Интегрированная графика GMA HD от Intel. Intel HD Graphics: интегрированная графика нового поколения

18.05.2019
  • Разработка игр
  • Напоследок, выборка из общей таблицы результатов синтетических тестов, сделанная для разных Intel GPU. Обратите внимание на изменение позиции в рейтинге прозводительности карт:

    Вывод notebookcheck: «В целом, мы впечатлены новым графическим ядром Intel. Производительность по сравнению с HD 3000 улучшилась на 30%. Эта разница может быть даже больше - до 40%, если GPU спарено с мощным четырехядерным Ivy Bridge CPU, например, i7-3610QM.

    Так что же делать, если ваша любимая игра на Intel HD не работает должным образом? Советы, даваемые www.intel.com/support/graphics/sb/cs-010486.htm , на первый взгляд выглядят Капитаном Очевидность: поменять настройки игры, проверить наличие новых патчей к игре, установить свежий драйвер Intel. Но на деле эти советы работают. Инженеры Intel тесно сотрудничают с разработчиками игр, в том числе и при создании патчей для совместимости с Intel GPU. Также, как заметил notebookcheck, „slowly but surely“ („медленно, но верно“) улучшаются драйвера Intel как по корректности, так и по производительности работы, что приводит к решению проблем с играми.

    На этом месте пост для простых игроков оканчивается (спасибо за внимание, добро пожаловать в комментарии), и начинаются

    1. Корректно определяйте параметры графической системы и ее возможности - поддержку шейдеров, расширений DX и доступную видеопамять (учтите, что у Intel GPU нет отдельной видеопамяти, она совместно с CPU использует память системную).

    Посмотреть на пример исходного кода и бинарника приложения для корректного и полного определения параметров системы с Intel GPU - GPU Detect можно .
    Кроме того, Microsoft DirectX SDK (июнь 2010) включает пример Video Memory для определения размера доступной видеопамяти. Советуем также поискать в Интернете „Get Video Memory Via WMI“.

    2. Учитывайте возможности Turbo Boost . Благодаря Turbo Boost частота Intel GPU может увеличиваться в два раза, давая существеный прирост производительности. Но только если это позволяет термальное состояние системы. А это происходит по понятным причинам только когда не сильно занят, то есть, не сильно нагрет CPU.

    Вытекающий отсюда совет - как можно реже использовать запрос состояния CPU - GetData(). Учтите, что вызов GetData() в цикле с ожиданием результата - это 100% загрузка CPU. В случае крайней необходимости делайте запросы к CPU в начале отрисовки кадра и загружайте CPU какой-нибудь полезной работой перед получением результатов GetData. В этом случае ожидание CPU будет минимально.

    3. Используйте реализуемое Intel GPU раннее отсечение по Z (Early Z rejection). Эта технология позволяет заранее отбрасывать из дальнейшей обработки, т.е. не выполняя дорогостоящие с точки пиксельные шейдеры, фрагменты, не проходящие тест глубины, - загораживаемые другими объектами.

    Для результативного использования Early Z существуют два метода:
    - сортировка и отрисовка объектов от ближних к дальним по глубине (front to back)
    - предпроход без отрисовки с заполнением буфера глубины и маскированием заведомо невидимых на финальном изображении областей.
    Понятно, что первый способ не подойдет для сцен с (полу)прозрачными объектами, а второй имеет значительные накладные расходы.
    Исходный код примеров использования Early Z можно посмотреть з

    GMA 950 стал одним из первых интегрированных графических ускорителей от компании Intel. Решение было представлено еще в 2008 году. Видеоакселератор на тот момент отлично подходил для создания персональных компьютеров начального уровня. На нем запускались даже некоторые требовательные трехмерные игрушки, предъявляющие довольно высокие требования к аппаратным ресурсам графического адаптера.


    При этом играть можно было с разрешением 640×480.Однако даже при таком разрешении можно было получить всего 50-60 кадров в секунду. В данном материале речь будет идти именно об этом продукте.

    На каких пользователей рассчитан данный ускоритель? Intel GMA 950 подходит для сегмента персональных компьютеров начального уровня с минимальными требованиями к уровню быстродействия графической подсистемы. Данный системный блок прекрасно подойдет для работы с офисными приложениями. Также он подойдет для запуска простых компьютерных игр и просмотра видеозаписей. А вот получить что-то большое от данного устройства в плане быстродействия вряд ли получится. Наличие дискретного ускорителя для таких персональных компьютеров является обязательным условием. Это позволит запускать многие ресурсоемкие задачи, вроде конструкторских пакетов программ, трехмерных игр или программ для обработки графических изображений.

    Intel GMA 950: набор системной логики и сокет

    Графический ускоритель Intel GMA 950 входил в состав набора системной логики G45 для процессорного разъема LGA 775. Это решение было ориентировано на массовый сегмент. Оно имело достаточно низкую стоимость. Наличие интегрированной графической системы давало в этом случае возможность собирать хорошие офисные системные блоки. Кроме того, данная платформа отлично подходила для создания базовых мультимедийных систем. Благодаря наличию слота PCI – Express 16X в такой персональный компьютер можно было устанавливать еще и дискретные графические решения и получать в результате полноценный игровой компьютер. Чаще всего для этих целей использовался чипсет P45, который имел более низкую стоимость и не имел на сегодняшний день интегрированной видеокарты. При этом по функциональности он практически ни в чем не уступал G45. С позиции производительности LGA775 на сегодняшний день является устаревшим сокетом. Собирать на его основе новый системный блок было бы совершенно нецелесообразно.

    Intel GMA 950: режим работы

    Для данного решения максимальное разрешение выводимого на дисплей ПК изображения составляет 2048px 1536px. Также видеокарта поддерживает режимы 1920 pxX1080 px и 1280pxX 720 px. Все это делает ускоритель вполне совместимым с любым современным телевизором или монитором. Это означает, что его можно подключить к любому такому устройству и выводить картинку в любом из ранее указанных режимов. В списке поддерживаемых режимов данной видеокарты также присутствуют такие режимы вывода изображения, как 1024pxX 768px, 800pxX 600px, 640px X 480 px. В последнем случае даже можно запускать довольно требовательные по меркам 2008 года компьютерные игры.

    Intel GMA 950: технические спецификации

    Графический процессор Intel GMA 950 функционирует на тактовой частоте 250 МГц. Характеристики устройства указывают на то, что он при этом за один такт своей работы может обработать 256 бит информации. В состав графического процессора входят четыре независимых блока обработки пикселей. Тепловой пакет данного процессорного решения составляет 7 Вт. Его полупроводниковый кристалл изготавливается по нормам технологического процесса, соответствующего 130 нм.

    Intel GMA 950: память

    IntelGMA 950, как и другие интегрированные графические ускорители, не обладает собственной оперативной памятью. Для нужд ускорителя резервируется часть общей оперативной памяти, которая установлена в компьютерной системе. Эта особенность является наиболее узким местом, которое ограничивает возможности данного графического адаптера. Для обмена информацией с оперативной памятью в дискретных графических решениях применяется отдельная шина, обладающая увеличенной разрядностью и повышенной частотой. Именно за счет этого в последнем случае получается достичь существенного прироста быстродействия. Максимальный объем оперативной памяти, который может быть использован видеоакселератором для своих нужд, равняется 224 Мб. Адаптер поддерживает работу с модулями DDR2 иDDR3. Тип оперативной памяти будет зависеть от возможностей материнской платы.

    Intel GMA 950: драйверы

    Видеокарта Intel GMA 950 официально могла функционировать под управлением любой операционной системы семейства NT. На это указывали характеристики драйверов для данного решения. Для Windows 9X или даже для WindowsMe специализированных драйверов от компании Intel представлено не было. В результате можно было бы установить какое-то унифицированное ПО такого плана, но при этом функциональность данного графического решения существенно снижалась.

    Intel GMA 950: разгон

    Разработчики предусмотрели определенные возможности для увеличения производительности Intel GMA 950. В этом случае разгон требовал дополнительной установки программы GMABooster. Эта утилита давала возможность увеличить частоту работы интегрированного акселератора данной модели. В свою очередь это позволяло получить небольшой прирост быстродействия. Разница при этом была настолько незначительной, что особо смысла в данной процедуре не было. Поэтому персональный компьютер с разогнанным графическим процессором данной модели можно было встретить крайне редко.

    Intel GMA 950: аналоги

    Основными конкурентами Intel GMA 950 на момент выхода устройства были GeForce 9300 от Nvidiaи RadeonX300 отATI. Если более детально рассматривать технические характеристики данных устройств, то можно заметить, что наиболее производительным устройством за счет высокого значения тактовой частоты графического процессора является GeForce 9300.За ним следует RadeonX 300, и только за ним идет GMA 950. Но стоит учитывать, что и цена у героя данного обзора была существенно ниже.

    Intel GMA 950: быстродействие и игры

    В результате проведенных независимыми лабораториями тестов было установлено, что на графическом ускорителе Intel GMA 950 могут запускаться такие требовательные к ресурсам адаптера компьютерные игры, как HalfLife 2 иDoom3. Частота обновления кадров в секунду при этом падает до значения 10. По результатам тестирования можно было сделать вывод, что Intel GMA 950 является вполне типичным интегрированным графическим адаптером. Он прекрасно справляется с более простыми задачами, в том числе и с офисными приложениями. Чтобы запускать более требовательные приложения, необходимо укомплектовать компьютер дискретной графикой.

    Заключение

    Конечно, Intel GMA 950 нельзя отнести к числу игровых графических решений. Производительности данного графического ускорителя будет недостаточно для компьютерных игр. Но вот более простые задачи, вроде мультимедиа, офисных приложений или серфинга в интернете, на данном видеоускорителе будут выполняться без проблем.

    Представленная модель графического процессора появилась осенью 2008 года и присутствовала только в компьютерах мобильного типа, то есть в ноутбуках. Однако по характеристикам Intel GMA 4500MHD рассчитана исключительно на офисное использование. Из-за низкой битности шины памяти, всего 64 бита, она не может обеспечить нормальную пропускную способность, поэтому ничего тяжелее "Ворда" запускать на ноутбуке не стоит.

    Аббревиатура GMA переводится как "Графический Медиа Акселератор", другими словами, графический ускоритель. Технологический процесс составляет 65 нанометров, что говорит о низком производительном потенциале, ведь чем меньше техпроцесс, тем больше графический адаптер сможет обеспечить пропускную способность. Далее будут представлены характеристики Intel GMA 4500MHD.

    Подробное мобильного графического адаптера

    Характеристики указывают на название графического ядра, которое Intel именовала Cantiga. Компания начала встраивать графические ядра в процессоры только из серии Core i, поэтому старые версии графических адаптеров интегрировались исключительно в материнские платы.

    Частота работы встроенной видеокарты Intel GMA 4500MHD равна 533 мегагерцам. Блоков растеризации, как и текстурных блоков, у этого графического процессора всего четыре. Что касается универсальных процессоров, то их количество составляет ровно 10 штук.

    Для работы с изображениями Intel GMA 4500MHD использует интерфейс PCI E, который максимально эксплуатирует ресурсы графического адаптера. Графическое ядро Cantiga использует равные версии вершинных и пиксельных шейдеров (четвертая версия).

    Есть возможность подключения нескольких мониторов, включая основной экран ноутбука. Также у этого типа видеокарт поддерживается технология DirectX десятой версии, что значительно облегчает обмен данными между аппаратурой и операционной системой.

    Характеристики памяти

    Так как интегрированные мобильные видеокарты не имеют собственного объема памяти, они используют аналогичный ресурс с помощью оперативной памяти. Ноутбуки, работающие с этой графической картой, обладают максимальным объемом памяти, равным двум гигабайтам.

    Формат может быть как DDR2, так и DDR3. Частота работы с памятью формата DDR2 составляет 400 мегагерц, а с DDR3 — 533 мегагерц. Работая с типом памяти DDR2, графический процессор Intel GMA 4500MHD вырабатывает пропускную способность, равную 6,4 гигабайта в секунду. Что касается типа оперативной памяти DDR3, то тут пропускная способность немного выше — 8,5 гигабайта в секунду.

    Тестирование в играх и программах

    Несмотря на то что мобильные видеокарты совершенно не предназначены для запуска компьютерных игр, стоило проверить ее способности в нескольких из них, чтобы полностью рассмотреть возможный потенциал данного графического адаптера.

    Тестирование в программе-бенчмарке показывает производительность видеокарты, опираясь на самую мощную видеокарту на данный момент. То есть программа сопоставляет видеокарты Intel GMA 4500MHD и NVIDIA GeForce RTX 2080 Ti, где оценка ведется по 100-бальной шкале. Видеокарта от Intel показывает среднюю производительность, равную 0,08 балла.

    Что касается игр, то тут тоже не все идеально, так как даже в играх 2012-2013 годов с низкими настройками графики и самым малым разрешением тестеры выдают не более 25 кадров.

    Ноутбук Samsung R530-JA07

    Диагональ экрана данного мобильного компьютера составляет 15.6 дюйма, что соответствует стандартному размеру большинства ноутбуков. Размерные параметры измеряются в миллиметрах: ширина — 358 мм, высота — 269 мм, а толщина равна 38 миллиметрам. Вес этого мобильного компьютера составляет 2,7 килограмма.

    Поддерживается максимальное разрешение экрана 1366 х 768 точек, что указывает на стандартное соотношение сторон, когда экран делится на блоки 16 х 9. На ноутбуке также есть встроенная веб-камера, качество которой равно 0,3 мегапикселя. При покупке ноутбука предоставляется установленная операционная система Windows 7 Home Basic.

    Частота установленного процессора достигает 2 гигагерц. Характеристики Intel GMA 4500MHD указывают на то, что у нее нет собственного объема памяти, поэтому графический адаптер использует объем оперативной памяти ноутбука, который равен двум гигабайтам.

    Емкость предоставляемого жесткого диска составляет 250 гигабайт, чего вполне достаточно для хранения данных на офисном ноутбуке. Также есть в наличии привод, способный записывать и считывать диски формата CD и DVD-RW.

    Интегрированные интерфейсы включают в себя наличие USB-портов, Wi-Fi адаптера, выхода HDMI и картридера для считывания информации с SD-карт.

    Intel HD Graphics 2000 – интегрированный видеочип, устанавливаемый в процессоры Intel поколения Sandy Bridge. В основном данное видеоядро устанавливается в младшие core i3, core i5 и даже core i7.

    Технические характеристики видеоадаптера

    Характеристики HD Graphics 2000 не смогут вас особо удивить, ведь они достаточно скромные даже на момент выхода чипа. Это не должно никого обескуражить, ждать чего то особенного от интегрированного решения невероятно глупо.

    Максимальная тактовая частота чипа достигает значения в 1250MHz, более точное значение частоты зависит от модели процессора, в котором используется данное графическое ядро. Количество универсальных процессоров, имеющихся в Intel HD Graphics 2000, равняется шести. Количество текстурных блоков - 128.

    Видеопамять

    Объём памяти данной видеокарты равен нулю, для своей работы она использует ОЗУ. Скорость работы графического чипа напрямую зависит от частоты оперативной памяти. Разрядность шины составляет жалкие 64 бит.

    Из коробки адаптер поддерживает следующие API: DirectX версии 10.1 и OpenGL 3.3 (только на Linux или OS X, на Windows поддерживается лишь OpenGL 3.1), поэтому мало какие игры пойдут на HD Graphics 2000, особенно это относится к современным проектам. Ни о какой поддержки API Vulcan или DirectX 12 даже речи быть не может, чип слишком стар для такого.

    Поддержка OpenCL или Cuda отсутствует вовсе, вместо них присутствует аппаратный декодер Intel Quick Sync. Он позволит получить неплохое ускорение во время кодирования или декодирования видео, хотя с полноценными видеокартами это всё же не сравнится.

    Для каких задач пойдёт?

    Intel HD Graphics 2000 идеально подойдёт для офисных задач, таких как работа в офисных приложениях, открытие сайтов или интернет-ресурсов, а также других подобных действий.

    Кроме того графический чип сможет обеспечить комфортный просмотр HD/FullHD видео или фильмов, с данным типом контента возможностей видеоадаптера хватит с лихвой. А вот для просмотра видео в разряшении 4K производительности HD Graphics 2000 может уже не хватить, поэтому для таких задач стоит приобрести что-нибудь мощнее.

    О запуске практически любой современной игры на данном графическом ядре можно даже не мечтать. Либо не хватит производительности видеоадаптера, либо в игре будет требоваться поддержка одной из последних версий DirectX или OpenGL, чем HD Graphics 2000 похвастаться не может.

    Зато вы сможете спокойно насладиться старыми играми, с большинством из них чип сможет справиться без каких-либо проблем. Увы, но это относится не ко всем старым проектам, некоторые из них наотрез отказываются запускаться на интегрированных решениях, даже не смотря на высокую производительность такого чипа. Из-за этого в такой игре могут появляться различные графические артефакты, или она попросту не запустится.

    Драйвера

    На операционные системы семейства Windows установка драйверов не отличается ничем особенным. Для этого достаточно перейти на официальный сайт Intel и загрузить установочный пакет для своей модели видеоядра. Обновление можно произвести вручную или через настройки драйвера.

    С операционными системами, основанными на ядре Linux, всё несколько сложнее. На официальном сайте отсутствует установочный пакет для Linux, поэтому вам придётся воспользоваться драйверами, изначально присутствующими в операционной системе. При необходимости обновить драйвер для Linux стоит произвести обновление пакета Mesa 3D и ядра операционной системы, хотя в большинстве случаем это делать не нужно.

    В целом Intel выпускает достаточно посредственные драйвера для своих интегрированных решений, из-за чего в них отсутствует некоторые функционал и присутствуют проблемы в некоторых играх.

    Что же с разгоном?

    В большинстве чипов HD Graphics 2000 присутствует автоматический, очень незначительный буст, которого большинство пользователей просто не заметит. Ручной разгон отсутствует полностью. Единственное, что вы сможете перенастроить в данном чипе - количество потребляемой оперативной памяти.

    Сравнение Intel HD Graphics 2000 с бюджетными видеокартами

    Производительность данного встроенного ядра оставляет желать лучшего. Единственные видеокарты, которым интегрированный чип сможет составить хоть какую-то конкуренцию - дискретные решения низшего ценового сегмента. К таким видеокартам можно отнести Nvidia GT 510 или Radeon HD 6450.

    Сравнение с видеокартами более высокого ценового сегмента абсолютно бессмысленно, HD Graphics 2000 проиграет буквально во всём.

    Вывод

    Intel HD Graphics подойдёт исключительно для вывода картинки на монитор, просмотра FullHD видео и запуска большинства старых игр. В данных задачах чип сможет составить достойную конкуренцию видеокартам низшего ценового сегмента. Для более сложных задач стоит приобрести решение по мощнее.

    16.02.2010 12:15

    История современных графических процессоров Intel GMA началась ещё в 2004-м году, когда публике был представлен чипсет Intel 910\915 со встроенной графикой GMA 900. Данный GPU был намного быстрее морально устаревшего Intel Extreme Graphics 2, однако ввиду архитектурных особенностей так и не смогло составить конкуренцию встроенным решениям конкурентов - Radeon X200 и Geforce 6150.

    Дело в том, что данный GPU поддерживал DirectX 9 лишь формально, на программном уровне. У него отсутствовал блок T&L, и блоки вершинных конвейеров. Всю работу по обработке вершин и геометрии совершал CPU.

    Всего 4 пиксельных конвейера не давали особо разгуляться, и итоговая производительность решения оказывалась на уровне Radeon 9000 или Geforce 4MX.

    Спустя полтора года появилось обновлённое решение - GMA 950. Данный GPU оказался лишь слегка разогнанной и улучшенной версией GMA 900. Из достоинств следует отметить аппаратную поддержку DirectX 9 и Shader Model 2.0

    Однако, несмотря на некоторую "эволюцию", блока T&L и вершинных конвейеров у данного видеоядра так и не появилось.

    В 2006-м году, вместе с появлением чипсетом Intel 965, был анонсирован новый GPU компании GMA X3100 - достаточно продвинутый видеочип позволяющий без проблем играть в более-менее современные игры при условии наличия современного двуядерного процессора. Новинка была оснащена 8-ю унифицированными шейдерными процессорами, 8-ю блоками ROP"s и поддерживала DX9C и DX10 (который правда был отключён на программном уровне).

    Двумя годами позже, Intel анонсировала линейку встроенных видеочипов GMA X4500, которая имела "врождённую" поддержку DirectX 10, и имела уже 10 унифицированных шейдерных процессоров. В паре с процессором Core 2 Duo работающим на частоте ~2500МГц, данный GPU набирал примерно 1000 очков в 3DMark 2006. Конечно, для игры в Crysis или GTA 4 производительности данной системы было недостаточно, однако по сравнению с предыдущими GPU компании Intel прогресс был очевиден.

    Итак, прошло ещё полтора года. Компания Intel готовит к продаже процессоры Pentium G6950 под сокет LGA 1156, c интегрированным графическим ядром - GMA HD.

    Несмотря на оптимистичные прогнозы, данное видеоядро является логическим продолжением GMA 3000 и GMA 4000 и имеет схожую с ними архитектуру.

    Итак, GMA HD теперь имеет 12 потоковых процессоров и 12 блоков ROP"s. В паре с процессором Pentium G6950 и 2-мя гигабайтами DDR3 памяти, удалось получить следующие результаты:

    Intel GMA X4500HD

    3DMark 2006 - 1169
    FarCry 2 - 17.30
    Devil May Cry 4 - 31.87
    Street Fighter 4 - 35.65

    Intel GMA HD

    3DMark 2006 - 1560
    FarCry 2 - 22.84
    Devil May Cry 4 - 39.42
    Street Fighter 4 - 38.46

    GeForce 9300

    3DMark 2006 - 1869
    FarCry 2 - 35.02
    Devil May Cry 4 - 55.15
    Street Fighter 4 - 63.03

    Как видите, разница между GMA HD и X4500 крайне мала. И это при том, что в системе с GMA HD использовалась DDR3 память, дающая большую ПСП GPU.

    К сожалению, вновь стоит констатировать факт - Intel ещё очень и очень далеко до действительно мощных встроенных решений, которые бы оказывали реальную конкуренцию продуктам от AMD и Nvidia. Пока - уровень производительности GMA HD едва дотягивает до Radeon HD 3200 и Geforce 8200. Ну, что"ж, уже почти неплохо. Дальше будет лучше.