Настройка бб по серой карте. Как пользоваться серой картой и обязательно ли она нужна

02.02.2019

Полезные вещи,
ExpoDisc и серая карта Kodak

В любом деле кроме основных инструментов есть и вспомогательные. Собственный опыт может заменить многое, но лучше полагаться на «объективные» данные, чем «субъективное» мнение. В фотографии многое можно делать «на глаз». Под Солнцем глаз вполне точный инструмент для определения экспозиции. Но снимают не только с 10 утра до 15 дня в солнечные дни. И свет может быть разный. Поэтому без измерителей экспозиции и цветовой температуры не обойтись.

Экспонометры, флешметры, приборы для измерения цветовой температуры — все это привычные для фотографа вещи. В современные цифровые камеры они «встроены». Более того, автоматика сама определяет сюжет (по положению камеры, точки автофокуса, распределению яркости, экспозиции, балансу белого и другим параметрам) и, пользуясь данными экспонометра и замера баланса белого, подбирает оптимальные с ее точки зрения настройки. Больше чем в половине случаев она оказывается права. Поэтому многие обладатели цифровых камер с трудом ответят на вопрос про выдержку и диафрагму, цветовую температуру, экспокоррекцию и тип экспозамера. Это и не нужно. Переключил в «Зеленую зону» и снимай. Цифровая фотография, особенно RAW, хорошо правиться в компьютере. А те, кому интересно, могут достать из рюкзака экспонометр, серую карту, теперь и ExpoDisc все померить и получить чуть более точный (с точки зрения замера) результат.

В некоторых ситуациях без точного замера не обойтись. Поэтому такие вещи как ExpoDisc, экспонометр или серая карта лишними не будут. Фактически с помощью камеры и серой карты можно измерить многое. С ExpoDisc можно сделать больше и еще сэкономить время. Справедливости ради нужно отметить, что наличие любого приспособления еще не гарантия успеха. И возня с ними может обернуться просто пустой тратой времени. Поэтому если у вас нет желания разобраться и «набить руку», то лучше не тратте деньги на приспособления, а снимайте в полном автомате.


Комплект ExpoDisc. Сам ExpoDisc, его паспорт с промеренными параметрами RGB и оптической плотностью, шнурок на шею, инструкция и пластиковая коробочка.

ExpoDisc выпускается компанией ExpoImaging, Inc. На сайте компании есть страничка, посвященная истории этого устройства. Его изобретатель George Wallace, конькобежец и фотограф, родившийся почти 100 лет назад. Кроме ExpoDisc, компания выпускает и простой калькулятор глубины резкости, который так же был сделан им.

ExpoDisc представляет собой конструкцию типа рассеивающего фильтра, устанавливаемую на объектив. «Материалом» для фильтра служит прозрачная пластина с поверхностью из микролинз и молочная, рассеивающая пластина. Микролинзы, обращенные к объекту съемки или источнику света создают за собой изображения подобно объективам. Так как изображения эти почти одинаковы и их много, то все суммарное поле изображения представляет собой почти однородную «смесь», дополнительно рассеянную молочной поверхностью. Материалы подобраны так, чтобы коэффициент пропускания света был 0,18. Таким образом, за фильтром ExpoDisc световой поток подобен отраженному от серой 18% карты. На что и настроены почти все экспонометры. ExpoDisc не только (и даже не столько) просто усредняет и пропускает 18% света, но еще не вносит в этот поток цветовых искажений (если это не нужно специально для «окрашивания» изображения путем сдвига баланса белого). Каждый ExpoDisc имеет паспорт, с указанием его характеристик.



Эксподиск, сторона, обращенная наружу и увеличенный фрагмент микролинз .




Сторона, обращенная к камере. Увеличенный фрагмент — узел крепления фильтра к оправе объектива — подпружиненный шарик. Фильтр закрепляется на оправу объектива (или адаптера) и используется только для замера. В остальное время он может висеть на шнурке у вас на шее.

Фильтр выпускается под различные диаметры резьбы на объективе. Кроме того, есть модификации, позволяющие получать необходимый сдвиг цветовой температуры и общую окраску снимка, отличную от неитральной.

С помощью Эксподиска можно:

1) точно замерить экспозицию по освещению с получением результата аналогичного замеру по серой карте или с помощью экспонометра по освещению,
2) замерить и автоматически ввести компенсацию баланса белого, что эквивалентно использованию серой/белой карты,
3) измерить оптическую плотность и отражательную способность материалов,
4) корректировать виньетирование на цифровых снимках,
5) проверять матрицу на наличие пыли и контролировать процесс ее чистки или автоматически в графическом редакторе устранять следы пылинок.

Конечно, сам Эксподиск ничего не измеряет. Он лишь имитирует для встроенного в камеру экспонометра и матрицы замера баланса белого ситуацию измерения по серой 18% карте. Поэтому от того, куда вы его направите и как настроен встроенный экспонометр, будет зависеть конечный результат.

Наверное, можно найти много разных способов использования фильтра. Но и перечисленные уже вполне оправдывают его применение.



Эксподиск на камере Canon PowerShot G2.

Серая карта Kodak — то, что Эксподиск, по замыслу его создателей, должен заменить. С ее помощью можно сделать все, что касается замера экспозиции и настройки баланса белого. Если Эксподиск устанавливается на объектив, то серая карта помещается в поле съемки, на место снимаемого объекта.

Серая карта Kodak в стандартной комплектации состоит из двух больших (почти А4) и одной малой (почти А6) карт с двумя сторонами. Серая сторона — стандартная (18%), работает на отражение. Белая сторона отражает 90% падающего света.


Комплект Kodak Gray Cards, две большие и одна малая двусторонние карты.



Kodak Gray Cards во всем видимом диапазоне света имеет постоянные коэффициенты отражения .


Эксподиск и серую карту, в зависимости от цели измерения, следует правильно направлять. В инструкции к серой карте все наглядно описано.

Эксплуатация

Замер баланса белого

Для сравнения эффективности замера баланса белого производилась съемка серой карты Kodak (карта заполняет весь кадр) в первом случае с замером по самой карте, во втором с замером баланса белого с помощью Эксподиска (Эксподиск на объективе камеры направлен на источник света — Солнце).

Фрагменты серой карты 1:1. Слева замер по серой карте, справа с помощью ExpoDisc.

В случае сравнительно простого источника освещения — Солнца на небе результаты близки. Но не трудно представить ситуацию, при которой серая карта даст более верный результат. Окружите объект съемки отражающими цветными поверхностями — и вы не будете знать, куда направлять Эксподиск. С другой стороны, серую карту не всегда можно поместить точно на место объекта — в воду или в грязь, или в место, которого рукой не достать.

Зависимость от направления замера

При замере экспозиции и баланса белого по серой карте, помещенной на место объекта съемки, мы настраиваем эти параметры идеально с точки зрения правдоподобности передачи сюжета. В цифровой фотографии и при двухступенчатом процессе (негатив — отпечаток) можно изменить общую яркость и цветовой тон конечного изображения. При съемке позитива (слайд), если не стоит задача проработать исключительно тени или света, то с помощью замера по 18% серой карте и стандартной обработки получается снимок близкий к оригиналу — 18% отражающий неокрашенный объект съемки будет передан, как серый известной плотности (V зона или приблизительно «-1» ступень «от кожи европейца»). Любой другой способ замера вносит некоторую неточность. Встроенный экспонометр камеры, настроенный на «серый», дает ошибку при замере «не среднесерого» сюжета. Замер падающего света может дать ошибку, если при замере неверно определен основной источник света и экспонометр направлен не в нужную сторону. В этом смысле ни экспонометр, ни Эксподиск не являются объективными и требуют некоторого навыка в обращении с ними. И даже серая карта на месте снимаемого объекта, судя по инструкции (смотри выше), не должна быть направлена точно в объектив камеры или экспонометра, а под углом, составляющим 1/3 от угла между направлением на камеру и основной источник света от снимаемого объекта. Эксподиск для замера экспозиции на камере так же рекомендуется направлять при прямом освещении — на сам источник света, а при боковом — на 1/3 от направления на источник. Для замера баланса белого камера с Эксподиском должна быть направлена на источник света. В случае такого «простого» источника, как Солнце на небе, Эксподиск рекомендуется направлять под 45 градусов от Солнца.

Для проверки возможных ошибок при замере экспозиции и баланса белого проводилась серия снимков, при которой Эксподиск направлялся под разными углами к источнику света. Источником света было Солнце на небе и само небо. Объект съемки — шкала Macbeth, серая карта Kodak на неитральном белом фоне и немного травы:



Полный уменьшенный кадр для оценки зависимости показателей ExpoDisc от направления замера.

Съемка производилась камерой Canon PowerShot G2. Первый снимок серии был сделан с настройкой баланса белого и экспозиции по серой карте (карта заполняла весь кадр, замер центровзвешенный). Второй — в режиме автоэкспозиции и автозамера баланса белого непосредственно камерой, обращенной к снимаемому объекту. Для остальных снимков замер баланса белого и экспозиции проводился с помощью Эксподиска, направленного (вместе с камерой) на Солнце, под 45 градусов к нему и под прямым углом к нему. Синхронно производился замер экспозиции с помощью экспонометра «Свердловск 4», в режиме «по освещенности». Результаты представлены в таблице и на фрагментах (значения яркости L и цветовых компонентов RGB приведены для серого поля):

К сожалению, оптика не идеальна. Одна из возможных неприятностей, особенно при съемке широкоугольными объективами — виньетирование. Скорректировать его можно и вручную, создав маску и отрегулировав уровни, с помощью встроенных фильтров Photoshop и других редакторов, а теперь еще и с помощью ExpoDisc. Снимок с ExpoDisc фактически представляет собой готовую маску, для коррекции виньетирования. Так как характер виньетирования зависит не только от фокусного расстояния, но и от других параметров, в том числе кривой нелинейности передачи яркости цифрового файла, то точно создать корректирующий фильтр под свой объектив на все случаи жизни нельзя. Фактически, необходимо строить корректирующий фильтр под каждый кадр (к счастью, виньетирование на реальных фотографиях, обычно, не бросается в глаза и даже не совсем точная коррекция уже бывает достаточной).

С помощью ExpoDisc скорректировать виньетирование просто. Делаем снимок, а затем с теми же настройками делаем еще один снимок с установленным на объектив Эксподиском. При этом рекомендуется ввести коррекцию экспозиции +2 ступени. Тогда у корректирующей маски яркость по центру будет близка к 255 (уровни 0-255). И ее почти не придется править.

Технология коррекции виньетирования от ExpoImaging такова:

1. Делаем снимок (для примера стена):


2. С теми же настройками и экспокоррекцией +2 делаем снимок с установленным на объектив Эксподиском:


3. Переводим снимок, сделанный с Эксподиском, в режим «Градаций серого» и с помощью регулировки «Уровней» настраиваем его так, чтобы яркость в центре была 255.

4. Переводим основной снимок в режим Lab. К каналу яркости основного изображения применяем («Apply Image») инвертированную маску. Режим наложения — «Добавить» (Add). В результате к исходной яркости по всему полю кадра добавляется некоторая величина, пропорциональная виньетированию. Так как корректирующая карта распределения яркости была инвертирована при наложении — по центру добавляется «0» (инвертированный «255»), а на краю необходимое положительное значение.


Результат:


Не трудно заметить, что коррекция не идеальна. Если бы динамический диапазон камеры был именно 4 ступени, то снимок с Эксподиском действительно дал бы карту, которую не пришлось бы корректировать по яркости так, чтобы не добавлять к яркости основного снимка по центру не нулевую величину. Но и в этом, казалось бы, идеальном случае, нелинейность передачи яркости цифровой камеры, скорее всего, не позволила бы получить точную корректирующую добавку к яркости. Нам же пришлось увеличивать яркость до 255 по центру с помощью «Уровней», а затем при наложении еще и инвертировать добавочную корректирующую карту. Обе операции нелинейно меняют передачу яркости. Поэтому к коррекции виньетирования с помощью Эксподиск нужно еще приспособиться (рекомендуется корректировать яркость серой маски для получения «255» по центру с помощью «средней точки» и «точки светов» «Уровней» так, чтобы разница по яркости между центром и краями сохранялась).

Оценка состояния матрицы

Одно из возможных применений Эксподиск — оценка состояния матрицы и оптики камеры. Так как теоретически за Эксподиском свет равномерно перемешан, то снимок с ним эквивалентен снимку однородной белой поверхности с расфокусированной оптикой, что обычно делается для оценки состояния матрицы.

Процедура оценки матрицы проста:

1. Закрываем диафрагму объектива до максимума.
2. Устанавливаем на объектив Эксподиск.
3. Делаем снимок, возможно введя положительную экспокоррекцию (для удобства оценки кадра прямо в камере).

Если на дисплее камеры фотография может быть достаточно сильно увеличена, то пылинки, прилипшие к матрице, будут видны и на нем. А если нет, то придется загрузить снимок в компьютер и увеличить яркость и контраст, чтобы дефекты стали явно видны.


Снимки Canon 300D для оценки состояния матрицы. Сверху исходный снимок, снизу он же после увеличения яркости и контраста.

Не торопитесь удалять пылинки. На изображении — не только дефекты на матрице, но и структура Эксподиска, а так же его собственные дефекты и грязь. Чтобы удостоверится в том, где дефекты матрицы, а где дефекты Эксподиска, сделайте пару снимков, повернув Эксподиск на некоторый угол.


Два последовательных снимка с разным положением Эксподиска. Легко заметить, где пыль на матрице, а где на Эксподиске.

Воспользовавшись методом устранения виньетирования, можно имея карту дефектов, автоматически удалять их с изображения. Процедура аналогична, описанной выше для виньетирования, но снимать карту дефектов нужно с рабочей, а не максимальной диафрагмой.

Что покажет процедура проверки матрицы для камер с несменным объективом? Испытания с камерой Canon PowerSho G2 показывают, что пылинки при возможном для камеры диапазоне диафрагм (до f/8) если и есть, то не заметны. Зато неравномерность передачи сигнала по каналам по полю кадра хорошо видна:


Снимок Canon PowerShot G2 в режиме оценки состояния матрицы. Сверху исходный снимок, снизу снимок после повышения яркости и контраста.

ExpoDisc и серая карта Kodak — простые вещи. Как и все простое, им можно найти разнообразное применение. Нужны ли они вам? Решайте сами. Замерить баланс белого можно и по белому листу, а серую карту для оценки экспозиции можно заменить собственной рукой, зная, что она дает некоторую регулярную ошибку (в зависимости от загара). Для цифровой фотографии ошибка в ступень и не белизна белого листа бумаги не такие уж и большие проблемы. Но если требуется точность, особенно если вы снимаете на слайд, приобрести одно из устройств или оба имеет смысл.

Если вы знакомы с основными техниками камеры, то знаете какое влияние баланс белого оказывает на ваши снимки. Также, вы должно быть знаете, как работает замер камеры или, по крайней мере, как реагировать на результат и изменять настройки соответствующим образом.

Сцены с высоким контрастом и деликатными оттенками могут быть достаточно сложными для измерения вашей камерой и настройки баланса белого.

Сразу за пределами этих основ существуют несколько техник, которые позволяют тонко настроить баланс белого и получить более точную оценку вашего объекта съемки. Чтобы воспользоваться этими техниками, вам нужно добавить к своему набору фото оборудования всего один недорогой предмет – серую карту.

Цена этого скромного аксессуара начинается с менее, чем 10$, в то время, как количество контроля, который она дает вам в конечном изображении, может иметь неоценимое значение в сложных ситуациях. Например, серая карта позволяет получить хороший баланс белого, считывая смешанные источники света, или получить точную экспозицию в сценах с высоким контрастом.

Что такое серая карта

Серая карта имеет буквальное значение. Это карта серого цвета. Более конкретно, это средние оттенки серого или 18% серого. Это число важно, потому что 18% серого – это то, что замер вашей камеры старается просчитать, когда экспонирует сцену. Это означает, что, если вы поставите серую карту перед вашим объектом и сделате замер, то вы получите правильное экспонирование независимо от тонального контраста в сцене.

Кроме того, при использовании в сочетании с пользовательским режимом балансом белого вашей камеры вы можете вручную установить идеальный баланс белого для всего, что вы фотографируете. Это становится особенно важным, когда нужно точно воссоздать цвета в вашем изображении, будь это для коммерческих целей или документальных снимков.

Замер

Замер является наиболее полезным из этих двух техник. В данном случае серая карта является тем предметом, который позволит получить практически идеальную экспозицию в любой ситуации.

Точечный замер

Для начала первое, что вы захотите сделать, это установить в вашей камере режим точечного замера. Хотя в этом и нет необходимости, но тот факт, что камера будет измерять только небольшой участок в центре кадра, может значительно помочь, особенно в условиях, где вы не можете заполнить весь кадр серой картой. Это также сэкономит вам много времени, если вы используете ручной режим.

Замер

Изменив режим экспозамера, все, что вам сейчас нужно будет сделать, чтобы воспользоваться этой техникой, это поместить серую карту в сцену, задать центр кадра, настроить экспозицию, предлагаемую замером, а потом убрать серую карту. При условии, что свет не меняется, теперь вы будете иметь точную экспозицию для всех последующих снимков, которые вы сделаете в данной локации.

Замер с серой картой.

Есть несколько вещей, которые вы можете сделать для того, чтобы сделать процесс более простым и точным.

Во-первых, вы должны убедиться, что ваш предмет остается в том же положении относительно источника света, откуда вы делали замер по серой карте. Например, если вы делаете портретный снимок на открытом воздухе и солнце светит на ваш объект спереди; это одно значение экспозиции. Если вы повернете фотографируемого боком или вокруг, это повлияет на экспозицию и вам нужно будет сделать новый замер.

Второй совет состоит в том, что во время замера заполните кадр серой картой на сколько это возможно. В таком случае экспонометр будет экспонировать только по серой карте, а не по тому, что находиться по краям.

Баланс белого

Хотя базовые настройки баланса белого достаточно хороши, порой они искажаются. Например, режим Лампа накаливания может сильно отличаться по цветовой температуре в зависимости от качества и интенсивности ламп. Это может привести к тому, что базовые настройки приведут к ошибке в передаче цвета.

Есть два способа использования серой карты для настройки баланса белого. Первый состоит в использовании пользовательского режима баланса белого. Второй метод предусматривает использование программы Lightroom, чтобы настроить баланс белого на ваших снимках уже после того, как они были сделаны. Также вы можете использовать Adobe Camera Raw (внутри Photoshop), если у вас нет Lightroom.



Изменение Баланса белого – слева: Дневной свет – по центру: Лампа накаливания – справа: пользовательский

Встроенный пользовательский баланс белого

Техника, описанная здесь, предназначена для пользователей Canon. Если вы используете Nikon, Sony или любой другой бренд, то вам понадобится обратиться к инструкции по эксплуатации для настройки пользовательского режима баланса белого.

  • шаг 1:сделайте снимок вашей серой карты, убедившись, что она полностью заполняет кадр. Проверьте, чтобы она располагалась не под углом, была равномерно освещена и таким же образом, как ваш объект.
  • шаг 2: откройте меню камеры и найдите опцию “Пользовательский баланс белого” (или Custom WB). Нажмите кнопку выбора и выберите фотографию вашей серой карты. Снова нажмите кнопку выбора и установите пользовательский баланс белого. Теперь вы можете начать делать фотографии.



Если что-то в вашей сцене меняется, например, свет, то просто повторите вышеизложенные шаги, и ваши снимки будут иметь точные настройки баланса белого.

Постобработка пользовательского баланса белого



Шкала для цветокоррекции обеспечивает даже больший контроль над балансом белого, а также имеет раздел для настройки баланса белого в камере.

Для опции постобработки все, что вам необходимо сделать, это сделать фотографию вашей серой карты во всех сценах, где вы будете фотографировать. Ее использование облегчит задачу, если вы делаете серию снимков. Таким образом вы будете знать, какое изображение использовать для настройки баланса белого.

Когда вы находитесь за компьютером, а фотографии загружены в Lightroom, последующие шаги довольно просты:

  • шаг 1: выберите фотографию серой карты, с которой вы хотите сделать замер и перейдите в модуль Коррекции.
  • шаг 2: возьмите инструмент Пипетка, который находится возле слайдеров Баланса белого с правой стороны панели и нажмите в любом месте изображения серой карты. Теперь у вас будет точная настройка баланса белого.



  • шаг 3: в Lightroom, чтобы скопировать настройки, нужно нажать ctrl+shift+c (CMD+C для Mac) и установить флажок баланса белого. Остальные секции не отмечайте.





  • шаг 4: в Lightroom выберите все фотографии, в которых вы хотите редактировать (используя диафильм внизу) баланс белого и нажмите ctrl+shift+v (Cmd+V для Mac). Теперь все выбранные фотографии будут иметь правильный баланс белого.



Итог

Все описанные техники очень просты и требуют не так много времени, в то время, как количество дополнительного контроля помимо камеры делают вашу серую карту одним из наиболее эффективных аксессуаров в вашем наборе приспособлений для фотографии.


Доводилось ли Вам слышать от знакомых, приобретших цифровой фотоаппарат подороже, недовольство в адрес производителя? Мне — часто, да что там производителя — был виноват даже продавец, который предложил модель. На вопрос — что же произошло, как правило, отвечали — выкинули кучу денег, а фотографии получаются — хуже, чем на дешевой мыльнице: нечеткие, размытые, с отвратительной цветопередачей.

Не нужно, я думаю долго объяснять, что зачастую «виновниками» всех бед были некорректно выставленные настройки. Одной из настроек которой обязательно следует пользоваться - настройка баланса белого. Думаю, каждый знаком с тем, что на фото цвет лица выходит серовато-розовым, а нежно-розовые цветы становятся, почему то желтыми. Что же происходит?

Начну с вопроса, — какого цвета спелая клубника? Красного — ответите вы. Тогда второй вопрос, а откуда вы ЗНАЕТЕ, что этот цвет красный? В этом то и загвоздка. Когда то люди договорились этот цвет называть красным. И в детстве ЗНАНИЕ о цвете нам преподнесли как аксиому, не требующую доказательств. Второй пример, какого цвета снег? Белого? Хорошо, выходите вы в зимнюю ночь, светит галогеновый синий фонарь, какого теперь цвета снег? Выглядит он синим, но вы же ЗНАЕТЕ что он белый. Следующий вопрос, как объяснить фотоаппарату какой цвет правильный? С помощью функции «Регулировка баланса белого».

Суть функции следующая — если при определенных условиях освещения белый лист бумаги на дисплее фотоаппарата выглядит белым, то все остальные цвета будут переданы, верно. Объяснить это можно вспомнив курс физики, была там такая «оптика». Итак, белый цвет, или цвет который наш глаз воспринимает как «белый» (потому, что люди так ДОГОВОРИЛИСЬ) состоит из всех цветов спектра (если пропустить белый цвет сквозь призму — увидим радугу). Каждому цвету соответствует определенная длина волны, например, наша клубника красная потому, что отражает только световые волны такой длины, которые наш глаз воспринимает как «красный». Предметы белого цвета отражают огромное количество световых волн разной длины, «собирают» весь спектр, в результате мы видим белый. Белый цвет — является, как бы базовым для остальных цветов. Другими словами, посредством этой функции мы можем регулировать восприятие фотокамерой цветов.

Настройка баланса белого

Итак, баланс белого решает вопрос верной цветопередачи снимаемого объекта, кроме того, помогает решать вопросы съемки при различных условиях освещения: на ярком солнце, в тени, под лампой накаливания и люминесцентной лампой, при использовании нескольких источников света. Сегодня все цифровые камеры оснащены этой функцией. Автоматическим режимом пользоваться проще всего: сложнейшая система алгоритмов проанализирует источники света и осуществит «спектральный сдвиг». У каждого производителя эти алгоритмы свои, поэтому один и тот же сюжет, снятый разными камерами при одинаковых настройках, будет иметь разную цветопередачу.

В дополнение к автоматическому режиму, как правило, в камерах существуют так называемые, предустановки для съемки в различных условиях освещения. Это, как правило, «лампа накаливания», «люминесцентная лампа», «облачность», «тень» и другие. В наиболее продвинутых камерах (профессиональных и полупрофессиональных) существует возможность более точной, ручной настройки функции. Это позволяет настраивать функцию пошагово — то есть сдвигать цветопередачу в более теплую или более холодную часть спектра.

Сама по себе настройка - это лишь несколько нажатий кнопки: вам предстоит определиться с эффектом, который хочется получить, войти в настройки баланса белого, выбрать нужный режим и начать фотографировать.

Посмотрите, что происходит на фото, если использовать разные режимы.
Во время эксперимента небо затянуто облаками, хороший мягкий свет - прекрасно с точки зрения правильной цветопередачи.

Режим "Облачно" сделал кадр теплее, а оба "лампочных" режима - холоднее. Последняя вообще будто ночью сделана. Т.е. изменяя баланс белого(ББ), мы своего рода меняем оттенки на фото в теплую или холодную сторону.

Цель каждого из режимов - исправить недостатки освещения, ну или художественно подчеркнуть настроение, которое нам хотелось бы передать.
А теперь посмотрим, как это выглядит на практике.

В качестве источника света лампочка накаливания. Первую фотографию делаю с автоматическим ББ, для второй устанавливаю режим "Лампа накаливания".




В автоматическом режиме фото получается с желтоватым оттенком. Надо отметить цвета вполне соответствуют реальности, т.е. в свете этой лампы бумага имеет желтый оттенок.


Режим "Лампа накаливания" компенсирует избыток желтизны, заметно добавив холода. Так будто из теплой красной части мы перетащили фотографию в холодную синюю часть. И в итоге мы видим конверт таким, каким бы он был при свете дня.

А эти фотографии сделаны в свете люминесцентных ламп.

В автоматическом режиме цвета получились слишком холодными.
ББ "Люминесцентная лампа" делает цвета более теплыми, цветопередача не верная на все 100%, но близкая.

Режимы "лампы" дают самые ощутимые результаты, исправляют цветопередачу. Остальные добавляют "теплоты" в разной степени, и полезны для фото-сессий с участием людей и не только. Например, в хмурые пасмурные дни, когда хочется добавить чуточку теплых оттенков.
Как здесь:




Готовые настройки - это здорово и удобно. Но в какой-то момент их становится недостаточно или они не всегда справляются со своей задачей. Вы сами это поймете, если поэкспериментируете и будете ими пользоваться.
Однако, если в вашем арсенале "мыльница", то, скорее всего ваши возможности настройки баланса белого на этом заканчиваются.

У счастливых обладателей более серьезных фотоаппаратов все под контролем.

Здесь есть ручная настройка и (см. инструкцию к вашему фотоаппарату) возможность сохранять фотографии в "сыром" виде, т.е. в RAW формате.
настройке баланса белого (ББ) по серой карте. Большинство профессиональных фотографов избегают настраивать ББ по белому листу. Это происходит потому, что при производстве белой бумаги разными производителями используются разные отбеливатели, таким образом, белые листы отличаются оттенками, соответственно это приводит к нарушению цветового баланса. В последнее время, в цифровом фото широко используется серая карта для баланса белого . Производители серой карты (СК) гарантируют, что ее цвет есть сочетание белого и черного цветов в определенных заранее пропорциях (любые цветовые оттенки отсутствуют).

Наиболее популярная у фотографов, серая карта Kodak (18%) представляет собой две большие карты, размером приближенные к А4 и одну малую — приближенно к размеру А6. Карты двухсторонние — одна сторона серая (отражает 18% падающего света), вторая матовая белая (отражает 90%). Карты используются как для замера экспозиции, так и для настройки ББ. Кроме того в продаже имеются карты Canon (32% и 90%). В последнее время, производители стали выпускать карты, исключительно для настройки ББ в цифровом фото, например WhiBal — серая карта для баланса белого, на которую добавлены черные и белые вставки (кроме серого, можно регулировать еще и черный и белый цвет), а так же линейка с лучами по которой определяют уровень резкости и размеры. Из сравнительно недавнего ноу-хау — самоклеющиеся серые кружки и самосворачивающиеся карты.

Использование при фотографировании серой карты позволяет, как настраивать ББ в цифровой камере, так и корректировать цветовой баланс при последующей обработке кадра.

Использование серой карты для фотографирования.

Серую карту помещают рядом с объектом фотографирования. Очень важно, чтобы карта была освещена точно так же как и объект. Делаем один кадр, так, чтобы карта заполнила большую часть кадра. Далее, в меню камеры находим пункт «Баланс белого» («Пользовательский ББ»), камера предлагает выбрать кадр, по которому будут произведены настройки, выбираем кадр с нашей серой картой, следуя указаниям меню, по этому кадру выставляем «Пользовательский баланс». Наконец заходим в меню в перечень установок ББ, из всех вариантов выбираем «Пользовательский ББ» (его значок — два соединенных треугольника). С этого момента заданные вами настройки применяются для всех кадров. Следует помнить, что при изменении условий освещения, следует всю процедуру повторять. Вот почему настройки камеры с использованием серой карты применяют в основном при студийной съемке, когда для серии снимков свет выставляется один раз.

Использование серой карты при обработке в Photoshop. Делаем опять же кадр, размещая в нем серую карту. Следим за тем, чтобы свет на карту падал так же, как и на объект съемки. После чего делаем серию снимков для этих условий освещения. Сохраняем фотографии в формате RAW. Обрабатывая кадры в Photoshop, работаем с пипеткой «Баланс белого», пипеткой нужно «ткнуть» в серую карту на снимке. При этой процедуре карта на снимке становится действительно серой, «освобождается» от лишних оттенков. Следующим этапом — сохранение настроек: правой клавишей мыши кликнем на настроенный кадр, и выбираем в выпавшем меню «Скопировать настройки RAW». Сохраненные настройки можем применять ко всем снимкам серии (сделанным при одинаковых условиях освещения): выбираем нужный снимок, кликнем правой клавишей мыши и в выпавшем списке выбираем «Применить настройки RAW».

В заключении хочу подытожить:

1. Использование СК дает возможность более верно передать цвета и оттенки, нежели при использовании для настройки белого или черного цвета.
2. Использовать СК наиболее оптимально в условиях студийной съемки.
3. Для каждой серии снимков, сделанных при разных условиях освещения необходимо делать новый эталонный кадр с использованием СК.
4. СК можно использовать как для настройки камеры, так и для коррекции цветопередачи при обработке кадра.

источник: http://alexleoshko.com

НАСТРОЙКА БАЛАНСА БЕЛОГО. ПРОСТОЕ РУКОВОДСТВО

На бб можно повлиять с помощью изменений настроек фотоаппарата. Рассмотрим данные настройки на примере меню фотоаппаратов фирмы Canon. А точнее - на примере фотоаппарата Canon 600D - его меню во многом аналогично меню таких популярных моделей как 400D, 450D, 500D. 550D.


Как видно на картинке - с помощью данного меню Вы сможете сменить бб - либо пользуясь готовыми предустановками, либо выбрав собственные параметры этого значения. Не стоит использовать имеющиеся предустановки баланса белого цвета - без сильной на то необходимости, т.к. чаще всего фотоаппарат корректно работает с данным параметром - в автоматическом режиме, особенно на природе - при естественном освещении - учитывая все его нюансы.

Однако существует возможность настройки баланса белого цвета - вручную! Чаще всего этот тип настройки называют настройкой баланса белого цвета «по белому листу». Это дает возможность точно «подстроиться» под конкретный источник света. Вот как эта процедура описана в инструкции к фотоаппарату Canon 600D:

О том, как использовать аналогичную возможность на фотоаппаратах других фирм или моделей - вы сможете найти в инструкции по эксплуатации Вашего аппарата.

Но и это еще не все! Некоторые фотоаппараты (например, тот же Canon 600D) имеют возможность корректировать цветовой тон фотографии - без применения белого листа! В этом случае эффект получается подобным тому - как будто Вы перебираете цветные светофильтры. Следующая иллюстрация демонстрирует пример подобной настройки:

Некоторые фотоаппараты имеют также еще и «брекетинг баланса белого», это означает - что три фотографии сделанные подряд - будут иметь разный баланс белого (если Вы это разрешите в настройках) - для того чтобы по крайней мере хотя бы один из кадров «попал в точку». Этот режим применяется тогда, когда Вы не уверены в правильности настройки бб.

Но… и это еще не все! Если Вы фотографируете зеркалкой, то в нем наверняка есть функция съемки в формат RAW! Этот замечательный формат отличается тем, что снимая в него - по ходу съемки о балансе белого цвета можно не беспокоиться, ибо его можно будет как угодно изменить - позже, с помощью специальной программы. Обычно такие программы входят в комплект поставки любого зеркального фотоаппарата. Рекоендую использовать программу Adobe Camera Raw ( ACR )

Все, кто всерьез увлекается фотографией, представляют себе особенности самого процесса экспонирования светочувствительного элемента. И знают, что такое «отражательная способность 18%».

Разобраться этом помогает, собственно, серая карта (ее можно взять в любом фотомагазине). Фишка в том, что знающему человеку этот инструмент понадобится ровно 1 раз, а потом… Впрочем, не будем забегать вперед.

Как пользоваться серой картой?

Использовать серую карту нужно при съемке сюжетов, где явно преобладает или очень темные оттенки, или очень светлые. Например, сложные прически на темных волосах, лакированные поверхности, животные с темным окрасом. Или белоснежные пляжи, поля зимой платье невесты…

Экспозамер? Не направляйте объектив на сам сюжет, а сначала – на серую карту. Только убедитесь, что на нее падает тот же свет, что и на объект съемки. Измерьте свет, отражающийся от карты.

Когда фотографируете в режиме автоматической экспозиции, в программном или приоритета выдержки/диафрагмы, прежде, чем убирать серую карту, нужно сделать еще кое-что. Сначала запомните замер по карте (например, вы снимаете зимний пейзаж, и предлагаются настройки f16 1/100). Наведите камеру на тот же сюжет, сменив по очереди режимы приоритета. В режиме AV экспонометр предложит f16 1/200, а в режиме Tv (или S) настройки будут f22 и 1/100. Разницу с корректным экспонированием нужно будет учитывать!

Компенсировать экспозицию можно на значения: +2, +1, 0, -1, -1 или 2Х, 1Х, 0, 1/2Х, 1/4Х. Если Вы фотографируете снежную сцену в режиме автоэкспозиции, нужно задать компенсацию экспозиции+1 (смотря, на что вы снимаете, может быть написано и 1Х, мануал вам в помощь).

Если же в кадре темный предмет (допустим, черная кошка), установите компенсацию экспозиции -1 (1/2Х).

Как не пользоваться серой картой?

И вот вы счастливый обладатель незаменимого инструмента, который поможет вам всегда верно определять экспозицию для сложных сюжетов.

Теперь учтите, что серая карта пригодится, на самом деле, ровно 1 раз. А дальше можете пользоваться таким проверенным инструментом, как ладошка. Все просто, нужно только провести «калибровку» по руке. И ничего, что она у вас не серая. Фотоаппарату все равно.

Делается калибровка так: расположитесь на солнце, выставьте диафрагму f8, держите серую карту перед объективом. Настройте выдержку так, чтобы экспонометр показал правильную выдержку. Замените серую карту вытянутой вперед ладонью, экспонометр укажет, что экспозиция увеличена примерно на +2/3 или 1 шаг. Запомните показания.

Продолжаем калибровку по ладони: расположитесь в тени, диафрагму оставьте f8, держите серую карту перед объективом. Настройте выдержку, чтобы экспонометр снова показал, что все правильно. Снова подставьте ладонь. Запомните, насколько именно увеличенную экспозицию показывает камера.

Все просто: когда в следующий раз засомневаетесь, правильно ли выбрали параметры экспозиции, воспользуйтесь ладонью вместо серой карты, снимите показания. Экспозиция увеличена на то число, которое вы запоминали? Значит, все верно!

Прикол для профи : если экспозиция по серой карте и ладони разнится сильно (на 3, на 4 шага), значит вы держите руку на солнце, когда сюжет собрались снимать теневой. Или забыли снять белые перчатки.

Серая карта (grey card) – фотоаксессуар с неявной полезностью для любителей и однозначной функциональностью для профессионалов. Чаще всего используется для правильной установки баланса белого (ББ).

Почему серая при работе над балансом белого ? Нейтральный белый найти практически невозможно; серая же карта является эталоном средне-серого тона (18% серый находится ровно посередине между белым и черным, если принять весь диапазон яркостей равным пяти ступеням). Ее можно использовать в качестве точки отсчета, в «привязке» к которой будут выстроены остальные цвета.

В пленочное время серую карту использовали чаще для определения правильной экспозиции. "Серыми" карты Kodak стали где-то в начале 1950-х годов; до того Kodak рекомендовал для определения правильной экспозиции использовать желтый конверт от фотобумаги Кодак. Методика, однако, очень похожа на советы по использованию серой карты: «Расположите конверт из-под фотобумаги Eastman перед снимаемым объектом. Поднесите экспонометр к конверту, не закрывая его тенью, и считайте показания» (Kodak Reference Handbook 1941 года). Путаница (серая или желтая правильнее и лучше?) усугублялась тем, что фотоаппараты меряют экспозицию, исходя из 12% серого, а карты имеют 18% серый – разница в полступени. Я не использую серую карту при экспозамере. Однако, правильная экспонометрия в современных цифровых фотоаппаратах прямо связана с правильностью цветового баланса, поэтому используя серую карту для установки баланса белого, вы обязательно поможете экспонометру.

Серая карта в качестве инструмента для правильного баланса белого настоятельно рекомендуется, хотя и требует дополнительных телодвижений, времени и усилий. Но сначала чуть-чуть лирики.

Цвет, как его видит человек – это свет, отраженный от объекта. Свет от различных источников (солнце, луна, лампа, вспышка) отражается от объекта и воспринимается человеческим глазом, который передает информацию в мозг. Однозначного ответа, что и как там происходит до сих пор не найдено (см. Цвет: философские вопросы), но для этой статьи примем, что яблоко может быть красным, зеленым или желтым в зависимости от того, какие волны света отражаются от его поверхности в большей степени.

Мозг интерпретирует полученную зрительную информацию, и мы видим цвет близким к тому, каким он должен быть – хотя в реальности оттенки меняются в зависимости от цветового тона источника света. Лист бумаги для человеческого глаза останется белым; в реальности же в офисе под флюоресцентным светом он будет отдавать в синеву, под ярким солнцем он может иметь желтоватый оттенок, в комнате с лампами накаливания оттенок уйдет в красный. Человеческий глаз способен адаптироваться к изменению источника освещения и видеть цвета более или менее одинаковыми в разных условиях. Глаза и мозг непрерывно подстраивают "баланс белого". А у фотоаппарата возможности самостоятельно адаптироваться нет, он будет видеть все "как есть".

Соответственно, технике нужно помочь. Суть в том, что нужен эталонный цвет в изображении. Серая карта, учитывая отраженный свет и его цветовой тон, легко выполняет эту функцию. Фотоаппарат и компьютер способны по изображению серой карты определить, какие цвета отражаются сильнее, и внести соответствующие поправки, делая их «правильными»: белый – белым, серый – серым, кожу – естественной, траву - зеленой. Осознанные «ошибки» ББ - например, подчеркивание закатного золотого солнца – оставим для отдельной статьи.

Повторим: одним из способов выставления «правильного цвета» является включение в снимок эталонного цвета с заранее известным нейтральным значением (серой карты). Графический редактор/фотоаппарат способны привести цветовой баланс к правильному отображению эталона и «вытянуть» в соответствии с ним остальные цвета на фотографии.

Приняты два основных метода работы с серой картой: настройка непосредственно при съемке (многие фотоаппараты позволяют использовать снимок серой карты для установки пользовательского баланса белого прямо в фотоаппарате) и второй – при последующей обработке в графических редакторах (используется снимок с изображением серой карты).

Что лучше – постобработка или пользовательская настройка баланса белого? Серая карта отлично работает при постобработке, но я предпочитаю использовать настройку фотоаппарата. Во-первых, меньше времени уходит на обработку фотографий. Но главное: при съемке в искусственном освещении с правильно выставленным балансом белого намного точнее работает экспонометр фотоаппарата. Например, некоторые источники света обладают сильным красным тоном. При таком освещении и автоматическом балансе белого, проверка экспозиции по гистограмме может обмануть – фотографии покажутся переэкспонированными (красный сдвинет гистограмму вправо) и вы начнете компенсировать экспозицию, чтобы сдвинуть гистограмму левее, и в результате останетесь с недоэкспонированными (темными) фотографиями.

Итак, действие первое: сделайте снимок, на котором будет присутствовать серая карта. Не стоит впихивать серую карту в каждый снимок – при одинаковом освещении можно использовать один референсный снимок для постобработки целой серии фотографий, сделанных в одинаковых услових освещения. Далее:

Установки пользовательского баланса белого в фотоаппарате (внутрикамерная настройка ББ)

    Сфотографируйте серую карту рядом с объектом съемки так, чтобы она находилась в тех же условиях освещения, располагалась в центре кадра и занимала возможно большую его часть, чтобы фотоаппарат смог считать значения. Используйте автоматический баланс белого и P (программный автоматический) режим.

    В меню фотоаппарата выберите «пользовательский баланс белого». Фотоаппарат попросит указать на референсную фотографию. Выберите фотографию серой карты и подтвердите выбор, нажав “OK”.

    В установках фотоаппарата выберите иконку пользовательского баланса белого (custom white balance ) – баланс белого установлен.

    Не забудьте при изменении освещения поменять настройки, а по окончании сессии сбросить их (по своему опыту знаю, что ничто так не портит фотографии, как забытые с прошлой сессии настройки).

Процедура для разных моделей фотоаппаратов подробно описана в соответствующих Руководствах по эксплуатации.

Установка баланса белого по серой карте при постобработке.

Я использую инструмент настройки баланса белого в Adobe Camera Raw независимо от того, в Raw или Jpeg сделан снимок. Если вы используете фотографию серой карты в качестве основы для последующей обработки настройки баланса белого в графическом редакторе, не обязательно, чтобы изображение карты было расположено по центру кадра и занимало большую часть кадра. Нужно чтобы ее было видно и чтобы она находилась в том же освещении, что и объект съемки.

Схожий алгоритм используется в других графических редакторах.

Есть ситуации, в которых серая карта бесполезна: когда вы находитесь вдалеке от объекта съемки и не можете сфотографировать серую карту в том же освещении (например, при съемке сцены с галерки). В этом случае для настройки баланса белого можно использовать установки цветовой температуры. Сделайте пару снимков и оцените их на дисплее фотоаппарата: легче всего оценивать правильность баланса белого по оттенкам кожи и цвету волос. Меняйте значение цветовой температуры до достижения удовлетворительного результата. Окончательная правка – уже в графическом редакторе.

При смешанном освещении выставить баланс белого может оказаться практически невозможно, с серой картой или без нее. В этих случаях остается только стараться максимально исправить ситуацию: передвиньте объект съемки в место, где освещение наиболее однородно (если фотографируете людей – постарайтесь, чтобы их лица были в однородном освещении). Иногда не остается ничего другого, как использовать мощную вспышку, способную перебить другое освещение. В таком случае – ставьте предустановку баланса белого – «со вспышкой».

Купить серую карту не сложно. Сложнее не потратить неразумно много. Из продукции среднего ценового диапазона (пользуюсь сам) могу посоветовать DigiGrey . Недорогие серые карты выпускают наши китайские друзья (встречал Mennon и Flama ).

При отсутствии серой карты можно использовать в прямом смысле «подручные» средства. Слышал, что перегородки сумок LowePro близки по цвету к среднесерому.

Но главное – не забывайте о балансе белого: возьмите за правило использовать «автоматический» ББ только в идеальных условиях. Чаще используйте заданные предустановки баланса белого (они есть практически в любом цифровом фотоаппарате) – помогите своей технике.