При покупке наушников важно понимать, что любой ваш выбор в каком-то отношении будет компромиссом. Лишь правильные приоритеты позволят найти оптимальное решение, удовлетворяющее главным требованиям. Условно можно выделить три критерия, от которых и придётся отталкиваться. Речь о доступности, портативности и, конечно, качестве звука.
Три этих слагаемых можно представить в виде треугольной лепестковой диаграммы, где рост одного лепестка означат сокращение двух других.
Так, выбор лучшего качества звука предполагает собой максимальный ценник и отказ от портативности. Аналогичным образом ультрапортативная беспроводная гарнитура не обеспечит лучшего звучания и при этом вряд ли будет дешёвой. Именно поэтому важно выделить хотя бы один из критериев, которым вы готовы пожертвовать.
Наушники, как и любой гаджет, покупаются под определённые задачи и цели. Необходимо понимать, когда и как вы будете их использовать. От сценариев использования зависит выбор вида наушников.
Для использования на работе и дома обычно покупаются полноразмерные гарнитуры, которые обеспечивают полный охват ушной раковины и максимально комфортную посадку на голове. Такой тип как нельзя лучше располагает к длительному прослушиванию музыки.
Также можно рассмотреть наушники накладного типа, которые из-за меньших по размеру чашечек обычно компактнее полноразмерных. Ушную раковину они не обхватывают, а накладываются поверх. Яркий пример - .
Наибольшей популярностью среди наушников для офиса пользуются модели закрытого акустического типа. Они обладают лучшей звукоизоляцией, поэтому окружающим ваша музыка слышна не будет. Открытый же тип подойдёт для домашнего использования. Такие наушники имеют отверстия на внешней стороне чашечек, позволяющие звуковым колебаниям распространяться так же, как и в естественной среде, делая звук более реалистичным.
При выборе полноразмерных или накладных наушников не стоит недооценивать важность материала амбушюров. Велюр или даже синтетика заставляют уши не так сильно потеть, как искусственная или натуральная кожа.
Для простых прогулок вполне можно использовать ранее упомянутые накладные наушники. Но если речь о перемещении в метро и поездках в другом общественном транспорте, то лучшим выбором станут внутриканальные наушники, также называемые затычками. Они компактны, максимально удобны в использовании и не создают проблем при движении в плотном потоке людей. Одними из лучших по соотношению цены и качества можно назвать .
Наушники такого типа обычно дополняются силиконовыми амбушюрами различного размера, дабы каждый пользователь мог выбрать подходящие. Также немалой популярностью пользуются насадки из пористой пены, которые, нагреваясь от тепла тела, адаптируются под ушной канал человека. По сравнению с силиконовыми они менее долговечные, зато почти не искажают звук.
Оплётка провода также играет не последнюю роль. Одной из наиболее практичных является тканевая, как, к примеру, у . Такая предотвращает спутывание провода и сокращает риск повреждения при случайном натяжении.
Отдельно можно выделить и полностью беспроводные наушники вроде . Аксессуары такого типа обеспечивают максимальную свободу движений, но и цена у них довольно высокая. К тому же велик риск их попросту потерять.
Для бега и тренажёрного зала обычно используются беспроводные гарнитуры внутриканального типа. Они могут иметь дужки с креплением на шее или амбушюры с крючками для лучшей фиксации внутри ушной раковины или на её внешней части, как в случае с .
Многие из подобных гарнитур имеют защиту от пота и даже полного погружения под воду, что позволяет заниматься плаванием без отрыва от любимой музыки.
В последнее время всё чаще спортивные Bluetooth-наушники оснащают датчиками для отслеживания физической активности, как в случае с . Такие гарнитуры позволяют заменить собой привычные фитнес-трекеры, но и стоят при этом значительно дороже классических аналогов.
Если вы нередко летаете и любите слушать музыку в дороге, имеет смысл задуматься о гарнитуре с активным шумоподавлением. Чаще это большие полноразмерные наушники, которые могут быть как проводными, так и . Их способность отсекать внешние звуки позволяет с головой погрузиться в любимую музыку, даже если рядом с вами сидит неугомонный ребёнок.
Важная особенность гарнитур для путешествий - складная конструкция. Она позволяет наушникам занимать куда меньше места и сокращает риск повреждения при транспортировке в сумке. Дорогие модели для лучшей защиты часто дополняются жёстким чехлом.
Выбор геймеров - полноразмерные охватывающие наушники со встроенным или же съёмным микрофоном. Важным критерием при выборе является наличие технологии объёмного звука, как у некоторых моделей . Имитация конфигурации 5.1 или даже 7.1 станет большим преимуществом в трёхмерных экшенах, где часто приходиться ориентироваться в пространстве на слух.
Большинство геймерских наушников отличаются длинным, 2-метровым проводом. Важно, чтобы он имел надёжную оплётку и жёсткие утолщения у штекеров, исключающие перегибы и возможные изломы.
Шумоподавление - тоже важный параметр. В данном случае это касается как наушников, так и микрофона, чтобы и вы не отвлекались на внешние факторы, и вас было хорошо слышно.
Вне зависимости от типа и класса у всех наушников есть базовые технические характеристики, позволяющие сформировать представление о звуковых возможностях. При выборе относительно недорогих гарнитур слишком серьёзно относиться к таким цифрам не стоит, но и без внимания их оставлять тоже нельзя.
Этот параметр характеризует спектр звуков, который могут воспроизводить наушники. Стандартным является диапазон 20 - 20 000 Гц. Больше человеческий слух попросту не распознаёт, хотя в описании гарнитур нередко можно встретить и выходящие за эти пределы значения. Плохого в этом ничего нет, но и бесспорным преимуществом это назвать нельзя.
Чувствительность говорит о том, насколько громко будут играть наушники при прочих равных. Зависимость прямая: чем чувствительность выше, тем выше и максимальная громкость. 95–100 дБ и более считается хорошим показателем для обычного использования.
Данный параметр также оказывает влияние на потолок громкости наушников, но учитывать его стоит лишь любителям баса, использующим стационарные усилители. В дуэте с качественным источником звука наушники с высокой мощностью позволяют обеспечить более яркое и насыщенное звучание. Если же вы собираетесь слушать музыку в основном со смартфона, раскрыть потенциал большой мощности вам вряд ли удастся.
Номинальное сопротивление на входе наушников, также называемое импедансом, оказывает влияние и на громкость, и на общее качество звука. Ориентироваться на этот параметр нужно в соответствии с устройством, с которым вы собираетесь использовать наушники. Для смартфонов и портативной техники следует подбирать гарнитуры с более низким импедансом - до 32 или даже 16 Ом, а для стационарной - с более высоким, от 32 Ом.
Амплитудно-частотная характеристика демонстрируется в виде графика и характеризует качество передачи различных частот.
Минимальное количество резких изгибов кривой АЧХ говорит о сбалансированности звучания и точности передачи исходного аудиоматериала. Высота расположения кривой на графике отражает громкость в конкретном диапазоне. «Горб» в начале кривой АЧХ, на низких частотах, говорит о басовитости наушников.
Нельзя не отметить и способ подключения проводных наушников. Большинство моделей в продаже имеют штекер мини-джек (3,5 мм). Обычный джек (6,3 мм) можно встретить на гарнитурах профессионального уровня, а микроджек (2,5 мм) встречается в последнее время очень редко. И тем не менее обратите внимание, какой именно штекер у гарнитуры и есть ли в комплекте переходник.
Слепо ориентироваться на все цифры в характеристиках, конечно, не стоит, особенно если вы выбираете относительно недорогие наушники. Две гарнитуры с равными параметрами могут звучать совершенно по-разному, поскольку на качество влияет и множество других особенностей, которые не всегда указываются производителем в описании.
Узнать наверняка, подходят ли вам выбранные наушники, можно с помощью их предварительного прослушивания. Касается это охватывающих и накладных гарнитур, которые специализированные магазины нередко позволяют протестировать ещё до покупки. Это шанс оценить не только звук, но и удобство посадки на голове.
Также перед покупкой обязательно стоит обратиться к отзывам и полноценным обзорам, которые можно найти в Сети. Такой фидбэк позволяет получить хоть какое-то представление о реальном качестве звучания, конструктивных особенностях и возможных слабых местах устройства, выявленных после длительного использования.
В прошлом веке вопрос «как выбрать наушники» мало кого волновал, так как последние были предметом обихода только тех людей, которые профессионально работали со звуком или принимали сигналы с эфира.
В широкие массы этот товар не распространялся. Не было на то причины. Музыку люди слушали через проигрыватели, с кассетных магнитофонов или по радио. Включить бобинный магнитофон и одеть наушники, вряд ли кому могла прийти в голову такая несуразица.
Раньше считалось престижным включить звук громче, да так, чтобы все в округе слышали, кто «поет в доме» и какая музыка вам нравится. Но сегодня это не так и дело здесь не в изменении вкусов и манер, а в технологическом прогрессе. Как только многотысячная музыкальная библиотека стала помещаться в небольшой цифровой накопитель, людям захотелось слушать любимую музыку со своего плеера и в любое время. Теперь уже с точностью наоборот – так, чтобы не мешать другим, на любом месте, погружаясь в мир звуков и образов. И это невозможно сегодня сделать без персонального устройства для прослушивания. Итак, как выбрать хорошие наушники – тема нашей статьи.
Хочется сразу сказать, поскольку рынок наполнен различными типами «головных мониторов», подобрать подходящий вариант бывает достаточно сложно. Поэтому, чтобы облегчить процесс, давайте сначала классифицируем существующие устройства по их типу, назначению и характеристикам. После этого нам будет легче понять, как правильно выбрать нужные.
Все их условно можно разделить на 4 типа:
Данная классификация зависит от того, насколько близко расположен динамик к самому уху. В связи с этим каждый тип имеет как свои плюсы, так и минусы.
В независимости от типа наушников, существует ряд рекомендаций их использования без вреда для здоровья:
Наушники-вкладыши имеют такое название из-за того, что вкладываются в ушную раковину. Удерживаются они за счет силы упругости, но поскольку капельки стандартны в диаметре, а форма уха у всех людей разная, вкладыши «имеют привычку» периодически выпадать.
Кроме этого из-за маленького размера мембраны они плохо воспроизводят низкие частоты. Для них характерна также слабая звукоизоляция. Это их основные недостатки.
А в чем достоинство? В их недорогой стоимости, а также компактности: они не занимают много места. Капельки лучше всего подойдут людям, неприхотливым к качеству звука, и именно их чаще всего продавали раньше в нагрузку к телефонам.
Ещё один неочевидный плюс для некоторых пользователей: существует тип людей с определённой «архитектурой» уха, которая просто не держит вакуумные наушники и они свободно выскакивают из ушной раковины через секунду после введения. И так бесконечное количество раз. Это создаёт проблемы для владельцев таких миниатюрных (или наоборот больших?!) ушек, поэтому для них капли остаются единственно приемлемым вариантом, позволяющим сэкономить. К сожалению, сейчас стандартным типом ко всей технике чаще идут именно затычки, поэтому капли приходится докупать, а в продаже они встречаются всё реже.
Вакуумные наушники или «затычки» лучше упоминаемых выше. Мягкие силиконовые насадки и фиксация динамика внутри ушного канала – вот основное их отличие от других типов.
Качество звука таких моделей гораздо выше. Затычки имеют глубокий уровень звукоизоляции, человек в них буквально погружается в звук. Именно поэтому они актуальны в шумных местах, в метро, в поезде, в мегаполисе. Аксессуар хорош для прослушивания как с плеера, так и с телефона.
Внутриканальники отличаются мощными басами, поэтому ими могут пользоваться меломаны. Только бы подыскать модель от признанных брендов, а это такие, как Apple, Sony, Ceneva, AKG. Они дадут необходимое качество, но цена будет кусаться.
Однако они имеют и свой недостаток: создают существенную нагрузку на слуховые органы человека, так как вставляются глубоко в ухо. Очевидно, что затычки при частом их употреблении могут посадить слух.
Специфика использования вакумных наушников заключается в необходимости их регулярной чистки:
Это те, которые, в буквальном смысле этого слова накладываются на ухо. Они имеют специальное крепление: на ухе, затылочную дужку или на оголовье.
Этот аксессуар лучше капелек по звучанию из-за большей мембраны. Также специальное крепление, особенно оголовье, буквально притягивает их к ушам.
Он подойдёт владельцу планшета или геймеру, а также для наслаждения музыкой с плеера. Ещё один плюс: достаточно хорошая звукоизоляция.
Стоимость их от 25 долларов, например такие, как Sony MDR-370LP White стоят 1100 рублей.
Полноразмерные или мониторные наушники – это те, которые полностью охватывают уши. Этот тип разделяют ещё на открытые и закрытые. Закрытые обеспечивают полную изоляцию от внешнего мира. У открытых же в амбушюрах есть отверстия.
В закрытых наушниках, как правило, работают режиссеры звука, которым нужно видеть всю звуковую картину и посторонние шумы им ни к чему. А открытые – удел любителей компьютерных игр, меломанов, слушающих музыку на компьютере.
Недостаток полноразмерных наушников – это их габариты. Качественные, такие как AKG и Sennheiser, Koss или Audio-Technica, имеют высокую цену.
Итак, рассматривая различные виды, мы уже затронули такую тему, как назначение. Тем не менее давайте расширим круг применения головных мониторов и ещё раз определимся, где, в какой сфере лучше всего использовать тот или иной.
Наушники используются:
Очевидно, что диджей в радиостудии не будет работать в капельках, а обычному человеку для того, чтобы поговорить с другом по скайпу, не понадобятся студийные аксессуары. Каждому свое. Поэтому, чтобы выбрать наушники, нужно всегда сначала определяться, как и когда вы будете их использовать.
Стало быть, советы общего плана пока что, не вдаваясь в характеристики, будут такие.
Итак, как выбрать наушники относительно их типа и назначения, мы разобрались.
Хочется также упомянуть, что по способам передачи звука и его подключения наушники делятся на проводные и беспроводные. Последние работают за счет канала, например, радиосигнала. Они дают некую мобильность, подвижность, но имеют ограниченный радиус действия. И ещё их недостаток – это низкое качество звучания. Есть ли смысл покупать такие, решать вам.
Если вы возжелаете лежа на диване смотреть телевизор так, чтобы звук не мешал окружающим, тогда они пригодятся. Также покупка полезна, если вам надоели лишние провода или они вам мешают. Но тогда нужно запасаться батарейками, так как такие аксессуары требуют дополнительного питания.
Стоимость удовольствия – от 50 долларов. Например, такие, как PHILIPS SHC5100/10 стоят 2499 рублей.
Теперь обратим свое внимание непосредственно на характеристики наушников, чтобы выбрать среди существующих типов те, что лучше.
К ним относятся:
Скрупулезно исследовать все эти особенности необязательно, но иметь общее представление нужно, чтобы ваш выбор был осознанным.
Эта характеристика отображает, в каком диапазоне частот будет воспроизводиться звук. Чем он шире, тем качество звучания лучше. Как правило, физически здесь взаимосвязь такая. Чем больше мембрана наушника, тем шире частотный диапазон. Меломаны хотят слышать весь существующий спектр, который только может уловить их ухо. Но обычно оно слышит частоты от 15-16 до 18 000-20 000 Гц. Поэтому все, что ниже и выше – привилегия лишь немногих.
Эта характеристика отвечает за то, насколько громко вы будете слышать звук. Стандартная для большинства наушников составит не менее 100 дБ. Чувствительность зависит от применяемого магнитного сердечника. У вкладышей и затычек небольшой диаметр мембраны и маломощный магнит, поэтому они не обладают большой чувствительностью. Однако громкости звука человеку хватает за счет близкого расположения мембраны к уху.
Этот параметр нужно учитывать относительно того, какую технику вы будете использовать. Для гаджетов и портативной техники сопротивление наушников составляет 16-50 Ом. Смысл в том, что, чем больше будет сопротивление наушников, тем более мощный понадобится входящий сигнал, чтобы раскачать мембрану. Другими словами, для высокоомных аксессуаров понадобится мощный источник звука.
Поэтому, если вы подключите студийные наушники с импедансом 250 Ом к обычному плееру, они будут звучать тихо, мощного звука вы не получите. А для студийных с импедансом в 500 Ом понадобится уже дополнительный усилитель.
Ещё одна закономерность: чем выше сопротивление, тем чище звук. Стало быть, низкоомные наушники могут звучать с искажением, а высокоомные не очень громко.
Делаем следующий вывод. Для портативного плеера или компьютера достаточно будет наушников с сопротивлением 32-80 Ом. Для серьезной студийной работы импеданс может быть 200, 300 Ом и выше.
Аналогичное соответствие должно быть и по такой характеристике, как мощность. Если мощность от источника звука превысит допустимую для наушников, они выйдут из строя. Обычно диапазон мощности бывает от 1 мВт до 5000 мВт.
При воспроизведении звука допускаются некоторые искажения. Их уровень измеряется в процентах. Соответственно, качество будет лучше, чем меньше этот процент.
При выборе наушников нужно обязательно учитывать также их вес и размер. Чтобы вам было легче сориентироваться, знайте, что вкладыши и вакуумные весят примерно 5-30 г, накладные – 40-100 г, а мониторные – 150-300 г.
Вес наушников будет особенно актуален, если вы собираетесь использовать их вместе с сотовым телефоном:
В конце концов, спросите себя, сколько времени вы планируете проводить в них? Они вам нужны лишь как гарнитура для разговоров по скайпу или вы будете работать в них? Вы часто слушаете музыку, аудиокниги или изредка? А может, вам действительно нужны беспроводные?
Как известно, знание - сила, особенно в технических вопросах. Основные характеристики наушников, обычно указанные на упаковке, дают представление об их возможностях до прослушивания. Надо лишь разобраться, что к чему.
Все сталкивались с ситуацией, когда одни наушники звучат громче других при том, что уровень на плеере (или смартфоне) выставлен одинаково. Часто этот факт связывают с разницей в мощности наушников. Но наушники - не усилитель, такая предпосылка в корне неверна.
На самом деле то, насколько громко зазвучат наушники, зависит от их чувствительности. Традиционно этот параметр лежит в пределах 90–120 дБ, причем для большинства моделей доступных на рынке эти рамки уже 95–105 дБ. Чувствительность показывает, насколько громко будут играть наушники при прочих равных. Чем она выше, тем выше максимальная громкость и меньше нагрузка на встроенный усилитель плеера или смартфона. Мной замечена еще одна прямая зависимость: чем дешевле наушники, тем меньше шансов, что их реальная (а не указанная в техническом паспорте) чувствительность будет высокой.
А вот в вопросе мощности не стоит гнаться за ваттами. Особенно когда основной источник музыки смартфон или портативный плеер. При высокой чувствительности достаточно нескольких милливат, чтобы музыка играла громко, а усилитель гаджета не перегружался и экономно расходовал заряд аккумулятора. Да, если выбрать наушники с высокой мощностью, звук, возможно (только возможно), получится солидным и напористым. Но продлится это не так долго, как вам бы хотелось - батарея гаджета под такой нагрузкой начнет стремительно разряжаться. Более того, нередки случаи, когда встроенный усилитель попросту не справляется с мощными наушниками. В итоге и звука хорошего не услышите (рыхлый неглубокий бас), и получите искажения на громкости выше средней.
Для наушников, используемых дома, высокая мощность уже не проблема, ведь предполагается, что они будут использоваться со стационарным усилителем. Тогда высокая мощность поспособствует высокому качеству звука.
Еще один фактор, существенно влияющий на качество звучания, расход энергии и в целом определяющий совместимость наушников с усилительной частью, - импеданс. С точки зрения физики импеданс несколько отличается от более понятного термина «сопротивление», но с потребительской точки зрения это не столь важно, поэтому на упаковке наушников вполне можно встретить и такое написание.
Любой усилитель имеет некоторый диапазон нагрузок, с которым он способен работать в оптимальном режиме. Величина импеданса наушников, измеряемая в омах, соответственно, определяет режим работы усилителя. В портативной технике обычно стоят усилители, рассчитанные на работу с импедансом от 16 до 32 Ом. Поэтому именно такие цифры вы встретите у большинства наушников. Однако вполне допустимо использовать с портативной техникой наушники с импедансом 40–60 Ом. Принципиальная разница состоит в том, что для работы последних потребуется больше мощности, а значит, увеличится расход аккумулятора. Также помните, что если сопротивление наушников значительно отличается от рекомендованного, усилитель будет работать во «внештатном» режиме, результатом чего могут стать искажения и общее понижение качества звука. А в крайних случаях, еще и приведет к выходу из строя усилителя или наушников.
Высокоомные наушники, чей импеданс исчисляется сотнями омов, стоит использовать только со стационарными усилителями. Чаще всего высокоомные наушники делают для профессиональных целей, хотя их также можно встретить и среди дорогих High End-моделей для бытового использования.
Внимание, если выбираете модель для дома: импеданс наушников должен попадать в пределы рекомендованного диапазона нагрузки, который указывается в технических данных усилителя. Вообще, большинство наушников и усилителей довольно четко делятся на низко- и высокоомные, так что особенных проблем с поиском подходящей пары возникнуть не должно.
Частотный диапазон наушников, наверное, самая простая и понятная величина. Чем он шире, тем качественней звук. Выход заводских параметров за пределы слышимого диапазона, например, 5 Гц – 25 кГц, свидетельствует о том, что края этого самого слышимого диапазона будут воспроизведены без особых потерь. Может быть, потому что это простая величина, да еще и с большими цифрами, производители склонны ее приукрашивать. Часто встречаются стандартные цифры, типа 20 Гц – 20 кГц. И никаких указаний о том, при каких условиях были произведены измерения, не говоря уж о графике АЧХ. 20Г ц и правда могут быть, но с такой громкостью, что услышат их лишь приборы в глухой акустической комнате, где, возможно (только возможно), проходили замеры.
В заключение обзора основных характеристик хочу избавить читателей от одной распространенной иллюзии, что «наушники с одинаковыми паспортными данными одинаково звучат». Ничуть.
При равном частотном диапазоне, одинаковых чувствительности, мощности и импедансе разные наушники, вероятней всего, заиграют совсем непохоже друг на друга. Поскольку наше впечатление от звучания формируется точностью реакции излучателя, формой частотной характеристики и ряда иных показателей, которые публикуются разработчиками крайне редко, а другие и вовсе не могут быть измерены. К сожалению или к счастью, но современные измерительные приборы еще не достигли тех высот, когда они научатся воспринимать музыкальный сигнал комплексно, как человек. Поэтому, изучив характеристики на предмет совместимости с остальным комплектом оборудования (источник, усилитель), соизмерив их стоимость со своим кошельком, нужно все-таки пойти и послушать их. Иначе никак.
Проблема выбора такого, как многим покажется на первый взгляд, маловажного «аксессуара», как наушники - сегодня актуальна как никогда! Благодаря стараниям маркетологов, многие действительно важные критерии выбора были задвинуты назад, а практически бессмысленные выдвинуты вперед.
Выбираем наушники: советы ZOOM
Это привело к довольно забавным ситуациям. Со стороны человека, разбирающегося в проблеме, это выглядит, как если бы покупатели стали, например, выбирать автомобили по длине двигателя и с пеной у рта доказывать, что автомобиль с длинным двигателем лучше автомобиля с коротким, полностью игнорируя все остальные критерии. Разобраться, на что смотреть, что слушать, а что не стоит даже брать в руки, - и является целью данного материала.
Для чего это нужно?
Для чего нужны наушники вообще - думаю, всем понятно - чтобы слушать музыку одному и поменьше мешать этим процессом окружающим или, чтобы они поменьше мешали вам.
Для чего нужно менять наушники идущие с плеером? Здесь ответ тоже вполне очевидный - они очень низкого качества. Хорошие наушники стоят дорого, и использование их в качестве комплектных резко повысит конечную стоимость устройства. Что сразу снизит его конкурентоспособность - всем же не объяснишь, что здесь 50% - стоимость за наушники. Тем не менее, конечное качество звука плеера определяется в первую очередь наушниками. Плеер стоимостью $500 с комплектными наушниками будет звучать несравнимо хуже, чем плеер за $50 с хорошими наушниками за $50-100.
Для чего нужны отдельные дорогие большие наушники? В первую очередь - для прослушивания музыки дома, на стационарной технике, портативные плеера их в большинстве случаев вообще не могут раскачать. И зачем это? - спросите вы. Для того чтобы достичь высочайшего качества звука! Покупая такие наушники, при небольшом бюджете вы получите звук на порядок более дорогой колоночной техники, а при серьезном бюджете - и просто недостижимое для колонок качество звучания. И, надо отметить, вам не потребуется создавать специальную комнату для прослушивания музыки и у вас не будет проблем с «домашними» (то, что вас покалечат за расход месячного семейного бюджета на наушники, - не в счет).
На что смотреть при выборе?
Первое, на что все смотрят, - частотный диапазон. Смотреть на это не нужно, это самый бессмысленный параметр в характеристике. По важности в выборе он соответствует «длине двигателя», упомянутой во вступлении. Покупателям проще - сравнил две цифры и выбрал, а маркетологи этим воспользовались, раздув значимость этого параметра до огромных масштабов.
Sennheiser IE4: вкладыши высокого качества за разумные деньгиДавайте разберемся с самого начала. Еще со школьного курса многие помнят, что человек слышит от 20 Гц до 20 кГц частотного диапазона. В начале этого диапазона находятся низко-частоные звуки - «басы», в верху - высокочастотные. Задача любых наушников - корректно воспроизвести этот диапазон, то есть без завалов, без хрипов или бубнения на «басах», без шипения или скрежета на «верхах», и без проблем в середине. Эту способность отражает амплитудно-частотная характеристика (АЧХ), зависимость громкости от частоты, обычно представляется в виде графика. Соответственно, чем ровнее эта кривая, тем более точный звук. Когда производитель пишет на коробке частотный диапазон, то в идеале он как раз и должен указать длину этого линейного ровного участка. Но если написано, например, диапазон 5 Гц – 30000 Гц это не означает что выше 30 кГц или ниже 5 Гц наушники не издают звук вообще – просто там громкость начинает спадать. Если громкость спадет на 0,0001% считать ли это границей диапазона? А если на 0,1%, 1% или даже 10%?
Проблема в том, что производитель сам устанавливает этот критерий. Причем стараясь его как можно сильнее увеличить, дабы написать диапазон пошире и привлечь больше покупателей (случаи, когда диапазон пишется вообще без каких-либо измерений, рассматривать не будем, но такое встречается). Отсюда и появляются такие казусы, когда у наушников за 200$ с потрясающим звуком, заявленный частотный диапазон хуже, чем у агрегата за 10$, и звуком как у консервной банки.
Sennheiser IE8: модель для профессионального мониторинга
Даже если диапазон измерен правильно и честно, он все равно не может быть критерием выбора. Так как главное ведь - не ширина линейной части АЧХ, а именно ее линейность. Две цифры начала и конца ничего не скажут об «искаженности» или линейности этого диапазона. Производители бюджетных моделей не любят показывать графики АЧХ своих наушников, так как линейный диапазон там, мягко сказать, не совсем линейный.
В тоже время по самой АЧХ опять нельзя выбирать наушники - можно только отфильтровать их на хорошие и плохие, так как определить характер звучания по АЧХ очень сложно - проще послушать модель вживую, используя конкретные композиции. Помимо частотного диапазона на коробке указывают еще два параметра, которые уже представляют некоторую важность.
Один из них - сопротивление. Если не вдаваться в радиотехнику, то можно сказать следующее - чем больше сопротивление, тем более мощный источник нужен для наушников и тем меньше влияние самого источника на звук. То есть если к низкокачественному плееру вы подключите наушники с сопротивлением 8-16 Ом, то помимо всех мельчайших деталей и нюансов музыки, вы услышите еще и такие «приятные» звуки, как шум усилителя, треск от внутренних процессов (например, перемещений головки жесткого диска в HDD-плеерах, или просто шорох от переключения вкладок в меню плеера и т.п.). Естественно, подразумевается, что сами наушники довольно высокого качества, чтобы услышать такие нюансы, на низкокачественных ушах подобных проблем нет, но и хорошей детализации самой музыки там тоже нет.
Если же вы подключите к портативному источнику большие мониторные наушники на 250 Ом, то ничего с плеером не произойдет - он не задымится, как почему-то многие думают. Просто звук будет тихий и плоский. Наушники будут именно «шептать», а не играть. И как при шепоте не возможен бас, глубина, красота голоса, так и здесь все это будет потеряно.
Компромисс для портатива обычно находится в районе 32-64 Ом - в этом диапазоне ушки будут раскачаны практически любым плеером. Один будет играть чуть громче, другой - чуть тише, но можно будет слушать комфортно. Если сопротивление в наушниках больше 100 Ом, то нет смысла брать их для портативной техники, подключая напрямую, если меньше, то плеер должен иметь аудиовыход высокого качества. Сперва нужно разобраться с конкретными наушниками и источником, а потом уже судить - будет ли воспроизведение отвечать вашим запросам или нет.
Чувствительность - это второй значимый параметр наушников. Опять же, если не уходить в радиотехнику, то это - КПД наушников. С ним все гораздо проще, нежели с сопротивлением: чем больше значение, тем громче звук, чем меньше - тем тише. И без всяких оглядок на источник.
Сопротивление и чувствительность могут дать приблизительные параметры о громкости наушников и возможности их использование с тем или иным источником (исключения, конечно, тоже бывают, но их меньшинство). Например, если имеются ушки с сопротивлением 100 Ом, то, скорее всего, они не раскачаются портативным плеером в полном объеме, но есть модель Numark D200, у которой при таком сопротивлении чувствительность зашкаливает за сотню, в результате получаем на портативе вполне сочный звук.
Если вы не хотите мучиться с цифрами или вы в них ничего не поняли, не расстраивайтесь - эти данные все равно очень условны, и как, вы уже догадались, позволяют очень приблизительно судить лишь о «глобальных параметрах» и никак о качестве звука. Поэтому наушники лучше один раз услышать, чем сто раз увидеть.
Также необходимо обратить внимание на акустическое оформление наушников, которое бывает «закрытым», «открытым» и промежуточным - «полуоткрытым». Название пафосное, но на самом деле все просто. Я думаю, вы не раз видели большие наушники, такие, которые закрывают все ухо целиком. Присмотритесь к ним как-нибудь, вы сможете заметить, что у некоторых моделей внешняя стенка самого наушника закрыта наглухо, а у некоторых «вся в дырочках», или даже просто покрыта сеткой. В первом случае - это закрытые наушники, во втором - открытые. Есть и некий промежуточный вариант с «полуприкрытыми дырочками» - полуоткрытые.
На что это влияет, кроме внешнего вида? В первую очередь, на звукоизоляцию. В закрытых наушниках вы ничего не слышите вокруг, и никто не слышит, что играет у вас. В открытых все наоборот - вы слышите всех, и все слышат то, что у вас играет в наушниках.
С первого взгляда может показаться, что открытые наушники вообще не нужны, так как имеют одни минусы. Но это совсем не так, из-за глухой задней стенки динамика, звук не выходит наружу, отражается от нее и идет обратно в ухо, что вносит небольшие искажения, некую гулкость. Производители стараются всеми силами бороться с этим эффектом, обклеивая внутренние стенки наушника различными материалами, придумывая разные конструкционные изыскание, но радикального средства нет. Закрытые наушники с качеством звучания, аналогичным открытым, сделать сложнее, в результате, если мы возьмем две модели одинакового ценового диапазона, то открытые будут играть лучше (но у каждого правила есть свои исключения). С другой стороны, если вы будете использовать наушники в метро, или ваши домочадцы не очень любят вашу музыку - то вариантов у вас практически нет, кроме как брать закрытые модели. Также закрытое акустическое оформление подойдет любителям баса. Бас в таких наушниках обычно воспроизводится сочнее, хотя не всегда точнее.
Закрытость и открытость характерны не только для больших мониторных наушников, но и для любых наушников, даже у маленьких вставных наушников тоже могут быть «дырочки».
Легендарные арматурные наушники Ultimate Ears 10Pro - изготавливаются только по индивидуальному слепку ушного канала своего будущего владельца
На что совсем не стоит смотреть при выборе, так это на всякого рода «революционные технологии», типа bluetooth-наушников или даже банальных радионаушников. Попробуйте просто посчитать. Если беспроводные наушники стоят $60-100, а нормальный радио- или bluetooth-передатчик/приемник - порядка $50-80, то на сами наушники останется не больше $10-20. А если добавить к этому, часто, полную некомпетентность фирмы в области «ушестроения», то получаем за 100 долларов наушники звучащие как худшие 10-20 долларовые. Хорошие радионаушники, конечно, есть, например AKG HEARO 999 AUDIOSPHERE, но цена их раз в 10-20 отличается от «ширпотребного» многообразия.
Похожая ситуация с наушниками пятиканального звука. Нормально сконструировать наушники с одним динамиком сложно, а с двумя - еще сложнее. Почти невозможно в таком маленьком объеме ушной чашки добиться согласованности звучания. А засунуть пять и засунуть согласованно - чертовски сложно! Поэтому в такие наушники просто воткнуты 5 динамиков и все. На этом производитель успокоился. Как они будут вместе играть - уже не важно. Для прослушивания музыки такие наушники вообще не пригодны. Для компьютерных игр - с большим натягом. Любители динамичных игр, думаю, уже давно знают, что обычные хорошие наушники дадут локализацию звуков намного лучше, чем 5.1.
Вкладыши
Начнем с самых известных и распространенных «вкладышей», или «таблеток». С данным типом, думаю, знакомы абсолютно все, так как подавляющее большинство плееров комплектуется такими наушниками. Дорогих и хороших моделей здесь мало. Рассматривать закрытость/открытость не имеет смысла - звукоизоляция у них крайне слабая, даже у моделей с закрытым типом акустического оформления. «Вкладыши» оставляют ушной канал открытым, не препятствуя проникновению звуков извне, сводя тем самым звукоизоляцию на нет. Плюсы «таблеток» - это комфорт и цена, а к минусам следует отнести слабую звукоизоляцию и отсутствие объемности звуковой сцены. Моделей подобного типа довольно много, но большинство из них, мягко говоря, недолговечны, не говоря уже о низком качестве звука. Впрочем, как и везде, существуют свои исключения из правил. К примеру, линейки наушников-вкладышей от Sony и Audio-Technica могут поспорить с лучшими представителями в других классах.
Вставные наушники
По внешнему виду похожи на вкладыши, но принципиальное отличие в том, что они входят в ушной канал на некоторую глубину (на несколько миллиметров, как обычные беруши) и полностью затыкают ухо, обеспечивая очень хорошую звукоизоляцию. Качество звука в таких наушниках очень сильно разнится от фирме к фирме и от модели к модели.
Можно порекомендовать модели фирм Sharp, Creative, Pioneer, Sony, Shure, Koss и Audio-Technica. Отдельно стоит упомянуть бюджетный вариант Koss Plug, так как за свою стоимость (около 500 рублей) они могут дать более-менее сносный звук (при применении эквалайзера).
Звук вставных наушников, конечно, лучше, чем у вкладышей, за счет звукоизоляции, но все равно довольно низок по уровню детализации, объемности. Маленькие динамики не в состоянии физически давать уровень звука больших. Второй существенный минус – это комфорт. Не каждому понравится, когда в его ухе находится посторонний предмет. У меня лично от такого начинает болеть голова уже через час прослушивания музыки. Из плюсов - это компактность, и уже упомянутая хорошая звукоизоляция. В том же метро вам не надо будет выставлять максимальную громкость, чтобы «перекричать» гул состава, можно слушать тихо и комфортно, не травмируя свой слух.
Наименование «наушники» является разговорным синонимом термина «головные телефоны». Название «телефон» (telephone, от греч. tele - вдаль, далеко, и phone - звук) впервые применил Филипп Рейс (Philipp Reis) еще в 1861 году. А в 1899 году в одном из первых радиоприемников, созданных Поповым, преобразованные из радиосигналов колебания звуковой частоты, согласно описанию, прослушивались через головные телефоны. Так как приемники собирались не только в России и не только из российских комплектующих, именование наушников как «головные телефоны» возникло, скорее всего, при буквальном прочтении английского термина headphones (англ. head - голова, phone - телефон).
Накладные наушники
Пиктограмма наушников. Ставится для идентификации разъёмов, регуляторов и пр.
Основными техническими характеристиками являются: частотный диапазон, чувствительность, сопротивление, максимальная мощность и уровень искажений в процентном соотношении.
В наушниках каждое ухо воспринимает звуки, идущие исключительно от излучателя, предназначенного именно для этого уха, что приводит к несколько иному звучанию и, возможно, - к повышенной утомляемости. Длительное использование наушников на высокой громкости чревато частичной потерей слуха и может даже привести к глухоте . Неравномерность АЧХ и присутствие резонансных частот отрицательно действует на органы слуха, так как слушатель настраивает громкость воспринимая основной спектр частот, пренебрегая резонансной.
Также существует опасность из-за наушников пропустить важный звуковой сигнал, например, при движении по дороге, как водителями (поэтому во многих странах вводятся ограничения на использование наушников водителями автотранспорта), так и пешеходами, что может стать причиной дорожно-транспортного происшествия .