Из каких отелей в Матере открываются красивые виды? Открыть левое меню матера Матера италия история.

24.06.2020

Среди множества неповторимых мест Италии, исключительной аурой отличается старинный городок Матера, расположенный на юге страны. Регион Базилика, в котором находится город, занимает часть плоскогорья Мурджа, известного живописным каньоном.

Под влиянием вод реки Гравины, на протяжении столетий, были образованы значительные рельефные изменения – гроты, пещеры, разной величины углубления.

Исключительность города состоит в необычном расположении пещер, которые были созданы не только природой, но и первыми поселениями, и служили не одно тысячелетие надежным пристанищем для местных жителей. Ввиду этого, эта местность именуется пещерным городом.

Расположение Матеры на карте Италии

Согласно историческим исследованиям, основание города произошло во времена существования Римской империи в III-II веке до н.э., хотя, первые пещеры здесь появились несколькими тысячелетиями раньше.
После крушения Империи в V в. город принадлежал племенам остготов, а затем был собственностью Византии. Огромное количество храмов в скалах связано с появлением в пещерах монахов-бенедиктинцев.

Находясь в составе Беневентского герцогства, город подвергался и нападениям потомков Карла Великого, и атакам отрядов Людовика II в 869 году.

В 994 году сарацины также осуществляли попытки завладеть «пещерным городом».
В 1043 году управление городом перешло к норманнскому графу Вильгельму I, а затем династии Гогенштауфенов.

Властвование Арагонского семейства в 1442 г. сменилось приходом представителя династии Трамонтано, который отличался деспотичным отношением к населению, собирая непомерные налоги с бедняков. За что и поплатился в итоге – народ совершил над ним суд Линча.

В 1663 году Матера становится столицей новосозданной области Базилики. В 1927 г. Матера объявлена административным центром провинции.

Во время Второй мировой войны, местное население принимало активное участие в повстанческих операциях против фашистов. Но, к сожалению, вражеская сторона взяла верх.

В связи с условиями, в которых жило пещерное население Матеры в послевоенный период, властями было принято решение о переселении жителей пещер в современные дома. И хотя большинство семей существовали за чертой бедности, некоторые из них вернулись в свои жилища и обитают в них до сих пор.

Достопримечательности Матеры

Историческая Матера находится под защитой ЮНЕСКО и является единственной в своем роде достопримечательностью Италии, которая хранит память о первых поселениях на полуострове.

Также на становление «города скал» оказывали влияние самобытность различных цивилизаций, начиная от пещер и канализации, и заканчивая укреплениями и неповторимой архитектурой в стиле барокко XVII в.

Итак, находясь в Матере непременно стоит посетить:


Фестивали и события

В далеком 1380 году архиепископом Урбано VI был подписан указ о праздновании 2 июля дня Мадонны. Мероприятие начинается с торжественной Святой Мессы. Затем на повозку, которую в конце шествия разберут все желающие на сувениры, устанавливают статую Мадонны и возят по улицам. В конце мероприятия жители и гости могут полюбоваться красочным салютом.

Празднование Дня Мадонны в Матере

Где остановиться

Гостеприимная Матера предлагает к услугам гостей около 500 различных отелей на любой вкус – от бюджетных и до фешенебельных, которые включают максимум услуг для комфортабельного пребывания клиента:


Хороший выбор отелей можно найти на сайте: www.mrandmrssmith.com

Кухня и рестораны

С незапамятных времен Матера славилась выращиванием пшеницы. Из этого следует, что основой кухни региона является паста и хлеб из твердых сортов злака.

Паста из твердых сортов пшеницы — визитная карточка Матеры

Также среди местных жителей пользуется популярностью бобовый суп из цикория, лампашони (апулийские луковицы), а также ребрышки ягненка с луком и помидорами. Необычайным вкусом и ароматом отличается вино местного производства – Doc Matera.

Хороший выбор блюд и карту вин предложит ресторан Don Matto, где готовят изумительные блюда из лосося и осьминога.

Также стоит попробовать один из вкуснейших десертов — тирамису. Средняя цена за ужин составит около 100-120 евро.

Уютный и доступный ресторанчик Osteria Malatesta находится в исторической части города. Здесь можно недорого перекусить после утомительной прогулки по пещерам. Средняя цена за чек – 30 евро.

Osteria Malatesta находится в исторической части города

Отличное кафе Gran caffe предлагает огромный выбор кофе и кондитерских изделий, ассортимент которых меняется ежедневно. Средний чек – 15-20 евро.

Погода

Удачное расположение города — на юге полуострова, делает его привлекательным для множества посетителей не только своими достопримечательностями, но и климатом.

Теплая зима, умеренная осень и весна, позволяют прогуляться по старинным улочкам в любое время года.

Лето – достаточно жаркое (29-30 °С), конец осени и начало зимы – большая вероятность осадков. Идеальное время для поездки – весна или начало осени.

Отдых и шоппинг

Чтобы насладится пребыванием в Италии в полной мере, в программу отдыха обязательно следует включить посещение пляжа. Ближайшее подходящее местечко находится в 39 км от Матеры и называется Марина-ди-Пистиччи. Пляжи живописного городка идеально подходят для семейного отдыха.

На пляжах Марина-ди-Пистиччи можно прекрасно отдохнуть

Метапонто – еще один чудесный пляж, до которого не добрались толпы туристов. Чистая вода, пологое дно и белый песок Ионического побережья, как нельзя лучше подойдут для тех, кто любит понежиться в лучах средиземноморского солнца.

Регион Базиликата также славится своими термальными курортами – Раполла, Латронико, Тито.

Ближе всего к Матере расположены термы Раполла – 107 км. Путь к другим курортам можно преодолеть в течении 2-2.5 часов на автомобиле или автобусе.

Что касается шоппинга, то Матера – это не то место, куда бы направились поклонницы известных брендовых бутиков. Поскольку, здесь долгое время проживала самая бедная часть населения, то производство в городе не особо развито.

В Матере можно купить сыр местного производства

Также стоит учесть, что Матера лишь недавно стала популярной с точки зрения туристов. Здесь расположены торговые центры, где можно найти необходимые вещи. Также можно приобрести вино или сыр местного производства.

Как добраться

Самолет. Расстояние от ближайшего аэропорта, который находится в городе , до Матеры – 60 км. Добраться можно на поезде и на автобусе.


Автобус.
Доехать до Матеры можно из , Урбино, Неаполя, Бари. А также из Потенцы, Метапонто, Таранто. Рейс Рим-Матера в пути находится около 7 часов.
Подробнее о рейсах: www.flixbus.com

Поезд. Самое популярное железнодорожное сообщение – Матера – Бари. Время в дороге – 1.5 часа. Чтобы доехать до Альматуры, нужно потратить около 25 минут времени. Детальная информация на сайте: http://ferrovieappulolucane.it/en/

Автомобиль. Взяв на прокат авто, можно не привязываться к расписанию и задержкам общественного транспорта. Достаточно правильно выбрать трассу, которая приведет в Матеру. Если ехать со стороны Адриатики, следует воспользоваться дорогой SS 99 в сторону Алтамуры. Чтобы добраться до города со стороны Тиреннского моря, сначала следует воспользоваться трассой Салерно-Реджо-Калабрия, затем — дорогой S 407 по направлению к Матерее.
Определиться с прокатом авто поможет сайт: http://www.rentalcars.com/

Расстояние к ближайшим городам:

  • Матера — Фьюджи – 408 км;
  • Матера – Неаполь – 250 км;
  • Матера – Потенца – 90 км;
  • Матера – Таранто – 73 км;
  • Матера — Алматура – 20 км.

Путешествие в античную Матеру принесет поистине незабываемые впечатления для каждого гостя древнейшего поселения.

Матера позволит окунуться в атмосферу античности

Дух античности, который здесь обитает, перенесет в другие цивилизации и измерения.

При посещении уникальных пещер, где жили, творили и вдохновлялись далекие предки, каждый сможет ощутить завороженность и восхищение плодами невероятного труда и смышлености предыдущих поколений.

October 18th, 2014

Сасси ди Матера (Sassi di Matera) – древняя часть небольшого современного городка Матера в Италии. Он находится на востоке страны и напоминает римский амфитеатр с домами - гротами, скрывающими террасы. Доказано, что место Сасси было обитаемо еще в эпоху неолита, имеет богатейшую историю, в том числе – архитектуру, археологические находки.

Сегодня Сасси – исторический центр Матеры, который расположен во множестве известковых скал, образующих ущелье небольшой речушки Гравина. В скалах можно увидеть вырезанные жилые помещения и подземные церкви. Историки склоны предполагать, что возраст подземных жилищ – 9 тысяч лет.

Старый город Сасси представляет собой переплетение домов, пещер и часовен. В средневековье на окраинах Сасси, в домах-гротах, жили простолюдины, а в центральной части города – аристократическая верхушка. Сегодня пещеры – достопримечательность для туристов. В некоторых гротах открыты музеи, где сохранена прежняя обстановка старого города.

В пещерном городе можно провести и день, и ночь, а можно остановиться в домах-пещерах, где обустроено 18 комфортных номеров. Часть отеля находится в здании средневековой церкви.

Построенные из камня и вырубленные в скалах церкви, дворцы вместе с подземными катакомбами и водоемами придают Сасси привлекательный вид. Сасси - объект всемирного наследия ЮНЕСКО.

Давайте узнаем про этот город подробнее …

Фото 2.

Ядро города зародилось на противоположных склонах речной долины, называемой расщелина Гравина ди Матера. Во времена Великой Греции была греческим городом, центром которого была Чивита. Сегодня здесь возвышается Кафедральный собор, возведенный в XIII в. В римскую эпоху город укрепили стеной, а многочисленные гроты и скалистые массивы стали использовать для постройки деревенских жилищ, так зародились кварталы Сасси . Со времен кварталы разрастались, лабиринт известняковых домиков-гротов увеличивался и кварталы стали называть Сассо Кавеозо и Сассо Баризано , Чивита осталась между ними.

Сасси (в переводе означает «камни») – исторический центр Матеры, расположенный в скалистом котловане и состоящий из трех районов: Сассо Кавеозо, Сассо Баризано и Чивита. Это место было обитаемо еще в эпоху неолита и имеет очень богатую историю, хорошо иллюстрированную архитектурой и археологическими зонами, находящимися на территории Сасси. Можно сказать, что как жилой район Сасси сформировался под влиянием различных цивилизаций. В доисторическую эпоху здесь строились защищенные траншеями деревни, а в период с 9 по 11 века, когда Сасси населяли народности восточного происхождения, местность начала приобретать урбанистические очертания – появилась система улиц, канализация, водные резервуары. Норманно-свевские поселения 11-13 веков отметились здесь мощными военными укреплениями; за ними последовали испанцы с ренессансной архитектурой (15-16 века), а 17-18 века принесли сюда барочную архитектуру.

Фото 3.

В городе было много огородов и висячих садов, накрытых сводами. Во времена Возрождения эти своды использовались для захоронений, и получалось, что живые люди жили в подземелье, а мертвые хоронились над землей. В темное время суток жители зажигали факелы рядом со своими жилищами, и тому, кто смотрел на город с вершины холма, могло показаться, что перед ним еще одно небо, усыпанное звездами. Это зрелище настолько впечатляло путешественников, что происхождение названия города Матера стали ошибочно связывать с греческим словом «meteora» – звездное небо. Несмотря на многие преобразования, которым подвергался Сасси в течение веков, город все еще сохраняет в своей планировке античные очертания, которые с высоты птичьего полета напоминают по форме греческую омегу. Склоны холма были изрезаны ирригационными каналами, по которым поступала вода из расположенных на возвышенности водохранилищ, наполнявшихся дождевой водой. Основными составными частями города были дворы с колодцами, вокруг которых размещались входы в жилые помещения и пекарня. Такие дворы определяли и фундаментальные ячейки социума Сасси, так как жизнь между его обитателями всегда была отмечена солидарностью и сотрудничеством. Солнечный свет попадал в жилище сверху –летом, падая перпендикулярно, лучи не могли раскалить помещение, а зимой, падая под углом, свет проникал глубже в гроты и согревал их. Кроме того, близость больших каменных масс, служивших природными радиаторами, позволяло круглый год поддерживать температуру в домах на уровне примерно 15 градусов.

Фото 4.

В VIII в. на земли Матеры переселилось много византийских монахов, которые обустроили в гротах церкви, на подобии тех, что можно встретить в Каппадокии (Турция) или в Сирии.
Местные жители, кто находился в затруднительном материальном положении, строили свои жилища в Сасси , используя естественные гроты. Улицы пещерного города были узкие со множеством ступенек и лесенок.

В 1623 году Матера стала столицей Базиликаты и оставалась ей вплоть до 1806 года, затем Наполеон Бонапарт перенес столицу в Потенцу. Это был лучший период для Матеры .
Местные жители испытывали большие сложности с водой. Поэтому они тратили свою энергию не на постройку домов, а на рытье в известняке каналов и траншей для сбора воды и системы разнообразных цистерн. Вода использовалась не только в хозяйстве, но и для сельских работ. Деревней траншей, так называли Матеру .

Канал для сбора воды в цистерну, расположенный в одном из домов. Матера. Базиликата. Италия.

Благодаря этой древнейшей практике, жители Матеры превратили свой город в зеленое место, с подвесными садами, огородами и деревьями.

В начале двадцатого века демографический подъем, начавшийся четырьмя веками ранее, достиг своего апогея. На домах достраивали дополнительные этажи, исчезли огороды, пастбища и висячие сады, каменные цистерны приспосабливались для однокомнатных квартир, в которых люди умудрялись жить вместе с мулами и овцами.

После второй мировой войны вышла в свет книга Карло Леви «Христос остановился в Эболи» , в которой Леви писал про невыносимые условия жизни в Сасси ди Матера.

Его сослали на юг Италии за антифашистские высказывания, приехав в Матеру , он пришел в ужас от увиденного. В 1930-е гг. половина населения проживала в пещерах, по причины жары многие дома были открыты, на полу лежали собаки, овцы, козы и свиньи. «У большинства семей имелась всего одна пещера, и в ней спали все вместе – мужчины, женщины, дети и животные».

Он сравнивает Сасси с громадной воронкой, вызывающей в памяти величественный образ Ада из «Божественной комедии» Данте. Однако образ Леви оказался чем-то большим, чем просто поэтическая метафора: чрезмерное перенаселение вызвало социальный и санитарный коллапс, в результате которого в 50-е годы жителей обязали переселиться из Сасси в другие места. Люди стали вновь заселяться сюда лишь спустя десятилетия, начиная с 1986 года.

Карло Леви увидел Матеру в то время, когда население разрослось до предельных размеров. Места не хватало и над пещерами надстраивали еще этажи. Подвесных садов и огородов больше не сажали, а огромные семьи жили в антисанитарных условиях, без канализации, не соблюдая элементарных гигиенических норм.

Сейчас Сасси снова оживает.

Фото 5.

Тогда возникла «проблема Матеры» , которая выросла до размера «позора нации». И в 1952 году приняли решение переселить жителей в новые кварталы, освободив пещерные дома. На тот момент в Сасси проживало около 15 тысяч человек. Многие из них не хотели уходить из родных жилищ и возвращались обратно, тогда власти замуровывали входы в пещеры цементом.
В 1993 году Сасси ди Матера (Сассо Кавеозо, Сассо Баризано и Чивита) включили в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

После того, как Сасси ди Матера стали необитаемы, они становились декорациями ко многим фильмам. Здесь снимал Пьер Паоло Пазолини «Евангелие от Матфея» в 1964 году, а Мел Гибсон «Страсти Христовы» в 2004 году.

Сасси ди Матера строились в разные века и разными цивилизациями. Здесь сохранились доисторические следы, церкви, покрытые фресками VII в. и скалистые постройки IX-XI вв. и более поздних. В Сассо Кавеозо сохранились дома-гроты, некоторые из них можно посетить.

Матера. Базиликата. Италия.

Например, исторический дом на vico Solitario , который воспроизводит обстановку тех времен, когда была заселена.

Посреди комнаты стоит высокая кровать, на которой спало все семейство. Под кроватью – горшок, корыто и прочая утварь, которую доставали днем. Здесь же стойло для животных и обеденный стол. Кухонька в отдельном маленьком помещении, другое помещение использовалось в качестве хозяйственной подсобки, «дырка-труба» — для сбора снега, который таял и давал драгоценную воду.

Свет в дом падал из маленького окошка наверху. Температура в домах была практически постоянной 15 градусов, туф, в котором были устроены жилища работал как климат-контроль.

Матера. Базиликата. Италия.

Матера. Базиликата. Италия.

Матера. Базиликата. Италия.

Матера. Базиликата. Италия.

Матера. Базиликата. Италия.

Церковь Сан-Пьетро-Кавеозо , построенная в 1218 году на небольшой площади является одним из самых характерных и ярких мест в Матере . В XVII в. церковь претерпела много изменений и приобрела барочный вид. Внутри хранятся художественные полотна и фрески.

Церковь Сан-Пьетро-Кавеозо. Матера. Базиликата. Италия.

Кафедральный собор возвышается над Сасси . Он был возведен в XIII в. в квартале Чивита, который делит пополам два Сассо. Он уже много лет закрыт на реставрацию, а когда-то принадлежал бенедиктинскому монастырю. Отличает собор красивое резкое окно в форме розы и 52-метровая колокольня. В соборе хранится знаменитая византийская фреска Мадонна делла Бруна.

В Матере более 130 церквей и часовен. В пещерных церквях колоннами служат сталактиты и сталагмиты, неровные стены сохранили следы византийских фресок.

Сегодня пещерный город популярное у туристов место. Здесь нет названий улиц и номеров домов, а длинные переулки могут заканчиваться тупиком. Входы во многие пещеры замурованы или забиты, но можно найти проходы и попасть внутрь.

Сасси представляет собой настоящий «культурный ландшафт» – именно так он именуется в записях о всемирном наследии ЮНЕСКО, в которые он внесен. В средние века в окраинных районах Сасси жил простой люд, а центральную часть города занимала аристократическая верхушка. Эта часть города была возведена на месте античного акрополя, который до сих пор хранит в себе множество неожиданностей. Район Сассо Баризано, находящийся на северо-западе у края скалы, наиболее богат разнообразными скульптурными порталами и фризами, которые скрываются в подземных катакомбах. Район Сассо Кавеозо, расположенный на востоке, похож на римский амфитеатр с домами-гротами, с которых открываются террасы. В центре Сасси – район Чивита, представляющий собой скалистый выступ, разделяющий два других района, на вершине которого высится кафедральный собор. В охраняемую ЮНЕСКО археологическую зону входит также плато Мурджия, и ущелье реки Гравина-ди-Матера, где находятся уникальные подземные церкви.

Фото 6.

Панорама Сасси представляет собой поистине завораживающее зрелище, когда перед взором открывается лабиринты галерей на горном хребте, веками охранявшем загадочный город, будто вышедший из какой-то восточной сказки. Естественные гроты, подземные катакомбы, водоемы, хутора, церкви и дворцы, построенные из камня или вырубленные в скале, сосуществуют здесь, образуя удивительный и гармоничный природно-городской ландшафт. Путь в Сасси лежит сквозь аркады, напоминающие потайные ходы. Барочные и ренессансные фасады сооружены здесь на каменных водохранилищах 8 века, которые были приспособлены для жилья. Византийские церкви заключают в себе колодцы, использовавшиеся в древности в ритуалах культа Митры. Некоторые древние катакомбы использовались для жилья вплоть до 50-х годов 20 века, другие были заброшены и скрыты в глубинах холма. Под площадью piazza Vittorio Veneto расположен огромный резервуар, получивший название «Длинного водолаза» (Palombaro lungo), некоторые отсеки которого были сооружены три тысячи лет назад, в то время как другие были выполнены в 18 веке.

Фото 7.

Среди подземных катакомб Сасси – громадные монастырские комплексы, с множеством келий и уникальными подземными церквями, вырубленными в камне. Их возведение связано с прибытием в Сасси около 1000 года нашей эры монахов-василиан, которые принесли с собой архитектурные традиции Анатолии и Сирии. В подземных церквях можно наблюдать странное смешение различных религиозных традиций: православные иконостасы в базиликах католического типа; на византийских фресках, где Богоматерь обычно изображена в виде царицы, – доступные народные образы. Кроме исторических достопримечательностей, в одном из гротов разместился крупнейший музей современной скульптуры «MUSMA», уникальная коллекция которого содержит экспонаты, иллюстрирующие развитие итальянского и зарубежного искусства с 19 века по первые десятилетия 20 века. Некоторые из домов-гротов, где раньше жили люди, сейчас также превращены в музеи, где сохранена или реконструирована первоначальная обстановка, позволяющая посетителю погрузиться в атмосферу быта старого Сасси.

Фото 8.

Живописные пейзажи древнего города постоянно привлекают кинематографистов. В Сасси снималось несколько фильмов, включая «Страсти Христовы» Мела Гибсона. В Японии даже создали анимэ под названием «Призрак Матеры», где действие разворачивается в катакомбах Сасси

Многие туристы приезжают в древний город, чтобы, словно на машине времени, перенестись в эпоху Средневековья. Кроме того, в Матере сохранились традиции старых ремесленников, мастерских. Здесь, как и раньше, готовят простые блюда местной кухни: варят домашнюю пасту, пекут хлеб и булочные изделия из Матеранской пшеницы.
Отныне, как и прежде, Сисси – гордость Матеры. Местные предприниматели превратили город-призрак в центр туризма, где работают гостиницы, клубы и бары. Это стало возможным благодаря государственным субсидиям, которые позволили восстановить более половины старого города.

Фото 9.

Не так давно тутоткрылась необычная гостиница, номера которой расположены прямо в пещерах. Теперь туристы смогут ощутить себя пещерными людьми (троглодитами) первобытного общества, не отрываясь при этом от привычного комфорта.

Фото 10.

Необычный гостиничный город появился по соседству с городком Матера. Он разместился в средневековом пещерном поселении Сасси, где еще в 1948 году жили порядка 20 тысяч человек. В скалах за Матерой были выдолблены сотни пещер и 155 церквей. На данный момент все они находятся под охраной ЮНЕСКО. В этой связи кажется настоящим чудом и подарком для туристов то, что 18 пещер все-таки недавно перестроили в бутик-отели.

Фото 11.

Гостиничный город под названием Sassi di Matera стал уникальным экспериментом по интегрированию современных технологий в атмосферу средневекового прошлого. При этом удалось найти нестандартное решение и не превращать пещерный комплекс в обычный тематический парк. При первом взгляде на двери и ржавые ключи создается впечатление, что это вход в старый сарай. А между тем комнаты полны света и выглядят вполне комфортабельно. В отреставрированных отелях-пещерах есть все - от удобных кресел до Wi-Fi и роскошных ванных комнат. Помимо стен, о прошлом в некоторых гостиницах напоминают кровати, подвешенные в метре над полом на металлических тросах. Это дань старинным традициям Сасси. В средневековом городе люди жили в одних пещерах с животными, и подвешенные кровати гарантировали им относительную уединенность от домашней скотины. Зато животные вырабатывали дополнительное тепло и согревали своих хозяев.

Фото 12.

В Сасси есть как простые 3-звездочные отели и пансионы, так и роскошные апартаменты. Проживание обходится в 66 евро и выше, причем в стоимость включен завтрак. Уникальный пещерный город принимает постояльцев с апреля по октябрь.

Фото 13.

Фото 14.

*** Этот рассказ является фрагментом большого рассказа о поездке в Апулию: "Апулия и Матера – впечатления без погружения ". Понятно, что изъятый из общего контекста отрывок по определению много теряет, поэтому лучше всего читать весь рассказ целиком - при желании найти его очень нетрудно!
.................

Доехать из Бари в Матеру очень просто. Надо всего лишь прийти на вокзал (жёлтенький такой, двухэтажный, облезлый) линии FAL и сесть на ближайший поезд, который отправляется с бинарио уно , то есть с 1-го пути. Правда, пара организационных загвоздок тут всё же имеется, и внимание на них я хочу обязательно обратить. Итак: на фото ниже на табличке «ручной работы», установленной в тупичке 1-го пути, написано: MATERA GRAVINA.

Но если внимательно посмотреть схему маршрутов FAL, то можно увидеть, что после Альтамуры дорога как раз раздваивается: одна ветка уходит на Гравину (которая «-ин-Пулья») и дальше – на Потенцу, а вторая – на Матеру , где и заканчивается. Поэтому изначально очень важно сесть не только в правильный поезд, но и в правильный вагон. Потому что задние вагоны даже до Альтамуры не доходят, где уж «бурнаши» их отцепили, я так и не понял, но суть от этого не меняется. А те, что с божьей помощью всё же добираются до альтамуровской развилки, дальше тоже расходятся: один вагон идёт в Матеру, а другой – в сторону Гравины.

Мой опыт был таким: 1-й вагон состава, отправляющегося из Бари, шёл до Матеры, а из 2-го в Альтамуре нужно было пересесть в тот же первый. Скорее всего, такой алгоритм повторяется из раза в раз, но поскольку я на 100% в этом не уверен, рекомендую ещё в Бари, прежде чем сесть в поезд, спросить у местного служащего (а они обязательно будут на перроне), какой именно вагон идёт до Матеры. Правда, не исключено, что они покажут и на тот, который потом поедет в Гравину (как это было в моём случае), поэтому, во-первых, на всякий случай выучите фразу типа «прямой или с пересадкой?» и переспросите служителя. А в Альтамуре на уж совсем крайний случай уточните у попутчиков по вагону, в Матеру ли пойдёт этот вагон.

Надеюсь, что я не слишком запутал и запугал читателей таким раскладом, но что делать – как говориться, «предупреждён – значит, вооружён».

Зато на обратном пути всё намного проще: просто надо сесть в вагон с табличкой «Bari centrale ». Если найдёте его, конечно. Шутка.

По своему техническому оснащению, как поездов, так и станций, дорога FAL значительно уступает линии FSE. Создаётся ощущение, что последнее переоснащение здесь произошло годах этак в 60-ых. Впрочем, уже потом, на обратном пути, в голову пришла мысль, что в город, подобный Матере, правильно ехать именно в таких поездах – для пущего антуража, для погружения в атмосферу уже в пути. Туалеты в вагонах, кстати, имеются, только состояния соответствующего. Ни воды (которая из крана), ни бумаги там может и не быть, имейте в виду!

В городской зоне Бари поезд шёл очень медленно, но как только выехал в пригороды, совершенно неожиданно рванул так, что даже страшно стало. За него, разумеется:)

В числе прочих пассажиров в вагоне ехали трое мужчин лет за 50, как я понял, на какое-то выездное мероприятие по работе. Одеты они были очень интересно: один в костюме по всем правилам, другой – в костюме, но в кроссовках, а третий – в пиджаке, рубашке и галстуке, но в джинсах и спортивных туфлях. Но дело не в этом. Выяснилось, что по базарности трое итальянских мужчин не уступают десятку испанских женщин (а я думал, что с ними трудно состязаться). Причём двое из них сели рядом, а третий (при обилии свободных мест в вагоне) – через пару рядов – как будто специально для того, чтобы все трое могли по полной программе потренировать голосовые связки. Минут 20 я терпел, а потом перешёл в другой конец вагона, но всё равно спокойно вздохнул только тогда, когда вся чрезмерно энергичная троица (какой сюжет для рекламы утреннего кофе!) вышла где-то на полпути.

Как и до Альберобелло, путь в Матеру занимает немногим менее 1.5 часов при точно такой же цене билета – 4.5 евро. Учтите, что в Матере поезд делает несколько остановок, а выходить надо на главной - Matera-centrale , расположенной, как метро, под землёй.

................

Прости, любимая Испания! Простите, Толедо, Куэнка, Трухильо, Касерес и Сантьяго де Компостела! Простите, Мон-Сен-Мишель и Каркассон, Сиена и Дубровник, Котор, Мдина и прочие музеи под открытым небом! Вы хороши, безусловно хороши, вы – города-звёзды мирового и европейского калибра, но вы и близко не стоите рядом с Матерой!

Господа, я очень волнуюсь. Потому что пришло время рассказать о главном впечатлении этого путешествия, и город, о котором мне предстоит вести речь, совершенно особенный. Сказать, что он поразительный, великолепный или потрясающий (хотя так оно и есть) – только впустую сотрясти воздух. Это супершедевр , который трудно сравнить с чем-то ещё и который ещё труднее описать словами.

Конечно, Матеру нельзя ставить в один ряд с крупными и многоплановыми городами, которые можно (и нужно!) смотреть несколько дней, каждый раз находя что-то новое. Стамбул, Барселона, Париж… Каждый добавит в этот список что-то своё. Но в условной номинации «город единого впечатления» Матере не составит конкуренцию даже Рим. Да-да, я прекрасно отдаю себе отчёт в этих словах. Гуляя по Матере, в моей голове постоянно вертелась фраза: «Это как Рим. Только круче ».

К сожалению, в выражении своих впечатлений о Матере я не смогу рассчитывать на поддержку фотографий. И дело не в качестве фото как таковом. Всем известно, что люди делятся на фотогеничных и не таковых. Первых разбуди посреди ночи после вечерней попойки – а всё равно красавец писаный на фото выйдет. А другие – вроде по жизни и приятной внешности, а сфотографируй их – получается…ну вы сами понимаете:)

Города – они как люди, причём во многих смыслах. И понятие фотогеничности им свойственно тоже. Только тут речь идёт не красивости-некрасивости, а о том, в какой степени фото передают или нет «живые» впечатления. Я помню, какие чувства восхищения испытывал я, стоя внутри Колизея ещё во время самой первой поездки в Италию, и как был разочарован, когда потом увидел свои же фото. Вроде всё и правильно, а того впечатления-то – масштабности, величия, сакральности – нет совсем. Или севильский Алькасар, который на фото растерял свою прелесть. А вот Кордовский наоборот – засверкал новыми гранями. Локоротондо на моих же фото потом мне показался даже интереснее, чем «вживую». А иногда – Трани и Альберобелло тому примеры – фото просто вполне адекватно передают настроение и дух «он-лайна».

Матера, к сожалению, не такая. Её фотографии только покажут (и то частично), что видели мои глаза, но никогда не передадут тех эмоций, которые охватывают там. Впрочем, даже в фильме такого маэстро, как П. Пазолини («Евангелие от Матфея») Матера выглядит не слишком выразительной (М. Гибсон в «Страстях Христовых» и вовсе показал её всего несколько раз на пару мгновений исключительно в качестве фона заднего плана).

Пожалуй, я уже достаточно поплакался на свою трудную долю, но рассказ от этого не продвинулся ни на шаг. Когда не знаешь, что и как писать, не мешает вспомнить пару хороших советов: «С чего начать?» - «С начала» и «О чём писать» - «Как было – так и пиши». Вооружившись этими нехитрыми принципами и поддержкой (на которую я рассчитываю) своих Ангелов, я и начну рассказ о Матере.

Лучшую и вообще единственно правильную карту Сасси - исторического центра Матеры, с которой вы будете чувствовать там себя, как дома, можно скачать на сайте туризма провинции Базиликата:

Http://www.aptbasilicata.it/fileadmin/immagini/opuscoli_informativi/2010/mappa_Matera_fronte.jpg

Такую же карту можно получить в местном туристическом офисе.

Знакомство с Матерой для большинства путешественников, приехавших сюда на поезде, начинается с площади Витторио-Венето (Vittorio Veneto) – большой и красивой, способной украсить не один европейский город:

0 0



0 0

Красивая церковь Mater Domini , принадлежавшая ранее мальтийским рыцарям:


0 0

Дворец правительства, в котором располагается префектура Матеры:


0 0

Кстати, Витторио-Венето (мне стало интересно значение этих слов, которых я раньше не знал) – отнюдь не исторический персонаж, как можно подумать, а название населённого пункта в 60 км севернее Венеции, близ которого в 1918 году имела место наступательная операция войск Антанты, значительная часть которых составляли итальянские дивизии, в результате чего противостоящая им австро-венгерская армия капитулировала.

С площади через крону уличной растительности красиво открываются фрагменты фасада церкви San Francesco da Paola на улице 20-го сентября:


0 0


Ещё утро - и трено туристико только готовится принять первых пассажиров, в которых позже, не извольте сомневаться, недостатка не будет:


0 0


Если пройти по этой улочке мимо паровозика, то буквально через сотню метров мы окажемся на небольшой площади S.Rocco , на которой увидим первую из жемчужин Матеры - церковь Иоанна Крестителя (Chiesa di San Giovanni Battista ):


0 0


Церковь была построена в 13 веке для девяти монахинь, пришедших сюда из Палестины, и называлась Santa Maria La Nova, или Santa Maria ai Foggiali. Имя Иоанна Крестителя она получила после своего возрождения и реконструкции уже в конце 17 века.

Церковь потрясающая – как снаружи, так и изнутри! Причём изнутри даже в большей степени. С ней нельзя сравнить даже интерьер старого собора в Мольфетте – а он был изумительно как хорош! Несмотря на ряд переделок, внутреннее пространство церкви Иоанна Крестителя воссоздает настоящую средневековую атмосферу – мистическую и сакральную. Находясь здесь, понимаешь, сколь ничтожны и даже смешны попытки имитировать близость к Небесам золотом и богатством, чем так грешат, в первую очередь, православные церкви. Нет, Небеса находятся здесь – в простоте, в непоказном аскетизме, в смиренном и молчаливом внимании слову Божьему, раздающемуся в глубине собственного сердца, а не в многословных, шумных и зачастую демонстративных молитвах, переполняющих современные храмы.

0 0

0 0

В значительно лучшем качестве можно насладиться интерьерами церкви Иоанна Крестителя в красивом ролике на страничке http://www.basilicatanet.com/movie/index.asp?nav=materasangiovannibattista .

Фрагменты замечательного бокового фасада церкви:

0 0

Ещё одна «неопознанная», но очень аутентичная церковь, в полной степени соответствующая духу Матеры:

0 0

Но всё это была только присказка: к сказке, т.е. к настоящей старой Матере мы ещё даже не приступали!

............................

Старый город Матеры часто называют "Сасси " (Sassi), что является множественным числом итальянского слова sasso - скала, или просто камень. И это как нельзя более точно передаёт суть: Матера - это город, вырубленный в скалах и город,построенный на скалах. Это город, где здания и окружающий их ландшафт настолько слились друг с другом (в том числе - и по цвету), что уже давно представляют собой единое и гармоничное целое. Создаётся ощущение, что и дома, и церкви, и даже собор, кампанила которого венчает Матеру, как макушка - новогоднюю ёлку, вырастают прямо из скал (а, собственно, так и есть!), как опята из пня. Здесь порой уже трудно найти различие между каменной улочкой или вырубленной в том же камне лесенкой от обычной горной тропинки, а пещеры (как природные, так и рукотворные) частно отличаются от домов только отсутствием дверей и окон. "Есть дома, построенные над пещерами - под разнообразными углами, всех размеров, периодов и стилей. Они поднимаются кверху террасами; дорог нет, есть только узкие проходы и ступени, ведущие наверх или вниз. Плана застройки тоже нет. Дома напоминают скорее термитники, нежели человеческое жилье. " (Г. Мортон )


0 0



0 0

Говоря о Матере, почти всегда рассказывают о страшной нищете и антисанитарии, в которой проживали местные жители в пещерах Сасси вплоть до 50-х годов прошлого века и приводят в качестве примера известный роман Карло Леви «Христос остановился в Эболи », где автор рассказывает от годах ссылки, проведённых в этих краях ("Страшное описание", по словам Г. Мортона). Но мне не хочется педалировать эту тему. В конце концов, что было - то уже давно прошло, и сегодня Матера совсем не производит впечатление бедного и несчастного города. Чему в немалой степени способствуют деньги туристов, стекающихся сюда со всего мира.

Кстати, нельзя сказать, что переселение "пещерных" обитателей (почти 20 000 людей по данным Г. Мортона) в благоустроенные жилища происходило под всеобщее ликование. Мортон обратил внимание, что "...некоторые пещеры залиты бетоном. Оказалось, что городская администрация борется таким образом с жителями, желающими вернуться из новых квартир в свои антисанитарные дома". Что ж, наверное, где-то можно понять людей, которые прожили здесь всю свою жизнь, в которой наверняка были не только мрачные стороны: "Солнце заглянуло в одну все еще обитаемую пещеру и высветлило старую согнутую женщину, стирающую белье в деревянном корыте. Заметив меня, она улыбнулась и пригласила войти. Пещера оказалась просторной. Двери, возможно, пришли сюда от какой-то старой церкви. Они были по меньшей мере пятнадцати футов высотой, толстые, разделенные на панели. В углу стояла кровать, во много раз Шире обычной двуспальной. Над нею были иконы, включая и образ Мадонны-делла-Бруна, рядом - цветная фотография покойного президента Кеннеди. Она рассказала, что один из ее четверых сыновей работает в Питтсбурге, в фирме, занимающейся строительством дорог. Ее муж родился в этой пещере, она пришла сюда юной женой более чем пятьдесят лет назад и родила на этой самой кровати пятерых сыновей и шесть дочек. Похоже, что на этой постели спала вместе вся семья. Счастливое время. Она взглянула на нас, и ее старое морщинистое лицо выразило беспокойство. Женщина подумала, что мы из муниципалитета, и стала просить, чтобы мы разрешили ей остаться жить в этой пещере, а не переезжать в новый город. Пока она разговаривала на местном диалекте с моим попутчиком, я заметил привязанного к кольцу осла. По пещере бегало несколько кур. Возможно, вы сочтете это негигиеничным, но на меня эта сцена произвела благотворное впечатление ."

При прогулке по Матере я искренне рекомендую придерживаться, по крайней мере, в начале пути, большого внешнего маршрута, отмеченного на карте синей линией ("От Сассо Барисано до Сассо Кавеосо"). Практически сразу после церкви Иоанна Крастителя здесь начинают попадаться смотровые площадки - искусственно сооружённые или естественные (т.е. открывающиеся в пространстве между застройками), откуда можно любоваться видами старого города:


0 0


0 0

Однако, как отметил Г. Мортон, "это место кажется еще невероятнее, когда ты по нему ходишь, а не смотришь на него вниз с одной из площадок ". И если соблазн сойти с проторённого пути в одну из аркад, порой напоминающую потайной ход, и спуститься по вырубленным в скалах лесенкам-ступенькам станет слишком сильным - не противьтесь ему!

0 0

0 0

0 0

Лабиринты каменных улочек притягивают и завораживают. Вот где можно позволить себе заблудиться без сожаления, вот где можно блуждать бесконечно, пока ещё несут ноги (не забывайте главный секрет успешного визита в Матеру - обувь, обувь и ещё раз обувь!). Кажый новый спуск или подъём, каждый новый поворот таят в себе очередную тайну, очередное открытие, новый неожиданный вид, который заставляет снова и снова включать фотоаппарат, убранный в сумку из-за, казалось бы, уже достаточного количества фотографий. И волна восхищения, ещё не успевшего улечься после предыдущего ракурса, охватывает душу вновь и вновь. Нет, Матера поистине великолепна !

0 0


0 0

0 0



0 0


0 0


0 0

0 0



0 0

В чём ещё своеобразие Матеры? Она не нуждается в людях - в отличие, например, от закоулков старого Бари. Дух Бари - порождение человека. И если чисто гипотетически представить, что по какой-то причине (дай бог, чтоб этого никогда не произошло!) жители покинут Бари, то он перестанет быть самим собой и превратится в Чернобыль - холодный, лишёный души и жизни, оказаться в котором лично мне было бы тревожно и неприятно (я вообще не любитель "сталкеровских" путешествий).

Матера самодостаточна. Её душа не в людях - она в её скалах, в её камнях, в её sassi. Она сама живая, и она будет живой, даже если в ней не останется ни единого человека. Не люди населяют Матеру - это она населяет себя ими и позволяет им жить здесь. И человек, который не ощутит мистику и тайну "души Матеры", никогда не будет чувствовать себя здесь своим. Но тот, кто соприкоснётся с ними хотя бы поверхностно, вечно будет стремиться возвратиться сюда.

Вид на монастырь Св. Августина (самая верхняя точка синего маршрута):


0 0

Вдоль восточных окраин Матеры протянулось достаточное глубокое и живописное ущелье , называемое Гравиной , по дну которого течёт небольшой ручей:


0 0



0 0



0 0

На небольшой площади, практически висящей над ущельем, расположена церковь Святых Петра и Павла, более известная как церковь chiesa di San Pietro Caveoso :


0 0


Это одна из самых древних церквей Матеры, основанная в 1218 году. Но свой сегодняшний вид она приобрела значительно позднее: в 17 веке был построен новый фасад, а ещё через столетие - колокольня. К сожалению, положение солнца не позволило сделать более качественные фото, поэтому я предлагаю посмотреть это действительно очень живописное место на панорамной страничке http://www.italiavirtualtour.it/dettaglio.php?id=1794 .

Где-то в старой Матере:


0 0



0 0



0 0



0 0


0 0


Одной из достопримечательностей Сасси являются пещерные церкви и монастыри . Своим появлением они обязаны монахам, которые переселялись сюда с востока и приносили с собой архитектурные традиции Анатолии, Антиохии и Сирии. Поэтому в гротах и скальных храмах можно наблюдать смешение самых разных религиозных стилей. Из многих существующих в Матере крупных пещерных церквей (http://www.comune.matera.it/it/turismo/le-chiese-rupestri), как правило, выделяют пять: Santa Lucia, Madonna de Idris and San Giovanni in Monterrone, Convicinio di Sant’Antonio, San Pietro Barisano, Santa Maria de Armenis и Santa Barbara , из которых сегодня реально доступны четыре: 3 по единому билету (http://www.sassiweb.it/matera/cosa-sono-i-sassi/chiese-rupestri), а Convicinio di Sant’Antonio - за отдельную плату.


0 0



0 0

Что касается Convicinio di Sant’Antonio - я бы воздержался от совета во чтобы то ни стало посетить его. Если вы увидите пару-тройку церквей из приведённого выше перечня, рискну предположить, что ничего особо нового для себя вы там уже не найдёте, так что оснований делать специальный крюк (на карте это хорошо видно - самый конец синего маршрута справа внизу) ради него я, честно говоря, не вижу. Окончательное же решение вы можете принять, посмотрев посвящённый монастырю ролик на страничке http://www.italiavirtualtour.it/dettaglio.php?id=1795 .

Вообще посмотреть древние пещерные церкви, на мой взгляд, любопытно, но не более того, если вы не являетесь специалистом в области религиозной живописи. Поэтому делать большой упор на их посещение и строить маршрут именно под них я бы рекомендовать не решился.

Кроме скальных церквей, а Матерее можно в избытке насмотреться и на пещеры, в которых ещё полвека назад жили люди. В некоторых из них устроены небольшие музеи быта Casa Grotta. Но зачем платить деньги за искусственный антураж, когда рядом можно бесплатно посмотреть такие же пещеры, но в намного более аутентичном виде (фактически - в том же, в каком их и оставили).

Город – хрупкое, тонкое произведение искусства, где кажется, что все вокруг должно вот-вот рассыпаться. С террасы Бельведере с обрыва высотой 200 м открывается вид на все его великолепие.

Перед глазами весь город: внизу более старая часть, два квартала на утесах – Баризано (Barisano) и Кавеозо (Caveoso), с окошками гротов, от которых ведут сотни лестниц, и крыши домов становятся улицами следующего уровня. Почти все гроты пусты: из 20 тысяч человек, населявших их до 50-х гг прошлого века, остались немногие. Над утесами раскинулась средневековая часть с собором. Еще выше – уже современные кварталы. Сюда около 1000 г бежали византийские монахи – в скалах и на поверхности можно найти спрятанные храмы, около 120, некоторые расписанные фресками внутри.

– красивейший город региона Базиликата, около 55 000 жителей, центр одноименной провинции, занесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО в 1993. Расположена на склонах Мурдже (Murge) – карстового высокогорья на границе с Апулией, и окружена обрывом Гравина (burrone della Gravina), а ее утесы стали сценарием к последнему фильму Мела Гибсона «Страсти Христа».

Невероятный комплекс гротов, рукотворных и природных пещер, поражает взор путешественника. Некоторые из них были заселены монахами.

История Матера

В эпоху Римской империи развивался верхний город, в то время как строения внизу были руинами. Постепенно, однако, это различие стало стираться и город приобрел современный вид. Когда центром провинции стала Потенца (1806), вступила в долгий период упадка и кризиса, а население оказалось в пугающей бедности.

В книге «Христос остановился в Эболи» Карло Леви описывал Матеру как прекрасный живописный город.

Утесы разделились на Кавеозо на юге и Баризано на западе, насчитывалось около 3000 жилищ, многие из которых заселены и сегодня. 70% из них – государственная собственность, снимаемая, в основном, молодыми людьми в качестве первого собственного жилья. Некоторые дома нуждаются в серьезной реставрации: необходима долгая кропотливая работа.

Прогулка по узеньким закоулкам ведет к многочисленным церквям, среди которых выделяется Собор – прекрасный образец романского апулийского стиля, с круглым окном в виде розы на фасаде. Его построили в 1270 по воле архиепископа Андрэа. Внутри него есть возможность полюбоваться на чудесные византийские фрески, деревянные хоры 16 в. и ясли работы Альтобелло Персио 16 в.

Достопримечательности Матера

Также можно посмотреть церковь Святого Петра Кавеозо (Chiesa di San Pietro Caveoso) 12 в., построенную на одноименном утесе, и на соседнем – церковь Святого Петра Баризано (Chiesa di San Pietro Barisano), восходящую к 11 в. и большей частью спрятанную в скале, церковь Святого Августина (Chiesa di Sant’Agostino) конца 16 в.

Впечатляющим зрелищем станут уже упомянутые церкви, спрятанные в скалах – их около 130, где сохранились оригинальные алтари, фрески и скульптуры. Большинство из них относится к греко-византийской монастырской культуре 8-13 в. Город любезно предлагает познакомиться с ней во время прогулки. Назовем лишь некоторые из них: церкви Святого Николы Офра (Chiesa di San Nicola dell’Ofra), Мадонны (della Madonna delle Croci), Мадонны Монтеверде (della Madonna di Monteverde), Мадонны Ангелов (della Madonna degli Angeli), Мадонны Лилии (della Madonna del Giglio), Святой Барбары (di Santa Barbara), Святого Николы Гречи (di San Nicolo dei Greci), крипта Святого Евстафия (le cripte di San Eustachio).

Над городом печально высится замок. Решение о его строительстве принял граф Трамонтано, известный своим тяжелым характером и страстью к играм. Кончилось тем, что крестьяне, возмущенные высотой налогов, убили его, а замок так и не был достроен.

Среди других выдающихся строений стоит упомянуть Дворец Префектуры 13 в. и Дворец Аннунцьята (Palazzo dell’Annunziata) 17-18 в., трибунал и библиотеку провинции.

Дворец Собраний (Palazzo del Sedile), построенный в 1540 г и реконструированный в 1759, отличается двумя башенками по обеим сторонам от фасада и шестью статуями; сейчас здесь размещена Музыкальная консерватория.

Достоин внимания также Дворец Лафранки (Palazzo Lafranchi), симметрично выходящий фасадом на соседнюю с ним церковь Кармине (Chiesa del Carmine).

Если принять образное сравнение очертаний с сапогом, тогда Матера и вправду оказывается между его «каблуком» и «подошвой».

Матера - центр одноименной южно-итальянской провинции, расположившийся у небольшого каньона, по дну которого протекает небольшая река Гравина. Каньон, сформировавшийся в результате процессов водной эрозии, находится на плоскогорье Мурджа - известняковой возвышенности, в которой река Гравина образовала и другие формы карстового рельефа - пещеры, воронки и промоины, во множестве встречающиеся как вокруг города, так и прямо в нем.

Место кажется довольно неприветливым: вокруг - одни известняковые скалы, почвы на них практически нет, отчего и деревьев мало. Растительность если и есть кое-где, то это колючие кустарники, цепляющиеся за склоны каньона.

Как это ни странно, однако люди еще со времен палеолита селились именно в этом негостеприимном на вид каньоне плоскогорья Мурджа. Возможно, первые жители этих мест оценили недоступность для врага и хищников облюбованных карстовых пещер. В пещерах и в наши дни все еще находят следы жизни людей палеолита-неолита.

Точно известно, что до появления на территории современной Матеры греков и римлян здесь жили луканы - люди одного из древнеиталийских племен, отличавшиеся крайней воинственностью: если они не воевали с соседями, то уходили служить наемниками к македонцам.

Когда здесь появился город, точно неизвестно: по одной из версий, он был основан римлянами в 111 в. до н. э. В античные времена он назывался Матеола - дань уважения древнеримскому консулу Квинту Цецилию Метелле Нумидийскому (около 160-91 гг. дон. э.), приложившему немало усилий для защиты города: под его присмотром город окружили высокими укреплениями. Это было необходимо, потому что Матера находилась рядом с Аппиевой дорогой, жители богатели на перепродаже пшеницы и обслуживании проезжих торговцев. Выгодное положение имело и обратную сторону: город не раз был разграблен во время бунтов, и во время Второй Пунической войны (218-202 гг. дон. з.) карфагеняне его полностью разрушили.

Когда Западная Римская империя погибла во время нашествия готских племен, в V-VI вв. Матера оказалась сначала под властью Византии, а в Vll в. ее захватили лангобарды, и город вошел в состав Беневентского герцогства - части Лангобардского королевства.

В Vll-Vlll вв. в скалах появились вырезанные в них храмы, которые создали монахи - бенедиктинцы и василиане. Было это еще до того, как христианство распалось на католичество и православие.

Эпоха раннего Средневековья - череда бесконечных феодальных войн на юге Италии. В конце Vlll в. Матеру захватили отряды короля франков Карла (7 42(7 48- 814 гг.), в IX в. - короля Италии Людовика II (825-875 гг.). В конце Х в. горожане едва сумели удержать город, осажденный сарацинами, когда те пытались создать на юге Италии плацдарм для захвата всего полуострова. В начале XI в. город был захвачен византийцами, а в 1043 г. - норманнами графа Вильгельма Железная Рука (около 1010-1046 гг.).

Да самой Второй мировой войны Матера оставалась тихой провинцией, время от времени вздрагивавшей от землетрясений. Но 21 сентября 1943 г. , накануне вступления англо-американских войск, Матера стала первым городом в Италии, поднявшим восстание против немецких оккупантов.

КАМЕННЫЙ УЛЕЙ

Действительно, в Италии, если кто-то скажет про «пьетра альвеаре» - каменный улей, то окружающие без объяснений поймут, что речь идет о Матере.

Исторический центр Матеры именуется Сасси (по-итальянски «Камни») : это относительно небольшой участок ромбических очертаний со сторонами около 500 м. При древних греках здесь находился античный акрополь, раскопки которого ведутся и сегодня. Но главная особенность Сасси в том, что эта часть Матеры выдолблена в скале, за что и получила прозвище Ла Читта Соттерания, или Подземный город. Город состоит из множества природных гротов, катакомб, водных резервуаров, аркад, жилых построек, церквей и даже дворцов. Все они либо сложены из камня, либо вырублены прямо в скале, создавая неповторимый природно-городской ландшафт. В некоторых местах города улицы пролегают по крышам домов.


Городские власти придумали, как использовать пещеры без вреда для них: прямо в пещерном комплексе Св. Николая устраивается ежегодная ретроспектива современной скульптуры Гранди Мостре неи Сасси.

Особое внимание зодчие древности уделили созданию водных дождевых резервуаров: поднимать воду в город от реки совсем непросто. Самый большой резервуар сохранился до наших дней, за гигантские размеры его прозвали «Длинным водолазом»: его стены достигают высоты 15 м, и по нему перемещаются под землей на лодке. Как и прочие резервуары в Матере, «Длинный водолаз» предназначен для сбора дождевой воды, откуда она распределяется по всему городу.

Еще в первой половине ХХ в. стало ясно, что нельзя более оставлять людей в этом древнем месте, где люди жили в помещениях, сооруженных еще 9 тыс. лет назад. К тому же этот район постоянно страдал от малярии, распространявшейся от реки и застойных вод в старинных резервуарах. В 1950-х гг. большая часть населения Сасси была переселена в специально построенные современные районы, к западу и северу от исторического ядра города (многих пришлось переселять насильно, так они свыклись со своими пещерами). Так как денег на программу переселения не хватает, немало жителей Матеры и сегодня живут в скалах - без всяких удобств. Для многих ссматерани» такое положение привычно: уровень бедности здесь очень высок, а доходы населения - самые низкие в Италии.

Почти в самом центре Сасси высится кафедральный собор с квадратной в плане колокольней высотой 52 м. Это первая наземная церковь, принадлежавшая братству Христа Бичеванного. Собор был заложен еще в 1230 г., когда Матера стала резиденцией архиепископа. Строительство было завершено лишь в 1270-х гг. королем Сицилии Карлом I Анжуйским (1227-1285 гг.) . Поначалу собор был посвящен Св. Евстахию - покровителю города. В 1318 г. городские власти подняли статус собора, «перепосвятив» его в честь Мадонны делла Бруна. С тем же временем связано зарождение культа этой Мадонны и праздника Богоматери делла Бруна.

Каждый год 2 июля в пять утра через весь город проходит «Процессия пастухов» с картиной Богоматери. В полдень горожане идут шествием по Матере, сопровождая статую Мадонны делла Бруна, движущуюся на большой повозке из папье-маше, влекомой мулами. За повозкой следует архиепископ с клиром, охраняемые «рыцарями делла Бруна» в железных доспехах. По окончании шествия на площади Витторио Венета повозку оставляют, горожане разламывают ее на части и разбирают по домам - сена счастье».

В 1993 г. Сасси - «Город в скалах» - вместе с его древними скальными храмами и фресками в византийском стиле был внесен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ МАТЕРЫ

Исторические:

■ Исторический центр Сасси (районы Сассо Кавеозо, Сассо Бари-зано и Чивита, около 670 г.).

■ Водный резервуар Palombaro Lungo («Длинный водолаз», I тыс. до н. э.).

Архитектурные:

■ Замок Трамонтано (начало XVI в.).

■ Дворец ель Седиле (1540 г.).

■ Дворец Ланфранки (1668-1672 гг.).

■ Дворец д’Анунциата (1735 г.).

■ Фонтан Фердинанда (1832 г.).

■ Вилла Лонго (XIX в,).

Культовые:

■ Церковь Луции на мальве (VIII в,).

■ Церковь Богоматери Добродетели (IX в.).

■ Церковь Св. Варвары (IX—X вв.),

■ Церковь Св. Петра Баризано (X в.).

■ Церковь Богоматери Одигитрии (XII в.).

■ Церковь Св. Иоанна (XII в,).

■ Церковь Св. Франциска Ассизского (XIII в.).

■ Церковь Сан-Доменико (1230 г.).

■ Кафедральный собор Матеры (1270 г.).

■ Церковь Св. Клары (конец XVII в.).

■ Монастырь Св. Августина (1592 г.).

Культурные:

■ Палеонтологический музей.

■ Музей современной скульптуры MUSMA.

■ Национальный музей средневекового и современного искусства.

■ Национальный музей Доменико Ридола.

■ Археологические раскопки на холме Тиммари.

Природные:

■ Национальный парк плоскогорья Альта-Мур-джа.

■ Исторический природный и археологический парк Мурджа-Матерана (Сассо, плато Мурджия, ущелье реки Гравина, 1990 г.).

■ Природный заповедник и озеро Сан-Джулиано.

■ Холм Тиммари.

ЛЮБОПЫТНЫЕ ФАКТЫ

■ Матера - это еще и название средненеолитической керамики, которую находят в обнесенных рвами древних поселениях и пещерах в районе города Матера и других местах Южной Италии. Это темная лощеная керамика в виде кубков и кувшинов, с прямоугольным геометрическим орнаментом, процарапанным после обжига и заполненным красной охрой. Таюке матерой называют темную тонкостенную посуду, расписанную широкими полосами алого цвета.

■ Некоторые исследователи полагают, что Матера была основана древними греками. В доказательство они приводят старый герб города с изображением вола и колосьев пшеницы - очень распространенный символ Древней , встречающийся на монетах. Изображение быка с тремя колосьями пшеницы сохранилось на гербе города и до наших дней. Герб несет девиз Bos Lassus Firmius Figit Pedem, который можно перевести с латинского, как «Вол устал тянуть ярмо», что отражает события многовековой давности, когда горожане взбунтовались против налогов и запугиваний со стороны феодалов.

■ Нет единства мнений и относительно названия города, которое могло произойти от mata (груда камней), meteoron (звездное небо, так как в ночное время дома-пещеры Сасси, освещенные изнутри, походили на него), madre terra (Мать-земля), matterah (тюрьма) или те terah (чистая вода).

■ В историческом центре Сасси было построено много садов, прямо над пещерами, которые в эпоху Возрождения использовались как кладбища. Создалась парадоксальная ситуация: люди жили под землей, а усопших хоронили буквально у себя над головой.

■ Дома вырезаны в известняке так, чтобы летом солнечный свет падал в жилище сверху вертикально и не раскалял помещение, а зимой проникал под углом глубже в гроты и согревал их. Это, в частности, помогало круглый год поддерживать довольно высокую температуру в домах-пещерах.

■ Водные резервуары Матеры построены так, что в них происходит естественная фильтрация воды: каменные полости вырезаны в виде перевернутого конуса, твердые частицы оседают в узкой части отстойника, а на поверхности сохраняется вода, пригодная для употребления. Один-два раза в год цистерну чистили: через горловину опускали маленького ребенка, выскребавшего грязь.

■ Быт жителей Матеры был крайне просто обустроен из-за тесноты. Кровать, как правило, была одна - широкая и очень высокая, до 120 см от пола: так было теплее, и под кроватью оставалось место для сена (скот и птицу держали в соседней комнате) и дров. Дети спали в выдвинутых ящиках комода. Стол был маленький, за ним сидели мать с отцом, а дети ели стоя.

■ Электричество появилось в Матере только в 1930-х гг.

■ В годы Второй мировой войны Матера прославилась исключительной отвагой своих горожан, первыми на юге Италии выступивших с оружием в руках против итальянского и немецкого фашизма. После войны город был награжден государственной Серебряной медалью «За воинскую доблесть - (Аl valore militare) - как сказано в аттестате, «за исключительное самопожертвование».

■ Необычный вид города, вызывающий ассоциации с библейским описанием Иерусалима, привлекал выдающихся кинорежиссеров, снявших здесь такие известные художественные фильмы, как «Евангелие от Матфея» (Пьер Паоло Пазолини, 1964 г), «Христос остановился в Эболи» (Франческо Рози, 1979 г), «Царь Давид» (Брюс Берес-форд, 1985 г.), «Страсти Христовы» (Мел Гибсон, 2004 г.), «Омен» (Джон Мур, 2006 г.), «Бен-Гур» (Тимур Бекмамбетов, 2016 г.).