Задачи на системы счисления
Найти сумму чисел 37 8 и 64 8 в восьмеричной системе счисления.
Найти сумму чисел 3A 16 и 64 8 в восьмеричной системе счисления.
Найти сумму чисел 37 8 и B4 16 в восьмеричной системе счисления.
Найти разность чисел 635 8 и 476 8 в восьмеричной системе счисления.
Чему равна сумма чисел 43 8 и 56 16 ?
Количество значащих нулей в двоичной записи десятичного числа 126 равно:
1) 1 2) 2 3) 3 4) 0
Перевести число 15FC 16 в десятичную систему счисления.
Перевести число 101101 2 в десятичную систему счисления.
Перевести число 101,11 2 в десятичную систему счисления.
Перевести десятичную дробь 0,1875 в двоичную и восьмеричную системы счисления.
Перевести двоичное число 110111101011101111 2 в шестнадцатеричную систему счисления.
Дано а = D7 16 , b = 331 8 . Какое из чисел c a < c < b ?
1) 11011001 2 2) 11011100 2 3) 11010111 2 4) 11011000 2
Количество цифр в двоичной записи десятичного числа, которое можно представить в виде 2 + 8 + 16 + 64 + 128 + 256 + 512, равно:
1) 7 2) 8 3) 9 4) 10
Укажите через запятую в порядке возрастания все числа, не превосходящие 25, запись которых в двоичной системе счисления оканчивается на 101. Ответ запишите в десятичной системе счисления.
Укажите через запятую в порядке возрастания все основания систем счисления, в которых запись числа 22 оканчивается на 4.
Укажите наименьшее основание системы счисления, в которой запись числа 19 трехзначна.
В системе счисления с некоторым основанием число 12 записывается в виде 110. Укажите это основание.
Десятичный код | |||||||
Шестнадцатеричный код |
Каков шестнадцатеричный код символа «q» ?
1) 71 16 2) 83 16 3) А1 16 4) В3 16
Сколько единиц в двоичной записи числа 195?
1) 5 2) 2 3) 3 4) 4
Количество значащих нулей в двоичной записи десятичного числа 128 равно:
1) 6 2) 7 3) 8 4) 0
Как представлено число 83 10 в двоичной системе счисления?
1) 1001011 2 2) 1100101 2 3) 1010011 2 4) 101001 2
Как представлено число 25 10 в двоичной системе счисления?
1) 1001 2 2) 11001 2 3) 10011 2 4) 11010 2
Сколько единиц в двоичной записи десятичного числа 194,5?
1) 5 2) 6 3) 3 4) 4
Вычислите сумму двух двоичных чисел x и y , если x = 1010101 2 и y = 1010011 2 .
1) 10010110 2 2) 11001010 2 3) 10100110 2 4) 10101000 2
Вычислите значение суммы 10 2 + 10 8 + 10 16 в двоичной системе счисления.
1) 10100010 2) 11110 3) 11010 4) 10100
Вычислите сумму чисел X и Y , если X = 110111 2 , Y = 135 8 . Результат представьте в двоичном виде.
1) 11010100 2) 10100100 3)10010011 4) 10010100
Значение выражения 10 16 + 10 8 ·10 2 в двоичной системе счисления равно:
1) 1010 2 2) 11010 2 3) 100000 2 4) 110000 2
Дано а = 57 16 , b = 167 8 . Какое из чисел c , записанных в двоичной системе, отвечает условию a < c < b ?
1) 1000110 2 2) 1000111 2 3) 1100111 2 4) 1110111 2
Дано а = 212 8 , b = 143 16 . Какое из чисел c , записанных в двоичной системе, отвечает условию a < c < b ?
1) 110000110 2) 100100011 3) 101100011 4) 1110111
Дано А = 9D 16 , B = 237 8 . Какое из чисел C , записанных в двоичной системе, отвечает условию A < C < B?
1) 10011010 2) 10011110 3) 10011111 4) 11011110
В таблице ниже представлена часть кодовой таблицы ASCII:
Десятичный код | |||||||
Шестнадцатеричный код |
Каков шестнадцатеричный код символа «p»?
1) 71 2) 70 3) А1 4) В3
В таблице ниже представлена часть кодовой таблицы ASCII:
Десятичный код | |||||||
Шестнадцатеричный код |
Каков шестнадцатеричный код символа «R»?
1) A0 2) 72 3) А2 4) 52
Укажите через запятую в порядке возрастания все десятичные числа, не превосходящие 25, запись которых в системе счисления с основанием 4 оканчивается на 11.
Укажите через запятую в порядке возрастания все основания систем счисления, в которых запись числа 23 оканчивается на 2.
В системе счисления с некоторым основанием десятичное число 49 записывается в виде 100. Укажите это основание.
Укажите через запятую в порядке возрастания все десятичные числа, не превосходящие 80, запись которых в системе счисления с основанием 5 оканчивается на 10.
Укажите через запятую в порядке возрастания все основания систем счисления, в которых запись числа 29 оканчивается на 5.
В системе счисления с некоторым основанием десятичное число 129 записывается в виде 1004. Укажите это основание.
Укажите через запятую в порядке возрастания все основания систем счисления, в которых запись числа 40 оканчивается на 4.
Укажите, сколько раз используется цифра 3 при записи чисел 13, 14, 15, …, 22, 23 в системе счисления с основанием 4.
Укажите, сколько раз используется цифра 2 при записи чисел 13, 14, 15, …, 22, 23 в системе счисления с основанием 3.
системой остатков p 1 =3, p 2 =5, p p 1 ∙p 2 ∙p A A = (1, 4, 5). Укажите, какая из записей соответствует числу 5, записанному в системе остатков с основаниями 3, 5, 7.
1) (3, 0, 2) 2) (2, 0, 2) 3) (2, 0, 5) 4) (5, 5, 5)
В непозиционной системе счисления, которая называется системой остатков (СО), в качестве оснований выбираются взаимно простые числа, например, p 1 =3, p 2 =5, p 3 =7. При этом диапазон однозначного представления чисел равен произведению оснований (в приведенном примере p 1 ∙p 2 ∙p 3 = 105, т. е. однозначно представляются все числа от 0 до 104). Любое число в этом диапазоне записывается остатками от целочисленного деления этого числа на выбранные основания. Например, число A = 19 запишется в СО с основаниями 3, 5, 7 так: A = (1, 4, 5). Укажите, какая из записей соответствует числу 3, записанному в системе остатков с основаниями 3, 5, 7.
1) (3, 0, 0) 2) (0, 3, 3) 3) (0, 2, 4) 4) (3, 3, 3)
В саду 100 фруктовых деревьев - 14 яблонь и 42 груши. Найдите основание системы счисления, в которой указаны числа.
Найдите основание системы счисления, в которой выполнено следующее сложение: 144 + 24 = 201.
Найдите основание системы счисления, в которой выполнено следующее умножение: 3213 = 1043.
Дано
А=95 16 ,
B=227 8 .
Какое из чисел C, записанных в двоичной
системе, отвечает условию A
1) 10011010 2) 10010111 3) 10010110 4) 11010110
Вычислите сумму чисел x и y при x = 1D 16 , y = 72 8 .
1) 10001111 2 2) 1100101 2 3) 101011 2 4) 1010111 2
Укажите через запятую в порядке возрастания все десятичные числа, не превосходящие 32, запись которых в системе счисления с основанием три оканчивается на 10.
Запишите число 567 8 в двоичной системе счисления.
1) 101111101 2 2) 100110111 2 3) 101110111 2 4) 1000110111 2
Укажите через запятую в порядке возрастания все десятичные числа, не превосходящие 100, запись которых в системе счисления с основанием 5 оканчивается на 11.
Дано а = 252 8 , b = AC 16 . Какое из чисел c , записанных в двоичной системе, отвечает условию a < c < b ?
1) 10101011 2) 10101010 3) 10101111 4) 10101100
Вычислите сумму чисел x и y , при x = A6 16 , y = 75 8 .
Результат представьте в двоичной системе счисления.
1) 11011011 2 2) 11110001 2 3) 11100011 2 4) 10010011 2
В системе счисления с некоторым основанием число 17 записывается в виде 101. Укажите это основание.
Сколько единиц содержится в двоичной записи десятичного числа 173?
1) 7 2) 5 3) 6 4) 4
Вычислите сумму чисел x и y , при x = A1 16 , y = 1101 2 . Результат представьте в десятичной системе счисления.
1) 204 2) 152 3) 183 4) 174
Укажите через запятую в порядке возрастания все основания систем счисления, в которых запись числа 39 оканчивается на 3.
Даны два числа: a = DD 16 , b = 337 8 . Какое из чисел c , записанных в двоичной системе, удовлетворяет неравенству a < c < b ?
1) 11011110 2) 10111010 3) 11101101 4) 11101111
Чему равна сумма чисел x и y , если x = 2D 16 , y = 57 8 .
1) 10000100 2 2) 1011100 2 3) 272 8 4) 84 16
Укажите через запятую в порядке возрастания все десятичные числа, не превосходящие 30, запись которых в системе счисления с основанием 5 оканчивается на 3.
Порядок выполнения
4. reklama.bmp с рекламным проспектом фирмы.
5. Демонстрация преподавателю файлов otkr_23 иotkr_8 , содержащих поздравительные открытки.
Лабораторная работа 2
РАБОТА В ТЕКСТОВОМ ПРОЦЕССОРЕ WORD: ПАРАМЕТРЫ СТРАНИЦЫ, ШРИФТЫ, СПИСКИ
Цель работы: научиться устанавливать параметры страницы, использовать различные шрифты, работать со списками в
Задание 1
Оформить в текстовом процессоре Word следующий текст:
Слово "банк" происходит от латинского слова "banko" – скамья, лавка менялы. Первые банкиры – ростовщики и менялы
– появились уже в древнем мире. Тогда было широко распространено ростовщичество, то есть одалживание денег под проценты. Разность между той суммой, которую возвращали ростовщику, и той, которую первоначально у него взяли, называлась лихвой. Так, в Древнем Вавилоне лихва составляла 20 % и более! Таким образом, ремесленник, взявший у ростовщика 1000 денежных единиц сроком на 1 год, возвращал ему по прошествии года не менее 1200 этих же денежных единиц.
Первые настоящие банки были основаны в Венеции в 1171 г. и в Генуе в 1320 г. В XIV – XV вв. банки широко распространились в Западной Европе. В России первые банки появились в 1774 г. Эти учреждения давали деньги в долг королям, князьям, купцам, ремесленникам, финансировали дальние путешествия, завоевательные походы, возведение крупных сооружений и т.д.
Современные банки аккумулируют деньги, ценные бумаги, предоставляют кредит (деньги, которые банк предоставляет заемщику), осуществляют взаимные расчеты, выпускают деньги и ценные бумаги, осуществляют операции с золотом, иностранной валютой и т.д. Тех, кто помещает деньги в банк, финансисты называют вкладчиками, а сами вклады называют депозитами.
Порядок выполнения работы
Что сделать | Как сделать |
|
1. Вызвать текстовый редактор | ПУСК / ПРОГРАММЫ / Word |
|
ПРАВКА / ВЫДЕЛИТЬ ВСЕ |
||
ФАЙЛ / ПАРАМЕТРЫ СТРАНИЦЫ |
||
В карточке ПОЛЯ задать размер каждого поля по 2 см |
||
Щ.л.к.м. на ОК |
||
ФОРМАТ / ШРИФТ |
||
В карточке ШРИФТ |
||
в поле ШРИФТ выбрать Times New Roman |
||
в поле НАЧЕРТАНИЕ выбрать ОБЫЧНЫЙ |
||
в поле РАЗМЕР выбрать 14 |
||
Щ.л.к.м. на ОК |
||
Щ.л.к.м. на кнопке По ширине |
||
Щ.л.к.м. для снятия выделения |
||
3. Установить отступ абзаца на 1,25 | ФОРМАТ / АБЗАЦ |
|
В карточке ОТСТУПЫ и ИНТЕРВАЛЫ в поле ПЕРВАЯ СТРОКА |
||
выбрать ОТСТУП, |
||
в поле НА набрать 1,25 |
||
Что сделать | Как сделать | |||||||
Набрать текст задачи 1 (см. | Для постановки точки нажать клавишу | |||||||
Примечание) | Для постановки запятой нажать одновременно клавишу | и клавишу |
||||||
Для постановки кавычек нажать одновременно клавишу с цифрой 2 и |
||||||||
клавишу SHIFT | ||||||||
Для переключения алфавита щ.л.к.м. в нижней строке экрана по кнопке |
||||||||
и выбрать соответствующий алфавит, щ.л.к.м . по нему |
||||||||
Выделить курсивом те слова, | Установить курсор на слово | |||||||
которые являются определениями в | Щ.л.к.м . на кнопке Курсив | |||||||
Озаглавить | (заголовок | Установить курсор в начале первой строки текста и нажать клавишу |
||||||
располагается по центру) |
2. Щ.л.к.м . на кнопке Полужирный
3. Написать заголовок текста
4. Щ.л.к.м . на кнопке По центру
7. Составить и набрать в Word 1. Установить курсор на последнюю строку текста и нажать клавишу развернутый план приведенного в ENTER
задаче 1 текста вида: | Набрать по центру текст: РАЗВЕРНУТЫЙ ПЛАН и нажать клавишу |
||
Щ.л.к.м . на кнопке По ширине |
|||
Включитьнумерацию, щ.л.к.м . накнопке |
|||
Набрать первый пункт плана и нажать клавишу ENTER |
|||
Включитьмаркеры, щ.л.к.м . накнопке |
|||
Набрать текст подпунктов. В конце каждого пункта нажимать клавишу |
|||
Остальные пункты набрать по аналогии, применяя ФОРМАТ ПО |
|||
установить курсор на строку, формат которой требуется применить |
|||
щ.л.к.м. на кнопке |
|||
переместить курсор-совок на строку, к которой необходимо применить |
|||
формат ищ.л.к.м . |
Что сделать | Как сделать |
||||
8. Создать | терминов, | Установить курсор в конец последней строки и нажать клавишу ENTER |
|||
встречающихся в тексте (все | Набрать по центру текст: СЛОВАРЬ и нажать клавишу ENTER |
||||
определяемые | Найти в тексте определяемое понятие |
||||
быть написаны | в именительном | Выделить нужные слова, удерживая нажатой л.к.м . |
|||
падеже, единственном числе и | Скопировать выделенный фрагмент, нажав кнопку КОПИРОВАТЬ |
||||
начинаться с заглавной буквы) | Вставить фрагмент в нужное место, нажав кнопку ВСТАВИТЬ |
||||
Сформировать определение, поставив определяемое слово на первое |
|||||
выделить слово, нажав и удерживая л.к.м .
зафиксировать выделение, отпустив л.к.м .
подвести курсор к выделенному слову, нажать л.к.м. и, удерживая ее, переместить курсор-конверт в нужное место
8. Повторитьшаги3 – 7 дляостальныхпонятий
9. Выделить полужирным шрифтом все определяемые понятия
9. Отсортировать словарь по алфавиту 1. Выделить весь словарь без заголовка, нажав и удерживая л.к.м .
2. ТАБЛИЦА / СОРТИРОВКА
3. В карточке СОРТИРОВКА ТЕКСТА щ.л.к.м . на значении ПО ВОЗРАСТАНИЮ
Щ.л.к.м. на ОК |
||
Что сделать | Как сделать |
|
под именем lab_2 в папке lab_2 | ||
Создать папку lab_2, щ.л.к.м. на кнопке |
||
Набрать имя lab_2 |
||
Войти в папку lab_2, выделив ее щ.л.к.м ., и нажав клавишу ENTER |
||
В строке ИМЯ ФАЙЛА набрать имя lab_2 |
||
В строке ТИП ФАЙЛА выбрать Документ Word |
||
Примечание Среди правил , предъявляемых коформлению текста, важны правила оформления знаков препинания. Для
большинства знаков препинания справедливо следующее правило: пробел перед знаком недопустим, после знака – обязателен.
Пример оформления знаков препинания в тексте
Знаки препинания | Оформление в тексте |
|
слово. Слово |
||
слово, слово |
||
Двоеточие | слово: слово |
|
Точка с запятой | слово; слово |
|
Многоточие | слово... Слово |
|
Вопросительный знак | слово? Слово |
|
Восклицательный знак | слово! Слово |
|
Знаки-исключения | ||
слово – слово |
||
слово-слово |
||
Скобка открывающаяся | слово (слово |
|
Скобка закрывающаяся | слово) слово |
|
слово "слово" слово |
||
Оформить в Word следующий текстовый фрагмент:
Информатика
Информатика
Информатика
Информатика
Информатика
Информатика
Отчет по работе № 2
1. Демонстрация преподавателю файла lab_2.doc , содержащего:
текст задания 1 с отцентрированным заголовком, курсивным выделением определяемых понятий;
развернутый план, состоящий не менее чем из трех пунктов;
отсортированный словарь понятий.
2. Распечатка текста задания 2 с описанием последовательности действий по его выполнению (оформление см. "Отчет по работе № 1", п. 3).
Лабораторная работа 3
РАБОТА В ТЕКСТОВОМ ПРОЦЕССОРЕ WORD: ФОРМУЛЫ, ИНДЕКСЫ, СПЕЦСИМВОЛЫ
Цель работы: научиться работать с редактором формул, индексами, вставлять различные символы в документ Word.
Задание 1
Оформить в Word следующий текст:
Функция спроса на некоторый товар имеет вид q = 60− 625+ p .
Найти:
1) область определения (D f ) и множество значений (Ef ) функции спроса;
2) объем спроса при p 1 = 100, p2 = 1000, p3 = 2000;
3) функцию p = f –1 (q).
При p ≥ 0 из условия | 60 − 625+ p ≥ 0 получаем 0≤ p≤ 2975, поэтому Df | Из убывания функции |
||||||||
q =60 − | 625 + p | для значений p, таких, что 0 ≤ p≤ 2975, следует, что q и поэтому Ef = . | ||||||||
q 1 =60 − | ≈ 33,07 ; | q 2 =60 − | 1625 ≈ 19,69 ; | q 3 = 60− 2625≈ 8,76 . | ||||||
Из уравнения | q =60 − | 625 + p | найдем p. Для этого возведем в квадрат обе части уравнения | 625 + p = 60− q , где |
||||||
= (60 – q)2 . Отсюда p = q2 – 120q + 2975, q ; p . Схематическое изображение зависимости спроса от цены и цены от спроса приведено на рис. 1.
Рис. 1. Схематическое изображение зависимости спроса от цены и цены от спроса |
||||
Порядок выполнения работы |
||||
Что сделать | Как сделать |
|||
Вызвать текстовый редактор | ПУСК / ПРОГРАММЫ / Word |
|||
Установить параметры страницы и | См. лаб. работу 2, п. 2 |
|||
Набрать первый абзац текста | Для записи формул использовать редактор формул, вызов которого |
|||
задания 1: | осуществляется щ.л.к.м. |
||||
некоторый | по кнопке РЕДАКТОР ФОРМУЛ. |
||||
товар имеет вид q = 60− | 625 + p | Если кнопка отсутствует на верхней панели инструментов, необходимо |
|||
сделать следующее: |
|||||
примечании) | СЕРВИС / НАСТРОЙКА … |
||||
В карточке НАСТРОЙКА выбрать поле |
|||||
Щ.л.к.м. на категории ВСТАВКА |
|||||
Что сделать | Как сделать |
||||
3. Набрать | абзац текста | Щ.л.к.м. на соответствующей команде |
|||
задания 1: | |||||
некоторый | |||||
товар имеет вид q = 60− | 625 + p | ||||
(Работу с редактором формул см. в | |||||
примечании) |
5. Удерживая л.к.м. , перетащить курсор-конверт на верхнюю панель инструментов, например, справа от кнопки ПО ШИРИНЕ
6. Отпустить л.к.м.
Закрыть карточку НАСТРОЙКА, щ.л.к.м. на ЗАКРЫТЬ
4. Расставить индексы (верхние и 1. Выделить соответствующий символ, щ.л.к.м. по нему
нижние) во втором абзаце текста | Щ.л.к.м . на кнопке НИЖНИЙ ИНДЕКС или ВЕРХНИЙ ИНДЕКС |
|
Если соответствующей кнопки нет в верхнем меню, активизировать ее на |
||
панели по аналогии с кнопкой РЕДАКТОР ФОРМУЛ (см. п. 3), но в категории |
||
5. Набрать третий абзац текста | Для вставки спецсимволов ≥ ,≤ , и др. |
|
(использовать операции вставка, | необходимо выполнить следующее: |
|
копирование, формат по образцу) | ВСТАВКА / СИМВОЛ… |
|
В карточке СИМВОЛ выбрать шрифт Symbol, щ.л.к.м . по нему |
||
Щ.л.к.м . в поле СИМВОЛ на соответствующем символе |
||
Что сделать | Как сделать |
5. Набрать третий абзац текста 4. Щ.л.к.м . на ВСТАВИТЬ (использовать операции вставка, копирование, формат по образцу)
2. Вызвать графический редактор (ПУСК / ПРОГРАММЫ / СТАНДАРТНЫЕ
3. Изобразить график, используя инструменты ЛИНИЯ, ТЕКСТ, ВЫДЕЛЕНИЕ, ЭЛЛИПС
2. Установить курсор в нужную строку (перед словами рис. 1)
3. ВСТАВКА / РИСУНОК / ИЗ ФАЙЛА…
4. В карточке ДОБАВИТЬ РИСУНОК в поле ПАПКА выбрать папку lab_3 с диска А, щ.л.к.м. по ней дважды
5. Выбрать файл с именем ris_1, щ.л.к.м. по нему
Примечание
При работе с редактором формул используются следующие символы и шаблоны:
При вызове редактора формул появляется поле вида :
В поле с клавиатуры набираются буквы русского и английского алфавитов, выбираются шаблоны редактора
Важно! При работе с шаблонами редактора сначала выбирается нужный шаблон, а затем в него вставляются другие символы редактора или символы с клавиатуры.
Для завершения работы с редактором формул необходимо щ.л.к.м. вне поля редактора.
Задание 2
Создать собственную панель инструментов в Word, содержащую кнопки СОЗДАТЬ, СОХРАНИТЬ, ВСТАВИТЬ, КОПИРОВАТЬ. Продемонстрировать созданную панель преподавателю.
Примечание
2. В карточке НАСТРОЙКА выбрать вкладку ПАНЕЛИ ИНСТРУМЕНТОВ и щ.л.к.м. на кнопке СОЗДАТЬ.
3. Набрать с клавиатуры имя панели инструментов (свою фамилию) и щ.л.к.м. на ОК.
4. Перенести на созданную панель необходимые кнопки, перейдя во вкладку КОМАНДЫ (см. п. 3 задания 1, шаги 4 –
5. Отключить панели инструментов СТАНДАРТНАЯ и ФОРМАТИРОВАНИЕ, убрав
6. Закрыть карточку настройка, щ.л.к.м. на ЗАКРЫТЬ.
7. Перенести созданную панель инструментов в верхнее меню.
8. Выбрать меню СЕРВИС / НАСТРОЙКА…
9. В карточке НАСТРОЙКА выбрать вкладку ПАНЕЛИ ИНСТРУМЕНТОВ.
10. Выделить созданную панель инструментов щ.л.к.м.
11. Удалить созданную панель инструментов, щ.л.к.м. на кнопке УДАЛИТЬ.
12. Включить панели инструментов СТАНДАРТНАЯ и ФОРМАТИРОВАНИЕ, поставив щ.л.к.м. соответствующие флажки во вкладке ПАНЕЛИ ИНСТРУМЕНТОВ.
13. Закрыть карточку настройка, щ.л.к.м. на ЗАКРЫТЬ.
Отчет по работе № 3
1. Демонстрация преподавателю файла lab_3.doc , содержащего:
текст задания 1;
рисунок 1, созданный в графическом редакторе Paint.
2. Распечатка последовательности действий по работе с редактором формул при выполнении задания 1 (оформление см. "Отчетпоработе№1", п. 3).
Лабораторная работа 4
РАБОТА В ТЕКСТОВОМ ПРОЦЕССОРЕ WORD: ТАБЛИЦЫ, РИСОВАНИЕ, ОБЪЕКТЫ WORDART
Цель работы: научиться работать с таблицами, использовать графические возможности Word.
Задание 1
1. Создать и заполнить в Word следующую таблицу:
Таблица 1 |
||||
Наименование банка | Величина нового вклада, р. | Обязательные | Свободные |
|
резервы, р. | резервы, р. |
|||
2. Добавить в таблицу еще одну строку и заполнить ее, придумав название банка, величины вклада и резервов.
Порядок выполнения работы
Что сделать | Как сделать |
||
Вызвать текстовый процессор Word | ПУСК / ПРОГРАММЫ / Word |
||
Установить параметры страницы и | См. лаб. работу 2, п. 2 |
||
Добавить таблицу | ТАБЛИЦА / ДОБАВИТЬ ТАБЛИЦУ… |
||
Что сделать | Как сделать |
||
Добавить таблицу | В карточке ВСТАВКА ТАБЛИЦЫ в поле ЧИСЛО СТОЛБЦОВ набрать 4, |
||
в поле ЧИСЛО СТРОК – 7 |
Щ.л.к.м. на ОК | ||||||
Установить | ячейках таблицы | Подвести курсор мыши к левому верхнему углу таблицы, чтобы он |
||||
равнение ПО ЦЕНТРУ | принял формы | |||||
закрашенной стрелки Ð | ||||||
Нажать л.к.м . и удерживая ее, переместить курсор-стрелкув правый |
||||||
верхний угол таблицы(в результате таблица выделится черным цветом) |
||||||
Отпустить л.к.м. | ||||||
Щ.л.к.м . на кнопке ПО ЦЕНТРУ | ||||||
Снять выделение, щ.л.к.м. вне таблицы | ||||||
Заполнить таблицу | Перемещение из ячейки в ячейку осуществляется клавишей | |||||
клавишами- | ||||||
стрелками | ||||||
Установить курсор справа от последней строки таблицы | ||||||
заполнить | соответствующими | Нажать клавишу ENTER | ||||
Заполнить строку | ||||||
7. Удалить третью строку таблицы 1. Поместить курсор на свободное поле слева от удаляемой строки, чтобы он принял формы наклонной стрелки
2. Выделить удаляемую строку, щ.л.к.м .
3. ТАБЛИЦА / УДАЛИТЬ СТРОКИ
Задание 2
1. Оформить в Word таблицу вида:
Таблица 2 |
|||||
Величина | |||||
обязательных резервов | свободных резервов |
||||
S0 (1 – p) |
|||||
S0 (1 – p) | S0 (1 – p) p | S0 (1 – p)2 | |||
A3 Как сделать |
|||||
Создать таблицу 2 | См. пп. 3 – 4 задания 1, задав соответствующее число строк и столбцов |
||||
Объединить ячейки (2, 3, 4) в первой | Подвести курсор ко второй ячейке первой строки, чтобы он принял |
||||
строке таблицы | форму наклонной стрелки Ò |
||||
Выделить объединяемые ячейки, нажав и удерживая л.к.м . |
|||||
Отпустить л.к.м . |
|||||
Щ.п.к.м. внутри выделения |
|||||
В появившемся меню выбрать пункт |
|||||
ОБЪЕДИНИТЬ ЯЧЕЙКИ |
|||||
Снять выделение, щ.л.к.м . вне таблицы |
|||||
Объединить первые ячейки первой и | |||||
второй строк | |||||
Заполнить таблицу 2 | См. п. 5 задания 1 |
||||
Добавить в таблицу еще одну строку, | Установить курсор в начало последней строки таблицы |
||||
заполнить ее соответствующими | ТАБЛИЦА / ДОБАВИТЬ СТРОКИ |
||||
Заполнить строку соответствующими |
|||||
формулами |
|||||
Задание 3 |
Изобразить, используя РИСОВАНИЕ в Word, следующую схему:
Порядок выполнения работы
Что сделать | Как сделать |
||||
Активизировать | Щ.л.к.м. на кнопке РИСОВАНИЕ | ||||
РИСОВАНИЕ | |||||
Изобразить блок "вкладчики" | Щ.л.к.м . по кнопке НАДПИСЬ | ||||
расположенной в нижнем меню | |||||
Установить курсор-крест на белое поле, нажатьл.к.м . и растянуть |
|||||
прямоугольник до нужного размера | |||||
Отпустить л.к.м . | |||||
Набрать текст внутри прямоугольника |
|||||
Сделать обрамление текстового фрагмета: |
установить курсор на заштрихованную рамку
вызвать контекстное меню, щ.п.к.м .
выбрать пункт ФОРМАТ НАДПИСИ…
в карточке ЦВЕТА и ЛИНИИ установить ЧЕРНЫЙЦВЕТв полеЛИНИИ и щ.л.к.м . наОК
Продолжение табл.
3. Изобразить блоки "банк" и См. п. 2 "заемщики"
3. Отпустить л.к.м .
4. Для рисования новой стрелки повторить действия 1 – 3
Изобразить линии | Щ.л.к.м . по кнопке ЛИНИЯ, расположенной в нижнем меню |
|||||
Повторить шаги 2 – 4 п. 4 | ||||||
Сделать соответствующие надписи | Щ.л.к.м . по кнопке НАДПИСЬ | |||||
расположенной в нижнем меню | ||||||
Повторить шаги 2 – 5 п. 2, но без обрамления текста (установить НЕТ в |
||||||
поле ЛИНИИ карточки ФОРМАТ НАДПИСИ) |
||||||
Разместить | Выделить надпись, щ.л.к.м . по ней | |||||
соответствующих | Установить курсор на рамку, чтобы |
|||||
стрелками) | появился крест со стрелками | |||||
Нажать л.к.м. и удерживая ее, переместить прямоугольник в нужное |
||||||
Отпустить л.к.м. | ||||||
Отредактировать | Выделить нарисованную схему, удерживая л.к.м. |
|||||
графическом редакторе Paint | Скопировать схему, щ.л.к.м. на кнопке КОПИРОВАТЬ |
|||||
3. Свернуть окно Word и вызвать Paint (см. лаб. работу 3, п. 7, шаги 1 – 2)
4. ПРАВКА / ВСТАВИТЬ
5. Подтвердить увеличение размеров рисунка, щ.л.к.м. на кнопке ДА
Продолжение табл. |
||||
Что сделать | Как сделать |
|||
8. Отредактировать | Отредактировать схему |
|||
графическом редакторе Paint | ||||
указав тип файла МОНОХРОМНЫЙ (см. лаб. работу 1, п. 25) |
9. Вставить в документ рисунок sxema 8. Перейти в окно Word и вставить рисунокsxema (см. лаб. работу 3, п. 8)
9. Удалить схему, созданную объектами WordArt, выделив ее и нажав клавишу DELETE
Задание 4
В новом документе Word создать фирменный блок (логотип и название фирмы) с помощью объектов WordArt, сохранив его на своей дискете под именем firm_blok в папкеlab_4 . Описать последовательность действий при его создании.
Примечание
1. Фирменный блок – композиция логотипа и фирменного знака с надписями, содержащими наименование компании, адрес и телефоны, а также лозунг – слоган, отражающий стиль, цель и движущие мотивы фирмы.
2. ИспользоватькнопкиСОЗДАТЬ иДОБАВИТЬОБЪЕКТWordArt.
Отчет по работе № 4
1. Демонстрация преподавателю файла lab_4.doc , содержащего.
Как по шагам решить эту задачу?
Шаг 1.
В алфавите, согласно условию задачи, ровно 12 символов.
Шаг 2.
Давайте посмотрим, сколько нужно минимум выделить бит на 1 символ из алфавита, состоящего из 12 символов.
Если бы мы выделили 1 бит информации, то он бы смог закодировать 1 символ алфавита, состоящего не более чем из 2 символов. А у нас их 12. Значит, 1 бита мало.
Значит, для кодирования 1 символа данного алфавита достаточно 4 бит.
Шаг 3.
Шаг 4.
Шаг 5
Шаг 6
На уроке рассматривается решение 13 задания ЕГЭ по информатике
13 тема — «Количество информации» — характеризуется, как задания повышенного уровня сложности, время выполнения – примерно 3 минуты, максимальный балл — 1
N = 2 i
Q = 2 K I = N * K
Рассмотрим пример с использованием одновременно двух формул:
Пример:
Объем сообщения – 7,5 Кбайт
7680 символов
. Какова мощность алфавита?
I = N*K;
I
— объем сообщения = 7,5 Кбайт;
N
— количество символов = 7680;
K
— количество бит на 1 символ
\[ K= \frac {7,5 * 2^{13}}{7680} = \frac {7,5 * 2^{13}}{15 * 2^9} = \frac {7,5 * 16}{15} = 8 \]
т.е. K = 8 бит на 1 символ
Q = 2 K
K
— количество бит для хранения одного символа из Q
вариантов символов (= 8)
Q
— мощность алфавита, т.е. количество вариантов символов
2 8 = 256 различных символов
256 символов — это и есть мощность
Ответ: 256
* также приняты другие обозначения: N = 2 i
Пример:
На производстве работает автоматическая система информирования склада о необходимости доставки в цех определенных групп расходных материалов. Система устроена так, что по каналу связи на склад передается условный номер расходных материалов
(при этом используется одинаковое, но минимально возможное количество бит в двоичном представлении этого числа). Известно, что был послан запрос на доставку 9 групп
материалов из 19 используемых
на производстве. Определите объем посланного сообщения
(Ответ дайте в битах)
K
— количество бит для хранения одного номера группы материалов
Q
— общее количество номеров для различных групп расходных материалов = 19
I = N*K;
I
— объем сообщения = ? бит;
N
— количество передаваемых номеров групп (= 9);
K
— количество бит на 1 номер (= 5)
Ответ: 45
ЕГЭ по информатике 2017 задание 13 ФИПИ вариант 1 (Крылов С.С., Чуркина Т.Е.):
7 33 -символьного алфавита. В базе данных для хранения сведений о каждом пользователе отведено одинаковое и минимально возможное целое число байт бит . Кроме собственного пароля, для каждого пользователя в системе хранятся дополнительные сведения, для чего выделено целое число байт; это число одно и то же для всех пользователей.
Для хранения сведений о 60 пользователях потребовалось 900 байт.
Сколько байт выделено для хранения дополнительных сведений об одном пользователе?
В ответ запишите только целое число — количество байт.
Результат: 9
Пошаговое решение данного 13 задания ЕГЭ по информатике также доступно в видеоуроке:
ЕГЭ 2017 сборник Д.М. Ушакова «10 тренировочных вариантов…» вариант 1:
Кабельная сеть проводит голосование среди зрителей о том, какой из четырех фильмов они хотели бы посмотреть вечером. Кабельной сетью пользуются 2000
человек. В голосовании участвовало 1200
человек.
Каков объем информации (в байтах
), записанный автоматизированной системой голосования?
Результат: 300
ЕГЭ 2017 сборник Д.М. Ушакова «10 тренировочных вариантов…» вариант 6:
При регистрации в компьютерной системе каждому пользователю выдается пароль, состоящий из 15 символов и содержащий только символы из 12 -символьного набора A, B, C, D, E, F, G, H, I, K, L, M, N . В базе данных для хранения сведений о каждом пользователе отведено одинаковое и минимально возможное целое число байт . При этом используют посимвольное кодирование паролей, все символы кодируют одинаковым и минимально возможным количеством бит . Кроме собственно пароля, для каждого пользователя в системе хранятся дополнительные сведения, для чего отведено 12 байт на одного пользователя.
Определите объем памяти (в байтах
), необходимый для хранения сведений о 30
пользователях.
В ответе запишите только целое число — количество байт.
✍ Решение:
Результат: 600
Пример решения данного задания ЕГЭ доступно в видеоуроке:
ЕГЭ 2017 сборник Д.М. Ушакова «10 тренировочных вариантов…» вариант 10:
Репетиционный экзамен в школе сдают 105 человек. Каждому из них выделяют специальный номер, идентифицирующий его в автоматической системе проверки ответов. При регистрации участника для записи его номера система использует минимально возможное количество бит , одинаковое для каждого участника.
Каков объем информации в битах
, записанный устройством после регистрации 60
участников?
✍ Решение:
Результат: 420
Пример решения данного задания ЕГЭ доступно в видеоуроке:
13 задание. Демоверсия ЕГЭ 2018 информатика:
10 символов. В качестве символов используют прописные буквы латинского алфавита, т.е. 26 различных символов. В базе данных для хранения каждого пароля отведено одинаковое и минимально возможное целое число байт . При этом используют посимвольное кодирование паролей, все символы кодируют одинаковым и минимально возможным количеством бит .
Определите объём памяти (в байтах
), необходимый для хранения данных о 50
пользователях.
В ответе запишите только целое число – количество байт.
где Q — количество вариантов символов, которые можно закодировать с помощью N бит.
Результат: 350
Подробное решение 13 задания демоверсии ЕГЭ 2018 года смотрите на видео:
Решение 13 задания ЕГЭ по информатике (диагностический вариант экзаменационной работы, Тренажер ЕГЭ 2018 года, С.С. Крылов, Д.М. Ушаков):
В некоторой стране автомобильный номер состоит из 7 символов . Каждый символ может быть одной из 18 различных букв или десятичной цифрой .
Каждый такой номер в компьютерной программе записывается минимально возможным и одинаковым целым количеством байт , при этом используют посимвольное кодирование и каждый символ кодируется одинаковым и минимально возможным количеством бит .
Определите объем памяти в байтах
, отводимый этой программой для записи 50
номеров.
Результат: 250
Видеоразбор:
Решение 13 задания ЕГЭ по информатике (контрольный вариант №1 экзаменационной работы, Тренажер 2018 года, С.С. Крылов, Д.М. Ушаков):
Репетиционный экзамен сдают 9
потоков по 100
человек в каждом. Каждому из них выделяют специальный код, состоящий из номера потока и номера в потоке. При кодировании этих номеров участников проверяющая система использует минимально возможное количество бит
, одинаковое для каждого участника, отдельно для номера потока и номера в потоке. При этом для записи кода используется минимально возможное и одинаково целое количество байтов
.
Каков объем информации в байтах, записанный устройством после регистрации 80
участников?
В ответе укажите только число.
Результат: 160
Видеоразбор задания:
Решение 13 задания ЕГЭ по информатике (К. Поляков, в. 4):
Объем сообщения – 7,5 Кбайт
. Известно, что данное сообщение содержит 7680 символов
. Какова мощность алфавита?
I = 7,5 Кбайт = 7,5 * 2 13 бит
\[ K = \frac {7,5 * 2^{13}}{7680} = \frac {7,5 * 2^{13}}{15 * 2^9} = \frac {7,5 * 16}{15} = 8 \]
2 8 = 256
различных символов
(по формуле Q = 2 N)
Результат: 256
Видеоразбор задания представлен после очередной задачи.
Кодирование сообщений (текста):
Решение 13 задания ЕГЭ по информатике (К. Поляков, в. 6):
Мощность алфавита равна 256
. Сколько Кбайт памяти потребуется для сохранения 160 страниц текста
, содержащего в среднем 192 символа
на каждой странице?
\[ I = {15 * 2^{11}} * 2^3 бит = \frac {15 * 2^{14}}{2^{13}} Кбайт = 30 Кбайт \]
I = 30 Кбайт
Результат: 30
Смотрите подробный разбор заданий на кодирование текста:от 1 до 2100
), номер месяца (число от 1 до 12
) и номер дня в месяце (число от 1 до 31
). Каждое поле записывается отдельно от других полей с помощью минимально возможного числа бит.
Определите минимальное количество бит, необходимых для кодирования одной записи.
Решение 13 задания ЕГЭ по информатике (К. Поляков, в. 33):
Автомобильный номер состоит из нескольких букв (количество букв одинаковое во всех номерах), за которыми следуют три цифры. При этом используются 10 цифр
и только 5 букв
: Н, О, М, Е
и Р
. Нужно иметь не менее 100 тысяч
различных номеров.
Какое наименьшее количество букв должно быть в автомобильном номере?
Результат: 3
Предлагаем посмотреть видеоразбор задания:
Решение 13 задания ЕГЭ по информатике (К. Поляков, в. 58):
При регистрации в компьютерной системе каждому пользователю выдаётся пароль, состоящий из 9 символов . В качестве символов используют прописные и строчные буквы латинского алфавита (в нём 26 символов ), а также десятичные цифры . В базе данных для хранения сведений о каждом пользователе отведено одинаковое и минимально возможное целое число байт. При этом используют посимвольное кодирование паролей, все символы кодируют одинаковым и минимально возможным количеством бит. Кроме собственно пароля, для каждого пользователя в системе хранятся дополнительные сведения, для чего выделено 18 байт на одного пользователя. В компьютерной системе выделено 1 Кб для хранения сведений о пользователях.
О каком наибольшем количестве пользователей может быть сохранена информация в системе?
В ответе запишите только целое число – количество пользователей.
Результат: 40
Смотрите видео с решением задания:
13-е задание: «Количество информации»
Уровень сложности - повышенный,
Максимальный балл - 1,
Примерное время выполнения - 3 минуты.
ЕГЭ по информатике 2017 задание 13 ФИПИ вариант 1 (Крылов С.С., Чуркина Т.Е.):
7 33 -символьного алфавита. В базе данных для хранения сведений о каждом пользователе отведено одинаковое и минимально возможное целое число байт бит . Кроме собственного пароля, для каждого пользователя в системе хранятся дополнительные сведения, для чего выделено целое число байт; это число одно и то же для всех пользователей.
Для хранения сведений о 60 пользователях потребовалось 900 байт.
Сколько байт выделено для хранения дополнительных сведений об одном пользователе?
В ответ запишите только целое число — количество байт.
✍ Показать решение:
ЕГЭ 2017 сборник Д.М. Ушакова «10 тренировочных вариантов…» вариант 1:
Кабельная сеть проводит голосование среди зрителей о том, какой из четырех фильмов они хотели бы посмотреть вечером. Кабельной сетью пользуются 2000
человек. В голосовании участвовало 1200
человек.
Каков объем информации (в байтах
), записанный автоматизированной системой голосования?
Ответ: 300
✍ Показать решение:
ЕГЭ 2017 сборник Д.М. Ушакова «10 тренировочных вариантов…» вариант 6:
При регистрации в компьютерной системе каждому пользователю выдается пароль, состоящий из 15 символов и содержащий только символы из 12 -символьного набора A, B, C, D, E, F, G, H, I, K, L, M, N . В базе данных для хранения сведений о каждом пользователе отведено одинаковое и минимально возможное целое число байт . При этом используют посимвольное кодирование паролей, все символы кодируют одинаковым и минимально возможным количеством бит . Кроме собственно пароля, для каждого пользователя в системе хранятся дополнительные сведения, для чего отведено 12 байт на одного пользователя.
Определите объем памяти (в байтах
), необходимый для хранения сведений о 30
пользователях.
В ответе запишите только целое число — количество байт.
Ответ: 600
✍ Показать решение:
ЕГЭ 2017 сборник Д.М. Ушакова «10 тренировочных вариантов…» вариант 10:
Репетиционный экзамен в школе сдают 105 человек. Каждому из них выделяют специальный номер, идентифицирующий его в автоматической системе проверки ответов. При регистрации участника для записи его номера система использует минимально возможное количество бит , одинаковое для каждого участника.
Каков объем информации в битах
, записанный устройством после регистрации 60
участников?
Ответ: 420
✍ Показать решение:
13 задание. Демоверсия ЕГЭ 2018 информатика:
10 символов. В качестве символов используют прописные буквы латинского алфавита, т.е. 26 различных символов. В базе данных для хранения каждого пароля отведено одинаковое и минимально возможное целое число байт . При этом используют посимвольное кодирование паролей, все символы кодируют одинаковым и минимально возможным количеством бит .
Определите объём памяти (в байтах
), необходимый для хранения данных о 50
пользователях.
В ответе запишите только целое число – количество байт.
Ответ: 350
✍ Показать решение:
где Q — количество вариантов символов, которые можно закодировать с помощью N бит.
Решение 13 задания ЕГЭ по информатике (диагностический вариант экзаменационной работы, Тренажер ЕГЭ 2018 года, С.С. Крылов, Д.М. Ушаков):
В некоторой стране автомобильный номер состоит из 7 символов . Каждый символ может быть одной из 18 различных букв или десятичной цифрой .
Каждый такой номер в компьютерной программе записывается минимально возможным и одинаковым целым количеством байт , при этом используют посимвольное кодирование и каждый символ кодируется одинаковым и минимально возможным количеством бит .
Определите объем памяти в байтах
, отводимый этой программой для записи 50
номеров.
Ответ: 250
✍ Показать решение:
Решение 13 задания ЕГЭ по информатике (контрольный вариант №1 экзаменационной работы, Тренажер 2018 года, С.С. Крылов, Д.М. Ушаков):
Репетиционный экзамен сдают 9
потоков по 100
человек в каждом. Каждому из них выделяют специальный код, состоящий из номера потока и номера в потоке. При кодировании этих номеров участников проверяющая система использует минимально возможное количество бит
, одинаковое для каждого участника, отдельно для номера потока и номера в потоке. При этом для записи кода используется минимально возможное и одинаково целое количество байтов
.
Каков объем информации в байтах, записанный устройством после регистрации 80
участников?
В ответе укажите только число.
Ответ: 160
✍ Показать решение:
Решение 13 задания ЕГЭ по информатике (К. Поляков, в. 4):
Объем сообщения – 7,5 Кбайт
. Известно, что данное сообщение содержит 7680 символов
. Какова мощность алфавита?
Ответ: 256
✍ Показать решение:
I = 7,5 Кбайт = 7,5 * 2 13 бит
\[ K = \frac {7,5 * 2^{13}}{7680} = \frac {7,5 * 2^{13}}{15 * 2^9} = \frac {7,5 * 16}{15} = 8 \]
2 8 = 256
различных символов
(по формуле Q = 2 N)
Решение 13 задания ЕГЭ по информатике (К. Поляков, в. 6):
Мощность алфавита равна 256
. Сколько Кбайт памяти потребуется для сохранения 160 страниц текста
, содержащего в среднем 192 символа
на каждой странице?
✍ Показать решение:
\[ I = {15 * 2^{11}} * 2^3 бит = \frac {15 * 2^{14}}{2^{13}} Кбайт = 30 Кбайт \]
I = 30 Кбайт
Решение 13 задания ЕГЭ по информатике (К. Поляков, в. 3):
Два текста содержат одинаковое количество символов. Первый текст составлен в алфавите мощностью 16 символов
, а второй текст – в алфавите из 256 символов
.
Во сколько раз количество информации во втором тексте больше, чем в первом?
Ответ: 2
✍ Показать решение:
Решение 13 задания ЕГЭ по информатике (К. Поляков, в. 17):
В базе данных хранятся записи, содержащие информацию о датах. Каждая запись содержит три поля: год (число от 1 до 2100
), номер месяца (число от 1 до 12
) и номер дня в месяце (число от 1 до 31
). Каждое поле записывается отдельно от других полей с помощью минимально возможного числа бит.
Определите минимальное количество бит, необходимых для кодирования одной записи.
Решение 13 задания ЕГЭ по информатике (К. Поляков, в. 58):
При регистрации в компьютерной системе каждому пользователю выдаётся пароль, состоящий из 9 символов . В качестве символов используют прописные и строчные буквы латинского алфавита (в нём 26 символов ), а также десятичные цифры . В базе данных для хранения сведений о каждом пользователе отведено одинаковое и минимально возможное целое число байт. При этом используют посимвольное кодирование паролей, все символы кодируют одинаковым и минимально возможным количеством бит. Кроме собственно пароля, для каждого пользователя в системе хранятся дополнительные сведения, для чего выделено 18 байт на одного пользователя. В компьютерной системе выделено 1 Кб для хранения сведений о пользователях.
О каком наибольшем количестве пользователей может быть сохранена информация в системе?
В ответе запишите только целое число – количество пользователей.
Ответ: 40
✍ Показать решение: