Форма слова – это слово с измененным окончанием . Например. На столе стоял стакан. Он выпил два стакан-а воды. Стакан-у воды, поданному мне, папа был очень рад. Петя просил стакан воды. В раздражении он бросил в меня пустым стакан-ом. Девочка мечтала о стакан-е воды. После полдника Коля мыл стакан-ы. В столовой не хватило стакон-ов. Мама была рада новым стакан-ам. В витрине магазина Костя видел стакан-ы. Миша ушел в магазин за стакан-ами. Гости совсем забыли о стакан-ах с чаем.
Одно и тоже слово – стакан – меняет свое окончание в зависимости от ситуации его употребления: от падежа (именительного, родительного, дательного, винительного, творительного и предложного), в котором оно используется, и от числа (единственного или множественного), то есть склоняется (что характерно для именных частей речи и причастий) или меняет свою форму.
Другой пример. Мне нужно было бежать. Я бег-у очень быстро. Ты беж-ишь слишком медленно. Катя беж-ит ко мне со всех ног. Мы беж-им по лесной тропинке. Вы беж-ите красиво. Они бег-ут вдалеке.
В данном примере перед нами предстает глагол бежать, изменяющий свое окончание в зависимости от лица (первого, второго и третьего) и числа (единственного или множественного), в которых он употребляется, то есть спрягается или меняет свою форму.
Однокоренные слова – это слова с одним и тем же корнем, но с разным смысловым наполнением .
Например. Мне причинили нестерпимую боль. Его бол-езнь прогрессировала. Боль-ной отказался принимать лекарство. Боль-ничная палата была переполнена. Бол-ельщики «Зенита» вновь отличились нехорошим поведением. Врач вколол обез-бол-ивающее. Мыло служит для защиты от бол-езнетворных бактерий.
Другой пример. Ребятам было весело играть во дворе с Жучкой – бездомной собак-ой, прибившейся сюда в прошлом году. Собак-овод-любитель Семенов вновь раздобыл щенка для своего зверинца. В парке валялся собач-ий ошейник.
Здесь разные слова с одним и тем же корнем –боль- (в другом примере –собак/собач-), но с разным лексическим значением. Благодаря использованию различных префиксов и постфиксов один и тот же корень может образовывать целые ветви слов. Эти слова и будут однокоренными, то есть такими, у которых один корень-предок.
Общим элементом для формы слова и однокоренных слов является их корень. Например, стакан, стакан-ами, под-стакан-ник. В данном случае корень –стакан- есть и в словоформе стаканами и в слове подстаканник. Этот корень объединяет форму слова и однокоренное слово.
Вот еще ряд аналогичных примеров:
В приведенных примерах союз но разделяет формы слова и однокоренные слова. Итак, если общим для форм слова и однокоренных слов является корень слова, то чем же они различаются?
Когда образуется форма слова, при этом не изменяется его лексическое значение. Оно остается тем же. В случае же образования однокоренных слов изменяется их лексическое значение.
Например, форма слова – это как я и моя одежда. Я могу надевать сегодня одну одежду, завтра – другую, но я при этом не меняюсь, я остаюсь тем же самым человеком. Α однокоренные слова – это как я и мои родные. Я не могу быть сегодня своей мамой, завтра своей прабабушкой, а послезавтра – своим дядей. Все мы – разные люди. То есть формы слова – это формы одного и того же слова, а однокоренные слова – это разные слова. Форма слова может меняться, смысл при этом у слова остается, в однокоренных же словах смысл меняется.
Однокоренные слова - слова одной и той же или разных частей речи с одинаковым (похожим) корнем и сходным лексическим значением, отличающиеся друг от друга приставками и суффиксами.
Русский язык настолько богат, что ко многим словам можно подбирать бесконечное множество однокоренных слов только за счет изменения суффикса или приставки, придавая одному и тому же слову разные оттенки значения. Классический пример: бежать -убежать, прибежать, забежать, подбежать, выбежать, перебежать, отбежать, сбежать, набег, побег, перебежка, перебежчик и т.д.
Корни слов в однокоренных словах могут отличаться:
Также следует различать слова с одинаковым корнем, но РАЗНЫМ лексическим значением. Такие слова однокоренными являться не будут. Например: "дорогой", здесь корень -дорог- в значении цены, стоимости. Сравни: "подорожник", корень -дорож-, но в значении дороги, пути.
Если в словах приставка, корень, суффикс остаются теми же, а изменяется только окончание, однокоренными они НЕ являются, это разные формы одного и того же слова.
Окончания в словах могут меняться в зависимости от:
§ 1 Разные формы одного и того же слова
Цель нашего урока научиться различать родственные слова и разные формы одного слова. Вспомним, что изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в словосочетании и предложении, называется окончанием. А часть слова без окончания - это основа слова. Следовательно, разные формы одного слова имеют общую основу и могут отличаться окончаниями и словами-помощниками. Родственные слова - это слова с разными основами, имеющие общий корень, который хранит их общий смысл. От одного корня можно образовать много слов с разным лексическим значением.
Рассмотрим словосочетания: спрятался за домом, подошел к дому.
Сравним слова: за домом и к дому.
Слова за домом и к дому - это разные слова или формы одного и того же слова? Для того чтобы ответить на данный вопрос нужно сравнить основы этих слов.
За домом - основа дом; к дому - основа дом. Как видим, основы - одинаковые и слова различаются только окончаниями - ом, -у и словами-помощниками - за, к.
Если основы у слов одинаковые и слова различаются только окончаниями, значит, это разные формы одного и того же слова.
Следовательно, слова за домом и к дому - это разные формы одного и того же слова дом, поскольку основы у слов - одинаковые и слова отличаются только окончаниями и словами-помощниками.
§ 2 Разные родственные слова
Рассмотрим другие словосочетания: подбежал к дому, подбежал к домику.
Сравним основы слов к дому и к домику. К дому - основа дом; к домику - основа домик.
Как видим, основы - разные.
Если у слов разные основы - это разные слова.
Следовательно, слова к дому и к домику - это разные родственные слова, т.к. основы у этих слов разные.
Прочитайте стихотворение:
…А листок в конверте чист,
Нет на нём ни букв, ни строчек.
Пахнет осенью листочек -
С дерева опавший лист.
О каком листке идёт речь в первой строчке? Речь идёт о листке дерева, а не листке бумаги. Строчка «…нет на нём ни букв, ни строчек» обращает внимание сначала на то, что листочек не заполненный, а последние две строчки дополняют впечатление: он пахнет осенью, он упал с дерева, значит это не лист бумаги. Со значением слов листок, листочек, лист разобрались. А теперь ответим на вопрос: это разные формы одного слова или разные слова? Выпишем слова столбиком и выделим основы.
Листок (основа - листок)
Листочек (основа - листочек)
Лист (основа - лист)
Это разные слова, потому что у них разные основы. А будут ли они родственными? Да, это родственные слова, поскольку у них есть общая часть - лист, которая хранит их общий смысл.
Итак, если у слов разные основы - это разные слова (например: дом - домик); если у слов одинаковые основы - это одно слово в разных формах (например: дом, за домом, к дому).
Список использованной литературы:
Урок русского языка
Тема: Сравнение основ однокоренных слов и разных форм одного и того же слова.
Цели: - самостоятельная формулировка учащимися результатов сравнения основ разных форм одного и того же слова и однокоренных слов ;
Формирование практического опыта правописания слов с безударной гласной в корне;
Развитие самостоятельности мышления и познавательной активности учащихся.
Оборудование: 1) презентация; 2) компьютер , проектор.
Ход урока.
1.Орг. момент.
2. Чистописание.
На доске: а..о..б..в..ф..ю..д..
Ва..вт..ар..ал..ел..ум
Акваланг, аквамарин, акванавт, акварель , аквариум.
Что общего в написании букв а, о, б, в, д, ф, ю?
Пропишите буквы, соединения верхние и нижние.
Есть тут слова? Назовите. (а, о, в, ел, ум)
Какой частью речи они являются? (а-союз, о,в,-предлоги, ел-глаг., ум-сущ.)
Прочитайте слова. Есть ли сходство в словах? (Да) Все эти слова имеют общий корень АКВА-, который пришел к нам из латинского языка.
Разрастаться стало вскоре
И плоды нам принесло –
Стало много новых слов.
Вот из сада вам рассада,
Вот ещё посадки радом,
Вот садовник к нам идет.
Очень интересно гулять в саду словесном.
1 вариант выпишите однокоренные слова к слову сад (вызванный уч-к у доски)
2 вариант выпишите разные формы слова сад (вызванный уч-к у доски)
Проверка:
Сад, посадили , рассада, посадки, садовник.
Док-те, что это однокоренные слова.
Отделите основы от окончания.
Сравните основы.
Что можно сказать об основах однокоренных слов? (различны)
Проверка:
Сад, из сада, в саду.
Отделите основу от окончания.
Что можно сказать об основах разных форм одного и того же слова? (одинаковы)
5. Закрепление.
А) Упр. 66 с.116 (устно);
Б) Игра «Третий лишний» (слайд3)
Куст, кустик, кусты. Море, моряки, моряк.
Зимний, зима, зимняя. Морозы, мороз, заморозки.
В каждой группе найдите лишнее слово. Почему оно лишнее?
6. Работа по развитию речи. Упр. 69 с. 116.
Русский народ в пословицах, сказках Россию называет матушкой. Матушка нас кормит и поит, и Родина нас вскормила своим хлебом , вспоила своими водами, как мать нас защищает и бережет от врагов.
Родина – родились, родное, родители.
Как вы думаете , а можно ли в эту группу слов записать слово родители? Док-те.
Повторное чтение. Запись близко к тексту. Чтение нескольких рассказов уч-ся.
Кто справится раньше, раздаются карточки. Задание: Составьте и запишите предложения, чтобы слово Родина употреблялось в разных формах.
Назовите пословицы о Родине. (Родина начинается с родного дома. Одна у человека мать , одна у него и Родина.)
7. Подведение итогов урока.
Что вы сегодня узнали?
Какие задания вы выполняли без затруднения? В каких заданиях затруднялись?
Для того, чтобы слова в предложении согласовывались друг с другом, устная или письменная речь была понятной и осмысленной, одно и то же слово приобретает разные формы. Ученики 2 класса должны понимать, что такое формы слова, чем они отличаются, и какие разновидности имеют. Это поможет им не только грамотно говорить и писать самим, но и понимать других людей.
Форма слова в русском языке – это варианты одного и того же слова, которые отличаются грамматическими значениями. Например, у существительного это число и падеж, у глагола – время, число и лицо и так далее.
Чаще всего слово меняет свою форму с помощью окончания. Допустим, если взять существительное дом и добавить к нему
В русском языке есть слова, которые не меняют свою форму – они так и называются неизменяемыми. Это все служебные части речи и междометие, а также некоторые слова, которые относятся к самостоятельным частям речи – в основном это наречия, но в данную категорию могут также входить прилагательные и местоимения.
У каждого изменяемого слова есть его начальная форма, с которой эти изменения и начинаются. Так, для имени существительного, которое рассматривалось выше, это будет форма единственного числа именительного падежа, для прилагательного к этим двум параметрам прибавляется еще и мужской род и так далее. Начальная форма слова фиксируется в словаре, с помощью которого ее легко найти и проверить.
Рассмотрим разные примеры:
Слова в русском языке в основном изменяются с помощью окончаний, что позволяет говорить о том, что в основном под формами слова подразумевается их морфологическая разновидность. Но бывают ситуации, когда слово приобретает другую форму благодаря подстановке других слов – так получаются синтаксические формы слова. Так, если нужно употребить глагол в форме будущего времени, то у его начальной форме добавляют еще один глагол – буду: гулять + буду = буду гулять .
Вне зависимости от того, каким способом образована форма слова – морфологическим или синтаксическим – оно сохраняет свое лексическое значение. То есть слова мама, маме, с мамой означают одно и то же. Если изменяется значение – речь идет уже о совсем другом слове.
Что формы слова – это по сути одно и то же слово, только в разных грамматических вариантах.У каждого слова есть начальная форма. При изменении слова по формам его лексическое значение остается прежним. Изменяться оно может с помощью окончания – это морфологический способ, основной для русского языка. Но существует и еще один, синтаксический, когда к начальной форме слова добавляются определенные слова и меняют ее. Но таких случаев достаточно мало. Существуют также неизменяемые слова, то есть не меняющие свою форму.