Информационные ресурсы современного общества — Гипермаркет знаний. Что понимают под образовательно-информационными ресурсами

25.09.2019

В наш компьютеризированный век особое место в жизни общества занимает понятие информации. Применяемые на современном этапе развития человечества параметры для классификации информационных ресурсов весьма разнообразны. Именно поэтому можно встретить несколько типов разделения информационных данных на классы и группы. Однако в общих чертах классификация для любого метода их разделения практически одинакова. Разница может состоять только в некоторых условных критериях, когда некоторые типы информационных ресурсов (ИР) могут быть отнесены к какой-то группе по субъективным признакам.

Понятие информационных ресурсов и их классификация (основные типы)

  • личные;
  • корпоративные;
  • бизнес-ресурсы;
  • политические;
  • образовательные;
  • культурные;
  • ресурсы организаций и учреждений;
  • услуги и сервисы;
  • развлечения;
  • спорт;
  • отдых;
  • доски объявлений;
  • хранилища ПО и мультимедиа и т. д.

Теперь посмотрим, какие параметры используются для классификации информационных ресурсов по способу представления.

Как правило, сюда включаются понятия твердых копий (книги, газеты, журналы машинопечатные документы), магнитные и электронные (цифровые) носители (аудио- и видеозаписи, фото- и кинопленка, компакт-диски, съемные устройства памяти, жесткие диски компьютеров) и средства связи (радио, ТВ, сети).

Среди форм собственности выделяются частная (личная, корпоративная), государственная и муниципальная, федеральная, совместная (коллективная), национальное достояние.

В смысле организации и хранения классификация информационных ресурсов частично связана с типами носителей (печатные издания и цифровые носители), а также предусматривает понятия библиотек, фондов, архивов, баз данных, массивов документов и автоматизированных форм.

С национально-территориальной принадлежностью, думается, все понятно, а вот в плане степени компетенции разделение производится по признаку ориентирования на массового или профессионального пользователя.

Типы субъектов в понятии ИР

Что касается субъектов ИР, здесь присутствует три основных типа:

  • граждане государств или лица без гражданства;
  • организации;
  • органы власти государства любого уровня.

Классификация по содержанию

Рассмотрим самый большой раздел распределения ИР - по содержанию - как пример классификации информационных ресурсов по заданному критерию. В общем случае она включает в себя следующие большие группы:

  • тематические и научные публикации;
  • справочная информация;
  • реклама;
  • новости;
  • библиографические публикации.

Если посмотреть на эти аспекты несколько шире, в качестве примера можно привести еще одно разделение:

  • деловая информация (экономика, финансы, коммерция, бизнес, статистика);
  • социально-политическая и юридическая информация;
  • научно-техническая информация;
  • потребительская и другая массовая информация;
  • электронные сделки;
  • вычислительная техника и коммуникации.

Естественно, любая классификация информационных ресурсов, предлагаемая сегодня для распределения ИР по отдельным признакам, может отличаться от другой ей подобной. Однако в данный момент нас больше интересует электронная информация.

Главные типы электронной информации

Классификация информационных ресурсов (информатика прямо на это указывает) в самом общем случае подразумевает два основных типа ИР по критерию режима использования:

  • онлайн - непосредственный доступ к документам на серверах через сети;
  • офлайн - использование документов, баз данных или их фрагментов в виде копий первичной информации с сервера, сохраненной на электронном носителе.

В некотором смысле классификация электронной информации несколько похожа на разделение по содержанию, однако дополнительно здесь присутствует раздел рынка программного обеспечения:

  • коммерческое ПО;
  • свободно распространяемое ПО (freeware), включая продукты с открытым исходным кодом (лицензия GNU GPL);
  • условно-бесплатное ПО (shareware).

В качестве еще одного дополнения некоторые источники указывают сектор информационных услуг и обслуживания.

Понятие электронного документа

Под документом такого типа в большинстве случаев понимают документированную информацию, представленную в электронном виде, для восприятия которой используются электронно-вычислительные системы, а для передачи - коммуникационные и сетевые инструменты.

Информация такого типа может быть представлена в виде отдельных файлов, баз данных и массивов или автоматизированных систем. Кроме того, особое значение имеет юридический аспект правомерного использования тех или иных документов, сертификация и аттестация систем, а также защита информации любого уровня доступа и вида.

в интернете

Классификация электронных информационных ресурсов была бы абсолютно неполной, если бы не затрагивались вопросы интернета, поскольку сегодня большинство электронных документов доступно именно там.

Здесь представлено несколько основных критериев:

  • форма представления (веб-страницы, информационные и файловые серверы, базы данных, телеконференции);
  • языковой и территориальный признак;
  • содержание и т. д.

Типы интернет-ресурсов

Виды и классификация информационных образовательных ресурсов в учебном процессе рассматриваются достаточно подробно. Однако можно привести и некоторые дополнения, включив в распределение ИР на дополнительных типов интернет-ресурсов.

Как правило, среди критериев выделяют следующие:

  • полнота и функциональное содержание;
  • принцип взаимодействия с пользователем (информативное, интерактивное);
  • степень доступности.

В содержательной части сайты распределяют на визитки (лаконичные страницы с основной информацией), блоги (персональные страницы), промоушн-сайты (реклама товаров и услуг), электронные магазины и сервисы, информационные сайты с определенной тематикой, веб-порталы (крупные ресурсы или интернет-сообщества), корпоративные представительства (системы автоматизации деятельности компаний), системы управления предприятиями, интегрированные в интернет и интранет (внешние и внутренние сети).

При взаимодействии с пользователем можно выделить такие типы ИР, как информационные (сетевые издания, СМИ, телевидение, радио), прикладные (онлайн-библиотеки и базы данных, хранилища ПО с возможностью скачивания, поисковые системы), непосредственно-коммуникационные (социальные сети, интернет-сообщества), развлекательные (игры, музыка, видео, анекдоты и т. д.), коммерческие (сайты с платными услугами и интернет-магазины), презентационные ИР рекламного характера.

Если говорить о степени доступности, этот критерий позволяет разделить ИР на публичные (открытые всем пользователям без исключения), внутрисетевые (доступ имеют только сотрудники какой-либо организации внутри сети интранет), экстра-сетевые (размещаются в интернете, но доступ имеет ограниченный круг пользователей).

Информационные услуги

Наконец, отдельно стоит сказать об информационных услугах. В первую очередь в этой категории выделяют сервисы по поиску и обработке информации, выдачу по запросу документов любого типа и хранение информации.

Вторым по значимости разделом является предоставление услуг по использованию интернета, БД и АИС, по доступу к интернету или сетям и передаче информации, а также по использованию электронной почты и предоставлению хостинга (формированию личных страниц).

Защита ИР

И, само собой разумеется, любые ИР должны защищаться на самом высоком уровне, причем абсолютно без разницы, к какому типу они принадлежат, и вне зависимости от носителя, на котором они хранятся.

Кроме того, под защитой можно понимать и юридический аспект (авторское право, законодательство, лицензирование, аттестация), и программные средства в виде антивирусов или (файрволов - программных или "железных"), криптографических технологий шифрования данных или соединения и т. д.

Заключение

Как видно из всего вышесказанного, классификаций информационных ресурсов можно привести достаточно много, особенно если учитывать огромное количество всевозможных критериев, которые можно применять в каждом конкретном случае. Само собой разумеется, что некоторые условные разделения ИР на соответствующие классы в разных вариантах могут и не совпадать. Тем не менее в общих чертах все они очень похожи и имеют много общего. Наконец, все классы ИР в большинстве своем тесно взаимосвязаны, а здесь была приведена лишь малая часть всего того, что можно рассмотреть, если конкретизировать какой-то определенный тип ИР.

Информационные ресурсы (ИР) – имеющиеся в наличии запасы информации, зафиксированной на каком-либо носителе и пригодной для ее сохранения и использования.

В настоящее время используется узкое и широкое понимание ИР: в узком понимании имеют в виду только сетевые ИР, доступные через компьютерные средства связи, а в широком – любую зафиксированную на традиционных или электронных носителях информацию, пригодную для сохранения и распространения. Для информационных работников профессионально значимо широкое понимание.

Информационные ресурсы – это отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, базах данных и других информационных системах) .

Под информационными массивами понимают обычно упорядоченное множество элементов (документов и/или данных), к которым возможен индивидуальный доступ. В настоящее время чисто количественно информационные массивы составляют подавляющую часть информационных ресурсов. Наиболее яркими представителями этих массивов являются обычные базы данных, библиотечные или архивные фонды.

Существует множество признаков для описания, т.е. многоаспектной классификации информационных массивов, каждый из которых представляется существенным с определенной точки зрения. Базовым набором признаков можно считать следующий:

источник ИР : например, официальная информация, опубликованная, статистическая отчетность, результаты измерений, испытаний и проч.;

принадлежность ИР к определенной организационной или информационной системе: например, ресурсы архивные, библиотечные, МВД, МЧС, НТИ и др.;

форма собственности : государственная (федеральная, субъекта федерации), муниципальная; собственность общественных организаций; акционерная, частная, а также указание на владельца;

характер использования ИР (назначение ): например, ИР массовые, межведомственные, региональные, внутрифирменные, личные и др.;

объем информационного массива (выраженный в сопоставимых единицах измерения);

открытость информации : открытая, секретная, конфиденциальная;

форма представления информации : текстовая, графическая, мультимедийная и др.;

носитель ИР : электронный, бумажный и др.

способ распространения информации : сети (глобальные, локальные), издания и др.;

естественный язык , на котором представлена информация.

Кроме того, важнейшими характеристиками ИР являются такие трудно формализуемые параметры, как полнота, достоверность, актуальность и значимость содержащейся в них информации.

Состав ИР может быть охарактеризован как:

    полнотекстовые базы данных;

    библиографическая продукция;

    фактографические базы данных;

    справочно-библиографический (справочно-поисковый) аппарат библиотек, информационных центров и архивов, в том числе каталоги и библиографические картотеки (базы данных);

    обзорно-аналитическая продукция (аналитические обзоры, прогнозы, рейтинги и т.д.);

    услуги, предлагаемые на информационном рынке;

    компьютерные сети связи;

    программные средства, обеспечивающие создание информационных систем и развитие телекоммуникационных сетей;

    учреждения (редакции, издательства, библиотеки, информационные центры, книготорговые учреждения и т.д.), обеспечивающие создание информационной продукции, накопление и использование ИР.

Государственные информационные ресурсы – это ресурсы, которые как элемент имущества находятся в собственности государства.

Государственные ресурсы делятся на следующие группы:

    федеральные ресурсы;

    информационные ресурсы, находящиеся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ;

    информационные ресурсы субъектов РФ.

Государственные информационные ресурсы обеспечивают выполнение задач государственного управления; обеспечения прав и безопасности граждан; поддержки социально-экономического развития страны, развития культуры, науки, образования и т.д.

Государственные информационные ресурсы могут быть разделены на две группы:

1) информационные ресурсы, предназначенные для решения задач конкретного органа управления определенного звена;

2) информационные ресурсы, ориентированные на внешнего пользователя.

Ресурсы второй группы формируются информационно-аналитическими структурами. Если они имеют общее методическое руководство, схожие задачи, решаемые на основе единых нормативных документов, то они могут быть названы государственными информационными системами.

К таким системам, имеющим межведомственный, универсальный характер, могут быть отнесены:

    библиотечная сеть Российской Федерации;

    архивный фонд Российской Федерации;

    государственная система статистики;

    государственная система научно-технической информации.

Библиотечная сеть РФ насчитывает свыше 150 тыс. библиотек.

Архивный фонд РФ находится в ведении Федеральной архивной службы. Постоянное хранение архивных документов осуществляют государственные и муниципальные архивы, государственные музеи и библиотеки, учреждения системы РАН. Временное хранение архивного фонда документов осуществляют министерства, ведомства, учреждения, организации и предприятия, отнесенные установленным порядком к источникам комплектования государственных и муниципальных архивов.

На федеральном уровне осуществляется интеграция информационных ресурсов всей системы органов государственной статистики. Головной организацией по сбору, накоплению, хранению, обработке и передаче статистической информации является Главный межрегиональный центр обработки и распространения статистической информации Госкомстата, важнейшей задачей которого является подготовка публикаций в области статистики и информирование широких слоев общества.

В настоящее время государственная система научно-технической информации представляет собой совокупность научно-технических библиотек и организаций – юридических лиц независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности, специализирующихся на сборе и обработке научно-технической информации и взаимодействующих между собой с учетом принятых на себя обязательств.

Тема 1. Информация и информационные ресурсы

Информация. Основные определения

Издревле человек использовал информацию. Практически с момента появления человечество собирало, осмысливало, обрабатывало, хранило и передавало разнообразную информацию. Первые информационные сообщения представляли наскальные рисунки. Еще в VI веке до н.э. в Персии рабы стояли на высоких башнях и голосами, криками передавали сообщения от одного к другому.

В Древней Греции термин «информация» означал «придать форму» или «обрисовать». При этом «придать форму» (изобразить) понимается не как перенести информацию или зафиксировать ее на соответствующем носителе: камне (каменных плитах), глине (глиняных табличках), пергаменте, папирусе и бересте, в дальнейшем: бумаге, пластмассе, фотоматериале, магнитных и других материалах, а как «обрисовать» - «смоделировать», «описать» информацию. Например, классифицировать информационные ресурсы (ИР).

Человечество (социум) постоянно имеет дело с информацией, однако строгого научного определения этого понятия нет. Существует мнение, что в различных предметных областях используется более 300 толкований данного термина. Причем человек (индивид) и его генетический код являются носителями и одновременно хранителями информации.

Термин «информация» происходит от латинского «informatio», что означает разъяснение, осведомление, а также содержание сообщения, сведения с учетом их передачи в пространстве и времени.

Наиболее расхожее значение этого термина - любые сведения и данные об окружающем мире (живой и неживой природе, предметах, фактах, событиях, явлениях, процессах и другом) независимо от формы представления и их носителей. При этом все живое питаетсяинформацией, создавая, накапливая и активно используя ее, а под формами понимаются различные входные и выходные формы, отчеты, запросы и таблицы.

Значение информации в жизни общества стремительно растет, меняются методы работы с информацией и сферы ее применения. И различных науках понятие «информация» воспринимается исходи из ставящихся ими задач. Так, под термином «информация» понимают независимые и извечно существующие категории - материя и энергия; меру организации системы, математически равную энтропии* с обратным знаком; содержание сообщения или сигнала; результат (вероятность) выбора из набора возможных альтернатив и другое, в том числе информацию предлагается воспринимать как абстрактное понятие которого нет в природе.

ЮНЕСКО дает следующее определение информации - это универсальная субстанция, пронизывающая все сферы человеческой деятельности, служащая проводником знаний и мнений, инструментом общения, взаимопонимания и сотрудничества, утверждения стереотипов мышления и поведения.

В зависимости от области знаний это определение отражает специфику как области, так и задачи исследования.

В естественных науках понятие информации отождествляется с сигналами в технических и биологических системах, которые можно измерять, а также обрабатывать и хранить.

В компьютерных системах под информацией понимают любые данные, находящиеся в памяти вычислительной системы; любое сообщение, пересылаемое в сети; любой файл, хранящийся на каком-либо носителе электронных данных.

В новой редакции Закона «Об информации, информационных технологиях и защите информации» (2003 г.) термин «информация» означает сведения, сообщения или данные независимо от способа их поиска, хранения, обработки, предоставления или распространения.

Поскольку информацию понимают как любые сведения, сообщения, данные и знания, рассмотрим эти понятия.

Данные - это обычно выраженные в формализованном виде факты или идеи, обеспечивающие возможность их хранения, обработки и передачи.

Специалисты отмечают, что «все виды энергообмена сопровождаются появлением сигналов. При взаимодействии сигналов с физическими телами в последних возникают определенные изменения свойств - это явление называется регистрацией сигналов. Такие изменения можно наблюдать, измерять или фиксировать иными способами - при этом возникают и регистрируются новые сигналы, т.е. образуются данные»*.

Данные (числа, символы или буквы, применяемые для описания личностей, объектов, ситуаций или других понятий) используются для передачи и обработки автоматическими средствами с целью последующего анализа, обсуждения или принятия соответствующих решений.

Сообщение понимается нами как форма представления информации в виде текста, цифровых данных, изображения, звука, графиков, таблиц и др.

Сведения практически являются синонимом понятия «сообщения». Обычно они носят бытовой характер.

Знания (вид информации, отражающей опыт и восприятие человека, например, специалиста в определенной предметной области) можно представить как способность индивида извлекать необходимые ему данные, осмысливать и преобразовывать их в информацию. Они являются ее особой формой, совокупностью синтаксических, семантических, прагматических и иных отношений и положений предметной области, позволяющих, в частности, решать различные прикладные задачи.

В зависимости от потребностей одни и те же данные могут представлять разную информацию. При этом следует иметь в виду, что информация не всегда превращается в знания.

Очевидно, что информация не появляется из ниоткуда. Существуют различные (живые и неживые) источники ее возникновения (появления). Зачастую они возникают в процессе деятельности людей -чаще всего, когда начинают обрабатываться абстрактные данные. Например, человек, интерпретируя полученные знания (данные, сведения, сообщения), оценивает их, в результате чего создает собственные знания и информацию.

Источники информации представляют систему (некоторую сущность), состоящую из сообщений, их мест хранения и носителей информации.

В простейшем виде источники информации - это люди и живая природа. В общем случае можно говорить, что источником информации является ее поставщик (живое существо, датчик, документ на любом физическом носителе информации). В совокупности им может быть «генератор информации». Данное понятие отражает как саму информацию, так и процесс ее получения.

Источники информации делятся на: социальные, политические, экономические, военные, технические и т.п. Следует отметить, что Интернет является глобальным всемирным источником информации.

Информация бывает структурированной (базы данных и прикладные информационные системы) и неструктурированной - простые документы. \

Документ-это информация, отраженная (зафиксированная) на определенном носителе (бумажном и ином традиционном или машиночитаемом).

Под документом понимается социальная, семантическая, оперативная материализованная информация, имеющая форму сообщения и включаемая с помощью системы реквизитов в определенную информационную систему. Хотя документ как отдельный вид информации характеризуется неструктурированностью, в то же время он являет собой организованную форму представления информации.

Совокупность документов представляет некоторый их массив (множество или подмножество), в качестве которого могут выступать традиционные и компьютерные энциклопедии, справочники и тому подобные документы. Например, в науке им в большей степени соответствуют статьи и тезисы.

С точки зрения восприятия существует, по крайней мере, четыре компоненты информации:

1)собственно информация;

2)субъект, передающий информацию (поставщик, передатчик);

3)субъект, воспринимающий ее (потребитель, приемник);

4)процесс познания объекта, о котором передается информация*.

5)Этот подход используется в теории передачи информации и в данном курсе не рассматривается. Создание, хранение и прочие процессы, связанные с информацией, в большинстве случаев, ориентированы на предоставление пользователям возможности получать ее в нужном объеме и в нужное время. Эта функция реализуется в результате поиска информации в различных источниках и хранилищах. К средствам, обеспечивающим доступность информации, относятся информационно-поисковые системы (ИПС) и лингвистическое обеспечение.

Пользователи информации

Приемником информации (ее получателем, потребителем, пользователем) может быть живое существо, растительный мир или техническое устройство, в том числе имеющее физический носитель информации.

1. Создатели информации и посредники, ориентированные на ее организацию и доставку различным категориям пользователей: ИТ-специалисты, обслуживающие пользователей информационные и библиотечные работники.

2. Пользователи или потребители информации.

При этом четкую границу между ними провести трудно, так как в различных ситуациях первые могут становиться вторыми, и наоборот.

Владельцы информационных ресурсов обеспечивают пользователей информацией с учетом законодательства, уставов указанных органов и организаций, положений, а также договоров. Полученная на законных основаниях из государственных информационных ресурсов гражданами и организациями информация может использоваться ими для создания производной информации в целях ее коммерческого распространения с обязательной ссылкой на источник информации. Источником прибыли в этом случае должен являться результат вложенных труда и средств при создании производной информации, но не исходная информация, полученная из государственных ресурсов. Предоставленная информационная услуга не дает ее пользователю права авторства на полученную в результате документированную информацию.

Виды и свойства информации

Существуют различные деления и классификации информации. Приведем наиболее известные и используемые.

По области возникновения информацию классифицируют, как: элементарную - отражающую процессы и явления неодушевленной природы; биологическую - процессы живой природы и социальную-человеческого общества.

Виды информации по способу восприятия. Человек живет в мире информации и является ее носителем. У него пять органов чувств: зрение, слух, обоняние, вкус, осязание. С их помощью человек получает информацию о внешнем мире. Органы чувств с видами информации соотносятся следующим образом:

1) зрение - визуальная.

2) слух - аудиальная.

3) обоняние - обонятельная.

4)вкус - вкусовая.

5) осязание - тактильная.


По разным оценкам от 75 до 90% информации человек получа-от при помощи органов зрения. Специалисты, утверждающие, что 90% информации человек получает через органы зрения, примерно 9% относят к информации, получаемой с помощью органов слуха, и 1% - при помощи остальных органов чувств (обоняния, вкуса, осязания). Основные классы информации по структуре и форме представлены в табл. 1.1, а классификация информации по содержанию (предметная область) - в табл. 1.2.

Виды информации по форме представления:

1)текстовая;

2)графическая;

3)числовая (цифровая);

4)звуковая;

5)видео (статическая и динамическая);

6)мультимедийная (комбинированная), а также оптическая и электромагнитная.

Виды информации по общественному значению:

1)личная (знания, умения, навыки, интуиция);

2)массовая (общественная, обыденная, эстетическая);

3)специальная (научная, производственная, техническая, управленческая).

Пo назначению информация систематизируется на экономическую, научную, техническую, социальную, организационную, учебнуюличностную и т.д.

Для современного индивида, особенно молодого, получающего среднее или высшее образование, значимым становится умение и дать и актуализировать личную информационную среду (личное информационное пространство). Определенный интерес представит «научная информация».

Научная информация. Наука - это систематизированное познание действительности, подразумевающее наблюдения, изучение фактов, на основе которых устанавливаются закономерности исследуемых вещей и явлений.

Различают эмпирические и теоретические методы науки. Первые подразумевают наблюдение, измерение и эксперимент. Вторые позволяют устанавливать факты, проверять истинность гипотез и теорий, сравнивая их с результатами наблюдений и экспериментов.

Специалисты позиционируют науку как информационную систему. Ученые и научные сотрудники имеют специфические информационные потребности. Эффективность современных научных исследований напрямую зависит от качества их информационного обеспечения.

Термин «научная информация» (англ. - «Scientificinformation", 1 SI) означает логически организованную информацию, получаемую в процессе научного познания и отображающую явления и законы природы, общества и мышления.

В общем случае под научной информацией понимают совокупность любых научных текстов. Ее можно представить в виде трудов ученых (диссертации, авторефераты, монографии, статьи, тезисы, рефераты и т.п.). Она содержится в специализированных научных периодических и сериальных изданиях, а также в общих изданиях в виде научно-популярных материалов. Другую ее разновидность причисляют к сопутствующей информации, то есть к информации о конференциях, грантах и стипендиях, персональные данные ученых и т.п.

Научная, как и любая иная, информация характеризуется свойствами. Среди них, например, «старение» означает утрату информацией практической полезности для потребителя вследствие ее кумулятивное™ или изменения самого описанного объекта. Степень старения документальной информации неодинакова для разных видов документов и может изменяться во времени.

Под «кумулятивностью» понимается способность научной информации к более строгому, обобщенному и компактному изложению в процессе создания новой научной информации.

Отдельным направлением научной информации является научно-техническая информация - НТИ, представляющая документированную информацию, возникающую в результате научного и технического развития, а также информацию, необходимую руководителям, научным, инженерным и техническим работникам в процессе их деятельности.

Выделяют открытую и закрытую научную информацию.

Закрытая информация подразумевает документы для служебного пользования или представляющие личную, коммерческую и государственную тайну.

Открытая научно-техническая информация включает доступные широким кругам общественности сведения, отражающие научно-технические, экономические и социальные знания, полученные в процессе научно-исследовательской, опытно-конструкторской, иной подобной деятельности.

Свойства информации

Как и всякий объект, информация обладает свойствами, на которые влияют свойства данных и методов, взаимодействующих с данными в ходе информационного процесса. По окончании процесса его информационные свойства переносятся на свойства новых данных, то есть свойства методов могут переходить на свойства данных. Информация обладает четырьмя основными свойствами. Ее можно:

1)создавать (генерировать),

2)передавать и распространять (а значит, принимать),

3)хранить (и, как правило, долговременно сохранять),

4)обрабатывать (перерабатывать).

Существенными составляющими информации являются ее потребительские свойства, то есть те из них, которые наиболее важны для ее потребителей. Основные потребительские свойства информации представлены на рис. 1.1.

Отметим, что однозначных классификаций нет. Несложно заметить, что некоторые свойства информации одновременно входят в состав нескольких классификаций, например полнота, достоверность и др.

Среди требований, предъявляемых к информации с точки зрения передачи и использования, выделяют следующие: адресность, актуальность, возможность кодирования, высокая скорость сбора, обработки и передачи, достаточность, достоверность, многократность использования, правовая корректность, полнота, своевременность. При этом качество сохранности информации зависит от ее целостности (точности, полноты) и готовности к постоянному использованию.

Информация может быть классифицирована следующим образом.

По свойствам объекта определяют такие свойства информации, как: показатели качества товара, его ресурсоемкость, параметры инфраструктуры рынка, организационно-технического уровня производства, социального развития коллектива, охраны окружающей среды и т.д.

По принадлежности к подсистеме системы управления информация выделяется по: целевой подсистеме, научному сопровождению системы, внешней среде системы, обеспечивающей, управляемой и управляющей подсистемам.

По форме передачи информацию делят на вербальную (словесную) и невербальную.

По изменчивости во времени отмечают: условно-постоянную и условно-переменную (недолговечную) информацию.

По способу передачи выделяют: письменную, телефонную, телеграфную, факсимильную, электронную, радио, спутниковую и тому подобную информацию.

По режиму передачи информация делится на передаваемую: в нерегламентированные сроки, по запросу и принудительно в определенные сроки.

По отношению объекта управления к субъекту выделяют информацию: между организацией и внешней средой, между подразделениями внутри организации по вертикали и горизонтали, между руководителем и исполнителями, а также неформальные коммуникации.

Какими бы свойствами информация не обладала, в подавляющем большинстве случаев она должна храниться и долговременно сохраняться. Любая социальная деятельность людей построена на создании, передаче, обработке и хранении информации. Обеспечение сохранности информации производится на основе применения соответствующих носителей, специальных мер организации хранения и подготовки, восстановления и регенерации информации и специализированных устройств резервирования.

Информационные ресурсы

Информационные ресурсы (ИР) представляют собой отдельные документы или массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных и других). К ним относят рукописные, печатные и электронные издания, содержащие нормативную, распорядительную, фактографическую, справочную, аналитическую и другую информацию по различным направлениям общественной деятельности (законодательство, политика, демография, социальная сфера, наука, техника, технология и т.д.).

Термин «информационные ресурсы» означает совокупность данных, получаемых и накапливаемых в процессе развития науки и практической деятельности людей для многоцелевого использования в общественном производстве и управлении, культуре, образовании, личной жизни и т.п.

Информационные ресурсы - это вся накопленная информация об окружающей нас действительности, зафиксированная на материальных носителях и в любой другой форме, обеспечивающей передачу информации во времени и пространстве между различными потребителями, в том числе и для решения научных, производственных, управленческих и иных задач.

Информационные ресурсы отображают естественные процессы и явления, зафиксированные в результате научно-исследовательских работ или других видов целенаправленной деятельности в различного рода документах, понятиях и суждениях.

Различают ИР: национальных, территориально-административных образований, информационных служб, библиотек, других организаций и их подразделений, а также персоналий.

Информационные ресурсы, рассматриваемые в масштабе страны, называют «национальными информационными ресурсами». Этот термин появился на рубеже 1980-х годов и представляет собой совокупность источников социальной, технической, экономической, политической, военной и иной значимой для государства информации, базирующихся на использовании средств передачи и переработки информации. Практически его синонимом можно считать понятие «информационные ресурсы общества», позиционируемое как накопленные в обществе знания, подготовленные для целесообразного социального использования.

В общем объеме ИР России наибольшую часть составляла научно-техническая информация. Однако развитие рыночных отношений приводит к массовому созданию и распространению самых различных видов информации, включающих ба

ИР могут являться товаром. В современном обществе ИР, наряду с материальными, считаются наиболее важным, стратегическим видом ресурсов, определяющим экономическую, политическую и (или) военную мощь их владельца. Современные информационные ресурсы, как правило, электронные или имеющие электронные аналоги.

Информационный ресурс - понятие емкое. Им может быть текстовый и иной (графический, аудиовизуальный и т.д.) документ в любой форме, зафиксированный на любом носителе. ИР представляет физический объект (например, книгу на полке в библиотеке), биологическую систему или структуру, в том числе человека (например, автора). В этом смысле информационные ресурсы представляют собой отдельные документы или массивы данных в информационных системах (первичные и вторичные, опубликованные неопубликованные, полнотекстовые, фактографические и иные).

Человек одновременно выступает как носитель, создатель, потребитель и интерпретатор ИР. Информация, зафиксированная в памяти специалиста, является его уникальным информационным ресурсом, реализуется только им и безвозвратно утрачивается одновременно прекращением его деятельности в той или иной сфере. Чем выше квалификация, профессиональный опыт и навыки специалиста, тем юнее вероятно, что он может быть заменен другим специалистом 1 даже группой специалистов). Очевидно, что информации отводится некоторый жизненный цикл. Для управления жизненным циклом информации (InformationLifeCycleManagement, ILM) используют, в частности, технологии хранения данных. Суть их заключается в том, то данные, в зависимости от заключенной в них информации, имеет разную ценность. По мере устаревания информации ее ценность может уменьшаться, поэтому должен быть механизм, обеспечивающей перемещение данных таким образом, чтобы наиболее ценные з них находились на надежных и быстродействующих носителях.

Эффективность и постоянность использования информационных ресурсов в значительной степени зависит от возможности управления ими. Для реализации этих функций создаются системы управления ИР, включающие четыре основных компоненты, осуществляющих управление:

1)телекоммуникации;

2)информационная инфраструктура (сервера и приложения);

3)рабочие места пользователей;

4) эксплуатация (ресурсы и сервисы) и взаимодействие с пользователями.

Кодирование информации

Кодирование информации означает процесс формирования определенного представления информации.

Считается, что впервые кодирование появилось в V веке до н.э. к Греции. Наиболее ярким представителем такого кодирования является алфавит. В любом случае получателю информации следует знать правила ее формирования и отображения. Такие правила принято называть «кодом».

Код (англ. - «code») представляет собой набор условных обозначений для записи или передачи заранее определенных понятий. Это правило, по которому сопоставляются различные алфавиты и слова.

Соответствие между набором букв и числами называется кодировкой символов. Такой код строится на базе алфавита, состоящего из букв, цифр и других символов. При кодировании каждый образ представляется отдельным знаком.

Знак является элементом конечного множества отличных друг от друга элементов.

Процесс кодирования порой называют процессом «шифрования», хотя этот термин имеет, по крайней мере, два значения. Первое - перевод информации из одной системы представления в другую, а другое - шифрование любой системы с целью ограничения возможности пользоваться ею.

Количество знаков, используемое при кодировании, называется «длиной кода». Код может иметь постоянную и непостоянную (переменную) длину. Кодом непостоянной длины является троичный код Морзе.

В обиходе пользуются десятичной системой счисления, применяющей набор цифр от «0» до «9». Любое число в данной системе состоит из единиц, десятков, сотен, тысяч и т.д. Например, число 53 можно представить как 1 сотню, 5 десятков и 3 единицы, или 10 2 + 5*10 + 3*10°. Следовательно, основанием данной системы деления является число 10.

Количество символов в элементе кодирования и длина кода абсолютно разные вещи. Например, в русском алфавите 33 символа, слова могут быть длиной в один, два и более символов. В более узком смысле под термином «кодирование» часто понимают переход из одной формы представления информации в друга, более удобную для хранения, передачи или обработки. В вычислительной технике (ВТ) компьютер может обрабатывать формацию, представленную только в числовой форме, поэтому компьютерной среде любую информацию (звук, изображение, лазания приборов и т. д.) специальным образом кодируют. При ом все необходимые преобразования выполняют компьютерные юграммы. В частности, для осуществления обработки информации в электронно-вычислительных машинах (ЭВМ) вносимые в нее иные (буквы, цифры, специальные знаки) кодируются. В вычислительных системах целесообразно применять простую систему счисления, понятную электронно-вычислительным устройствам. С целью унификации приемов и методов работы в ней пользуется двоичная система счисления. Эта система состоит из двух цифр «0» и «1», что весьма удобно я любых электронных устройств. Естественно, что основанием кой системы будет цифра 2 - двоичное кодирование с алфавитом (0, 1). Ноль и единица воспринимается системой как наличие (команда «Включено») или отсутствие (команда «Выключено») сиг-па, как логически ложное или верное утверждение и так далее, затем их легко преобразовать в электрические сигналы для их дальнейшей обработки.

Любое число, представленное в двоичной форме, состоит из суммы чисел, имеющих значения 2 в степени «п 2 ». Так, 2° = 1, 2 1 = 2, 2 2 = 4, 2 3 = 8, 2 4 = 16, 2 5 = 32, 2 6 = 64, 2 7 = 128, 2 8 = 256 и т.д. В качестве примера представим рассмотренное выше чис-153 десятичной системы счисления в виде двоичного числа: 1·2 7 +1·2 4 +1·2 3 +1·2°. Если произвести соответствующие вычисляется, то получим 128+16+8+1 = 153.

Двоичный код, представляющий совокупность двоичных знаков, снимающих значение нуля или единицы, получил название «бит». Термин «бит» происходит от английского словосочетания «binarudigit», что означает двоичная цифра или двоичный разряд. Порой в вычислительной технике говорят, что бит (по сути циф-«1» или «0») является минимальной единицей информации, я практически это всего лишь наличие или отсутствие сигнала, одиниз двоичных знаков. С подобным предложением можно согласиться лишь при условии, что количество возможных комбинаций символов в такой системе будет равно двум (ноль и единица) - одноразрядная последовательность. Двухразрядная последовательность содержит четыре значения 01, 10,11), трехразрядная - восемь, (000, 001,... 110,111) и т.д. То есть добавление одного разряда увеличивает вдвое количество сочетаний единиц и нулей. В вычислительной технике для кодировки необходимых значением букв, цифр и знаков изначально выбрано 256 символов, что повило использование восьмиразрядной последовательности цифр «1» и «0». В этом случае кодирование одного символа, цифры, знака и т.п. требует восемь последовательных бит, составляющих один байт, являющийся единицей представления данных или единицей информации (буква, цифра, знак) в электронных вычислительных устройствах и системах. Таким образом, 1 байт = 8 битам, то есть он представляет последовательность из восьми единиц и нулей и является основой следующих производных единиц измерения информации:

1 килобайт (Кб) = 1024 байтам,

1 мегабайт (Мб) = 1024 Кб,

1 гигабайт (Гб) = 1024 Мб,

1 терабайт (Тб) = 1024 Гб,

1 петабайт (Пб) = 1024 Тб.

Объем в 1 Пб впервые достигнут в 2003 году в NCAR (Национальный центр атмосферных исследований, США). Отметим, что информация в один петабайт эквивалентна 500 миллиардам страниц формата А4 или 500 миллионов флоппи-дисков, что в 100 раз превышает объем информации Библиотеки Конгресса США.

Петабайт (англ. - «Petabyte») равен 2 50 байт - не самая большая единица информации.

Так, йотабайт (англ. - «Yottabyte») равет 2 80 байт, что приблизительно соответствует 10 24 (1,000,000,000,000,000,000,000,000) байт.

Средством кодирования служит таблица соответствия, устанавливающая взаимно однозначное соответствие между знаками или группами знаков двух различных знаковых систем (байтами и символами).

Существует несколько видов таблиц кодов. В США была разработана специальная таблица восьмибитной кодировки символов ASCII (AmericanStandardCodeforInformationInterchange - американский стандартный код обмена информацией), которой пользуются во всем мире (рис. 1.2). Каждому символу, цифре или знаку в ней присваивается десятичный код от 0 до 255 (2 8). Это значит, что все таблицы кодов содержат 256 символов, при этом один байт представляет значение одного из 255 возможных символов.

Первые 32 символа и символ с кодом 127 в таблицах ASCII являются служебными. Символы с кодами от 32 до 127 определены как стандартные для всех IBM-совместимых компьютеров, включают латинский алфавит и утверждены ISO (международная организация по стандартизации в различных областях жизнедеятельности человека). Символы от 128 до 255 используются для реализации национальных алфавитов - расширенная часть кодовой таблицы.

Обычно в России используют альтернативную кириллическую кодировку, содержащую символы русского алфавита. Таковых насчитывается не менее четырех. Среди отечественных кодировок можно выделить двоичный код обмена информацией (ДКОИ) и КОИ-8 (рис. 1.3).

Легко заметить, что в альтернативной русской кодировке KOI-8 (код обмена информацией длиной 8 бит) некоторые буквы русского алфавита имеют следующую десятичную кодировку: заглавная «А» соответствует коду 128, строчная «а» -160, строчная «м» -172, заглавная «М» - 140, а рассмотренное выше преобразование с десятичным числом 153, представленным в этой таблице одноименным кодом, соответствует русской заглавной букве «Щ».

Корпорация Microsoft в своих программных продуктах предлагает использовать кириллическую кодировку Windows (СР-1251) -рис. 1.4.

При вводе в компьютер текстовых данных каждая буква кодируется определенным числом в соответствии с таблицей кодов. Такая кодировка происходит следующим образом - при нажатии клавиши на клавиатуре компьютера с изображением символа осуществляется ввод в ЭВМ соответствующего ему знака алфавита, цифры или иного знака, например псевдографики. Таким образом выполняется его кодирование, то есть преобразование знака в компьютерный (машинный) код. Для вывода на внешние устройства (экран или печать) по этим числам строятся изображения букв, то есть при выводе знака на экран монитора или принтер происходит обратный процесс - декодирование. В этом случае знак из компьютерного кода преобразуется в графическое изображение.

Кодирование широко применяется в программировании и при проведении мероприятий по защите информации. В вычислительной технике используется единица информации «слово» - 16 бит (2 байта) данных. 16-разрядным словом можно представить положительные числа от 0 до 65535.

Информационное пространство

Совокупность баз и банков данных, технологий их ведения и использования, информационно-телекоммуникационных систем и сетей, функционирующих на основе единых принципов и по общим правилам, обеспечивающих информационное взаимодействие организаций и граждан, а также эффективное удовлетворение их информационных потребностей образует единое информационное пространство, состоящее из:

  • информационных ресурсов (данные, сведения и знания, зафиксированные на соответствующих технических носителях информации);
  • организационных структур, обеспечивающих функционирование и развитие единого информационного пространства (сбор, обработку, хранение, распространение, поиск и передачу информации);
  • средств информационного взаимодействия организаций и граждан, обеспечивающих им доступ к информационным ресурсам на основе соответствующих информационных технологий, включающих программно-технические средства и организационно-нормативные документы;
  • маркетинга в предметной области информатизации с целью оперативного учета изменений рыночных потребностей в информационных услугах.

Специалисты отмечают, что период бурного роста информационных технологий займет 30-40 лет. К 2017 году прогнозируется начало серийного выпуска биокомпьютеров, встраиваемых в живые организмы, переход систем связи на цифровые стандарты, развитие микросотовой персональной телефонии (PSC), что обеспечит повсеместную возможность приема и передачи информации любых форматов и объемов. В области информационных услуг ожидается широкое использование систем проведения телеконференций путем голосовой и видеосвязи, с помощью передачи в реальном режиме времени аудиовидеоинформации между несколькими абонентами.

Билл Гейтс отмечает, что все компьютеры будут постепенно соединены друг с другом, чтобы общаться с нами и для нас. Глобально взаимосвязанные, они образуют грандиозную сеть - так называемую информационную магистраль (information highway).

Информационный барьер двуедин - это объективный и субъективный факторы, препятствующие получению нужной информации и затрудняющие использование документов как источников информации. Во многом информационный барьер обусловлен закономерностями развития потоков ИР: экспоненциальным ростом количества публикаций (примерным удвоением их числа каждые 2-5 лет), рассеянием публикаций в непрофильных и смежных изданиях, старением публикаций и, наоборот, их актуализацией, т.е. переходом из архивной части массива ИР в активно используемую. Информационный барьер порождает функциональное расслоение информации, т.е. ее появление на различных языках, в различных по функциональному назначению документах (отчетах, статьях, монографиях, практических пособиях и т.д.), качественные изменения в характере информационных потребностей, вызванные процессами дифференциации и интеграции научного знания, информатизацией общества.

Различают:

Пространственные, связанные с неизвестностью местонахождения документа и необходимостью его поиска в больших массивах данных;

  • количественные, отражающие невозможность для потребителя физически освоить все источники информации, соответствующие его потребностям;
  • географические (территориальные), связанные с расстоянием между документом и потребителем;
  • языковые информационные барьеры - незнание потребителем языка, на котором написан документ.

Выделяются также внутриязыковые информационные барьеры, обусловленные используемой терминологией внутри отдельных отраслей знания, затрудняющей применение информации на межотраслевом уровне, и надъязыковые информационные барьеры, усложняющие коммуникации между исследователями фундаментальных проблем и разработчиками прикладных задач.

К субъективным информационным барьерам относят:

  • психологические, основанные на недооценке роли информации в технической, производственной, предпринимательской, управленческой деятельности, боязни трудностей поиска и освоения информации, особенно в условиях компьютеризации;
  • стратегически-поисковые, вытекающие из неумения выбрать правильную стратегию информационного поиска;
  • отсутствие необходимых навыков в работе с информационными системами;

Экономические, связанные с недостатком у потребителя средств для приобретения источников информации и оплаты соответствующих услуг.

Особую разновидность информационных барьеров составляют идеологические и политические, препятствующие обмену информацией как внутри страны, так и между странами.

Появлению и углублению информационного барьера способствуют другие, связанные явления, например, информационный шум, психологический барьер и др.

По мере развития уровня информатизации общества неизбежно растет количество и разнообразие самой информации. При достижении некоторого порогового значения возникает эффект, когда люди перестают успевать отслеживать предоставляемую им информацию.

При этом возникает информационная перегрузка пользователей информации, включающая рост информационных источников и программных приложений, используемых ими в повседневной деятельности. Разновидностью информационной перегрузки является информационный шум.

Информационный шум характеризует наличие посторонних сигналов в общем объеме полученных полезных сигналов, т.е. значительными объемами нерелевантной информации, полученной, например, в результате проведения информационного поиска в Интернете. При этом, если уровень полезного сигнала высок, то на него не влияют посторонние сигналы (шумы) и можно говорить что была получена достоверная информация.

В массиве информационно-поисковых систем или документов (ссылок) информационный шум характеризует наличие нерелевантной информации, полученной в результате поиска по запросу пользователя. Он исчисляется с помощью коэффициента информационного шума - количественной характеристики, определяемой отношением числа выданных в результате поиска нерелевантных документов к общему числу выданных документов (релевантных и нерелевантных). К источникам информационного шума при организации поиска в Интернете относят нерелевантные и частично релевантные результаты поиска, а также рекламу.

Так называемый психологический барьер обычно возникает как защитная реакция индивида на любые попытки изменить налаженную в течение длительного периода его жизни и работы последовательность действий, выполнения процедур и т.п. Проблема неоднозначна и многогранна, обычно она обусловлена перегрузками, связанными с: поиском необходимых данных, потребностью выбора релевантных и пертинентных данных в большом массиве полученных сведений, а затем изучением отобранных материалов, составляющих порой несколько десятков документов.

Другой стороной негативных последствий информатизации общества является несанкционированное и неэффективное применение средств информатизации, связанное с безопасностью и защитой людей, помещений, программно-технических средств и информации.

Неэффективность применения компьютерных систем в первую очередь, заключается в потерях времени сотрудников на выполнение работ, не связанных с их прямыми обязанностями или вообще не имеющих к ним никакого отношения (игры, установка скринсейверов и обоев, чаты и др.).

Это явление получило название «FutzFactor» - использование ИТ-имущества для любых целей, отличных от выполнения прямых задач бизнеса, или любое потерянное время. Исследования показывают, что в среднем на «futzing» сотрудник затрачивает более пяти часов в неделю, что приводит к огромным потерям организаций в человеко-часах и убыткам в денежном выражении*.

Существуют и другие факторы, например, связанные с длительным временем проведения за компьютером вообще и в Интернете в частности. Кроме значительных потерь времени и негативного воздействия на здоровье людей, они влияют и на морально-психологическое их состояние. Так, к негативным последствиям использования Интернета относят сайты с сомнительными или иными услугами, нарушающими конституционные права личности, не соответствующие этическим и моральным нормам, вносящие смуту и т.п.

Контрольные вопросы

1. Сформулируйте понятие информации.

2. Расскажите о взаимосвязи понятий «информация», «данные», «сведения» и «сообщения».

3.Что такое научная и научно-техническая информация?

4.Охарактеризуйте известные вам источники информации.

5.Охарактеризуйте пользователей информации.

6.Какие вам известны компоненты, виды и свойства информации?

7.Что такое информационные ресурсы? Охарактеризуйте их.

8.Что такое кодирование информации? Дайте характеристику.

9.Что такое информационное пространство?

10.Назовите и охарактеризуйте негативные последствия внедрения информатизации.

11.Что такое субъективные, языковые и иные информационные барьеры? Каковы способы решения?

12.Раскройте понятия «информационный барьер», «информационный
шум» и «психологический барьер».

13.Что такое Futz Factor? Дайте характеристику.

Информационные ресурсы - отдельные документы и отдельные массивы документов, а также документы и массивы документов в информационных системах.

Информационный ресурс - это информация, созданная и (или) обнаруженная, зарегистрированная, оцененная, с определенными (заданными) законами деградации и обновления.

Это тоже документ, но с четко определенными качественными и количественными характеристиками.

Важнейшей проблемой практического использования ИР является проблема их классификации. При рассмотрении ИР как объекта гражданских прав Федеральный закон "Об информации, информатизации и защите информации" определяет, что признаком классификации ИР является признак собственности. Далее следует еще один признак классификации: федеральный ИР, совместного пользования и т.д. Однако следует отметить, что при применении Закона нарушается один из основных принципов классификации - принцип единства классификационных признаков. Представляется целесообразным создание общероссийского классификатора информационных ресурсов, утверждаемого Госстандартом России.

Информационные ресурсы делятся на следующие группы.

I. По специфике возникновения: 1)

естественные, производственные, социально-экономические информационные ресурсы; 2)

созданные в результате интеллектуальной деятельности.

II. По сферам использования: 1)

научно-технические; 2)

социально-экономические; 3)

правовые; 4)

культурные; 5)

образовательные; 6)

развлекательные и т.д.

III. По принадлежности определенным субъектам: 1)

физическим лицам; 2)

юридическим лицам; 3)

государственным органам власти и управления; 4)

должностным лицам; 5)

органам местного самоуправления; 6)

общественным объединениям; 7)

государству в целом.

Правовой режим информационных ресурсов устанавливается следующими критериями.

I. Информационные ресурсы - всегда в виде документированной информации.

Документ - это выделенная информация по определяющей цели, зафиксированная в любой знаковой форме с установленными реквизитами, позволяющими ее идентифицировать, и представленная на любом носителе.

II. Требование по установлению права собственности и исключительных прав на объекты информационных ресурсов. Информационные ресурсы, являясь элементом различных прав, могут быть товаром (объектом рыночных отношений), обладать признаками вещи и одновременно интеллектуальными свойствами. Но вопросы правового регулирования информационных ресурсов гражданским правом не охватываются. Административное право, регулируя информационные ресурсы, включает в себя следующие моменты: 1)

обязательный экземпляр документа; 2)

обязанность органов государства на сбор информации по целевому признаку; 3)

обязанность организаций, ответственных за сбор информации, предоставить ее; 4)

обязательность лицензирования деятельности по специальному хранению информации.

III. Обязательное установление степени открытости информации применительно к каждому объекту информационных ресурсов.

IV. Защита информационных ресурсов - обеспечение информационной безопасности. Общегосударственные информационные ресурсы, включая регистры, кадастры, реестры,

классификаторы, создаются в целях предоставления оперативного доступа к целостной, актуальной, достоверной и непротиворечивой информации об основных объектах, формах, способах и результатах государственного управления и ее совместного использования на межведомственном уровне органами государственной власти.

Создание общегосударственных информационных ресурсов позволяет устранить дублирование, упорядочить и регламентировать процедуры сбора, хранения и актуализации соответствующей информации, а также осуществлять контроль доступа к ним и их использования.

Необходимо централизованно сформировать общегосударственные информационные ресурсы и обеспечить в установленном порядке доступ федеральных органов государственной власти, органов местного самоуправления, граждан и организаций к этим ресурсам.

При этом должны быть созданы предпосылки для:

Обслуживания и технической поддержки межведомственных государственных информационных систем и ресурсов; -

контроля использования межведомственных общегосударственных ресурсов в целях предотвращения возможных несанкционированных действий со стороны государственных служащих и иных лиц; -

размещения, резервирования и технологической поддержки в случае экономической целесообразности информационных систем и ресурсов федеральных органов государственной власти по согласованию с ними.

Права, обязанности и ответственность владельца информационных ресурсов

Владелец информационных ресурсов, если иное не предусмотрено федеральными законами, вправе: 1) разрешать или ограничивать доступ к информации, определять порядок и условия такого доступа; 2) использовать информацию, в том числе распространять ее, по своему усмотрению; 3) передавать информацию другим лицам по договору или на ином установленном законом основании; 4) защищать установленными законом способами свои права в случае незаконного получения информации или ее незаконного использования иными лицами; 5) осуществлять иные действия с информацией или разрешать осуществление таких действий.

Владелец информационных ресурсов при осуществлении своих прав обязан: 1) соблюдать права и законные интересы иных лиц; 2) принимать меры по защите информации; 3) ограничивать доступ к информации, если такая обязанность установлена федеральными законами.

В ТК РФ предусмотрены общие требования при обработке персональных данных работника (ст.

86 ТК РФ): -

обработка персональных данных работника может осуществляться исключительно в целях обеспечения соблюдения законов и иных нормативных правовых актов, содействия работникам в трудоустройстве, обучении и продвижении по службе, обеспечения личной безопасности работников, контроля количества и качества выполняемой работы и обеспечения сохранности имущества; -

работодатель не имеет права получать и обрабатывать персональные данные работника о его политических, религиозных и иных убеждениях и частной жизни. В случаях, непосредственно связанных с вопросами трудовых отношений, в соответствии со ст. 24 Конституции РФ работодатель вправе получать и обрабатывать данные о частной жизни работника только с его письменного согласия;

Работодатель не имеет права получать и обрабатывать персональные данные работника о его членстве в общественных объединениях или его профсоюзной деятельности, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Конкретный порядок обработки персональных данных работника определяется документами организации.

Согласно ч. 1 ст. 17 Закона об информации владелец информационных ресурсов несет юридическую ответственность за нарушение указанного Закона, например правил работы с информацией. Правила работы с информацией включают в себя положения о порядке сбора, хранения, использования и распространения информации; положения о защите информации; о требованиях, предъявляемых к деятельности, связанной с осуществлением перечисленных действий с информацией. Эти положения устанавливаются нормативными правовыми актами РФ.

За нарушение правил работы с информацией законодательством предусмотрена уголовная, административная, гражданская и дисциплинарная ответственность. Так, уголовная ответственность предусмотрена за незаконное получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну (ст. 183 УК РФ); неправомерный доступ к компьютерной информации (ст. 272 УК РФ). Административная ответственность установлена за нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных) (ст. 13.11 КоАП РФ), нарушение правил защиты информации (ст. 13.12 КоАП РФ), за незаконную деятельность в области защиты информации (ст. 13.13 КоАП РФ), за разглашение информации с ограниченным доступом (ст. 13.14 КоАП РФ).

Гражданская ответственность наступает, если в силу нарушения правил работы с информацией нарушаются имущественные или личные неимущественные права лица, к которому эта информация имеет отношение. Формы гражданской ответственности предусмотрены в ст. 12

Дисциплинарная ответственность применяется к лицу, в трудовые обязанности которого входило соблюдение или обеспечение соблюдения правил работы с информацией. Виды дисциплинарных взысканий предусмотрены в ст. 192 ТК РФ.

Еще по теме 1. Понятие и виды информационных ресурсов:

  1. 2. Порядок формирования информационных ресурсов и предоставления информационных услуг
  2. Тема 7. Понятие, признаки и виды информационных правоотношений
  3. 5.5. Защита информационных ресурсов и повышение информационной безопасности
  4. 1. Роль и задачи информационного менеджмента в управлении информационными ресурсами организации
  5. Глава 3. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ СУБЪЕКТОВ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРАВА
  6. 1.1. Основная терминология. Понятия: информационная система, информационная технология, информационный менеджмент

- Авторское право - Аграрное право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Акционерное право - Бюджетная система - Горное право‎ - Гражданский процесс - Гражданское право - Гражданское право зарубежных стран - Договорное право - Европейское право‎ - Жилищное право - Законы и кодексы - Избирательное право - Информационное право - Исполнительное производство - История политических учений - Коммерческое право - Конкурсное право - Конституционное право зарубежных стран - Конституционное право России - Криминалистика - Криминалистическая методика -