Фредерик шопен музыкальные произведения названия. Юность и проявление таланта. Волшебные звуки мелодий Шопена.

02.02.2019

Представитель искусства романтизма. Он родился в небольшом городке Желязова Воля, расположенном недалеко от Варшавы. Его отец Николя имел французское происхождение, а мать Юстина была местной жительницей.

Музыкальные впечатления детства

Обучаться игре на фортепиано Фредерик начал в шесть лет. Юному музыканту очень повезло с учителем. Пианист Войцех Живный воспитывал своего подопечного на произведениях Баха и Моцарта. С юных лет Шопен изучал и впитывал великую и талантливую музыку.

Прелюдии Шопена родились как «переработка» концепции импровизации Баха. Они представляют собой набор из двадцати четырех предметов, продолжительность которых составляет от половины до немногим более пяти минут. С этими пьесами Шопен открыл незавершенный мир для фортепиано.

Шопена, были предназначены не только для того, чтобы преподавать практику октав, трил или шкал в местах. Исследования - это, прежде всего, музыкальные стихи и их исполнение, пианист должен прибегнуть к средствам, превосходящим чисто техническую область. В дополнение к простой дидактической функции Шопен искал улучшения, которые могли бы выразить, чтобы помочь петь.

В раннем детстве Фредерик познакомился с итальянской оперой, очень популярной во всех уголках Европы. В начале 19 века вокальное искусство не было слишком сложным для восприятия. Широкий круг слушателей привлекали яркие театральные постановки и красивые запоминающиеся мелодии, которые можно было напевать. И хотя творчество Шопена не содержит ни одной оперы, он приобрел и на всю жизнь сохранил вкус к гибким и пластичным мелодиям.

Техническая функция в этих работах превзойдена. Корто очень хорошо охарактеризовал эти исследования, сказав, что у не добродетельного пианиста был доступ к ним как виртуоз, которому не хватало музыкального смысла. Шопен был реставратором, который дал новые следы уже существующим жанрам, иногда даже изменяя их. Современные авторы не могли найти в вальсах какое-либо отношение к вальсу Штрауса или Шуберта. Поэтому в этих деталях характер танцора не разыскивается.

Шопен был основан на соседней модели, ночных клубах Ирландского поля, но подвергал их такой модификации, что мы можем заметить лишь смутное родство между этими двумя музыкантами. В последнюю ночь мы находим звучности и пианистическое письмо, близкое к импрессионизму. Шопен написал четыре Скерцоса. Отделите Скерцо от сонаты и симфонии и придайте ему автономный характер. Мы не будем искать в этих работах юридический характер: из традиционного скерцо удаляется только измерение, а не содержание.

Салонное искусство

Еще одним источником музыки будущего композитора стало так называемое салонное исполнительство. Крупным представителем этого Михаил Огиньский. Он известен и сегодня благодаря своему знаменитому Полонезу.

Салон - одна из форм проведения досуга представителей обеспеченных слоев европейского общества 19 века. Эта общественная практика была описана во многих литературных произведениях, например у Льва Толстого и Оноре де Бальзака. В салонах люди не только общались, но и слушали музыку. Крупнейшие пианисты и скрипачи тех времен приобретали известность именно благодаря выступлениям на разнообразных светских мероприятиях.

Эти Полонезы были полностью лишены ритмов и фольклорных тем. Шопен начал культивировать эту модель с младенчества, представляя его популярным предметам польского фольклора. Его родители покупают пианино, модный инструмент того времени, и Шопен, как выяснилось, был преждевременным. С самого раннего детства сочиняет свои первые работы едва 7 лет и уже 2 полоки, и играет перед матерью царя. Вас пригласят в самые престижные салоны в Варшаве. К 20 годам уже составлено около пятидесяти работ.

Начните с Дрездена и Вены. Он планировал отправиться в Лондон, но с восстанием в Варшаве Шопен отправился в Париж в сентябре на Больших бульварах, встретил принца Радзивилля, который восхищался им и открыл двери парижских салонов. Он быстро становится фаворитом французской аристократии. Вскоре он стал самым востребованным и самым дорогим учителем в столице и мог нести большой жизненный путь, не делая концертов, для которых он проявлял столько отвращения. Касание, импровизация для группы друзей подошла ему лучше.

Фредерик Шопен играл на фортепиано в местных салонах с 12 лет. Он любил это скромное домашнее искусство. Творчество Шопена несет яркий отпечаток салонной музыки. От приглашенных на светское мероприятие пианистов часто требовалась бравурная виртуозность и сентиментальная легкость исполнения. Но Шопену чужды излишняя развлекательность и банальность, свойственные данному направлению искусства.

В одну из этих ночей он встретил Джорджа Санда осенью. Лист должен был настаивать на том, чтобы музыкант участвовал в одной из своих музыкальных встреч в доме Мари д'Агульта. Влюбленные друг в друга, Джордж Санд и Фредерик Шопен часто встречались на интимных встречах или в залах перед некоторыми сольными датами и путешествиями. Можно предположить, что их отношения начались в мае. В ноябре пара и двое сыновей Джорджа Санда отправятся на Майорку, пребывание, в котором романист сделает потрясающий отчет.

Шопен собирался провести свое первое лето в Берри. В конце каждой зимы он будет счастлив покинуть парижский мокрый и холодный, где его состояние здоровья усугубляется, с удовольствием прерывает какое-то время обязательства послеобеденных уроков и мирских ночей, которые стали изящными.

Раннее творчество

Творчество Фредерика Шопена открывают два полонеза, которые он написал в возрасте семи лет, возможно, находясь под влиянием одноименного произведения Михаила Огиньского. Еще один источник сочинений будущего композитора - польский музыкальный фольклор. С ним Фредерика познакомила мать, которая была хорошей пианисткой, а также певицей-аматором.

Шопен ничего не сочинил после своего пребывания в Ноане. Хрупкое здоровье, однако, относится и к Лондону. Становится еще слабее, благодаря туберкулезу, который усиливается. Но это было следующее поколение, и особенно Шопен и Лист, которые искали новые ресурсы, предлагаемые роялями Эрада и Плейэля на службе новой эстетики. Шопен дал фортепьяно изысканное искусство «бельканто», и сам Лист искал похожие звуки в музыке Берлиоза и Вагнера.

Без сомнения, то, что заметил Фетис, было пророческим. Шопен - единственный великий композитор, чья фигура может быть полностью изучена через его фортепианное производство: единственный создатель, который был чистым пианистом и чистым пианистом-композитором, который был создателем. Центром его творчества был фортепиано и «сделал один инструмент, говорящий на бесконечном языке». Дебюсси определил его как «величайшее из всех, потому что только на пианино он все обнаружил». Он также был единственным гением романтизма, пианизм которого не подражает оркестру, ухаживая за традицией вокального вдохновения, что подчеркивает изысканность прикосновения.

Юный Шопен учился в Варшавском лицее, параллельно занимаясь музыкой под руководством частных педагогов. Он постигал уже не только игру на фортепиано, но и композицию. Позже Фредерик поступил в Главную школу музыки польской столицы.

В Польше карьера Шопена развивалась успешно благодаря щедрому покровительству меценатов. В частности, о молодом пианисте заботилось знаменитое аристократическое семейство Четвертинских. На волне успеха Шопен был приглашен на гастроли в Австрию, куда он и уехал в 1829 году.

Тень гениальности Бонна распространялась на всю инструментальную музыку, преобладающую на вкус к оркестровой музыке и камерной музыке на концертах, где элитная и элитная аудитория не понимала поверхностных технических аспектов инструментальной музыки. В качестве исключения были и другие более эксклюзивные форумы, на которых проводились частные собрания для музыкантов, любителей и профессионалов, где исполнялась высококачественная музыка.

Общественные концерты вскоре начали соперничать с оперным театром, хотя им было выгодно быть дешевле и проще организовать. Многие из них назывались благотворительными концертами и были организованы виртуозами, которые жили на их музыке и нуждались в продвижении. Рояль был центром этих концертов. Концерты, Рондос, Вариасионы и Пот-Поурс исполнялись, композиторы исполняли публичную акробатику и великолепные импровизации. Неудивительно, что для Фетиса Шопена представить новый ток в фортепианной музыке того времени.

Эмиграция и ее причины

Концерты молодого музыканта пользовались в Европе огромным успехом. Им восхищались знаменитые композиторы того времени Роберт Шуман и Ференц Лист. Творчество Шопена находилось на пике популярности. Во время пребывания композитора на гастролях на его родине произошло восстание.

Он отошел от роли «виртуозного пианиста» того времени; был самым мягким виртуозом. Его критиковали за его безнадежную звучность: не было преувеличений или серьезных дисбалансов, и он был в стороне от эксгибиционизма, который был настолько моден. Его забота о звуковом управлении, а не чистая техника объясняет его обожание пианино Плейэля без механизма двойного выхода, который, в отличие от Эрада, не стремился к усилению громкости, а сладкий, серебристый и прозрачный звук. Вдали от мира великих солистов он мало играл на публике, ограничиваясь частными соратниками в небольших комнатах.

Свободолюбивые поляки взбунтовались против Российской империи. Масштабные народные волнения, охватившие страну, продолжались около двух лет. В 1831 году, после осады Варшавы, они были подавлены российской армией. После победы действия оккупационных властей стали еще более жесткими.

Шопен был горячим сторонником независимости Польши. После поражения восстания он принял решение не возвращаться на родину. Непосредственным откликом на эти трагические события стал этюд "До Минор", названный «Революционным». Композитор сочинил его в начале сентября 1931 года, сразу после падения осажденной Варшавы.

Хотя Лист был успешным человеком, Шопен, «аристократ», был пианистом «да камера» и учителем. Эта ограниченная концертная деятельность и плохо оплачиваемая композиционная деятельность обусловили их основной источник дохода. Хотя он мог жить очень комфортно и с определенной роскошью благодаря 20 франкам, которые он получил за класс, Шопен никогда не понимал свою педагогическую деятельность как второстепенную вещь и побуждал его составлять множество второстепенных произведений, предназначенных для многих его умеренно одаренных учеников.

Печальные события в Польше разделили творчество Шопена на два крупных периода. Молодой музыкант выбирает для постоянного места жительства Париж, в котором и проводит остаток своих дней, периодически выезжая на гастроли. Композитор больше никогда не видел своей родины.

Новая жизнь в Париже

В Париже Шопен вел активную творческую и педагогическую деятельность. В тот исторический период столица Франции была центром политической и культурной жизни Европы. После Июльской революции 1830 года в парижском обществе горячо поддерживали сторонников борьбы за независимость Польши. Крупнейшие деятели искусства того времени бескорыстно помогали композитору в первые годы его эмиграции.

В отличие от Клементи, Хуммеля, Кальбреннера или Черни, Шопен не создавал пианистической школы. Он был ближе к тому, чтобы быть аристократом и поэтом, чем лидером, хотя его репутация пианиста и педагога была, несомненно, далеко идущей. У него были студенты помимо Франции и Польши, из Литвы, России, Чехии, Австрии, Германии, Швейцарии, Великобритании, Швеции и Норвегии. Но как только этот холодный начальный барьер был преодолен, предрасположенность Шопена была превосходной.

Сколько было учеников Шопена? Следует отметить, что многие из них считались его учениками и очень немногими счастливчиками, которые могли работать с ним в возрасте от 4 до 5 лет, остальные только дали всего 4 или 5 классов. Клиенты Шопена, за исключением небольшой группы «профессиональных» пианистов, состояли из дам аристократии, которые иногда играли в благотворных гала. Их показания в газетах, письмах и во многих случаях завещаны устно, составляет один из основных источников педагогического наследия Шопена.

Жизнь и творчество Шопена неразрывно связаны с деятельностью его современников - знаменитых деятелей искусства. Новыми друзьями композитора стали художник Эжен Делакруа, писатели Генрих Гейне и Виктор Гюго, композиторы Ференц Лист и музыковед Франсуа Фетис.

Болезнь и окончание карьеры виртуоза

Спустя несколько лет после обустройства в Париже Шопен выступил с концертами в Англии и Германии, где познакомился с выдающимися композиторами Робертом Шуманом и Феликсом Мендельсоном. Тогда же, в середине 30-х годов, его настигла болезнь - туберкулез легких.

Во время своего пребывания в Париже он разделил время на сочинение и преподавание, чередуя сезоны лета и зимы. В течение шести месяцев в году, с октября по май, он получал в среднем по пять учеников в день по утрам и ранним часам дня. Занятия длились от 45 минут до часа, хотя они могли быть длиннее в зависимости от уровня, один раз, два или три раза в неделю. Эти занятия всегда были частными, не позволяя ученикам посещать учеников других коллег, за исключением Микули и Ленца, которые вместе участвовали в их успехе.

В некоторых случаях он также предоставлял бесплатные или дополнительные занятия. Шопен с Полиной Виардо: Это формы Листа! Вы не должны прикасаться к себе, когда будете сопровождать голос. Этот проект метода показывает новую концепцию техники, которая приведет к более современному учебному процессу: Техника является императивом музыкального выражения и не должна иметь только механического смысла. Шопен будет характеризоваться естественностью и отсутствием усилий, отходя от повседневной борьбы, чтобы «приручить» клавиатуру.

Слабое здоровье молодого музыканта не позволило ему продолжить карьеру пианиста-виртуоза. Он перестал выступать в больших залах. Творчество Ф. Шопена с этого времени сводится к написанию ряда фортепианных произведений, которые и проложили ему путь в историю музыки.

Эти термины связаны с его концепцией музыки: музыка - это язык, а пение - это альфа и омега музыки, ключ к ее интерпретации и основа ее учения. Для Шопена, во-первых, музыка - это средство, которое выражает мысли, чувства и ощущения через звуки, как однажды сказал Рамо: Одним словом, выражение мысли, чувства, страсти должно быть истинный объект музыки. Несмотря на совместное использование с Дитом определения Музыки как языка невыразимого, Шопен считает, что Музыка должна подчиняться правилам вербального языка.

Он устанавливает большой параллелизм между искусством звука и искусством ораторского искусства, между декламацией и музыкальным дискурсом. В обоих случаях цель состоит в том, чтобы побуждать, убеждать, двигаться, возбуждать слушателя посредством интонации и акцентуации, подходящих для текста.

Как пианист он ограничил свои выступления небольшими салонами и камерными концертными залами. Играл он преимущественно для своих друзей, коллег и людей с похожими художественными вкусами и пристрастиями.

Камерные залы и дружественная аудитория обусловили уникальность музыки Шопена. Она очень личная, интимная. Кажется, что композитор обнажает перед слушателями свою страдающую душу. Творчество Ф. Шопена неразрывно связано с фортепиано. Для других инструментов он не писал.

Во-вторых, мы будем подчеркивать его привлекательность для искусства пения, и особенно для «бельканто». В стиле певцов, таких как Рубини и Макароны, Шопен основывал свой собственный стиль написания фортепиано: «Ты должен петь, если хочешь играть». Таким образом, искусство польского гения искало: превратить фортепиано в тенор или примадонну, дыхание, стиль Кантабиле, интенсивное легато, неповторимое ощущение линии фразировки и округлости звука. И именно эта склонность к вокальному искусству заставляла его отвергать великие последствия, и он настаивает на естественности и простоте в пианистической интерпретации.

Любовь всей жизни

Будучи в Париже, композитор познакомился со знаменитой французской писательницей Авророй Дюдеван, публиковавшей свои книги под мужским псевдонимом Жорж Санд. Эта женщина пользовалась в парижском обществе скандальной известностью. Она носила мужскую одежду и демонстративно курила сигары. Местный бомонд периодически будоражили слухи о ее многочисленных связях.

Если характеризовать жизнь и творчество Шопена кратко, то можно утверждать, что без Жорж Санд он не был бы самим собой. Она стала не только любовницей композитора, но и его другом. Писательница была старше Шопена. У нее было уже двое детей - мальчик и девочка.

Великий музыкант часто гостил в фамильном замке, который стал приютом для многочисленных друзей Авроры и ее возлюбленного. Она обожала бурное веселье и вечеринки, продолжавшиеся до рассвета. Больной композитор переносил ее развлечения с огромным трудом. Тем не менее их роман продлился более десяти лет.

Зима на Майорке

Как бы талантлив ни был и творчество его неразрывно связаны с Жорж Санд. Особенно популярна среди любителей романтических историй легенда об их совместном путешествии на Майорку. Испанский остров в Средиземном море сегодня является туристическим раем. Тогда же, в далеком 19 веке, это было заброшенное, пустынное и мрачное место. Великолепие природы сочеталось с угрюмыми нравами местных жителей и плохими бытовыми условиями.

Шопен, биография и творчество которого во многом обусловлены неизлечимой болезнью, пережил на этом острове один из самых трудных периодов. Влюбленные хотели провести на Майорке теплую зиму вдали от парижских сплетен. Но зима выдалась очень дождливая и холодная, а негативное отношение местных жителей к любовникам было откровенно агрессивным. Они не смогли арендовать жилье и вынуждены были поселиться в заброшенном монастыре, где свирепствовал холод. Этой зимой здоровье композитора значительно ухудшилось.

Во время жизни на Майорке Жорж Санд скучала по парижской роскоши. Тосковал и Шопен. Краткая биография и творчество композитора делают эту зиму на острове особенно яркой. Музыкант сочинил здесь несколько прекрасных произведений. После возвращения во Францию писательница опубликовала книгу «Зима на Майорке».

Романтизм и фортепианное творчество

Творчество Шопена кратко можно определить как романтизм во всех его проявлениях. Его многочисленные фортепианные миниатюры - как разные грани одного бриллианта. Композитор написал очень мало крупных произведений. Наиболее известна среди них его вторая соната, а особенно ее третья часть - траурный марш.


Фортепианные миниатюры Шопена объединены в циклы. Польские мазурки и полонезы - это поэтические пьесы, проникнутые тоской по родине. Наиболее лиричные произведения композитора - прелюдии. Они проходят через все творчество Шопена. Кратко эти сочинения можно охарактеризовать как короткие пьесы, охватывающие все 24 тональности. Прелюдии решены в различных жанрах. Например, ля-мажорная пьеса воспроизводит ритмическую основу мазурки. А прелюдия "Си Минор" напоминает элегию.

Жанры в музыке Шопена

Фортепианное творчество Шопена обусловлено многогранным синтезом. Соединение в одной короткой теме интонаций различных, порой контрастных, жанров приводит к высокой концентрации напряжения музыкальной ткани. Спрессованные в восьмитактовой мелодии намеки на марш, ноктюрн и патетическую декламацию как будто бы взрывают тему изнутри. Их потенциал раскрывается на протяжении всей композиции, выстраивая сложную драматургию.

Как отмечают немецкие музыковеды, творчество Фридриха Шопена (так его называют в Германии) испытало влияние Роберта Шумана, особенно его фортепианных циклов. Однако музыка этого великого композитора необычайно самобытна. Подтверждением служат так называемые польские циклы - мазурки и полонезы.


Мазурки и полонезы

Мазурки очень разнообразны. Среди них есть изящные и рафинированные миниатюры, а также пьесы, написанные в народном духе. Встречаются также блестящие бальные мазурки. Большинство этих произведений не являются трудными в плане виртуозности. Технически они просты для исполнения. Сложными для понимания их делает глубокий музыкальный смысл, от слушателя требуется особая тонкость восприятия.

Как и все творчество Шопена, произведения, написанные в жанре полонеза, являются лирическими поэтичными миниатюрами. Но вместе с тем они имеют характер ярких и блестящих танцев. Среди них есть разные по содержанию миниатюры: трагические, торжественные и изысканные. Пианисту, исполняющему полонезы, необходимо иметь сильные пальцы и широкие кисти рук. Это нужно для того, чтобы справиться с многозвучными аккордами, лежащими в основе произведений.


Если попытаться сформулировать в нескольких словах творчество Шопена, краткое содержание его будет таким: величайший гений романтической эпохи, он был музыкальным кумиром Европы. Лишенный родины изгнанник, он умер очень рано, в 39 лет. Большую часть жизни Шопен страдал неизлечимой болезнью, которая ограничивала его карьеру виртуоза. Он в полной мере познал любовь сотен поклонников и той единственной женщины, которая сумела его понять. Она обладала таким же талантом, как и он сам. Его трагическая и одновременно счастливая судьба - в музыке. И она бессмертна.

Рассказывая о великих пианистах, нельзя не упомянуть о биографии Шопена. Без него мир был бы намного беднее. Он прожил совсем мало – даже до сорока не дожил. Но те, кто жили в одно с ним время, канули в лету, а его имя осталось. И стало нарицательным как имя создателя жанра баллады для фортепиано.

Фредерик Шопен — это знаменитый польский композитор и пианист. Он родился в далеком 1810-м году, и с самых юных лет стал заниматься музыкой. Так, например, в семь лет он уже сочинял, а с восьми стал выступать с концертами.

Николя Шопен, отец ныне знаменитого Фредерика, был поляком французского происхождения. Сам он был сыном колесных дел мастера, Франсуа Шопена и Маргариты, которая была в свою очередь дочерью ткача.

Николя в юности переселился в Польшу, где стал работать на табачной фабрике. Сейчас доподлинно неизвестно, почему он решил покинуть Францию, но тем не менее, остается фактом, что в Польше он нашел свою вторую родину.

Эта страна так затронула сердце молодого человека, что он стал активно принимать участие в ее судьбе и бороться за ее независимость. Даже после разгрома восстания Костюшко, он остается в Польше и начинает заниматься педагогической деятельностью. Благодаря широкому научному кругозору и хорошему образованию, вскоре он завоевывает среди учителей Польши отменную репутацию. А в 1802-ом году селится в имении семейства Скарбков.

В 1806-ом году он женился на дальней родственнице Скарбков. По свидетельствам современников, Юстына Кжижановская была хорошо образованной девушкой, свободно изъясняющейся на родном для своего жениха языке. Кроме того, она была чрезвычайно музыкальной особой с хорошей техникой игры на фортепиано и красивым голосом. Поэтому первые музыкальные впечатления Фредерика были получены благодаря таланту его матери. Она же привила ему любовь к народным мелодиям.