История: виниловые пластинки, грампластинки. Как это было: виниловые пластинки, грампластинки

17.08.2019

Много пластинок красивых и разных…

Виниловые пластинки могут отличаться по различным критериям: и по цвету, и по своей форме (бывает фигурный винил, а также диски геометрических форм), по формату и размеру…

О дюймах

Все вы, наверное, в курсе, что существуют диски таких форматов, как 7″ (дюймов), 10″ (дюймов) и 12″ (дюймов).

Так вот 10″-ти дюймовые пластинки являются своего рода «динозаврами» виниловой эпохи. К ним, как правило, причисляют все патефонные пластинки на 78 оборотов. Такие диски содержали всего лишь 2-3 минуты звука на каждой стороне, и не более того.

Вслед за этим форматом последовал 7″-ми и 12″-ти дюймовый винил. Каждый из этих вариантов был разработан конкретной звукозаписывающей компанией, преследующей свои конкретные цели.

Например, миссия 7″-ми дюймов заключалась в том, чтобы при самых минимальных размерах винила сохранить лучшее качество звучания. Поэтому, такие пластинки, созданные на 45 оборотах в минуту, содержали столько же композиций, сколько и их 78-оборотные собратья в 10″-ть дюймов.

Так и повелось, что 7″-ми дюймовые диски становились синглами с 3-х минутными композициями на каждой из сторон винила. Это стало общепринятым мировым стандартом.

7″-дюймовые диски стали стандартом качества и просто нормальным явлением в звукозаписывающей индустрии. Но ведь всегда найдется исключение даже из самого твердого правила, правда? И таким вот исключением стала фирма «Мелодия»…

Она каким-то образом смогла издавать 7″-дюймовые винилы в 33 оборота в минуту с 2-мя композициями на каждой стороне. О качестве звучания таких изданий лучше будет просто промолчать. Правда это было давно и об этом мало, кто помнит. Но факт - есть факт.

Любопытно, что с тех самых эпохальных времен битв виниловых форматов семидюймовые диски также производились и с более крупным отверстием по центру. Такой вид пластинок использовался в jukebox (музыкальных автоматах). Для такого винила применялся переходник круглой формы, который, как правило, производитель импортной «вертушки» бесплатно прилагал к комплекту вместе с проигрывателем.

На сегодняшний день семидюймовые пластинки тиражируются с отверстием обычного, стандартизированного диаметра, или в виниле имеется специальная вставка, которую можно легко вытащить и тем самым получить более крупное отверстие в диске.

Что касается 12″- ти дюймовых виниловых дисков, то они стали производиться в силу потребности издания релизов с итоговым временем звучания обеих сторон 40 минут (из расчета по 20 минут на каждую сторону). Так на свет появился главный конкурент магнитной ленты.

Позднее стали издаваться 12″-ти дюймовые синглы с 2-3 треками как на 45 оборотах, так и на 33. По большому счету, это были те же самые 7″-ми дюймовые виниловые диски, но с более качественным саундом. Причиной повышения уровня звучания являлся размер диска. Он позволял делать бороздки с записью максимально широкими и с большей продолжительности звучания.

Цвет и форма

Самый распространенный, классический оттенок большинства виниловых пластинок - это черный цвет.

На самом деле цвет может быть любым. Абсолютно. Но эксперты полагают, что выбор цвета может сказываться на качестве звучания, на износостойкости винила и его долговечности. Мы, кстати, как-то рассказывали об этом в одной из наших сентябрьских статей. Там данный вопрос разбирается подробно и тщательно.

Кроме того, в природе существуют и picture disc , которые подчас является истинным шедевром дизайнерской мысли и ее художественного воплощения.

Оказывается, что на этапе становления и начала развития «виниловой культуры» прослушивания музыки планировалось ввести цветовую маркировку пластинок по жанрам и направлениям. Но об этом вскоре забыли. Жаль. Это было бы, наверняка, интересно для коллекционеров и аудиофилов.

А теперь пару слова о форме винила… Да, на самом деле виниловых пластинок по-настоящему необычной формы в мире не так и много. От этого они еще более ценны и инвестиционно привлекательны . По этому поводу журнал Colors и издательство Tashen не так давно создали уникальное произведение - книгу о самых причудливых, сумасшедших и просто шедевральных по дизайну и оформлению виниловых дисков со всего мира. Называется она Extraordinary Records.

Обороты

Запись на 45 оборотах однозначно позволяет улучшить качество саунда, благодаря оптимизации соотношения шум-сигнал (а конкретно - в высокочастотном спектре).

Но при этом формат сокращает количество времени записи на каждой стороне. Именно по этой причине на 45 оборотах издаются лишь синглы, реже - EP.

33 оборота обуславливают более объемную по продолжительности запись. А вот звучание при этом сокращает свое качество, к сожалению. Но не сильно. Новичек-виниломан, например, точно не поймет разницы. А вот аудиофил поопытнее услышит ее сразу. К тому же, он знает, что из-за узких бороздок такой пластинки, винил больше подвержен деформации, чем диски других форматов.

На данный момент винил в 33 оборота используется обычно для издания «увесистых» альбомов, ведь на носителе иного формата всю музыку уже не уместишь.

Мудрые издатели, чтобы избежать сокращения качества звучания на виниле в 33 оборота, поступают следующим образом: они печатают альбом группы/исполнителя не на 1-ой пластинке, а на нескольких (2-х или 3-х). Так делают в ситуациях, к примеру, когда релиз имеет большую значимость и при этом очень большую продолжительность, а также огромное количество треков. Благодаря этому, удается сохранить и достойное качество саунда и уместить все необходимые треки в одном издании.

EP и синглы

Синглы выпускают чаще всего с различными вариациями композиций и ремиксами. При этом они далеко не всегда обладают уникальной обложкой. А вот EP - это скорее этакий мини-альбом, часто содержащий автономные композиции и всегда имеющий свою собственную обложку.

Время записи

Касательно количество минут, записанных на каждой стороне винила, можно сказать так: это зависит от длительности трека, от частотного диапазона, от громкости трека, от скорости записи (33 или 45), а также от наличия разных стереоэффектов и их технической сложности.

Чем шире бороздки пластинки и больше скорость ее записи, тем громче будет казаться звук, а диск будет более устойчив к разным внешнем воздействиям (к вибрациям, например).

На сегодня это все.

Краткий экскурс

Годом рождения индустрии грамзаписи считается 1894, тогда Эмиль Берлинер начал производство грампластинок под именем фирмы Berliner Gramophone. 100лет истории пластинки прошли вместе с техническим и культурным развитием XX века. Можно выделить несколько принципиальный этапов на этом пути:

1. до 1920х Прямая акустическая запись на восковый диск.лицензионные технологии, монополизированые рынки, домашнее музицирование
2. 1920-30е Электрическая звукозапись, микрофонная техника с естественной акустикоймассовая пропаганда, рождение массовых музыкальных жанров, ламповая техника звукоусиления, электромагнитные звукосниматели, звуковое кино, музыкальное радио, танцевальные оркестры
3. 1930-50е Магнитофонная запись, монтаж с наложением и искусственой реверберациеймировая война, первые эксперименты с электромузыкальными инструментами
4. 1950-60е стандартизация, HiFi и стереофоническая микродорожечная запись на лаковый дискбытовые магнитофоны, телевидение, широкоформатные многоканальные кинотеатры, поп-культура, транзисторы, высокое качество аналоговой схемотехники
5. 1960-70е Многодорожечная звукозапись, эквализация, динамическая обработка и реверберациякомбо-органы, синтезаторы, шумоподавление, музыкальная субкультура стадионных концертов и компактных кассет, микроэлектроника, операционные усилители,
6. 1970-80е Многоканальная звукозапись, цифровое микширование, запись на металлический дискмикропроцессоры и оперативная память, dolby stereo, синтетические музыкальные жанры, дискотеки, ритм, свет, бум-бокс
7. 1980-90е Цифровая обработка и компьютертный монтаждомашнее видео, музыкальное телевидение, семплеры, трекеры, секвенсеры, цифровые рекордеры, аудио CD, walkman, компьютерные рабочие станции, сети передачи данных, мультимедиа. Лицензионные цифровые технологии, стирание национальных культур и глобализация музыкальных рынков.

Грамзапись прошла большой путь, но монополией началась, глобализацией закончилась. И ладно, это их нравы. Интересна другая - ностальгическая тенденция в технике звукозаписи XXI века.

Современные многоканальные студии закупают ламповые микрофоны, старые микрофонные преды. На выходе цифровых сигнальных трактов высокого разрешения ставятся иммитаторы насышения магнитной ленты, винтажные компрессоры и ленточные ревербераторы. Модным электронным музыкантам, для воплощения своих идей, необходимы старые электромеханические инструменты, востребован оригинальный сайнд комбоорганов 60х. К высокой верности звучания ностальгия, отношения не имеет, мастера в своем творчестве хотят обогатить окружающий мир, а не просто изготовить его многопиксельную копию. В дорогих студиях пропускают сведенный материал через аналоговый studer, убивают "цифровую верность звучания" всеми возможными средствами, лишь бы звук был Тот самый, человечный и знакомый с детства."

Какие бывают грампластинки.

Старые патефонные щелаковые на 78об., выпускались до 60х годов. Современные нам пластинки все долгоиграюшие на 33 и 45об. Старые монофонические, номера с буквой "Д", размерами были как патефонные.

Гранд - 10" (EP)- 250мм
Супер-миньон - 200мм

Ранние стерео-пластинки обозначались "СМ", поздние "С". И стерео и моно пластинки выпускаются размерам:

Гигант (LP) - 12" - 300мм (С60)
Миньон (45,SP,single) - 7" 175мм (стерео С62 или моно М62)

Надо быть внимательным, к буквам в обозначении номера пластинки. "Д" и "СМ" это пластинки с микродорожечной записью 50х,60х годов, для их правильного воспроизведения желательны старые звукосниматели с иглами 25мкм. Пластинки "С60","С62","М62" делаются под современные головки 18мкм.

Технические нормативы на советские грампластинки и аппаратуру

ГОСТ 1117-51 - Стальные иглы громкого тона d1,4mm тихого тона d1mm r 30-60мкм
ГОСТ????-52 - Радиус закругления для иглы 78об/м = 60 мкм, для долгоиграющей - 25 мкм, ширина немодулированой канавки 60мкм, шаг постоянный
ГОСТ 7765-55 - Корундовые иглы для обычных пластинок d0,4мм r=60-61мкм, для долгоиграющих d0,6 r=24-32мкм
ГОСТ 5289-56 - Введены долгоиграющие пластинки
ГОСТ????-60 - Радиус закругления иглы для стерео грампластинки 13-18мкм, постоянные времени коррекции 3180-318-75 мкс, частотный диапазон до 63-15кГц, разделение каналов > 40дБ нелинейные искажения на макимальных скоростях 1%, изменяемое расстояние между канавками и их глубину, ширина немодулированой канавки 40мкм, глубина модуляции каждого канала снижена на 3дБ по сравнению с одноканальной
ГОСТ 7893-61 - Звукозапись механическая на диск
ГОСТ 5289-61 - Д-NNNNN Пластинки грамофонные. Общие технические условия
ГОСТ 7765-61 - Иглы для звукоснимателей алмазные и корундовые
ГОСТ????-63 - "Гибкие пластинки" глубина канавки 30 мкм, толщина пластинки 120мкм, пишутся с завалом ВЧ,частотная характеристика ГП, по сравнению с долгоиграющей, имеет завал достигающий -6дБ на частоте 10кГц, (этот завал компенсируется при записи), уровень шумов -50дБ
ГОСТ 11157-65 - Бытовые электрофоны (вх.активное сопротивление для высокоомного звукоснимателя >0,5МОм чувствительность на 1кГц не хуже 250мВ, диапазон частот 60-15000Гц)
ГОСТ 5289-68 - 33Д-NNNNN 33C-NNNNN 33CМ--NNNNN

Со звукоснимателями связана проблема совместимости стереопластинок. Старые монофонические звукосниматели обладают недостаточной гибкостью к вертикальным колебаниям и неспособны следоватьпо канавке стереопластинки с глубинной модуляцией. Чтобы решить эту проблему на низких частотах Мелодии пришлось несколько ограничить вертикальную сотавляющую сигнала, записываемого на стереопластинку с индексом СМ. Монофонические звукосниматели середины 70х уже имели достаточную вертикальную гибкость и воспроизводят стереопластинку без искажений поэтому на пластинках с индексом С перестали ограничивать вертикальную составляющую.

ГОСТ 7893-72 - С60-NNNNN Звукозапись механическая на диск (IEC стерео 45/45градусов, постоянные времени коррекции 3180-318-75 мкс, 31.5-16000Гц +-2ДБ, КНИ < 1,5%, скорость +-0,5%, детонация 0,04%, 0дБ моно = 10см/с 0дБ стерео = 7,1см/с, радиус закругления иглы 18мкм, вертикальный угол записи 15град +-2)
ГОСТ 5289-73 - С60-NNNNN Грампластинки. Общие технические условия (центр 7,24мм, эксцентриситет < 0,2мм, коробление < 2мм, шум -53dB относительно 1кГц при 10см/с)
ГОСТ 18631-73 - Головки звукоснимателей
ГОСТ 11157-74 - Бытовые электрофоны (вх.активное сопротивление для высокоомного звукоснимателя 0,4-1МОм, емкость 180пФ, для низкоомного 38-56кОм, чувствительность 200-250мВ и 3-5 мВ соответственно, 40-18000Гц)
ТУ 43-03-48-73 "Гибкие пластинки" (31.5-12000Гц)

Согласно ГОСТ на ЭПУ способность иглы следовать по звуковой канавке характеризуется гибкостью звукоснимателя. Гибкость звукоснимателей III класса в 17 раз меньше гибкости звукоснимателей высшего класса. К сожалению еще в середине 70х Мелодии приходилось учитывать это обстоятельство и вести запись с меньшими колебательными скоростями и меньшими амплитудами в расчете ТОЛЬКО на массовые звукосниматели III класса. При этом параметры ЭПУ высшего класса полностью не реализовывались.

ГОСТ 7893-79 - АЧХ канала записи (IEC 3180-318-75 мкc, канала воспроизведения 7950-3180-318-75 мкc)
ГОСТ 5289-80ГОСТ 23963-79 - Иглы для звукоснимателей алмазные
ТУ 43-03-48-78 - "Гибкие пластинки"
ТУ 43-03-69-79 - "Комплект оригиналов оформления для грампластинок"
ГОСТ 7893-??ГОСТ 18631-87 - Головки звукоснимателей (20-20000+-1,5дБ, 0,7-2,0мВ/см/с 10000Гц, разделение каналов на 1кГц 25дБ, прижимная сила не более 1мН)
ГОСТ 11157-87 - Устройства воспроизведения механической грамзаписи (скорость 0,55%, рокот 76дБ(взвеш), детонация 0,05, диапазон частот 20-20000Гц)
ГОСТ 5289-88/94 - С60-NNNNN Грампластинки аналоговые IEC 98 (20-20000Гц, шум немой канавки -60dB, коробление 1,5%)
ТУ 43-03-88/89 Фонограмма механическая на медном диске DMM (20-20000Гц, 0дБ моно = 10см/с 0дБ стерео =14см/с, шум матрицы 68дБ) Индекс ЦЗ означает цифровая запись

Звукозапись

При выборе пластинки внимание стоит обращать на год издания, сохранность, студию звукозаписи и завод производитель.

Со времени возникновения фирмы Мелодия процесс подготовки и издания грампластинок СССР был централизован. Об истории становления индустрии Борис Меерзон рассказал в журнале "Звукорежиссер": Cредства и на подготовку звукорежиссеров должного уровня, и на покупку современного оборудования и, наконец, на оплату гонораров исполнителям выделялись только Москве, в частности, Государственному Дому радиовещания и звукозаписи, либо Всесоюзной студии грамзаписи, входящей в состав фирмы "Мелодия". Все записи для тиражирования и государственного хранения, "фондовые", наиболее трудоемкие и дорогостоящие, на всей территории бывшего СССР (даже в таких городах, как Ленинград и Киев) должны были делать только командированные специально для этого из Москвы бригады специалистов, да еще и на привезенной с собой аппаратуре.

Фондовые записи в USSR это высокая марка, но надо добавить, что процедура передачи записей между союзными ведомствами все таки существовала. Многие популярные записи Мелодия получала для издания от киностудий, из Домов радио и звукозаписи и студии Центрального телевидения (Гостелерадио СССР). К 80м годам собственная структура фирмы Мелодия включала хорошо оснащенные республиканские студии грамзаписи и централизация производственного процесса значительно уменьшилась.

Многие студийные записи делались уже в региональных студиях "Мелодии". Интересные факты существования частных студий звукозаписи в СССР открылись в последнее годы. Знаменитые работы Давида Тухманов и Александра Зацепина делались ими самостоятельно в домашних студиях с сессонными музыкантами. Ращные варианты фонограмм сдавались заказчикам на киностудии на Мелодию и на радио.

Где бы и как ни готовилась запись, для выпуска на пластинках, она проходила прослушивание, утверждалась и включалась в производственые планы всесоюзной фирмы "Мелодия". Магнитофонная лента передавалась в Аппаратную механической записи фирмы "Мелодия", в ВСГ - единственное место в стране где нарезается один лаковый диск с записью и присваивается порядковый номер записи.

Производство грампластинки

Только теперь начинается производственый процесс, зона ответственности заводов грамзаписи. В журнале "Наука и жизнь" и каталоге-бюллетене ВФГ Мелодия 80х рассказали некоторые производственные тонкости: Проследим производстенную цепочку после записи лакового диска на ВСГ до выпуска грампластики:

Лаковый диск из студии ВСГ перевозится на Московский опытный завод "Грамзапись". "МОЗГ" это гальванический и прессовый цеха в городе Химки, которые в 1978 были выделенны из ВСГ. Там последовательно, методом гальванопластики изготавливают:

1. один первый оригинал;
2. 7-10 вторых оригиналов, которые прослушивает контролер, обнаруженые дефекты устраняют граверы;
3. от нескольких штук до 140 третих оригиналовНа Опытном заводе их используют как матрицу, только когда предстоит небольшой тираж и требуется особо высокое качество грампластинок, например, цифровых, измерительных.
4. Для массовых тиражей Опытный завод изготавливает несколько сотен четвертых оригиналов, которые рассылают на заводы грамзаписи.
5. Заводы самостоятельно изготавливают пятые копии, которые служат матрицами. Норматив до 20 матриц с каждого полученного из Москвы оригинала.
6. В прессовых цехах печатают по несколько сотен пластинок с каждой матрицы. Вместе с матрицами в горячий пресс закладывается этикетка установленого образца. Первую пластинку с каждого пресса проверяют и прослушивают. Последующие проверяют по внешнему виду, прослушивают только выборочно, чтобы выяснить пригодность матриц.

Как видим, при массовых тиражах все заводы находятся в одинаковом положении, все получают одинаковые четвертые оригиналы в количествах соответствующих производствеными планам и нормативам. В плановой социалистической экономике различаться на заводах может возраст оборудования, партия завезенного сырья и... культура производства.

Другая, интересная производственная схема складывается когда региональные студии готовят издания национального или местного значения, для этого магнитофонная запись отправляется на ВСГ, где после контроля ее качества пишется лаковый диск которому присваивается порядковый номер записи.

1. на Московском опытном заводе "Грамзапись", больше в СССР просто негде - с лакового диска готовится первый оригинал.
2. несколько вторых оригиналов проходит контроль качества и гравировку.
3. десятки изготовленых третьих оригиналов уже можно использовать в качестве матрицы. Именно они в необходимом количестве отправляются заказчику. Наверняка, какое-то количество остается в центральном архиве.
4. региональный завод грамзаписи ведет печать пластинок с полученых из Москвы матриц. Такие малотиражные пластинки это четвертая копия, при прочих равных, они будут лучше массовых изданий этого завода.

Какие это были заводы? Даже малотиражные записи рапределялись и утверждались в головном офисе "Мелодии", наверняка были заказы республиканских Министерств, и совершенно точно, что завод работал с записями своей местной студии грамзаписи:

Всесоюзная студия грамзаписи с 1959 имела опытное производство пластинок, знамениты с синими этикетками. с 1978 это производство ведет Московский опытный завод - этикетки красные, синие и черные. ВСГ и МОЗГ это всегда высокое качество записи и печати пластинок.
Ленинградская студия грамзаписи (с 1959) и завод грампластинок (с 1953 по 1964 завод "Аккорд") (РСФСР) - этикетки желтые для моно пластинок до 1972, для стерео - белые, красные и черные
Рижская студия грамзаписи и завод грампластинок (Латвийская ССР) - этикетки желтые для моно пластинок до 1972, оранжевые, красные, синие, черные и красочные
Ташкентская студия грамзаписи и завод грампластинок (Узбекская ССР) - этикетки желтые низкое качество бумаги
Тбилисский завод грампластинок (Грузинская ССР) - этикетки есть белые, есть черные.
Таллиннская, Вильнюсская студия издавались на Рижском заводе, Алма-Атинская - на Ташкентском.

Если региональное издание, получало всесоюзную популярность и заказы торговли требовали увеличения тиража, была возможность в Москве изготовить дополнительные оригиналы и обычным порядком задействовать мощности других заводов Всесоюзной фирмы "Мелодия".

Не везде были свои республиканские студии-грамзаписи достойного качества, не хватало подготовленых специалистов, качественого оборудования. Многие национальные записи делались и издавались в Москве. Белорусские Песняры, украинские, молдавские исполнителями записывали на студиях Москвы пластинки с отличного качества народной музыкой.

Апрелевский завод грампластинок в такой структуре оказался в самом худшем положении. Сказалась явная конкуренция в центральном регионе c ВСГ, а потом с заводом "Грамзапись", Навряд ли Апрелевке доставались в производство министерские заказы на пластинки ко "Дню рыбака" и "Дню строителя" :-) Может быть поэтому самый мощный завод страны работал только на массовых тиражах. Его пластинки с белыми, кремовыми, красными и редко редко синими этикетками никогда не славились особым качеством.

Вопрос, который естественно возникает у заинтересованых коллекционеров, это тиражи пластинок ВФГ "Мелодия". Эту советскую служебную тайну сегодня не знает даже ФГУП "Мелодия". Общий выпуск пластинок в СССР конца 80х достиг 190 миллионов экземпляров. Технические возможности печати массовых тиражей допускали выпуск несколько миллионов экземпляров пластинки. Как определить объем тиража напечатаный с конкретной матрицы, где начало массового тиража? - По формальным признакам рядовому покупателю не определить никак. Разделения пластинок по сортам-тиражам в СССР никогда не сущестовало. Само собой это означало, что все отечестенные грампластинки производятся в строгом соответствии с техническими нормами и все до единой удовлетворяют требованиям высококачественного проигрывания на аппаратуре первого и высшего класса.

Некоторый ориентир в понятии первый тираж могут дать данные опубликованые в 1984 году директором Московского опытного завода "Грамзапись". Количество экземпляров первых выпусков новинки определяет тиражная комиссия фирмы, в состав которой входят представители Министерства культуры, Союза композиторов, торговли и других заинтересованных организаций. Тиражи первых пластинок устанавливаются в зависимости от жанра:

оперная, симфоническая, камерная музыка - 3-5 тысяч
русская народная музыка - 5-10 тысяч
национальная музыка народов СССР - 1-2 тысячи
песни советских композиторов, авторские записи эстрадных композиторов - 5-10 тысяч
вокально-инструментальные ансамбли - 10-30 тысяч
наиболее популярные эстрадные программы ("С новым годом", "Для вас, женщины") - до 100 тысяч
литературно-драматические записи - 1-3 тысячи
детские записи - 5-10 тысяч

Последующие тиражи грампластинок всецело определяются торгующими организациями. Фирма работает по системе заказов. Ежеквартально торгующие организации, учитывая покупательский спрос, формируют заказы заводам грампластинок.
Еше техническая информация из первых рук:
С одного лакового диска можно получить 1000 и более матриц. Конечно, пластинки с третьего оригинала получаются лучше по качеству (в основном по шумам), чем пластинки, отпрессованные с пятого оригинала. Проблему можно решить, записывая несколько лаковых дисков с одной программой. Но пока лаковые диски дефицитны (покупаются за валюту).
Начальный уровень шума пластинок -55-57 дБ, и после 50 проигрываний шум возрастает всего на 2дБ.
Над улучшением пластмассы работают постоянно. В Дальнейшем качество ее возрастет в основном за счет введения антистатических добавок, которые снижают уровень шума и запыленность поверхности грампластинок. Пластмасса с антистатиком в первую очередь предназначена для пластинок с записями классической музыки, имеющими большой динамический диапазон (продаются за валюту).

Все лучшее в звукозаписи СССР делалось для издания поизведений классической музыкальной культуры.
Качество записи на любой пластинке зависит от исполнителя, звукорежиссера, студии звукозаписи и остроты использованого при нарезке резца
Авторские исполнительские сборники часто делались из разных студийных записей, качество композиций на одной пластинке будет разным.
Качество печати пластинки зависит от тиража и завода производителя
Остромодная пластинка купленная вами или доверенными лицами по-знакомству или по номенклатурной "выписке", скорее всего раннее издание
Экзотические разовые издания это всегда малые тиражи, короткий производственый процесс.
Если на пластинке указана пара вроде Ленинградская студия грамзаписи - Ленинградский ордена Знак почета завод грапластинок, это наверняка малый тираж.
ВСГ-МОЗГ всегда хорошее и отличное качество не зависимо от цвета этикетки
Все советские диски 60-70х в художественном конверте это ранние тиражи, допечатки продавались в "общих".
С середины 80х редко какие пластинки выходили тиражем более 50тыс. 15тыс экземпляров это уже большой тираж.

Вывод из многочисленых попыток "цветовой диференциации" этикеток Мелодии, такой, что на этом невозможно построить практическую стратегию подбора коллекции:

Не было технических условий какую этикетку на какой тираж клеить, что заказали в типографии, такие и поклеили.
Ни цена ни сортность пластинки никак от этикетки не зависили.
Если градация в этикетках и была, то внутренние правила соблюдали на каждом заводе свои.
Основная масса пластинок 80х годов у всех коллекционеров с красными этикетками, независимо от завода изготовителя.
Для абсолютного большинства мелодиевских изданий никто не видел черных и синих этикеток. Искать их бесполезно.

Гарантий качественого исполнения и звукорежиссуры не дает ни цвет этикетки ни имя завода изготовителя. Но других вариантов издания не существует, мастер лента и матрица с нее далалась одна на всю страну. Какую пластинку сумеете найти в лучшем состоянии, такую и покупайте.

Оценка состояния грампластинок

Mint - свежая, нулевая, хоть и пару раз играная пластинка. Конверт защитным пакетом и с оригинальными вложениями.
NM/ЕХ - хорошее и отличное состояние для аккуратно играных пластинок. Мало заметные следы использования, легкие царапины без слышимых дефектов. Возможны щелчки на вводной дорожке, в паузах заметен повышенный шорох канавки. У конверта пожелтевшая бумага, чистый торец, но есть незначительные следы пользования: потертый углы.
VG - мочалка, хорошо поработавшая пластинка. На лэйбаке следы установки, на поверхности мелкие царапины и потёртости, звучание в целом хорошее, есть редкие шелчки и похрустывание. У конверта стертые корешки и углы, но он не рваный и не мятый.
G/F - убитая, запиленная, пластинка - серая поверхность, царапины и ссадины, сплошные потертости. Формально пластинка все еще воспроизводится (от анг. Good/Fair), но прослушиваются с постоянным потрескиванием и песком, возможны заедания и пропуски дорожки. Конверт с надрывами и существенно изношен.
P/B - никакая вообще - пластинка непригодная для проигрывания. Но даже в таком состоянии раритет представляет собой коллекционную ценность

На практике:

честный VG+ первых изданий лучше чем mint переиздания 80-х на тонкой и паршивой массе.
Sealed - это запечатаные пластинки, купленые без гарантий, это неизвестно что, а скорее всего - производственый брак, предназначеный к уничтожению.
то,что продавцы сегодня EX за mint выдают, это повсеместная практика и особенно развита она на любимом наebay.

Чистка грампластинок

Под "чисткой грамзаписей" не подразумевается цифровая обработка сигналов. Речь пойдет об устаревших, но пока еще эффективных технологиях удаления пыли и грязи с поверхности грампластинки

Нам нужны:

Антистатическая шетка для удаления пыли с пластинки и с иглы.
Рекомендуется для повседневного использования
Жесткая капроновая кисточка и изопропиловый спирт для чистки иглы.
Рекомендуется осматривать и чистить иглу после прослушивания 3-4 пластинок, В зависимости от состояния, конечно.
Раствор для мытья грампластинок. "Классика" это слабый 1:7 раствор изопропилового спирта в дистиллированой воде (из автомагазина или просто хорошо фильтрованой) с капелькой споласкивающего вещества. Это жидкость-смачиватель для фотопленки (Kodak Photo Flo AGFA Agepon) или ополаскиватель для посудомоечной машины (Henkel Somat)

Cтарые сильнозагрязненные пластинки предварительно моют в теплой воде с качественым моющим средством для мытья посуды типа Bagi Шамполиш. Помазком для бритья тщательно промывают поверхности поластинки. Под краном смывают пену и делают финальную промывку в "классическом" растворе. Потом надо стрехнуть капли, обтереть пластинку чистой безворсовой тряпочкой Bagi "Чудо тряпка" и разместить подсохнуть на разложеных газетах. За этикетки не беспокойтесь, они крепкие как правило, их впечатывают в винил горячим способом при шатмповке. Но тереть этикетки без нужды не надо.

Если после контрольного прослушивания на острие иглы образовался плотный серый налет типа инея, значит в звуковых канаках остатки моющих средств. Такой налет всегда остается после мытья пластинок с Ferri. Через несколько прослушиваний игла прочистит канавку, но пока звук даже хороших пластинок будет довольно мутным.

Для контроля чистоты пластинок надо переодически осматривать состояние иглы звукоснимателя в сильное увеличительное стекло.
Да! Изопропиловый спирт применяется, не из экономии, а из-за того, что он в отличие от этилового, растворяет жир и куски сала со старых залапаных пластинок. Щелачные пластинки на 78, никакими спиртами мыть нельзя, этикетки на них вообще мочить нельзя.
И последнее, в совсем уж тяжелых случаях - клей, краска легко отходит с ваткой смоченой растительным маслом. Такую пластинку нужно сразу промыть в моющем растворе

Типы пластинок

Имеются редкие пластинки-приложения, которые вкладывались в компьютерные журналы в конце 70-х годов и на которых были записаны компьютерные программы (в дальнейшем, до массового распространения дискет , для этих целей использовались компакт-кассеты). Этот стандарт пластинок назывался Floppy-ROM и на такую гибкую пластинку при скорости вращения 33,3 оборотов в минуту вмещалось до 4 кБ данных.

Гибкими пластинками также являются записи на старых рентгеновских снимках (см. ниже).

Также ранее выпускались гибкие пластинки-открытки . Такие сувениры отправлялись по почте и содержали, помимо записи, рукописные поздравления. Они встречались двух разных видов:

  • Состоявшие из гибкой пластинки прямоугольной или круглой формы с односторонней записью, скреплённой с полиграфической карточкой-основой с отверстием в центре. Как и гибкие пластинки, они имели ограниченный рабочий диапазон частот и время звучания;
  • Дорожки пластинки пропечатывались на лаковом слое, покрывающем фотографию или открытку. Качество звука было ещё ниже, чем на гибких грампластинках (и основанных на них открытках), и долго такие пластинки не хранились из-за коробления и пересыхания лака. Но такие пластинки могли быть записаны самим отправителем: существовали рекордеры , увидеть один из которых в работе можно в х/ф «Карнавальная ночь».

Цвет грампластинок в основном чёрный , хотя для детей и ди-джеев зачастую выпускают и разноцветные. Существуют и грампластинки, где под прозрачным слоем с дорожками находится красочный слой, повторяющий рисунок конверта или заменяющий информацию на нём (как правило, это дорогостоящие коллекционные издания). Декоративные пластинки могут быть квадратными, шестиугольными, в виде диска для циркулярной пилы, а также в форме животных и птиц.

Форматы

Различные форматы грампластинок: 30 см с 45 об/мин, 25 см с 78 об/мин и 17,5 см с 45 об/мин (у последней можно выломать центральное «яблоко», чтобы получить отверстие диаметром 24 мм для проигрывателей-автоматов)

В основном выпускались пластинки диаметром 30, 25 и 17,5 см (12″ , 10″ и 7″), традиционно называвшиеся «гигант», «гранд» и «миньон» соответственно. Изредка встречаются и другие размеры - 12, 15, 23, 28, 33 см (5″, 6″, 8″, 9″, 11″, 13″). Нестандартный диаметр звуковой дорожки на пластинке или звуковой открытке может приводить к ложному срабатыванию автостопа проигрывателя.

Частота вращения может быть 78, 45, 33⅓ и 16⅔ об/мин.

Диаметр отверстия пластинки 7 или 24 мм , толщина варьируется от 1,5 до 3 мм, масса 120-220 г. Пластинки с отверстием 24 мм предназначены для проигрывателей с автоматической сменой пластинок (джукбоксов), а также ряда бытовых проигрывателей зарубежного производства. Они часто изготавливались с 7-мм отверстием (для обычных проигывателей) и с дугообразными просечками по диаметру 24 мм. По этим просечкам можно было легко выломать центральную часть и получить большое отверстие.

Виниловые пластинки производства СССР маркировались знаком перевернутого треугольника в случае монозаписи или пересекающимися окружностями в случае стерео .

На современных пластинках, предназначенных для ди-джеев , на одну сторону «нарезается» около 12 минут музыки - в этом случае расстояние между канавками значительно больше, пластинка более износоустойчива, со временем меньше шумит, не боится царапин и неосторожного обращения.

Стереофонические пластинки

Записи «на костях»

Копия записи, сделанная на рентгеновской плёнке

История

Самым примитивным прообразом грампластинки можно считать музыкальную шкатулку, в которой для предварительной записи мелодии используется металлический диск, на который нанесена глубокая спиральная канавка. В определённых местах канавки делаются точечные углубления - ямки, расположение которых соответствует мелодии. При вращении диска, приводимого в движение часовым пружинным механизмом, специальная металлическая игла скользит по канавке и «считывает» последовательность нанесённых точек. Игла скреплена с мембраной , которая при каждом попадании иглы в канавку издаёт звук.

Старейшей грампластинкой в мире теперь считается звукозапись, которая была сделана в 1860 году. Исследователи из группы изучения истории звукозаписи First Sounds обнаружили её 1 марта 2008 года в парижском архиве и смогли проиграть звуковую запись народной песни, сделанную французским изобретателем Эдуардом-Леоном Скоттом де Мартенвилем с помощью устройства, в 1860 году называвшегося им «фоноавтограф». Её протяжённость составляет 10 секунд и представляет собой отрывок из французской народной песни. Фоноавтограф процарапывал звуковые дорожки на листе бумаги, вычерненном дымом от масляной лампы .

Фонограф Томаса Эдисона, 1899 год

В 1892 году был разработан способ гальванического тиражирования с позитива цинкового диска, а также технология прессования грампластинок из эбонита при помощи стальной печатной матрицы. Но эбонит стоил довольно дорого и в скором времени был заменен композиционной массой на основе шеллака - воскоподобного вещества, вырабатываемого тропическими насекомыми из семейства лаковых червецов, обитающих в юго-восточной Азии. Пластинки стали качественней и дешевле, а значит, доступнее, но их главным недостатком была малая механическая прочность - по хрупкости они напоминали стекло. Шеллачные пластинки выпускались до середины XX века, пока не были вытеснены ещё более дешёвыми - из поливинилхлорида («винил») .

Одной из первых настоящих грампластинок была пластинка, выпущенная в 1897 году фирмой Victor в США.

Первая революция

Самые первые пластинки имели диаметр 6,89 дюймов и назывались пластинками 7 дюймов или 175 мм. Этот старейший стандарт появился ещё в начале 1890-х годов. Обозначаются такие грампластинки 7″, где ″ - это обозначение диаметра в дюймах. В начале своей эволюции грампластинки имели высокую скорость вращения и большую толщину дорожки, что значительно снижало длительность звучания - всего 2 минуты на одной стороне. Двусторонними грампластинки стали в 1903 году, благодаря разработкам фирмы «Одеон». В этом же году появились первые 11,89 или 12 дюймовые (12″) грампластинки диаметром 300 мм. До начала 10-х годов XX века на них выпускали в основном отрывки из произведений музыкальных классиков, так как на них помещалось в общей сложности только до пяти минут звучания.

Третьим, наиболее популярным, стал размер 10 дюймов (10") или 250 мм, на таких пластинках помещалось в полтора раза больше материала, чем на стандартную в 7 дюймов. «Жизнь» подобных пластинок была кратковременна - звукосниматель весил более 100 граммов , а стальные иглы приходилось менять после каждого проигрывания стороны. Иногда, чтобы продлить жизнь любимых произведений, на некоторые пластинки записывали с обеих сторон одну и ту же дорожку.

В 30-х годах XX века пластинки выпускались по одной композиции на одной стороне, и часто один концерт одного исполнителя продавался комплектом пластинок по несколько штук, часто в картонных, реже в кожаных, коробках. Из-за внешнего сходства таких коробок с фотоальбомами их стали называть record albums или «альбом с записями».

Вторая революция

Сингл, записанный на пластинке с частотой вращения 45 об/мин

С появлением долгоиграющих грампластинок с частотой вращения 45 и 33 об./мин. стали сокращаться тиражи граммофонных (78 об./мин.), и в конце 60-х гг. их производство свернули окончательно (в СССР в 1970 году).
В зависимости от содержимого грампластинки на 45 об./мин. использовались названия Single, Maxi-Single или Extended Play (EP).

Настоящее время

В настоящее время грампластинки и проигрыватели массово не производятся и не используются, будучи вытесненными компакт-дисками. В СССР использование грампластинок продолжалось вплоть до его распада. Однако, ещё несколько лет спустя, вплоть до середины 90-х годов, тиражи производили бывшие филиалы гос.компании «МЕЛОДИЯ» в бывших союзных республиках, полностью перешедшие в коммерческие структуры, хотя и уже значительно меньшими тиражами. Так, например, в 1991 г. первый винил независимой Украины «Самотний дощ» поп-группы «Вечерняя школа» вышел тиражом всего 10.000 экз.(компания «Аудио-Украина»).

В определённых областях виниловые долгоиграющие стереофонические грампластинки диаметром 30 см, англ. LP , используются до сих пор:

  • для диджейской работы и экспериментов в области звука;
  • поклонниками данного вида звукозаписи (в том числе аудиофилами);
  • любителями старины, коллекционерами;
  • Космический аппарат Вояджер-1 несёт на борту грампластинку с записью звуков земной цивилизации вместе с фонографической капсулой и иглой для воспроизведения записи. Выбор такого способа хранения звука продиктован его надёжностью и естественностью. Простота устройства придаёт ему надёжности. Вдобавок, цифровые способы записи и воспроизведения звука (которые не были развиты в 1977 году настолько, чтобы вписаться в задачи программы Вояджер) используют приближения, возможность применения которых продиктована особенностями человеческого слуха (например, относительной инерционностью слуха, неспособностью слышать звуки частотой выше 20 кГц). У гипотетических внеземных существ слух может быть устроен по-другому. И, кроме того, грампластинка является единственным носителем звука, который может быть воспроизведен без помощи электричества.

Тем не менее на развитии виниловой индустрии рано ставить крест. По данным RIAA , продажи винила уже прошли свою низшую точку в 2005 году и показывают достаточно устойчивый рост .

Можно выделить два основных рынка грампластинок:

  1. Первичный
  2. Вторичный

На первичном рынке основными покупателями являются ди-джеи и аудиофилы, предпочитающие музыку на аналоговых носителях. Именно темпы развития данного сегмента наиболее интересуют звукозаписывающие компании, его статистика представлена выше.

В настоящее время дорогие коллекционные пластинки производятся на так называемом «тяжёлом» виниле, такая пластинка действительно тяжёлая и весит 180 граммов, такие пластинки обеспечивают больший динамический диапазон. Качество штамповки и самого материала таких пластинок выше чем на обычном виниле. Хотя большая часть пользователей приобретают музыку на современных носителях (чьи удобство, мобильность и износостойкость на порядок выше), однако многие меломаны и аудиофилы по-прежнему покупают виниловые пластинки.

Вторичный рынок представляет собой торговлю бывшим в употреблении винилом. В этом сегменте происходит торговля коллекционными экземплярами и частными коллекциями винила. В настоящее время стоимость особо раритетных пластинок может превышать несколько тысяч долларов.

Особым вниманием коллекционеров традиционно пользуются первые выпуски (так называемый first press) пластинок (за их считающееся лучшим звучание), а также пластинки, выпущенные ограниченным тиражом, различные коллекционные издания. Основными местами торговли являются интернет-аукционы , а также локальные магазины подержанного музыкального товара.

Так как сейчас значительная часть торговли ведется через Интернет , и покупатель не может непосредственно оценить качество предлагаемого товара (от чего крайне существенно зависит как качество звучания, так и его цена), то продавцами и покупателями используется стандартная система оценки виниловых пластинок .

См. также

Примечания

Литература

  • Васильев Г. А. Запись звука на целлулоидных дисках. (Массовая радиобиблиотека , вып. 411) - М.-Л.:Госэнергоиздат, 1961

Ссылки

  • Набор-конструктор для изготовления механического записывающего граммофона (англ.)

Только истинный ценитель высокого качества и детализации звука сможет по достоинству оценить сигнал с проигрывателя виниловых пластинок. С ним не сможет сравниться ни одно устройство из разряда современных технологий. Аудиофилы часто останавливают свой выбор на аппарате такого образца, поскольку он способен генерировать аналоговый звук высокого качества. Дополнительно производится оцифровка с добавлением шумов квантования.

Виниловые проигрыватели позволяют воспроизводить и передавать настроение всех уникальных композиций, которые были специально созданы для них. Цифровой носитель не способен наполнить сигнал глубиной. Именно поэтому каждая композиция выпускается дополнительно и в аналоговом варианте. Дизайн устройства переносит нас в прошлое, которое у каждого слушателя характеризуется с уютом, романтикой и теплом.

Проигрыватель виниловых пластинок: как он работает?

На сегодняшний день все современные USB-проигрыватели работают на основания взаимодействия узлов. Такая же система была и 30 лет назад. Основные составные части любого проигрывателя виниловых дисков:

  • стол;
  • универсальный привод для дисков;
  • диск с маховиком;
  • звукосниматель;
  • игла;
  • тонарм;
  • другие.

Звук с пластинки генерируется посредством правильного использования законов физики. На этом основывалась работа и первых моделей еще в СССР. Звук вырабатывается во время движения иглы по внешней поверхности диска. При этом производятся вертикальные и горизонтальные колебания профиля. Они преобразовываются в специальный электрический сигнал. Предусилитель необходим для передачи необходимого звука на колонки. В современных моделях этот элемент может отсутствовать. На его замену пришли AV-усилители и AV-ресиверы.

Ранее для производства маховика с диском использовался алюминий. На сегодняшний день производители перешли на применение сложной смеси и компаунды, винила, акрила и углепластина. Благодаря правильной пропорции удалось существенно увеличить все акустические свойства устройства.

Большой популярностью пользуются модели с роликовой или пассиковой системой функционирования привода. Их основные характеристики:

  • В качественных устройствах не используется роликовая система и прямой привод. Их взаимодействие создает большое количество вибраций и электромагнитного поля.
  • Немаловажную роль играет расположение двигателя. Специалисты рекомендуют остановить свой выбор на устройстве, в котором данный элемент выносится за пределы корпуса. Для улучшения условий воспроизведения его располагают на специальном амортизирующем подвесе. Отсек делается с толстыми стенками.
  • Фонокорректор необходим каждой модели для создания идеально точного, объемного и качественного звучания. Обратите внимание на его наличие при покупке устройства выбранной модели.

Основные правила использования

Каждый аудиофил знает, что только правильные условия эксплуатации любого устройства могут подарить сигнал высокого качеств:

  • Проигрыватель следует разместить на ровной поверхности, таким образом, вероятность возникновения шумов и вибраций сводится к нулю.
  • Если в состав модели входит внешний двигатель, но его следует расположить блок питания на отдельной полке.
  • Во время сборки следует в точности следовать всем инструкциям и требованиям производителя. Только в таком случае удастся добиться идеально точной передачи звукового сигнала.
  • Тонарм должен располагаться таким образом, чтобы кабель опускался вниз и не касался проигрывателя. При наличии контактов вибрации усиливаются. Такая картина негативным образом отражается на чистоте звука.
  • Внесение настроек следует производить, когда виниловый диск установлен.

Окунуться в мир высокого качества звука можно только на правильно установленном и настроенном виниловом проигрывателе. Чарующая музыка будет буквально окутывать вас со всех сторон. Аудиофил сможет в полной мере насладиться детализированной передачей сигнала.

Александр Герасименко, специалист по виниловым проигрывателям Audiovideomir.com.ua

Изобретение винила было не менее сложным, чем изобретение электрических лампочек, пришедших на смену газовым и масляным фонарям. Не все с восторгом воспринимали это изобретение, даже на заре его появления. Но особенностью виниловых дисков является то, что они развивались параллельно с аппаратами, проигрывающими их.


История появления

История звукозаписи начинается ещё с 16 века, когда первые попытки записи звука совершались с помощью механических инструментов – музыкальных игрушек и аппаратов. В это время данные изобретения попадают и в Россию. Но пик популярности музыкальных игрушек пришёлся на конец 19 – начало 20 века.


Первый прибор для записи и воспроизведения звука был сконструирован американским изобретателем Томасом Алва Эдисоном в 1877 году. Сейчас мы знаем этот прибор как фонограф.

Звук записывался на восковой валик тонкой металлической иглой. Но, естественно, такой звук не мог быть долговечным и качественным. Несмотря на это, в то время было разработано очень много видов фонографов. Кстати, усовершенствованными фонографами пользовались ещё наши деды вплоть до тридцатых годов.

В 1888 году немецким изобретателем Э. Берлинерем был создан граммофон – настоящее «чудо века»! Вместе с граммофоном начинается эпоха массовой культуры и история граммофонной пластинки. Первая такая пластинка была изготовлена из целлулоида и сегодня хранится в Национальном музее США. Уже в 1897 году ей на смену приходит диск из шеллака, сажи и шпата.


Появление понятия «виниловая пластинка»

Понятие «виниловая пластинка» появилось только после Второй мировой войны. В это время производитель пластинок «Колумбия» создал новые «долгие» пластинки, которые делались из винилита. Именно благодаря этой технологии стало возможным записывать на пластинку целые альбомы.

В 1934 году виниловая пластинка подарила популярность комментатору Мартину Блоку, который в перерывах между новостями вставлял музыку с пластинок. За эту новую идею его коллега Уолтер Винчелл дал ему название «диск-жокей». Создавалось впечатление, что радиовещание ведётся из танцзала. После этого программа стала пользоваться огромной популярностью.

Сегодня же виниловые пластинки являются раритетом. Однако в последнее десятилетие винил стал частью молодёжной субкультуры. Жаль, что используют его лишь для декора, а не для прослушивания музыки.