Городской фольклор. "постфольклор" - современный русский городской фольклор

09.05.2019

ЕЖЕГОДНИК

: факультет этнологии. 1999/2000.
СПб.: Европейский университет в Санкт-Петербурге,
1999. С. 63-67.

Программа курса

СОВРЕМЕННЫЙ ГОРОДСКОЙ ФОЛЬКЛОР

Белоусов Александр Федорович ,
кандидат филологических наук, доцент кафедры детской литературы
Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусства.

Введение

в изучение современного городского фольклора.

Объем и содержание понятия "современный городской фольклор", его исторические рамки. Фольклор в контексте городской культуры. Основные особенности современного городского фольклора: социо-культурная полицентричность, функциональная маргинальность, ориентация на литературные и культурные образцы и их фольклоризация, выдвижение на первый план внеобрядовых и развлекательных форм. Возникновение интереса к современному городскому фольклору в начале ХХ века. История собирания, публикации и изучения современного городского фольклора. Опыт американской и западно-европейской фольклористики в исследовании современного городского фольклора.

Малые жанры современного городского фольклора.

Афористика типовых коммуникативных ситуаций. Комические клише. Цитатный слой в современном речевом общении. Его источники и репертуар. Псевдо-цитаты. Обращение с текстами: от простого воспроизведения - до их трансформации. Виды комической трансформации афоризмов, пословиц и прочих паремий. Велеризм. Лингвистические игры. Псевдо-этимология. Псевдо-объяснение аббревиатур. "Покупки".

История анекдота. Анекдот традиционный и анекдот современный. Проблема анекдотического цикла. Обзор основных анекдотических циклов. Общее и особенное в анекдотическом цикле. Основной семантический pointe современного анекдота. Анекдот как средство актуализации языковой и культурной многозначности. Структурные типы современного анекдота. Анекдот в культурном контексте. Социально-психологические функции жанра. Образ "сочинителя" анекдотов.

Современная городская несказочная проза

Городская мифология и городские легенды. Историческая проза: топонимические и исторические предания. Демонологические былички и бывальщины. "Рассказы об аномальных явлениях". Рассказы о "случаях из жизни". Городские "слухи и толки". Феномен сплетни. Литературные отголоски городской несказочной прозы.

Современный городской песенный фольклор

История городской песни. Ее жанровый состав: песня, куплет и романс. Городская частушка. Циклизация городских песен и их основные циклы. Фольклоризация авторских и профессиональных песен. Общие песни и локальный песенный фольклор. Уличные певцы.

Современная обрядовая практика

Отступление и трансформация традиционной обрядности. Возникновение новых обрядов. Общегородские и локальные обряды. Домашние праздники. Верования современного горожанина. Магия его жизни. Мифология повседневности.

Письменный фольклор

Проблема письменного фольклора. Виды и жанры письменного фольклора. Граффити. Основные виды и функции. Альбомы и песенники. Жанровый состав и особенности оформления. Альбом как характерное явление девичьей культуры. Исключительность юношеского альбома. Поэтика альбомной словесности. "Святые письма" и "письма счастья" как религиозно-магический жанр городской культуры.

Современный детский фольклор

Игровой фольклор современных детей. Игра в "страну-мечту". "Садистские стишки". Контркультурный характер жанра. "Нескладухи". Пародийная поэзия школьников. Детский анекдот и его особенности. "Страшилки". Проблема происхождения жанра. Мифологичность "страшилок". Анти-"страшилки". Особенности современного детского фольклора.

Фольклор городских субкультур.

Полицентризм городского фольклора. Его субкультурные разновидности: Обычаи и язык хип-системы. "Стеб". "Системные" анекдоты и "телеги". Песенный фольклор. Обычаи и ритуалы воинской службы. Афористика: афоризмы, тосты, "молитвы", поверья. Армейские "маразмы": поэтика речевых ошибок. Скабрезная поэзия. Порнографический рассказ. Анекдоты, рассказы и легенды. "Мистический" фольклор. Феномен "дембельского альбома". Основные ритуалы и праздники туристических групп. Туристские "заповеди". Мифология и мифологические рассказы туристов. Образы "хозяев" места в туристских быличках. Туристские песни.

Блатной фольклор

Русские криминальные традиции. История блатного фольклора. Обряды и обычаи блатной субкультуры. "Прописка" и ее фольклорные элементы. Арестантские игры. Афоризмы, пословицы, поговорки, клятвы, проклятья, божба, брань и другие малые жанры блатного фольклора. Стихи. Частушки. Песни. Мировоззрение и стиль блатной песни. Слухи ("параши"), анекдоты, легенды и мифы. Мифология блатной субкультуры. Сказительство в тюремном быту. "Рoманы". Альбомчик заключенных. Влияние блатного фольклора на русскую словесность ХХ века.

Интеллигентный фольклор

Афоризмы, шутки, тосты и прочие интеллигентские "штучки". Эпиграммы, куплеты, частушки и песни. Слухи и толки. Анекдоты. Общественно-политическая направленность интеллигентского фольклора. Его оппозиционный характер.

Современный городской фольклор в русской культуре ХХ века

Взаимодействие современного городского фольклора с русской культурой ХХ века. Современный городской фольклор и эстрада. Современный городской фольклор и массовая культура. Современный городской фольклор и элитное искусство. Современный городской фольклор и русская литература ХХ века.

Литература:

  • Стратен В.В. Творчество городской улицы // Художественный фольклор. II-III. М., 1927. С. 144-164.
  • Соболев П.М. Мещанский фольклор // Наступление (Смоленск). 1932. № 8. С. 49-64.
  • Шкловский Виктор. О трамвайном фольклоре // Звезда. 1933. № 5. С. 90-93.
  • Соколов Ю.М. Русский фольклор. Вып. 4. Частушки. Мещанские и блатные песни. Фабрично-заводской и колхозный фольклор. М., 1932.
  • Белоусов А.Ф. Городской фольклор: Лекция для студентов-заочников. Таллин, 1987.
  • Синдаловский Н.А. Петербургский фольклор. СПб., 1994.
  • Неклюдов С.Ю. Устные традиции современного города: смена фольклорной парадигмы // Исследования по славянскому фольклору и народной культуре (Studies in Slavic Folklore and Folk Culture). Вып. 2. Berkeley, 1997. С. 77-89.
  • Иванов Евгений. Меткое московское слово. М., 1986.
  • Московские легенды, записанные Евгением Барановым. М., 1993.
  • Гудошников Я.И. Русский городской романс: Уч. пособие. Тамбов, 1990.
  • Некрылова А.Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. Л., 1988.
  • Русский школьный фольклор. От "вызываний"Пиковой дамы до семейных рассказов /Сост. А.Ф. Белоусов. М., 1998.
  • Терц Абрам ‹Синявский А.Д.› Отечество. Блатная песня…//Нева. 1991. № 4. С. 161-174.
  • Зоркая Н. На рубеже столетий: У истоков массового искусства в России 1900-1910 годов. М., 1976.
  • Следует сказать несколько слов о городском песенном фольклоре. Эта область очень мало изучена. Городская мещанская среда имеет свой фольклор. Он не отличается высокими художественными достоинствами, хотя искренность чувств, иногда очень трагических, совершенно несомненна.

    Эта среда создала жанр жестокого романса — песен литературного типа, содержанием которых обычно служит трагически завершающаяся несчастная любовь. По сюжетам некоторые из этих песен близки к балладам.

    Завершающее звено в развитии русской народной песни — это песни рабочих. Они представляют собой явление принципиально иного характера, чем до сих пор рассмотренные песни. Их поэтика существенно иная, чем поэтика песни крестьян. Это — песни потомственных пролетариев. Отношение к действительности и способы ее изображения иные, как иным является и содержание этих песен.

    По мере того как крестьянин, перешедший в город на завод, теряет свою связь, с деревней, меняется характер его песен. Первоначально в песнях рабочих используется арсенал старой протяжной песни. Они начинаются с таких обращений, как «Вы леса ль, мои лесочки, леса мои темные!..», «Я вечор-то, добрый молодец...», «Ах, у нашего государя, света батюшки...» и др. Молено говорить о наличии некоторого количества протяжных рабочих песен.

    По жанру они отнюдь не совпадают с протяжными песнями крестьян: весь мир образов и содержание их иные. Рабочие плачут, правда, совсем по-крестьянски, но плачут они не от тоски по милой, а о своей горькой жизни. Количество таких протяжных песен очень невелико, но они есть, наличие их закономерно и объяснимо.

    Но в целом рабочие создают свою песню не на традициях, идущих от крестьянской лирики, а на традициях, идущих от литературы. Правда, в XVIII веке, когда в поэзии господствовал классицизм, или в начале XIX века, когда господствовал Жуковский, а русская поэзия в лице Дельвига, Мерзлякова, Нелединского-Мелецкого сама опиралась на ложно понятую крестьянскую песню, в этот период рабочему нечего было брать от профессиональной поэзии. Но он перенял два принципа: принцип ритмизации и принцип рифмы. Размеры ранней рабочей поэзии небогаты: это четырехстопный хорей, который впоследствии приводит к созданию частушки.

    Рифма завоевывает песню постепенно и становится все острее и резче.

    О, се горные работы,

    Скажем горные работы,

    Они всем дают заботы.

    Так начинается старинная, относящаяся к концу XVIII или к началу XIX века горнозаводская песня, записанная в Змеиногорске (Алтай). Но в репертуар рабочих властно проникает классическая литература. В песню превращаются стихи Рылеева, Пушкина, Огарева, Плещеева, Некрасова и других поэтов, подхватываются талантливые стихи революционеров-профессионалов — Мачтета, Клеменца, Ольхина, Моисеенко и др. Все это не относится к области фольклора, но эти песни влияют на создание и развитие собственно рабочего фольклора. Они создаются отдельными рабочими, имена которых иногда названы, иногда нет.

    Такие песни известны нам из записей фольклористов, из листовок и подпольных сборников революционных песен, из архивов жандармских управлений, где записи таких песен хранились как вещественное доказательство. Песни эти не вполне подходят под понятие фольклора, основанное на изучении крестьянской поэзии. Но это и не литература в том смысле, как ее понимает большинство историков литературы. Это такая область народного творчества, где литература и фольклор смыкаются.

    Чем шире мы поставим границы изучения, не пытаясь искусственно отграничивать фольклор и литературу, тем изучение будет плодотворнее. Если подходить к рабочей песне с такой широкой меркой, то в ней, кроме выделенных выше протяжных песен фольклорного типа, можно выделить три вида песен.

    Это, во-первых, песни, созданные самими рабочими, лирического, или эпического, повествовательного, или смешанного лиро-эпического характера. Эти песни составляют определенный жанр, внутри которого можно проследить развитие и совершенствование кате в отношении внешней формы, так и идейно-революционного содержания.

    От наивной веры в хорошего хозяина до понимания истинных причин социального неравенства и необходимости вооруженного восстания как единственного способа борьбы с ним — такова эволюция идейного содержания рабочей песни. От рифмованных виршей до полных драматизма ритмически богатых и с большим подъемом созданных революционных песен — такова эволюция художественной стороны этих песен.

    Другой жанр рабочей поэзии — песни сатирические. Элементы сатиры имеются уже в ранних рабочих песнях, но как самостоятельный жанр сатирическая песня развивается позже и достигает своего полного развития и период революции 1905 года. Развитие сатирической песни соответствует развитию классового сознания рабочих. Если в начале этого развития ненависть и насмешки направлены против надзирателя, позднее — мастера, инженера и хозяина, после 9-го января этой мишенью становится царь и его министры, высшее духовенство, а в основе — система классового государства, возглавляемого царем.

    Далеко не все в этих песнях может быть названо художественно совершенным. Но, изучая поэзию рабочих и сопоставляя ее с поэзией крестьян, необходимо иметь в виду, что крестьянская лирика есть завершающая (а к XX веку уже клонящаяся к упадку) ступень развития этого вида народного творчества: поэзия же рабочих есть первая ступень совершенно нового качества поэзии, которое в короткий срок достигло высокой степени совершенства, но в состав которого входят формально и менее совершенные произведения, которые, однако, выполняли историческую роль в формировании и выражении революционного сознания рабочих.

    Наконец, говоря о поэзии рабочих, нельзя не упомянуть о так называемой «гимнической» поэзии. Слово это не очень удачно, но оно укоренилось. Сюда входят такие песни, как «Марсельеза» и ее русские переработки, «Интернационал», похоронные марши («Замучен тяжелой неволей», «Вы жертвою пали») и некоторые другие песни. Все эти песни — авторские, к фольклору собственно не относятся, но они стали подлинно массовыми, их пели, не зная, кто автор, они играли важную роль на митингах, демонстрациях, маевках, в ссылке, и при расширенном понимании природы рабочей поэзии и рабочей песни должны быть рассмотрены и изучены.

    Таким образом, в составе рабочей поэзии можно наметить несколько групп, имеющих характер жанров: это протяжные песни фольклорного типа, лиро-эпические стихотворные песни с нарастающим революционным содержанием, сатирические произведения, также с нарастающим революционным сознанием, и гимническая поэзия, уже выходящая за грани фольклора.

    В.Я. Пропп. Поэтика фольклора - М., 1998 г.

    Городской фольклор - часть фольклорного наследия, включающая в себя, помимо общеупотребительных видов и жанров народно-поэтического творчества, специфически городские их «модификации». Например: городские народные гуляния, городской романс, городские игровые песни и танцы .

    Городской фольклор отличается от предшествующих ему устных традиций сельского крестьянства. В первую очередь, он идеологически маргинален , поскольку основные идеологические потребности горожан удовлетворяются другими способами, к устным традициям прямого отношения не имеющими (массовой литературой, кино и другими зрелищами, продукцией средств массовой информации). Кроме того, городской фольклор фрагментирован в соответствии с социальным, профессиональным, клановым, возрастным расслоением общества, с его распадом на слабо связанные между собой ячейки, не имеющие общей мировоззренческой основы.

    Виды городского фольклора

    Изучение

    В течение долгого времени культурой города в России фольклористы не интересовались, она была прерогативой литераторов и бытописателей-краеведов. Первые фиксации текстов прозаического городского фольклора, в основном, делались непрофессионалами, среди которых можно отметить Б. 3. Баранова, чьи записи московских преданий 20-х годов остаются одними из сравнительно немногих свидетельств об устной городской прозе начала XX века .

    См. также

    Напишите отзыв о статье "Городской фольклор"

    Примечания

    Литература

    • Лазарев А. И. Городской фольклор / Гл. ред. В. В. Алексеев. - Екатеринбург: Академкнига, 2000.
    • Белоусов А. Ф. // Фольклор и постфольклор: структура, типология, семиотика
    • Поспелов Г. Г. Бубновый валет. Примитив и городской фольклор в московской живописи 1910-х годов. - 2-е изд.. - М .: Пинакотека , 2008. - 288 с. - ISBN 978-5-903888-01-6 .
    • Коломийченко Т. А.
    • Современный городской фольклор / Отв. ред. серии С. Ю. Неклюдов. - М .: Российск. гос. гуманит. ун-т , 2003. - 736 с. - (Традиция-текст-фольклор). - ISBN 5-7281-0331-6 .
    • «Гоп-со-смыком» - это всем известно… // Фольклор, постфольклор, быт, литература. Сб. статей к 60-летию Александра Федоровича Белоусова. - СПб., 2006, - с. 65-85;
    • Синдаловский Н. А. Петербург в армейском мундире. Военная столица России в городском фольклоре
    • Синдаловский Н. А. Династия Романовых в зеркале городского фольклора

    Ссылки

    • Секачева Е. Р. // Новый исторический вестник - № 3 (5), 2001

    Отрывок, характеризующий Городской фольклор

    Движение человечества, вытекая из бесчисленного количества людских произволов, совершается непрерывно.
    Постижение законов этого движения есть цель истории. Но для того, чтобы постигнуть законы непрерывного движения суммы всех произволов людей, ум человеческий допускает произвольные, прерывные единицы. Первый прием истории состоит в том, чтобы, взяв произвольный ряд непрерывных событий, рассматривать его отдельно от других, тогда как нет и не может быть начала никакого события, а всегда одно событие непрерывно вытекает из другого. Второй прием состоит в том, чтобы рассматривать действие одного человека, царя, полководца, как сумму произволов людей, тогда как сумма произволов людских никогда не выражается в деятельности одного исторического лица.
    Историческая наука в движении своем постоянно принимает все меньшие и меньшие единицы для рассмотрения и этим путем стремится приблизиться к истине. Но как ни мелки единицы, которые принимает история, мы чувствуем, что допущение единицы, отделенной от другой, допущение начала какого нибудь явления и допущение того, что произволы всех людей выражаются в действиях одного исторического лица, ложны сами в себе.
    Всякий вывод истории, без малейшего усилия со стороны критики, распадается, как прах, ничего не оставляя за собой, только вследствие того, что критика избирает за предмет наблюдения большую или меньшую прерывную единицу; на что она всегда имеет право, так как взятая историческая единица всегда произвольна.
    Только допустив бесконечно малую единицу для наблюдения – дифференциал истории, то есть однородные влечения людей, и достигнув искусства интегрировать (брать суммы этих бесконечно малых), мы можем надеяться на постигновение законов истории.
    Первые пятнадцать лет XIX столетия в Европе представляют необыкновенное движение миллионов людей. Люди оставляют свои обычные занятия, стремятся с одной стороны Европы в другую, грабят, убивают один другого, торжествуют и отчаиваются, и весь ход жизни на несколько лет изменяется и представляет усиленное движение, которое сначала идет возрастая, потом ослабевая. Какая причина этого движения или по каким законам происходило оно? – спрашивает ум человеческий.
    Историки, отвечая на этот вопрос, излагают нам деяния и речи нескольких десятков людей в одном из зданий города Парижа, называя эти деяния и речи словом революция; потом дают подробную биографию Наполеона и некоторых сочувственных и враждебных ему лиц, рассказывают о влиянии одних из этих лиц на другие и говорят: вот отчего произошло это движение, и вот законы его.
    Но ум человеческий не только отказывается верить в это объяснение, но прямо говорит, что прием объяснения не верен, потому что при этом объяснении слабейшее явление принимается за причину сильнейшего. Сумма людских произволов сделала и революцию и Наполеона, и только сумма этих произволов терпела их и уничтожила.
    «Но всякий раз, когда были завоевания, были завоеватели; всякий раз, когда делались перевороты в государстве, были великие люди», – говорит история. Действительно, всякий раз, когда являлись завоеватели, были и войны, отвечает ум человеческий, но это не доказывает, чтобы завоеватели были причинами войн и чтобы возможно было найти законы войны в личной деятельности одного человека. Всякий раз, когда я, глядя на свои часы, вижу, что стрелка подошла к десяти, я слышу, что в соседней церкви начинается благовест, но из того, что всякий раз, что стрелка приходит на десять часов тогда, как начинается благовест, я не имею права заключить, что положение стрелки есть причина движения колоколов.

    Городской фольклор

    ч. фольк. наследия У., вкл. в себя, помимо общеупотребительных видов и жанров нар.-поэтического творчества, специфически гор. их "модификации". Напр.: гор. нар. гуляния, гор. романс, гор. игровые песни и танцы - кадрили и пр. Фольк. антураж традиционных нар. праздников в больших г. У. ( , Екат., Оренбург) в XVIII-XIX вв. был иным, чем в з-дских пос., с. и дер. На Рождество колядовщики приходили только в дома родственников; на Масленицу устраивались праздничные городки с огромными "катальными горами", балаганами, аттракционами. Во время Пасхи, Красной Горки, на Семицкой неделе горожане устремлялись на окраины - в ближайший лес, к р., оз. и т.п. На У. эти пикники назывались в разных местностях по-разному: "Токмач", "Три березки", "Бусары", "Сабантуй" и пр. Большинство ур. г. в дорев. время назывались "заводами" и мало чем отличались от сел по бытовому укладу, обычаям, обрядам, ритуалам ( , и пр.).

    Гор. романс был популярным среди ур. интеллигенции - инженеров, техников, врачей, учителей, а также среди чиновников и мещан, стремившихся не отставать от "образованных". Тематика гор. романсов - любовные и семейные отношения; сюжеты - измена, разлука, жестокая месть. Типичные примеры уральского гор. романса: "Как у нас под окном расцветает сирень", "Вдоль по ярмарке купчик идет", "Сидел Ваня на диване", "На берегу сидит девица", "Купчик-голубчик пил шампанское со мной" и мн. др.

    Лит.: Петухов Д. Горный г.Дедюхин и его окрестности. СПб., 1864; Шишонко В. Отрывки из народного творчества Пермской губернии. Пермь, 1882; Зотов Е. Город Кунгур в 1774 г. Кунгур, 1892.

    Лазарев А.И.


    Уральская историческая энциклопедия. - УрО РАН, Институт истории и археологии. Екатеринбург: Академкнига . Гл. ред. В. В. Алексеев . 2000 .

    Смотреть что такое "Городской фольклор" в других словарях:

      Многонац. по характеру, что обусловлено пестротой нац. состава нас. региона. Ареалы расселения народов на тер. У. переплетены между собой, это способствует возникновению разл. этнических контактов, проявляющихся и в муз. фольклоре. Наиб.… … Уральская историческая энциклопедия

      фольклор - а, только ед., м. 1) Устное народное творчество. Собиратели фольклора. Казачий фольклор. Городской фольклор. Школьный фольклор. Высокий уровень развития фольклора сделал возможным восприятие новых эстетических ценностей, с которыми знакомила… … Популярный словарь русского языка

      Городской сумасшедший - Стэнли Грин на Оксфорд стрит, Лондон Городской сумасшедший человек, ведущий асоциальный, маргинальный образ жизни, часто страдающий различными психическими отклонениями или имеющий физические недостатки (инвалид). «Городскими сумасшедшими»… … Википедия

      Фольклор детский - область народной культуры, своеобразный инструмент социализации ребёнка. История происхождения и развития Ф.д. не вполне изучена, но мн. исследования показывают его связь с календарной и семейной обрядовой культурой, в которую ребёнок… … Педагогический терминологический словарь

      Городской романс - Это статья о музыке. О фильме «Городской романс» см. Городской романс (фильм) Городской романс (бытовой) разновидность романса, бытовавшая как фольклор в России конца XIX первой половины XX века. Основными отличительными признаками… … Википедия

      фольклор - а; м. [англ. folk lore] 1. Устное народное творчество; литературные произведения, созданные народом. Собиратели фольклора. Казачий ф. Украинский ф. Собрания русского фольклора. Городской, студенческий ф. 2. Разные виды народного творчества,… … Энциклопедический словарь

      фольклор - а; м. (англ. folk lore) см. тж. фольклорный 1) Устное народное творчество; литературные произведения, созданные народом. Собиратели фольклора. Казачий фолькло/р. Украинский фолькло/р. Собрания русского фольклора … Словарь многих выражений

      Блатной фольклор

      Тюремный фольклор - Блатная песня Направление: Песня Истоки: Тюремный фольклор Место и время возникновения: XIX век, Россия Годы расцвета: начало XX века, конец XX века Родственные … Википедия

      Неклюдов, Сергей Юрьевич - Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей … Википедия

    Книги

    • Москва и москвичи. Городской фольклор , Мясников Александр Леонидович. В этом издании живо перекликаются сотни крылатых фраз из московского лексикона и сотни картинок. Все они призваны иллюстрировать многогранную яркую жизнь российской столицы. Прекрасно…