Экран поведения: новая технология поведенческого анализа Avast. Проблемы с запуском антивируса Avast: причины и решения

06.06.2019

Аннотация. Прикладной анализ поведения (ABA - Applied behavior analysis) - один из наиболее эффективных инструментов коррекции нарушен¬ного поведения как у детей и подростков, так и у взрослых. К сожалению, он мало известен в нашей стране и используется отечественными специалистами, как правило, только для коррекции расстройств аутистического спектра, хотя его возможности гораздо шире. В статье рассматриваются основные положения прикладного анализа поведения, а также методики изменения неже¬лательного поведения на примере коррекции агрессивного поведения и нару¬шения социального взаимодействия у детей.
Ключевые слова: поведение, изменение поведения, прикладной анализ поведения, стратегии прикладного анализа поведения, поощрение, стимульный контроль.

Одной из ключевых тенденций, которую можно проследить на протяжении всей истории психотерапии, является поиск наиболее эффективных методов помощи пациентам. Возникают новые психотерапевтические школы, совершенствуются методы и технологии работы в рамках существующих методологий.

Одним из психологических, то есть не использующих назначение лекарств, психотерапевтических подходов можно считать прикладной анализ поведения (далее - ABA - от англ. Applied behavior analysis), набирающий, в последние годы, популярность в нашей стране. Кроме достаточно детальной технологической, методической проработки, наличия разнообразного инструментария, интерес специалистов вызывает и тот факт, что эффективность ABA научно доказана. То есть, если специалист правильно поставил цель своей работы, а, затем, грамотно выполнил процедуры ABA, поставленная цель гарантированно будет достигнута. О такой эффективности представители многих других психотерапевтических подходов могут только мечтать.

Строго говоря, называть ABA психотерапевтическим подходом или методом не вполне корректно. Б.Ф Скиннер – основатель поведенческого анализа - и его последователи считали свои иссле¬дования поведения живых организмов фундаментальной наукой, которую они называли «behavior analysis» (в русскоязычной литературе переводят как «поведенческий анализ» или «анализ поведения»). Практику применения закономерностей и принципов, выявленных, изученных в рамках этой науки, для решения задач обучения или лечения детей и взрослых стали называть прикладным анализом поведения. В такой логике поведенческую психотерапию, как практику, основу которой составляет использование закономерностей и принципов, выявленных в ходе научных исследований поведения, также можно считать вариантом прикладного поведенческого анализа. А вот использование каких-либо методов и приемов терапии или психологической коррекции, которые не являются практическим применением конкретных результатов строгих научных исследований поведения, называть прикладным поведенческим анализом неверно.

Б.Ф. Скиннер настаивал на том, что разрабатываемый им поведенческий анализ является одной из естественных наук, поэтому руководствовался в своих исследованиях положениями теории эволюции и естественного отбора, философией позитивизма, отстаивал детерминистские взгляды. Предмет изучения для Б.Ф. Скиннера и его последователей - поведение, то есть любая активность живого организма, которую можно измерить. Например, бег, ходьба, разговор, чтение и др. Вопреки существующим заблуждениям, мыслительные процессы, переживания в прикладном анализе поведения также рассматриваются, учитываются, но как внутреннее - «приватное» - поведение. «Приватным» это поведение считается в том смысле, что знает о нем лишь сам человек, а мы можем узнать только по его самоотчетам. Приватное поведение подчиняется всем тем же законам и принципам, что и внешнее поведение, которое можно наблюдать со стороны.

Поведенческий анализ рассматривает поведение, как состоящее из трех частей :

1) предшествующее событие (предшествующий стимул) - antecedent,

2) собственно поведение (behavior) и

3) последствие (consequence).

Например, человек увидел подходящий к остановке автобус (antecedent), подбежал и вошел в автобус (behavior), едет в автобусе (consequence).

Другой пример: учитель сказал ученику: «Открой учебник на странице 20» (antecedent). Ученик открыл учебник (behavior).
Учитель похвалил ученика (consequence).

Поведенческий анализ утверждает, что поведение зависит исключительно от внешних факторов. Например, человека попросили что-то сделать, и он сделал; яма на дороге заставляет ее обходить; холодная погода заставляет одеваться теплее; рассказанный анекдот вызывает смех и так далее.

Изменяя внешние факторы, обстановку, можно создавать условия и для изменения поведения. Поведение, с которым ведется работа по его изменению, называют «целевым поведением». В русском языке такое наименование может вызывать путаницу, поскольку с целью обычно связывают то, чего требуется достичь, а у нас речь идет о поведении, которое нужно изменить или заменить на другое. Поэтому в русскоязычной литературе, описывающей поведенческую терапию, поведенческие подходы в психологии, можно встретить другое наименование изменяемого поведения - «поведение-мишень».

Возникает вопрос: как решить, какое поведение нуждается в изменении? Специалисты по ABA предлагают три критерия, позво¬ляющие ответить на это вопрос, причем, оценивать поведение по этим критериям нужно, как с позиции пациента, так и с позиции социального окружения.


Первый критерий - безопасность.
Является ли поведение пациента безопасным для него? Является ли поведение пациента безопасным для окружающих?
Второй критерий - обучение. Способствует ли поведение пациента его обучению социальным, жизненным навыкам, его раз¬витию? Не мешает ли поведение пациента обучению, развитию окружающих?
Третий критерий - социальная адаптация . Способствует ли поведение пациента его успешной жизни в обществе, установлению дружеских, деловых отношений и т.п.? Не мешает ли поведение пациента социальной жизни окружающих людей?

Специалист признает нуждающимся в изменении поведение, которое создает опасность для пациента или окружающих, и/или мешает их обучению, и/или мешает их социальной адаптации.

Суть дальнейшей работы сводится к замене нежелательного, проблемного пповедения на альтернативное, желательное, выполняющее ту же функцию, что и нежелательное, и, в идеале, несовместимое с нежелательным. Например, ребенка, имеющего серьезные нарушения речи, который быстро устает на уроке и устраивает шумные истерики, учат просить предоставления перерыва в занятии, показывая учителю карточку «Перерыв», на которой изображен отдыхающий ребенок.

Здесь мы упоминаем еще одну важную закономерность поведения - оно всегда функционально, то есть направлено на достиже¬ние какой-то цели. В наиболее общем виде цели поведения можно свести к двум:
1) поведение может быть направлено на достижение, получение чего-то (предмета, внимания, сенсорной стимуляции),
2) поведение может быть направлено на избегание чего-то.

Еще при поиске причины поведения (этот процесс называют «функциональным анализом поведения») необходимо учитывать, что маскировать ее может отсутствие у пациента какого-либо важного для осуществления поведения навыка. Например, отказ ребенка обуваться на прогулку может быть связан с тем, что он просто не умеет завязывать шнурки.

Начинается работа с поведением с написания рабочего опре¬деления поведения. Рабочее определение - это описание поведения, с которым планируется работать, в объективных, измеримых терми-нах, включая описание того, как поведение началось и как закончилось. Например, «Сережа играет в машинки, катая их по полу. При¬мерно через пять минут после начала игры он оборачивается и смотрит в сторону окна, которое слегка приоткрыто и через которое донесся звук проехавшей машины. Сережа берет одну из своих машинок, подбегает к окну и бросает ее на улицу, после чего поворачивается и быстро возвращается на средину комнаты, приседает и начинает катать оставшуюся машинку. Мама, видевшая поступок сына, но не успевшая как-то на него отреагировать, начинает громко осуждать Сережу, одновременно подходя и закрывая окно. Сережа никак не реагирует на мамины слова, продолжая молча катать машинку по полу. Мама хлопает дверью, выходя из комнаты, уходит на улицу и прино¬сит назад выброшенную машинку, не отдавая ее сыну. Сережа никак не реагирует на возвращение мамы. Вернуть машинку не просит».

Иногда точно написанного рабочего определения поведения и его обсуждения со всеми заинтересованными сторонами - пациентом, его родителями или близкими (особенно, если пациент - ребенок) - бывает достаточно для того, чтобы поведение изменилось, т.е. стало более приемлемым по форме или даже полностью исчезло. Именно поэтому написание рабочего определения считают первой стратегией изменения поведения.

Как выявить причину того или иного поведения? В прикладном анализе поведения для этого используются наблюдения, самоотчеты пациента, заполнение анкет и опросников, опрос всех людей (включая самого пациента), которые могут что-либо сказать об анализируемом поведении. Правда, сведения эти неравноценны. Надежными, объек¬тивными считаются только результаты собственных наблюдений спе¬циалиста. В рамках прикладного поведенческого анализа было проведено множество исследований, показавших, что надежность самоотче¬тов, сведений, получаемых от других лиц, очень невысока. Поэтому такие источники информации используются как дополнительные к наблюдениям самого специалиста.

На основе полученных данных выдвигаются гипотезы о при¬чинах поведения, которые проверяются в дальнейшей работе. Выявив причину нежелательного поведения, подбирают альтернативное, которому и предстоит обучить пациента .

Ключевым принципом в ABA является принцип поощрения . Поощрение - это событие, которое следует за поведением и повышает вероятность возникновения этого поведения опять. Другими словами, поощрение усиливает поведение, после которого предоставляется. Поощрение не обязательно совпадает с тем, что человеку нра¬вится. Например, учитель может ругать ученика за нарушения дисциплины на уроке, но, поскольку это единственный способ, которым ребенок может получить внимание со стороны учителя, то наруше¬ния дисциплины будут случаться чаще. То есть выговор учителя будет поощрением для поведения ученика нарушать дисциплину.

Заранее всегда очень сложно сказать, что окажется поощрением для того или иного поведения. Выяснить это наверняка можно только эмпирическим (опытным) путем.
Поощрения используют для усиления альтернативного, желательного поведения. При этом следят за тем, чтобы нежелательное поведение никаких поощрений не получало, то есть игнорировалось.
Усиление желательного поведения с помощью поощрений - вторая стратегия прикладного поведенческого анализа (после написания рабочего определения).

Сигналом к началу любого поведения служат предшествующие события или предшествующие стимулы. В приведенном выше примере с мальчиком Сережей, склонным выбрасывать в окно игрушки, таким предшествующим стимулом оказалось открытое окно. Сигналы светофора являются предшествующими стимулами для нашего поведения переходить/не переходить через дорогу; открытые двери могут быть предшествующими стимулами для поведения в них войти; полный холодильник - стимулом поесть на ночь и так далее. Если какое-то поведение всегда происходит после определен¬ного предшествующего стимула и не происходит в отсутствие этого стимула, то такое соотношение стимула и поведения называют стимульным контролем.

При стимульном контроле отсутствие предшествующего стимула означает и отсутствие соответствующего поведения. Закрытое окно предотвратило бы поведение Сережи выбросить игрушку на улицу (см. пример выше), закрытые двери вагона метро предупреждают поведение войти в вагон и др. Методики, позволяющие убрать или изменить предшествующие какому-то поведению стимулы, и, тем самым, предотвратить само это поведение, называют предупредительными методиками. Это могут быть, например: написание правил; информирование про то, что будет, если поведение произойдет; не использование при разговоре с ребенком каких-то слов, которые запускают поведение и др.
Использование методик, основанных на стимульном контроле - третья стратегия ABA.

Наконец, четвертой из основных стратегий прикладного анализа поведения является стратегия стимульного контроля с использованием неприятных стимулов. Фактически, речь идет о наказании. Конечно, наказания физические не допускаются категорически. Вообще, использование неприятных стимулов возможно только как крайняя мера и только в тех случаях, когда необходимо немедленно остановить поведение опасное для самого пациента или окружающих.

Использование неприятных стимулов для изменения поведения резко ограничивается не только этическим кодексом. Проведенными Б.Ф. Скиннером и его последователями экспериментами доказано, что наказанием можно остановить поведение, но невозможно научить какому-то другому поведению. Навык, усвоенный под влиянием страха наказания, немедленно утрачивается, как только угроза исчезает. Более того, использование наказания практически всегда приводит к побочным эффектам: возникновению еще более нежелательных поведений, чем то, которое пытались остановить, например, агрессия, аутоагрессия, истерики, выученная беспомощность и др.

Поэтому вместо наказания обычно используют предупредительные методики, обучение альтернативному поведению или новым навыкам, усиление желательного поведения.
Рассмотрим варианты использования ABA в некоторых случаях, с которыми специалистам психологам и психотерапевтам часто приходится сталкиваться на практике.
Агрессивное поведение. У детей наиболее распространенными формами агрессивного поведения являются удары, толчки окружающих, царапание, укусы, крики (оскорбления).
Составив рабочее определение агрессивного поведения, специалист переходит к функциональному анализу, то есть выявлению его причин, целей. Предварительно можно предположить, что ребенок таким своим поведением стремится получить что-то или чего-то избежать. Например, получить еду, игрушки, время для отдыха, внимание родителя, учителя, внимание другого ученика, планшет, доступ к компьютеру и т.п. Или избежать выполнения задания, требований взрослых, определенных сотрудников школы или дошкольного учреждения или других учеников, оскорблений или насилия со стороны других детей, изменений в привычном порядке вещей, переходов от одной деятельности к другой - более сложной, и т.д.

Для выявления действительной причины агрессивного пове¬дения важно рассмотреть все возможные факторы, связанные с окружающей средой, в том числе взаимодействием ребенка с другими людьми - детьми, взрослыми.

Конечно, собирать данные об агрессивном поведении непро¬сто, поскольку оно может быть опасным для окружающих и самого ребенка, связанным с причинением боли окружающим. Поэтому особенно важным является каждое наблюдение, каждое сообщение других людей, наблюдавших агрессивное поведение ребенка. Результаты наблюдений и опросов фиксируются в письменном виде. Фиксировать можно количество отдельных ударов/толчков или ко¬личество минут, проведенных ребенком в состоянии агрессии. Сбор данных должен быть последовательным и систематическим. Отмечается также: место, где произошло агрессивное поведение, включая описание обстановки вокруг ребенка;

Присутствующие в момент поведения, в том числе, те, против кого агрессия была направлена;
- время, когда поведение произошло, включая день недели;
- конкретная деятельность ребенка, предшествовавшая приступу агрессивного поведения;
- продолжительность поведения;
- что происходило сразу после того, как поведение произошло (кто и что сделал).
Одновременно проясняются и другие вопросы: в каких местах, в какое время, при каких присутствующих агрессивное поведение никогда не происходит?
Анализ собранных данных, как правило, позволяет сделать достаточно уверенное заключение о причинах нежелательного пове¬дения и о стимулах, которые это поведение запускают.

Важно отметить, что специалист самостоятельно собирает данные о поведении ребенка, в том числе лично проводит наблюде¬ния в тех местах, где у ребенка возникает агрессивное поведение.
ABA, как правило, не кабинетная работа.
Следующий шаг - коррекционное вмешательство. При этом систематический и постоянный сбор данных продолжается, поскольку это важно для оценки результативности производимых вмешательств.
Взрослым рассказывают, какие изменения им нужно произвести в окружающей ребенка среде, чтобы вспышки агрессивного поведения прекратились (это становится понятным после серии наблюдений).
Ребенку объясняют, для чего ему нужно научиться справляться со своим агрессивным поведением, какие положительные изменения произойдут в его повседневной жизни, если он станет лучше контролировать свои поступки.
После этого ребенка обучают социально одобряемым способам получения того, что он хотел бы получить, или избегания того, чего он хотел бы избежать. Например, навыку совладения с гневом, когда невозможно немедленно получить то, что хочется. Или навыку спокойно и вежливо просить перерыв в занятии, если устал. Возможно, умению заводить и поддерживать дружеские отношения с ровесниками.


Основной стратегией здесь является систематическое усиление с помощью поощрений желательного поведения. Часто хорошего эф¬фекта можно добиться, рассказывая социальные истории, в которых герои успешно справляются с затруднительными ситуациями.

Снижение эпизодов агрессивного поведения свидетельствует о том, что его причины выявлены верно, и навыки, которым обучают ребенка, подобраны правильно. Если же заметного улучшения поведения не происходит, значит, вероятнее всего, его причина опреде¬лена неверно и нужно вновь, еще более тщательно провести функциональный анализ.

Нарушения социального взаимодействия. Под нарушениями социального взаимодействия понимается отсутствие или недоста¬точное развитие у ребенка навыков ассертивного поведения, к кото¬рым относят:
- умение начинать, поддерживать и прекращать разговор;
- умение подбирать темы для беседы;
- умение понимать выражение лица собеседника;
- умение отличать дружеские отношения от формальных;
- умения адекватно вести себя в повседневных формальных ситуациях: покупки в магазине, проезд в транспорте и др.
Начиная работу по развитию навыков социального взаимо¬действия, специалист вместе с пациентом и его родителями состав¬ляет план поэтапного формирования необходимых навыков. Для этого обсуждают ряд вопросов :
- Что родители делают за ребенка?
- Какие навыки сам ребенок хочет освоить?
- Какие навыки ребенок готов освоить?
- Какие навыки родители хотели бы сформировать у ребенка?
После этого выбирают конкретный навык для работы. Если нужно, его можно разделить на более мелкие и простые составные части.
Процесс формирования навыка разбивают на ряд простых шагов, что и представляет собой программу обучения данному навыку. В процессе занятий активно используют поощрение. Собственно коррекционная работа выглядит как система занятий с ребенком.

Для эффективного формирования навыков необходимо поза¬ботиться о соответствующей подготовке «учебной среды» , поскольку многое из того, что мы делаем, определяется физическим устройством нашего мира. Задача - так организовать учебную среду, чтобы она, по возможности, сама подсказывала ребенку:
- что делать, а что не делать;
- чего от него ждут, а чего не ждут.

Кроме того, в процессе обучения допускается использование подсказок в виде инструктирования, моделирования, физических подсказок (то есть выполнение действий совместно с ребенком, его руками).

Оценка результативности работы - уверенное владение ребенком соответствующим навыком.

ABA делает лишь первые шаги на территории нашей страны. В основном, он применяется специалистами, работающими с детьми и взрослыми, имеющими нарушения аутистического спектра, и уже заслужил серьезную положительную репутацию. Представляется, что знакомство с ним было бы исключительно полезно не только психологам и психотерапевтам, но и всем специалистам, работаю¬щим с людьми - педагогам, социальным работникам, управленцам, спортивным тренерам, юристам и др. Без сомнения, такое знание обеспечило бы им лучшее понимание поведения других людей, да и своего собственного, позволило бы значительно улучшить качество своей профессиональной деятельности.

Литература:
1. Бейкер Б., Брайтман А. Путь к независимости. Обучение детей с особенностями развития бытовым навыкам. - М.: Теревинф, 2006.-497 с.
2. Мелешкевич О., Эрц Ю. Особые дети. Введение в приклад¬ной анализ поведения (ABA). - Самара: «Бахрах-М», 2014. - 208 с.
3. Фрост JL, Бонд Э. Система альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS): руководство для педагогов. - М.: Тере¬винф, 2011.-416 с.

Дополнительные сведения о новых функциях Avast см. в перечисленных ниже разделах.

Защита веб-камеры

Функция Защита веб-камеры , доступная в последней версии Avast Premier , предотвращает несанкционированный доступ приложений и вредоносных программ к веб-камере вашего компьютера. Если эта функция активирована, ненадежные приложения не смогут делать фотографии или снимать видео и отправлять их с вашего ПК, подвергая риску вашу конфиденциальность.

Функция «Защита веб-камеры» включена по умолчанию. Чтобы получить доступ к этой функции, откройте интерфейс программы Avast и выберите Приватность Защита веб-камеры Защита веб-камеры см. в статье ниже.

Защита конфиденциальных данных

Компонент , доступный в последних версиях Avast Premier и Avast Internet Security , сканирует ваши конфиденциальные личные документы и защищает их от несанкционированного доступа и вредоносных программ. Файлы, которые считаются конфиденциальными, содержат личную информацию, раскрытие которой может нарушить вашу анонимность и позволяет установить вашу личность. Компонент «Защита конфиденциальных данных» контролирует доступ приложений и пользователей к вашим файлам, чтобы защитить конфиденциальные данные.

Функция «Защита конфиденциальных данных» включена по умолчанию. Чтобы получить доступ к этой функции, откройте интерфейс Avast и выберите Приватность Защита конфиденциальных данных . Подробные сведения о функции Защита конфиденциальных данных см. в статьях:

  • «Защита конфиденциальных данных» - Часто задаваемые вопросы

Защита от программ-вымогателей

- компонент, доступный в последних версиях Avast Premier и Avast Internet Security , защищает ваши личные фотографии, документы и другие файлы от изменения, удаления и шифрования программами-вымогателями. Эта функция сканирует и автоматически защищает папки, которые могут содержать личные данные, а также позволяет вручную указать, какие папки вы хотите защитить от ненадежных приложений. Кроме того, можно указать, каким приложениям разрешено изменять файлы в ваших папках, а какие приложения всегда следует блокировать.

Защита от программ-вымогателей включена по умолчанию. Чтобы получить доступ к этой функции, откройте интерфейс пользователя Avast и выберите Настройки Компоненты . Подробные сведения о функции Экран от программ-вымогателей см. в статье

  • Защита от программ-вымогателей - часто задаваемые вопросы

Анализ поведения

Экран поведения - дополнительный уровень активной защиты, предоставляемый программой Avast Antivirus. Этот компонент отслеживает подозрительное поведение программ, установленных на вашем ПК, которое может указывать на присутствие вредоносного кода. Анализ поведения определяет и блокирует подозрительные файлы, основываясь на их схожести с известными угрозами, даже если эти файлы еще не добавлены в базу данных определений вирусов.

Анализ поведения включен по умолчанию. Для доступа к этой функции откройте интерфейс пользователя Avast и выберите Настройки Компоненты Экран поведения Настройка . Подробные сведения о настройках функции «Анализ поведения» см. в статье

Пассивный режим

Пассивный режим отключает всю активную защиту, в том числе различные защитные экраны и брандмауэр. В этом режиме можно использовать несколько антивирусных программ одновременно без снижения производительности ПК и надежности обнаружения вирусов. В пассивном режиме Avast получает все обновления программы и определений вирусов, что позволяет вам запускать сканирования вручную для обнаружения проблем на своем ПК. Однако активная защита Avast не действует.

Пассивный режим отключен по умолчанию. Для доступа к этой функции откройте интерфейс пользователя Avast и выберите Настройки Общие Устранение неисправностей Настройка Пассивный режим . Подробные сведения об использовании пассивного режима см. в статье

Режим игры

Игровой режим : повышает производительность ПК во время игры за счет настройки системных параметров и блокирования ненужных приложений, работающих в фоновом режиме. В режиме игры каждая запущенная игра будет автоматически обнаружена и добавлена в список записей игр. При запуске игр из этого списка автоматически включается режим игры.

Для доступа к режиму игры откройте интерфейс пользователя Avast и выберите Быстродействие Игровой режим .

  • Avast Ultimate 17.x
  • Avast Premier 17.x
  • Avast Internet Security 17.x
  • Avast Pro Antivirus 17.x
  • Avast Free Antivirus 17.x
  • Microsoft Windows 10 Home / Pro / Enterprise / Education - 32- или 64-разрядная версия
  • Microsoft Windows 8.1 / Pro / Enterprise - 32- или 64-разрядная версия
  • Microsoft Windows 8 / Pro / Enterprise - 32- или 64-разрядная версия
  • Microsoft Windows 7 Home Basic / Home Premium / Professional / Enterprise / Ultimate - SP 1, 32- или 64-разрядная версия
  • Microsoft Windows Vista Home Basic / Home Premium / Business / Enterprise / Ultimate - SP 2, 32- или 64-разрядная версия
  • Microsoft Windows XP Home / Professional / Media Center Edition - SP 3, 32-разрядная версия

Прикладной анализ поведения

Прикладной анализ поведения (англ. Applied behavior analysis, ABA) - это научная дисциплина, которая предполагает использование современной поведенческой теории научения для изменения поведения. Поведенческие аналитики отвергают использование гипотетических конструктов, но фокусируются на объективно наблюдаемых отношениях (зависимостях) поведения от окружающей среды. Методы АВА могут быть использованы для изменения поведения только после функциональной оценки связей (зависимостей) между целевым поведением и окружающей средой. ABA включает в себя как прикладные методы поведенческого вмешательства, так и фундаментальные исследования принципов, формирующих и поддерживающих человеческое поведение.

ABA - это прикладная отрасль науки, в которой принципы бихевиоризма планомерно применяются для улучшения социально значимого поведения и где используется экспериментальное определение значимых переменных для изменения поведения. Это одна из областей применения поведенческого анализа. Оставшиеся две - это бихевиоризм, как область научной философии, и экспериментальный анализ поведения, то есть базовые экспериментальные исследования.

Статья Байера, Вольфа, и Ризли за 1968 Baer, D.M.; Wolf, M.M.; Risley, T.R. (1968). «Some current dimensions of applied behavior analysis». J Appl Behav Anal 1 (1): 91-97. до сих пор используется как основное описание метода прикладного анализа поведения. В ней описывается семь определяющих характеристик ABA: прикладной, поведенческий, аналитический, технологический, концептуальный, эффективный и общий.

Методы ABA очень часто применяются для коррекции поведения при расстройствах аутистического спектра, причём настолько часто, что сами по себе методы ABA часто считают только методами коррекции поведения при аутизме.

В российской дефектологии ряд специалистов указывают на ограничения ABA как поведенческого подхода, ограничивая сферу его применения при расстройстве аутистического спектра выработкой конкретных навыков и помощью подросткам и взрослым с тяжелой формой данного заболевания, не получавшим коррекционной помощи в детском возрасте, и отказывая ему в статусе основного, «базового» подхода к коррекции этого нарушения развития. Практики ABA отмечают, что в основе применения АВА лежит индивидуальный подход, поэтому иногда поведенческие методики применяются как основной метод абилитации, а иногда - как вспомогательный. Также ABA остается единственным подходом с доказанной эффективностью при оказании помощи детям с расстройством аутистического спектра.

В рамках прикладного анализа поведения выделилось несколько подходов, ориентированных именно на детей с расстройствами аутистического спектра: обучение методом отдельных попыток (discrete trial training), тренировка ключевого ответа (pivotal responce treatment), спонтанное обучение и прикладное речевое поведение (applied verbal behavior).

Основные понятия ABA терапии

Поведение - это активность живого организма. Человеческое поведение включает в себя весь спектр человеческой деятельности. Такие внутренние процессы, как мышление или переживание эмоций, также являются поведением.

Поведение - это взаимодействие организма или его частей с окружающей средой, которое характеризуется перемещением в пространстве или во времени, в результате которого происходит изменение в любом из измеряемых аспектов окружающей среды. Часто термин поведение используется для обозначения широкого класса реакций, которые объединены физически или функционально. В этом случае термин реакция означает единичный ответ в целой цепочке поведения. Если группа реакций имеет одну и ту же функцию, то эта группа называется функциональным классом реакций. Для обозначения набора различных поведений одного человека используется термин - поведенческий репертуар. Он может относиться только к определённому классу реакций, которые имеют отношение к конкретной ситуации, или к каждому виду поведения, которое человек в состоянии совершить.

Оперантное поведение определяют его последствия. Обусловливание оперантного поведения - это результат подкрепления (усиления) и наказания (ослабления). Оперантное научение происходит, когда живой организм добровольно совершает некоторое действие специально для получения желаемого результата. Термин «оперантное» подчёркивает тот момент, что окружающая среда обуславливает действия организма по достижению желаемого результата. Пример оперантного научения: когда человек знает, что усердная работа может привести его к продвижению по службе, или когда тщательное изучение материала приведет к высоким оценкам.

Окружающая среда - это целое созвездие условий, в котором существует организм. Она включает в себя как внешние, так и внутренние события организма, но при этом учитываются только реальные физические события. Окружающая среда наполнена стимулами. Под стимулом подразумевается «сигналы, которые влияют на организм через клетки его рецепторов.

Стимулы могут быть описаны через такие качества:

· Формальные - физические характеристики стимула.

· Временные - то, когда они возникают по отношению к поведению.

· Функциональные - через тот эффект, который они оказывают на поведение.

Подкрепление - один и важнейших принципов возникновения поведения и ключевой элемент в большинстве поведенческих программ. Это процесс, с помощью которого целевое поведение усиливается; если подкрепление следует сразу после поведения, то это приводит к увеличению частоты такого поведения в будущем.

Положительное подкрепление - после поведения добавляется некоторое событие, и такое добавление приводит к увеличению возникновения этого поведения в будущем.

Отрицательное подкрепление - после поведения в окружающей среде что-то исчезает, и это также приводит к увеличению частоты появления этого поведения в будущем. Есть несколько различных схем подкрепления, которые по разному влияют на возникновение поведения в будущем.

Ослабление - это процесс, который следует сразу за поведением, и уменьшает вероятность возникновения этого поведения в будущем. Как и с усилением, существует положительное ослабление (после поведения что-то добавляется в окружающей среде) и отрицательное ослабление (после поведения в окружающей среде что-то исчезает). В общем и целом, существует три типа наказания: возникновение неприятных последствий поведения, стоимость реакции и тайм-аут. На практике применение наказания часто может сопровождаться нежелательными эффектами, поэтому используются только вместе с процедурами подкрепления (например, подкрепления поведения, альтернативного нежелательному), в одиночку, как таковые, они плохо работают. Нежелательные последствия применения процедур наказания могут заключаться, например, в том, что возрастают различные другие нежелательные формы поведения (не те, за которые наказывали) и при этом снижается желательное поведение. Некоторые другие потенциальные нежелательные эффекты включают в себя избегание и действия в обход нежелательных последствий (уклонение), разного рода эмоциональные реакции и даже, наоборот, к временному усилению поведения.

Угасание реакции - это технический термин для описания процедуры прекращения подкрепления того поведения, которое до этого усиливалось, после чего целевое поведение угасает, (то есть перестаёт повторяться с той же частотой в будущем) (Купер и др.). Процедура угасания реакции часто предпочтительнее чем процедуры наказания, которые часто считаются неэтичными и во многих штатах США запрещены. Тем не менее процедура угасания реакции должна выполняться осторожно и только под наблюдением профессионалов, так как она сопровождается так называемым «взрывом». «Взрыв» - это временное увеличение частоты, интенсивности и/или продолжительности поведения, предназначенного для угасания. Другие характеристики взрыва включают в себя

а) сильные эмоциональные реакции, в том числе агрессию и истерики,

б) появление новых видов поведения, которых обычно не было до процедуры угасания. Эти новые типы поведения являются основным компонентом процедуры формирования реакции.

Речевое поведение

Система классификации анализа поведения Скиннера была применена для лечения целого ряда коммуникативных расстройств. Скиннер выделил несколько видов вербальных оперантов:

· Такт (англ. TACT) - называние предметов, упоминание действий, свойств предметов или событий в окружающей среде, например, «Холодно!», или «Кошка!», или «Птичка полетела». Термин произошёл от слова «контакт», так как он подразумевает контакт с каким-либо свойством окружающей среды, которое и вызывает эту вербальную реакцию.

· Манд - это вербальные реакции, под которыми, в первую очередь, подразумеваются просьбы о конкретных предметах или о помощи, а также отказ от конкретных предметов или действий. В отличие от реакции «такт», которая является направленной на взаимодействие, привлечение внимания другого человека или способом разделить с другими общие впечатления, «манд» имеет под собой прямую выгоду, то есть получение какого-то предмета или действия. Это поведение находится под контролем тех мотивационных операций (хочу чего-то), которые подкрепляют именно это поведение (получил тот предмет, который просил). Термин «манд» происходит от слов «команда» (command) и «требование» (demand).

· Интравербальность - речевое поведение клиента находится под речевым же контролем окружающих.

· Автоклитичность - вербальные реакции одного говорящего, которые меняют эффект от воздействия первичного обусловливания из окружающей среды Детский аутизм и ABA. Шрамм.Р. Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2013 .

Повторяемость

Это свойство реакции. Реакция может происходить неоднократно в течение времени. Подсчитать и записать это свойство можно по таким параметрам:

· Счётность - сколько раз происходила определённая реакция/поведение.

· Периодичность/частота - количество реакций в промежуток времени.

· Ускорение - то, как меняется частота реакций со временем.

Временная протяжённость

Это свойство указывает на то, что каждый акт поведения занимает некоторое количество времени, то есть как долго он происходит. Измерить его можно по такому параметру как:

· Продолжительность - сколько по времени длилось конкретное поведение.

Временное местоположение

Любая реакция/поведение происходит в определённый момент времени. Параметры временного местоположения таковы:

· Быстрота реакции - время между предшествующим стимулом и началом ответной реакции на него.

· Время между реакциями - количество времени, которое проходит между двумя следующими друг за другом реакциями

Производные величины

Не относятся к каким-то конкретным свойствам.

· Процентное соотношение - отношение двух одноразмерных величин друг к другу.

· Количество попыток до достижения критерия качества - число реакций, которое нужно, чтобы достигнуть заданный уровень качества выполнения задания.

Терапия в рамках прикладного анализа поведения представляет собой обучающую программу, которая основывается на поведенческих технологиях и методах обучения. При этом подходе все сложные навыки: речь, игра, умение совершать моторные действия, умение смотреть в глаза и др. - разбиваются на мелкие блоки - действия. Каждое действие разучивается с ребенком отдельно, затем действия соединяются в цепь, образуя сложное действие. Взрослый при этом достаточно жестко управляет деятельностью ребенка. Правильные действия закрепляются до автоматизма; неправильные - строго пресекаются. Для достижения желаемого поведения специалисты используют подсказки и стимулы (как положительные, так и отрицательные) Детский аутизм и ABA. Шрамм.Р. Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2013 . В рамках проработанных в прикладном анализе поведения обучающих программ ребенок всегда ведомый: его свобода и инициативность ограничены выбором обучающего взрослого. При этом для каждого ребенка составляется индивидуальный план поэтапного развития.

В заключение главы отметим, что в соответствии с Международной классификацией болезней (МКБ-10), принятой в нашей стране, аутизм определяется как одно из расстройств, которое характеризуются нарушениями коммуникативных функций в социальном взаимодействии, ограниченным, стереотипным кругом интересов и возможностью осуществления определенных видов деятельности. Практически во всех случаях психическое развитие ребенка нарушено еще в младенчестве, но крайне редко эти нарушения проявляются в течение первых пяти лет жизни.

У мальчиков расстройство развивается несколько чаще, чем у девочек. Учитывая, что данное расстройство является комплексным, следовательно и коррекционная деятельность также должна носить комплексный характер.

На сегодняшний день известны четыре принципиальных методологических подхода, следуя которым можно добиться вполне приемлемых результатов в области коррекции расстройства аутистического спектра. Концептуальную основу данного процесса составляют следующие методики: АВА, ТЕАССН Son-rise, предметотерапия (стимуляция и сенсорная интеграция).

Здравствуйте, дорогие друзья!

Сегодня поговорим о бесплатном антивирусе «Avast» , а точнее о том, как устранить проблему его запуска. Итак!

На днях я получил сразу десяток писем с просьбой помочь устранить следующую проблему этого антивируса. Цитирую: «Здравствуйте! У меня вот такая проблема: я пользуюсь бесплатным антивирусом „Avast“ уже не первый месяц и всё было нормально. но вот три дня назад столкнулся с проблемой, которую до сих пор не понял. Проблема вот в чем: при старте системы, внизу монитора (в трее) значок „Аваста“ перечеркнут красным крестом. Навел курсор и увидел, что система не защищена. При попытке запустить защиту ничего не происходит! То есть, вообще ничего! Я уж и систему перезагружал раз десять, и вручную чего-то там крутил — ноль! Что делать? Неужели придется сносить антивирус? Подскажите, можно ли его как-нибудь запустить снова?».

Вам не знакома эта ситуация? С «Авастом» так происходит довольно часто и вот почему. При посещении неких Интернет-ресурсов, «Аваст» нередко сообщает вам о том, что сайт, который вы собираетесь посетить, несет угрозу вашему компьютеру. В подтверждение своих «слов» система даже показывает вам баннер, с подробным адресом и названием возможного «трояна» или вируса. И тут же успокаивает вас, дескать, не бойтесь, система заблокировала доступ к вредоносному сайту. Но на деле это не так! В 80% случаев вирус или «троян» уже «поселился» в вашей системе и быстренько прописался под каким-нибудь безобидным псевдонимом. (От автора: большинство «троянов» невозможно определить не только «чайнику», но и бесплатному антивирусу «Аваст». Максимум, на что он способен — это поймать и убить несколько «вшивеньких» «руткитов». Пенять на слабость этого антивируса не стоит: ведь вы же пользуетесь халявной версией! Что же вы хотите за бесплатно? Просто запомните: «Аваст» — это далеко не самый лучший антивирус , тем более — его бесплатная версия. И наконец, последняя версия «Аваста» нередко вступает в конфликт с системой и блокирует многие веб-сайты, на которые ранее вы входили без проблем. Скажу сразу: данный отчет — это не «черный пиар» «Аваста», а просто информация к размышлению). Но продолжим. Поселившись где-то в бескрайних недрах системы «троян» легко и просто блокирует работу вашего антивируса «Аваст», в результате вам запрещен доступ к управлению вашим же антивирусом. Парадокс? В какой-то мере да.

А теперь поговорим о главном: можно ли как-то столкнуть антивирус с мертвой точки и запустить его вновь? Что же, попробовать можно: в конце-концов, удалить ваш «Аваст» вы всегда успеете. Итак, выполняем следующий алгоритм: «Пуск» — «Панель управления» — «Установка и удаление программ». В меню находите ваш «Аваст» и кликаете на виртуальную кнопку «Заменить/Удалить». Вы увидите окно, в котором будут отображены три действия на выбор. Выбираете действие «Обновить». Увидите окно, в котором будет происходит обновление — загрузка какого-то файла (пакета). Подождите окончания загрузки и нажмите на кнопку «готово». После этого откройте интерфейс «Аваста» и увидите там кнопку «Исправить». Жмите на неё и антивирус заработает! Чудеса? Нет, друзья: просто вы устранили следствие системного или программного сбоя. Однако, всё-же советую задуматься над сменой халявного антивируса: халява до добра не доводит! По крайней мере, вы можете установить какой-нибудь другой бесплатный антивирус, и посмотреть на его работу.

Всего вам доброго и до новых встреч!

© Внимание! Полное или частичное копирование этой статьи строго запрещено и будет преследоваться всеми возможными способами, включая написание жалоб регистратору вашего домена.

Программа Avast заслуженно считается одним из самых лучших и стабильных бесплатных антивирусов. Тем не менее, в её работе тоже случаются проблемы. Бывают случаи, когда приложение просто не запускается. Давайте разберемся, как решить данную проблему.

Одной из самых распространенных причин, по которым не запускается антивирусная защита Аваст, является отключение одного или нескольких экранов программы. Отключение могло быть произведено случайным нажатием, или сбоем в работе системы. Также бывают случаи, когда пользователь сам отключил экраны, так как иногда некоторые программы требуют это при их инсталляции, а потом забыл об этом.

В случае, если экраны защиты отключены, на иконке Аваст в трее появляется белый крестик на красном фоне.

Чтобы устранить проблему, кликаем правой кнопкой мыши по значку Avast в трее. В появившемся меню выбираем пункт «Управление экранами Avast», а затем жмем на кнопку «Включить все экраны».

После этого, защита должна включиться, о чем будет свидетельствовать исчезновение крестика со значка Аваст в трее.

Вирусная атака

Одним из признаков вирусной атаки на компьютер может служить невозможность включения на нем антивирусов, в том числе Аваста. Это защитная реакция вирусных приложений, которые стремятся обезопасить себя от удаления антивирусными программами.

В этом случае, любой антивирус, установленный на компьютер, становится бесполезным. Для поиска и удаления вирусов нужно воспользоваться утилитой, которая не требует инсталляции, например .

А ещё лучше, просканировать жесткий диск компьютера с другого незараженного устройства. После обнаружения и удаления вируса, антивирус Avast должен запуститься.

Критический сбой в работе Аваста

Конечно, проблемы в работе антивируса Avast случаются довольно редко, но, тем не менее, вследствие вирусной атаки, сбоя в электропитании, или же другой существенной причины, утилита может быть серьёзно повреждена. Поэтому, если первые два описанные нами способа устранения проблемы не помогли, или значок Avast не появляется даже в трее, то наиболее верным решением станет переустановка антивирусной программы.

Для этого, сначала нужно выполнить полное с последующей чисткой реестра.

Затем, на компьютер заново. После этого, проблемы с запуском, в большинстве случаев, исчезают.

И, обязательно, не забудьте просканировать компьютер на наличие вирусов.

Сбой в работе операционной системы

Ещё одна из причин, по которой антивирус может не запускаться – это сбой в работе операционной системы. Это не самая распространенная, но наиболее сложная и комплексная проблема с включением Аваст, устранение которой зависит от причин возникновения, и глубины поражения ОС.

Чаще всего, её все-таки удается устранить, откатив систему к более ранней точке восстановления, когда она ещё работала нормально. Но, в особо сложных случаях, требуется полная переустановка ОС, и даже замена элементов аппаратной части компьютера.

Как видим, степень сложности решения проблемы с невозможностью запустить антивирус Avast, в первую очередь, зависит от причин возникновения, которые могут быть очень разнообразными. Одни из них устраняются буквально двумя кликами мыши, а для устранения других придется основательно повозиться.