Общество определяется как совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей. Возникшее на природной основе и взаимодействующее с ней общество находится в процессе закономерного изменения и развития. Общество имеет определенную прогрессивную направленность, основанную на постоянном притоке, генерации и перераспределении информации.
Для объективного анализа исследуемой проблемы целесообразно рассмотреть социально-политические, социально-экономические и технические аспекты развития общества на современном этапе, которые влияют как на жизнедеятельность человека в целом, так и на развитие системы образования в частности.
Качественные изменения в экономической, социально-политической и духовной сферах общественной жизни, обусловленные интенсивным развитием и использованием современных информационно-коммуникационных технологий, обозначили движение человечества к новой, постиндустриальной фазе развития - информационному обществу.
В настоящее время, в условиях постиндустриального периода, характеризующегося коренными изменениями, происходящими в сфере науки, техники и производства, российское общество столкнулось с необходимостью решения комплекса глобальных проблем современности. Наиболее значимой из них мы считаем проблему информационной безопасности, которая пронизывает все сферы жизни человека.
Основными чертами нового информационного общества являются его информатизация, создание новых интеллектуальных технологий, ускорение темпов развития техники, превращение информации в важнейший ресурс человечества. Перечисленные факторы ведут к глубокому, многоуровневому изменению социальной системы, трансформации среды, под влиянием которой меняется личность.
В 1920-е гг. О.Шпенглер провозгласил закат индустриального века, но еще не обозначил контуры и содержание нового, идущего ему на смену. В 1940-е гг. вполне определенную характеристику общества с новой экономикой, «общества информации и услуг» дал австралийский экономист К. Кларк. В конце 1950-х гг. тезис о наступлении информационной экономики и превращении информации в главный товар выдвинул американский ученый экономист Ф. Махлуп.
Таким образом, исследования в области информатизации нового общества приобрели актуальность уже в 1950-1970-е гг., когда стало очевидно, что индустриальная эпоха исторического развития человечества завершается и мир стоит на пороге новой информационной цивилизации. В связи с этим проблема существования и развития личности в «технизированном» и «информатизированном» мире стала одной из главных в научных исследованиях.
Как показал анализ научной литературы по данному вопросу, большинство исследователей рассматривали особенности современного общества в основном одноаспектно - с гуманитарной, экономической, политической или социальной точек зрения. Такое отношение породило огромное число различных названий и определений. Так, Дж.Литхайм назвал новое общество буржуазным, Р.Дарендорф - посткапиталистическим, Г. Кан - постэкономическим, К. Боулдинг - постцивилизационным, Л. Этци-они - постмодернистским, С.Алстром - постпротестантским, Р.Сейденберг - постисторическим, а Р.Барнет предложил термин «постнефтяное общество». При детальном рассмотрении становится очевидным, что большинство этих определений приближается к понятию «постиндустриальное общество» (Д. Белл, США, 1950-е гг.). Почти все предложенные названия имеют латинскую приставку «пост-», т.е. «после-», говорящую о том, что их авторы ожидают какого-то глобального переворота в технике и в сознании людей. Все эти определения отталкиваются от уже достигнутого, однако принципиально новое общество, в котором одновременно проявляется преемственность и присущая ему новизна, О. Тоффлер называет информационным обществом.
По мнению Ж.Эллюля, одной из основных проблем нового общества является опасность появления информатизированно-бюрократической машины. При этом Ж. Эллюль указывает, что общество стоит перед выбором свободного развития или кибернетизации*.
Существует концепция исключительности наступающей эпохи, в которой информация будет основной экономической ценностью и самым большим потенциальным источником богатства. Вместе с тем подчеркивается, что информация сама по себе, не одухотворенная человеческой эмоциональностью, не способна двигать вперед человеческую культуру (Г. Кан, Т. Стоуньер).
* Эмюлъ Ж. Политическая иллюзия / пер. с фр. В.В.Лазарева. - М.: МОТА BENE, 2003. - 432 с.
Таким образом, информационное общество - это новая историческая фаза развития цивилизации, в которой главными продуктами производства являются информация и знания. Это новое общество характеризуется следующими отличительными чертами:
Повышение роли информации и знаний в жизни общества;
Возрастание доли информационных коммуникаций, продуктов и услуг в валовом внутреннем продукте;
Создание глобального информационного пространства, обеспечивающего эффективное информационное взаимодействие людей, их доступ к мировым информационным ресурсам и удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах;
Ускорение научно-технического прогресса и превращение научных знаний в реальный фактор производства, повышение качества жизни человека и общества;
Участие значительной части трудоспособного населения в производственной деятельности, связанной с созданием и использованием информационных технологий, информации и знаний;
Существенное расширение возможностей граждан по поиску, получению, передаче, производству и распространению информации и знаний;
Глобализация экономической, политической и духовной сфер жизни общества.
Информационное общество - это цивилизация, в основе развития и существования которой лежит особая субстанция, условно именуемая «информацией», обладающая свойством взаимодействия как с духовным, так и с материальным миром человека. Данное свойство особенно важно для понимания сущности нового общества, в котором, с одной стороны, информация формирует материальную среду жизни человека, выступая в роли инновационных технологий, компьютерных программ и т. п. С другой стороны, она выступает основным средством межличностных взаимоотношений, постоянно возникая, видоизменяясь и трансформируясь в процессе перехода от одного человека к другому. Это свойство информации может быть конструктивным или, наоборот, деструктивным. Следовательно, информация одновременно определяет и социокультурную жизнь человека, перспективы его развития или гибели. Это позволяет нам ввести категорию «информационная безопасность».
Развитие с точки зрения накопления и передачи информации проходило в несколько этапов, о чем свидетельствуют исследования таких ученых, как Э.Тоффлер, Д.Белл, К.Ясперс, Дж.Мартин, Д.Рисман, А.Турен, И.П.Ильин и др.
На первом этапе (до второй половины XIX в.) существовала «ручная» информационная технология, инструментарий которой составляли: перо, чернильница, бумага и книга. Коммуникации осуществлялись ручным способом путем переправки с помощью почты писем, пакетов и т.п. Основная цель такой технологии заключалась в представлении информации в нужной форме.
Для второго этапа (с конца XIX в.) характерна «механическая» технология, инструментами которой являлись: пишущая машинка, телефон, диктофон и оснащенная более совершенными средствами доставки почта. Цель технологии уже меняется: представление информации в нужной форме более удобными средствами.
Третий этап (1940-1960-е гг.) - «электрическая» технология, была основана на появлении портативных диктофонов, электрических пишущих машинок, ксероксов, больших ЭВМ с соответствующим программным обеспечением. Изменяется цель технологии. Важное значение имеет не форма представления информации, а формирование ее содержания. Главным отличительным фактором становится определяющая роль информационных технологий во всех сферах жизнедеятельности людей.
Четвертый этап (с начала 1970-х гг.) - «электронная» технология, основным инструментарием которой становятся ЭВМ, а впоследствии персональные компьютеры с широким спектром стандартных программных продуктов разного назначения и создаваемые на их базе автоматизированные системы управления (АСУ) и информационно-поисковые системы (ИПС), оснащенные широким спектром базовых и специализированных программных комплексов. Центр тяжести технологии еще более смещается к формированию содержательной стороны информации для управленческой среды различных сфер общественной жизни, особенно к организации аналитической работы. Кроме того, приобретается опыт формирования содержательной стороны управленческой информации.
В дальнейшем происходит процесс персонализации АСУ, который проявляется в создании систем поддержки принятия решений определенными специалистами. Подобные системы имеют встроенные элементы анализа и интеллекта для разных уровней управления, реализуются на персональном компьютере и используют телекоммуникации. В связи с переходом на микропроцессорную базу существенным изменениям подвергаются и технические средства бытового, культурного и прочего назначений. Начинают широко использоваться в различных областях глобальные и локальные компьютерные сети.
Активное вхождение в жизнь общества новейших информационных технологий, произошедшее в результате бурного развития техники и электроники, способствует формированию и распространению особого типа мироощущения человека. Это связано с бурным развитием средств массовой коммуникации, особенно телевидения, широким распространением персональных компьютеров, построением всемирных информационных сетей, разработкой технологий виртуальной реальности и другими технологическими инновациями. Это развитие требует организации самостоятельной профессиональной сферы «информационная безопасность».
В России, являющейся одним из центров мировой науки и культуры, существуют условия для интенсивного постиндустриального развития:
Быстрыми темпами совершенствуется информационная инфраструктура как составная часть глобальной информационной инфраструктуры, развивается рынок услуг связи;
Информационно-коммуникационные технологии активно используются в экономической, политической, социальной и духовной жизни общества;
Развивается система правового регулирования отношений, связанных с созданием и использованием информационно-коммуникационных технологий;
В общественном мнении складывается понимание необходимости интенсификации постиндустриального развития;
Принят и реализуется ряд концептуальных, доктринальных и программных документов по использованию информационно-коммуникационных технологий в некоторых важных областях деятельности человека, общества и государства.
Анализируя современное состояние развития информационного общества в России следует отметить, что уровень развития российской информационной инфраструктуры, использования информационно-коммуникационных технологий в общественном производстве и государственном управлении не в полной мере соответствует задачам диверсификации экономики, повышения конкурентоспособности страны, благосостояния и качества жизни граждан, укрепления обороноспособности и безопасности, а также уровню развитых стран мира. Это определение является базовым в понимании необходимости обучения специалиста информационной безопасности. Сохраняется неравенство в доступе к информации и информационно-коммуникационным технологиям различных групп населения и регионов, которое все более превращается в фактор, тормозящий социально-экономическое развитие общества.
Не развито производство конкурентоспособного телекоммуникационного оборудования и средств вычислительной техники, в результате чего зависимость развития российской информационной инфраструктуры от поставок зарубежных информационно-коммуникационных технологий значительно превышает критический уровень.
Система образования и науки не может в необходимом объеме обеспечить качественное воспроизводство трудовых ресурсов, требуемое для повышения конкурентоспособности страны в условиях постиндустриального развития.
Медленно реализуются работы по использованию информационно-коммуникационных технологий для сохранения культурного наследия.
Сложившаяся к настоящему времени система обеспечения информационной безопасности страны в недостаточной мере способна противостоять современным угрозам, связанным с использованием возможностей информационно-коммуникационных технологий в террористических и других преступных целях. Слабо налажена координация деятельности государственных органов и негосударственных организаций в области обеспечения безопасности информационных и коммуникационных систем, используемых на ключевых объектах инфраструктуры страны.
Значительные усилия, предпринимаемые государственными органами по созданию условий для интенсификации постиндустриального развития общества, недостаточно скоординированы, слабо используется потенциал бизнеса и гражданского общества.
Перечисленные опасности в системе развития российского информационного общества определяют основные направления в профессиональной подготовке специалиста в области информационной безопасности.
В целях обеспечения информационной безопасности России необходимо решить следующие задачи:
«повышение информационной устойчивости и конструктивности в общественном развитии, конкурентоспособности страны, благосостояния и качества жизни граждан;
Укрепление государственных гарантий реализации конституционных прав человека и гражданина в информационном обществе, создание равных возможностей по доступу к информации и информационно-коммуникационным технологиям;
Повышение информационного качества образования и здравоохранения;
Создание информационных условий для сохранения и развития культурного разнообразия и самобытности народов, проживающих на территории Российской Федерации;
Повышение эффективности информационной деятельности в системе государственного управления;
Противодействие угрозам использования потенциала информационно-коммуникационных технологий для нанесения ущерба национальным интересам России.
Решение перечисленных задач базируется на следующих принципах:
Сотрудничество и партнерство государства, бизнеса и гражданского общества;
Опережающее развитие информационной инфраструктуры
общества и ее безопасности;
Создание благоприятной среды для развития информационной инфраструктуры и системы информационной безопасности;
Обеспечение гражданам доступа к информации, идеям и знаниям, к использованию информационно-коммуникационных технологий;
Укрепление доверия и безопасности при использовании информационно-коммуникационных технологий;
Обеспечение свободы массовой информации и независимости средств массовой информации на основе неукоснительного соблюдения правопорядка и конституционной безопасности в этой сфере;
Содействие развитию глобального информационного общества;
Международное сотрудничество в системе развития безопасности и информационного общества.
Информационное общество – новая историческая фаза развития цивилизации, в которой главными продуктами производства являются информация и знания. Концепция информационного общества является разновидностью теории постиндустриального общества. Таким образом, информационное общество, – прежде всего, социологическая и футурологическая концепция, полагающая главным фактором общественного развития производство и использование научно-технической и другой информации. Рассматривая общественное развитие как «смену стадий», сторонники теории информационного общества связывают его становление с доминированием «четвертого», информационного сектора экономики, следующего за сельским хозяйством, промышленностью и экономикой услуг. При этом утверждается, что капитал и труд как основа индустриального общества уступают место информации и знанию в информационном обществе.
Отличительными чертами информационного общества являются :
Критерии перехода общества к постиндустриальной и информационной стадиям развития :
Социально-экономический критерий оценивает процент населения, занятого в сфере услуг:
По данному критерию США вступили в постиндустриальный период своего развития в 1956 – 1960 гг. (штат Калифорния – «силиконовая или кремниевая долина» – преодолел этот рубеж еще в 1910 году), а информационным обществом США стали в 1974 году. Россия, как и мировое сообщество в целом, по данному критерию находится на индустриальном этапе развития.
Технический критерий оценивает информационную вооруженность. Ранняя фаза информатизации общества наступает при достижении удельной информационной вооруженности, которая соответствует развертыванию достаточно надежной междугородней телефонной сети. Завершающая фаза соответствует достижению беспроблемного удовлетворения любых информационных потребностей каждого человека в любое время суток и в любой точке пространства.
По этому критерию Россия находится в начальной фазе информатизации и, по прогнозам, достигнет завершающей фазы в 30 – 40 гг. XXI века, в то время как США уже осуществляют переход к завершающей фазе информатизации.
Космический критерий позволяет отметить возможности реального наблюдения человечества из космоса, так как информатизация привела к тому, что уровни радиоизлучения Солнца и Земли на отдельных участках радиодиапазона сблизились.
Дополнительные критерии перехода общества к информационной стадии своего развития: общество считается информационным, если
Информационное общество отличается от общества, в котором доминируют традиционная промышленность и сфера услуг тем, что информация, знания, информационные услуги, и все отрасли, связанные с их производством (телекоммуникационная, компьютерная, телевизионная) растут более быстрыми темпами, являются источником новых рабочих мест. То есть информационная индустрия доминирует в экономическом развитии. Однозначного определения информационной индустрии не существует. Однако в развитых странах накоплен определенный опыт по статистическому измерению информационной индустрии. Например, в Канаде предложена новая классификация в рубрике «Информационные технологии и телекоммуникации» (ИТТ), которая объединяет телекоммуникации, массовое вещание и компьютерные услуги.
Вне зависимости от показателей статистики понятно что, динамичность технологической модернизации современного общества ставит перед обществом два главных вопроса: смогут ли люди адаптироваться к изменениям и породят ли новые технологии новую дифференциацию общества? Наиболее существенной угрозой переходного периода к информационному обществу является разделение людей на имеющих информацию, умеющих обращаться с информационными технологиями и не обладающих такими навыками . В случае если новые информационные технологии будут оставаться в распоряжении небольшой социальной группы, расслоение общества неизбежно.
Но, несмотря на опасности, информационные технологии:
Развитие информационных технологий воздействует на все стороны жизни общества: экономику; политику, науку, культуру, образование. Однако самое главное воздействие происходит на гражданское общество и системы государственного управления. Потенциальная возможность граждан непосредственно воздействовать на правительства ставит вопрос о трансформации существующих демократических структур. С помощью новых коммуникационных технологий возникает возможность осуществления «референдной демократии».
С другой стороны проникновение информационных технологий в частную жизнь людей может угрожать неприкосновенности личной жизни граждан. Цена за удобство, скорость передачи и получения информации, разнообразные информационные услуги – человек постоянно должен сообщать о себе личные данные в информационные системы – потеря анонимности.
Интенсивное внедрение информационных технологий в государственные органы дает возможность:
Следующие принципы должны применяться относительно доступа к общественной информации:
Как правило, причина неудач в реализации проектов внедрения информационных технологий, как на уровне предприятий, так и государства – в неумении сочетать технологические инновации с организационными.
Наиболее крупные изменения, произошедшие в информационном развитии общества, можно отметить пятью революционными этапами.
Первая революция . Появление речевых коммуникаций, обеспечивающее групповое поведение людей, сохранение накопленных знаний на основе устного общения.
Вторая революция. Изобретение письменности - основа наиболее важного скачка в развитии общества, появилась возможность долговременного сохранения знаний и передачи их от поколения к поколениям.
Третья революция . Изобретение книгопечатания, позволившее реализовать массовое распространение письменной информации, изменило культуру и организацию взаимной деятельности, обеспечило широкомасштабное развитие науки и образования.
Четвертая революция . Изобретение электричества и связанных с ним технологий передачи информации (телеграф, телефон, радио, телевидение), позволяющих оперативно передавать информацию, замещая непосредственное общение людей. Параллельно с этими изменениями появились средства оперативной фиксации событий (фотография и звукозапись).
Пятая революция . Появление электронно-вычислительных машин и основанных на них автоматизированных технологий. Проникновение информационных технологий во все сферы деятельности (промышленность, управление, культура и т.д.). Появление Интернета. Создание инструментальной базы для интеллектуальных систем.
Все эти преобразования не являются одномоментными событиями - как правило, это достаточно длительные эволюционные процессы. Поэтому указать временные периоды для каждого из вышеперечисленных преобразований можно достаточно условно. Даже появление книгопечатания нельзя связать только с изобретением Гуттенберга, которому почему-то приписывают изобретение печатного станка. Реальный исторический анализ показывает, что технологии оттиска были известны еще в очень ранних культурах (например, орнаменты), а оттиск на бумажный носитель, когда штамп вырезался на липовой доске, являлся базой для массового тиражирования задолго до XV века.
В настоящее время проходит очередной этап развития цивилизации - переход к информационному обществу . Понятие " информационное общество " как модификация концепций постиндустриального общества возникает во второй половине 1960-х гг. Постиндустриальное общество, которое уже характерно для большинства развитых стран мира и в экономике которого в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения приоритет перешел от преимущественного производства товаров к производству услуг, создает основу информационного общества . Уже для этой стадии развития производственным ресурсом стали информация и знания, научные разработки образуют главную движущую силу экономики, наиболее ценными качествами являются уровень образования, профессионализм, обучаемость и креативность работника.
Знание и информация всегда были обязательными компонентами в жизнедеятельности людей. Знания являются средством освобождения от влияния стихийных объективных сил, основой формирования личности. Но в условиях информационного общества знание приобретает новое значение , оно в определенной мере становится самостоятельной силой, центральным фактором технического и социального развития. Важнее всего, что знание может использоваться для производства нового знания. Становится возможным получать новое знание о реальности на основании имеющегося опыта. Это приводит к росту теоретических наук, прогнозу и проведению практических исследований на основании предварительных предположений. Математические методы проникают во все сферы деятельности человека.
В период перехода к информационному обществу любая организационная структура все больше использует информацию с целью повысить эффективность, стимулировать инновации , укрепить конкурентоспособность. Информация становится предметом массового потребления у населения, происходит интенсивное формирование информационного сектора экономики, который растет более быстрыми темпами, чем остальные отрасли.
Название " информационное общество " впервые появилось почти одновременно в Японии и США. Создание самого термина " информационное общество " приписывается Ю. Хаяши, профессору Токийского технологического института. Контуры информационного общества были обрисованы в отчетах, представленных японскому правительству рядом организаций.
Основной смысл концепции информационного общества , сформулированной в этих работах, может быть представлен следующими тезисами:
Это технократическое определение может вызывать определенные вопросы, однако до настоящего времени, несмотря на обилие публикаций, не существует четко сформулированных признаков перехода к информационному обществу . Достаточно правильно охарактеризовал эту ситуацию Фрэнк Уэбстер: "Читая литературу об информационном обществе, просто диву даешься, сколь велико число авторов, оперирующих неразработанными определениями предмета, о котором пишут" . Сформулировать эти признаки трудно, так как мы сами являемся непосредственными участниками этого сложного, динамического, многоаспектного и, самое главное, развивающегося процесса. На необходимость осмысления происходящих изменений указывает то, что к этой работе подключаются ученые, работающие на стыке таких дисциплин, как социология, математика , философия, экономика и география.
Наиболее краткое определение , характеризующее барьер перехода к информационному обществу , сформулировано аналогично определению постиндустриального общества, в котором слово "услуги" заменено на "информационно-интеллектуальные услуги" и звучит так: Если в обществе более 50% населения занято в сфере информационно-интеллектуальных услуг, общество становится информационным . Этот социально-экономический аспект занятости населения иллюстрируют наблюдения, предложенные Порэтом в виде диаграммы, которая представлена на рис. 5.1 . Уровень занятости 50% проходится дважды: первый раз при становлении новой общественной формации, второй - когда следующая волна развития покрывает общественные потребности, сформулированные на предыдущих этапах, меньшим количеством работников.
Один из основоположников идей информационного общества Кастельс характеризует эволюцию занятости следующими параметрами:
В более подробных определениях информационного общества , предпринимающих попытку выделить и сформулировать основные характеристики информационного общества , традиционно исследуются следующие критерии.
Технологический: анализируются информационные технологии , которые широко применяются в производстве, учреждениях, системе образования и в быту.
Социальный: исследуются процессы, выступающие в качестве важного стимулятора изменения качества жизни.
Экономический: информация составляет ключевой фактор в экономике в качестве ресурса, услуг, товара, источника добавленной стоимости и занятости.
Политический: свобода информации, ведущая к политическому процессу, который характеризуется растущим участием и консенсусом между различными классами и социальными слоями населения.
Культурный: признание культурной ценности информации.
Наиболее четко перечень из 12-ти признаков, характеризующих информационное общество , представлен в работе Дона Тэпскотта "Электронно-цифровое общество" .
Как уже говорилось выше, преобразования, связанные с переходом к новым социальным, экономическим, технологическим и другим условиям, требуют от человека новых знаний, усилий по адаптации к изменениям. При этом общество старается поддержать человека в процессах адаптации, создавая специализированные образовательные структуры, формируя систему стимулов. Постоянно производится мониторинг и анализ наиболее значительных перемен в общественной жизни человека. Если происходящие изменения способствуют прогрессу общества, то оно создает благоприятную ситуацию для ускорения этих преобразований.
Комплекс мероприятий, способствующих переходу к информационному обществу , и сам процесс перехода принято называть информатизацией общества. По определению Федерального закона РФ "Об информации, информатизации и защите информации" от 25 января 1995 г. , информатизация - это "организационный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов".
Как и определение понятия " информационное общество ", определение информатизации имеет несколько взаимодополняющих формулировок.
Термин " информатизация " был впервые применен в докладе " Информатизация общества", подготовленном в 1978 г. группой специалистов по заказу президента Франции Валери Жискар д"Эстена. В отечественной периодической печати термин " информатизация " одним из первых, в 1987 г., применил А. И. Ракитов. В дальнейшем информатизация была определена им как процесс, в котором социальные, технологические, экономические, политические и культурные механизмы не просто связаны, а буквально сплавлены, слиты воедино. Вместе с тем, это процесс прогрессивно нарастающего использования информационных технологий для производства, переработки, хранения и распространения информации. По мнению Ракитова, процесс информатизации должен быть не столько технократичен, сколько направлен именно на решение задач социального развития, существенного повышения интеллектуального уровня общества, причем самой приоритетной из них является проблема выживания человечества
Социологический подход , когда информатизация рассматривается как процесс, охватывающий все сферы человеческой деятельности, воздействующий на самого человека - его знания и мораль, экономические и духовные интересы, его развитие как личности. При этом информатизация общества предстает как совокупность взаимосвязанных технических, экономических, социальных, политических и духовно-культурных факторов. Именно они обеспечивают развитие и широкомасштабное получение, обмен и применение информации в обществе в целях дальнейшего развития и совершенствования общества и его членов.
Таким образом, информатизация - это технологический, социальный и даже культурологический процесс, связанный со значительными изменениями в образе жизни населения. Такие процессы требуют серьезных усилий не только властей, но и всего сообщества пользователей информационно-коммуникационных технологий на многих направлениях, включая ликвидацию компьютерной неграмотности, формирование культуры использования новых информационных технологий и др.
Процесс информатизации включает в себя следующие взаимосвязанные технико-технологические составляющие.
Что касается автоматизации и роботизации производства, то они являются технической базой информатизации. Автоматизация и роботизация началась задолго до информатизации общества и непосредственно включать их в процесс информатизации общества не следует, они являются как бы предтечей информатизации общества, способствуя развитию электронной технологии. На базе автоматизации и электронных устройств конструируются мехатронные устройства - гибрид механической и электронной техники.
К концу 20-го столетия коммуникационные возможности человека пополнились появлением Интернета, что определило формирование еще одной составляющей информатизации общества, которую достаточно часто называют интернетализацией . Под этим термином понимают ускоренными темпами развивающуюся мировую информационную систему, техническую основу которой сейчас составляет Интернет . Эта глобальная сеть охватила практически все страны, проникла во все сферы жизнедеятельности людей, для значительного числа людей стала "средой обитания". Она оказывает огромное и все возрастающее влияние на промышленный и финансовый рынок , функционирование культуры и политику различных правительств. Именно Интернет является той реальной силой, которая стимулирует сложный и весьма противоречивый процесс глобализации .
Меньше чем столетие назад человек получал в неделю около 15 тысяч Сейчас мы ежечасно получаем около десяти тысяч посланий. И среди всего этого информационного потока очень сложно отыскать необходимое сообщение, но ничего не сделать - это лишь одна из отрицательных характеристик современного информационного общества.
Итак, что такое информационное общество? Это социум, в котором основная часть рабочих занята производством, хранением или переработкой информации. На этой стадии развития информационное общество обладает рядом отличительных характеристик:
Первыми, кто определил, что такое информационное общество, были ученые из Японии. В Стране восходящего солнца этот термин начали использовать в 60-х годах прошлого века. Почти одновременно с ними термином «информационное общество» стали пользоваться ученые из США. В развитие этой теории большой вклад сделали такие авторы, как М. Порат, И. Масуда, Р. Карц и другие. Эта теория получила поддержку и со стороны тех исследователей, которые изучали становление техногенного или технологического общества, а также у тех, кто изучал изменения в социуме, на который влияет возросшая роль знаний.
Уже в конце ХХ века термин «информационное общество» прочно занял свое место в лексиконе специалистов инфосферы, политиков, ученых, экономистов и преподавателей. Чаще всего его ассоциировали с развитием информационных технологий и других средств, которые помогли бы человечеству сделать новый скачок в эволюционном развитии.
Сегодня существует два мнения, относительно того, что такое информационное общество:
Также считается, что концепция информационного общества - не более чем разновидность теории постиндустриального общества. Следовательно, ее можно рассматривать как социологическую и футурологическую концепцию, где главным фактором общественного развития является производство и использование научно-технической информации.
Учитывая то, как сильно просочились в повседневную жизнь информационные технологии, эти последствия нередко называют информационной или компьютерной революцией. В учениях Запада все больше и больше внимания уделяется этому феномену, тому свидетельствует обширное количество соответствующих публикаций. Однако стоит отметить, что понятие «информационное общество» ставится на то место, где в 70-х годах была теория постиндустриального общества.
Некоторые ученые считают, что постиндустриальное и информационное общество совершенно разные этапы развития, поэтому между ними нужно проводить четкую грань. Несмотря на то, что концепция информационного общества была призвана, для замены теории о постиндустриальном социуме, ее сторонники все еще развивают важные положения технократизма и футурологии.
Д. Белл, который сформулировал теорию постиндустриального общества, считает концепцию информационного общества новым этапом в развитии постиндустриального. Проще говоря, ученый настаивает на том, что информационное общество - это второй уровень развития постиндустриального, поэтому не стоит смешивать или замещать эти понятия.
Писатель считает, что информационное общество должно соответствовать нескольким критериям:
Развитие информационного общества приносит с собой целый ряд изменений. Так, прослеживаются структурные изменения в экономике, особенно когда речь заходит о распределении рабочей силы. Люди начинают все сильнее осознавать важность информации и технологий. Многие начинают осознавать, что для полноценного существования необходимо ликвидировать собственную компьютерную неграмотность, так как практически во всех сферах жизнедеятельности присутствуют информационные технологии. Правительство всячески поддерживает развитие информации и технологий, но вместе с ними развиваются вредоносные программы и компьютерные вирусы.
Мартин считает, что в информационном обществе качество жизни напрямую зависит от информации и того, как человек будет ее эксплуатировать. В таком обществе все сферы человеческой жизни находятся под влиянием достижений в сегменте знаний и информации.
Ученые считают, что развитие информационных технологий в обществе дают возможность управлять большими комплексами организаций, производством систем и координировать работу тысяч людей. Продолжают развиваться новые научные направления, связанные с проблемами организационных множеств.
И все же процесс информатизации общества имеет свои недостатки. Общество теряет свою устойчивость. Малые группы людей могут оказывать непосредственное влияние на программу информационного общества. К примеру, хакеры могут взламывать банковские системы и переводить на свои счета крупные суммы денег. Или в СМИ могут освещать проблемы терроризма, которые оказывают деструктивное влияние на формирование общественного сознания.
А. Ракитов подчеркивает, что роль информационного общества в недалеком будущем будет заключаться в оказании влияния на цивилизационные и культурные процессы. Знания станут самой значительной ставкой в мировом соперничестве за власть.
Информационное общество отличается от промышленного быстрым темпом роста новых рабочих мест. В сегменте экономического развития доминирует информационная индустрия.
Динамичность технологической модернизации ставит перед обществом два главных вопроса:
Во время перехода общества к информационному люди могут столкнуться с существенной проблемой. Они разделятся на тех, кто может пользоваться новыми знаниями и технологиями, и тех, кто не обладает такими навыками. В результате информационные технологии будут оставаться в руках небольшой социальной группы, что поведет за собой неизбежное расслоение общества и борьбу за власть.
Но, несмотря на эту опасность, новые технологии могут расширить права граждан, предоставив им моментальный доступ к необходимой информации. Дадут возможность создавать, а не только потреблять новые знания и позволяют сохранять анонимность личных посланий. Хотя, с другой стороны, проникновение информационных технологий в частную жизнь несет в себе угрозу неприкосновенности личных данных. С какой стороны ни рассматривай информационное общество, основные тенденции его развития всегда будут вызывать как море восторга, так и бурю негодования. Как, впрочем, и в любой другой сфере.
Когда было признано, что общество перешло на новый этап развития, потребовались и соответствующие шаги. Власти многих стран начали разрабатывать план развития информационного общества. К примеру, в России исследователи выделяют несколько этап развития:
Заинтересовано в развитии этого процесса и государство. В 2008 году правительство РФ приняло стратегию развития информационного общества, которая является действительной до 2020 годов. Правительство поставило перед собой такие задачи:
Чтобы решить подобные задачи, государственным аппаратом разрабатываются специальные мероприятия по развитию нового общества. Определяют контрольные показатели динамики совершенствуют политику в сфере использования информационных технологий. Создают благоприятные условия для развития науки, техники и равного доступа граждан к информации.
Итак, что такое информационное общество? Это теоретическая модель, которую используют, чтобы описать новый этап общественного развития, начавшийся с началом информационно-компьютерной революции. В качестве технологической основы в этом обществе выступают не индустриальные, а информационные и телекоммуникационные технологии.
Это общество, где информация является основным экономическим ресурсом, и за темпами развития это сектор выходит на первое место, по числу занятых, доле ВВП и капиталовложениям. Прослеживается развитая инфраструктура, которая обеспечивает создание информационных ресурсов. К ней в первую очередь относят образование и науку. В таком обществе интеллектуальная собственность является основной формой собственности.
Информация превращается в продукт массового потребления. Каждый живущий в обществе имеет доступ к любому виду информации, это гарантирует не только закон, но и технические возможности. К тому же, появляются новые критерии оценивания уровня развития общества. Например, важным критерием является количество компьютеров, подключений в Сети, мобильных и домашних телефонов. При помощи слияния телекоммуникационной, компьютерно-электронной и аудиовизуальной техники в обществе создается единая интегрированная система информации.
Сегодня информационное общество можно расценивать, как некое глобальное явление, что включает в себя: мировую информационную экономику, пространство, инфраструктуру и законодательно-правовую систему. Здесь деловая активность становится информационно-коммуникативной средой, виртуальная экономика и финансовая система распространяется все шире. Информационное общество дарит много возможностей, но оно не возникло из ниоткуда - это результат многовековой деятельности всего человечества.
Формирование единого мирового информационного пространства и углубление процессов информационной и экономической интеграции стран и народов;
- распространение глобальных информационных сетей, доступность информации;
- возможность получать любую информацию для использования в разных сферах жизни;
- использование информации как экономического ресурса и предмета массового потребления;
- преобладание в числе продуктов социальной деятельности производства и распространения информации, создание и интенсивный рост информационного рынка, преобладание информационных видов труда;
- преобладание удаленных коммуникаций, дистанционных связей;
- новые возможности для взаимодействия и выражения общественного мнения;
- формирование новых моделей и норм поведения на основе информмоделей;
- возрастание роли телекоммуникационной, транспортной, организационной инфраструктуры;
- возможность практически полного удовлетворения информационных потребностей людей независимо от места их жительства, рода занятий и т. п.
Теории информационного общества связываются сегодня прежде всего с технологическими прорывами и глобальными сетями, информационными супермагистралями. Однако информационное общество является пока перспективой не только потому, что еще недостижима технологически информационная связь для всех, но и потому что термин «информационное общество» намного более многозначен и глубок, чем просто понятие о планете, опутанной современными средствами коммуникации. Это тип общества, в котором информация снова становится суперзначимой, возвращается к своим исходным сущностным, ценностным смыслам, снова становится креативной, созидающей, а не разрушающей силой.
Об этом очень точно и образно сказал М. Кастельс: «Обещанием информационной эпохи является освобождение беспрецедентной возможности силы разума. Я думаю – следовательно, я произвожу. Мечта Просвещения – что разум и наука решат проблемы человечества в пределах досягаемости. Однако существует экстраординарный разрыв между нашей технологической переразвитостью и нашей социальной недоразвитостью (выделение мое – Л. С.). Наши экономика, общество и культура построены на интересах, ценностях, институтах и системах представлений, которые в общем ограничивают коллективную креативность, конфискуют плоды информационной технологии и отклоняют нашу энергию в русло самоуничтожающей конфронтации»*.
В связи с проанализированными теориями информационного общества важно определить роль журналистики в эпоху глобальной информации. Она становится все более универсальной и всепроникающей, полифункциональной, супероперативной, интерактивной, саморегулируемой, синтезной и дуальной, совмещающей разные тенденции (шаблонизацию и креатизм, массовизацию и демассовизацию, масс-бульваризацию и элитаризм и т. п.), ценностно разностильной – одним словом, синтезной. Особенно это относится к электронным средствам распространения информации, к глобальным сетям.
Широко известная работа Фреда С. Сиберта, Уилбура Шрамма и Теодора Питерсона «Четыре теории прессы» (1956) характеризует основные теории СМИ – авторитарную, либертарианскую, теорию социальной ответственности и советскую тоталитарную теорию, которые можно свести к двум – тоталитарной и демократической. Приведем с небольшими изменениями таблицу, в которой авторы дают описание названных теорий** (табл. 3).
Таблица 3
Четыре теории прессы
Основные характеристики Авторитарная теория Либертарианская теория Теория социальной ответственности Советская
тоталитарная теория
Место возникновения и развития Англия ХVI и ХVII вв.: была широко распространена; применяется до сих пор принята в Англии после 1688 г. и в США; влиятельна повсеместно США, ХХ в. Советский Союз (некоторые элементы практиковались нацистами и итальянцами во многих странах)
Теоретические основы философия абсолютной власти монарха, его правительства или обоих работы Мильтона, Локка, Милля и общая теория рационализма и естественных прав работы Хокинга, комиссии по свободе прессы и практикующие журналисты, этические кодексы средств массовой информации Марксистско-ленинско-сталинское учение с примесью Гегеля и русской философии ХIХ в.
Главная цель поддерживать и проводить политику действующего правительства и обслуживать государство информировать, развлекать и продавать, но в основном помогать находить истину и контролировать правительство информировать, развлекать и продавать, но в основном переводить конфликты на уровень обсуждения способствовать успеху и поддержанию советской социалистической системы, в частности диктатуры партии
Кто имеет право использовать средства массовой информации? всякий, кто получает королевский патент или подобное разрешение всякий, у кого есть средства на это всякий, кому есть что сказать подданные и проверенные члены партии
Кого контролируют средства массовой ин-формации? правительственные патенты, гильдии, лицензирование, иногда цензура посредством «процесса возвращения к истине» на «сводном рынке идей» и в судах общественное мнение, действия потребителей, профессиональная этика надзор и экономические или политические действия правительства
Что запрещено? критика политической машины и чиновников клевета, непристойность, неприличное поведение, антиправительственная пропаганда в военное время серьезное вмеша-тельство в сферу прав личности и жизненно важных общественных интересов критика задач партии, что не распространяется на практику партии
Вид собственности частная или общественная в основном частная частная, если только правительство не вынуждено взять в свои руки, чтобы обеспечить общественные интересы общественная
Существенные отличия от других теорий инструмент проведения политики правительства, хотя и не обязательно в собственности последнего инструмент контроля за правительством и удовлетворение других нужд общества средства информации должны стать социально ответ-ственными, в противном слу-чае кто-то дол-жен заставить их быть таковыми средства информации принадлежат государству, жестко им контролируются и являются его орудием
Следовало бы заметить, что в оценке четвертой теории явно присутствует чрезмерная идеологическая составляющая.
Сейчас весьма популярна теория социальной ответственности (Social responsibility theory) в связи с тем, что стала осознаваться все более значительная роль СМИ на общество, хотя существуют наряду с этим и теории минимального влияния на общество – позитивистский взгляд на взаимоотношения СМИ и аудитории. Схема, приведенная выше, создана полвека назад, и хотя она сохраняет до сих пор свое значение, логично назвать более современные теории. Приведем сводку этих теорий (табл. 4), тесно связанных с сегодняшним этапом развития информационного общества*.
Таблица 4
Теории массовой коммуникации
Название теории Основные идеи
Теория «третьей волны»
«Third Wave» theory Три волны цивилизации: аграрная (до ХVШ в.), индустриальная (до 1955 г.), постиндустриальная, когда ведущую роль играют средства коммуникационно-компьютерного воздействия на общество (Тоффлер О. Третья волна, 1980).
Теория открытости и закрытости
Theory of opening and closing Существуют закрытые и открытые замкнутые этнические или религиозные комьюнити (взаимодействующие общности). Закрытые настороженно относятся к новой информации и коммуникациям. Открытые легко воспринимают новую информацию, чреваты информационными перегрузками Идеал – сбалансированность этих процессов (Klapp M. Opening and Closing. Strategies of Information Adaptation in Society, 1978).
Теория социальных ожиданий
Theory of social expectations Главное внимание – воспитательным функциям СМИ, процессу формирования массовой аудитории.
Теория самовоспроизводства
Theory autopoiesis Общество – самоорганизующаяся система, подсистемы которой имеют собственные информационные связи с окружающей средой.
Теория свободной печати
Free press theory Берет под защиту права граждан на свободу слова, гарантом которой является частная собственность на средства информации. Свое выражение получила в Первой поправке к Конституции США.
Теория «стереотипных капсул»
Conventional capsules Масс-медиа могут распространять стандартизированные мнимые представления о жизни и культуре, формируя из них модели поведения, ценностей, социальных возможностей. Ананбергская школа при Пенсильванском университете, созданная в 1959 г.
Теория свертывания материалов печати, теория повестки дня
Agenda-setting theory of the press Большая часть новостей в американской печати носит запрограммированно-выборочный характер, поскольку повестка дня, то есть темы и проблемы, предлагаемые читателю, подвергаются тщательному фильтру и распределяются в соответствии со степенью значимости в СМИ.
Теория статус-кво
Status quo theory Примат конформистской функции СМИ, которые прививают аудитории инертное отношение к существующим в обществе порядкам. Американские социологи П. Лазарсфельд и Р. Мертон (Массовая коммуникация, 1966) считали, что СМИ в США выступают в роли «социального наркотика», который способствует снижению эстетических вкусов и укреплению статуса-кво.
Теория селективной экспозиции
Selective exposure Важен учет социально-демографических, культурных и психологических факторов влияния СМИ на аудиторию, исследование форм и результатов влияния СМИ на различные группы аудитории. (Теория сформировалась в США в 40-х гг. прошлого века). Противоположна теории «магической пули».)
Теория обретения пользы и удовольствия
Uses and gratification theory Аудиторию не следует представлять как послушную массу безвольных потребителей любой информации, поскольку она состоит из множества индивидуумов, которые имеют свои интересы, вкусы и потому потребляет информацию в соответствии с ними. (Близка теории селективных влияний.)
Теория магической пули
Magic bullet theory Кинематограф, СМИ имеют магическое воздействие на аудиторию. (Соотносима с теорией инъекции. США, начало ХХ в.)
Теория инъекции
Hypodermic needle theory Утверждает прямое воздействие СМИ на аудиторию, игнорируя ее возрастные, культурные, географические и другие особенности (Опровергается современными исследователями.)
Теория «плавильного котла» («плавильного тигля»)
Melting pot theory Американская нация сформировалась путем переплавки в единое целое национально-культурных традиций иммигрантов, хотя в последнее время появилась теория «салатного» плюрализма этнических культур (salat bowl theory), но теория «переплавки» реализуется в моделях массовой культуры.
Теория наименьшей неприемлемости программ
Least objectionalble program theory Стабильность количества зрителей зависит не столько от качества телевизионных программ, сколько от инерции тяжелых зрителей, которые сидят у экранов по нескольку часов, смотрят все подряд и оказываются под влиянием основного потока «мейстриминга», их действия объясняются не интересом к содержанию передач, а инерцией настройки.
Теория парадокса
Paradox: globalization creates localization Глобализация порождает локализацию. (Теория помогает выявить причины углубления противоречий между тенденциями к транснационализму в развитии новейших информационных технологий и стремлением подчинить масс-медиа интересам местных общин и субкультур; исследования показывают, что чрезмерная глобализация мешает получать интересующие аудиторию сведения о своем локале).
Теория двухступенчатости информационного потока
Two step flow of communication theory На первой ступени информация из СМИ фиксируется во мнениях компетентных уважаемых в обществе лидеров мнений, а затем на второй ступени переходит от них к другим потребителям. Авторами теории являются П. Лазарсфельд и Б. Берельсон (1940). В новейших исследованиях это получило название теории диффузии.
Теория диффузии
Theory of diffusion Призывает к тщательному изучению путей и форм влияния СМИ на массовую аудиторию с учетом двухступенчатости информационного потока, роли лидеров мнений и других факторов, которые могут определить специфику процессов распространения и усвоения информации в обществе.
Теории
медиаэффектов
Theories of media effects Воздействие СМИ на все сферы личной и общественной жизни современного человечества многомерно. В дотелевизионный период и в 1930–1940 гг. основное внимание уделялось пропагандистским эффектам, позднее активизировались бихевиористские наблюдения при анализе внимания масс-медиа на индивидуальное и коллективное сознание. Признание получили принципы Ананбергской школы при Пенсильванском университете, которые были направлены против коммерциализации СМИ и против попыток придать их деятельности стихийный характер. В последнее время распространены теории коммуникации как культурной экологии.
Теория развития, или теория для медиа-развивающихся стран
Development media theory Необходимо обеспечить сохранение национальных культурных традиций и полную свободу выбора в сфере коммуникаций без ущемления ее в слаборазвитых странах. (Сформулирована под влиянием борьбы за Новый информационный порядок в материалах комиссии Макбрайда, отражавших специфику сложных условий для развития средств связи в странах «третьего мира», где слабо развита промышленная база, идет острая борьба между тенденциями к глобализации коммуникационных систем и задачами сохранения национальных, культурных традиций и ценностей. Эти противоречия выливаются в оппозиционное отношение к информационному империализму и допускают государственный идеологической контроль в интересах национальной суверенности культур и, соответственно, СМИ.)
Теория коммуникаций в ХХI веке
Communication Theory in the 21 Сentury Многопрофильные исследования возможностей и последствий влияния новых коммуникационных технологий на общество, культуру и судьбы журналистики.
Назовем родоначальников исследования массовой информации, массовой коммуникации (МК), не анализируя подробно их идеи, потому что в основном это предмет социологии массовой коммуникации. Однако здесь хотя бы бегло нужно познакомиться с этими известными социологами и их работами, которые связаны с МК*.