Как отремонтировать зарядное устройство ach 001. Ремонт зарядных устройств и аккумуляторов

01.02.2019

Все чаще у людей возникают проблемы с выходом из строя зарядного устройства, что вовлекает к неприятным последствиям, так как становится невозможной зарядка телефона, если не имеется другой альтернативы зарядному устройству. В сегодняшней статье мы рассмотрим все виды поломок и ремонта зарядного устройства.

И так, для начала определим основные причины выхода из строя зарядного устройства, это может быть:

  • Обрыв питающего провода устройства;
  • Повреждение блока зарядного устройства;
  • Разрыв контактов, соединений или провода в штекере или блоке питания;

Чаще всего причиной выхода из строя зарядного устройства является разрыв внутренних проводов или повреждение соединений между штекером или блоком. В таких случаях устройство можно отнести в сервис центры или отремонтировать самостоятельно. В данной статье мы рассмотрим второй вариант, в качестве примера мы будем использовать зарядное устройство с тонким штекером от компании Nokia.

Для ремонта зарядного устройства нам понадобятся:

  • Обычный мультиметр;
  • Нож для разреза проводов;
  • Паяльник и припои;
  • Изолента и термоусадочная трубка, если такова есть в наличии;
  • Моток тонкой медной проволки для соединения контактов или поврежденный частей;

Первое к чему мы приступим – это поиск повреждений в проводе или контактных соединениях. Определить место, где произошел разрыв провод довольно легко, этому способствует нестандартный цвет или меньший диаметр самого провода.

В случае если визуально не смогли определить место разрыва, то повреждением может быть вовсе не разрыв провода, а дефект соединений между блоком устройства или зарядным штекером.

Приступаем к ремонту зарядного устройства . Первым делом отрезаем провод в районе 7-10 см от штекера, в случае если разрыв не обнаружится, мы сможем обратно соединить штекер к блоку питания. Поэтому не желательно отрезать провод близко к штекеру или блоку питания, так как после чего мы не сможем обратно припаять его.

Далее очищаем провод от изоляции (тот который со стороны блока питания). Берем мультиметр и устанавливаем предельно допустимое напряжение до 20В. (Подробнее о том, как пользоваться мультиметром можете узнать в ). Подсоединяем контакты мультиметра к оборванным и очищенным проводам и вставляем зарядное устройство в сеть.

Если мультиметр показывает какое либо значение, то значит повреждений в блоке питания и проводе нету. В нашем случае мультиметр показал 7В – это означает, что блок питания работает исправно, так как номинальное выходное напряжение устройства равно такому же значению.

Проделываем такое же действие со штекером зарядного устройства. Очищаем провод от изоляции и вставляем тонкую проволку во внутреннюю часть контактного провода, это понадобится для точного измерения мультиметром номинального значения штекера.

В мультиметре выбираем режим прозвонки и касаемся одним концом щупа к одному из защищенных проводов, а другим сначала к штекеру, затем к вставленной проволке. В случае если мультиметр издаст звуковой сигнал, то это будет означать что напряжение между штекером и проводом имеется и что сам штекер исправен.




В случае если прибор не издал звукового оповещения, то из этого следует то, что штекер неисправен и в его контактах, возможно, имеются повреждения. В таких случаях можно обратиться в магазин и купить новое зарядное устройство или заменить только штекер, но можно его и отремонтировать, чем мы сейчас и займемся.

В случае если у вас имеется другой исправный штекер, то можно его заменить, просто припаяв новый к старому блоку питания, при этом важно соблюдать полярность, для этого на каждом шнуре имеется цветовая маркировка, требуется все провода припаять по соответствующим цветам.

Но иногда бывает, что цветовая маркировка отсутствует, в таких случаях нужно включить зарядное устройство в сеть, а новый штекер к телефону. Далее нужно присоединить все провода штекера к проводам зарядного блока. В случае если телефон перейдет в режим зарядки, то вы сделали все правильно. Если нет, то меняйте соединения проводов до того момента пока телефон не перейдет в режим зарядки.

После этого приступаем к пайке. Если у вас имеется трубка для термоусадки, то перед тем как паять, надеваем ее к одному из проводов, после чего паяем оба конца, соблюдая полярность, после чего обматываем место соединения изолентой и вновь надеваем термоусадочную трубку.

Но в случае если у вас отсутствует дополнительный штекер, то здесь уже придется ремонтировать старый. Для этого понадобится аккуратно снять ножом со старого штекера резиновое покрытие, при этом старайтесь не повредить соединения самого штекера.

После этого проверяем работоспособность штекера. Включаем зарядной блок в сеть и присоединяем шнур к телефону. Если все работает, изолируем все соединения и присоединяем к штекеру термоусадочную трубку. После чего зарядное устройство готово к эксплуатации.

Но бывает так, что при разрезе провода и проверки напряжения выявилось, что оно отсутствует, то в этом случае придется так же разрезать провод напротив зарядного блока, отступив примерно 7-10см. Требуется защитить от повреждений провод, выходящий из блока питания, после чего нужно измерить наличие выходного напряжения. Если напряжение имеется, то это говорит об исправности зарядного блока.

В нашем случае выявилось, что один проводник штекера оборван. Визуально это сложно выявить. Оптимальным вариантом может быть покупка нового провода и припайка его вместо старого.

В этом случае так же нужно соблюдать полярность, а так же перед пайкой проверить контакты проводов, включив зарядной блок в сеть, а штекер к телефону. Если телефон начал накапливать зарядку, то можно приступить к пайке проводов, после чего заизолируйте их.

Если провод и штекер зарядного устройства исправны, то повреждение, скорее всего, находится в зарядном блоке. Возможно, проблема может быть в разрыве контактов внутри зарядного устройства. Что бы исправить повреждение требуется разобрать блок зарядного устройства и проверить все провода и контакты на наличие разрыва. Если с ними все в порядке, то проблема состоит в самом блоке зарядного устройства. При этом, не обладая навыками электротехники, вы не сможете совершить починку зарядного блока. В этом случае придется купить новое зарядное устройство или отнести старый в сервис центр.

Правильная эксплуатация некоторых видов автомобильных аккумуляторов предполагает их периодическое обслуживание: подзарядку и добавление электролита. Конечно, сейчас в магазинах можно выбрать АКБ, которые совсем не нуждаются в присмотре, но стоимость таких приборов достаточно высока. Поэтому опытные водители, для которых машина является обычной техникой, приобретают стандартные аккумуляторные батареи и регулярно их подзаряжают специальным устройством.

Однако, как и любое другое электрическое оборудование, этот прибор может сломаться и тогда требуется выполнить ремонт зарядного устройства для автомобильного аккумулятора. Сделать это можно как самостоятельно, так и передав «зарядник» профессионалам.

Разновидности зарядных устройств

Сейчас на рынке представлено несколько разновидностей приборов, которые отличаются не только по названию и цене, но и по принципу работы. Деление происходит в двух плоскостях: особенность конструкции и особенность работы.

В первом случае встречаются:

  • Трансформаторные. Здесь в основе конструкции лежит трансформатор, который понижает напряжение до нужного уровня, чтобы можно было зарядить аккумулятор. Такие приборы достаточно надежны и хорошо заряжают АКБ автомобиля. Однако, они достаточно громоздки.
  • Импульсные. Здесь работу обеспечивает импульсный преобразователь, который считается менее надежным. Но очевидным плюсом таких устройств является их небольшой вес и габариты.

Что касается принципов работы зарядных устройств для аккумуляторов транспортных средств, то разделение идет на две категории:

  • Зарядно-предпусковые приборы. Легко распознаются по тонким проводам, которые должны соединять клеммы оборудования для зарядки и клеммы самого аккумулятора. Эффективно подзаряжают или полностью заряжают АКБ, и при этом могут использоваться даже если аккумулятор автомобиля все еще подсоединен к машине. Удобство достаточно очевидное.
  • Пуско-зарядные приборы. Распознаются наличием более толстых проводов соединения АКБ и устройства зарядки. Могут работать в двух разных режимах, которые переключаются специальным тумблером. В одном режиме «зарядник» отдает максимальный ток. В другом используется для автоматизированной зарядки. Использовать такие приборы можно только на аккумуляторе, отключенном от автомобиля. Если об этом забыть, то можно сжечь множество разных предохранителей бортовой системы, или даже несколько важных деталей.

Ремонт зарядных устройств АКБ

Необходимо понимать, что это электрический прибор, который собран по определенной схеме, чтобы выполнять свою функцию. И чем мощнее и качественнее устройство, чем больше у него функций, тем сложнее схема работы. Поэтому, не обладая знаниями в электронике, не понимая теории работы, разбирать и ремонтировать зарядное устройство аккумулятора не стоит.

Однако, иногда небольшой самостоятельный ремонт все-таки возможен. Особенно, если из строя вышел относительно простой прибор трансформаторного типа. Рассмотрим, как он выглядит изнутри. Для этого достаточно взять отвертку, открутить болты и снять верхнюю крышку. Под ней можно увидеть:

  1. Силовой трансформатор. Позволяет давать на выход разные величины и диапазон напряжения.
  2. Галентный переключатель. Позволяет пользователю регулировать напряжение.
  3. Амперметр. Осуществляет контроль тока.
  4. Диодный мост. Это четыре диода, объединенных вместе. Отвечают за выпрямления тока из переменного в постоянный.
  5. Предохранитель. Определенная защита от скачков напряжения в сети.

Что можно проверить, слабо разбираясь в электронике?

Во-первых, предохранитель.

Во-вторых, у приборов, которые достаточно часто и интенсивно используют, нередко просто отходят провода от мест присоединения. Нужно внимательно осмотреть внутренности устройства, и проверить, чтобы крепления проводков было достаточно надежным. Если при визуальном осмотре обнаружен оторванный провод, то его надо припаять на место. В-третьих, иногда в дешевых «зарядниках» используют пластмассу там, где она плохо подходит. Для примера, однажды приходилось ремонтировать зарядное устройство для аккумулятора автомобиля, внутри которого диодный мост был прикручен к пластмассовой стойке. Естественно, что пластмасса, в конце концов, расплавилась и диодный мост отошел от теплоотводящей пластинки.

На этом возможности самостоятельного ремонта для простого обывателя, как правило, заканчиваются.

Если знания в электронике более глубокие и есть понимание, как пользоваться приборами тестирования, то можно пойти дальше.

  1. Проверяем входящее напряжение. Идем вдоль по проводу питания и находим место, где он подсоединяется к силовому трансформатору. В этом месте замеряем напряжение, тем самым исключая неисправности кабеля питания и предохранителя.
  2. Проверяем выходящее напряжение. Теперь действуем с другой стороны - смотрим где подсоединяются провода идущие в сторону аккумулятора. Переключаем мультиметр на режим измерения постоянного тока и проверяем напряжение. Скорее всего, тут уже будут проблемы.
  3. Проверяем работоспособность диодов и галентного переключателя. Для этого необходимо замерить напряжение на входе диодного мостика. В зависимости от результата измерений в данном месте, получится вывод - неисправен переключатель, либо неисправны диоды. Во втором случае придется открутить весь мост и проверять каждый диод по отдельности. Как только выяснится, какой именно не исправен, нужно будет заменить его на целый.

В общем и целом, к каждому зарядному устройству АКБ прилагается схема его работы. Люди которые могут прочитать схему и понимают общие принципы функционирования системы, в ряде случаев смогут самостоятельно отремонтировать «зарядник» аккумулятора.

Если же определенных знаний в электронике нет, то выполнять такие работы не стоит. Это не только риск для работоспособности заряжающих устройств, но и риск для здоровья. Гораздо проще обратиться к профессиональным электрикам, которые наверняка быстрее и лучше разберутся с проблемой.

Как правило ремонт такого недорогого девайса экономически невыгоден.
Особенно в небедных странах. Средняя цена 5 долларов.
Но бывает такое, что нет лишних денег, но есть время и запчасти.
Нет магазина поблизости. Не позволяют обстоятельства. Тогда речь не идет о цене.

В моем случае все было просто — сломалось одно из двух моих зарядных Nokia AC-3E , друзья принесли мешок поломаных зарядных. Среди них было с десяток фирменных нокиевских зарядок. Грех было не взяться.

Поиски схемы ни к чему не привели, поэтому взял похожую и переделал под AC-3E. По подобной схеме сделано множество зарядных для мобильных телефонов. Как правило разница несущественна. Иногда изменены номиналы, чуть больше или чуть меньше элементов, иногда добавлена индикация заряда. А в основном одно и то же.
Поэтому данное описание и схема пригодятся для ремонта не только AC-3E.

Инструкция по ремонту проста и написана для неспециалистов.
Схема кликабельна и хорошего качества.



ТЕОРИЯ.

Устройство представляет собой блокинг-генератор, работающий в автоколебательном режиме. Питает его однополупериодный выпрямитель (D1, C1) напряжением примерно +300 В. Резистор R1, R2 ограничивает пусковой ток устройства и выполняет роль предохранителя. Основу блокинг-генератора составляют транзистор MJE13005 и импульсный трансформатор. Необходимым элементом, блокинг-генератора является цепь положительная обратная связь образована обмоткой 2 трансформатора, элементами R5, R4 C2.

Стабилитрон 5v6 ограничивает напряжение на базе транзистора MJE13005 в пределах пяти вольт.

Демпферная цепочка D3, C4, R6 ограничивают выбросы напряжения на обмотке 1 трансформатора. В момент запирания транзистора эти выбросы могут превышать напряжение питания в несколько раз, поэтому минимально допустимое напряжение конденсатора C4 и диода D3 должно быть не ниже 1 кВ.

ПРАКТИКА.

1. Разборка. Саморезы держащие крышку зарядного в данном устройстве имеют вид треугольной звездочки. Специальной отвертки под рукой как правило нет, поэтому приходится выкручиваться кто как может. Я откручивал отверткой, которая за время эксплуатации сама заточилась под всякие крестики.



Иногда зарядные собраны без болтов. В таком случае половинки корпуса склеены. Это говорит о невысокой стоимости и качестве устройства. Разбирать такое ЗУ чуть сложнее. Нужно раколоть корпус неострой отверткой, аккуратно надавливая на стык половинок.

2. Внешний осмотр платы. Более 50% дефектов можно обнаружить именно за счет внешнего осмотра. Сгоревшие резисторы, потемневшая плата укажут вам место дефекта. Лопнувший корпус, трещины на плате будут говорить о том что устройство роняли. Эксплуатируются зарядные в экстримальных условиях, поэтому падения отовсюду нередкая причина выхода из строя.

В пяти из десятка ЗУ которые довелось делать мне, были банально отогнуты контакты через которые 220 вольт поступают на плату.


Для исправления, достаточно чуть отогнуть контакты по направлению к плате.
Проверить контакты виноваты или нет, можно подпаяв к плате сетевой шнур, и замеряв напряжение на выходе — красный и черный провода.


3. Оборванный шнур на выходе ЗУ. Рвется как правило у самого штеккера или у основания зарядного. Особенно у любителей поговорить во время зарядки телефона.
Прозванивается прибором. В центр разъема вставляете вывод тонкой детали и измеряете сопротивление проводов.

4. Транзистор + резисторы. В случае если нет видимых повреждений, прежде всего нужно выпаять транзистор и прозвонить его. Нужно при этом иметь ввиду, что у транзистора
MJE13005 база находится справа, но бывает и наоборот. Транзистор может стоять другого типа, в другом корпусе. Допустим MJE13001 видом как советский кт209 с базой слева.


Вместо него я ставил MJE13003. Можно поставить транзистор из любой сгоревшей лампы — экономки. В них как правило сгорает нить накала самой колбы, а два высоковольтных транзистора остаются целыми.

5. Последствия перенапряжения. В простейшем случае выражаются в пробитых накоротко диоде D1 и оборванном резисторе R1. В более сложных случаях сгорает транзистор MJE13005 и раздувает конденсатор C1. Всё это элементарно меняется на такие же или подобные детали.

В последних двух случаях нужно будет кроме замены сгоревших проводников, проверить резисторы вокруг транзистора. Со схемой это будет несложно сделать.

18 Декабрь 2013


Варианта два – либо замкнули витки в первичной обмотке, либо вышел из строя секретный термопредохранитель. Понять это можно, если прозвонить первичную обмотку . Сопротивление первички ниже 0,5 Ома говорит нам о коротком замыкании. Если первичка имеет бесконечное сопротивление, то сгорел предохранитель.


Первичная обмотка трансформатора – это место, куда заходят провода от вилки 220 В. Слои обмотки изолированы друг от друга и нам нужно снять эту изоляцию предельно аккуратно, потому как проволока тонкая. Я пользуюсь скальпелем и пинцетом. Убираем красную изоляцию.


Теперь срезаем желтую изоляцию – под ней и находится термопредохранитель на 125 градусов Цельсия. Он установлен в разрыв первичной обмотки, то есть последовательно с ней, и выполняет функцию пожарозащиты.


Этот белый элемент и есть термический предохранитель – он предохраняет трансформатор от перегрева , размыкая цепь. Обычно термопредохранитель при этом сгорает, так что его нужно менять. Если такого предохранителя нет, то можно применить обычный предохранитель по току или просто замкнуть его выводы. У меня есть любимый способ – если выводы предохранителя остались целые и припаяны к тонкой проволоке обмотки, я перекручиваю его вокруг своей оси так, чтобы выводы перекрестились и скрутились. Капля припоя надежно соединяет выводы и трансформатор снова работает. Дальше все это нужно уложить на место и заизолировать. Можно капнуть немного эпоксидки, чтобы зафиксировать бывший

Сегодняшние реалии таковы, что автомобиль уже перестал быть роскошью, превратившись в средство передвижения. При этом большое количество людей настолько сильно зависят от наличия машины, что проведение своевременного и грамотного её обслуживания стало делом насущным. Ведь только при соблюдении этого условия можно быть уверенным в долгосрочной и безаварийной работе всех её агрегатов и узлов.

Аккумулятор – один из самых важных элементов в автомобиле, а потому большое значение имеет соблюдение правил его эксплуатации. Только постоянный контроль за правильным прохождением процесса зарядки и разрядки батареи, уровнем электролита и его плотностью позволит обеспечить его надёжную работу в любых погодных условиях.

Зарядное устройство является обязательным оборудованием для каждого уважающего себя автомобилиста. Но, как и любой другой прибор, зарядник иногда выходит из строя. Причём, как правило, происходит это в самый неподходящий момент – когда он нужен просто позарез. В таких ситуациях приходится заниматься его ремонтом самостоятельно. О том, как произвести ремонт зарядного устройства для автомобильного аккумулятора быстро и грамотно и пойдёт речь в данной статье.

Как устроено зарядное устройство для автомобильного аккумулятора

Как правило, устройство аппарата для зарядки аккумуляторных батарей достаточно простое. В его комплектацию обязательно входят:

  • силовой трансформатор, который, как правило, имеет большое количество выводов, позволяющих набрать необходимые диапазоны и требуемую величину напряжения;
  • галетный выключатель, позволяющий производить плавную регулировку уровня напряжения в процессе зарядки аккумулятора;
  • амперметр для осуществления контроля за показателем зарядного тока;
  • диодный мостик, состоящий из четырёх диодов, чьим предназначением является преобразование переменного напряжения в постоянное посредством его выпрямления;
  • предохранитель, предназначением которого является защита всех элементов зарядного устройства от выхода их из строя, что может быть спровоцировано возникновением короткого замыкания и наличием чрезвычайных перегрузок.

Простейшая схема устройства для зарядки автомобильного аккумулятора выглядит следующим образом:


Как отыскать неисправность в зарядном устройстве и устранить его

Приступая к выполнению этой работы, необходимо понимать, что она сопряжена с проведением таких специфических операций, как измерение напряжения, прозвонка электрических цепей в целом и каждого элемента в частности. Это требует наличия определённых навыков общения с электроизмерительными приборами и знания элементарных правил электробезопасности. Если отсутствует и то и другое, то самым правильным будет поручить эту работу специалистам.

Для ремонта зарядного устройства для автомобильного аккумулятора перед началом его разборки обязательно надо убедиться в том, что устройство не подключено к электрической цепи. Крышка прибора легко снимается, если открутить болты, которыми она прикреплена к корпусу.

Начинается проверка с замеров наличия входного питания, для чего зарядное устройство подключается к сети. Замеры производятся на входном разъёме и сначала на одной клемме предохранителя, а затем на другой. Если предохранитель исправный, то питание должно присутствовать на обеих клеммах. Далее проверяется наличие питания на клеммах первичной обмотки трансформатора. Если величина напряжения соответствует показателям электросети, то можно с уверенностью сказать, что цепь подачи питания, в которую входят электрическая вилка, предохранитель и провода, работает нормально.

Дальнейшие измерения производятся, начиная с выходных клемм трансформатора, на разъёмах галетного выключателя, а затем на входе в диодный мостик и на выходе с него. Если отсутствует напряжение на выходных клеммах трансформатора, то это означает, что он вышел из строя и его необходимо заменить. В том случае, когда имеется питание на выходе трансформатора, проверяем его присутствие на разъёмах галетного выключателя. Опять же, если на его входе питание есть, а на выходе нет – он подлежит замене. Замеры на галетном выключателе следует делать, передвигая его в разные положения.

При ремонте зарядного уствройства для автомобильного аккумулятора, обнаружив напряжение на выходных разъёмах галетного выключателя, измеряем его на входе диодного мостика, после чего переходим к замерам на выходе. Если входное напряжение присутствует, а выходное нет, то неисправность следует искать в самом диодном мостике. Монолитные мостики ремонту не подлежат, а значит, их следует просто заменить.



Наборный мостик можно отремонтировать. Для этого надо отключить от схемы все диоды и проверить каждый на наличие пробоя. Если диод рабочий, то прибор в режиме прозвонки в одну сторону будет показывать какую-то величину, а после того, как концы прибора меняются местами, показаний на нём не должно быть никаких. Диод, на котором показания будут присутствовать в обоих случаях, или в обоих случаях их не будет, неисправен, и его необходимо заменить.

Добившись присутствия напряжения на выходе диодного мостика, следует убедиться в работоспособности амперметра. Сделать это можно очень просто – достаточно подключить прибор к плюсовому и минусовому проводам и включить прибор. Если напряжение будет отсутствовать, при предварительно проверенных всех остальных элементов схемы, следует обойти амперметр. Сделать это можно, соединив между собой его клеммы с помощью кусочка проволоки. Если при этом напряжение на выходе прибора появится, это значит, амперметр нуждается в замене.

Производя замеры в процессе обнаружения неисправности, необходимо помнить, что неисправность может скрываться и в проводах. Так что их прозвонку также следует производить в тех случаях, когда возникли какие-либо сомнения их работоспособности. Если по результатам проверки выявилось слишком большое количество элементов, подлежащих замене, то стоит произвести подсчёты и, возможно, .