Ii для чего используется файл подкачки. Как правильно настроить файл подкачки в Windows

29.07.2019

Не хватает оперативной памяти (ОЗУ) для работы в интернете или запуска современной игры? Прежде чем увеличивать ее объем, попробуйте настроить файл подкачки. Вполне возможно, что ваш ПК или ноутбук станет работать гораздо шустрее. О том, что это такое и как включить файл подкачки в Windows 7, 8 или 10 читайте ниже.

Сначала чуточку теории. Файл подкачки – это специальный файлик, к которому Виндовс обращается, если ПК не хватает текущей ОЗУ для работы. Проще говоря, это виртуальная память, которая приплюсовывается к текущей, в результате чего улучшается скорость работы ноутбука или компьютера.

Приведу простой пример. Вы хотите включить игру, которая требует 4 Гб оперативной памяти. А у вас лишь 3 Гб. Что делать в таком случае? Увеличить виртуальную память и недостающие 1 Гб Windows «возьмет» из этого специального файлика. Таким способом вы сможете запустить игру и поиграть в нее.

Разумеется, здесь есть несколько моментов:

  1. Увеличение виртуальной памяти может тормозить работу компьютера. Ведь скорость доступа к ОЗУ гораздо быстрее, чем к жесткому диску (а именно на нем хранится файл подкачки).
  2. Использование этой функции создает лишнюю нагрузку на HDD-накопитель и сокращает время его работы.

Впрочем, если корректно настроить файл подкачки, то вы получите именно тот результат, который требуется. И делается это несложно. А чтобы упростить вам эту задачу, ниже приведена подробная инструкция о том, как увеличить файл подкачки в Windows 10, 8 и 7. Она простая и под силу даже новичкам.

Как увеличить виртуальную память в Windows 7

Итак, если ваш ноутбук или ПК тормозит, попробуйте увеличить файл подкачки в Windows 7. Для этого:

Именно тут выполняется настройка виртуальной памяти. Как правило, здесь уже указан используемый на данный момент размер (на скриншоте ниже это 8173 Мб, т.е. 8 Гб). Чтобы увеличить виртуальную память в Windows 7, щелкните на кнопку «Изменить».

Появится то самое окошко, где вы сможете настроить файл подкачки.

Если же ПК или ноутбук тормозит, значит, оперативной памяти не хватает и ее надо увеличить. Для начала уберите галочку в этом пункте. Все кнопки станут активными, и вы сможете включить файл подкачки в Windows 7 и настроить его на свое усмотрение. Для этого поставьте галочку возле строки «Указать размер» и пропишите исходный и макс. объем. Например – 4096 Мб (это 4 Гб).

Важно: во избежание тормозов и глюков исходный и макс. размер должны быть одинаковыми. Например, 4096 Мб (как на скриншоте выше).

Кстати, какой оптимальный размер файла подкачки? Советов по этому вопросу в интернете очень много, да и формулы расчета тоже замысловатые.

Оптимальным вариантом будет увеличить виртуальную память компьютера на 50% от объема вашей ОЗУ. То есть, файл подкачки для 4 Гб будет составлять 2048 Мб. А для 8 Гб ОЗУ можно указать 4096 Мб. В результате суммарная память будет составлять 6 и 12 Гб соответственно – этого должно хватить на все случаи жизни.

Если на ПК установлено много ОЗУ (например, 8 Гб), и вы работаете только в интернете, тогда можете вообще отключить файл подкачки. Ведь, как я говорил выше, он нагружает жесткий диск, что иногда замедляет работу ПК.

Впрочем, этого делать не рекомендуется. Возможно, через время вы захотите запустить игру или обработку видео, и выскочит ошибка, что не хватает памяти. А о виртуальной памяти, скорее всего, благополучно забудете. В результате потратите много нервов, прежде чем устраните эту проблему.

В общем, если вам нужно увеличить виртуальную память в Windows 7 – укажите ее вручную. А если потребуется восстановить прежние значения, поставьте галочку в самом первом пункте и закройте это окно.

Как увеличить файл подкачки в Windows 8

Файл подкачки в Windows 8 настраивается аналогично (как и в «семерке»). А чтобы не заходить в Пуск и не открывать множество окон, можно поступить проще:


Кстати, данная команда работает также и в «семерке». Для удобства можете использовать этот способ при необходимости.

Как увеличить файл подкачки в Windows 10

Настройка файла подкачки в Windows 10 осуществляется несколько иным образом. Хотя ничего сложного тут нет.

Чтобы включить файл подкачки в Windows 10:

Вместо заключения

На этом все. Теперь вы в курсе, что такое файл подкачки, для чего он нужен, и как его увеличить.

И напоследок отмечу еще 2 небольших нюанса:

  1. Не рекомендуется создавать этот файлик на нескольких разделах, это лишь увеличит нагрузку на HDD-накопитель. Выберите только один подраздел (например, локальный диск C).
  2. Увеличение виртуальной памяти в Windows XP осуществляется так само, как в «семерке» или «восьмерке».

В общем, если ваш ноутбук или ПК тормозит, попробуйте настроить файл подкачки. А если не поможет или станет только хуже, тогда лучше увеличить объем оперативной памяти (благо стоит она совсем недорого).

Файл подкачки, он же своп (по-английски swap), он же виртуальная память - это функция операционной системы, реализованная в виде файла, в который выгружается (записывается) какая-то часть объема информации оперативной памяти при ее переполнении. В случае отключения файла подкачки, или при недостаточности выделенного для него на диске места, могут возникнуть неприятные последствия в виде подтормаживаний и глубоких зависаний операционной системы. Данные проблемы может решить увеличения файла подкачки.

Где находится файл подкачки? Как правило, если не назначено иное место в настройках, то файл подкачки pagefile.sys находится в корне диска C и является скрытым. Размер данного файла не должен быть меньше объема оперативной памяти, установленной в компьютере. В противном случае рекомендуется проверить настройки и при необходимости увеличить место на диске, выделяемой под файл подкачки.

Изменить размер файла подкачки в Windows XP можно следующим образом:

  1. Правой кнопкой мышки кликнуть на ярлык «Мой компьютер» на рабочем столе. В появившемся контекстном меню выбрать пункт «Свойства».
  2. В открывшемся окне под названием «Свойства системы» перейти на вкладку «Дополнительно». В данной вкладке найти раздел «Быстродействие» и нажать на кнопку «Параметры».
  3. Запустится окно с названием «Параметры быстродействия». В нем также необходимо перейти на вкладку «Дополнительно», в которой в разделе «Виртуальная память» кликнуть на кнопку «Изменить».
  4. В появившемся окне, имеющим название, «Виртуальная память» выбрать вариант «Особый размер» и указать исходный и максимальный размеры файла подкачки в мегабайтах. Нажать на кнопку «Ок».
  5. В результате проведенных настроек операционная система должна сообщить, что «для того чтобы сделанные изменения вступили в силу, следует перезагрузить компьютер».
  6. Перезагрузить компьютер, в результате чего получаем увеличенный размер файла подкачки.
В Windows 7 и Vista настройки во многом схожи.

Что касается настройки файла подкачки, то следует сказать о следующем:
  • Минимальный размер файла подкачки желательно устанавливать в полтора раза больше, чем объем оперативной памяти в ноутбуке. Максимальный - в четыре раза больше объема RAM.
  • Использование файла подкачки, даже если установить для него очень большой размер, не избавляет от необходимости увеличения оперативной памяти, так как скорость чтения с диска гораздо ниже скорости получения информации из оперативной памяти. Частично эту проблему решают быстрые SSD диски.
  • Если дисков на компьютере несколько, то своп лучше всего организовать на самом быстром из них.
  • Хорошим выбором настройки файла подкачки является режим «Размер по выбору системы». В данном случае операционная система сама регулирует размер свопа, исходя из своих реальных потребностей.
  • Полезно проводить периодическую дефрагментацию файла подкачки. Но для этого нужно использовать стороннее программное обеспечение, так как стандартными средствами Windows этого сделать нельзя.
Универсального решения по выбору размера файла подкачки нет. Оно будет отличаться как в зависимости от конфигурации самого компьютера, так и набора программ, который используется для выполнения задач.

Практически во всех материалах по , которые мне доводилось встречать на просторах Интернета, упоминается такой объект операционной системы Windows, как файл подкачки (виртуальная память). Предполагается, что оптимизация файла подкачки должна повлиять на скорость работы операционной системы и компьютера в целом. Но так ли это на самом деле и существует ли оптимальный файл подкачки? Давайте разбираться...

Зачем нужен файл подкачки

В двух словах поясню что это за файл и для чего он нужен.

В любом компьютере есть оперативная память, в которой наиболее быстро обрабатываются данные. Но практически всегда оперативной памяти не хватает для решения текущих задач и для устранения этого дефицита был создан специальный файл, который, как понятно, называется файлом подкачки.
Файл подкачки находится на жестком диске и это системный файл.

Файл подкачки обычно скрыт от пользователя, как и большинство других системных файлов.

Во время работы компьютера Windows помещает в этот файл данные, которые не умещаются в оперативной памяти. В дальнейшем эти данные могут снова помещаться в оперативную память и опять выгружаться в файл подкачки.

Нужно ли переносить файл подкачки

По умолчанию файл подкачки создается на системном диске, то есть обычно на диске С, на котором установлена Windows. Я уже неоднократно сталкивался с рекомендацией перенести файл подкачки на другой (несистемный) раздел, что вроде как должно повысить производительность.

Но так ли это? Давайте разберемся.

Сама компания Майкрософт в одной из статей рекомендует сделать перенос файла подкачки на другой раздел: «Вы можете увеличивать производительность системы, а также освободить пространство на загрузочном разделе, переместив данный файл на альтернативный раздел ».

При этом не уточняется на какой именно раздел. Поэтому многие, опираясь на данную информацию, просто рекомендуют переносить файл подкачки, например, на диск D. При этом считается, что перенос файла подкачки на несистемный раздел уменьшит его , которая является неизменным спутником всех файлов в , а это, в свою очередь, должно сказаться на увеличении быстродействия операционной системы.

Что касается фрагментации, то я согласен — при переносе файла подкачки с системного раздела его фрагментация должна уменьшиться, но в данной ситуации от такого мероприятия толку будет мало, а точнее будет даже больше вреда.

Дело в том, что отсутствие файла подкачки на системном диске не позволит системе создавать дампы памяти.

Дамп памяти — это некоторый слепок оперативной памяти, который может быть крайне полезным при выяснении причин сбоев. То есть анализ дампа памяти довольно часто позволяет выявить причину, которая вызвала перезагрузку или зависание компьютера.

Возможно для большинства пользователей это не особо востребованная функция, но при возникновении внештатных ситуаций анализ дампа памяти — это практически единственная возможность докопаться до причины проблемы в домашних условиях.

Как я уже упомянул, фрагментация файла подкачки на несистемном диске действительно будет менее выраженной. Однако это практически никак не повлияет на скорость работы с файлом и никакого прироста производительности вы не почувствуете.

Но это все же не означает, что перенос файла подкачки бессмысленен.

Когда перенос файла подкачки оправдан

Если у вас к компьютеру подключено два жестких диска, то имеет смысл перенести файл подкачки на один из разделов именно второго жесткого диска.

При этом оптимальным решением будет создание двух файлов подкачки — один на системном диске, а второй на одном из разделов второго жесткого диска.

Первый файл подкачки позволит создавать дампы памяти для анализа внештатных ситуаций. Второй файл подкачки позволит ускорить работу Windows с ним, так как он физически будет размещен на другом устройстве.

Можно встретить рекомендации, призывающие создавать отдельный раздел для файла подкачки, чтобы свести к минимуму его фрагментацию во время работы системы. Как я сказал ранее, дефрагментация не играет ключевую роль в скорости работы системы с файлом подкачки. Поэтому можно не создавать отдельный раздел для него, а просто разместить файл на одном из существующих разделов второго жесткого диска.

Теперь поговорим о том, как это сделать.

Как перенести файл подкачки

В Панели управления перейдем в раздел «Система»:

Найдем подраздел «Быстродействие»:

И на вкладке «Дополнительно» обратимся к подразделу «Виртуальная память»:

Снимаем галочку с пункта, автоматически регулирующего размер файла подкачки, и в перечне доступных дисков выбираем тот, на который хотим его перенести.

И тут возникает вполне закономерный вопрос — как определить необходимый объем этого файла?

Оптимальный размер файла подкачки

К сожалению, невозможно однозначно сказать, какой оптимальный размер файла подкачки нужно установить. Все зависит от множества факторов, в первую очередь от объема оперативной памяти установленной на компьютере. Ну и конечно от того, для каких целей компьютер используется, то есть какие программы на нем запускаются и какие задачи с помощью компьютера решаются.

Могу лишь сказать, что чем больше оперативной памяти установлено на компьютере, тем меньше будет задействоваться системой файл подкачки.

Но это утверждение не всегда правомочно, так как есть очень ресурсоемкие программы, которым и 64Гб оперативной памяти будет недостаточно.

По этой причине оптимальный файл подкачки для каждого компьютера будет разным. Но можно руководствоваться советом Майкрософт при настройке файла подкачки.

Согласно информации с сайта Майкрософт , в Windows заложен следующий принцип: «Windows устанавливает исходный размер файла подкачки равным объему оперативной памяти вашего компьютера, а максимальный размер файла подкачки соответствует утроенному объему ОЗУ» .

Выбираем размер файла подкачки

Вопрос о размере файла подкачки довольно часто встречается на различных технических ресурсах, однако однозначных рекомендаций на этот счет нет. Попадаются как советы установить файл подкачки в 1.5-2 раза больше объема установленной памяти, так и полностью отключить его. И то и другое абсолютно бессмысленно с практической точки зрения. Поэтому сегодня речь пойдет о том, что такое файл подкачки (он же своп-файл, он же страничный файл) и как правильно выбрать и настроить его размер.

Чтобы понять, для чего нужен файл подкачки, стоит сначала разобраться в принципах работы памяти в Windows. Поэтому начнем с теории.

Виртуальная память

Как правило, говоря о памяти мы имеем в виду модули оперативной памяти, физически установленные на компьютере, или физическую память . Объем доступной физической памяти жестко ограничен и зависит от возможностей оборудования, разрядности операционной системы и условий лицензирования. Для того, чтобы обойти эти ограничения, в операционных системах Windows используется такой ресурс, как виртуальная память .

Операционная система Windows работает не с физической, а именно с виртуальной памятью. Технически виртуальная память состоит из физической памяти (ОЗУ) и специального файла(-ов) подкачки, объединенных в единое виртуальное адресное пространство. Для каждого запущенного процесса выделяется собственное, отдельное от других процессов адресное пространство в виртуальной памяти, в котором он выполняется и которым управляет. Для обращения к памяти используются указатели на адреса в виртуальном адресном пространстве, при этом сам процесс не в курсе 🙂 того, где именно хранятся его данные — в ОЗУ или в файле, это решает операционная система.

Максимально возможный объем доступной виртуальной памяти зависит от разрядности операционной системы. Так в 32-разрядной системе процесс может адресовать не более 4 гигабайт (2 32) памяти. Для 64-разрядного процесса теоретическое ограничение составляет 16 экзабайт (2 64), а практически в современных 64-разрядных версиях Windows поддерживается адресное пространство объемом до 16 терабайт.

Примечание. Некоторые 32-разрядные версии Windows Server используют технологию PAE, позволяющую адресовать до 64ГБ памяти. Подробнее о PAE можно узнать .

В отличии от физической, виртуальная память имеет гораздо более гибкие ограничения. Это позволяет одновременно выполняться большому количеству процессов, которые не смогли бы поместиться в физической памяти. Таким образом, основная задача механизма виртуальной памяти — расширение доступной памяти компьютера.

Управление памятью происходит примерно так.

Виртуальное адресное пространство поделено на блоки равного размера, которые называют страницами (pages). Отсюда кстати и название page file — страничный файл. Физическая память также поделена на разделы, называемые страничными фреймами (page frames), которые используются для хранения страниц.

Каждому процессу при старте выделяется ″кусок″ адресного пространства в виртуальной памяти. Соответственно в каждый момент времени в памяти находятся страницы из виртуального адресного пространства каждого процесса. Страницы, находящиеся в физической памяти и доступные немедленно, называются действительными (valid pages), а страницы, которые в данный момент недоступны, например находящиеся на диске — недействительными (invalid pages).

При обращении процесса к странице памяти, помеченной как недействительная, происходит страничное прерывание (page fault). При возникновении прерывания диспетчер виртуальной памяти находит запрашиваемую страницу и загружает ее в свободный страничный фрейм физической памяти. Собственно этот процесс и называется подкачкой (paging).

При дефиците физической памяти диспетчер памяти выбирает фреймы, которые можно освободить и переносит их содержимое на диск, в файл подкачки. Принцип переноса такой: когда процесс использовал все выделенные ему фреймы, то при каждом страничном прерывании в этом процессе система удаляет из физической памяти одну из его страниц. Выбор страницы осуществляется по принципу первым пришел — первым ушел (first in, first out, FIFO), т.е. в файл подкачки переносится страница, дольше всех находившаяся в памяти.

У каждого процесса есть свой рабочий набор (working set) — набор страниц, находящихся в физической памяти. Рабочий набор определяет размер физической памяти, выделенной процессу, он имеет минимальный и максимальный размер. В момент запуска процессу назначается минимальный размер рабочего набора, т.е. минимальное количество страниц, которые гарантированно будут находится в оперативной памяти. При достаточном количестве свободной физической памяти процесс может увеличивать свой рабочий набор до размера, равного максимальному рабочему набору. Когда же начинается нехватка памяти, диспетчер виртуальной памяти начинает урезать рабочий набор всех процессов до минимального, удаляя лишние страницы из физической памяти.

После уменьшения рабочего набора процесса до минимума диспетчер памяти отслеживает страничные прерывания, генерируемые каждым процессом. При большом количестве прерываний диспетчер может увеличить размер рабочего набора процесса, при отсутствии — продолжает уменьшать рабочий набор до тех пор, пока не произойдет прерывание. Появление прерывания говорит о том, что достигнут минимальный размер памяти, необходимый процессу для работы. Таким образом достигается баланс между потреблением физической памяти и производительностью.

На самом деле это очень примерное описание работы виртуальной памяти, но для общего понимания его вполне хватит. Поэтому завязываем с теорией и переходим к практике.

Текущие настройки файла подкачки

Посмотреть текущий размер файла можно в оснастке Свойства системы (System Properties). Для этого надо нажать Win+R и выполнить команду sysdm.cpl . Затем перейти на вкладку «Advanced», в поле «Performance» нажать на кнопку «Settings» и в открывшемся окне перейти на вкладку «Advanced».

Здесь указан суммарный размер файла подкачки на всех дисках, а по кнопке «Change» можно перейти к его настройкам.

По умолчанию включено автоматическое управление размером файла подкачки. Это значит, что операционная система создает один файл подкачки pagefile.sys в корне системного диска и устанавливает его размер автоматически, исходя из своих потребностей.

Дамп памяти

Чтобы понять, чем руководствуется система при выборе размера файла подкачки, опять перейдем к теории и обратимся к такому понятию как дамп памяти (memory dump). Дело в том, что кроме расширения физической памяти файл подкачки имеет еще одно назначение — он используется при создании аварийных дампов памяти при сбоях системы. Происходит это следующим образом.

Во время загрузки операционная система создает карту секторов, занимаемых на диске файлом подкачки и сохраняет ее в памяти. При сбое системы проверяется целостность этой карты, драйвера диска и управляющей структуры дискового драйвера. Если целостность их не нарушена, то ядро системы вызывает специальные функции ввода\вывода, предназначенные для сохранения образа памяти после системного сбоя и записывает данные из памяти на диск, в файл подкачки, используя сохраненную карту секторов.

При следующей загрузке системы диспетчер сеанса (Session Manager Subsystem Service , SMSS) инициализирует файл подкачки и проверяет наличие в нем заголовка дампа. Если заголовок есть, то данные копируются из файла подкачки в файл аварийного дампа и делается соответствующая запись в системном журнале.

Соответственно при автоматическом управлении файлом подкачки система ориентируется на настройки создания аварийного дампа памяти, выбирая размер файла в соответствии с типом дампа:

Полный дамп памяти (Complete memory dump) — в дамп записывается все содержимое оперативной памяти на момент сбоя, поэтому размер файла подкачки должен быть равен размеру физической памяти + 1Мб (для заголовка). Этот тип выбирается по умолчанию при количестве физической памяти меньше 4ГБ;
Дамп памяти ядра (Kernel memory dump) — в дамп записывается только память, выделенная для ядра ОС, драйверов устройств и приложений, работающих в режиме ядра. Дамп ядра занимает гораздо меньше места, чем полный дамп, при этом его как правило достаточно для определения причин сбоя. Этот тип дампа выбирается по умолчанию для систем с объемом ОЗУ 4ГБ и более. Минимальный размер файла подкачки должен составлять примерно 1/3 от объема физической памяти;
Малый дамп памяти (Small memory dump) — мини-дамп, в котором содержатся минимально необходимые данные: стоп-код и описание ошибки, список загруженных драйверов и информация о запущенных в момент сбоя процессах. Этот дамп требует файл подкачки не менее 2Мб;
Автоматический дамп памяти (Automatic memory dump) — новый тип дампа, появившийся в Windows 8\Server 2012 и более новых. На самом деле это тот же дамп ядра, единственная разница в том, что он позволяет системе динамически управлять размером файла подкачки, выбирая наиболее оптимальный размер.

Настройки дампа памяти находятся в расширенных свойствах системы, в разделе Загрузка и восстановление (Startup and Recovery). Здесь можно один из четырех типов дампа либо совсем отключить его создание.

Даже зная настройки дампа и объем физической памяти, не получится точно сказать, какого размера файл подкачки создаст система. Поэтому я решил немного поэкспериментировать, для чего взял в качестве подопытных 2 системы — клиентскую Windows 8.1 (x64) и серверную Windows Server 2012 R2 и проверил, как размер файла подкачки зависит от объема физической памяти и настроек дампа. Вот что получилось:

Как видите, размер файла напрямую зависит не только от объема ОЗУ и настроек дампа, но и от типа операционной системы. Кроме того, отключение дампа не означает полное отсутствие файла подкачки.

Также стоит напомнить, что это начальные значения. При нехватке виртуальной в процессе работы памяти система может увеличивать файл подкачки вплоть до максимального значения, которое при автоматической настройке составляет 3 объема физической памяти.

Определение необходимого размера файла подкачки

Хотя размером файла подкачки и можно управлять через настройки дампа памяти, однако это не самый прямой способ. Гораздо правильней настроить размер файла вручную. Остается только выяснить, какой размер можно считать достаточным.

Однозначного ответа на этот вопрос нет. Единственный способ более-менее точно установить размер файла подкачки — это собрать в данной конкретной системе данные по потреблению памяти и использованию файла подкачки, выяснить, какой максимальный объем памяти может быть занят службами\приложениями и насколько реально используется файл подкачки. На основании полученных данных и следует выбирать размер файла.

Оперативно оценить текущее потребление виртуальной памяти можно в Task manager, в разделе Performance (производительность). В поле Commited показано отношение используемой виртуальной памяти к ее общему количеству. В моем примере на компьютере установлено 64Гб оперативной памяти и такого же объема файл подкачки. Текущий объем виртуальной памяти составляет 128Гб, занято 65Гб. Из них 62,4Гб приходятся на оперативную память и 2,6Гб на файл подкачки.

Также для сбора информации можно воспользоваться счетчиками производительности. Счетчики предоставляют больше информации, а также позволяют собрать статистику за определенное время, что позволит более точно определить потребности системы в виртуальной памяти. Нам потребуются следующие счетчики производительности:

Memory, Commited Bytes — этот счетчик показывает, какое количество байт в виртуальной памяти занято текущими процессами. Когда значение Commited Bytes превышает объем физической памяти, система начинает активно использовать файл подкачки;
Memory, Available Bytes — объем свободной физической памяти на компьютере. Этот параметр показывает загруженность оперативной памяти, а чем меньше физической памяти остается, тем активнее система использует файл подкачки.
Memory, Commit Limit — значение, равное сумме объема оперативной памяти и текущего размера файла подкачки. По другому — максимальное количество виртуальной памяти, которое может быть выделено всем процессам без увеличения размера файла подкачки.
Memory, %Commited Bytes In Use — показывает процент использования виртуальной памяти. Представляет из себя отношение Commited Bytes \Commit Limit.
Paging File, %Usage — процент использования файла подкачки, текущее значение.
Paging File, %Usage Peak — процент использования файла подкачки, пиковое значение.

Для более глубокого анализа потребления памяти можно дополнительно использовать такие счетчики:

Memory, Page Fault\sec — количество страничных ошибок (прерываний) в секунду при обращении к страницам памяти. Напомню, что страничное прерывание возникает при обращении к странице памяти, которая была выгружена на диск.
Memory, Pages\sec — показывает, сколько страниц в секунду было прочитано\записано в рамках страничного прерывания. Проще говоря, этот счетчик показывает интенсивность обмена данными между оперативной памятью и файлом подкачки. Представляет из себя сумму счетчиков Pages Input\sec и Pages Outpit\sec .
Process, Working Set — показывает текущее использование физической памяти активными процессами. Значение Total выдает суммарный объем по всем процессам, но можно вывести данные отдельно и по каждому конкретному процессу. Этот счетчик не имеет прямого отношения к файлу подкачки, но может помочь при диагностике проблем с производительностью.

Как видно на примере, 64-гигабайтный файл подкачки реально используется всего на 2-3%. То есть для нормальной работы с избытком хватит файла подкачки размером 4Гб. И это при том, что сервер очень прилично нагружен, для менее загруженного компьютера цифры будут еще меньше.

Отдельно стоит упомянуть о выборе размера файла подкачки для компьютеров с ролью Hyper-V. Дело в том, что в силу особенностей архитектуры гипервизор не использует файл подкачки для виртуальных машин даже в случае нехватки физической памяти. На серверах Hyper-V файл подкачки нужен исключительно для целей хостовой системы, в которой используется лишь небольшая часть ОЗУ (обычно не более 2-4ГБ). Поэтому создавать файл подкачки, исходя из общего объема физической памяти в данном случае абсолютно бессмысленно.

Настройка

Определив необходимый размер, переходим непосредственно о настройке. Для изменения размера файла подкачки открываем свойства виртуальной памяти и отключаем автоматический выбор размера. Затем в поле «Drive» выбираем логический диск, на котором будет располагаться файл, выбираем опцию «Custom size», указываем начальный и максимальный размер файла подкачки и жмем «Set». Для того, чтобы изменения вступили в силу, после настройки может потребоваться перезагрузка системы.

Для файла подкачки существуют некоторые ограничения:

Максимальный размер файла может быть не более 16ТБ для 64-битной и не более 4ГБ для 32-битной системы;
Можно создавать до 16 файлов подкачки, но каждый должен быть расположен на отдельном томе (логическом диске);
Для возможности создания аварийного дампа памяти необходимо, чтобы файл подкачки (хотя бы один) находился на системном диске.

Для автоматизации процесса настройки можно использовать вот такой PowerShell скрипт (подставив свои значения):

# Disable automatic management for pagefile
$ComputerSystem = Get-WmiObject -Class Win32_ComputerSystem -EnableAllPrivileges
if ($ComputerSystem.AutomaticManagedPagefile) {
$ComputerSystem.AutomaticManagedPagefile = $false
$ComputerSystem.Put()
}
# Set manual size for pagefile
$PageFile = Get-WmiObject -Class Win32_PageFileSetting -EnableAllPrivileges
$PageFile.InitialSize = 4096
$PageFile.MaximumSize = 8192
$PageFile.Put()

Заключение

В заключение некоторые практические советы, которые могут помочь в настройке.

При ручной настройке необходимо указать начальный и максимальный размер файла. В этом случае система создает файл начального размера, при необходимости увеличивая его до тех пор, пока он не достигнет максимального. При увеличении размера возможна фрагментация файла подкачки, что скажется на его быстродействии. Для борьбы с фрагментацией можно изначально указать начальный и максимальный размер одинаковыми. Тогда система сразу выделит под файл все необходимое место, а статический размер файла исключит возможную фрагментацию в дальнейшем.
Для увеличения производительности системы файл подкачки можно перенести на другой раздел. Уточню, что переносить файл стоит только на раздел, находящийся на другом физическом диске. Размещение файла подкачки на дополнительном раздел одного и того же диска не приведет к повышению быстродействия. На практике имеет смысл перенос файла подкачки на отдельный SSD-диск, это может дать заметный прирост производительности.
Еще один теоретический 🙂 способ повысить скорость работы с файлом подкачки — разместить его на отдельном, специально выделенном только под него разделе, для которого установить размер кластера 64Кб (вместо 4Кб по умолчанию). При работе с большими файлами (такими, как файл подкачки) большой размер кластера может повысить производительность файловой системы. Чем больше размер кластера, тем большими блоками читаются\пишутся данные, соответственно для одинакового объема данных при размере кластера 64Кб потребуется в 16 раз меньше операций чтения\записи, чем для 4Кб.
Кое где встречаются советы полностью отключить файл подкачки. Действительно, в отдельных случаях это может дать некоторый прирост производительности, хотя лично я не вижу в этом большой пользы. Как можно убедиться с помощью счетчиков производительности, при наличии свободной физической памяти ОС и так использует файл подкачки по минимуму, поэтому прирост будет незначительный. Если же при отключенном файле подкачки в процессе работы закончится физическая память, то приложение, потребляющее память, будет остановлено, что чревато сбоем в работе и потерей данных. Кроме того, при отсутствии файла подкачки Windows не сможет сохранить дамп памяти в случае сбоя.
И последнее. Манипуляции с файлом подкачки не особо сильно влияют на производительность системы в целом. Повторюсь, при достаточном количестве физической памяти файл подкачки используется по минимуму. Если же в системе постоянно не хватает памяти и она активно использует файл подкачки, то в первую очередь стоит подумать о расширении физической памяти.

Файл подкачки, или своп-файл, представляет собой так называемую виртуальную память, необходимую для увеличения физической ОЗУ компьютера.

В процессе работы ресурсоемких приложений Windows 7 активно использует физическую память, а когда ее становится недостаточно, обращается к своп-файлу, где хранятся данные, не поместившиеся на физическую память. Файл подкачки имеет строго заданное название pagefile.sys и не может быть изменен.

При установке и дальнейшей Windows 7 система сама выбирает необходимый размер файла подкачки, располагая его на диске с операционной системой. Однако заданные системой параметры не всегда обеспечивают наибольшее быстродействие. Кроме того, для повышения производительности необходимо разместить pagefile.sys не на системном разделе, что позволит увеличить быстродействие.

Как определить размер файла подкачки

Чтобы обеспечить хорошую производительность, необходимо установить минимальный размер pagefile.sys, равный объему физической ОЗУ, а максимальный – в два раза больше. Например, если у вас на компьютере установлено 4 Гб памяти, то оптимальный минимальный размер своп-файла будет равен 4 Гб, а максимальный – 8 Гб.

Некоторые пользователи устанавливают одинаковый размер исходного и максимального своп-файла, что позволяет избежать его фрагментации, а значит, в какой-то мере снизить нагрузку на систему. Однако избежать снижения производительности, связанного с динамическим размером pagefile.sys, можно, включив функцию его очищения после завершения работы системы.

Для того чтобы включить очищение файла подкачки при завершении работы Windows, откройте окно Локальные политики безопасности. Для этого переходим Пуск – Выполнить - secpol.msc.

В следующем окне нужно найти пункт Завершение работы: очистка своп-файла виртуальной памяти. Щелкнете по нему мышкой дважды, установите параметр Включен и нажмите кнопку Применить.

Где расположить файл подкачки в Windows 7

Windows 7 позволяет расположить файл подкачки на нескольких дисках сразу, однако это не приведет к повышению производительности. Оптимальный с точки зрения производительности вариант – это единственный своп-файл, размещенный на любом разделе, помимо системного.

Чтобы изменить стандартное расположение pagefile.sys, необходимо сначала полностью удалить его, а затем создать в удобном вам месте. Как это сделать описано ниже.

Пуск – клик правой кнопкой мыши по ярлыку Мой компьютер – Свойства. Появится окно, в левом разделе которого следует выбрать пункт Дополнительные параметры системы.

Появится новое небольшое окно, где нам необходима вкладка Дополнительно.

Нажимаем на кнопку Параметры в отсеке Быстродействие. Снова переходи на вкладку Дополнительно.

В этой вкладке нужно нажать кнопку Изменить в отсеке Виртуальная память. Появится диалоговое окно, где можно настроить размеры своп-файлов на любом разделе.

Если вы не меняли настройки после установки Windows 7, pagefile.sys будет располагаться на системном диске ((C:/). Выделите его и, активировав пункт Без файла подкачки, нажмите на кнопку Задать. В некоторых случаях может появиться предупреждение. Просто нажмите кнопку Да.

Вернитесь к диалоговому окну Визуальная память и выделите диск, где вы хотите разместить своп-файл. Укажите исходный и максимальный размер pagefile.sys: исходный объем должен быть равен физической памяти, максимальный – в два раза больше.

Если вы хотите сделать размер pagefile.sys статичным, настройки в диалоговом окне будут выглядеть так.

При уменьшении размера файла подкачки, изменения вступят в силу сразу же. Увеличение pagefile.sys потребует перезагрузки компьютера. В любом случае перед вами появится окно, требующее перезагрузить систему.