Вы знаете, что острова Питкэрн - это заморская территория Великобритании в Тихом океане? Свое имя они получили при их открытии Филиппом Картеретом в 1767 году. Из пяти островов только один обитаем, его население насчитывает всего 56 человек! Общая площадь составляет 62.5 км 2 , но полезной является лишь малая часть – 4.5 км 2 .
Как же так получилось, что компания AMD дала это название целому семейству графических карт? Увы, для меня, как и для вас, это тайна за семью печатями. А все вопросы можно обращать к разработчикам.
Зачастую выбор видеокарты основывается не на её производительности, а на предполагаемой сумме покупки. Навряд ли большая часть покупателей рассматривает модели в диапазоне более $200 как наиболее привлекательные. Особенно учитывая популярность маркетинговых лозунгов – «компьютер с графическим акселератором и двумя гигабайтами памяти!». И чем больше будет таких людей, тем сложнее производителям донести, что до 30% стоимости игрового компьютера разумнее тратить на графическую производительность.
К счастью среди нас есть люди, прекрасно понимающие это. Таким образом, все, что дороже $400 - удел расточительных энтузиастов, разум ограничивает покупку от $150 до $350. Пока в розничных магазинах ещё не появились видеокарты AMD Radeon HD 78xx, но спрос на них уже хорошо подогрет. Ещё бы, за 7500-10 000 рублей получить мощность, сопоставимую с лучшими решениями прошлого поколения, а в виде бонуса ощутить более низкий уровень потребления и неплохой запас разгона.
Но все же, несмотря на совершенно новую для AMD архитектуру, в линейке её новых продуктов остаются лакомые промежутки. Вернее, их два: от 5 до 7 тысяч рублей и от 11 до 14.5 тысяч. Эти места должны занять актуальные для потребителей модели, которые базируются на старших версиях графических ядер, со сниженными частотами и, естественно, ценой. К примеру, такими были видеокарты AMD Radeon HD 6790/ HD 6930.
Наименование | HD 6950 | HD 6970 | HD 7850 | HD 7870 | HD 7950 | GTX 560Ti 448 | GTX 570 | GTX 580 |
Кодовое имя | Cayman Pro | Cayman XT | Pitcairn Pro | Pitcairn XT | Tahiti Pro | GF110 | GF110 | GF110 |
Техпроцесс, нм | 40 | 40 | 28 | 28 | 28 | 40 | 40 | 40 |
Размер ядра/ядер, мм 2 | 389 | 389 | 212 | 212 | 365 | ~530 | ~530 | ~530 |
Количество транзисторов, млн | 2640 | 2640 | 2800 | 2800 | 4300 | 3300 | 3300 | 3300 |
Частота ядра, МГц | 800 | 880 | 860 | 1000 | 800 | 732 / 1464 | 732 / 1464 | 772 / 1544 |
Число шейдеров (PS), шт. | 1408 | 1536 | 1024 | 1280 | 1792 | 448 | 480 | 512 |
Число блоков растеризации (ROP), шт. | 32 | 32 | 32 | 32 | 32 | 40 | 40 | 48 |
Число текстурных блоков (TMU), шт. | 88 | 96 | 64 | 80 | 112 | 56 | 60 | 64 |
Макс. скорость закраски, Гпикс/с | 25.6 | 28.2 | 27.5 | 32 | 25.6 | 29.3 | 29.3 | 37.1 |
Макс. скорость выборки текстур, Гтекс/с | 70.4 | 84.5 | 55 | 80 | 89.6 | 41 | 43.9 | 49.4 |
Версия пиксельных/вертексных шейдеров | 5.0 / 5.0 | 5.0 / 5.0 | 5.0 / 5.0 | 5.0 / 5.0 | 5.0 / 5.0 | 5.0 / 5.0 | 5.0 / 5.0 | 5.0 / 5.0 |
Тип памяти | GDDR5 | GDDR5 | GDDR5 | GDDR5 | GDDR5 | GDDR5 | GDDR5 | GDDR5 |
Эффективная частота памяти, МГц | 5000 | 5500 | 4800 | 4800 | 5000 | 3900 | 3900 | 4008 |
Объём памяти, Мбайт | 2048 | 2048 | 2048 | 2048 | 3072 | 1280 | 1280 | 1536 |
Шина памяти, бит | 256 | 256 | 256 | 256 | 384 | 320 | 320 | 384 |
Пропускная способность памяти, Гбайт/с | 160 | 176 | 153.6 | 153.6 | 240 | 152 | 152 | 192.4 |
Потребляемая мощность (2D / 3D), Вт | 20 / 250 | 20 / 250 | 3 /175 | 3 / 190 | 3 / 200 | нд / 210 | нд / 219 | нд / 244 |
Crossfire/Sli | да | да | да | да | да | да | да | да |
Размер карты (ДхШхВ), мм | 275x100x37 | 275x100x37 | 245x100x38 | 245x100x38 | 275x100x37 | 270x100x38 | 270x100x38 | 270x100x38 |
Рекомендованная цена, $ | 289 | 369 | 250 | 350 | 450 | 289 | 349 | 499 |
Модель | A, мм | B, мм | C, мм | D, мм | A1, мм | B1, мм | C1, мм |
AMD Radeon HD 6970 / HD 6950 | 266 | 95 | 34 | 65 | 273 | 97 | 39 |
AMD Radeon HD 7970 / HD 7950 | 266 | 98 | 34 | 71 | 277 | 98 | 39 |
NVIDIA GTX 580 | 268 | 98 | 36 | 68 | 268 | 98 | 38 |
NVIDIA GTX 680 | 254 | 98 | 34 | 63 | 254 | 98 | 38 |
AMD Radeon HD 7870 | 240 | 98 | 34 | 63 | 248 | 98 | 38 |
А
- длина печатной платы, без учёта системы охлаждения и планки портов видеовыходов.
В
- ширина печатной платы, без учёта контактов PCI-E и системы охлаждения.
С
- высота от горизонтальной плоскости печатной платы до уровня верхней поверхности системы охлаждения.
D
- диаметр крыльчатки вентилятора/ов.
А1
- длина печатной платы, с учётом системы охлаждения (если выходит за пределы печатной платы) до планки портов видеовыходов.
В1
- ширина печатной платы, без учёта контактов PCI-E, но с замером системы охлаждения (если выходит за пределы печатной платы).
С1
- высота, с учётом задней пластины (если есть)/винтов крепления радиатора до уровня верхней поверхности системы охлаждения. Если она ниже высоты задней планки портов видеовыходов, то измеряется высота до верхней точки планки.
В длину AMD Radeon HD 7870 сопоставим с AMD Radeon HD 6870.
Количество видеопортов не изменилось, как и прежде, вся современная гвардия карт AMD предлагает типичный набор, состоящий из двух miniDP, одного HDMI и одного DVI. А поскольку разъемы вытянулись вдоль одного слота, то решётка для отвода нагретого воздуха занимает целую планку.
AMD Radeon HD 7870 является прямым наследником дизайна печатной платы AMD Radeon HD 6870.
И действительно, правая часть практически не изменилась, разворот на 45 градусов цепи питания памяти - едва ли не единственное существенное преобразование. Но и его нельзя назвать серьёзным. В детальном виде используются одинаковые ШИМ-контроллеры, дроссели и силовые транзисторы. Анонс новинки состоялся недавно, и первыми в продажу поступают видеокарты, основанные на эталонном дизайне.
С обратной стороны печатной платы отличия видны невооружённым глазом. К сожалению, AMD не решилась на второй CrossfireX разъём, что недвусмысленно намекает на принадлежность к среднему сегменту ускорителей.
На карте справа (относительно вида спереди) две фазы питания памяти расположены в верхней и нижней частях печатной платы, соответственно одна относится к питанию MEM, а вторая PLL. Управляется все это однофазным ШИМ-контроллером Anpec Electronics, который формирует напряжение для работы памяти.
Необычно размещены фазы питания GPU. Если раньше они вытягивались вертикально в ряд, то здесь их расположили горизонтально, да ещё и сдвинули в сторону портов. Некую аналогию можно наблюдать и в случае с AMD Radeon HD 6870. Правда, теперь в AMD выбрали другого поставщика интегрированных мосфетов. Им стала компания RENESAS.
Маркировка объединённых с драйвером транзисторов – RENESAN 20658 . Их расчётная комфортная температура работы до 97°C, далее следует падение по силе тока. В итоге, максимальные 40 А Dr.MOS микросхемы выдают до ~97°C, поэтому в разгоне необходимо тщательно следить за температурой. Я неспроста заостряю ваше внимание на конкретной температурной точке. Чуть ниже в разделе замера температур и разгона видеокарты AMD Radeon HD 7870 нам придется вернуться к этому вопросу.
ШИМ-контроллер фаз питания GPU – Chil CHL8225G , он поддерживает управление пятеркой или восьмеркой фаз. В списке совместимости значится протокол связи между программой и VID-значениями напряжений, что открывает пользователю доступ к изменению напряжений графического процессора.
Процессор Pitcairn XT площадью порядка 212 мм 2 размещён на текстолитовой подложке в конце 2011 года. Таким образом, можно сделать вывод, что большую часть графических ядер AMD начала получать от TSMC ещё в прошлом году. На фотографиях выше представлены четыре ядра, сверху слева - Pitcairn XT, сверху справа - Barts XT. В такой же последовательности ниже – Tahiti и Cayman. Несложно сравнить их площади. Но не забывайте, что первое содержит 2800 млн транзисторов и сделано по 28 нм техпроцессу, а второе соответственно 1800 млн транзисторов и 40 нм. Вместо привычной сложной пластины, как на Tahiti, кремниевый кристалл Pitcairn лишь по периметру защищён металлической рамкой заподлицо. Финальная формула фаз питания звучит так: 5+1+1 (GPU/MEM/PLL).
В компании для сравнения не хватает только графических процессоров NVIDIA GK104 и GF110, так что их изображения приводятся ниже.
Восемь микросхем памяти производства Hynix плотностью 2 Гбита распаяны с верхней и правой стороны GPU и промаркированы как H5GQ2H24MFR-T2C. Они рассчитаны на частоту до 1250 МГц (эффективная частота 5000 МГц), ширина шины равна 256 бит.
Штатные частоты AMD Radeon HD 7870 составляют соответственно 1000 МГц и 1200 МГц для графического процессора и памяти.
Система охлаждения AMD Radeon HD 7870 проста и не блещет техническими изысками. В основании расположен комбинированный радиатор, составленный из медных основания и тепловых трубок, алюминиевых ребер. Он не соединён намертво, как в случае с видеокартами AMD Radeon HD 7950/70, с радиатором памяти и силовой части. Поэтому пользователям предоставляются широкие возможности по усовершенствованию или замене центральной вставки.
К сожалению, Dr.MOS микросхемы по непонятной мне причине не контактируют с алюминиевой пластиной. В штатных режимах этого не требуется, но как только дело доходит до разгона, обнаруживается локальный перегрев. Ситуацию спасает лишь мощная турбина: раскручиваясь до оборотов выше 2000, она успевает не доводить Dr.MOS до точки кипения.
Радиатор GPU состоит из нескольких частей. Основная – это медная вставка, достаточно толстая, в её центре в желобках проходят три тепловые трубки. Отмечу, что толщина центральной - 8 мм, боковых - 6 мм. Несмотря на большой размах радиуса скругления трубок, они все ещё помещаются в габаритах кожуха.
Для сравнения посмотрите на эволюцию радиаторов системы охлаждения AMD Radeon HD 6870 и HD 7870. Первая видеокарта оснащалась аналогичным основанием, но довольствовалась двумя тепловыми трубками, при этом её мощность доходила до 150 Вт. Для HD 7870 эта планка выросла до 190 Вт. Немудрено, что за изменением TDP последовала модернизация радиатора.
В итоге новинка получила три тепловых трубки, но общая площадь рассеивания осталась одинаковой. Придраться же к эталонной системе охлаждения HD 7870 по большему счету ни к чему. Она легко разбирается на части, предоставляя возможность самостоятельной очистки радиатора от пыли. Данную особенность не отнести к выдающимся, но большинству пользователей она будет полезна.
Перечень используемых контрольно-измерительных приборов и инструментов
Для корректного замера температуры и шума использовались описанные далее условия. Помещение, внутри которого располагается система автоматической поддержки климатических условий. В данном случае уровень температуры был установлен на отметке 26°C +/-1°C. За точностью соблюдения заданных параметров наблюдало четыре датчика, один из которых находился в 5 см от вентилятора системы охлаждения видеокарты и был ведущим. По нему происходила основная коррекция температуры в помещении.
Шум измерялся на расстоянии 50 см до видеокарты. Фоновый уровень составлял 22 дБА. В качестве жёсткого диска использовался SSD, а блок питания, помпа, радиатор с вентиляторами во время замера находились за пределами комнаты. На стенде отсутствовали иные комплектующие, издающие какие-либо шумы.
Звукозапись системы охлаждения производилась на расстоянии 10 см от вентилятора. Первые 10 секунд без нагрузки в режиме простоя, далее включалась 100% нагрузка с помощью программы Furmark. Наибольший уровень шума достигается в конце аудиозаписи. Заранее определялся температурный режим и шум, чтобы в процессе записи аудиодорожки вы смогли услышать именно максимальный шум.
Уровень потребления электричества (ватт) в простое оценивался по показаниям тарификатора E305EMG сразу после загрузки операционной системы. Значения, отображаемые в графике, соответствуют минимально достигнутым цифрам с прибора. Под нагрузкой видеокарты тестировались программой Unigine Heaven 2.5; разрешение, как и все настройки - максимальные. После 10-15 минут температуры и обороты вентилятора достигали своего теоретического максимума, после чего данные заносились в таблицу.
Пояснения к графикам:
Внизу графика указаны обороты вентилятора, идентично настройкам в процентном соотношении. То есть, первая цифра (слева направо) соответствует 20%, выставленным в MSI Afterburner, шаг шкалы 5%. Таким образом, чтобы понять, насколько нагреется видеокарта, и как сильно она будет шуметь, скажем, при 50% скорости вентилятора, достаточно провести вертикальную линию через отметку 50%. В местах пересечения получаем три значения: с красной линией – максимальную температуру в нагрузке, с синей линией – температуру в простое, с чёрной линией – шум.
Для сравнения в группу участников была добавлена AMD Radeon HD 6970, как наиболее схожая по производительности и цене.
Все видеокарты тестировались с заводскими частотами. Учтите, что звукозапись в видеоматериалах приукрашает уровень шума.
AMD Radeon HD 7870
AMD Radeon HD 6970
При сопоставлении с AMD Radeon HD 6970, а сравнение более чем корректное, с учётом рекомендуемой цены, Pitcairn XT на голову превосходит соперника. Он тише, холоднее, использует более простую и менее массивную систему охлаждения. Вдобавок для новинки подобран идеальный алгоритм управления вентилятором, улучшения, на мой взгляд, не требуется.
AMD Radeon HD 7870
Но под пристальным вниманием остаётся температура Dr.MOS. Помните ремарку о 97°C, так вот видеокарта референсного дизайна остановилась на этой отметке. Как же точно устроен алгоритм охлаждения – не 100, не 95 градусов, ровно 97°C! Надо ли говорить, что поставь AMD элементарные теплопроводящие прокладки в промежуток между радиатором и мосфетами, и температура не поднялась бы выше 70°C. Так что энтузиастам-оверклокерам на заметку: не поленитесь, разберите систему охлаждения и вырежьте по месту прокладки. Копеечное улучшение позволит без оглядки на температуру разгонять видеокарту.
Обратимся к коллегам, обладающим тепловизором и посмотрим на видеокарту в трёх распространённых режимах работы.
Стандартные частоты (простой)
Разгон с небольшим «софтвольтмодом» (нагрузка)
Ну что я говорил! Не подлежит сомнению тот факт, что силовая система без контакта с радиатором подвержена сильному нагреву. В целом видеокарте повезло с тем, что память находится на порядочном удалении от места с максимальной температурой. Представьте, что могло быть в случае размещения памяти вокруг GPU со стороны цепи питания.
Перейдем к результатам измерений:
Без нагрузки.
Под нагрузкой.
Остальные видеоматериалы из предыдущих обзоров можно
#1 и #2 – соответственно температуры первого и второго графических ядер.
HD 6990* - видеокарта AMD с частотой GPU 880 МГц.
Вполне типичные температуры для графического ускорителя среднего уровня. Что в простое, что в нагрузке HD 7870 не будет пугать покупателя. С другой стороны, HD 6870 нагревается больше.
В тесте принимают участие видеокарты, выполненные на основе референсного дизайна.
Включите JavaScript, чтобы видеть графики
AMD HD 7870 с хорошим и правильным алгоритмом управления вентилятором тише своих сородичей в лице HD 6870, HD 6970, HD 7950, HD 7970. А с учетом невысоких температур и низкого шума выглядит идеальным решением для среднего класса. Дело осталось за малым - стать лидером производительности в своём ценовом диапазоне.
Послушать систему охлаждения:
И сравнить:
Референсные СО AMD | Оригинальные СО AMD | Референсные СО NVIDIA | Оригинальные СО NVIDIA |
Radeon HD 5970 | MSI HD 6970 Lightning P | GTX 470 | MSI GTX 480 Lightning |
Radeon HD 6790 | MSI HD 6970 Lightning S | GTX 570 | GigaByte GTX 560 Ti 448 |
Radeon HD 6850 | XFX HD 7950 DD | GTX 580 | MSI GTX 460 Cyclone II |
Radeon HD 6870 | XFX HD 7970 DD | GTX 590 | MSI GTX 460 Hawk |
Radeon HD 6950 | AC Accelero HD 7970 | GTX 680 | MSI GTX 550Ti Cyclone II |
Radeon HD 6970 | HIS IceQ Turbo HD 6790 DD | MSI GTX 560 Twin Frozr II | |
Radeon HD 6990 | MSI HD 6870 Hawk P | MSI GTX 560Ti Twin Frozr II | |
Radeon HD 6990 880 Мгц | MSI HD 6870 Hawk S | MSI GTX 560Ti 448 Twin Frozr III P | |
Radeon HD 7750 | MSI HD 7770 | MSI GTX 560Ti 448 Twin Frozr III S | |
Radeon HD 7770 | MSI HD 7950 Twin Frozr III | MSI GTX 580 Lightning | |
Radeon HD 7950 | Sapphire HD 6790 | ZOTAC GTX 560Ti 448 | |
Radeon HD 7970 | XFX HD 7770 DD |
Включите JavaScript, чтобы видеть графики
*
Как бы AMD нас не заверяла, но рост числа транзисторов полностью нивелировал преимущество в энергопотреблении. Как и ожидалось, HD 7870 находится на одной ступеньке с HD 6870. Но вряд ли кто-то сможет сказать, что это шаг назад. Наоборот, по сравнению с предшественником, 25% разницы в производительности - неплохой результат. А беря в расчёт результаты HD 6970 и того больше: 100 ватт разницы и 5% преимущества.
Включите JavaScript, чтобы видеть графики
* - Тестовый стенд целиком, без учёта монитора.
Режим CrossfireX диктует свои правила игры. Зато благодаря этим замерам легко определить абсолютное энергопотребление одиночных карт в игровых приложениях:
Включите JavaScript, чтобы видеть графики
*
- Тестовый стенд целиком, без учёта монитора.
GTX 560Ti* - NVIDIA GTX 560 Ti 448 Cores.
И вычислить абсолютное энергопотребление видеокарт в разгоне:
Нагрузка создаётся запуском программы Furmark 1.9.2 с максимально экстремальными настройками. Мониторинг вентиляторов и температуры GPU осуществляется утилитой MSI Afterburner. Данные на диаграмму заносятся после фиксации оборотов вентилятора при достижении максимальной температуры.
Потенциал графического ядра в зависимости от подаваемого на него напряжения.
Для ориентации в диаграмму добавлена пара видеокарт: AMD HD 6870 и HD 6970. Видно как 40 нм техпроцесс ограничивает разгон до 950-1000 МГц, а переход на 28 нм позволяет всем графическим ядрам с лёгкостью достигать частот порядка 1150-1200 МГц. Не стоит обращать внимания на AMD HD 7950, поскольку её штатное напряжение сильно занижено относительно других карт. Восстановление справедливости происходит на отметке 1000-1030 МГц, и дальше рост частот происходит без изменения напряжения.
На обе видеокарты, основанные на ядре Tahiti, подаётся меньшее напряжение, нежели на AMD HD 7770/ HD 7870. Очевидно, это обусловлено не потенциалом ядра как таковым, а рамками энергопотребления. Но в итоге при 1.3 В ускорители предыдущего поколения AMD HD 6870 и AMD HD 6970 останавливаются соответственно на частотах 1045 МГц и 975 МГц, в то время как AMD HD 7770 способна на 1200 МГц, а AMD HD 7870 на 1275 МГц.
Разница между ценовыми конкурентами (HD 6970 и HD 7870) составляет 300 МГц. Очень, очень неплохой результат для перехода с одного техпроцесса на другой. И при желании AMD может еще сильнее упрочить свое положение на рынке, прибегнув к официальному разгону.
Энергопотребление в зависимости от разгона.
Возьмём для сравнения AMD HD 7870 и HD 6970. Учитывая разницу частот, преимущество не падает меньше чем на 100 Вт. Не здесь ли кроется торжество технического прогресса? Забегая вперед, скажу, что производительность AMD HD 7870 в среднем на четверть выше HD 6970.
Температура графического ядра в зависимости от разгона.
MSI HD 6870 TwinFrozr III идёт в диаграмме вне зачёта, просто для сравнения. В целом картина предельно ясна. Сбросив до 100 Вт потребления, графические процессоры стали греться меньше.
Температура PWM в зависимости от частоты GPU.
Возвращаемся к проблеме охлаждения силовой части видеокарт. Вот оно, слабое звено новых видеокарт. AMD HD 7870 остаётся в пределах нормального диапазона температур только до частоты 1200 МГц и напряжения ~1.117 В. А дальше в дело вступают физические законы. Отсутствие контакта между Dr.MOS и радиатором способствует концентрации тепла в локальной точке, причем проходящий сверху радиатор направляет воздух поверх пластины. Лишь отголоски воздушного потока попадают в пространство между радиатором и микросхемами мосфетов. Руководство к исправлению я привел вам выше, дело за вами.
Обороты вентилятора/ов в зависимости от частоты графического ядра.
Частота GPU, ГГц | 1 | 1.015 | 1.030 | 1.045 | 1.060 | 1.075 | 1.100 | 1.125 | 1.150 | 1.175 | 1.200 | 1.225 | 1.250 | 1.275 | 1.300 | 1.325 |
Напряжение, MSI Afterburner, В | 1.218 | 1.218 | 1.218 | 1.218 | 1.218 | 1.218 | 1.218 | 1.218 | 1.218 | 1.218 | 1.218 | 1.218 | 1.218 | 1.275 | 1.300 | 1.300 |
Напряжение, мультиметр, В | 1.245 | 1.245 | 1.245 | 1.245 | 1.245 | 1.246 | 1.246 | 1.246 | 1.246 | 1.246 | 1.246 | 1.246 | 1.246 | 1.298 | 1.325 | 1.325 |
Дельта, В | 0.027 | 0.027 | 0.027 | 0.027 | 0.027 | 0.028 | 0.028 | 0.028 | 0.028 | 0.028 | 0.028 | 0.028 | 0.028 | 0.023 | 0.025 | 0.025 |
Температура GPU, °C | 75 | 75 | 75 | 75 | 75 | 75 | 75 | 75 | 75 | 75 | 75 | 75 | 75 | 79 | 81 | 81 |
Температура VRM, °C | 91 | 91 | 91 | 91 | 91 | 91 | 91 | 91 | 91 | 91 | 91 | 91 | 91 | 97 | 100 | 100 |
Обороты вентилятора (макс.), об/мин. | 2000 | 2000 | 2000 | 2000 | 2000 | 2000 | 2000 | 2000 | 2000 | 2000 | 2000 | 2000 | 2000 | 2100 | 2175 | 2175 |
Энергопотребление, Furmark, Вт | 297 | 297 | 297 | 297 | 297 | 297 | 297 | 297 | 297 | 297 | 297 | 297 | 297 | 316 | 327 | 327 |
Выпущенный на рынок электроники в 2013-м году видеоадаптер AMD Radeon HD 7870 стал одним из самых выгодных вариантов для сборки среднего игрового ПК. При стоимости ниже, чем у основного конкурента от Nvidia – , карта получила большую производительность. Хотя имела и ряд недостатков: в первую очередь, высокое энергопотребление, из-за которого компьютеру требовался мощный блок питания.
Основные характеристики AMD Radeon HD 7870 позволяют сравнить графический адаптер с другими видеокартами. К таким параметрам относят:
Максимальное значение TDP видеокарты составляет 175 Вт, хотя при отсутствии нагрузки на графический процессор это значение падает. Температура ядра не превышает 33 градусов, а кулер работает с минимальным уровнем шума.
Для обеспечения нормальной работы карты рекомендуется предусмотреть для компьютера с HD 7870 блок питания мощностью не меньше 450 Вт. Размеры карты, длина которой находится в пределах 210-280 мм (в зависимости от производителя), требуют использования для её установки корпуса Middle- или Full-Tower.
Большинство пользователей оставляют по поводу AMD Radeon HD 7870 отзывы положительного характера. Кто-то отмечает оптимальное соотношение качества и стоимости, другие пишут о тихой работе, третьи – о неплохих значениях FPS в большинстве игр 2011-2013 гг. выпуска. Вполне справляется она и с запуском более современных программ, хотя и с меньшим разрешением экрана.
К положительным моментам также относят:
Минусов у техники немного. К ним можно отнести высокое энергопотребление, однако у большинства современных процессоров с похожей производительностью этот параметр не намного меньше. Ещё одним недостатком является снижение скорости работы при использовании приложений, специально оптимизированных для графики Nvidia.
Если же графический адаптер уже установлен на компьютере, заменять его стоит только любителям требовательных к ресурсам игр. Запросы большинства других пользователей ПК модель полностью удовлетворяет, обеспечивая работу с графическими редакторами и поддержку фильмов с высоким разрешением.
Рассматривая тесты в играх AMD Radeon HD 7870, можно оценить возможности графического процессора этой карты. Стоит отметить, что оптимальным значением частоты кадров для человеческих глаз является 25-30 fps. Меньшее количество приводит к проблемам с обновлением картинки (создаётся впечатление, что изображение «тормозит») и снижению комфорта от игрового процесса.
При 15-20 fps играть в современные шутеры или экшены сложнее, чем обычно, при 10 fps запуск игры уже не имеет смысла.
Показатели для популярных игр (при наличии соответствующего современного процессора и достаточного количества оперативной памяти – например, хотя бы 8 Гб ОЗУ и Intel Core i5):
Сравнивая адаптер HD 7870 с другими похожими по мощности и цене видеокартами, и приняв её производительность за 100%, можно увидеть, что её параметры схожи с моделями GeForce GTX 750, AMD Radeon HD 6950 и AMD Radeon R7 260X. Немного меньшие показатели выдают в тестах карты GTX 660 Ti, Radeon R7 265 и Radeon HD 7790. Заметно обходит HD 7870 топовые модели прошлых поколений обеих марок, Nvidia и AMD.
Выполняя разгон AMD Radeon HD 7870, можно увеличить среднюю частоту памяти с 1250 МГц до 1400 МГц. Для разгона можно воспользоваться утилитой Sapphire TriXX – стандартной для графических процессоров Advanced Micro Devices. Хотя для компенсации нагрева разогнанной карты рекомендуется сменить стандартную термопасту более эффективным вариантом Arctic Cooling MX-2.
Результаты разгона видеоадаптера оказываются примерно следующими:
Попытка воспользоваться Radeon 7870 для майнинга может оказаться вполне удачной, даже по сравнению с популярными современными вариантами. Сравнить этот видеоадаптер можно, например, с моделью AMD RX460, хотя карта 2013-го года требует почти в 2,5 раза больше электроэнергии.
Для домашнего майнинга, при котором можно обойтись без замены «автоматов» и проводки, а также серьезных счетов за электроэнергию, обычно собирают «фермы» из 4 Radeon 7870 и киловаттного блока питания.
Для корректной работы видеоадаптера пользователь должен скачать драйвера для Radeon HD 7870 с официального сайта производителя. Компания AMD предлагает для своей продукции бесплатное программное обеспечение, которое можно подобрать по операционной системе. На компьютерах с этой картой обычно устанавливают Windows 7, хотя она поддерживает и другие платформы, в том числе Windows 10, XP и Vista, и даже 32-битные версии Linux.
Не рекомендуется скачивание драйверов с помощью сторонних программ. Некоторые из них способны заразить компьютер вирусами, другие, типа DriverPack Solution, автоматически скачивают и устанавливают ненужное пользователю и устаревшее ПО.
Новая линейка компании AMD в продукции видеокарт получилась очень выгодной по цене/производительности. Особенно зарекомендовала себя модель Radeon HD 7870 своей производительностью и разгонным потенциалом, так как она могла догонять и обгонять Radeon HD 7950 без каких-либо проблем. Но и не далеко отставала от топового продукта Radeon HD 7970. В сегодняшнем обзоре вы увидите ASUS Radeon HD 7870 TOP , узнаем, на что она способна.
Графическое ядро: Pitcairn XT
Интерфейс: PCI Express x16 3.0
Техпроцесс: 28nm
Частота работы GPU: 1100 MHz
Частота работы памяти (физическая(эффективная)): (1250(6000))MHz
Разрядность шины видеопамяти: 256bit
Количество видеопамяти: 2048MB
Тип видеопамяти: GDDR5
Число универсальных процессоров: 1280
Число текстурных блоков: 80
Число блоков растеризации: 32
Необходимость дополнительного питания: 6-pin x2
Интерфейсы: DVI x2, HDMI, DisplayPort
Рекомендуемая мощность блока питания: 500W
Длина видеокарты: 270мм
Как видно, что у данной видеокарты есть заводской разгон +100/50MHz по ядру и памяти соответственно. При таком разгоне она должна показывать лучшую производительность, нежели референсный образец.
Видеокарта оборудована фирменной системой охлаждения DirectCU II TOP
. На ней установлена уже обновленная DirectCU II, про которую было указано в прошлом обзоре . СО занимает в корпусе два слота, что большой плюс для любителей систем с двумя и более видеокартами. Общий вид представлен в облике прошлых продуктов серии ROG – строгие линии и красные вставки.
Система охлаждения имеет три толстых тепловых трубки диаметром 8мм, две из которых пронзают цельный радиатор два раза. Как и на всех моделях, где установлена DirectCU применяется прямой контакт тепловых трубок с графическим процессором. Часть основания охлаждает всего два чипа памяти из восьми, немного странное решение, ASUS сэкономили на дополнительном радиаторе? Обдувают всю эту конструкцию два вентилятора диаметром 75мм, которые прикреплены к пластиковому кожуху.
Печатная плата выполнена в черном цвете, все в стиле ASUS ROG
. Разводка схожа с эталонным вариантом. Питание осуществляется 6+2 фазной системой под контролем Digi+
с применением технологии Super Alloy Power
. Обратная сторона платы практически лишена элементов, что должно положительно повлиять на охлаждении видеокарты в целом.
Графический процессор AMD.
На плате распаяно восемь чипов памяти Hynix H5GQ2H24MFR
, работающей на частоте 1250МГц.
Видеокарте нужно дополнительное питание в виде двух 6-pin коннекторов от блока питания, если у вас один, то это не проблема, так как в комплекте присутствует переходник от Молекса. На плате присутствует один разъем для подключения видеокарт в режим CrossFireX, это означает, что максимально можно объединить две платы. Если присмотреться, то на плате можно увидеть ребро жесткости.
Интерфейсы здесь следующие:
DVI x2
HDMI
DisplayPort
В компьютерной индустрии технические продукты устаревают довольно быстро. Мощные видеокарты быстро теряют свой статус после полного обновления поколения. Впрочем, не все пользователи стремятся к постоянному апгрейду, некоторые довольствуются снижением качества графики. Недавно мы сравнивали GeForce GTX 580 и Radeon HD 6970 с новыми бюджетными видеокартами. И эти флагманские решения 2010 года еще справляются со многими играми при среднем (или даже высоком) качестве. Теперь посмотрим, на что способны представители среднего класса, вышедшие немного позже. В данной статье мы протестируем видеоускоритель Radeon HD 7870, вышедший в 2012 году, и появившийся годом позже GeForce GTX 760. Сравним их производительность в современных играх с более новыми моделями среднего и бюджетного уровня, вплоть до Radeon RX 460 и GeForce GTX 1050.
С момента выхода старых видеоадаптеров улучшена программная поддержка на уровне драйверов, но выросли и требования у игр. Новые графические ускорители перешли на обновленную архитектуру и уже готовы к работе в DirectX 12. Новый API поддерживают и указанные старые модели, так что в сравнении будут тесты и в таком режиме.
Полный список участников следующий:
В таблице приведены официальные данные по частотам Boost у GeForce, на графиках указан полный диапазон частот, включая кратковременные пиковые значения. На графиках использовался другой порядок расположения видеокарт, мы постарались разместить их в соответствии с результатами, сгруппировав отдельно представителей AMD и NVIDIA. Все участники протестированы в номинале и в разгоне. Исключение сделано для GeForce GTX 960, самого мощного участника тестирования с наивысшими результатами при номинальных частотах. Radeon HD 7870, Radeon R9 270X и Radeon R9 270 представлены одной моделью, поэтому в разгоне их всех заменит одна видеокарта с повышенными частотами.
Видеоадаптер | GeForce GTX 1050 | GeForce GTX 960 | GeForce GTX 950 | GeForce GTX 760 | Radeon RX 460 | Radeon R9 270X | Radeon R9 270 | Radeon HD 7870 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Ядро | GP107 | GM206 | GM206 | GK104 | Polaris 11 | Curacao | Curacao | Pitcairn |
Архитектура | Pascal | Maxwell | Maxwell | Kepler | GCN 1.3 | GCN 1.0 | GCN 1.0 | GCN 1.0 |
Количество транзисторов, млн. шт | 3300 | 2940 | 2940 | 3500 | 3000 | 2800 | 2800 | 2800 |
Техпроцесс, нм | 14 | 28 | 28 | 28 | 14 | 28 | 28 | 28 |
Площадь ядра, кв. мм | 132 | 228 | 228 | 294 | 123 | 212 | 212 | 212 |
Количество потоковых процессоров | 640 | 1024 | 768 | 1152 | 896 | 1280 | 1280 | 1280 |
Количество текстурных блоков | 40 | 64 | 48 | 96 | 56 | 80 | 80 | 80 |
Количество блоков рендеринга | 32 | 32 | 32 | 32 | 16 | 32 | 32 | 32 |
Частота ядра, МГц | 1354–1455 | 1126–1178 | 1024–1188 | 980–1033 | 1090–1200 | 1050 | 925 | 1000 |
Шина памяти, бит | 128 | 128 | 128 | 2560 | 128 | 256 | 256 | 256 |
Тип памяти | GDDR5 | GDDR5 | GDDR5 | GDDR5 | GDDR5 | GDDR5 | GDDR5 | GDDR5 |
Частота памяти, МГц | 7012 | 7010 | 6610 | 6008 | 7000 | 5600 | 5600 | 4800 |
Объём памяти, МБ | 2048 | 2048 | 2048 | 2048 | 4096 | 2048 | 2048 | 2048 |
Поддерживаемая версия DirectX | 12 | 12 | 12 | 12 | 12 | 12 | 12 | 12 |
Интерфейс | PCI-E 3.0 | PCI-E 3.0 | PCI-E 3.0 | PCI-E 3.0 | PCI-E 3.0 | PCI-E 3.0 | PCI-E 3.0 | PCI-E 3.0 |
Мощность, Вт | 75 | 120 | 90 | 170 | 75 | 180 | 150 | 175 |
Кратко напомним характеристики Radeon HD 7870 и GeForce GTX 760.
Начнем с представителя AMD, поскольку он более почтенного возраста. Базируется на графическом процессоре Pitcairn архитектуры GCN первого поколения. Все это поколение было весьма успешным для AMD, и многие видеокарты до сих пор трудятся в компьютерах игроков. Чип насчитывает 1280 потоковых процессоров, 80 текстурных блоков и 32 ROP при 256-битной шине памяти. У Radeon HD 7870 рабочая частота GPU на уровне 1 ГГц, эффективная частота памяти GDDR5 составляет 4800 МГц, объем памяти 2 ГБ.
Видеоадаптер Radeon HD 7870 пережил перерождение в лице Radeon R9 270X и Radeon R9 270. Новые видеокарты на том же ядре (в новой версии Curacao) отличаются рабочими частотами - 1050/5600 МГц для Radeon R9 270X и 925/5600 МГц для Radeon R9 270.
Все эти варианты представлены в нашем тестировании одним графическим ускорителем Gigabyte GV-R787OC-2GD.
Gigabyte заменял обычную версию Radeon HD 7870 при снижении частот до 1000/4800 МГц. Необходимая коррекция частот производилась и для роли Radeon R9 270X с Radeon R9 270, во втором случае немного снижалось напряжение.
Разгон составил 1235/5820 МГц. Для Radeon HD 7870 это хороший результат. Что касается новых моделей AMD, то они выигрывают за счет более высокого потенциала памяти, но Radeon R9 270 могут уступать по частоте ядра.
Представитель второго поколения видеокарт NVIDIA на архитектуре Kepler. В основе урезанный по вычислительным блокам процессор GK104. Из 1536 потоковых процессоров GeForce GTX 760 досталось 1152 процессора, 96 текстурных блока и 32 блока рендеринга. Видеоадаптер пришел на смену GeForce GTX 660 Ti, хотя был сильнее урезан по блокам. Это компенсировалось полноценной 256-битной шиной, что позволяло 2 ГБ памяти работать при максимальной пропускной способности. Заодно повышены частоты относительно серии GeForce GTX 600. При базовой частоте ядра 980 заявлен Boost Clock 1033 МГц, но реальный Boost легко превышал уровень 1100 МГц. Эффективная частота памяти GDDR5 на уровне 6 ГГц.
Для тестов задействована модель Palit GTX 760 JetStream.
Частоты корректировалось так, чтобы получить максимальный Boost в 1110 МГц (что близко к показателям референса) и стандартные 6008 МГц по памяти.
У Palit неплохое охлаждение, но укороченный референсный дизайн платы. Разгон GPU на фоне других представителей серии слабоват - 1102 МГц по базовой частоте при максимальном Boost 1228 МГц. Зато высокий разгон памяти при конечном эффективном значении 7484 МГц.
Конфигурация тестового стенда следующая:
Все тесты проводились в разрешении 1920x1080. За основу взята конфигурация настроек и методика из недавнего сравнения бюджетных видеокарт. Поскольку отдельные игры при максимальном качестве графики не по зубам старым участникам, в некоторых случаях задействована более простая конфигурация настроек.
Начнем с тестов в Battlefield 4. В данной игре GeForce GTX 760 оказывается чуть быстрее GeForce GTX 950 и Radeon R9 270X, уверенно обгоняя остальных представителей AMD. Radeon HD 7870 нужен разгон, чтобы выйти на аналогичный уровень производительности. GeForce GTX 760 после разгона удается получить небольшое преимущество над GeForce GTX 960 и GeForce GTX 1050 в номинале.
В Battlefield 1 пришлось ограничиться высоким качеством графики и заново провести тесты. GeForce GTX 1050 к этому моменту на руках у нас не было, видеоадаптер в данное сравнение не попал.
Ситуация кардинально отличается от того, что мы видели в Battlefield 4. GeForce GTX 760 в роли аутсайдера, уступая GeForce GTX 950 до 19%. А Radeon HD 7870 быстрее на 27–33%. При этом старый Radeon немного уступает Radeon R9 270X и Radeon RX 460 с большим объемом памяти. Благодаря разгону Radeon HD 7870 удается обойти GeForce GTX 960 в номинале. У GeForce GTX 760 разгон обеспечивает прирост около 10%, что не меняет кардинально ситуацию, на данном видеоадаптере нужно снижать качество графики.
Игра Infinite Warfare требовательная к объему видеопамяти. Среди решений AMD новый Radeon RX 460 выигрывает по минимальному fps за счет 4 ГБ. Результаты Radeon HD 7870 и GeForce GTX 760 в номинале близки, при разгоне старичок красного лагеря лучше. При повышении частот до 1235/5820 МГц удается немного обойти GeForce GTX 960 в номинале. К сожалению, все решения на 2 ГБ страдают от того, что не подгружаются детализированные текстуры. Так что оптимальным вариантом в данном случае является Radeon RX 460.
Мощные позиции у GeForce GTX 760, который быстрее GeForce GTX 950 и не хуже GeForce GTX 1050. Radeon HD 7870 слабее на несколько процентов, демонстрируя максимально близкие результаты с Radeon R9 270. В разгоне Radeon HD 7870 обгоняет GeForce GTX 960, а GeForce GTX 760 демонстрирует более высокие показатели.
Высокое качество графики просаживает производительность тестируемых видеокарт до чрезвычайно низкого уровня. Но это позволит оценить их потенциал в Mankind Divided при тяжелых условиях. У Radeon HD 7870 паритет с GeForce GTX 950 при отставании в 5–10% относительно Radeon R9 270X. GeForce GTX 760 незначительно проигрывает старому конкуренту, но при разгоне разрыв увеличивается. Примечательно, что Radeon HD 7870 удается обойти Radeon RX 460, хотя объем видеопамяти критически важен для этой игры.
Radeon HD 7870 занимает привычную промежуточную позицию между Radeon R9 270X и Radeon R9 270 в Fallout 4, демонстрируя хороший отрыв от Radeon RX 460. GeForce GTX 760 идет наравне со старшим представителем AMD и даже показывает крошечный перевес в свою пользу. У старичка NVIDIA паритет с GeForce GTX 950 и минимальное отставание от GeForce GTX 1050, разгон позволяет выйти на уровень GeForce GTX 960.
GeForce GTX 760 проигрывает тройке Radeon на GPU Pitcairn/Curacao в Far Cry Primal. Результаты Radeon HD 7870 сопоставимы с GeForce GTX 1050 и GeForce GTX 960. Старому GeForce GTX 760 нужен разгон, чтобы выйти на такой же уровень.
Игра Gears of War 4 работает в среде DirectX 12. Тут заметно определенное преимущество решений NVIDIA. GeForce GTX 760 быстрее всех соперников AMD, минимальное отставание от GeForce GTX 950 и GeForce GTX 1050. При разгоне GeForce GTX 760 и GeForce GTX 1050 демонстрируют одинаковые показатели. Radeon HD 7870 оказывается на одном уровне с Radeon RX 460, в разгоне быстрее.
Преимущество на стороне NVIDIA в последней части GTA. Максимально близкие показатели у GeForce GTX 760 и GeForce GTX 950, Radeon HD 7870 уступает более 11%. Повышение частот позволяет GeForce GTX 760 выйти на уровень производительности GeForce GTX 960. Radeon HD 7870 выигрывает у Radeon RX 460 по средней частоте кадров, но проигрывает по минимальной. В целом, наличие просадок говорит о том, что некоторые параметры графики лучше понизить. Подробнее о настройках графики в специальной статье.
Самые слабые результаты в Just Cause у GeForce GTX 760, Radeon HD 7870 быстрее на 9–12%. Старичок AMD лучше GeForce GTX 950. Разница с Radeon R9 270X и GeForce GTX 1050 на уровне 5%. В разгоне Radeon HD 7870 соперничает с ускоренным GeForce GTX 950, а GeForce GTX 760 с форсированным Radeon RX 460.
Минимальная разница между Radeon HD 7870 и Radeon R9 270 в Mafia 3. GeForce GTX 760 уступает несколько пару процентов старому сопернику и более новому GeForce GTX 950. Повышение частот позволяет Radeon HD 7870 нагнать GeForce GTX 960, а GeForce GTX 760 выводит на уровень GeForce GTX 1050. Самые низкие результаты у Radeon RX 460.
GeForce GTX 760 в Metro быстрее всех соперников от AMD. Минимальный отрыв от GeForce GTX 950 при столь же слабом отставании от GeForce GTX 1050. Чтобы выйти на аналогичный уровень производительности, Radeon HD 7870 нужен разгон до 1235/5820 МГц. GeForce GTX 760 в разгоне проигрывает товарищам из стана NVIDIA и не дотягивает до GeForce GTX 960.
Паритет у GeForce GTX 760 и GeForce GTX 1050 в Shadow Warrior 2. По среднему fps незначительно уступает им Radeon R9 270X, а Radeon HD 7870 проигрывает около 10%. Старый Radeon оказывается на одном уровне с Radeon R9 270 и на 13% быстрее Radeon RX 460. В разгоне близкие показатели у Radeon HD 7870 и GeForce GTX 1050, а GeForce GTX 760 выигрывает по среднему fps.
Radeon HD 7870 удерживает уверенное преимущество по среднему fps над тройкой младших GeForce в Titanfall 2, незначительно уступая по минимальному fps. По этому параметру лучше их всех Radeon RX 460, что, вероятно, связано с удвоенным объемом памяти. В разгоне Radeon HD 7870 сохраняет преимущество над соперниками и начинает обгонять GeForce GTX 960 в номинале.
Позиции представителей AMD в переиздании Skyrim крайне слабы. Тут GeForce GTX 760 демонстрирует серьезный отрыв в 25–36% от Radeon HD 7870 и попутно обгоняет GeForce GTX 950, почти не уступая GeForce GTX 1050. В разгоне GeForce GTX 760 чуть лучше форсированных GeForce GTX 950 и GeForce GTX 1050, итоговые показатели выше производительности GeForce GTX 960 в номинале.
Вначале сравним видеокарты в Witcher 3 при настройках, близких к максимальному уровню.
Самые слабые позиции у GeForce GTX 760, а Radeon HD 7870 на одном уровне с GeForce GTX 950. Radeon R9 270X наравне с GeForce GTX 1050 и Radeon RX 460. В разгоне Radeon HD 7870 приближается к GeForce GTX 960, а GeForce GTX 760 лишь нагоняет GeForce GTX 950.
При более низких установках графики разница между Radeon HD 7870 и GeForce GTX 760 заметно меньше, старичок AMD выигрывает уже лишь за счет преимущества по минимальному fps на уровне 8%. GeForce GTX 960 в серьезном отрыве, Radeon HD 7870 не удается выйти на сопоставимый уровень при разгоне. Общий потенциал видеокарт позволяет задействовать некие промежуточные параметры качества графики. А подобрать оптимальные настройки поможет наша специальная статья-руководство.
Ограничимся тестами лишь при максимальном качестве в The Divisio, хотя это и чрезвычайно тяжелый режим для большинства участников. Последнее место за GeForce GTX 760, на таком же уровне Radeon R9 270. Минимальное преимущество у Radeon HD 7870, старичок сопоставим с Radeon RX 460. Повышение частот позволяет GeForce GTX 760 обойти GeForce GTX 1050 в номинале, а Radeon HD 7870 приближает к позициям GeForce GTX 960
В тестирование Watch Dogs 2 не попал GeForce GTX 1050, ограничимся результатами других видеокарт.
Критическую роль тут играет видеопамять, и Radeon RX 460 по минимальному fps лучше всех представителей AMD, хотя он демонстрирует невысокую среднюю частоту. GeForce GTX 760 быстрее Radeon HD 7870, можно говорить о примерном равенстве с Radeon R9 270X. В разгоне GeForce GTX 760 и Radeon HD 7870 отличаются слабо - один чуть лучше по минимальному fps, второй по среднему fps. Позиции GeForce GTX 960 вне досягаемости, но разгон старых решений позволяет обойти GeForce GTX 950.
Больше информации о производительности актуальных видеокарт в Watch Dogs 2 в отдельном тестировании.
Результат GeForce GTX 760 на 3% выше показателей Radeon HD 7870. Последний максимально близок к Radeon R9 270. В разгоне соперники равны, серьезно приближаясь к уровню производительности GeForce GTX 960 и не уступая GeForce GTX 1050.
В бенчмарке под DirectX 12 старому Radeon HD 7870 удается выиграть несколько баллов у GeForce GTX 760 в номинале, усилив преимущество при разгоне. Оба уступают Radeon RX 460, GeForce GTX 950 и GeForce GTX 1050.
Самые высокие показатели потребляемой мощности у нашего экземпляра GeForce GTX 760. Radeon HD 7870 и Radeon R9 270X чуть экономичнее, но хуже новых видеокарт NVIDIA. В разгоне потребление GeForce GTX 760 и Radeon HD 7870 практически на одном уровне.
По итогам тестирования можно констатировать, что в современных условиях Radeon HD 7870 и GeForce GTX 760 являются решениями одного уровня. Часто они показывают близкие результаты, а количество приложений, где явное преимущество на стороне одного или другого, примерно равно. На момент появления GeForce GTX 760 выглядел предпочтительнее, в большинстве приложений соперничая и с более мощными видеоадаптерами AMD. При разгоне Radeon HD 7870 выглядит получше, но это будет зависеть от потенциала каждого конкретного экземпляра. Среди наиболее актуальных игр самая серьезная победа Radeon HD 7870 в Battlefield 1, но GeForce GTX 760 быстрее в Watch Dogs 2, Gears of War 4, Fallout 4, GTA 5 и других популярных играх.
Radeon HD 7870 ближе всего к Radeon R9 270 и зачастую чуть быстрее. GeForce GTX 760 в номинале на уровне GeForce GTX 950. Разгон позволяет старым видеоадаптерам легко обойти GeForce GTX 1050 и Radeon R9 270X, приближаясь к уровню производительности GeForce GTX 960. Новый Radeon RX 460 на фоне стариков выглядит слабее других участников, хотя в отдельных играх демонстрирует хорошие показатели благодаря большому объему памяти или новой архитектуре. Списывать Radeon HD 7870 и GeForce GTX 760 со счетов рановато, они еще вытягивают высокое и среднее качество графики. Но сам факт, что такие 256-битные модели соперничают с современными бюджетными решениями, весьма показателен. Если менять эти видеокарты на что-то новое, то явный выигрыш в производительности получите, начиная с GeForce GTX 1050 Ti.
Что такое Питкэрн (Pitcairn)? - Это затерянные в Тихом океане пять мелких островов, только один из которых по сути обитаем. Там живут не полинезийцы, не еще какие островитяне, а самые обыкновенные британцы, и острова входят в состав Британских территорий, хоть и имеют свое самоуправление. Это самая маленькая страна в мире с численностью населения в 60 человек. При этом у них есть даже свой муниципальный парламент. Все по демократии.
Почему мы об этом заговорили? - Спросите у AMD, почему они дали такое название своему новому чипу:-). В следующий раз им следует выбирать более короткие и звучные названия, а то если дадут имя типа исландского вулкана, маркетологи его и не выговорят на внутренних презентациях:-).
И на этой ноте мы перейдем к 3D-графике. Не так давно мы рассмотрели младшее семейство нового поколения, Radeon HD 77xx , имеющее в своей основе новую архитектуру GCN, и вот настала пора появления на свет середнячков - Radeon HD 78xx, которые порадуют пользователей, рассчитывающих потратить на новый ускоритель от 250 до 320 долларов США. Разумеется, новое решение AMD и по своим характеристикам находится как бы между HD 79хх и HD 77хх. А детали - ниже.
Ну вот и подошло время выпуска на рынок средних по цене решений в новейшем семействе AMD Radeon HD 7000. После выхода самых первых решений новой линейки Radeon HD 7900, являющихся топовыми, через некоторое время вышли и самые дешёвые модели той же серии, основанные на чипе Cape Verde (Radeon HD 7700). И вот теперь настала очередь третьей волны, завершающей выход семейства Southern Islands на рынок - в виде двух моделей серии Radeon HD 7800. Примерно так это выглядит на временно́й диаграмме:
Чуть раньше среднеценовых решений вышла самая бюджетная парочка Radeon HD 7700, что было не совсем обычно, но ничего не изменило по сути. Но эти решения предназначены для самых экономных пользователей, а вот Radeon HD 7800 являются более интересными для требовательных (но не самых-самых энтузиастов) игроков. Новые видеоплаты также основаны на той же самой архитектуре Graphics Core Next (GCN) и функционально полностью идентичны Tahiti, но с уменьшенным количеством большинства исполнительных блоков и со сниженной производительностью. Ну и размеры и сложность чипов отличается значительно, конечно же, вместе с позиционированием на рынке:
Если на самые недорогие решения возлагается наибольшая финансовая надежда, а топовые карты нужны больше для поддержания имиджа производителя одних из лучших решений, то представленная линейка Radeon HD 7800 больше всего подходит для модернизации игровых систем, основанных на мощных, но уже устаревших решениях, вроде Radeon HD 5850 или HD 5870.
Именно указанная видеокарта стала одной из самых успешных на рынке пару лет назад. По данным на конец 2011 года, Radeon HD 5870 является одной из наиболее популярных DX11-карт с ценой от $200 - доля этой видеокарты компании AMD среди таких решений составила 27%, что довольно неплохо.
Планка в $200 - тот нижний предел, с которого начинаются по-настоящему игровые видеокарты. Нет, дешёвые модели вроде Radeon HD 7770 тоже имеют смысл и вполне играбельны в большинстве случаев, но они всё же предназначены для нетребовательных игроков. Хотя все GPU семейства имеют ту же архитектуру, что и более дорогие чипы, поддерживают все их возможности и обеспечивают сравнительно высокую производительность в современных играх, для серьёзных игроков этого явно мало.
Для них отлично подойдёт семейство Radeon HD 7800. Такие платы уже не слишком дешевы, чтобы быть очень массовыми, но относительно недороги, по сравнению с топовыми решениями и при этом предлагают вполне достаточный уровень производительности. Как всегда, основным вопросом, интересующим потенциальных покупателей таких решений, является степень «урезания» как самого GPU, так и возможные изменения в подсистеме питания и снижение частот, по сравнению с верхней линейкой Radeon HD 7900, и мы сегодня всё это подробно рассмотрим.
Выпуском линейки Radeon HD 7800 компания AMD завершила выход нового семейства Southern Islands на рынок. Похоже, что проблемы в освоении технологического процесса 28 нм на фабриках TSMC постепенно устраняются, и компания AMD выпускает вот уже третью часть решений из новой линейки. Пока что настоящей рыночной экспансии новых видеокарт мешают сравнительно низкие объёмы производства чипов по новому техпроцессу на TSMC, но уж по сравнению со своим единственным конкурентом AMD всегда впереди по внедрению новых технологий производства. Вот они уже и выпустили потихоньку всю новую линейку, ещё до анонса первой 28-нанометровой видеокарты компании Nvidia.
Итак, на днях было анонсировано ещё одно подсемейство видеокарт на новых GPU из серии Radeon HD 7000. Среднебюджетные решения компании AMD поддерживают все современные индустриальные стандарты: GDDR5, PCI Express 3.0 и их будущие версии - DirectX 11.1. Так как по возможностям серия HD 7800 полностью повторяет особенности старшей серии HD 7900, то перед прочтением материала будет полезно ознакомиться с подробной информацией об этих и более ранних решениях компании AMD:
Переходим к описанию технических характеристик анонсированных видеоплат серии Radeon HD 7800, основанных на новом GPU с кодовым названием «Pitcairn» из серии «Southern Islands».
Как вы знаете, в системе наименования видеокарт компании AMD уже несколько лет соблюдается определённая строгость. Вот и в этот раз известный принцип имён не был изменён, тенденции предыдущих серий были продолжены. Среднебюджетная серия видеокарт, основанная на архитектуре GCN, отличается от топовой и бюджетной линеек второй цифрой в индексе: вместо 7 и 9 поставлена цифра 8, что вполне логично.
Конечно же, раз уж AMD снова взяла психологический рубеж в 1000 МГц для частоты GPU, то Radeon HD 7870 также получил дополнение «GHz Edition» к названию, указывающее на взятие этой частоты. После HD 7770 GHz Edition это уже вторая видеокарта со специальной маркой, имеющая стандартную частоту как минимум 1 ГГц.
Из названия понятно, что Radeon HD 7800 более производительна, чем HD 7700, но имеет меньшую скорость, по сравнению со старшими моделями - HD 7900. Что касается сравнения с решениями Nvidia, то старшая выпущенная модель HD 7870 на момент выхода конкурирует с видеокартой Geforce GTX 570, а младшая нацелена на борьбу с GTX 560 Ti (все решения Nvidia основаны на старых GPU, 28-нанометровых чипов они всё ещё не выпустили).
Обе модели видеокарт AMD, которые мы сегодня рассматриваем, имеют GDDR5-память одинакового объёма в 2 гигабайта. Они обе используют 256-битную шину памяти, и поэтому на них можно было бы поставить 1, 2 или 4 ГБ. 1 гигабайт - это слишком мало, а 4 ГБ - слишком дорого для данного ценового сегмента. Поэтому можно сказать, что выбран идеальный объём в 2 ГБ видеопамяти, вполне достаточный для подавляющего большинства игр даже в высоких разрешениях, и не слишком затратный по себестоимости.
В остальном, с точки зрения потребителя, модели HD 7850 и HD 7870 всё-таки отличаются. Старшая Radeon HD 7870 имеет более высокое энергопотребление, поэтому нуждается в двух дополнительных 6-штырьковых разъёмах питания, а HD 7850 довольствуется лишь одним из них. Обе платы имеют двухслотовый дизайн системы охлаждения, но большинство производителей выпускают платы с собственным дизайном как минимум кулера, а то ещё и печатной платы.
В статье, посвящённой анонсу флагмана компании (Radeon HD 7970) , мы тщательнейшим образом описали все особенности новой архитектуры Graphics Core Next (GCN), поэтому повторяем в остальных базовых статьях лишь самые важные характеристики и особенности. С GCN для AMD началась новая архитектурная эра, которая отличается улучшениями в возможностях универсальных вычислений.
Все новые графические процессоры компании предлагают отличные возможности и производительность уже не только при обработке графики, но и в неграфических вычислениях, в том числе и смеси разных типов вычислений. Также, новая архитектура GCN предлагает серьёзное упрощение задач по оптимизации кода, упрощение разработки и поддержки, а также стабильную и предсказуемую производительность и в целом - достаточно высокую эффективность.
Базовым блоком новой архитектуры является блок GCN, и из них собраны все графические процессоры серии Southern Islands. Вычислительный блок GCN разделён на четыре подраздела, каждый из которых работает над своим потоком команд. Каждый блок GCN имеет выделенное локальное хранилище данных для объёмом 64 КБ для обмена данными или расширения локального регистрового стека. Также блок имеет кэш-память первого уровня с возможностью чтения и записи и полноценный текстурный конвейер с блоками выборки и фильтрации. Каждый из имеющихся блоков GCN способен заниматься планированием и распределением команд сам, и один вычислительный блок может исполнять до 32 независимых потоков команд. Посмотрим на блок-схему чипа Pitcairn:
На схеме показан графический процессор Radeon HD 7870 («упрощённый» HD 7850 отличается от него несколькими отключенными блоками) мы видим 20 вычислительных блоков архитектуры GCN. В случае с младшим решением серии Radeon HD 7800 были отключены четыре из них, и количество активных блоков в нём равно 16. Это соответствует 1280 и 1024 потоковым процессорам, соответственно (точно как и в случае с семейством HD 7700, только блоков ровно вдвое больше). Так как каждый блок GCN имеет в своём составе по четыре текстурных блока, итоговая цифра количества TMU для старшей модели составляет 80 блоков TMU, а для младшей - 64 TMU.
А вот число блоков ROP и контроллеров памяти в HD 7870 и HD 7850 тоже не отличается, как и у решений самой младшей линейки. Количество блоков ROP оставили довольно высоким - по 32 штук для обеих моделей. Шина памяти у плат на базе Pitcairn урезана до 256-бит, она собрана из четырёх 64-битных каналов. Это неплохо для решения такого уровня, хотя и в полтора раза меньше, чем в топовой линейке, ведь шина памяти традиционно урезается первым делом. Хорошо, что применение быстрой GDDR5-памяти дало сравнительно высокую пропускную способность в 153 ГБ/с.
Как и все остальные чипы архитектуры GCN, Pitcairn имеет в своём составе блок тесселятора 9-го поколения, отличающийся многочисленными оптимизациями по буферизации и кэшированию, позволяющий заметно повысить производительность обработки геометрии. Вот сравнение новой платы компании AMD с решением предыдущего поколения в синтетической задаче, по которому можно предположить рост скорости тесселяции вплоть до четырёхкратного:
Точно также поддерживается и множество технологий компании AMD, которые были внедрены и улучшены в новых видеочипах линейки Radeon HD 7000. Вот их неполный список: PowerTune, ZeroCore, Eyefinity 2.0, HD3D, Steady Video, улучшения качества текстурной фильтрации и т. п. Обо всём этом подробнейше написано в статье AMD Radeon HD 7970: Новый однопроцессорный лидер . Дополним список лишь тем, что Radeon HD 7800 полностью поддерживает как улучшенный алгоритм сглаживания MLAA 2.0, так и сглаживание методом суперсэмплинга (SSAA).
MLAA (Morphological Anti-Aliasing) 2.0 является улучшенным постфильтром полноэкранного сглаживания, его можно форсировать для любого DirectX-приложения из AMD Catalyst Control Center в свежих драйверах (начиная с Catalyst 12.3 Beta и 12.4). По сравнению с первой версией улучшенный метод обеспечивает более высокую производительность и качество. Но ещё больше интересен суперсэмплинг (Sparse Grid Supersample Anti-Aliasing - SSAA), его также можно включить в тех же версиях драйверов для приложений DirectX 9/10/11, он весьма требовательный, но и максимально качественный:
Что касается сравнения производительности в играх, то первые прикидки о скорости рендеринга можно сделать из презентаций самой AMD. Похоже, что Radeon HD 7870 значительно быстрее своего прямого конкурента Geforce GTX 570, особенно в условиях нехватки 1,25 ГБ видеопамяти у последнего (по сравнению с 2 ГБ у рассматриваемых решений), наблюдаемой в современных играх при высоком разрешении рендеринга. Младшую Radeon HD 7850 можно сравнить с Geforce GTX 560 Ti, и тут объёмом памяти уже не похвастать. Тем не менее, по замерам компании, их новое решение всё же быстрее конкурирующего в большинстве игр.
Мы обязательно проверим производительность решений в играх в третьей части статьи, а сейчас подведём итоги теоретической части материала. Представленные модели серии Radeon HD 7800 являются отличным вариантом среднебюджетных карт и будут неплохим апгрейдом для тех пользователей, которые ещё не перешли на видеокарты с поддержкой DirectX 11. Новые платы обеспечивают все необходимые возможности и должны показать очень неплохую производительность, достаточную для любых современных игр.
Теперь, после знакомства с теоретическими характеристиками и возможностями линейки Radeon HD 7800, подошло время практического материала с исследованием скорости рендеринга новых видеокарт компании AMD в наборе синтетических тестов. Будет весьма интересно оценить производительность новинок из линейки Radeon HD 7800, сравнив её со скоростью конкурирующих видеокарт компании Nvidia, а также с топовым решением из предыдущего поколения компании AMD.
AMD Radeon HD 7870 - Часть 2: видеоплата и синтетические тесты →