Информатика огэ как делать 9 задание. Кодирование звуковой информации

21.10.2019

ЕГЭ. История. КРАТКО

Николай I (1825-1855)

Николай I (1825-1855)

Внутренняя политика

Внешняя политика

1826 :

1.Образовано 2-ое отделение Собственной Его Императорского величества канцелярии.

Цель: кодификация законов .

Во главе – М.А. Балугьянский, помощник -М.М.Сперанский.

В 1830-32гг создано 45 томов законов (с 1649г), а в 1833г – 15 томов «Свода законов Российской империи».

Направления внешней политики Николая I.

1.Стремление к продолжению гегемонистской политики в Европе, подавление революционного и освободительного движений:

подавление польского восстания 1830-1831гг иотмена конституции в Польше 1815-го года.

подавление венгерской революции 1849г.

Вывод: Россия - «жандарм Европы».

Внутренняя политика

1826 :

2. Создан комитет по устройству учебных заведений (проверка уставов учебных заведений, единые принципы просвещения).

3. Создано 3-ье отделение канцелярии во главе сА.Х.Бенкендорфом (собирало информацию о настроении слоёв населения, тайный надзор за неблагонадёжными, за печатью, наблюдало за иностранными подданными и т.д.)

4. Новый цензурный «чугунный» устав .

1827:

1.3-ьему отделению придан корпус жандармов .

2. Указ и циркуляр , запрещающие принимать крепостных крестьян в гимназии и университеты

1828:

Новый, несколько смягчённый цензурный устав. Право на цензуру получили Министерства просвещения, внутренних дел, иностранных дел, Святейший Синод, создавались местные цензурные комитеты.

  1. 4-ое отделение канцелярии , управляющее учебными, воспитательными и благотворительными учреждениями;

Принят новый школьный устав, по которому сохранялись три ступени школы, резко отличающиеся по своему составу обучающихся

1833-1849- С.С.Уваров – министр народного просвещения

1834 - утверждение официальной идеологии самодержавия:«теория официальной народности »

1835:

1.Новый университетский устав, потеря университетами части своей автономии (университетский суд упразднялся, хотя и осталось право выбора ректора, деканов и профессоров, но министр имел право не утверждать их).

  1. 5-ое отделение канцелярии для подготовки реформы государственной деревни (во главе – П.Д.Киселёв ), в 1837 году оно превращено в Министерство госимуществ

1837-1941- По инициативе Киселёва – реформа в отношении государственных крестьян (учреждение в государственных деревнях школ, больниц, ветеринарных пунктов, улучшение быта крестьян, повышение агротехнического уровня земледелия

1842-Указ об «обязанных крестьянах »: крестьянин по воле помещика мог получить личную свободу, надел в пользование (не в собственность), за который был обязан по соглашению с помещиком выполнять повинности (барщину и оброк).

1839-1843- Денежная реформа Е.Ф Канкрина . Основой стал серебряный рубль

1843-6-ое отделение канцелярии для управления Закавказьем

1 ноября 1851- Открыто движение по железной дороге С.-Петербург – Москва .

Внешняя политика

Направления внешней политики Николая I

2.Расширение геополитического пространства на Кавказе:

русско-иранская война 1826-1828.

– Кавказская война 1817-1864г.

3.Борьба за разрешение восточного вопроса:

Восточный вопрос - это соперничество стран из-за влияния на Балканах и Ближнем Востоке в связи с упадком Османской империи:

- Русско-турецкая война 1828-1829.

Андрианопольский мирный договор (Россия + устье Дуная, Черноморское побережье Кавказа, Турция выплатила 33 млн. руб. контрибуции, автономия Греции, расширялась автономия Сербии, Молдавии, Валахии)

1833- Ункяр-Искелессийский договор с Турцией – на 8 лет, укреплял позиции России на Ближнем Востоке(обе страны обязались поддерживать друг друга в случае военных конфликтов),но осложнил отношения с Англией, Францией, Австрией.

1839- помощь России Турции в её конфликте с Египтом.

1841- Лондонская конференция (Россия, Англия, Франция, Австрия, Пруссия).Черноморские проливы перешли под общий контроль, Россия практически лишена самостоятельности на Ближнем Востоке.

Восточная (Крымская)война 1853-1856

18 ноября 1853- победа русского флота под командованием П.С.Назимова в сражении при Синопе.

ЛИЧНОСТИ

М.А. Балугьянский - российский государственный деятель, сенатор, тайный советник. В 1826-1847- начальник 2-го отделения Канцелярии, ближайший сотрудник М.Сперанского при подготовке свода законов.

А.Х.Бенкендорф- граф, генерал. Участвовал в подавлении и восстания декабристов, был членом Следственной комиссии. С 1826- шеф жандармов и начальник 3 отделения.

В.И.Истомин – контр-адмирал, участник войны с Турцией в 1828-1829, Синопского сражения в 1853, погиб при обороне Севастополя.

Е.Ф Канкрин- - государственный деятель. С 1823- министр финансов. В 1839-1843 осуществил финансовую реформу, что привело к укреплению рубля и стабилизации финансовой системы. По его инициативе в России стали устраиваться промышленные выставки.

П.Д.Киселёв- государственный деятель, с 1835- постоянный член всех секретных комитетов по крестьянскому вопросу. В 1837-1841- провёл реформу управления государственными крестьянами.

П.С.Нахимов – адмирал, разгромил турецкий флот в Синопском сражении, погиб при обороне Севастополя в 1855

К.В.Нессельроде - министр иностранных дел до 1856,

М.М.Сперанский – входил в комиссию по составлению сводов законов. В 1838- председатель департамента законов Госсовета.

Э.И.Тотлебен - инженер-генерал, в Крымскую войну руководил инженерными работами при обороне Севастополя.

С.С.Уваров - государственный деятель, министр народного просвещения в 1833-1849, выдвинул идею « официальной народности»

ТЕРМИНЫ

«Теория официальной народности » 1834г- автор Уваров - министр народного просвещения. Три её составляющие:

А) самодержавие - единственно возможной для России формы правления

Б) православие - глубокая религиозность русского народа

В) народность - духовная связь народа с монархом.

«Обязанные крестьяне» - бывшие крепостные, которые перешли на договорные отношения с помещиками на основании указа 1842 . Они получали личную свободу, надел земли за барщину или оброк. Но это право они получали только пожеланию помещиков.

Государственные крестьяне – особое сословие крестьянства в

18-19 в. Они считались лично свободными, но прикреплёнными к земле (до реформы 1861).Они жили на государственных землях на правах пользования и платили подати в госказну. Могли заключать сделки, владеть собственностью. Им было разрешено вести торговлю, открывать фабрики и заводы.

Финансовая реформа:1839-1843

Министр финансов Е.Канкрин :

Стабилизация финансовой системы

Введение серебряного обеспечения рубля - свободный обмен ассигнаций на серебряные монеты.

Дополнительная информация

Схема государственного управления России при Николае I

ИМПЕРАТОР

Правительствующий Сенат

Собственная Его Императорского Величества канцелярия

Государственный Совет

Комитет министров

Святейший Синод

Министерства:

Военное, морское, иностранных дел, внутренних дел, коммерции,

Финансов, юстиции, народного просвещения.

Территориальное деление : губернии-уезды.

Основная задача царствования : сохранить и укрепить существующий строй. Устройство страны по типу арми и было для него идеальным:

Строгая централизация, т.е. подчинение одному центру

Полное единоначалие на всех уровнях

Безоговорочное подчинение низших высшим

Противоречия в политике царя:

Постоянная борьба с революционным движением, гонения на всё передовое и прогрессивное в стране.

Попытка проведения мероприятий, которые искоренили бы недостатки существующей системы и решили наиболее острые проблемы.

Собственная Его Императорского Величества Канцелярия(возрастание её роли):

1 отд.- готовило бумаги для докладов императору

2отд .- создано в 1826 для кодификации законов(во главе- Балугьянский, помощник- Сперанский).Создали:

В 1830 г.- 45 томов «Полного собрания законов Российской империи»(законы с 1649-1825гг)

1833-«Свод законов Российской империи» в 15 томах- вошло действующее законодательство.

3отд. - корпус жандармов как организация полит. сыска в 26г. во главе - Бенкендорф.

4 отд .- создано в 1828 для руководства учебными заведениями, ведомствами императрицы Марии Фёдоровны и благотворительными организациями

5 отд .- создано в 1836 для проведения реформы государственных крестьян

6 отд .- в 1842- для решения вопросов управления Закавказья.

Основные направления внутренней политики.

1.Усиление центральной власти и военизация государства.

2.Борьба с революционными настроениями:

3. Проведение финансовой реформы:1839-1843

4.Решение крестьянского вопроса

Реформа государственной деревни П. Киселёва (1837-1841)

Цели:

Поднять благосостояние крестьян

Сделать крестьян исправными налогоплательщиками

Показать помещикам пример управления

Введение крестьянского самоуправления. Избрание крестьянами должностных лиц сельского управления (старшин, сотских, десятских)

Наделение малоземельных крестьян землёй

Упорядочение налогообложения

Строительство дорог, увеличение числа школ и медицинских пунктов.

Как проводилась:

Деятельность секретных комитетов по крестьянскому вопросу

Разработка и внедрение мер по облегчению положения крестьян

1842- указ « Об обязанных крестьянах»: введение права помещиков добровольно прекращать личную крепостную зависимость крестьян и предоставлять им земельные наделы в обмен на сохранение крестьянских повинностей.

НО помещики проигнорировали эти мероприятия.

- Инвентарная реформа 1847-1848гг.:

Проводилась в ряде губерний Правобережной Украины и затрагивала интересы помещиков и их крепостных крестьян

Сущность: были составлены «инвентари»- описания помещичьих имений с точной фиксацией наделов и повинностей крестьян с целью их ограничения(помещики снова проигнорировали).

Годы правления:1825-1855

Из биографии

  • Николай I был сыном Павла I, не готовил себя к правлению. Получил домашнее образование, хотя и не был старательным учеником. Признавал только технические дисциплины, военное дело, а гуманитарные предметы — игнорировал.
  • Пришёл к власти в период восстания декабристов 14 декабря 1825 года, именно с его подавления началось его правление.
  • С детства воспитывался в аскетическом духе. Став императором, отличался большим трудолюбием, собранностью, дисциплинированностью. Не случайно его готовили к военной службе, черты армейского офицера всегда были присущи его характеру.
  • С детства проявлялись такие черты, как надменность, самонадеянность, стремление к самовластию.
  • Николай I любил Россию, стремился усилить её экономическую мощь, международный авторитет. Правда, методы он выбрал жёсткие, старясь усилить авторитарную власть императора.

Исторический портрет Николая I

Направления деятельности

1.Внутренняяя политика

Направления деятельности Результаты
Проведение курса на укрепление самодержавия и централизацию управления. С 1826 года создание 6 отделений Собственной Его Императорского Величия Канцелярии и усиление её влияния в государстве.1834-утверждение официальной идеологии, предложенной министром просвещения Уваровым, составляющие части которой: самодержавие, православие и народность.

Значительно возросли расходы на содержание бюрократического аппарата.

Совершенствование законодательства России. Комиссией во главе со М.М. Сперанским была проведена кодификация законов, составлен кодекс всех действующих до 1835 года законов.
Проведение мер по укреплению экономики страны и боеспособности армии. 30-е годы 19 века- начало промышленного переворота в России.При нём продолжали существовать военные поселения, что значительно сокращало военные расходы.

1839-1843- проведение финансовой реформы министром Канкриным. Стабилизация рубля.

Начало железнодорожного сообщения в России: в 1837 году открыта дорога Петербург-Царское Село, а в 1851-Петербург-Москва.

Проложено много шоссейных дорог. Проведён электрический телеграф.

Решение крестьянского вопроса 1837-1841-проведение реформы государственных крестьян (вводилось волостное и местное самоуправление,отменена барщина для госкрестьян, их повинности зависели от доходности земель, создавались школы, больницы).

1842-указ об обязанных крестьянах. По нему крестьяне получали землю не в собственность, а в пользование, несли повинности, размер которых определяло государство).

Проведение сословной политики Стремление избежать размывания дворянства как сословия. С этой целью в 1845 году издан Указ о новом порядке приобретения дворянства: потомственного – с 5 чина, а личного- с 9.Указ о майоритах, который запрещал дробить мелкое поместье и оставлял его за старшим сыном.
Борьба с инакомыслием и революционными выступлениями.. Жестокая расправа с декабристами.1826-издание «чугунного», то есть непробиваемого цензурного устава.

Создание в 1826 году 3 отделения канцелярии -политического сыска в главе с А.Бенкендорфом.

1831-1837- закрытие ряда прогрессивных журналов: «Европейца», «Московского телеграфа», «Телескопа».

1835-новый университетский устав, ограничивающий автономию университетов и вводивший контроль администрации за их деятельностью.

1848-создан секретный цензурный комитет во главе с Д.Батурлиным- вершина гонений на передовую печать и цензурный террор.

Дальнейшее развитие культуры и образования Было открыто около трёх тысяч начальных школ для обучения крестьянских детей.Учреждены Военная и Морская академия, открыто 11 кадетских корпусов.

Внешний облик Петербурга значительно изменился, благодаря строительству и возведению новых зданий и памятников: конной группе на Аничковом мосту, здания Сената, Синода, Дворянского собрания.

Период правления Николая 1 – это деятельность Н.Лобаческого, Н.Зимина, Н.Пирогова.

Создают свои творения композитор Н.Глинка, художник П.Федотов и многие другие яркие личности России.

2. Внешняя политика

Направления деятельности Результаты
Решение восточного вопроса Сначала велась удачная восточная политика.По итогам войны с Турцией-1826-1828 года по Туркманчайскому миру была присоединена Армения.

По Андрианопольскому миру(война с Турцией 1828-1829)Россия приобрела восточное побережье Чёрного моря

Однако в Крымской войне 1853-1856 годов Россия потерпела неудачу.

Несмотря на победу Нахимова в Синопском сражении в 1853 году, героическую оборону Севастополя в 1854-1855гг, Россия потеряла выход к Чёрному морю и право иметь крепости там.

Участие в Кавказской войне 1817-1864гг. В период правления Николая I продолжалась Кавказская война, происходит постепенное продвижение России на Кавказ. Однако полностью Кавказ будет присоединён к России при Александре II.
Участие в подавлении революционных выступлений в Европе. 1830-1831-подавление революционных выступлений в Польше1848- войска России участвовали в подавлении национально-освободительного движения в Венгрии.

ИТОГИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  • Царствование Николая I- период расцвета абсолютной монархии в её бюрократической форме. Значительно усилился контроль со стороны государственной бюрократической системы за всеми сферами общественной жизни.
  • Были сделаны попытки решения крестьянского вопроса. Однако на отмену крепостного права император не пошёл, не имея поддержки со стороны дворянства. Немного улучшилось положение государственных крестьян, помещичьи же продолжали жить в тяжёлых условиях, потеряв даже право учиться в гимназиях и университетах.
  • Продолжалась продворянская политика. Николай I стремился сохранить привилегированное положение дворян, не допустить размывания сословия. Он усложнил получение дворянства представителями других сословий.
  • Николай I вёл жесткую политику по отношению ко всякому проявлению инакомыслия, выступлениям против строя. Жестоко расправился с декабристами, ужесточил цензуру, резко сократил автономию университетов.
  • При Николае I продолжается дальнейшее развитие экономики, стабилизуется финансовая система, открываются новые предприятия, начинает действовать железнодорожное сообщение. Период Николая I- это начало промышленного переворота в России.
  • Внешняя политика была направлена на подавление революционных волнений в Европе, за что Россию прозвали « жандармом Европы».
  • Восточная политика была нестабильной по результатам: от присоединения ряда территорий до потери выхода к Чёрному морю в результате Крымской войны, что значительно понизило статус страны в мире.
  • Время Николая I называют Николаевской эпохой. Эпоха имеет неоднозначные оценки. С одной стороны, это время реакции, не случайно императора в народе называли « Николай Палкин». А с другой — все действия Николая I направлены были на укрепление России. Он глубоко любил страну. Возможно, просто избрал не те методы, которые помогли бы решить многие проблемы общества. Его преемник – Александр II — во многом опередит отца, решится на глобальные реформы, на которые так и не рискнул пойти Николай I.

Хронологию внешней и внутренней деятельности Николая I, о развитии культуры в период его правления можно прочитать на сайте poznaemvmeste. ru в разделах » Даты» и « Культура». В статье о культуре представлены фото архитектурных зданий, построенных в данный период, и иллюстрации картин художников, творивших в эпоху Николая I.

Данный материал можно использовать, готовясь

    Расположите в хро­но­ло­ги­че­ской по­сле­до­ва­тель­но­сти ис­то­ри­че­ские события. За­пи­ши­те цифры, кото­ры­ми обо­зна­че­ны ис­то­ри­че­ские события, в пра­виль­ной по­сле­до­ва­тель­но­сти в таблицу.

1) Указ об обязанных крестьянах

2) издание «чугунного» цензурного устава

3) восстание в Польше

2. Установите со­от­вет­ствие между ре­фор­ма­ми пер­вой по­ло­ви­ны XIX в. и да­та­ми их проведения.

3. Ниже приведён пе­ре­чень понятий, терминов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, от­но­сят­ся к правлению Николая I.

1) славянофилы 2) петрашевцы 3) теория официальной народности 4) народничество 5) западники 6) правозащитники.

Найдите и запишите порядковые номера терминов, относящихся к другому историческому периоду.

4. Напишите пропущенное слово. Представители одного из направлений русской общественной мысли 40-50-х гг. XIX века, выступавшие с обоснованием самобытного пути исторического развития России, принципиально отличного от пути западноевропейского – _______________________________.

5. Установите со­от­вет­ствие между про­цес­са­ми (явлениями, событиями) и фактами, от­но­ся­щи­ми­ся к этим про­цес­сам (явлениям, событиям): к каж­дой по­зи­ции пер­во­го столб­ца под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столбца.

6. Установите со­от­вет­ствие между фраг­мен­та­ми ис­то­ри­че­ских ис­точ­ни­ков и их крат­ки­ми характеристиками: к каж­до­му фрагменту, обо­зна­чен­но­му буквой, под­бе­ри­те по две со­от­вет­ству­ю­щие характеристики, обо­зна­чен­ные цифрами.

ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ

А) «Тяжкое бремя воз­ло­же­но на Меня волею Брата Моего, пе­ре­дав­ше­го Мне Им­пе­ра­тор­ский Все­рос­сий­ский Пре­стол в го­ди­ну бес­при­мер­ной войны и вол­не­ний народных.

Одушевлённый еди­ною со всем на­ро­дом мыслью, что выше всего благо Ро­ди­ны нашей, при­нял Я твёрдое ре­ше­ние в том лишь слу­чае вос­при­нять Вер­хов­ную власть, если та­ко­ва будет воля на­ро­да нашего, ко­то­ро­му над­ле­жит все­на­род­ным голосованием, чрез пред­ста­ви­те­лей своих в Учре­ди­тель­ном собрании, уста­но­вить образ прав­ле­ния и новые Ос­нов­ные За­ко­ны Го­су­дар­ства Российского.

Посему, при­зы­вая бла­го­сло­ве­ние Божие, прошу всех граж­дан Дер­жа­вы Рос­сий­ской под­чи­нить­ся Вре­мен­но­му правительству, по по­чи­ну Го­су­дар­ствен­ной Думы воз­ник­ше­му и облечённому всею пол­но­тою власти, впредь до того, как со­зван­ное в воз­мож­но крат­чай­ший срок, на ос­но­ва­нии всеобщего, прямого, рав­но­го и тай­но­го голосования, Учре­ди­тель­ное со­бра­ние своим ре­ше­ни­ем об об­ра­зе прав­ле­ния вы­ра­зит волю народа».

Б) «Все дей­ствия им­пе­ра­то­ра были со­глас­ны с моими пра­ви­ла­ми и моими желаниями. Либерализм, столь нам несвойственный, обез­ору­жен и придавлен; слова "правосудие" и "порядок" за­ме­ни­ли слово "свобода". Стро­гость его никто не смел да и не хотел на­звать жестокостью, ибо она обес­пе­чи­ва­ла как лич­ную без­опас­ность каждого, так и во­об­ще го­су­дар­ствен­ную безопасность. Везде были видны весёлые и до­воль­ные лица, пе­чаль­ны­ми ка­за­лись толь­ко род­ствен­ни­ки и при­я­те­ли мя­теж­ни­ков 14 декабря... Затем учреждён Вер­хов­ный уго­лов­ный суд, со­став­лен­ный из всех чле­нов Г осу дар­ствен­но­го совета, Си­но­да и Сената, к коим при­со­во­куп­ле­но было не­сколь­ко пол­ных генералов. В числе су­дя­щих на­хо­дил­ся Сперанский, в числе под­су­ди­мых - за­ду­шев­ный друг его, ин­же­нер­ный пол­ков­ник Батенков, с ко­то­рым он по­зна­ко­мил­ся в Сибири... и ко­то­ро­го уда­лось ему пе­ре­ве­сти в Петербург... В пер­вых чис­лах июля... над ви­нов­ны­ми совершён при­го­вор суда. Пол­то­рас­та осуждённых вы­ве­де­ны на пло­щадь перед крепостью, им про­чте­но ре­ше­ние суда, над ними пе­ре­лом­ле­ны шпаги, сняты с них мун­ди­ры и фраки, они об­ле­че­ны в кре­стьян­ское пла­тье и от­прав­ле­ны в ссылку. Пять че­ло­век были повешены. Всё это про­ис­хо­ди­ло вско­ре по вос­хож­де­нии солн­ца и в отдалённой части города, следственно, зри­те­лей не могло быть много. Не­смот­ря на то, в этот день жи­те­ли Пе­тер­бур­га ис­пол­ни­лись ужаса и печали».

ХАРАКТЕРИСТИКИ

1) В до­ку­мен­те по­вест­ву­ет­ся о со­бы­ти­ях XIX в.

2) Документ по­ло­жил на­ча­ло по­яв­ле­нию в Рос­сии новой династии.

3) Правитель, речь о ко­то­ром идет в до­ку­мен­те под­пи­сал Па­риж­ский мир­ный договор.

5) Документ со­став­лен в XX в.

6) Правитель, речь о ко­то­ром идет в документе, впо­след­ствии по­лу­чил про­зви­ще «Палкин»

7. Какие три положения из приведённых ниже характерны для взглядов славянофилов? Соответствующие цифры запишите в ответ.

1) принятие конституции, введение демократических свобод

2) самобытность истории России

3) возвращение к Земским соборам

4) отмена крепостного права

5) развитие России по законам мировой истории

6) необходимость утверждения буржуазных порядков

8. Установите соответствие между государственными деятелями и историческими событиями.

9. Заполните пу­стые ячейки таблицы, ис­поль­зуя представленные в приведённом ниже спис­ке данные. Для каж­дой ячейки, обо­зна­чен­ной буквой, вы­бе­ри­те номер нуж­но­го элемента.

Правитель

Событие

Иван Грозный

Церковный раскол

Николай I

Пропущенные элементы:

10. Прочтите отрывок из воспоминаний современника.

«Все действия императора были согласны с моими правилами и моими желаниями. Либерализм, столь нам несвойственный, обезоружен и придавлен; слова "правосудие" и "порядок" заменили слово "свобода". Строгость его никто не смел да и не хотел назвать жестокостью, ибо она обеспечивала как личную безопасность каждого, так и вообще государственную безопасность. Везде были видны весёлые и довольные лица, печальными казались только родственники и приятели мятежников 14 декабря... Затем учреждён Верховный уголовный суд, составленный из всех членов Г осу дарственного совета, Синода и Сената, к коим присовокуплено было несколько полных генералов. В числе судящих находился Сперанский, в числе подсудимых - задушевный друг его, инженерный полковник Батенков, с которым он познакомился в Сибири... и которого удалось ему перевести в Петербург... В первых числах июля... над виновными совершён приговор суда. Полтораста осуждённых выведены на площадь перед крепостью, им прочтено решение суда, над ними переломлены шпаги, сняты с них мундиры и фраки, они облечены в крестьянское платье и отправлены в ссылку. Пять человек были повешены. Всё это происходило вскоре по восхождении солнца и в отдалённой части города, следственно, зрителей не могло быть много. Несмотря на то, в этот день жители Петербурга исполнились ужаса и печали».

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

1) Императором, о котором говорится в отрывке, является Николай I.

2) Среди пятерых казнённых, упоминаемых в отрывке, были С. П. Трубецкой и Н. М. Муравьёв.

5) Среди тех, кого, согласно данному отрывку, отправили в ссылку, были К. Ф. Рылеев и П. Г. Каховский.

6) Казнь, о которой говорится в отрывке, состоялась летом 1826 г.

    Напишите цифру, которой обозначено место последнего сражения парусных флотов.

    Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) Участником войны был адмирал Ф. Ф. Ушаков.

2) Война завершилась подписанием Парижского мирного договора.

3) Соперниками России в войне были Франция и Австрия.

4) После войны в России наступила эпоха реформ.

5) Россия получила право контроля над проливом Босфор.

6) Во время войны в России произошла смена императоров

Доступный и понятный материал для изучения задании 9 и 10 ОГЭ по Информатике + задания для отработки

Просмотр содержимого документа

Алгоритмический язык

алг
нач
цел s, k
s:= 8
нц для k от 3 до 8
s:= s + 8
кц
вывод s
кон

DIM k, s AS INTEGER
s = 8
FOR k = 3 TO 8
s = s + 8
NEXT k
PRINT s

Var s,k: integer;
Begin
s:= 8;
for k:= 3 to 8 do
s:= s + 8;
writeln(s);
End.

Решение :

Как видим, в теле цикла только одна команда s:= s + 8. Т. е. эта операция будет выполняться на каждой итерации (на каждом шаге) цикла.

В теле цикла происходит увеличение значения переменной s на 8. Так как параметр цикла увеличивается от 3 до 8 с шагом 1, то при выполнении программы тело цикла будет выполняться 6 раз (k будет равно 3, 4, 5, 6, 7, 8). Т. е. переменная s увеличитая на 8 * 6 = 48. А так как начальное значение переменной s = 8 и после выполнения программы оно увеличится на 48, то в конечном итоге значение переменной s станет равным 56.

Решение задач типа 10 ГИА по информатике

В таблице Dat хранятся данные о численности учеников в классах (Dat число учеников в первом классе, Dat – во втором и т. д.). Определите, какое число будет напечатано в результате работы следующей программы. Текст программы приведён на трёх языках программирования.

Алгоритмический язык

целтаб Dat

цел k , m

Dat := 20; Dat := 25

Dat := 19; Dat := 25

Dat := 26; Dat := 22

Dat := 24; Dat := 28

Dat := 26; Dat := 21

Dat := 27

m:= 0

нцдля k от 1 до 11

если Dat[k] 22 то

DIM Dat(11) AS INTEGER

DIM k,m AS INTEGER

Dat(1) = 20: Dat(2) = 25

Dat(3) = 19: Dat(4) = 25

Dat(5) = 26: Dat(6) = 22

Dat(7) = 24: Dat(8) = 28

Dat(9) = 26: Dat(10) = 21

Dat(11) = 27

m = 0

FOR k = 1 TO 11

IF Dat(k) 22 THEN

m = m + 1

END IF

NEXT k

Var k, m: integer;

Begin

Dat := 20; Dat := 25;

Dat := 19; Dat := 25;

Dat := 26; Dat := 22;

Dat := 24; Dat := 28;

Dat := 26; Dat := 21;

Dat := 27;

m:= 0;

for k:= 1 to 11 do

if Dat[k] 22 then

begin

m:= m + 1

Ответ: ___________________________.

Решение :

Примечание. В массиве Dat, который описан на языке Basic будет 12 элементов, так как нумерация начинается не с первого элемента, а с нулевого.

Массив Dat

Значение

В теле цикла происходит проверка условия

Итак, правильный ответ 7.

Просмотр содержимого презентации
«Решение задании 9 и 10 ОГЭ по Информатике»

Решение задании

по информатике


Решение задач типа 9 ГИА по информатике

Алгоритмический язык

Бейсик

алг нач цел s, k s:= 8 нц для k от 3 до 8 s:= s + 8 кц вывод s кон

Паскаль

DIM k, s AS INTEGER s = 8 FOR k = 3 TO 8 s = s + 8 NEXT k PRINT s

Var s,k: integer; Begin s:= 8; for k:= 3 to 8 do s:= s + 8; writeln(s); End.

Запишите значение переменной s, полученное в результате работы следующей программы. Текст программы приведён на трёх языках программирования.

Ответ: ___________________________.


Решение :

  • Итак, рассмотрим этот алгоритм, записанный на разных языках.
  • Вначале объявляется, что будут использованы переменные k и s целочисленного типа
  • Далее переменной s присваивается значение 8.
  • После этого описывается цикл, где в качестве параметра выступает переменная k, которая изменяется от 3 до 8 с шагом 1 (т. е. будет принимать последовательно значения 3, 4, 5, 6, 7 и 8).
  • В теле цикла только одна команда s:= s + 8. Т. е. эта операция будет выполняться на каждой итерации (на каждом шаге) цикла.
  • И в самом конце на экран выводится значение переменной s
  • В теле цикла происходит увеличение значения переменной s на 8. Так как параметр цикла увеличивается от 3 до 8 с шагом 1, то при выполнении программы тело цикла будет выполняться 6 раз (k будет равно 3, 4, 5, 6, 7, 8). Т. е. переменная s увеличится на 8 * 6 = 48. А так как начальное значение переменной s = 8 и после выполнения программы оно увеличится на 48, то в конечном итоге значение переменной s станет равным 56.

22 THEN m:= 0; m = m + 1 for k:= 1 to 11 do если Dat[k] 22 то m:= m + 1 END IF if Dat[k] 22 then NEXT k begin все m:= m + 1 кц PRINT m end; вывод m кон writeln(m) End. " width="640"

В таблице Dat хранятся данные о численности учеников в классах (Dat число учеников в первом классе, Datво втором и т. д.). Определите, какое число будет напечатано в результате работы следующей программы. Текст программы приведён на трёх языках программирования.

Ответ: ___________________________.

Алгоритмический язык

Бейсик

Паскаль

DIM Dat(11) AS INTEGER

DIM k,m AS INTEGER

Var k, m: integer;

целтаб Dat

Dat: array of integer;

Dat(1) = 20: Dat(2) = 25

цел k, m

Dat(3) = 19: Dat(4) = 25

Dat := 20; Dat := 25

Dat := 19; Dat := 25

Dat(5) = 26: Dat(6) = 22

Dat := 20; Dat := 25;

Dat(7) = 24: Dat(8) = 28

Dat := 26; Dat := 22

Dat := 19; Dat := 25;

Dat := 26; Dat := 22;

Dat(9) = 26: Dat(10) = 21

Dat := 24; Dat := 28

Dat(11) = 27

Dat := 24; Dat := 28;

Dat := 26; Dat := 21

Dat := 27

Dat := 26; Dat := 21;

FOR k = 1 TO 11

Dat := 27;

нц для k от 1 до 11

IF Dat(k) 22 THEN

m = m + 1

for k:= 1 to 11 do

если Dat[k] 22 то

m:= m + 1

if Dat[k] 22 then

m:= m + 1

вывод m

writeln(m)

), то его мы не учитываем, так как 22 не больше 22. Учитывать его можно было бы в том случае, если бы в сравнении стоял знак =. Итак, правильный ответ 7." width="640"

Решение:

  • Рассмотрим программу пошагово. Итак, в самом начале объявляются переменные, которые будут использоваться (переменные k и m), а так же массив Dat, содержащий 11 элементов (от 1 до 11).
  • Далее идет заполнение массива. Например, элементу массива с индексом 1 присваивается значение 20, элементу с индексом 2 - 25 и так далее. В итоге полученный массив можно представить в таком виде:
  • Далее переменной m присваивается значение 0. После чего начинается цикл с параметром k, при этом k изменяется от 1 до 11 с шагом 1.
  • Значение элемента массива с индексом k сравнивается с числом 22. Если элемент массива больше 22, то переменная m увеличивается на 1. В противном случае ничего не происходит.
  • В самом конце программы на экран выводится значение переменной m.
  • Итак, мы перевели программу на человеческий язык, теперь давайте подумаем, что же в итоге получим после ее выполнения. Нас интересует цикл - именно там происходит изменение значения переменной m. До цикла ее значение равно нулю. Далее программа перебирает все элементы массива и сравнивает их с числом 22. И если элемент массива больше 22, то переменная m увеличивается на 1. Таким образом, нам необходимо посчитать все элементы массива, которые больше 22 - их число и будет равно значению переменной m. Таких элементов 7 - это элементы с индексами 2, 4, 5, 7, 8, 9 и 11.
  • Следует обратить внимание на элемент под номером 6, который равен 22. Так как сравнение у нас строгое (знак), то его мы не учитываем, так как 22 не больше 22. Учитывать его можно было бы в том случае, если бы в сравнении стоял знак =.

Итак, правильный ответ 7.

Урок посвящен разбору задания 9 ЕГЭ по информатике


9 тема — «Кодирование информации, объем и передача информации» — характеризуется, как задания базового уровня сложности, время выполнения – примерно 5 минут, максимальный балл — 1

Кодирование текстовой информации

  • n — количество символов
  • i — количество бит на 1 символ (кодировка)
  • Кодирование графической информации

    Рассмотрим некоторые понятия и формулы, необходимые для решения ЕГЭ по информатике данной темы.

    • Пиксель – это наименьший элемент растрового изображения, который имеет определенный цвет.
    • Разрешение – это количество пикселей на дюйм размера изображения.
    • Глубина цвета - это количество битов, необходимое для кодирования цвета пикселя.
    • Если глубина кодирования составляет i битов на пиксель, код каждого пикселя выбирается из 2 i возможных вариантов, поэтому можно использовать не более 2 i различных цветов.
    • Формула для нахождения количества цветов в используемой палитре:

    • N — количество цветов
    • i — глубина цвета
    • В цветовой модели RGB (красный (R), зеленый (G), синий (B)): R (0..255) G (0..255) B (0..255) -> получаем 2 8 вариантов на каждый из трех цветов.
    • R G B: 24 бита = 3 байта — режим True Color (истинный цвет)
    • Найдем формулу объема памяти для хранения растрового изображения :

    • I — объем памяти, требуемый для хранения изображения
    • M — ширина изображения в пикселях
    • N — высота изображения в пикселях
    • i — глубина кодирования цвета или разрешение
    • Или можно формулу записать так:

      I = N * i битов

    • где N – количество пикселей (M * N) и i – глубина кодирования цвета (разрядность кодирования)
    • * для указания объема выделенной памяти встречаются разные обозначения (V или I ).

    • Следует также помнить формулы преобразования:
    • 1 Мбайт = 2 20 байт = 2 23 бит,
      1 Кбайт = 2 10 байт = 2 13 бит

    Кодирование звуковой информации

    Познакомимся с понятиями и формулами, необходимыми для решения заданий 9 ЕГЭ по информатике.

    Пример: при ƒ=8 кГц, глубине кодирования 16 бит на отсчёт и длительности звука 128 с . потребуется:


    ✍ Решение:

    I = 8000*16*128 = 16384000 бит
    I = 8000*16*128/8 = 2 3 * 1000 * 2 4 * 2 7 / 2 3 = 2 14 / 2 3 =2 11 =
    = 2048000 байт

    Определение скорости передачи информации

    • Канал связи всегда имеет ограниченную пропускную способность (скорость передачи информации), которая зависит от свойств аппаратуры и самой линии связи(кабеля)
    • Объем переданной информации I вычисляется по формуле:

    • I — объем информации
    • v — пропускная способность канала связи (измеряется в битах в секунду или подобных единицах)
    • t — время передачи
    • * Вместо обозначения скорости V иногда используется q
      * Вместо обозначения объема сообщения I иногда используется Q

    Скорость передачи данных определяется по формуле:

    и измеряется в бит/с

    Решение заданий 9 ЕГЭ по информатике



    ЕГЭ по информатике 2017 задание 9 ФИПИ вариант 1 (Крылов С.С., Чуркина Т.Е.):

    Какой минимальный объем памяти (в Кбайт) нужно зарезервировать, чтобы можно было сохранить любое растровое изображение размером 160 х 160 пикселей при условии, что в изображении могут использоваться 256 различных цветов?


    ✍ Решение:
    • Используем формулу нахождения объема:
    • Подсчитаем каждый сомножитель в формуле, стараясь привести числа к степеням двойки:
    • M x N:
    160 * 160 = 20 * 2³ * 20 * 2³ = 400 * 2 6 = = 25 * 2 4 * 2 6
  • Нахождение глубины кодирования i :
  • 256 = 2 8 т.е. 8 бит на пиксель (из формулы кол-во цветов = 2 i)
  • Находим объем:
  • I = 25 * 2 4 * 2 6 * 2 3 = 25 * 2 13 - всего бит на всё изображение
  • Переводим в Кбайты:
  • (25 * 2 13) / 2 13 = 25 Кбайт

    Результат: 25

    Детальный разбор задания 9 ЕГЭ по информатике предлагаем посмотреть в видео:

    Тема: Кодирование изображений:

    ЕГЭ по информатике задание 9.2 (источник: 9.1 вариант 11, К. Поляков):

    Рисунок размером 128 на 256 пикселей занимает в памяти 24 Кбайт (без учёта сжатия). количество цветов в палитре изображения.


    ✍ Решение:
    • где M * N — общее количество пикселей. Найдем это значение, используя для удобства степени двойки:
    128 * 256 = 2 7 * 2 8 = 2 15
  • В вышеуказанной формуле i — это глубина цвета, от которой зависит количество цветов в палитре:
  • Количество цветов = 2 i

  • Найдем i из той же формулы:
  • i = I / (M*N)

  • Учтем, что 24 Кбайт необходимо перевести в биты . Получим:
  • 2 3 * 3 * 2 10 * 2 3: i = (2 3 * 3 * 2 10 * 2 3) / 2 15 = = 3 * 2 16 / 2 15 = 6 бит
  • Теперь найдем количество цветов в палитре:
  • 2 6 = 64 вариантов цветов в цветовой палитре

    Результат: 64

    Смотрите видеоразбор задания:

    Тема: Кодирование изображений:

    ЕГЭ по информатике задание 9.3 (источник: 9.1 вариант 24, К. Поляков):

    После преобразования растрового 256-цветного графического файла в 4-цветный формат его размер уменьшился на 18 Кбайт . Каков был размер исходного файла в Кбайтах?


    ✍ Решение:
    • По формуле объема файла изображения имеем:
    • где N — общее количество пикселей,
      а i

    • i можно найти, зная количество цветов в палитре:
    • количество цветов = 2 i

    до преобразования: i = 8 (2 8 = 256) после преобразования: i = 2 (2 2 = 4)
  • Составим систему уравнений на основе имеющихся сведений, примем за x количество пикселей (разрешение):
  • I = x * 8 I - 18 = x * 2
  • Выразим x в первом уравнении:
  • x = I / 8
  • I (объем файла):
  • I - 18 = I / 4 4I - I = 72 3I = 72 I = 24

    Результат: 24

    Подробный разбор 9 задания ЕГЭ смотрите на видео:

    Тема: Кодирование изображений:

    ЕГЭ по информатике задание 9.4 (источник: 9.1 вариант 28, К. Поляков, С. Логинова):

    Цветное изображение было оцифровано и сохранено в виде файла без использования сжатия данных. Размер полученного файла – 42 Мбайт 2 раза меньше и глубиной кодирования цвета увеличили в 4 раза больше по сравнению с первоначальными параметрами. Сжатие данных не производилось. Укажите размер файла в Мбайт , полученного при повторной оцифровке.


    ✍ Решение:
    • По формуле объема файла изображения имеем:
    • где N
      а i

    • В такого рода задачах необходимо учесть, что уменьшение разрешения в 2 раза, подразумевает уменьшение в 2 раза пикселей отдельно по ширине и по высоте. Т.е. в целом N уменьшается в 4 раза !
    • Составим систему уравнений на основе имеющихся сведений, в которой первое уравнение будет соответствовать данным до преобразования файла, а второе уравнение — после:
    42 = N * i I = N / 4 * 4i
  • Выразим i в первом уравнении:
  • i = 42 / N
  • Подставим во второе уравнение и найдем I (объем файла):
  • \[ I= \frac {N}{4} * 4* \frac {42}{N} \]

  • После сокращений получим:
  • I = 42

    Результат: 42

    Тема: Кодирование изображений:

    ЕГЭ по информатике задание 9.5 (источник: 9.1 вариант 30, К. Поляков, С. Логинова):

    Изображение было оцифровано и сохранено в виде растрового файла. Получившийся файл был передан в город А по каналу связи за 72 секунды . Затем то же изображение было оцифровано повторно с разрешением в 2 раза больше и глубиной кодирования цвета в 3 раза меньше, чем в первый раз. Сжатие данных не производилось. Полученный файл был передан в город Б , пропускная способность канала связи с городом Б в 3 раза выше, чем канала связи с городом А.
    Б ?


    ✍ Решение:
    • По формуле скорости передачи файла имеем:
    • где I — объем файла, а t — время

    • По формуле объема файла изображения имеем:
    • где N — общее количество пикселей или разрешение,
      а i — глубина цвета (количество бит, выделенное на 1 пиксель)

    • Для данной задачи, необходимо уточнить, что разрешение на самом деле имеет два сомножителя (пикселей по ширине * пикселей по высоте). Поэтому при увеличении разрешения в два раза, увеличатся оба числа, т.е. N увеличится в 4 раза вместо двух.
    • Изменим формулу получения объема файла для города Б :
    • \[ I= \frac {2*N * i}{3} \]

    • Для города А и Б заменим значения объема в формуле для получения скорости:
    • \[ V= \frac {N*i}{72} \]

      \[ 3*V= \frac{\frac {4*N*i}{3}}{t} \]

      \[ t*3*V= \frac {4*N*i}{3} \]

    • Подставим значение скорости из формулы для города А в формулу для города Б:
    • \[ \frac {t*3*N*i}{72}= \frac {4*N*i}{3} \]

    • Выразим t :
    t = 4 * 72 / (3 * 3) = 32 секунды

    Результат: 32

    Другой способ решения смотрите в видеоуроке:

    Тема: Кодирование изображений:

    ЕГЭ по информатике задание 9.6 (источник: 9.1 вариант 33, К. Поляков):

    Камера делает фотоснимки размером 1024 х 768 пикселей. На хранение одного кадра отводится 900 Кбайт .
    Найдите максимально возможное количество цветов в палитре изображения.


    ✍ Решение:
    • Количество цветов зависит от глубины кодирования цвета, которая измеряется в битах. Для хранения кадра, т.е. общего количества пикселей выделено 900 Кбайт. Переведем в биты:
    900 Кбайт = 2 2 * 225 * 2 10 * 2 3 = 225 * 2 15
  • Посчитаем общее количество пикселей (из заданного размера):
  • 1024 * 768 = 2 10 * 3 * 2 8
  • Определим объем памяти, необходимый для хранения не общего количества пикселей, а одного пикселя ([память для кадра]/[кол-во пикселей]):
  • \[ \frac {225 * 2^{15}}{3 * 2^{18}} = \frac {75}{8} \approx 9 \]

    9 бит на 1 пиксель

  • 9 бит — это i — глубина кодирования цвета. Количество цветов = 2 i :
  • 2 9 = 512

    Результат: 512

    Смотрите подробное решение на видео:


    Тема: Кодирование звука:

    ЕГЭ по информатике 2017 задание 9 ФИПИ вариант 15 (Крылов С.С., Чуркина Т.Е.):

    На студии при четырехканальной (квадро ) звукозаписи с 32 -битным разрешением за 30 секунд был записан звуковой файл. Сжатие данных не производилось. Известно, что размер файла оказался 7500 Кбайт.

    С какой частотой дискретизации (в кГц) велась запись? В качестве ответа укажите только число, единицы измерения указывать не нужно.


    ✍ Решение:
    • По формуле объема звукового файла получим:
    • I = β * t * ƒ * S

    • Из задания имеем:
    I = 7500 Кбайт β = 32 бита t = 30 секунд S = 4 канала
  • ƒ — частота дискретизации — неизвестна, выразим ее из формулы:
  • \[ ƒ = \frac {I}{S*B*t} = \frac {7500 * 2^{10} * 2^2 бит}{2^7 * 30}Гц = \frac { 750 * 2^6}{1000}КГц = 2^4 = 16 \]

    2 4 = 16 КГц

    Результат: 16

    Для более детального разбора предлагаем посмотреть видео решения данного 9 задания ЕГЭ по информатике:

    Тема: Кодирование изображений:

    9 задание. Демоверсия ЕГЭ 2018 информатика:

    Автоматическая фотокамера производит растровые изображения размером 640 ×480 пикселей. При этом объём файла с изображением не может превышать 320 Кбайт, упаковка данных не производится.
    Какое максимальное количество цветов можно использовать в палитре?


    ✍ Решение:
    • По формуле объема файла изображения имеем:
    • где N — общее количество пикселей или разрешение, а i — глубина кодирования цвета (количество бит, выделенное на 1 пиксель)

    • Посмотрим, что из формулы нам уже дано:
    I = 320 Кбайт, N = 640 * 420 = 307200 = 75 * 2 12 всего пикселей, i - ?
  • Количество цветов в изображении зависит от параметра i , который неизвестен. Вспомним формулу:
  • количество цветов = 2 i

  • Поскольку глубина цвета измеряется в битах, то необходимо объем перевести из Килобайт в биты:
  • 320 Кбайт = 320 * 2 10 * 2 3 бит = 320 * 2 13 бит
  • Найдем i :
  • \[ i = \frac {I}{N} = \frac {320 * 2^{13}}{75 * 2^{12}} \approx 8,5 бит \]

  • Найдем количество цветов:
  • 2 i = 2 8 = 256

    Результат: 256

    Подробное решение данного 9 задания из демоверсии ЕГЭ 2018 года смотрите на видео:

    Тема: Кодирование звука:

    ЕГЭ по информатике задание 9.9 (источник: 9.2 вариант 36, К. Поляков):

    Музыкальный фрагмент был оцифрован и записан в виде файла без использования сжатия данных. Получившийся файл был передан в город А по каналу связи. Затем тот же музыкальный фрагмент был оцифрован повторно с разрешением в 2 3 раза меньше, чем в первый раз. Сжатие данных не производилось. Полученный файл был передан в город Б за 15 секунд; пропускная способность канала связи с городом Б в 4 раза выше, чем канала связи с городом А .

    Сколько секунд длилась передача файла в город A ? В ответе запишите только целое число, единицу измерения писать не нужно.


    ✍ Решение:
    • Для решения понадобится формула нахождения скорости передачи данных формулы:
    • Вспомним также формулу объема звукового файла:
    • I = β * ƒ * t * s

      где:
      I - объем
      β - глубина кодирования
      ƒ - частота дискретизации
      t - время
      S - кол-во каналов (если не указывается, то моно)

    • Выпишем отдельно, все данные, касающиеся города Б (про А практически ничего не известно):
    город Б: β - в 2 раза выше ƒ - в 3 раза меньше t - 15 секунд, пропускная способность (скорость V ) - в 4 раза выше
  • Исходя из предыдущего пункта, для города А получаем обратные значения:
  • город А: β Б / 2 ƒ Б * 3 I Б / 2 V Б / 4 t Б / 2, t Б * 3, t Б * 4 - ?
  • Дадим объяснения полученным данным:
  • так как глубина кодирования (β ) для города Б выше в 2 раза, то для города А она будет ниже в 2 раза, соответственно, и t уменьшится в 2 раза:
  • t = t/2
  • так как частота дискретизации (ƒ) для города Б меньше в 3 раза, то для города А она будет выше в 3 раза; I и t изменяются пропорционально, значит, при увеличении частоты дискретизации увеличится не только объем, но и время:
  • t = t * 3
  • скорость (V ) (пропускная способность) для города Б выше в 4 раза, значит, для города А она будет ниже в 4 раза; раз скорость ниже, то время выше в 4 раза (t и V — обратно пропорциональная зависимость из формулы V = I/t ):
  • t = t * 4
  • Таким образом, с учетом всех показателей, время для города А меняется так:
  • \[ t_А = \frac {15}{2} * 3 * 4 \]

    90 секунд

    Результат: 90

    Подробное решение смотрите на видео:

    Тема: Кодирование звука:

    ЕГЭ по информатике задание 9.10 (источник: 9.2 вариант 43, К. Поляков):

    Музыкальный фрагмент был записан в формате стерео (двухканальная запись ), оцифрован и сохранён в виде файла без использования сжатия данных. Размер полученного файла – 30 Мбайт. Затем тот же музыкальный фрагмент был записан повторно в формате моно и оцифрован с разрешением в 2 раза выше и частотой дискретизации в 1,5 раза меньше, чем в первый раз. Сжатие данных не производилось.

    Укажите размер файла в Мбайт , полученного при повторной записи. В ответе запишите только целое число, единицу измерения писать не нужно.


    ✍ Решение:

      I = β * ƒ * t * S

      I - объем
      β - глубина кодирования
      ƒ - частота дискретизации
      t - время
      S -количество каналов

    • Выпишем отдельно, все данные, касающиеся первого состояния файла, затем второго состояния — после преобразования:
    1 состояние: S = 2 канала I = 30 Мбайт 2 состояние: S = 1 канал β = в 2 раза выше ƒ = в 1,5 раза ниже I = ?
  • Так как изначально было 2 канала связи (S ), а стал использоваться один канал связи, то файл уменьшился в 2 раза:
  • I = I / 2
  • Глубина кодирования (β ) увеличилась в 2 раза, то и объем (I ) увеличится в 2 раза (пропорциональная зависимость):
  • I = I * 2
  • Частота дискретизации (ƒ ) уменьшилась в 1,5 раза, значит, объем (I ) тоже уменьшится в 1,5 раза:
  • I = I / 1,5
  • Рассмотрим все изменения объема преобразованного файла:
  • I = 30 Мбайт / 2 * 2 / 1,5 = 20 Мбайт

    Результат: 20

    Смотрите видеоразбор данной задачи:

    Тема: Кодирование звуковых файлов:

    ЕГЭ по информатике задание 9.11 (источник: 9.2 вариант 72, К. Поляков):

    Музыкальный фрагмент был оцифрован и записан в виде файла без использования сжатия данных. Получившийся файл был передан в город А по каналу связи за 100 секунд. Затем тот же музыкальный фрагмент был оцифрован повторно с разрешением в 3 раза выше и частотой дискретизации в 4 раз меньше , чем в первый раз. Сжатие данных не производилось. Полученный файл был передан в город Б за 15 секунд.

    Во сколько раз скорость (пропускная способность канала) в город Б больше пропускной способности канала в город А ?


    ✍ Решение:
    • Вспомним формулу объема звукового файла:
    • I = β * ƒ * t * S

      I - объем
      β - глубина кодирования
      ƒ - частота дискретизации
      t - время

    • Выпишем отдельно, все данные, касающиеся файла, переданного в город А , затем преобразованного файла, переданного в город Б :
    А: t = 100 c. Б: β = в 3 раза выше ƒ = в 4 раза ниже t = 15 c.

    ✎ 1 способ решения:

  • Скорость передачи данных (пропускная способность) зависит от времени передачи файла: чем больше время, тем ниже скорость. Т.е. во сколько раз увеличится время передачи, во столько раз уменьшится скорость и наоборот.
  • Из предыдущего пункта видим, что если мы вычислим, во сколько раз уменьшится или увеличится время передачи файла в город Б (по сравнению с городом А), то мы поймем, во сколько раз увеличится или уменьшится скорость передачи данных в город Б (обратная зависимость).
  • Соответственно, представим, что преобразованный файл передается в город А . Объем файла изменился в 3/4 раза (глубина кодирования (β) в 3 раза выше, частота дискретизации (ƒ) в 4 раза ниже). Объем и время изменяются пропорционально. Значит и время изменится в 3/4 раза:
  • t A для преобразов. = 100 секунд * 3 / 4 = 75 секунд
  • Т.е. преобразованный файл передавался бы в город А 75 секунд, а в город Б 15 секунд. Вычислим, во сколько раз снизилось время передачи:
  • 75 / 15 = 5
  • Раз время передачи в город Б снизилось в 5 раз, соответственно, скорость увеличилась в 5 раз.
  • Ответ: 5

    ✎ 2 способ решения:

  • Выпишем отдельно все данные, касающиеся файла, переданного в город А : А: t А = 100 c. V А = I / 100
  • Поскольку увеличение или уменьшение во сколько-то раз разрешения и частоты дискретизации приводит к соответствующему увеличению или уменьшению объема файла (пропорциональная зависимость), то запишем известные данные для преобразованного файла, переданного в город Б :
  • Б: β = в 3 раза выше ƒ = в 4 раза ниже t = 15 c. I Б = (3 / 4) * I V Б = ((3 / 4) * I) / 15
  • Теперь найдем соотношение V Б к V А:
  • \[ \frac {V_Б}{V_А} = \frac {3/_4 * I}{15} * \frac {100}{I} = \frac {3/_4 * 100}{15} = \frac {15}{3} = 5 \]

    (((3/4) * I) / 15) * (100 / I)= (3/4 * 100) / 15 = 15/3 = 5

    Результат: 5

    Подробный видеоразбор задания:

    Тема: Кодирование звука:

    ЕГЭ по информатике задание 9.12 (источник: 9.2 вариант 80, К. Поляков):

    Производится четырёхканальная (квадро) звукозапись с частотой дискретизации 32 кГц и 32-битным разрешением. Запись длится 2 минуты , её результаты записываются в файл, сжатие данных не производится.

    Определите приблизительно размер полученного файла (в Мбайт ). В качестве ответа укажите ближайшее к размеру файла целое число, кратное 10 .


    ✍ Решение:
    • Вспомним формулу объема звукового файла:
    • I = β * ƒ * t * S

      I - объем
      β - глубина кодирования
      ƒ - частота дискретизации
      t - время
      S - количество каналов

    • Для простоты расчетов пока не будем брать во внимание количество каналов. Рассмотрим, какие данные у нас есть, и какие из них необходимо перевести в другие единицы измерения:
    β = 32 бита ƒ = 32кГц = 32000Гц t = 2 мин = 120 с
  • Подставим данные в формулу; учтем, что результат необходимо получить в Мбайтах, соответственно, произведение будем делить на 2 23 (2 3 (байт) * 2 10 (Кбайт) * 2 10 (Мбайт)):
  • (32 * 32000 * 120) / 2 23 = =(2 5 * 2 7 * 250 * 120) / 2 23 = = (250*120) / 2 11 = = 30000 / 2 11 = = (2 4 * 1875) / 2 11 = = 1875 / 128 ~ 14,6 V - скорость Q - объем t - время
  • Что нам известно из формулы (для удобства решения будем использовать степени двойки):
  • V = 128000 бит/с = 2 10 * 125 бит/с t = 1 мин = 60 с = 2 2 * 15 с 1 символ кодируется 16-ю битами всего символов - ?
  • Если мы найдем, сколько бит необходимо для всего текста, тогда, зная что на 1 символ приходится 16 бит, мы сможем найти сколько всего символов в тексте. Таким образом, найдем объем:
  • Q = 2 10 * 125 * 2 2 * 15 = = 2 12 * 1875 бит на все символы

  • Когда мы знаем, что на 1 символ необходимо 16 бит, а на все символы 2 12 * 1875 бит, то можем найти общее количество символов:
  • кол-во символов = 2 12 * 1875 / 16 = 2 12 * 1875 / 2 4 = = 2 8 * 1875 = 480000

    Результат: 480000

    Разбор 9 задания:

    Тема: Скорость передачи информации:

    ЕГЭ по информатике задание 9.14 (