Что соединяет северо крымский канал карта. Северо-Крымский канал — самый большой в Европе

13.02.2019

Строительство Северо-Крымского канала

Самым крупным и значимым из реализуемых сегодня инфраструктурных объектов в Крыму, конечно, является мост и его железнодорожные и автомобильные продолжения на обоих берегах Керченского пролива . Детальная проработка проекта была начата ещё в царское время: к 1910 году были выработаны ряд конкретных предложений, причём более перспективным считалось именно современное тузлинское направление. Революция и гражданская война подорвали экономический и людской потенциал страны, отодвинув Россию на десятилетия в прошлое. В новой исторической реальности появление моста стало возможно только сейчас как радикальная мера для создания транспортного коридора в Крым, ставший по сути островным.


За нынешними выдающимися свершениями плохо видятся достижения прежних поколений, тем более ставшие привычными или потерявшие свою значимость в новых условиях. К таковым следует отнести Северо-Крымский канал , доставлявший до 2014 года днепровскую воду в засушливые районы Крыма. Путешествуя по северной части полуострова на автомобиле, путник почти постоянно наблюдает бетонное русло этой колоссальной водной артерии, искусственные водоёмы, мосты, дамбы и насосные станции. И это неслучайно: инфраструктура региона во многом создавалась вместе с каналом, для его сооружения.

Хотя сам канал работал обычно в сезонном режиме (примерно с сентября по март вода не подавалась и проводились профилактические работы), в мае он был всегда заполнен водой. Сейчас же на севере Тавриды приходится наблюдать забитые перекати-полем и буйной растительностью каналы, на бетонных стенах которых нанесены диссонирующие надписи: “Купаться запрещено”, “Лов рыбы запрещён” или “Ныряние с моста опасно!”.

Лишь ближе к Восточному Крыму, за Джанкоем, в русле канала появляется вода — это ресурсы местных рек и подземных источников. Прежде всего, речь идёт о переброске воды в канал через построенный в 2014 году гидроузел речки Биюк-Карасу для снабжения Судака, Феодосии, Ленинского района и Керчи. К югу от Новоивановки к Владиславовке и далее на Керченский полуостров сейчас можно видеть и вовсе полный до краёв канал.


Любопытно, что в обычно засушливом северном Крыму после присоединения к России уже третий год вёснами наблюдается непривычно обильное выпадение осадков. Вот и в последние дни по всему полуострову не прекращаются дожди — это не может не радовать, ведь они наполняют местные водохранилища живительной влагой. Возможно, такое заметное изменение климата как-то связано с прекращением поступления днепровской воды по каналу — старожилы говорят, что до введения в действие искусственной водной артерии обильные осадки в Крыму были нормой.

По словам спикера крымского парламента Владимира Константинова , Крым оказался в выигрыше оттого что Украина перекрыла Северо-Крымский канал. Мониторинг состояния окружающей среды, который провели два года спустя показал, что экологическая ситуация на полуострове стала благоприятнее.

- Перекрытие Северо-Крымского канала не нужно воспринимать как некую трагедию , цитирует Владимира Константинова РИА Новости (Крым) . - Для нас это даже выгодно, поскольку канал не был оборудован по современным технологиям для транспортировки воды. Живительная влага проходила через всю Украину и загрязнялась промышленными отходами, что отражалось на её качестве .

НЕМНОГО ИСТОРИИ

Решение о строительстве Северо-Крымского канала было принято ещё до революции, в 1916 году, но вернуться к реализации проекта наша страна смогла лишь после Великой Отечественной войны, в 1950 году, когда было принято решение о строительстве Каховской ГЭС, Южно-Украинского и Северо-Крымского каналов. К сооружению последнего приступили через 11 лет, по завершению проектно-изыскательных работ и разминированию обширной территории. Для возведения канала по комсомольским путёвками прибыло 10 тысяч молодых строителей и задействовано 2 тысячи единиц различной техники, включая специально разработанные машины.


Уже в 1963 году первая днепровская вода от Каховского водохранилища поступила в Крым. Вначале русло канала большей частью было земляным, что приводило не только к большим транзитным потерям, но и вызвало повышение уровня грунтовых вод и, как следствие, засолению прилегающих территорий. В конечный пункт, Керчь, днепровская вода поступила в 1975 году.

Северо-Крымский канал стал стройкой века во всесоюзном масштабе: он включает около сотни крупных гидротехнических сооружений, протяжённость основного бетонного русла превышает 400 километров, а с учётом широких разветвлений, включая подземные участки и акведуки, длина всей оросительной системы достигает 11 тысяч километров. Насосные станции способны прокачивать до 500 кубометров в секунду, поднимая воду на высоту от 10 до 105 метров для дальнейшего естественного спуска.


Помимо собственно технических сооружений возводились целые жилые микрорайоны, разрастались города, развивалось сельское хозяйство, разбивались обширные рисовые плантации, появилась отрасль рыбоводства, строились асфальтовые дороги и прочие коммуникации, включая электроснабжение. Вдоль русла были насажены лесополосы для укрепления берегов, защиты канала от солнца и горячих ветров. Без преувеличения, эта стройка полностью преобразила Крым, улучшила условия жизни и многократно увеличила урожайность благодаря 7 крупным оросительным системам. Открылись возможности и для развития промышленности: были построены градообразующие предприятия.

За 30 лет в ходе непрекращающейся стройки с применением многих новых и уникальных технологий были завершены две основные очереди строительства канала, а в ранний период украинской независимости к 1997 году едва смогли закончить третью из шести запланированных. В том же году было прекращено строительство линии до Евпатории в рамках четвёртой очереди, хотя на её завершение требовались незначительные средства.


В дальнейшем столь крупное сооружение со сложной инфраструктурой едва поддерживалось в рабочем состоянии и приходило в упадок, так как его существование тесно связано с успешной работой сельскохозяйственных и промышленных предприятий края, которые массово закрывались или разорялись. Запущенное состояние объектов, оборванные линии коммуникаций, полностью уничтоженная система лотков, исчезнувшие с полей тысячи дождевальных машин, разграбленное оборудование насосных станций, заросшее местами русло — всё это многие годы свидетельствуют о гибельном состоянии самого длинного канала в Европе и третьего в мире.

А в нынешних условиях, когда Украиной, в точном соответствии средневековому варварству, прекращена подача воды, судьба этого выдающегося сооружения становится ещё более трагичной. Если при осуществлении текущих ремонтов, которые толком не производились в последние десятилетия, канал должен был бы просуществовать не менее 100 лет, не требуя серьёзных капитальных работ, то сегодня, при отсутствии в его северных частях воды и закономерном сокращении персонала (4 тысячи человек — в 2013 году), срок жизни значительно сократится. При дефиците поступаемой с гор и добываемой из недр воды, её транспортировка со значительными потерями по открытому каналу выглядит малопривлекательной, и в дальнейшем многие участки наверняка будут заменены трубопроводами.


Крымский производственный рыбокомбинат и другие зависевшие от канала рыбопитомники по сути прекратили свою деятельность. Закрыты и рисовые хозяйства, потреблявшие 60 % днепровской воды и окупавшие содержание канала, покрывая до 90 % потребностей населения Украины в этом продукте питания. Капельное орошение позволяет сохранить выращивание некоторых сельскохозяйственных культур. Для оценки бедственного положения ирригации в Крыму достаточно сказать, что объём воды для орошения сократился за два года с 700 до 17,7 млн куб. м. Хозяйственно-питьевое водоснабжение населённых пунктов особо не пострадало: ранее от 13 до 20 % всего объёма потребляемой Крымом воды приходилось на местные источники, которые сегодня используются гораздо эффективнее благодаря ряду новых гидротехнических сооружений и дополнены артезианскими источниками, обеспечивающими треть общего водозабора.


Весьма вероятно, что в недалёком будущем Северо-Крымский канал сможет снова полноценно выполнять свои функции. Поэтому необходимо создать все возможные условия для консервации грандиозного комплекса и наилучшего сохранения его объектов.

Архивные фото предоставлены “Крымским музеем мелиорации”

В Крыму завершено строительство дополнительных гидротехнических сооружений, потребовавшихся для переброски воды из реки Биюк-Карасу в Северо-Крымский канал.

Как сообщает министерство природных ресурсов и экологии РФ, начать подачу воды удалось благодаря быстрому возведению необходимой инфраструктуры, понадобившейся для соединения горной речки и Северо-крымского канала. На эти цели было потрачено 5,5 миллиона рублей.

Ранее для наполнения Северо-Крымского канала в начале мая был организован сброс в русло реки Биюк-Карасу воды из Тайганского и Белогорского водохранилищ (их объем 23,3 и 13,8 миллиона кубометров соответственно).

Сейчас власти региона готовятся к заполнению Феодосийского водохранилища, откуда воду получает Феодосийско-Судакский регион. По предварительным планам, подача воды из канала в водохранилище начнется 23 мая.

Планом минприроды предусмотрены также реконструкция аварийных участков водоводов для сокращения непроизводительных потерь воды (на водоводе Феодосия-Судак, водоводах городов Судак и Керчь), реконструкция на разводящей сети в городах Старый Крым и Керчь, ревизия скважин, находящихся в консервации, бурение и обустройство новых скважин на воду на участках подземных вод.

Из всех ныне существующих скважин Крым может получать около 1 миллиона 300 тысяч кубометров воды в сутки, хотя сейчас уровень потребления питьевой воды в Крыму составляет 400 тысяч кубометров. Таким образом, разведанных запасов воды из возобновляемых источников гораздо больше, чем потребляет Крым. За несколько месяцев в Крыму пробурят 36 новых скважин, что обеспечит 200 тысяч кубометров воды в сутки.

Тем не менее с украинской стороной сейчас продолжаются переговоры о возобновлении поставок воды в Северо-Крымский канал из Днепра.

Напомним, Украина полностью перекрыла шлюзы Северо-Крымского канала, вода из которого в основном использовалась для орошения сельскохозяйственных угодий. В результате в Крыму погибли практически все посевы риса. С использованием днепровской воды в Крыму в этом году планировалось выращивать рис на площади 13,5 тысяч га, кукурузу - 8,9 тысяч га, сою - 12,9 тысяч га. И ущерб, нанесенный АПК из-за пересыхания Северо-Крымского канала, оценивается сейчас в 250 миллионов рублей. Крестьяне Крыма срочно пересматривают структуру посевных площадей сельскохозяйственных культур для замены влагозависимых культур на засухоустойчивые - сорго, просо и подсолнечник.

Киев, перекрывая канал, ссылался на якобы не подписанные крымским правительством договорные документы. Но власти Крыма такие аргументы называют надуманными и политическими. Крым готов платить за воду, но только по адекватной цене.

Для снабжения живительной влагой регионы Крымского полуострова , в начале шестидесятых годов прошлого века был возведен Северо-Крымский канал. Он оснащал необходимым количеством воды почти 85% территории Крыма. Грандиозное сооружение, даже по современным меркам, Северо-Крымский канал считается одним из крупнейших рукотворных оросительных построек.


ЭТО ИНТЕРЕСНО:
Длина Северо-Крымского водоканала составляет 406,2 км с максимальной пропускной способностью более 300 кубических метров воды в секунду. В ширину канал достигает 150 метров.

История Северо-Крымской водной артерии

Проблема с пресной водой в Крыму всегда стояла на первом месте, и в 1950 году власти принимают постановление о строительстве СКК (Северо-Крымский канал). Стройка водоканала, для снабжения засушливых зон Крыма и орошения полей Днепровскими водами, длилась в течение 10 лет, с 1961 по 1971 годов.

Для водозабора из Днепра в 1956 году вводится в эксплуатацию Каховское водохранилище, откуда и берет свое начало Северо-Крымский канал. В начале 1961 года на пленарном заседании было объявлено о начале крупномасштабного сооружения Советского Союза — Северо-Крымского канала. Со всех уголков необъятной Родины съезжается более 10 тысяч молодых энтузиастов для участия в строительстве СКК.


В октябре 1963 года в районе города Армянска прозвучал мирный взрыв — это была подорвана перемычка, которая удерживала «большую воду». Взрыв служил толчком для потока днепровской воды в русло из бетона, только что построенного канала. Таким образом, воды Днепра пришли на Крымский полуостров. В пункт назначения, в Керчь, днепровская вода приходит в 1975 году.

Северо-Крымский канал становится крупнейшей строительной площадкой всесоюзного значения:

  • Северо-Крымский канал включает в себя больше ста масштабных гидротехнических объектов.
  • Протяженность главного искусственного русла более 400 км.
  • Учитывая расхождения, подземные отрезки и водоотводы, длина поливочной системы приближается к 12 000 км.
  • Насосные станции в состоянии перекачать до 450 кубометров воды в секунду.
  • На первой насосной станции канала вода поднимается на 10 метров, а по дальнейшему пути высота воды достигает 105 метров.
  • Канал питает своими водами 12 искусственных водоемов, общим объемом в 200 млн кубометров.
ИНТЕРЕСНО!
Весь путь, от начальной точки до пункта назначения, вода проходит за 32 дня.

Рыбалка на Северо-Крымском канале

Люди быстро адаптировались к соседству рукотворной реки, и на бетонных берегах канала часто можно встретить отдыхающих или увлеченных рыболовов. Хотя строительство СКК не предусматривалось в качестве водоема для разведения различных сортов рыб, тем не менее, раков и некоторые виды рыб там можно наловить в достаточном количестве. Богатыми на улов среди рыбаков считаются Чаплинский, Джанкойский, Красноперекопский районы. В районе насосных станций ловится щука, карась, судак и окунь. Рыбалка бесплатная, ограничения на количество и размер пойманной рыбы, соответственно действующему законодательству.

Северо-Крымский канал сегодня

Обеспечение полуострова Крым водой с помощью Северо-Крымского канала в настоящее время приостановлено по приказу украинских властей, перекрывших водоканал плотиной. Есть надежда, что в скором будущем, канал начнет функционировать в полную силу.


Альтернатива Северо-Крымскому каналу

В профильных национальных заведениях и всевозможных министерствах обсуждаются альтернативные варианты каналу. Российское Минприроды задумалось о постройке трубопровода через Керченский пролив, из Кубани в Крым. Про это сказал Сергей Донской – ответственный за природные ресурсы и экологию России – во время проверки водохранилища в Симферополе.

Также поступили предложения по реконструкции системы орошения. Стоимость уже подсчитали – 80 000 000 000 рублей.

Видео обзор:

Главная водная артерия Крыма — Северо-Крымский канал сегодня находится не в лучшем состоянии. После событий 2014 года с украинской стороны была воздвигнута дамба, которая полностью перекрыла доступ сюда днепровской воды.

До этого времени вся система успешно функционировала, обеспечивая водой не только крымскую территорию, но и прилегающую Херсонскую область. Вода поступала сюда из специально построенного Каховского водохранилища и 80% объема использовалось на сельскохозяйственные нужны, остальное – на обеспечение питьевой водой близлежащих населенных пунктов. Днепровская вода давала полуострову более 70% от требуемого объема.

История Северо-Крымского канала

Окруженный морем полуостров всегда нуждался в пресной воде. И впервые о подаче сюда днепровских вод заговорили еще 1883 году. Долго не могли найти ресурсы, и в 1916-м решение о постройке такого сооружения было принято, но помешала Октябрьская революция.

В 1950-х годах снова вернулись к этому вопросу. И после 10 лет изыскательских работ, в 1961 году приступили к возведению очень нужного Крыму гидротехнического сооружения. Мощности постепенно наращивались, и в 1975 году вода стала доходить до . Вначале русло было земляным, и 40% воды терялось по дороге. Позднее, в межсезонье, когда вода отсутствовала, его стали бетонировать.

В 1990 году сдали вторую очередь, построив одновременно и самое большое наливное Межгорное водохранилище. В 1997 году ввели в строй третью, реконструировав Раздольненский и Сакский оросительные каналы. Общая длина Северо-Крымского канала достигла 402,6 км, а по Крыму – 294 км. Дальнейшее строительство было заморожено из-за недостатка средств.

Северо-Крымский канал сейчас, после «Крымской весны»

Перекрытие Северо-Крымского канала имело последствия, сильно ударившие по аграрному сектору Крыма. Из-за этого сельскохозяйственной отрасли полуострова пришлось менять свои приоритеты. Выращивать рис, требующий большого количества воды, стало нецелесообразно. Для посева стали выбирать культуры, не требующие обильного полива, и судя по шикарным полям подсолнечника и пшеницы, пустовать эти земли не будут.

Сейчас в Северо-Крымский канал несут воды источники самого Крыма, ведь от него зависит водоснабжение северных и восточных областей. Часть воды имеет артезианское происхождение, другая, большая часть, приходит из водохранилищ: Белогорского и Тайганского. Чтобы попасть сюда, она преодолевает расстояние в 51 км. Если раньше канал в зимний период осушался, то теперь он функционирует круглогодично. Работы по поиску новых источников для его заполнения продолжаются.

orologi replica rolex replica

Заметили неточность или данные устарели - внесите исправления, мы будем благодарны. Создадим лучшую энциклопедию о Крыме вместе!

Начинается из Каховского водохранилища, доходит до Керчи. Длина 402 км, максимальная пропускная способность 300 метров кубических в секунду. Ширина достигает 150 м, глубина - 7 м. Основной канал и его ответвления питают густую сеть более мелких каналов оросительной системы общей протяженностью свыше 6000 км.Главный водозабор размещён на Каховском водохранилище, откуда вода самотеком подается на расстояние 208 км к насосной станции № 1 (высота подъёма - 9,2 м).В 1986 году площадь орошения составляла 380 orologi replica тыс. га и обводнения свыше 600 тыс. га. Снабжает водой Феодосию, Керчь, Судак, часть сёл Ленинского района АР Крым, посёлки Симферопольского района (Комсомольское, Грэсовский, rolex replica), некоторые районы г. Симферополя.На протяжении большей части стенки канала расположены под крутым углом и обшиты скользкими бетонными плитами. Если упасть в канал, то выбраться из него будет проблематично. Купание в канале запрещено. Тем не менее каждый год фиксируется множество смертей связанных с утоплением в канале.