Информационная культура. Приём «Составление краткой записи задачи»

23.04.2019

Переход к информационному обществу обязывает специалиста владеть современными средствами, методами и технологией работы с информационными ресурсами. Кроме того, все более актуальной становится проблема коллективной работы с информацией. Это предполагает формированию у человека некоторого уровня информационной культуры.

Информационная культура – умение целенаправленно работать с информацией и использовать для ее получения, обработки и передачи компьютерную информационную технологию, современные технические средства и методы.

Информационная культура проявляется в следующих аспектах:

в навыках использования технических устройств для работы с информацией (от телефона до компьютера);

в способности использовать в своей деятельности современные программные средства;

в знании информационных потоков в своей сфере деятельности.

Для высшего учебного заведения социальным заказом информационного общества считается такое обеспечение уровня информационной культуры студента, при котором наряду с изучением теоретических дисциплин информационного направления много времени уделяется компьютерным информационным технологиям.

Информация

Данные

Взаимодействие материальных объектов сопровождается изменением внутренней структуры вещества или его энергетического поля. Это приводит к образованию сигналов. Порыв ветра, удар молотком, хлопок в ладоши, нагревание предмета в пламени свечи это всего несколько примеров сигналов.

Сигналы оказывают влияние на окружающие предметы изменяя их. Эти изменения называются регистрацией сигналов. Регистрацию некоторых сигналов можно наблюдать визуально, регистрацию других выполняют при помощи специальных приборов – датчиков. Часть сигналов вообще не поддается регистрации современными средствами, а о существовании некоторых сигналов люди даже не догадываются.

Информатика интересуется сигналами с точки зрения факта их регистрации. Для информатики не важна природа сигнала. Если сигнал зарегистрирован и различим на фоне регистрации других сигналов, то он может стать источником для получения информации о событиях, которые имели место, или источником информации о предполагаемых событиях (при прогнозировании). Таким образом, в информатике данные – это зарегистрированные сигналы.

Информация

Слово информация очень широко используется и в науке, и в повседневной жизни. Происходит оно от латинского informatio, что означает разъяснение, изложение. Несмотря на древнее происхождение этого слова, строгого научного определения информации до последнего времени не существует. В разных областях человеческой деятельности это понятие вводится по-разному. В широком смысле информация – это общенаучное понятие, обозначающее обмен сигналами в живой и неживой природе. В информатике используют понятие, заимствованной из кибернетики.

Информация – это сведения, уменьшающие неопределенность об объектах и явлениях окружающей среды.

Например, прогноз погоды на следующий день является ярким примером информации. Сигналы регулировщика на перекрестке тоже информация, но не для всех. Пешеходы, не изучавшие правила дорожного движения, скорее всего эти сигналы не поймут. А сведения о расстоянии между объектами могут быть получены только с использованием специальных методов.

Информация, в отличие от данных, не является объектом материальной природы и образуется в результате обработки данных адекватными методами. Например, чтобы определить температуру плавления металла нужно его нагревать. Ударяя по слитку молотком, температуру плавления определить не удастся, хотя этот метод позволить косвенно судить о хрупкости предмета.

Эмоциональный интеллект. Что такое EQ, и в чем его отличие от IQ?

Понятие эмоционального интеллекта EQ появилось сравнительно недавно. В 1990-е годы Питер Салоуэй выпустил статью с названием «Эмоциональный интеллект» в США. В этой статье он выделял 4 основных навыка, характеризующих человека, обладающего высоким EQ:

  1. Умение воспринимать и идентифицировать эмоции как свои, так и чужие.
  2. Уметь использовать эмоции для управления мыслительным процессом. Например, позитивные эмоции развивают мыслительный процесс в позитивном направлении, т.е. способствуют процессу продумывания и планирования будущих мероприятий.
  3. Собственно понимание эмоций, т.е. определение источника эмоций, понимание стадий и динамики их развития, способность типологизировать и классифицировать эмоции.
  4. Управление эмоциями, умение целенаправленно вызывать определенные эмоции как у себя, так и у других. Противопоставление эмоционального EQ и обычного интеллекта IQ не совсем верно, поскольку EQ включает в себя частично и когнитивные функции, которые традиционно относятся к IQ. Можно говорить о том, что EQ - это более широкое понятие, нежели IQ.

Понятие EQ не возникло на пустом месте. Очень многое из того, с чем мы сейчас работаем в сфере EQ, было ранее разработано а трудах таких ученых как Гилфорд, Торндайк и Айзенк в рамках концепции социального интеллекта. Как бы там ни было, когда мы говорим об EQ, мы преимущественно говорим об эмоциональной сфере, а когда об IQ - о когнитивной (т.е. о мышлении, памяти, внимании и воображении), и это вполне оправданно. В 60-70-х годах прошлого века был настоящий всплеск интереса к исследованиям в сфере IQ. Делались не совсем оправданные гипотезы о том, что люди с высоким IQ будут более успешны на работе. На практике же оказалось, что IQ - это всего лишь один из критериев успешности, и в большинстве случаев даже не самый главный. Работы в сфере психодиагностики потенциально успешных работников медленно, но уверенно смещались в сторону EQ. Особенно критичным показатель EQ оказался для профессий связанных со сферой коммуникации: управленцы, продавцы, сотрудники сервиса, не говоря уже о СМИ и шоубизнесе. Мне как тренеру ближе и понятнее термин не эмоциональный интеллект, эмоциональная компетентность , поскольку он в большей мере затрагивает сферу навыков и умений. Подобно Салоуэю я также выделяю 4 основных умения в сфере эмоциональной компетентности, но они у меня несколько отличаются:

  • Способность встать на место другого человека и понять, что он сейчас испытывает, какие у него сейчас мысли, чувства и переживания и что он в этой связи собирается делать. Такой навык вполне соотносим с явлением, которое в современной психологии называют эмпатией.
  • Способность адекватно выражать свои эмоции как вербально, т.е. словами, так и не вербально: жестами, мимикой, интонацией и тоном голоса.
  • Способность контролировать собственные эмоции, не дать им себя захватить. Обычно это называется «держать себя в руках». При этом речь не идет о том, чтобы погасить или вытеснить эмоции, а, скорее о том, чтобы направить их энергию в позитивное русло.
  • Способность через изменение своего эмоционального состояния воздействовать на эмоции и настроение других. Яркий пример тому выдающиеся артисты, ораторы и полководцы.
  • В этой связи вспоминаются отрывки из поэмы «Дон Жуан» в которых Байрон описывает Суворова:
    «Суворов появлялся здесь и там,
    Смеясь, бранясь, муштруя, проверяя.
    (Признаться вам, Суворова я сам
    Необъяснимым чудом называю!)
    То прост, то горд, то ласков, то упрям,
    То шуткою, то верой ободряя,
    То Бог, то арлекин, то Марс, то Мом,
    Он гением блистал в бою любом»

    Действительно А.В.Суворов может служит ярким примером эмоциональной компетентности, ведь его эмоциональное влияние на солдат было практически безгранично, и в то же время его разум в бою всегда оставался чистым и незамутненным.

    Можно ли научиться управлять эмоциями?

    Вопрос риторический. Учиться управлять эмоциями можно и нужно. Кстати говоря, тренинги актерского и ораторского мастерства этому значительно способствуют. Есть также тренинги по развитию самого EQ. Можно заниматься развитием эмоционального интеллекта и самостоятельно. В этом нам может помочь знаменитый цикл Деминга.:

    Пример: Вы-руководитель и Вам необходимо провести совещание. Нужно будет вдохновить людей на достижение плановых покателей в условиях падющего рынка. Начинаем со стадии планировния. Четко продумываем повестку дня и трудные моменты, составляем текст своего обращения к людям. Переходим к стадии Выполнение, т.е. сосбвтенно проводим собрание. Далее наступает очередь стадии рефлекссии (Контроль), в ходе которой, мы сравнивам то, что у нас в итоге получилось с тем, чего мы хотели достичь, думаем о том как улучшить свое выступление в будущем т.е. плавно переходим к стадии Корректирующие действия, а из них снова к планированию. Цикл Деминга, по другому еще называетс яциклом непрерывного улушения.

    Как выстпроить долгосрочную стратегию эмоционального самоуправления?

    Здесь хотелось бы выделить как минунм два важных аспекта. Во-первых, необходимо вести дневник самонаблюдений, в котором в течние достаточно долгого времени отмечать смену своих эмоциональных состояний. Можно для этой цели, например, использовать шкалу позитивных и негативных эмоций в 10-ти бальном выражении.

    Как правило людям свойственна такого рода иллюзия: если у меня сейчас все плохо, то, скорее всего, так дальше и будет продолжаться. Или если у меня сейчас все хорошо, -ведь я этого достиг, я это заслужил! Теперь так будет всегда. Человек который начинает заниматься регулярными наблюдениями за сменой своих эмоционалоных сосотояний, очень быстро начинает понимать, что они никогда не бывают стабильными надолго, они текут, трансформируются, они меняются. Со временем начинаешь понимать, что сама это смена вполне естевственна и нормальна. И тогда уходит желание в своем плохом настроении винить других «Ты меня расстроил, это ты во всем виноват!»

    Более того регулярное наблюдение за своими эмоциями позволяет выявить цикличность в смене эмоций, есть дневные циклы, недельные, двухнедельные есть и многолетние. У каждого человека эти циклы уникальны и индивидуальны, но в группах людей могут синхронизироваться. Очень важно осознать циклы измнения моих эмоциоанльных состояний, и тогда появиться возможность использовать позитивные эмоционалные состояния по максимуму, и сводить вляние негативные эмоциоанальных состояний к минимуму.

    Во-вторых, можно и нужно выявлять источники позитивных и негативных эмоций и целенаправленно их использовать для управления своими эмоциональными состояниями. В частности целесообразно больше времени и пространства своей жизни предоставлять позитивным источникам. Это могут песни, книги, фильмы, люди, музыка. Опираясь на эти источники Вы можете целенаправленно формировать у себя тот настрой, который сейчас наиболее актуален вашей жизненной ситуации. Для кого сейчас больше подойдет героический пафос, для кого-то комедия, для кого-то что то бодрящее, для кого-то, наоборот, успокаивающее. Важно, чтобы Вы делали все это осмысленно и осознанно.

    Эмоции и стресс

    Разберем природу стресса. Прежде всего, стресс - это мобилизационная реакция организма на негативное воздействие внешней среды. В древние времена эта мобилизация была крайне необходима для выживания. Мобилизация организма была необходима либо для борьбы, либо для бегства. В настоящее время ситуация коренным образом изменилась, источники угрозы переместились в социальное, психологическое и даже виртуальное пространство, а мобилизационная реакция организма осталась прежней. Бежать и драться при этом чаще всего бывает не нужно и неуместно. В этом процессе эмоции несут сигнальную функцию. Речь идет о таких эмоциях как тревога и страх.

    В профилактике деструктивных последствий стресса очень важно не сидеть на месте, а осуществлять поисковую активность. Как говорил тот же Суворов: «Лучше самому идти опасности на встречу, нежели ждать когда она придет к тебе. Дело в том, что очень часто тревога может быть вызвана не столько реальной угрозой, сколько мнимой, и тогда прояснение сути вопроса может быстро снять тревожное состояние. Да и сама по себе двигательная активность приводит к психофизической разрядке, препятствует процессам психосоматизации.

    Тем не менее, тревога - это не всегда плохо, небольшая тревожность помогает мобилизоваться для решения трудных задач. Главное здесь не перенапрячься, не перетревожиться. В случае же сильного напряжения необходима сначала разрядка: активный спорт, высказаться, выплакаться, прокречаться, а затем необходимо выспаться, побыть в тишине, восстановиться.

    Ни в коем случае нельзя подавлять эмоции, это приводит к психосоматическим заболеваниям разного характера, прежде всего, речь идет о сердечно-сосудистой системе и желудочно-кишечном тракте. Длительное пребывание в состоянии стресса быстро изнашивает эти системы, они дают сбой. Эмоциональная компетентность избавит вас от негативных последствий стресса и сохранит здоровье.

    «Информация и её свойства» - Знания. Кто владеет информацией – владеет миром. Философия, физика. Э. Талейран (дипломат, Франция). Происхождение термина «Информация» (середина XX века). Определения понятия «информация». Полнота. Сохранение в памяти систематизация. Информация. Лингвистика, социология, психология. Вспомним! Достоверность.

    «Информация 10 класс» - Врождённые информационные методы основаны на системе чувств восприятия субъекта и на мышлении. Естественные информационные методы бывают врожденными и приобретенными. Сформируем схему обращения информации при сдаче студентами сессии: Совокупность кодовых комбинаций называется кодом. Передача. Содержание:

    «Информация 5 класс урок» - Другие знания, полученные в школе. Катушечный магнитофон. Свой домашний адрес. Записные книжки. Получать. Касетный магнитофон. Передавать. Изобретение кинематографа 1895 год. Таблицы умножения и сложения. Хранение информации. Справочники. Скульптура. Имена, адреса, телефоны близких родственников и друзей.

    «Информация о команде» - Обсуждение «Как стать грамотным покупателем». Информация из упражнения 2.3. Сводка «Наилучший выбор». Посещенные магазины. Результаты изучения цен на продукт. Рекомендации по выбору продуктов. Сформулируйте заключения или проведите сопоставления. Данные команды. Название команды. Информация из упражнения 2.1.

    «Единицы измерения информации» - Байт - единица количества информации в системе СИ. Измерение информации. Бит - минимальная единица измерения информации. Бит - двоичный знак двоичного алфавита {0, 1}. Байт - это восьмиразрядный двоичный код, с помощью которого можно представить один символ. Кодирование. Алфавит – конечный набор знаков, из которых конструируются сообщения на данном языке.

    «Понятие информации» - Термин "информация" происходит от латинского слова informatio - разъяснение, пояснение. Следует различать непрерывность или дискретность сигнала по уровню и во времени. Информация и информационные технологии. Единицы измерения информации. Сигнал представляет собой любой процесс, несущий информацию.

    Образцова Татьяна Ивановна,
    преподаватель информатики
    высшей квалификационной категории
    ГАПОУ МО «Егорьевский промышленно-экономический техникум»
    г. Егорьевск Московской области

    Об информационной культуре

    В период перехода к информационному обществу необходимо подготовить человека к быстрому восприятию и обработке больших объёмов информации, овладению им современными средствами, методами и технологией работы. Кроме того, новые условия работы порождают зависимость информированности одного человека от информации, приобретённой другими людьми. Поэтому уже недостаточно уметь самостоятельно осваивать и накапливать информацию, а надо научиться такой технологии работы с информацией, когда подготавливаются и принимаются решения на основе коллективного знания. Это говорит о том, что человек должен иметь определенный уровень культуры по обращению с информацией. Для отражения этого факта был введён термин информационная культура.
    Информационная культура - умение целенаправленно работать с информацией и использовать для её получения, обработки и передачи компьютерную информационную технологию, современные технические средства и методы.
    Для свободной ориентации в информационном потоке человек должен обладать информационной культурой как одной из составляющих общей культуры. Информационная культура связана с социальной природой человека.
    Она является продуктом разнообразных творческих способностей человека и проявляется в следующих аспектах:

    • в конкретных навыках по использованию технических устройств;
    • в способности использовать в своей деятельности компьютерную информационную технологию;
    • в умении извлекать информацию из различных источников: как из периодической печати, так и из электронных коммуникаций, представлять её в понятном виде и уметь её эффективно использовать;
    • во владении основами аналитической переработки информации;
    • в умении работать с различной информацией;
    • в знании особенностей информационных потоков в своей области деятельности.

    Информационная культура вбирает в себя знания из тех наук, которые способствуют её развитию и приспособлению к конкретному виду деятельности (кибернетика, теория информации и др.). Неотъемлемой частью информационной культуры являются знание новой информационной технологии и умение её применять как для автоматизации рутинных операций, так и в неординарных ситуациях, требующих нетрадиционного творческого подхода.
    В информационном обществе необходимо начать овладевать информационной культурой с детства, сначала с помощью электронных игрушек, а затем привлекая персональный компьютер.
    Для техникума социальным заказом информационного общества следует считать обеспечение уровня информационной культуры обучающегося, необходимой для работы в конкретной сфере деятельности. Причём наряду с изучением теоретических дисциплин информационного направления много времени необходимо уделить компьютерным информационным технологиям, являющимся базовыми составляющими будущей сферы деятельности. Качество обучения должно определяться степенью закреплённых устойчивых навыков работы в среде базовых информационных технологий при решении типовых задач сферы деятельности.
    В информационном обществе центр тяжести приходится на общественное производство, где существенно повышаются требования к уровню подготовки всех его участников. Поэтому в программе информатизации следует особое внимание уделить информатизации образования как направления, связанного с приобретением и развитием информационной культуры человека. Это, в свою очередь, ставит образование в положение «объекта» информации, где требуется так изменить содержание подготовки, чтобы обеспечить будущему специалисту не только общеобразовательные и профессиональные знания в области информатики, но и необходимый уровень информационной культуры.
    Повсеместное внедрение персонального компьютера во все сферы народного хозяйства, новые его возможности по организации «дружественной» программной среды, ориентированной на пользователя, использование телекоммуникационной связи, обеспечивающей новые условия работы специалистов, применение информационных технологий для самой разнообразной деятельности, постоянно растущая потребность в специалистах, способных её осуществлять, ставят перед государством проблему по пересмотру всей системы подготовки на современных технологических принципах.
    Выпускник техникума должен обладать не только набором знаний, умений и навыков, но и системой различных компетенций, в том числе и в информационной сфере, так как информационная культура - необходимая составляющая как общей, так и профессиональной культуры молодого специалиста. Решение этих задач невозможно без систематической организации самостоятельной работы обучающихся, развития и воспитания их творческой активности и инициативы.
    Самостоятельная работа обучающихся техникума - это деятельность обучающихся в процессе обучения и во внеаудиторное время, выполняемая по заданию преподавателя, под его руководством, но без его непосредственного участия (руководство преподавателя носит всё более опосредованный характер, а обучающиеся поставлены перед необходимостью самостоятельного труда).
    Опыт преподавания информатики в системе СПО показывает, что только высокий уровень самостоятельности при изучении данной дисциплины, как правило, приводит к повышению познавательной активности обучающихся и качественному усвоению знаний. Систематическая и рациональная организация самостоятельной работы обучающихся в техникуме способствует формированию их информационной культуры, является условием формирования общих и профессиональных компетенций и повышения качества подготовки будущих специалистов.

    Литература

    1. Астафьева Е.Н. Роль социальной компетентности в формировании современного специалиста. СПО №1. 2011. С. 42.
    2. Гендина Н.И. Основы информационной культуры // Основы информационной культуры: Сборник методических материалов. - Кемерово, 1999. - 238 с.
    3. Каракозов С.Д. Информационная культура в контексте общей теории культуры личности // Педагогическая информатика. 2000. № 2.
    4. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петров А.Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие. М., 2001.

    В период перехода к информационному обществу кроме решения описанных выше проблем необходимо подготовить человека к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, овладению им современными средствами, методами и технологией работы. Кроме того, новые условия работы порождают зависимость информированности одного человека от информации, приобретенной другими людьми. Поэтому уже недостаточно уметь самостоятельно осваивать и накапливать информацию, а надо научиться такой технологии работы с информацией, когда подготавливаются и принимаются решения на основе коллективного знания. Это говорит о том, что человек должен иметь определенный уровень культуры по обращению с информацией. Для отражения этого факта был введен термин информационная культура.

    Информационная культура - умение целенаправленно работать с информацией и использовать для ее получения, обработки и передачи компьютерную информационную технологию, современные технические средства и методы.

    Для свободной ориентации в информационном потоке человек должен обладать информационной культурой как одной из составляющих общей культуры. Информационная культура связана с социальной природой человека. Она является продуктом разнообразных творческих способностей человека и проявляется в следующих аспектах:

    ь в конкретных навыках по использованию технических устройств;

    ь в способности использовать в своей деятельности компьютерную информационную технологию;

    ь в умении извлекать информацию из различных источников: как из периодической печати, так и из электронных коммуникаций, представлять ее в понятном виде и уметь ее эффективно использовать;

    ь во владении основами аналитической переработки информации;

    ь в умении работать с различной информацией;

    ь в знании особенностей информационных потоков в своей области деятельности.

    Информационная культура вбирает в себя знания из тех наук, которые способствуют ее развитию и приспособлению к конкретному виду деятельности (кибернетика, теория информации и др.). Неотъемлемой частью информационной культуры являются знание новой информационной технологии и умение ее применять как для автоматизации рутинных операций, так и в неординарных ситуациях, требующих нетрадиционного творческого подхода.

    В информационном обществе необходимо начать овладевать информационной культурой с детства, сначала с помощью электронных игрушек, а затем привлекая персональный компьютер. Для ВУЗов социальным заказом информационного общества следует считать обеспечение уровня информационной культуры студента, необходимой для работы в конкретной сфере деятельности. Причем наряду с изучением теоретических дисциплин информационного направления много времени необходимо уделить компьютерным информационным технологиям, являющимся базовыми составляющими будущей сферы деятельности. Качество обучения должно определяться степенью закрепленных устойчивых навыков работы в среде базовых информационных технологий при решении типовых задач сферы деятельности.

    В информационном обществе центр тяжести приходится на общественное производство, где существенно повышаются требования к уровню подготовки всех его участников. Поэтому в программе информатизации следует особое внимание уделить информатизации образования как направления, связанного с приобретением и развитием информационной культуры человека. Это, в свою очередь, ставит образование в положение “объекта” информации, где требуется так изменить содержание подготовки, чтобы обеспечить будущему специалисту не только общеобразовательные и профессиональные знания в области информатики, но и необходимый уровень информационной культуры. Повсеместное внедрение персонального компьютера во все сферы народного хозяйства, новые его возможности по организации «дружественной» программной среды, ориентированной на пользователя, использование телекоммуникационной связи, обеспечивающей новые условия работы специалистов, применение информационных технологий для самой разнообразной деятельности, постоянно растущая потребность в специалистах, способных ее осуществлять, ставят перед государством проблему по пересмотру всей системы подготовки на современных технологических принципах. В нашей стране решение этой проблемы находится на начальной стадии, поэтому целесообразно учесть опыт наиболее развитых стран, где этот процесс уже получил значительное развитие.