Как правильно выбирать винил. Привод: прямой или ременной? Выбираем аппарат тот, что вам удобнее использовать

17.04.2019

Фото - bonzo363 →

Расставлять их на каминной полке или хранить около батареи нельзя ни в коем случае! Нежелательно даже кратковременное попадание пластинок под солнечные лучи. Из-за света выгорает бумага конвертов, а из-за высоких температур деформируются сами пластинки, становясь непригодными для прослушивания.

Поэтому, чтобы выбрать место для хранения своей коллекции, вдумчиво осмотрите своё жильё и выберите недоступное солнечным лучам пространство подальше от любых источников тепла.

Правило №2. Хранить пластинки можно только вертикально



Фото - jeremyjustic →

Многие любят хранить винил стопками, в которых пластинки лежат одна на другой, и даже не подозревают, что такой способ хранения их портит. Дело в том, что пластинки, как правило, неоднородны по толщине. Часто это даже незаметно, однако именно из-за этого хранить их можно только в вертикальном положении, чтобы избежать деформации пластинок (в противном случае использовать их по назначению больше не получится).

Правило №3. Хранить винил лучше всего в отдельном шкафу или на стеллаже



Фото - FACT Magazine →

Так как стандартная высота конвертов составляет 32 см, расстояние между полками должно быть не меньше 33 см. Однако и слишком большое расстояние – это плохо, потому что оставшееся пространство обязательно будет заполнено брошенными конвертами, журналами, книгами и всем, что было лень складывать на свои места.

Пластинки даже в вертикальном положении не должны быть прижаты слишком сильно друг к другу, так что не пытайтесь втиснуть последний конверт на уже и так переполненную полку. Лучше поставьте его отдельно: зато будете знать, что он точно не будет повреждён.

Если же пластинок, наоборот, слишком мало и вы не знаете, как сделать так, чтобы они стояли на полке и не падали, то используйте специальные разделители для книг. Либо на свободную часть полки поставьте несколько любимых томов, которые займут оставшееся место.

Правило №4. Не забывайте следить за конвертами, в которых хранятся пластинки



Фото - David and Miki Rodgers →

Конверт – это главный защитник винила от пыли и грязи, поэтому использовать его просто необходимо. Помните, что бумажные конверты требуют особого внимания к себе, так как бумага способна впитывать влагу. Лучше всего, конечно, использовать специальные конверты, покрытые защитным слоем полиэтилена: в них пластинка точно будет в целости и сохранности. Избегайте контактов винила с любыми поверхностями, кроме конверта, так как любое, даже самое незначительное загрязнение может повредить звуковую дорожку и сделать пластинку непригодной.

Правило №5. Необязательное



Фото - fiream773 →

Чтобы лучше ориентироваться в своей коллекции, винил можно рассортировать (например, по годам, исполнителям или жанрам), а затем разделить тонкими пластиковыми листами. Это сократит время, затрачиваемое на поиск нужной пластинки, а еще заставит ликовать любящих порядок людей и перфекционистов.

Когда речь заходит о виниле, в первую очередь всегда встаёт вопрос о том, а нужен ли вообще этот очевидно архаичный носитель в век современных цифровых медиа. И если честно, у меня нет однозначного ответа на этот вопрос.

Чем же хорош и чем плох винил?

Начну, пожалуй, с минусов :

    В наш век интернет-радио и автоматически генерируемых списков воспроизведения необходимость каждые 20 минут подходить к проигрывателю и переворачивать (или менять) пластинку выглядит очень странно. Однако именно этим вам и придётся заниматься, если вы будете слушать музыку на виниле. При этом вы не сможете одним нажатием на кнопку прыгать от одной композиции к другой или от одного альбома к другому.

    Вопреки распространённому мнению, качество звука на виниле не лучше «цифры», оно просто другое. Если в случае с цифровым звуком понятно, что такое «верное воспроизведение», то в случае с винилом существует бесконечное количество вариаций проигрывателей, тонармов, игл, картриджей и корректоров, и каждая комбинация будет звучать по-своему. Это заложено в самой природе носителя и аппаратуры для его проигрывания.

    Стоит понимать, что в случае с винилом для получения хорошего звука придётся повозиться. Более того, иногда совершенно на ровном месте возникают проблемы, приводящие к полной невозможности полноценного воспроизведения пластинок. Например, недавно я помогал знакомому выяснить, почему у него начинает прыгать игла на внутренних дорожках. Причин такого поведения на самом деле может быть множество (неправильно выставленная прижимная сила, неправильный азимут, игла не выставлена по шаблону, слишком сильная или слишком слабая компенсация скатывающей силы и т.п.), поэтому подобные проблемы могут довести неподготовленного - а иногда и подготовленного - человека до белого каления.

    При всём этом стоимость виниловых пластинок значительно превышает стоимость компакт-дисков, не говоря уже о цифровых загрузках. Так что, возможно, имеет смысл покупать проигрыватель только в том случае, если вы точно знаете, что вам не жалко денег на пластинки или если у вас уже есть большая коллекция винила (доставшаяся от дедушки, например).

    В отличие от цифровых носителей, винил - это хобби, которое требует постоянных инвестиций, поскольку иглы стираются, пассики в проигрывателях растягиваются и т.п. Все эти проблемы требуют время от времени тратить деньги на ТО аппаратуры.

Каковы же плюсы винила?

    На мой взгляд, винил возвращает нас назад в те времена, когда музыка была не просто фоном для повседневной деятельности, а серьёзным интеллектуальным хобби. Поверьте мне, ничто так не располагает к наслаждению музыкой, как ритуал извлечения пластинки из конверта, установки её на проигрыватель, протирания пыли... Сюда же можно отнести и невозможность легкого переключения между треками и альбомами: уж если я поставил пластинку, то я, как правило, слушаю её полностью, что опять же способствует целостному восприятию музыки.

    Особенности пластинки как физического носителя приводят к тому, что музыку для винила сводят по-другому. Последние 30 лет музыкальная индустрия шла по пути повышения громкости записанной музыки и компрессии её динамического диапазона. Обработанные таким образом записи лучше звучат по радио и на дешёвых «бумбоксах», но при проигрывании на качественном оборудовании кажутся плоскими и монотонными. К счастью, на виниловую пластинку просто нельзя записать настолько компрессированную музыку, поскольку в противном случае игла будет постоянно выскакивать из дорожки. Поэтому многие издания на пластинках имеют более широкий динамический диапазон и звучат лучше, чем аналогичные цифровые издания. (Мой любимый пример: альбом

Благодаря стремительному росту популярности грампластинок среди любителей хорошо записанной музыки как производители аппаратуры, так и рекорд-лейблы радостно подсчитывают дополнительную прибыль. А вот покупатели отнюдь не всегда оказываются в выигрыше. Ведь если для проигрывателей и головок звукоснимателя существуют уже устоявшиеся критерии выбора и некая принятая иерархия, то покупатели грампластинок зачастую оказываются беззащитны перед широчайшим выбором как новых альбомов, так и современных переизданий старых пластинок. Не говоря уже об оригинальных изданиях 1960-80-х годов.

Наши статьи призваны помочь новичкам сориентироваться в море винила, и дать им простые и понятные правила, которым нужно следовать при покупке разных видов грампластинок.

Решаемся

Для начала вам необходимо твердо решить, действительно ли вы хотите начать собирать коллекцию пластинок. Даже если вам очень нравится звучание винила, необходимо понимать следующее: любые, даже новые пластинки всегда будут обладать повышенным уровнем собственных шумов по сравнению с "цифрой". Кроме того, довольно часто встречаются неустранимые дефекты печати, приводящие к специфическим искажениям сигнала. А уж если вы планируете приобретать исключительно оригинальные издания, то вам очень часто придется мириться с их неидеальным состоянием. На сегодняшний день оригинальные издания классических альбомов в состоянии "как из магазина" стали весьма редки, а стоимость их окончательно перестала оправдываться лучшим, по сравнению с поздними прессами, качеством звука. Короче говоря, увлечение винилом - дело хлопотное и очень затратное, хотя и интересное.

Если же ваше решение твердо и непоколебимо, то приступим к делу. Прежде всего разделим пластинки на несколько категорий, для каждой из которых мы будем давать отдельные рекомендации. Это: а) новые альбомы, б) переиздания старых альбомов, в) оригинальные издания. Итак, тема данной статьи:

Новые альбомы

Несмотря на многочисленные жалобы на общий кризис и закат индустрии звукозаписи, наши любимые артисты продолжают выпускать новые грампластинки, причем это касается не только динозавров рока, джаза и других направлений, но и молодых исполнителей. Еще десять лет назад при выпуске очередного альбома лишь небольшая часть артистов требовала издавать свои творения на виниле, сегодня же практически 100% новой музыки выходит в аналоговом виде. И если вашим приоритетом является высокое качество звука, то каждый альбом любого артиста придется рассматривать под микроскопом, чтобы понять, нужно ли покупать его на виниле. Поясним этот тезис конкретным примером. Последняя работа Metallica...Hardwired to Self-Destruct вышла во всех мыслимых форматах, включая два виниловых издания - обычное на черной массе и . Помимо этого, существует и несколько вариантов цифровых версий альбома. В отношении данного релиза известно, что для цифровых и аналоговых изданий был сделан разный мастеринг, причем для винила его делал известный звукоинженер Bernie Grundman. После анализа записи на компакт-диске и на пластинке в программе SoundForge было выявлено существенное превосходство в динамическом диапазоне в пользу винила - 11,5 дБ против 6 дБ. То есть в данном случае покупка альбома на виниле будет совершенно оправдана. К сожалению, именно так дело обстоит далеко не всегда, да и не для каждого из альбомов можно найти историю его записи и сведения. Поэтому вот несколько простых правил, которым нужно следовать при выборе новых пластинок как известных, так и не очень исполнителей.

Цифра или аналог

Сперва попытаемся установить, был ли альбом записан на жесткий диск или на магнитную ленту. Для этого нужно отдавать себе отчет в том, что сегодня практически все современные исполнители записывают новые альбомы в цифровом виде - так удобнее и проще. И если какая-то группа все-таки решает, несмотря на более высокую стоимость и сложность процесса, записать пластинку в аналоге, то об этом она постарается раструбить на весь свет. Поэтому упоминание об этом вы обязательно встретите в Интернете, и уж на упаковке пластинки об этом точно будет заявлено. Если же никаких упоминаний об аналоговой записи на упаковке нет, то с вероятностью 99% исходная запись была сделана в цифре. Что, само по себе, ничего не говорит о качестве звука данной пластинки, поскольку в дело вступают дополнительные критерии.

Мастеринг

Следующий этап для определения качества звука - был ли для данного альбома сделан отдельный мастеринг для винилового издания и кем он производился? К сожалению, информацию о этом можно найти только в Интернете, гораздо реже - на вкладке с выходными данными в самой пластинке. Учитывая не самую низкую цену виниловых пластинок в наши дни, есть смысл потратить полчаса на поиск этой информации в сети. Правда, чаще всего доступна она только на английском языке. Сам факт отдельного мастеринга обычно означает, что качество звука на виниле важно для артиста и, скорее всего, для печати использовались цифровые исходники с высоким разрешением. Правда, бывают и неприятные исключения, недавний пример - альбом Death Magnetic группы Metallica. Там даже изначальная запись была сделана в аналоге, однако итоговый результат получился просто чудовищным. Тем не менее в большинстве случаев факт дополнительных усилий по подготовке специального мастеринга для винилового издания свидетельствует о более высоком качестве звука конкретного издания. Также можно смело доверять именам таких инженеров, как Bob Ludwig, Kevin Gray, Steve Hoffman, Chris Bellman, уже покойных George Marino и Doug Sax, и т.д.

180 граммов или нет?

Еще некоторое время назад 180-ти граммовые пластинки были атрибутом малотиражных изданий для аудиофилов, сегодня же практически все новые альбомы издаются именно на таких пластах. Так что искать специально такие издания практически не нужно, и даже если вам попадется пластинка на обычном виниле весом 140 граммов - ничего страшного. Критического влияния на качество звука этот фактор не оказывает, хорошо записанная и сведенная пластинка одинаково здорово звучит в любом случае.

Рекорд-лейбл

К настоящему времени уже стало ясно, что разные звукозаписывающие компании имеют несколько разные представления о том, как должен звучать хороший винил. И далеко не все они готовы предпринимать дополнительные усилия для обеспечения высокого качества звука без специального на то запроса со стороны артиста. Общее правило при выборе можно сформулировать следующим образом - чем менее известен лейбл, тем больше шансов купить хорошо звучащую пластинку. Конечно, существует множество исключений из этого правила, однако факт остается фактом - маленькие независимые компании, хоть и имеют меньше технических и финансовых возможностей, стремятся предложить более высокое качество звука. Подчеркнем - речь идет именно о новых альбомах, в области переизданий дело обстоит несколько иначе.

Во второй части статьи (

Вы купили проигрыватель винила или близки к такому решение и наверное обратили внимание,

что довольно много предложений выглядит так, как на картинке ниже:


В данном примере отчетливо видно, что проигрывателю не хватает шела. Т.е. продают аппарат без шела

и соответственно без картриджа. Но начнем по порядку.

Что такое шел.

Шел - это держатель картриджа, некая конструкция к которой прикручивается картридж.

Выглядит он примерно вот так:

Вот шел лежит с уже прикрученным к нему картриджем.

Шел в конечном итоге устанавливается на тонарм - такая длинная прямая или S-образная палка с

Помощью специального удобного крепления находящегося на тонарме.

В данном разделе (Винил для начинающих) мы не станем вдаваться в подробности уровня шел,

используемых на нем проводовю Это уже для продвинутыж виниловодов и имеет такое же

влияние, как межблочные провода, аккустические кабеля.

Бывает проигрыватель с S-образным тонарм (соответственно со съёмным шел типа-sme)

Со снятым шел


С шел прикрученным


И с прямым тонарм:



На данной модели нет шел, он является единым целым с тонарм и съемным является тонарм,

для удобства замены картриджа.

Так же есть аппараты с прямым тонарм и съемным шел, в таких моделях свой шел под

прямой тонарм.

Ведется много споров, какой тонарм лучше? Прямой!? S-Образный!?

Да не важно это! В любом варианте мы имеем точку А-начало тонарм и Б-его окончание.

Он не изменяет свою форму при движении по пластинке! S-образный тонарм для увеличения эффективной

длинны, не увеличивая глубину аппарата, чтоб вместить прямой тонарм

Мы говорим о первом опыте использования винила, поэтому пропустим подробности.

финансовая возможность!

Автомат (все управляется с кнопок, нажали пуск -тонарм сам встанет на начало пластинки-отыграв-

поднимется и вернется на место, двигатель остановится)

Полуавтомат

Полностью ручной

Яркий и не дорогой пример Автомат , но хороший: Victor QL-Y44F


Автомат который и в авто режиме выставляет нулевой-балланс, немного дороже

и вот его представитель Victor QL-Y55F

Автомат, который одним крутиком, выставляет и прижимную силу и антискейтинг.


полуавтомат? (мы руками ставим тонарм на начало пластинки-нажимаем пуск-нажимает микролифт

опускание тонарм-отслушав пластинку, аппарат поднимет тонарм и остановит двигатель, далее руками

мы ставим тонарм на место)

Pioneer PL-30Lll


Полностью ручной (все делаем руками, ни какой электроники)

Это уже легендарный Techncis SL-1200, есть несколько модификаций, их отличают мелочи!

по сути это все один аппарат! Сильно распиарен из за своей надежности, в быту это перебор,

нам не надо тормозить диск руками, крутить его в обратном направлении, как диджеи

Это возможно из за особенности его прямого привода.

Для домашнего использования любой из перечисленных надежен, красив, точен!

Здесь каждый выбирает для себя в силу удобства использования! Не что не повлияет на

работоспособность, звук!! Некоторые аппараты интересны и дорогие, скорее уже имея коллекционную ценность.

Настроить их и получить высого уровня звук сложнее и к этому необходимо пройти путь

Как пример MICRO BL - 91 -это модель на пасике.


Выбираем аппарат тот, что вам удобнее использовать!!

Каждый для себя выбирает, что больше нравиться!? Проснуться утром и заводить наручные часы в ручную,

либо это механические часы, но уже с автоподзаводом, либо кварц!

Это скорее идет от внутренних ощущений и желания!

Вот еще одна точка предкновения споров! Что взять? Что лучше?!

- Пасиковый, как MICRO BL-серии или старый Thorens

- или РОЛИК??

Все это так же является внутренним ощущением! Не важно это! Кому что греет душу!

Удобство использования (например пасик порвался! Это поиск, покупка!) Ролик-это более

частое обслуживание и тд!

При использовании аппаратов приличного класса можно и как первый купить в любом исполнении.

прямой привод (Direct Drive, DD) для начинающего проще удобней!

И так шел у вертушки есть, но многие предлагают вертушки без картриджа.

Что такое картридж?

Картридж, или головка звукоснимателя - это устройство преобразующее механическую энергию

(трение иглы о виниловый диск) в электрическую (звук).

Картриджи внутри бывают с подвижным магнитом (ММ, самые популярные и дешевые) и

с подвижной катушкой (МС).

Приведу выдержку с сайта audiomania.ru:

«Звукосниматель (картридж) MM-типа вырабатывает сигнал значительно большей амплитуды

, чем MC-головка. Но ввиду того, что игла в нем механически связана с более тяжелым магнитом,

ММ обладает худшими динамическими и частотными характеристиками.

По принципу действия звукосниматели делятся на головки с подвижным магнитом (MM)

и подвижной катушкой (MC).

Соответственно, в первом случае игла связана с магнитом, который перемещается внутри катушки

индуктивности, а во втором - с катушкой, которая движется в поле постоянного магнита.»

Картриджи MC стоят дороже, требуют сложный фонокорректор. Особенность их работы аналогично

я приведу с определения сайта audiomania.ru:

«MC-головки существенно сложнее в изготовлении. Кроме того, MM-звукосниматели обычно оснащаются

сменной иглой, что значительно удешевляет их обслуживание, в то время как иглу в звукоснимающих головках

типа MC из-за его конструкции самостоятельно заменить нельзя.»

В любом случае, если вы решили выбрать картридж МС высокого класса

(а дешевые МС врятли превзойдут хорошие картриджи типа ММ),

то должны озаботится тем фактом, что ваш усилитель должен обладать фонокорректором поддерживающим

MC-тип картриджей (стандартно массово поддерживается ММ тип

Хотя многие популярные усилители, например Pioneer A-717, поддерживают этот тип картриджей).

Другой вариант купить внешний фонокорректор с заведомо лучшим качеством.

Скорее всего ваш выбор будет в области картриджей ММ-типа.

таких картриджей довольно много - их выпускает или выпускали множество фирм.

Т.е. если вы купили винтажную вертушку с рук, то это не значит, что вам нужно искать именно старый картридж,

тем более там может оказаться задубевший амортизатор кантилевера.

Что такое кантилевер - по простому - это металическая палочка к которой приварен кончик иглы.

Кончик иглы может быть металлическим или алмазным.

Алмазный разумеется более долговечный. так же кончик иглы может быть в виде конуса

(самый плохой), в виде овала и шарообразный (лучшие варианты).

Кантилевер под микроскопом

Я так понимаю вам будет немного непонятно, поэтому приведу наглядные картинки:

Довольно популярны дешевые современные картриджи Audio-techinca AT-91

При цене около 2000 руб они успешно заменяют и звучат не хуже советских всем известных картриджей ГЗМ.

Более дорогие картриджи дают лучший звук, так как чем лучше работает магнит в таком картридже,

тем разнообразней по нюансам звучание вы получаете:

Один из самых интересных ММ в бюджете (не остаться без штанов) имеет отличное звучание это:

Картридж Audio Technics AT150mlx


Картриджи Grado

Картриджи Ortofon

Вот так выглядят при желании разработчика картриджи МС:

В общем это отдельная темя для поиска размышления и выбора!

смысл вроде понятен.

Как уже отмечалось у картриджей ММ можно менять иглы.

Это важно, так как игла стирается со временем, и через некоторое время,

в зависимости от частоты использования (в среднем год-два) вы отметите ухудшение звучания,

станет меньше высоких частот, звук будет более грязным и крикливым - причина этого

Сточившаяся игла. Вам нужно будет заменить иглу. Самое простое, как это сделать

Купить вставку именно для вашего картриджа. Эта вставка с иглой надевается просто на картридж.

Выглядит это вот так:

Сама вставка так же может быть прикрыта как съемным защитным колпачком, так и сдвигаемым вверх.

Думаю ясно, что каждому картриджу нужна его уникальная вставка с иглой.

Некоторые вставки подходят к разным картриджам.

Итак, у вас есть шел, у вас есть картридж со вставкой, нужно его закрепить на шел.

Это делается вот так:

Прежде чем закрепить картридж на шеле, нужно сперва правильно подключить 4 проводка.

Они подключаются, по крайней мере в тех моделях, что у меня были, следующим образом:



Т.е если смотреть на картридж сверху и держать его так, что игла от вас как можно дальше, то

справа сверху - синий (земля левого канала)

слева сверху - зеленый (земля правого канало)

Справа снизу - белый L-канал (левй)

Слева снизу - красный провод. R-канал (правый)

В любом случае это просто и на картридже есть либо метки цветов по проводам,

либо подписано!

Постарайтесь как можно качественнее закрепить - контакт в этой области важен.

Или например вы купили проигрыватель с картриджем, а звук барахлит - очень возможно,

что именно плохой контакт в этой области - отсоедините, протрите контакты спиртом или

контакткленом и соедините назад. если картридж исправен, то проблемы пропадут.

Когда вы подключили проводки, вам нужно закрепить картридж на шеле.

Обычно от тонарма до кончика иглы должно быть расстояние 5 см.

Выставьте 5 см отмерив линейкой и закрутите болтики. Если у вас нет таких болтиков с гаечками,

то вы немного попали. Так как это не простые болтики, а изготовленные из немагнитных материалов,

чтобы они не мешали работе электромагнита внутри картриджа.

Вам нужно поискать немагнитные болтики и гаечки. Их продают на зарубежных аукционах

Но так же посмотрите в хозтоварах, есть такие планочки креплений для электропроводки,

на них могут быть немагнитные болтики с гаечками. Проверить это легко - поднеся магнит,

магнитится не должно.

Когда вы крепите картридж еще важно, чтобы игла была абсолютно перпендикулярна плоскости

(это называется установка азимута), смотрите картинку:

а данный момент ваш проигрыватель уже должен быть с настроенным картриджем/шелом.

Для садомазо и перфекционистов есть еще много настроек, которые стоило провести на этой фазе,

но если это вам нужно, вы найдете информацию сами, моей информации вполне достаточно-Мы

рассматриваем НАЧАЛО, Первое преобретение ХОРОШЕГО ПРОИГРЫВАТЕЛЯ!

для стандартных любителей музыки не играющих со своим разумом.

На следующем шаге мы будем настраивать тонарм по высоте, противовесы и антискейтинг.

Следующим шагом станет выставление высоты тонарма.

При опущенной игле трубка тонарма должна принимать горизонтальное положение,

Проходить точно параллельно виниловой пластинке. Настройку можно произвести на глаз,

А можно воспользоваться линейкой или транспортиром, поставив их для лучшей ориентировки на

Неподвижный диск проигрывателя.

Для этого изначально ослабили зажимные шестигранники см фото


или


Подняв или наоборот опустив тонарм, обратно затягиваем!

На некоторых моделях нет таких закрепляющих винтов, а например ключ рожек,

как на Yamaha GT-750 , который мы так же ослабили-выставили тонарм-затянули!

см. фото


Так же есть вариант, как на Technics sl-1200 , у котороко основание тонарм с резьюой и крутив его

В одну из сторон мы либо поднимаем или опускаем тонарм.

вот на фото под тонарм большой круг, который имеет резьбу и может соотвествено поднимать или

опускать тонарм:


В общем варианты реализации разные, но суть понятна.

Регулировка прижимной силы – это самое простое: при помощи противовеса производится

Балансировка тонарма с прикрепленным звукоснимателем (защитный колпачок с иглы предварительно снять).

Груз поворачивается до тех пор, пока трубка тонарма не придет в равновесное состояние.

Вот на фото видно, что тонарм находится в равновесии и не клонится ни в одну из сторон

относительно своего крепления. (как механические весы)



Затем в соответствии со значениями, которые указывает производитель звукоснимателя,

выставляется прижимная сила. Для этого предусмотрена шкала точной настройки.

Как пример, для большинства 1,5-2гр, Для AT-150mlx рекомендованная прижимная сила 0,75гр

Последний критический параметр настройки, который можно оптимизировать

при помощи тестовой записи, это anti-skate (система антискатывания).

Так называемая сила скатывания является вектором силы, направляющей тонарм к центру пластинки,

когда головка располагается под углом к трубке тонарма, сила скатывания постепенно меняется вдоль

поверхности записи, вот пружинка закрепленная к нашему регулятору так же постепенно все более

растягивается по мере перемещения тонарм к центру пластинки и все более компенсирует

скатывающуюся силу.

На проигрывателях она может быть в виде регулятора со шкалой

Вот на Denon DP-55L справа от тонарм крутик со шкалой:


На Victor QL-A75 это черный круг со шкалой в районе основания тонарм:


Суть их одна, на пружинке, растягивая ее компенсировать скатывающуюся к центру пластинке

силу.

Есть еще вариант борьбы со скатывающей силой.

Это грузик на леске закрепленный к тонарм, по мере движения тонарм, грузик поднимется, тем самым создавая

все большее сопротивление.

Такая реализация применяется на многих Mikro Seici, на Yamaha GT-750, вот пример фото.


На данный момент ваш проигрыватель уже должен быть с настроенным,

картриджем/шелом. Для садомазо и перфекционистов есть еще много настроек,

Которые стоило провести на этой фазе, но если это вам нужно, вы найдете информацию сами,

Моей информации вполне достаточно для стандартных любителей музыки не играющих со своим разумом.

Теме возрождения винила мы уже посвящали целую серию материалов. На этот раз мы расскажем о том, как выбрать свой первый проигрыватель винила. Для этого мы попросили главного редактора аудиофильского журнала Stereo&Video составить простую инструкцию для новичков, желающих приобщиться к винилу и не наделать глупостей.

Сколько нужно денег?

Начнем с самого важного. И сразу вас хочу успокоить: винил - это недорого. Хватит 10000 рублей. Это десять пластинок, а модных так и вовсе пять штук. Но сильно дешевле отделаться тоже не рассчитывайте. Почему - читайте дальше.

Что придется купить?

Пройдёмся по азам. Из чего технически состоит аудиосистема для воспроизведения винила? Во-первых, это сам проигрыватель, задача которого крутить диск на «столе» и тонармом держать головку звукоснимателя, которая иглой бороздит канавки на пластинке и преобразует механические колебания в электрические. Они-то и поступают на два проводка с разъемами RCA («тюльпаны» в нашем фольклоре), которые торчат из проигрывателя и ждут, пока вы их куда-нибудь воткнёте.

Воткнуть их придётся прежде всего в коробчку под названием «фонокорректор». Дело в том, что сигнал, который выдает проигрыватель винила, - как бы это сказать, «кривой». Его специально портят, убирают часть частотного спектра (в основном низкочастотный диапазон), чтобы звук физически можно было записать на пластинку. После того как иголка воспроизводит записанный сигнал, его нужно «скорректировать» обратно до нормального - это обязательная процедура.

«тюльпаны»


Ламповый фонокорректор
Icon Audio PS 2 MM

После корректора вам понадобится усилитель, который слабый сигнал звукоснимателя накачивает энергией настолько, чтобы он смог двигать диффузоры в динамиках колонок. Колонки - это последний необходимый компонент, всего получилось 4 предмета, и 10 тысяч стремительно обесценивающихся рублей на них вам, конечно же, не хватит.


Аудиосистема BlueTube
(ламповый усилитель и колонки)

Без чего можно обойтись?

Прежде всего - без чего нельзя. В любом случае вам нужно иметь сам проигрыватель. А вот дальше становится интереснее. Фонокорректор - это весьма маленькая коробочка, и добрая половина недорогих проигрывателей (а мы говорим именно о них) продаются со встроенным корректором - то есть на выходном проводе такого аппарата уже нормальный сигнал, и его можно втыкать куда угодно. В идеале - в усилитель, к которому подключена пара колонок. Кстати, фонокорректор бывает встроен и в усилитель - это тоже не редкость, так что избавиться от лишней траты можно и на этом этапе.

Однако я буду смотреть правде в глаза и признаю, что усилителя и колонок у вас наверняка нет, а если и были когда-то у папы - то сломаны, выкинуты или забыты. А есть у вас скорее всего две вещи: док для iPhone со входом AUX на mini-jack и компьютерные колонки с проводком на том же mini-jack, который воткнут в выход для наушников вашего ноутбука.

Плохая новость - это всё, конечно, не даст вам возможности насладиться звуком винила по-настоящему. Хорошая новость - тем не менее, даже такое барахло можно подключить к проигрывателю с фонокорректором и начать слушать пластинки! Понадобится всего лишь копеечный переходник.

Так что обойтись можно для начала без всего, кроме самого проигрывателя, но вот он обязательно должен быть хорошим.

Я знаю одного модного московского журналиста и клубного деятеля, который за неимением дома буквально ничего, что могло бы воспроизводить звук, воткнул проигрыватель в телевизор! Так и слушает пластинки вот уже второй год, и ничего.

Чем хороший проигрыватель отличается от плохого?

Опять придется вытерпеть немного теории. Итак, аналоговая звукозапись, как и воспроизведение оной, - процесс электромеханический. То есть огромную роль в нём играет не только электрический ток, но и механические узлы проигрывателя: шарниры тонарма, качество мотора, точность, заточка и материал иголки - всё это настолько влияет на процесс, что проблемы с механической частью могут не только помешать вам слушать музыку, но вообще испортить ваши пластинки. Ещё в советские времена вездесущий электрофон «Школьный» стал ужасом меломана, потому что его дубовая игла с трёх прослушиваний умудрялась срезать изгибы звуковой дорожки и навсегда оставить на пластинке треск и скрежет.

электрофон «Школьный»

Способен навсегда испортить
ваши пластинки

Так вот, все слишком дешёвые проигрыватели занимаются именно этим. Плохая механика и неточная подгонка деталей для пластинок смертельны. Слушать винил, купленный за 1000 рублей, на пластмассовой бубнелке за 3000 - не только безнравственно, но и просто опасно. Пожалейте ваш винил! Пьезоголовки таких проигрывателей непременно убьют ваши пластинки - это я вам обещаю.

Какой же проигрыватель купить?

Самое очевидное отличие приличного или хотя бы «не ужасного» проигрывателя от вредоносного состоит в том, что приличный, как правило, не умеет играть сам по себе. Его обязательно нужно включить в какой-то ещё девайс, который будет работать как усилитель и колонка. Самый дешёвый из общедоступных проигрывателей такого рода - Pioneer PL990 , чья конструкция и внешний вид не менялись уже лет 30: как в 80-х склепали этого пластмассового уродца, так и делают до сих пор на той же корейской фабрике.


Проигрыватель Pioneer PL990

Ни удовольствия от обращения с ним, ни хорошего звука вы не получите, но по крайней мере он не испортит ваши пластинки! Я согласен, это уже большой плюс.

Но мне бы всё-таки хотелось, чтобы если вы уж купили проигрыватель, то, он во-первых, работал бы надёжно и долго, во-вторых, пользоваться им было приятно, потому что сделан он не из колбасных обрезков, и в-третьих, чтобы мог извлечь из пластинки тот самый «тёплый аналоговый звук», так, чтобы, когда вы наконец решитесь вместо телевизора использовать нормальную аудиосистему, проигрыватель смог показать, на что способен на самом деле. Вот отсюда и появилась условная цифра в 10000 рублей, на которые уже можно рассчитывать приобрести что-то мало-мальски приличное. Типичный пример - один из недорогих проигрывателей австрийско-чешской фирмы Pro-Ject , который и сделан неплохо, и выглядит хорошо, и на ощупь приятен, и музыку играть умеет.

Слушать винил, купленный за 1000 рублей, на пластмассовой бубнелке за 3000 - не только безнравственно, но и просто опасно


Проигрыватель винила
Pro-Ject Essential II (OM5e)

Мой личный фаворит - проигрыватель Rega RP1 . Во-первых, он один-единственный в своём роде и за эти деньги сделан в Англии, и я сам лично видел, как они их там собирают - всё правда. Во-вторых, у него самая качественная механика, предельно простая в настройке и обращении. Некоторые узлы с первого раза пугают своей безыскусностью, но при этом они работают годами. Кроме того, у него очень породистый собственный звук, а это в копеечной вертушке вообще удивительно и сногсшибательно.

А Sherwood удешевлён, и привод у него пассиковый - так что никаких скретчей и тому подобных забав: приводной ремень растянется, слетит, порвётся, и конец вашему винилу. Второй момент - корпус. В отличе от железного Technics’a или ДСП-шной Rega, такие вертушки сделаны из банальной пластмассы, вибрации они не только толком не рассеивают, но ещё и добавляют свой вредный дребезг, и всё это передаётся на головку и в ваши колонки - всё это будет гудеть, трещать и заводиться на низких частотах в самый неподходящий момент. Но зато дёшево и на первый взгляд солидно выглядит.

Последний совет

Итак, не покупайте ничего слишком дешёвого, выбирайте сердцем и помните о главном: винил вернулся, и мимо нам уже не пройти. Ну а в следующий раз поговорим о том, как вытянуть из вашего проигрывателя всё, на что он способен.