Мы уже успели протестировать возможности встроенного видеоядра Intel HD Graphics 530 на примере процессоров Core i7-6700K и Core i3-6100. Теперь подытожим полученные результаты. А заодно и посмотрим, насколько влияет процессорная часть на производительность в современных играх.
Кратко напомним, что оба процессора представляют 14-нм семейство Intel Skylake. Вот только Core i3-6100 обладает 3 МБ кэш-памяти L3, двумя физическими ядрами и четырьмя потоками с базовой частотой 3,7 ГГц. А Core i7-6700K может похвастать 8 МБ кэша L3, четырьмя физическими ядрами и восьмью потоками. Номинальная частота его работы составляет 4 ГГц, а динамическая может повышаться до 4,2 ГГц.
Что же касается видеоядра HD Graphics 530, то в обоих случаях заявлена поддержка 24 вычислительных модулей, но частотные формулы у них разные: 350 - 1050 МГц для Core i3 и 350 - 1150 МГц для Core i7.
Основной для тестового стенда послужила уникальная в своем роде материнская плата BIOSTAR Hi-Fi H170Z3, которая поддерживает установку DDR3L и DDR4-памяти. В данном случае мы отдали предпочтение 16 ГБ DDR4, как более прогрессивному стандарту. Процессор Core i3-6100 и материнская плата были любезно предоставлены интернет-магазином PCshop , в котором имеется огромный выбор компьютерных комплектующих.
Уже традиционно открывает тестовую сессию симулятор зомби-апокалипсиса Dying Light , который удалось запустить на минимальных настройках качества в HD-разрешении. Скорость отображения варьировалась в диапазоне 30-40 FPS, с преимуществом до 5 кадров в пользу Core i7. Видеоядро работало на пределе возможностей в обоих случаях, а вот процессорная часть - нет. Если Core i3 напрягался на 40-60%, то Core i7 отдавал лишь 20-30% своих ресурсов.
GTA V построена на движке RAGE. Сам факт поддержки им консолей Xbox 360 и PS3 указывает на возможность запуска игры даже на видеоядре HD Graphics 530. Пускай и на минимальных настройках графики при разрешении 1280 х 720. Для плавности геймплея различные сглаживания придется отключить, получив взамен играбельные 30-50 кадров в секунду. Core i7 опять оказывается впереди: в некоторых сценах получаем прибавку до 10 FPS, в других даже больше.
Разработчики Безумного Макса поработали над оптимизацией своего проекта, что позволяет запустить его на встроенной графике с минимально необходимыми для комфортного прохождения 30-40 кадрами/с. При этом опять пришлось выкрутить все настройки качества на минимум, а разрешение понизить до 1280 х 720. Если вы запустите игру на Core i7, то получите до 10 дополнительных кадров в зависимости от сцены, что весьма существенно, если общий уровень балансирует на грани играбельности.
Бенчмарк Tom Clancy Rainbow Six Siege бодро стартует при низких настройках графики и HD-разрешении, выдавая 25-30 кадров в случае с Core i3. Счастливым обладателям Core i7 можно рассчитывать на небольшую прибавку в виде 4-5 кадров вне помещения и 8-10 кадров в доме. Такая прибавка сделает управление более отзывчивым и улучшит точность стрельбы при быстром переключении целей.
Любители раллийных симуляторов не боятся ни грязи на своих автомобилях, ни низких настроек графики в игре DiRT Rally , ни даже HD-разрешения. А все потому, что разработчики из компании Codemasters даже в таком режиме обеспечили приятную картинку с адекватным управлением и минимальным уровнем FPS. Разница в производительности на уровне 2-6 кадров остается за Core i7. При этом игра абсолютно не требовательна к процессорной части даже в случае Core i3, зато графическому ядру отдых только снится.
Для слабых систем Rise of Tomb Rider приготовила небольшой сюрприз: рендеринг изображения может происходить в разрешении HD, а на выходе получаем Full HD-картинку с помощью масштабирования. Что же касается сравнения, то минимальное преимущество на уровне 1-4 кадров остается за Core i7, но при этом процессорная и графическая часть в обоих случая нагружены по максимуму, а общая скорость часто проседает ниже комфортных 25 кадров.
Сразу же обозначим, что World of Warships и другие MMO-проекты нереально засинхронизировать на одной карте с аналогичными действиями противников, поэтому здесь сложнее оценить преимущество того или иного процессора. Тем не менее HD Graphics 530 позволит вам запустить игру со средним пресетом в разрешении HD. В обоих случаях получаем вполне комфортный геймплей с минимальными подергиванием и инертностью управления у Core i3-6100, что сглаживается игровой механикой. Тем не менее разница будет существенной: 2-ядерный процессор способен выдать до 60 кадров в секунду, а топовый 4-ядерный - до 70. Местами разница достигала 20 FPS и ощущалась лучшая отзывчивость корабля на действия капитана.
Бороздить игровые просторы War Thunder можно при Full HD-разрешении, но лишь на низких настройках качества. Тем не менее даже 40 с хвостиком кадров в секунду, получаемых на Core i3, не хватает для комфортного и полностью отзывчивого геймплея. Местами управление было слегка инертным, что не позволяло с должной скоростью отвечать на действия противников. А вот Core i7 не только повысил уровень FPS до 50 кадров, но также минимизировал вялость управления.
Другой популярный танковый симулятор, Armored Warfare , уже традиционно на встроенной графике предлагает выбрать минимально возможные настройки при разрешении 1280 х 768. При этом игра довольно чувствительна к типу используемого процессора: Core i3 смог выдать в среднем 50-60 кадров в секунду, а Core i7 - до 90 кадров и более отзывчивое управление. То есть уже можно подумать, как трансформировать лишний FPS в более приятную картинку.
Несмотря на то, что Overwatch вышел в 2016 году, Blizzard Entertainment постаралась охватить максимальную аудиторию любителей командных онлайн-шутеров. Поэтому запуск игры возможен даже на HD Graphics 530, хотя для этого и пришлось снизить настройки графики на минимум, а разрешение - до 1280 х 720. В результате получаем очень комфортные 80-100 FPS на Core i3. Core i7 добавляет к этому еще несколько кадров, но из-за проблем с синхронизацией это сложно проиллюстрировать. Особое внимание обратите на уровень загрузки процессорной части: в первом случае он достигает 80-90%, а во втором держится при 30-40%. То есть игра требовательная к процессорной части и хорошо оптимизирована под многопоточность.
В Survarium при низких настройках и HD-разрешении нас ждал приятный сюрприз: уровень FPS в случае с Core i3 местами проседал до 18-20 кадров, но управление было весьма отзывчивым и позволяло оперативно реагировать на недружелюбные действия соперников. При переходе на Core i7 скорость отображения поднялась до более комфортных 25-34 кадров. Наверняка свою роль сыграла и увеличенная динамическая частота iGPU, и больший объем кэш-памяти L3. А вот загрузка процессорных ядер была небольшой в обоих случаях.
CS: GO − удалось комфортно запустить при Full HD-разрешении, хотя и на низких настройках графики. Но ведь это игра о скорости реакции и тактическом мышлении, а не о графике. Поэтому даже с Core i3-6100 на одной из самых тяжелых карт вы получите вполне играбельные 50-60 FPS. Если же вы остались без дискретной видеокарты на Core i7-6700K, то можете рассчитывать на дополнительные 15-20 кадров. При этом видеоядро в обоих случаях загружается практически на полную, чего уж никак нельзя сказать о процессорной части, особенно в случае Core i7.
Лига Легенд предлагает симпатичную графику с забавной анимацией, которая особо не требовательна к аппаратной платформе. Поэтому вы без проблем сможете запустить ее даже в Full HD при высоких настройках графики. В случае Core i3-6100 можете рассчитывать на 60-70 кадров в секунду, а Core i7 поднимает планку до 80 кадров. Никаких проблем с управлением в обоих случаях не замечено, поэтому можно играть в свое удовольствие.
Комфортно погрузиться в мир Dota 2 также можно при Full HD-разрешении, но уже на минимальных настройках графики. В таком режиме Core i3 способен выдать до 100 кадров в секунду, загрузив графическое ядро на 80%, а процессорную часть - на 60%. Core i7 уверенно берет планку в 110 - 120 кадров, затрачивая при этом 76% вычислительной мощности видеоядра и менее 30% процессорной части. Если для вас важно получить более красивую картинку, то можно поиграться с настройками, ведь уровень FPS и оставшиеся аппаратные ресурсы этому способствуют.
Обучение и первые самостоятельные шаги в мире World of Warcraft вполне комфортно можно делать лишь в HD-разрешении и при низких настройках графики. В обоих случаях получаем играбельные 50-70 fps с небольшим преимуществом у Core i7. Но более опытные игроки уверяют, что на последующих уровнях нагрузка на графическую подсистему заметно увеличивается, поэтому даже вычислительных ресурсов Core i7-6700K будет недостаточно для комфортного и эффективного прохождения без дискретного ускорителя.
Симулятор выживания The Long Dark на кросс-платформенном движке Unity 5 обладает высокой степенью реализма и собственным шармом в отображении окружающего мира. Если вы решите проходить его на HD Graphics 530, то приготовьтесь выставить HD-разрешение и низкие настройки графики. На выходе вас ожидают минимально комфортные 30-40 кадров, позволяющие сконцентрироваться на игровом процессе. В случае Core i7 можете прибавить 3-5 кадра/с в каждой сцене, но не более, ведь игра всё ж требовательна к возможностям графического ускорителя.
В Star Craft II даже небольшая прибавка к производительности HD Graphics 530 на Core i7-6700K и существенно лучшая процессорная часть довели уровень FPS до 120. Система с Core i3-6100 смогла выдать на 15-20 кадров меньше, но и этого вполне достаточно для начальных стадий игры. А вот когда юнитов и построек становится заметно больше, то дополнительная вычислительная мощность Core i7 обеспечивает более отзывчивое управление и плавный геймплей.
Игра Transmissions Element 120 построена на базе Half-Life 2 . И хотя разработчики улучшили в ней динамическое освещение и обработку сложных физических структур и объектов, запустить ее можно и на встроенной графике тестовых процессоров. Предварительно придется уменьшить настройки на минимум, а разрешение − до 1280 х 720. Система с Core i3-6100 обеспечит вам минимально комфортные 40-50 FPS, а у Core i7-6700K этот показатель достигает 60-70 FPS. То есть разница в общем уровне производительности становится очень заметной.
Итоги
В итоге, если в вашем распоряжении окажется лишь видеоядро HD Graphics 530, то можете рассчитывать на ознакомление со многими актуальными, но не слишком требовательными играми. Да, о средних настройках и разрешении выше HD придется забыть практически полностью, но взамен можно получить играбельный уровень FPS. Конечно, в случае Core i3-6100 он будет ниже, чем для Core i7-6700K - разница в требовательных проектах будет минимальная, а в более простых она достигнет даже 20 кадров/с. И хотя в основном все упирается в производительность iGPU, но и процессорная часть дает вклад. Соответственно эффективность встроенной графики в промежуточных моделях CPU будет где-то между полученными нами результатами, для моделей i3 ближе к 6100, а для i5 и i7 ближе к 6700. В любом случае при покупке новой системы с прицелом на игры сейчас и в будущем есть смысл ориентироваться хотя бы на младшие 4-ядерные процессоры и дискретную видеокарту.
Видео вариант данного обзора можно посмотреть у нас на YouTube канале .
Статья прочитана 13143 раз(а)
Подписаться на наши каналы | |||||
Этот материал будет целиком и полностью посвящен графическому адаптеру, интегрированному на кремниевую пластину центрального процессора - 530. Характеристики его, основные спецификации, список чипов с этим акселератором будут в дальнейшем рассмотрены. Также будет дан перечень задач, с которым такой ускоритель сможет справиться.
Практически все настольные модели процессорных устройств 6-го поколения оснащены Intel HD Graphics 530. Характеристики этого встроенного решения позволяют решать весьма обширный список задач. К их числу можно отнести офисные приложения, воспроизведение различного аудиоконтента, веб-браузинг, графические редакторы и даже игры. Только в последних двух случаях необходимо делать поправку на то, что формат изображения должен быть не более HD. При большем разрешении производительности видеокарты может быть недостаточно, и это будет приводить к притормаживаниям и подвисаниям вычислительной системы в процессе эксплуатации. Всего 11 моделей ЦПУ оснащаются таким акселератором. К их числу принадлежат:
Чипы линейки i5 моделей 6600К, 6600, 6500 и, конечно же, 6400.
Двухъядерные ЦПУ семейства i3 с маркировкой 6320, 6300 и 6100.
Офисные процессоры серии Pentium тоже оснащаются такой видеокартой. Их модели G4500 и G4520.
Все эти вычислительные компоненты принадлежат к 6-му поколению фирменной архитектуры компании “Интел” под кодовым названием Core.
Согласно номенклатуре компании-производителя кодовое обозначение GT2 имеет видеокарта intel hd graphics 530. Характеристики его акцентируют внимание на наличии 24 потоковых процессоров. Исключением в этом плане являются наиболее бюджетные ЦПУ, в которых один блок деактивирован. Все они изготавливаются по технологическим нормам 14нм. Тактовая частота графического процессора может варьироваться в пределах от 350 МГц до 1,15 ГГц. Опять-таки, в некоторых случаях последнее максимальное значение может быть снижено до 1,05 ГГц или даже 950 МГц.
Перечень видеовыходов для подключения монитора зависит от конкретной модели системной платы, но в основном это аналоговый VGA и цифровой HDMI. При необходимости можно приобрести дополнительно переходники на DVI-порт или же DisplayPort-разъем.
Совсем уж нестандартно, как для интегрированного графического решения, реализована видеоподсистема в Intel HD Graphics 530. Характеристики объема памяти указывают на то, что такой чип может адресовать 2 Гб памяти. Отдельно выделенного ОЗУ для нужд графического ускорителя в этом случае не предусмотрено. Для этих целей резервируется системная память. Ее количество задается в БИОСе. Кроме самого ускорителя и процессорной части, на одной кремниевой подложке в этом случае находится и чипсета, который дополнен 2-канальным контроллером ОЗУ. Именно с его помощью и реализован обмен информацией между видеобуфером и встроенным акселератором.
Разрядность шины видеобуфера может быть 64 бита при размере до 1 Гб и 128 бит при объеме от 1 Гб до 2 Гб. Дополнительно необходимо отметить то, что встроенное видео может хранить обрабатываемую информацию в третьем уровне кеша. Эта архитектурная особенность позволяет повысить быстродействие рассматриваемого кремниевого решения.
На достаточный уровень игровой производительности позволяют рассчитывать параметры Intel HD Graphics 530. Характеристики его способствуют запуску некоторых игр, пусть и с низким качеством, но в Full HD-разрешении. В GTA 5 в HD-формате можно получить 30-50 fps. При этом с низким качеством и наименьшей детализацией изображения. Но это уже минимально допустимое качество игры. При этом каких-либо “притормаживаний” уж точно возникать не будет.
Схожие результаты выдает “Безумный Макс”. Все то же разрешение 1280х768 и минимальные параметры картинки при 30-40 fps. Значительно лучше получаются результаты в Armored Warfare, который уже при идентичных настройках позволяет получить 50-60 fps. Еще выше результаты в Overwatch. Тут уже можно рассчитывать на 90-100 fps и на вполне комфортную игровую обстановку. Отдельно необходимо отметить игру “Лига легенд”. Ее можно запустить в Full HD-формате и с высоким качеством изображения. При этом fps составит 60-70. То есть в нее можно вполне комфортно играть.
Как достаточно дорогие, так и весьма доступные процессорные устройства оснащаются Intel HD Graphics 530. Характеристики, фото и основные технические параметры этого адаптера это подтверждают. Он универсальный. Наиболее дорогим чипом, оснащенным таким ускорителем является i7-6700K. Это флагманский ЦПУ в рамках платформы LGA1151, который может обрабатывать код в 8 потоков, функционирует на максимально высоких частотах и имеет большой размер кеша. Также у него разблокирован мультипликатор, и его не составляет особого труда разогнать.
Его рекомендованная стоимость на текущий момент составляет 339-350 долларов. Младшая модель, в состав которой включен рассматриваемый графический ускоритель - это G4500 линейки Pentium. В этом случае программный код обрабатывается на всего лишь двух ядрах, количество кеша сильно уменьшено, тактовая частота его составляет 3,5 ГГц, и у него зафиксирован множитель (этот ЦПУ невозможно разогнать). Его рекомендованная стоимость - 75-82 доллара.
Тепловой пакет от 51 до 91 Вт имеют процессорные устройства, которые оснащены Intel R HD Graphics 530. Характеристики же этих чипов не позволяют напрямую определить уровень потребляемой энергии встроенной графикой. А вот наибольшее значение температуры для данного ускорителя ограничено 64 ° С.
Bioshock Infinite при 1920x1080 (DirectX 11)
BioShock Infinite не особенно требовательна к графической системе (мы уже давно убрали ее из нашего тестового набора). Тем не менее, даже с низкими настройками качества производительность ограничивается встроенным GPU, а не CPU.
Мы разочарованы тем, что Intel здесь делает большой шаг назад. После потрясающих показателей частоты кадров процессоров Broadwell C-серии с тепловым пакетом 65 Вт, процессоры Skylake мощностью 95 Вт для энтузиастов, оснащаемые графическим процессором HD Graphics 530 класса GT2, показали более слабые результаты.
Bioshock Infinite при 1920x1080 (DirectX 11): низкая детализация, без MSAA, FPS (больше – лучше)
Но, несмотря на более слабое графическое ядро, новые чипы Intel лишь немного уступают APU от AMD, частично благодаря гораздо более быстрым ядрам x86. Однако у AMD есть преимущество в цене. Можно с уверенностью сказать, что сильные стороны Core i7-6700K и Core i5-6600K точно не заключаются в обработке трехмерной графики.
Half Life 2: Lost Coast при 1920x1080 (DirectX 9)
Возможно Half-Life 2 и старая игра, но она является достаточно сложной задачей для большинства интегрированных графических систем. Чтобы сместить нагрузку с CPU мы используем сглаживание 2x MSAA.
По сравнению с ядром HD Graphics 4600 в процессоре Core i7-4790K
наблюдается заметный прогресс. Новые процессоры также сужают разрыв в производительности с Iris Pro 6200, который наблюдался в тесте Bioshock Infinite.
Half-Life 2: Lost Coast при 1920x1080 (DirectX 9): максимальные настройки детализации, 2x MSAA, FPS (больше – лучше)
Grand Theft Auto V - добро пожаловать на начальный уровень
В этом тесте мы сравниваем бюджетные системы со старыми видеокартами или картами начального уровня, современные AMD APU и новые процессоры Intel Skylake с интегрированной графикой.
Графическое ядро Iris Pro 6200 в процессорах Broadwell заметно вырывается вперед, чего не скажешь о двух чипах Skylake. Причина того, что APU от AMD остаются позади, кроется в более слабых ядрах x86, для которых GTA V является слишком сложной задачей. Также присутствуют узкие места в интегрированной графике.
Grand Theft Auto V при 1280x720: минимальная детализация, среднее значение из 5 повторяемых тестовых сцен. Бюджетная система: Athlon X4 860 + VGA карты начального уровня и AMD APU против Core i7-6700 и Core i5-6600 с интегрированным графическим процессором
Решение отойти на шаг назад в отношении встроенной графики по сравнению с Broadwell оставило заметный след на результатах новых процессоров. Тем не менее, большинство энтузиастов, купивших разблокированный для разгона процессор, будут использовать встроенный графический процессор разве что из-за функции Quick Sync. А для остальных задач купят более мощную дискретную видеокарту.
Конечно, приятно видеть достаточно высокие показатели Core i7-5770C без дискретной графики, однако большинство наших читателей правильно подметили, что выделение большого числа транзисторов под интегрированную графику в игровой машине – это пустая трата ресурсов.
AutoCAD 2015 2D And 3D Performance
В тестах CPU мы уже описали, почему и как используем AutoCAD. Достаточно сказать, что процессор оказывает существенную помощь при ускорении 2D-графики, так как ее обработка не выполняется на GPU со времен Microsoft Windows Vista. Ни драйвер, ни унифицированная шейдерная архитектура не имеют соответствующих функций.
В данном случае результат больше зависит от хост-процессора, чем от видеокарты. Чем больше потоков обработки – тем выше позиция процессора на диаграмме.
AutoCAD 2015 – производительность в 2D: Cadalyst 2015, баллы (больше – лучше)
AutoCAD 2015 – производительность в 3D: Cadalyst 2015, баллы (больше – лучше)
Картина меняется при переходе к 3D-задачам. Вперед выходит архитектура Intel Broadwell благодаря более мощной графической подсистеме. Тем не менее, Skylake держится на удивление хорошо, учитывая более слабую графическую конфигурацию GT2. Из-за менее эффективных ядер центрального процессора APU от AMD здесь не могут конкурировать на равных.
Maya 2013 (OpenGL)
Программный пакет SPECviewperf использует API OpenGL исключительно в компоненте Maya, в котором обрабатывается модель, состоящая из 727 500 вершин. Мы использовали следующие режимы рендеринга: тени, ограничение пространства, сглаживание с мульти-выборкой и прозрачность.
Результаты этого теста ограничиваются графической системой, поскольку нагрузка на процессор не очень высока. Core i7-5770C с Iris Pro 6200 работает на 36 процентов быстрее, чем AMD Radeon R7 на A10-7560K. Однако анализируя разницу в производительности, стоит учитывать разницу в цене этих чипов. Хотя, в любом случае, графика HD Graphics 530 оказалась еще медленнее. Если вы ищете процессор Intel для офисных приложений и дизайнерских задач без установки дискретной графики, то лучше использовать настольный процессор Broadwell или другие варианты.
Maya – OpenGL: SPECviewerf12 1920x1080, частота кадров (больше – лучше)
Showcase 2013 (DirectX)
Следующий тест базируется на DirectX. Бенчмарк Showcase 2013 использует восемь миллионов вершин и, среди прочего, затенение, проецируемые тени и самозатенение.
Судя по результатам не сложно сделать вывод, что интегрированная графика в таких задачах не блещет. Два процессора Skylake оказались хуже процессоров Broadwell. Однако эти цифры носят чисто теоретический характер, поскольку они даже близко не дотягивают до приемлемого уровня для нормальной работы.
Showcase 2013 - DirectX: SPECviewerf12 1920x1080, частота кадров (больше – лучше)
Cinebench R15 (OpenGL)
Интегрированный графический тест Cinebench R15 на базе OpenGL уделяет больше внимания CPU, что хорошо заметно, если посмотреть на различия в результатах с видеокартой GeForce GTX 980. Но если использовать только графический процессор, он становится узким местом.
Результаты Skylake снова находятся между показателями процессоров на архитектуре Broadwell и APU от AMD.
Cinebench R15 – OpenGL: стандартный бенчмарк, частота кадров (больше – лучше)
|
|||
|
«Зачем нужна эта встройка? Дайте больше ядер, мегагерц и кэша! » - вопрошает и восклицает среднестатистический компьютерный пользователь. Действительно, когда в компьютере используется дискретная видеокарта, то необходимость в интегрированной графике отпадает. Признаюсь, я слукавил относительно того, что сегодня центральный процессор без встроенного видео тяжелее найти, чем с оным. Такие платформы есть - это LGA2011-v3 для чипов Intel и AM3+ для «камней» AMD. В обоих случаях речь идет о топовых решениях, а за них надо платить. Мейнстрим-платформы, такие как Intel LGA1151/1150 и AMD FM2+, поголовно оснащаются процессорами с интегрированной графикой. Да, в ноутбуках «встройка» незаменима. Хотя бы потому, что в режиме 2D мобильные компьютеры дольше работают от аккумулятора. В десктопах толк от интегрированного видео есть в офисных сборках и так называемых HTPC. Во-первых, мы экономим на комплектующих. Во-вторых, мы опять экономим на энергопотреблении. Тем не менее в последнее время AMD и Intel всерьез говорят о том, что их встроенная графика - всем графикам графика! Годится в том числе и для гейминга. Это мы и проверим.
Играем в современные игры на встроенной в процессор графике
Впервые встроенная в процессор графика (iGPU) появилась в решениях Intel Clarkdale (архитектура Core первого поколения) в 2010 году. Именно интегрированная в процессор. Важная поправка, так как само понятие «встроенное видео» образовалось гораздо раньше. У Intel - в далеком 1999 году с выходом 810-го чипсета для Pentium II/III. В Clarkdale интегрированное видео HD Graphics реализовали в виде отдельной микросхемы, размещенной под теплораспределительной крышкой процессора. Графика производилась по старому на тот момент времени 45-нанометровому техпроцессу, основная вычислительная часть - по 32-нанометровым нормам. Первыми решениями Intel, в которых блок HD Graphics «поселился» вместе с остальными компонентами на одном кристалле, стали процессоры Sandy Bridge.
Intel Clarkdale - первый процессор со встроенной графикой
С тех пор встроенная в «камень» графика для мейнстрим-платформ LGA115* стала стандартом де-факто. Поколения Ivy Bridge, Haswell, Broadwell, Skylake - все обзавелись интегрированным видео.
Встроенная в процессор графика появилась 6 лет назад
В отличие от вычислительной части, «встройка» в решениях Intel заметно прогрессирует. HD Graphics 3000 в настольных процессорах Sandy Bridge K-серии насчитывает 12 исполнительных устройств. У HD Graphics 4000 в Ivy Bridge - 16; у HD Graphics 4600 в Haswell - 20, у HD Graphics 530 в Skylake - 25. Постоянно растут частоты как самого GPU, так и оперативной памяти. В итоге производительность встроенного видео за четыре года увеличилась в 3-4 раза! А ведь есть еще гораздо более мощная серия «встроек» Iris Pro, которые используются в определенных процессорах Intel. 300% процентов за четыре поколения - это вам не 5% в год .
Производительность встроенной графики Intel
Встроенная в процессор графика - это тот сегмент, в котором Intel приходится поспевать за AMD. В большинстве случаев решения «красных» оказываются быстрее. Ничего удивительно в этом нет, ведь AMD разрабатывает мощные игровые видеокарты. Вот и во встроенной графике настольных процессоров используется та же архитектура и те же наработки: GCN (Graphics Core Next) и 28 нанометров.
Гибридные чипы AMD дебютировали в 2011 году. Семейство кристаллов Llano стало первым, в котором встроенная графика была совмещена с вычислительной частью на одном кристалле. Маркетологи AMD смекнули, что тягаться с Intel на ее условиях не получится, поэтому ввели термин APU (Accelerated Processing Unit, процессор с видеоускорителем), хотя идея вынашивалась «красными» еще с 2006 года. После Llano вышли еще три поколения «гибридников»: Trinity, Richland и Kaveri (Godavari). Как я уже говорил, в современных чипах встроенное видео архитектурно ничем не отличается от графики, используемой в дискретных 3D-ускорителях Radeon. В итоге в чипах 2015-2016 годов половина транзисторного бюджета расходуется именно на iGPU.
Современная встроенная графика занимает половину полезной площади центрального процессора
Самое интересное в том, что развитие APU повлияло на будущее… игровых приставок. Вот и в PlayStation 4 с Xbox One используется чип AMD Jaguar - восьмиядерный, с графикой на архитектуре GCN. Ниже приведена таблица с характеристиками. Radeon R7 - это самое мощное интегрированное видео, какое есть у «красных» на сегодняшний день. Блок используется в гибридных процессорах AMD A10. Radeon R7 360 - это дискретная видеокарта начального уровня, которую, согласно моим рекомендациям , можно считать в 2016 году условно игровой. Как видите, современная «встройка» в плане характеристик несильно уступает Low-end-адаптеру. Нельзя сказать, что и графика игровых приставок обладает выдающимися характеристиками.
Само по себе появление процессоров со встроенной графикой во многих случаях ставит крест на необходимости покупать дискретный адаптер начального уровня. Однако уже сегодня интегрированное видео AMD и Intel посягает на святое - игровой сегмент. Например, в природе существует четырехъядерный процессор Core i7-6770HQ (2,6/3,5 ГГц) на архитектуре Skylake. В нем задействованы встроенная графика Iris Pro 580 и 128 Мбайт памяти eDRAM в роли кэша четвертого уровня. Интегрированное видео насчитывает сразу 72 исполнительных блока, работающих на частоте 950 МГц. Это мощнее графики Iris Pro 6200, в которой используется 48 исполнительных устройств. В итоге Iris Pro 580 оказывается быстрее таких дискретных видеокарт, как Radeon R7 360 и GeForce GTX 750, а также в ряде случаев навязывает конкуренцию GeForce GTX 750 Ti и Radeon R7 370. То ли еще будет, когда AMD переведет свои APU на 16-нанометровый техпроцесс, а оба производителя со временем начнут использовать вместе со встроенной графикой память HBM/HMC .
Intel Skull Canyon - компактный компьютер с самой мощной встроенной графикой
Для испытания современной встроенной графики я взял четыре процессора: по два от AMD и Intel. Все чипы оснащены разными iGPU. Так, у гибридников AMD A8 (плюс A10-7700K) видео Radeon R7 идет с 384 унифицированными процессорами. У старшей серии - A10 - на 128 блоков больше. Выше у флагмана и частота. Есть еще серия A6 - в ней с графическим потенциалом совсем все грустно, так как используется «встройка» Radeon R5 с 256 унифицированными процессорами. Рассматривать ее для игр в Full HD я не стал.
Самой мощной встроенной графикой обладают процессоры AMD A10 и Intel Broadwell
Что касается продукции Intel, то в самых ходовых чипах Skylake Core i3/i5/i7 для платформы LGA1151 используется модуль HD Graphics 530. Как я уже говорил, он содержит 25 исполнительных устройств: на 5 больше, чем у HD Graphics 4600 (Haswell), но на 23 меньше, чем у Iris Pro 6200 (Broadwell). В тесте использовался младший четырехъядерник - Core i5-6400.
AMD A8-7670K | AMD A10-7890K | Intel Core i5-6400 (обзор) | Intel Core i5-5675C (обзор) | |
Техпроцесс | 28 нм | 28 нм | 14 нм | 14 нм |
Поколение | Kaveri (Godavari) | Kaveri (Godavari) | Skylake | Broadwell |
Платформа | FM2+ | FM2+ | LGA1151 | LGA1150 |
Количество ядер/потоков | 4/4 | 4/4 | 4/4 | 4/4 |
Тактовая частота | 3,6 (3,9) ГГц | 4,1 (4,3) ГГц | 2,7 (3,3) ГГц | 3,1 (3,6) ГГц |
Кэш третьего уровня | Нет | Нет | 6 Мбайт | 4 Мбайт |
Встроенная графика | Radeon R7, 757 МГц | Radeon R7, 866 МГц | HD Graphics 530, 950 МГц | Iris Pro 6200, 1100 МГц |
Контроллер памяти | DDR3-2133, двухканальный | DDR3-2133, двухканальный | DDR4-2133, DDR3L-1333/1600 двухканальный | DDR3-1600, двухканальный |
Уровень TDP | 95 Вт | 95 Вт | 65 Вт | 65 Вт |
Цена | 7000 руб. | 11 500 руб. | 13 000 руб. | 20 000 руб. |
Купить |
Ниже расписаны конфигурации всех тестовых стендов. Когда речь заходит о производительности встроенного видео, то необходимо уделить должное внимание выбору оперативной памяти, так как от нее тоже зависит, сколько FPS покажет интегрированная графика в итоге. В моем случае использовались киты DDR3/DDR4, функционирующие на эффективной частоте 2400 МГц.
Тестовые стенды | |||
№1: | №2: | №3: | №4: |
Процессоры: AMD A8-7670K, AMD A10-7890K; | Процессор: Intel Core i5-6400; | Процессор: Intel Core i5-5675C; | Процессор: AMD FX-4300; |
Материнская плата: ASUS 970 PRO GAMING/AURA; | |||
Оперативная память: DDR3-2400 (11-13-13-35), 2x 8 Гбайт. | Видеокарта: NVIDIA GeForce GTX 750 Ti; | ||
Оперативная память: DDR3-1866 (11-13-13-35), 2x 8 Гбайт. | |||
Материнская плата: ASUS CROSSBLADE Ranger; | Материнская плата: ASUS Z170 PRO GAMING; | Материнская плата: ASRock Z97 Fatal1ty Performance; | |
Оперативная память: DDR3-2400 (11-13-13-35), 2x 8 Гбайт. | Оперативная память: DDR4-2400 (14-14-14-36), 2x 8 Гбайт. | Оперативная память: DDR3-2400 (11-13-13-35), 2x 8 Гбайт. | |
Материнская плата: ASUS CROSSBLADE Ranger; | Материнская плата: ASUS Z170 PRO GAMING; | ||
Оперативная память: DDR3-2400 (11-13-13-35), 2x 8 Гбайт. | Оперативная память: DDR4-2400 (14-14-14-36), 2x 8 Гбайт. | ||
Материнская плата: ASUS CROSSBLADE Ranger; | |||
Оперативная память: DDR3-2400 (11-13-13-35), 2x 8 Гбайт. | |||
Операционная система: Windows 10 Pro x64; | |||
Периферия: монитор LG 31MU97; | |||
Драйвер AMD: 16.4.1 Hotfix; | |||
Драйвер Intel: 15.40.64.4404; | |||
Драйвер NVIDIA: 364.72. |
Поддержка оперативной памяти для процессоров AMD Kaveri
Такие комплекты выбраны неспроста. Согласно официальным данным, встроенный контроллер памяти процессоров Kaveri работает с памятью DDR3-2133, однако материнские платы на чипсете A88X (за счет дополнительного делителя) поддерживают и DDR3-2400. Чипы Intel вкупе с флагманской логикой Z170/Z97 Express взаимодействуют и с более скоростной памятью, пресетов в BIOS заметно больше. Что касается тестового стенда, то для платформы LGA1151 использовался двухканальный кит Kingston Savage HX428C14SB2K2/16, который без каких-либо проблем работает в разгоне до 3000 МГц. В других системах задействовалась память ADATA AX3U2400W8G11-DGV.
Выбор оперативной памяти
Небольшой эксперимент. В случае с процессорами Core i3/i5/i7 для платформы LGA1151 применение более быстрой памяти для ускорения графики не всегда рационально. Например, для Core i5-6400 (HD Graphics 530) смена комплекта DDR4-2400 МГц на DDR4-3000 в Bioshock Infinite дала всего 1,3 FPS. То есть при заданных мною настройках качества графики производительность «уперлась» именно в графическую подсистему.
Зависимость производительности встроенной графики процессора Intel от частоты оперативной памяти
При использовании гибридных процессоров AMD ситуация выглядит лучше. Увеличение скорости работы ОЗУ дает более внушительный прирост FPS, в дельте частот 1866-2400 МГц мы имеем дело с прибавкой в 2-4 кадра в секунду. Думаю, использование во всех тестовых стендах оперативной памяти с эффективной частотой 2400 МГц - это рациональное решение. И более приближенное к реальности.
Зависимость производительности встроенной графики процессора AMD от частоты оперативной памяти
Судить о быстродействии интегрированной графики будем по результатам тринадцати игровых приложений. Я их условно разделил на четыре категории. В первую входят популярные, но нетребовательные ПК-хиты. В них играют миллионы. Поэтому такие игры («танки», Word of Warcraft, League of Legends, Minecraft - сюда же) не имеют права быть требовательными. Мы вправе ожидать комфортного уровня FPS при высоких настройках качества графики в разрешении Full HD. Остальные категории были просто разделены на три временных отрезка: игры 2013/14, 2015 и 2016 годов.
Производительность встроенной графики зависит от частоты оперативной памяти
Качество графики подбиралось индивидуально для каждой программы. Для нетребовательных игр - это преимущественно высокие настройки. Для остальных приложений (за исключением Bioshock Infinite, Battlefield 4 и DiRT Rally) - низкое качество графики. Все же тестировать будем встроенную графику в разрешении Full HD. Скриншоты с описанием всех настроек качества графики расположены в одноименной. Будем считать играбельным показатель в 25 кадр/с.
Нетребовательные игры | Игры 2013/14 годов | Игры 2015 года | Игры 2016 года |
Dota 2 - высокое; | Bioshock Infinite - среднее; | Fallout 4 - низкое; | Rise of the Tomb Raider - низкое; |
Diablo III - высокое; | Battlefield 4 -среднее; | GTA V - стандартное; | Need for Speed - низкое; |
StarCraft II - высоко. | Far Cry 4 - низкое. | XCOM 2 - низкое. | |
DiRT Rally - высокое. | |||
Diablo III - высокое; | Battlefield 4 -среднее; | GTA V - стандартное; | |
StarCraft II - высоко. | Far Cry 4 - низкое. | «Ведьмак 3: Дикая Охота» - низкое; | |
DiRT Rally - высокое. | |||
Diablo III - высокое; | Battlefield 4 -среднее; | ||
StarCraft II - высоко. | Far Cry 4 - низкое. | ||
Diablo III - высокое; | |||
StarCraft II - высоко. |
Основная цель тестирования - изучить производительность встроенной графики процессоров в разрешении Full HD, но для начала разомнемся на более низком HD. Вполне комфортно в таких условиях чувствовали себя iGPU Radeon R7 (как для A8, так и A10) и Iris Pro 6200. А вот HD Graphics 530 со своими 25 исполнительными устройствами в ряде случаев выдавала совершенно неиграбельную картинку. Конкретно: в пяти играх из тринадцати, так как в Rise of the Tomb Raider, Far Cry 4, «Ведьмак 3: Дикая Охота», Need for Speed и XCOM 2 снижать качество графики уже некуда. Очевидно, что в Full HD интегрированное видео чипа Skylake ожидает полный провал.
HD Graphics 530 сливает уже в разрешении 720p
Графика Radeon R7, используемая в A8-7670K, не справилась с тремя играми, Iris Pro 6200 - с двумя, а встройка A10-7890K - с одной.
Результаты тестирования в разрешении 1280x720 точек
Интересно, что есть игры, в которых интегрированное видео Core i5-5675C серьезно обходит Radeon R7. Например, в Diablo III, StarCraft II, Battlefield 4 и GTA V. В низком разрешении сказывается не только наличие 48 исполнительных устройств, но и процессорозависимость. А также наличие кэша четвертого уровня. В то же время A10-7890K обошел своего оппонента в более требовательных Rise of the Tomb Raider, Far Cry 4, «Ведьмак 3» и DiRT Rally. Архитектура GCN хорошо проявляет себя в современных (и не очень) хитах.
ВведениеЕщё несколько лет тому назад словосочетание «интегрированная графика Intel» указывало на ужасное по скорости и качеству графическое решение, добровольно пользоваться которым совершенно не хотелось. Первый набор системной логики Intel со встроенным видеоядром Intel 810 имел крайне низкую производительность, причём не только в 3D-режимах, но и даже при повседневной работе в операционной системе в 2D. С тех пор прошло много времени, но до выхода процессоров поколения Sandy Bridge разработчики Intel занимались, фактически, лишь совершенствованием 2D-части своей интегрированной графики. Трёхмерные же возможности долгое время оставались на откровенно зачаточном уровне.
Sandy Bridge стал революционном процессором во многих аспектах, в том числе и в том, что именно с него Intel задумалась об активном развитии в своих графических ядрах и 3D-части. И начиная с 2011 года, с каждым новым поколением процессоров производительность трёхмерной интегрированной графики стала расти очень заметными темпами. Стоит напомнить, что в 2011 году случилось и ещё одно знаковое для встроенных графических ядер событие – выход гибридных процессоров Llano, которыми компания AMD застолбила место лидера в интегрированной графике. Однако несмотря на то, что AMD не сидит сложа руки и активно продолжает развивать свои видеоядра, наращивая их мощность и внедряя в них всё новые и новые графические архитектуры, Intel смогла сократить отрыв от конкурента. Более того, к настоящему моменту AMD уже не может считаться лидером в производительности встраиваемых в процессоры графических ядер, но в сегменте массовых недорогих решений её позиции продолжают оставаться очень неплохими.
Тем не менее, не так давно представители Intel позволили себе сделать достаточно смелое заявление о том, что современные графические ядра, применяемые в процессорах Broadwell и Skylake и относящиеся к классам Iris и Iris Pro предлагают вполне достаточную для массовых игровых систем производительность. Конечно, здесь имеется в первую очередь способность интеловской интегрированной графики нормально работать в казуальных и несложных в графическом плане сетевых играх. Однако на самом деле путь, который проделали процессорные видеоядра Intel, действительно завораживает. За последние пять лет их производительность выросла ни много ни мало в 30 раз. Это позволяет Intel утверждать, что её процессоры с флагманскими вариантами встроенных графических ускорителей имеют производительность выше, чем примерно 80 процентов дискретных видеокарт, имеющихся в текущих компьютерах пользователей.
Впрочем, на самом деле такие слова представителей Intel скорее всего действительность несколько приукрашают. Например, если пробежаться по статистике используемых геймерами видеокарт в сервисе Steam, то окажется, что доля видеокарт среднего и верхнего уровня AMD и NVIDIA, которые наверняка производительнее, чем самый современный вариант Intel Iris Pro, составляет по меньшей мере 31 процент. Но всё равно Intel наверняка недалека от истины, ведь сервис Steam не учитывает огромную армию игроков, предпочитающих шутерам AAA-класса «Весёлую ферму». Как бы то ни было, современные интеловские графические ядра действительно способны предложить весьма впечатляющую теоретическую производительность. В приведённой ниже таблице мы приводим теоретическую мощность распространённых графических решений в сравнении с графикой процессоров Skylake в старших версиях GT4 и GT3. Из этих данных следует, что старший вариант самого современного графического ядра по своей мощности способен составить конкуренцию Radeon R7 250X и GeForce GTX 750, что выглядит действительно грандиозно.
HD Graphics 510 – GT1: 12 исполнительных устройств, производительность до 182.4 ГФлопс на частоте 950 МГц;
HD Graphics 515 – GT2: 24 исполнительных устройства, производительность до 384 ГФлопс на частоте 1 ГГц;
HD Graphics 520 – GT2: 24 исполнительных устройства, производительность до 403,2 ГФлопс на частоте 1,05 ГГц;
HD Graphics 530 – GT2: 24 исполнительных устройства, производительность до 441,6 ГФлопс на частоте 1,15 ГГц;
Iris Graphics 540 – GT3e: 48 исполнительных устройств, 64 Мбайт eDRAM, производительность до 806,4 ГФлопс на частоте 1,05 ГГц;
Iris Graphics 550 – GT3e: 48 исполнительных устройств, 64 Мбайт eDRAM, производительность до 844,8 ГФлопс на частоте 1,1 ГГц;
Iris Pro Graphics 580 – GT4e: 72 исполнительных устройства, 128 Мбайт eDRAM, производительность до 1152 ГФлопс на частоте 1 ГГц.
Процессоры:
Intel Core i3-6320 (Skylake, 2 ядра + HT, 3,9 ГГц, 4 Мбайт L3, HD Graphics 530);
Intel Core i3-6100 (Skylake, 2 ядра + HT, 3,7 ГГц, 3 Мбайт L3, HD Graphics 530);
Intel Core i5-5675C (Broadwell, 4 ядра, 3,1-3,6 ГГц, 4 Мбайт L3, 128 Мбайт eDRAM, Iris Pro Graphics 6200);
Intel Core i3-4370 (Haswell, 2 ядра + HT, 3,8 ГГц, 4 Мбайт L3, HD Graphics 4600);
Intel Core i3-4170 (Haswell, 2 ядра + HT, 3,7 ГГц, 3 Мбайт L3, HD Graphics 4400);
AMD A10-7870K (Kaveri, 4 ядра, 3,9-4,1 ГГц, 2 × 2 Мбайт L2, Radeon R7 Series);
AMD A8-7670K (Kaveri, 4 ядра, 3,6-3,9 ГГц, 2 × 2 Мбайт L2, Radeon R7 Series).
Процессорный кулер: Noctua NH-U14S.
Материнские платы:
ASUS Maximus VIII Ranger (LGA1151, Intel Z170);
ASUS Z97-Pro (LGA1150, Intel Z97);
ASUS A88X-Pro (Socket FM2+, AMD A88X);
Память:
2 × 8 Гбайт DDR3-1866 SDRAM, 9-11-11-31 (G.Skill F3-1866C9D-16GTX);
2 × 8 Гбайт DDR4-2133 SDRAM, 15-15-15-35 (Corsair Vengeance LPX CMK16GX4M2A2133C15R).
Видеокарта: Palit GT740 OC 1024MB GDDR5 (NVIDIA GeForce GT 740, 1 Гбайт/128-бит GDDR5, 1058/5000 МГц).
Дисковая подсистема: Kingston HyperX Savage 480 GB (SHSS37A/480G).
Блок питания: Corsair RM850i (80 Plus Gold, 850 Вт).
AMD Chipset Drivers Crimson Edition 15.12;
AMD Radeon Software Crimson Edition 15.12;
Intel Chipset Driver 10.1.1.8;
Intel Graphics Driver 15.40.14.4352;
Intel Management Engine Interface Driver 11.0.0.1157;
NVIDIA GeForce 361.75 Driver.