Что такое люмен в проекторе. Цветовая яркость проекторов Epson

30.04.2019

Чтобы получился хороший чай, нужно больше заварки, а чтобы проектор был ярким, необходимо ставить мощные лампы.

Для всех проекторов, работающих в освещенном помещении главным критерием является яркость изображения. В спецификациях проекторов эта характеристика называется "световой поток" или "brightness", и измеряется в люменах "лм" или "lm".

Реальная яркость проекторов при точном измерениии специальными приборами по специальной ANSI методики, никогда не совпадает с приведенной в спецификацях. Это несовпадение иногда находится в пределах точности измерения +-10%, но значительно чаще отличается на 50-100%.

Для тех, кто торопится, даем реактивный совет - сравнивая проекторы - сравнивайте мощность ламп, а не люмены в спецификации.

Такой подход позволит отсеять "рекордсменов", но если стоит задача найти реально яркий проектор для большого экрана, то, к сожалению, придется продолжить чтение нашего эпоса, или сразу позвонить 495 748-34-07.

Существует несколько причин объясняющих несовпадение реальной и заявленной яркости.

Маркетинговые причины.

Первая причина . Естественно хочется, чтобы проектор был ярким, но стоил недорого. Следствие такого желания – цена остается на прежнем уровне, а в спецификации яркость растет. Моральное оправдание таким действием – "так делают все". Вас, как бы приглашают в игру, когда цифры яркости имеют словесное значение «яркий», «очень яркий», «самый-самый очень яркий». Игра бесплатная, так как такой «самый-самый» яркий светит ровно настолько, насколько дешево он стоит, т.е. дополнительных денег за яркость проектора с вас никто не взял. Критически неприятной такая игра становится в случае, когда вам действительно нужен яркий проектор, а не слабое утешение, что он достался почти даром.

Вторая причина . У проекторов, кроме яркости, есть другие важные характеристики, и не всегда можно понятным языком быстро объяснить покупателю значение дополнительных возможностей (специальные соединения, алгоритмы обработки изображения, качественная оптика и т.п.). Значительно проще написать, что более совершенный проектор просто ярче. Именно так в линейках проекторов у всех производителей появляются серии близнецов с лампами одинаковой мощности, но как бы разные по яркости.

Технологические причины

Изначально в проекторах использовались только LCD дисплеи. Они очень чувчтвительны к температуре и выгорают примерно за 4000-6000 часов работы проектора. Выгорание LCD микродисплеев в мультимедийных проекторах послужило главной причиной лавинообразной смены технологий, и именно поэтому большинство (а среди мощных абсолютное большинство) современных проекторов используют DLP технологию с микрозеркальными (DMD) термостойкими металлическими дисплеями.

Внедрение DLP технологии принесло не только решение 10-кратного увеличения срока жизни микродисплеев, но и проблему яркости проекторов. В отличие от LCD в DLP проекторах появилось два режима яркости - цветной и черно-белый. В черно-белом режиме используется 100% мощности лампы, а в цветном не более половины. Это связано с тем, что в DLP проекторах установлено не три, а один микродисплей, и цвета (красный, синий, зеленый) направляются на экран по очереди, так что в глаз зрителя попадает в три раза меньше фотонов.

Проблема, как бы ясна, и ее решение очевидно даже неспециалисту - нужно ставить более мощные лампы. Но! ....... в спецификациях (описания проекторов) существует только одна строка для яркости, и именно это послужило великим искушением для производителей проекторов, чтобы в эту строку записать не привычную с "LCD-времен" потребителю цветную яркость, а яркость на чисто белом цвете. Соблазн сделать это очень подогревался неосведомленностью покупателей в этих технических тонкостях и привычкой выбирать проектор по соотношению цена/яркость.

Замечают ли покупатели проблему завышения яркости

Конечно, замечают, и в первую очередь те, кто меняет старый проектор на новый.. Согласитесь, что трудно не заметить двойное падение яркости, если, например, несколько лет хватало светового потока 2000 люмен, а с новым проектором той же яркости (по спецификации) не хватает.

Очень болезненно эту проблему заметили и инсталляторы. До недавнего времени было очень выгодно устанавливать в больших залах мощные LCD проекторы, так как потом можно было неплохо заработать на регулярных чистках проектора каждые 100 часов и ремонтах по замене выгоревших поляризаторов и ЖК-дисплеев. Хорошая жизнь закончилась, когда проекторы стали популярны в барах и ресторанах, где табачный дым моментально выводил из строя поляризаторы, и заказчики стали удивляться, почему им каждый год приходится покупать новый проектор. Попытки заменить LCD-проектор со световым потоком 3000 люмен на DLP-проектор такой же яркости (по спецификации) заканчивались плачевно - клиент не понимал никаких объяснений о новизне технологии, если видел более блеклое изображение. Ситуация казалась безвыходной, но решение было найдено.

Как решили проблему с яркостью в DLP-проекторах

В качестве первого решения проблемы с яркостью DLP-проекторов была использована уловка с разбавлением цветного изображения белым светом. Во всех офисных DLP-проекторах в фильтре, окрашивающем свет лампы, есть прозрачный белый сектор. Это позволило вдвое увеличить яркость, при некоторой потере цветности. Такое решение полностью удовлетворило марки, продвигающиеся на рынке "низкой ценой". Марки работающие "на репутацию" добавили в управление проектором возможность отключения белого сектора фильтра. Некоторые, как, например Sharp, установили даже многоступенчатую возможность отключения прозрачного сектора.

Следующий шаг по увеличению яркости решался путем увеличения мощности ламп и увеличение их количества.

Самым продуктивным шагом явилось создание двухламповых DLP-моделей. Только использование одновременно мощности двух ламп позволило реально перешагнуть барьер 3000 люмен для одночиповых DLP-проекторв. В этом направлении принципиально продвинулись две компании. Компания Panasonic создает профессиональные проекторы. Компания Sharp преуспела в выпуске проекторов бизнес класса. Большинство остальных марок производят проекторы эконом-класса с теми или иными упрощениями для снижения цены.

Проблемы яркости, о которых, пока, не успеваем написать

  • почему в проекторах для домашнего кинотеатра указана разная яркость, они имеют разные по мощности лампы, а видимая яркость у всех одинаковая?
  • почему в описаниях всех светодиодных (LED) проекторов написано, что они могут создавать изображение 80-100" по диагонали (150-200см ширина), а реально яркости нехватает даже на размер писчего листа бумаги?

Возможно, вам приходилось ранее видеть заявления, что у проекторов Epson цвета в три раза ярче ? В этом посте мы попробуем обосновать нашу позицию и обратить ваше внимание на такой важный показатель любого проектора, как «цветовая яркость», о котором многие даже не подозревают, выбирая проектор для дома или офиса.

Прежде, чем говорить о «цветовой яркости», давайте слегка коснемся просто «яркости». И предлагаю сразу уточнить, что на самом деле «яркостью проектора» принято для простоты называть «световой поток ». Данный параметр измеряется в люменах и характеризует количество света, которое проектор способен излучать, его «мощность».

Световой поток

Многие знают, что чем больше световой поток (яркость) проектора, тем большую диагональ изображения можно получить. На самом деле, получить большую диагональ можно с помощью совершенно любого проектора, однако при этом никто не даст гарантии, что изображение окажется приемлемым по качеству, цветопередаче, а также достаточно четким и ярким.

Рассмотрим световой поток проектора с точки зрения качества изображения . Вспомним, что каждый цвет можно описать с помощью всего трех характеристик, одной из которых будет яркость . Именно на этом принципе построены многие стандарты, используемые, в том числе, при оценке качества изображения различных устройств.

Ниже — изображения, проецируемые двумя проекторами, отличающиеся по яркости в два раза:
(Понимаем, что некорректно сравнивать на экране монитора яркости с двух разных проекторов, но в данном случае это делается для наглядности.)


Не нужно обладать специальными знаниями, чтобы констатировать, что правое изображение — менее качественное, поскольку вместо белого оно отображает серый, вместо красного — темно-красный и пр. Изображение справа менее качественное, потому что проектор недостаточно яркий (для тех условий, где оно было получено).

Есть и ряд других обстоятельств, в которых от проектора потребуется дополнительная яркость , чтобы обеспечить приемлемое качество изображения:

  • когда нужно использовать более точный по цветопередаче режим изображения;
  • при просмотре 3D;
  • когда используется экономичный режим работы лампы;
  • когда проектор работает в освещенной комнате.
На этом можно было бы поставить точку, если бы не одна проблема:

Световой поток и цветовая яркость

Дело в том, что световой поток проектора традиционно определяется по белому цвету . Учитывая, что данный параметр является одной из важнейших характеристик, в последнее время производители стали завышать его, усиливая отображаемый проектором белый цвет. Таким образом, изображения, полученные с двух проекторов с одинаковым световым потоком (яркостью) могут выглядеть следующим образом:


Действительно, по белому цвету их яркость (световой поток) одинаковая, однако цвета они передают совершенно по-разному.

В связи с этим необычным обстоятельством, в обиход был введен еще один параметр: «цветовая яркость », или «световой поток по цветам » (англ. Color Light Output). Цветовая яркость состоит из трех слагаемых: из яркости (светового потока) проектора по красному, по зеленому и по синему.

На изображениях выше оба проектора имеют одинаковую яркость, однако у проектора слева цветовая яркость равна «обычной» яркости, а у проектора справа она в три раза ниже. Мы заявляем, что для того, чтобы проектор имел правильную цветопередачу, его яркость и цветовая яркость должны быть равны. Из чего это следует?

Математика цвета

Дело в том, что большинство устройств отображения информации используют для образования цветов принцип RGB (смешение красного, зеленого и синего). Каждый пиксел ЖК монитора, к примеру, состоит из красной, зеленой и синей полос, причем:
  • когда три точки светятся с максимальной яркостью, получается белый цвет;
  • когда с минимальной – получается черный свет;
  • когда с максимальной яркостью светятся красная и зеленая точки, получается желтый свет;
  • и т.д. и т.п.


Вернемся к «цветовой яркости ». Мы сказали, что максимальная яркость проектора должна быть равна цветовой яркости. Другими словами, если мы измерим яркость по белому экрану, то она должна быть равной сумме яркостей по красному, по зеленому экрану и по синему экрану.

Тем не менее, как мы показали ранее, существуют проекторы, в которых эта арифметика не работает и цветовая яркость до трех раз ниже, чем максимальная. И вот тут мы и сталкиваемся с особенностями технологий формирования изображения, используемых в проекторах!

Особенности технологий проекторов

Дело в том, что различные технологии используют свет лампы по-разному. Созданная компанией Epson технология 3LCD использует для формирования изображения три жидкокристаллические матрицы. Благодаря использованию трех матриц, белый свет лампы разделяется в 3LCD проекторе на красный, зеленый и синий с помощью специальных светофильтров, после чего каждый поток проходит через отдельную матрицу. Эти три компонента затем совмещаются вместе, пиксель в пиксель, и на экран проецируется цветное изображение. При этом все компоненты воспроизводятся одновременно и постоянно.

Такой способ использования света лампы позволяет свести потери света к минимуму, так как в технологии 3LCD благодаря трем матрицам сразу используются все три базовых цвета.

Если бы в проекторе использовалось не три, а одна матрица, то в каждый момент времени мы могли бы работать только с одной цветовой составляющей из трех, а остальные бы отфильтровывались, или попросту «выбрасывались». Это приводило бы к огромным потерям света, компенсировать которые удалось бы только повышением мощности лампы (а значит – удорожанием проектора и увеличением уровня шума из-за использования более мощной охладительной системы).


Думаю, этот пример наглядно объясняет, почему на рынке так много проекторов, использующих различные трюки с усилением белого. Благодаря высокой эффективности технологии 3LCD, с ней непросто честно конкурировать.

Технология 3LCD формирует цвета почти тем же методом, что и другие RGB устройства, такие как телевизор и монитор. У каждого проектора, использующего технологию 3LCD, максимальная яркость равна цветовой яркости , что обеспечивает более правильную цветопередачу. Компания Epson всегда публикует параметр цветовой яркости для своих проекторов, тогда как многие по понятным причинам не готовы раскрывать эту информацию.

На сайте www.colorlightoutput.com/ru приводятся независимые измерения цветовой яркости для ряда популярных моделей проекторов на базе других технологий. Эти измерения говорят о том, что у многих моделей цветовая яркость в три раза ниже максимальной яркости, в связи с чем мы и говорим, что трехматричные проекторы на базе 3LCD технологии обладают до трех раз более яркими цветами .

Одним из преимуществ параметра цветовой яркости является то, что его легко измерить самостоятельно — для этого достаточно иметь люксметр и рулетку.

Несмотря на то, что параметр цветовой яркости не оглашается многими производителями проекторов, он был принят представителями экспертного сообщества. К примеру, ведущий англоязычный сайт по проекторам, Projectorcentral.com , включил его в спецификации всех проекторов, наряду с яркостью и контрастностью.

Подведем итог

Цветовая яркость 3LCD проекторов всегда равна их максимальной яркости , что означает более правильную цветопередачу. Такой проектор гарантирует хорошее качество изображения даже в самом ярком режиме проектора — можно использовать каждый люмен!

Это особенно важно для проекторов, используемых в аудиториях, переговорных и учебных классах, поскольку позволяет получить красивое изображение с живыми цветами на большом экране и даже в освещенном помещении.

Для домашних проекторов правильная цветовая яркость важна, поскольку она является обязательным условием для правильной цветопередачи кино, ТВ и видео. Низкая цветовая яркость заведомо означает ошибку в цветопередаче.

В связи с тем, что цветовую яркость исключительно легко измерить, этот параметр является одним из эффективных и доступных способов получить общее впечатление о цветопередаче проектора.

Напоследок хотелось бы сказать, что технология 3LCD — предмет гордости компании Epson. Логотип 3LCD на проекторе стал для покупателя своего рода гарантией, что данная модель обладает правильной цветовой яркостью и будет радовать пользователя яркой и сбалансированной картинкой на долгие годы!

Это традиционно самый что ни на есть темный и запутанный вопрос как для заказчиков, так часто и для самих продавцов проекционного оборудования.

Тут можно, конечно, следовать простой народной мудрости «Бери ярче - не ошибешься». И если в жизни Вас это вполне устраивает, то Вы можете со спокойной душой уйти с этой страницы, поискав в Интернете что-нибудь более полезное.

Если же Вы привыкли понимать то, что делаете, или в Вас есть жилка предпринимателя, или просто здоровое любопытство - то идем дальше!

Все на самом деле не так уж сложно. Дело в том, что основным параметром, определяющим качество воспринимаемой глазом картинки, является ее контрастность. Так устроено наше зрение. Чем выше контрастность изображения, тем более четким и качественным оно нам кажется.

Вполне приемлемый уровень контрастности для текстовой картинки составляет 5:1. Для комфортного просмотра презентаций с использованием тонких линий, полутонов, фотографий и видеофильмов он должен быть несколько выше. Оптимальный вариант — 10:1.

При выборе параметров проектора и экрана (а также их расположения) очень важно понимать, что реальная контрастность изображения сильно зависит от освещенности помещения, в котором проводится демонстрация. Ведь на экран, кроме света от проектора, попадает и внешний свет - из окон, от ламп освещения. Кроме того, отраженные светлыми участками экрана лучи переотражаются стенами и потолком и частично засвечивают темные участки изображения, снижая его контрастность.

Насколько контрастным должно быть изображение, чтобы можно было легко читать данные с экрана? Это как раз и зависит от степени освещения помещения, коэффициента отражения экрана и яркости и контрастности самого проектора.
Яркость света, отражающегося от поверхности экрана, называется освещенностью и измеряется в люксах. Суммарная освещенность всегда складывается из полезной (от проектора) и внешней (свет с улицы, от ламп дневного света).

Освещенность (люкс) = (Мощность светового потока (люмен) / Площадь поверхности экрана (кв.м.))* Коэф-т отражения

Чтобы было понятно, о чем идет речь, возьмем для примера типичный случай: проектор со световым потоком 1200 люмен, экран размером 2м х 1,5 м, матовый экран (коэф-т усиления =1). Подставляем в формулу - получаем полезную освещенность 400 люкс (1200 лм/3 кв.м х 1)

Для оценки уровня внешней освещенности в Вашем помещении можно ориентироваться на следующие данные:

Ясно, что в нашем примере для получения желаемой контрастности, равной 5, необходимо «затемнить» помещение до уровня внешней освещенности 100 люкс. (400+100)/100 = 5. Что ж, это вполне приемлемо. При такой освещенности зрители вполне комфортно могут делать записи по ходу демонстрации или даже украдкой почитывать свежий номер газеты.

Ясно и то, что если свет не выключать (т.е при внешней освещенности 400-500 люкс), для хорошего качества изображения потребуется значительно более яркий проектор. Или более «яркий», с высоким коэффициентом усиления, экран!!! Есть и другие способы улучшить зрительное восприятие, например, в экранах специально делается черная окантовка-рамка, можно сделать темным фон стены за экраном и т.д.
Если в процессе осмысления вышеприведенных выкладок и примера, Вы подумали о том, что при грамотном выборе параметров и размещения презентационного оборудования можно сэкономить кое-какие не лишние средства, - Вы на пути к истине. Рекомендуем Вам углубить свои познания и познакомиться с хорошим исследованием по этому вопросу, там же есть и некоторые практические рекомендации.

В заключение - простое «эмпирическое» правило, которому рекомендуют следовать производители проекционных экранов: в помещениях с низкой степенью освещенности для демонстрации изображения следует обеспечить полезную освещенность экрана не менее 100 люкс, а в помещениях со средней внешней освещенностью - не менее 400-500 люкс.

Если вы пожелали установить проектор (мультимедиа) в домашнем кинотеатре, то при посещении магазина вы столкнетесь с проблемой, как выбрать лучшую модель. Перед вашими глазами появится большое количество видов проекционного оборудования, отличающегося по параметрам и технологиям. Поэтому выбираем себе проектор с учетом ключевых особенностей оборудования.

Мультимедийный проектор является устройством, способным проецировать на внешний экран (отражающую поверхность) информацию, поступающую с внешних носителей, например, ПК, ноутбука, ТВ-тюнера, DVD-проигрывателя, планшета и даже смартфона.

В проекционных девайсах наиболее часто используемыми технологиями для формирования изображения являются LCD и DLP. У каждой есть свои преимущества.

  1. LCD – аппараты способны выдавать изображение с достаточной цветовой насыщенностью, чтобы можно было говорить о качественной цветопередаче, а также им характерен высокий уровень светового потока. LCD девайсы с большой четкостью воспроизводят диаграммы и тексты, имеют много способов подключения источников информации.
  2. DLP – агрегаты , кроме высокой контрастности, обладают отличной, естественной передачей цветов. С помощью данной технологии появилась возможность для создания микро и ультрапортативных устройств.

Какая из этих технологий лучше, определенного ответа нет. Девайсы и с той, и с другой методикой формирования картинки имеют сходные характеристики и являются достаточно качественными устройствами. Разница может быть лишь в цене, поскольку DLP-аппараты, дороже, чем LCD. Поэтому выбираем мультимедийный проектор, исходя из финансовых возможностей.

Также для домашнего кинотеатра существуют проекторы с функцией 3D. Кроме 3D формата, они могут проецировать и обычное 2D изображение.

Лазерный 3d проектор является еще одним представителем устройств для проецирования объемных изображений. Данная технология позволяет получать максимальное качество картинки с высочайшим уровнем контрастности. Изображение получается ровным и бесшовным, даже в очень динамических сценах. Но следует понимать, какой лазерный проектор выбрать, поскольку лазерный анимационный 3D аппарат и лазерный проектор для домашнего кинотеатра — совершенно разные устройства. Анимационный агрегат предназначен только для проецирования объемных голограмм на различных шоу.

Основные характеристики

Чтобы определиться, какой тип проектора выбрать, необходимо изучить основные характеристики девайсов:

  • разрешение;
  • световой поток;
  • контрастность;
  • масса;
  • равномерность освещенности;
  • оптика;
  • формат картинки;
  • геометрическое искажение;
  • тип лампы;
  • звук;
  • количество разъемов;
  • способ управления.

Разрешающая способность

Этот параметр указывает, какое количество пикселей (в LCD-аппаратах) или микрозеркал (в DLP-аппаратах) находятся на площади матрицы. Для подсчета берется количество строк на матрице, а также столбцов. Например, если в инструкции к аппарату указано что мультимедийный проектор оснащен матрицей с разрешением full hd 1920×1080, то это значит, что по ее горизонтали располагаются 1920 точек, а по вертикали – 1080. Чем больше показатель разрешения, тем четче и более высококачественной будет проекция на отражающей поверхности, поскольку пиксель в таком случае будет очень малых размеров.

Разрешающую способность агрегата стоит учитывать в зависимости от назначения проектора. Но все же, для домашнего видеопроектора рекомендуемое разрешение — full hd . В таблице ниже указывается оптимальное разрешение проектора, которое может применяться для разных типов проецируемой информации.

Световой поток

Эта величина традиционно измеряется в люменах , согласно стандарту ANSI, принятому в 1982 году. Этот стандарт подразумевает среднее значение величины потока света, при использовании 9 зон экрана, которые распределены равномерным образом по его площади.

В современных девайсах, а именно, в аппаратах 2016-2017 годов, параметр светового потока может достигать 12000 ANSI люмен.

Сила светового потока аппарата, который выдает мультимедийный проектор, должна подбираться, принимая во внимание характеристики помещения, площадь отражающей поверхности (экрана) и уровень освещенности комнаты. Для правильного выбора параметра можно воспользоваться нижеприведенной таблицей.

Приведенное значение “Полная темнота ” указывает, что освещенность комнаты не должна превышать от 3 до 5 лк, а девайс должен выдавать, как минимум, от 50 до 150 люмен. При этом, все окна комнаты должны быть плотно зашторены. Допускается наличие слабого источника света, создающего полумрак.

Под термином “Подтемнение” следует понимать характеристики освещенности в зоне экрана не более 20 лк. Это значит, что окна, находящиеся непосредственно рядом возле экрана, должны быть хорошо зашторены. Но в самом помещении допускается освещенность, достаточная для чтения с листа бумаги. Поэтому аппарата с силой светового потока от 200 люмен до 500 люмен будет достаточно.

Под естественным или искусственным освещением подразумевается, что для затемнения комнаты не требуется применять каких-то особых мер. Главное, чтобы на отражающую изображение поверхность не было попадания прямого света, и вблизи ее не были включены яркие осветительные приборы, вследствие чего яркость проектора может быть недостаточной.

Чем яркость аппарата выше, тем более насыщенным и контрастным будет изображение.

Контрастность проектора является важным показателем при подборе проектора. Эта величина отвечает за глубину передачи цветов, а также за различимость объектов в наиболее темных и светлых местах картинки.

Аппараты с жидкокристаллической матрицей имеют заметно сниженный показатель контрастности (от 200:1 до 900:1) в сравнении с DLP-устройствами (от 450:1 до 2000:1).

Но, запомните, что эти показатели могут завести вас в заблуждение, поскольку иногда в паспортных данных не указывается их привязка к какому-либо стандарту, например, к ANSI. Если считать по последнему стандарту, значения которого имеют усредненные данные, имеющие отношение только к определенным зонам экрана (кроме центра), то уровень контраста будет 150:1. Высокая контрастность проектора для домашнего кинотеатра положительно сказывается при работе агрегата в освещенном помещении .

Масса агрегата

Перед тем, как выбрать проектор для домашнего кинотеатра, обратите внимание на вес устройства. Различаться аппараты по весу, могут на:

  • стационарные, имеющие массу более 8 кг, и предусмотренные для размещения на стену или для подвесного монтажа;
  • портативные, с массой от 4 до 8 кг — такие устройства удобно использовать для проведения презентаций, особенно в сфере бизнеса;
  • ультрапортативные, весящие от 2 до 4 кг;
  • микропортативные – масса до 2 кг.

Для стационарного аппарата , это, как правило, проектор потолочный, большая масса особой роли не играет. Разве что, аппарат должен быть весом не более 5 кг для закрепления на гипсокартонном потолке.

Если для вас важна мобильность, то правильнее будет купить устройство с массой, не превышающей 4 кг. Такой массой и малыми габаритами обладают китайские проекторы , которые можно увидеть в интернет-магазинах. Но здесь может быть подвох: указанные параметры аппарата (например, матрица full hd) по отзывам покупателей далеко не соответствуют действительности, и фото того, насколько хорошо он проецирует картинку, также не являются правдивыми.

Ультрапортативные устройства (масса менее 2 кг) являются прекрасным вариантом для людей из сферы бизнеса, постоянно находящихся в разъездах. Такой аппарат легко брать с собой в дорогу. Но, из-за небольшой яркости и малой мощности девайса, для просмотра картинки требуется хорошо затемненная комната с небольшим экраном.

Для портативных аппаратов full hd разрешение вполне доступно. Эти устройства обладают отличной функциональностью и высокими техническими возможностями.

Равномерная освещенность

Отношение освещенности на максимуме, между центральной точкой экрана и его периферией, в качественных устройствах для домашнего использования должно превышать показатель 80%.

Оптический узел

В большинстве аппаратов для проецирования изображения применяется оптика, позволяющая изменять фокусное расстояние. Такие объективы называются трансфокаторными или ZOOM-объективами . Перед тем, как выбрать любого типа проектор, примите во внимание, что наличие такой оптики облегчает подготовку к предстоящему показу, поскольку не потребуется физически перемещать оборудование, чтобы изменить размер картинки. Продвинутые модели предоставляют возможность изменять масштаб изображения с помощью пульта ДУ . Также дистанционно можно настроить фокусировку. Эти функции незаменимы, если вы приобретаете стационарный проектор потолочного типа.

В легких, ульра- и микродевайсах устанавливается короткофокусная, широкоугольная оптика, для того, чтобы обеспечить большой размер изображения на дистанции от 1,5, до 2 м от экрана. Короткофокусные объективы удобно применять в небольших комнатах с ограниченным пространством. Широкоугольный объектив часто используется для девайса, если его нужно разместить позади просветного экрана.

Схематическое изображение «внутренностей» DLP-проектора

Формат и размер изображения

Мультимедийный проектор, если сравнивать с другими аппаратами для отображения информации, имеет большое преимущество, поскольку позволяет настраивать размер картинки по вашему усмотрению. Зачастую размер изображения может зависеть от размеров комнаты и экрана. К примеру, портативные устройства способны проецировать картинку с размерами от 60 см до 9 м по диагонали.

Чтобы настроить размер картинки, используется два способа.

  1. Для изменения размера, нужно передвинуть аппарат ближе или дальше от экрана.
  2. Если объектив устройства имеет функцию ZOOM, то размеры меняются без перемещения девайса.

Что касается формата картинки, то стандартом для проекционного оборудования считается соотношение сторон 4:3. Но более новые модели девайсов имеют возможность переключения формата с 4:3, на 16:9, который часто применяется для просмотра фильмов.

Если покупать домашний проектор, то желательно, чтобы он имел LCD или DLP-матрицу (широкоформатную) c соотношением сторон 16:9.

Геометрическая коррекция

При установке девайса под определенным углом к экрану, например, на потолке, картинка во время просмотра может значительно деформироваться и приобретать трапециевидную форму. Для устранения трапеции применяется цифровая коррекция , которая основывается на алгоритмах компрессии. Некоторые модели аппаратов допускают возможность корректировать изображение, как по горизонтали, так и по вертикали. Благодаря этому, можно устанавливать девайс немного сбоку от центра экрана.

Источники света

Выбор проектора является серьезным занятием, поскольку проекционное оборудование имеет достаточно высокую стоимость. И перед тем, как выбрать надежный проектор для дома, обратите внимание, какой источник света в нем используется, поскольку стоимость лампы может доходить до 30% стоимости самого аппарата.

В основном, в проекционных аппаратах используется 2 типа ламп: ксеноновые лампы и ртутные. Если брать визуальные характеристики, то ксеноновый источник света превосходит ртутный аналог. Но если учитывать срок службы, то ртутные работают намного дольше, от 1000 до 10 000 часов, в то время как “жизнь” ксенона ограничивается 4000 часов.

Ксеноновые лампы

Также в качестве источника света в проекторе может использоваться лазер . Такие устройства отличаются большой продолжительностью работы, больше 20 000 часов. Но главный недостаток лазера в его заоблачной стоимости.

Звук

Как выбрать такой проектор для дома, чтобы в нем присутствовал звук? Все достаточно просто – вам следует подобрать мультимедийный тип устройства. В большинстве случаев, аудиосистема, встроенная в девайс, обладает нормальной громкостью, и вполне устраивает неискушенных зрителей. Но если вы хотите, чтобы в вашем домашнем кинотеатре был полноценный объемный звук, то без установки системы внешних колонок не обойтись. В таком случае, зачем вам переплачивать за встроенные динамики в устройстве? Вам просто нужен проектор с full hd разрешением и без встроенной аудиосистемы .

Количество разъемов

Проекционные аппараты, в том числе и домашние, могут отличаться тем, сколько разъемов для подключения внешних устройств в них установлено. Современные устройства имеют панель для подсоединения периферии, которая включает стандартные разъемы , такие как VGA-интерфейс и HDMI. С помощью этих интерфейсов доступен прием цифрового сигнала до 1080p.

Также в обязательном порядке в аппаратах предусматривается еще один стандартный вид интерфейса – это RCA (в народе называется “тюльпан”).

Кроме разъемов для видео сигнала, в устройстве могут быть и выходы для аудио, они могут понадобиться для подключения колонок.

Способ управления

Очень важным фактором при эксплуатации проекционного оборудования является способ управления аппаратурой, для чего чаще всего используется пульт ДУ. Но в современных аппаратах появилась возможность управлять ими напрямую с компьютера , через RS-232-интерфейс. Еще один способ управления, например, во время презентации, можно задействовать через USB подключение к ПК.

Подводя итог, можно сказать, что “самого лучшего” проекционного девайса не существует, так же, как и “самого универсального”. Предоставленная выше информация, охватывающая технические характеристики и функционал проекционного оборудования, преследует цель помочь человеку в выборе наиболее оптимальной модели аппарата в соотношении цена-качество. Пользуясь этой информацией, можно подобрать оборудование, которое в наибольшей мере соответствует вашим требованиям.

Во время покупки или при взятии на прокат проектора возникает проблема оптимального подбора его яркости. Яркость воспроизводимой картинки зависит от нескольких факторов - мощности лампы проектора, затемненности помещения и отражательных свойств полотна.

Аренда видеопроектора сопровождается выбором его яркости, которая измеряется двумя способами. Первый способ предполагает оценку по яркости ANSI. Этот способ определяет уровень светового потока, который излучает проектор, и измеряется в люменах. Данный показатель производитель обязательно указывает в параметрах проектора. Второй метод заключается в измерении отраженного светового потока от полотна и измеряется в единице foot-Lamberts (fL). Данный показатель зависит от свойств и размера отражательной поверхности и учитывается при индивидуальном подборе проектора.

Решив взять в аренду проектор необходимо обратить внимание на следующие факторы:

  • Количество зрителей. Чем больше зрителей будут смотреть изображение, тем больше требуется экран для комфортного просмотра. Большой экран означает большую рассеиваемость светового потока и уменьшению яркости изображения. Если планируется воспроизводить изображение на большом экране, то необходимо подбирать проектор большей яркости.
  • Уровень освещения в помещении. Проецируя изображение в темном помещении - яркость картинки получается очень высокой. Но существуют случаи, когда в помещении должно присутствовать освещение (конференция, собрание, презентация и т. д.). Наличие освещения в помещении снижает яркость картинки, что требует использование более мощного проектора.
  • Какой используется экран? Современные экраны обеспечивают отличное светоотражение, и их использование может помочь улучшить качество картинки для менее мощных проекторов. Но зачастую, во время проведения быстрых презентаций и докладов, проектор используется на неподготовленной поверхности (стене, шторе и т. д.). В этом случае требуется использование мощного проектора, который четко передаст картинку на любую поверхность.
  • Какую задачу решает проектор? Если проектор используется для демонстрации лекционного или обучающего материала, в котором присутствуют мелкие детали, то для четкой цветопередачи необходимо использовать проектор с большой яркостью. При демонстрации больших и объемных изображений (графиков, видео, фото) четкость картинки уже не так важна и может подойти менее мощный проектор.

Яркость проектора измеряется в люменах, и чем больше яркость - тем лучшая светопередача и четкость картинки в освещенных помещениях. Выбирая услугу "аренда проектора ", необходимо определится с яркостью проектора. По яркости проекторы делятся на 4 основных группы:

  • до 1000 люмен. Данная группа проекторов обеспечивают низкую светоотдачу и являются бюджетным вариантом. Проекторы используются в затемненных помещениях и при небольших размерах экрана.
  • от 1000 до 2000 люмен. Проекторы с такой яркостью хорошо подойдут для небольших презентаций и просмотров. Для комфортного просмотра помещение частично затемняется.
  • от 2000 до 4000 люмен. Обеспечивают достаточную яркость изображения в освещенном помещении. Проекторы подойдут для большинства больших заседаний, демонстраций и будут комфортны для большинства зрителей.
  • свыше 4000 люмен. Профессиональная группа проекторов, которая обеспечивает ультра яркую картинку. Проекторы используются для больших демонстраций, концертов, кинопоказов и т. д.

Выбирая проектор, не стоит ориентироваться только на яркость по системе ANSI. Существуют проекторы, которые обеспечивают отличную цветопередачу и при низкой яркости. На цветопередачу влияют и другие параметры, которые настраивает производитель. Арендуя или покупая проектор необходимо ориентироваться на месте его применения, освещении и количестве планируемой аудитории.