мировой войны), где пристально изучала искусство Возрождения. В том же году она создала очаровательную картину "Дети", групповой портрет своих детей.


«За завтраком»
1914
Холст, масло 107 х 88,5
Государственная Третьяковская галерея


«Девочки у рояля»
1922.


«Катя с натюрмортом»
1923.


"Автопортрет с дочерьми" 1921


Катя в голубом у елки


"Тата и Катя У зеркала"

Но главные силы художницы были отданы сюжетам из крестьянской жизни. Картины "Баня" (1912, 1913) представляли собою зрелище, исполненное гармонии душевного и физического, обаяния ненаигранной бодрости.


"Баня"
1912


«Баня»
1913
Холст, масло. 135 x 174 см


"Заплетающая косу"


"Баня."
1926

Вслед за ними последовали картины "Крестьяне" (1914; фрагмент большой композиции, уничтоженной самой художницей), "Жатва" (1915), два варианта "Беления холста" и "Спящая крестьянка" (все 1917).


"Спящая крестьянка"


"Кормилица с ребенком"
1912


«Жатва»
1915.
Холст, масло. 142 x 177 см
Одесский художественный музей


«Крестьяне»
1914.


«Беление холста»
1917.
Холст, масло. 141.8 x 173.6 см
Государственная Третьяковская галерея


«Обувающаяся крестьянка»
1915

Эти произведения воспринимаются сейчас как реквием тому лучшему, что отличало русскую дореволюционную деревню. Многолетние наблюдения над деревенской жизнью здесь были обогащены влиянием поэтических произведений А. Г. Венецианова, которого Серебрякова очень любила, и опытом великих мастеров итальянского Возрождения. У художницы был несомненный дар монументалиста, но жизненные обстоятельства не позволили ей этот дар реализовать.

Опираясь на искусство античности и эпохи Возрождения с их культом прекрасного человека, она стремится отобразить вечные эстетические ценности. Следование традиции предполагает четкий рисунок, точную передачу анатомии и пластики человеческого тела и Серебрякова справляется с этим как блестящий мастер. Ей удалось создать жизненное и одновременно романтичное изображение молодой женщины. Теплые краски передают полнокровность тела модели, которое четко выделяется на фоне холодных оттенков травы и неба. Женщина кажется славно светящейся изнутри. Все на картине приведено в движение: бегущие облака, склоняющаяся под ветром трава, развивающиеся волосы купальщицы. Мы видим и чувствуем авторскую устремленность к идеалу, к прекрасному, ту внутреннюю близость Серебряковой к символистской эстетике, которая направлена не на отрицание реальности, а на наиболее достоверное ее изображение.


«Купальщица»
1911
Холст, масло. 98 x 89 см
Государственный Русский музей

Революция вторглась в ее жизнь драматическим образом. В марте 1919 г. умер муж, и она осталась вдовой с четырьмя детьми, жила сначала в Нескучном, а когда поместье было сожжено, перебралась в Харьков, где перебивалась случайными заработками. В конце 1920 г. Серебряковой предложили место профессора в бывшей АХ, и она переехала в Петроград, но из-за болезни к преподаванию так и не приступила. Потом недолго работала в мастерской наглядных пособий. Наконец удалось вернуться к творчеству - она писала портреты, чаще всего своих близких.


«Портрет Б.А.Серебрякова»
Около 1905


«Портрет Б.А.Серебрякова, мужа художницы»
1908


«На лугу. Нескучное»
1912.
Холст, масло. 62.8 x 84.3 см
Нижегородский художественный музей


«Девушка со свечой. Автопортрет»
1911


«Портрет Б.А.Серебрякова»
1913


«Портрет Е.Е.Зеленковой, урожденной Лансере, сестры художницы»
1913


"Портрет О.К.Лансере"


"Портрет Ольги Константиновны Лансере"


"Спящая Катя"


"На кухне Портрет Кати"

Среди изображений детей две картины отличаются заложенной в них печалью. Это насквозь символичное полотно "Карточный домик" и "Мальчики в матросских тельняшках". В год их создания произошло трагическое событие - в апреле 1919 года умер от сыпного тифа муж Зинаиды Серебряковой - Борис Анатольевич. На хрупкие плечи Зинаиды Евгеньевны обрушилось горе и тяжелая необходимость одной растить 4-х детей и поддерживать мать, теперь она одна должна была заботиться о семье. В конце 1919 года им придётся покинуть родной дом в Нескучном из-за начавшихся грабежей и погромов. Впоследствии имение будет разграблено и сожжено. В картине "Карточный домик" отразились раздумья матери о детях, поставленных суровыми обстоятельствами на грань выживания. На лицах детей застыло выражение растерянности, они грустны и сосредоточенны, взгляды направлены на рассыпающийся в руках карточный домик. Игра неожиданно напомнила о трагических обстоятельствах их жизни, о легко разрушаемом зыбком счастье...


«Карточный домик»
1919
Холст, масло. 65 x 75.5 см
Государственный Русский музей


«Обнаженная»
1920
Холст, масло. 76.5 x 101 см
Донецкий областной художественный музей

Увлечение балетом подтолкнуло ее к созданию нескольких небольших картин и портретов балерин.
Несмотря на сложные условия жизни, она как и прежде умеет видеть в окружающем красоту, любить близких, восхищаться своими друзьями. В своих работах Зинаида Евгеньевна стремится запечатлеть внешнюю и внутреннюю красоту человека, его достоинство и благородство. В эти годы ею создана серия работ, посвященная артистам балета. После поступления дочери Татьяны в Петроградское хореографическое училище у Серебряковой появилась возможность бывать за кулисами театра, делать зарисовки. С театром будут свазаны её новые возвышенные образы...


"Балетная уборная. Снежинки"


"Девочки-сильфиды (Балет Шопениана)" 1924


"Портрет Валентины Константиновны Ивановой в костюме испанки"


«Автопортрет в костюме Пьеро»

В 1924 г. Серебрякова уехала в Париж, предполагая там заработать немного и вернуться на родину, но уже вскоре возвращение стало невозможным. Париж не оправдал надежд: она трудилась, все так же не щадя себя, но благополучия это не приносило и лишь позволяло поддерживать жизнь на уровне пристойной скромности, а то, что выходило из-под ее кисти, заметно уступало исполненному в предреволюционные годы. Причина заключалась не только в житейских трудностях, но главным образом в том, что она утратила родную почву.


" Элен де Руа княгиня Жан де Мерод"


"Княгиня Ирина Юсупова"


«Портрет Дамы с собачкой. И.Велан»
1926
В конце жизни судьба подарила ей несколько радостных моментов. Она встретилась со своим старшим сыном Евгением и старшей дочерью Татьяной: в 1960-е годы стал возможным их приезд в Париж. А в 1965 году Союзом художников СССР была организована ее большая выставка в Москве, Киеве и Ленинграде. На выставке были показаны и картины, написанные в эмиграции. Успех выставки был огромный, и большей радости для русской художницы трудно себе представить.
Она умерла 19 сентября 1967 года.
Похоронили Зинаиду Евгеньевну на русском кладбище Сен-Женевьев де Буа под Парижем.

„This is a man ’s , man ’s world “ – когда-то пел Джеймс Браун, говоря о том, что мир держат мужчины. История живописи – косвенное тому подтверждение: попробуйте закрыть глаза и назвать хотя бы десять женщин-художников с мировым именем. Классическое представление женщины в живописи всегда было единогласным: это муза, модель, подруга художника-мужчины, чей образ вдохновлял и стоял в центре его творчества. В ряду первых художниц стояли женщины смелые, готовые бросить вызов обществу: они должны были не только противостоять мужской творческой диаспоре, но и утвердить себя как художника такого же высокого уровня.

Одной из таких женщин стала Зинаида Серебрякова: она возглавила ряд первых женщин-живописцев, вошедших в историю русской живописи . Несмотря на свой образ хрупкой, женственной и юной красавицы, судьба Серебряковой была тяжелой, полной лишений и трудностей, а её работы при жизни не получили всеобщего признания.

Первые годы

Зинаида Серебрякова родилась в Петербурге. Будущая художница начала рисовать уже с раннего возраста. Вся ее семья происходила из творческой династии: отец Евгений Лансере был известным скульптором, дед Николай Бенуа – прославленным архитектором, а мать Екатерина Лансере занималась графическим рисунком. Родители всячески поддерживали творческие начинания детей, – уже с раннего возраста маленькая Зина посещает выставки в Эрмитаже, ходит в театры на балеты, занимается академическим рисунком и очень увлеченно читает большие и редкие книги по искусству из домашней библиотеки.

В 1886 году дом постигло несчастье – умер отец девочки, Евгений Лансере, и семья была вынуждена вернуться обратно в Петербург. Там Серебрякова окончила гимназию и поступила в художественную мастерскую, где ее наставниками стали Осип Браз и Илья Репин. Как и остальные ученики, она ходила в Эрмитаж и делала копии с полотен старых мастеров. Девушка продолжала упражняться и, пребывая в Италии в 1902- 1903 годах, делала наброски и этюды. Впоследствии эта “классическая школа” живописи будет проявляться и в манере художницы: ее обнаженные натурщицы отсылают нас к лучшим образцам эпохи возрождения.

«Молодая крестьянка на кухне» 1900-е | «Портрет М.Е.Лансере (сестра художницы)» 1901

В 1905 году, через два года после возвращения из Италии, девушка вышла замуж за своего кузена, Бориса Серебрякова, с чьей фамилией она позже войдет в историю русской живописи. После свадьбы молодая семья уехала во Францию, где художница посещала парижскую Академию де ла Гранд Шомьер, делая множество набросков и рисунков на пленэре. Спустя год пара вернулась в Петербург, в имение «Нескучное», где Серебрякова работала не покладая рук: этюды, эскизы, бытовые сцены. Именно здесь она позже сформируется как художник, создав самые великолепные и известные работы, которые после ее смерти получат всемирное признание.

«Терраса» 1910-е
«Яблоки на ветках» 1910-е
«Капуста. Село Нескучное» 1909
«На лугу. Нескучное» 1910-е

Красавица Россия

Зинаиду Серебрякову можно по праву считать истинно русским художником: в ее полотнах отражена неизмеримая любовь к родине. Ее произведения – окна в бескрайний мир русской природы, которые позволяют нам любоваться ее чарующей красотой, полями, усыпанными цветами и золотом. Простые и бытовые сценки – деревенские, уличные, домашние – вот основные сюжеты художницы, из которых она черпала свое вдохновенье. С особой любовью она относилась к крестьянскому укладу: ее серия «крестьянских» полотен, написанная с 1914 по 1917 годы, повествует о жизни в русской деревне, о повседневности трудолюбивых крестьян, об очаровательной простоте их быта. Названия работ незамысловаты и открыты, как и их персонажи, – это «Крестьяне», «Жатва», «Спящая крестьянка».

«Крестьяне»1914
«Жатва» 1915
«Спящая крестьянка» 1917

Особо значимой стала картина «Беление холста» (1917), где Серебрякова проявила себя не только как мастер композиции, но и как талантливый художник-монументалист. Работа создавалась в рамках эпического цикла, посвященного крестьянскому быту, – сюда же входили написанная «Жатва» и задуманная «Стрижка овец». Наряду с женскими персонажами на картинах художницы всегда присутствует еще один женский образ – образ красавицы-России, ее природа, ее народный колорит.

«Беление холста» 1917

Зинаида Серебрякова подарила миру настоящую русскую красавицу – женственную, по-девичьи озорную, нежную, с французским флером во взгляде и загадочной полуулыбкой в стиле Рокотова. Она писала женщин самых разных профессий и возрастов, в том числе и саму себя, во все свои образы вдыхая незримую и манящую свежесть юности, ту романтику, которой ей не хватало на трудном жизненном пути. Иными словами, она писала свою желанную жизнь и себя в ней. Таким стал знаменитый автопортрет Серебряковой «За туалетом», созданный в 1909 году: он отражает состояние и настроение художницы, в котором она хотела бы прожить. На ее светлом лице – ясная улыбка и радость осознания своей жизни, красоты и молодости, а традиционное изображение предметов живописи уступает изображению атрибутов женской красоты – украшениям, духам, очаровательным шкатулкам. Таким образом, Серебрякова словно сознательно отдаляется от мира художников, как бы заявляя: я в первую очередь женщина – красивая, молодая, жаждущая жить. Картина молодой художницы стала ее пропуском в мир великих мастеров: в 1910 году после выставки Союза русских художников работу приобрела Третьяковская галерея, где автопортрет находится и по сей день. Так талант девушки впервые получает свое признание.

«За туалетом. Автопортрет» 1908-1909

Тяжелые годы

Серебрякова намеренно избегала модернизма, оставаясь непоколебимо верной своему стилю даже в голодное время революции. Не желая делать из своего творчества инструмент идеологической борьбы, она всеми силами противилась попыткам властей навязать ей футуризм. Наблюдая, как искусство становится рабом в ногах у власти, Зинаида горестно размышляла в своем дневнике: «Жизнь представляется мне теперь бессмысленной суетой и ложью – уж очень засорены сейчас у всех мозги, и нет теперь ничего священного на свете, всё загублено, развенчано, попрано в грязь…». Дефицит на краски вынуждал ее творить подручными материалами, а полем для творчества стали экспонаты археологического музея в Харьковской губернии, – работая там в этот период, художница продолжала делать графические наброски. В 1916 году Серебрякова стала участником художественного оформления Казанского вокзала, куда ее привлек А. Бенуа.

Эскизы панно для Казанского вокзала в Москве, 1916

Жизнь становилась невыносимо тяжелой, денег на еду катастрофически не хватало. За чередой начавшихся трудностей вскоре последовала новая. В 1919 году в жизни Серебряковой случается страшное несчастье: от тифа умирает любимый муж. Зинаида остается одна с матерью и маленькими детьми на руках. Горе от потери усугубляют общие настроения общества: революция отнимает у людей хлеб, средства к существованию и всякую надежду на жизнь. То свежее, юное чувство, которое рождалось при взгляде на полотна Серебряковой, сменилось болью и упадком сил: рассыпалось, как карточный домик, хрупкое женское счастье. Именно этот образ даст название одному из самых знаменитых полотен Серебряковой – вот он, «Карточный домик», что строят ее дети, которые остались без отца. Их глаза опущены, лица в смиренной грусти, они строят башенку из карт, которая может рассыпаться в любой момент, как может оборваться жизнь человека… Сегодня работа находится в Государственном Русском Музее в Петербурге.

«Карточный домик» 1919

Нехватка средств и сгоревшее имение вынудили Серебрякову в 1920-е гг. вернуться в Петербург, в квартиру деда. Здесь маленькая дочь художницы Татьяна начинает заниматься балетом, а мама часто посещает с ней театр и постоянно работает: так, в результате трех лет плодотворного творчества, Серебрякова создала ряд чудесных полотен – композиций и портретов – на балетную тему.

«Балетная уборная. Снежинки» 1923
«Девочки-сильфиды»1924
«Портрет А.Д.Даниловой в театральном костюме» 1922 | «Портрет В.К.Ивановой в костюме испанки» 1924 | «Портрет Е.Н.Гейденрейх в красном» 1923

Отъезд на чужбину

После революции в стране снова начал и набирать популярность показы и вернисажи, работ ы русских художников стали выставляться за рубежом. Серебрякова не стала исключением: в 1924 году ее картины были оценены посетителями выставки русского изобразительного искусства в Америке. Работы имели грандиозный успех и вскоре все были распроданы. Это ободрило художницу: в тот же год она решается уехать в Париж и работать там. Однако спустя время Серебрякова понимает, что она обманулась. Следующая ее выставка за рубежом состоялась только в 1927 году. Заказов постоянно не хватало, а то искусство, которое нравилось местной публике, Серебрякова считала пошлым китчем, праздной безвкусицей. Не было в нем того искренн его, русского, той духовности, которую она воспевала в своем творчестве. Весь остаток жизни Зинаида желала вернуться обратно – к детям, матери, к той жизни в Петербурге, с которой начинался ее творческий путь, но до конца своих дней оставалась «запертой» во Франции: война и оккупация Парижа сделали невозможным возвращение в Россию. Свою безграничную ностальгию художница опишет в конце жизни в своем дневнике: «Ничего из моей жизни здесь не вышло, и я часто думаю, что сделала непоправимую вещь, оторвавшись от почвы…». Серебрякова умерла в Париже в возрасте 82 лет, так и не вернувшись на родину. Ее ностальгия по всему русскому до сих пор жива в ее удивительных работах, ставших посланниками образа Красавицы-России по всему миру.