Что такое компилятор - описание. Что может быть в файле реализации

12.05.2019

Иногда на язык ассемблера) или непосредственно на машинном языке или ином двоичнокодовом низкоуровневом командном языке и последующую сборку исполняемой машинной программы. Если компилятор генерирует исполняемую машинную программу на машинном языке, то такая программа непосредственно исполняется физической программируемой машиной (например компьютером). В других случаях исполняемая машинная программа выполняется соответствующей виртуальной машиной . Входной информацией для компилятора (исходный код) является описание алгоритма или программы на предметно-ориентированном языке , а на выходе компилятора - эквивалентное описание алгоритма на машинно-ориентированном языке (объектный код) .

Компили́ровать - проводить трансляцию машинной программы с предметно-ориентированного языка на машинно-ориентированный язык. .

Виды компиляторов [ | ]

  • Векторизующий . Базируется на трансляторе, транслирующем исходный код в машинный код компьютеров, оснащённых векторным процессором .
  • Гибкий . Сконструирован по модульному принципу, управляется таблицами и запрограммирован на языке высокого уровня или реализован с помощью.
  • Диалоговый . См.: .
  • Инкрементальный . Пересобирает программу, заново транслируя только измененные фрагменты программы без перетрансляции всей программы.
  • Интерпретирующий (пошаговый) . Последовательно выполняет независимую компиляцию каждого отдельного оператора (команды) исходной программы.
  • Компилятор компиляторов . Транслятор, воспринимающий формальное описание языка программирования и генерирующий компилятор для этого языка.
  • Отладочный . Устраняет отдельные виды синтаксических ошибок .
  • Резидентный . Постоянно находится в оперативной памяти и доступен для повторного использования многими задачами.
  • Самокомпилируемый . Написан на том же языке программирования, с которого осуществляется трансляция.
  • Универсальный . Основан на формальном описании синтаксиса и семантики входного языка. Составными частями такого компилятора являются: ядро, синтаксический и семантический загрузчики.

Виды компиляции [ | ]

Структура компилятора [ | ]

Процесс компиляции состоит из следующих этапов:

В первом случае компилятор представляет собой пакет программ, включающий в себя трансляторы с разных языков программирования и компоновщики. Такой компилятор может компилировать программу, разные части исходного текста которой написаны на разных языках программирования. Нередко такие компиляторы управляются встроенным интерпретатором того или иного командного языка. Яркий пример таких компиляторов - имеющийся во всех UNIX-системах (в частности в Linux) компилятор make .

Во втором случае компилятор де-факто выполняет только трансляцию и далее вызывает компоновщик как внешнюю подпрограмму, который и компонует машинно-ориентированную программу. Этот факт нередко служит поводом считать компилятор разновидностью транслятора, что естественно неверно, - все современные компиляторы такого типа поддерживают организацию импорта программой процедуры (функции) из уже оттранслированого программного модуля, написанного на другом языке программирования. Так в программу на С/С++ можно импортировать функцию написанную например Pascal или Fortran . Аналогично и напротив написанная на С/С++ функция может быть импортирована в Pascal- или Fortran-программу соответственно. Это как правило было бы невозможно без поддержки многими современными компиляторами организации обработки входных данных в процедуру (функций) в соответствии с соглашениями других языков программирования. Например современные компиляторы с языка Pascal помимо соглашения самого Pascal поддерживает организацию обработки процедурая/функцией входных в соответствии с соглашениями языка С/С++. (Чтобы на уровне машинного кода написанная на Pascal процедура/функция работала с входными параметрами в соответствии с соглашениями языка С/С++, - оператор объявления такой Pascal-процедуры/Pascal-функции должен содержать ключевое слово cdecl .) Примерами таких компиляторов являются компиляторы со всех без исключения языков программирования, используемые непосредственно.

Трансляция программы как неотъемлемая составляющая компиляции включает в себя:

Генерация кода [ | ]

Генерация машинного кода [ | ]

Большинство компиляторов переводит программу с некоторого высокоуровневого языка программирования в машинный код , который может быть непосредственно выполнен физическим процессором . Как правило, этот код также ориентирован на исполнение в среде конкретной операционной системы , поскольку использует предоставляемые ею возможности (системные вызовы , библиотеки функций). Архитектура (набор программно-аппаратных средств), для которой компилируется (собирается) машинно-ориентированная программа, называется целевой машиной .

Результат компиляции - исполнимый программный модуль - обладает максимально возможной производительностью, однако привязан к конкретной операционной системе (семейству или подсемейству ОС) и процессору (семейству процессоров) и не будет работать на других.

Некоторые компиляторы переводят программу с языка высокого уровня не прямо в машинный код, а на язык ассемблера . (Пример: PureBasic , транслирующий бейсик-код в ассемблер FASM .) Это делается для упрощения части компилятора, отвечающей за генерацию кода, и повышения его переносимости (задача окончательной генерации кода и привязки его к требуемой целевой платформе перекладывается на ассемблер), либо для возможности контроля и исправления результата компиляции (в т. ч. ручной оптимизации) программистом.

Генерация байт-кода [ | ]

Результатом работы компилятора может быть программа на специально созданном низкоуровневом языке двоично-кодовых команд, выполняемых виртуальной машиной . Такой язык называется псевдокодом или байт-кодом . Как правило, он не есть машинный код какого-либо компьютера и программы на нём могут исполняться на различных архитектурах, где имеется соответствующая виртуальная машина, но в некоторых случаях создаются аппаратные платформы, напрямую выполняющие псевдокод какого-либо языка. Например, псевдокод языка Java называется байт-кодом Java и выполняется в Java Virtual Machine , для его прямого исполнения была создана спецификация процессора picoJava . Для платформы .NET Framework псевдокод называется Common Intermediate Language (CIL), а среда исполнения - Common Language Runtime (CLR).

Некоторые реализации интерпретируемых языков высокого уровня (например, Perl) используют байт-код для оптимизации исполнения: затратные этапы синтаксического анализа и преобразование текста программы в байт-код выполняются один раз при загрузке, затем соответствующий код может многократно использоваться без перекомляции.

Динамическая компиляция [ | ]

Из-за необходимости интерпретации байт-код выполняется значительно медленнее машинного кода сравнимой функциональности, однако он более переносим (не зависит от операционной системы и модели процессора). Чтобы ускорить выполнение байт-кода, используется динамическая компиляция , когда виртуальная машина транслирует псевдокод в машинный код непосредственно перед его первым исполнением (и при повторных обращениях к коду исполняется уже скомпилированный вариант).

Наиболее популярной разновидностью динамической компиляции является JIT . Другой разновидностью является .

CIL-код также компилируется в код целевой машины JIT-компилятором, а библиотеки .NET Framework компилируются заранее.

Трансляция байт-кода в машинный код [ | ]

Трансляция байт-кода в машинный код специальным транслятором байт-кода как указано выше неотъемлемая фаза динамической компиляции. Но трансляция байт-кода применима и для простого преобразования программы на байт-коде в эквивалентную программу на машинном языке. В машинный код может транслироваться как заранее скомпилированный байт-код. Но также трансляция байт-кода в машинный код может выполняться компилятором байт-кода сразу следом за компиляцией байт-кода. Практически всегда в последнем случае трансляция байт-кода выполняется внешним транслятором, вызываемым компилятором байт-кода.

Декомпиляция [ | ]

Существуют программы, которые решают обратную задачу - перевод программы с низкоуровневого языка на высокоуровневый. Этот процесс называют декомпиляцией, а такие программы - декомпиляторами . Но поскольку компиляция - это процесс с потерями, точно восстановить исходный код, скажем, на C++, в общем случае невозможно. Более эффективно декомпилируются программы в байт-кодах - например, существует довольно надёжный декомпилятор для Flash . Разновидностью декомпиляции является дизассемблирование машинного кода в код на языке ассемблера, который почти всегда благополучно выполняется (при этом сложность может представлять самомодифицирующийся код или код, в котором собственно код и данные не разделены). Связано это с тем, что между кодами машинных команд и командами ассемблера имеется практически взаимно-однозначное соответствие.

Раздельная компиляция [ | ]

Раздельная компиляция (библиотеки , которые можно компилировать независимо друг от друга. В процессе трансляции программы сам компилятор или вызываемый компилятором транслятор порождает объектный модуль , содержащий дополнительную информацию, которая потом - в процессе компоновки частей в исполнимый модуль - используется для связывания и разрешения ссылок между частями программы. Раздельная компиляция также позволяет писать разные части исходного текста программы на разных языках программирования.

Появление раздельной компиляции и выделение компоновки как отдельной стадии произошло значительно позже создания компиляторов. В связи с этим вместо термина «компилятор» иногда используют термин «транслятор» как его синоним: либо в старой литературе, либо когда хотят подчеркнуть его способность переводить программу в машинный код (и наоборот, используют термин «компилятор» для подчёркивания способности собирать из многих файлов один). Вот только использование в таком контексте терминов «компилятор» и «транслятор» неправильно. Даже если компилятор выполняет трансляцию программы самостоятельно, поручая компоновку вызываемой внешней программе-компоновщику, такой компилятор не может считаться разновидностью транслятора, - транслятор выполняет трансляцию исходной программы и только. И уж тем более не являются трансляторами компиляторы вроде системной утилиты-компилятора make , имеющейся во всех UNIX-системах.

Когда программисты разговаривают о программировании, они часто говорят: «программа откомпилировалась без ошибок», или, когда говорят программисту: «скомпилируй программу, посмотрим на результат работы». Такие разговорчики позднее могут стать источником путаницы для . Компиляция и создание исполняемого файла — не синонимы! Создание исполняемых файлов — это многоступенчатый процесс, основные составляющие которого: компиляция и компоновка. На самом деле, даже если программа «откомпилировалась без ошибок», она может не работать из-за возможной ошибки во время стадии компоновки. Весь процесс трансляции файлов исходного кода в исполняемый файл лучше было бы называть построением проекта.

Компиляция!

Компиляция относится к обработке файлов исходного кода (.c, .cc, или.cpp) и создании объектных файлов проекта. На этом этапе не создается исполняемый файл. Вместо этого компилятор просто транслирует высокоуровневый код в машинный язык. Например, если вы создали (но не скомпоновали) три отдельных файла, у вас будет три объектных файла, созданные в качестве выходных данных на этапе компиляции. Расширение таких файлов будет зависеть от вашего компилятора, например *.obj или *.o. Каждый из этих файлов содержит машинные инструкции, которые эквивалентны исходному коду. Но вы не можете запустить эти файлы! Вы должны превратить их в исполняемые файлы операционной системы, только после этого их можно использовать. Вот тут за дело берётся компоновщик.

Компоновка!

Из нескольких объектных файлов создается единый исполняемый файл. На этом этапе полученный файл является единственным, а потому компоновщик будет жаловаться на найденные неопределенные функции. На этапе компиляции, если компилятор не мог найти определение для какой-то функции, считается, что функция была определена в другом файле. Если это не так, компилятор об этом знать не будет, так как не смотрит на содержание более чем одного файла за раз. Компоновщик, с другой стороны, может смотреть на несколько файлов и попытаться найти ссылки на функции, которые не были упомянуты.

Вы спросите, почему этапы компиляции и компоновки разделены. Во-первых, таким образом легче реализовать процесс построения программ. Компилятор делает свое дело, а компоновщик делает свое дело — посредством разделения функций, сложность программы

снижается. Другим (более очевидным) преимуществом является то, что это позволяет создавать большие программы без необходимости повторения шага компиляции каждый раз, когда некоторые файлы будут изменены. Вместо этого, используется так называемая «условная компиляция». То есть объекты составляются только для тех исходных файлов, которые были изменены, для остальных, объектные файлы не пересоздаются. Тот факт, что каждый файл компилируется отдельно от информации, содержащейся в других файлах,

существует благодаря разделению процесса построения проекта на этапы компиляции и компоновки.

Эти два этапа берёт на себя и вам не стоит беспокоиться о том, какие из файлов были изменены. IDE сама решает,когда создавать объекты файлов, а когда нет.

Зная разницу между фазами компиляции и компоновки вам будет намного проще находить ошибки в своих проектах. Компилятор отлавливает, как правило, — отсутствие точки с запятой или скобок. Если вы получаете сообщение об ошибке, множественного определения функции или переменной, знайте, вам об этом сообщает компоновщик. Эта ошибка может означать только одно, что в нескольких файлах проекта определены одна и та же функция или переменная.

Общие замечания к интерпретаторам

Разработка интерпретаторов для интерпретации программ на заданном исходном языке является одной из основных задач информатики. Сте­пень трудности проблемы реализации интерпретатора зависит от сложно­сти исходного языка и степени его отличия от базисного языка, на кото­ром должен быть записан сам интерпретатор.

Чтобы обеспечить корректность интерпретатора, при его проектиро­вании мы должны исходить из семантического определения интерпрети­руемого языка или по меньшей мере верифицировать его на соответствие этому. Обратим внимание на то, что математическое определение семан­тики ЯП аналогично интерпретирующим программам.

Особое положение занимают интерактивные, инкрементальные (поша­говые) интерпретаторы. Для них не обязательно требуется сначала подго­товить всю программу целиком, включая вводимые данные, и только по­том ее интерпретировать. При интерактивной интерпретации можно программу и входные данные приготовить отдельными частями и полу­ченную часть - насколько это возможно - тут же проинтерпретировать (ЯП ВASIC специально ориентирован на инкрементальную интерпретацию).

Сейчас все ближе подходят к созданию интерпретаторов для таких языков, которые выглядят не так, как классические ЯП, ориентирован­ные на вычисления. В частности, в результате длительных исследований стала возможной интерпретация определенных языков, ориентированных скорее на спецификации, а не на вычисления (например, язык ПРОЛОГ, который служит для составления программ в машинно-интерпретируемой логике). Впрочем, для таких языков имеются определенные непре­одолимые преграды из-за границ вычислимости и сложности, которые для многих постановок задач делают практически невозможным исполь­зование этих языков.

Компилятор берет программу на исходномязыке в качестве своих входных данных и вырабатывает программу на объектном языке, понятном машине.

Если программу, написанную на ЯП высокого уровня, мы хотим выпол­нять многократно, со все новыми исходными данными, то часто бывает эффективнее программу не интерпретировать, а сначала перевести на уже реализованный язык, возможно более близкий к машинному языку, а затем уже выполнять порожденную таким образом программу. Такой способ позволяет лучше приспособить программу к структуре фактиче­ски используемой машины и тем самым добиться далеко идущей ее оп­тимизации. В принципе такой перевод можно осуществить вручную, од­нако это требует больших затрат времени и при этом могут быть допуще­ны ошибки. Поэтому для этой цели используются специальные переводящие программы, называемые переводчиками или компиляторами (англ. соmputer).



Компилятор и интерпретатор обычно являются довольно сложными программами, которые воспринимают программу на исходном языке в форме текста, устанавливают внутреннюю структуру так заданной про­граммы, проверяя при этом ее синтаксическую корректность (синтак­сический анализ), и переводят программу на другой (объектный) язык или выполняют эту программу путем соответствующих действий.

ЯП определяется его синтаксисом и семантикой. В процессе компи­ляции или интерпретации программа, понимаемая как синтаксический объект, берется в качестве входных данных и в соответствии с ее семан­тикой превращается в программу на другом языке или в последователь­ность действий (процесс выполнения).

Языки программирования бывают высокого и низкого уровней.

Языки, ориентированные на конкретный тип процессора и учитывающие его осо­бенности называются языками низкого уровня. Каждая команды языка низкого уровня не­посредственно реализует одну команду микропроцессора, и они всегда ориентированны на систему команд конкретного микропроцессора. Языком самого низкого уровня является язык ассемблера, который просто представляет каждую команду машинного кода, но не в виде чисел, а с помощью символьных условных обозначений, называемых мнемониками.

Языки высокого уровня позволяют задавать желаемые действия в программе с по­мощью определенного набора операторов. Они значительно ближе и понятнее человеку, чем компьютеру. Каждая команда такого языка может состоять из десятка и более команд микропроцессо­ра. Писать программы на ЯП ВУ легче.


1 – машинно-зависимые (Ассемблер). Языки низкого уровня.

2 – машинно-ориентированные (Си)

3 – универсальные (Фортран, Паскаль, Basic)

4 - проблемно-ориентированные (GPSS, Лого, объектно-ориентированные (форт, Смолток))

5,6,7 – (Пролог, Лисп, СНОБОЛ).

Си, Си++ - вся машинно-зависимая часть программы достаточно легко локализуется и модифицируется при переносе программы на другую архитектуру.

Фортран – первый язык высокого уровня (1958г., фирма IBM), используется и до сих пор, поддерживает модульное программирование, особенно предпочитается математиками.

Паскаль – один из наиболее популярных в учебных целях (Н.Вирт), реализует большинство идей структурного программирования.

Бейсик – для начинающих программистов, приближен к разговорному английскому языку, поддерживает модульное и структурное программирование.

Лого , среди проблемно-ориентированных языков – используется в основном для целей обучения. Это диалоговый процедурный язык (простой синтаксис).

GPSS – ориентирован на моделирование систем с помощью событий. Применяется там, где результаты исследований выражаются в терминах времени ожидания, длины очереди, использование ресурсов.

Смолток – один из ранних ОО ЯП, основная конструкция – это объект и действия с ним, предназначен для нечисловых задач (при построении систем искусственного интеллекта).

Форт – используется при решении задач имитационного моделирования в графических системах.

Языки функциональной группы используются в основном в системах искусственного интеллекта. У них мощная инструментальная поддержка, быстрый компилятор, встроенные средства организации многооконного режима, графика высокого разрешения, развитый набор математических функций.

Пролог – язык ИИ, даются термины и связи, а с его помощью создаются новые.

Лисп – имеет мощные графические конструкции, позволяет создавать программы проектирования (деталей, например). Он ориентирован на конструкторскую деятельность. Имеет библиотеку примитивов.

СНОБОЛ – язык ИИ.

Поколения языков программирования

Все языки программирования принято делить на 5 поколений.

1. Начало 50-х годов. Появились первые компьютеры и первые языки ассемблера, в которых программирование велось по принципу «Одна инструкция - одна строка».

2. Конец 50-х начало 60-х годов. Разработан символический Ассемблер, в котором появилось понятие переменной. Возросла скорость разработки и надежность программ.

3. 60-е года. Рождение языков высокого уровня. Простота программирования, не­зависимость от конкретного компьютера, новые мощные языковые конструк­ции.

4. Начало 70-х и по настоящее время. Проблемно-ориентированные языки, опери­рующие конкретными понятиями узкой предметной области. Мощные операто­ры, для которых на языках младшего поколения потребовались тысячи строк исходного кода.

5. Середина 90-х. Системы автоматического создания прикладных программ с помощью визуальных средств разработки, без знания программирования. Инст­рукции вводятся в компьютер в наглядном виде с помощью методов, наиболее удобных для человека незнакомого с программированием.

В нашем институте на различных курсах вы научитесь программировать на различных языках программирования.

Современные компьютерные технологии находятся в постоянной стадии совершенствования. С каждым днем выходят все новые и новые технологии, позволяющие воплотить в жизнь то, что еще недавно определялось как фантастика. Сильным изменениям поддаются и языки, как человеческие, так и компьютерные. В данной статье мы подробно расскажем, что это – компилятор, как с ним работать, для чего он создавался и где его сейчас можно встретить. Статья рекомендуется не только начинающим пользователям операционной системы Windows, но и программистам, желающим познать скрытые знания своей системы.

Язык для операционной системы

Для начала стоит абстрагироваться, ведь программирование – это не только вбивание определенных ключей-слов в машину, это еще и тщательно продуманные действия, связанные с компонентами системы. Изначально был двоичный код, потом программисты создали полумашинный язык программирования – ассемблер, но для чего?

Представьте себе, что вам надо считать на калькуляторе программиста каждый бит, потом правильно его связывать и многое другое. В ассемблере все стало чуточку проще, но все еще очень и очень непросто, если сравнивать с современными языками программирования, например, С++, который называют одним из сложнейших, но про него речь пойдет чуть позже.

В языке ассемблер все осуществляется благодаря регистрам процессора: деление, умножение, перемещение значения из точки А в точку Б и т. д. Основная его проблема, что он все еще является полумашинным, но все равно поддается прочтению человеку, в отличии от хаотично раскиданных битов. Еще одним минусом было ограниченное количество этих самых регистров.

В 80-х годах решили придумать язык программирования, благодаря которому можно будет легко и просто написать операционную систему. Так появился С и компилятор С GCC от компании GNU. Если вы пользуетесь Linux, то обязательно должны были видеть продукты данной компании. Кстати, ассемблер используется и поныне, ведь некоторые компиляторы создают объектные файлы с двоичным кодом, а другие исполнительные – с кодом на ассемблере. Все зависит от платформы разработчика.

Современный компилятор имеет следующие программы в себе:

    Дебагер – программа, которая отправляет сообщения об ошибке от линковщика, препроцессора, интерпретатора. Препроцессор – это программа, главной задачей которой является поиск специальных меток, начинающихся со знака #, и выполнение определенного рода команд. Например, добавления сторонней библиотеки для компиляции проекта. Интерпретатор – программа, которая переводит наш более-менее понятный язык программирования в двоичный код или ассемблер. Линковщик – программа, благодаря которой недостающие файлы автоматически подключаются.

Также существует 2 типа сборки проекта компилятором: динамическая и статическая. В первой добавляются лишь нужные проекту файлы, несмотря на среду разработки, а во втором случае - все в кучу (подключенные, конечно). Итак, из этого уже можно сказать, что компилятор – это целый список программ для сбора и обработки информации в понятный и логичный для компьютера вид. Дальше мы рассмотрим, с чего все начиналось.

Первые простейшие компиляторы

Может, вы удивитесь, но впервые объект нашей статьи (тогда его еще называли транслятор) появился в далеком 1954 году в Институте, специализирующемся на прикладной математике. Он включал в себя не настолько большой комплекс программ, как сейчас, но все равно был прорывом в науке на то время. Там не было дебагера, поэтому людям приходилось все делать буквально руками, причем используя при этом стандартную и дискретную математику, чтобы узнать, правильный ли результат получила электронно-вычислительная машина.


Возможна ли сборка без нового языка?

Если вы достаточно толковый программист, то вполне сможете выполнить эту задачу. Правда, для этого понадобится немало времени и сил. Кстати, раньше даже была профессия такая – программист-линковщик. Это только в новых языках программирования все автоматизировано, а раньше людям приходилось связывать куски кода Make файлами. Между прочим, некоторые проекты на Linux и сейчас можно собрать с помощью этих самых Make-файлов, нужно лишь указать их зависимости вручную.


После сбора кода линковщик отдавал работу уже компьютеру на обработку, где в итоге получал готовый бинарный код.

Как видите, компилятор – это не только программа, а еще и усилия множества людей. А они, как утверждал Генри Форд, пытаются автоматизировать каждый процесс.

Лучший компилятор Windows

Итак, многие из читателей знают, что существует множество мертвых языков, но еще больше живых, т. е. тех, которые хотя бы раз в год обновляют свою стандартную библиотеку. Как мы уже говорили, в 1980 году был создан С - это был прорыв. Многие наши отцы до сих пор обожают данный язык, но что с ним теперь?

Он живет и процветает в новом теле, если так можно сказать. Его наследником по праву является С++, хоть и его создателя воспрещают писать на нем код, похожий на С, многие программисты игнорирует это и делают, но почему допускается такое грубое нарушение правил?


    Во-первых, он взял солидную долю стандартных библиотек от С, и новые компиляторы G++ способны компилировать код С, что уже само по себе указывает на их схожесть. Во-вторых, С++ был создан, чтоб заместить С, и итоги этого мы видим сейчас. К слову, программа компилятор G++ не "ругается" до тех пор, пока не будет использован хотя бы один класс – в этом и есть основное отличие двух языков. Можно назвать G++ лучшим компилятором, не зря ведь благодаря ему пишут мобильные приложения, операционную систему Windows и т. д.

Ваш путь будет тернист – это стоит знать прежде всего. Для начала работы с языком, например, если это С, вы обязательно должны будете ознакомиться с компилятором C. А если с ним не подружиться и не понять его логику, то ваши проекты один за одним будут лагать и вылетать.


Попытайтесь как можно больше читать книг не только про основы программирования, но и про историю создания языков, так вы обязательно начнете понимать саму суть процесса. Старайтесь совмещать практику и новые знания, так все куда быстрее запоминается. Кроме того, постарайтесь довести свой английский хотя бы до среднего уровня, иначе вам будет очень сложно в ориентировании по IDE.

В заключение

Надеемся, после прочтения данной статьи вы поняли, что это – компилятор, как он работает, зачем создавался и кому по сей день нужен. Стоит напомнить, что самое главное для программиста – это понимание ситуации, понимание основных принципов, поэтому очень надеемся, что статья вам в этом помогла.

Номере "Компьютерных вестей" за этот год я рассказал вам о том, как устроен отладчик. Конечно, с тех пор прошло уже немало времени, но узнавать новое никогда не поздно. Сегодня мы с вами поговорим об устройстве ничуть не менее важного для программиста инструмента - компилятора.

Конечно, во многих ВУЗах есть специальные курсы, посвящённые устройству различных компонентов современных компиляторов и интерпретаторов. И современные компиляторы слишком сложны для того, чтобы рассказать о них в одной статье достаточно подробно. Тем не менее, базовые механизмы работы компиляторов остались неизменными со времён выпуска первого компилятора языка Фортран.


С высоты птичьего полёта...

Компилятор представляет собой монолит - этакий чёрный ящик , который прожёвывает исходный код программы, а затем выдаёт на-гора либо исполняемый файл , либо, хотя бы, просто какой-то исполняемый байт-код, который потом может быть успешно скормлен виртуальной машине. Но, конечно же, на самом деле такая сложная вещь, как компилятор, не может быть просто монолитным куском - любой компилятор состоит из нескольких частей, которые должны быть "состыкованы" в определённом порядке.

Итак, что же это за части? Это лексический анализатор, или сканер; синтаксический анализатор, или парсер; семантический анализатор; а также один или несколько генераторов кода и один или несколько оптимизаторов. Также к компилятору часто относят дополнительные инструменты, нужные для создания исполняемого файла - сборщик и компоновщик.

Все эти названия для непосвящённого человека выглядят настоящей китайской грамотой. Однако, когда вы прочтёте о том, что делает каждый из компонентов компилятора, думаю, согласитесь, что концептуально это всё довольно просто.


От "А" до "Я"

Первый этап разбора исходного текста программы, осуществляемого компилятором, - это лексический анализ. Лексический анализатор считывает последовательно все слова (токены, лексемы) в тексте программы, преобразуя их в конструкции, которые затем уже используются для дальнейшего разбора текста. Делается это для того, чтобы различить в последующем различные идентификаторы и непосредственные конструкции самого языка (такие, как зарезервированные слова).

Следом за лексическим анализом может быть препроцессор. Тем, кто знаком с языками программирования C или С++, нет нужды объяснять, в чём состоит его функция. Для остальных же скажу, что основная задача препроцессора - это замена одних лексем другими, которые были заранее определены в тексте программы. Используется препроцессор также для условной компиляции (т.е. когда кусок кода должен быть откомпилирован только при выполнении определённых условий - для определённой платформы, только при отладочном билде и т.д. и т.п.), для выполнения определённых макросов (как в том же C/C++) и некоторых других подобных вещей. Препроцессор не является обязательной частью компилятора, поскольку многие языки программирования не нуждаются в нём.

Следующий этап - это синтаксический анализ, или парсинг. Этот этап компиляции выполняется синтаксическим анализатором, или парсером, и является, пожалуй, самым важным и, если можно так сказать, ответственным этапом компиляции. Компилятор рассматривает все токены, и, в зависимости от их значения и положения в тексте программы, формирует так называемое дерево разбора. То есть программа, бывшая до этого в недрах компилятора просто линейным набором символов, становится деревом, элементы которого расположены в соответствии с грамматикой того языка программирования, для которого написан данный конкретный компилятор.

Следом за синтаксическим анализом следует этап анализа семантического. Если синтаксический анализатор строил скелет нашей программы, то семантический помогает этому скелету обрасти плотью. Программа наполняется смыслом: переменные становятся переменными, объекты - объектами, а баги - багами. На самом деле, никакого волшебства не происходит - просто дерево разбора, терпеливо построенное парсером, дополняется семантической информацией о значении идентификаторов. Кстати, на этом этапе возникают и многие ошибки компиляции - например, такие, как несоответствие типов. Хотя, конечно, на парсинг тоже приходится изрядное количество ошибок, без которых, к сожалению, текст свеженаписанной программы обходится крайне редко даже у очень опытных программистов .

Дальше пути различных компиляторов расходятся. В большинстве компиляторов следом за этапом семантического анализа идёт перевод программы в некоторый промежуточный код, который может использоваться для генерации кода под разные аппаратные платформы. Если компилятор выполняет компиляцию только для какой-то одной аппаратной платформы, то программа может транслироваться в коды на языке Ассемблера соответствующей процессорной архитектуры, или, если компилятор трудится для какой-то виртуальной машины (как, например, в случае Java или Microsoft .NET), то переводиться программа может затем в специальный байт-код, понятный соответствующей виртуальной машине. Тем не менее, в большинстве современных компиляторов нет непосредственной трансляции в ассемблерный код - даже если в итоге компилятор не должен стараться для создания кросс-платформенных программ, всё равно, сначала идёт трансляция программы в какой-то промежуточный код, а только потом уже в исполняемый. Причина этого в оптимизации кода.

Современные компиляторы, даже самые слабенькие и плохонькие, поддерживают хотя бы базовую оптимизацию кода. Более мощные коммерческие компиляторы содержат в себе очень мощные алгоритмы оптимизации кода, которые позволяют при некоторых условиях сделать её в разы быстрее. Особенно мощными в плане оптимизации давным-давно тому назад считались компиляторы производства Watcom, сейчас, вроде бы, постепенно восстанавливающие свою былую славу в виде open-source продукта. Потом пальма первенства перешла к компиляторам Intel, и сейчас именно они считаются самыми лучшими компиляторами в плане оптимизации. Что ж, это довольно логично - кому, как ни создателям процессоров, знать, как лучше всего оптимизировать программы для работы на них. Впрочем, не важно, плоха оптимизация в компиляторе или нет - главное, что в любом оптимизирующем компиляторе есть модуль, называемый оптимизатором, который начинает свою работу после генератора промежуточного кода. Справедливости ради стоит сказать, что оптимизатор может работать и после генерации уже исполняемого кода, но в наши дни такая схема встречается уже редко, поскольку производители компиляторов, как правило, выпускают целую линейку подобных продуктов для разных языков программирования и стараются делать оптимизаторы, которые можно встроить в любой из этих компиляторов. Какими именно методами оптимизатор может повышать скорость работы программы - это тема отдельной статьи, которую, возможно, вы когда-нибудь и сможете увидеть на страницах "Компьютерных вестей".

В любом случае, работа компилятора заканчивается генерацией исполняемого кода. Это может быть код виртуальной машины или код на языке ассемблера, но этот код уже пригоден для выполнения скомпилированной программы.

Для того, чтобы вы легче могли представить себе работу компилятора и последовательность работы его составных частей, я решил снабдить статью небольшой схемой. На ней чёрным цветом изображены те компоненты, которые присутствуют в любом компиляторе, а серым - необязательные для ряда компиляторов составные части.


Дополнительные компоненты

Как правило, компиляторы снабжаются, как я уже говорил выше, сборщиком и компоновщиком (ассемблером и линкером, как их называют чаще). Они помогают компилятору создать из исходного текста программы не просто ассемблерный код, а исполняемый файл, который программист может передать пользователю той операционной системы, для которой он писал программу, а тот уже сможет его запустить точно таким же образом, каким привык запускать все другие программы на своём компьютере.

Ассемблер и компоновщик в ряде случаев встроены прямо в компилятор, в других же случаях они выделяются в отдельные программы, которые запускаются после завершения работы самого компилятора. Их может и вовсе не быть, как, например, для компиляторов, преобразующих программы с одного языка высокого уровня на другой высокоуровневый язык (так называемых фронт-эндов), или они могут присутствовать только в виде, например, специфического сборщика, создающего код для виртуальной машины и помещающего его в какую-то специальную оболочку компоновщика (классический пример - Java с её JAR-файлами). Стоит, тем не менее, сказать пару слов о назначении этих двух инструментов.

Ассемблер (сборщик) - это программа, которая переводит код на языке Ассемблера в инструкции (операционные коды) процессора или в инструкции виртуальной машины. Поскольку язык Ассемблера - это низкоуровневый язык, то ассемблер не считают компилятором, хотя, конечно, он тоже производит некоторые этапы разбора программы, характерные для компилятора.

Компоновщик создаёт из того кода, который сгенерировал ассемблер, исполняемые файлы. Даже для одной и той же процессорной архитектуры исполняемые файлы будут отличаться в зависимости от операционной системы. Например, для Windows формат исполняемых файлов - это Portable Executable (PE), а для Linux - Executable Linked File (EXE).


Резюме

Как видите, если смотреть на компиляторы со стороны, то всё в них просто и не вызывает никаких особенно заковыристых вопросов. На практике всё, мягко говоря, немного сложнее. И если вы вдруг решите написать собственный компилятор, то не стоит заранее пугаться, хотя к определённым сложностям нужно, как и в любой новой работе, быть готовым. Я бы лично рекомендовал начинать знакомство с предметом с написания какого-нибудь простого эзотерического языка вроде Brainfuck или Whitespace. Поскольку сам я в своё время интересовался благодаря своему знакомому Марату Духану первым из них, то и вам рекомендую его.

Вообще, если же вы вдруг решили проникнуть глубже в тайны создания компиляторов, то в Интернете для вас найдётся масса литературы - и простой, и академически точной и подробной. Начать можно, например, отсюда: kit.kulichki.net . Хотя сайт уже не обновлялся целую вечность, информация, размещённая на нём, подойдёт для новичка и не устареет ещё не один десяток лет. Вообще, если погуглить, информации найдёте очень много, даже придётся её фильтровать. Так что успехов вам с компиляторами!

Вадим СТАНКЕВИЧ