Как появилась электронная почта? История развития связи. Почта

21.08.2019

П очти всем пользователям сети Интернет когда-нибудь приходилось работать с электронной почтой (англ. e-mail, electronic mail), которая представляет собой технологию по отправке и получению электронных сообщений. Электронная почта, как и обычная (бумажная), имеет свою историю, к которой мы и обратимся.


Началось всё во времена, когда ещё не был разработан TCP (Протокол контроля передачи), а фраза «компьютер в каждый дом» относилась к научной фантастике. Тогда в 70-е годы XX века самой крупной сетью была ARPANET, и компьютер был важной и дорогостоящей техникой. Поэтому одним компьютером пользовалось сразу много человек. Для удобства была написана программа, позволяющая оставлять текстовые сообщения другим пользователям этого же компьютера, что представляло собой некий аналог сегодняшних гостевых книг и сетевых форумов, а файл, хранящий сообщения, назвали «Почтовый ящик». Современной электронной почтой это назвать было пока нельзя, т.к. вся переписка могла вестись только в пределах одного компьютера.

Стоить отметить, что в 1965 году сотрудниками Массачусетского технологического института была написана почтовая программа MAIL для операционной системы CTSS. Авторы программы Ноэль Моррис и Том Ван Влек сделали возможным обмен сообщениями в пределах одного мейнфрейма (большого компьютера). Многие считают именно этот момент началом электронной почты. Но, история современной электронной почты, которой мы пользуемся сейчас, берёт своё начало на шесть лет позже.

В конце 1971 года программист Рэй Томлинсон написал программу, которая позволила посылать сообщения на удалённый компьютер по протоколу CypNet, использующийся ранее для передачи файлов. Полученные сообщения помещались в файл – «Почтовый ящик».

Так и появилась электронная почта.

Практически сразу программа была им усовершенствована. Томлинсон разработал систему организации почтовых адресов: каждому пользователю компьютера присваивался адрес, состоящий из имени пользователя и сетевого имени его компьютера, которые разделялись знаком @ . Этот знак обозначал английский предлог at (в переводе на русский – «на»). Таким образом, выражение user@machine означало user at machine, т.е. такой-то пользователь на таком-то компьютере. После Томлинсон продолжил совершенствовать программу и в марте 1972 года сделал простой пользовательский интерфейс, позволяющий отправлять и загружать сообщения, используя сеть. Через полгода Лоуренс Робертс, коллега Томлинсона, на основе его программы создал свою, которая имела не мало сервисных функций.

Всего через полтора года, завоевав популярность в ARPANET, электронная почта служила для передачи 75% всех данных. А в 1975 году появилась первая почтовая рассылка писем с полезной информацией. Самой популярной рассылкой были новости мира научной фантастики.

В этом же году программист Джон Виттал написал программу MSG, которая включала все известные функции для работы с почтой. С этого момента электронная почта вышла на государственный уровень.

Сегодня значение адреса электронной почты встало на один уровень с адресом места жительства или номером мобильного телефона. Появилось множество почтовых сервисов, а вторая часть выражения user@machine интерпретируется иначе. Теперь вместо machine – конкретного компьютера, на котором работало несколько пользователей, подразумевается сервер, предоставляющий услуги электронной почты. Такой сервер обслуживает сотни миллионов пользователей.

В России среди самых популярных бесплатных серверов (по понятным причинам платным серверам таких высот не достигнуть) можно выделить Mail.ru, Yandex.ru, Hotmail.ru и Rambler.ru. Со всеми этими серверами могут работать почтовые программы Outlook Express и The Bat!

9 октября во всем мире отмечают Международный день почты. Сейчас, в эпоху интернета, бумажные послания практически вытеснены электронными, но представить жизнь без почты все равно невозможно. Каждый день миллионы людей получают друг письма, открытки и посылки из разных уголков света. сайт рассказывает, как зарождалась и развивалась почтовая служба в России.

От ямщиков до почтмейстеров

Почтовое дело стало зарождаться на Руси еще в X столетии. Правда, тогда послания и депеши отправляли преимущественно князья. Простые же люди должны были беспрекословно предоставлять княжеским гонцам коней и корм: такая повинность называлась «повозом». Позже, в XIII веке, появились первые почтовые станции - ямы - и почтовая повинность трансформировалась в ямскую. Между станциями также ходили лошади, которых предоставляло местное население. Гонцов на лошади возили сами крестьяне. Расстояние между ямами составляло до 100 километров. Таким образом, крестьянин мог «выбыть» из домашних дел на несколько дней. К тому же, такая работа не оплачивалась. Получать вознаграждение за свой труд ямщики стали только при Иване Грозном.

Почтовая служба в классическом ее понимании возникла в XVII веке, при этом ямское дело продолжало существовать параллельно с ней. Ямщики доставляли срочные послания в конкретное место, а почтальоны разносили много писем сразу строго в определенное время.

При Петре I ямская и регулярная почта слились в одну организацию, которой управлял генерал-почтмейстер. Высшими органами были почтамты, а внизу иерархической лестницы находились почтовые станции.

Ящики - на вес золота

Внутригородская почта появилась в России в 1833 году: она работала в Петербурге. Жители столицы могли отнести свои письма в один из 45 пунктов приема. Трижды в день письма отвозили в почтамт, где послания сортировали, и почтальоны разносили их адресатам. В середине XIX века с появлением марок, которые нужно было клеить на конверт, в городах разместили почтовые ящики, и людям уже не приходилось подолгу ждать своей очереди в пунктах приема писем.

Труд ямщика был тяжелой работой. Фото: Public Domain

Первые ящики были сделаны из досок, обшиты железом и окрашены в темно-синий цвет. Новинка быстро стала мишенью для воришек, и ящики один за другим исчезали с городских улиц. Тогда их начали делать из чугуна: вес одной такой конструкции составлял под 40 килограммов, и снять его стены было довольно затруднительно.

К 1896 году в России насчитывалось больше 15 тысяч почтовых ящиков.

Нелегкий труд почтальона

Почтальона в России можно было издалека узнать на улице по его форме, похожей на солдатский мундир. Позже ношение формы было упразднено, и мундиры были заменены сюртуками, которые почтальоны должны были приобретать из своего кармана.

В конце XIX и начале XX века рабочий день почтальона длился целых 16 часов - с раннего утра и до самой ночи. За это время сотрудник почтового ведомства мог прошагать около 30 километров с сумкой, весившей десятки килограммов. По этой причине корреспонденцию разносили только мужчины, а женщины, как правило, трудились в канцелярии ведомства. На работу принимали только незамужних, бездетных и вдов. При поступлении на почту каждая женщина подписывала обязательство о том, что она покинет службу в том случае, если решит обзавестись семьей. Считалось, что муж и дети послужат для сотрудниц отвлекающим фактором и помешают рабочему процессу.

Почтальона можно было узнать издалека - по его форме. Фото: Музей печати и издательского дела

Несмотря на непростые условия труда, оплачивалась работа почтальона весьма скромно. Так, в начале 1900-х годов средняя зарплата сотрудника почты составляла 20 рублей в месяц. При этом литр сметаны стоил около 80 копеек, а килограмм шоколадных конфет - 3 рубля. Чуть больше получали почтальоны, перевозившие корреспонденцию на лошадях: за одну такую поездку им полагалось по 20 копеек прибавки в сутки. В 1912 году в «Почтово-телеграфном вестнике» вышла заметка, которая гласила: «Чай стоит 5 копеек, хлеб — 4 копейки фунт, остается 11 копеек на обед. Мудрено каши отведать на эти жалкие гроши... Неужели Главное управление не сознает, что за 20 копеек в течение суток прокормиться невозможно?».

В настоящее время труд почтальона ценится гораздо больше, чем в былые времена, а условия работы стали проще. Письма со всей страны разбирают в автоматизированных сортировочных центрах (АСЦ): в день через конвейер проходит порядка 3 миллионов посланий. Размер и вес письма определяют машины, они же наносят штемпели о гашении марки. После обработки письма поступают в одно из 42 тысяч отделений почтовой связи. Оттуда их уже разносит почтальон, и каждый день люди по всей стране получают письма, которые так ждали!

ПОЧТОВАЯ СВЯЗЬ - вид связи, обеспечивающий пересылку и доставку адресатам письменных и печатных материалов, а также денежных переводов, посылок, бандеролей и другое.

Об-ра-бот-ка и транс-пор-ти-ров-ка поч-ты. В ор-га-ни-зационном от-но-ше-нии почтовая связь пред-став-ля-ет со-бой сис-те-му, со-стоя-щую из се-ти пред-при-ятий свя-зи (поч-там-ты, уз-лы и от-де-ле-ния свя-зи) и транс-порт-ных средств, ко-то-рые обес-пе-чи-ва-ют при-ём, об-ра-бот-ку и дос-тав-ку поч-то-вых от-прав-ле-ний. Для приё-ма поч-то-вых от-прав-ле-ний на пред-при-яти-ях свя-зи вы-де-ля-ют-ся специальные по-ме-ще-ния - опе-ра-ци-он-ные за-лы, где рас-по-ло-же-ны ра-бо-чие мес-та опе-ра-то-ров. Опе-ра-то-ры при-ни-ма-ют все ви-ды поч-то-вых от-прав-ле-ний, кро-ме про-стой кор-рес-пон-ден-ции (не-за-каз-ные пись-ма, от-крыт-ки и тому подобное), по-след-няя по-сту-па-ет че-рез ус-та-нов-лен-ные на ули-цах и на пред-при-яти-ях свя-зи поч-то-вые ящи-ки (изо-бре-те-ны в 1653 году во Фран-ции Ж.Ж. Ре-нуа-ром де Вил-лайе).

В го-ро-дах, ку-рорт-ных по-сёл-ках и тоу подобном всё боль-шее рас-про-стра-не-ние по-лу-ча-ют ав-то-ма-ти-зированные пунк-ты свя-зи, пре-дос-тав-ляю-щие ус-лу-ги почтовой связи в фор-ме са-мо-об-слу-жи-ва-ния, где при по-мо-щи поч-то-во-го ав-то-ма-та со встро-ен-ным тер-ми-на-лом, на-ря-ду с про-сты-ми опе-ра-ция-ми (по-куп-кой кон-вер-тов, поч-то-вых кар-то-чек, га-зет), мож-но, например, от-пра-вить за-каз-ное пись-мо.

Об-ра-бот-ка поч-ты в ме-ст-ном поч-то-вом от-де-ле-нии вклю-ча-ет ряд про-из-водственных опе-ра-ций, обес-пе-чи-ваю-щих под-го-тов-ку при-ня-тых поч-то-вых от-прав-ле-ний к пе-ре-сыл-ке по на-зна-че-нию. К основным опе-ра-ци-ям от-но-сят-ся: раз-бор-ка (раз-де-ле-ние) поч-ты по ви-дам, ка-те-го-ри-ям, га-ба-рит-ным раз-ме-рам, мас-се и жё-ст-ко-сти (от-прав-ле-ния не-стан-дарт-но-го раз-ме-ра от-сор-ти-ро-вы-ва-ют-ся для отдельной об-ра-бот-ки); ли-цов-ка и штем-пе-ле-ва-ние - ус-та-нов-ка ад-рес-ной сто-ро-ны письменной кор-рес-пон-ден-ции в оп-ре-де-лён-ное по-ло-же-ние и на-не-се-ние от-пе-чат-ка ка-лен-дар-но-го штем-пе-ля для обо-зна-че-ния мес-та, да-ты, вре-ме-ни его по-сту-п-ле-ния, а так-же га-ше-ния зна-ка поч-то-вой оп-ла-ты; фор-ми-ро-ва-ние пост-па-ке-тов (пач-ки пи-сем и поч-то-вых кар-то-чек, сгруп-пи-ро-ван-ные по ад-рес-ным дан-ным и другим при-зна-кам), их сор-ти-ров-ка с по-сле-дую-щей упа-ков-кой в поч-то-вые меш-ки для даль-ней-шей транс-пор-ти-ров-ки и другое. Из ме-ст-ных поч-то-вых от-де-ле-ний поч-та по-сту-па-ет в меж-рай-он-ный поч-тамт, а от-ту-да - в главный го-род-ской или ок-руж-ной поч-тамт для сле-дую-щей сор-ти-ров-ки. За-вер-шаю-щий этап ра-бо-ты пред-при-ятий почтовой связи - дос-тав-ка и вру-че-ние поч-то-вых от-прав-ле-ний по-лу-ча-те-лю (ад-ре-са-ту).

Пе-ре-воз-ка поч-ты в за-ви-си-мо-сти от кли-ма-тических и до-рож-ных ус-ло-вий осу-ще-ст-в-ля-ет-ся различными ви-да-ми транс-пор-та. Железно-дорожный транс-порт ис-поль-зу-ют пре-имущественно для пе-ре-воз-ки тя-жё-лой поч-ты - по-сы-лок, бан-де-ро-лей, жур-на-лов. Авиа-транс-порт слу-жит в основном для пе-ре-воз-ки га-зет и кор-рес-пон-ден-ции ме-ж-ду круп-ны-ми го-ро-да-ми, ав-то-транс-порт - на меж-рай-он-ных, внут-ри-рай-он-ных и городских поч-то-вых мар-шру-тах, а так-же для вы-ем-ки пи-сем из поч-то-вых ящи-ков, под-воз-ки поч-ты на дос-та-воч-ные уча-ст-ки. Сель-ское на-се-ле-ние в мес-тах, где нет ста-цио-нар-ных пред-при-ятий свя-зи, об-слу-жи-ва-ют пе-ре-движ-ные от-де-ле-ния свя-зи, под ко-то-рые обо-ру-ду-ют-ся ав-то-мо-би-ли по-вы-шен-ной про-хо-ди-мо-сти, кур-си-рую-щие ме-ж-ду на-се-лён-ны-ми пунк-та-ми.

Су-ще-ст-ву-ют и другие сис-те-мы транс-пор-ти-ров-ки поч-ты. Так, например, в Лон-до-не име-ет-ся ра-бо-таю-щая без ма-ши-ни-ста под-зем-ная же-лез-ная до-ро-га, ко-то-рая пе-ре-во-зит упа-ко-ван-ную в меш-ки поч-то-вую кор-рес-пон-ден-цию со ско-ро-стью до 55 км/ч по ли-нии про-тя-жён-но-стью 10,5 км, об-слу-жи-вая неск. поч-там-тов и два круп-ных железно-дорожного во-кза-ла. Другой спо-соб - пнев-ма-тическая поч-та: кап-су-лы с пись-ма-ми пе-ре-сы-ла-ют-ся сжа-тым воз-ду-хом по под-зем-ным тру-бам. Са-мая раз-ветв-лён-ная сис-те-ма та-ко-го ти-па (про-тя-жён-но-стью несколько со-тен км) дей-ст-ву-ет в Па-ри-же, где по под-зем-ным тру-бам пись-ма и де-неж-ные пе-ре-во-ды до-став-ля-ют-ся во все городские поч-там-ты.

Считается, что российская почта - одна из самых старых в Европе. Ее основы были заложены еще в IX веке. Именно тогда население стали облагать специальной повинностью, которая заключалась в том, чтобы выдавать княжескому гонцу лошадь и корм для нее.

Развитие почтового дела в Средние века

Столь известные российские ямщики появились в XIII столетии, во времена золотоордынского ига. Для быстрой связи с окраинами огромной империи были созданы почтовые станции, называемые ямами.

После избавления от монголо-татарской зависимости ямская служба страны стала активно развиваться. К XV веку связь была установлена повсеместно. Царские гонцы обычно доставляли одно письмо или грамоту. Ямщики же могли развезти не только бумаги, но и людей, а также различные вещи.

В течение XVI столетия произошло стремительное увеличение дорог, а соответственно, и ям с ямщиками. Был учрежден Ямской Приказ, надзирающий за станциями. С Москвой удалось соединить северные города. От столицы до границы со Швецией письма шли примерно 3 недели. Но если начиналась весенняя распутица, то времени затрачивалось намного больше.

В 1667 году появилась первая почтовая служба. Инициатором ее создания был боярин А. Л. Ордына-Нащекин. Ямщиков переименовали в почтарей и выдали им специальную форму. Почта стала доставляться медленнее, но зато регулярнее. К отправке готовилось больше писем, и посылались они в конкретное время, а не от случая к случаю.

Почта с XVIII по XX века

В XVIII столетии появился указ об организации почтовых контор во всех «знатных» городах. Эта структура обрела четкую иерархию. Главными были почтамты, далее шли почтмейстеры губерний, затем почтмейстеры уездов, а низшую ступень занимали станции.

К середине века общая длина почтовых трактов составляла примерно 17 000 верст. Их впервые нанесли на карты. Было организовано постоянное почтовое сообщение между Москвой и Санкт-Петербургом . Во второй половине XVIII столетия помимо писем и посылок стали доставлять деньги, а корреспонденцию начали разносить почтальоны.

В 1820 году создаются почтовые дилижансы. В это же время в Петербурге организуют первую в стране внутригородскую почту. Через 30 лет российские города обзаводятся почтовыми ящиками. Также начинает развиваться доставка отправлений по железной дороге. В 1874 году Россия входит во Всемирный почтовый союз.

На протяжении XX века было издано несколько законов, направленных на усовершенствование почтовой связи. Сейчас для нужд почты задействованы различные виды транспорта. Благодаря этому происходит более быстрая доставка писем по России и отправка посылок различного объема и веса. Также в отделениях можно осуществить денежные переводы.

Просмеявшись, Аристарх уточнил, правда ли, что бабка волхвует.
Валентина, так звали женщину, подтвердила этот антинаучный факт.
Правда, народ к ней идёт в основном заговаривать зубную боль и бородавки.
На остальных направлениях медицины бабка даёт сбои.
.

П риятно писать на темы, которые не предполагают сюрпризов. А то вот пишешь ты об истории новомодного сервиса, и толком не знаешь - останется он популярным через пару лет или же канет в небытие. Писал, старался - а завтра это уже никому не интересно. Другое дело - вещи испытанные и надёжные, которые видоизменяются и улучшаются, но не исчезают.

Т ема сегодняшнего разговора - история появления известного и привычного сервиса. История электронной почты . Да-да, это сейчас электронная почта воспринимается как нечто очевидное и обязательное для существования, а ещё несколько десятилетий назад электронная почта была той ещё диковинкой.

В прочем, давайте по порядку.


Как появилась электронная почта?

В далёком-предалёком 1965 году, когда компьютеры были большими, а их возможности - маленькими, группа учёных Технологического университета из города Массачусетса написала специальную программу под названием Mail . Предполагалось, что с помощью этой программы люди будут обмениваться посланиями, отправленными в пределах одной компьютерной системы.

Д аже не ищите в той древней почте привычный почтовый кабинет с адресом [email protected], списками, папкой для спама и прочими современными штуками. Дела обстояли прозаичнее: «программа» Mail представляла собой отдельный файл с уникальным именем, куда добавлялись отправленные пользователями послания. Да, негусто, но это уже было хоть что-то.

Д альнейшее развитие электронной почты состоялось благодаря исключительно министерству обороны США и конкретно Рэю Томлинсону (Ray Tomlinson), который в 1968 году работал над секретной программой SNDMSG в рамках не менее секретной разработки под именем APRANET.

APRANET - , который разрабатывался исключительно для военных целей. Предполагалось, что военные будут общаться друг с другом в закрытой сети и это полностью исключит возможность взлома извне.


SNDMSG (Send Message) - это программа, которая упростила бы общение между пользователями военной сети APRANET. Секретность проекта не предполагала раскрытия какой-либо информации, а потому гражданские ещё долго оставались в неведении относительно этих разработок.

Е сли вы подумали, что с появлением SNDMSG у электронной почты появился хотя бы минимально знакомый современному пользователю интерфейс, я снова буду вынужден сказать «нет». Если говорить откровенно, то единственным кардинальным отличием новой программы стало появление возможности отправки персонализированного сообщения. «Почтовым ящиком» по-прежнему оставался специальный файл, в котором аккумулировались отправленные сообщения.

E-mail: появление «собаки» и смайлика в повзрослевшей почте

Н ачиная с 1972 года, электронная почта вошла в фазу бурного развития. Событий, способствовавших этому, было два. Событие первое - коллега Рэя Томлинсона наконец-таки создал некоторое подобие оболочки для почтового клиента. Его явными достижениями стали сортировка писем и отправка файлов. Ещё через полгода Рэй Томлинсон доработал функциональность оболочки.

В торое событие, без которого невозможно представить современную электронную почту, было появление значка «@ ». В Рунете известного как «собака».

П о версии Томлинсона, значок не имел к собакам никакого отношения. Попробую объяснить, какой смысл вкладывал в него сам Рэй: значок «@» читается как «at», что переводится как «на». Говоря русским языком, создание вариантов адресов по формуле «[email protected]» означает «*имя человека* находится на *имя сервера*».

Е щё одним важным периодом в истории электронной почты стал 1975 год, когда Джон Виталл окончательно доработал программу MSG, сделав её похожей на современную электронную почту. Ничего эдакого в ней ещё не было. Появились автоматические ответы, сортировка писем стала удобнее и точнее, улучшилась организация некоторых других процессов в рамках работы с корреспонденцией.

И нтересно, что первое время в сети APRANET три четверти трафика приходилось на почтовые сообщения. Дошло даже до того, что появилась регулярная рассылка научной фантастики для сотрудников.

Т еперь о смайлике.

С воим появлением смайлик (двоеточие со скобкой, если кто забыл) полностью обязан электронной почте. В 1979 году (в то время почта стала уже доступна и для учёных, не занятых в «оборонке») один из учёных предложил несколько разнообразить общение, введя в неприветливый официоз «сухих» текстов эмоциональные «островки». Ими, как вы понимаете, и стали смайлики. Идея пришлась по вкусу многим, смайлик зашагал по свету.

Ч то ещё сказать об электронной почте? Поскольку статья пишется не для программистов, а для интересующихся явлением как таковым, я не буду вдаваться в дальнейшие подробности относительно смены протоколов, расширения потенциала электронной почты и так далее. Скажу лишь, то, что вы и так знаете: сегодня электронная почта потеснила классическую бумажную и стала обыденным делом для миллиардов жителей планеты Земля.