Что разрабатывают программисты. Программист решает проблемы

27.06.2019

Программист — это специалист, который занимается разработкой алгоритмов и компьютерных программ на основе специальных математических моделей. Профессия перспективная и очень востребованая во всём мире, (медианное значение). Стать программистом можно любом возрасте. Профессия подходит мужчинам и женщинам с интересами к программированию, математике, языкам, а так же хорошими аналитическими способностями и развитой логикой (пройти тест можешь ли ты стать программистом). Существуют , и колледжи, обучающие программированию, но выучиться возможно и самостоятельно, как правило, выше ценятся программисты с . Существуют . Профессия имеет свои . Профессия подходит тем, кого интересует информатика (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

Разновидности

В программировании на первое место ставятся не только практические навыки, но и идеи специалиста. Программистов можно условно разделить на три категории в зависимости от специализации:

  1. Прикладные программисты занимаются в основном разработкой программного обеспечения прикладного характера — игры‚ бухгалтерские программы‚ редакторы‚ мессенджеры и т.п. К области их работы также можно отнести создание программного обеспечения для систем видео- и аудио-наблюдения‚ СКД‚ систем пожаротушения или пожарной сигнализации и т.п. Также в их обязанности входит адаптация уже существующих программ под нужды отдельно взятой организации или пользователя.
  2. Системные программисты разрабатывают операционные системы, работают с сетями, пишут интерфейсы к различным распределенным базам данных. Специалисты этой категории относятся к числу самых редких и высокооплачиваемых. Их задача состоит в том‚ чтобы разработать системы программного обеспечения (сервисы)‚ которые‚ в свою очередь‚ управляют вычислительной системой (куда входит процессор‚ коммуникационные и периферийные устройства). Также в список задач входит обеспечение функционирования и работы созданных систем (драйвера устройств‚ загрузчики и т.д.).
  3. Web-программисты также работают с сетями, но, в большинстве случаев, с глобальными - Интернет. Они пишут программную составляющую сайтов, создают динамические веб-страницы, web-интерфейсы для работы с базами данных.

Особенности профессии

На основе анализа математических моделей и алгоритмов решения научно-технических и производственных задач программист разрабатывает программы выполнения вычислительных работ. Составляет вычислительную схему метода решения задач, переводит алгоритмы решения на формализованный машинный язык. Определяет вводимую в машину информацию, ее объем, методы контроля производимых машиной операций, форму и содержание исходных документов и результатов вычислений. Разрабатывает макеты и схемы ввода, обработки, хранения и выдачи информации, проводит камеральную проверку программ.

Определяет совокупность данных, обеспечивающих решение максимального числа включенных в данную программу условий. Проводит отладку разработанных программ, определяет возможность использования готовых программ, разработанных другими организациями. Разрабатывает и внедряет методы автоматизации программирования, типовые и стандартные программы, программирующие программы, транслятора, входные алгоритмические языки.

Выполняет работу по унификации и типизации вычислительных процессов, участвует в создании каталогов и карточек стандартных программ, в разработке форм документов, подлежащих машинной обработке, в проектных работах по расширению области применения вычислительной техники.

Плюсы и минусы профессии

Плюсы:

  • высокая заработная плата;
  • сравнительно высокий спрос на специалистов;
  • иногда можно получить работу не имея высшего образования;
  • по преимуществу является творческой профессией.

Минусы:

  • приходится часто и много объяснять одно и то же, так как то, что понятно и очевидно программисту, совсем не всегда понятно и очевидно пользователю;
  • работа в режиме аврала (иногда) в стрессовой ситуации;
  • профессия накладывает специфический отпечаток на характер, который нравится далеко не всем окружающим.

Место работы

  • IT-компании и web-студии;
  • научно-исследовательские центры;
  • организации, которые подразумевают в своей структуре штатную единицу или отделы программистов.

Важные качества

Программирование является бурно развивающейся областью, поэтому программист должен уметь быстро адаптироваться к текущему состоянию технологии и постоянно изучать новые технологии. Поэтому способность к самообучению — один из главных навыков, которым должен обладать программист. В противном случае через несколько лет его ценность как специалиста окажется заметно ниже.

Владение английским языком на уровне чтения технической документации является еще одним обязательным требованием, предъявляемым к представителям этой профессии. Для таких специалистов очень важно умение работать в команде, над большими проектами, со средствами коллективной разработки, с крупными финансовыми системами (бюджетными, банковскими, управленческого учета). Для претендентов на позицию ведущего программиста желательны навыки управления проектами и коллективом, самостоятельность, инициативность, а также способность нести личную ответственность за поставленную задачу.

Обучение на программиста

Компьютерная Академия ШАГ - международное учебное заведение, обучает . Работает с 1999 года. 42 филиала в 16 странах мира. Крупнейший авторизованный учебный центр Microsoft, Cisco, Autodesk. Студенты получают международные сертификаты и международный диплом. Главная цель - трудоустройство каждого выпускника.

На этом курсе вы можете получить профессию программиста дистанционно за 1-3 месяца. Диплом о профессиональной переподготовке установленного государством образца. Обучение в полностью дистанционном формате. Крупнейшее образовательное учреждение дополнительного проф. образования в России.

Оплата труда

Программист - одна из самых востребованных и высокооплачиваемых профессий в России. Даже не самый продвинутый специалист может найти работу в соответствии со своим уровнем знаний, а затем постепенно учиться и набираться опыта. Зарплата стажера — около $1000. Штатный программист в компании среднего уровня (не IT) получает до $1500-1800, чуть больше — в организации, связанной с массовой разработкой ПО. Зарплата ведущего программиста — $2500—3000. Следующая ступень — руководитель IT-отдела. К необходимым знаниям добавляется обязательный опыт работы, владение иностранным языком, навыки управления персоналом и др., а заработок может достигать $4000. Хороший программист может стать руководителем крупного проекта по разработке ПО, и тут уровень доходов достигает $5000 и выше.

Зарплата на 07.03.2019

Россия 40000—120000 ₽

Москва 50000—170000 ₽

Ступеньки карьеры и перспективы

Хорошим стартом карьеры может стать присоединение к группе программистов при разработке какого-либо проекта. Крупные проекты часто привлекают внимание западных компаний, которые «перекупают» российских программистов. К примеру, когда-то группа наших молодых ученых разрабатывала процессор «Эльбрус» для Минобороны, а в итоге их всех перекупила корпорация Intel, и теперь наши ученые и программисты работают за рубежом, а сам проект «Эльбрус» потихоньку закрылся. Проблема «утечки мозгов» в этой профессии — одна из самых острых.

Программист может сделать карьеру до руководителя группы программистов (тим-лидер), IT-директора предприятия, менеджера IT-проекта и т.п. В ходе работы программист может перемещаться в рамках своей специальности, совершенствуясь профессионально.

Знаменитые и великие программисты

Кнут Дональд Эрвин
Мацумото Юкихиро
Таненбаум Эндрю
Рэймонд Эрик Стивен
Фаулер Мартин
Хоппер Грейс
Столлман Ричард Мэттью
Кей Алан
Мейер Сид
Страуструп Бьёрн

Возникновение программирования как рода занятий и, особенно, как профессиональной деятельности трудно датировать однозначно.

Часто первым программируемым устройством принято считать жаккардовый ткацкий станок, построенный в 1804 году Жозефом Мари Жаккаром, который произвёл революцию в ткацкой промышленности, предоставив возможность программировать узоры на тканях при помощи перфокарт.

Первое программируемое вычислительное устройство, Аналитическую машину, разработал Чарлз Бэббидж (но не смог её построить). 19 июля 1843 года графиня Ада Августа Лавлейс, дочка великого английского поэта Джорджа Байрона, как принято считать, написала первую в истории человечества программу для Аналитической машины. Эта программа решала уравнение Бернулли, выражающее закон сохранения энергии движущейся жидкости.

В своей первой и единственной научной работе Ада Лавлейс рассмотрела большое число вопросов. Ряд высказанных ею общих положений (принцип экономии рабочих ячеек памяти, связь рекуррентных формул с циклическими процессами вычислений) сохранили свое принципиальное значение и для современного программирования. В материалах Бэббиджа и комментариях Лавлейс намечены такие понятия, как подпрограмма и библиотека подпрограмм, модификация команд и индексный регистр, которые стали употребляться только в 1950-х годах.

Однако ни одна из программ написанных Адой Лавлейс никогда так и не была запущена.

Аду Августу, графиню Лавлейс, принято считать почётным первым программистом (хотя, конечно, написание одной программы по современным меркам не может считаться родом занятий или профессиональной деятельностью). История сохранила её имя в названии универсального языка программирования «Ада».

Первый работающий программируемый компьютер (1941 год), первые программы для него, а также (с определёнными оговорками) первый язык программирования высокого уровня Планкалкюль создал немецкий инженер Конрад Цузе.

Имена людей, впервые начавших профессионально выполнять работу собственно по программированию (в отрыве от наладки аппаратуры компьютера), история не сохранила, так как поначалу программирование рассматривалось как второстепенная наладочная операция.

Законы Мерфи для программистов

1. Ничто не работает так, как планировалось запрограммировать.

2. Ничто не программируется так, как должно работать.

3. Хороший программист характеризуется умением доказать почему задачу невозможно выполнить, когда ему просто лень её выполнять.

4. На решение проблемы уходит в три раза меньше времени, чем на обсуждение всех "за" и "против" её решения.

5. Обещанный срок сдачи - это аккуратно рассчитанная дата окончания проекта плюс шесть месяцев.

6. Программисту всегда известна последовательность действий, которыми пользователь может повесить его программу, но он никогда не чинит эту проблему, надеясь на то, что никому никогда не придёт в голову эту последовательность исполнять.

7. Настоящие программисты любят Windows — все ошибки, сделанные по собственной тупости, можно свалить на Microsoft.

8. Следствие — 99% проблем, сваливаемых на Microsoft, является следствием тупости самих программистов.

9. В приступе злости все почему-то молотят по невинному монитору, вместо системного блока.

10. В случае голодовки настоящий программист ещё месяц сможет питаться едой, выковырянной из-под кнопок клавиатуры.

11. Настоящий программист уже как минимум поменял три залитых пивом клавиатуры.

12. Все, кто испытывает проблемы с настройкой кодировки, автоматически считаются неандертальцами.

13. Дилетантские разговоры о компьютерах вызывают резкую тошноту вплоть до приступов рвоты. Вопрос о том как поменять "обои" в Windows вызывает желание перерезать горло вопрошающему.

14. У большинства людей, нуждающихся в твоей помощи, причина ошибки в работе программы чисто генетическая.

15. HTML, HTTP, FTP, SMTP, TCP/IP, RTFM и т.д. - это слова, а не аббревиатуры.

16. Словосочетание "мышка-норушка" не несёт никакого смысла.

17. Самые мистические проблемы, широко раздуваемые и афишируемые, в конце концов оказываются твоими глупейшими ошибками.

18. Следствие - если твоя программа выполняет мистические действия, значит, ты сделал что-то невероятно тупое.

19. Самое плохое ощущение для программиста - когда вокруг тебя стоят десять человек и все пытаются найти причину проблемы в твоей программе, а ты уже понял, в чём проблема, но боишься сказать, потому что это что-то вопиюще глупое...

20. Решение всех жизненных проблем находится в интернете. Надо только уметь хорошо искать.

21. Конфликт логических указаний в жизни вызывает фатальную ошибку в работе мозга программиста - возможно повышение температуры и сильное головокружение вплоть до рвоты или потери сознания.

22. Тех, кто презирает программистов, программисты презирают сильнее, чем те, кто презирает программистов, презирают программистов, которые презирают тех, кто их презирает.

23. Если ты понял предыдущее — то ты программист.

На этом свете 10 типов людей - те, кто понимает двоичную систему счисления, и те, кто не понимает ее.

Видео: ты ж программист

Добро пожаловать в XXI век, в котором информация выходит на первый план, где автоматизация достигает невиданных высот, где слово "программист" звучит... странно.

Кто же такие программисты, чем они занимаются, почему у программистов такие высокие ЗП?

На самом деле нет простого ответа на это.

Программист сидит за компьютером

Когда я учился в школе, я думал, что это люди, которые сидят за компьютерами. Пожалуй, с этим и связано название профессии в советском исполнении: "Оператор ЭВМ".

В принципе, не плохо - водитель управляет машиной, а "оператор ЭВМ" управляет компьютером. Но здесь есть всё же неувязочка: водитель всё же про "отвезти кого-то/что-то", его же не называют "оператор автотранспортного средства".

Так может и "оператор ЭВМ" - не лучшее название для этой профессии... если, конечно, он не просто сидит за этим самым компьютером.

Программист пишет программы

Следующая ступень понимания этой профессии: "программист пишет программы". Уже лучше. Если вы хоть раз ставили программу / приложение на компьютер или, например, телефон, вы, возможно, имели в виду, что эту программу кто-то сделал...


Опять же в школе на уроках информатики и компьютерной грамотности пришлось писать примитивные программы. Они умели рисовать странные линии, считать уравнения. Даже арканоид довелось написать. Однако, это было всё с подсказок учителя. Было простенько, примитивно и скучно.

В университете на первом курсе также началось программирование. Программирование всяких алгоритмов. Это такие заготовленные рецепты: как и что делать, чтобы компьютер решал задачи эффективнее, быстрее работал. Всё это базируется на математике и требует логического мышления, знаний математики... По алгоритмам пишутся научные статьи, получаются научные степени.

Это скучно. По сути результат твоей программы тебе ничего особого не говорит, маме показать нельзя (не поймёт), перед друзьями не понтануться. Да и внутреннего отклика эти программы не вызывают больше, чем какой-нибудь график функции из школьной математики.


Программист автоматизирует

Автоматизирует решение проблем, а заодно и проблемы.

После первого семестра началось более прикладное программирование. Мы начали не просто "считать графики функций", а писать программы, которые решают какие-то проблемы. И это уже в разы интереснее! Не для всех - на этом этапе как раз и можно сказать: станет человек хорошим программистом или нет - есть кайф от решения проблем средствами программ или нет?

Так вот со второго семестра до первой постоянной работы я думал, что задача программиста - автоматизировать какой-то процесс. Так я и начал работать: нужно автоматизировать продажи - пишем сайт-магазин, нужно автоматически уведомлять людей - пишем систему рассылки смс/почты.


Всё это уменьшает нагрузку на людей, увеличивает эффективность бизнеса.

Вы главное скажите - а что надо автоматизировать?

Программист решает проблемы

Громкое заявление, но если грубо (а честно - это почти всегда грубо) - то так и есть. Часто в работе не было чёткого описания процесса, который надо автоматизировать. Часто это был просто список хотелок, которые надо сделать, и головной боли, от которой надо избавить заказчика.

И тут, чтобы хорошо сделать свою работу, надо сначала понять проблему, придумать решение и таки решить проблему.

Например, клиент жалуется на то, что письма из его рассылки клиентам не доходят. Он не говорит, что нужно делать, а просто заявляет о проблеме. Здесь как и у врачей - есть симптомы, надо искать причину. Решать проблему.

Так кто же такие программисты?

Хотел продолжить "Программист договаривается с людьми" и описать различные ситуации, когда надо искать компромиссные решения, но это уже несколько выходит за рамки обычного программиста. Поэтому остановимся на "решает проблемы".

Однако, чтобы придти к выводу "программист решает проблемы" от "сидит за компьютером" мне потребовалось 8 лет. Не думаю, что многие в наше время тратят столько на повышение своей квалификации в области компьютерных технологий. Пожалуй, именно поэтому и нет понимания: что за зверь такой "программист".

Почему они получают много? Ответ очевиден - рынок: покупателей много, а программистов мало. Почему их мало? Потому что надо не просто сидеть за компьютером, а решать проблемы. При чём автоматизировать эти решения. Те, кто просто сидят за компьютером, получают мало. Те, кто пишут программы - больше. Но ценны именно те люди, что решают проблемы. Ценны они в любой отрасли и получают хорошую ЗП.

Читать: 8 мин.

Правда ли, что программирование - ну самая востребованная специальность в мире? Кто такие системные и прикладные программисты? Сколько лет нужно учиться на программиста? В какой вуз и колледж поступить, чтобы стать программистом?

Говорят, что в мире есть десять видов людей. Те, кто понимает двоичный код… и те, кто не понимает .
Юмор программистов

Программирование зародилось в XIX веке, и до середины XX века, когда случился бурный рост информационных технологий, создание программ для машины было сродни искусству. Программирование было уделом избранных. Сегодня же профессия программиста распространена и очень востребована. В 2017 году в мире насчитывалось 18.2 млн разработчиков программного обеспечения, из них 1.3 млн - в России.
Давайте посмотрим, какое будущее у профессии программиста. И что ему угрожает.

Описание профессии


Где работать

Компании-разработчики (сервисы Booking.com, Mail.ru, Yandex, Unisender)
IT-отделы и отделы digital-маркетинга организаций (Сбербанк России, Газпром, Тинькофф банк)
Системные интеграторы (Крок, Softline, Техносерв, Ланит, Ай-Теко)

Карьерные возможности

Из-за бурного роста сферы IT и дефицита разработчиков ПО, работать программистом можно начать еще в институте. Со 2-3 курса можно устроиться junior-разработчиком и начинать движение по карьерной лестнице. И при этом получать достойную для студента зарплату в 30-50 тысяч рублей.

Сами программисты оценивают длительность каждой ступени следующим образом:
Первые полгода-полтора года реального опыта вы junior
При активном обучении следующие 1-3 года работы вы middle
А программист с опытом работы 4-6 лет – это senior

Но, конечно, стоит помнить, что границы условны, и более активный и любознательный разработчик сможет освоить все навыки senior-developer за 3 года.

Кроме глубокой специализации в программировании, программисту доступно движение в смежные области внутри IT-компании – дизайн, маркетинг, аналитику, менеджмент. Программист может стать архитектором программного обеспечения, девопс-инженером, менеджером IT-проектов, если ему это интересно и у него есть нужные компетенции. Например, чтобы работать менеджером, ему потребуется коммуникабельность, инициативность, умение формировать команду и контролировать бизнес-процессы.

Оплата труда (диапазон зарплат)

Зарплата программиста напрямую зависит от специализации и квалификации. Наименее оплачиваемые должности – это junior-разработчики, которые только учатся. А наиболее оплачиваемые на рынке труда – архитекторы ПО и системные инженеры, на которых лежит ответственность за продукт или проект в целом. Поэтому диапазон зарплат программистов может быть очень широким:

    30 000 – 260 000 рублей
Перспективы профессии (востребованность)

Сейчас отрасль IT в целом и программирование в частности находятся на пике востребованности. Компании конкурируют за квалифицированных специалистов. В перспективе ближайших 5 лет программистов ждет благополучная жизнь и высокие зарплаты, потому что молодых кадров станет немного меньше. Придет период демографической ямы из-за низкой рождаемости в начале 90-х гг.
Но рынок IT ждет несколько опасностей. Во-первых , обучение программированию сейчас начинается уже практически с детского сада. Самые известные обучающие языки - это Scratch от MIT и Blockly от Google. Вероятно, навык программирования будет настолько же распространен, как знание английского языка, то есть будет входить в "джентльменский набор" при приеме на работу. А если им владеет почти каждый, то и ценность работы снижается.
Во-вторых , IT-образование сейчас дает почти каждый колледж и вуз. После дефицита рынок может "насытиться" профессиональными программистами, и их зарплаты упадут.
В-третьих , есть страны, в частности Индия, где IT-образование развивается еще быстрее. И в определенный момент услуги программирования насытят мировой рынок, как сейчас произошло с товарами, произведенными в Китае. С индийскими программистами трудно будет конкурировать в цене.

Если вы хотите получать свежие статьи о профессиях , подпишитесь на нашу рассылку .

О времена, о нравы. Сегодня в Тостере увидел тему, в которой человек признавался, что работая java-разработчиком он знает алгебру и геометрию на уровне 6 класса и просил посоветовать учебники. Этот запрос несомненно вызывает уважение - человек хочет учиться.

Начнём сначала. Я учился в хорошей физмат школе в 90-е годы. Читай между строк - по советской программе. На этом можно было бы и закончить, потому что далеко не все учились в хорошей физмат школе по советской программе, а значит я по определению страшно оторван от народа. И точно ничего не понимаю в жизни.

Да, кодить мы начали в третьем классе, и это был не Хогвартс , не лаборатория по прокачке яйцеголовых - все были обычные парни и девчонки с района. Совсем немногие с инженерными и научными кровями. У нас была крутая математика. А ещё крутой труд, физкультура и история. Всё было пропитано системностью. Вы знали в школе, что история это наука, систематизированная, наполненная внутренней логикой, укладываемая в таблицы и выводы? Знайте, это так. Вы знали, что русский язык описан настолько строго, что почти любую ситуацию в нём можно решить алгоритмически?

В старших классах мы форсировали матан да так, что потом пару курсов в ВУЗе можно было отдыхать. На чём многие, кстати, и погорели. И нет, не были гениями, мозг кипел, распределение оценок было такое же как и везде - двоечники, троечники, хорошисты, ботаны. Ботаны были гениями, это да. Ученики физмат школы не любили ботанов так же, как их не любят везде. Что ещё раз доказывает, что мы не были особенными. Это важно для последующего рассуждения.

На уроках информатики мы решали те же задачи из матана - находили корни уравнений, строили графики. Изучали принципиальное построение языков - типы, структуры данных, алгоритмы, работа с памятью, было немного Delphi и ООП. В основном, конечно же, Pascal. Для общего развития были C и Assembler. Немножко захлестнули БД под конец, конечно же с нормализациями. Изучали двоичную алгебру и делали по фану игры.

И даже не все это проходили, класс был поделён на Программистов и Пользователей. Пользователи учили HTML и фотошоп, сдавали сайт.

И мы всегда знали, что мы не программисты, мы так, школота. Программисты это те, которые пишут книги. Это те, кто создаёт ОС и реальный софт. Мы верили, что чтобы стать Программистом, надо телепортироваться куда-то в IBM или Microsoft. А ты даже функцию на непрерывность как следует исследовать не можешь - куда тебе.

У меня так сложилось, что я стал соприкасаться с программированием спустя более 10 лет после выпуска из школы. Всё поменялось - появился веб, куча каких-то странных слов и названий. Я точно, знал, что эти гении - Программисты, которые создают коммерческий продукт, ушли уже очень далеко, в какие-то параллельные космические миры, где мне их никогда не достать. Что я приду к ним, а они мне скажут: «Брат, какой тебе блог на PHP? Давай ка динамический массив мне через рекурсию организуй, тогда и поговорим.»

И ведь справедливо. Ведь я точно знаю, что программист это даже не профессия. Это специализация инженера.

Подозрения начали закрадываться, когда на Тостере я начал читать вопросы в духе «Нужна ли математика программисту?». И ответы в духе «решение рутинных задач для лендосов математики не требует».

И вот я вижу, что разработчик Java просит посоветовать школьный учебник по математике.
Я понимаю, что эта область испытывает голод по кадрам, что круг задач упростился, что порог входа низкий и т.д. Я согласен, что если человек выполняет работу, то он молодец, и пусть на здоровье это делает. Приносит пользу обществу, кормит семью и так далее. У меня вообще нет никакого высокомерия по отношению к разработчикам, матана не ведающим.

У меня вертится в голове старпёрский риторический вопрос: «А как же культура?». Я считаю, что этот вопрос вообще главный для вменяемого инженера, но это отдельная статья. Неужели творческое начало в программировании настолько уступило ремесленному, что важны только плоды и никто даже не заикается о корнях их питающих? Как вообще может приходить человеку в голову вопрос «нужна ли математика программисту»? И насколько вообще опошлено и девальвировано гордое звание Программиста? Неужели никто не говорит о культуре разработчика? Или мы дошли до того, что никто уже этого не понимает? Тогда откуда вы возьмёте этот ваш желанный идеальный код, если не из культуры мысли?

Друзья, скажите мне, что я старый (тридцати трёх летний) маразматик. Или подтвердите, что мир катится в какой-то ад. Предлагаю развернуть жаркую дискуссию в комментах. А то ведь, ничего не понятно…

UPD
Итак, после менее чем суток отчаянных ломаний копьев вырисовалась некоторая картина.
Это чисто мои выводы.
Пройдёмся по порядку.
Посвящается тем, кто прочитал пост и жаждет ринуться в бой, а читать 100+ комментов, конечно же, не досуг. Нижеследующий текст кое-что прояснит.

Цель первого поста
Почти все неверно поняли цель поста. Я нигде не утверждал, что программист без математики профнепригоден и не сможет работать. Я никого не обвинял, не принижал и не поливал грязью за их незнание маематики в каком-либо объёме. Моей задачей было выяснить, что думает сообщество на счёт профессиональной культуры программиста в том виде, в котором сформулировал её я. На этот факт обратили внимание минимум комментаторов.
Из чего я делаю следующий вывод.

Культура
По моим наблюдениям очень малая часть читателей готова воспринимать слово «культура», как содержательное понятие, имеющие для них смысл больший, чем сходить в театр или не плюнуть на соседа. Это не говорит ничего плохого о людях, это просто констатация некоторых фильтров восприятия. В случае, если понятие «культура» (как и любое другое понятие) имеет в сознании человека развитое содержание, он анализирует текст в связи со всем тем объёмом смыслов, которое это понятие несёт и дискутирует так же и на уровне этих смыслов. Абсолютное большинство комментаторов дискутировали со мной на уровне профпригодности и и решения производственных задач, вопрос о которых в исходном тексте ВООБЩЕ не поднимался. Если вы ещё раз перечитаете текст, то он весь подводит к последнему абзацу с вопросом «А как же культура?» Дальше по абзацу задаются вопросы, являющиеся смыслом и содержанием топика. Целый абзац вопросов исключительно по культуре, и никто не отвечает о культуре.
Я делаю вывод - в массе своей комментаторы вообще не понимают, о чём идёт речь, когда поднимается вопрос о культуре профессиональной деятельности.
Почему?
У меня есть своя версия, накину для разнообразия. Почти век у нас человека учили, что он - производственный кадр. Что частное ничтожно перед общественным. Что его общественная роль и есть его содержание. Что культура это лубок и правила поведения. Что если о состоялся, как работник, значит он достиг вершин человеческой эволюции. Эта матрица живёт своей жизнью в обществе, и пока никуда не собирается уходить. Сейчас в совокупности с рыночным целеполаганием в образовании (учу не во имя науки, а во имя трудоустройства), подогреваемым идеями индивидуального успеха и эффективности, любой сознательный гражданин понимает, что главное - заморочиться в своей узкой теме и ничего больше не видеть. Лучше всего начинать кодить раньше, чем ходить, а биологию с географией вообще выкинуть нафиг, потому что высокоуровневые решения типа гугла решат все проблемы.
И тут мы переходим к другой проблеме.

Образование
Образование массово воспринимается комментаторами, как курсы повышения квалификации. Если развить идею до предела, то получим, что школьное образование вообще не нужно. Читать и писать можно научится и так. А дальше сиди и пиши код, ведь даже HL++ проекты, как показывает жизнь, можно делать, не будучи профессором. Остальное гугли.

Скрестим полученные выводы для развития нашей мысли.
Такое отношение к образованию есть бескультурное отношение, что подтвердит любой специалист в образовании. Но поскольку слово культура для большинства комментаторов не имеет значения иного, как комплимент, а бескультурие иного, как оскорбление, то вряд ли этот тезис может быть понят верно.

Вторая проблема образования, и она более очевидна, состоит в том, что комментаторы в массе своей воспринимают математику как ещё одну область деятельности. Это как минимум значит, что математика преподавалась им в основном как алгебраический счёт и формулы, которые надо зубрить. Не как наука. Преподавать математику, как науку можно и в первом классе. Это всего лишь значит сделать упор на последовательные рассуждения, а не на зубрёжку. Хочу обратить внимание, что ВСЁ точное знание, в том числе и прикладное, основано на строгих формулировках определений и соотношений. Любое рассуждение строится на дереве если-то-иначе. Без этого аппарата даже html написать невозможно. Он встроен во всех нас по причине принадлежности к обществу, которое таким аппаратом оперирует. Математика - тренажёр по овладению этим аппаратом и ключ к эффективной работе с абстракциями любого уровня. Учитывая, что все инженерные профессии, в том числе и программирование, построены на математическом аппарате, странно называть её отдельным видом деятельности. Это показывает простое непонимание того, куда ты попал. Это может быть неважно с точки зрения решения рабочей задачи, но очень важно с точки зрения культуры.

Заключение
Каждый сам для себя определяет, что ему учить или не учить. Я лишь настаиваю на том, что есть понятие культуры, и оно распространяется и на программирование в том числе. Оно очень нерационально, потому что предполагает, что человек не может себе позволить не делать того, что можно не делать . Да, всего не сделаешь, но в этой ситуации в голове хотя бы существует идея, что надо к этому стремиться. С точки зрения экономики предприятия это абсурд, с точки зрения своего развития, как личности - необходимость.

Только зарегистрированные пользователи могут участвовать в опросе.

Для кого этот курс? Для тех кто хочет войти в мир программирования и совсем ничего в этом не понимает. В этом курсе мы не будем рассматривать конкретный язык программирования, а только общие понятия и основы разработки программ.

Профессия программист

Программист - это специалист, занимающийся разработкой алгоритмов и программ на основе математических моделей. Условно программистов можно разделить на три категории:

Прикладные программисты занимаются разработкой программного обеспечения, необходимого для работы организации. Например, сюда можно отнести программистов 1С.

Системные программисты разрабатывают операционные системы, интерфейсы к распределенным базам данных, работают с сетями. Специалисты этой категории являются самыми редкими и высокооплачиваемыми.

Web-программисты имеют дело с сетями, но, как правило, с глобальными, такими, как Internet. Они пишут web-интерфейсы к базам данных, создают динамические web-страницы. В отечественной кадровой практике часто применяется термин инженер-программист (ведущий).

Стать квалифицированным программистом непросто. Эта профессия требует логического мышления, математического склада ума, терпения, внимательности и вдумчивости.

Кроме того, программисту не преуспеть без постоянного, чаще всего самостоятельного, повышения своей квалификации и пополнения профессиональных знаний, а также буквально ежедневной тренировки в написании кода.

Работа в области программирования считается преимущественно мужской, но первым программистом является женщина. Это дочь знаменитого английского поэта Байрона – Ада Лавлейс. Именно благодаря ей появились первые приёмы управления вычислениями, которые до сих пор используются в современном программировании.

День программиста

11 сентября 2009 года Дмитрий Медведев подписал Указ № 1034, подготовленный Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, который установил в России новый официальный профессиональный праздник - День программиста .

Согласно этому документу, День программиста празднуется в России на 256-й день года - 13 сентября, а если год высокосный - 12 сентября. Число 256 выбрано потому, что это количество целых чисел, которое можно выразить с помощью одного восьмиразрядного байта, а также это максимальная степень числа 2, которая меньше количества дней в году.

Что такое программирование?

В узком смысле слова, программирование рассматривается как кодирование - реализация одного или нескольких взаимосвязанных алгоритмов на некотором языке программирования. В более широком смысле, программирование - процесс создания программ, то есть разработка программного обеспечения.

Компьютер понимает только машинный язык и именно на нем нужно писать инструкции, чтобы заставить компьютер выполнять нужные действия. Но машинный язык непонятно выглядит, и с ним тяжело работать – это ряды битов и байтов, последовательность которых зависит от архитектуры компьютера.

Бит – единица измерения количества информации. 1 бит информации - это символ или сигнал, который может принимать два значения: включено или выключено, да или нет, высокий или низкий, заряженный или незаряженный; в двоичной системе исчисления это 1 (единица) или 0 (ноль).

Байт – единица измерения количества информации, равная 8 битам.

Архитектура компьютера – концептуальная структура вычислительной машины, определяющая проведение обработки информации и включающая методы преобразования информации в данные и принципы взаимодействия технических средств и программного обеспечения.

Преодолеть трудности понимания машинного кода позволяет транслятор. – один из вариантов транслятора, преобразующий код на более понятном для человека языке в машинный. Программу, написанную на языке ассемблера для одного процессора, нельзя просто так запустить на машине с другой архитектурой.

И проблему разных архитектур решает еще один транслятор: Компилятор - это программа, которая преобразует исходные тексты программ, написанные на языке программирования высокого уровня, в программу на машинном языке, «понятную» компьютеру. Полученный код, называемый исполняемой программой, можно устанавливать и запускать на нужном компьютере без дополнительных преобразований.

Псевдокод

У программистов есть еще один вариант языка, который называется псевдокодом. Это естественный язык, по структуре напоминающий язык программирования высокого уровня. Компиляторам, ассемблерам и компьютерам он непонятен, но помогает программисту определить порядок следования инструкций.

Четких правил для псевдокода не существует. Это своего рода переходное звено между естественным языком и высокоуровневым языком программирования. Пример программы «Здравствуй, Мир!» с помощью псевдокода:

Алг ЗДРАВСТВУЙМИР нач вывод ("Здравствуй, Мир!") кон алг ЗДРАВСТВУЙМИР