Газораспределительная сеть определение. Газораспределительные сети

07.03.2019

В целях совершенствования порядка возмещения через Городской центр жилищных субсидий выпадающих доходов жилищных и иных организаций от предоставления гражданам льгот по оплате жилищных и коммунальных услуг, услуг связи постановляет:

1. Утвердить через Городской центр жилищных субсидий порядок возмещения выпадающих доходов жилищных и иных организаций от предоставления льгот по оплате жилищных и коммунальных услуг, услуг связи (радиотрансляции и телевизионной антенны) гражданам, имеющим на то право в соответствии с действующим законодательством (далее - Порядок), согласно приложению к настоящему постановлению.

Принять к сведению, что в случае недостаточности средств, выделяемых на очередной финансовый год бюджету города Москвы из федерального бюджета на реализацию федеральных законов в части возмещения выпадающих доходов от предоставления льгот на оплату жилищных и коммунальных услуг, услуг связи (пользование антенной и радиоточкой), указанный недостаток покрывается за счет средств городского бюджета в соответствии с вышеназванным Порядком.

2. Установить, что возмещение выпадающих доходов жилищных и иных организаций от предоставления гражданам льгот по оплате жилищных и коммунальных услуг, услуг связи (радиотрансляции и телевизионной антенны) - выплата компенсаций производится на основании договора, заключаемого между Городским центром жилищных субсидий и организацией, получающей бюджетные средства.

3. Жилищным и ресурсоснабжающим организациям, организациям связи независимо от ведомственной принадлежности, организационно - правовой формы и вида собственности обеспечить представление Городскому центру жилищных субсидий информации о выпадающих доходах от предоставления гражданам льгот по оплате жилищных и коммунальных услуг, услуг связи преимущественно на магнитных носителях.

4. Городскому центру жилищных субсидий:

4.1. Обеспечить ведение раздельного учета выплаченных жилищным и иным организациям компенсаций по каждой категории граждан, пользующихся льготами по оплате жилищных, коммунальных услуг и услуг связи по видам предоставленных льгот и источникам их покрытия (федеральный бюджет и бюджет города Москвы).

4.2. Ежеквартально составлять сводный кассовый отчет о произведенных компенсационных выплатах за счет средств федерального и городского бюджетов и представлять его в срок до 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, в Управление городского заказа Правительства Москвы и Департамент финансов г. Москвы.

5. Признать утратившими силу:

Постановление Правительства Москвы от 14.11.2000 N 890 "О работе Городского центра жилищных субсидий и мерах по совершенствованию системы предоставления населению Москвы субсидий и льгот на оплату жилищных и коммунальных услуг", кроме пункта 1 постановления;

Распоряжение первого заместителя Премьера Правительства Москвы от 03.12.99 N 958-РЗП "Об утверждении Порядка возмещения выпадающих доходов от предоставления льгот".

6. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Мэра Москвы в Аксенова П.Н.

И.о. Мэра Москвы

В.П. Шанцев

Приложение

к постановлению Правительства

ВОЗМЕЩЕНИЯ ЧЕРЕЗ ГОРОДСКОЙ ЦЕНТР ЖИЛИЩНЫХ СУБСИДИЙ

ВЫПАДАЮЩИХ ДОХОДОВ ЖИЛИЩНЫХ И ИНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

ОТ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЛЬГОТ ПО ОПЛАТЕ ЖИЛИЩНЫХ

И КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ, УСЛУГ СВЯЗИ (РАДИОТРАНСЛЯЦИИ

И ТЕЛЕВИЗИОННОЙ АНТЕННЫ) ГРАЖДАНАМ, ИМЕЮЩИМ НА ТО ПРАВО

В СООТВЕТСТВИИ С ДЕЙСТВУЮЩИМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ

1. Общие положения

Настоящим документом устанавливается единый Порядок возмещения через Городской центр жилищных субсидий жилищным и иным организациям (далее - организациям) независимо от их ведомственной принадлежности и организационно - правовой формы и вида собственности выпадающих доходов от предоставления гражданам льгот по оплате жилищных, коммунальных услуг и услуг связи (радиотрансляции и телевизионной антенны) в соответствии с действующим законодательством.

Перечень категорий граждан и услуг, выпадающие доходы от предоставления льгот по которым возмещаются через Городской центр жилищных субсидий, определяется на основании федерального законодательства и законодательства города Москвы.

Порядок определяет принципы и механизм возмещения организациям выпадающих доходов от предоставления гражданам льгот по оплате жилищных, коммунальных услуг и услуг связи (радиотрансляции и телевизионной антенны), а также учет организациями возмещенных средств.

Особенности возмещения организациям выпадающих доходов от предоставления отдельным категориям граждан льгот по оплате жилищных, коммунальных услуг и услуг связи, в том числе и в случае привлечения средств федерального бюджета, определены пунктами 4 и 5 настоящего Порядка.

Термины, определения и сокращения, используемые по контексту Порядка:

а) жилищная организация - организация независимо от ее организационно - правовой формы и вида собственности, осуществляющая функции управления жилищным фондом;

б) ЖКУ и услуги связи - жилищные, коммунальные услуги и услуги радиотрансляции и телевизионной антенны;

в) ГЦЖС - Городской центр жилищных субсидий;

г) граждане - потребители услуг, имеющие право на льготы по оплате жилищных, коммунальных услуг и услуг связи в соответствии с действующими законодательными и нормативными актами;

д) расчетный документ - документ (расчетная книжка, счет, квитанция), по которому производится оплата услуг;

е) учетный документ - документ (лицевой счет, карточка учета), по которому организация ведет учет начислений за услуги;

ж) исполнитель услуг - жилищная организация, обеспечивающая заключение договоров на поставку коммунальных и иных услуг для нужд потребителей;

з) поставщик услуг - организация, являющаяся непосредственным производителем услуг (ресурсоснабжающие организации, организации связи).

2. Основные принципы возмещения организациям через

Городской центр жилищных субсидий выпадающих доходов

от предоставления гражданам льгот по оплате жилищных

и коммунальных услуг, услуг связи, а также условия

предоставления названных льгот

2.1. Льготы по оплате жилищных, коммунальных услуг и услуг связи предоставляются гражданам не более чем на одну квартиру (жилое помещение) исходя из ставок и тарифов на оплату жилищных, коммунальных услуг и услуг связи, установленных . При этом при оплате жилищных услуг и услуг теплоснабжения по обязательным ставкам льготы предоставляются исходя из этих ставок, а при оплате названных услуг по добровольным ставкам льготы предоставляются исходя из добровольных ставок.

Гражданам, оплачивающим услуги технического обслуживания дома и отопления по фактической стоимости, но имеющим право на льготы в соответствии с действующим законодательством, льготы по оплате названных услуг рассчитываются исходя из утвержденных условий начисления платежей и обязательных ставок за площадь, занимаемую в пределах установленных норм, и исходя из фактической стоимости - за остальную площадь.

Если гражданин имеет право на льготы по оплате ЖКУ и услуг связи по двум и более основаниям, льготы рассчитываются по одному из них по выбору гражданина. При этом по каждому из видов платежей могут применяться разные льготы.

2.2. Льготы по оплате ЖКУ и услуг связи в случае, если расчеты ведутся через жилищную организацию, рассчитываются гражданам жилищной организацией, в управлении которой находится дом, путем внесения в расчетный документ начислений по названным платежам, уменьшенным на сумму льгот.

2.3. Начисления в учетном документе производятся в зависимости от принятого порядка оказания услуг.

По платежам за жилищные услуги и услуги по вывозу твердых бытовых отходов (ТБО), по которым жилищная организация является поставщиком или исполнителем услуг, она производит в учетном документе 100% начисление платежей с выделением сумм, компенсируемых из бюджета через ГЦЖС, и сумм, подлежащих оплате пользователем услуг. По платежам за коммунальные услуги, по которым ресурсоснабжающая организация является поставщиком, она производит в учетном документе 100% начисление платежей с выделением сумм, компенсируемых из бюджета через ГЦЖС, и сумм, подлежащих оплате пользователем услуг.

По платежам за коммунальные услуги и услуги связи, которые оказываются непосредственно поставщиком услуг, но плата за которые вносится через жилищную организацию на основании заключенного между ними договора на сбор платежей, начисления в учетном документе жилищная организация производит в размере льготной ставки.

В первом случае средства от ГЦЖС получают соответствующая жилищная и ресурсоснабжающая организации и учитывают их в составе доходов или целевых сборов по соответствующему виду услуг.

Во втором случае ресурсоснабжающим организациям и организациям связи, с которыми у жилищной организации заключен договор на сбор платежей в их пользу, жилищная организация перечисляет собранные с населения средства с учетом имеющихся у граждан льгот. Эти организации производят начисление и отражение платежей за соответствующие коммунальные услуги и услуги связи в порядке, который применяется жилищными (ресурсоснабжающими) организациями в первом случае, и получают от ГЦЖС соответствующие средства.

2.4. Выпадающие доходы организаций от предоставления гражданам льгот по оплате ЖКУ и услуг связи ежемесячно до 20 числа месяца, следующего за расчетным, возмещаются ГЦЖС организации, являющейся поставщиком или исполнителем услуг, в соответствии с договором. Образец примерного договора приведен в приложении 1 к настоящему Порядку.

2.5. Отчеты о выпадающих доходах от предоставления гражданам льгот по оплате ЖКУ и услуг связи составляются организацией, получающей соответствующее возмещение (компенсации) отдельно по каждому виду платежа и каждой льготной категории граждан, и ежеквартально до 5 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляются в ГЦЖС по форме, приведенной в приложении 2 к настоящему Порядку.

2.6. Обо всех случаях изменения в течение отчетного периода в составе категорий граждан, имеющих право на льготы (рождение, возникновение права собственности, смерть и т.д.), или объемов предоставления льгот организация, получающая возмещение (компенсации), до 5 числа месяца, следующего за расчетным, должна извещать ГЦЖС для корректировки подлежащих перечислению бюджетных средств.

Указанные изменения вносятся в отчет о выпадающих доходах отдельно выделенным абзацем.

2.7. В случае если организация не представляет отчет о выпадающих доходах в срок, указанный в пункте 2.5 настоящего Порядка, выплата компенсаций прекращается. Выплата производится только после представления организацией соответствующего отчета с указанием причин его задержки, но за период, не превышающий по совокупности 6 месяцев.

3. Контроль за достоверностью представленной информации

о выпадающих доходах организаций от предоставления

гражданам льгот на оплату жилищно - коммунальных услуг

и услуг связи, перечисление компенсационных сумм

и составление отчетной документации

3.1. ГЦЖС производит проверку представленных организациями отчетов о выпадающих доходах от предоставления гражданам льгот по оплате жилищных, коммунальных услуг и услуг связи, необходимых для расчета сумм компенсаций, и ежемесячно до 20 числа перечисляет организациям соответствующую компенсацию.

3.2. Для проверки представленных отчетов о выпадающих доходах от предоставления гражданам льгот по оплате ЖКУ и услуг связи и о их праве на льготы ГЦЖС вправе запрашивать в соответствующих организациях копии необходимых документов.

3.3. ГЦЖС ежеквартально составляет сводный кассовый отчет о фактически произведенных компенсационных выплатах и до 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, направляет его в Управление городского заказа Правительства Москвы и Департамент финансов г. Москвы. Образец сводного кассового отчета приведен в приложении 3 к настоящему Порядку.

3.4. ГЦЖС и организации, получающие компенсацию за предоставление льгот, ежеквартально (до 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом) производят сверку перечисленных и полученных бюджетных средств с указанием в акте сверки суммы долга или переплаты по состоянию на 1 число.

3.5. Персональную ответственность за достоверность представляемой в адрес ГЦЖС информации о выпадающих доходах несет руководитель организации, представляющей отчет.

3.6. Контроль за достоверностью представляемой в адрес ГЦЖС информации о выпадающих доходах жилищных, ресурсоснабжающих организаций и организаций связи возлагается на Управление городского заказа Правительства Москвы, финансовые управления административных округов, на Управление транспорта и связи Правительства Москвы с правом требования у жилищных, ресурсоснабжающих организаций и организаций связи информации по вопросам, которые определяет настоящий Порядок.

4. Принципы компенсации государственным служащим города

Москвы, проживающим в Московской области, льгот

по оплате жилищных и коммунальных услуг

4.1. Положения настоящего раздела регулируют взаимоотношения в части возмещения льгот по оплате жилищных и коммунальных услуг только с государственными служащими города Москвы и государственными служащими города Москвы, вышедшими на пенсию с государственной службы, проживающими в Московской области (далее - государственные служащие).

4.2. Льготы по оплате жилищных и коммунальных услуг предоставляются государственным служащим, проживающим в Московской области, исходя из ставок и тарифов на оплату жилищных и коммунальных услуг, не превышающих установленных на соответствующей территориальной единице Московской области для граждан, имеющих одно и единственное жилье.

4.3. Льготы по оплате жилищных и коммунальных услуг государственным служащим, проживающим в Московской области, предоставляются непосредственно ГЦЖС.

4.4. Государственные служащие, проживающие в Московской области, для получения льгот по оплате жилищных и коммунальных услуг предъявляют в ГЦЖС документ, дающий право на льготы (справка установленного образца, выданная Управлением государственной службы и кадров Правительства Москвы), расчетный документ по платежам за жилищные и коммунальные услуги, справку жилищной организации по месту регистрации, подтверждающую, что они не пользуются льготами по иным основаниям, а также сообщают банковские реквизиты для перечисления компенсационных сумм. Вышеназванные расчетный документ и справка возобновляются каждые полгода.

В случае если расчетный документ и справка не представляются, выплата компенсации прекращается. Возобновление выплат осуществляется только после представления указанных выше документов, но за период не более 6 месяцев, предшествующих месяцу обращения.

4.5. При первичном обращении государственного служащего в ГЦЖС льготы на оплату жилищных и коммунальных услуг предоставляются не более чем за 12 месяцев, предшествующих месяцу обращения, если в указанный период они имели право на льготы.

4.6. ГЦЖС на основании представленных государственными служащими документов производит расчет сумм, подлежащих компенсации, и перечисляет их на расчетный счет государственного служащего.

5. Принципы компенсации организациям выпадающих доходов

от предоставления гражданам льгот по оплате жилищных,

коммунальных услуг и услуг связи, возмещение которых

осуществляется за счет средств федерального бюджета

5.1. В настоящем разделе отражены особенности возмещения организациям выпадающих доходов от предоставления льгот по оплате жилищных, коммунальных услуг и услуг связи лицам, подвергшимся политическим репрессиям и впоследствии реабилитированным, лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и полным кавалерам ордена Славы, Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой славы, а также особенности возмещения организациям выпадающих доходов от предоставления льгот гражданам, признанным в установленном порядке инвалидами, семьям, имеющим детей - инвалидов в возрасте до 18 лет, гражданам, подвергшимся радиационному воздействию на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк" и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, и другим категориям граждан, определенных федеральным законодательством.

5.2. Расходы, связанные с возмещением выпадающих доходов организаций от предоставления гражданам, названным в п. 5.1 настоящего Порядка, льгот по оплате жилищных, коммунальных услуг и услуг связи, установленных федеральным законодательством, возмещаются за счет средств федерального бюджета.

5.3. Департамент финансов г. Москвы на основании уведомлений, полученных из Управления федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по г. Москве (УФК МФ России по г. Москве), представляет реестр на зачисление поступивших средств на лицевой счет Управления городского заказа Правительства Москвы, открываемый в УФК МФ России по г. Москве.

5.4. В реестрах, предоставляемых Департаментом финансов г. Москвы, конкретизируются коды функциональной классификации в соответствии с законом города Москвы о бюджете на соответствующий год.

Управление федерального казначейства МФ России по г. Москве на основании реестра Департамента финансов г. Москвы списывает названные средства на лицевой счет Управления городского заказа Правительства Москвы.

5.5. В установленном порядке Департамент финансов г. Москвы вносит изменения в план бюджетного финансирования Управления городского заказа Правительства Москвы.

Основанием для внесения изменений в план бюджетного финансирования Управления городского заказа Правительства Москвы по средствам, поступившим из федерального бюджета на предоставление льгот по оплате жилищных, коммунальных услуг и услуг связи по лицам, подвергшимся политическим репрессиям и впоследствии реабилитированным, лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и полным кавалерам ордена Славы, Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой славы и другим категориям граждан, определенных федеральным законодательством, является заявка на компенсацию жилищным, ресурсоснабжающим организациям и организациям связи сумм выпадающих доходов от предоставления льгот по оплате жилищных, коммунальных услуг и услуг связи.

Заявка составляется ГЦЖС по форме, приведенной в приложении 4 к настоящему Порядку, на основании представленных жилищными, ресурсоснабжающими организациями и организациями связи отчетов о предоставлении гражданам льгот по оплате жилищных, коммунальных услуг и услуг связи и до 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, направляется в Управление городского заказа Правительства Москвы и Департамент финансов г. Москвы.

5.6. С лицевого счета Управления городского заказа Правительства Москвы осуществляется перечисление средств ГЦЖС на расчетный счет, открытый в кредитном учреждении, для компенсационных выплат организациям в возмещение выпадающих доходов от предоставления льгот на оплату жилищных и коммунальных услуг, услуг связи.

Основанием для перечисления средств являются платежные поручения Управления городского заказа Правительства Москвы и документы, подтверждающие произведенные затраты.

5.7. ГЦЖС ведет учет предъявленных и перечисленных поставщикам и исполнителям услуг сумм в возмещение выпадающих доходов от предоставления названным в п. 5.1 настоящего Порядка категориям граждан льгот, расходы от возмещения которых покрываются за счет средств федерального бюджета, на отдельном субсчете балансового счета 86 "Целевое финансирование" и отражает полученные и перечисленные суммы в отчетах об исполнении сметы расходов (1-ММ) отдельной строкой.

5.8. На основании произведенных компенсационных выплат жилищным, ресурсоснабжающим организациям и организациям связи ГЦЖС ежеквартально составляет сводный кассовый отчет по форме, приведенной в приложении 3 к настоящему Порядку, и до 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, направляет его в Управление городского заказа Правительства Москвы и Департамент финансов г. Москвы. После чего Департамент финансов г. Москвы на основании отчета заполняет форму 2-Р "Отчет о финансировании расходов, связанных с реализацией Законов Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий", "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы", "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой славы" и др. и направляет ее в Управление федерального казначейства МФ России по г. Москве.

5.9. В случае непоступления средств из федерального бюджета (или поступления в недостаточном для выплат компенсаций объеме) на предоставление льгот категориям граждан, названным в п. 5.1 настоящего Порядка, компенсация выпадающих доходов жилищным, ресурсоснабжающим организациям и организациям связи осуществляется в порядке, предусмотренном в пункте 1 настоящего постановления.

5.10. Городской центр жилищных субсидий:

5.10.1. Ежеквартально представляет в Управление федерального казначейства МФ России по г. Москве сводный кассовый отчет о произведенных компенсационных выплатах за счет средств федерального и городского бюджетов в части категорий граждан, возмещение льгот которым осуществляется за счет средств федерального бюджета, по форме, приведенной в приложении 3 к настоящему Порядку.

5.10.2. Ежеквартально представляет в Управление городского заказа Правительства Москвы и Департамент финансов г. Москвы копии названного в п. 5.10.1 отчета.

Приложение 1

к Порядку

ПРИМЕРНЫЙ ДОГОВОР N _____ НА ВОЗМЕЩЕНИЕ ВЫПАДАЮЩИХ ДОХОДОВ ОТ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГРАЖДАНАМ ЛЬГОТ ПО ОПЛАТЕ ЖИЛИЩНЫХ И КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ, УСЛУГ СВЯЗИ (РАДИОТРАНСЛЯЦИИ И ТЕЛЕВИЗИОННОЙ АНТЕННЫ) от "___" _____ 200__ г. Городской центр жилищных субсидий в лице начальника ___________ _____________________________, действующего на основании Устава, и организация ____________________________________________________ в лице ____________________________________________________________, действующего на основании _______________________________________, в дальнейшем - Стороны, заключили настоящий договор о нижеследующем: 1. Предмет договора Возмещение выпадающих доходов от предоставления гражданам льгот по оплате ________________________________________________________ __________________________________________________________________ в соответствии с Порядком возмещения через Городской центр жилищных субсидий выпадающих доходов жилищных и иных организаций от предоставления льгот по оплате жилищных и коммунальных услуг, услуг связи (радиотрансляции и телевизионной антенны) гражданам, имеющим на то право в соответствии с действующим законодательством. 2. Права и обязанности Сторон 2.1. Организация: 2.1.1. Ежеквартально до 5 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляет в Городской центр жилищных субсидий отчеты о выпадающих доходах от предоставления гражданам льгот. 2.1.2. В течение отчетного периода (квартала) до 5 числа каждого месяца извещает Городской центр жилищных субсидий обо всех изменениях в составе категорий граждан, имеющих право на льготы, или объеме предоставляемых льгот. 2.1.3. Лишается права предъявлять Городскому центру жилищных субсидий не возмещенные за отчетный квартал суммы к оплате в качестве задолженности в случае, если не представляются отчет о выпадающих доходах от предоставления льгот течение 3 месяцев от указанного в п. 2.1.1 настоящего договора срока и объяснения его задержки. 2.1.4. Указывает в отчетах о выпадающих доходах произошедшие в течение квартала изменения сумм, подлежащих возмещению, отдельно выделенным абзацем.

2.1.5. В случае изменения банковских реквизитов в течение 5 дней сообщает измененные банковские реквизиты Городскому центру жилищных субсидий. 2.1.6. Ежеквартально до 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, по состоянию на 1 число проводит с организацией сверку полученных бюджетных средств с указанием в акте сверки суммы долга или переплаты на указанную дату. 2.2. Городской центр жилищных субсидий: 2.2.1. Ежемесячно до 20 числа перечисляет организации денежные средства на возмещение выпадающих доходов от предоставления льгот на основании отчетов о выпадающих доходах. 2.2.2. Проверяет представленные организацией отчеты о выпадающих доходах и достоверность информации о праве граждан на льготы. 2.2.3. Прекращает выплату компенсации в случае, если организацией не представляются отчеты в соответствии со сроками, указанными в п. 2.1.1 настоящего договора. 2.2.4. Возмещает выпадающие доходы организации от предоставления льгот на основании представленных отчетов с нарушением сроков сдачи отчетов, но не более чем за 6 месяцев. 2.2.5. Ежеквартально до 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, по состоянию на 1 число проводит с организацией сверку полученных бюджетных средств с указанием в акте сверки суммы долга или переплаты на указанную дату. 3. Ответственность Сторон Стороны несут ответственность за невыполнение принятых по настоящему договору обязательств в соответствии с действующим законодательством: - организация несет ответственность за достоверность информации, представляемой в Городской центр жилищных субсидий, и правильность расчетов выпадающих доходов от предоставления гражданам льгот по оплате жилищных и коммунальных услуг, услуг связи (радиотрансляции и телевизионной антенны); - Городской центр жилищных субсидий несет ответственность за перечисление денежных сумм на компенсацию в сроки, установленные Порядком и настоящим договором. 4. Прочие условия 4.1. В своих взаимоотношениях Стороны руководствуются положением Порядка, указанным в разделе 1 настоящего договора. 4.2. Выявленные в результате проверок суммы завышения или занижения подлежащих перечислению средств соответственно удерживаются или доперечисляются при последующих расчетах. 4.3. Споры и разногласия между Сторонами решаются в установленном законом порядке. 4.4. Возмещение выпадающих доходов от предоставления гражданам льгот за период, превышающий 6 месяцев, не производится. 4.5. Настоящий договор заключается в 2 экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, по одному для каждой из Сторон. 4.6. Все изменения и дополнения к договору оформляются только в письменной форме. 4.7. Отчет о выпадающих доходах от предоставления гражданам льгот составляется по форме, приведенной в приложении 2 к Порядку, названному в разделе 1 настоящего договора. 5. Сроки действия договора 5.1. Срок действия настоящего договора устанавливается с момента его подписания по ____________ 200 ____ г. 5.2. Договор считается продленным на следующий календарный год, если ни одна из Сторон не заявит о его прекращении за месяц до окончания срока договора на условиях, предусмотренных настоящим договором. 6. Юридические адреса и реквизиты Сторон ________________________ _________________________ ________________________ _________________________ ________________________ _________________________ ________________________ _________________________ ________________________ _________________________

У ресурсоснабжающей организации (г. Санкт-Петербург) заключен договор теплоснабжения с жилищным кооперативом в целях обеспечения тепловой энергией многоквартирных домов. По договору теплоснабжения между ресурсоснабжающей организацией и жилищным кооперативом цена на тепловую энергию принята на уровне установленных Комитетом по тарифам г. Санкт-Петербурга тарифов, используемых для расчета размера платы за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению, предоставляемые гражданам на территории г. Санкт-Петербурга. Тариф, установленный ресурсоснабжающей организации Комитетом по тарифам для отпуска тепла для группы "Население" выше, чем тариф, установленный для расчета размера платы гражданам, по которому жилищный кооператив выставляет стоимость услуг по теплоснабжению гражданам.
Постановление Правительства г. Санкт-Петербурга от 26.01.2016 N 45 "Порядок предоставления в 2016 году субсидий ресурсоснабжающим организациям на возмещение выпадающих доходов, возникших за период с декабря 2015 года по ноябрь 2016 года" позволяет ресурсоснабжающей организации заявить и получать субсидии из бюджета на возмещение выпадающих доходов.
Каким образом отражаются в бухгалтерском и налоговом учете данные субсидии: это часть выручки и, соответственно, средства из бюджета поступают в погашение дебиторской задолженности или это внереализационный доход? Если это часть выручки, то, значит, есть база по НДС? Какие бухгалтерские проводки нужно сделать для отражения этих операций?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Данный вид субсидий учитывается в составе внереализационных доходов Организации в целях исчисления налога на прибыль.
Субсидии, предоставляемые коммерческим организациям в связи с возмещением убытков от реализации гражданам коммунальных услуг, не учитываются в целях исчисления НДС.
В целях бухгалтерского учета указанные субсидии следует считать прочими доходами Организации.

Обоснование позиции:
Согласно положениям Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ) поставка тепловой энергии потребителям относится к регулируемому виду деятельности, где правоотношения складываются между органами государственной власти и частными субъектами гражданского оборота.
Возложение на ресурсоснабжающую организацию обязанности по поставке теплоресурса по тарифам, не обеспечивающим финансовых потребностей Организации по возмещению затрат на производство, не соответствует положениям , Закона N 190-ФЗ, от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса".
Ресурсоснабжающая организация, являясь субъектом предпринимательской деятельности, не обязана отвечать по социальным обязательствам публично-правового образования и безвозмездно предоставлять льготы потребителям за счет собственных ресурсов. В то же время публично-правовое образование вправе установить для населения плату за коммунальные услуги ниже стоимости коммунального ресурса, поставляемого предприятием. Установив такую плату, публично-правовое образование за счет средств собственного бюджета обязано возместить Организации выпадающие доходы.
Порядок предоставления субсидий на возмещение разницы в тарифах на тепловую энергию, отпускаемую для отопления и горячего водоснабжения многоквартирных (жилых) домов и творческих мастерских, регламентирован Правительства Санкт-Петербурга от 26.01.2016 N 45 "О Порядке предоставления в 2016 году субсидий ресурсоснабжающим организациям на возмещение выпадающих доходов" (далее - Порядок).
Поскольку Организация заключила договор теплоснабжения с ЖК с применением установленных Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга тарифов для граждан, она имеет право на получение субсидии из бюджета.

Налог на прибыль

Согласно НК РФ к доходам в целях исчисления налога на прибыль относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) и внереализационные доходы. Перечень доходов, не учитываемых при исчислении налога на прибыль, приведен в НК РФ.
Минфин России ( Минфина России от 31.08.2012 N 03-03-06/1/445, от 22.04.2010 N ), ФНС России ( ФНС России от 30.09.2011 N ЕД-4-3/16115@), Президиум ВАС РФ ( Информационного письма Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 N 98, постановления Президиума ВАС РФ от 31.05.2011 N 16814/1, от 02.03.2010 N 15187/09) считают, что бюджетные средства, полученные организацией в связи с реализацией услуг по регулируемым тарифам или с учетом льгот, не могут рассматриваться ни в качестве средств целевого финансирования ( НК РФ), ни в качестве целевых поступлений из бюджета ( НК РФ).
Следовательно, субсидии, поступающие из бюджета в целях возмещения затрат, возникающих в связи с установлением льготных тарифов на тепловую энергию, учитываются при исчислении налога на прибыль.
Из разъяснений Минфина России ( Минфина России от 31.08.2012 N 03-03-06/1/445, от 12.05.2011 N , от 19.04.2011 N , от 14.08.2009 N ) и ФНС России ( УФНС России по г. Москве от 17.02.2012 N 16-15/014076@) следует, что субсидии, полученные коммерческими организациями на возмещение затрат, должны учитываться в расчете налоговой базы по налогу на прибыль в составе внереализационных доходов на основании НК РФ как безвозмездно полученные денежные средства.
В момент оказания услуги Организация не может определить размер возмещения выпадающих доходов, который в конечном итоге будет произведен бюджетом в добровольном порядке либо по решению суда. Поэтому момент признания доходов в виде полученного возмещения из бюджета необходимо определять по правилам, установленным НК РФ для признания расходов в виде сумм возмещения убытков: это дата признания долга должником или вступления в законную силу решения суда ( Президиума ВАС РФ от 10.12.2013 N 10159/13).

Налог на добавленную стоимость

В соответствии с БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно НК РФ налоговая база по НДС увеличивается на суммы, полученные за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).
Однако согласно НК РФ суммы субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, при определении налоговой базы не учитываются. Налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации ( НК РФ).
Специалисты финансового ведомства неоднократно разъясняли, что предоставляемые из бюджета субсидии облагаются НДС только в том случае, если эти денежные средства являются по существу платой за реализуемые организацией товары (работы, услуги), подлежащие налогообложению НДС.
По мнению Минфина России, денежные средства в виде субсидий, получаемые налогоплательщиком из бюджета на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретаемых им товаров (работ, услуг), в налоговую базу по НДС не включаются, поскольку не связаны с оплатой реализуемых этим налогоплательщиком товаров (работ, услуг) ( Минфина России от 15.04.2013 N 03-03-06/4/12497, от 18.04.2013 N , от 12.08.2013 N , от 04.03.2013 N , от 03.02.2012 N ).
В рассматриваемой ситуации субсидия предоставляется в соответствии с упоминаемым выше Порядком. Согласно п. 2.1 Порядка субсидии предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения выпадающих доходов, возникших за период с декабря 2015 года по ноябрь 2016 года в связи с применением установленных Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга тарифов, используемых для расчета размера платы за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению, предоставляемые гражданам на территории Санкт-Петербурга, на соответствующий год (далее - тариф для расчета размера платы гражданам, установленный на соответствующий год) при предоставлении услуг отопления и горячего водоснабжения (далее - услуги теплоснабжения) в многоквартирных домах, жилых домах, творческих мастерских, расположенных в многоквартирных домах. Следовательно, субсидия, получаемая Организацией в целях возмещения выпадающих доходов, не подлежит обложению НДС, как связанная с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен.
Следует отметить, что суды разделяют указанную позицию, т.к. получение субсидий, предоставляемых из бюджета, для возмещения фактически полученных убытков, связанных с применением государственных регулируемых цен на товары (работы, услуги), не связано с расчетами по оплате реализованных товаров (работ, услуг) ( Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 29.02.2016 N Ф02-479/16 по делу N А33-10637/2014, ФАС Западно-Сибирского округа от 08.07.2014 N по делу N А27-20805/2012, от 24.07.2014 N по делу N А27-20804/2012, от 20.07.2014 N Ф04-5310/14 по делу N А27-20960/2012, ФАС Волго-Вятского округа от 07.03.2013 N Ф01-7153/13 по делу N А38-6048/2011).
При этом суд в ФАС Западно-Сибирского округа от 12.11.2013 N Ф04-5087/13 по делу N А27-19852/2012 отметил, что наличие НДС в составе расчета субсидии не меняет ее правовой природы. Основные свойства субсидии остались неизменными, а именно денежные средства переданы обществу из бюджета на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с оказанием услуг по государственным регулируемым ценам. Суд также уточнил, что само по себе увеличение расчета требуемого финансирования при формировании расходной части бюджета на 18% не является основанием для квалификации указанных денежных средств как суммы НДС.
Высший Арбитражный Суд в определениях также неоднократно высказывал точку зрения о том, что суммы субсидий, предоставляемых бюджетами разного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, при определении налоговой базы по НДС не учитываются (ПБУ 13/2000 не возникает.
Учет указанных субсидий, по нашему мнению, следует вести в соответствии с "Доходы организации" (далее - ). Полагаем, что субсидия на возмещение выпадающих доходов, понесенных в связи с предоставлением тепловой энергии по льготным тарифам, предоставляется на возмещении уже понесенных издержек, т.е. на покрытие убытков от реализации. Поэтому в рассматриваемой ситуации субсидии можно отнести к прочим доходам ( ПБУ 9/99).
Предоставление данных субсидий можно отразить в бухгалтерском учете следующими проводками:
Дебет 76, Кредит 91, субсчет "Прочие доходы"
- отражена сумма субсидии, при возникновении права на получение субсидии;
Дебет 51, Кредит 76
- отражено поступление субсидии.

К сведению:
Во избежание налоговых рисков Вы можете на основании НК РФ и , НК РФ обратиться в Минфин России или в налоговый орган по месту учета организации за получением письменных разъяснений по данному вопросу. Напомним, что в соответствии со НК РФ выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений, данных ему финансовым или налоговым органом о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, является обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения. В этом случае налогоплательщик не подлежит ответственности за совершение налогового правонарушения.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РКА Буланцов Михаил

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Горностаев Вячеслав

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

ДОКУМЕНТЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ГРАЖДАНАМ МЕР СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ (ЛЬГОТ) ПО ОПЛАТЕ ЖКУ И ВОЗМЕЩЕНИЕ НЕДОПОЛУЧЕННЫХ ДОХОДОВ ОРГАНИЗАЦИЙ ОТ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГРАЖДАНАМ ЛЬГОТ

1. Жилищный Кодекс Российской Федерации
2. Бюджетный Кодекс Российской Федерации
3. Закон г. Москвы от 3 ноября 2004г. № 70 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей города Москвы»
4. Закон г. Москвы от 27 января 2010г. № 2 «Основы жилищной политики города Москвы»
5. Постановление Правительства Москвы от 7 декабря 2004г. № 850-ПП «О порядке и условиях обеспечения мер социальной поддержки граждан по оплате жилья и коммунальных услуг».
6. Постановление Правительства Москвы от 4 июня 2002г.
№ 411-ПП «О возмещении выпадающих доходов организаций от предоставления гражданам льгот по оплате жилищных, коммунальных услуг и услуг связи».
7. Постановление Правительства Москвы от 5 апреля 2016г. № 161-ПП «О порядке предоставления собственникам жилых помещений мер социальной поддержки по оплате взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в городе Москве».
8. Постановление Правительства Москвы от 26 апреля 2016г. № 200-ПП «О порядке предоставления дополнительных мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, гражданам, пострадавшим вследствие воздействия радиации».
9. Постановление Правительства Москвы от 29 декабря 2014г. № 833-ПП "Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на территории города Москвы".
10. Распоряжение Мэра Москвы от 8 июля 1998г. № 698-РМ «О предоставлении льгот по абонентной плате за радиоточку и телеантенну».
11. Постановление Правительства Москвы от 30 декабря 2008г. № 1282-ПП «О Почетном доноре Москвы».
12. Постановление Правительства Москвы от 25 декабря 2007г. № 1169-ПП «О реализации мер социальной поддержки детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по оплате жилья и коммунальных услуг в городе Москве»
13. Постановление Правительства Москвы от 13 апреля 1999г. № 328 «О ходе выполнения распорядительных документов Правительства Москвы о наведении порядка в подъездах жилых домов и задачах по проведению этой работы в 1999-2001 гг.».
14. Постановление Правительства Москвы от 24 января 1995г. № 70 «О тарифе за пользование городской сетью кабельного телевидения (ГСКТ)».
15. Постановление Правительства Москвы от 22 августа 2017г. № 552-ПП «О предоставлении субсидий, грантов в форме субсидий из бюджета города Москвы юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам»
ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ГРАЖДАНАМ МЕР СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ПО ОПЛАТЕ ЖКУ

Меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам управляющими и иными организациями в виде скидки с оплаты при расчете платежей за жилищно-коммунальные услуги.
Меры социальной поддержки по оплате ЖКУ основываются на заявительном принципе и предоставляются гражданам при предъявлении ими в организацию, производящую начисление платежей за ЖКУ, документов, подтверждающих отнесение их к соответствующей категории льготников.
Скидки по оплате ЖКУ предоставляются гражданам не более чем на одну квартиру (жилое помещение) исходя из ставок, цен и тарифов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Правительством Москвы.
В случае, когда гражданин имеет право на меры социальной поддержки по двум и более основаниям, платежи начисляются ему по одному из оснований по выбору гражданина. При этом по каждому из видов платежей могут быть применены разные скидки.

ВОЗМЕЩЕНИЕ НЕДОПОЛУЧЕННЫХ ДОХОДОВ ОТ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГРАЖДАНАМ МЕР СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ПО ОПЛАТЕ ЖКУ

Возмещение недополученных доходов от предоставления гражданам мер социальной поддержки по оплате ЖКУ осуществляется Государственным казенным учреждением города Москвы «Городской центр жилищных субсидий» путем предоставления субсидий из бюджета города Москвы юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям (далее – организация).
В соответствии с Бюджетным Кодексом РФ и постановлением Правительства Москвы от 22.08.2017 №552-ПП перечисления денежных средств в адрес организации производятся ГКУ «ГЦЖС» на основании Договора о предоставлении субсидий (грантов в форме субсидий) из бюджета города Москвы в целях возмещения недополученных доходов от предоставления мер социальной поддержки гражданам, имеющим на то право в соответствии с действующим законодательством и представленных организацией отчетов о недополученных доходах.
С 1 января 2019г. заключение договоров и передача в ГКУ «ГЦЖС» отчетов о недополученных доходах осуществляется посредством «личного кабинета» организации, созданного Департаментом информационных технологий г. Москвы в Автоматизированной системе управления «Информационное обеспечение деятельности ЕИРЦ», с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи.
Доступ к «личному кабинету» осуществляется по ссылке subsident.gkh.mos.ru.
ПЕРИОДИЧНОСТЬ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ОТЧЕТОВ О НЕДОПОЛУЧЕННЫХ ДОХОДАХ

Организация ежемесячно, до 5-го числа месяца (включительно), следующего за отчетным месяцем представляет отчеты о недополученных доходах
Если последний день приема отчетов совпадает с нерабочим днем, то прием отчетов продлевается на один рабочий день.

Если в течение отчетного месяца изменилась сумма, подлежащая компенсации за месяцы, предшествующие отчетному, то организация представляет корректировку ранее сданных отчетов о недополученных доходах.

Отчеты и корректировки отчетов передаются организацией в ГКУ «ГЦЖС» с использованием «личного кабинета» и заверяются усиленной квалифицированной электронной подписью.

ВНИМАНИЕ!!! Корректировка к отчету может быть предоставлена за период не более 6 месяцев, включая последний отчетный месяц.


ДОКУМЕНТЫ,
НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ДОГОВОРА о предоставлении субсидий (грантов в форме субсидий) из бюджета города Москвы в целях возмещения недополученных доходов от предоставления мер социальной поддержки гражданам, имеющим на то право в соответствии с действующим законодательством

(Для организаций, получавших возмещение недополученных доходов в 2018г.)

1. Заявка на получение субсидии
2. Документ, подтверждающий полномочия физического лица на подписание договора (доверенность), в случае, если заявку на получение субсидии подписывает не руководитель организации, а уполномоченное им лицо
3. Документ, содержащий сведения о реквизитах банковского счета организации
4. Документ, содержащий сведения о реквизитах специального счета, открытого для формирования фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, расположенном на территории города Москвы, если организация является владельцем специального счета
5. Сведения об изменении списка домов, находящихся в управлении организации - при необходимости
6. Сведения об изменении перечня жилищно-коммунальных услуг, по которым организация претендует на получение субсидии (по каждому дому) - при необходимости

Размер субсидии на финансовый год, указываемый в заявке на получение субсидии, определяется на основании отчетов о недополученных доходах за ноябрь 2018г. с учетом индекса потребительских цен и предельных (максимальных) индексов изменения размера платы за коммунальные услуги в 2019г.

Заявка на получение субсидии с приложенными к ней документами подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью и передается организацией в ГКУ «ГЦЖС» посредством «личного кабинета».

(Для организаций, впервые обращающихся для заключения договора)

1. Письмо о заключении Договора на получение субсидии с обязательным указанием следующих данных об организации: ИНН, ОГРН, адрес электронной почты и телефон для связи.
2. Список адресов домов, находящихся в управлении организации.
3. Перечень жилищно-коммунальных услуг, по которым организация претендует на получение субсидии (по каждому дому).
Письмо о заключении договора вместе с приложенными к нему документами направляется в ГКУ «ГЦЖС» по электронной почте на адрес с указанием темы письма: Заключение договора о предоставлении субсидии.
После получения от ГКУ «ГЦЖС» логина и пароля для входа в «личный кабинет» организация размещает в «личном кабинете» отчет о недополученных доходах за месяц, предшествующий месяцу обращения в ГКУ «ГЦЖС», производит расчет ожидаемого размера субсидии и направляет заявку на заключение договора в ГКУ «ГЦЖС» с приложением документов:
- Документ, подтверждающий полномочия физического лица на подписание договора (доверенность), в случае, если заявку на получение субсидии подписывает не руководитель организации, а уполномоченное им лицо;
- Документ, содержащий сведения о реквизитах банковского счета организации;
- Документ, содержащий сведения о реквизитах специального счета, открытого для формирования фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, расположенном на территории города Москвы, если организация является владельцем специального счета.

Cтраница 1


Газораспределительная сеть должна обеспечивать минимальные материальные и капитальные вложения, а также минимальные эксплуатационные расходы.  

Газораспределительной сетью называют систему трубопроводов и оборудования, служащую для транспорта и распределения газа в населенных пунктах.  

Газораспределительной сетью называют систему трубопроводов к оборудования, служащую для транспорта и распределения газа в населенных пунктах.  

Газораспределительной сетью (ГРС) называют систему трубопроводов и оборудования, служащую для транспорта и распределения газа в населенных пунктах. Газ в ГРС поступает из магистрального газопровода через газораспределительную станцию.  

Для газораспределительных сетей наиболее характерен внезапный отказ, так как потеря трубой герметичности обычно происходит скачкообразно.  

Для газораспределительных сетей характерным является нагруженный или облегченный резерв. Когда сети функционируют в режиме, отличном от расчетного, можно считать, что практически любой участок выполняет функции облегченного резерва. В ГРП, котельных и других газопотребляющих объектах могут иметь место все виды резерва.  

Расчет газораспределительной сети сводится к расчету диаметров участков сети и давления в узловых точках.  

Трубопроводы газораспределительных сетей находятся в сложных условиях эксплуатации, подвергаются длительному воздействию постоянной статической нагрузки, опасности коррозионного повреждения, испытывают циклические нагружения; могут иметь место локальные концентраторы напряжений, а также закаленные участки зоны термического влияния сварных швов. Условия длительной эксплуатации создают предпосылки для протекания процессов замедленного разрушения металла труб.  

Вариант газораспределительной сети должен обеспечивать мини-нальные материальные и капитальные вложения, а также минимальные эксплуатационные расходы.  

В газораспределительной сети, транспортирующей кислый с примесью сероводорода газ, применяют полярный органический ингибитор коррозии. Для этого 25 % - ный раствор ингибитора в керосине закачивают непрерывно в нагнетательную линию компрессора через насадку дизельного инжектора, обеспечивая защиту распределительной сети с расходом газа 283 л3 в сутки.  

К газораспределительным сетям относятся газопроводы, пред назначенные для транспортировки газа в городах и населенны пунктах: для подачи в жилые дома, учреждения коммунально-быто вого обслуживания, предприятиям и другим потребителям. Газораспределительная сеть представляет собой систему трубопроводов и оборудования, в состав которой входят как городские магистральные газопроводы, предназначенные для передачи газа из одного района города в другой, так и распределительные газопроводы для подачи газа непосредственно потребителям. Из ГРС направляется в газорегуляторпые пункты (ГРП), установленные на городской сети. Газорегуляторпые пункты предназначаются для снижения давления газа; они объединяют газопроводы различного давления В зависимости от давления природного газа городские трубопроводы делятся на газопроводы низкого, среднего и высокого давления.  

К газосборным и газораспределительным сетям относятся также газопроводы подземных хранилищ газа, обеспечивающие закачку и отбор газа.  

К газораспределительным сетям низкого давления потребители присоединяются непосредственно. Вместе с тем присоединение абонентов через регуляторы не вносит принципиальных изменений в схемы газовых сетей.  

К газораспределительным сетям низкого давления потребителей присоединяют непосредственно. Количество ГРП, питающих сеть низкого давления, определяют технико-экономическим расчетом. Газорегу-ляторные пункты располагают в центрах зон, которые они питают. Зона действия одного ГРП не должна перекрывать зону действия другого.  

На газораспределительных сетях, получающих газ с одной районной газорегуляторной станции, необходимость установки таких манометров должна быть определена эксплуатационной фирмой.  

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НОЯБРЬСКИЙ ИНСТИТУТ НЕФТИ И ГАЗА

(ФИЛИАЛ) ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГОБЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕФТЕГАЗОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(Филиал ТюмГНГУ)

Тема: Газораспределительные сети

Введение

3. Газопроводы

3.1 Подземные газопроводы

3.2 Наружные газопроводы

3.3 Надземные газопроводы

Заключение

Введение

ГАЗОРАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ СЕТИ -- система трубопроводов для транспортирования и распределения газа по объектам.

Газ в газораспределительных сетях высокого давления поступает из магистрального газопровода через газораспределительную станцию, в газораспределительные сети среднего и низкого давления -- через газораспределительные пункты. По назначению различают газопроводы газораспределительных сетей: магистральные городские и межпоселковые -- проходят до головных газораспределительных пунктов; распределительные (уличные, внутриквартальные, межцеховые и др.) -- от газораспределительных пунктов до вводов; вводы -- от места присоединения к распределительному газопроводу до отключающего устройства на вводе в здание; вводные газопроводы -- от отключающего устройства; внутренние газопроводы -- от вводного газопровода до места подключения газового прибора.

Газопроводы газораспределительных сетей бывают низкого (до 0,005 МПа), среднего (от 0,005 до 0,3 МПа), высокого (от 0,3 до 0,6 и от 0,6 до 1,2 МПа) давлений. Характер источников питания и конфигурация газораспределительных сетей определяются объёмами газопотребления, структурой, плотностью застройки и др.

1. Газовая распределительная сеть

Газовая распределительная сеть представляет собой систему трубопроводов и оборудования, служащих для транспортирования и распределения газа внутри города или какого-либо другого населенного пункта. Помимо газопроводов основным оборудованием газовой распределительной сети являются газовые регуляторные пункты (ГРП), служащие для снижения давления и поддержания его на заданном уровне. К газовым сетям относятся также газгольдеры или газгольдерные станции, служащие для приема газа от источников газоснабжения в часы минимального газопотребления и выдачи газа в распределительную сеть в часы пик, когда мощность источников оказывается недостаточной для покрытия расхода газа. Газгольдеры обычно размещаются вблизи ГРС или у заводов. В последнее время газгольдеры не строят. К внутреннему газооборудованию относятся дворовые и внутренние газопроводы жилых домов, коммунальных и промышленных предприятий, а также газовые установки и приборы для использования газа.

Основным оборудованием газовой распределительной сети являются газовые регуляторные пункты (ГРП), служащие для снижения давления газа и поддержания его на заданном уровне.

Для подключения используются короткие подсоединения к газовой распределительной сети, например стояки конденсатосборников. В качестве анодных заземлителей при кратковременных измерениях могут быть использованы, например, железобетонные конструкции, стальные сваи заборов и трубопроводы. При использовании железнодорожных сооружений рекомендуется осторожный подход ввиду возможного соединения с системами сигнализации. Сопротивление растеканию тока с этих объектов должно быть по возможности менее 1 Ом. Накладываемый ток должен быть возможно большим.

Во многих случаях, как, например, при расчетах газовых распределительных сетей и внутридомовых газопроводов, вполне возможно пользоваться не основными уравнениями в общем виде, а частными формулами, полученными на основе этих уравнений. Для получения частных расчетных формул следует в основные уравнения вместо коэффициента сопротивления X подставить выражение его функциональной зависимости от других параметров, которые могут быть легко определены.

В зависимости от числа ступеней понижения давления в га­зопроводах системы газоснабжения населенных пунктов бывают одно-, двух- и трехступенчатые:

1) одноступенчатая (рис. 16.5 а) - это система газоснабжения, при которой распределение и подача газа потребителям осуществля­ются по газопроводам только одного давления (как правило, низкого); Она применяется в небольших населенных пунктах;

2) двухступенчатая система (рис. 16.5 б) обеспечивает распре­деление и подачу газа потребителям по газопроводам двух категорий: среднего и низкого или высокого и низкого давлений; она рекоменду­ется для населенных пунктов с большим числом потребителей, размещенных на значительной территории;

3) трехступенчатая (рис. 16.5 в) - это система газоснабжения, где подача и распределение газа потребителям осуществляются по газопроводам и низкого, и среднего и высокого давлений; Она реко­мендуется для больших городов.

Газопроводы низкого давления в основном используют для газоснабжения жилых домов, общественных зданий и коммунально-бытовых предприятий.

Газопроводы среднего и высокого (до 0,6 МПа) давлений предназначены для подачи газа в газопроводы низкого дав­ления через городские ГРП, а также для газоснабжения промышленных и крупных коммунальных предприятий.

По газопро­водам высокого (более 0,6 МПа) давления газ подается к промышленным потребителям, для которых это условие необходимо по технологическим требованиям.

При применении двух- и трехступенчатых систем газоснаб­жения дополнительное редуцирование газа производится на газорегуляторных пунктах (ГРП). По назначению системе газоснабжения различают распределительные газопроводы, газопроводы-вводы и внутренние газопроводы. Распределительные газопроводы обеспечивают подачу газа от источников газоснабжения до газопроводов-вводов. Газопроводы вводы соединяют распределительные газопроводы с внутренними газопроводами зданий. Внутренним называют газопро­вод, идущий от газопровода-ввода до места подключения газового прибора, теплоагрегата и т.п.

По расположению в населенных пунктах различают наруж­ные (уличные, внутриквартальные, дворовые, межцеховые, межпоселковые) и внутренние (внутрицеховые, внутридомовые) га­зопроводы.

По местоположению относительно поверхности земли различают подземные и надземные газопроводы. По материалу труб различают газопроводы металлические (стальные, медные) и неметаллические (полиэтиленовые, асбоцемен­тные и др.). Подключение и отключение отдельных участков газопрово­дов и потребителей газа осуществляют с помощью запорной арматуры - задвижек, кранов, вентилей. Кроме того, газопроводы оборудуют следующими устройствами: конденсатосборниками, линзовыми или гибкими компенсаторами, контрольно-измерительными пунктами и т.п.

2. Газораспределительные станции

Газораспределительная станция (ГРС) -- совокупность установок и технического оборудования, измерительных и вспомогательных систем распределения газа и регулирования его давления. Газораспределительные станции входят в газораспределительные системы. Различают: собственно газораспределительные станции, сооружаемые на конечных пунктах магистральных газопроводов или отходящих от них газопроводах производительностью до 500 тысяч куб м в час; промысловые газораспределительные станции; контрольно-распределительные пункты; газорегуляторные пункты; автоматические газораспределительные станции.

Промысловые газораспределительные станции служат для обработки газа, добываемого на промыслах, а также для снабжения газом близлежащего к промыслу населенного пункта, контрольно-распределительные пункты -- промышленных или сельскохозяйственных объектов, а также для питания кольцевой системы газопроводов, сооружаемых вокруг города. Автоматические газораспределительные станции снабжают газом небольшие населенные пункты, совхозы и колхозы на ответвлениях от магистральных газопроводов.

В состав газораспределительных станций входят основные блоки: отключающих устройств; очистки газа; предотвращения гидратообразования (при необходимости); автоматического редуцирования (регулирования давления, измерения расхода газа); автоматической одоризации газа. Газ из входного газопровода поступает в блок отключающих устройств и направляется на очистку в масляные пылеуловители или в висциновые фильтры блока очистки, затем поступает в блок автоматического регулирования давления. Далее газ направляется в выходные газопроводы низкого давления, где производятся измерение расхода, его количественный учет и одоризация. Число линий редуцирования на газораспределительных станциях зависит от расхода газа; одна из линий предусматривается как резервная. Автоматизированные газораспределительные станции снабжаются комплектом запорной арматуры, которая при аварийной ситуации обеспечивает автоматический ввод в действие и отключение рабочих и резервных линий редуцирования.

газораспределительный сеть станция трубопровод

3. Газопроводы

3.1 Подземные газопроводы

Такого рода газопроводы прокладываются главным образом по городским проездам, а также в зоне зеленых насаждений. Расстояния по горизонтали между подземными газопроводами и другими сооружениями должны соблюдаться в соответствии с требованиями.

При пересечении газопровода с трамвайными путями или при вынужденной прокладке газопровода поперек какого-либо канала применяются футляры из стальных труб, на концах которых устанавливаются контрольные трубки.

Газопроводы выполняют из стальных труб, соединяя их электросваркой. В местах установки газовых приборов, арматуры и другого оборудования применяют фланцевые и резьбовые соединения. Для защиты стальных труб от коррозии перед укладкой в землю их изолируют.

Глубина заложения газопроводов зависит от состава транспортируемого газа. При влажном газе глубину заложения труб принимают ниже средней глубины промерзания грунта для данной местности. Газопроводы осушенного газа можно укладывать в зоне промерзания грунта, но заглубление должно быть не менее 0,8 м от поверхности земли. Газопроводы прокладывают с уклоном не менее 1,5 мм/пог. м, что обеспечивает отвод конденсата из газа в конденсатосборники и предотвращает образование водяных пробок.

Для выключения отдельных участков газопровода или отключения потребителей устанавливается запорная арматура, размещаемая в колодцах.

При изменениях температурных условий на газопроводе появляются растягивающие усилия, которые могут разорвать сварной стык или задвижку. Чтобы избежать этого, на газовых сетях и, в особенности у задвижек, устанавливают линзовые компенсаторы, воспринимающие эти усилия. Кроме восприятия температурных деформаций компенсаторы позволяют легко демонтировать и заменять задвижки и прокладки, так как компенсатор при помощи особых приспособлений можно сжать или растянуть. Линзовые компенсаторы устанавливают в одном колодце с задвижками, причем располагают их после задвижек, считая по ходу газа.

Газопроводы низкого давления (до 5000 Па) можно прокладывать в подземных коллекторах совместно с другими коммуникациями. Их можно прокладывать также в полупроходных каналах между жилыми и общественными зданиями (в «сцепках» для совместной прокладки инженерных сетей). Проходные и полупроходные каналы должны быть оборудованы постоянно действующей естественной вентиляцией. Прокладка газопроводов в непроходных каналах совместно с другими трубопроводами и кабелями недопустима.

При прокладке нескольких газопроводов в одной траншее расстояние между ними в свете должно быть не менее 0,4 м при диаметре труб до 300 мм и не менее 0,5 м при диаметрах более 300 мм.

На газопроводах диаметром 100 мм и менее в колодцах устанавливаются гибкие компенсаторы. При скоплении конденсата в газопроводах в них нарушается нормальное движение газа. Для отвода конденсата из пониженных точек газовой сети применяют конденсатосборники которые устанавливают в сетях низкого, среднего и высокого давления. В первом случае конденсат выкачивают насосом, во втором случае удаляют под давлением газа.

3.2 Наружные газопроводы

Наружные газопроводы являются самым важным элементом любой системы газоснабжения, важным не столько по своему значению, сколько по тем последствиям, которые возникают при выходе газопроводов из строя. В лучшем случае это приводит к нарушению газоснабжения потребителей, в худшем - к аварийной ситуации, разрушению и уничтожению материальных ценностей, несчастным случаям и жертвам среди людей.

Прокладка наружных газопроводов независимо от назначения и давления газа должна предусматриваться, как правило, подземной по улицам и дорогам городов и населенных пунктов. Такой тип прокладки диктуется соображениями благоустройства города. Надземная прокладка газопроводов предусматривается главным образом на территории промышленных и коммунально-бытовых предприятий и внутри жилых кварталов и дворов. Подземная прокладка газопроводов по городским улицам связана со значительными трудностями, в особенности в тех случаях, когда сооружение газопровода должно осуществляться в условиях существующей застройки.

Для наружных газопроводов должны применяться трубы, изготовленные из хорошо сваривающихся малоуглеродистых и низколегированных сталей, имеющих содержание углерода не более 0.27 % и минимальную величину относительного удлинения не менее 18 % для пятикратных образцов. Допускается применение импортных труб, не имеющих сертификатов, но по химическому составу и механическим свойствам удовлетворяющих вышеуказанным требованиям.

Обслуживание наружных газопроводов заключается в надзоре за их состоянием, а также состоянием окружающей газопровод среды путем обхода трасс. Обход совершается бригадой из двух слесарей-обходчиков, один из которых является старшим. Все работы по техническому обслуживанию подземных и надземных газопроводов должны выполняться в соответствии с утвержденными инструкциями в сроки, предусмотренные графиками, составленными газовой службой предприятия (ответственным за газовое хозяйство) и утвержденными руководством предприятия. Сроки обхода трасс газопроводов должны ежегодно пересматриваться с учетом изменения условий эксплуатации и накопленного опыта.

К наружным газопроводам относят городские магистральные, распределительные, которые могут быть подземными (подводными) или надземными (надводными), и вводы.

На наружных газопроводах фланцевые соединения применяют только для установки задвижек, кранов и другой арматуры. Резьбовые соединения используют в местах установки кранов, пробок, муфт на конденсатосборниках и гидрозатворах, запорной арматуры на надземных вводах газопроводов низкого давления и присоединения КИП. На внутренних газопроводах фланцевые и резьбовые соединения допускаются только для присоединения запорной арматуры, КИП и оборудования. Разъемные соединения должны быть доступны для осмотра и ремонта.

При устройстве наружных газопроводов чаще всего употребляются трубы с внутренним диаметром1 от 100 до 400 мм, но для постройки основных газовых магистралей применяются трубы я больших диаметров. Газопроводы в зданиях прокладываются из труб диаметром не менее 13 мм, а подземные газопроводы - не менее 38 мм.

3.3 Надземные газопроводы

Надземные газопроводы, проложенные в местах выброса из цехов воздуха, загрязненного коррозионно-активными газами или парами коррозионно-активных жидкостей, должны иметь защитное покрытие от коррозии, которая может быть вызвана этими веществами.

Надземные газопроводы следует проектировать с учетом компенсации продольных деформаций по фактически возможным температурным условиям работы и при необходимости (когда не обеспечивается самокомпенсация) предусматривать установку компенсаторов. Применение сальниковых компенсаторов не допускается. Высота прокладки газопровода должна назначаться при условии обеспечения осмотра и ремонта. Под оконными проемами и балконами зданий предусматривать фланцевые или резьбовые соединения на газопроводах не допускается. Газопроводы, прокладываемые по наружным стенам зданий, эстакадам, опорам, а также стояки на выходе из земли при необходимости должны быть защищены от механических повреждений.

Надземные газопроводы, транспортирующие влажные газы, необходимо укладывать с уклоном не менее 3 мм на 1 пог. На газопроводах искусственных газов устанавливаются водоотводчики периодического и постоянного действия. Из первых скопившаяся влага удаляется при продувках, из вторых отводится автоматически по мере наполнения по трубке сифона. Для предотвращения охлаждения, вызывающего выделение влаги и последующее ее замерзание, газопроводы и их арматуру покрывают тепловой изоляцией. В местностях с устойчивой низкой температурой газопровод изолируется совместно с паропроводом.

Надземные газопроводы испытывают на плотность после устранения всех дефектов, обнаруженных при испытании на прочность. В газопроводе устанавливается испытательное давление и выдерживается на менее 30 мин, после чего под этим же давлением осматривают с проверкой мыльной эмульсией все сварные, фланцевые, резьбовые и сальниковые соединения. При отсутствии видимого падения давления по манометру и утечек воздуха газопровод считается выдержавшим испытание.

Надземные газопроводы укладывают на железобетонных и металлических колоннах, а подземные прокладывают в траншеях, вырытых в грунте. Сооружение подземного газопровода, как правило, обходится дешевле, чем надземного, но надземные газопроводы значительно проще ремонтировать.

Надземные газопроводы доступны для осмотра и ремонта и более безопасны, а потому им отдается предпочтение. Цеховые же газопроводы выполняются только надземными, что обеспечивает хороший их осмотр и необходимую безопасность персонала. Газопроводы сооружаются, испытываются и эксплуатируются со строгим соблюдением технических правил, разработанных Госгортехнадзором.

Надземные газопроводы всех давлений считаются выдержавшими испытание на плотность, если не будет видимого падения давления по манометру и утечек воздуха при проверке соединений обмыливанием после 30 мин выдерживания газопровода под давлением. В этом необходимо убедиться путем внешнего осмотра газопровода и проверки мыльным раствором всех сварных, фланцевых и резьбовых соединений.

Надземные газопроводы следует защищать от атмосферной коррозии покрытием, состоящим из двух слоев грунтовки и двух слоев краски, лака или эмали, предназначенных для наружных работ при расчетной температуре наружного воздуха в районе строительства.

Надземные газопроводы после очистки должны грунтоваться и окрашиваться масляной краской: кислородопроводы - в голубой цвет, ацетиленопроводы в белый, трубопроводы других горючих газов в красный цвет; подземные должны покрываться противокоррозионной изоляцией.

Надземные газопроводы разрешается прокладывать по одной трассе с другими трубопроводами при расстоянии в свету к ближайшему трубопроводу не менее 250 мм.

Надземные газопроводы после очистки должны грунтоваться и окрашиваться масляной краской: кислородопроводы - в голубой цвет, ацетиленопроводы - в белый цвет, водородопроводы - в зеленый цвет и трубопроводы других горючих газов - в красный цвет. При тепловой изоляции окраска газопровода производится по наружной тканевой оклейке изоляции. Тепловая изоляция должна выполняться из несгораемых материалов. Надземные газопроводы, проложенные в местах выброса из цехов воздуха, загрязненного коррозионно-активными газами или парами коррозионно-активных жидкостей, должны иметь защитное покрытие от коррозии, которая может быть вызвана этими веществами. Надземные газопроводы, транспортирующие влажный газ, укладываются с уклоном 0 003 с установкой в низших точках устройств для удаления конденсата. После испытания производится внешний осмотр и проверка мыльным раствором всех сварных, фланцевых и резьбовых соединений. Газопровод считается выдержавшим испытание при отсутствии падения по манометру и утечек воздуха при обмыливании. Подъем и снижение давления при испытании должны производиться плавно. Запрещается устранение дефектов до снижения давления в газопроводе.

Надземные газопроводы, транспортирующие влажный газ, укладываются с уклоном 0 003 с установкой в низших точках устройств для удаления конденсата. После испытания производится внешний осмотр и про мыльным раствором всех сварных, фланцевых и резьбовых нений. Газопровод считается выдержавшим испытание при оствии падения по манометру и утечек воздуха при обмылив: Подъем и снижение давления при испытании должны производиться плавно. Запрещается устранение дефектов до снижения давления в газопроводе. Надземные газопроводы, транспортирующие влажный газ, укладываются с уклоном 0 003 с установкой в низших точках устройств для удаления конденсата. Надземные газопроводы должны окрашиваться или иметь противокоррозионное покрытие. Надземные газопроводы испытываются на плотность в течение 30 мин. После испытания производится внешний осмотр и проверка мыльным раствором всех сварных, фланцевых и резьбовых соединений. Газопровод считается выдержавшим испытание при отсутствии падения давления по манометру и утечек воздуха при обмыливании. Подъем и снижение давления при испытании должны производиться плавно. Запрещается устранение дефектов до снижения давления в газопроводе. Надземные газопроводы в местах выброса из цехов воздуха, загрязненного коррозионно-активными газами или парами жидкостей, должны иметь защитное покрытие от коррозии. Надземные газопроводы должны быть защищены от коррозии масляной краской, лаком или другими покрытиями, выдерживающими температурные изменения и влияние атмосферных осадков.

Заключение

Трассы газораспределительных сетей проектируют с учётом обеспечения минимальной протяжённости трубопроводов. Газораспределительные сети выполняют тупиковыми и кольцевыми с дублированием отдельных элементов (для повышения надёжности газоснабжения). Кольцевым газопроводам придают удлинённую форму, вытянутую в направлении основного движения подаваемого газа. Гидравлические режимы работы газораспределительных сетей принимаются из условий обеспечения устойчивой работы газорегуляторных пунктов и установок, а также горелок коммунальных и промышленных потребителей при максимально допустимых перепадах давления газа.

Список использованной литературы

1. Лутошкин Г. C. Трубопроводный транспорт нефти и газа, 1978.

2. Бунчук B. A. Транспорт и хранение нефтепродуктов и газа, 1977.

3. Коршак А.А. Нечваль А.М. Проектирование и эксплуатация газонефтепроводов, 2008.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Расчет трафика и выбор уровня STM для транспортной сети. Определение максимальной и минимальной длины секции. Размещение промежуточных станций. Моделирование линейной цепи и кольцевой схемы на мультиплексорах. Разработка схемы синхронизации сети.

    курсовая работа , добавлен 20.11.2013

    Своевременное поступление в цилиндры двигателя горючей смеси, выпуск отработавших газов. Виды и типы газораспределительных механизмов. Фазы газораспределения. Поворот коленчатого вала. Колебательное движение газов. Очистка цилиндров от отработавших газов.

    реферат , добавлен 10.04.2009

    Расчет трафика и выбор уровня STM для сети заданной топологии. Электрический расчет. Определение максимальной и минимальной длины секции. Размещение промежуточных станций и схем организации сети. Особенности защиты схем синхронизации и резервирования.

    курсовая работа , добавлен 19.01.2015

    Определение расчетных электрических нагрузкок в местной сети, металлорежущих станков методом упорядоченных диаграмм. Плавкие предохранители для защиты электроустановок в сети 0,38 кВ. Мощность трансформаторов. Потери мощности и энергии в местной сети.

    курсовая работа , добавлен 09.11.2008

    Определение проводов контактной сети и выбор типа подвески, проектирование трассировки контактной сети перегона. Выбор опор контактной сети, поддерживающих и фиксирующих устройств. Механический расчет анкерного участка и построение монтажных кривых.

    дипломная работа , добавлен 23.06.2010

    Распределение годовых объемов работ по видам и месту выполнения. Определение общего количества постов и автомобиле-мест проектируемой СТОА. Состав и площади помещений. Результаты подбора основного технологического оборудования для малярного участка.

    курсовая работа , добавлен 31.01.2015

    Организация дорожного движения на дорожной сети Заводского района г. Минска с учетом нормативных требований. Количественный и очаговый анализ аварийности. Анализ интенсивности движения и состава транспортного потока. Оценка эффективности решений.

    дипломная работа , добавлен 17.06.2016

    Составление модели транспортной сети и разработка исходного варианта. Улучшение исходного варианта сети и определение кратчайших расстояний. Определение маршрутов и показателей транспортной работы. Составление первоначального базисного распределения.

    курсовая работа , добавлен 16.05.2015

    Организация телефонной связи на железнодорожном транспорте. Принципы цифровой коммутации, оборудование коммутационных станций. Характеристика ЦАТС "Протон" серии "Алмаз". Расчет телефонной нагрузки и технико-экономическое обоснование проектируемой ГТС.

    курсовая работа , добавлен 04.03.2011

    Составление монтажных планов контактной сети станции и перегона, проект электрификации железнодорожного участка. Расчет длин пролетов и натяжения проводов, питание контактной сети, трассировка контактной сети на перегоне и поддерживающие устройства.