ЕГЭ. История. КРАТКО
Николай I (1825-1855)
Николай I (1825-1855) |
|
Внутренняя политика |
Внешняя политика |
1826 : 1.Образовано 2-ое отделение Собственной Его Императорского величества канцелярии. Цель: кодификация законов . Во главе – М.А. Балугьянский, помощник -М.М.Сперанский. В 1830-32гг создано 45 томов законов (с 1649г), а в 1833г – 15 томов «Свода законов Российской империи». |
Направления внешней политики Николая I. 1.Стремление к продолжению гегемонистской политики в Европе, подавление революционного и освободительного движений: – подавление польского восстания 1830-1831гг иотмена конституции в Польше 1815-го года. – подавление венгерской революции 1849г. Вывод: Россия - «жандарм Европы». |
Внутренняя политика |
1826 : 2. Создан комитет по устройству учебных заведений (проверка уставов учебных заведений, единые принципы просвещения). 3. Создано 3-ье отделение канцелярии во главе сА.Х.Бенкендорфом (собирало информацию о настроении слоёв населения, тайный надзор за неблагонадёжными, за печатью, наблюдало за иностранными подданными и т.д.) 4. Новый цензурный «чугунный» устав . 1827: 1.3-ьему отделению придан корпус жандармов . 2. Указ и циркуляр , запрещающие принимать крепостных крестьян в гимназии и университеты 1828: Новый, несколько смягчённый цензурный устав. Право на цензуру получили Министерства просвещения, внутренних дел, иностранных дел, Святейший Синод, создавались местные цензурные комитеты.
Принят новый школьный устав, по которому сохранялись три ступени школы, резко отличающиеся по своему составу обучающихся 1833-1849- С.С.Уваров – министр народного просвещения 1834 - утверждение официальной идеологии самодержавия:«теория официальной народности » 1835: 1.Новый университетский устав, потеря университетами части своей автономии (университетский суд упразднялся, хотя и осталось право выбора ректора, деканов и профессоров, но министр имел право не утверждать их).
1837-1941- По инициативе Киселёва – реформа в отношении государственных крестьян (учреждение в государственных деревнях школ, больниц, ветеринарных пунктов, улучшение быта крестьян, повышение агротехнического уровня земледелия 1842-Указ об «обязанных крестьянах »: крестьянин по воле помещика мог получить личную свободу, надел в пользование (не в собственность), за который был обязан по соглашению с помещиком выполнять повинности (барщину и оброк). 1839-1843- Денежная реформа Е.Ф Канкрина . Основой стал серебряный рубль 1843-6-ое отделение канцелярии для управления Закавказьем 1 ноября 1851- Открыто движение по железной дороге С.-Петербург – Москва . |
Внешняя политика |
Направления внешней политики Николая I 2.Расширение геополитического пространства на Кавказе: – русско-иранская война 1826-1828. – Кавказская война 1817-1864г. 3.Борьба за разрешение восточного вопроса: Восточный вопрос - это соперничество стран из-за влияния на Балканах и Ближнем Востоке в связи с упадком Османской империи: - Русско-турецкая война 1828-1829. Андрианопольский мирный договор (Россия + устье Дуная, Черноморское побережье Кавказа, Турция выплатила 33 млн. руб. контрибуции, автономия Греции, расширялась автономия Сербии, Молдавии, Валахии) 1833- Ункяр-Искелессийский договор с Турцией – на 8 лет, укреплял позиции России на Ближнем Востоке(обе страны обязались поддерживать друг друга в случае военных конфликтов),но осложнил отношения с Англией, Францией, Австрией. 1839- помощь России Турции в её конфликте с Египтом. 1841- Лондонская конференция (Россия, Англия, Франция, Австрия, Пруссия).Черноморские проливы перешли под общий контроль, Россия практически лишена самостоятельности на Ближнем Востоке. Восточная (Крымская)война 1853-1856 18 ноября 1853- победа русского флота под командованием П.С.Назимова в сражении при Синопе. |
ЛИЧНОСТИ М.А. Балугьянский - российский государственный деятель, сенатор, тайный советник. В 1826-1847- начальник 2-го отделения Канцелярии, ближайший сотрудник М.Сперанского при подготовке свода законов. А.Х.Бенкендорф- граф, генерал. Участвовал в подавлении и восстания декабристов, был членом Следственной комиссии. С 1826- шеф жандармов и начальник 3 отделения. В.И.Истомин – контр-адмирал, участник войны с Турцией в 1828-1829, Синопского сражения в 1853, погиб при обороне Севастополя. Е.Ф Канкрин- - государственный деятель. С 1823- министр финансов. В 1839-1843 осуществил финансовую реформу, что привело к укреплению рубля и стабилизации финансовой системы. По его инициативе в России стали устраиваться промышленные выставки. П.Д.Киселёв- государственный деятель, с 1835- постоянный член всех секретных комитетов по крестьянскому вопросу. В 1837-1841- провёл реформу управления государственными крестьянами. П.С.Нахимов – адмирал, разгромил турецкий флот в Синопском сражении, погиб при обороне Севастополя в 1855 К.В.Нессельроде - министр иностранных дел до 1856, М.М.Сперанский – входил в комиссию по составлению сводов законов. В 1838- председатель департамента законов Госсовета. Э.И.Тотлебен - инженер-генерал, в Крымскую войну руководил инженерными работами при обороне Севастополя. С.С.Уваров - государственный деятель, министр народного просвещения в 1833-1849, выдвинул идею « официальной народности» |
ТЕРМИНЫ «Теория официальной народности » 1834г- автор Уваров - министр народного просвещения. Три её составляющие: А) самодержавие - единственно возможной для России формы правления Б) православие - глубокая религиозность русского народа В) народность - духовная связь народа с монархом. «Обязанные крестьяне» - бывшие крепостные, которые перешли на договорные отношения с помещиками на основании указа 1842 . Они получали личную свободу, надел земли за барщину или оброк. Но это право они получали только пожеланию помещиков. Государственные крестьяне – особое сословие крестьянства в 18-19 в. Они считались лично свободными, но прикреплёнными к земле (до реформы 1861).Они жили на государственных землях на правах пользования и платили подати в госказну. Могли заключать сделки, владеть собственностью. Им было разрешено вести торговлю, открывать фабрики и заводы. Финансовая реформа:1839-1843 Министр финансов Е.Канкрин : Стабилизация финансовой системы Введение серебряного обеспечения рубля - свободный обмен ассигнаций на серебряные монеты. |
Дополнительная информация
Схема государственного управления России при Николае I
ИМПЕРАТОР
Правительствующий Сенат
Собственная Его Императорского Величества канцелярия
Государственный Совет
Комитет министров
Святейший Синод
Министерства:
Военное, морское, иностранных дел, внутренних дел, коммерции,
Финансов, юстиции, народного просвещения.
Территориальное деление : губернии-уезды.
Основная задача царствования : сохранить и укрепить существующий строй. Устройство страны по типу арми и было для него идеальным:
Строгая централизация, т.е. подчинение одному центру
Полное единоначалие на всех уровнях
Безоговорочное подчинение низших высшим
Противоречия в политике царя:
Постоянная борьба с революционным движением, гонения на всё передовое и прогрессивное в стране.
Попытка проведения мероприятий, которые искоренили бы недостатки существующей системы и решили наиболее острые проблемы.
Собственная Его Императорского Величества Канцелярия(возрастание её роли):
1 отд.- готовило бумаги для докладов императору
2отд .- создано в 1826 для кодификации законов(во главе- Балугьянский, помощник- Сперанский).Создали:
В 1830 г.- 45 томов «Полного собрания законов Российской империи»(законы с 1649-1825гг)
1833-«Свод законов Российской империи» в 15 томах- вошло действующее законодательство.
3отд. - корпус жандармов как организация полит. сыска в 26г. во главе - Бенкендорф.
4 отд .- создано в 1828 для руководства учебными заведениями, ведомствами императрицы Марии Фёдоровны и благотворительными организациями
5 отд .- создано в 1836 для проведения реформы государственных крестьян
6 отд .- в 1842- для решения вопросов управления Закавказья.
Основные направления внутренней политики.
1.Усиление центральной власти и военизация государства.
2.Борьба с революционными настроениями:
3. Проведение финансовой реформы:1839-1843
4.Решение крестьянского вопроса
Реформа государственной деревни П. Киселёва (1837-1841)
Цели:
Поднять благосостояние крестьян
Сделать крестьян исправными налогоплательщиками
Показать помещикам пример управления
Введение крестьянского самоуправления. Избрание крестьянами должностных лиц сельского управления (старшин, сотских, десятских)
Наделение малоземельных крестьян землёй
Упорядочение налогообложения
Строительство дорог, увеличение числа школ и медицинских пунктов.
Как проводилась:
Деятельность секретных комитетов по крестьянскому вопросу
Разработка и внедрение мер по облегчению положения крестьян
1842- указ « Об обязанных крестьянах»: введение права помещиков добровольно прекращать личную крепостную зависимость крестьян и предоставлять им земельные наделы в обмен на сохранение крестьянских повинностей.
НО помещики проигнорировали эти мероприятия.
- Инвентарная реформа 1847-1848гг.:
Проводилась в ряде губерний Правобережной Украины и затрагивала интересы помещиков и их крепостных крестьян
Сущность: были составлены «инвентари»- описания помещичьих имений с точной фиксацией наделов и повинностей крестьян с целью их ограничения(помещики снова проигнорировали).
Годы правления:1825-1855
Направления деятельности | Результаты |
Проведение курса на укрепление самодержавия и централизацию управления. | С 1826 года создание 6 отделений Собственной Его Императорского Величия Канцелярии и усиление её влияния в государстве.1834-утверждение официальной идеологии, предложенной министром просвещения Уваровым, составляющие части которой: самодержавие, православие и народность.
Значительно возросли расходы на содержание бюрократического аппарата. |
Совершенствование законодательства России. | Комиссией во главе со М.М. Сперанским была проведена кодификация законов, составлен кодекс всех действующих до 1835 года законов. |
Проведение мер по укреплению экономики страны и боеспособности армии. | 30-е годы 19 века- начало промышленного переворота в России.При нём продолжали существовать военные поселения, что значительно сокращало военные расходы.
1839-1843- проведение финансовой реформы министром Канкриным. Стабилизация рубля. Начало железнодорожного сообщения в России: в 1837 году открыта дорога Петербург-Царское Село, а в 1851-Петербург-Москва. Проложено много шоссейных дорог. Проведён электрический телеграф. |
Решение крестьянского вопроса | 1837-1841-проведение реформы государственных крестьян (вводилось волостное и местное самоуправление,отменена барщина для госкрестьян, их повинности зависели от доходности земель, создавались школы, больницы).
1842-указ об обязанных крестьянах. По нему крестьяне получали землю не в собственность, а в пользование, несли повинности, размер которых определяло государство). |
Проведение сословной политики | Стремление избежать размывания дворянства как сословия. С этой целью в 1845 году издан Указ о новом порядке приобретения дворянства: потомственного – с 5 чина, а личного- с 9.Указ о майоритах, который запрещал дробить мелкое поместье и оставлял его за старшим сыном. |
Борьба с инакомыслием и революционными выступлениями.. | Жестокая расправа с декабристами.1826-издание «чугунного», то есть непробиваемого цензурного устава.
Создание в 1826 году 3 отделения канцелярии -политического сыска в главе с А.Бенкендорфом. 1831-1837- закрытие ряда прогрессивных журналов: «Европейца», «Московского телеграфа», «Телескопа». 1835-новый университетский устав, ограничивающий автономию университетов и вводивший контроль администрации за их деятельностью. 1848-создан секретный цензурный комитет во главе с Д.Батурлиным- вершина гонений на передовую печать и цензурный террор. |
Дальнейшее развитие культуры и образования | Было открыто около трёх тысяч начальных школ для обучения крестьянских детей.Учреждены Военная и Морская академия, открыто 11 кадетских корпусов.
Внешний облик Петербурга значительно изменился, благодаря строительству и возведению новых зданий и памятников: конной группе на Аничковом мосту, здания Сената, Синода, Дворянского собрания. Период правления Николая 1 – это деятельность Н.Лобаческого, Н.Зимина, Н.Пирогова. Создают свои творения композитор Н.Глинка, художник П.Федотов и многие другие яркие личности России. |
Направления деятельности | Результаты |
Решение восточного вопроса | Сначала велась удачная восточная политика.По итогам войны с Турцией-1826-1828 года по Туркманчайскому миру была присоединена Армения.
По Андрианопольскому миру(война с Турцией 1828-1829)Россия приобрела восточное побережье Чёрного моря Однако в Крымской войне 1853-1856 годов Россия потерпела неудачу. Несмотря на победу Нахимова в Синопском сражении в 1853 году, героическую оборону Севастополя в 1854-1855гг, Россия потеряла выход к Чёрному морю и право иметь крепости там. |
Участие в Кавказской войне 1817-1864гг. | В период правления Николая I продолжалась Кавказская война, происходит постепенное продвижение России на Кавказ. Однако полностью Кавказ будет присоединён к России при Александре II. |
Участие в подавлении революционных выступлений в Европе. | 1830-1831-подавление революционных выступлений в Польше1848- войска России участвовали в подавлении национально-освободительного движения в Венгрии. |
Хронологию внешней и внутренней деятельности Николая I, о развитии культуры в период его правления можно прочитать на сайте poznaemvmeste. ru в разделах » Даты» и « Культура». В статье о культуре представлены фото архитектурных зданий, построенных в данный период, и иллюстрации картин художников, творивших в эпоху Николая I.
Данный материал можно использовать, готовясь
Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу.
1) Указ об обязанных крестьянах
2) издание «чугунного» цензурного устава
3) восстание в Польше
2. Установите соответствие между реформами первой половины XIX в. и датами их проведения.
3. Ниже приведён перечень понятий, терминов. Все они, за исключением двух, относятся к правлению Николая I.
1) славянофилы 2) петрашевцы 3) теория официальной народности 4) народничество 5) западники 6) правозащитники.
Найдите и запишите порядковые номера терминов, относящихся к другому историческому периоду.
4. Напишите пропущенное слово. Представители одного из направлений русской общественной мысли 40-50-х гг. XIX века, выступавшие с обоснованием самобытного пути исторического развития России, принципиально отличного от пути западноевропейского – _______________________________.
5. Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
6. Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.
ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ
А) «Тяжкое бремя возложено на Меня волею Брата Моего, передавшего Мне Императорский Всероссийский Престол в годину беспримерной войны и волнений народных.
Одушевлённый единою со всем народом мыслью, что выше всего благо Родины нашей, принял Я твёрдое решение в том лишь случае воспринять Верховную власть, если такова будет воля народа нашего, которому надлежит всенародным голосованием, чрез представителей своих в Учредительном собрании, установить образ правления и новые Основные Законы Государства Российского.
Посему, призывая благословение Божие, прошу всех граждан Державы Российской подчиниться Временному правительству, по почину Государственной Думы возникшему и облечённому всею полнотою власти, впредь до того, как созванное в возможно кратчайший срок, на основании всеобщего, прямого, равного и тайного голосования, Учредительное собрание своим решением об образе правления выразит волю народа».
Б) «Все действия императора были согласны с моими правилами и моими желаниями. Либерализм, столь нам несвойственный, обезоружен и придавлен; слова "правосудие" и "порядок" заменили слово "свобода". Строгость его никто не смел да и не хотел назвать жестокостью, ибо она обеспечивала как личную безопасность каждого, так и вообще государственную безопасность. Везде были видны весёлые и довольные лица, печальными казались только родственники и приятели мятежников 14 декабря... Затем учреждён Верховный уголовный суд, составленный из всех членов Г осу дарственного совета, Синода и Сената, к коим присовокуплено было несколько полных генералов. В числе судящих находился Сперанский, в числе подсудимых - задушевный друг его, инженерный полковник Батенков, с которым он познакомился в Сибири... и которого удалось ему перевести в Петербург... В первых числах июля... над виновными совершён приговор суда. Полтораста осуждённых выведены на площадь перед крепостью, им прочтено решение суда, над ними переломлены шпаги, сняты с них мундиры и фраки, они облечены в крестьянское платье и отправлены в ссылку. Пять человек были повешены. Всё это происходило вскоре по восхождении солнца и в отдалённой части города, следственно, зрителей не могло быть много. Несмотря на то, в этот день жители Петербурга исполнились ужаса и печали».
ХАРАКТЕРИСТИКИ
1) В документе повествуется о событиях XIX в.
2) Документ положил начало появлению в России новой династии.
3) Правитель, речь о котором идет в документе подписал Парижский мирный договор.
5) Документ составлен в XX в.
6) Правитель, речь о котором идет в документе, впоследствии получил прозвище «Палкин»
7. Какие три положения из приведённых ниже характерны для взглядов славянофилов? Соответствующие цифры запишите в ответ.
1) принятие конституции, введение демократических свобод | 2) самобытность истории России |
3) возвращение к Земским соборам | 4) отмена крепостного права |
5) развитие России по законам мировой истории | 6) необходимость утверждения буржуазных порядков |
8. Установите соответствие между государственными деятелями и историческими событиями.
9. Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите номер нужного элемента.
Правитель | Событие | |
Иван Грозный | ||
Церковный раскол | ||
Николай I |
Пропущенные элементы:
10. Прочтите отрывок из воспоминаний современника.
«Все действия императора были согласны с моими правилами и моими желаниями. Либерализм, столь нам несвойственный, обезоружен и придавлен; слова "правосудие" и "порядок" заменили слово "свобода". Строгость его никто не смел да и не хотел назвать жестокостью, ибо она обеспечивала как личную безопасность каждого, так и вообще государственную безопасность. Везде были видны весёлые и довольные лица, печальными казались только родственники и приятели мятежников 14 декабря... Затем учреждён Верховный уголовный суд, составленный из всех членов Г осу дарственного совета, Синода и Сената, к коим присовокуплено было несколько полных генералов. В числе судящих находился Сперанский, в числе подсудимых - задушевный друг его, инженерный полковник Батенков, с которым он познакомился в Сибири... и которого удалось ему перевести в Петербург... В первых числах июля... над виновными совершён приговор суда. Полтораста осуждённых выведены на площадь перед крепостью, им прочтено решение суда, над ними переломлены шпаги, сняты с них мундиры и фраки, они облечены в крестьянское платье и отправлены в ссылку. Пять человек были повешены. Всё это происходило вскоре по восхождении солнца и в отдалённой части города, следственно, зрителей не могло быть много. Несмотря на то, в этот день жители Петербурга исполнились ужаса и печали».
Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
1) Императором, о котором говорится в отрывке, является Николай I.
2) Среди пятерых казнённых, упоминаемых в отрывке, были С. П. Трубецкой и Н. М. Муравьёв.
5) Среди тех, кого, согласно данному отрывку, отправили в ссылку, были К. Ф. Рылеев и П. Г. Каховский.
6) Казнь, о которой говорится в отрывке, состоялась летом 1826 г.
Напишите цифру, которой обозначено место последнего сражения парусных флотов.
Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) Участником войны был адмирал Ф. Ф. Ушаков.
2) Война завершилась подписанием Парижского мирного договора.
3) Соперниками России в войне были Франция и Австрия.
4) После войны в России наступила эпоха реформ.
5) Россия получила право контроля над проливом Босфор.
6) Во время войны в России произошла смена императоров
Доступный и понятный материал для изучения задании 9 и 10 ОГЭ по Информатике + задания для отработки
Алгоритмический язык | ||
алг | DIM k, s AS INTEGER | Var s,k: integer; |
Решение :
Как видим, в теле цикла только одна команда s:= s + 8. Т. е. эта операция будет выполняться на каждой итерации (на каждом шаге) цикла.
В теле цикла происходит увеличение значения переменной s на 8. Так как параметр цикла увеличивается от 3 до 8 с шагом 1, то при выполнении программы тело цикла будет выполняться 6 раз (k будет равно 3, 4, 5, 6, 7, 8). Т. е. переменная s увеличитая на 8 * 6 = 48. А так как начальное значение переменной s = 8 и после выполнения программы оно увеличится на 48, то в конечном итоге значение переменной s станет равным 56.
Решение задач типа 10 ГИА по информатике
В таблице Dat хранятся данные о численности учеников в классах (Dat число учеников в первом классе, Dat – во втором и т. д.). Определите, какое число будет напечатано в результате работы следующей программы. Текст программы приведён на трёх языках программирования.
Алгоритмический язык | ||
целтаб Dat цел k , m Dat := 20; Dat := 25 Dat := 19; Dat := 25 Dat := 26; Dat := 22 Dat := 24; Dat := 28 Dat := 26; Dat := 21 Dat := 27 m:= 0 нцдля k от 1 до 11 если Dat[k] 22 то | DIM Dat(11) AS INTEGER DIM k,m AS INTEGER Dat(1) = 20: Dat(2) = 25 Dat(3) = 19: Dat(4) = 25 Dat(5) = 26: Dat(6) = 22 Dat(7) = 24: Dat(8) = 28 Dat(9) = 26: Dat(10) = 21 Dat(11) = 27 m = 0 FOR k = 1 TO 11 IF Dat(k) 22 THEN m = m + 1 END IF NEXT k | Var k, m: integer; Begin Dat := 20; Dat := 25; Dat := 19; Dat := 25; Dat := 26; Dat := 22; Dat := 24; Dat := 28; Dat := 26; Dat := 21; Dat := 27; m:= 0; for k:= 1 to 11 do if Dat[k] 22 then begin m:= m + 1 |
Ответ: ___________________________.
Решение :
Примечание. В массиве Dat, который описан на языке Basic будет 12 элементов, так как нумерация начинается не с первого элемента, а с нулевого.
Массив Dat
Значение |
В теле цикла происходит проверка условия
Итак, правильный ответ 7.
Решение задании
по информатике
Решение задач типа 9 ГИА по информатике
Алгоритмический язык
Бейсик
алг нач цел s, k s:= 8 нц для k от 3 до 8 s:= s + 8 кц вывод s кон
Паскаль
DIM k, s AS INTEGER s = 8 FOR k = 3 TO 8 s = s + 8 NEXT k PRINT s
Var s,k: integer; Begin s:= 8; for k:= 3 to 8 do s:= s + 8; writeln(s); End.
Запишите значение переменной s, полученное в результате работы следующей программы. Текст программы приведён на трёх языках программирования.
Ответ: ___________________________.
Решение :
В таблице Dat хранятся данные о численности учеников в классах (Dat число учеников в первом классе, Datво втором и т. д.). Определите, какое число будет напечатано в результате работы следующей программы. Текст программы приведён на трёх языках программирования.
Ответ: ___________________________.
Алгоритмический язык
Бейсик
Паскаль
DIM Dat(11) AS INTEGER
DIM k,m AS INTEGER
Var k, m: integer;
целтаб Dat
Dat: array of integer;
Dat(1) = 20: Dat(2) = 25
цел k, m
Dat(3) = 19: Dat(4) = 25
Dat := 20; Dat := 25
Dat := 19; Dat := 25
Dat(5) = 26: Dat(6) = 22
Dat := 20; Dat := 25;
Dat(7) = 24: Dat(8) = 28
Dat := 26; Dat := 22
Dat := 19; Dat := 25;
Dat := 26; Dat := 22;
Dat(9) = 26: Dat(10) = 21
Dat := 24; Dat := 28
Dat(11) = 27
Dat := 24; Dat := 28;
Dat := 26; Dat := 21
Dat := 27
Dat := 26; Dat := 21;
FOR k = 1 TO 11
Dat := 27;
нц для k от 1 до 11
IF Dat(k) 22 THEN
m = m + 1
for k:= 1 to 11 do
если Dat[k] 22 то
m:= m + 1
if Dat[k] 22 then
m:= m + 1
вывод m
writeln(m)
), то его мы не учитываем, так как 22 не больше 22. Учитывать его можно было бы в том случае, если бы в сравнении стоял знак =. Итак, правильный ответ 7." width="640"
Решение:
Итак, правильный ответ 7.
Урок посвящен разбору задания 9 ЕГЭ по информатике
9 тема — «Кодирование информации, объем и передача информации» — характеризуется, как задания базового уровня сложности, время выполнения – примерно 5 минут, максимальный балл — 1
Рассмотрим некоторые понятия и формулы, необходимые для решения ЕГЭ по информатике данной темы.
Формула для нахождения количества цветов в используемой палитре:
Найдем формулу объема памяти для хранения растрового изображения :
Или можно формулу записать так:
I = N * i битов
* для указания объема выделенной памяти встречаются разные обозначения (V или I ).
1 Мбайт = 2 20 байт = 2 23 бит,
1 Кбайт = 2 10 байт = 2 13 бит
Познакомимся с понятиями и формулами, необходимыми для решения заданий 9 ЕГЭ по информатике.
Пример: при ƒ=8 кГц, глубине кодирования 16 бит на отсчёт и длительности звука 128 с . потребуется:
I = 8000*16*128 = 16384000 бит
I = 8000*16*128/8 = 2 3 * 1000 * 2 4 * 2 7 / 2 3 = 2 14 / 2 3 =2 11 =
= 2048000 байт
Объем переданной информации I вычисляется по формуле:
* Вместо обозначения скорости V
иногда используется q
* Вместо обозначения объема сообщения I
иногда используется Q
Скорость передачи данных определяется по формуле:
и измеряется в бит/с
ЕГЭ по информатике 2017 задание 9 ФИПИ вариант 1 (Крылов С.С., Чуркина Т.Е.):
Какой минимальный объем памяти (в Кбайт) нужно зарезервировать, чтобы можно было сохранить любое растровое изображение размером 160 х 160
пикселей при условии, что в изображении могут использоваться 256
различных цветов?
Результат: 25
Детальный разбор задания 9 ЕГЭ по информатике предлагаем посмотреть в видео:
Тема: Кодирование изображений:
ЕГЭ по информатике задание 9.2 (источник: 9.1 вариант 11, К. Поляков):
Рисунок размером 128
на 256
пикселей занимает в памяти 24 Кбайт
(без учёта сжатия). количество цветов
в палитре изображения.
Количество цветов = 2 i
i = I / (M*N)
Результат: 64
Смотрите видеоразбор задания:
Тема: Кодирование изображений:
ЕГЭ по информатике задание 9.3 (источник: 9.1 вариант 24, К. Поляков):
После преобразования растрового 256-цветного
графического файла в 4-цветный
формат его размер уменьшился на 18 Кбайт
. Каков был размер
исходного файла в Кбайтах?
где N
— общее количество пикселей,
а i
количество цветов = 2 i
Результат: 24
Подробный разбор 9 задания ЕГЭ смотрите на видео:
Тема: Кодирование изображений:
ЕГЭ по информатике задание 9.4 (источник: 9.1 вариант 28, К. Поляков, С. Логинова):
Цветное изображение было оцифровано и сохранено в виде файла без использования сжатия данных. Размер полученного файла – 42 Мбайт
2
раза меньше и глубиной кодирования цвета увеличили в 4
раза больше по сравнению с первоначальными параметрами. Сжатие данных не производилось. Укажите размер файла в Мбайт
, полученного при повторной оцифровке.
где N
а i
\[ I= \frac {N}{4} * 4* \frac {42}{N} \]
Результат: 42
Тема: Кодирование изображений:
ЕГЭ по информатике задание 9.5 (источник: 9.1 вариант 30, К. Поляков, С. Логинова):
Изображение было оцифровано и сохранено в виде растрового файла. Получившийся файл был передан в город А
по каналу связи за 72 секунды
. Затем то же изображение было оцифровано повторно с разрешением в 2
раза больше и глубиной кодирования цвета в 3
раза меньше, чем в первый раз. Сжатие данных не производилось. Полученный файл был передан в город Б
, пропускная способность канала связи с городом Б в 3
раза выше, чем канала связи с городом А.
Б
?
где I — объем файла, а t — время
где N
— общее количество пикселей или разрешение,
а i
— глубина цвета (количество бит, выделенное на 1 пиксель)
\[ I= \frac {2*N * i}{3} \]
\[ V= \frac {N*i}{72} \]
\[ 3*V= \frac{\frac {4*N*i}{3}}{t} \]
\[ t*3*V= \frac {4*N*i}{3} \]
\[ \frac {t*3*N*i}{72}= \frac {4*N*i}{3} \]
Результат: 32
Другой способ решения смотрите в видеоуроке:
Тема: Кодирование изображений:
ЕГЭ по информатике задание 9.6 (источник: 9.1 вариант 33, К. Поляков):
Камера делает фотоснимки размером 1024 х 768
пикселей. На хранение одного кадра отводится 900 Кбайт
.
Найдите максимально возможное количество цветов
в палитре изображения.
\[ \frac {225 * 2^{15}}{3 * 2^{18}} = \frac {75}{8} \approx 9 \]
9 бит на 1 пиксель
Результат: 512
Смотрите подробное решение на видео:
Тема: Кодирование звука:
ЕГЭ по информатике 2017 задание 9 ФИПИ вариант 15 (Крылов С.С., Чуркина Т.Е.):
На студии при четырехканальной (квадро ) звукозаписи с 32 -битным разрешением за 30 секунд был записан звуковой файл. Сжатие данных не производилось. Известно, что размер файла оказался 7500 Кбайт.
С какой частотой дискретизации
(в кГц) велась запись?
В качестве ответа укажите только число, единицы измерения указывать не нужно.
I = β * t * ƒ * S
\[ ƒ = \frac {I}{S*B*t} = \frac {7500 * 2^{10} * 2^2 бит}{2^7 * 30}Гц = \frac { 750 * 2^6}{1000}КГц = 2^4 = 16 \]
2 4 = 16 КГц
Результат: 16
Для более детального разбора предлагаем посмотреть видео решения данного 9 задания ЕГЭ по информатике:
Тема: Кодирование изображений:
9 задание. Демоверсия ЕГЭ 2018 информатика:
Автоматическая фотокамера производит растровые изображения размером 640
×480
пикселей. При этом объём файла с изображением не может превышать 320
Кбайт, упаковка данных не производится.
Какое максимальное количество цветов
можно использовать в палитре?
где N — общее количество пикселей или разрешение, а i — глубина кодирования цвета (количество бит, выделенное на 1 пиксель)
количество цветов = 2 i
\[ i = \frac {I}{N} = \frac {320 * 2^{13}}{75 * 2^{12}} \approx 8,5 бит \]
Результат: 256
Подробное решение данного 9 задания из демоверсии ЕГЭ 2018 года смотрите на видео:
Тема: Кодирование звука:
ЕГЭ по информатике задание 9.9 (источник: 9.2 вариант 36, К. Поляков):
Музыкальный фрагмент был оцифрован и записан в виде файла без использования сжатия данных. Получившийся файл был передан в город А по каналу связи. Затем тот же музыкальный фрагмент был оцифрован повторно с разрешением в 2 3 раза меньше, чем в первый раз. Сжатие данных не производилось. Полученный файл был передан в город Б за 15 секунд; пропускная способность канала связи с городом Б в 4 раза выше, чем канала связи с городом А .
Сколько секунд длилась передача файла в город A
?
В ответе запишите только целое число, единицу измерения писать не нужно.
I = β * ƒ * t * s
где:
I
- объем
β
- глубина кодирования
ƒ
- частота дискретизации
t
- время
S
- кол-во каналов (если не указывается, то моно)
\[ t_А = \frac {15}{2} * 3 * 4 \]
90 секундРезультат: 90
Подробное решение смотрите на видео:
Тема: Кодирование звука:
ЕГЭ по информатике задание 9.10 (источник: 9.2 вариант 43, К. Поляков):
Музыкальный фрагмент был записан в формате стерео (двухканальная запись ), оцифрован и сохранён в виде файла без использования сжатия данных. Размер полученного файла – 30 Мбайт. Затем тот же музыкальный фрагмент был записан повторно в формате моно и оцифрован с разрешением в 2 раза выше и частотой дискретизации в 1,5 раза меньше, чем в первый раз. Сжатие данных не производилось.
Укажите размер файла в Мбайт
, полученного при повторной записи.
В ответе запишите только целое число, единицу измерения писать не нужно.
I = β * ƒ * t * S
I
- объем
β
- глубина кодирования
ƒ
- частота дискретизации
t
- время
S
-количество каналов
Результат: 20
Смотрите видеоразбор данной задачи:
Тема: Кодирование звуковых файлов:
ЕГЭ по информатике задание 9.11 (источник: 9.2 вариант 72, К. Поляков):
Музыкальный фрагмент был оцифрован и записан в виде файла без использования сжатия данных. Получившийся файл был передан в город А по каналу связи за 100 секунд. Затем тот же музыкальный фрагмент был оцифрован повторно с разрешением в 3 раза выше и частотой дискретизации в 4 раз меньше , чем в первый раз. Сжатие данных не производилось. Полученный файл был передан в город Б за 15 секунд.
Во сколько раз скорость (пропускная способность канала) в город Б
больше пропускной способности канала в город А
?
I = β * ƒ * t * S
I
- объем
β
- глубина кодирования
ƒ
- частота дискретизации
t
- время
✎ 1 способ решения:
Ответ: 5
✎ 2 способ решения:
\[ \frac {V_Б}{V_А} = \frac {3/_4 * I}{15} * \frac {100}{I} = \frac {3/_4 * 100}{15} = \frac {15}{3} = 5 \]
(((3/4) * I) / 15) * (100 / I)= (3/4 * 100) / 15 = 15/3 = 5
Результат: 5
Подробный видеоразбор задания:
Тема: Кодирование звука:
ЕГЭ по информатике задание 9.12 (источник: 9.2 вариант 80, К. Поляков):
Производится четырёхканальная (квадро) звукозапись с частотой дискретизации 32 кГц и 32-битным разрешением. Запись длится 2 минуты , её результаты записываются в файл, сжатие данных не производится.
Определите приблизительно размер полученного файла (в Мбайт
).
В качестве ответа укажите ближайшее к размеру файла целое число, кратное 10
.
I = β * ƒ * t * S
I
- объем
β
- глубина кодирования
ƒ
- частота дискретизации
t
- время
S
- количество каналов
Q = 2 10 * 125 * 2 2 * 15 = = 2 12 * 1875 бит на все символы
Результат: 480000
Разбор 9 задания:
Тема: Скорость передачи информации:
ЕГЭ по информатике задание 9.14 (