Когда появился самый 1 компьютерный вирус. Кто написал первый компьютерный вирус

26.06.2019

Что такое компьютерные вирусы? Компьютерные вирусы, получившие свое название благодаря способности самостоятельно распространяться по электронным сетям и, размножаясь, наносить вред вычислительным системам, также возникли на заре развития компьютерных технологий. И если проследить историю зарождения белковых вирусов с большой долей достоверности сейчас уже не представляется возможным, ответить на вопрос, кто именно и зачем придумал компьютерные вирусы, относительно несложно. Как говорится, история не забывает своих героев. Вполне естественно, что многомиллионная армия пользователей персональных компьютеров должна помнить тех людей, благодаря которым появилось на свет такое известное сегодня каждому школьнику понятие, как компьютерный вирус.

Автором идеи первого компьютерного вируса, благодаря которой значительно позже возникла технология создания программных вирусов, принято считать американского программиста Боба Томаса. В 1971 году вычислительная лаборатория компании Bolt, Beranek and Newman, в которой работал Томас, получила заказ на разработку распределенного программного комплекса для авиадиспетчерских служб, управляющих движением пассажирских самолетов. Согласно требованиям заказчиков, входящие в комплекс программы должны были автоматически передавать управление курсом самолетов с одного компьютера на другой по вычислительной сети, отображая на экранах всех подключенных к этой сети компьютеров постоянно изменяющуюся информацию о текущем положении авиалайнеров в воздухе. Экспериментируя с системами передачи данных между различными вычислительными машинами, Томас написал программу, которую назвал «Ползуном». «Ползун» самостоятельно копировал себя с одного компьютера на другой, перемещаясь таким образом по сети, и выводил на экран каждого терминала следующее сообщение: «Я - Ползун! Если сможешь, поймай меня!». Эта небольшая программа не размножалась, как современные компьютерные вирусы, а просто «ползала» с одного сетевого узла на другой, развлекая пользователей и системных администраторов. Когда другие программисты узнали об изобретении Томаса, они принялись создавать аналогичные программы, демонстрировавшие на экранах коллег по лаборатории различные забавные фразы. Когда кому-то из специалистов Bolt, Beranek and Newman надоело бороться с бесконечно отвлекающими его от работы «Ползунами», он написал другую программу, которая в точности так же самостоятельно перемещалась по сети, но с совершенно иной целью: она вылавливала и безжалостно уничтожала всех «Ползунов», которые попадались ей на пути. Задетые за живое разработчики «Ползунов» не отставали: усовершенствовав исходный код, они научили свои программы прятаться от «убийцы» в недрах операционной системы, маскируясь под ее компоненты и необходимые для нормальной работы компьютера библиотеки. Кровавая борьба между «Ползунами» и «Киллерами» продолжалась несколько месяцев, после чего это увлечение утратило свою новизну и было заброшено, так и не получив сколь либо серьезного развития.


Однако идея Боба Томаса не была забыта. В 1975 году американский писатель-фантаст Джон Браннер выпустил фантастический роман «Оседлавший Взрывную Волну», в основу которого легла несколько видоизмененная история с «Ползунами». Книга рассказывала о компьютеризированном обществе, которым управляло с помощью глобальной электронной сети правительство диктаторов и тиранов. Программист, решивший спасти мир от диктатуры, написал программу, которую автор романа назвал «глистом»; эта программа копировала себя с одного компьютера на другой, разрушая хранившуюся в них информацию. Чтобы остановить «глиста», правительство вынуждено было отключить сеть, лишившись таким образом власти. Роман быстро стал бестселлером, сделавшись поистине культовой книгой в только зарождавшейся тогда среде компьютерных хакеров. Именно благодаря этому роману в 1980 году двое сотрудников компании Xerox, которая в те времена выпускала пользовавшиеся большой популярностью персональные компьютеры, имеющие возможность объединения в локальные сети, решили создать программу, которую по аналогии с упоминавшимся в романе Браннера детищем программиста-бунтаря назвали «Червем». Собственно, «Червь» Иона Хеппа и Джона Шока должен был нести положительную миссию: по замыслу разработчиков, перемещаясь между подключенными к сети компьютерами, «Червь» был призван проверять операционную систему на наличие скрытых дефектов и по возможности устранять их. Хепп и Шок задумали еще два варианта «Червя»: один из них предназначался для распространения объявлений, которые администратор мог направлять всем пользователям вычислительной сети, второй позволил бы гибко перераспределять ресурсы между различными объединенными в сеть компьютерами. Однако на практике все получилось совсем не так, как задумали разработчики. Запустив вечером экспериментальную версию «Червя», Хепп и Шок отправились домой. Когда утром программисты вернулись на работу, они увидели, что все компьютеры, установленные в многоэтажном здании исследовательского центра Xerox, расположенного в городке Паоло-Альто, благополучно зависли. В исходном коде «Червя» была допущена незначительная ошибка, благодаря которой программа начала бесконтрольно распространяться между различными узлами сети и блокировать их работу. Перезагрузка машин не помогала: часть входящих в сеть компьютеров была установлена в закрытых комнатах, к которым Хепп и Шок не имели доступа, и как только на перезагружаемой машине запускалась операционная система, «Червь» тут же копировал себя в ее память с другого компьютера, после чего система мгновенно выходила из строя. Отключив одну из машин от локальной сети, программисты вынуждены были экстренно создать другую программу, которая уничтожила бы взбесившегося «Червя». На полную ликвидацию последствий их совместного творчества ушло несколько дней.


Ведущий программист компании Bell Labs Боб Морриссон по признаниям коллег был лучшим специалистом в своей области, к нему часто обращались за всевозможными консультациями, в частности - в сфере безопасности компьютерных систем. Морриссон был немногословен, но нередко доказывал оппонентам свою правоту на практике. Однажды сотрудники отдела, в котором трудился Боб, несколько месяцев подряд работали над совершенствованием системы безопасности эксплуатируемой ими компьютерной сети, изобретая все новые и новые программные модули. Когда работа была закончена, они похвастались Бобу, что теперь эта сеть защищена от возможных сбоев на все сто процентов. Пожав плечами, Морриссон молча выбросил горящий окурок в стоящее поблизости мусорное ведро с бумагами, содержимое ведра мгновенно загорелось, сработала противопожарная сигнализация и льющаяся из вмонтированных в потолок лаборатории труб вода за две секунды привела всю вычислительную систему в нерабочее состояние. Тогда, в конце восьмидесятых годов, среди программистов была очень популярна игра под названием Core Wars. Игра имела встроенный язык программирования, от игрока требовалось написать на этом языке специальную «боевую программу». Предназначение такой программы было простым: уничтожить аналогичные программы соперников, отыскивая слабые места в их коде. Побеждал тот программист, чье творение продолжало работать, когда все остальные программы были повреждены или разрушены. Виртуальные баталии «боевых программ» на несколько месяцев стали «коньком» программистов из Bell Labs; это продолжалось до тех пор, пока за дело не взялся Боб Морриссон. Его «боевая программа» оказалась непобедимой: код состоял всего лишь из 30 строк, однако этот крошечный файл не просто атаковал соперников: он анализировал методы их защиты и, соответствующим образом видоизменяясь, уничтожал файл противника «изнутри», выбирая стратегию атаки исходя из его логической структуры. После этого игра Core Wars утратила всякий смысл: изобретенный Морриссоном «полиморф» не оставлял конкурентам ни одного шанса. Вскоре Боб Морриссон оставил работу в Bell и получил должность эксперта по компьютерной защите в Национальном Агентстве Безопасности США - единственной в Америке организации, занимавшейся расследованием компьютерных преступлений.


Старший сын Боба Морриссона Роберт рос тихим и скромным мальчиком, его единственной страстью были компьютеры. Уже в четырнадцатилетнем возрасте он переписал популярную у подростков компьютерную игру The Four Corners, добавив в нее множество новых функциональных возможностей, в 16 лет он стал настоящим экспертом по системе безопасности UNIX, обнаружив в «классическом» берклиевском коде этой платформы множество ошибок, которые не замедлил исправить. Однако он и сам не брезговал пользоваться обнаруженными «дырами» в защите, время от времени подключаясь к удаленным электронным сетям в поисках интересующей его информации. Это увлечение привело к тому, что вскоре в компьютерном журнале Smitsonian появился материал, в котором Роберта называли одним из наиболее известных молодых хакеров в Америке. Именно Роберт Морриссон является автором и разработчиком одной из наиболее известных реализаций протокола передачи данных UUCP - Unix-To-Unix CoPy. Обучаясь на четвертом курсе Гарвардского университета, Роберт уже читал лекции в Национальном Агенстве Безопасности США и исследовательских лабораториях военно-морского флота по безопасности операционной системы UNIX.


В качестве эксперимента Роберт решил написать программу, которая, используя обнаруженные им недоработки в созданном для UNIX протоколе FTP и программе sendmail могла бы самостоятельно распространяться между объединенными в сеть компьютерами, подобно «Червю» Хеппа и Шока, но при этом умела бы эффективно «прятаться» в операционной системе и самостоятельно размножаться. Иными словами, «Червь» Морриссона должен был объединять в себе все достоинства предыдущих попыток создания аналогичных программ. Поскольку эта разработка была всего лишь научным экспериментом, тестом на безопасность объединенных в сети компьютерных систем, Роберт заложил в код «Червя» алгоритмы, сдерживающие его распространение, никаких модулей, разрушающих файловую систему атакованных компьютеров, также задумано не было. 2 ноября 1988 года в 18.30 Роберт Морриссон подключился к компьютерам лаборатории искусственного интеллекта MIT и запустил свою программу на исполнение. Когда спустя полчаса он снова попытался подключиться к сети, чтобы проверить ход эксперимента, удаленный компьютер не ответил: благодаря закравшейся в исходный код ошибке «Червь» начал бесконтрольно размножаться, блокируя нормальную работу вычислительных систем, и вскоре вырвался из локальной сети MIT на просторы Интернета.


Программа Морриссона-младшего стала настоящим бедствием для США, в течение нескольких дней функционирование Интернета было парализовано практически полностью. Именно тогда за способность к быстрому распространению и заражению все новых и новых узлов сети журналисты впервые окрестили творение Роберта «вирусом». По различным подсчетам эпидемия поразила порядка 6000 компьютеров - около 10% всех работавших тогда в Интернете вычислительных машин, нанесенный вирусом ущерб оценивался от скромной цифры в 150 000 до значительной суммы в 75 миллионов долларов США. Вскоре к делу подключилось ФБР, однако расследование длилось недолго: Морриссон сам признался в содеянном. Пресса раздула скандал до неимоверного масштаба, особую пикантность ситуации придавал тот факт, что отец Роберта Морриссона - Боб Морриссон был одним из ведущих экспертов отдела Агентства Национальной Безопасности, занимавшегося расследованием компьютерных преступлений.

Судебное дело Роберта Морриссона было одним из первых дел по обвинению в совершении компьютерного преступления в США, до этого по данной статье под суд попал лишь известный во всем мире хакер Кевин Митник. Морриссона признали виновным и приговорили к выплате штрафа в размере 10 000 долларов и 400 часам исправительных работ. Однако слава Роберта Морриссона, получившего широкую известность благодаря созданному им вирусу, до сих пор не дает покоя сотням и тысячам хакеров на разных континентах. Последней попыткой переплюнуть создателя первого в истории человечества вируса «массового поражения» была небезызвестная программа «Мелисса», уничтожившая в общей сложности более 30 000 компьютеров. С тех пор сотням и тысячам амбициозных молодых людей, разбирающихся в программировании, рано или поздно приходит в голову попробовать свои силы в создании программы, которая, распространяясь по сети, могла бы дестабилизировать работу различных вычислительных систем. Именно их стремление к дешевой славе приносит теперь множество бессонных ночей, проведенных пользователями за восстановлением разрушенных систем, и значительную прибыль компаниям, занимающимся разработкой антивирусных программ.

Официально считается, что термин «компьютерный вирус» впервые употребил сотрудник Лехайского университета (США) Ф.Коэн в работе «Эксперименты с компьютерными вирусами» в 1984 году. Следует отметить, что и до этого доклада существовали примеры самовоспроизводящихся механизмов.

Основы теории самовоспроизводящихся механизмов заложил уже известный нам американец венгерского происхождения Джон фон Нейман в 1951 г. Первой же публикацией, посвященной созданию самовоспроизводящихся систем, является статья Л. С. Пенроуз о самовоспроизводящихся механических структурах.

Статья была опубликована в 1957 г. американским журналом «Nature». (Ее супруг - нобелевский лауреат по физике Р. Пенроуз, перу которого принадлежит знаменитая книга «Shadow of Mind», в которой автор раскрывает основы сознания и бессознательного с позиций физики микромира). По материалам этой статьи Ф. Ж. Шталь запрограммировал биокибернетическую модель, в которой существа двигались, размножались и могли мутировать.

В 1961 году В. А. Высотский, Х. Д. Макилрой и Роберт Моррис из фирмы Bell Telephone Laboratories (США) изобрели необычную игру «Дарвин», в которой несколько ассемблерных программ, названных «организмами», загружались в память компьютера. Организмы, созданные одним игроком, то есть принадлежащие к одному виду, должны были уничтожать представителей другого вида и захватывать жизненное пространство.

В качестве примеров самовоспроизводящихся программ часто упоминаются Animal, Creeper, Cookie Monster и Xerox worm. deeper был не вирусом, а самоперемещающейся программой. При запуске на удалённом компьютере новой копии deeper предыдущая копия прекращала свою работу.

Считается, что deeper выводил на экран сообщение «i’m the creeper... catch me if you can» - " я вьюнок... поймай меня, если сможешь".

Позже Р. Томлинсоном была написана защитная программа Reaper - «Жнец», которая, как и «Вьюнок», перемещалась по сети и в случае обнаружения «заразы» прекращала ее деятельность.

Вышеприведенные примеры не являются компьютерными вирусами в рафинированном виде.

С появлением первых персональных компьютеров Apple в 1977 г. и развитием сетевой инфраструктуры появились первые программы-вандалы, которые под видом полезных программ выкладывались на BBS, однако после запуска уничтожали данные пользователей. BBS - Bulletin Board System - электронная доска объявлений - была широко распространена посредством коммутируемых телефонных сетей (кабельные компьютерные сети еще были редкостью). Работа с BBS производится с помощью терминальной программы в текстовом режиме.

В это же время появляются троянские программы-вандалы, проявляющие свою деструктивную сущность лишь через время или при определенных условиях.

Первыми известными вирусами являются Virus 1,2,3 и Elk Cloner для ПК Apple II. Оба вируса очень схожи по функциональности и появились независимо друг от друга, с небольшим промежутком во времени в 1981 году.

Elk Cloner обнаруживал свое присутствие сообщением, содержавшим даже небольшое стихотворение:

THE PROGRAM WITH A PERSONALITY IT WILL GET ON ALL YOUR DISKS IT WILL INFILTRATE YOUR CHIPS YES, IT"S CLONER IT WILL STICK TO YOU LIKE GLUE IT WILL MODIFY RAM, TOO SEND IN THE CLONER!

Еще по теме Когда впервые появился сам термин «компьютерный вирус»?:

  1. Почему нельзя дать точного определения компьютерного вируса?

Компьютерные вирусы опасны неожиданным появлением и непредсказуемыми последствиями. Они уже всесторонне исследованы и изучены, но несмотря на предпринимаемые усилия, полностью обезопасить программы и компьютеры от внедрения вирусов не удается.

Компьютерный вирус - самовоспроизводяшаяся программа, наносящая ущерб аппаратно-программному обеспечению компьютера, которая может внедрять свои клоны в файл, загрузочный сектор диска, драйверы устройств, сеть, оперативную память, прикладные программы и т.д. Компьютерный вирус поражает данные, уменьшает объем свободного дискового пространства, блокирует работу системы, несанкционированно перезагружает компьютер и т.д.

К настоящему времени специалистами зарегистрировано свыше 25 тысяч разновидностей вирусных программ, и ежедневно появляются 6-8 новых.

Возникновение компьютерных вирусов связано с идеей создания са- мовоспроизводящихся программ, которая исследовалась еще в 1951 г. американским ученым Д. фон Нейманом. Первые эксперименты в этом направлении проводились в 1962 г. при создании компьютерной игры Darwin. В 1970 году была создана саморазмножающаяся программа Creeper для одной из первых компьютерных сетей ARPANET. Для борьбы с ней была создана программа Reaper.

Одновременно с появлением в 1977 г. первых персональных компьютеров Apple II и началом их массовой продажи появились и компьютерные вирусы. В конце 1970-х гг. стали бурно развиваться сети на базе коммутируемых телефонных линий. С появлением BBS получил распространение новый вид компьютерного хулиганства - загрузка в сеть программ, уничтожающих данные на компьютерах пользователей. В начале 1980-х гг. появился первый загрузочный вирус Elk Cloner для Apple II.

В истории компьютерных вирусов переломным стал 1984 г., когда итальянские программисты Р. Черути и М. Морокути подготовили теоретическую базу для практической реализации распространения на дискетах загрузочных вирусов. Они подробно изложили свои концепции широкой общественности и опубликовали спецификацию загрузочной (бутовой) вирусной программы. Несмотря на то что Черути и Морокути отказались от дальнейших практических исследований в этом направлении, их идеи были подхвачены и широко реализованы на практике.

Еще одним исследователем в области реализации саморазмножа- ющихся программ в 1984 г. стал сотрудник Лехайского университета Ф. Коэн, который провел ряд экспериментов на системе VAX 11/750, работавшей под управлением операционной системы UNIX. Опубликованные им статьи стали руководством для разработки вирусных программ. Принято считать, что термин «компьютерный вирус» был впервые введен Ф. Коэном.

Первые попытки противодействия вирусным программам были предприняты в 1985 г. Т. Нельфом, который стал собирать список опасных загружаемых программ для MS

DOS, получивший название «чертова дюжина». В настоящее время этот список поддерживается Э. Ньюхаузом и его можно получить из сети «Интернет», там же можно получить бюллетень WildList (www. virusbtn.com), автором которого является Д. Уэльс.

В 1984 году американский программист Э. Хопкинс написал первые антивирусные программы.

Массовое распространение компьютеров нового семейства IBM PC со второй половины 1980-х гг. стало вторым этапом в развитии вирусов, и именно в это время появились так называемые хакеры.

Хакеры - это специалисты, которые занимаются исследованием прикладных областей компьютерных технологий и разработкой небольших недокументированных программ. Эти программы, как правило, представляют собой модификации программного кода уже созданных программных продуктов. Таким образом, «кромсание» (hacker) чужих программ и соответствует понятию хакер. Неформальный кодекс хакера запрещает создавать вирусные программы, тем не менее существует прослойка хакеров (технокрысы), которые обращают свои знания во вред международному компьютерному сообществу.

Кракеры - это специалисты, занимающиеся вопросами в операционную систему, снятия защиты с программного продукта, изменения атрибутов защищенной программы. Компьютерный взлом программ позволяет распространять в огромных количествах программные продукты без санкции разработчиков коммерческого программного обеспечения. Кракеры проникают и в базы данных пользователей с конфиденциальной информацией, имеющие средства защиты от незаконного доступа и копирования. Среди кракеров существуют «информационные путешественники», которые проникают по сети на удаленные компьютеры, извлекают из них коды и пароли и пользуются ими наравне с законными хозяевами.

На территорию бывшего СССР компьютерные вирусы стали проникать с момента освоения рынка персональных компьютеров, т. е. с 1988 г. Первый компьютерный вирус (венский) был занесен в начале 1988 г. на компьютеры Переславль-Залесского института программных систем, в середине года этот вирус появился в Киеве. В этом же году предпринята попытка создания отечественной антивирусной программы А.А. Чижовым.

Исторически появление компьютерных вирусов связано с идеей создания самовоспроизводящихся механизмов, в частности, программы, которая возникла в 1950-х гг. Еще в 1951 г. один из отцов вычислительной техники, Дж. фон Нейман, предложил метод создания таких механизмов. Его соображения на этот счет получили дальнейшее развитие в работах других исследователей. В результате появились безобидные игровые программы, основанные на «вирусной» технологии. Воспользовавшись накопленными научными и практическими результатами, некоторые программисты (часто именуемые «технокрысами») стали разрабатывать самовоспроизводяшиеся программы с целью нанесения ущерба пользователям ПК. Авторы вирусов сосредоточили свои усилия именно в области ПК вследствие их массовости и почти полного отсутствия средств защиты, как на аппаратном уровне, так и на уровне операционной системы.

Первые случаи массового заражения вирусами ПК были отмечены в 1987 г. Сначала появился вирус, разработанный братьями Амджа- том и Базитом Алви (Пакистанский вирус). Этим они решили наказать американцев, покупавших дешевые незаконные копии программных продуктов в Пакистане; такие копии братья стали продавать, предварительно инфицировав их разработанным вирусом. В результате только в США он заразил более 18 тыс. компьютеров и, проделав поистине кругосветное путешествие, попал в тогдашний СССР.

Следующим широко известным вирусом стал Лехайский вирус (Lehigh), распространившийся в одноименном университете США. В течение несколько дней он уничтожил несколько сот дискет из библиотеки вычислительного центра университета и личных дискет многих студентов. К февралю 1989 г. только в США этим вирусом было поражено около 4 тыс. ПК.

Затем количество вирусов и число зараженных ПК стали лавинообразно увеличиваться, скорее всего, в соответствии с экспоненциальным законом. Это потребовало принятия срочных мер как технического и организационного, так и юридического характера. Появились различные антивирусные средства, и теперь ситуация до боли напоминает гонку вооружений и средств защиты от них.

Определенный сдерживающий эффект был достигнут в результате принятия рядом стран законодательных актов о компьютерных преступлениях. Имеются и конкретные результаты. Американский студент Моррис был приговорен судом к трем месяцам тюрьмы и штрафу в 270 тыс. дол. за разработку вируса, заразившего тысячи компьютеров в США, в том числе и компьютеры министерства обороны. Наказание могло быть и более строгим, но суд учел, что вирус не портил данные, а только размножался.

Сейчас в мире существует свыше 40 тыс. вирусов (включая штаммы - варианты вируса одного типа), причем арсенал их постоянно увеличивается. Для понимания способов заражения и антивирусной защиты огромное множество вирусов достаточно разбить на несколько обобщенных групп по направленности своего действия, продолжительности действия, способам маскировки.

Добро пожаловать в подземелье… Берегитесь этого вируса… Свяжитесь с нами для лечения…

В заголовке были указаны реальные контакты. Когда кто-либо звонил им за помощью, они могли идентифицировать пиратскую копию. Также вирус подсчитывал количество сделанных копий.
Они обнаружили, что пиратство было широко распространено, и копии их программ распространялись очень далеко. Амжад говорит, что первый их звонок поступил из США, Майами.
Это был первый из множества звонков из США. Проблема оказалась в том, что Brain распространялся и по другим дискетам, а не только по копиям их программы. В Университете Делавера даже случилась эпидемия этого вируса в 1986 году, а затем он появлялся и в о многих других местах. Исков подано не было, но в газетах про это писали много. Создателей даже упоминали в журнале Time Magazine в 1988.

New York Times писала в мае 1988: «Дерзкая компьютерная программа, которая в этом месяце появилась на компьютерах Бюллетеня Провиденса, уничтожила файлы одного корреспондента и распространилась через дискеты по всей сети газеты. Компьютерщики считают, что это первый случай заражения компьютерной ситемы американской газеты такой дерзкой программой, которую называют компьютерным „вирусом“.

Братьям Альви пришлось сменить телефоны и убрать контакты из поздних версий вируса. Продажи программы они прекратили в 1987 году. Их компания выросла в телекоммуникационного провайдера и сейчас это - крупнейший провайдер в Пакистане. Расположена она всё по тому же адресу.

Одна из самых неприятных вещей, с которой сталкивается каждый начинающий пользователь ПК, это компьютерные вирусы . Что же это такое? На самом деле под этим названием скрывается несколько видов вредоносных программ, каждая из которых уже давно имеет свою своеобразную методику проникновения в компьютер. На сегодня известно около 50 тысяч компьютерных вирусов. Эти маленькие вредоносные программы живут по трём правилам – Размножаться, Скрываться и Портить. Универсального и абсолютно надёжного средства борьбы с вирусами не существует.

Но, длилось это недолго… Уже в 70-х годах появились первые настоящие вирусы , способные к размножению и даже получившие свои собственные имена: компьютер UNIVAC 1108 был заражён вирусом Pervading Animal, а компьютеры семейства IBM – 360/370 были атакованы вирусом Christmas tree.

К 1980-м число активных вирусов изменялось уже сотнями. А появление и распространение PC вызвало настоящую эпидемию – вирусы стали исчислять тысячами. Однако, термин ”компьютерный вирус ” впервые был использован сотрудником Лехайского университета США Ф. Коэном на конференции по информационной безопасности в 1984 году. Первые “персональные” вирусы были довольно простыми и особо от пользователя не скрывались, “скрашивали” своё разрушительное действие (удаление файлов, разрушение логической структуры диска) выводимыми на экран картинками и каверзными “шутками”: “Назовите точную высоту горы Килиманджаро в миллиметрах! При введении неправильного ответа все данные на вашем винчестере будут уничтожены!!!”. Задача обнаружения таких вирусов была легко решаемой: они прикреплялись к исполняемым (*.com или *.exe) файлам, изменяя их оригинальные размеры, - чем и пользовались первые антивирусы.

Забавно, что первые вирусы этого типа были созданы для борьбы с пиратами: в 1985 году десятки тысяч компьютеров были заражены вирусом Brain, разработанным братьями-пакистанцами Алви. Хитрые братья Алви, владевшие собственным программным бизнесом умышленно снабжали свою продукцию вредоносной начинкой, которая срабатывала лишь при установке на компьютер нелегальной копии. За десять лет, прошедших с момента возникновения “пакистанского” вируса, его потомки смогли распространится по всему миру. Опасность этих вирусов заключалась в способности укрыться в абсолютно любой программе – в её главном, исполняемом файле. Чтобы вирус проник на компьютер и в дальнейшем начал заражать файлы с расширениями com и exe достаточно было одного единственного запуска программы.

“Золотой век” классических вирусов продолжался около десяти лет. Сегодня их численность резко сократилась и, согласно оценкам лаборатории Касперского , составляет несколько процентов от всего вирусного поголовья. Любой современный антивирус вполне успешно может противостоять таким вирусам, да и сама операционная система неплохо защищена от их атак. Сегодня некоторые типы вирусов почти полностью истреблены. Одним из них является boot-вирус , поражающий загрузочный сектор жёстокого диска. И когда наконец-то смогли противостоять stealth-вирусам , компьютерный мир вздохнул с облегчением.

Если на вашем компьютере ещё нет антивируса, будьте уверены - вирусы у вас точно есть! Зайдите в раздел защитных систем нашего сайта и выберите подходящий бесплатный антивирус а так же антишпион.

Все программное обеспечение можно условно подразделить на полезное и вредоносное. Во втором случае речь, конечно же, идет о компьютерных вирусах, первые из которых появились еще в 70-80-х годах прошлого века. С тех пор эти программы-вредители очень сильно эволюционировали, но даже сейчас они имеют много общих черт со своими прародителями.

Как вы, возможно, догадались, эта статья посвящена истории компьютерных вирусов. Так, вы узнаете, кто придумал эти злосчастные программы и какой путь они прошли с момента своего становления по сегодняшний день.

История названия

Начать стоит с того, почему вообще вирусы были названы именно так, а не как-либо иначе. Ведь можно же было придумать название, больше связанное с компьютерной тематикой. А все дело в том, что эти программы очень схожи по способу своего распространения с биологическими вирусами. Как одни, так и другие постоянно репродуцируют себя, постепенно захватывая все новые и новые участки организма. Более того, и компьютерные, и не ограничиваются одним носителем, а постоянно заражают все большее количество жертв.

К сожалению, точно неизвестно, кто является автором этого устоявшегося термина. Правда, многие эксперты утверждают, что словосочетание "компьютерный вирус" первым употребил писатель-фантаст Грегори Бенфорд. В его произведении «Человек в шрамах», написанном в 1970 году, именно вирусом называется программа, наносящая вред компьютерам.

Теория

Если говорить о появлении различных новых технологий, то, как это часто бывает, сначала зарождается теория, и лишь потом дело доходит до практики. Вирусы не стали исключением из этого правила.

Еще в 1949 году американский математик Джон фон Нейман читал курс о сложных автоматических устройствах. Затем, уже в 1951 году, он издал научный труд, названный «Теория самовоспроизводящихся устройств», где подробно была описана возможность создания компьютерной программы, обладающей способностью к самокопированию.

Много позже, в 1972 году, Вейт Ризак развил теорию американца. Он подробно описал механизм работы полноценного приложения, по сути являвшегося вирусом, для системы Siemens 4004/35. Ну и, наконец, в 1980 году Юрген Краус, будучи выпускником Дортмундского университета, впервые сравнил такую программу с биологической инфекцией.

Конечно же, все описанное выше оказало огромное влияние на историю компьютерных вирусов. Но, как вы могли заметить, все труды ученых были посвящены исключительно безвредным программам, способным к самовоспроизведению.

От теории к практике

Вдохновившись трудами Джона сотрудники Bell Laboratories решили испытать его теории на практике. Они создали игру для 7090. Проект получил название Darwin.

Суть этой игрушки заключалась в том, что некоторое количество ассемблерных программ (они были названы организмами) помещалось в память компьютера. При этом организмы были примерно поровну разделены между двумя игроками. Затем программы начинали процесс самокопирования, поглощая как дисковое пространство, так и вражеские организмы. Соответственно, победителем считался тот игрок, чьи «подопечные» полностью поглощали всю отведенную память, уничтожая при этом организмы оппонента.

Как видите, механизм работы Darwin весьма схож с современными вредоносными программами. Даже несмотря на то что игра фактически не влияла на какие-либо функции компьютера, именно она считается прототипом всех вирусов.

Creeper и Reaper

На волне успеха Darwin разработчики начали создавать все больше приложений с похожим функционалом, но отдельно среди них стоит выделить Creeper. Это экспериментальный вирус, появление которого датировано 1970 годом. Программа заражала компьютеры DEC PDP-10, находящиеся под управлением операционной системы Tenex, и выводила на их экраны сообщение: I`m the creeper! Catch me if you can («Я Creeper! Поймай меня, если сможешь!»). Несмотря на такое поведение, приложение так и не вышло за пределы тестового стенда, поэтому оно и не считается первым компьютерным вирусом.

Что более интересно, так это программа Reaper, сделанная все той же группой разработчиков. Как ни странно, это была единственная задача которой заключалась в том, чтобы найти и уничтожить Creeper. И надо сказать, что она успешно с этим справлялась. С тех пор, конечно, утекло много времени, но именно Creeper и Reaper положили начало извечной борьбе вирусов и антивирусов. Что же было дальше?

С наступлением 1980-х годов началась эра развития персональных компьютеров, а также дискет в качестве носителей информации. Это то самое время, когда появился первый компьютерный вирус. Так, 15-летний школьник Ричард Скрента разработал в 1981 году программу для Apple II, способную поражать операционную систему DOS, загружающуюся с дискеты. Вирус получил название Elk Cloner и, что очень важно, он мог копировать себя на «здоровые» носители, путешествуя таким образом с одного компьютера на другой.

В принципе, программа не сильно вредила ПК. Вирус для Apple II лишь выводил на экран компьютера сообщение. Написано оно было в стихотворной форме. Однако Elk Cloner был для пользователей неприятной неожиданностью. Ведь ни с чем подобным они до этого не сталкивались. Кроме того, программе удалось заразить немало компьютеров, что по меркам того времени вполне сошло за первую вирусную эпидемию.

Brain

Следующее важное событие случилось в 1986 году. Программисты Амджад и Базит Алви создали первый компьютерный вирус для систем IBM, который был назван Brain. По словам самих разработчиков, они хотели при помощи своего детища наказать местных пиратов, но ситуация вышла у них из-под контроля. Верить им или нет - это уже личное дело каждого.

Компьютерный вирус Brain вырвался далеко за пределы Пакистана, а именно там жили его создатели, и успел навредить десяткам тысяч пользователей. Только в США от него пострадали 20 тысяч компьютеров. Конечно же, сейчас это звучит не слишком угрожающе, но тогда приравнивалось к эпидемии мирового масштаба.

Закат эры дискет

Время шло, технологии развивались, и эра дискет постепенно стала клониться к своему закату. Вместе с этим широкую популярность обрел Интернет, благодаря которому пользователи начали обмениваться информацией друг с другом. Несомненно, все это очень положительные моменты, но именно из-за них компьютерные вирусы стали гораздо опаснее.

На сегодняшний день развились настолько, что могут распространяться с ужасающей скоростью. Всего за несколько часов тот или иной вирус способен поразить миллионы компьютеров, нарушив работу даже государственных учреждений и крупных компаний. Что уж говорить о простых пользователях. Более того, сформировалось несколько различных типов вирусов, каждый из которых имеет свои особенности. О них и пойдет речь ниже.

"Черви"

Эти вредоносные программы отличаются возможностью самостоятельного распространения. Для этого они используют уязвимость приложений, поражая их как через локальные, так и через глобальные сети (Интернет). Теоретически "червь" может заразить все существующие в мире компьютеры за 15 минут, но, к счастью, в реальности это невозможно.

Первым и одним из самых известных представителей данного типа вирусов является так называемый Morris worm. Он был создан в 1988 году и в кратчайшие сроки успел заразить около 6200 компьютеров, что тогда соответствовало примерно 10% всех ПК, подключенных к Интернету.

Трояны

Что касается троянов, то они, в отличие от тех же "червей", не могут распространяться самостоятельно. Эти вирусы попадают на компьютер вследствие определенных действий самих пользователей. К примеру, вы можете установить легальную и безвредную на первый взгляд программу, но под ее видом будет скрываться вредоносное ПО.

Заразив компьютер, троян начинает выполнять всяческие несанкционированные действия. Так, он может собирать информацию, в том числе и пароли, или же просто использовать ресурсы системы для каких-либо неблаговидных целей.

Первым представителем данного типа вирусов считается AIDS, бушевавший в 1989 году. Тогда он распространялся на дискетах, подменял собой файл AUTOEXEC.BAT и начинал подсчитывать количество загрузок системы. Как только это число достигало 90, троян шифровал имена всех файлов на диске C, что делало невозможным использование ОС. Человеку, соответственно, предлагалось заплатить за то, чтобы вновь получить доступ к своей информации.

Полиморфы

Они выделяются тем, что имеют повышенный уровень защиты от обнаружения антивирусными утилитами. Проще говоря, эти вирусы, благодаря особой технике программирования, используемой при их создании, могут долго оставаться незамеченными, нанося вред системе. Первый из известных полиморфов сравнительно «молодой». Он появился в 1990 году и получил название Chameleon, а его создателем является Марк Вашбурн.

Стелс-вирусы

Стелс-вирусы, на первый взгляд, очень похожи на полиморфы. Они точно так же скрывают свое присутствие на компьютере, однако используют для этого несколько другие методы. Стелс-вирусы перехватывают обращения антивирусных программ к операционный системе, исключая тем самым возможность своего обнаружения. Первым представителем этого семейства считается программа Frodo, разработанная в Израиле в конце 1989 года, однако дебютное использование состоялось уже в 1990 году.

Немного о защите

Пока развивались вирусы, антивирусы, являющиеся лучшим средством борьбы с ними, тоже не стояли на месте. Так, помимо уже упомянутого Reaper, периодически появлялись утилиты, сделанные для защиты от нежелательного ПО. Правда, вплоть до 1981 года вирусы не представляли серьезной угрозы, поэтому и необходимости как-то противостоять им не было.

Если говорить об антивирусах в современном понимании этого термина, то первый из них начал применяться в 1985 году. Программа называлась DRProtect и предотвращала все сторонние действия, связанные с BIOS, перезапуская компьютер в случае их обнаружения.

Тем не менее разработчики вредоносного ПО постепенно научились обходить защиту, предоставляемую примитивными антивирусами того времени. Спасти ситуацию удалось лишь в 1992 году благодаря программе Евгения Касперского. В нее был встроен эмулятор системного кода, который с некоторыми изменениями используется в антивирусах и по сей день.

Кому это нужно?

Логично, что разработчики вирусов, создавая их, преследуют какие-то конкретные цели. Только вот намерения у них могут быть самыми разными, начиная от порчи оборудования конкурентов и заканчивая желанием похитить чужие денежные средства. Нередко во время атак на крупные компании жертвами вирусных эпидемий становятся самые обычные пользователи, ведь они в меньшей мере могут от них защититься.

Как бы там ни было, вы должны быть готовы к таким ситуациям. Всегда обновляйте антивирус до актуальной версии, и вы сведете вероятность заражения вашего компьютера к минимуму.