Что значит запрет анонимайзеров и VPN для рядового пользователя? Госдума запретила VPN, прокси и анонимайзеры в России.

03.07.2020

Политически запрет означает очередную безнадежную попытку блокировать возможность доступа к "запрещенным" сайтам. Технически - дополнительные, но вполне преодолимые трудности. Юридически никакого тотального запрета нет, как нет и запрета рядовым пользователям продолжать использовать VPN, анонимайзеры или Тор.

По информации в СМИ новый "запрет" напрямую касается только самих интернет-услуг . Запрещено обеспечивать доступ российских пользователей к "блокированным" в РФ сайтам. Выявленных "нарушителей" (какую-нибудь фирму в США, Европе или скажем, Корее) предупредят и потребуют устранить "нарушения". А если не устранит, то ее саму по мере сил "заблокирует" Роскомнадзор. То есть, законодатель пытается переложить обязанность блокировки на сами VPN или анонимайзеры. Российским фирмам придется запрет исполнять и о них лучше забыть (кроме корпоративного VPN).

"Рядовой пользователь" может преодолеть трудность сразу несколькими способами .

Если он работает в компании, где есть корпоративный VPN , не предоставляющий услуг посторонним частным лицам, то на такой VPN действие новых ограничений не распространяется. Если при этом сам работодатель не запрещает выход сотрудников в интернет, то с рабочего места можно будет посетить все что угодно.

Анонимайзеров и служб VPN так много, что большинство не заблокируют - даже не попытаются. Сами они, как правило, о законах РФ ничего не знают и знать не хотят. Хотя бы, чтобы не тратиться на их исполнение. Т. о., всегда можно найти незаблокированный вариант.

Тор заблокировать не смогут , хотя и попытаются, вероятно. Но Китай его уже давным-давно блокирует-блокирует, а китайцы пользуются и пользуются. Кроме "публичных" точек выхода у сети есть и непубличные - и пойди их всех найди и заблокируй. Но может дополнительно понизиться скорость, а Тор и так небыстрый.

Технически Роскомнадзор не сможет заблокировать ни одну крупную зарубежную службу VPN . У нее есть множество IP-адресов, о чьей принадлежности именно к этой службе посторонние просто не знают. Заблокируют сайт "нарушителя" и часть его IP. Зарегистрированные пользователи будут пользоваться VPN по-прежнему и, во многих случаях, с прежней скоростью. Новым пользователям придется как-то иначе обойти блокировку официального сайта, чтобы зарегистрироваться на нем.

Можно создать свой собственный VPN на арендованном зарубежном сайте. Это, конечно, уже для программистов и пр. "не-чайников".

Ну а самый забавный вариант - это использование двух "законопослушных" VPN /анонимайзеров. Если они не российские, то блокировать "запретку" будут только для своих российских клиентов. Через одну службу заходим на другую (она же не "заблокирована" Роскомнадзором!). Для другой вы уже не из РФ, а из Голландии, например. Поэтому через нее невозбранно посещаете все, куда вас не хочет пускать Роскомнадзор.

Еще надо иметь в виду, что поисковикам предписано не выдавать "запретку" . О Яндексе с этого момента можно просто забыть. В Google, вероятно, лучше будет заходить через VPN/анонимайзер/Тор (и хорошо бы - не на "русский" google.ru, а на "международный" / "немецкий" / "украинский" ; искать они умеют все - в том числе на кириллице, но результаты выдачи могут отличаться: , например, при прочих равных поставит выше сайты на немецком или из немецкоязычных стран, а у "украинского" могут в будущем появиться ограничения в части выдачи "антиукраинских" ссылок). Ну и, вообще, в мире масса альтернативных поисковых машин (например, принципиально не следящая за пользователями и не искажающая выдачу в зависимости от их местонахождения или личности) и мета-машин (например, международная , немецкие , принципиально не регистрирующая данные пользователей, с возможностью выбора между "немецким" и "международным" поиском, швейцарская ). У метамашин в выдаче будут, вероятно, и результаты от Google, но без искажений в угоду Роскомнадзору.

UPD . "Медуза" в начале июня о возможностях обойти нынешнюю новую блокировку:

Там, в частности, упоминается возможность удаления приложений под Андроид из гугл-маркета (по кр. мере, для российских пользователей). На этот счет тоже есть "лекарство": качать apk из альтернативных источников (без регистрации). Я сам это делаю, хоть и по другим причинам (не желаю информировать Гугль или иной маркет о том, чем пользуюсь, и не желаю позволить ограничить ассортимент по прихоти Гугля или иного маркета).

Вот три надежных источника apk (есть, конечно, и другие):

Здесь есть почти всё и во всех версиях

Здесь удобнее и есть многое, но не всё

Здесь только бесплатные приложения с открытым кодом и не требующие лишних полномочий; если важны анонимность и безопасность, лучше попробовать сначала найти что-то подходящее здесь (иногда и размер приложения весьма мал, при нормальной функциональности)

VPN и анонимайзеры, как и все остальное, бывают бесплатные и платные. Скажем, веб-анонимайзер бесплатно и без регистрации позволяет посещать http, зато https - только зарегистрированным платным пользователям. А некоторые другие (сейчас сходу не вспомню, какие именно) - всем желающим и на https. В VPN бесплатность обычно ограничена временем и/или количеством мегабайт, скоростью. Платные сервисы стоят, вроде, не дороже 10 $ в месяц (сам не пользовался и ресь об обычных скоростяз и обхемаз траффика) - тогда быстрее и без ограничений (или с меньшими). Есть VPN без регистрации в некоторых браузерах (турбопрежим в Opera, например) и бог весть, прогнутся ли они под РФ. Опера представляет возможность VPN без регистрации и оплаты для всех программ на компьютере, но надо скачать и установить Opera VPN (вроде так программа называется; есть она и как приложение под Андроид). В конце-концов, любой зарубежный анонимный прокси из регулярно обновляемых списков в интернете позволяет бесплатно и без регистрации обойти все "блокировки" Роскомнадзора. А если прокси на https, то вот вам и бесплатный VPN без регистрации. Просто через час или день придется, как правило, перенастроиться на другой прокси.

Депутаты Госдумы Российской Федерации проголосовали за законы о регулировании работы мессенджеров и о запрете средств обхода блокировок сайтов.

Данные законы опубликованы на сайте Автоматизированной системы обеспечения законодательной деятельности Госдумы России .

VPN и анонимайзеры

Сервисы также обязали обеспечивать возможность передачи электронных сообщений по инициативе госорганов в соответствии с законодательством России.

Глава профильного комитета Госдумы по информационной политике Леонид Левин прокомментировал информацию о возможном запрете, согласно данному закону, доступа к мессенджерам для отдельных пользователей.

«Вводящееся регулирование предусматривает санкции только в отношении операторов мессенджеров в случае, если они содействуют нарушению закона. Никаких штрафов или прямых запретов в отношении пользователей не планируется», — сказал он.

Согласно новому закону, сведения об абонентском номере пользователей мессенджера могут передаваться третьим лицам только с согласия первых. Закон также устанавливает обязанности мессенджера идентифицировать пользователей по абонентскому номеру оператора на основании договора с оператором. Кроме того, в законе прописывается, что мессенджеры, принадлежащие зарегистрированным в России юрлицам или гражданам России, вправе идентифицировать по их абонентскому номеру.

В документе отмечается, что в случае невыполнения мессенджерами требований относительно ограничений рассылки сообщений с информацией, которая нарушает требования законодательства России, предусматривается возможность ограничения доступа к мессенджеру в стране.

Закон о запрете использования анонимайзеров и VPN для захода на заблокированные интернет-ресурсы вступил в силу. На постоянной основе сейчас в России заблокированы около 86 тысяч сайтов.

Документ не предусматривает запрета анонимайзеров и VPN в России вообще: речь идет о предотвращении доступа через них к заблокированным сайтам. «К обязанностям владельцев VPN-сервисов и анонимайзеров относится ограничение доступа к запрещенным в Российской Федерации интернет-ресурсам. Данная норма так же распространяется на операторов поисковых систем», - говорится в сообщении Роскомнадзора.

Ведомством для этого создана и тестируется федеральная государственная информационная система (ФГИС), содержащая список запрещенных ресурсов. В ее тестировании принимают участие АО «Лаборатория Касперского», Opera Software AS, Mail.RU и «Яндекс». Свою готовность участия в тестировании подтвердили «Рамблер», «Спутник» и ряд крупных анонимайзеров.

«В случае выявления факта несоблюдения обязанностей, Роскомнадзором может быть принято решение об ограничении доступа к информационному ресурсу, принадлежащему владельцу анонимайзера или VPN-сервиса», - отмечает ведомство.

Фото: © пресс-служба Роскомнадзора

По сведениям Роскомнадзора, сейчас на постоянной основе заблокированы около 86 тысяч сайтов. На большинстве из этих ресурсов (81,5 тысячи) публиковались сведения о детской порнографии, наркотиках, самоубийствах, онлайн-казино, взрывчатых веществах. При этом «пиратских ресурсов» в списке всего 1,8 тысячи. Блокировки, по словам главы ведомства Александра Жарова, обходят не более 7-10% россиян.

«Запрет сократит число пользователей анонимайзеров и VPN-сервисов, хотя и не устранит проблему полностью», - цитирует РИА Новости замминистра связи Алексея Волина.

Борьба с ветряными мельницами?

Часто VPN-сервисами и подобными технологиями пользуются не только частные лица, но и компании, чтобы защитить передаваемую информацию. Глава комитета Госдумы по информационной политике Леонид Левин отмечал, что в документе сделана оговорка для шифрования сетей юрлиц, использующих эти сервисы в корпоративных целях.

По мнению исполнительного, директора Лиги безопасного интернета Дениса Давыдова, проблем с технической реализацией закона возникнуть не должно, так как «времени для подготовки инфраструктуры было достаточно». «Те операторы, которые не могут позволить себе приобрести оборудование, могут покупать услугу у более крупных операторов, то есть они могут брать у операторов верхнего уровня очищенный трафик и давать его своему абоненту», - приводит ТАСС слова Давыдова.

Другого мнения придерживается интернет-омбудсмен Дмитрий Мариничев скептически относится к принятым нормам закона и считает, что особого эффекта в части борьбы с пиратским контентом закон не принесет, а технически подготовленные граждане всегда смогут найти способы доступа к запрещенной информации.

«Это такая борьба с ветряными мельницами, охота на ведьм, которых сами себе выдумываем. Я не нахожу это полезным и не думаю, что это благотворно скажется на отрасли. Здесь технологически ничего сверхъестественного нет, разве что владельцам сервисов и операторам придется инвестировать в инфраструктуру», - сказал Мариничев.

Он отметил, что все равно остается огромное количество технических механизмов, которые позволят обойти запреты, и даже решение по фильтрации трафика не даст прагматичных результатов, поскольку всегда остается вариант передачи шифрованного трафика по каналам VPN, а разделить информацию в нем и понять, на какие ресурсы обращаются пользователи, трудно. «Это сложно назвать прогрессивным законодательством», - резюмировал интернет-омбудсмен.

В России вступили в силу поправки в федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Они направлены на борьбу со способами обхода заблокированных в России сайтов. Законопроект был инициирован депутатами Государственной думы от трёх фракций: «Единой России», КПРФ и «Справедливой России».

Речь не идёт о полном запрете технологий и сервисов, которые позволят посещать заблокированные в России сайты. Обновлённый закон лишь предусматривает, что интернет-сервисы не должны предоставлять к ним доступ. В том случае, если какие-то из них продолжат способствовать обходу запретов, они могут быть заблокированы.

Возможности для обхода блокировок могут предоставлять технологии VPN, анонимайзеры, прокси-сервисы, анонимные сети (в просторечии их называют «даркнетом») и специальные расширения для браузеров. Владельцы таких сервисов получат доступ к реестру запрещённых сайтов Роскомнадзора, чтобы ограничить эти возможности. Если они не станут вводить ограничения, то ведомство направит им уведомление. И только в том случае, если это уведомление будет проигнорировано, произойдёт блокировка самого сервиса и его серверов.

Технологии работы у сервисов, которые могут попасть под запрет, разнятся. Но все они основаны на принципах децентрализации и анонимности, а также требуют установки дополнительного программного обеспечения. Пользователь благодаря этим технологиям подключается к серверу, через который и заходит на заблокированный ресурс с «чужого» IP-адреса.

Кроме того, некоторые из этих сервисов предоставляют доступ к ресурсам, недоступным из «обычной» сети. В частности, программное обеспечение Tor даёт доступ в настоящий «параллельный» интернет, который не поддаётся внешнему регулированию со стороны провайдеров или государства.

Это открывает злоумышленникам возможности не только для обхода существующих блокировок, но и для преступной деятельности: мошеннических операций, торговли наркотиками, детской порнографией, оружием и т.д.

Как поясняется на сайте Роскомнадзора, «согласно, утверждённой в Законе процедуре, по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего оперативно-разыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, т.е. МВД и ФСБ, Роскомнадзор направляет проксирующему сервису VPN или «анонимайзеру» требование о подключении к ФГИС с целью ограничения доступа к запрещённым в Российской Федерации интернет-ресурсам, на подключение даётся 30 дней».

От поисковиков до App Store

Если с анонимайзерами и VPN, которые находятся в России, вряд ли возникнут проблемы, то подобные сервисы, находящиеся за рубежом, по мнению экспертов, могут отказаться выполнять предписания российского ведомства, ведь им не страшна блокировка в России. А разработчики Tor прямо провозглашают анонимность своим принципом, так что с их стороны не стоит ожидать сотрудничества с государственными органами.

  • РИА Новости

Помимо работы с провайдерами и владельцами сервисов, новый закон коснётся также и поисковых систем, которые действуют в России. Они будут обязаны удалять из поисковой выдачи ресурсы и программное обеспечение, которые позволяют заходить на заблокированные ресурсы. В случае отказа их также ждут блокировки. А из сервисов Google Play и App Store удалят программное обеспечение для обхода запретов — это новый закон тоже позволяет сделать.

31 октября Роскомнадзор заявил, что уже закончено тестирование системы, которая позволяет владельцам VPN и анонимайзерам блокировать доступ к сайтам, запрещённым в России. В тестировании приняли участие ряд российских компаний: «Яндекс», «Лаборатория Касперского», Opera Software AS и Mail.Ru Group.

В «Лаборатории Касперского» ответили на запрос RT о результатах тестирования. По словам представителей компании, функции защитных решений «Лаборатории Касперского», распространяемых на территории РФ, полностью соответствуют и будут соответствовать законам страны.

«Так, в соответствии с вступающими в силу с 1 ноября 2017 года изменениями в российском законодательстве доступ к сайтам, внесённым в реестр запрещённых, с этого дня будет невозможен с помощью содержащих функцию VPN программ», — подчеркнули в компании.

Там отметили, что закон запрещает обеспечение доступа к определённым сайтам через VPN, но не саму технологию или сервис. Ряд программ «Лаборатории Касперского» содержат функцию VPN. В компании рекомендуют использовать её для обеспечения конфиденциальности и защиты от перехвата данных, например при использовании открытых сетей Wi-Fi в кафе, аэропортах или отелях.

Опыт соседей

Блокировка интернет-ресурсов используется в качестве ограничительной меры во многих странах мира, однако опытом по борьбе с методами их обхода располагают немногие. Наиболее известен китайский опыт.

КНР блокирует огромное количество сайтов, в том числе такие распространённые, как YouTube, Twitter и Facebook. Китайский опыт блокировок получил название «Великий китайский файервол» — по аналогии с Великой китайской стеной.

Чтобы не допустить к заблокированным сайтам своих граждан, КНР активно занимается борьбой с сервисами сетевой анонимности. И этот опыт достаточно успешен: в стране постоянно блокируются всё новые сервисы, которые предоставляют доступ к VPN, возможности работы Tor серьёзно ограничены, и работа в этом направлении идёт непрерывно.

  • Интернет-кафе в китайском городе Хэфэй, провинция Аньхой, КНР
  • Reuters

Однако даже серьёзный и многолетний китайский подход не даёт стопроцентного результата, и китайцы продолжают пользоваться сервисами для обеспечения анонимности. Но жители КНР сталкиваются с серьёзными проблемами, и тем, кто желает посещать заблокированные сайты, приходится преодолевать значительные трудности.

Опыт борьбы с обходом блокировок есть и у ближайших соседей России. В 2015 году схожий закон был принят в Белоруссии. Первые активные попытки его внедрения в жизнь в стране начались в конце 2016 года с блокировок Tor. Количество белорусских пользователей Tor тогда упало почти вдвое.

Прошу заранее извинить за излишне назидательный тон
1. Западных систем по факту три: американская, обобщенная европейская и традиционная европейская (где монархия осталась, разной степени декоративности)
2. Персидских диктатур тоже по факту две: военная и монархическая/племенная (явная или производная, почитайте про богатую историю семьи Саудов)
3. Забыли ещё «честную» военную диктатуру, как в Ю.Корее или Кубе, когда не пытаются построить монархию, а на закате лет передают власть и проводят реформы.

С инсталляцией тоже все интересно, Вы так говорите, будто есть работающее руководство, которое можно навязать сверху; посмотрите статьи на хабре про внедрение ERP «сверху», да ещё в компаниях с бардаком вместо внутренних процессов.
Система С.Кореи или Китая, согласен, ставится на аграрную нищую страну, тут без грамотного централизованного маневрирования ресурсами всей страны поначалу не обойтись, а дальше надо думать; решили избавиться от микроменеджмента, как появились хоть какие деньги и производства, достаточные, чтобы хоть как-то насытить внутренний рынок — получится Китай, если держать и не пущать — Корея

А западная ставится на имеющиеся традиции частной собственности, с доминирование частного сектора и уже готовым производством и рынком. Я не уверен, что её можно было накатить на РИ, а что на РСФСР в 90е нельзя — уверен. Когда пришёл Путин, я радовался, потому что надеялся на южнокорейский вариант, с переносом производства за кредиты США на недогнившие советские заводы. А у нас получается Чили, что гораздо грустнее.

Откуда может взяться умеренно зубастый частный капитал?
— много мелких частников, малый и средний бизнес, чтоб зудел тихо, но хором и непрерывно. Ну, что тут в РФ творится более-менее ясно
— дзайбацу или родовые корпорации. Вырезаны в революцию
— приватизация корпораций или их кусков. «Бывших» и потерявших доверие сажают и отжимают бизнес, не знаю, что будет после смерти Путина, если раскол «элиты» на примерно равные куски — хорошо
— региональные объединения. У татар с чеченами как-то получается, деньги идут преимущественно внутрь республик, хотя попробуй с центром не поделись.

Собственно, я вижу ровно один вариант, чтобы в РФ появился частный капитал в достаточном количестве для инсталляции западной системы, и он меня пугает — какой-то БП, чтобы республики стали самостотельнее, вплоть до конфедерации, или вообще РФ распалось на части; на меньшей территории и при меньших ресурсах договориться проще и быстрее. Ну или китайский вариант — опять же БП, работа за еду становится радостью, к власти силовым способом приходит партия с экономической программой более прогрессивной, чем «выжать последнее из имеющихся активов, а деньги вывести за границу».
И при любом варианте, как показывает исторический опыт, колбаситься лет по 30-40.