Как определить полярность, не имея приборов. Аккумуляторы для легковых автомобилей

03.05.2019

Автомобильные аккумуляторы обладают такой характеристикой, как полярность. И при выборе нового аккумулятора, очень важно правильно определить нужную полярность. Иначе у вас могут возникнуть проблемы при его установке. В данной статье мы расскажем о том, как определить полярность аккумулятора автомобиля.

Наиболее распространённые схемы расположения токовыводов - это прямая и обратная полярность. Также существуют и весьма экзотические варианты расположения токовыводящих элементов, но на российском рынке они не прижились. Ошибка в выборе полярности не позволит использовать батарею по назначению – токоприёмные полюсные провода, скорее всего, просто не дотянутся до соответствующих клемм. Поэтому перед покупкой нового аккумулятора лучше уточнить, какая полярность у вашего текущего аккумулятора. Так вы сможете быстро сориентироваться и избежать ошибки.

Хотя данная ситуация не является катастрофической. Если на руках имеется чек (либо паспорт изделия со штампом торгующей организации), то в магазине можно без проблем поменять купленную батарею на ту, которая полностью соответствует требуемым критериям. Но вся эта процедура отнимает немало времени и душевных сил, к тому же ситуации бывают разные: торговая точка закрыта на переучёт, продавец по тем или иным причинам не вышел на работу… А как обменять аккумулятор, купленный в интернет-магазине? Разумеется, и в этом случае законодательство обязывает произвести возврат или обмен товара, но на это уйдёт гораздо больше времени.

Поэтому проще всего лишь один раз определить и запомнить тип полярности аккумулятора в вашем автомобиле. Сделать это весьма несложно. На аккумуляторных батареях ёмкостью до 110 А·ч токовыводы располагаются по длинной стороне. Расположите аккумулятор этой стороной к себе . На выводах, или рядом с ними, должны быть расположены значки «+» и «-», обозначающие соответствующие полюса. Если справа оказался плюсовой вывод (обычно он немного толще минусового), то это аккумулятор обратной полярности. А если «плюс» находится слева, то перед вами аккумулятор с прямой полярностью.

На отечественных легковых машинах (а также на большинстве автомобилей зарубежных марок, чья сборка осуществляется на территории России) установлены аккумуляторные батареи с прямой полярностью. На иномарках, собранных в других странах, установлены аккумуляторы с обратной полярностью.

Определение полярности аккумуляторов для грузовых автомобилей происходит схожим способом. Поворачиваем аккумулятор стороной с токовыводами от себя (на грузовых аккумуляторах это короткая сторона) и смотрим где плюс и где минус. Если плюсовая клемма находится справа, то это так называемая обратная или европейская полярность. Если же плюсовая клемма слева, то это прямая или российская полярность.

Слева — европейская или обратная полярность, справа — российская или прямая полярность

Если вы осмотрели свой аккумулятор, но вам не удалось определить где у вас «Плюс» и «Минус», то вы можете обратить внимание на толщину токовыводящих клем. На большинстве используемых в Европе и России аккумуляторов толщина токовыводящих элементов задаётся единым стандартом - на плюсовой клемме она составляет 19,5 мм, а на минусовой - 17,9 мм. Разница между ними заметна не вооруженным взглядом, плюсовая клемма заметно толще. Но, также встречаются аккумуляторы с тонкими клеммами. У них толщина плюсовой клеммы - 12,7 мм, а минусовой - 11,1 мм.

Видео об определении полярности аккумулятора

Ошибка при подключении аккумулятора во время присоединения к бортовой сети автомобиля – частая причина отказа электрооборудования авто.

Несмотря на то, что обозначения полярности на АКБ легко читаемы, имеют рельефную структуру, положительная и отрицательная клеммы аккумуляторной батареи отличаются по размеру, переполюсовка часто встречается в практике автолюбителей. В связи с чем у них иногда возникает вопрос: как можно определить полярность аккумулятора, если стерлась маркировка?

Неправильное подключение (когда путают «плюс» и «минус») чаще всего происходит по следующим причинам:

  • человеческий фактор, прежде всего, невнимательность, при замене одной АКБ на другую, особенно в процессе многозадачного ремонта;
  • сильный износ обозначений, повреждения корпуса АКБ;
  • неправильный заряд аккумуляторной батареи от стационарного зарядного устройства (очень редко, но случается при полном разряде аккумулятора);
  • установка разъемов нештатных цветов в автомобиле (обычно проводка минусовой клеммы – черная, плюсовой – красного цвета);
  • нетрадиционная полярность кузовной шины (есть автомобили, где на массу заземляется плюсовой вывод аккумуляторной батареи, то есть сам авто имеет обратную полярность).

Ошибка при подключении клемм АКБ непременно приводит к выходу из строя элементов и узлов электрооборудования автомобиля, иногда очень серьезным. Поэтому при подключении аккумуляторной батареи к бортовой сети автомобиля следует уделять особое значение определению его полярности.

Стандарты прямой и обратной полярности аккумулятора — что это такое?

В современных аккумуляторных батареях для легкового автотранспорта на корпусе АКБ располагаются две клеммы: плюсовая и минусовая. Рядом с этими клеммами располагаются обозначения «минус» и «плюс» в виде арифметических знаков “ –“ и “+”, Согласно международному стандарту эти обозначения выполняются в рельефном исполнении, чтобы облегчить определение полярности в темное время суток.

Прямая либо обратная полярности определяются путем установки АКБ наклейкой или табличкой вперед. При отсутствии табличек АКБ располагается клеммами вперед.

Если плюсовая клемма находится справа, а минусовая клемма – слева, то полярность считается обратной (или европейской). Если плюсовая клемма расположена слева, а минусовая клемма справа, то полярность считается прямая (иногда ее называют — российская полярность). Очевидно, при этом руководствуются принятой полярностью курских аккумуляторов, которые ранее устанавливались на Москвич и Жигули.

При этом клеммы могут располагаться внутри геометрических размеров корпуса аккумулятора (условно классифицируются, как европейское исполнение) или выступать над верхней крышкой (азиатское).

Размеры положительных и отрицательных клемм (диаметр) также отличаются: положительная клемма всегда немного толще относительно отрицательной .

Перед приобретением аккумулятора для своего автомобиля следует изучить следующие параметры установочного штатного места:

  • габаритные размеры, отведенные под АКБ;
  • метод крепежа;
  • полярность подключения (прямая или обратная);
  • размер клемм;
  • расположение газоотвода.

Для облегчения процесса выбора некоторые производители предлагают автоматизированный онлайн-каталог, с помощью которого можно быстро и без ошибок определить необходимую модель АКБ. Как правило, в модельной линейке большинства производителей есть аккумуляторы прямой и обратной полярности.

В некоторых автомобилях размеры выводов клемм позволяют подключить аккумулятор любой полярности. С одной стороны, эта универсальность является плюсом. Однако, вероятность неправильной установки полярности (переполюсовки) в этом случае увеличивается.

Как определить полярность аккумуляторной батареи в случае отсутствия маркировки

По размеру клемм

Если обозначения «плюс» и «минус» на корпусе аккумулятора отсутствуют, можно руководствоваться диаметром клемм: плюсовая клемма всегда немного толще минусовой . При этом можно попробовать последовательно подключать минусовую клемму к клеммам АКБ (положительную в это время не трогать, лучше изолировать!). На минусовой вывод аккумуляторной батареи клемма будет надеваться, на плюсовой – заходить с трудом либо не одеваться вообще. Но следует понимать, что такой метод не обладает стопроцентной точностью.

Мультиметром

Надежнее для определения полярности аккумулятора использовать мультиметр. Для этого его необходимо переключить в режим измерения постоянных напряжений U (предел измерений 20 Вольт). Далее подключить черный щуп мультиметра к предполагаемому минусовому выводу АКБ. Красный щуп мультиметра подключить к другой клемме. Если показания вольтметра будут положительные (на цифровом табло будет просто около 12 вольт), то ваши предположения оправдались: черный щуп подключен к минусу, красный – к плюсу. Если на табло будет величина « — 12 Вольт», значит, красный щуп подключен к минусовой клемме.

По налету на клеммах

Косвенным способом определения полярности «подгулявших» аккумуляторов является повышенное оксидное загрязнение положительной клеммы (зеленоватый или белый налет).

В любом случае, лучше пользоваться всеми доступными методами определения полярности перед тем, как подключить аккумулятор к бортовой сети автомобиля.

Последствия неправильного подключения

В практике автоэлектриков встречаются различные случаи переполюсовки аккумулятора (неправильной установки полярности). В большинстве случаев она является следствием обычной невнимательности, спешки.

Иногда в процессе эксплуатации автомобиля устанавливаются провода подключения клемм АКБ другого цвета, что также может привести к ошибке.

Есть случаи неправильной зарядки. Если аккумулятор разряжается практически полностью, то существует вероятность заряда АКБ в обратной полярности с помощью зарядного устройства, если перепутать его выводы.

Разберем последствия неправильной полюсовки в порядке их значимости.

1. Выход из строя генератора

Наступает в 90% случаев, особенно когда АКБ заряжен хорошо. Может привести к возгоранию электропроводки.

Вероятнее всего в генераторе выходит из строя одно из плеч выпрямительного моста (два диода). Иногда могут пробить две-три пары диодов. При переполюсовке получается, что они соединяются в прямом включении, через них протекает большой ток, они пробиваются. Пробитый диод имеет практически нулевое сопротивление. При этом протекает огромный ток, который может вызвать возгорание электропроводки либо вывести из строя аккумуляторную батарею.

Некоторые производители в цепь генератора включают плавкую ставку (предохранитель), чтобы избежать подобных ситуаций. В любом случае, если произошла переполюсовка, необходимо .

2. Поломка электронных блоков управления

Наиболее чувствителен в этом случае . При выходе его из строя двигатель прекращает заводиться. Большинство производителей в блоки управления ставят защиту по питанию на этот случай и на случай неправильной работы генератора.

Обычно она представляет собой мощный стабилитрон, подключенный параллельно питающей шине. Он пробивается при переполюсовке и повышенном напряжении генератора. Ремонт блока заключается в замене этого стабилитрона. В экстренном случае можно просто выкусить стабилитрон, работоспособность блока восстановится.

3. Перегорание предохранителей

Это более безобидная неисправность. Обычно перегорает до 20% всех предохранителей, установленных в автомобиле. Поэтому после переполюсовки следует методично проверить абсолютно все предохранители, начиная от мощных распределительных в подкапотном пространстве и заканчивая салонными. Предохранители следует заменять на аналогичные номиналы, ни в коем случае не большего, иначе они будут неэффективны.

После проверки генератора и следует вновь подключить аккумуляторную батарею, произвести пробный запуск двигателя. Если автомобиль завелся, дать ему поработать минут десять, после чего проверить степень нагрева генератора. Если он сильно повысил свою температуру, значит, пробит диодный мост, генератор обязательно требует ремонта.

Далее проверяют работоспособность всех электрических узлов и систем автомобиля: блока ABS, кондиционера, климат-контроля, управления кузовом, освещение, щетки, автомагнитола и так далее. Если все исправно, во время первых поездок после переполюсовки контролируют наличие посторонних запахов в салоне и подкапотном пространстве.


Сканер для самостоятельной диагностики автомобиля

Как определить полярность неизвестного вам источника питания? Давайте предположим, что вам в руки попался какой-то блок питания постоянного напряжения, батарейка или аккумулятор. Но… на нем не обозначено, где плюс, а где минус. Да, дело быстро решается , но что делать, если у вас его нет под рукой? Спокойно. Есть три проверенных рабочих способа.

Думаю, это самый простой способ определения полярности. Первым делом наливаем водичку в какую-нибудь емкость. Желательно не металлическую. От источника питания с неизвестными клеммами отводим два провода, отпускаем их в нашу водичку и смотрим внимательно на контакты. На минусовом выводе начнут выделяться пузырьки водорода. Начинается электролиз воды.

С помощью сырого картофеля

Берем сырую картофелину и разрезаем ее пополам.


Втыкаем в нее два наших провода от неизвестного источника постоянного тока и ждем 5-10 мин.

Около плюсового вывода на картошке образуется светло-зеленый цвет.


С помощью вентилятора от ПК

Берем вентилятор от компьютера. Он имеет два вывода, а иногда даже три. Третий может быть желтый провод — датчик оборотов. Но его мы все равно использовать не будем. Нас волнуют только два провода — это красный и черный. Если на красном проводе будет плюс, а на черном — минус, то вентилятор у нас будет вращаться


Если же не угадали, то лопасти будут стоять на месте.


Вентилятор используем, если известно, что напряжение источника питания от 3 и до 20 Вольт. Подавать на вентилятор напряжение более 20 Вольт чревато для него летальным исходом.

Заключение

В заключении хотелось бы сказать, что с переменным током эти фишки не прокатывают. А как вы знаете, переменный однофазный ток состоит из двух проводов — фазы и ноля, кто не помнит, как их можно определить, прошу заглянуть вот сюда . Хочется также пожелать вам, чтобы вы никогда не путали полюсовку, потому что «защиты от дурака» (защиты от переполюсовки) ставят не во всех электронных приборах.

Электрический ток, протекая через светодиод в прямом направлении, вызывает оптическое излучение. Обратное его включение в электрическую цепь не даст такого эффекта и даже может вывести светодиод из строя. Чтобы избежать неприятностей в эксплуатации, этот электронный компонент нужно протестировать, т. е. определить его полярность. Приведенные ниже методики определения вывода минуса и плюса чаще всего применяют для маломощных излучающих диодов в корпусе диаметром 3.5, 5.0, 10.0 мм.

Визуальное различие выводов анода и катода

Новый светодиод, как правило, имеет два вывода (ножки), один из которых немного длиннее другого. Длинный вывод – это анод. Его подключают к плюсу источника питания. Короткий вывод – это катод, который соединяют с минусом или общим проводом. Иногда вывод катода отмечают точкой или небольшим срезом на корпусе. Паяный светодиод или бывший в эксплуатации имеет укороченные ножки одной длины. В этом случае определить где плюс, а где минус нужно путём внимательного рассмотрения кристалла сквозь пластиковую линзу. Анод (плюс) выделяется гораздо меньшим размером контакта внутри линзы по сравнению с катодом. Контакт катода (минус), в свою очередь, напоминает флажок, на котором размещается кристалл.

При ремонте электронных блоков могут попадаться светоизлучающие диоды с нестандартной цоколевкой. Производитель может маркировать их со стороны ножек или делать утолщение одного из выводов. Иногда цоколевка таких светодиодов интуитивно не понятна, а особенное строение не позволяет визуально определить полярность. В таких случаях придётся прибегнуть к электрическому замеру.

Определение полярности источником питания

Для быстрого тестирования понадобится источник тока с напряжением от 3 до 6 вольт (батарейка или аккумулятор), резистор сопротивлением 300–470 Ом любой мощности и, непосредственно, светодиод. Ввиду малого значения обратного напряжения, не рекомендуется проверять светодиод от источника с напряжением больше 6 В. Резистор нужно подпаять к одной из ножек и затем коснутся контактов источника питания. Дотрагиваясь анодом к плюсу, а катодом к минусу, исправный излучающий диод будет светиться. Работники ремонтных мастерских часто вооружаются севшими трёхвольтовыми батарейками из системной платы компьютера или настенных электронных часов (CR2032). Убедившись, что ток такой батарейки не превышает 30 мА, её кратковременно вставляют между выводами светодиода без резистора. Плюс и минус определяют по его свечению.

Проверка мультиметром

Мультиметр – маленький помощник настоящего мастера. Его еще называют тестером за то, что он может диагностировать большинство электронных компонентов, выявить короткое замыкание, измерить основные электрические параметры. Проверка светодиода мультиметром даёт следующие преимущества и определяет:

  • полярность (анод, катод);
  • цвет свечения;
  • пригодность к использованию.

Определить полярность светодиода можно одним из трёх способов. В первом случае, чтобы провести измерения, нужно установить переключатель тестера в положение «проверка сопротивления – 2 кОм» и кратковременно касаться щупами выводов. Когда красный (плюс) щуп коснётся анода, а чёрный (минус, подключенный к разъёму СОМ мультиметра) – катода, на экране мигнёт число в пределах 1600–1800. Такое тестирование неисправного полупроводникового прибора будет высвечивать на экране только единицу. Недостаток метода заключается в отсутствие засветки кристалла.

Второй способ подразумевает установку переключателя в положение «прозвонка, проверка диода». Касаясь красным щупом анода, а чёрным катода, светодиод слегка засветится. На экране отобразится число, величина которого зависит от типа и цвета излучающего диода.
Третий способ позволяет обойтись без щупов. Для этого в тестере должен присутствовать отсек для проверки PNP и NPN транзисторов. К счастью, большинство моделей оснащено такой функцией. Для определения полярности понадобятся два гнезда с обозначением Е – эмиттер и С – коллектор. Как известно, на коллектор PNP-транзистора подают отрицательное смещение. Поэтому во время тестирования светодиода он засветится, если катод вставить в отверстие с надписью «С», а анод в отверстие с надписью «Е» отсека PNP. Определяя полярность в отсеке NPN, свечение исправного светодиода появится, если ножки поменять местами. Данный метод – самый быстрый и эффективный, а свечение достигает максимальной яркости. Щупами мультиметра можно протестировать и другие виды светодиодов. Например, в режиме прозвонки можно засветить отдельные сегменты светодиодного индикатора. Кроме одноцветных светодиодов, в пятимиллиметровом корпусе выпускают двухцветные и многоцветные аналоги. Причём они могут иметь 2, 3 или 4 вывода. Двухвыводные двухцветные светоизлучающие диоды визуально имеют сложную форму кристалла. При проверке тестером плюса и минуса они проводят ток в обоих направлениях, но светятся разными цветами. Определение полярности светодиода с 3 или 4 выводами заключается в поиске общего минуса или плюса, что зависит от производителя. Для этого щупами мультиметра перебирают выводы и фиксируют свечение кристалла.

Узнаем сегодня, как определить полярность связи и зачем это нужно. Раскроем физический смысл рассматриваемой величины.

Химия и физика

Когда-то все дисциплины, посвященные изучению окружающего мира, объединялись одним определением. И астрономы, и алхимики, и биологи были философами. Но сейчас существует строгое распределение по разделам науки, а большие университеты точно знают, что нужно знать математикам, а что - лингвистам. Впрочем, в случае химии и физики четкой границы нет. Часто они взаимно проникают друг в друга, а бывает, что идут параллельными курсами. В частности, спорным объектом является полярность связи. Как определить, относится эта область знания к физике или химии? По формальному признаку - ко второй науке: сейчас школьники изучают это понятие как часть химии, но без знаний по физике им не обойтись.

Строение атома

Для того чтобы понять, как определить полярность связи, сначала надо вспомнить, как устроен атом. В конце девятнадцатого века было известно, что любой атом нейтрален в целом, но содержит в разных обстоятельствах разные заряды. Резерфод установил, что в центре любого атома располагается тяжелое и положительно заряженное ядро. Заряд атомного ядра всегда целочисленный, то есть он составляет +1, +2 и так далее. Вокруг ядра располагается соответствующее количество легких отрицательно заряженных которых строго соответствует заряду ядра. То есть если заряд ядра +32, то вокруг него должны располагаться тридцать два электрона. Они занимают определенные позиции вокруг ядра. Каждый электрон как бы «размазан» вокруг ядра на своей орбитали. Ее форма, позиция и расстояние до ядра определяются четырьмя

Почему возникает полярность

В нейтральном атоме, расположенном вдалеке от других частиц (например, в глубоком космосе, вне галактики), все орбитали симметричны относительно центра. Несмотря на довольно сложную форму некоторых из них, орбитали любых двух электронов не пересекаются в одном атоме. Но если наш отдельно взятый атом в вакууме встретит на своем пути другой (например, войдет в облако газа), то он захочет взаимодействовать с ним: орбитали валентных внешних электронов вытянутся в сторону соседнего атома, сольются с ним. Возникнет общее электронное облако, новое химическое соединение и, следовательно, полярность связи. Как определить, какой атом возьмет себе большую часть общего электронного облака, расскажем далее.

Какими бывают химические связи

В зависимости от типа взаимодействующих молекул, разности в зарядах их ядер и силы возникающего притяжения, существуют следующие типы химических связей:

  • одноэлектронная;
  • металлическая;
  • ковалентная;
  • ионная;
  • ван-дер-ваальсова;
  • водородная;
  • двухэлектронная трёхцентровая.

Для того чтобы задаваться вопросом о том, как определить полярность связи в соединении, она должна быть ковалентной или ионной (как, например, у соли NaCl). В целом эти два типа связи различаются только тем, насколько сильно смещается электронное облако в сторону одного из атомов. Если ковалентная связь не образована двумя одинаковыми атомами (например, О 2), то она всегда слегка поляризована. В ионной связи смещение сильнее. Считается, что ионная связь приводит к образованию ионов, так как один из атомов «забирает» электроны другого.

Но на самом деле полностью полярных соединений не существует: просто один ион очень сильно притягивает к себе общее электронное облако. Настолько сильно, что оставшимся кусочком равновесия можно пренебречь. Итак, надеемся, стало понятно, что определить полярность ковалентной связи можно, а полярность ионной связи не имеет смысла определять. Хотя в данном случае различие между этими двумя типами связи - это приближение, модель, а не истинное физическое явление.

Определение полярности связи

Надеемся, читатель уже понял, что полярность химической связи - это отклонение распределения в пространстве общего электронного облака от равновесного. А равновесное распределение существует в изолированном атоме.

Способы измерения полярности

Как определить полярность связи? Вопрос этот далеко не однозначный. Для начала надо сказать, что раз симметрия электронного облака поляризованного атома отличается от аналогичной нейтрального, то и рентгеновский спектр изменится. Таким образом, смещение линий в спектре даст представление о том, какова полярность связи. А если требуется понять, как определить полярность связи в молекуле более точно, то надо знать не только спектр испускания или поглощения. Требуется выяснить:

  • размеры участвующих в связи атомов;
  • заряды их ядер;
  • какие связи были созданы у атома до возникновения этой;
  • какова структура всего вещества;
  • если структура кристаллическая, какие в ней существуют дефекты и как они влияют на все вещество.

Полярность связи обозначается как верхний знак следующего вида: 0,17+ или 0,3-. Стоит также помнить, что один и тот же вид атомов будет иметь непохожую полярность связи в соединении с различными веществами. Например, в оксиде BeO у кислорода полярность 0,35-, а в MgO - 0,42-.

Полярность атома

Читатель может задать и такой вопрос: "Как определить полярность химической связи, если факторов так много?" Ответ одновременно и прост, и сложен. Количественные меры полярности определяются как эффективные заряды атома. Эта величина является разностью между зарядом находящегося в определенной области электрона и соответствующей области ядра. В целом эта величина достаточно хорошо показывает некую асимметричность электронного облака, которая возникает при образовании химической связи. Сложность состоит в том, что определить, какая именно область нахождения электрона принадлежит именно этой связи (особенно в сложных молекулах) почти что невозможно. Так что, как и в случае разделения химических связей на ионные и ковалентные, ученые прибегают к упрощениям и моделям. При этом отбрасываются те факторы и значения, которые влияют на результат незначительно.

Физический смысл полярности соединения

Каков же физический смысл значения полярности связи? Рассмотрим один пример. Атом водорода H входит как во фтороводородную кислоту (HF), так и в соляную (HCl). Его полярность в HF равна 0,40+, в HCl - 0,18+. Это значит, что общее электронное облако гораздо сильнее отклоняется в сторону фтора, чем в сторону хлора. И значит, что электроотрицательность атома фтора намного сильнее электроотрицательности атома хлора.

Полярность атома в молекуле

Но вдумчивый читатель вспомнит, что, помимо простых соединений, в которых присутствуют два атома, существуют и более сложные. Например, чтобы образовать одну молекулу серной кислоты (H 2 SO 4), требуется два атома водорода, один - серы, и целых четыре кислорода. Тогда возникает другой вопрос: как определить наибольшую полярность связи в молекуле? Для начала надо помнить, что любое соединение имеет некоторую структуру. То есть серная кислота - это не нагромождение всех атомов в одну большую кучу, а некая структура. К центральному атому серы присоединяются четыре атома кислорода, образуя подобие креста. С двух противоположных сторон атомы кислорода присоединяются к сере двойными связями. С двух остальных сторон атомы кислорода присоединяются к сере одинарными связями и «держат» с другой стороны по водороду. Таким образом, в молекуле серной кислоты существуют следующие связи:

Определив по справочнику полярность каждой из этих связей, можно найти наибольшую. Однако стоит помнить, что если в конце длинной цепочки атомов стоит сильно электроотрицательный элемент, то он может «перетягивать» на себя электронные облака соседних связей, повышая их полярность. В более сложной, чем цепочка, структуре вполне возможны иные эффекты.

Чем полярность молекулы отличается от полярности связи?

Как определить полярность связи, мы рассказали. В чем состоит физический смысл понятия, мы раскрыли. Но эти слова встречаются и в других словосочетаниях, которые относятся к данному разделу химии. Наверняка читателей интересует, каким образом взаимодействуют химические связи и полярность молекул. Отвечаем: эти понятия взаимно дополняют друг друга и невозможны по отдельности. Это мы продемонстрируем на классическом примере воды.

В молекуле H 2 O две одинаковые связи H-O. Между ними угол в 104,45 градуса. Так что структура молекулы воды представляет собой нечто вроде двузубой вилки с водородами на концах. Кислород - это более электроотрицательный атом, он оттягивает на себя электронные облака двух водородов. Таким образом, при общей электронейтральности, зубчики вилки получаются немного более положительными, а основание - немного более отрицательным. Упрощение приводит к тому, что молекула воды имеет полюса. Это и называется полярностью молекулы. Поэтому вода - такой хороший растворитель, эта разница в зарядах позволяет молекулам чуть-чуть оттягивать на себя электронные облака других веществ, разъединяя кристаллы на молекулы, а молекулы - на атомы.

Чтобы понять, почему у молекул при отсутствии заряда существует полярность, надо помнить: важна не только химическая формула вещества, но и строение молекулы, виды и типы связей, которые в ней возникают, разница в электроотрицательности входящих в нее атомов.

Наведенная или вынужденная полярность

Помимо собственной полярности, существует еще и наведенная или вызванная факторами извне. Если на молекулу действует внешнее электромагнитное поле, которое значительнее существующих внутри молекулы сил, то оно способно изменить конфигурацию электронных облаков. То есть если молекула кислорода тянет на себя облака водорода в H 2 O, и внешнее поле сонаправлено с этим действием, то поляризация усиливается. Если поле как бы мешает кислороду, то полярность связи немного уменьшается. Надо отметить, что требуется приложить достаточно большое усилие, чтобы как-то повлиять на полярность молекул, и еще большее - чтобы повлиять на полярность химической связи. Достигается этот эффект только в лабораториях и космических процессах. Обычная микроволновка лишь усиливает амплитуду колебаний атомов воды и жиров. Но это никак не влияет на полярность связи.

В каком случае имеет смысл направление полярности

В связи с термином, который рассматривается нами, нельзя не упомянуть, и обратная полярность. Если речь идет о молекулах, то полярность имеет знак «плюс» или «минус». Это значит, что атом либо отдает свое электронное облако и таким образом становится чуть более положительным, либо, наоборот, тянет облако на себя и приобретает отрицательный заряд. А направление полярности имеет смысл только тогда, когда заряд движется, то есть когда по проводнику идет ток. Как известно, электроны движутся от их источника (отрицательно заряженного) к месту притяжения (положительно заряженного). Стоит напомнить, что существует теория, согласно которой электроны на самом деле движутся в обратную сторону: от положительного источника к отрицательному. Но в целом это не имеет значения, важен лишь факт их движения. Так вот, в некоторых процессах, например при сварке металлических частей, важно, куда именно присоединены какие полюса. Следовательно, важно знать, как подключена полярность: напрямую или в обратную сторону. В некоторых приборах, даже бытовых, это тоже имеет значение.