Как использовать штамп в фотошопе. Ретушь и коррекция: инструмент Штамп и другие

17.04.2019

Сегодня мы рассмотрим работу инструмента Фотошоп «Штамп», а также познакомимся с его модификатором - «Узорный штамп». Принцип действия этих инструментов почти одинаковый, но все же существуют некоторые отличия в работе данных инструментов. Этот инструмент очень часто применяется для ретуши изображений, - замена редактируемой области новым фрагментом, который находится в исходном файле, или замена сохраненным узором (отдельным фрагментом исходного файла). Пока все немного в тумане..., но вскоре все прояснится, когда мы увидим эти инструменты в работе.

Инструмент «Штамп» (S)

Инструмент Photoshop «Штамп» , быстрый вызов инструмента - латинская буква «S». Принцип действия данного инструмента очень похож на принцип действия инструментов «Восстанавливающая кисть » и «Заплатка», которые мы уже рассматривали в данном цикле статей.

Удерживая нажатой клавишу «Alt», выбираем на изображении источник для замены, кликнув по изображению в определенной точке. После того, когда образец взят, передвигаем курсор в то место, где будет происходить замена фрагмента, после чего производим замену, см. видеоролик справа.

Не обращайте внимание на качество замены в приведенном примере. Здесь всего лишь продемонстрирован сам принцип работы инструмента . Если хорошенько постараться, этот инструмент способен затереть (заретушировать) самые невероятно сложные участки изображения.

Применяя различные режимы наложения, прозрачность, нажим, поворот и т.д., можно добиться превосходных результатов ретуши. К этому инструменту мы обязательно вернемся в будущих уроках по Фотошоп , т.к. этот инструмент - один из самых востребованных в фотообработке.

Инструмент «Узорный штамп» (S)

Инструмент Photoshop «Узорный штамп» , быстрый вызов инструмента - латинская буква «S». Работа этого инструмента продемонстрирована на видеоролике выше.

Также как «Штамп», этот инструмент призван производить замену изображения заранее взятым образцом . Но образец он может брать не только из исходного изображения, он может брать образец из любого фрагмента находящегося в палитре «Узор», см. скриншот справа. Видимо поэтому этот инструмент назвали - «Узорный штамп».

Добавить фрагмент изображения в палитру «Узор» можно так как показано на видеоролике выше (к сожалению не поместилась вся панель параметров). Чтобы взять образец из исходного изображения, необходимо инструментом «Прямоугольная область » выделить необходимую для образца область. После того, как мы выделили нужный фрагмент, нам нужно его превратить в «Узор». Для этого, выбираем пункт «Определить узор...» в меню «Редактирование», см. скриншот выше. Кликаем по этому пункту меню, после чего подтверждаем имя нового узора нажав кнопку «OK». Таким образом мы создали фрагмент исходного изображения (узор), который будем использовать в работе инструмента «Узорный штамп», или при «Заливке слоя» - заливке выделенной области.

Судя по своему многолетнему опыту работы с инструментом Фотошоп «Узорный штамп», при обработке фотографий я отдаю предпочтение инструменту «Штамп». Он для меня удобнее чем узорный. Но бывают моменты, что приходится применять именно «Узорный штамп». Вот так, в двух словах, сегодня я рассказал вам об этом замечательном инструменте графического редактора Photoshop CS .
На этом пока все, спасибо за внимание.

Еще по данной теме:

Комментарии (7 )

Валентина 30.11.2014 16:13

Доброго времени суток вам Андрей! У меня к вам вопрос по инструменту "штамп". Дело в том что у меня штамп стал работать непонятно, если я хочу например заретушировать определённое место в работе, беру простой штамп, удерживая клавишу Alt , щёлкаю мышкой определяя место, но в итоге у меня начинает двигаться всё изображение вслед за курсором мышки... и я никак не могу заретушировать место, которое мне надо.. как исправить или настроить мне инструмент штамп, что бы работал нормально? За раннее большое спасибо за помощь! С ув. Валентина.

Andrey Ko 05.12.2014 17:12

Здравствуйте, Валентина! В моей практике работы в этом графическом редакторе подобный случай не встречался, поэтому не смогу дать дельный совет по решению данной проблемы. Возможно, что изменились настройки мышки или какие-то настройки в самом Фотошопе. Какой версией Фотошопа Вы пользуетесь?

Валентина 05.12.2014 19:23

Здравствуйте Андрей! Я пользуюсь версией CS5! Настойки фотошопа я все пересмотрела, они без изменений, т.е. те же что и были до проблемы возникшей с инструментом Штамп... И кому бы я не задавала свой вопрос, все отвечают что с такой проблемой не сталкивались.. Я сама редко использую штамп в своих работах, поэтому и обратила внимание не сразу... Спасибо что ответили!

Инструмент Clone Stamp (Клонирующий штамп) предназначен для нанесения одной части изображения поверх другой части этого же изображения или любого другого открытого документа, имеющего тот же цветовой режим. Кроме того, можно переносить часть изображения из одного слоя в другой. Инструмент Clone Stamp (Клонирующий штамп) полезен для копирования объектов или удаления дефектов в изображении.

При работе с этим инструментом коррекция состоит в замене области дефекта образцами из близлежащих областей. Ее рациональнее всего выполнить, используя специальный инструмент Clone Stamp (Клонирующий штамп) (рис. 10.6, а ). Ороем документ ВЕРБЛЮД.jpg (рис. 10.6, б ), находящийся на прилагаемом диске.

1. Выберите инструмент Clone Stamp (Клонирующий штамп) на палитре итрументов, его можно включить также нажатием клавиши . Курсор при перемещении данного инструмента по изображению примет форму маленького штампа.

2. Рассмотрите палитру Options (Параметры). Так как у вас уже включен инстрент Clone Stamp (Клонирующий штамп), то в палитре отображаются паретры этого инструмента.

3. Для продолжения рисования с той точки, где была отпущена кнопка мыши, нбходимо выбрать параметр Аligned (Выравнивание). При снятом флажке Аligned (Выравнивание) рисование всегда начинается с первоначально вранной пробной точки. Снимите в палитре флажок Аligned (Выравнивание). Установите обычный режим наложения и непрозрачность 100%. В документе только один слой, поэтому положение флажка Use All Layers (Использовать все слои) не имеет значения.

4. Перейдите в поле Brush (Кисть). С инструментом Clone Stamp (Клонирующий штамп) можно использовать любой кончик кисти, что позволяет точно контрировать размер области клонирования. Выберите среднюю кисть с мягкими краями.

5. Параметр Sample (Пример) регулирует применение штампа на текущем слое или на всех слоях. Для управления процессом переноса изображения можно изменять настройки прозрачности и количества краски.

Рис. 10.6. Палитра инструмента Clone Stamp (а ), первоначальное изображение (б ), клонированное без выравнивания (в );

палитра Clone Source (г )

6. Теперь - важный творческий момент! Чтобы на месте исправленного дефекта не было заметно заплатки, надо правильно выбрать область-источник: с тем же цветом, такой же освещенностью и т. д. В данном случае рекомендация может

быть следующей: выбирайте для клонирования фрагмент наиболее близкий к тому, который необходимо восстановить, но так, чтобы при установке кисти в выбранной для клонирования исходной точке область кисти целиком помещась на качественном куске изображения, а не на "грязном" и "рваном".

7. Для использования инструмента Clone Stamp (Клонирующий штамп) слует позиционировать курсор мыши в область, из которой нужно произвести копирование (клонирование) пикселов, чтобы затем рисовать в другой области. Установите точку выборки, переместив курсор на выбранное место, нажмите клавишу , а затем кнопку мыши. Тем самым вы зафиксировали центр клонируемой области.

8. Переместите курсор на дефект, нажмите кнопку мыши и пробуйте "рисовать". При этом надо проявить определенную сноровку, чтобы видеть крестик, опреляющий место, с которого копируется изображение, и одновременно видеть и правильно направлять процесс копирования.

9. Немного порисовав выбранным клоном, смените точку клонирования. Повтяйте рисование и смену точки, пока не измените всю фотографию (рис. 10.6, в ). Вместо одной девочки появилось несколько и все близняшки.

10. При клонировании фрагментов изображения можно воспользоваться палитрой Clone Source (Клонирование источника), для задания дополнительных точек выборки, нажав кнопку источника клонирования (рис. 10.6, г ).

Клонировать - означает повторять произвольные области изображения в интерактивном режиме. Различие между клонированием с выравниванием (aligned) и без выравнивания (non-aligned) заключается в способе переноса изображения. В режиме с выравниванием прерывание рисования (отпускание и нажатие кнопки мыши) не влечет разрыва изобрения, а во втором режиме каждое нажатие кнопки начинает новое изображение.

11. В палитре Clone Source (Клонирование источника) для масштабирования или поворота клонируемого источника можно ввести значения в поля "W" (Шира) и "H" (Высота) или угол поворота в градусах . (Отрицательные значия ширины и высоты приводят к отражению исходного изображения). Для отображения перекрытия клонируемого изображения необходимо выбрать поле Show Overlay (Показать наложение) и установить его параметры.

12. При желании полученный результат можно сохранить.

Работа в Adobe Photoshop является трудным процессом, требующим определенных умений. Все зависит от того, что вы собираетесь сделать с фотографией, которую нужно отредактировать. Чаще всего требуется убрать с лица морщины, неровности, мешки и лишние тени. Для всего этого в "Фотошопе" существует инструмент "штамп". Чтобы понять, как пользоваться "штампом" в "Фотошопе", нужно следовать нескольким простым шагам.

Для чего нужен "штамп"

На теле каждого человека имеются свои определенные изъяны, которые, при работе с качественной камерой, будут сильно выделяться на готовой фотографии. Для того чтобы их ликвидировать, нужно использовать "штамп".

Например, на верхней одежде фотомодели есть неровности, заплатки или пыль. Из-за этого фотография может показаться испорченной. Но это, конечно же, не так! "Штамп" способен это скрыть.

Правда, существуют и еще инструменты, которыми можно улучшать качество снимков, но "штамп" выполняет ключевую функцию в редакции фотографии: ретушь.

Несложно научиться тому, как пользоваться инструментом "штамп" в "Фотошопе". Главное - практиковать этот навык, и результат не заставит себя ждать.

Как убрать прыщи

Чтобы сделать лицо на фотографии чистым, свежим и убрать лишние пятна и следы воспалений с кожи, нужно сделать следующее:

  • Создайте новый слой при помощи сочетания клавиш Ctrl+j.
  • Выберите инструмент "штамп", который находится с левой стороны, под инструментом "кисть".
  • В разделе "размер" подберите оптимальный для вас размер штампа.

  • Зажав клавишу Alt, нажмите на тот участок кожи, где прыщей нет. Лучше всего подходят те места, где цвет более-менее сочетается с любой другой областью на лице.
  • Отпустите кнопку Alt и наведите курсор на места, где есть прыщи. Нажмите левую кнопку мыши. Вы увидите, как прыщ исчезнет.

  • Плавными движениями водите по участкам, которые надо закрасить, нажимая при этом левую кнопку мыши.
  • Вот и результат!

Данный метод объясняет, как сделать "штамп" в "Фотошопе" на человеческой коже.

Реставрация старых фотографий

"Штамп" способен и восстановить старое, потрепанное фото, но в том случае, если правильно использовать этот инструмент. Необходимо делать все то же самое, как и в случае с прыщами, только на шаге №5 вы должны остановиться.

После него следует действовать, не забывая один важный момент: так как "штамп" копирует область и цвет оттуда, куда вы будете нажимать, используя клавишу Alt, возникнет трудность с тем, чтобы не закрасить трещины на фото неподходящим для определенного участка цветом. Внимательно выбирайте "донорскую" область, иначе обработка снимка получится некачественной.

В принципе, это все, что важно помнить на тему того, как пользоваться "штампом" в "Фотошопе" для реставрации фотографии.

Стереть с фото лишний объект

Если вы захотите убрать лишнюю вещь или человека с выбранного вами снимка, то можете быть уверены, что "штамп" способен помочь и в этом.

Будьте осторожны, когда убираете человека с фотографии, так как можно задеть границы другого объекта, стирать который вы не планировали. Лучше всего при этом максимально приближать фотографию, чтобы тщательно прорабатывать мелкие детали. Если работа сложная, процесс может занять больше 20 минут.

В том случае, если вещи или люди расположены не рядом, а нарушают границы друг друга - одним "штампом" тут не обойтись. Придется использовать дополнительные инструменты и затратить значительно больше времени для достижения хорошего результата.

Мало знать, как пользоваться "штампом" в "Фотошопе". Важно уметь работать им в совокупности, с другими инструментами.

Создание идентичных элементов

Такой инструмент, как "штамп", способен не только убирать фрагменты с картинки, но и добавлять. Это делается практически по тому же принципу, как и стирание лишнего, но есть некоторые тонкости.

Когда вы зажимаете клавишу Alt и выбираете область, которую нужно "клонировать", следите за размером штампика, так как от него напрямую зависит, какой величины будет захваченная инструментом область.

После копирования наведите курсор на нужное вам место. Нажмите на левую кнопку мыши и скопированный фрагмент появится. Если откопировать лишь его часть или случайно захватить лишние объекты во время клонирования - придется начинать сначала.

Если вы все делаете правильно, результат будет таким же, как и на представленном в статье фото.

Опять же, все зависит от уровня сложности работы. При необходимости, рекомендуется прибегнуть к использованию дополнительных инструментов.

Вам решать, как пользоваться "штампом" в "Фотошопе". На сколько хватит вашей фантазии и времени, на столько продуктивной будет работа с данным инструментом.

На заметку

Существуют интересные факты по поводу работы с графическим редактором Adobe Photoshop, которые не только помогут научиться работать со штампом, но и облегчат процесс, требующий использования дополнительных инструментов. Следует знать следующее:

  • Вы можете уже не искать ответ на вопрос, как пользоваться штампом в "Фотошопе" CS6, так как эта инструкция подходит под любую версию программы.
  • "Штамп" можно использовать вместе с инструментом "восстанавливающая кисть", который располагается выше обычной кисти на панели инструментов. Работает "восстанавливающая кисть" так же, как и "штамп". Разница лишь в том, что она сильнее и плавнее сглаживает линии на фото. Она не копирует какую-либо область, а берет оттуда цвет и переносит на необходимый участок фотографии. При грамотном совместном использовании этих двух инструментов можно достичь невероятных результатов.

Эти советы помогут вам понять, как пользоваться штампом в "Фотошопе". Следуйте им, и ваши фотографии будут выглядеть так, как вы сами того пожелаете.

«Штамп» или Clone Stamp Tool относится к тем инструментам программы Photoshop, которые чаще всего используются при ретуши фотографий. Clone Stamp позволяет корректировать участки изображения, копируя поверх них пиксели из выбранного источника.

Вам понадобится

  • - программа Photoshop.

Инструкция

  • Для работы с инструментом Clone Stamp включите его, нажав клавишу S или кликнув по иконке инструмента в палитре инструментов.
  • Наведите указатель курсора на фрагмент фотографии, который послужит источником для копирования пикселей, и щелкните левой кнопкой мышки, нажав при этом на клавишу Alt.
  • Переместите указатель курсора на участок картинки, поверх которого вам требуется наложить скопированные пиксели, и кликните левой кнопкой мышки. Если вам нужно скопировать большой участок изображения, зажмите левую кнопку мыши и рисуйте штампом как обычной кистью. Крестик, перемещающийся по фотографии, будет указывать, с какой именно области копируются пиксели.
  • Размер кисти инструмента «Штамп» можно настраивать тем же способом, что и размер любой другой кисти. Кликните по стрелке в панели Brush под главным меню и отрегулируйте параметры Master Diameter и Hardness. Величина первого параметра определяет диаметр штампа, которым вы работаете, а второй параметр регулирует жесткость краев кисти. Выставив величину параметра Hardness на максимум, вы получите отпечаток с четкими краями. При небольшом значении этого параметра отпечатки кисти будут растушеваны по краям.
  • Инструменту Clone Stamp можно придать любую форму. Для этого выберите форму кисти из списка в панели Brush или на вкладке Brush Tip Shape палитры Brushes. Конечно, едва ли стоит использовать кисти в форме цветка или старой пленки для исправления дефектов кожи на снимке, разумнее для этого воспользоваться обычной круглой кистью. Тем не менее, возможность выбора формы кисти для этого инструмента существует.
  • Список Mode позволяет настроить режим наложения скопированных пикселей. Настройка Opacity дает возможность отрегулировать непрозрачность отпечатка, а параметр Flow – его интенсивность. При ретушировании портретов этому параметру присваивают значение около двадцати пяти-тридцати процентов для того чтобы сохранить текстуру редактируемого изображения.
  • По умолчанию Clone Stamp копирует пиксели только с активного слоя. Если в открытом документе больше одного слоя с разными настройками прозрачности, вы можете использовать для копирования все видимые пиксели, лежащие на разных слоях. Для этого поставьте галочку в чекбоксе Sample All Layers.
  • Инструменты клонирования, штампования и лечения в руках умелого ретушера могут быть крайне эффективными. Однако, если навыков обращения с ними недостаточно, то и результат будет оставлять желать лучшего. В этой статье речь пойдет о двух наиболее популярных инструментах лечения и штампования в Adobe Photoshop, а также об особенностях их корректного использования.

    Штамп (Clone Stamp Tool)

    Штамп (Clone Stamp Tool) - самый первый и известный инструмент «лечащей» группы. Основной принцип его использования состоит в дублировании определенных частей изображения с использованием таких основных понятий, как «источник» (или «донор»), «ретушируемая зона» (или «реципиент») и кисть.

    Используйте клавишу Alt+Клик для задания «источника»

    Чтобы заштамповать лист на изображении сверху, нужно выбрать в качестве источника участок изображения, сходный по яркости и текстуре с ретушируемой областью. В данном случае чистый участок травы слева идеально подойдет для наших целей.

    Сначала Alt-кликнем на зону, выбранную в качестве «донорской», затем, уже не удерживая никаких клавиш нажатыми, зарисуем лист. Изображение из донорской зоны будет использовано для «закрытия» дефекта.

    Для эффективного использования данного инструмента необходимо рассмотреть соответствующие настройки.

    Базовые настройки: жесткость кисти

    Ниже приведено изображение стандартных настроек штампа, удобных для большинства случаев его использования.

    Первая из настроек, с которыми необходимо разобраться - это настройка жесткости кисти.

    В Photoshop нет ограничений по использованию различных настроек кисти для Штампа (Clone Stamp Tool), что позволяет существенно расширить область применения данного инструмента. В большинстве случаев (в том числе в предыдущем примере) использование относительно небольшой круглой мягкой кисти даст наилучший результат.


    Жесткая кисть создает заметные границы

    Как видно, жесткая (твердая) кисть может часто создавать заметные границы в местах штампования. Переход значительно мягче справа - там использовалась мягкая кисть. Конечно, в обоих случаях на данном примере применение Штампа заметно за счет явно повторяющихся деталей. На практике этого эффекта нужно стараться по возможности избегать, по возможности почаще задавая новую область «источника».

    Базовые настройки: «образец» («источник»)

    В выпадающем меню Образец (Sample) настроек Штампа существует три опции: Текущий слой (Current Layer), Текущий и предыдущие (Current and Below) и Все слои (All Layers).

    Эти опции определяют, какие слои будут задействованы в качестве источника информации для штампования. Следующая иллюстрация показывает, как работает каждая из этих трех опций.


    Результат штампования зависит от выбора активного слоя и выбранной опции параметра Образец (Sample)

    Как видно, при выборе опции Текущий слой (Current Layer) Штамп игнорирует информацию о пикселях, не относящихся к активному слою. И наоборот - при выбранной опции Все слои (All Layers) Штамп использует информацию из всех видимых слоев (отключенные слои не учитываются). И наконец, опция Текущий и предыдущие (Current and Below) позволяет штампу использовать информацию из активного и всех низлежащих слоев. На практике последняя опция используется наиболее часто.

    Базовые настройки: корректирующие слои

    Последняя группа базовых настроек (обозначается перечеркнутым по диагонали черно-белым кружком справа от меню настроек образца) определяет, будет ли Штамп учитывать корректирующие слои (Adjustment Layers) при его использовании.

    Корректирующие слои, такие, как, например, Цветовой тон/насыщенность (Hue/Saturation), Яркость/Контраст (Brightness/Contrast), Кривые (Curves) и многие другие служат в Photoshop для недеструктивного изменения изображения и соответственного отображения слоев. Поэтому включение опции - очень часто является полезным, особенно при работе в режиме образца Все слои (All Layers). Это позволяет производить штампование, используя в качестве источника оригинальные, не измененные корректирующими слоями пиксели изображения, что весьма удобно при работе внутри структуры слоев.

    В случае работы с отключенной опцией Игнорировать корректирующие слои при штамповании (Ignore Adjustment Layers When Cloning) результат штампования будет учитывать изменения изображения, производимые корректирующими слоями. Последнее удобно при работе на верхнем слое в режимах Текущий и предыдущие (Current and Below) и Все слои (All Layers).

    На иллюстрации ниже выбор опции Образца (Sample) Все Слои (All Layers) при настройках по умолчанию приведет к тому, что при использовании Штампа на активном слое результатом станут пиксели оригинального изображения, измененные с учетом верхнего корректирующего слоя Яркость/Контраст (Brightness/Contrast). Это повлечет возникновение ошибки, так как к этим «уже измененным» пикселям корректирующий слой как бы применится повторно. Включение опции Игнорировать корректирующие слои при штамповании (Ignore Adjustment Layers When Cloning) поможет этого избежать.

    Лечащая кисть (Healing Brush)

    Лечащая кисть (Healing Brush), находящаяся в лечащей группе инструментов и откликающаяся на горячую клавишу J, очень похожа на Штамп (Clone Stamp Tool). Начинать ее использование нужно точно так же - с задания места «источника» лечения. Как и в случае со Штампом, делается это Alt+Кликом на «донорскую» область, схожую по текстуре с зоной, где располагается ретушируемый дефект. После определения «источника», необходимо аккуратно зарисовать дефект, и Лечащая кисть перенесет туда информацию из зоны «источника».

    Стоит отметить, что Лечащая кисть, в отличие от Штампа, не просто копирует информацию, но и подстраивает яркость и контраст копируемых пикселей «источника» к контрасту области ретушируемой зоны. Таким образом, визуально видимые следы использования инструмента на границах отретушированной области в большинстве случаев полностью незаметны. Эта автоматическая адаптация Лечащей кисти по яркости и контрасту (да и по цвету) делает ее невероятно полезным инструментом при работе со сложными поверхностями, формами и градиентами.

    Также это свойство Лечащей кисти позволяет до определенной степени отказаться от использования мягкой кисти, что особенно важно при ретуши кожи, когда задачей является по максимуму сохранить ощущение ее оригинальной текстуры.

    Дело в том, что у любой мягкой кисти, в том числе и Лечащей, существует зона спада непрозрачности. При ретуши зон со сложной текстурой (например, текстура кожи) мягкой Лечащей кистью в зоне спада непрозрачности «новая» текстура полупрозрачно накладывается на оригинальную, в результате чего происходит ее общее визуальное ослабление. Таким образом, при большом числе ретушируемых дефектов или большом радиусе кисти текстура кожи может стать сильно «замыленной» в целом, что ухудшит качество результата.

    На практике нужно стараться всегда работать максимально возможно жесткой кистью. Исключение составляет либо 1) работа кистями крайне малого радиуса (1-6 пикселей), когда зона спада непрозрачности становится пренебрежительно малой, либо 2) работа с высококонтрастными текстурами, когда использование жесткой кисти влечет за собой появление визуально заметных артефактов на границах ретушируемой области.

    Контрастные границы

    При работе Лечащей кистью (Healing Brush) следует проявлять определенную осторожность при работе около контрастных границ объектов. Данный инструмент стремится адаптироваться к ретушируемой области по яркости и контрасту, поэтому в случае сильного несовпадения данных параметров области «источника» с ретушируемой областью эта адаптация может привести к возникновению артефактов в виде «градиентов». Особенно часто такие артефакты возникают при ретуши выбившихся из прически волос.

    Поэтому для ретуши контуров прически инструментом выбора в большинстве случаев является Штамп (Clone Stamp Tool). Способы его наиболее корректного применения для ретуши границ прически описаны в статье .

    В общем же случае, для того, чтобы избежать возникновения артефактов при использовании Лечащей кисти (Healing Brush) в области контрастных границ объектов, необходимо, чтобы «источник» уже содержал в себе необходимый яркостной перепад. Иными словами, для ретуши дефектов на абстрактной границе объекта, необходимо при выборе «источника» Alt+Кликнуть на «здоровый» участок той же самой границы, а при ретуши «попасть» кистью в соответствующей части границы с дефектом так же, как если бы в качестве инструмента использовался Штамп (Clone Stamp Tool).

    © Стив Ласмин, октябрь 2015
    © Фотошкола Михаила Панина, 2015.

    Если Вам понравился этот материал, то мы будем рады, если Вы поделитесь им со своими друзьями в социальной сети: