Информационное пространство современного общества: коммуникационный аспект. Состав и ресурсы Internet

27.04.2019

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Мир переживает переход от «индустриального общества» к «обществу информационному». Люди все чаще используют такие понятия, как «информация», «информатизация», «информационные технологии», «информационные ресурсы», «информационное пространство», «информационные процессы» и т.д. Суть формирования, развития и расширения информационного пространства во всех сферах жизни заключается в содействии человеку и обществу в использовании знаний и идей. В начале XXI века лидерами «большой восьмерки» подписано соответствующее соглашение, которое гласит: «Информационно-коммуникационные технологии являются одним из наиболее важных факторов, влияющих на формирование общества XXI века».

Формирование и использование информационных ресурсов и процессов – одна из ключевых проблем создания информационного пространства. Совершенствование информационного пространства как внутри России, так и в рамках мирового сообщества, независимо от программ формирования и развития информационного общества, связано с человеком. Информационное общество позволяет людям в большей степени использовать свой потенциал и реализовывать свои цели. Тем самым информационное пространство становится одним из факторов жизни человека, качества его жизни.

Степень разработанности темы. Несмотря на более чем основательные исследования вопросов качества жизни, нельзя в полной мере говорить о разработанности тем, связанных с выяснением роли информационного пространства и процессов как фактора качества жизни. В исследовании качества жизни ключевую роль играет понятие «информационное пространство», которое имеет неоднозначные толкования. В научных работах «информационное пространство» анализируется в ряде аспектов, которые приводят к различным определениям.

Согласно Концепции федеральной целевой программы «Развитие информатизации в России на период до 2010 года», развитие информационных процессов есть важная геополитическая задача государства.

В различных исследованиях информационное пространство рассматривается как совокупность информационных ресурсов, средств обеспечения их пополнения и обработки, а также механизмов доступа к ресурсам. Некоторые исследователи рассматривают «информационное пространство» как поле социальных отношений. Формирование информационного пространства рассматривается через такие понятия, как «информация», «информационные ресурсы», «информационные процессы», «информационные системы», «информатизация», «информационное общество».

Наиболее значимым структурным элементом информационного пространства являются средства распространения информации, представленные сетью Интернет, СМИ, телефонной и почтовой связью. Содержание информационного пространства нашло отражение в федеральных целевых программах, а также в высказываниях официальных лиц. Анализ информационного пространства связан также с вопросами правового регулирования.

В основе рассмотренных в рамках исследования работ других авторов, как правило, лежат исследования средств формирования информационного пространства, что, на наш взгляд, является в определенной мере односторонним подходом к изучению проблематики. Информационное пространство тогда оказывает влияние, когда в нем происходят определенные информационные процессы, которые в большей степени подлежат эмпирической интерпретации.

При анализе качества жизни существуют различные теоретико-методологические подходы. В социологии изучение вопросов, связанных с качеством жизни, и проведение первых исследований в этой области относят к первой половине 60-х годов прошлого века. Впервые это произошло в США, когда возникло общественное беспокойство по поводу эффективности федеральных социальных программ. Первые исследования показали, что подходы к определению качества жизни различны и во многом зависят от тех областей, в которых проводятся исследования: психология, социология, экономика, политология. В понятие «качество жизни» исследователи вкладывают объективные и субъективные составляющие, материальные и духовные потребности.

До сих пор в научных кругах нет общепризнанной методологии и методики измерения качества жизни. Качество жизни рассматривается и как общесоциологическое, и как социально-экономическое, и как чисто экономическое понятие.

Специалисты, занимающиеся психологией, исследуют проблемы качества жизни, в основном, в рамках психологии личности. Отмечается выраженная эмоциональная характеристика качества жизни и, как следствие, качество жизни является результатом субъективной оценки своего состояния самим индивидом.

Заслуживает внимания рассмотрение качества жизни через понятия «потребности» и «интересы». Наиболее признанной в настоящее время мотивационной моделью потребностей является «пирамида Маслоу».

Политологов качество жизни интересует как ориентир социального развития, механизм снижения социальной напряженности.

Качество жизни в исследованиях экономистов напрямую связано с экономическими отношениями и рассматривается как удовлетворение материальных потребностей человека.

Социологи подчеркивают особое методологическое значение качества жизни, указывая на ее самостоятельную теоретико-методологическую роль, которая позволяет выйти на решение проблемы основы саморазвития человечества через социальное качество.

Общепризнанной оценкой качества жизни в исследовании человеческого потенциала является Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), используемый ООН. Однако в ИРЧП лишь косвенным образом учитывается субъективная сторона качества жизни, социальное самочувствие людей.

Проведенный анализ литературы показывает, что на сегодня отсутствуют работы, специально посвященные анализу механизма взаимодействия информационного пространства и качества жизни, что объясняется, на наш взгляд, сложностью анализа информационного пространства как социального феномена. Осмыслению его теоретического и эмпирического содержания и механизма его взаимодействия с компонентами качества жизни посвящена представленная работа.

Объектом исследования является население Республики Татарстан и его качество жизни, предметом – информационное пространство, его влияние на качество жизни населения.

Все вышеизложенное определило цель исследования – раскрыть механизм влияния информационного пространства на качество жизни населения и определить основные направления совершенствования этого влияния.

Для достижения указанной цели были решены следующие задачи :

    Уточнить понятийный аппарат, содержание и структуру информационного пространства и информационных процессов с социологических позиций в соответствии с современным уровнем разработанности проблемы.

    Определить роль информационного пространства и информационных процессов в системе факторов качества жизни.

    Проанализировать механизм влияния информационных процессов на качество жизни через эмпирическую интерпретацию анализируемых понятий, опираясь на результаты конкретных социологических исследований.

    Определить пути совершенствования влияния информационного пространства и информационных процессов на качество жизни в современных условиях.

Теоретико-методологической основой исследования послужили:

    Системный, комплексный подходы как традиционные направления методологии научного познания (В.Н.Садовский, В.Г.Юдин, В.А.Ядов и др.).

    Структурно-функциональный подход (Р.Мертон, Т.Парсонс и др.), который позволил выделить элементы социального взаимодействия информационного пространства и качества жизни населения как сложных социальных систем.

    Деятельностный подход к исследованию социальных процессов и явлений (М.Вебер, Л.С.Выготский, А.И.Леонтьев и др.), который дал возможность анализировать качество жизни под воздействием информационных процессов как деятельность по усвоению специфических ценностей, знаний, потребностей, образцов поведения.

    Теория постиндустриального и информационного общества (Д.Белл, А.И.Ракитов, Э.Тоффлер, А.Турен, А.Д.Урсул и др.), которая получила признание как методологическая основа анализа тенденций трансформации современного социума.

    Феноменологический подход, нашедший отражение в социологии (А.Шютц), который базируется на анализе отдельного человека и позволяет рассматривать социальные отношения с точки зрения индивидуального сознания.

Информационную базу исследования составили данные официальных органов статистики Российской Федерации и Республики Татарстан по распространению информационно-коммуникационных технологий и техники, нормативные правовые акты в сфере информатизации, материалы периодических печатных изданий и интернет-публикации, вторичный анализ результатов социологических исследований проблемы, результаты собственного социологического исследования состояния и перспектив развития информационного пространства и его влиянии на качество жизни населения, выполненного в виде экспертного опроса в 2005 и 2007 годах. В качестве экспертов было отобрано 100 человек, руководители среднего и высшего звена, чья профессиональная деятельность связана с использованием информационно-коммуникационных технологий.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующем:

Определена роль информационного пространства в системе факторов качества жизни населения, исследование позволило определить, что наибольшее влияние на качество жизни оказывает защищенность информации.

Раскрыт социальный механизм влияния информационных процессов на качество жизни через установление связей между компонентами этих явлений, в том числе на основе установления тесноты связи (r) между ними.

Намечены основные направления совершенствования влияния информационных процессов на качество жизни населения в современных отечественных условиях.

Положения, выносимые на защиту:

1. Информационное пространство является сложной и динамично развивающейся сферой общественных отношений. Это, с одной стороны, пространство информационно-технического развития, с другой – система специфических социальных практик и одновременно многокомпонентное социальное явление, основанное на информационных процессах. В качестве критериальных показателей информационных процессов на основе анализа характера, специфики и закономерностей развития информационно-коммуникационных технологий в рамках данного исследования выделены: скорость передачи (получения) информации, объем передачи (получения) информации, доступность информации, достоверность информации, защищенность информации.

2. Информационное пространство достигло в России такого уровня развития, что выступает в современных условиях серьезным фактором влияния на жизнь человека, его трудовую деятельность, отдых, удовлетворение его потребностей, прежде всего в информации. Оно способствует удовлетворению образовательных, культурных, профессиональных и других потребностей человека, формирующих его качество жизни, делает доступным деловую, научно-профессиональную, социально-политическую, потребительскую и иную информацию за счет формирования и развития специализированных информационных пространств (образование, здравоохранение, экономика, правоведение, политика), социальных сетей и становления глобального (единого) информационного пространства.

3. На основе исследования влияния информационных процессов на качество жизни выявлен механизм взаимодействия компонентов представленных явлений и с помощью корреляционного анализа определены коэффициенты взаимовлияния и взаимосопряженности (r) ряда ведущих и ведомых элементов. Не все показатели информационных процессов одинаково влияют на компоненты качества жизни. Так, на повышение качества образования, значительное влияние оказывает скорость обмена информацией и ее доступность, а на условия и характер труда – скорость обмена информацией и ее объем. Как показал анализ, наиболее значимым элементом механизма является защищенность информации. Именно на обеспечении защищенности информации целесообразно делать акцент в информационном развитии общества.

4. Основными направлениями совершенствования влияния информационных процессов на качество жизни населения относятся: развитие инфраструктуры доступа населения к информационным ресурсам, повышение информационной культуры населения, в том числе за счет модернизации системы образования, совершенствование законодательной базы, прежде всего, в целях обеспечения информационной безопасности. Оптимизация этого взаимодействия зависит от таких средств осуществления информационных процессов: сеть Интернет, СМИ, мобильная телефонная связь и т.д. Интернет является основополагающим, так как в нем распространены все виды информационных процессов. Согласно результатам исследования, сеть Интернет в наибольшей степени обеспечивает доступность и достоверность информации.

Научно-практическая значимость исследования. Разработка проблем диссертации и результаты, полученные в ходе исследования, способствуют углублению знаний о качестве жизни населения в условиях информационного развития общества.

Положения и выводы диссертационного исследования могут внести определенный вклад в разработку социологической теории информатизации и стать материалом для дополнения лекционных спецкурсов «Социология коммуникаций», «Социальное проектирование и прогнозирование», «Анализ данных в социологии».

Основные положения, выводы и результаты работы могут найти применение в исследовании процессов формирования единого информационного пространства и явиться базой дальнейших теоретических и эмпирических исследований качества жизни населения.

Результаты исследования могут быть использованы в перспективном планировании и прогнозировании социально-экономического развития Республики Татарстан, других субъектов Российской Федерации.

Апробация исследования . Результаты исследования были представлены на конференциях международного, всероссийского и регионального уровней, таких, как: Международные научно-практические конференции «Стремление к совершенству через управление качеством» (Москва – 2006) и «Социально-экономические проблемы и перспективы развития в сфере труда» (Омск – 2010), Всероссийская научная конференция «Современное российское общество: состояние и перспективы» (Первые казанские социологические чтения) (Казань – 2005), Первая всероссийская молодежная научная конференция «Тинчуринские чтения» (Казань – 2006), Региональная научно-методическая конференция «Модернизация дополнительного профессионального образования преподавателей высшей школы» (Казань – 2007).

Структура работы. Диссертация состоит из введения, четырех разделов, заключения, списка используемых информационных источников и литературы.

Диалектика бытия предстает как противостояние (то есть взаимное единство и отрицание) двух онтологических реальностей: материальной (физической, вещественной) и идеальной (духовной, информационной). Последняя суть виртуальный (возможный, вероятный) мир - то есть идеальный слепок (проект, возможность) материального мира. Виртуальный мир - информационное пространство образов (паттернов) материальных объектов (предметов, явлений, процессов, состояний).

Виртуальная реальность (как совокупность психических актов и переживаний) присуща определенным живым существам земной биосферы - как разумным (человечество), так и неразумным (высшие животные). В этом смысле, относительно человека, можно постулировать, что виртуальная реальность (ВР) является также семантическим пространством, так как любой образ (отражение предметного и психического мира) имеет свое наименование. Таким образом, ВР человечества - это мир имен и названий. А значит, это - знаковая реальность, где бал правят знаки и их разнообразные типы - символы, эмблемы, симулякры и т. д. Важнейшие (в плане социокультурного бытия) из знаков - языковые.

При этом следует учитывать, что, являясь средством отражения действительности (и познания бытия), многие знаки (в первую очередь, символы) несут более глубокий (внесознательный) смысл, чем мы это себе представляем. То есть реальность символа выходит за пределы человеческой дискурсивной реальности, познать которую (скрытую сущность символа) возможно лишь внедискурсивным (то есть интуитивным) способом. Говоря иными словами - знаки помимо того однозначного (или многозначного) значения, что мы им придаем, вмещают в себя такие значения, о которых мы не имеем ни малейшего представления. В этом случае, можно сказать, что знаки живут своей независимой жизнью (в знаковом, информационном пространстве). А это уже ВР, не связанная (не сопряженная) с человеческой областью идеального.

Отсюда парадоксальный вывод: возможно существование ВР независимо от человечества, то есть вне ноосферы (и соответственно - вне антропосферы). Здесь мы вплотную подходим к гипотетическим «иным измерениям пространственно-временного континуума», «параллельным мирам», «тонкоматериальным планам бытия» и т. п. Рассуждая логически, нужно будет принять следующий постулат: «иные миры» населены присущими им объектами - в том числе и разумными. В этом нет ничего удивительного. По аналогии выходит, что если материальный мир состоит из различных материальных объектов, в том числе и живых, часть из которых наделена психикой (высшие животные) и даже разумом (человек), то, соответственно, информационный мир (или правильнее - миры) состоит из информационных объектов, части которых также присущ феномен жизни, а значит и разума.

Возьмем, к примеру, такую разновидность ВР, как мир сновидений. Эта область психосферы человека (то есть подсистема сложной системы) населена собственными объектами - персонажами и предметами сна. Там есть и косные объекты, и живые, причем последние - как обладающие психикой (высшие животные), так и разумные (люди, мифические существа). Если персонажи сна есть идеальные образы, то есть знаки, то значит знаковой реальности (ВР) присущи феномены жизни и разума (другой вопрос, что эти феномены жизни и разума не биологического характера, а чисто энергоинформационного - спинорно-торсионной, либо нейтринной, либо кварково-микролептонной природы).

Живое (тем более разумное) существо характеризуют помимо прочих и такие его свойства, как свобода волеизъявления (поведение, интенциональность, реализация потребностей). Все это присуще некоторым информационным объектам (персонажам сновидений, фантазий, литературных и киносценариев, компьютерных игр и программ). Конечно, для ВР человечества свойственно, что подобное поведение информационных объектов предварительно ЗАДАНО человеком (автором, сценаристом, программистом, сновидцем, фантазером) - то есть является импринтированным. Но подобное импринтирование (заданность) отнюдь не доказывает, что все вышесказанное - блеф. Дело в том, что жизнь, разум и поведенческая деятельность информобъектов является реальностью именно (простите за тавтологию) на уровне виртуальной реальности, а значит, существует на самом деле, как одно из проявлений бытия в мире! Коль скоро мы договорились считать обе - материальную и идеальную - реальности онтологическими.

Вполне возможно, что и в нечеловеческой ВР существует своя «информационная» жизнь и разум, то есть за «ликом» символов и прочих знаков (как человеческих изобретений) скрыты присущие им как существам неизвестные нам интенции и жизнедеятельность (на их структурном уровне).

Но, если информобъектам свойственна жизнь, значит, им присуща и смерть? Смертны ли они, или же онтологически бессмертны? Здесь возможны два ответа, оправдывающие каждый одну из двух точек зрения. Согласно первой, информобъекты смертны: при умирании человека или выключении киберсети, стирании (удалении) с материального носителя исчезают окончательно («умирают») и данные информобъекты, населявшие психосферу умершего индивида, либо содержавшиеся в киберпространстве носителя. Согласно второй, информобъекты бессмертны: либо потому, что их можно перенести - переписать с носителя на носитель, передать (пересказать - устно или письменно) другому человеку (правда, в этом случае все зависит оттого, успели выполнить эту процедуру или нет); либо потому, что созданный в ВР информобъект начинает жить СОБСТВЕННОЙ жизнью, независимой от создателя - то есть, мы, например, полагаем, что знаки «живы», пока существует человечество, представители которого договорились о значении этих знаков (о том смысле, который они несут). Но, как уже говорилось выше, вполне вероятно, что знаки имеют свою собственную жизнь (помимо той «жизни», что им даровали люди). Тогда знаки (информобъекты) могут быть и вечными и конечными, но не зависящими от наличия человеческой ВР, а значит и от самого феномена человечества.

Здесь оправданы аллюзии с платоновскими эйдосами, декартовскими врожденными идеями и даже лейбницевскими монадами. Отсюда любые (или некоторые) знаки, информобъекты есть ноумены (вещи в себе), не зависящие от человеческого опыта и интерпретации. Сиречь возникает чистой воды объективный идеализм рационалистов. Но кто окончательно доказал, что они неправы? Эмпирики, материалисты?.. И кто поручится, что правы последние? Нам возразят на том основании, что их (материалистов) выводы подтверждены исторически всей практической деятельность человечества, ибо практика - критерий истины, а идеи проверяются на практике (и подтверждаются или опровергаются ею). Все это так, но мы забываем об одном: помимо вещественной (материальной) практики (практической деятельности) существует и практика духовная (психопрактика), то есть виртуальная. А посему независимое, объективное существование информобъектов (знаков, идей, ноуменов) представляется вполне возможным и реальным.

Реальными информобъектами, существующими въяве, в материальной действительности являются социоголемные образования: Големы Лазарчука-Лелика (Левиафаны Гоббса) - государства и прочие социальные (общественно-политические, общественно-экономические) структуры. Это информационные существа с присущей им жизнью и псевдоразумом. Элементами подобных систем являются люди и человеческие группы, а также отношения и связи между ними. При этом Големы выглядят и как организмы, и как механизмы. Уместна следующая дефиниция. Големные структуры есть псевдоразумные, порожденные человеком информобъекты: Левиафаны (государственно-административные образования), кибероиды (Сеть-Интернет, компьютерные игры, телевещание, радиовещание), машинерия (роботы, автоматы, ЭВМ-компьютеры), человейники (урбанистические системы - города, мегаполисы, конгломераты). Кстати, Сеть (Интернет) существует и как потенциальная ВР, и как актуальное големное образование. Таким образом, Големы - искусственные объекты, созданные с применением техно-технологий, биотехнологий, социотехнологий и психотехнологий. Если с первыми тремя все ясно, то с последней разновидностью технологии создания големоподобных сущностей следует разобраться особо. Под психотехнологиями по созданию Големов мы подразумеваем конструирование человеком (экстрасенсорным способом) различных тонкоматериальных существ - информационных двойников-муляжей, астральных фантомов, сущностей, именуемых в тибетском оккультизме - тульпа. Опять же это проявление, по словам Р. Уилсона, одного из множества субъективных Тоннелей Реальности.

К классу информобъектов (виртуальных существ), возможно существующих в материальной реальности (на субатомном уровне - микролептонные поля, кварки), относятся идейные образования, представляющие ментально-психические (эмоционально-мировоззренческие) построения людей - религиозные, фольклорно-мифологические, оккультно-мистические, философские, научные, художественные (относящиеся к видам и родам искусства), идеологические, морально-правовые и т. д. В эзотерике такие структуры называются Эгрегорами. Эгрегор - разумное энергоинформационное существо, состоящее из мыслеформ и эмоций (то есть ментальных и астральных энергий) людей, мыслящих и переживающих в едином ключе, то есть принадлежащих к какой-либо экономико-политической или социокультурной общности - научному сообществу, религиозной конфессии, творческой гильдии, производственной группе, социальному классу, политической партии, родовой или семейной ячейке и др. Приверженцы того или иного учения, доктрины, системы знаний, творческого направления, профессии, стиля жизни - все они как бы подпитывают «своих» Эгрегоров ментально-умственными и астрально-психическими излучениями, в свою очередь, получая энергоинформацию и от Эгрегоров. То есть связь здесь обратная. Таким образом, различные откровения, экстатическое общение, трансцендентные диалоги с нематериальными сущностями (Боги, Ангелы, Демоны, прочие сверхъестественные существа и силы) - есть не что иное, как коммуникативная деятельность человека - с одной стороны, и Эгрегора - с другой. Человек и информсущество взаимодействуют по линиям информационной когерентности, взаимно обогащая друг друга информацией и энергией. При этом возможно, что Эгрегоры (в отличие от Големов) подобно человеку существа креативные, рождающие новые проекты, идеи и смыслы (и познающие бытие). Позиционируя себя в рамках той или иной системы (культурной, общественной, политической, экономической), человек вступает в опосредованный контакт с тем или иным (присущим данной системе) Эгрегором. У «продвинутых адептов» наблюдаются спонтанные случаи непосредственного контакта с Эгрегорами. Верующий общается с божеством, ученый видит во сне решение проблемы, литератора посещает муза, бизнесмен «случайно» получает несущую выгоду информацию и т. п. Людям являются видения, слышатся голоса, ниоткуда возникают тексты - все это проявления Эгрегоров в материальном мире.

Таким образом, Эгрегоры либо существуют в материальной реальности, на уровне элементарных частиц, либо - в информпространстве (ВР), не относящимся к нашему пространственно-временному континууму. Возможно, эта ВР - коллективный Разум или коллективное Бессознательное людей, а Эгрегоры - сущности этой ВР (наряду с архетипами, имаго-первообразами).

В заключение, можно добавить, что мы еще очень немного знаем как о существовании субъективных (личных) Тоннелей Реальности (потоков бытия), так и о различных виртуальных сферах мироздания. Разобраться в этом - задача как философии, так и науки, в особенности, ее новопостулированной дисциплины - виртуологии.

Очень важным на данный момент вопросом является информационное взаимодействие в различных сферах нашей жизни. Например, большинству из нас хочется намного меньше стоять в разных очередях, следить за успеваемостью ребенка в школе через интернет, а также многое другое. Это все теперь стало возможно благодаря активному развитию информационных технологий. Мир сейчас развивается с такой скоростью, что многим даже сложно представить это. Именно поэтому стоит рассмотреть такое понятие, как информационное пространство.

Коммуникации

Большинство из нас согласится, что это реальный прорыв в коммуникациях - теперь по всему миру доступны голосовые звонки, стали заметно шире, технологии передачи данных стали более скоростными. Теперь за считанные секунды можно преподнести информацию собеседнику, находящемуся на другом конце света. Все это позволяет создать развитое информационное пространство. Однако стоит подумать над тем, что требуется, чтобы выйти на такой совершенно новый уровень.

Электронные деньги

С появлением этого типа платежных средств, возможности каждого человека стали заметно шире. Виртуальные деньги постепенно вытесняются пластиковыми картами, но на данном этапе оба эти платежные средства одинаково популярны.

Обучение

Информационное пространство позволяет теперь заниматься обучением через интернет, не покидая дома или рабочего места. Онлайн можно получить даже высшее образование в каком-то зарубежном университете. Кроме того, для каждого доступно участие в полезных конференциях и вебинарах, что позволяет заводить массу полезных знакомств.

Удаленная работа

Теперь каждый может применить свои знания и навыки для того, чтобы работать удаленно. Благодаря современным средствам для удаленного доступа можно вполне комфортно работать из любой точки мира.

Теперь через интернет можно делать всевозможные покупки, при этом не столь важно, еда это или одежда, какие-то услуги. В России эта система развита недостаточно сильно, так как во многих регионах и теперь нет возможности совершать онлайн-платежи.

Электронное правительство

Государство осуществляет контроль над нами и нашими действиями. На данный момент предпринимаются попытки организовать портал госуслуг, где будет собрана информация обо всех услугах государства, а также их предоставление в электронном виде. На сегодняшний день не очень много услуг реализовано в таком виде.

Глобальное информационное пространство

В качестве материального подтверждения формирования глобального информационного пространства можно назвать интернет, однако его нельзя считать единственным фактором формирования информационной цивилизации. В науке вопрос о глобальном экономическом и культурном развитии поднимался еще 80 лет назад, в то время глобализацию обсуждали достаточно активно, называя ее конвергенцией. Тогда и сформировались политика открытого общества, финансовая коммерция в мировых масштабах, глобальная идеология и т.д. Многие эксперты убеждены в том, что информационные технологии служат основным движущим фактором в формировании и развитии финансово-экономической монополии. С этими понятиями тесно связана информационная политика. Глобализация становится причиной того, что размываются правовые механизмы воздействия на все общество. Обусловлено это множеством факторов, одним из них является развитие идеи открытости общества.

Информационная политика - это комплекс политических, экономических, правовых, организационных и социально-культурных мероприятий государства, ориентированных на обеспечение права граждан на доступ к информации.

Получается, что с развитием информационного пространства общество движется к новому этапу собственного развития.

На правах рукописи

Ненашев Андрей Иванович

Информационное пространство

современного общества: коммуникационный аспект

Специальность 09.00.11 -социальная философия по философским наукам

диссертации на соискание ученой степени

кандидата философских наук

Саратов-2008

Работа выполнена в ГОУ ВПО «Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского»

Научный руководитель доктор философских наук, профессор Белов Владимир Николаевич

Официальные оппоненты:

доктор философских наук, профессор Дыльнов Геннадий Васильевич

кандидат философских наук, доцент Заров Дмитрий Иванович

Ведущая организация Курский государственный университет

Защита состоится 23 января 2009 года в 16.00 час. На заседании диссертационного совета Д 212.243.09 по присуждению ученой степени доктора философских наук при Саратовском государственном университете имени Н.Г. Чернышевского по адресу: 410012, г. Саратов, ул. Астраханская, 83, XII корпус, ауд. 203.

С диссертацией можно ознакомиться в Зональной научной библиотеке Саратовского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского

Ученый секретарь

диссертационного совета Листвина Е.В.

общая характеристика работы

Актуальность темы исследования:

Проблема средств электронной коммуникации оказалась в центре внимания как зарубежных, так и отечественных исследователей в результате тех глобальных изменений, который претерпевает окружающий мир на протяжении последних десятилетий. Большой объем психологических исследований, посвященных влиянию Интернета на мировоззрение подрастающего поколения или роли средств массовой информации в процессе социализации индивида, не позволяет в полной мере раскрыть динамику изменения информационного пространства и выявить социально-философские аспекты этого изменения, а также проследить роль средств электронной коммуникации в данном процессе.

В результате трансформации информационного пространства образуется новая система ценностей, новые познавательные и практические приоритеты, причем их роль в общественном устройстве оказывается, определена тем непосредственным влиянием, которое эти ценности в состоянии оказывать на социальное поведение человека, на развитие экономической и политической системы. Изучение формирующейся системы ценностей, закономерностей ее возникновения и трансформации является одной из приоритетных задач современной социально-гуманитарной науки. Хотя необходимо подчеркнуть, что работы, посвященные аксиологическому аспекту применения средств электронной коммуникации, только начинают появляться.

Не менее важным среди современных тенденций социально-философских исследований представляется развенчание утопического образа современного общества как «государства всеобщего благоденствия», в котором каждый получает доступ к необходимым ресурсам с целью самореализации и достижения индивидуально определенных приоритетов. Такое понимание общества, сформированное еще в работах М. Маклюэна в 70-х годах XX века, в настоящее время представляется уже не соответствующим действительности, поскольку все больше тревожных тенденций свидетельствуют о том, что формирование нового типа информационного пространства ни в коем случае не избавляет от социальных и экономических проблем. Экономика и политика, построенные на приоритете информации в качестве базового ресурса, оказываются подвержены многочисленным опасностям и рискам, связанным с использованием информации в интересах определенных властных групп, либо сознательным искажением информации. Подобные проблемы позволяют по-новому переосмысливать перспективы развития человека в условиях господства электронных коммуникаций, а также заставляют трезво оценивать возможности нового типа информационного пространства, бороться с его недостатками и создавать необходимые условия для реализации его положительных черт.

Степень разработанности проблемы:

Сфера вопросов, охватываемых в данном диссертационном исследовании, заставляет обращаться к различным пластам дисциплинарной и социально-философской литературы, посвященной таким феноменам как информация, информационное пространство, коммуникации, средства коммуникации, риски и т.д.

Следует уточнить, что сам термин «информация» для описания социокультурных процессов стал использоваться значительно ранее (еще в XIX в.), причем первые попытки его употребления в подобном значении были сделаны представителями логико-аналитического направления философской мысли. С их точки зрения, информация представляла собой неотъемлемый элемент семиотической системы, поскольку служила основным средством для создания языковой картины мира. Вместе с тем, подобная концептуализация во многом носила произвольный характер – информация в качестве философского термина могла быть легко заменена аналогичным синонимом, например, понятием «знание», поэтому начало ее систематичного изучения и формирования философско-методологических и социально-философских подходов к данной проблеме следует датировать серединой XX века.

Именно в эти годы проблема информации стала предметом оживленной дискуссии между специалистами во многих областях гуманитарного и естественнонаучного знания, что было вызвано социальными и экономическими изменениями, приводящими к возникновению нового типа социальной реальности, который получил название «информационное общество». Обращаясь к истокам философских исследований по проблемам информации, следует упомянуть, что первыми авторами, обратившими внимание на ту доминирующую роль, которую приобретает информация в современном мире, стали американские ученые Н. Винер, Р. Хартли и К. Шеннон. Н. Н. Сочеванов, с позиций биолокации, предполагает, что «информационная составляющая объективно присуща для всех разновидностей систем, начиная от микробов, всего живого мира и кончая неорганической жизнью».



В современной социально-философской литературе можно встретить две основные концепции информации: атрибутивную и семиотическую. Согласно атрибутивной концепции, информация представляет собой неотъемлемое свойство всех процессов, происходящих в живой и неживой природе, социальная же информация представляет собой в этом случае особый вид информационных ресурсов, описывающих различные состояния социальной системы. Семиотическая концепция рассматривает информацию в качестве системообразующего фактора самоуправляющихся систем, причем особый акцент делается на такое свойство информации как кодируемость с помощью определенных знаковых систем.

Интересный аспект исследования средств электронной коммуникации оказался представлен синергетическим подходом (И. Пригожин, Г. Хакен), основополагающей чертой которого стало рассмотрение развития компьютерных сетей как процесса, подчиняющегося законам нелинейного развития. Средства электронной коммуникации в этом аспекте представляют собой систему с нелинейной динамикой, которая подчинена определенным закономерностям и в этом смысле может выступать объектом исследования и прогнозирования

Несомненную роль информации в процессе формирования системы ценностных ориентаций и конструирования социальной реальности отмечают Р.Ф. Абдеев, У. Дайзард, В.Л. Иноземцев, Б. Кагарлицкий, О.С. Кордобовский и др. Приобретением информацией особого социального и экономического статуса уделяет внимание в своих работах целый ряд зарубежных и отечественных исследователей, таких как Р. Коэн, И.С. Мелюхин и Н.Н. Моисеев. По замечанию Р.Ф. Абдеева, «информация превратилась в необычайно широкое понятие, встав в один ряд с такими категориями, как материя и энергия, и продолжает раскрываться все шире и глубже». Во многом схожую точку зрения предлагает отечественный исследователь Ю.А. Нисневич, рассматривающий информацию в методологическом ряду предельно широких философских категорий, к которым можно отнести «энергию», «развитие», «время», «пространство» и т.д.

Термин «информационное пространство» был заимствован социально-гуманитарными науками из физики, где означал возможность сосуществования различного рода явлений и факторов. В философском звучании в это понятие вкладывается несколько иные смыслы, например, в рамках кибернетического подхода информационным пространством называется совокупность источников информации, баз данных и объединяющих их сетей и технологий. В философско-методологическом измерении под информационным пространством понимается среда распространения информации в социуме, находящаяся под влиянием культурных, экономических, политических, технологических и других факторов.

Социально-философский дискурс пространства не является однородным, в рамках него возникли различные трактовки пространства, его структурирования и взаимодействия различных пространственных структур. К числу наиболее значительных представителей пространственного подхода принадлежат П. Бурдье, К. Левин, из отечественных исследователей – В.Г. Черников и В.Г. Виноградский.

В социальной философии рассматриваются различные аспекты информационного пространства. Сторонники экономического подхода (Д. Белл, В.Л. Иноземцев, И.Я. Левяш) рассматривают информационное пространство в качестве ресурса экономического развития, прежде всего, в условиях общества потребления. Технологический подход (Э. Шидлер, И.С. Мелюхин, А.В. Лебедев) в рассмотрении информационного пространства делает упор на изменении технологий и внедрении научных инноваций в процесс социального развития. Политический подход (З. Бауман, Э. Гидденс, К. Лэш) стремится выявить в информационном пространстве борьбу политических группировок за контроль над информацией. Наконец, социокультурный подход (Э. Тоффлер, П.К. Огурчиков, Е.В. Листвина) выявляет роль информационного пространства в процессе социальной и культурной идентификации индивида.

Основы коммуникативного подхода к информационному пространству закладываются в работах Ю. Хабермаса. М. Маклюэн в своих футурологических работах демонстрирует возможность перехода от коммуникативного к коммуникационному аспекту исследования информационного пространства. Отдельные аспекты затрагиваемой проблематики получают развитие в статьях Ф.Н. Фурса, Д.В. Ховалыга, Д.Ш. Ткачева.

Современным стратегиям развития средств электронной коммуникации посвящен целый ряд исследования, среди которых следует отметить работы М. Маклюэна, К.Н. Костюка, Л.А. Мясниковой и других авторов. В их работах поднимаются проблемы компьютеризации современной системы управления, а также влияние информационных сетей на трансформацию социальных и политических институтов демократического общества.

Трансформация российского общества в постсоветский период и усиление информационных тенденций в его развитии получает освещение в работах А. С. Ахиезера, К. С. Гаджиева, В. Л. Иноземцева, Л. Новиковой, И. Сиземской, А. С. Панарина и других авторов. Тенденции перехода к постиндустриальному обществу и связанные с трансформационными процессами риски и опасности переходного периода рассматриваются в работах Э. Гидденса, У.Бека, О. Н, Яницкого. Предпосылки исследования информационных рисков как специфических рискогенных ситуаций, порожденных отсутствием аутентичных источников информации и большим количеством ее интерпретаций, были заложены в работах Ж. Бодрийара и. Е.Ю. Митрохиной.

Особенно следует подчеркнуть роль в решении поставленных автором проблем представителей Саратовской философской школы, в частности, В. Б, Устьянцева, А.И. Демидова, И.А. Афанасьева, В.Н. Гасилина, В.П. Барышкова, О. Ф. Филимоновой. В работах В.Б. Устьянцева особенно интересным представляется исследование трансформации информационного пространства под влиянием современных социальных тенденций. Е.В. Листвина в своих работах раскрывает социокультурную значимость внедрения средств электронной коммуникации в ткань современной социальной реальности.

Объектом исследования в диссертации выступает информационное пространство современного общества.

Предметом исследования является роль средств электронной коммуникации в изменении информационного пространства.

Основная цель исследования:

Цель исследования – определить роль средств электронной коммуникации в формировании нового типа информационного пространства и обозначить характерные черты этого пространства с позиций коммуникационного подхода.

1. Провести парадигмальный анализ существующих концепций информационного пространства.

2. Концептуализировать коммуникационный подход к исследованию социального пространства и обозначить базовые черты этого подхода.

3. Рассмотреть средства электронной коммуникации в качестве фактора изменения информационного пространства.

4. Проанализировать структуру и тенденции развития средств электронной коммуникации.

5. Выявить специфику коммуникационных рисков в информационном пространстве современного общества.

Основным методологическим принципом работы избирается принцип дополнительности, позволяющий обобщить результаты дисциплинарных исследований и придать им философскую значимость. В качестве основополагающей методологии, привлекаемой автором для раскрытия заявленной темы, можно обозначить постклассическую методологию исследования, представленную коммуникативным подходом, представленного именами Ю. Хабермаса и М. Маклюэна.

Достоинством концепта «информационное пространство» является выстраивание конфигурации исторического процесса, т. е. объяснение уже имеющихся фактов с возможностью выявления зарождающихся тенденций, что может быть соотнесено с методологическим требованием Т. Куна и И. Лакатоса, согласно которому научная теория, претендующая на парадигмальность, должна предсказывать новые факты, не ограничиваясь объяснением уже существующих. Теоретическая четкость и чуткое внимание к исторической конкретике – эти аспекты делают анализ информационного пространства одним из наиболее перспективных направлений в современной социально-философской мысли. Коммуникационный подход к исследованию информационного пространства синтезирует в себе разноплановые контексты социально-философских исследований – от феноменологического конституирования «жизненного мира» в условиях господства электронных способов коммуникации до эволюционизма, позволяющего выявить характер изменений информационного пространства и зависимость этих изменений от господствующих способов коммуникации.

Научная новизна диссертационного исследования:

2. Обоснован синтез коммуникативного и коммуникационного подходов и применение данных подходов к анализу информационного пространства, а также выявлены сущностные черты этого синтеза, заключающиеся в признании коммуникации фактором конституирования жизненного мира и эволюционистского видения средств коммуникации.

3. Дана социально-философская трактовка понятия «средства электронной коммуникации», рассмотрена специфика средств электронной коммуникации в структуре информационного пространства современного общества.

4. Обозначены предпосылки возникновения средств электронной коммуникации, тенденции их современного развития и социальные последствия их доминирования в структуре информационного пространства.

5. Концептуализировано понятие «коммуникационный риск» для обозначения угроз, возникающих в информационном пространстве под влиянием средств электронной коммуникации, рассмотрены стратегии борьбы с коммуникативными рисками.

Положения, выносимые на защиту:

1. Критерием выделения подходов к информационному пространству выступает доминирование сфер общественной жизни в процессе его функционирования и трансформации. Экономический подход рассматривает информационное пространство как совокупность знаний, имеющих ценность в качестве экономического ресурса. Технологический подход выявляет в качестве детерминант изменения информационного пространства информационные технологии и материальные носители информации. Политический подход рассматривает информационное пространство как совокупность различных стратегий контроля и управления, определяющих воздействие государственных идеологий на сознание широких слоев населения. Спецификой социокультурного подхода к информационному пространству является выявление взаимосвязи средств массовой информации с трансляцией культурных моделей, задающих социальную идентичность индивидов.

2. Коммуникативность, как свойство социальной реальности, представляет собой совокупность условий, обеспечивающих возможность установления диалога, взаимодействия между субъектами. В условиях информатизации и компьютеризации социальной реальности неотъемлемым условием подобного взаимодействия становится наличие налаженных каналов трансляции и репродуцирования информации, что делает наиболее характерным свойством современного информационного пространства не коммуникативность, а коммуникационность. Информационное пространство, с точки зрения коммуникационного подхода, представляет собой совокупность коммуникационных технологий, обеспечивающих взаимодействие между производителем, передатчиком и потребителем информации.

3. Под средствами электронной коммуникации в данном исследовании понимаются основанные на цифровых технологиях глобальные компьютерные сети (Интернет), а также коммуникационные каналы обмена, производства и распространения информации, организованные системно-сетевым образом между странами (правительствами), регионами, между крупными международными корпорациями, средними и мелкими предприятиями, домохозяйствами, между отдельными абонентами. Современное информационное пространство образуется из множества разнопорядковых коммуникативных каналов, что, с одной стороны, облегчает для индивида процесс получения информации, а с другой – создает затруднения для рационализации коммуникации и конституирования жизненного мира.

4. Изменения в структуре современного информационного пространства связываются с двумя процессами – информатизацией и компьютеризацией, итогом которых становится возникновение средств электронной коммуникации. Условием становления глобального информационного пространства в современном обществе является цифровая форма хранения и генерирования информации, становящаяся критерием сохранения или уничтожения предшествующих форм коммуникации. В качестве основных социальных последствий внедрения средств электронной коммуникации в информационное пространство выступают следующие: виртуализация социальных коммуникаций; увеличение количества коммуникативных каналов; усиление фактора интерактивности в процессе коммуникации.

5. Источником возникновения коммуникационных рисков является вызванное доминированием средств электронной коммуникации изменение способов получения и обработки повседневного опыта. Под коммуникационным риском в данном аспекте можно понимать продуцируемую средствами электронной коммуникации потенциальную неопределенность, следствием которой становится пассивный характер социальных действий, рассчитанный не на рациональный подсчет угроз, а на доверие к тем политическим структурам, которые выступают гарантами избежания подобных ситуаций. Основным средством предотвращения нарастания коммуникационных рисков в современном информационном пространстве является выработка сбалансированных правил управления и коррекции коммуникативных потоков.

Теоретическое и практическое значение исследования. Основные положения и концептуальные вывода данного диссертационного исследования имеют значимость для развития социально-философских исследований в связи с трансформацией социальной реальности в результате непрерывно прогрессирующего развития средств электронной коммуникации. Положения и выводы диссертации могут быть использованы в преподавании основных курсов по философии, социальной философии и социологии, в разработке разнообразных спецкурсов по философской проблематике. Материалы исследования способствуют диалогу философов, социологов, специалистов в области современных компьютерных технологий по вопросам перспектив дальнейшего развития информационных сетей и средств электронной коммуникации.

Апробация работы. Сделанные автором выводы и отдельные положения выполненной диссертационной работы были изложены в выступлениях и научных докладах на региональных, всероссийских и международных конференциях: региональная научно-практическая конференция «Жизнь: бытийственный, ценностный и антропологический аспекты» (25.12.2007); региональная научно-практическая конференция молодых ученых «Общество XXI века: социально-экономические проблемы и перспективы развития» (6.04.2007 г.); научно-практическая конференция «Этнический фактор в процессе социальных трансформаций: проблемы и перспективы трудовой миграции» (14.04.2007 г.); VII Международная научно-практическая конференция студентов и молодых ученых «Коммуникативные аспекты языка и культуры» (Томск, 14.05.2007 г.).

Структура диссертации. Структура диссертации обусловлена целью, задачами и логикой исследования. Работа состоит из введения, двух глав и заключения и списка литературы. Материалы диссертации изложены на 141 странице машинописного текста. Список использованной литературы включает 221 наименований работ отечественных и зарубежных авторов.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введении обосновывается актуальность темы исследования, излагается основной замысел работы, выявляется степень разработанности проблемы, формулируется цель и задачи исследования, дается описание методологической базы исследования, характеристика его новизны, указывается теоретическая и практическая значимость исследования.

Первая глава «Информационное пространство как предмет социально-философского исследования» посвящена рассмотрению различных социально-философских подходов к исследованию информационного пространства, а также формированию коммуникативного подхода к информационному пространству.

В первом параграфе «Методологические подходы к исследованию информационного пространства» рассмотрены социально-философские подходы к исследованию информационного пространства. Экономический подход к информационному пространству (Д. Белл) рассматривает информационное пространство как совокупность знаний, имеющих ценность в качестве экономического ресурса, способствующего развитию тех или иных секторов общественной жизни. Специфика информации, с подобной точки зрения, заключается в ее способности служить товаров, участвовать в экономических манипуляциях и служить залогом экономической стабильности. Конфигурация информационного пространства целиком и полностью повторяет конфигурацию пространства социального, и в этом смысле исследование структуры информационного пространства является способом исследования социальной структуры.

В рамках технологического подхода современное состояние информационного пространства рассматривается в контексте перехода от фордистского к постфордистскому принципу управления экономикой. Структуру информационного пространства определяют информационные технологии и материальные носители информации, а специфика современного общества состоит в технологической глобализации и приобретению информационным пространством статуса глобального. Ведущая роль в создании глобального информационного пространства придается развитию технологий, которые позволяют принимать и осуществлять стратегические решения вне зависимости от пребывания в определенной точки земного шара.

Информация в качестве фактора организационного и технологического развития представляет собой совершенно иной предмет, обладающий специфическими характеристиками:

1) неуничтожимостью, возможностью сохранения и приумножения исходного объема в процессе потребления;

2) необходимостью специальной подготовки нового владельца информации для ее адекватного восприятия;

3) невозможностью полной передачи новому владельцу содержания информации, являющейся товаром;

4) способностью в самотиражированию, проявляющейся в определенных условиях социальной среды.

Политический подход (Э. Гидденс) рассматривает информационное пространство с точки зрения усилий отдельных индивидов и социальных институтов по увеличению рефлексивности и уменьшению количества потенциальных опасностей. В этом аспекте информационное пространство является пространством реализации различных стратегий контроля и управления, определяющих воздействие государственных идеологий на сознание широких слоев населения. Исследование последствий информатизации общества сопряжено в теории Э. Гидденса с более широкими теоретическими обобщениями, касающимися изменения стратегий поведения отдельных людей и целых социальных институтов в современном обществе. Постоянный мониторинг имеющейся и поступающей информации приводит к развитию различных средств массовой информации, в первую очередь, электронных, так как они обеспечивают максимально быстрое и комфортное получение новостей в интересующей сфере. Помимо роста рефлексивности при выборе стратегически важных решений, другим следствием отказа от власти традиции, становится изменение отношения человека к собственному будущему.

Спецификой социокультурного подхода к информационному пространству является выявление взаимосвязи средств массовой информации с трансляцией культурных моделей, задающих социальную идентичность индивидов. Взаимодействие и даже противоборство существующих в информационном пространстве моделей самоидентификации ведет к резкому увеличению объемов перерабатываемой информации, что сказывается на психологическом состоянии индивидов и может вызвать даже отторжение по отношению к источникам информации. Процессы глобализации и информатизации, тесно связанные и протекающие параллельно, наталкиваются на враждебное отношение представителей государственной элиты, что обусловлено теми тенденциями, которые раскрываются перед погруженным в мир информационных потоков человеком, который оказывается, избавлен от уз гражданства, национальной принадлежности и других факторов, которые окажутся предметами самоидентификации, конституирующимися в соответствии с личностными предпочтениями субъекта. На этом этапе функционирования общества достигается относительная независимость желаний индивида (разумеется, приверженного новым, модифицированным ценностям) от предшествующей культурной традиции. Компьютерные технологии (и базирующиеся на них средства электронной коммуникации, в первую очередь, Интернет) постепенно вытесняют телевидение на второй план, поскольку предлагают более сбалансированные и дифференцированные способы обращения к потребителю. Интернет-технологии не только позволяют индивидуализировать процесс получения информации, но и делают его интерактивным, позволяют потребителю самому активно участвовать в создании и трансляции информационных сообщений.

Основным недостатком представленных в данном параграфе подходов является их приверженность к детерминистскому методу исследования, при котором конечной целью рассмотрения информационного пространства становится определение сферы общественной жизни, оказавшей наиболее влияние на становление современного информационного пространства. Более продуктивным представляется выявление внутренней структуры этого пространства, исходя из специфики средств электронной коммуникации, и формулирование коммуникативного подхода, позволяющего обозначить взаимосвязь культуры и политики, экономики и технологических инноваций, а также проследить эволюцию информационного пространства и обозначить его специфику на современной стадии общественного развития.

Во втором параграфе «Коммуникационные основания информационного пространства» диссертантом разрабатывается возможность перехода от коммуникативного к коммуникационному подходу в исследовании информационного пространства, что обуславливается отражением взаимодействий отдельных индивидов в структуре информационного пространства. Коммуникационный подход строится на теории «публичной информации» Ю. Хабермаса и эволюционистском видении средств коммуникации М. Маклюэна. Его несомненным преимуществом, по сравнению с существующими социально-философскими подходами, является сосредоточенность на вопросах структурирования информационного пространства и выявления его значимости в повседневной жизни современного человека.

Коммуникация является неотъемлемым феноменом жизненного мира человека, обеспечивая интерсубъективный характер его образования и функционирования. Хабермас делает упор на исследование современных механизмов взаимодействия, поэтому его понимание жизненного мира оказывается сосредоточено на изучении повседневного мира как продукта коммуникативных действий. Выражаясь с помощью терминологии самого исследователя, любое действие представляет собой овладение определенной ситуацией, причем сопряженными в данном случае оказываются два аспекта действия: телеологический и коммуникативный. Телеологический аспект состоит в выполнении каждым индивидом запланированной им последовательности действий для достижения поставленной цели. Коммуникативный аспект направлен на диалог с другими факторами социального пространствами и установления с ними взаимопонимания.

Жизненный мир, в свою очередь, выступает в качестве границы коммуникации, обуславливая наличие сходных для всех участников коммуникации тем общения; условия коммуникации, поскольку наличие жизненного мира является фундаментальным свойством общности различных индивидов, преодолевающим разность точек зрения, а также источником смыслов коммуникации, на котором базируются формулируемые в процессе взаимодействия точки зрения.

1. Функция взаимопонимания, состоящая в использовании и обновлении запаса социальных стереотипов поведения и оценки ситуации. Сталкиваясь в процессе коммуникации с некой необъясненной ситуацией, индивид подбирает из собственного «арсенала» наиболее подходящий штамп, который либо используется без изменений, либо (в том случае, когда взаимопонимание в коммуникативном акте не может быть достигнуто без уступок точке зрения собеседника) подвергается незначительным трансформациям.

2. Функция социальной интеграции, проявляющаяся в осознании индивидом общности своей точки зрения, высказываемой в процессе коммуникации, с аналогичными точками зрения, принадлежащими другим людям. Подобное отождествление позволяет осознать принадлежность, не только формальную, но и фактическую, к определенной социальной группе или социальному институту. Этот принцип используется в современных западных и некоторых российских компаниях для построения системы корпоративной этики.

3. Функция социализации, способствующая образованию индивидуальной и социальной идентичности личности. Формирование собственной точки зрения и осознание ее равнозначности точкам зрения других людей приводит к интериоризации социальных норм и их усвоению. Индивид перенимает ценностные ориентации своей группы и начинает осознанно их воспроизводить в процессе коммуникации с другими людьми.

Данные функции способствуют развитию трех компонентов жизненного мира, выделяемых Хабермасом: культуры, общества и личности. Если культура представляет собой запас всех имеющихся социальных стереотипов («то, что говорится»), то только общество способно обозначить механизмы использования этих знаний в нужном контексте («то, как говорится»). Нарративизация коммуникативного опыта, вырабатываемого в процессе отдельных актов коммуникации, приводит к осознанию единства точек зрения, высказываемых относительно отдельных ситуаций, т.е. способствует формированию личностной идентичности. Сходство единичной точки зрения с аналогичными оценками, высказываемыми представителями определенной социальной группы, приводит к образованию социальной идентичности. Таким образом, коммуникация способствует социализации индивида, а также поддержанию и трансформации запаса социальных стереотипов, способов их актуализации и легитимации.

В этом смысле жизненный мир человека является непрерывным потребителем информации, которая «просеивается» через сито стереотипов поведения, восприятия, истолкования, для того чтобы быть отброшенной, либо содействовать трансформации имеющихся стереотипов в сторону большей адекватности актуальной ситуации. Информационное пространство включает в себя множество жизненных миров отдельных социальных факторов, но при этом не сводится ни к одному из них, поскольку выступает внешним по отношению к индивиду источником, информация из которого нуждается в рефлексии и интериоризации.

Отдельные коммуникативные акты, участники которых обращаются к имеющему в обществе запасу социально значимой информации, актуализируя ее, либо изменяя в соответствии с принципом когерентности, являются неотъемлемой частью социальной жизни. Вместе с тем, в современном обществе структуру информационного пространства образуют технологии и средства коммуникации, позволяющие установить контакт между различными сторонами диалога вне зависимости от пространственно-временных координат их функционирования. Информационное пространство, с точки зрения коммуникационного подхода, представляет собой совокупность коммуникационных технологий, обеспечивающих взаимодействие между производителем, передатчиком и потребителем информации.

Различие в способах коммуникации определяет своеобразие информационного пространства в различные исторические эпохи. Поэтому, основываясь на периодизации динамики информационного пространства М. Маклюэна, мы обозначаем следующую классификацию, в соответствии с основными способами коммуникации – устный и письменный (традиционное общество), книжный (индустриальное общество) и электронный (постиндустриальное общество).

Специфика информационного пространства в рамках современного общества с позиций коммуникационного подхода состоит в формировании средств электронной коммуникации, способствующих преодолению информационным пространством границ государственных субъектов и образованию транснационального информационного пространства. Современное информационное пространство образуется из множества коммуникативных каналов, что, с одной стороны, облегчает для индивида процесс получения информации, а с другой – создает затруднения для рационализации коммуникации и выстраивания собственной идентичности.

Разрастание и информатизация сферы коммуникаций - эти факторы сказываются и на характере политического устройства общества, происходит «замыкание» человека на «приватной» сфере собственных интересов, в то время как сфера «публичная» становится подчиненной, что вынуждает политических деятелей подстраиваться под желания публики. Симптоматическим явлением превращения политики в своего рода телевизионное шоу становится смена основного типа советников любого политического руководителя - если в 60-ые годы в качестве таковых выступали speechwriters (составители речей), то в 90-ые годы им на смену приходят imagemakers (создатели образов). Искусство убеждения уступает место искусству производить соответствующее впечатление на телевизионную аудиторию.

Изменение ценностных приоритетов не могло не вызвать соответствующего отклика в структуре социального и политического пространства современного общества. Усиливается темп изготовления и потребления информации, что приводит к явлению «футурошока», которое описывает в одной из своих работ американский футуролог А. Тоффлер, то есть многократно усиливается скорость социальных взаимодействий и связанных с ними изменений в социальной инфраструктуре. В социокультурной ситуации, при которой главным фактором, влияющим на социальный успех человека, становится уровень его информационного обеспечения, ведущим социальным институтом становится образование. Главенствующее значение приобретает уже не базовое образование и набор знаний, делающий субъекта специалистом в конкретной области науки или практики, а овладение навыками получения новых знаний и, соответственно, готовность к постоянному повышению или даже смене своей квалификации.

Основным фактором, структурирующим и меняющим информационное пространство постиндустриального общества, становится деятельность средств электронной коммуникации, прежде всего, Интернета. Поскольку глобализированное информационное пространство оказывает воздействие на все сферы общественной жизни, то особый интерес вызывает выяснение той роли, которую играют средства электронной коммуникации в процессах функционирования социальных институтов и жизнедеятельности отдельных индивидов.

Вторая глава «Изменение информационного пространства в условиях развития средств электронной коммуникации» посвящена анализу средств электронной коммуникации и выявлению тех коммуникативных рисков, которые привносит проникновение этих средств в повседневную жизнь человека.

В первом параграфе «Средства электронной коммуникации в структуре информационного пространства» диссертант характеризует роль средств электронной коммуникации в структуре информационного пространства по следующим основным пунктам. Изменения в структуре современного информационного пространства связываются с двумя процессами – информатизацией и компьютеризацией, итогом которых становится возникновение средств электронной коммуникации. Под средствами электронной коммуникации в данном исследовании понимаются основанные на цифровых технологиях глобальные компьютерные сети (Интернет), а также коммуникационные каналы обмена, производства и распространения информации, организованные системно-сетевым образом между странами (правительствами), регионами, между крупными международными корпорациями, средними и мелкими предприятиями, домохозяйствами, между отдельными абонентами.

В структуре информационного пространства выделяются следующие уровни: глобальный, локальный и частный, охватывающие все сферы общественной жизни: от широкополосных межгосударственных коммуникативных каналов до межличностных связей отдельных абонентов. Условием становления глобального информационного пространства в современном обществе является цифровая форма хранения и генерирования информации, становящаяся критерием сохранения или уничтожения предшествующих форм коммуникации.

Средства электронной коммуникации могут рассматриваться в трех базовых аспектах: технологическом (технические возможности производства, сохранения, актуализации значимой информации и осуществления электронных коммуникативных актов), программном (способы передачи данных для восприятия пользователей, включая компьютерный интерфейс) и аксиологическом (ценности и нормы, регулирующие развитие средств коммуникации и определяющие стратегии их дальнейшего развития). В условиях тотальной компьютеризации средства электронной коммуникации становятся неотъемлемым элементом повседневного общения и взаимодействия. Жизнь человека напрямую соприкасается с электронными устройствами различной степени сложности, значимость которых определяется изменением их функций: если в индустриальном обществе механизмы играли роль продолжения человеческого организма, принимая на себя наиболее энерго- и физически затратную работу, то в обществе постиндустриальном технологии увеличивают свой «социальный статус», заменяя индивидов в выполнении определенных функций.

В качестве основных социальных последствий внедрения средств электронной коммуникации в информационное пространство выступают следующие: виртуализация социальных коммуникаций (глобальные сети обеспечивают оперативный доступ к информации, что позволяет решать возникающие вопросы без непосредственного присутствия); увеличение количества коммуникативных каналов (плюрализация источников информации и возникновение конкурентной борьбы между поставщиками информационных услуг); усиление фактора интерактивности в процессе коммуникации (возможность пользователя Интернет-коммуникации самостоятельно выбирать спектр собственных сетевых контактов и используемых коммуникативных каналов).

Интернет выступает основным средством электронной коммуникации, критерием чего является его глобальное распространение и тенденция к доминированию в сфере способов получения новой информации и установлении коммуникативных каналов. В качестве основных черт Интернета в качестве средства коммуникации выступают следующие:

1. Уникальность (отсутствие аналогов по степени охвата и возможности обращения к массовой аудитории);

2. Открытость (потенциальная возможность любого представителя мирового сообщества выступать как потребителем информационных ресурсов, так и их производителем или транслятором);

3. Глобальность (отсутствие национальных или каких-либо иных способов дискриминации людей по степени доступа к информации);

4. Нелинейность (альтернативность и многовариантность путей развития глобальной сети в целом, а также отдельных ее сегментов);

5. Сложность (наличие большого количества переплетающихся коммуникативных каналов, выступающих альтернативными источниками информации);

6. Интегрированность (взаимосвязанность отдельных элементов сети в единое целое).

На современном этапе социального развития средства электронной коммуникации становятся важным фактором происходящих изменений, поскольку ведущей способностью экономических и политических факторов становится возможность генерирования и регенирования информации. Информация становится не просто ядром системы коммуникативных каналов, а образует особую логику взаимоотношений в современном обществе, в которой составными элементами выступает и политика, и экономика, и культура. Различие стратегических и коммуникативных целей индивида в условиях Интернет-коммуникаций не является онтологически заданным, поскольку коммуникация выступает основным способом структурирования жизненного мира человека и его самоидентификации. Достижение взаимопонимания в основных ценностных установках и солидарности в социально обусловленных действиях является основной задачей коммуникации, решение которой в условиях современного информационного пространства наталкивается на серьезные препятствия.

Во втором параграфе «Коммуникационные риски в информационном пространстве современного общества» концептуализируется проблема коммуникационных рисков в информационном пространстве современного социума.

Рискологическая проблематика в современном социально-философском знании имеет давнюю традицию, но не является проработанной в отношении некоторых аспектов, одним из которых является взаимосвязь рисков с изменениями в структуре информационного пространства. Существующие концепции обращают приоритетное внимание на исследование технологической природы риска и его экологических или психологических последствий. Методологической базой при разрешении данной проблемы является предложенная У. Беком и развиваемая саратовской школой социальной философии концепция «общества риска», акцентирующая внимание на увеличении рискогенных ситуаций в современном социуме из-за усложнения производственных структур и перерастания ими своего продуктивного потенциала. В отношении информационного пространства это положение раскрывается в изменении способов получения и обработки повседневного опыта, что в свою очередь оказывается, вызвано возникновением средств электронной коммуникации.

Современное глобальное и информатизированное общество кардинально меняет структуру получения и использования повседневного опыта, что приводит к возникновению таких антропологических характеристик как потенциальная открытость пространства восприятия и усвоения полученного опыта. Иначе говоря, нарушаются механизмы стереотипизации полученного опыта и выработки на его основании механизмов действования в социальной реальности, что приводит к дестабилизации общественного порядка и увеличению потенциальной рискогенности тех ситуаций, в которых оказывается человек.

Привычные способы обработки полученной информации оказываются неэффективными в условиях господства новых средств коммуникации – телевидения, Интернета и т.д. Увеличение информационных потоков, как правило, характеризующихся разнонаправленной трактовкой происходящих событий, приводит к сжиманию социального времени, в котором живет и действует индивид. У него остается все меньше времени на то, чтобы осмыслить поступающие сведения и выработать по отношению к ним адекватную и непротиворечивую линию поведения. В условиях непрерывной череды коммуникативных актов, которыми оказывается, размечен жизненный график современного человека, затруднительным становится выстраивание рациональной жизненной стратегии, подразумевающей, согласно Хабермасу, не только готовность к коммуникации, но и существования отрефлексированной точки зрения, которая может быть аргументировано заявлена и при необходимости прояснена в процессе коммуникации.

Средства электронной коммуникации предлагают принципиально иную хронометрическую шкалу, в которой вынужден действовать современный человек, что приводит к возникновению ситуаций, когда недостаток временных ресурсов не позволяет рационализировать коммуникацию, т.е. выработать непротиворечивую и последовательную точку зрения, подкрепленную фактами и аргументами. Информация в постиндустриальном обществе перестает быть знанием, становясь лишь условием получения знаний. По мнению автора диссертационного исследования, под коммуникационным риском в данном аспекте можно понимать продуцируемую средствами электронной коммуникации потенциальную неопределенность, следствием которой становится пассивный характер социальных действий, рассчитанный не на рациональный подсчет угроз, а на доверие к тем политическим структурам, которые выступают гарантами избежания подобных ситуаций.

Основным средством предотвращения нарастания коммуникационных рисков в современном информационном пространстве являются, с точки зрения автора, выработка сбалансированных правил управления и коррекции коммуникативных потоков. Данная стратегия может быть реализована в следующих пунктах: обеспечение честной конкуренции; увеличение частного сектора инвестиций; создание регулирующих механизмов; обеспечение доступа к информационному пространству для всех граждан; недопущение дискриминации при использовании информационных ресурсов; сочетание унификации технологических параметров с многообразием культурного и языкового содержания; ориентация на поддержку развивающих государств.

В заключении диссертации подводятся общие итоги исследования, формулируются основные положения и выводы работы.

Основные положения диссертации нашли свое отражение в следующих публикациях:

  1. Ненашев А.И. Развитие социального виртуального пространства в сети Интернет // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена», 2008, № 33(73). С. 335-338. – 0,4 п.л.

Публикации в других изданиях:

  1. Ненашев А.И. Развитие сети Интернет: социально-философский аспект. Саратов: Издательский центр «Наука», 2008. 20 с. - 1 п.л.
  2. Ненашев А.И.Средства электронной коммуникации в структуре социума. Саратов: ФГОУ ВПО «Саратовский ГАУ», 2008. 108 с. - 6,75 п.л.

2-16. Информационное «поле» планеты, населённой разумной жизнью.


Мозг воспринимает только ту информацию,

к которой готов или в которую Человек верит...

Ин форма ция...

Информационно е пространство...

Информа ционное поле...

Все эти понятия для подавляющего большинства жителей планеты носят весьма условный и приблизительный характер. Практически никто не задумывается о том, что означают эти слова, и при вопросе: «Что ВЫ понимаете под словом ИНФОРМАЦИЯ?» в ответ слышится невнятное бормотание или ссылки на Википедию.

В настоящее время информация - это научное понятие, означающее обмен информативными данными не только между людьми, но и между человеком и автоматом, автоматом и автоматом, а также обмен сигналами в животном и растительном мире, передачу признаков от клетки к клетке, от организма к организму. Даже простейшие одноклеточные организмы получают информацию о состоянии внешней среды и используют её при выборе наиболее благоприятных условий. Такое представление об информации позволяет сделать вывод, что это неотъемлемое свойство материи, и все материальные тела могут обмениваться информацией. Но достаточно ли этого для понимания того, что представляет собой ИНФОРМАЦИЯ? Не вызывает ли такое толкование повод для разных абсурдных измышлений и суждений, уводящих от истинного понимания природы живой и неживой материи.

Позволю себе немного пофантазировать и передать моё понимание этих терминов, которые обозначают еще неосознанную реальность, как для многих философских школ, так и для научно-религиозного представления. Надеюсь, что эта информация, как «оформленный» результат моих размышлений , будет передана в виде сведений потенциальному «приемнику» и принята без искажений - так, чтобы определенный фрагмент видимой мною реальности нашел отражение в воспринимающем субъекте, а результат этого отражения был бы зафиксирован в материальной форме, то есть «оформлен», как того и требует этимология латинской основы термина.

Если прибегнуть к расшифровке смысла слова по составляющим его корням, то в слове ИНФОРМАЦИЯ есть закодированный ответ: ИН ФОРМА ЦИ. Энергия (ЦИ, ЧИ, КИ, СИ - по обозначению разными философскими школами востока и запада), заключённая в определённую форму, и там удерживаемая. Учитывая то, что энергия - это свойство материи при её преобразовании, вполне логично заключить, что информация вполне материальная субстанция, имеющая определенную форму-матрицу, которая может нести строго индивидуальное содержание (ПРОГРАММУ), отличаемое количественно и качественно от множества других форм материи и пространственных структур, не вступающих с ней во взаимодействие. Эта форма поддерживается необходимым диапазоном частот в пределах заданных октав (мерности). Напомню, что МЕРНОСТЬ - совокупность качественных характеристик пространства.

Соответственно, и словосочетания Информационное пространство и Информационное поле уже приобретают более определенный смысл и образ. Предположим, что пространство или поле являются как бы вместилищем множества форм материи, отличающихся между собой по качественным и количественным характеристикам, как, например, вода в парообразном состоянии отличается от воды в твердом состоянии. Это - довольно отдалённое сравнение, но вполне доступное для понимания некоторых отличий пространств-материй, которые мы привычно называем средой . Тем не менее, современная наука, дойдя при изучении природы материи до разделения вещества на элементарные частицы и волны, не утруждает себя тем, чтобы объяснить, каким образом возникают волны там, где по представлениям ученых авторитетов среда отсутствует. Как, например, в атоме. РАстояние от ядра до электрона, который находится в нестабильном состоянии в зоне деформации, на так называемой орбите, на порядки превышает размеры этих частиц. Точнее сказать, не частиц, а сгустков сформированной материи. То есть, атом пуст на 99,9 %. Эту пустоту принято называть полем взаимодействия. Или гравитационным полем. Что же может представлять собой «поле»?

Не так давно астрофизики обнаружили в пространстве Вселенной «тёмную материю» и «темную энергию», которую никакие приборы, придуманные человечеством, исходя из представлений о природе, не могут зарегистрировать НАПРЯМУЮ. Только косвенно!

Обнаружить косвенно удалось только «тёмную материю», а «тёмную энергию» получили расчетным путем. Без этого вещества, проявляющегося в виде энергии, вещество , данное нам «в ощущениях» посредством органов чувств, включая приборы, построенные из Физически-Плотной Материи (ФПМ), просто не могло бы иметь столь законченные формы и траектории движения. «Тёмная материя» представляет собой более плотное образование, через которое свет проходит, меняя своё направление. Обозначим «тёмную материю» - гибридной формой материи (ГФМ) более «тонкого» проявления, в отличие от барионного вещества. «Тёмная энергия» - вещество не в связанном, свободном виде - первичные материи (ПМ), составляющие ткань пространства с постоянно изменяющимися свойствами и качествами. В совокупности все перечисленные структуры представленных форм существования материи и представляет неоднородное пространство нашей вселенной, в котором формы материи распределяются в соответствии с мерностью пространства, образуя ИНФОРМАЦИОННОЕ ПОЛЕ - совокупность уложенных пространств, взаимодействие их гармоний и программ развития.

Наша планета Земля образована несколькими типами пространственных структур, которые представляют собою 6 сфер, вложенных одна в другую. Эти сферы отличаются по своим качественным и количественным параметрам, так как представляют собой неоднородные по структуре пространства, или кристаллические структуры разного уровня мерности. Каждое из этих пространств состоит из разного набора форм первичных материй. Так, самую плотную сферу Мидгард-Земли образует гибридная материя из семи форм первичных материй. Более подробно о формировании планеты из первичных форм материй можно прочитать в фундаментальном труде Н.В.Левашова «Неоднородная Вселенная».

По научным представлениям и сама планета, и жизнь созданы пылью, которая слиплась в определенном порядке, создав всё разнообразие не только неорганических веществ, но и живых существ. На вопрос: «Каков этот порядок и его причина?» ортодоксы от науки сообщают, что это одному Богу известно. С горем пополам научились определять структуру вещества по спектральному анализу, проведя огромное количество сравнительных проб и упорядочивая то, что уже имели. Так пришли к некоторому представлению о строении атомов и молекул, но так и не поняли, каким образом возникли сами эти атомы. Просто, приняли как данность. А что представляет собой живая материя, почему возникла способность к само воспроизводству и молекулярных структур, и самого живого организма - так и осталось за границами представлений. Что такое сознание? Откуда появилась первая мысль? Тоже из пыли, пускай даже звездной?!

Как сформировался МОЗГ, этот сложнейший комплекс, который нельзя создать из пыли? Мозг есть результат многомиллионного периода времени (в астрономическом исчислении времени) формирования био-структуры, приведший к связанному одновременному состоянию его как минимум в трех пространствах (состояниях), а именно нейтринного (высшего), антинейтронного и протонного, или ионного (терминология А.М.Хатыбова). Если перейти к более привычной терминологии, то кроме плотного состояния Мозг имеет ещё т.н. эфирное, астральное и ментальное пространства, правда, не у всех живых особей. Н. Левашов ввёл для обозначения этих пространств другое название: МАТЕРИАЛЬНЫЕ УРОВНИ.

Итак, мы определились с терминами, поэтому в дальнейшем информационные поля будем называть просто - информационный материальный уровень. Эти уровни имеют определенные качества, которые формируются теми формами материй, которые соответствуют мерности данных пространств. А если учитывать смысл выражения подобное притягивает подобное, то это станет отныне ключиком для понимания того, каким образом люди могут накапливать, передавать и получать информацию.

Итак, начнем от самого начала формирования Мозга, с атома.

Атом, как и любое другое ФП вещество было сформировано слиянием 7-ми ПМ (микропространств) в ГФМ - физически-плотную.

Под воздействием гравито-электро-магнитного формирования атом сохраняет свою целостность, пока находится в зоне информации проходящих потоков, то есть в диапазоне поддерживающей октавы частот. Или в диапазоне перепада мерности, в котором это вещество не разрушается. В кристаллических структурах природного образования также имеется информация, которая позволяет даже после добычи

этих веществ в виде полезных ископаемых, восстановить в нише их формирования новые ФП кристаллы путем синтеза. Известны случаи восстановления нефти и минералов в заброшенных скважинах и шахтах. Интересное явление представляет собой рост минералов, т.н. «живых кристаллов», что говорит о наличии информационного сопровождения именно для данного кристаллического образования. Сбой программы, то есть, отсутствие какого-либо параметра частоты данного сопровождения, приводит к разрушению. Некогда целостная структура превращается в песок.

Существуют два типа молекул, которые образуют основу живой и неживой материи - органические и неорганические молекулы. Но это не означает, что у неживой материи нет информационного сопровождения. Есть, и именно эта информация строит их в кубические структуры. Пространственное расположение живых кристаллов, таких как молекула РНК или ДНК, имеет более сложное информационное сопровождение, позволяющее сохранять целостность даже при перемещении в другую «нишу», не родную для формирования этих структур. Например, вирус переходит в стадию «неживой» материи, теряя воду. Но его копия (матрица) сохранена. Вновь попадая в воду или соответствующую среду, вирус сам себя воспроизводит, «считывая» с информационной матрицы чертеж своего строения.

Рассмотрим на примере деления клеток процесс переноса информации на Физически-плотный план для сборки необходимых деталей:

Первая и вторая иллюстрации показывают, как из разделившихся ядер клетки поток ПМ поступает на второй материальный уровень. Но откуда появляется еще одна копия клетки? Одна копия клетки полностью повторяет структуру и форму делящейся клетки, а другая копия воспроизводится по принципу резонанса основного потока ПМ и информации, передаваемой от клетки-дубля на соответствующий информационный поток. Создаётся дополнительная деформация (искривление) пространства, которое начинает проецироваться на ФП материальный план, создавая новую клетку рядом с обновлённой клеткой. Получили путем синтеза две новые одинаковые клетки. Не в этом ли тайна вечной жизни? ИНФОРМАЦИОННЫЙ поток плюс пространственное сообщение (форма). А если еще внести программу развития, то есть усилить поток!!! Ведь старение клеток человеческого организма происходит за счёт ослабления потока ПМ, идущего по каналу от ФП клетки, поэтому «новые» клетки уже повторяют всю патологию старой клетки, все повреждения, включения, потери в хромосомном наборе...

Организм, как многоклеточная и многоуровневая система функционирует под управлением Мозга (Сущности) при поддержке энергоинформационного сопровождения. Старая СУЗ более не управляет Мозгом людей, происходит Переход на более высокие октавы управления жизнеобеспечением определенных территорий. Без такого сопровождения информация РОДной СУЗ, Мозгом людей приниматься не будет ни для собственного жизнеподдержания ни для разумности в действиях, так как структурно их Мозг не соответствует тем качествам состояния решетки атомосферы, которые пришли на смену эбровской системе.

Но, вернёмся к информационному пространству планеты.

Оно во многом нарушено интервентской системой, информация раздроблена и подавалась выборочно на определенные «продвинутые» генотипы Мозга в целях полного захвата именно генетического фундамента людей, которые могли считывать информацию из заблокированных уровней планеты. Это связано с потерей частот и снижением октав Мозга у людей после захвата. Всех «проклюнувшихся» интервентская СУЗ принуждала работать на себя, контролируя подаваемую им информацию и искажая её.

Из работ А.М.Хатыбова можно узнать подробнее о том, как происходило рассеивание высоких октав, и почему образовалось так много песка на нашей Планете, а также, о том, ЧТО ТАКОЕ СУЗ, Интервентская система, эбровская смстема, Мозг Человека и многое другое.

Изменение решетки атмосферы привело к искажению информации истинной Системы Управления, что не могло не сказаться на формировании Человеческого организма. Были вменены новые Программы биогенезисе плоти, и через эти программы производился контроль и отбор нужного биоматериала. Теперь предстоит всё это перестраивать на РОДную Систему жизнесопровождения и управления. По состоянию. Восстановить Физику МОЗГА, Физику КЛЕТКИ и Физику ЭНЕРГИЙ. Это довольно болезненный процесс. Многие его уже ощущают. Но он необходим для возможности жить и быть в гармонии с природным естеством планеты. А мы пока что, действительно, «пришельцы»...

Стоит ли говорить, что всё, создаваемое людьми, не долговечно, так как лишено информационной поддержки. Те же строения могли бы создаваться на века и радовать глаз Человека своей красотой, величием и гармонией пропорций Золотого Сечения. Мы всё еще восхищаемся архитектурой Санкт-Петербурга, любуясь его прекрасными колоннами, дворцами и скульптурами, не понимая, как можно было создать такие грандиозные сооружения! А выполнены они не путем выпиливания монолитов и притаскивания их на лошадях, а отливались из геополимерного бетона, в основе которого были природные материалы и технологии их информационного обеспечения.

В этой связи следует напомнить и о железном столбе в Индии, который на протяжении многих веков не подвержен коррозии и не несет даже следов ржавчины...

И последнее: Много раз поступали вопросы по логотипу с сайта Николая Викторовича ЛЕВАШОВА, но пояснение, данное им самим, далеко не всех привело к пониманию данного образа. Сейчас смысл названия «Семена Разума» проступает отчетливее, показывая нам, что это - Система Управления Земли. ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО, откуда можно получать ЗНАНИЯ о строении этого пространства, но не просто «включившись» в него, как в розетку, а путем собственных усилий по развитию индивидуального сознания, путем ПОЗНАНИЯ и синтеза этой информации, путем постепенного совершенствования и совмещения структур Сущности каждого отдельного индивида с Мозгом СУЗ.



Картина «СЕМЕНА РАЗУМА» - ЗНАНИЯ, поступающие через все слои атомосферы об её истинном строении, причинно-следственных связях, прошлом, настоящем, и будущем - ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ через каждого отдельного индивида («рубашки» - термин А.Хатыбова) по уровню его взаимосвязи с Мозгом планеты (информационным пространством Земли).

Послесловие.

В заключение необходимо сделать акцент на воде.

Что для Планеты и для людей сегодня ВОДА? Это и ЖИЗНЬ и ИНФОРМАЦИЯ!!! Какие пространственные решетки она проходит, такую информацию мы и получаем. Всё, что творят с водой, сказывается на нашем здоровье и мышлении. Это сказывается в неспособности правильно и полно анализировать (усваивать) информацию, в том числе и записанную в воде. Сейчас информацию можно получать только при осмыслении массива разрозненной информации в виде книг, поэтому недавно была предложена иллюстрация для размышлений и творений ОБРАЗА (формы), который поможет увидеть многое из того, что проходит мимо нашего внимания.

Вот эта иллюстрация:

Ответ на вопрос, который был задан в Мини-Векторине