Как правильно выбрать недорогой микшерный пульт? Цифровые и аналоговые микшерные пульты: особенности и отличия.

26.07.2019

Поможет Вам!

Микшерный пульт - сердце акустической системы или звукозаписывающей студии , объединяющий в себе входы и выходы всех элементов и обладающий необходимыми инструментами звукорежиссера. Данный гид содержит информацию, которая поможет выбрать микшерный пульт в соответствии с Вашими нуждами. Тем не менее, сегодня на рынке представлено огромное количество моделей самого широкого ценового диапазона. Если Вы затрудняетесь в выборе - смело обращайтесь к .

Концертные и студийные микшерные пульты


Студийные и «живые» микшеры одинаковы по принципу действия: они собирают сигналы инструментов и вокалов, а затем направляют общий сигнал (микс) в нужную точку. Сфера применения, для которой Вам нужен пульт, определяет необходимое количество входов и выходов. Например, концертный микшер в основном должен обеспечивать сигналом акустическую систему или линейный массив и несколько мониторных линий, в то время как от студийных микшеров требуется наличие прямых выходов с каждого канала для мультитрековой записи. На сегодня черта между микшерными консолями для студии и живого звука довольно размыта, так что лучше начинать рассматривать варианты с элементов, которые формируют микшер.

Основные понятия микшерных пультов



  • Каналы

Простым языком, чем больше в микшере каналов, тем больше всего Вы можете подключить. Каналы, как правило, оборудованы различными разъёмами и могут быть как моно, так и стерео. Они принимают сигнал с микрофонов и/или линейных источников (инструментов, плееров, компьютеров) и традиционно оборудованы предусилителями для того чтобы поднять громкость входного сигнала до приемлемого уровня и фейдерами для регулировки выходной громкости канала. Обычно, каждый канал оборудован эквалайзером, AUX-посылами и регулятором панорамы. Но некоторые микшеры могут быть настолько просты, что оборудованы лишь несколькими упрощенными каналами и основным выходом.

  • Шины

Назначение каждого канала микшера - передать сигнал на одну или несколько шин. Основной выходной разъём микшера соединен с мастер-шиной, которая принимает сигнал с фейдеров каждого канала. Подобным образом, каждая AUX-шина (AUX-посыл) получает сигнал с отдельного регулятора громкости канала и выходит через собственный разъём. AUX-шины могут функционировать независимо от громкости канала (пре-фейдер) или наоборот находиться под влиянием от выходного фейдера (пост-фейдер). Эти специализированные выходы очень полезны для озвучивания мониторных линий, прослушивания в наушниках, записи и для посыла эффектов. Некоторые микшерные консоли даже оснащены специальной шиной только для эффектов, которая может включать встроенный в пульт блок эффектов или отдельный канал для возврата.

  • Группы

Некоторые микшерные пульты крупного размера оснащены группировкой, что является очень удобным способом управления большим количеством каналов. По сути, матрица каждой группы - это отдельный микшер, который расположен между каналами и основной шиной. Схема работы групп довольно проста: назначаете выходы каналов, которыми хотите управлять совместно на шину, которая отправляет сигнал на фейдер группы. Например, можно отправить все ударные в 1 группу, а вокалы - во вторую. Каждая группа оснащена собственным выходным фейдером, после которого сигнал направляется на основную шину. Это позволяет управлять всей секцией с помощью всего нескольких федеров, без воздействия на отдельные каналы.

  • Группы отключения звука и сцены

В добавок к группам каналов, некоторые пульты оснащены группами отключения звука (mute-группы). Это позволяет привязывать несколько каналов к одной кнопке, так Вы можете быстро заглушить или вывести несколько каналов одновременно. Это очень удобно, если часть музыкантов играют лишь несколько песен или нужно заглушить всю группу, пока выступает ведущий. Более продвинутые микшерные консоли позволяют устанавливать несколько сцен отключения звука и настраивать конфигурации заглушенных и открытых каналов, что очень удобно использовать в театрах и религиозных учреждениях.

  • Инсерты и прямые выходы

В то время как AUX-посылы полезны для эффектов, которые Вы хотите применить к нескольким каналам (например, реверберация или дилэй), инсерты каналов созданы для использования внешних процессоров эффектов, таких как компрессор или эквалайзер, на отдельных каналах. Точка входа инсерта обычно располагается после предусилителя и оснащена либо двумя разъёмами (посыл и возврат), либо одним инсертным разъёмом, для которого нужен специализированный кабель. В противоположность им - прямые выходы, которые просто отправляют копию сигнала, обработанного предусилителем микшера, что очень удобно для отправки сигнала на внешний рекордер или аудиоинтерфейс.

Аналоговые и цифровые микшерные пульты



В аналоговых пультах каждый канал, шина, предусилитель, эквалайзер и другие компоненты состоят из физически схем (провода, резисторы, потенциометры, кнопки и пр.). По своей сути, аналоговые микшеры очень просты, благодаря ручному управлению каждой функцией и вариантами маршрутизации звука. Если Вы знаете микшерный пульт, то Вам хватит просто взглянуть на рабочую панель чтобы понять, что происходит. А если нужно что-то подстроить - просто протянуть руку и подкрутить.

Аналоговый микшерный пульт

Вскоре после попадания на пульт (обычно - после предусилителя), аналоговый сигнал в цифровых микшерах преобразуется в данные (нули и единицы) для дальнейшей обработки и направления. Грубо говоря, цифровой микшер - это сложный компьютер с кучей аналогово/цифровых и цифро/аналоговых преобразователей со специализированной панелью управления. Цифровые микшеры имеют несколько удобств, которыми аналоговые пульты не располагают. Например, чипы цифровых процессоров обработки звука (DSP) намного меньше и дешевле, чем в аналоговых системах. Поэтому цифровые консоли набиты продвинутыми эквалайзерами, динамическим процессингом и эффектами , которые могут значительно сократить количество используемых внешних устройств.

Цифровые микшеры требуют более глубоких познаний и зачастую имеют лишь одну основную секцию управления для настройки всех каналов. Тем не менее, большие экраны и интуитивное рабочее пространство отчасти нивелируют это ограничение. Более того, продвинутые функции, такие как интеграция аудио по Ethernet (например, Dante ), Wi-Fi подключение и управление с планшетов обеспечивает уровень доступа, непосильный для аналоговых пультов. И если принимать во внимание довольно высокое качество звука, которым они обладают, то нет ничего удивительного в том, что цифровые консоли так уверенно набирают популярность среди концертных звукорежиссеров.

Линейные микшеры

Линейные микшеры практически всегда являются аналоговыми и работают исключительно с сигналом линейного уровня. Они предельно просты, зачастую с одним лишь регулятором громкости на канал. При живом использовании, линейные микшеры позволяют объединять несколько источников, например, плееров, в один выходной канал, освобождая входы (и предусилители) на основной консоли. В студиях, многие инженеры используют линейные микшеры класса Hi-End, называемые суммирующими микшерами, для объединения итоговых миксов.

Активные микшеры сочетают в себе непосредственно пульт и усилитель мощности. Они идеально подходят для портативных акустических систем. Иногда активные микшерные пульты интегрированы с соответствующими динамиками для создания акустической системы «всё-в-одном».

  • Каналы и входы

Сколько Вам их нужно? Не забудьте учесть стерео-входы для клавишных инструментов или прямые входы для гитар. Также следует думать о том, что в будущем их может понадобиться больше, чем на сегодняшний день.

Как правило, количество каналов указывается в названии модели. Например, - 8-канальный пульт.

  • Эквалайзеры

Некоторые микшеры предлагают базовую настройку низки/высоких частот, а другие - многополосные параметрические эквалайзеры на каждом канале с высоким и низким порогами. Какой Вам нужен?

  • Прямые входы / инсерты

Нужно ли Вам отправлять входные каналы на внешние устройства обработки или системы записи?

  • Встроенные процессоры и эффекты

Плюс встроенных процессоров в том, что не придется беспокоиться о покупке и подключении дополнительного оборудования. Но если Вы включаете новый микшерный пульт в существующую установку с внешними эффекторами, встроенный процессор вряд ли понадобится.

Как и с количеством каналов, о наличии эффектов иногда можно узнать из названия. Пример: - FX обозначает эффекты.

  • Шины и маршрутизация

Это зависит от необходимостей направления сигнала. Если Вы отправляете сигнал в мониторы, на запись и внешние процессоры эффектов, то Вам понадобится достаточно большое количество AUX-посылов.

Надеемся, данный гид оказался полезным для Вас! Тем не менее, если у Вас остались вопросы после его прочтения, Вы всегда можете обратиться за консультацией к .

Микшерный пульт – это устройство, основное предназначение которого заключается в сведении сигналов и их маршрутизации: объединении нескольких источников в 1 или более выходов. Этот электронный девайс используется в звукозаписывающих студиях, при концертном звукоусилении и сведении, а также для домашнего использования и организации мероприятий. В этой статье мы расскажем, как выбрать для дома, на какие характеристики обратить внимание и как не переплатить при покупке.

Виды микшеров

  • Портативные – компактные устройства, относящиеся к низкому ценовому сегменту. Характеризуются малыми габаритами и весом, что позволяет легко перемещать их и устанавливать там, где потребуется. Поскольку их конструкция имеет небольшое количество каналов, сфера их использования ограничивается организацией домашней студии, караоке-вечеринкой и проведением мероприятий, не требующих задействования музыкальных инструментов.
  • Переносные – полупрофессиональные девайсы, применяющиеся при организации концертов или студийной звукозаписи. В отличие от портативных аналогов имеют больше каналов.
  • Стационарные – профессиональные устройства с большими габаритами, конструкция которых предусматривает множество каналов, что позволяет применять их в профессиональных студиях звукозаписи и для организации крупных концертов.

Цифровые или аналоговые: что лучше?

Говоря о том, как выбрать микшер, необходимо упомянуть виды этих гаджетов. Аналоговые микшеры – простые электронные приборы, управление которых осуществляется вручную. Сигнал смешивается посредствам электрических сигналов. Активные консоли оснащены батарейками или питаются от сети и имеют много усилительных деталей – микросхем, транзисторов.

Подключение цифровых устройств осуществляется посредствам компьютера через входы, чтобы передать сигнал качественно и без искажений. С помощью моторизированных «ползунков» возможно управление уровнями громкости в нескольких режимах. Кроме того, предусмотрена функция запоминания настроек для работы с многочисленными проектами. Цена таких микшеров значительно превосходит аналоговые пульты, поэтому применяются они исключительно в высокобюджетных студиях звукозаписи. Выбор того или иного микшера осуществляется исходя из специфики использования.

Как выбрать микшерный пульт: на что обратить внимание и полезные рекомендации

  1. Количество и тип каналов – главный параметр этого девайса. Они определяют сколько звуковых источников можно «смиксовать» одновременно. Каждый из каналов оснащён одним или несколькими входами, например, для микрофона, электронных инструментов, компьютера, ноутбука и т.д. Выбор микшерной консоли с тем или иным количеством каналов зависит от того, сколько дополнительных девайсов вы планируете подключать. Для домашнего караоке достаточно 4-5 канального устройства.
  2. Если консоль будет использоваться исключительно для домашней звукозаписи, то стоит обратить внимание на девайсы с USB-интерфейсом, которые предусматривают интеграцию с ПО.
  3. Для караоке дома отлично подойдёт встроенный процессор эффектов, который позволяет сделать звучание более живым.

Надеемся, эта статья поможет Вам сделать правильный выбор в пользу той или иной консоли, подходящей для домашней, студийной или концертной деятельности.

Всего 7-10 лет назад цифровые микшерные пульты были недоступной роскошью для большинства звукорежиссеров. Сегодня ассортимент таких консолей существенно вырос. Многие модели стали доступными и востребованными не только в сфере профессиональной звукозаписи, но и в любительском сегменте. Естественно, распространение новой технологии порождает массу споров. Попробуем разобраться, какие преимущества и недостатки имеют технологичные цифровые устройства, а какие - проверенные временем аналоговые.

Особенности аналоговых микшерных пультов

Несмотря на развитие цифровых технологий, аналоговые пульты все же остаются наиболее популярными и востребованными, особенно в низком и среднем ценовом сегменте. Современные микшеры такого типа справляются как с простейшей обработкой звука на конференции или любительском концерте, так и в профессиональной студии.

Главные преимущества аналоговых микшеров:

  • легкость использования. Аналоговые устройства достаточно просты в освоении. В большинстве приборов каждый параметр звука управляется отдельным органом - это интуитивно понятно и быстро запоминается. Таким микшером могут пользоваться как специалисты старшего поколения, так и молодые новички;
  • простота конструкции и ремонтопригодность. Устранить простую поломку можно самостоятельно. Кроме того, неисправность отдельного элемента чаще всего не приводит к полной неработоспособности всего прибора;
  • долговечность и высокая надежность. Качественные устройства такого типа способны исправно работать десять лет и более.

Аналоговая технология позволяет создавать микшеры, полностью покрывающие потребности как любителей, так и профессионалов. Однако у таких приборов есть несколько существенных недостатков:

  • большой вес и габариты. Аналоговая схема не позволяет отказаться от громоздкой внутренней коммутации и использования отдельного рычага для каждой задачи. В связи с этим студийные микшеры с множеством функций весят непозволительно много (до нескольких сотен килограммов) и имеют длину до 4 метров;
  • невозможность автоматизации. Статическая система Total Recall, «напоминающая» оператору о заданном положении всех рычагов, присутствует в небольшом количестве моделей. Настройка прибора с ее помощью может занять несколько часов, если речь идет о студийном микшере. Динамическая автоматизация аналоговых устройств невозможна.

К вышеперечисленному можно добавить сравнительно большое энергопотребление и нагрев, ограниченность числа линеек, секций и шин, необходимость обслуживания.

Особенности цифровых микшерных пультов

К преимуществам цифровых устройств можно отнести следующее:

  • малый вес и габариты. Современные цифровые приборы при равных характеристиках гораздо компактнее аналоговых. Это позволяет легко транспортировать устройство, что актуально для музыкантов, работающих в разных залах и нуждающихся в качественном звуке;
  • полная автоматизация всех процессов. Доступно как статическое, так и динамическое «запоминание», воспроизведение заданной программы осуществляется нажатием нескольких кнопок. Удобно, если специалист часто решает однотипные задачи;
  • гибкость коммутации. Поскольку цифровая техника широко распространена, важно, чтобы микшер мог работать с ней в условиях студии, концерта, радиовещания.

Современная программная консоль может иметь неограниченное количество линеек и полос. Существуют модели более чем с 200 шинами. Конечно, для большинства пользователей такое преимущество нельзя назвать актуальным, но перспективность разработки, что называется, налицо. То же можно сказать и об избыточной битности, которая должна выступать гарантией от любых перегрузок при записи. В передовых моделях микшеров уже применяется 64-разрядная обработка звука.

Цифровая техника не лишена и ряда минусов:

  • специфический интерфейс. Новизна устройства заставляет даже профессионалов в течение длительного времени привыкать к нетипичным органам управления;
  • высокая цена. Пока в бюджетном сегменте все же лидируют аналоговые модели;
  • сложность ремонта. Самостоятельно устранить неисправность практически невозможно, часто простейшая поломка полностью лишает устройство работоспособности.

Наличие операционной системы, конечно, нельзя назвать недостатком. Однако из-за нее могут возникать различные сбои в работе системы, абсолютно незнакомые владельцам аналоговых пультов. То же относится к внутренней энергозависимой памяти - батарею придется регулярно заменять.

Как выбрать микшер? Правильные советы от опытных экспертов

Микшерские пульты опытные ди-джеи подбирают строго под свой стиль игры. К примеру, мастера скретчинга из множества устройств предпочтут те, у которых будет надежный и выносливый кроссфейдер, который даже спустя годы активной эксплуатации будет работать как новый. На этот рабочий элемент обычно ложится значительная нагрузка, и, если он окажется хлипким, то очень быстро перестанет работать как надо, а то и вовсе не ко времени выйдет из строя и потребует замены.

Стиль игры как важный аспект выбора

Для скретчинга более пригодными обычно признаются микшеры с короткоходными кроссфейдерами, причем часто ди-джеи, приверженные этому стилю игры, предпочитают устройства с функцией инвертирования положения кроссфейдера. Ди-джеи, выступающие в ночных клубах, где очень востребована именно техника сведения треков, покупают микшеры с длинноходными кроссфейдерами. Регулятор высокого разрешения – это инструмент для создания плавных, мягких и длинных миксов. Микшерские пульты с такими кроссфейдерами наилучшим образом подходят для хауса и техно. В качестве примера такого пульта можно назвать продукт от компании .


У ползунковых регуляторов есть один обусловленный конструктивными особенностями недостаток – они слабо защищены от грязи и жидкостей, и очень часто кроссфейдеры начинают работать плохо не из-за износа механизма или контактных групп, а из-за попавшей внутрь пыли или влаги. Для выступлений под открытым небом и на неподготовленных площадках нередко применяются специальные микшерские пульты с поворотными регуляторами.

Аналоговые и цифровые микшеры

Ди-джеи, использующие в своей работе компьютер, в большинстве случаев покупают микшер, обладающий совместимостью с PC или Mac. На сегодня самыми ходовыми являются пульты с возможностью подключения к ПК по универсальной шине USB. Такие микшерские пульты хороши тем, что позволяют пользователю самостоятельно назначать элементам управления требуемые функции. Полностью цифровой микшер - по сути своей контроллер, который предоставляет в распоряжение диджея привычные регуляторы и кнопки, но сам только генерирует и передает команды компьютерной программе, которая сводит треки, накладывает эффекты, изменяет уровень сигнала, регулирует его частотные характеристики и прочее. Микшеры, соединяющие в себе свойства и качества цифровых и аналоговых пультов, существуют в природе, и если есть потребность именно в таком инструменте, то его также не составит труда приобрести.

Микшер для мобильного ди-джея

Активно гастролирующие ди-джеи с опытом работы, обновляя свой технический арсенал, нередко выбирают микшерный пульт, исходя из принципа «необходимо и достаточно». Они подбирают пульт, к которому без проблем можно будет подключить определенный набор дополнительных устройств, вроде CD-плееров, виниловых вертушек, контроллеров, эффекторов и прочего подобного хозяйства. Но иногда мобильные ди-джеи отдают предпочтение пультам с большим запасом коммутационных возможностей – на вырост и на случай, если придется выступать на неосвоенной площадке и к пульту придется подключать незапланированное оборудование. Кроме того в таких случаях обязательным элементом является разъем для подключения микрофона. Само собой, пульт мобильного ди-джея должен быть надежным, прочным и стрессоустойчивым.

Клубные микшеры

Несколько иные решения применяются в клубах. Обычно это дорогие пульты, предоставляющие ди-джею широкий спектр возможностей по работе с подключаемыми устройствами и, собственно, со звуком. Примером качественного клубного решения может стать . Устройства вроде этого предлагают широчайшие возможности коммутации, а также встроенные процесоор эффектов. Они сами по себе являются продвинутыми контроллерами с потрясающим функционалом. К ним можно подключить сразу несколько источников звука вроде двух CD-плееров и пары виниловых проигрывателей. Но этим их коммутационные возможности не ограничиваются. Современные клубные микшеры совместимы с мобильными устройствами вроде карманных плееров, смартфонов и планшетов, причем некоторые продвинутые версии пультов сообщаются с подключаемыми устройствами не по кабелю, а с помощью радиоволн. У хорошего клубного пульта всегда найдутся свободные разъемы для очередного – нового контроллера. В комплекте с дорогим клубным микшером обычно идет богатый набор программного обеспечения.

Элементы управления и функционал

Первое и главное, чему учится начинающий ди-джей, это виртуозному сведению двух звуковых сигналов в один, и именно микшерский пульт позволяет выполнять это действие максимально изящным образом. Соответственно, диджейский пульт должен иметь минимум два канала с обязательным гейном (Gain, см. ) в придачу, а для работы с самим звуком у него должен быть трехполосный эквалайзер с возможностью регулировки уровня громкости звука, подаваемого на выход. Регулятор Gain позволяет ди-джею управлять нагрузкой на входах пульта: сигнал от различных внешних источников обязательно отличается по громкости, и без инструмента, способного выровнять разницу, нормальное сведение было бы задачей весьма затруднительной. Контроль процесса сведения ди-джей может осуществлять с помощью наушников или мониторов, подключенных также к пульту. Разъем для наушников есть у всех микшеров.

Эквалайзер среднестатистического диджейского пульта может состоять из трех регуляторов, с помощью которых можно корректировать высокие, средние и низкие частоты. В большинстве случаев это три поворотных регулятора, но некоторые производители применяют и ползунковые – фейдеры. Для управления уровнем звукового сигнала в канале традиционно выделяется специальный фейдер. Обычно над каждым таким фейдером есть кнопка, по нажатию которой звук из канала может быть отправлен на наушники. Ну и, конечно же, основным инструментом сведения был и является отдельный фейдер, смещение которого из одного крайнего положения в другое и обеспечивает то самое смешивание сигналов из двух каналов.


Чем больше пульт поддерживает каналов, тем больше к нему можно подключить внешних источников сигнала. К примеру, у таких каналов четыре, а это значит, что к нему на постоянной основе могут быть подключены как виниловые вертушки, так и CD-плееры. На базе такого пульта обычно строятся клубные системы, которые, по сути, получаются универсальными. Приглашенный ди-джей в этом случае приезжает на выступление налегке, потому что к пульту уже подключено все, что ему может потребоваться, - и виниловые вертушки, и CD-деки. В крайнем случае, ди-джей добавляет в готовую систему пару своих контроллеров.

Некоторые микшерские пульты имеют еще и собственную базу эффектов, так что покупка именно такого устройства избавит от необходимости дополнительно затрачиваться на приобретение внешнего эффектора. Кстати говоря, если в арсенале DJ уже есть подключаемые устройства или покупка таковых запланирована на будущее, то микшерский пульт следует выбирать еще и с учетом обязательной полноценной совместимости с этими самыми устройствами.

В этой статье я попытался сделать обзор наиболее продаваемых пультов, но их очень много, поэтому остановился на наиболее популярных.

Микшерный пульт - это сердце любой студии, как профессиональной, так и домашней. Если без различных студийных приборов можно обойтись, используя виртуальные инструменты компьютера, то в любом случае нужен подавляющему большинству людей работающих со звуком.

Итак, главная задача микшерного пульта - свести множество источников сигнала воедино и добиться оптимального баланса на выходе. Пульты бывают пассивные и активные. Пассивные не нуждаются в источнике питания и, как правило, используются для коммутации аппаратуры, вырабатывающей уже определенный сигнал и не нуждающейся в предусилении. Пассивные микшеры обычно не отличаются функциональностью и большим количеством регулировок, но иногда встречаются пассивные пульты с регулировкой высоких и низких частот на выходе. Несколько каналов, которые управляются ручками громкости и главный потенциометр громкости на выходе, вот и весь набор стандартного пассивного пульта.

В случае, если требуется подключить два электроинструмента или два микрофона к комбоусилителю или активной акустической системе, то может сгодиться и пассивный пульт. Или для коммутации сигнала с нескольких небольших пультов, например, когда несколько коллективов работают на сцене и каждый предпочитает настраивать звук своим участникам самостоятельно.

Активные микшерные пульты работают от внешнего или встроенного блока питания, или на батарейках. Именно активные микшеры использует большинство домашних и профессиональных студий. Практически во всех пультах встроен двух- или трехполосный эквалайзер, в более продвинутых моделях встречаются процессоры эффектов, элементы электронного управления и так далее. Пульты, где регулировка частотности и обработка осуществляется электронным способом, носят индекс DSP (Digital Signal Processor) - "Цифровая обработка сигнала".

Учитывая, что большинство людей работает с вокалом, одним из главных критериев при выборе пульта, является качество микрофонного предусилителя. Вообще, для работы с вокалом лучше всего использовать специальные ламповые предусилители, а полученный сигнал подавать на компрессор-лимитер или процессор эффектов напрямую или через пульт, используя посыл на внешний эффект. Но так как большинство "втыкают" напрямую микрофон, то при выборе пульта важно заострить внимание именно на особенностях предусиления и искажения сигнала.

Несмотря на кажущуюся абсурдность, микшерные пульты "поют" по-разному. Сигнал, проходя через многочисленные схемы, не может не искажаться. К тому же глубина регулировок на всех пультах различается. Поэтому шум, искажения, присущие недорогим пультам - обычное явление при их эксплуатации и ожидать от дешевого Nady бесшумности профессиональной консоли, мягко говоря, неразумно.

Впрочем, особенности шума и искажения проявляются, скорее, в записи, чем на репетициях или выступлениях.

Регулировка на микшерах осуществляется при помощи вращающихся ручек управления (потенциометрами) или фейдерами ("ползунками"). Традиционно, принято считать, что фейдер намного удобнее вращающейся рукоятки, так как текущее положение регулятора можно легко контролировать визуально. Однако, фейдеры занимают на панели много места, такие пульты обычно не отличаются компактностью, а заменить сломанный или начинающий хрустеть фейдер гораздо сложнее, чем потенциометр.

На большинстве пультов, изготовленных по классической схеме, фейдерами управляется громкость каналов, а потенциометрами настраиваются эквалайзер и другие, присущие модели регулировки.

Еще один важный момент. Наличие кнопок "S" и "M", или "Solo" и "Mute" соответственно на каждом или нескольких каналах (система солирования). Эти кнопки позволяют работать только одному каналу при молчании остальных (Кнопка "Solo") или отключить один канал и оставить работать другие (Кнопка "Mute"). Наличие этих кнопок здорово облегчает работу на репетиционных или концертных саундчеках, а так же помогает в случаях, когда непонятно на какой канал, какой источник сигнала приходится. Кстати, чтобы не возникло последней ситуации, очень часто работа канала и уровень громкости сопровождается индикатором пиков - своеобразной световой линейки из светодиодов, на которой видно, насколько сильный поступает сигнал, и какой уровень его выставлен на пульте. На недорогих моделях такой индикатор обычно присутствует только на мастер-регуляторе.

Входы и каналы на пультах бывают стерео и моно. Обычно вход на стереоканале (джек "мама") разделен на два моноканала и продублирован микрофонным входом XLR. На таких каналах должен присутствовать регулятор панорамы/баланса. На более дорогих моделях полупрофессионального и профессионального класса устанавливается еще и переключатель полярности.

Что касается остальных входов-выходов, на пульте должен присутствовать выход на наушники, мониторный посыл (до эквалайзера), посыл на обработку (после эквалайзера) и естественно, один или несколько генеральных стереовыходов.

Выбор микшерного пульта - дело очень индивидуальное и сложное, сегодня на рынке предлагается огромное количество моделей, наделенных самыми различными функциями. Выбрать недорогой пульт для домашней студии и то непросто, а при выборе профессиональных аппаратов, приходится тратить уйму времени на подбор соответствующих работе характеристик.

В этой статье мы коснемся лишь наиболее популярных моделей, пользующихся наибольшим спросом, самых простых моделей, самого начального ценового диапазона (до 4500 т.р.). Указанные цены рассчитаны в среднем по предоставленным розничным прайс-листам наиболее крупных магазинов.

Yerasov

Самыми дешевыми микшерами (от 1130 рублей), представленными на российском рынке являются монофонические пульты Пензенской фирмы Yerasov.

Конечно, говорить о качестве звука и функциональности этих пультов не стоит, но за такие деньги сложно найти что-то лучше. По крайней мере, предлагаемые за 1500-1800 рублей пульты начального уровня Nady однозначно проигрывают по количеству шума и наводок нашим пультам. Микшеры Yerasov снабжены двухполосным эквалайзером, работают от стандартного адаптера 9-ти вольт. Использование таких пультов даже в домашней звукозаписи вряд ли оправдано, но для репетиций небольших коллективов пульт подходит идеально, он совсем немного весит и занимает мало места. Думаю, что вполне подойдет в качестве запасного варианта, например, при выступлении в незнакомом клубе или, при нехватке свободных каналов на основном пульте.

Behringer

Фирма Behringer за последние несколько лет активно завоевывает российский рынок. Неслучайно большая часть магазинов работает именно с ней. Ассортимент аналоговых пультов представлен сериями MX и UB.

Модели серии UB в основном используются в качестве репетиционных аппаратов, а также в домашней и студийной звукозаписи, многие приобретают модели этой серии для озвучивания музыкальных мероприятий в кафе и ресторанах. Модели с индексом MX производятся со встроенным 24-биттным аналогово-цифровым процессором эффектов, а модели с индексом Pro имеют встроенный блок питания и комплектуются набором для установки в рэк. На модели UB 1202, а также на всех моделях с индексом Pro, в качестве мастер-регулятора установлен фейдер.

Самый дешевый представитель серии - аналоговый 5-ти канальный микшер Behringer UB-502 (от 1600 рублей) оборудован, предусилителем студийного класса IMP, светодиодными указателями уровня, одним микрофонным входом XLR.


Аналоговый пяти-канальный микшер Behringer UB-502

У многих простота этого пульта может вызвать улыбку, однако, такие миниатюрные пульты рассчитаны в первую очередь на одиночных музыкантов, например, на исполнителей бардовской песни, где для выступления кроме микрофона и гитары ничего не требуется.

Более сложной моделью является 8-ми канальный пульт UB-802 Eurorack (2400 рублей).


Такой пульт уже вполне пригоден для репетиций малых коллективов, имеет два моноканала с предусилителем IMP и фантомным питанием, два стерео канала, трехполосный эквалайзер на каждом канале и фильтр НЧ на моно каналах.

Модель UB-1002 Eurorack (от 2800 рублей) - десятиканальный пульт, обладающий, как и UB-802 трехполосным эквалайзером, двумя моноканалами с IMP и фантомным питанием, но имеющий четыре стереоканала, и в качестве мастер-регулятора фейдер.


Неплохой пульт в качестве временного репетиционного аппарата небольших рок-коллективов, компактен и удобен для десятиканального пульта, но обладает определенными недостатками, присущими всем недорогим пультам Behringer , в частности шумом на высокой громкости, небольшим диапазоном эквалайзера и так далее.

Модели серии MX стоят дороже (от 3400 рублей), чем пульты UB и ориентированы, скорее всего на профессиональное использование для репортерской работы, для проведения конференций и т.д.


Микшер Behringer MX 802

Самая простая модель серии имеет четыре моно канала с микрофонными XLR и линейными входами, два стерео канала, два стерео возврата, стерео вход и выход для двухдорожечного записывающего устройства (RCA). На каждом канале есть трехполосный эквалайзер два посыла (второй переключается до/после фейдера). На моно каналах есть также обрезной фильтр низких частот. Фейдеры мастер-регулировок отсутствуют. Данную модель уже редко можно встретить на прилавках магазинов, на смену ей пришла практически аналогичная модель UB-802.


Модель MXB-1002 Eurorack (10 каналов) обладает возможностью работы от автономного источника питания или от обычной электрической сети, при этом необычайно удобна для работы с вокалом: пять предусилителей, пять входов XLR, фейдеры на лицевой панели, легко позволяют контролировать голосовой сигнал выступающих или записывающихся людей. (4300 рублей)

Отличий у обеих серий (речь идет о недорогих моделях) не слишком много, но они все-таки есть. Очень часто задают вопросы, вроде "чем отличается MXB-1002 от UB-1002, ведь количество каналов в них одинаково?". Во-первых, MXB-1002 ориентирован, прежде всего на работу с голосом, поэтому входов XLR и микрофонных предусилителей у него пять, против двух в UB. Во-вторых, фейдеры на лицевой панели в MXB позволяют более оперативно работать со звуком. В третьих - питание в MXB может быть как автономным, так и от блока питания, в UB - только от блока питания. MXB несколько превосходит по параметрам UB, но и стоит значительно дороже.

Вообще, на мой субъективный взгляд, пульты Behringer чем-то выдающимся не отличаются, но соотношение надежности, качества и цены у этих аппаратов весьма на уровне. По качеству и глубине регулировок они чем-то напоминают микшеры фирмы PHONIC, которые несколько лет назад можно было часто встретить у самых разных музыкантов. Прославленный множеством интернет-изданий предусилитель IMP (Invisible Mic Preamp — невидимый микрофонный предусилитель) требует очень аккуратного обращения, при неосторожном повороте ручки, даже дорогие микрофоны, имеющие каскады шумоподавления склонны "заводиться". Да и сам звук на высоком уровне "гейна" искажается довольно ощутимо.

ALTO

Микшерные пульты ALTO стремительно завоевали расположение многих музыкантов благодаря мягкому звучанию микрофонных предусилителей, а также очень неплохому процессору эффектов, который устанавливается на модели с индексом FX.

Наиболее покупаемыми и популярными моделями, самого низкого ценового диапазона, являются пульты серии S и AMX.

Микшер ALTO AMX-100 (2200 руб.), имеет два моно- и два стереоканала, трехполосный эквалайзер, обладает скромными размерами и малым весом, словом, функциональность и удобство этого пульта, учитывая низкую цену, на довольно высоком уровне.


На внешней панели микшера имеется светодиодный индикатор пиков, мастер-регулировка осуществляется большой рукояткой синего цвета. Каждый моноканал также имеет симметричный микрофонный вход (XLR), симметричный линейный вход и регулятор чувствительности, а каждый стереоканал — пару симметричных линейных входов. Имеются два входа и для выхода (RCA) для фонограммы и записи. Система прослушивания включает пару мониторных линейных выходов, стереовыход для наушников, регулятор громкости.

Пульты AMX-120, AMX-140 являются расширенными версиями AMX-100. В пульте AMX-120 количество стереоканалов доведено до четырех.


Пульт AMX-140 имеет четыре моноканала, два стереоканала. Каждый моноканал имеет симметричный вход XLR, симметричный линейный вход, посыл-возврат, регулятор чувствительности, переключатель фильтра верхних частот. На каждом стереоканале есть пара симметричных линейных входов, а на первом стереоканале еще и симметричный микрофонный моновход (XLR) с регулятором чувствительности.


Самым многоканальным и большим пультом, в ценовой категории до 4500 тысяч предстает микшер AMX-180 (4200 рублей). Пульт имеет четыре моно- и четыре стереоканала, имеет систему прослушивания и систему солирования.


Как и в предыдущих моделях, в AMX-180 на каждом канале присутствует трехполосный эквалайзер, моноканалы оборудованы симметричным входом XLR, имеются также симметричный линейный вход, посыл-возврат, регулятор чувствительности, переключатель фильтра высоких частот. Есть регуляторы уровней посыла на вспомогательные шины, переключатель префейдерного или постфейдерного режима, регулятор панорамы/баланса, переключатель и светодиодный индикатор заглушения, переключатель и светодиодный индикатор солирования, светодиодный индикатор пика сигнала, фейдеры на каждом канале.

Пульт ALTO S-6 (2800р) аналогичен AMX-100, два моно- и два стереоканала, на верхней панели индикатор пиков, трехполосный эквалайзер, мастер-регулировка осуществляется фейдером.


На каждом моноканале имеется симметричный/несимметричный линейный вход, симметричный микрофонный вход XLR, регулятор чувствительности, регулятор уровня посыла, регулятор стереопанорамы, регулятор уровня, светодиодный пиковый индикатор. Каждый стереоканал имеет светодиодный пиковый индикатор, трехполосный эквалайзер, регулятор стереобаланса, регулятор уровня.

Пульт ALTO S-8 (4300 рублей) имеет четыре моноканала, два стереоканала и две шины посылов на эффекты. Каждый моноканал содержит микрофонный вход (симметричный XLR, схема на дискретных элементах), линейный вход (симметричный джек), кнопку включения обрезного фильтра низких частот (18 дБ/окт, частота среза 75 Гц), регулятор чувствительности, трехполосный эквалайзер, два регулятора уровня посылов, регулятор панорамы, вращаемый фейдер уровня и пиковый светодиодный индикатор. На всех моноканалах есть гнезда разрывов для подключения внешних приборов обработки.


Фантомное питание (+48 В), как и на всех пультах серии S, включается для всех входов сразу. Тумблер включения фантомного питания расположен на задней панели микшера.

Пульт ALTO AMX-100 FX - один из самых недорогих пультов со встроенным процессором эффектов, который обладает неплохим качеством.


По характеристикам пульт схож с AMX-100, те же два моно- и два стереоканала, трехполосный эквалайзер, посыл на внешнюю петлю эффектов, но при этом возможно использование 24-разрядного аналогово-цифрового внутреннего процессора эффектов. Один из 256 нередактируемых пэтчей выбирается переключателями PRESET и VARIATION, есть светодиодный индикатор уровня, и кнопка заглушения процессора. Из имеющихся алгоритмов есть четыре вида реверберации, задержка, хорус, фленджер и комбинированные.

Если говорить о пультах ALTO в целом, то по количеству функций они во многом выигрывают у пультов Behringer и пультов других фирм, поставляемых в Россию и рассчитанных на пользователей малого и среднего достатка. Процессор эффектов в моделях с индексом FX позволяет производить регулировки в гораздо больших пределах, чем, например в Eurorack UB 1204, а стоимость последнего чуть ли не в два раза выше. Правда, стоит заметить, что количество представленных пресетов в UB 1204 довольно многочисленно (99), да и качество эффектов при более детальном прослушивании ощутимо лучше. Но, учитывая, что пользователь вообще может отказать от процессора эффектов, а использовать недорогие рэковые приборы, то пульты ALTO начального ценового диапазона вполне могут послужить альтернативой Behringer.

Что касается общего качества звучания, то оно примерно на одинаковом уровне, хотя предусилитель пультов ALTO и система шумоподавления мне показались более "мягкими" и качественными.

Обратите внимание: