Так уж получилось, что на отечественном рынке видеоускорителей после 150$ и аж до 250+ у.е. наступает глубочайший провал. Другими словами в диапазоне 1300-2000 грн покупать просто НЕЧЕГО, не считая конечно старья вроде 260GTX, которая хоть и хороша – но абсолютно морально устарела и стоит непомерно дорого. И виной тому не только славное государство Украина… Но ситуация стремительно меняется!
Комплектующие для тестирования были такие:
На сайте уже есть ряд статей о том, как отчаянно суетится Nvidia заполняя пробелы в средних и дешевых предложениях и полки магазинов, ведь с стане AMD Radeon тоже не спят и со дня на день выпустят Radeon 6870 и его обрезки .
Так вот – на рынок вышла несколько урезанная версия GTX460 , обладающая 192-х битной шиной памяти и ее объем соответственно уменьшен до 768Мб. Но все дело в том, что архитектура (число шейдерных блоков, CUDA ядер в первую очередь) практически не пострадало даже по сравнению со старшими представителями семейства. А некоторое урезание шины можно простить в силу того, что установлена память стандарта DDR5 и итоговая пропускная способность практически не пострадала. И конкурентом этой видеокарте позиционируется Radeon 5770 . Сравним эти две карты:
Видеокарты | GeForce 8800 GTX |
GeForce 9800 GTX |
GeForce GTX 260 |
GTX 460 768Мб |
Radeon
HD 4850 |
Radeon
HD 5770 |
Графический процессор | G80 | G92b | GT200b | GF104 | RV770 | RV840 Juniper |
Техпроцесс, нм | 90 | 55 | 55 | 40 | 55 | 40 |
Число транзисторов, млн. шт | 681 | 754 | 1400 | 1950 | 956 | 1040 |
Универсальные процессоры, шт | 128 | 128 | 216 | 336 | 800 | 800 |
Текстурные блоки, шт | 32 | 64 | 72 | 56 | 40 | 40 |
ROP, шт | 24 | 16 | 28 | 24 | 16 | 16 |
Тактовая частота GPU, МГц | 576 | 675 | 575 | 675 | 625 | 850 |
Тактовая частота шейдерного домена, МГц | 1350 | 1688 | 1240 | 1350 | 625 | 850 |
Шина памяти, бит | 384 | 256 | 448 | 192 | 256 | 128 |
Тип памяти | GDDR3 | GDDR3 | GDDR3 | GDDR 5 | GDDR3 | GDDR 5 |
Объём памяти, Мбайт | 768 | 512 | 896 | 768 | 512 | 1024 |
Тактовая частота памяти, МГц | 1800 | 2200 | 2000 | 3600 | 2000 | 4800 |
Дата выхода | 2006 | 2008 | 2008 | 2010 | 2008 | 2009 |
Стоимость на сентябрь 2010, грн. | *~600 | *~700 | *~1100 | 1500 | *~650 | 1350 |
*такие видеокарты сняты с производства, но на барахолках их можно приобрести приблизительно по указанной цене.
Сразу обращу внимание на GTX260. Хоть эта видеокарта и является достаточно мощной, хоть она и имеет 448-ми битную шину, лично я бы не стал ее брать по ряду причин:
— огромные габариты
— большое энергопотребление
— отсутствие поддержки DX11
— недостаточная шейдерная мощность (только 216 шейдеров)
— завышенная цена (новые экземпляры умудряются предлагать и по 1800 грн!)
При этом герой сегодняшнего обзора имеет аж 336 шейдеров, что более чем в 1.5 раза больше. Подкачала только шина в 192 бита, но наличие высокочастотной DDR5 хорошо компенсирует этот недостаток, а у конкурента Radeon 5770 она и вовсе 128 бит.
Но самая главная характеристика кроме производительности – это цена. И мы видим, что «по деньгам» c Radeon 5770 конкурирует только GTX460 768Мб . Вот давайте и сравним эти две видеокарты лоб в лоб и узнаем как ведет себя Radeon 5770 1024Мб против GTX460 768Мб в играх..
Посмотрим на результаты тестирования в трех современных играх.
Как видим GTX460 успешно громит как старую гвардию из своего же лагеря, так и конкурентов от AMD. В частности Radeon 5770 . Игра активно использует DirectX 11 тесселяцию , в которой карты Nvidia очень сильны. Поэтому в данной игре нужна не большая шина памяти, а в первую очередь высокая вычислительная (геометрическая в т.ч.) мощность чипа. 336 шейдеров у GTX 460 делают свое дело.
Ситуация повторяется и в MAFIA 2. Новая карта от Nvidia по-прежнему выгодно отличается от Radeon 5770 и всех остальных конкурентов.
METRO 2033, пожалуй, самая сложная для видеокарт игра современности. Даже комментировать что то смысла нет – ситуация повторилась. И более того, со временем отставание остальных видеокарт еще более усугубится в новых играх. Поэтому видеокарта Nvidia
GTX 460 768Мб однозначно самая лучшая в своем ценовом диапазоне и то, что ее памяти на 256Мб меньше, чем у гиговых конкурентов – ничуть ей не помеха. Мало того – появилась масса вариантов GTX 460 (что свидетельствует о популярности карты), среди которых лично я за требуемые деньги выделяю GeForce GTX 460 SE 1024Мб – это настоящих хит , дешевый и лишенный проблем с узкой шиной и недостатком видеопамяти.
Что НЕ порадовало в GTX 460.. Не порадовала система охлаждения у версии с 768Мб видеопамяти. Несмотря на вентилятор и отверстие для выдува за пределы корпуса из-за отсутствия нормального кожуха воздух выдувался невесть куда. При больших нагрузках карта бывало и подвисала через 20-30 мин. А вот у версии 1024Мб оказалось все в порядке. У Nvidia вообще сейчас проблемы и скандалы с охлаждением своих видеокарт . Тем не менее можно и нужно находить хорошие версии, благо предложений от производителей всех мастей на рынке много и можно купить видеокарту на свой вкус.
Невероятно жаркое лето 2010 года принесло на своих горячих крыльях не только засуху, дым с горящих торфяников и сорокоградусную жару. В июле текущего года компанией Nvidia был анонсирован мощный игрок средней ценовой категории, которого первой очень не хватало, дабы закрыть крупную брешь между GeForce GTX 470 и GeForce GTS 250.
Вышедшая недавно GTX 465 хоть и оказалась достаточно мощным и производительным решением, совсем не отличалась привлекательной ценой и приемлемым уровнем тепловыделения. Будучи сильно урезанной версией GTX 480, видеокарта сохранила все положительные и отрицательные черты своего старшего брата, включая неплохую производительность в DirectX 11, а вместе с ней горячий нрав и огромные аппетиты в плане энергопотребления. Запасы бракованных GF100 небезграничны, да и с такими тепловыми характеристиками нужно было что-то делать.
И вот калифорнийцы анонсируют полную замену видеокарте GeForce GTX 465, основанную на абсолютно другом чипе - GF104, с более холодным и экономным нравом и даже чуть большей производительностью. Недорогая PCB и менее навороченная подсистема питания, а также относительно недорогой в производстве GPU сделали своё дело – видеокарты на базе GeForce GTX 460 появились на свет не только мощными и холодными, но и совсем недорогими. По сравнению с потенциальным конкурентом Radeon HD 5830 GeForce GTX 460 выглядели более чем достойно, обеспечивая в среднем большую производительность при сравнимой цене.
Однако на сегодняшний день распространено невероятно огромное количество бывших лидеров среднего класса как на базе GT200b, так и на базе G92b. И если преимущество GeForce GTX 460 над GeForce 9800 GTX или 8800 GTS очевидно, то предсказать абсолютное преимущество первой над видеокартами GeForce GTX 260 или GeForce 9800 GX2 не так-то просто. Учитывая, что семейство GeForce GTX 2x0 продолжительное время успешно конкурировало даже с линейкой Radeon HD 5800, можно предположить, что запас прочности у этих видеокарт ещё остался, и они вполне могут обеспечить схожий с GTX 460 уровень комфортной игры в ряде современных игр.
Кроме того, есть немало и обладателей видеокарт линейки Radeon HD 4800, которую по праву можно назвать серией “Эпохи Возрождения” былой славы ATi, которую подразделение растеряло после выхода видеоадаптеров Radeon HD 2x00. В своё время Radeon HD 4870 шёл с GTX 260 на равных, обгоняя версию с 192 шейдерными процессорами и слегка уступая форсированной версии с их увеличенным количеством, а Radeon HD 4850 успешно соперничал практически со всеми реализациями калифорнийских плат на базе G92b.
Другими словами, на руках пользователей все еще остается очень большой “ходовой” парк видеокарт разных поколений и архитектур, которые, тем не менее, “дают прикурить”, и их скорости хватает практически для любых настроек и самых высоких разрешений. По итогам данного тестирования обладатели “прошлогодних” плат смогут сделать для себя вывод о целесообразности покупки новой видеокарты и решить – так ли будет оправдана покупка GTX 460, и на сколько от неё отстанет “старая гвардия”.
Немного предисловия. Все участники тестирования будут проходить тесты в двух режимах – работая на штатных заводских частотах и в разгоне под системой водяного охлаждения (СВО). Благодаря ей можно будет забыть об ограничениях по температуре, устанавливаемых воздушными кулерами, и разогнать видеокарты по максимуму. При этом, в ввиду некоторых обстоятельств (в основном из-за того, что большинство видеокарт автору не принадлежит), вольтмод проводиться не будет. Использование СВО здесь необходимо только для того, чтобы обеспечить “идеальные условия охлаждения” для достижения более высокого, чем под воздушной СО, разгонного потенциала.
Без сомнения, герой своего времени. Выпустив в конце 2006 года по-настоящему мощнейшее решение на базе революционного чипа G80, компания Nvidia как никогда раньше почувствовала себя лидером 3D графики. Сложное видеоядро с шейдерной архитектурой в момент списало некогда могущественные Radeon X1950 XTX и GeForce 7950 GX2 в утиль, предоставляя вдвое большую производительность по той же цене.
Однако, производительность GeForce 8800 GTX была прямо пропорциональна его энергопотреблению и тепловыделению – видеокарта получилась очень горячей и довольно часто выходила из строя из-за отпайки BGA шаров GPU или чипа NVIO.
Тем не менее, нужно отдать должное GeForce 8800 GTX: на протяжении почти двух лет она оставалась одной из самых мощных одиночных видеокарт и до подхода HD 4870 и GTX 280 уступала разве что двухпроцессорной GeForce 9800 GX2. Сейчас же 8800 GTX - частая гостья на барахолках, и продаётся по весьма низким ценам. Многие пользователи покупали её для второго домашнего ПК или использовали в качестве основной видеоподсистемы: производительности 8800 GTX до сих пор хватает в очень многих играх и приложениях.
Gainward GeForce 8800 GTX 768 Мбайт
Герой недавнего тестирования и бывший король 3D графики. Родная система охлаждения отжила своё, так что ей на смену была установлена мощная СО Zalman GV1000.
Частота GPU – 576 МГц, шейдерного домена – 1350 МГц, памяти – 1800 МГц.
Разгон
Видеокарте покорились не самые высокие частоты, несмотря на активное охлаждение холодной водой. Поскольку микросхемы памяти остались без радиаторов и обдувались только воздушным потоком, она разогналась хуже остальных компонентов видеокарты – всего “плюс” 90 МГц. GPU стабильно заработал на частоте 675 МГц, а шейдерный домен - 1566 МГц. Стареет, что тут сказать…
Видеокарты на базе GeForce 9800 GTX получили не самую добрую славу. Являясь по сути переименованными и слегка разогнанными версиями GeForce 8800 GTS 512 Мбайт, они продавались по слишком завышенной цене и ничего глобально нового по сравнению с предыдущим флагманом собой не представляли, оказываясь даже чуть медленнее в некоторых тестах. Ни о какой замене GeForce 8800 GTX, конечно же, речи не шло, да и наступающая на пятки AMD со своей агрессивной ценовой политикой дала понять, что её продукт на базе Radeon HD 4850 быстрее и дешевле.
Сама по себе GeForce 9800 GTX в течение полугода до появления линейки HD 4800 пользовалась определённым спросом и отличалась достаточно высокой производительностью. Её последующее перевоплощение в GeForce GTS 250 дало видеокартам на базе G92b третье дыхание, а постепенно снижающиеся цены сделали её одной из самых популярных и недорогих графических плат на рынке.
Почему же в тестировании принимает участие именно 9800 GTX, а не 8800 GTS 512 или GTS 250? Первый графический ускоритель можно считать “средним арифметическим” этих трёх видеокарт, так что она будет демонстрировать в целом средние, обобщающие результаты от имени плат на базе G92b.
Asus GeForce 9800 GTX 512 Мбайт
Видеокарта Asus GeForce 9800 GTX работает на завышенных тактовых частотах и виной тому заводской разгон.
Для сегодняшнего тестирования частоты были искусственно понижены до рекомендованных:
Частота GPU – 675 МГц, шейдерного домена – 1688 МГц, памяти – 2200 МГц.
Разгон
Разогналась 9800 GTX очень неплохо - 849/2052/2484 МГц. Достойный результат.
“Левиафан” 9800 GX2 оброс рекордами ещё до своего появления. Его тяжеленная система охлаждения делала общую массу видеокарты столь высокой, что её не рекомендовали перевозить, будучи установленной в готовые корпуса – она могла вырвать слот PCI-E из материнской платы. Будучи сдвоенной версией GeForce 8800 GTS 512 Мбайт, видеокарта демонстрировала невероятные результаты скорости, заметно обгоняя некогда мощнейшую Radeon HD 3870x2 и выводя планку FPS до недосягаемого для других видеокарт уровня.
Однако калифорнийцы подставили подножку для самих себя, ведь появившаяся уже через полгода одночиповая GeForce GTX 280 не всегда оказывалась быстрее и шла со «стариком» на равных. Естественно, от мощнейшего монолитного флагмана, являющегося действительно новым и по-настоящему обновлённым наследником GeForce 8800 GTX, все ожидали гораздо большего, но GeForce 9800 GX2 оказалась слишком уж мощным решением, победить которое даже старшему брату оказалось не так-то просто.
Сегодня GeForce 9800 GX2 не самый частый гость в компьютерах пользователей. Но если он в своё время затыкал за пояс GeForce GTX 280, то можно предположить, что он сможет составить конкуренцию даже такому мощному новичку как GeForce GTX 460.
Asus GeForce 9800 GX2 1024 Мбайт
Видеокарта выполнена на референсном дизайне, но получила небольшой разгон, который был убран до рекомендованных тактовых частот. Итоговые значения:
Частота GPU – 600 МГц, шейдерного домена – 1500 МГц, памяти – 2000 МГц
Разгон
К сожалению, ввиду конструктивных особенностей GeForce 9800 GX2 установить обычный водоблок было невозможно. В итоге, это единственный участник тестирования, СО которого не была заменена. Несмотря на это, под референсным воздушным охлаждением видеокарта разогналась великолепно, достигнув частот 774/1944/2376 МГц.
Первая версия видеокарт GeForce GTX 260 получилась действительно скоростной: 192 потоковых процессора, 448-битная шина памяти, 896 Мбайт DDR3 памяти – невероятно производительная начинка по меркам 2008 года. Но жёсткая конкуренция со стороны Radeon HD 4870 заставила Nvidia снизить цены на GTX 260, а вскоре выпустить улучшенную версию с большим количеством исполнительных блоков.
Появившаяся буквально через полгода форсированная GeForce GTX 260 с 216 потоковыми процессорами оказалась чуть быстрее HD 4870 и также получила большое распространение благодаря невысокой цене, доступности, тихой СО и отличной производительности.
Судя по названию, GTX 460 претендует именно на замену GeForce GTX 260, таким образом, в данном тестировании мы наглядно увидим, насколько новичок лучше своего предшественника, и так ли существенна разница, чтобы менять хорошо зарекомендовавшего себя “ветерана” на более свежего и мускулистого собрата.
Palit Sonic GeForce GTX 260 216 sp 896 Мбайт
Данному экземпляру, попавшему к нам уже будучи разогнанным производителем, были возвращены референсные частоты и убран искусственный разгон.
Итоговые тактовые частоты:
Частота GPU – 575 МГц, шейдерного домена – 1240 МГц, памяти – 2000 МГц
Разгон
Оверклокерский потенциал у GTX 260 просто великолепный – видеокарте покорились внушительные 790/1704/2404 МГц. Память взяла такие высокие частоты из-за того, что на ней остался заводской радиатор, снять который было просто невозможно: крепился он к памяти и чипу NVIO термоклеем и, несмотря на все усилия, так и не сдвинулся с места.
Наверняка многие задавались вопросом о том, можно ли сэкономить при покупке игрового компьютера класса hi-end или же они комплектуются исключительно дорогими деталями? Сэкономить, безусловно, можно, это не зависит от класса системы. Вся разница между low-end и hi-end компьютерами заключается в том, что в случае с hi-end решениями наличие приличной суммы денег позволяет более творчески подходить к решению задачи. При этом, если постараться, удастся неплохо экономить на "железе". Сегодня, на примере графической составляющей ПК мы попробуем продемонстрировать творческий подход к выбору видеокарты и заодно постараемся немного сэкономить.
Сначала давайте определимся с условиями задачи. Первое и самое главное - мы хотим собрать мощный игровой компьютер, способный показывать приемлемую частоту смены кадров во всех современных играх, как минимум в Full HD разрешении и на максимальных настройках качества картинки. Как показали наши предыдущие исследования, для достижения такой цели вполне достаточно приобрести один современный ускоритель класса hi-end.
Итак, предположим, вы уже отложили энную сумму денег и готовы идти в магазин. Однако прежде, чем вы сделаете окончательный выбор, мы рекомендуем изучить альтернативный подход к решению задачи. Для этого давайте сначала посмотрим, как обстоят дела с ценами на современные топовые видеоускорители:
Нынешний король 3D-графики, Radeon HD 5970, является самым дорогим решением. Оно и понятно, максимальная производительность обеспечивается силами двух GPU Cypress - отличное решение для бескомпромиссного геймера. Далее идёт GeForce GTX 480 на базе чипа NVIDIA GF100 и, наконец, с “отставанием” в 3000 рублей тройку замыкает ускоритель Radeon HD 5870, который немного уступает по производительности видеокарте GeForce GTX 480.
Любое из представленных решений позволит вам достичь поставленной выше цели, но можно ли решить эту задачу иначе? В нашем предыдущем материале мы рассматривали весьма перспективное решение - ускоритель GeForce GTX 460, который показал достойную производительность при сравнительно невысокой цене. Интересно, получится ли за стоимость, сравнимую, скажем, с ценой GeForce GTX 480, собрать тандем из GeForce GTX 460 и получить аналогичную производительность? Попробуем. Давайте прикинем, сколько будет стоить SLI-связка из двух видеокарт GeForce GTX 460:
Итак, пара видеокарт GeForce GTX 460 768 Мб обойдётся в сумму, сравнимую со стоимостью Radeon HD 5870, а две видеокарты GeForce GTX 460 с 1 Гб видеопамяти окажутся примерно на 1300 рублей дешевле, чем один ускоритель GeForce GTX 480.
В нашем распоряжении оказались две видеокарты GeForce GTX 460 1 Гб, и мы попробуем выяснить, сможет ли производительность такой SLI-связки превзойти скорость одиночной GeForce GTX 480.
GeForce GTX 460 768Мб | GeForce GTX 460 1 Гб | GeForce GTX 470 | GeForce GTX 480 | |
Техпроцесс GPU, нм | 40 | 40 | 40 | 40 |
Кластеры обработки графики, шт. | 2 | 2 | 4 | 4 |
Кол-во потоковых мультипроцессоров | 7 | 7 | 14 | 15 |
Кол-во ядер CUDA | 336 | 336 | 448 | 480 |
Кол-во текстурных блоков | 56 | 56 | 56 | 60 |
Кол-во блоков ROP | 24 | 32 | 40 | 48 |
Частота GPU, МГц | 675 | 675 | 607 | 700 |
Частота ядер CUDA, МГц | 1350 | 1350 | 1215 | 1401 |
Эффективная частота видеопамяти, МГц | 3600 | 3600 | 3348 | 3696 |
Объём видеопамяти, Мб | 768 | 1024 | 1280 | 1536 |
Ширина шины памяти, бит | 192 | 256 | 320 | 384 |
Пропускная способность видеопамяти, ГБ/с | 86,4 | 115,2 | 133.9 | 177.4 |
Поддержка DirectX | 11 | 11 | 11 | 11 |
Максимальный TDP, Вт | 150 | 160 | 215 | 250 |
Рекомендованная мощность БП, Вт | 450 | 450 | 550 | 600 |
Предельная температура GPU, °C | 104 | 104 | 105 | 105 |
Примерная стоимость по данным , рублей | 6200 | 7500 | 10250 | 15000 |
Если внимательно посмотреть на характеристики GeForce GTX 460 1 Гб и представить их в SLI-тандеме, то “бицепсы” GeForce GTX 480 уже не кажутся столь пугающими. С большой долей вероятности можно сказать, что пара видеокарт GeForce GTX 460 1 Гб в режиме SLI окажется быстрее, чем один ускоритель GeForce GTX 480. Другой вопрос, насколько, и во всех ли играх. Это мы проверим чуть позже, а пока давайте поговорим о том, что еще может потребоваться потенциальному владельцу SLI-системы.
Во-первых, для работы SLI-связки необходима специальная материнская плата с поддержкой этой технологии. Это вряд ли будет проблемой, поскольку большинство hi-end компьютеров базируется на системной логике и процессорах компании Intel. Более того, даже не самые дорогие современные материнские платы на чипсетах Intel X58/P55 в полной мере поддерживают технологию NVIDIA SLI.
Во-вторых, для работы SLI-тандема нужен мощный блок питания. Впрочем, одиночные hi-end ускорители тоже потребляют немало энергии, так что блок питания компьютера, способный вытянуть GeForce GTX 480, наверняка сможет справиться и с парой GeForce GTX 460.
В-третьих, совместимость с играми. На сегодняшний день, пожалуй, не осталось ни одной игры, которая бы работала на SLI или CrossFireX системе хуже, чем на одиночной видеокарте. И проблем с совместимостью у “парочек” ничуть не больше, чем у “одиночек”.
Чтобы проверить наши доводы на практике, мы использовали два графических ускорителя на основе GPU NVIDIA GF104, один из которых произведён компанией Gainward, а другой изготовлен на мощностях ZOTAC. Для более подробного ознакомления с этими ускорителями вы можете обратиться к нашему предыдущему обзору . Здесь же мы приведём лишь несколько фотографий использованных ускорителей.
ВведениеВсе, кто сколько-нибудь интересуется состоянием современной индустрии потребительской трёхмерной графики, в курсе, что в классе однопроцессорных одиночных игровых карт лидерство Advanced Micro Devices было успешно оспорено Nvidia, выпустившей GeForce GTX 480, однако, в категории карт, оснащённых более чем одним GPU, по-прежнему царит ATI Radeon HD 5970, несущий на борту пару чипов RV870 «Cypress». Перед ним GeForce GTX 480 пасует, в чём, с учётом чудовищного отставания в скорости выборки текстур, нет ничего удивительного. Шансов на победу у решения Nvidia при таком раскладе попросту нет, да и по остальным техническим характеристикам детище бывшей ATI Techologies находится впереди своего соперника. Но Nvidia непременно захочет бросить вызов AMD и в этом секторе, так что вопрос о создании и выпуске двухпроцессорной карты с архитектурой Fermi не стоит - это лишь вопрос времени и технической возможности.
До недавнего времени именно с последним пунктом у Nvidia были серьёзные проблемы, так как даже в версии GeForce GTX 470 SLI гипотетический двухпроцессорный GeForce GTX 490/495 получался громоздким, горячим и крайне неэкономичным решением, а уж об объединении на одной плате пары GeForce GTX 480 не могло быть и речи. Да, пара GeForce GTX 470, работающая в режиме SLI, обеспечивала должный уровень производительности, однако, по вышеуказанным причинам, это ещё не открывало прямой дороги к GeForce GTX 490/495. Но теперь, когда Nvidia располагает новым, менее сложным и более экономичным ядром GF104, ситуация в корне изменилась - этот сравнительно недорогой графический процессор подходит для создания двухчиповой игровой карты высшего класса куда лучше, нежели монструозный GF100. Как показали проведённые нами тесты, при достаточно высоких тактовых частотах в ряде случаев он способен конкурировать с GeForce GTX 470, но даже при заводских частотах пара GF104, объединённая в SLI-тандем выглядит весьма внушительно, по крайней мере, в теории:
Если предположить, что гипотетический GeForce GTX 490/495 будет построен на базе ядер GF104, то, разумеется, такой вариант будет уступать ране рассмотренной версии, аналогичной по характеристикам тандему GeForce GTX 470 SLI. Тем не менее, он на голову превзойдёт одиночный GeForce GTX 480 при сопоставимой или даже меньшей стоимости и будет весьма неплохо смотреться даже в сравнении с Radeon HD 5970, серьёзно уступая последнему только в скорости обработки текстур. Последнее - беда всех решений, использующих архитектуру Fermi, обусловленная тем, что при проектировании соответствующих графических процессоров Nvidia решила сэкономить на «чистой» мощности подсистемы TMU в пользу расширенных возможностей обработки геометрии. Как показывает практика, это не мешает решениям на базе GF100 и GF104 неплохо чувствовать себя в современных играх, и уж тем более, наличие мощных блоков тесселяции не помешает им в играх будущего поколения, активно использующих эту возможность.
Правда, если стоимость карты, оснащённой двумя чипами GF104, будет сопоставима со стоимостью GeForce GTX 480 (16 тысяч рублей
), это сделает последний непопулярным среди потенциальных покупателей, но пока GeForce GTX 490/495 не существует в виде отдельной карты, делать какие-либо прогнозы на этот счёт рано, тем более, что и у решений на базе GF100 есть некоторый резерв в виде возможности активации всех 512 поточных процессоров. Ясно одно - такой вариант будет существенно дешевле версии с двумя GF100, в результате чего AMD придётся активно снижать цены, поскольку даже сейчас за Radeon HD 5970 зачастую просят более 20 тысяч рублей
. Конечно, GeForce GTX 490/495 даже при стоимости порядка 16-17 тысяч рублей по определению не сможет сделать солидного объёма продаж - такова участь всех дорогих дискретных карт - но его появление наверняка поможет Nvidia снискать популярность среди требовательных игроков, не желающих возиться с дискретными тандемами SLI или CrossFire. В будущем можно предположить появление карты, несущей на борту два ядра GF104, работающих в полной конфигурации с 384 поточными процессорами и 64 TMU, но это пока лишь спекуляции; впрочем, можно допустить, что такой монстр получит имя GeForce GTX 495, в то время как GeForce GTX 490 может быть построен на базе пары усечённых GF104.
Именно последний вариант мы сегодня протестируем в реальных условиях, используя пару GeForce GTX 460 1GB, работающих в режиме SLI. Одним из составляющих этого тандема станет Zotac GeForce GTX 460 1GB (модель ZT-40402-10P), с которым мы собираемся познакомить наших читателей поближе.
Процессор Intel Core 2 Quad Q6600 (3 ГГц, 1333 МГц FSB x 9, LGA775)
Системная плата DFI LANParty UT ICFX3200-T2R/G (ATI CrossFire Xpress 3200)
Память PC2-1066 (2x2 ГБ, 1066 МГц)
Блок питания Enermax Liberty ELT620AWT (мощность 620 Вт)
Microsoft Windows 7 Ultimate 64-bit
CyberLink PowerDVD 9 Ultra/«Serenity» BD (1080p VC-1, 20 Мбит/с)
Crysis Warhead
OCCT Perestroika 3.1.0
CyberLink PowerDVD 9: FullScreen, аппаратное ускорение включено
Crysis Warhead: 1600x1200, FSAA 4x, DirectX 10/Enthusiast, карта «frost»
OCCT Perestroika GPU: 1600x1200, FullScreen, Shader Complexity 8
Процессор Intel Core i7-975 Extreme Edition (3,33 ГГц, 6,4 GT/s QPI)
Кулер Scythe SCKTN-3000 «Katana 3»
Системная плата Gigabyte GA-EX58-Extreme (Intel X58)
Память Corsair XMS3-12800C9 (3x2 ГБ, 1333 МГц, 9-9-9-24, 2Т)
Жесткий диск Samsung Spinpoint F1 (1 ТБ/32 МБ, SATA II)
Блок питания Ultra X4 850W Modular (мощность 850 Вт)
Монитор Dell 3007WFP (30”, максимальное разрешение 2560x1600@60 Гц)
Microsoft Windows 7 Ultimate 64-bit
ATI Catalyst 10.7 для ATI Radeon HD
Nvidia GeForce 258.96 WHQL для Nvidia GeForce
Smoothvision HD: Anti-Aliasing: Use application settings/Box Filter
Catalyst A.I.: Standard
Mipmap Detail Level: High Quality
Wait for vertical refresh: Always Off
AAMode: Quality
Texture filtering - Quality: High quality
Vertical sync: Force off
Antialiasing - Gamma correction: On
Antialiasing - Transparency: Multisampling
CUDA - GPUs: All
Set PhysX configuration: Auto-select
Ambient Occlusion: Off
Остальные настройки: по умолчанию
Трехмерные шутеры с видом от первого лица:
Aliens vs. Predator (1.0.0.0, Benchmark)
Battlefield: Bad Company 2 (1.0.1.0, Fraps)
Call of Duty: Modern Warfare 2 (1.0.182, Fraps)
Crysis Warhead (1.1.1.711, Benchmark)
Far Cry 2 (1.03, Benchmark)
Metro 2033 (1.0.0.1, Fraps)
S.T.A.L.K.E.R.: Call of Pripyat (1.6.02, Fraps)
Трехмерные шутеры с видом от третьего лица:
Just Cause 2 (1.0.0.1, Benchmark/Fraps)
Resident Evil 5 (1.0.0.129, Benchmark)
RPG:
Mass Effect 2 (1.01, Fraps)
Симуляторы:
Colin McRae: Dirt 2 (1.1, Benchmark)
Tom Clancy"s H.A.W.X. (1.03, Benchmark)
Стратегические игры:
BattleForge (1.2, Benchmark)
StarCraft II: Wings of Liberty (1.0.2, Fraps)
World in Conflict: Soviet Assault (1.0.1.0, Benchmark)
Полусинтетические и синтетические тесты:
Futuremark 3DMark Vantage (1.0.2.1)
Final Fantasy XIV Official Benchmark (1.0.0.0, Fraps)
Unigine Heaven Benchmark (2.0)
Nvidia GeForce GTX 470 SLI
Nvidia GeForce GTX 480
Nvidia GeForce GTX 460 1GB
ATI Radeon HD 5970
ATI Radeon HD 5870
Высокая производительность в своей ценовой категории
Высокая минимальная производительность
Высокая производительность при выполнении тесселяции
Существенно опережает Radeon HD 5830
За счёт разгона может соперничать с Radeon HD 5850
В режиме SLI может соперничать с Radeon HD 5970
Широкий выбор режимов FSAA
Улучшенное качество CSAA/TMAA
Минимальное влияние FSAA на производительность
Поддержка DirectX 11, Shader Model 5.0, DirectCompute 11
Поддержка CUDA и PhysX
Полноценная аппаратная поддержка декодирования HD-видео
Качественный постпроцессинг и масштабирование HD-видео
Поддержка HDMI 1.3a
Поддержка Dolby TrueHD и DTS-HD Master Audio
Приемлемый уровень энергопотребления и тепловыделения
Наличие в комплекте полной версии игры Prince of Persia: The Forgotten Sands
Низкая эффективность эталонной системы охлаждения
Повышенный уровень шума
Обзор профессиональной видеокарты NVIDIA Quadro 5000
Младший в семействе: GeForce GTX 460 1 ГБ
Готовим печку летом: 4 Radeon HD 5870, 3 GeForce GTX 480 и материнская суперплата Gigabyte GA-X58A-UD9
«…если вы хотите сравнительно дешево получить DirectX 11, то единственный выбор - GTX 460 и ее разогнанные версии. В своей ценовой категории у них нет конкурентов. Смотреть в сторону сомнительной GTX 465 даже не стоит, карта работает на уровне младшей вер
Игромания https://www.сайт/ https://www.сайт/
Железный цех
И вот — новая попытка: NVIDIA представляет две видеокарты среднего ценового диапазона. Одна, GTX 465 , построена на знакомом нам GF100 , а вторая, GTX 460 , получила свеженький GF104 . Конкурировать они будут с AMD Radeon HD 5830 и HD 5850 .
ZOTAC GeForce GTX 465. |
Начнем с GTX 465. В основе видеокарты лежит наш старый знакомый - GF100. Тот самый: дорогой, горячий и с тремя миллиардами транзисторов. На бюджетной плате он оказался не случайно. Давно известно, что чем сложнее процессор, тем больше брака при его производстве. Выкидывать частично неработающие кристаллы накладно, поэтому на их основе делают младшие версии. Так поступают все - и Intel , и AMD , и NVIDIA . Так получилось и с GTX 465.
На новой плате из 16 блоков SM (Streaming Multiprocessors, потоковые мультипроцессоры) работают только 11. В итоге от 512 CUDA-ядер осталось 352. Это почти на треть меньше, чем у GTX 480. Также резко упало число текстурных блоков - с 64 до 44 штук. Движков тесселяции - главной гордости NVIDIA - тоже осталось всего 11 вместо 16. Урезали и конвейер на выходе. Количество блоков растеризации сократили с 48 до 32 штук, а шину памяти сузили до 256 бит. В итоге максимальный объем GDDR5 уменьшился с 1,5 до 1 Гб.
С частотами GTX 465 намудрили. Графический процессор и потоковые ядра работают на скорости GTX 470 - 607 и 1215 МГц соответственно. А вот GDDR5 запустили на 3200 МГц, что очень мало.
Референсную GTX 465 нам прислала компания ZOTAC . Внешне видеокарта не отличается от GTX 470. Печатная плата полностью закрыта пластиковым кожухом. На процессоре стоит большой алюминиевый радиатор с пятью теплопроводными трубками. Охлаждается плата по принципу турбины: 70-мм вентилятор забирает воздух из корпуса, прогоняет его через все элементы и выкидывает наружу через панель ввода/вывода. Для работы GTX 465 требуется 200 Вт и две 6-pin вилки. Количество видеовыходов не изменилось - два DVI и один mini-HDMI.
Интересно, что больших надежд на GTX 465 с самого начала не возлагали - даже производители признавались, что ждут от NVIDIA что-нибудь более дешевое и быстрое. В итоге NVIDIA выдала новый кристалл GF104 и первую видеокарту на нем - GTX 460.
Отличия между GF100 и GF104 - в деталях. Процессор также построен на основе больших кластеров под названием Graphics Processing Clusters. В первом чипе Fermi таких кластеров было четыре, облегченный вариант получил два. В каждом из них стоит четыре SM-блока - получается всего восемь SM-блоков и столько же движков тесселяции. Но если раньше на один SM-блок приходилось по 32 CUDA-ядра, то в GF104 их количество увеличилось до 48 штук. В два раза больше стало текстурных блоков - 8 единиц на один SM. А это значит, что в максимальной комплектации на GF104 приходится 384 CUDA-ядра, 64 текстурных блока и 8 движков тесселяции. Задний конвейер GF104 оснащается 32 блоками ROP, 256-битной шиной памяти и максимум 1 Гб GDDR5.
К сожалению, NVIDIA не спешит выпускать GF104 в полной комплектации. В версии для GTX 460 отключен один SM-блок, и на новой плате осталось 336 CUDA-ядер, сократилось количество движков тесселяции и исчезло 8 текстурных блоков (их, как видите, 56 вместо 64).
Но зато с частотами плате повезло. За счет того, что количество транзисторов в GF104 сократилось до 1,95 млрд, NVIDIA удалось уменьшить тепловыделение и увеличить скорость работы. Процессор GTX 460 работает на 675 МГц (всего на 25 МГц меньше, чем у GTX 480), CUDA-ядра запущены на 1350 МГц, а память GDDR5 получила нормальную скорость 3600 МГц.
NVIDIA выпустила два варианта GTX 460. Процессоры у них одинаковые, различия в заднем конвейере и объемах видеопамяти. Есть версия с 1 Гб, а есть с 768 Мб. И если отсутствие 256 Мб GDDR5 - мелочь, то потеря 64 бит на шине памяти и 8 блоков растеризации скажется при игре в высоких разрешениях.
Внешне две версии неотличимы. Карты собирают на короткой, 21 см, печатной плате. Система охлаждения оригинальная. Впервые за долгое время NVIDIA отказалась от турбины: в стандартном варианте на кристалл ставят алюминиевый кулер, радиатор которого опирается на процессор медным основанием и двумя теплопроводными трубками. Конструкцию венчает 70-мм вентилятор. Требования к питанию у GTX 460 скромные: всего 160 Вт, которые обеспечивают две 6-pin вилки. Видеовыходы остались такими же, как и у GTX 465: два DVI и один mini-HDMI.
ZOTAC GeForce GTX 460 1 Гб. |
На тесты к нам попали две GeForce GTX 460, и обе с 1 Гб GDDR5. Первую нам предоставила ZOTAC. Эта плата соответствует техническим параметрам NVIDIA, но отличается дизайном: инженеры ZOTAC поставили на GTX 460 проверенную временем турбину и изменили набор видеовыходов - помимо двух DVI появились полноразмерный HDMI и DisplayPort.
Вторую версию GeForce GTX 460 прислала компания Palit . Это была разогнанная модель карты: скорость процессора увеличили до 800 МГц, потоковые процессоры заставили работать на 1600 МГц, а память и вовсе догнали до 4000 МГц.
Несмотря на повышение частот, плата уменьшилась в размерах. Версия Palit короче на 2 см. Систему охлаждения оставили референсной: радиатор, две трубки и ярко-оранжевый вентилятор. Набор выходов оригинальный. Есть два DVI, полноценный HDMI и VGA для старых мониторов.
Найти конкурентов картам NVIDIA было проще простого. У AMD есть две нужных платы - Radeon HD 5830 и Radeon HD 5850, первая стоит на уровне GTX 460, а вторая обойдется чуть дороже GTX 465.
AMD Radeon HD 5830 на тесты представила компания Sapphire . На борту стоит чип Cypress с 1120 потоковыми процессорами, частотой 800 МГц и 1 Гб памяти на скорости 4000 МГц.
Radeon HD 5850 пришла от Gigabyte . К сожалению, плата нам попалась с заводским разгоном: кристалл работал на 5% быстрее положенных ему 725 МГц, и перед тестами нам пришлось снизить скорость до нормальных значений. В остальном все стандартно: 1440 потоковых процессоров и 1 Гб памяти частотой 4000 МГц. Система охлаждения у Gigabyte оригинальная: огромный алюминиевый радиатор, четыре тепловых трубки и пара вентиляторов. Отметим, что обе видеокарты AMD длиннее GTX 460 на 3-6 см - в HTPC такие не поставишь.
Таблица 1 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Palit GeForce GTX 460 Sonic Platinum (800 МГц/4000МГц). |
Под новые видеокарты NVIDIA мы собрали систему на материнской плате Gigabyte GA-X58A-UD9 , поставили на нее процессор Core i7-920 , разогнали его с 2,66 до 4 ГГц и добавили три планки памяти Kingston HyperX DDR3-1666 по 2 Гб каждая. Работала система под управлением Windows 7 Ultimate 64-bit .
На тестах у нас были два синтетических бенчмарка (3DMark Vantage и Unigine Heaven Benchmark 2.0 ), три игры на DirectX 10 (Crysis , Devil May Cry 4 , Resident Evil 5 ) и две игры на DirectX 11 (Colin McRae DiRT 2 и Aliens vs. Predator ).
Для начала посмотрите на стандартные версии плат. Первое место в 3DMark Vantage получила Radeon HD 5850. А вот на втором неожиданно оказалась GTX 460, которая обошла не только HD 5830, но еще и GTX 465. В Unigine Heaven Benchmark 2.0 ситуация повторилась, только теперь от GTX 460 отстали еще и обе платы AMD.
Sapphire HD 5830. |
Результаты выровнялись в приложениях DX10, где лидерство уверенно удерживала Radeon HD 5850. На последней позиции ожидаемо оказалась HD 5830, которая обошла карты NVIDIA только в Crysis. А вот GTX 460 и GTX 465 бились насмерть. За счет более высоких частот на процессоре и памяти GTX 460 не только держалась на уровне старшей сестры, но и обогнала ее в Crysis.
С тестами в DX11 положение не изменилось. Дополнительные движки тесселяции GTX 465 не помогли. В DiRT 2 она умудрилась отстать от младшей версии на 12%. Не получилось и уверенной победы над AMD: в AvP старшая из «радеонов» на 16% обогнала GTX 465.
Ну и на сладкое - результаты разогнанной версии GTX 460. Сумасшедшие 800 МГц на процессоре просто разгромили конкурентов. Даже HD 5850 отстала на 5,2%.
Подведем черту. GeForce GTX 460 - выше всяких похвал. Низкое энергопотребление, высокие частоты работы и огромный разгонный потенциал. Новый кристалл даже без дополнительного охлаждения легко разгоняется до 850 МГц, чем и пользуются производители.
Gigabyte Radeon HD 5850 GV-R585OC-1GD. |
А вот GTX 465 получилась неинтересной. Мы вообще не понимаем логику NVIDIA: зачем выпускать урезанный GF100, если на руках был практически готовый GF104? Единственный логичный вариант - заработать дополнительных денег.
Об этом говорит и ценовая политика NVIDIA. Когда мы только начали готовить этот материал, за GTX 465 просили порядка 9500 рублей. После того как в продаже появилась GTX 460 за 8500 рублей, старшая версия быстро потеряла в цене - на момент сдачи номера за нее хотели 7500 рублей. Сама же GTX 460 за месяц продаж успела подешеветь до 8000 рублей.
А вот цены на платы AMD практически не изменились. За HD 5850 до сих пор просят 10 000 рублей, а за HD 5830 - 7000 рублей. В принципе, политика понятна, карты в продаже почти год, и пока не выйдет новая линейка Radeon - обвала цен можно не ждать.
Заключение у нас простое: если вы хотите сравнительно дешево получить DirectX 11, то единственный выбор - GTX 460 и ее разогнанные версии. В своей ценовой категории у них нет конкурентов. Смотреть в сторону сомнительной GTX 465 даже не стоит, карта работает на уровне младшей версии, но при этом сильнее греется и кушает больше энергии. AMD пока предложить нечего: Radeon HD 5850 слишком дорога, а экономить 1000 рублей и покупать HD 5830 мы не рекомендуем, она очень слаба в DX11.
Таблица 2 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Таблица 3 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|