Компрессия. Основы компрессии звука

06.07.2019
  • Перевод
  • Tutorial

Для чего нужна компрессия?

Компрессоры и лимитеры - это специализированные усилители, используемые для уменьшения динамического диапазона - промежутка, между самым тихим и самым громким уровнем трека. Использование компрессии при записи и живом миксе может сделать звук качественнее путем контроля максимальных уровней и поддержания более высокой средней громкости. Кроме того, большинство компрессоров - как аппаратных, так и программных - имеют своё фирменное звучание, которое способно привнести замечательный окрас и тон в «безжизненный» трек. Компрессия так же используется, когда необходимо сделать звук более естественным и понятным без добавления искажений, в результате чего ваш трек будет слушаться максимально «комфортно». С другой стороны, чрезмерное сжатие может погасить ту искру, которая делала запись живой. Для тех, кто не знаком с компрессорами, знание основ позволит начать долгий путь к пониманию, как компрессия работает, и использованию её в свою пользу.

Общие элементы управления и параметры компрессора

Вне зависимости от того, какой компрессор вы используйте, и является ли он аппаратным или плагинным, существуют некоторые общие параметры и элементы управления, которые вы будете использовать, что бы настраивать его работу. Ниже приведен ряд из основных элементов компрессора.
Threshold
Управление порогом устанавливает уровень, при котором происходит сжатие. Когда уровень сигнала становится выше порогового, он будет скомпрессирован. Если порог установлен, скажем, на -10 дБ , только пики сигнала, которые выше этого уровня, будут сжаты. Все остальное время компрессии происходить не будет.
Knee
«Колено» отображает переходы между сжатым и несжатым аудиосигналом. Как правило компрессоры предлагают одну из, или в некоторых случаях возможность переключения между обоими, настроек: «soft knee» или «hard knee” . Некоторые компрессоры позволяют вам выбрать любое положение между двумя этими типами настроек. Как вы можете видеть на рисунке, „soft knee“ обеспечивает более плавное и постепенное сжатие, чем «hard knee».

Attack Time
Речь идет о времени, которое потребуется сигналу, чтобы стать полностью скомпрессированным после превышения порогового уровня. Более быстрая атака, как правило, от 20 мкс до 800 мкс зависит от типа и марки устройства, в то время как более медленная - в диапазоне от 10 мс до 100 мс . Некоторые компрессоры представляют это значение как дБ/сек . Быстрое время атаки может создавать искажения, изменяемые природе медленных низкочастотных сигналов (например, если цикл на 100 Гц длится 10 мс , то у атаки в 1 мс будет время, что бы изменить форму волны, что и будет формировать искажения.
Release Time
Это значение буквально противоположно времени атаки. В частности, это время, которое требуется сигналу, что бы перейти обратно в исходное состояние. Release Time будет значительно больше, чем время атаки, и в целом составляет от 40-60 мс до 2-5 секунд , в зависимости от того, с каким прибором вы работаете. Это значение также может быть представлено в виде дБ в секунду . Нормальная работа компрессора будет заключаться в установке этого значения как можно меньшим, не создавая при этом эффект «раскачки», который вызывается цикличной активацией и деактивацией компрессии. Например, если «release time» выставлено слишком маленьким и компрессор циклирует между активным и неактивным состоянием, ваш основной сигнал - как правило, бас-гитара или бочка - будут модулировать шум, в результате чего появится эффект «дыхания».
Compression Ratio
Этот параметр часто остается неправильно понятым, но он просто показывает величину ослабления, которая применяется к сигналу. Вам будет предложен широкий диапазон доступных коэффициентов сжатия в зависимости от типа и производителя компрессора, который вы используете. «Compression Ratio» 1:1 представляет собой коэффициент «единичного усиления», или, иными словами, без ослабления. Эти значения выражаются в децибелах, так что соотношение 2:1 указывает на то, что сигнал, превышающий порог на 2 дБ, будет ослаблен до 1 дБ выше порогового значения, или сигнал, превышающий порог на 8 дБ, будет ослаблен до 4 дБ после порога, и т.д. Соотношение около 3:1 можно считать умеренным сжатием, 5:1 будет средним уровнем сжатия, 8:1 начинает ряд значений сильного сжатия, а значения от 20:1 и до ∞:1 считаются ограничивающими и могут быть использованы для обеспечения сигнала, не превышающего пороговый. На диаграмме ниже показаны коэффициенты сжатия, как они относятся к входным и выходным сигналам и как ваши настройки сжатия повлияют на общий сигнал.

Output Gain
Часто компрессоры воспринимаются как приборы, делающие сигнал громче. В действительности же все компрессивно-индуцированные ослабления уменьшают сигнал на выходе. Вот тут «output gain» и вступает в игру. Вы можете использовать выходной усилитель для нейтрализации ослабления сигнала после компрессии. Некоторые компрессоры обладают индикаторами “gain reduction”, что позволяет более точно применить выходное усиление.

Большая четверка: Распространенные типы компрессии

Тип компрессора, который вы выберите, так же сыграет большую роль в общем звучании эффекта. Некоторые из них будут иметь более быстрые значения “attack”/“release”, а некоторые придадут звуку интересный окрас и винтажную атмосферу. Это список из четырех наиболее известных типов компрессии и краткое описание того, чем они отличаются.
Ламповая компрессия
Вероятно, самый старый тип компрессии. Как правило, имеет более медленную реакцию, чем другие типы компрессии. Благодаря этому, лампа привносит различные окраски и «винтажный» звук, которые почти невозможно достичь с другими компрессиями. (Пример: Fairchild 670)
Оптическая компрессия
Оптическая компрессия влияет на динамику звукового сигнала с помощью световых и оптических элементов. С ростом амплитуды сигнала световые элементы испускают больше света, что приводит к «оптическим ловушкам», ослабляющим выходной сигнал. (Пример: LA-2A Classic Leveling Amplifier)
FET -компрессия
Компрессор на основе полевого транзистора эмулирует ламповое звучание с помощью транзисторной схемы. Они быстрые, чистые и надежные. (Пример: 1176LN Classic Limiting Amplifier)
VCA-компрессия
Компрессоры на основе усилителя, управляемого напряжением, используют твердотельные элементы или интегральные схемы. Они, как правило, дешевле, чем ламповые или оптические компрессоры. Они так же меньше окрашивают звук по сравнению с другими. (Пример: dbx® 160 Compressor / Limiter) Вот несколько советов для работы с компрессорами. Это, конечно же, не правила, но мы надеемся, что они помогут вам при работе с этими чрезвычайно мощными приборами. Получайте удовольствие от опыта и экспериментируйте!
  • Лучше использовать мягкую компрессию на всех стадиях записи/сведения/мастеринга, а не чрезмерно сильную только на одном этапе.
  • Всегда слушайте, когда работаете с компрессией. Она может негативно повлиять на тембр инструмента. Это может случиться из-за типа компрессии, которую вы используете, или же чаще всего из-за разных тонов между минимумами и максимумами звука инструмента.
  • Попробуйте начать со средних соотношений в районе от 2:1 до 5:1. Установите время атаки на среднее/быстрое, а время релиза на среднее. Теперь постепенно поднимайте порог, пока не достигните около 5 дБ «gain reduction». Затем установите выходное усиление на 5 дБ для компенсации затухания. И наконец, ускорьте ваше время атаки, пока не добьетесь нужного эффекта.
  • Если вы хотите ставить компрессию на весь микс, то будьте крайне осторожны. Во многих типах популярной музыки бас-линия находится на постоянном уровне сигнала. Если вы будете использовать компрессию для удаления пиков, весь уровень микса опустится до этого уровня из-за бас-линии, что приведет к режиму «раскачки», описанного выше. Это проблема может быть решена с использованием многополосного компрессора. Этот тип может разделить сигнал на несколько частотных диапазонов и позволит сжимать их по отдельности.
  • И как всегда, позвольте судить вашим ушам. Если звучит хорошо - значит все хорошо.

Что такое компрессор?

Все мы наверное наслышаны о том, что есть такие «магические» приборы как компрессоры, и о том, что они очень важны в процессе производства музыки, в музыкальном продакшне, так скажем. Но что же они такого делают, за что их все так любят? Компрессия используется во всех сферах звуковой индустрии (музыка, телевидение, радио, кино-продакшн и т.д.), на разных её стадиях. Но почему же все говорят о компрессии? Давайте-ка попробуем разобраться!

Вы можете сразу смело записать компрессор в список самых лучших ваших друзей в процессе создания своих музыкальных шедевров. Спросите почему? Да потому что ваш «друг» будет за место вас совершать очень быструю автоматическую регулировку уровня громкости в ваших треках, и тем самым освободит вас от мучительных и бессонных ночей отрисовки кривой уровня громкости вручную, или же дёргания ручки громкости именно в тех местах, где необходимо её понизить, с точностью до миллисекунды! В принципе, сделать в реальном времени этот процесс, собственно для человека невозможно, и по сему, он (человек) придумал этот прибор – Компрессор!

Для чего использовать компрессию?

Практически в любом звуке имеют место быть перепады уровня громкости, которые проявляются с течением времени, то есть по ходу его воспроизведения. Наши уши улавливают эти самые перепады лучше всего, так же с течением времени, при прослушивании на, так называемой «усреднённой» громкости. По сути, усредненный уровень - это и есть простое прослушивание. Просто всё дело в том, что если уровень громкости повысился в несколько раз на пиковой отметке (Peak – отметка наивысшей громкости, на всём протяжении звука), но это произошло на одну тысячную секунды, уловить ухом это практически невозможно. Этот самый усреднённый уровень принято называть – RMS (root mean square). Этот способ измерения отклонений с целью получения усреднённой величины можно описать математическими формулами, но я думаю что это мало кому интересно, так что не будем углубляться в математику, а говорить по существу и ближе к практике. Хорошим примером всему этому может служить наша с вами обычная речь. Когда вы слышите как человек проговаривает предложение, вам кажется что его голос был на одном и том же уровне, ну или были совсем незначительные перепады в громкости между словами. В реалии – каждая буква имеет свою громкость! Для примера – сравните буквы – «М» и «Т» или «К» и «У». Замечаете различия? Буквы «М» и «У» звучат намного мягче, и ничуть не «напрягают наши уши», так же они произносятся с небольшим выдыханием. Но «Т» и «К» это очень мощные звуки, которые произносятся с очень сильным и быстрым выдыханием. Эти звуки будут очень сильно выделяться при записи вокальных партий, поднимая уровень пиковой отметки (Peak) этой самой записи. Всё это вы можете сами увидеть, взяв микрофон, и записав одно предложение, состоящее из разных слов, а затем посмотрите форму волны в звуковом редакторе. Наивысшая отметка (Peak) будет в тех местах, где стоят именно эти согласные буквы «К», «П», «Т» местами «С», «З» и тд. Помните, эти буквы – самые «сильные» в записи, и при их произношении, вокалист должен быть предельно осторожен!
Теперь давайте эту запись «положим» в музыкальный трек. Услышите ли вы каждое слово отчетливо? Вряд ли…Ну попробуем поднять уровень записи, сделав нормализацию (Normalize – линейное поднятие уровня громкости всего звука до точки, где значение Peak будет в точке 0 db, простыми словами – в вашем треке есть самое громкое место (Peak), так вот вся громкость трека поднимается обычным путём, до уровня, когда Peak «упрется» в значение 0 db). И что? Всё равно некоторые слова или буквы не слышно, а выше 0db на отметке Peak вы уже поднять не сможете, что же делать? Вот тут то как раз самое время, позвать на помощь нашего «друга» - компрессор!

Возможности компрессора

Если мы говорим что компрессор – это автоматизированный контроль за уровнем громкости, значит его параметры должны быть настроены таким образом, чтобы он работал именно так, как вы этого от него хотите (в будущем наверное появиться компрессоры, с которыми можно будет разговаривать, и безо всяких ручек и крутилок )
Теперь представим себе ручку громкости. Мы хотим настроить так, чтоб в определённый момент эта ручка сама поворачивалась и делала потише, а потом возвращалась на исходное значение. Но то, насколько сильно она будет выкручиваться и понижать громкость, в какой именно момент, насколько быстро, сколько ей там простоять «внизу», прежде чем опять «подняться» в исходную – все эти параметры регулируются компрессором. У нас так же есть контроль над общим уровнем громкости выходящего из компрессора сигнала (Gain Makeup) поскольку компрессор, в целом, понижает в той или иной степени уровень громкости, мы можем компенсировать общий уровень на выходе (RMS) именно этой «ручкой». Итак, два основных метода компрессии – Peak и RMS. Что такое отдельно Peak и RMS мы уже разобрались. Метод Peak очень полезен для компрессии такого аудиоматериала, где разница в громкости очень значительна, и при этом разбросана на некоторое расстояние. К примеру вокал, речитатив, перкуссия, акустическая гитара. Почему? Вы наверное уже догадались (я на это надеюсь!) Потому что компрессор будет срабатывать и «давить» громкость каждый раз, когда пиковая отметка (Peak) будет попадать под порог срабатывания…ну о пороге позже. И такая вот волна, где много высоких «иголок» но они удалены друг от друга, это как раз есть основное блюдо для компрессии типа – Peak. Второй метод, RMS, используеться для компрессии более «шумных» звуков, где перепады в громкости очень близки друг к другу («иголки» в волне очень близко друг к другу) и человеческое ушо их не может уловить (перепады слишком часто происходят – это неулавимо ухом) Компрессить в режими RMS можно стринга, шумовые эффекты, ветер, пэды и всё остальное, что попадает под эти критерии!

Ручка – Threshold (Порог срабатывания). Эта ручка в компрессоре, прежде всего заслуживает объяснения. Ручка Threshold «решает» где и в какой момент, понижение уровня будет производиться компрессором. В большинстве компрессоров, если замечали, максимальное значение – 0. вы скажите – как это ноль? Ноль – это ничего! Но, в терминологии цифрового аудио, это абсолютно наивысшая величина громкости любого звука, и называют её ещё – «Цифровой ноль». При воспроизведении цифровой сигнал, выше отметки 0 не будет слышен, слышны будут лишь только цифровые искажения. Бойтесь как огня, всего, что выше 0 db . Но мы с вами не хотим чтобы это произошло. Итак – Threshold – говорит компрессору – когда срабатывать и понижать громкость. Если вы поставите значение -20dB, компрессор сработает и позаботиться о любом пике (Peak) что достиг и равен или выше -20dB.

Ручка – Ratio. Она управляет I/O (input/output) уровнем громкости, во время срабатывания компрессии, и относительно установленной величины Threshold и зависит от величины самого пика (Peak). Иными словами – если громкость входного сигнала превышает значение Threshold на 10dB и Ratio установленно 4:1, то уровень выходного сигнала будет (10 делим на 4) равен 2.5dB. Если громкость входного сигнала превышает значение Threshold на 15dB и Ratio установленно 5:1, то уровень выходного сигнала будет (15 делим на 5) равен 3dB. Но чтобы вас не запутать, расскажу о каких уровнях входных и выходных идёт речь. Уровень входного сигнала – то есть, с какой отметкой (Peak) сигнал входит в компрессор. Уровень выходного сигнала – с какой отметкой (Peak) он уже выходит из компрессора, будучи скомпрессированным. Иными словами – уровень входного сигнала – это длинна волос до парикхмахерской. Уровень выходного – длина волос после выхода с паракхмахерской. То, насколько коротко вас стричь, то есть «степень» сострига, вы говорите парикмахеру словами, а компрессору ручкой Ratio. Надеюсь всё понятно! То есть Ratio – это коэффициент компрессии, чем больше его соотношение (1:1 – нет компрессии вообще, 2:1 это в два раза тише выдет звук после компрессии, 4:1 это в четыре раза тише выйдет ваш пик «иголка» (Peak) будучи «подстриженным» компрессором и т.д.), тем «больше» компрессии будет.

*** К сведению - Сигнал в мире «цифры» не может быть выше нуля, так? По этому его всегда меряют числами с отрицательными значениями « - ». То есть не 20dB а –20dB. И означает это, что осталось до нуля 20dB, всего то. Вы скажите – ну это то понятно, но с какой отметки начинается этот самый сигнал – вот это уже называют динамическим диапазоном и каждый прибор имеет разное его значение. А так же SNR – Signal to Noise Ratio – это отметка показывает вам, грубо говоря, на каком уровне громкости, сигнал превращается в шум и более не различим как полезный. Если это -100dB то значит что вы меньше -100dB ничего не услышите, но есть приборы и с -120dB и -130dB (одна из причин, по которой звуковые карты и прочие приборы разняться в цене, от 10$ до 10 000$). Но вы опять спросите – нафига нам это надо, на такой громкости ничерта не слышно всё равно? А тут как раз таки вы ошибаетесь. Чем шире динамический диапазон, тем «больше» звука можно вместить в него, даже несмотря на то что пик (Peak) всё равно будет 0. Ну представьте себе многоэтажный дом. Его пиковая отметка (Peak) находиться на высоте 100 метров, условно. В нём 30 этажей. Значит в нём могут жить условно 100 семей, им хватает места. А что будет, если мы этот дом построим чуть ниже, отроим под ним котлован и спустим его чуть. Высота (Peak) останется та же, но этажей станет больше (+ подземные), и значит больше людей мы сможем там поселить. Вот такая вот примитивная аналогия, только для наглядности представления того, о чём я говорю.

Крутилки Attack и Release – призваны управлять «виртуальной ручкой» компрессора, вернее её временными параметрами. Иными словами – если attack выставлена на 5 ms это означает что когда звук достгает порога срабатывания (threshold) и компрессору бы надо «давить» сигнал, пройдёт 5 ms прежде чем компрессор понизит на установленный ручкой – ratio, уровень сигнал. Нетрудно догадаться что ручка release делает тоже самое, только всё наоборот! Если release – 5 ms, то компрессору потребуется 5 ms для того чтобы возвратиться обратно после понижения. Представьте себе что компрессор – это одна ручка, которая делает тише и громче. Когда срабатывает компрессор, ручка начинает делать тише, она крутиться и уменьшает значение. Уменьшив его она возвращается обратно на свою изначальную позицию и ждёт следующего пика (peak) попадающего под порог срабатывания (threshold), для того чтобы опять сработать. Так вот та самая скорость срабатывания (подавление) и скорость возврата – это и есть attack и release. Ну я думаю что понятно тут всё. Для чего это нужно? А покрутите сами эти параметры и поймёте, что звук становиться напористей и «выпуклее» при максимальных «скоростях» и мягче при минимальных. Тут всё опять же от случая. На вокал и скрипки не подвешаешь «быстрый» компрессор, иначе компрессия будет слишком явной и разрушит всю «экспрессивность» музыканта, а вот на барабаны не сделаешь слишком медленный компрессор, иначе от него будет мало толку и напора он не придаст и разборчивости!

У нас есть ещё такая кнопочка как Knee. Эта кнопка даёт компрессору понять, подавление сигнала будет происходить резко или же будет мягко угасать вниз, но это уже после атаки. То есть схема такая – атака (компрессор либо сходу понижает уровень, либо если атака длинная, делает понижение медленно) – затем само понижение, «срез» громкости пика (если knee вырублен, по понижение постоянно обычное. Если включен Soft knee то тогда после атаки понижение начинается плавно. А если врублен hard knee то тогда после атаки понижение резкое) – а затем фаза release, то есть «возвращение» компрессора на исходку. Вот, примерно так всё с этим knee. Если не знаете как вам нужно, для начала, ставьте knee на режим auto (благо все софтовые и современные железячные имеют это) и позвольте компрессору решать за вас, как лучше сделать. А чем глубже поймёте этот прибор, тем лучше поймёте этот параметр, но с ним напока всё!

Многополосная и общая компрессия


Многополосная компрессия (Multiband Compression) и многополосный компрессор («многополосник» - в народе) делает тоже самое абсолютно, что и обычный компрессор, но с одни небольшим отличием. У него есть несколько компрессоров, и каждый их них работает со своим частотным диапазоном в спектре отдельно. Многополосники лучше всего использоваться на мастере всего микса или же на общей секции барабанов, потому как спектр этих звуков почит полностью охвачен и вам хотелось бы независимо настроить компрессию для басов, средних и высоких частот. Как правило, многополосные компрессора используют для процесса мастеринга, «ужимая» микс и придавая ему нужного звучания, но при этом работает не один компрессор на весь микс, а многополсник, который жмёт каждую полосу отдельно. К примеру вы ходите «выровнять» басовую составляющею, чуть чуть дать напора на середине и ужать верха. Пожалуйста, многополосник к вашим услугам. Все его функции такие как и на обыном компрессоре, только все ручки помножены на три (или пять) в зависимости от количества полос. Как правило, многополосные компрессора бывают трёх и пяти полосные. Есть конечно и больше полос, но смысл в увеличении полос более пяти теряется, потому как управлять таким агрегатом очень тяжело да и без надобности оно, за исключением микроскопическо-хирургичкой задачи при многополосной компрессии, коих не так много в наши суровые будни, и слава богу!

Гейт

Когда и для чего использовать гейт

Гейт – это тоже автоматический контроль за громкостью, как и компрессия и лимитирование. Но используется он в других случаях и работает несколько иным путём. Если ваша звуковая дорожка или файл (что уж кривить душей, все же компах работают ) звучит нормально, но вам нужно от неё лишь только самые громкие её части, тут ваш друг не компрессор, а гейт! К примеру – запись вокала. До тех пор, пока вы не запишите вокал в комнате со 100% тишиной (что само по себе недостижимо на практике), у вас в записи будет шум «окружения», да хотя бы шелест одежды певца – и тот всё равно шум. Я уж молчу о том, что вы пишите у себя в спальне где комп жужжит, работают электроприборы, тикают стрелки часов, а за окном поют птицы и сигналят клаксоны нервных автолюбитлей в самый неподходящий момент. Этот самый шумок будет отчётливо слышен во время паузами между слов, очевидно не так ли? Так вот этот самый шумок нам с вами совсем не кстати, и мы воспользуемся Noise Gate (шумовым гейтом) для того чтобы его убрать. Думайте о гейте, как о воротах (gate – англ. ворота). Двое ребят, «вокал» и «фоновый шум» идут вместе и размышляют о смысле жизни. Но вокал подойдя к воротом с лёгкостью в них зашёл, а вот «фоновый шум» хотел пройти, но ворота перед носом у него закрылись!

Возможности гейта

Будучи автоматизированным процессом, гейт должен от нас получить информацию, для того чтобы успешно работать и делать именно то, что нам от него нужно, и пропускать только ту часть сигнала, которую мы бы хотели слышать в своём миксе. Это можно сделать так – сказать гейту чтоб он открылся в момент, когда звук выше чем…..порог срабатывания (threshold – вы о нём ещё не забыли?…да, да, и тут он тоже!) ну и всегда были закрыты ворота, когда уровень сигнала ниже чем порог срабатывания. Если threshold установлен на -20dB то тогда ворота пропустят всё что выше -20dB но закроються сразу в тот момент, когда сигнал опуститься ниже этой отметки. У нас есть так же контроль над attack и release, которые работают так же, как и в компрессоре. То есть атака регулирует скорость открытия ворот а угасание скорость их закрытия. Можно этим самым настроить либо быстрое пропуск/отсечение сигнала либо его плавное пропуск/отсечение.

Так же гейт можно использовать для отсечения «хвостов» сигналов к примеру у рабочего барабана. Если у него «хвост» длинный а вам нужны резвые и короткие, «сбитые» партии, можете настроить гейт так, кто как только громкость понизиться до определённого уровня, он закроется и отсечёт «хвостик» у барана. В общем смысл ясен я думаю.

Ну ладно, ещё один пример в барабанами, с живыми барабанами. Всем известно что когда записывают барабанную установку, её подзвучивают множеством микрофонов. Тарелки, басс бочку, рабочие и т.д. на всё разные микрофоны. Во первых – это возможность поканально их прописывать и как следствие, отдельно обрабатывать каждый барабан или секцию (к примеру томов). Во-вторых, каждый микрофон чётко настроен и порой разные типы микрофонов подзвучивают разные барабаны или секции. Я думаю что все прекрасно понимают что когда начнёт барабанщик лупить по барабанам со всей дури, один микрофон который допустим подзвучивает тарелку, будет улавливать (как тут не крути его) и «чужие» барабаны. Но улавливать он из будет не очень хорошо и они будут слышны тихо. А зачем нам лишнее? Мы хотим чтоб микрофон ловил только тот барабан и только ТОГДА, когда по нему ударят. Настраиваем гейт на каждый микрофон. Ворота закрыты, микрофон ничего не пишет (гейт не пропускает) как только барабанщик треснул по барабану, гейт открывается, потому как сигнал достиг уровня порога срабатывания. Вот по этому барабанщики так любят гейт!

Ладно, вернёмся! Есть так же и частотные триггеры в гейтах. Они ищут порог срабатывания только в определённом участке спектра. Но открывшись они пропускают полностью весь сигнал, не влияя на его частоты, так что тут не запутайтесь! Скажем так – вы сказали – искать threshold – 20dB на нижних басах (30-60Hz) как только на этом участке спектра появиться звук превышающий -20dB ворота откроются. Зачем это? Ну мало ли…энтузиастов много, может и понадобиться кому!

Гейт – как эффект

Можно достчиь некоторых интересных эффектов используя гейт на подкладах (pads), вокалах и т.д. Сейчас, современные гейты, которые встраиваються в синтезаторы или просто служат эффектами, имеют ещё один параметр – Pattern. Это своеобразный секвенсор для гейта, с разрешением в 1/4 , 1/8 или в 1/16 и тд. То есть можно «открывать» доли и закрывать их. Я думаю что тот кто слушает электронную музыку поймёт о чём я говорю. Это к примеру вокал, который очень быстро прерывается по громкости, превращаясь как бы в секвенцию. В общем гейт – это поле для идей, помимо своей основной функции.

Лимитирование

Введение в лимитирование

Лимитер – по существу это компрессор, но с изначально заданным параметром Ratio 10:1 и больше и с очень быстрыми параметрами attack и release. Лимитеры полезны в первую очередь для обработки готовых миксов, когда нужно срезать пиковые скачки (Peaks) превышающие 0dB (мы же боимся нуля как огня! ) и поднять уровень громкости нашего микса, но не перевалить на 0dB.

В лимитерах как правило есть ручки управления Threshold, Ceiling, Release. Так же как и с компрессорами, Threshold в лимитере устанавливает порог срабатывания. То есть если threshold установлен на -10dB то лимитер работает с пиковыми сигналами, превышающим -10dB а всё остальное не трогает. Ceiling – это уже кое что новенькое! Эта ручка устанавливает максимально возможный пиковый уровень сигнала(Peak).
Вообще, ceiling никогда не должен превышать -0.2 dB. Вы спросите – почему же? Мы ведь боимся нуля не не боимся близких к нему значений! Да, отчасти это верно, но всё дело в том что довелось нам жить в этоху электронных револуций, форматов, устройст и тд. У каждого устройства свой алгоритм воспроизведения цифрового звука, свой алгоритм декодирования и т.д. и т.д. Ввиду разности технологий, уровень выходного сигнала может колебаться, но в очень узких отметках. То есть вы вставляете свой диск в вашим супер-хитом в муз. центр. Центр считывает цифровой сигнал с диска и путём сложного преобразования, переделывает его в аналоговый формат и подаёт на усилитель, а усилитель в свою очередь на колонки, а колонки содрагают пол и ваши ушки слышат звук! Нельзя чтоб сигнал был больше 0 (мы это помним!) А вдруг этот его алгоритм преобразования накидывает ещё 0,1 dB к сигналу? Всё, катастрофа, мы имеем на выходе 0,1dB!!! Аудиплееры, магнитолы, и ещё чёрт знает что – всё это имеет свои алгоритмы, по этому общепринятое значение для Ceiling – НЕ БОЛЕЕ - 0,2 dB. Запас в 0,2 dB покрывает все возможные искажения, и выше 0 dB вас точно никогда не выйдет. Уж на чём бы ваш трек не слушали! Так что выше этой величины, ставить Ceiling крайне не рекомендуеться!

Громкость или динамика?

Запомните – любое вмешательство лимитера в треке, понизит динамику оного! То есть если вы на мастер повешали лимитер, то вы можете «подтянуть» уровень и сделать как бы трек громче, но вы утеряете динамику, разборчивость и «напор»! И как известно, динамика, это очень важный компонент современной музыки, по этому не переусердствуйте с использованием лимитеров! Этот феномен появился ровно с появлением формата – Audio CD. Потому как именно после этого началась гонка за громкостью музыки. Участниками этой войны были звукоинженеры и продюсеры, которые безбожно использовали лимитеры, для «накачивания» своих треков, чтоб на дисках их музыка звучала громче, настолько громко, насколько это возможно! И чем громче у тебя звучит, тем круче твой лэйбл, среди остальных!

Этот процесс убивает музыкальную динамику, а откровенный перебор даже искажает её.
Но в любом случае – всё упирается в дело вкуса. Решайте сами, что вам важнее динамика или громкость!

Итог

Наиболее правильной цепью коммутации, исходя из всего вышеописанного будет вот такая:
Гейт (шумовой)
Компрессор
Лимитер

Компрессора, лимитеры и гейты – важнейшие инструменты в аудио обработке. Слишком «убойное» их использование может разрушить полностью ваш звук. Так что будьте предельно осторожны при их использовании, и в первую очередь доверяйте своим ушам!

Звуки бывают тихие и громкие. На инструменте можно извлечь звук с разной силой. Вот, например, набросал пианино (сам плеер с аудио закину дальше, за скрин, ибо в превью он не отображается ).

Отчетливо слышно, что какие-то ноты звучат слишком тихо, какие-то наоборот - громко. Это видно и на осциллограмме:



Может быть, отдельно это слушать и можно, с натяжкой. Но в микс оно не «ляжет». Одни ноты будут тонуть в звуке других инструментов, их будет плохо слышно (если вообще не исчезнут), а другие будут выпирать - заглушать остальные партии, либо оттягивать все внимание слушателя на себя.

Ударные чистые

Пара слов о взаимодействии компрессора и эквалайзера
С одной стороны компрессор уменьшает эффект от эквализации.

Например, вы опустили верхнюю середину эквалайзером - ее уровень стал ниже уровня остальных частот. Затем решили положить на получившийся сигнал компрессор. Что произойдет? Низ и нижняя середина сожмутся сильнее, как более высокая часть сигнала, и ее уровень приблизится к убавленой верхней середине. Поэтому в таких случаях эквалайзер нужно ставить после компрессора.

С другой стороны - ненужные частоты (как правило, низкие гармоники) могут спровоцировать некорректную работу компрессора. В этом случае перед ним нужно поставить эквалайзер, чтобы срезать им лишний низ. Кстати, некоторые компрессоры для этого имеют встроенный low-cut фильтр на управляющем сигнале.

Эпилог
Эх… Много еще хотел сказать, но будет уже слишком много)) Заходите в комментарии, а я пока подумаю, о чем напишу в следующей статье.

"Чистые тоны субъективно воспринимаются громкими или тихими в зависимости от силы (интенсивности) звука. Сила звука (обозначаемая обычно символом I ) связана со звуковым давлением квадратичной зависимостью.

Это значит, что изменение силы звука пропорционально соответствующему изменению величины звукового давления, возведенному в квадрат (I пропорционально р2). Так, рост звукового давления в 2 раза влечет увеличение силы звука в 4 раза, при росте звукового давления в 3 раза сила звука возрастает в 9 раз и т.д. Сила звука определяется потоком той звуковой энергии, которая при распространении в пространстве проходит ежесекундно через каждый квадратный метр плоскости, перпендикулярной к направлению распространения волны. Измеряют силу звука в Вт/м.

Человеческий слух по восприятию звуков разной силы ограничен. Человек начинает слышать при силе звука, превышающей или равной некоторой величине, называемой порогом слышимости (или слуховым порогом). Более слабые звуки слухового ощущения не вызывают. При увеличении силы звука достигается нормальная слышимость, а затем при еще больших амплитудах звуковых колебаний к воспринимаемому звуку добавляется осязаемое ощущение давления, и, наконец, при дальнейшем росте силы звука раздражение органа слуха становится болезненным.

Так называемый болевой порог ограничивает область Слышимости при больших уровнях интенсивности. Чувствительность человеческого уха зависит от частоты приходящего сигнала, поэтому уровень порога слышимости для разных частот различный.


При смешении из области оптимальной слышимости в сторону низких и высоких звуковых частот чувствительность человеческого уха резко падает. Это видно по поведению кривой порога слышимости вблизи краев диапазона слышимости. А вот болевой порог от частоты зависит слабо.

Звуковое давление, вызывающее у человека болевое ощущение, приблизительно равно 20 Па. На средних частотах звуковое давление, соответствующее болевому порогу, превышает порог слышимости примерно в миллион раз. Поскольку поток энергии звуковой волны с величиной звукового давления связан квадратичной зависимостью, то по силе звука у порога слышимости и болевого отличается в 1011 раз. Это отношение и определяет динамический диапазон слуха. При оценке динамического диапазона применяются специальные единицы измерения, не зависящие от способа вычисления.

Согласно психофизическому закону Вебера-Фехнера слух одинаково оценивает равные относительные изменения силы звука. Другими словами, изменение громкости кажется человеку одинаковым, если сила звука изменилась в одно и то же число раз (или на один и тот же процент относительно своей первоначальной величины), при этом восприятие не зависит от абсолютного уровня силы звука. Так двукратный рост уровня тихого и громкого звука воспринимаются одинаково, хотя абсолютные приращения звукового давления существенно различны.

Минимальное изменение интенсивности звука, воспринимаемое нашим ухом, соответствует изменению звукового давления примерно в 1,12 раза (т.е. на 12%), что соответствует изменению силы звука в 1,25 раза (т.е. на 25%).

Итак, наряду со способностью различать звуки, имеющие уровни, отличающиеся в сотни и тысячи миллионов раз, человеческое ухо хорошо реагирует и на очень малые изменения уровней. Это объясняется логарифмическим законом восприятия. Наши ощущения изменений громкости пропорциональны не изменениям силы звука, а логарифму этих величин.

L=C lg I 2 / I 1,

где

L - кажущееся изменение громкости,

I 1 , I 2 - сила звука соответственно до и после его изменения,

С- коэффициент пропорциональности.

Например, если сила звука изменится в 100 раз, то субъективное ощущение громкости изменится пропорционально 2 (т.к. lg100 = 2); если это изменение- 1000, то громкость возрастет в 3 раза (т.к. lg1000 = 3); рост силы звука в 10000 раз воспринимается как 4-кратное увеличение громкости. Поэтому принято измерять увеличение или уменьшение силы звука в специальных логарифмических единицах- "белах" (Б). Различие величин звуковой энергии (силы звука) в белах: N6 = lg I 2 / I 1 Б.

Иными словами, десятикратное изменение силы звука оценивается одним Белом. Например,

если I 2 = 10/ I 1 то lg I 2 / I 1 = lg10 = 1, т.е. N Б = 1 Б;

если I 2 = 100/ I 1 , то lg100 = 2 и N Б = 2 Б.

Мелкие изменения звуковых уровней измеряют в долях Бела. На практике в основном используется производная от Бела единица измерения, равная десятой части Бела, т.е. децибел (дБ).

Изменение уровня силы звука, выраженное в дБ, равно численному значению десятичного логарифма отношения сравниваемых уровней, умноженному на 10, т.е. N дБ = 10 lg I 2 / I 1 .

Обратимся к примерам.

Пусть N = I 2 / I 1 = 100 (I 2 > I 1 - усиление ), тогда N дБ = 10 lg100 = 10*2 = 20 дБ.

Пусть N = I 2 / I 1 = 1/100 (I 2 < I 1 - ослабление), тогда N дБ = 10 lg0,01 = 10·(-2) = -20 дБ.

Из этих примеров видно, что рост уровня выражается в децибелах положительным числом, а уменьшение - отрицательным.

Оценка изменений интенсивности звука в логарифмических единицах удобна еще и потому, что она дает возможность весь слышимый диапазон звуковых колебаний изобразить графически.

Громкостью называют субъективное качество, определяющее силу слухового ощущения, вызываемого звуком у слушателя. Громкость не может быть определена только величиной силы звука, так как она зависит от частотного состава звукового сигнала, от условий его восприятия и длительности воздействия. В акустике для количественной оценки громкости применяют метод субъективного сравнения измеряемого звука с эталонным, в качестве которого применяется синусоидальный тон частоты 1000 Гц. В процессе сравнения уровень эталонного тона изменяют до тех пор, пока эталонный и измеряемый звуки станут казаться равногромкими.

Как уже было сказано выше, чувствительность слуха зависит от частоты звукового сигнала. Порог слышимости, изображенный графически, представляет собой кривую, опускающуюся ниже всего в области частот 3000-4000 Гц и поднимающуюся к краям звукового диапазона. Из этой формы кривой следует, что для равногромкого ощущения интенсивность высоких и низких частот должна быть выше, чем средних.


Для практической работы важно помнить, что кривые равной громкости, как бы, выпрямляются с ростом общей громкости прослушивания. Другими словами, частотная зависимость слуха в большей степени сказывается при тихом прослушивании, чем при громком. Это важно учитывать, если, например, музыка, записанная при высоких уровнях громкости, будет прослушиваться тихо. В этом случае может возникнуть кажущееся изменение соотношений между частотными составляющими музыкального произведения. Так, при малой громкости прослушивания, из-за ослабления чувствительности слуха на низких и отчасти на высоких частотах звучание может казаться обедненным, лишенным сочности, естественности. Весьма желательно поэтому, чтобы в студиях звукозаписи громкоговорители работали с одинаковым уровнем громкости: это уменьшит возможность ошибок при субъективной оценке качества звучания.

Практически уровень громкости измеряется и настраивается в студиях при помощи специального электроакустического прибора – шумомера.

Примерные уровни громкости некоторых типичных звуковых источников приведены в таблице


Громкость зависит от условий, в которых звук воспринимается слушателем. Здесь, в первую очередь, следует учитывать эффект звуковой маскировки, напомнив, что в реальных условиях акустический сигнал не существует в условиях абсолютной тишины. Вместе с ним на слух воздействуют те или иные посторонние шумы, затрудняющие слуховое восприятие и, как в таких случаях говорят, маскирующие, в определенной степени, основной сигнал.

Так, при передаче оркестрового произведения из-за маскировки аккомпанементом может стать плохо разборчивой, невнятной партия солиста. Если одновременно существуют два сложных звуковых сигнала (например шум и музыка), возникает эффект взаимной маскировки. При этом, если основная энергия сигналов принадлежит к одной и той же области звуковых частот, то эффект взаимной маскировки будет наиболее сильным.

Речь в записи становится менее разборчивой не только из-за маскирования другими звуками, но и в результате самомаскировки при воспроизведении с громкостью большей, чем она звучит в природе. Этот недостаток в известной мере устраняется компрессированием. При воспроизведении скомпрессированной речевой фонограммы звук воспринимается достаточно громким, в то время как индикатор модуляции может показывать небольшие отклонения."- пишет Б.Я.Меерзон -"Акустические основы звукорежиссуры". Уч. изд. ГИТР

"В настоящее время существует огромное множество различных процессоров для динамической обработки звуковых сигналов - это различного рода компрессоры, гейты, экспандеры, левеллеры, лимитеры, и т.д. и т.п. В этом многообразии нетрудно и запутаться. Какой прибор необходим в конкретной ситуации?

Устройства динамической обработки сигналов применяются в двух случаях - либо в художественных целях, либо для получения более качественного звучания.

Заявляемые для распространённого сейчас носителя (CD) цифры - динамический диапазон в 96дБ - не совсем верны. То есть, если рассматривать их как отношение самого громкого сигнала к уровню шумов в паузе - цифры, безусловно, правильны. Однако это справедливо только для сигналов максимальной амплитуды. Динамический диапазон CD реально составляет величину, существенно меньшую, чем 96дБ.

Динамический же диапазон реальных сигналов может быть гораздо больше - например, для симфонического оркестра он может составлять до 120дБ! И как его “впихнуть” в ограниченный диапазон тракта?

Все устройства динамической обработки можно разделить на два больших класса - по характеру взаимосвязи их коэффициента усиления и уровня входного сигнала.

Если при увеличении уровня входного сигнала коэффициент передачи устройства уменьшается - то это компрессор и/или его разновидности. Такие, как лимитер, левеллер, “дакер”, и др.

Если же при увеличении входного сигнала коэффициент передачи устройства также увеличивается - то это экспандер или гейт.

Компрессор и его производные

Название компрессор происходит от английского глагола “to compress” - сжимать. Как следует из самого названия, компрессор - это устройство для сжатия, в данном конкретном случае - динамического диапазона исходного звукового сигнала.

Основными параметрами компрессии являются: степень компрессии “ratio”, порог срабатывания “threshold”, а также время срабатывания “attack” и время восстановления “release”. Первые две величины отражены на графике компрессии.

На этом рисунке по горизонтали отложено входное напряжение компрессора, выраженное для удобства в децибелах, по вертикали - выходное, а толстая линия - это проходная характеристика компрессора. На этом графике видно, что выходной сигнал - в точности равен входному, до точки срабатывания (начала работы) компрессора - THRESHOLD (порог срабатывания). Начиная с этой точки, выходной сигнал компрессора увеличивается в меньшей степени, чем входной, т.е. осуществляется компрессия. Мерой компрессии служит степень компрессии (RATIO).

Степень компрессии - это отношение величины приращения входного сигнала к величине вызванного им приращения выходного сигнала. (При этом - измеряемые величины должны быть выражены в децибелах!)

RATIO=dUвх(дБ)/dUвых(дБ)

Динамические характеристики компрессоров определяются временами срабатывания ATTACK и восстановления RELEASE.

Время срабатывания (ATTACK) - это промежуток времени между моментом, когда от источника подаётся скачок сигнала с уровнем на 6 дБ выше исходного, и моментом, когда выходной уровень достигает значения на 2 дБ выше установившегося значения выходного сигнала.


Время восстановления (RELEASE) - это промежуток времени между моментом, когда уровень сигнала источника уменьшается на 6 ДБ от исходного, и моментом, когда выходной уровень достигает значения на 2 дБ ниже его установившегося значения.


Естественно, что всё это должно происходить в области уровней входного сигнала, лежащих выше порога срабатывания!

По характеру реакции на входной сигнал все компрессоры можно разделить на две большие группы - с ручным управлением параметрами компрессии, и “автоматизированные”, с той или иной степенью автоматического управления этими параметрами.

В “ручных” - все динамические параметры задаются пользователем. Это обеспечивает очень большую свободу в их выборе, для получения тех или иных необходимых вам художественных результатов. Ведь не секрет, что компрессором можно изменить исходное звучание как угодно, хоть до “полной неузнаваемости”. Вот “ручной” компрессор - как раз и служит именно для этого, для специального преднамеренного изменения характера исходного звучания в нужную вам сторону. В зарубежной литературе этот тип компрессоров часто носит название CREATIVE - “творческий”, “созидательный”.

Соответственно, для их правильного использования - необходима достаточно высокая квалификация, а то ведь вместо улучшения звука можно его непоправимо испортить! Учтите: Перекомпрессированный сигнал исправить в дальнейшем невозможно!

В противоположность этому, в автоматизированных компрессорах - динамические параметры раз и навсегда установлены изготовителем, и их изменение пользователем невозможно. Хотя некоторые серьёзные производители, выпускающие действительно добротную продукцию, в ряде моделей предлагают пользователю на выбор несколько алгоритмов автоматизации, для различных вариантов обработки.


Как правило, большинство автоматизированных компрессоров не изменяют динамические параметры звука сколько-нибудь существенным образом, а только “выравнивают” исходное звучание, делают его более плотным и насыщенным.

Помимо основных, в некоторых моделях компрессоров имеются и некоторые дополнительные устройства, улучшающие их потребительские свойства.

Так, например, для уменьшения заметности момента включения компрессора в работу многие компрессоры имеют так называемый "мягкий порог" (Soft Threshold), обеспечивающий плавное вхождение в режим компрессии. На рисунке изображены проходные характеристики (зависимость уровня выходного сигнала от уровня входного) для двух компрессоров - обычного (ломаная линия 1) и компрессора с "мягким порогом" (кривая 2).

Как видно из рисунка, во втором случае по мере возрастания входного сигнала степень компрессии увеличивается плавно, а не включается скачкообразно, как в обычном компрессоре. Таким образом, удаётся сильно ослабить заметность начала компрессии, сделать этот момент практически неслышным.

Лимитер. В принципе, это не какой-то “отдельный вид” компрессоров, а всего лишь один из частных случаев работы компрессора. Лимитирование отличается от компрессирования, прежде всего степенью компрессии RATIO. Для лимитирования достаточно перевести этот регулятор в положение RATIO=бесконечность:1, при этом - независимо от приращения входного сигнала - уровень сигнала на его выходе увеличиваться не будет. (Естественно, что речь идёт о сигналах, лежащих выше порога срабатывания!) Но... Здесь есть одна тонкость.


Дело в том, что основное предназначение лимитера - защита последующих узлов тракта от перегрузок. Любых, даже малейших. При этом он должен на 100% не допускать превышения, установленного Вами выходного уровня, но абсолютно не трогать сигналы, лежащие ниже порога срабатывания. Отсюда - с неизбежностью следует вывод, что компрессоры с “мягким коленом” - принципиально непригодны для этих целей. Ведь для них само понятие “порога” имеет весьма расплывчатый смысл.

Лимитер, помимо большего RATIO, имеет и принципиально иные динамические характеристики. В самом деле - он должен очень быстро (в идеале - мгновенно!) “съесть” сигнал перегрузки, и столь же быстро вернуться к исходному состоянию. В автоматизированном компрессоре получить это - попросту невозможно.

Де-ессер, де-поппер.

Отличие де-ессера и де-поппера в том, что де-ессер работает на высокочастотных сигналах, убирая “цыканье” и шепелявость. Де-поппер - наоборот, работает в низкочастотной области спектра, убирая “пыханье” и бубнение. В остальном они принципиальных отличий не имеют. Главное отличие этих приборов от остальных устройств динамической обработки - это то, что порог срабатывания в них не фиксированный (ручкой управления THRESHOLD, как обычно), а “плавающий”. Что значит - плавающий? То, что он определяется разностью уровней обрабатываемой части спектра, с одной стороны, и всего остального - с другой стороны. Такое построение обеспечивает нормальное их функционирование, независимо от абсолютных уровней входных сигналов. Т.е. де-ессер постоянно анализирует спектр входного сигнала, и если “видит”, что уровень сигнала в установленной вами полосе превышает допустимое соотношение его и “всего остального”, то он уменьшает уровень сигналов в этой полосе до допустимой (установленной вами) величины.

Экспандер - это “компрессор наоборот”. Название - происходит от английского глагола “to expand” - расширять, растягивать. У него, как ранее уже отмечалось, коэффициент передачи пропорционален уровню входного сигнала, т.е. чем громче входной сигнал - тем громче выходной. Существуют две основных разновидности экспандера - “экспандер вверх” (Upward Expander) и “экспандер вниз” (Downward Expander).

Отличаются они по характеру реагирования на входной сигнал. “Экспандер вверх” - обрабатывает только сигналы, лежащие выше порога его срабатывания, делая громкие - более громкими. Тихие же сигналы, ниже порога срабатывания, он не трогает. В реальной практике почти не встречается, единственное исключение - гитарный бустер.


“Экспандер вниз” - наоборот, не трогает сигналы выше порога срабатывания, а только делает тише сигналы, лежащие ниже этого порога. В принципе, по характеру своего действия на сигнал - это устройство схоже с гейтом, и, как правило, применяется для аналогичных целей, для подавления слабых - но мешающих - сигналов. В этом качестве “экспандер вниз” входит составной частью практически во все шумоподавители (денойзеры).

Гейт - один из самых распространённых приборов динамической обработки. Его название происходит от английского слова “Gate” - клапан, ворота. Основное, “исходное” назначение гейта - отсечка сигналов малого уровня, для которых он и является своеобразным клапаном, не пропуская их на выход.


Динамика обработанного гейтом сигнала - будет отличаться от исходной. Сигналы, лежащие ниже порога срабатывания, будут полностью подавлены. У сигналов же выше порога - атаки будут зависеть от соотношения их исходной скорости и времени открывания гейта, т.е. результирующая - может быть как более “резкая”, так и более плавная. Аналогично - и с процессом затухания сигнала RELEASE. С той только разницей, что затухание исходного сигнала гейтом не удлинить. Можно только укоротить.

Именно это свойство гейта - менять динамику сигналов - как раз и является той главной причиной, по которой гейт получил столь широкое распространение."- написал М.Чернецкий. "Устройства динамической обработки сигналов ". "Звукорежиссёр"

Основы.

Сжатие (англ.). Применительно к звуковому эффекту: Compressor это устройство, предназначеное для сжатия динамического диапазона. Конструктивно это усилитель с автоматической регулировкой уровня. Выражаясь простым языком, этот эффект уменьшает разницу между тихими и громкими звуками. Кроме того, при определённых настройках параметров Attack и Release, компрессия придаёт инструментам некоторую “перкуссивность”, давая звуку больше атаки и, как бы противоречиво это ни звучало - динамики. Именно благодаря применению компрессии при сведении, современные записи звучат так мощно и гладко.

Основные параметры:

Threshold - порог включения компрессии. Сигнал ниже этого порога не подвергается обработке.

Ratio - соотношение входного сигнала к выходному. Например, значение 5:1 означает, что при изменении входного сигнала на 5dB, на выходе мы получим разницу в 1dB.

Attack - время в миллисекундах, которое эффект “ожидает” прежде чем начать сжимать сигнал.

Release - время восстановления чувствительности эффекта.

Gain - регулятор уровня выходного сигнала.

Шкала индикатора GR (Gain Reduction) показывает уровень ослабления сигнала в результате действия компрессии.

Практика.

В качестве материала я взял несколько шумовых импульсов - для бОльшей наглядности:

Теперь, применим эффект с “базовыми” параметрами Ratio 5:1, Attack 40 mS, Release 300 mS, Threshold -30 dB:

Здесь я пометил, какая настройка за что отвечает. Обратите внимание на действие параметра Release: релиз в 300 миллисекунд не позволяет восстановить чувствительность, так как расстояние между первыми тремя импульсами меньше этого значения, в результате чего атака второго и третьего сэмплов слегка ослаблена. Компрессор успевает восстановиться только во время большой паузы, перед последним звуком. Чтобы добиться одинаковой амплитуды на атаке всех сэмплов, достаточно уменьшить время восстановления (при прочих равных параметрах):

Параметром Attack мы задаём ширину импульса на атаке сигнала, что позволяет получить разный характер звука: высокочастотный щелчок при малых значениях (5-50мс) или низкий “пинок” при значениях 60-70мс и более:

Значение 0мс не выделяет атаку, сжатие происходит мгновенно (Компрессор работает в режиме Limiter* ):

Параметр Threshold -30dB я выбрал для лучшей визуализации. Сигнал обработаный таким образом, сильно ослаблен - фактически только атака и остаётся. С меньшим параметром Threshold мы получим меньшее ослабление сигнала и менее выраженую компрессию (это особенно заметно на последнем, затухающем сэмпле):

Реальная практика.

Теперь, когда известно как на звук влияют определённые настройки, можно применить эффект к реальному музыкальному материалу. Хоть я и использую компрессор практически на каждом треке, бездумно применять его везде я бы не советовал. Здесь не существует определённых правил, всё зависит от конкретной партии и ожидаемого результата. Например, если вы имеете дорожку рабочего барабана (Snare) или бочки (Kick), “набитую” одним сэмплом, особого смысла в компрессии нет, поскольку сэмплы уже имеют одинаковую динамику. С другой стороны, если вы хотите придать этим партиям более “пробивное” звучание, имеет смысл применить компрессию с параметром Attack 10-40 mS, быстрым Release и ослаблением (Gain Reduction) порядка 6-10dB. Это придаст звуку “ту самую” перкуссионность.

Аналогично с Distortion электрогитарами и некоторыми синтезаторными звуками - эти инструменты, как правило, уже имеют ровную динамику, но я не исключаю, например, использование лимитера для ограничения пиков или компрессора со стандартными установками, чтобы подчеркнуть атаку… Повторюсь, всё зависит от исходного материала и конечной цели.

В заключении - некоторые мои “стандартные” настройки для различных инструментов. Эти установки могут стать отправной точкой в поиске нужного звучания:

Бочка : Ratio 10:1, Attack 10-100 mS, Release 1 mS, Threshold для ослабления примерно 6-10 dB.

Рабочий барабан : Ratio 5:1, Attack 10-40 mS, Release 50 mS, Threshold для ослабления примерно 6-10 dB.

Хай-Хэт : Ratio 10:1, Attack 20 mS, Release 1 mS, Threshold для ослабления примерно 6-10 dB.

Надголовные микрофоны (Overhead) : Ratio 5:1, Attack 2-5 mS, Release 1-50 mS, Threshold для ослабления примерно 6-10 dB.

Мастер трек (шина) : лимитер. Ratio 10:1, Attack 0 mS, Release 10-50 mS, Threshold для ослабления примерно 3-10 dB.

Перкуссия, Loops : Ratio 10:1, Attack 10-20 mS, Release 50 mS, Threshold для ослабления примерно 3-5 dB.