Что такое Золотой Рог в Стамбуле? Византийские городские стены и залив золотой рог.

24.06.2020

Следует сказать, что в мире насчитывается несколько географических пунктов под названием «Золотой Рог». И даже бухт с таким именем две. Одна из них находится в нашей стране. Она расположена в Приморском крае и делит город Владивосток на две половины. А еще есть Zlatni Rat - пляж на Огромная, почти шестьсот метров в длину, песчаная коса возле городка Боле расположена аккурат напротив Макарской Ривьеры. Этот Золотой Рог является одной из «визитных карточек» туристической Хорватии. Белорусский аналог мало известен даже жителям этой страны. Ведь Залаты Рог - маленькая деревня Хальчанского сельсовета Ветковского района Но здесь мы поговорим о заливе, который у всех на слуху. Это Хризокерас, что в переводе с греческого означает «Золотой Рог». А также о его дальневосточном тезке.

Богатство Стамбула

Эта изогнутая бухта в виде оленьего рога с многочисленными ответвлениями прочерчивает европейскую часть турецкого города и делит ее на южную и северную половины. Прокатиться на прогулочном пароходике по Золотому Рогу стоит пунктом № 1 в списке «Что делать туристу в Стамбуле». Поскольку берега залива глубоко врезаются в историческую часть города, с борта корабля можно сделать очень живописные фото. Бухта Золотой Рог на турецких картах носит скромное название Халич, что в переводе означает просто «залив». Но не стоит недооценивать романтическую турецкую душу. Haliç - это для краткости. А полное имя бухты - Халич-и-Дерсаадет, «Залив Врат Блаженства». Не больше и не меньше. Ведь на высоком берегу стоит султанский дворец Топкапы. Бог весть какое блаженство сулили его владетелю гурии, обитавшие в тамошнем гареме.

Образование залива

Бухта Золотой Рог была создана внезапным сдвигом сравнительно недавно - всего восемь тысяч лет тому. Берега Мраморного моря уже были заселены людьми. В результате смещения плит образовался и Босфор. Соленые волны Средиземного моря хлынули в Черное. От этого не только повысился уровень последнего водоема, но и вымерла почти вся рыба. Ведь Черное море долгое время не имело связи с Мировым Океаном и было пресным. Существует мнение, что ядовитый углеводородный слой, скопившийся на дне - не что иное, как остатки трупного разложения бывшей фауны этой акватории. Но трещина, образовавшая пролив Босфор, углубилась и в европейскую часть нынешнего Стамбула. Так возникла бухта, названная греками Хризокерасом.

Какое золото таит в себе «Рог»?

Еще античный географ и историк Страбон отмечал, что благодаря течениям в Золотой Рог заходит много рыбы. Он пишет, что в определенные сезоны ее можно было ловить даже голыми руками. Впрочем, саму бухту он обозначает как «Рог Византия». Помимо славы рыбного места, залив заработал себе репутацию удобной гавани для флота. Даже серьезные штормы мало сказываются на спокойной глади бухты. Поэтому еще в честь которого и был назван город, приказал построить тут судостроительные верфи. Тяжело переоценить также транспортное значение бухты. Берега греческого Хризокераса были заселены купцами. Чтобы в бухту могли заходить и крупные торговые суда, в XVI веке Хюррем-Султан, более известная миру как Роксолана, приказала углубить дно Золотого Рога. Современные турки также признают важность этой водной артерии. Поэтому наряду с названием «Врата Блаженства» нередко можно услышать и Altin Boynuz - Золотой Рог.

Как выглядит сейчас естественная гавань?

Ранее по берегам бухты Золотой Рог тянулись поселения еврейских и армянских купцов. Некоторое время здесь даже была колония Генуэзской Республики. А вот во времена Константинополя на концах Золотого Рога, в греческом районе Влахерны, размещались дворцы императора и всей византийской знати. Во времена поздней античности прибрежный район назывался Галатским. Именно к здешним христианам было адресовано одно из Посланий Сейчас корабль проплывает мимо старинных мечетей, Башни Галатов, музеев и благоустроенных парков. Длина бухты - более двенадцати километров, а ширина небольшая - всего сто метров. Это позволяет рассмотреть все достопримечательности по берегам. Их связывают четыре моста: Старый и Новый Галатские, Халич и Ататюрка.

Бухта Золотой Рог, Владивосток: отблеск славы

Всемирно известная турецкая гавань дала название и заливу, расположенному за много тысяч километров восточнее от нее. Еще во время Крымской войны в Приморском крае существовала небольшая китайская деревушка, жители которой занимались добычей морепродуктов, рыбы и выращиванием овощей. Сами они называли свой залив Хайшенвей, «бухта золотого трепанга». Англичане, прибывшие сюда, переименовали акваторию в Порт Мэй, по фамилии капитана корабля. В 1852 году, когда территория вошла в состав Российской империи, залив получил название в честь Петра Великого. Но и это имя не прижилось. Спустя семь лет генерал-губернатор усмотрел в извилистых берегах бухты сходство со стамбульской гаванью. Поэтому он и переименовал бывшую Хайшенвей в Золотой Рог. А на берегах залива он заложил военный форт Владивосток, позже превратившийся в город.

ЧАСТЬ 5 (1)
Прогулка про Золотому Рогу

Большинство туристов, приезжающих в Стамбул хотя бы на два-три дня, конечно же, совершают большую или малую прогулку по Босфору ("Босфор-тур"), а вот Золотой Рог - залив или бухта, разделяющая на две части европейскую часть города: южную, с его знаменитым "историческим полуостровом" (район Фатих) и северную (район Бейоглу), остается за пределами их внимания.
И совершенно напрасно.

Честно скажу, что в две предыдущие поездки в великолепный Стамбул, мы и сами стремились посмотреть прежде всего то, что относится к категории "must see".



А до Золотого Рога дело дошло только во время третьего посещения одного из наших любимых городов (начало января 2018 года).
Нет, разумеется, Золотой Рог нельзя не увидеть, находясь в центре Стамбула, но одно дело - увидеть его, переходя или переезжая Галатский мост (или не так давно построенный метромост Халич), и совсем другое - совершить небольшую, но очень интересную поездку по этому заливу на пароме.

Эту иллюстрированную только собственными фотографиями часть "Заметок о Стамбуле-3" мне придется разделить на несколько подчастей, поскольку впечатлений и фотографий очень много.
Вашему вниманию предлагается рассказ о том, с чего начинается поездка по Золотому Рогу, который турки неоригинально называют просто "Халич" (т.е. "Залив").

Неважно откуда именно начнется ваше небольшое путешествие по Золотому Рогу: из Эминёню или Каракёя (или даже из Ускюдара, если вы остановились на азиатской стороне города), все равно это будет один и тот же паром. Он ходит раз в час (расписание меняется в зависимости от времени года).

Выглядят паромы, курсирующие по Золотому Рогу так:






Они небольшие (без высоких надстроек и мачт), так как иначе просто не смогли бы пройти под четырьмя мостами, перекинутыми через залив - Галатским, метромостом, мостом Ататюрка и мостом Халич.



Этим мостам и не нужно быть высокими, поскольку Золотой Рог - это не Босфор, и огромные корабли (танкеры, сухогрузы и т.д.), курсирующие по Босфору, связывая Черное море со Средиземным, сюда не заходят.



Здесь можно увидеть либо небольшие теплоходики - паромы, выполняющие в Стамбуле роль общественного транспорта (да и цена проезда точно такая же, как на метро или трамвае, независимо от дальности поездки - 4 TL, или 2.60 TL, если по Истанбулкарт), либо прогулочные катера, пассажиры которых отправились за развлечениями, либо маленькие технические или полицейские катера.




Впрочем, даже в январе на Золотом Роге можно увидеть спортсмена-байдарочника:


В любом случае, где бы не сели на паром, следующий по Золотому Рогу, первый из мостов, под которым пройдет ваше судно, будет Галатский.

Сам по себе этот мост, выполняющий очень важную функцию - самого быстрого и простого перемещения из Эминёню в Каракёй, пешком (что интересней) или на трамвае линии T1, не представляет ничего особенного с архитектурной точки зрения, но все-таки он является одной из достопримечательностей центра Стамбула, и прежде всего потому, что на нижних его ярусах с двух сторон располагаются многочисленные рестораны.




Сразу предупреждаю, поскольку это одно из популярных туристических мест, цены в ресторанах Галатского моста явно завышенные, хотя виды, конечно же, впечатляют. Видимо за виды и надбавка к сумме чека. Что ж, все справедливо.



На верхнем уровне Галатского моста в любое время года и при любой погоде можно увидеть рыбаков.





Почему-то на других мостах через Золотой Рог их намного меньше, и даже набережные Босфора не могут конкурировать с количеством любителей рыбной ловли с тем, что на Галатском мосту.


Я не уверен, что рыба, выловленная в этом месте, может быть съедобной, учитывая количество кораблей в устье Золотого Рога. Поэтому, как я предполагаю, рыбаки здесь выполняют роли актеров для туристического аттракциона (интересно, им кто-то платит за это?), а может быть, ими движет исключительно спортивный интерес: кто больше поймает?

Но самое интересное то, что улов есть!


Правда, мне не известно, сколько простоял со спиннигом на Галатском мосту (а там все рыбаки именно со спиннингами) владелец этого рекордного улова, а так же, что он с ним потом будет делать?

Как-то не хочется думать, что вкуснейший рыбный суп, который я неоднократно ел в стамбульских ресторанах, приготовлен из рыбы, выловленной в мутных и грязных водах Золотого Рога. Так же не хочется даже предполагать, что рыбное филе в моем любимом стамбульском "фаст-фуде" - "балык-экмек", продающегося рядом с Галатским мостом (10TL) изголовлено из этих рыбешек (впрочем, судя по размеру, скорее всего, нет).
По крайней мере, я, обожающий любые морепродукты, ни разу не отравился после того, как съел несколько "балык-экмек". Да и моя любимая жена, которая к морепродуктам равнодушна, захотела попробовать это блюдо (еще бы не захотеть, когда его готовят прямо при тебе на мангале, заворачивают в свежайший лаваш, приправляют ароматными специями и с добродушной улыбкой вручают тебе в руки, желая приятного аппетита!), тоже с удовольствием съела. Начиная есть балык-экмек, она предупредила, что если ей не понравится,то доедать придется мне. Я, предвкушая дополнительную порцию, ответил согласием. Но ее тут то было! Мне не осталось ни кусочка!

Напоследок о том, что нам показалось странным.
Казалось бы, рыбалка - это исключительно мужское занятие или хобби (особенно в мусульманской стране).
Но вот вам опровержение.

Стамбул — уникальный город со своим лицом и неповторимой историей. Ему довелось побывать и древнегреческим Византием, и византийским Константинополем. История уверенной поступью прошла по его площадям и запечатлела свои следы на стенах. Константинополь, а позднее Стамбул, видел крестовые походы, османские завоевания, периоды падения и расцвета.

Сегодня это огромный, современный, быстро развивающийся мегаполис, бережно хранящий свои исторические райончики, цветущие со всей пышностью, на которую только способен Восток. Со всего мира сюда съезжаются любознательные путешественники, чтобы увидеть потрясающие воображение памятники истории Стамбула и окунуться в современную жизнь города.

История бухты Золотой Рог в Стамбуле

Пролив, носящий сейчас название Золотой Рог (тур. Halic) , предположительно образовался более 6 тысяч лет тому назад, но территория могла быть заселена и много ранее. В VII до н.э. устье залива стало еще более активно заселяться, что привело к образованию небольшой греческой колонии, которая сначала называлась Византием, а позднее превратилась в Константинополь. Еще в греческий период становления и роста города в бухте Золотой Рог селились преимущественно евреи и итальянские купцы. В X-XI веках в Константинополе в этих районах были основаны два квартала: венецианский и квартал так называемых Пизанской и Генуэзской республик.

После разорения Константинополя крестоносцами в области бухты сформировалось предместье западных европейцев, называемое Галатой. Об османском периоде истории Золотого Рога сведений не так много. Доподлинно известно лишь то, что жена султана Сулеймана Великолепного, Хюррем Султан, в 1541 году отдала приказ углубить бухту. Это и было сделано с целью создания лучших условий для османского флота: теперь в бухту Золотой рог могли проплывать и большие корабли. В районе бухты был финансовый центр Стамбула. Здесь же располагались многочисленные мусульманские храмы и крупная судоверфь.

История названия бухты Золотой Рог тесно связана, прежде всего, с ее формой. «Рогом» из-за внешней схожести — что заметно даже на карте — бухту называли еще с древних времен. «Золотым», вероятно, он был назван из-за удачного географического положения и красоты здешних пейзажей. Романтичным грекам казалось, что в свете заходящего солнца воды залива переливаются чистым золотом. По-гречески залив именовался Хризокерасом, что в буквальном переводе и обозначает «золотой рог». Сохранилось еще одно название местности — Рог Византия. О нем упоминает греческий философ и географ Страбон. Позднее, методом кальки название было переведено на другие европейские языки, где буквально и означает «золотой рог». По-турецки бухта Золотой Рог именуется просто Халич, что переводится как «бухта» или «залив».

Если ранее бухта была важным стратегическим объектом в многочисленных войнах, то XX век принес ей совершенно новые проблемы. Стала резко ухудшаться экология этого потрясающе красивого места. Поскольку на берегах Золотого Рога сконцентрировалось огромное количество промышленных предприятий и разного рода мастерских, то в воды сливались тонны сточных вод и вредных отходов. В итоге некогда чистая вода «золотой» бухты превратилась в грязную жижу. В 1984 году власти Стамбула взялись за реорганизацию города и спасение прекрасного природного достояния Турции. Предприятия и даже жилые кварталы были удалены от побережья; была установлена современная система очистки канализации.

Бухта Золотой Рог как она есть

Бухта Золотой Рог в Стамбуле располагается в европейской его части, разделяя ее на южную и северную половины. Залив Золотой Рог впадает в в том месте, где он соединяется с Мраморным морем. Золотой Рог является одной из наиболее живописных естественных гаваней мира. Длина пролива — чуть более 12 километров, ширина в разных местах варьируется от 90 до 700 м. Глубина залива Золотой Рог — около 47 метров. С запада в него впадают 2 ручья :

  • Али-бей-су
  • и Киат-хане-су.

Бухта имеет очень выгодное положение : защищена буквально со всех сторон от разрушительных штормов и с северо-западной стороны ограничена полуостровом Шкота. Часть побережья имеет холмистую поверхность, другая часть — пологую. Некогда изобильные берега давали жителям Византии богатые урожаи, а в водах залива было полно рыбы. Сейчас экология края только восстанавливается. Погода в бухте очень переменчива. Летом дуют ветры с юга и юго-востока, нередко идут проливные дожди. По утрам бывает туманно. Осенью ветры дуют с северо-запада, но погода преимущественно ясная и сухая. Берега залива на всем протяжении укреплены. Повсеместно имеются пирсы и причалы :

  • Айвансарай,
  • Хаскёй,
  • Сютлюдже и др.

Мосты через бухту

Через бухту Золотой Рог перекинуты 5 мостов :

  • мост Ататюрка,
  • Галатский мост,
  • мост Халич,
  • Старый Галатский мост, который уже выведен из эксплуатации,
  • и новый метромост «Золотой Рог».

>
Был построен на месте старинного моста Добродетели, который еще звался еврейским. По нему любой желающий мог попасть из одной части Стамбула в другую совершенно бесплатно. Современный мост нельзя преодолеть бесплатно. Со всех проезжающих взимается фиксированная стоимость, которая идет на обустройство города. Мост Ататюрка — транспортный, четвертый по величине в Европе. Расположен в районе и .


Галатский мост через залив состоит из двух этажей. Нижний этаж являет собой уютную прогулочную зону, в центральной части которой размещены многочисленные рыбные ресторанчики и бары. На верхнем этаже — трасса, предназначенная для трамваев и автомобилей. В центральной части Галатский мост является разводным, что сделано специально для удобства прохода крупных судов. Рядом с ним находится Новая мечеть. Когда-то был пешеходным и Старый Галатский мост, построенный немецкой фирмой «MAN», но после пожара он перестал действовать и был перемещен вверх по течению.

Метромост
Особый интерес представляет метромост «Золотой Рог». Это самый новый мост через залив Золотой Рог. Был открыт в 2014 году. Этот высокий вантовый (подвесной) мост отведен под линию метро. Длина его 926 м. Мост соединяет транспортный хаб Йеникапы и станцию стамбульской подземки «Хаджиосман».

Побережье залива Золотой Рог — районы и достопримечательности

Сейчас на берегах залива расположены одни из самых древних кварталов Стамбула:

  • Хаскёй,
  • Айвансарай,
  • Фенер

В основном, это бедные кварталы, соседствующие с важными историческими монументами и памятниками архитектуры. На берега залива Золотой Рог выходят большие городские районы :

После реорганизации, направленной на спасение экологии залива Золотой Рог, его побережье стало производить более благоприятное впечатление. Теперь вдоль берега тянутся парки и скверы; для прогулок также обустроены аккуратные пешеходные зоны. Залив разделил европейскую часть Стамбула на старый и новый город. Если «новый» город славится, главным образом, своими увеселительными заведениями, то «старый» — это настоящее собрание сокровищ былого могущества Османской империи.

В центральной части бухты, где располагаются кварталы Фенер и Балат, много старинных зданий, церквей, синагог, которые были построены еще в Византийскую и более позднюю — Османскую — эпохи.

Одной из самых важных достопримечательностей бухты является красивейшее сооружение Османов — . Он был построен на г

Ранице пролива Босфор и залива Золотой Рог. Топкапы — огромный комплекс султанской резиденции, занимающий территорию более чем 700 000 кв. м.

В районе Бейоглу находится еще одна историческая реликвия, которую стоит посмотреть, — 60-тиметровая , которая является символом г. Стамбул. Упоминания об этом древнем строении встречаются в архивных документах V века н.э. С ее смотровой площадки, расположенной высоко над землей, открывается потрясающий панорамный вид на Босфорский пролив и сам Золотой Рог.

Еще одно украшение берегов бухты — огромная, потрясающе красивая и величественная , построенная в период расцвета Османской империи. Приказ возвести это грандиозное строение отдал не кто иной как сам султан Сулейман Великолепный.

В квартале Эминёню возвышается еще одно удивительное творение искусных османских архитекторов — . Это одна из самых больших мечетей Стамбула и, пожалуй, самый продолжительный «долгострой»: Новая мечеть строилась целых 66 лет! Сегодня она является самым посещаемым мусульманским храмом города.

На побережье залива Золотой Рог еще много разных достопримечательностей, различных по значимости, но все ни исключительно интересны. Обязательно нужно заглянуть :

  • и в Церковь Богоматери Влахернской,
  • Миниатюрк
  • и Дворец Текфур.

А чтобы во всей полноте прочувствовать красоту бухты Золотой Рог, посещение этих диковинок стоит совместить с прогулкой на катере.

Отели в районе бухты

Поскольку бухта Золотой Рог представляет исключительный интерес в историческом плане, сюда всегда стремятся полчища туристов. В районах, расположенных на ее побережье, много отелей разного класса. Среди них есть и настоящие шедевры. К ним можно отнести:

Grand Hotel de Londres
Grand Hotel de Londres, гостеприимно встречающий гостей вот уже более 120 лет. Именно в нем останавливались пассажиры знаменитого Восточного экспресса, ведь стамбульский был его конечной остановкой. Отель был открыт в 1892 году и сразу же стал лучшим заведением города наряду с не менее известным Пера Палас. Grand Hotel de Londres изысканно украшен снаружи и не менее великолепен — изнутри. Богатые гости Стамбула выбирали его и за потрясающий вид на Золотой Рог. Одно время отель канул в забвение из-за появления в Стамбуле новых гостиниц люкс-класса — «Хилтон» и «Диван». Однако в конце 80-х годов XX века в Турции начал бурно развиваться туризм, и Grand Hotel de Londres буквально пережил свое второе рождение.

Sea Mansion Suites & Spa
Помимо этого исторического заведения в районе бухты Золотой Рог есть еще много классных отелей. В районе Фатих расположен великолепный спа-отель Sea Mansion Suites & Spa. Прекрасное обслуживание и высокий уровень сервиса сочетается в нем с удобным географическим расположением. В 300-700 метровой удаленности от Sea Mansion Suites находятся все самые значимые достопримечательности города:

  • Голубая мечеть,
  • в прошлом собор, а теперь мечеть Айя-София,
  • колонна Константина и др.

Raymond Blue
В Фатихе находится и роскошный отель Raymond Blue. Изысканная обстановка этого элитного заведения представляет собой сочетание лучших национальных традиций и самых современных веяний в дизайне. В шаговой доступности от отеля — сокровища Стамбула:

  • роскошный дворец султана Топкапы,
  • Собор Святой Софии
  • и знаменитый Стамбульский археологический музей.

Более подробно узнать об этом и других отелях, расположенных в бухте Золотой Рог, можно на сайте: www.booking.com.

Где находится бухта Золотой Рог и как до нее добраться

Золотой Рог располагается в европейской части мегаполиса . Чтобы добраться до нее, например:

    В районе моста Ататюрка , необходимо сесть:

    • на автобус № IETT 48 E , который идет по направлению GÖKTÜRK — EMİNÖNÜ,
    • или на автобус № 1453 (направление MİNİATÜRK — PANORAMA). Ехать и в том, и в другом случае нужно до остановки UNKAPANI — KADİR HAS Ü.
  • Можно прокатиться и на скоростном трамвае . Подойдут номера M2, 54 TE, 46 С, 46 СY, 47 С, 54 HS, 77 С, EM 1 или EM 2.
  • Еще один способ путешествия в сторону бухты — стамбульский фуникулер .

    • До остановки Каракёй довезут составы под номерами F 2, 46 С, 47 С, 48 E, 54 TE, T 1, 77 С, 97 GE.
    • До станции Тюнель идет фуникулер № NT 1.
    • До Бейоглу — № F 2.
  • Можно воспользоваться и трамваем (№№ T 1, 54 TE, 48 E, 77 С, EM 2 или 46 С) и следовать до станции Эминёню.

Более детальную информацию о перемещении по Стамбулу можно получить на сайте www.placesinistanbul.com.

Бухта Золотой Рог на карте Стамбула:

1. Этот пост предназначен более для тех, кто в Стамбуле не бывал, поскольку рассказывает он практически о главном и уж точно самом романтичном виде местного общественного транспорта - паромах .

Ходят они и через Босфор, и на Принцевы острова, и по всему побережью бухты Золотой Рог. Описать эту грандиозную систему полностью тяжело, поэтому я остановлюсь только на последнем маршруте. Итак, городская скоростая водная линия по маршруту Ускюдар - Эйюп с семью промежуточными остановками по бухте-проливу Золотой Рог (Haliç hattı ).

2. Прилагаю вот такую понятную и наглядную схему.


Под №1 на схеме пристань Ускюдар (Üsküdar ) в азиатской части города. Между точками №1 и №2 паром проделывает стандартный путь через Босфор, который дублируют и многие другие плавсредства.

3. Движение тут вообще оживленное.

4. Вот такие большие паромы даже ходят (но только на маршрутах через Босфор, в Золотой Рог пассажиров они не возят).

5. Принято кормить чаек по дороге. Причем этим занимаются больше не туристы, а как раз местные. Туристы чаек побаиваются.

6. Точка №2 - это пристань Каракей (Karaköy ) . Впрочем «Пристань » - очень громкое слово для небольшого навесика. Но там расположены самые настоящие турникеты (тариф внутригородской, как на автобус или трамвай) и горят электронные табло - во сколько и в каком направлении проследует следующий паром. Ошибиться сложно.

7. Есть и расписание . Интервалы могут быть и полчаса и час.

8. Пристань расположена прямо у Галатского моста . Будьте внимательны, путеводители и даже Яндекс-Карты врут, что пристань данной линии находится с другой стороны залива, в Эминоню. Это неправда.

9. Как раз закладывает вираж нужный нам паром Emin Enandi . На нем мы и поплывем вглубь Золотого Рога.

Приложу-ка я видео причаливания, выгрузки-погрузки пассажиров (и даже грузов) и следования дальше. Напоминает фильм «Мимино», особенно выгрузка коробок.

10. Сначала проход под Галатским мостом .

11. А потом почти сразу же метромост «Золотой Рог» (Haliç ) с одноименной станцией метро.

12. Сама станция выглядит вот так.

13. А поезд - вот так, габариты не наши. Надо сказать, что в Стамбуле нет единой системы городского транспорта (и, отчасти, переходов-связок между ними). Все линии метро, например, друг на друга непохожи.

14. Район Бейоглу и Галатская башня .

15. С другой стороны районы попроще. Город контрастов же. Когда-то тут паром тоже останавливался на пристани Джибали (сейчас нет).

16. На этом маршруте туристов не так много как на трансбосфорских, но тоже встречаются. Вот немецкоговорящая девушка с удовольствием фотографирует.

17. Потом по берегу начинаются отстойники для паромов. Дело в том, что исторически на рынке городских перевозок работали и работают три мощные компании - IDO , Turyol и Şehir Hatları . Это кораблики Turyol.

18. А это - Şehir Hatları (их вид и окрас очень узнаваем).

19. Остановка №3 на маршруте - пристань Касымпаша (Kasımpaşa ) . Этот район, кстати, место рождения нынешнего турецкого лидера Тайипа Реджепа Эрдогана.

20. Остановка здесь долгая. Стоим минут 5-7.

21. Можно сходить и заглянуть в кабину капитана-судоводителя.

22. Тут ожидают встречный паром по тому же самому маршруту, чтоб кэпы перекинулись парой слов. К нам спешит Hadeka .

23. Трап выезжает сам. Чем-то напоминает автоматическое открывание и закрывание дверей в маршрутках.

24. Рядом с пристанью странного вида дворец под крышей. Викимапия утверждает, что это бывший дворец Камондо и штаб северного командования Турецкого флота ныне.

25. Тут же на горе флотский госпиталь .

26. И пришвартованы две плавказармы(?). Их вахтенный матрос с оружием охраняет, я в предыдущем посте показывал.

27. Следующая остановка - №4 на схеме - Фенер .

28. Когда-то район компактного проживания греков-фанариотов (настоящих византийцев иначе говоря). Поэтому явная доминанта района - Греческий лицей (1884 г.) на холме.

29. Тут еще и база водной полиции.

30. Лицей доминирует. Хотя архитектурные эстеты считают, что здание неизящно и грубовато.

31. Очень близко и по тому же берегу расположена и следующая остановка - Балат (№5) . Если Фенер район греческий, то Балат - еврейский. Хотя все это, конечно же, давно в прошлом.

32. Болгарская церковь Святого Стефана (1898 г.). В путеводителях пишут, что она целиком собрана из железа (якобы слишком тяжелую каменную конструкцию прибрежные почвы не выдержали бы). Поэтому за данным архитектурным памятником надо следить, а то заржавеет от морского соленого воздуха (и это не шутки!)

33. Кстати, Золотой Рог хоть и похож на реку, но медуз-то в нем все равно полно.

34. На стороне Касымпаши меж тем можно наблюдать промышленные развалины судостроительной направленности. Явно бывшие ангары, причалы, слипы, мастерские...

35. Так бы выглядел район Адмиралтейских верфей в Санкт-Петербурге, если бы его забросили.

36. Сквозь здания можно разглядеть летний дворец Айналыкавак (Aynalıkavak Kasrı ) . Ныне он великолепно отреставрирован, но крайне мало посещаем туристами (поскольку о нем почти никто из них не знает).

37. Катаясь по проливу легко понять, кстати, почему греки его назвали именно «Золотым ». Все из-за солнца, лучи прямо зажигают воду и иногда кажется, что это не вода, а горячий металл.

38. Курс на Хаскей (№6, Hasköy ) .

39. Что-что-что мы там видим? О-о-о-о, да это же музейный экспонат политехнического музея Рахми Коча ! (о нем будет следующий пост ).

40. На этой аккуратной пристани мы и сойдем.

Далее паром останавливается на остановках Айвансарай (№7, Ayvansaray ) , Сютлюдже (№8, Sütlüce ) и, конечная, Эйюп (№9, Eyüp ) . Говорят, что там Стамбул уже совсем деревенский, хотя район вовсе и не на окраине современного города.

41. Теперь несколько фотографий с обратной дороги. В тот день был яркий закат.

42. Сам пролив в таком свете опять-таки кажется каким-то волшебным.

43. Темный берег.

44. Светлая сторона.

45. Мечеть Селима I Явуза .

46. Уже совсем стемнело.

Мы продолжаем нашу прогулку по Стамбулу и спускаемся от улицы Истикляль и башни Галата к Галатскому мосту. Стамбул, Турция, 22 мая 2015 года, пятница. Предыдущая заметка
.
Вторая половина второго дня у нас выдалась более свободной. Все запланированные места посещены и остается только Галатская башня. А спустившись к Галатскому мосту, я вспоминаю о прогулке на пароме по Золотому Рогу. Почему бы и нет.

Галатский мост был возведен через бухту Золотой Рог в 1994 году. На самом деле, на этом месте это уже пятый мост. Соединяет он южную и северную части европейской стороны Стамбула. Мост двухэтажный. Верхний ярус предназначен для транспорта - авто и трамвая, есть и пешеходная часть, а нижний - сугубо для пешеходов с ресторанной зоной. Длина моста 484 метра, ширина 42 метра. Центральная часть является разводной, ее длина 80 метров. Трамвайные пути были проложена не так давно, в 2005 году.

Мы еще успеем прогуляться по нижнему ярусу моста, а пока пройдемся по верху. И вот причина, по которой я резко вспомнила о прогулке по Золотому Рогу - фото ниже. Сам Золотой Рог. Это узкий залив, впадающий в Босфорский пролив и делящий европейскую часть Стамбула на 2 части - северную, по которой мы прогулялись в первой половине дня с дворцом Долмабахче и улицей Истикляль, и южную, где мы были в первый день и где сосредоточены основные достопримечательности города - Голубая Мечеть, Айя София, дворец Топкапы. Именно отсюда, с устья залива, сформировалась сначала колония Византий, а потом и Константинополь. В 19 веке путешественники называли эту часть Стамбула самой красивой. Вот и мы теперь можем полюбоваться этими пейзажами.

Вид на северную часть с башней Галата.

На Галатском мосту всегда можно увидеть много рыбаков. Улов незначительный, но такое ощущение, что приходят они сюда посмотреть на туристов, а не рыбы наловить. По крайней мере, я бы выбирала место потише и подальше от речного транспорта. Тут рыбачить, наверно, особый кайф для местных:)

Рядом с Галатским мостом, пришвартованные к пирсу, стоят очень колоритные лодки. На них готовят популярное турецкое блюдо - балик экмек (balik ekmek) или рыба в булке. Запахи стоят здесь специфические. А на дальнем плане виднеются минареты мечети Сулеймание - самой большой мечети Стамбула и второй по значению.

Спустившись на площадь Эминеню и к пирсу с лодками, запах еще больше ударил в нос и маму отвернуло пробовать балик экмек, а жаль. Хотя я самая такая - в том хаосе, куда мы спустились, и на жаре, солнце уже припекало, мне есть совсем не хотелось. Кроме булки с рыбой здесь советуют попробовать местный рассол с плавающими в нем маринованными огурцами и капустой, а также мидии под лимонным соком. Туристам предлагали сесть на низкие табуреты с низкими столами, расстояние между которыми еле позволяло проходить разносчикам воды.

Но отведать кукурузу мама все-таки решилась. Стоимость кукурузы 2,5 лиры.

Паром по Золотому Рогу (Halic Hatti) отправляется с небольшого причала. Мы выбрали обычный паром, который курсирует по заливу как общественный транспорт. Стоимость проезда на нем приблизительно такая же как в метро или трамвае, оплатить можно картой Istanbul Card. Причал Eminönü Haliç İskelesi расположен за всеми колоритными лодками с балик экмек, за автобусной станцией, в некой глуши с рыбацкими лодками и промышленными катерами, неприметной обычному туристу. Сюда надо идти целенаправленно.

Прогулка на пароме по Золотому Рогу. Дальше одни фотографии... хотя может где и будут комментарии:) Вот, например, вид на Галатский мост справа и Галатскую башню слева, возвышающуюся над домами.

Памятник неизвестному падишаху или просто турку просматривается за катерами.

Причал Касымпаша (Kasimpasa) с остановкой парома. Паром делает всего 6 остановок по Золотому Рогу.

Военно-морской госпиталь. На карте гугл нет никаких обозначений, что здесь расположено, а яндекс так вообще затер карту с этой площадью.

Просто яркие дома, утопающие в зелени.

Причал Haskoy. Вот здесь можно выйти и посетить музей транспорта Rahmi M. Koç Müzesi.

По отчетам других путешественников уже после поездки могу сказать, что стоит увидеть экспонаты этого музея. Музей посвящен истории и развитию транспорта, промышленности и связи. Открыт ежедневно, кроме понедельников. В музеи представлены гоночные и спортивные автомобили, мотоциклы с 1908 по 2003 года, исторический трамвай 1934 года, паровой паровоз 1913 года, подводная лодка 1944 года TCG Uluçalireis (S 338, бывший USS Thornback SS-418), самолеты, паромный паровой двигатель 1911 года, фонограф 1903 года, телеграф Томаса Эдисона (1876) и многое другое. Теперь знаю, что посетить в Стамбуле в следующий раз:)

Немного о пароме. Паром является общественным транспортом. Им пользуются местные и похоже что только местные. Здесь не увидишь туристов, а вот людей с чемоданами наблюдать можно. Внутри парома на нижней палубе тепло и комфортно, есть лавочки с мягкими сиденьями и столами.

Мы же заняли места на обычных деревянных лавочках верхней открытой палубы. По судну периодически бегает позитивный дядечка и предлагает чай и вафли. Мы у него взяли один раз вафли с изображением Девичьей башни, сладенькие, 2 лиры. Надо было еще чай попробовать.

Только на верхней палубе можно замерзнуть даже в теплую погоду. Местные, поднимаясь сюда, сразу что-то накидывали на плечи. А мы под конец замерзли.

Золотой Рог напоминает реку по длине, извилистости и ширине. Длина его 8 км, а ширина от 90 до 700 метров. Через залив проходит 4 моста, по одному из них передвигается состав метро. Максимальная глубина - 40 метров, что позволяет ходит по заливу довольно большим судам.
Вид в сторону Босфора.

Мы приближаемся к конечной точке нашего путешествия по Золотому Рогу. Дальше суда и паромы не ходят. А перед нами высокий холм, где расположено кладбище, одно из старейших мусульманских кладбищ в Стамбуле. Здесь похоронены османские султаны, правители, религиозные представители, военные, ученые, поэты и другие знаменитые и не очень люди.

На конечной остановке Eyup мы сходим на причал (таково требование), чтобы снова оплатить проезд, пройти на паром и отправиться в обратном направлении. С карточкой Istanbul Card можно сделать это очень быстро и не бояться, что не успеешь на тот же паром.
Кабина капитана.

Сходим на причал.

Отплыли от причала.

Воды Золотого Рога ранее были знамениты крупными тунцами размером с дельфина, скумбриевыми и устрицами. Однако в середине 20 века, когда Стамбул начал сильно загрязняться из-за промышленности и сосредоточения бедных кварталов на берегу, животный и растительный мир залива очень оскудел и исчезли некоторые виды. Из-за загрязнения сточными водами, залив мелел, что даже пришлось остановить судоходство по нему. Золотой Рог из гордости Стамбула превратился в грязную помойку и болото. Сейчас ведутся восстановительные работы и уже удалось значительно повысить популяцию кефали.

Обратный путь по Золотому Рогу.

Остановка Eminönü Haliç İskelesi, с которой мы отправлялись в начале, оказалась не последней для местного парома. Люди оставались на своих местах и мы рискнули на дальнейшее путешествие.

А дальше паром проходил под Галатским мостом, делал еще одну остановку на стороне с Галатской башней и направлялся в Босфорский пролив. Галатский мост считается неким разделителем между Золотым Рогом и Босфором.
Новая мечеть Валиде Султан и Галатский мост.

Причал Karakoy.

Вид на Дворец Топкапы, посещенный нами днем ранее ().

На пристани стоят мега-яхты и огромные белые круизные лайнеры.

Босфорский пролив, или просто Босфор - важнейший пролив между Европой и Азией, соединяющий Черное море с Мраморным. Длина пролива около 30 км, максимальная ширина 3,7 км, а минимальная 700 метров.

Дворец Долмабахче с иной стороны. Как было внутри - об этом этого дня.

Босфорский мост - первый висячий мост через Босфорский пролив. Его длина 1560 метров, ширина 33 метра, высота опор 165 метров над водой. От проезжей части до воды - высота 65 метров. Занимает всего 22-е место среди мостов мира по длине. Пешком пройтись по нему не получится, а проехать можно только за плату. При этом ежедневно по нему передвигается около 200 тысяч транспортных единиц.

Еще одна достопримечательность, визитная карточка Стамбула, которую можно увидеть на открытках, магнитах, коробках с лукумом или пахлавой, а также на купленных на пароме вафлях, - Девичья башня. Это небольшой островок, до которого можно добраться корабликами от причала Кабаташ и Юскюдар. В башне есть ресторан и смотровая площадка. Как-то на момент нашего пребывания в Стамбуле я об этом не знала. В следующий раз надо более подробную информацию найти. С этой башней связаны некоторые легенды и в свое время башня была маяком, тюрьмой и карантинным изолятором.

Широкий Босфор. Слева - Азия, справа - Европа, а прямо - выход в Мраморное море.

Европейская часть. Западная сторона, где заходит солнце.

Азиатская восточная часть Стамбула и конечная точка маршрута парома - причал Uskudar. На той стороне шумно, играет музыка, в мегафон орут политические лозунги - скоро выборы.

Еще раз вышли из парома, оплатили проезд и вернулись на свои места. Мужичок, разносивший чай, удивился встречи с нами снова на обратном пути, улыбнулся и предложил еще вафель.
Вся поездка на пароме вышла по времени на 2 часа с 16 до 18. Стоимость проезда вышла 1,25+2,15+2,15 = 5,55 лир с человека.

Вышли мы на причале Karakoy и направились к еще одному виду общественного транспорта Стамбула - Tunel (тюнель). Он напоминает фуникулер, движение также на верх и вниз и под землей. Проезд оплачивается все той же картой Истанбул. Считается линией метро, но всего с двумя станциями. Протяженность - 573 метра. Ну уж очень коротенькая ветка, самая короткая в мире. Ко всему еще это и самая старая линия метро в мире, открытая в 1875 году и приводимая в движение с помощью лошадей, при этом первыми пассажирами были животные для доказательства безопасности, а то первое время люди боялись на ней передвигаться.

Поднявшись на верх к площади, откуда начинает свое движение исторический трамвай по улице Истикляль, мы вышли на знакомую уже улицу и пошли на спуск к Галатской башне.

К вечеру возле Галатской башни собралось много молодежи, сидевшей прямо на уличной плитке, ступенях и парапетах. И музыкантов стало больше. При этом никто никому не запрещает распивать алкогольные напитки. Здесь ощущается непринужденный, свободный европейский дух.

Галатская башня - еще одна визитная карточка Стамбула, высотой 61 метр и обозримая с разных сторон города. Диаметр башни 9 метров. Расположена на холме Галата. История башни начинается с 1348 года. Тогда она называлась еще "Башня Иисуса". В старые времена это был ориентир для мореплавателей. А в 17 веке с нее был совершен один из первых полетов на самодельных крыльях. Смотровая площадка появилась в 1832 году и служила для выявления пожаров и беспорядков в городе.

А мы стоим в очереди. По началу она шла быстро, однако уже на самом входе застопорилась. Простояли мы минут 40. Охранник объяснил, что на верху еще много людей и пустить больше они не могут. Билет покупается при входе, стоимость 25 лир с человека.

Отстояв очередь и купив наконец билеты, мы поднялись на лифте на смотровую площадку башни Галата. Виды отсюда открываются потрясающие.

Босфор. Вид на Азию.

Золотой Рог и историческая часть Стамбула. Слева направо: Босфор, Дворец Топкапы, Айя София, Голубая мечеть и кусочек Галатского моста.

Дворец Топкапы с парком Гульханэ. А на горизонте виднеются Принцевы острова (Адалары).

Айя София и Голубая мечеть. Не возможно не узнать по минаретам.

Место соединения Золотого Рога и Босфора.

Галатский мост.

Золотой Рог.

И вдалеке - финансовый и деловой центр Стамбула.

Крыши в Стамбуле используются не только для того, чтобы укрывать от дождя, снега, сберегать тепло, но и для проведения досуга. Приглядевшись, можно заметить целые организованные уголки с диванами, стульями и столами в окружение горшков с цветами. А на некоторых крышах расположились настоящие рестораны.

Ресторан можно посетить и в самой башне.

В башне установлен лифт, но сохранилась и винтовая лестница. Дверь на лестницу с первого этажа просто так не открывается. Но когда мы стояли в очереди, то много посетителей спускались по такой лестнице и, придержав дверь, можно было бы проскочить бесплатно.

Закат мы ждать не стали, так как пришлось бы еще час-полтора там провести. Тем более, что внизу уже собралась длинная очередь, ожидающая, когда покинуть смотровую площадку предыдущие посетители. Не будем их задерживать.

Конец дня. Мы успели больше, чем планировали. Покатались на абсолютно разном общественном транспорте Стамбула: современном трамвае, фуникулере, историческом трамвае, пароме и тюнель. Для этого очень удобно использовать карту Истанбул, советую, намного экономнее выходит. Прокатали мы достаточно, поэтому напоследок еще пополнили карты на 20 лир. И можно добавить галочки на следующие достопримечательности - Дворец Топкапы, улица Истикляль, прогулка по Золотому Рогу и Босфору, Галатская башня. На этот раз улицу Истикляль мы проехали полностью на трамвае, а вот в следующий раз, а он когда-нибудь да будет, Стамбул ведь транзитный город, можно будет прогуляться пешком и с шоппингом.

И возвращаемся в апартаменты. По дороге на улице Gadik Pasa покупаем фрукты (абрикос полкило - 2 лиры, клубника в упаковке - 3,5 лиры) и огурцы за 4 лиры. Проходя мимо магазина с лукумом, не удержались и взяли для пробы лукума и пахлавы на 6 лир. Удобно то, что пахлаву, или, как говорят местные, баклава, можно брать кусочками. Пройти мимо пирожков мы тоже не могли и взяли три с творогом за 2 лиры. И не забываем про пиво (5 лир банка) и к нему соленые семечки за 1 лиру. А еще здесь очень популярны куры гриль без крыльев. Одна курица обошлась нам в 6 лир. Скупились мы на ужин на 58 лир или 20 долларов (около 450 грн). Вроде ничего не купили, а потратили... Ну еще и на завтрак хватит:)

Всем приятного аппетита:)