История почты: от тройки до e-mail. Голубиная почта

15.07.2020

В древности, да и в средневековье тоже гонцу (так в те времена называли курьеров), доставившему сообщение с плохими известиями, часто грозила смерть. Таких гонцов часто казнили - помните у Пушкина в «Сказке о царе Салтане»: «В гневе начал он чудесить / И гонца велел повесить». Всего 150-200 лет назад, сроки доставки писем и посылок даже внутри одной страны вроде России могли измеряться годами. Если письмо находилось в пути меньше 6-и месяцев, считалось, что оно дошло очень быстро.


Сегодня же курьерская служба в России налажена на самом высшем уровне и среди всех прочих выделяется доставка посылок в Санкт-Петербурге «Экспресс Точка Ру» - данная компания зарекомендовала себя на самом высшем уровне - экономия времени и денег.

Организация почтовой службы в стране Инков
До своей гибели в результате вторжения конкистадоров цивилизация Инков занимала в Южной Америке громадную территорию. Одним из главных достижений этой цивилизации считается превосходно организованная на доступном техническом уровне, курьерская служба. Страна инков имела разветвленную дорожную сеть, причем дороги были прекрасно оборудованы. Каждые 7,2 км обязательно стоял указатель с информацией о расстоянии до ближайшего города, через 19-29 км размещались специальные станции, предназначенные для отдыха путешествующих. Специализированные курьерские станции были расставлены очень часто: с интервалом в 2,5 км. Свой груз (иногда это были устные сообщения) инкские курьеры («часки») доставляли по эстафете: прибыв на станцию, уставший курьер передавал свою ношу отдохнувшему и тот немедленно продолжал путь. Этот процесс длился круглосуточно. Таким образом, депеши доставлялись на расстояния до 2 тыс. км. за срок менее 5-и суток.


Принцип эстафеты был заимствован и реализован во многих странах. Так на освоенной части территории России в XVII-XX вв существовала разветвленная сеть почтовых станций, где правительственные курьеры, а также другие лица, путешествующие по государственным делам могли отдохнуть и/или поменять уставших лошадей на свежих.

Курьерские службы древности
В Древнем Риме курьерская доставка была налажена очень качественно. Именно благодаря ей жители отдаленных провинций могли сравнительно быстро узнавать о новостях. Должность государственного (во времена Республики) а позже, императорского курьера была весьма престижной и высокооплачиваемой.


Китай и в древности был централизованным государством с развитой структурой управления. Естественно, что он тоже не мог обойтись без организованной курьерской службы. Именно в Китае впервые начали выпускать специальные листы бумаги со сводками важных новостей, которые доставлялись курьерами во все концы Поднебесной Империи.

Пожалуй, самым известным курьером древнего мира является грек Филлипид, доставивший в Афины известие о победе над Персидской армией в Марафонском сражении. Пробежав без отдыха 42 км, 195 м., от места боя до центральной площади Афин, он крикнул «Радуйтесь! Мы побелили!» и упал мертвым. Именно в его честь в программу Олимпийских игр были введены соревнования по дисциплине «Марафонский бег», которые проводятся и сейчас.

Организация почтово-курьерской службы в России
Первая специализированная служба по доставке письменной корреспонденции была организована на Руси ещё в XIII веке. Она называлась «ямская гоньба» и была весьма самобытным чисто русским учреждением, которое не без изменений продолжало существовать почти до конца XIX столетия. Профессия ямщика была одной из самых массовых.


С XVI в. в целях улучшения учета и внедрения персональной ответственности гонца за сохранность и своевременность доставки корреспонденции на упаковке документов начали проставлять особые "отметы", ставшие прообразами почтового штемпеля. С XVII в. в таких отметах указывались личные данные гонца и дата доставки документа.

В 1665 г. был проложен почтово-курьерский маршрут Москва-Рига, а спустя 4 года и аналогичный маршрут в Вильнюс. Так впервые была организована регулярная почтовая связь с Европой.

17.11.1710 г. Петром I был подписан указ об организации специализированного курьерского маршрута Москва – Санкт-Петербург. А спустя 6 лет, 30.03. 1716 г. тем же Петром I была утверждена Всероссийская военно-полевая курьерская служба.

С 1783 г. в России стали действовать единые тарифы почтовой доставки. Цена определялась с учетом веса отправления и расстояния до адресата.

С 1837 г. для перевозки почты в России стали использоваться железные дороги. Причем Россия была одним из первых государств, где железнодорожные почтовые перевозки были поставлены на регулярную основу.

В начале XIX в. Российская почтово-курьерская служба насчитывала примерно 460 учреждений, а общее количество служивших в них курьеров составило 5 тыс. человек.

В США
Первые регулярные услуги по доставке мелких грузов (вплоть до цветов), а также почты в США стала предоставлять компания UPS в 1907 г.
С 1946 г. свои услуги стала предоставлять компания TNT, созданная К. Томасом. Именно эта компания наладила регулярное междугороднее почтовое сообщение. Среди нововведений Томаса можно отметить начало предоставления услуг по доставке с уведомлением о вручении, когда отправитель получал от компании справку о доставке его отправления, подписанную получателем.
С 1969 года для курьерской доставки стали регулярно использоваться самолеты. Именно с этого момента компании службы курьерской доставки могли начать охват своей деятельностью всего мира, а не отдельных регионов.

| ПОЧТОВЫЕ СЛУЖБЫ ДРЕВНЕГО МИРА

Хотя слово "почта" появилось в древнем Риме только на рубеже нашей эры, для удобства так принято назы­вать различные службы связи, суще­ствовавшие ранее. Это же относится к таким терминам, как "почтмейстер", "отправка корреспонденции" и другим.

Почта в стране пирамид. Известно, что уже при фараонах IV династии (2900 - 2700 гг. до н. э.) в Египте существовала почта с пешими (скороходами) и конными гонцами, курсировавшими по военным дорогам в Ливию, Абиссинию, Аравию. Местное население обязывалось предоставлять гонцам постой. Фараоны в виде особых привилегий освобождали отдельные го­рода от этой повинности. Сведения об этом находят в древних папи­русах. Например, фараон Пиопи (Лепи) II из VI династии, правившей Древним Царством в 2500 - 2400 гг. до н. э., даровал льготы городам Копту и Дашуру: "Повелено моим величеством, чтобы ради царя Снофру был освобожден этот город от работ всякого ро­да и повинностей, возложенных в пользу царского дома и двора, . .. чтобы все аренда­торы этого города были свободны от постоя курьеров, идущих по воде или суше, вверх или вниз, на вечные времена... "

Служба царских гонцов была тяжелой и опасной. По обычаям того времени гонца, принесшего плохую весть, разгневанный вла­стелин мог казнить. Рассказ об опасностях и невзгодах такой службы сохранился в днев­нике ученого, относящемся ко временам XII династии (2000 - 1788 гг. до н. э.): "Когда гонец выходит в чужую страну, за­вещает он имущество свое детям своим из страха перед львами и азиатами. И если вер­нулся он в Египет, едва достиг он сада, едва достиг он дома своего вечером, как скоро должен снова собираться в путь". Автор за­вещает своему сыну: "Становись кем хо­чешь, но не гонцом".

Письма чаще всего писали на папи­русе, свертывали в трубку, обвязывали бечевкойизапечатывали глиняной пе­чатью.

Египетские феллахи в Тель-эль-Амарне, где вдревности находился Ахета-тон - столица египетского царя Амен­хотепа IV (Эхнатона) (1419 - 1400 до н. э.), нашли в1887 г. его архив ино­странных дел. Несколько сот глиняных табличек, написанных вавилонской кли­нописью, составляли переписку фараона с царями вавилонского, хеттского, митаннийского и ассирийского государств, а также донесения египетскому царю от подчиненных ему князей сирийских и финикийских городов.

Через 20 лет, в 1906 г., недалеко от Анкары, близ деревни Богазкей экспе­диция профессора Г. Винклера раскопа­ла хеттскую столицу Хаттусас и нашла другой огромный архив (около 15 тыс. глиняных табличек). Среди различных документов здесь хранилось и много писем на хеттском, аккадском и других языках. Письма относились главным образом в XIV- XIII вв. до н. э.

Среди них было найдено знаменитое пись­мо вдовы рано умершего фараона Тутанхамона к царю хеттов Суппилулиуму. "Мой муж умер, сына у меня нет, - писала она. -А у тебя, говорят, много сыновей. Если ты дашь мне одного из них, будет он мне мужем. Что же мне, раба, что ли, своего брать в мужья и почитать его?".

На дорогах огромного царства Ахаменидов . Наиболее совершенную для своего времени систему почтовой свя­зи начал создавать персидский царь Кир II Великий (? -530дон.э.); наивыс­шего уровня она достигла при Дарие I (522 - 486 до и. э.). Чтобы прочнее удерживать в подчинении многочислен­ные народы на громадной территории, нужно было иметь мощную и разви­тую сеть дорог. Персидские дороги не только имели много общего с ассирий­скими военными дорогами, но превос­ходили их, они могут быть названы предшественниками римских дорог. Одна из главных дорог-царская- шла от Сард на эгейском побережье Малой Азии через Армению и Ассирию к югу Двуречья на Сузы. От нее ответвлялись две другие дороги: одна к Тиру и Сидону, другая к границам Бактрии и Ин­дии. Было много и других дорог.

Греческие историки Геродот (484 -425 до н. э.) и Ксенофонт (430 - 355 до н. э.) восторгались состоянием дорог и четкостью организации курьерской службы. Геродот, путешествовавший в середине V в. до н. э. по персидскому государству, отме­чал, что дороги дали ему возможность деталь­но познакомиться со страной. На всем протя­жении царской дороги имелись царские го­стиницы с прекрасными жилыми покоями. В различных пунктах стояли войска, обеспе­чивавшие безопасность движения почты, путе­шественников, купцов с товарами. Чтобы покрыть путь от Сард до Суз (около 2300 ки­лометров) , пашему путешественнику, по сло­вам Геродота, требовалось около 90 дней.

Царская почта доставлялась значи­тельно быстрее. Расстояние в 20 кило­метров между станциями-гостиницами разбивалось на парасанги (пять кило­метров), в конце которых располага­лись пикеты курьеров, всегда готовых в путь. Почта передавалась по принци­пу эстафеты: всадник, получив почту, мчал по весь опор к соседнему пикету, передавал пакет другому, мчавшемуся далее. Поэтому огромное расстояние из конца в конец царской дороги государ­ственная почта преодолевала за шесть - восемь дней, пройдя 111 станций.

Эта почта у греков называлась "ангарейон", а гонцы "ангарой". "Персы так умело организовывали передачу вестей, - пишет Ге­родот, - что никто в мире не может прев­зойти их гонцов. . . Ни снег, ни дождь, ни жа­ра, ни темень не задержат посланцев царя Дария, не помешают им с самой большой скоростью промчать выделенный им отре­зок пути. . . Ничто на свете не исполняется так быстро, как приказы, доставляемые его курьерами. . ." Геродоту вторит Ксенофонт, который пишет о гонцах Кира Младшего (? - 401 до н. э.): "Никто в мире не может спорить с ними в быстроте, голуби и журав­ли едва поспевают за ними".

Персы впервые ввели и регулярно действующую почтовую связь, которую теперь принято называть военно-поле вой почтой. За армией, совершавшей за­воевательный поход, двигалась специ­альная служба, поддерживавшая почто­вую связь со столицей государства. Есть сведения, что особо важные и сроч­ные военные известия и приказы пере­давались от пикета к пикету огневыми сигналами.

Под небом Эллады. Особенности по­литической жизни древней Греции обус­ловили своеобразие ее почтовых связей. Многочисленные мелкие государства, города-государства не поддерживали между собой регулярного почтового со­общения - они в нем попросту не нуж­дались. Если возникала потребность пе­редать важное известие (например, во­енное), то использовали морские суда (для связи с островами и многочислен­ными колониями по берегам Средизем­ного и Черного морей) или гемеродромов - "дневных гонцов" (при необхо­димости они бежали и ночью). Для пе­редачи известий на близкие расстояния использовали грамматофоров ("письмоносцев") . Служба тех и других счи­талась ответственной и почетной. Для нее отбирали выносливых и быстрых бегунов, нередко олимпиоников - по­бедителей Олимпийских игр.

История сохранила сведения о Ласфене, гемеродроме из Фив, обгонявшем на длин­ных дистанциях быстроногих коней. Его друг Эфхид совершил подвиг, пожертвовав жизнью, подобно знаменитому марафонскому вестнику. Эфхид пробежал более 200 кило­метров, чтобы доставить священный огонь из Дельфийского храма, когда в храме на афинском Акрополе священный огонь погас по недосмотру жрицы. Эфхид бежал так быстро, что, возвратясь в Афины, скончал­ся от переутомления. Другой известный го­нец Филипп за 24 часа пробежал 225 километ­ров, чтобы передать лакедемонянам просьбу афинян о военной помощи против вторг­шихся персов.

В древнем Риме. На необозримых пространствах древнеримского государ­ства и покоренных Римом стран, от Ближнего Востока до Британии, была создана разветвленная, действующая по четкому регламенту система связи. Поч­та существовала еще во времена респу­блики, но упорядоченная Юлием Цеза­рем (100 - 44 до н. э.), была усовер­шенствована во времена правления Ав­густа (27 до н. э. - 14 н. э.), а высше­го расцвета достигла при императорах Нерве, Траяне, Адриане (96 - 138 н. э.). Отдельные маршруты с общей протя­женностью около 100 000 километров были постепенно объединены в единую систему. Почтовая служба получила наз­вание "курсус публикус" - обществен­ная почта. Справедливости ради отме­тим, что это название не совсем соответствовало истине: почтой могли поль­зоваться лишь члены императорской семьи, патриции, чиновники, легионеры. Но со временем за определенную плату почта стала обслуживать и более широ­кие слои римских свободных граждан. На расстоянии одного дня пути рас­полагались главные почтовые станции -мансио, где можно было сменить по­возку, возничего, поесть и переноче­вать. Между двумя мансио находилось обычно шесть - восемь промежуточных станций - мутацио, где при необходи­мости меняли лошадей. Почту достав­ляли и пешие послы (курсориус), и конные гонцы (вередарии). Кроме пи­сем перевозились пассажиры и грузы. Для этого использовались повозки стро­го определенных типов (рис. 14, а) - от легких двухколесных, запряженных лошадьми, до тяжелых четырехколес­ных, в которые запрягалось 8-10 лошадей, мулов, ослов или волов. Все было расписано до мельчайших под­робностей: и виды отправлений, и гру­зоподъемность повозок, и категории пассажиров, и служащих, их содержа­ние и т. д.

Этой системе связи мы обязаны и появле­нием слова "почта". Особых названий стан­ции не имели. Если нужно было указать станцию, то писали или говорили: "станция, находящаяся в пункте N " или "промежуточ­ная станция, находящаяся в пункте NN ". От слова "позита" - "находящаяся" - воз­никло со временем слово "почта", которое в XIII в. вошло в большинство европейских языков. Многие исследователи считают, что слово "почта" в средневековой Европе впер­вые употреблено на итальянском языке ("poeste")B 1298 г. в известной книге Марко Поло "Путешествие

АКЦИЯ!!!
Предпочтовая обработка, удаление повторов, проверка и простановка почтовых индексов в адресных базах данных клиентов – БЕСПЛАТНО!


ПОВЫШЕНИЕ ПОЧТОВЫХ ТАРИФОВ "ПОЧТОЙ РОССИИ".
С 12.04.2019 г. повышаются тарифы на услуги по пересылке внутренней письменной корреспонденции.



История почты

История почты: как появились почтовые услуги

Еще в древности люди испытывали необходимость в получении различных известий из других стран или населенных местностей. Устные или письменные известия приносили в город гонцы. Но, чем совершеннее становилась человеческая цивилизация, тем больше изменений происходило в способах и формах почтовой связи.

Именно благодаря использованию голоса для передачи информации, возникла членораздельная речь. Но, недостатком такого способа передачи новостей было то, что человеческий голос слышен только на небольшом расстоянии. В результате этого, для усиления голоса стали использовать полые стволы деревьев, а также барабаны, извещающие народ о приближении гонца. Вначале гонцы преодолевали разные расстояния пешком, а позднее появились конные гонцы. В древние времена была налажена государственная почтовая связь, которая представляла собой письменные сообщения, доставляемые гонцами по принципу эстафеты.

Началом возникновения почтовой связи является зарождение письменности. С момента появления рабовладельческих стран появилась необходимость правителей быть в курсе всего, что происходит в их стране. ТОгда почтовая связь стала упорядоченной. Первые учреждения такой почтовой связи появились в античные времена. Первое время эти учреждения носили исключительно военный характер. Самыми развитыми почтовые связи считались в Египте, именно их можно считать предшественником современной почты.

Почта Древнего Египта состояла из многочисленных гонцов, снабжающих фараонов информацией. Гонцам необходимо было преодолевать длинные расстояния за возможно короткие сроки, поэтому в качестве почтальонов стали использовать еще и почтовых голубей. Такая почтовая система постепенно стала появляться и в других странах.

В Древнем Риме собственных гонцов себе могли позволить только богачи. Основана государственная почта была Юлием Цезарем. Она была подчинена непосредственно императору и не была предназначена для частного использования. На суше почтовые перевозки осуществлялись с помощью коней, по морю переправлялись на кораблях. В крупных центрах находились специальные станции, служащие всадникам пристанищем во время долгого пути. Здесь их ждали подготовленные лошади и повозки на случаи такой необходимости. между каждыми двумя такими станциями находились более мелкие. В те времена использовалась фраза «Statio posita in...», которая означала «станция, расположенная в...». Именно от слова «posita» произошло слово «post» — почта.

С развитием торговли и ремесел повысился интерес к передаче сообщений, рассылке писем . Это способствовало появлению разнообразных посыльных служб и почт, которые обслуживали ремесленников и купцов. Купеческая почта находилась в крупных торговых домах, имеющих своих собственных курьеров.

В 19 веке с появлением железных дорог и пароходства, а в 20 веке еще и самолета, скорость почтовых рассылок значительно увеличилась. Почта приобрела общегосударственное значение и стала обслуживать всех граждан. Железнодорожная сеть стремительно развивалась и число поездов ежедневно увеличивалось, соответственно возросло и число почт. Почта стала более усовершенствованной, появились дешевые почтовые таксы, а также целый ряд новых торговых операций и почтовых услуг .

Даже когда был изобретен в 1876 году телефон, телеграф и радио, почта не утратила свою важную роль средства массового общения.

Клеймо преступника: от Древнего Рима до наших дней

Возможно, что преступники наших дней ire преступили бы закон, если бы оказались в Древнем Риме или Древней Греции. Ведь там преступников клеймили – выжигали буквы на плече, а в Древнем Египте – особым способом выбивали передний зуб.

Средние века ожесточили судей и тюремщиков. Преступникам наносятся самые настоящие увечья в зависимости от тяжести проступка. В средневековой Европе вор остается без ушей, разбойник – без носа, клятвопреступнику отрубают палец или руку, обманщику – надрезают уши… Если преступник попался второй раз, его ждет казнь.

В романе французского писателя А. Дюма «Три мушкетера» есть персонаж, доставивший много неприятностей друзьяммушкетерам. Это леди Винтер – миледи. Дюма описывает, как был поражен граф де ла Фер, увидев на ее плече клеймо в форме лилии. Лилия эта – не выдумка Дюма, а исторический факт. Во Франции именно так клеймили воров, а лилия означала герб главы государства. В Англии на руке вора каленым железом выжигали «позорное пятно».

В 1789 году французское законодательство ненадолго отменяет жестокие наказания, но Наполеон в 1799 году опять вводит их в практику. Теперь вора метят буквой «V», вор-рецидивист носит клеймо «VV», «TF» означает – принудительные работы. «G» или «GAL» означает, что обладатель этого клейма – узник галер. Что такое галера?

Галера – древнее судно, низкое и длинное по форме, на котором плавали и древние римляне, и войска французского короля Людовика XIV. Причем римляне использовали для гребли рабов, а Людовик XIV – всех людей другой веры, всех некатоликов. После XVIII века часть галер использовалась в качестве плавучих тюрем. Туда–то и отправляли преступника, помеченного клеймом «GAL».

Французские законы того времени не щадили и мелких мошенников, они также носили на своем теле особое клеймо. А в Австрии вплоть до конца XVIII века преступникам выжигали различные буквы на спине. По этим буквам можно было определить, где было совершено преступление и какое именно.

Только в 1832 году во Франции навсегда отменили варварский способ метить нарушителей закона. Дольше всего клеймили преступников в Китае – до 1905 года. А в Таиланде даже в 1940 году подобным образом наказывали виновных, правда каленое железо заменила татуировка.

Из книги 100 Великих мифов и легенд автора Муравьева Татьяна

МИФЫ ДРЕВНЕГО РИМА

Из книги Еврейская диетология, или Расшифрованный кашрут автора Люкимсон Петр Ефимович

От святых апостолов до наших дней Как следует из текста всех Евангелий, при жизни (или, следуя христианской терминологии, при пребывании в своем физическом теле) Иисус Христос был глубоко верующим евреем, истово исполняющим все предписания Пятикнижия и считающим, что так

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

От Ромула до наших дней Из романа в стихах «Евгений Онегин» (1823-1831) А. С. Пушкина (1799-1837) (гл. 1, строфа 6).Ромул был, согласно римской мифологии, основателем Рима.См. также В хронологической

Из книги Италия. Калабрия автора Кунявский Л. М.

Из книги Италия. Сардиния автора Кунявский Л. М.

Что пришло к нам из Древнего Рима Мы живем, используя достижения и открытия предыдущих поколений, но редко вспоминаем, откуда что пошло. Вот несколько примеров наследия древних римлян.ФонтаныВ древнеримских фонтанах (лат. fontе – источник) вода не била струями вверх, а

Из книги Италия. Умбрия автора Кунявский Л. М.

Что пришло к нам из Древнего Рима Мы живем, используя достижения и открытия предыдущих поколений, но редко вспоминаем, откуда что пошло. Вот несколько примеров наследия древних римлян.ФонтаныВ древнеримских фонтанах (лат. fontе – источник) вода не била струями вверх, а

Из книги Энциклопедия самых загадочных мест планеты автора Востокова Евгения

Из книги Здесь был Рим. Современные прогулки по древнему городу автора Сонькин Виктор Валентинович

Тысяча слов об истории Древнего Рима середине VIII века до н. э. (а может быть, немного раньше или позже; традиционная дата основания Рима - 21 апреля 753 года до н. э.) несколько племен центральной Италии облюбовали клочок земли на пересечении речных и сухопутных дорог и

Из книги Путеводитель по журналу "Радио" 1981-2009 гг автора Терещенко Дмитрий

Техника Наших Дней Глобальная радиоинтерферометрическая сетьМатвеенко Л.1996, № 12, с. 8. XXI век - век глобализации и персонализации связиБулгак В.1997, № 5, с. 5. Радионаблюдения с ИСЗ за предвестниками землетрясенийЛаркина В.1999, № 1, с. 55. Геотроника: электроника в геодезии.

Из книги 200 знаменитых отравлений автора Анцышкин Игорь

ОТ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ ДО НАШИХ ДНЕЙ «Аптекарь: Всыпь этот порошок в любую Жидкость и выпей все. Имей ты больше Сил, чем двадцать человек – умрешь Мгновенно». В. Шекспир. «Ромео и Джульетта». ОСНОВАНИЕ ПОЛЬШИ И ЧАША ЯДА Легендарный польский король VIII века Лешек завещал после

Из книги Домашний музей автора Парч Сусанна

ОТ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ ДО НАШИХ ДНЕЙ Балезин С. У великих африканских озер. – М.: Наука, 1989. -208 с.Богданов А. Смирение по Иоакиму // Наука и религия. -1995. – № 7.Большая Советская Энциклопедия: Т. 40. – М.: Госнаучиздат, 1955. – 760 с.Борисов Ю. Дипломатия Людовика XIV. – М.: Междунар.

Из книги Я познаю мир. Криминалистика автора Малашкина М. М.

Из книги Универсальный энциклопедический справочник автора Исаева Е. Л.

Милиционеры на улицах древнего рима Первые полицейские появились в странах Древнего Востока. В Египте они не только следили за рабами и охраняли гробницы фараонов, но и поддерживали порядок на улицах и рынках. Египетская полиция преследовала и наказывала

Самым мощным государственным образованием античного мира, безусловно, является Древний Рим . Этот город не только подчинил себе Апеннинский полуостров, но и раскинул свои владения на огромную территорию: от Британии до Северной Африки и от Пиренейского полуострова до Сирии.
Связь столицы с удалёнными провинциями стала для Рима насущной необходимостью.

Для этого была построена, невиданная ранее, сеть добротных, вымощенных камнем, дорог. Их общая протяжённость уже во времена Гая Юлия Цезаря составила 150 тысяч километров.
Кстати, крылатое выражение "Все дороги ведут в Рим " не столь метафорично, как кажется на первый взгляд. Самые старые и широкие дороги действительно подобно лучам сходились в столице империи. Именно по этим дорогам из Рима отправлялись легионы на войну или для подавления мятежей.


Аппиева дорога, сохранившаяся до наших дней .

Хотя основы регулярной государственной почты заложил ещё Юлий Цезарь, свой канонический вид она приобрела при Августе. Именно он объединил все маршруты в единую сеть, которая называлась "курсус публикус ". Эта почта контролировалась лично императором и предназначалась исключительно для государственных нужд. Управляющие почтой госчиновники должны были обязательно иметь «диплом» - документ, удостоверяющий их заслуги перед государством. В провинциях почтовую службу контролировали наместники, а её содержание полностью ложилось на плечи местного населения, которое должно было поставлять почте повозки, лошадей и всадников.

Пешие гонцы назывались "табеляриями ". Знаком отличия римских курьеров стал головной убор, украшенный сначала перьями, а затем - стилизованными крылышками. Ведь подобный крылатый шлем носил Меркурий - посланник богов и покровитель торговли.

Срочные сообщения доставлялись конными гонцами, а ценные госгрузы перевозили на телегах. Конных гонцов называли "бередос" - от персидское слова "берд", означающего "вьючное животное".
Не во все римские провинции можно было добраться по суше, и в этом случае для перевозки почты использовали корабли


«Внезапно сегодня у нас появились корабли из Александрии, которые обычно идут впереди и возвещают о прибытии следующего за ними флота. Поэтому их также называют почтовыми кораблями».

Главным достоинством "курсус публикус " стала хорошо налаженная система дорожных почтовых станций.
Станции делились на две категории. Так называемые "мансио" представляли собой благоустроенные постоялые дворы, окрашенные в красный цвет. Здесь гонцов ждали не только ночлег и пища, но и обширная сеть услуг. "Мансио" заправлял начальник-манцепс, под руководством которого были "стационарии" (смотрители конюшен), "гиппокомы" (конюхи), "мулионы" (погонщики мулов), "муломедикусы" (ветеринары) и "карпентарии" (смотрители повозок).
Считают, что именно из латинского выражения "mansio posita in..." ("Станция, расположенная в каком-либо пункте") впоследствии и вычленилось современное понятие "post " - "почта ".
Кроме того, между двумя "мансио" располагалось 6-8 промежуточных малых станций - "мутацио", которые служили, прежде всего, для смены лошадей.


«Курсус публикус», реконструкция Л. Бургера.

Чтобы обеспечить безопасность движения римляне вдоль важных путей разбивались военные лагеря, которые заодно выполняли и функции стройбата - т.е. чинили дороги.
На оживлённых перекрёстках даже возникли специальные стены, играющие роль своеобразных газет. Каждый писал на них всё, что вздумается - от новостей и объявлений до эпиграмм и любовных записок вроде "Марк любит Елену". Недаром какой-то шутник начертал на одной из таких стен следующее: "Я удивляюсь тебе, стена, как ты не рухнешь, продолжая нести столько дрянных надписей" .

О том насколько эффективной была "курсус публикус " свидетельствует следующий факт. Если Юлий Цезарь, постоянно сменяя лошадей, мог покрыть в день не более 100 миль, то император Тиберий, пользуясь услугами почтовой службы , продвигался вдвое быстрее. В результате правители Римской империи получали свежие новости достаточно регулярно.

А вот частную переписку вести через госпочту запрещалось. Поэтому самые зажиточные из римских граждан имели своих собственных гонцов из числа рабов. В день такой скороход мог пройти около 70 км. Если же послание надо было отправить на дальнее расстояние, то его передавали посредством торговцев или путешествующих знакомых. Правда, и доходили такие послания не в пример медленнее государственных. Известен случай, как некто Август (не император) получил письмо лишь спустя девять лет.

Сенека, из "Писем к Люцилию":
«Твоё письмо я получил лишь через много месяцев после отправки. Поэтому я счёл излишним распрашивать доставившего его человека о твоем житье-бытье».

К сожалению, наработки римлян оказались надолго забыты, после того, как империя пала под натиском варваров, и Европа надолго погрузилась в "тёмные века". Упадок почтовой связи был настолько сильным, что даже в XVI веке гонец передвигался в полтора раза медленнее, нежели римский курьер во время расцвета "курсус публикус ".