Компьютер и его составляющие первое знакомство. Оптимальный возраст для знакомства с компьютером

15.03.2019

Тема занятия № 1 «Знакомство с компьютером»

Цель - сформировать первоначальные представления о компьютере и сферах его применения.

Задачи: 1. Ознакомление детей с кабинетом информатики, порядком работы в компьютерном классе и назначением компьютеров.

2. Введение понятия «инструмент».

3. Пробуждение интереса у детей к информационной деятельности.

Оборудование: компьютер для учителя, проектор, экран, компьютеры для детей, мячик, презентация «Инструменты».

Ход занятия

  1. Введение в игровую ситуацию.

Педагог: Здравствуйте, ребята, разрешите представиться – меня зовут Медведева Маргарита Юрьевна, а вас?

Дети хором называют свои имена.

Педагог: Ой-ой! Я не расслышала ни одного имени, так не пойдет, предлагаю поиграть в «Снежный ком». Эта игра позволит нам познакомиться, подружиться и потренировать нашу память. Согласны?

Дети хором: Да!

Педагог: Тогда становитесь в круг и, начиная с меня, каждый называет имя того, кто стоит перед ним, свое имя и передает мяч тому, кто стоит после него. Последний называет имена всех стоящих в кругу - так образуется снежный ком. Начали!

Проводится игра-знакомство «Снежный ком»

Педагог: Вот и познакомились! Давайте, поприветствуем, друг друга аплодисментами и сядем за столы. Ребята, а вы знаете, что это за класс?

Дети: Нет!

Педагог: Посмотрите вокруг, что вас окружает?

Дети: Различная техника, компьютеры.

Педагог: Молодцы! Это компьютерный класс. Компьютеры уже давно стали неотъемлемой частью нашей жизни. А у вас дома есть компьютеры?

Дети: Да!

Педагог: А что можно делать на компьютере?

Дети: Играть!

Педагог: Значит, для вас, компьютер – это игровая приставка?

Дети: Да!

Педагог: А сколько вы играете за компьютером?

Дети: Сколько хотим – несколько часов…

Педагог: А в какие игры вы играете?

Дети: В танки, стрелялки, гонки…

Педагог: А из каких частей состоит компьютер и для чего они предназначены, вы знаете?

Дети: Нет!

Педагог: А правила поведения в компьютерном классе и технику безопасности работы за компьютером?

Дети: Не знаем!

Педагог: Вот видите, сколько вопросов, а ответов у вас нет! Поэтому, с сегодняшнего дня, я буду вас обучать информатике. Это пока для вас очень сложное понятие, но мы начнем с самого простого – с инструмента. Что такое инструмент?

Дети дают ответы.

Педагог: Все просто, инструмент (от лат. instrumentum - орудие), орудие человеческого труда или исполнительный механизм машины. Другими словами - это предмет, который нам помогает в различных сферах жизни. Возьмем, например, рисование. Какой предмет помогает нам рисовать?

Дети: Карандаш, фломастер, кисточки, ручка…

Педагог: Правильно, это все предметы являются инструментами рисования. А назовите музыкальные инструменты. Это особые инструменты, которые служат человеку для извлечения музыкальных звуков.

Дети: Флейта, скрипка, гитара, фортепиано.

Педагог: Теперь вопрос к мальчикам, каким инструментом копают землю?

Дети: Лопатой.

Педагог: Назовите инструмент для забивания гвоздя?

Дети: Молоток.

Педагог: Девочки, какой инструмент вы используете для шитья?

Дети: Иголку.

Педагог: Швейную машину. А чем поливаете цветочки?

Дети: Лейкой.

Педагог: Правильно! Так вот инструментом информатики является компьютер. Его мы и будем изучать! Но сначала физкультминутка. Педагог включает музыку и танцует с детьми.

Физкультминутка «Танец маленьких утят»

Педагог: Ребята, мы с вами так хорошо потанцевали, а кто нам в этом помог?

Дети: Компьютер.

Педагог: Так, значит, на компьютере можно не только играть в компьютерные игры, но и музыку слушать, а что еще можно на нем делать?

Дети дают ответы.

Педагог: Компьютер – это прибор с широчайшими возможностями, на котором можно писать, читать, считать, смотреть мультфильмы, видео, общаться по скайпу, Интернету, писать письма, играть, рисовать, искать различную информацию, узнавать погоду, новости…

Это важная машина – вроде сказочного джина!

Отдаете ей приказ – даже думает за вас!

Я на кнопки нажимаю – отвечает – «понимаю»,

Я помочь ее прошу – соглашается – «решу»!

Цифры скачут друг за другом,

Я смотрю на них с испугом,

Что же значу я сама – без машинного ума?

Только все-таки компьютер – в спешке что-то перепутал!

Взял и выдал мне ответ: «Вам от роду двести лет»!

Педагог: Вот как бывает! Не будем забывать, что компьютер – это всего лишь машина, которая придумана человеком для того, чтобы облегчить себе жизнь и открыть новые возможности. Осталось узнать, чему обучает информатика. Так вот, информатика обучает работе на компьютере.

Давайте закрепим полученные знания. Смотрим на экран монитора. Вопросы.

  1. Что такое инструмент?
  2. Что такое компьютер? Назначение компьютера.
  3. Компьютер является инструментом чего…?
  4. Чему обучает информатика?

Давайте подведем итоги нашего занятия. Что нового мы узнали?

II. Итог занятия.

Дети: Мы познакомились с кабинетом информатики; с понятием «предмет» и «инструмент». Узнали, что инструментом информатики является компьютер и информатика обучает работе на компьютере. Получили представления о компьютере и его назначении.

Педагог: Вы молодцы! Приятно было познакомиться с вами, надеюсь, что наша обучение будет таким же веселым, легким и позитивным! До новых встреч!


Чтобы лучше рассмотреть картинку — наведите на нее курсор мыши () и щелкните левой кнопкой мыши, чтобы вернуть назад щелкните на картинке еще раз.

На рисунке изображен компьютер. Цифрами обозначены:

  1. Системный блок
  2. Монитор
  3. Клавиатура
  4. Колонки

Системный блок — это и есть компьютер. Для общего понятия — внутри него находятся материнская плата, процессор, оперативная память, жесткий диск, блок питания и другие элементы. Монитор (экран), клавиатура, мышь, колонки — называются периферийными устройствами, или устройствами ввода-вывода. Кроме этих устройств могут быть подключены и другие — принтер, для вывода информации на печать, сканер, для ввода графической информации, модем, для подключения интернета, веб камера и др.

Это компьютер, где все элементы собраны в одном складном корпусе. Цифрами помечены те же элементы, что и у компьютера. Только вместо мыши тачпад, и динамики колонок вмонтированы в корпус ноутбука.

Планшет

Говоря о компьютерах, нельзя не упомянуть о самых маленьких представителях планшетах. На фото один из их представителей. Хотя у него маленькие размеры, но все основные элементы компьютера у него есть.

Если взглянуть на экран только что включенного компьютера, то в зависимости от (подробнее об операционной системе в ссылке) Вы увидите один из следующих экранов:

1. Если операционная система Windows XP

2. Если операционная система Windows 7

3. Если операционная система Windows 8

4. Если операционная система Windows 10

Windows XP сейчас считается устаревшей операционной системой. Самая новая — Windows 10. Свыше 40% операционных систем, стоящих на конец 2016 года на десктопных (настольных) компьютерах, Была Windows 7. Какая из операционных систем стоит на Вашем компьютере не столь важно. Основные приемы работы (за исключением некоторых нюансов) везде одинаковы. Рассмотрим основные элементы, которые мы видим на экране.

Чтобы лучше рассмотреть картинку — наведите на нее курсор мыши и щелкните левой кнопкой мыши, чтобы вернуть назад щелкните на картинке еще раз.

Область, выделенная красной рамкой называется рабочим столом. Как и на обычном столе, на нашем виртуальном рабочем столе могут находиться документы, различные инструменты, в нашем случае значки программ, которые называются ярлыки. Желтой рамкой на рабочем столе выделен значок программы Skype (Skype это программа для общения через интернет, простыми словами видеотелефон). Сиреневой рамкой — документ Microsoft Word (Microsoft Word — программа создания и редактирования текстовых документов). Белой рамкой — специальный значок, «Мой компьютер». С помощью этого значка можно просмотреть содержимое жесткого диска, специальных папок — «Загрузки», «Документы», «Изображение», «Музыка», подключенной флешки и др. Еще один специальный значок выделен на рисунке серой рамкой — «Корзина». При удалении папки, документа, программы (правой кнопкой мышки, в контекстном меню — «Удалить») — ярлык, папка или документ не удаляется окончательно, а помещается в корзину. Пока «Корзина» не очищена, все это можно восстановить. Когда «Корзина» пуста — значок корзины выглядит так — , а так заполненная так — Для того, чтобы восстановит какой-нибудь удаленный элемент из «Корзины», на значке корзины щелкаем правой кнопкой мышки и в открывшемся контекстном меню выбираем пункт «Открыть» (если хотим очистить содержимое «Корзины» — выбираем пункт «Очистить корзину»). Открывается папка, в которой мы видим все удаленные элементы. Можно восстановить все, можно восстановить отдельный элемент и можно очистить всю корзину.

Может возникнуть вопрос, а зачем очищать корзину? Вдруг, через какое-то время мне понадобится то, что я удалил, и я смогу это восстановить. Дело в том, что при удалении элемента в корзину он остается на жестком диске компьютера и занимает определенное место. Когда речь идет о документах, то при больших объемах современных жестких дисков они действительно занимают сравнительно мало места, а если речь идет о фильмах, видеоклипах, видео — то сохраняя их на жестком диске, а потом, удаляя их в корзину, можно остаться без свободного места на жестком диске.

На протяжении всей истории человек создавал приспособления, помогающие ему в работе и в быту.

  • На протяжении всей истории человек создавал приспособления, помогающие ему в работе и в быту.
  • И вот в ХХ веке человек создал замечательную вещь, грандиозное изобретение. Это компьютер!
Возникновение компьютеров Первые компьютеры
  • 1946 год
  • Электронно - вычислительная машина
  • Помогали человеку решать задачи, требующие сложных вычислений
Современный компьютер
  • Выполняет самые разнообразные действия с информацией (с текстами, с числами, рисунками, чертежами, звуками)
  • Персональный компьютер (ПК)
Из чего состоит компьютер?
  • Системный блок
  • Монитор
  • Клавиатура
  • Колонки
  • Принтер
  • Сканер
  • другие устройства
Основные составляющие компьютера
  • Системный блок
  • Монитор
  • Клавиатура
Системный блок
  • Системный блок – основной компонент любого персонального компьютера.
  • В его металлическом корпусе заключены главные элементы ЭВМ. Именно в нем находится материнская плата, на которой располагается сердце любого компьютера - процессор и оперативная память.
  • Системный блок предназначен для обработки информации и управления работой всех устройств компьютера.
  • На лицевой панели системного блока находится:
  • Флоппи - дисковод
  • CD – ROM
  • Две кнопки: POWER (питание), RESET (кнопка экстренной перезагрузки ПК в случаи «зависания»)
  • Флоппи - дисковод и CD – ROM - используют для считывания информации.
Дисплей (МОНИТОР)
  • начальная школа
  • Дисплей - устройство, которое имеет экран.
  • Дисплей предназначен для вывода на экран текстовой и графической информации.
Клавиатура Это устройство имеющее клавиши, оно предназначено для ввода текстовой информации. С помощью клавиатуры мы вводим алфавитно – цифровые данные и управляем работой компьютера.
  • начальная школа
Мышь
  • начальная школа
  • Мышь -самое простое устройство для работы с компьютером и служит для ввода информации . Мыши бывают 2 и более кнопочные. Самая главная – левая кнопка, служит для запуска программ, активизации меню, выделения объектов. Правая кнопка – служит для вызова вспомогательных меню объекта. Средняя кнопка используется крайне редко.
Дополнительные составляющие компьютера
  • начальная школа
  • (устройства для вывода информации)
  • Принтер – печать
  • Сканер – видеть, считывать информацию с листа
  • бумаги или слайда.
  • Модем – связь
  • Цифровая фотокамера – видеть
  • Колонки, микрофон –говорить, слышать.
Техника безопасности при работе с компьютером
  • начальная школа
  • Запрещается:
  • 1.ТРОГАТЬ РАЗЪЕМЫ СОЕДИНИТЕЛЬНЫХ КАБЕЛЕЙ.
  • 2. ПРИКАСАТЬСЯ К ПИТАЮЩИМ ПРОВОДАМ И УСТРОЙСТВАМ ЗАЗЕМЛЕНИЯ.
  • 3. ПРИКАСАТЬСЯ К ТЫЛЬНОЙ СТОРОНЕ МОНИТОРА, КЛАВИАТУРЫ, К ЭКРАНУ.
  • 4. ВКЛЮЧАТЬ И ОТКЛЮЧАТЬ АППАРАТУРУ БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ УЧИТЕЛЯ.
  • 5. КЛАСТЬ НА МОНИТОР И КЛАВИАТУРУ КНИГИ И ТЕТРАДИ
  • 6. РАБОТАТЬ ВЛАЖНЫМИ РУКАМИ И ВО ВЛАЖНОЙ ОДЕЖДЕ.
  • 7. САМИМ РЕМОНТИРОВАТЬ ИСПОРЧЕННУЮ АППАРАТУРУ.
  • Слайд 2

  • Слайд 3

    • Техника безопасности при работе с компьютером
    • начальная школа
    • Запрещается:
    • 1.ТРОГАТЬ РАЗЪЕМЫ СОЕДИНИТЕЛЬНЫХ КАБЕЛЕЙ.
    • 2. ПРИКАСАТЬСЯ К ПИТАЮЩИМ ПРОВОДАМ И УСТРОЙСТВАМ ЗАЗЕМЛЕНИЯ.
    • 3. ПРИКАСАТЬСЯ К ТЫЛЬНОЙ СТОРОНЕ МОНИТОРА, КЛАВИАТУРЫ, К ЭКРАНУ.
    • 4. ВКЛЮЧАТЬ И ОТКЛЮЧАТЬ АППАРАТУРУ БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ УЧИТЕЛЯ.
    • 5. КЛАСТЬ НА МОНИТОР И КЛАВИАТУРУ КНИГИ И ТЕТРАДИ
    • 6. РАБОТАТЬ ВЛАЖНЫМИ РУКАМИ И ВО ВЛАЖНОЙ ОДЕЖДЕ.
    • 7. САМИМ РЕМОНТИРОВАТЬ ИСПОРЧЕННУЮ АППАРАТУРУ.
  • Слайд 4

    Основные составляющие компьютера

    1. начальная школа
    2. Системный блок
    3. Монитор
    4. Клавиатура
  • Слайд 5

    Системный блок

    • начальная школа
    • Системный блок – основной компонент любого персонального компьютера.
    • В его металлическом корпусе заключены главные элементы ЭВМ. Именно в нем находится материнская плата, на которой располагается сердце любого компьютера - процессор и оперативная память.
    • Системный блок предназначен для обработки информации и управления работой всех устройств компьютера.
    • На лицевой панели системного блока находится:
    • Флоппи - дисковод
    • CD – ROM
    • Две кнопки: POWER (питание), RESET (кнопка экстренной перезагрузки ПК в случаи «зависания»)
    • Флоппи - дисковод и CD – ROM - используют для считывания информации.
  • Слайд 6

    Дисплей

    • начальная школа
    • Дисплей - устройство, которое имеет экран.
    • Дисплей предназначен для вывода на экран текстовой и графической информации.
  • Слайд 7

    • Клавиатура Это устройство имеющее клавиши, оно предназначена для ввода текстовой информации.С помощью клавиатуры мы вводим алфавитно – цифровые данные и управляем работой компьютера.
    • начальная школа
  • Слайд 8

    Мышь

    • начальная школа
    • Мышь -самое простое устройство для работы с компьютером и служит для ввода информации. Мыши бывают 2 и более кнопочные. Самая главная – левая кнопка, служит для запуска программ, активизации меню, выделения объектов. Правая кнопка – служит для вызова вспомогательных меню объекта. Средняя кнопка используется крайне редко.
  • Цели Урока

    1. Знакомство с устройствами компьютера.

    2. Правила поведения в кабинете информатики.

    3. Навыки работы с устройством мышь.

    МЕТОДИЧЕСКОЕ ВВЕДЕНИЕ

    Для построения урока был использован прием метафоры. В данном случае метафорой является Информика. Такой подход активизирует познавательный интерес и развивает образное мышление. Целесообразно на первом уроке продемонстрировать детям основные и периферийные устройства компьютера, что удовлетворит естественное любопытство ребенка, обеспечит положительную мотивацию обучения. Задание «Найди устройства компьютера», направленное на запоминание учебного материала, построено в развивающей форме (тренинг анализа объектов). В целях мониторинга развития учащимся предлагаются на уровня развития мышление и восприятие.

    ХОД УРОКА

    1. Вступительная беседа.

    Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в путешествие по стране Информике. В этой стране нас ждет множество интересных открытий, в ней нам понадобятся те знания, которые вы получите на уроках математики, чтения, письма, рисования и даже труда, ведь эта страна состоит из этих знаний или можно сказать по-другому - из информации. Поэтому самый важный секрет этой страны заключается в том, чтобы узнать, как добывают информацию, что с ней делают, чтобы она стала полезной и, как различить, Где Ценная информация, а где не очень. Только самые смелые, самые стойкие узнают эту государственную тайну и тогда они смогут

    Управлять этой страной - страной знаний. А сегодня нас ждут испытания, которые помогут нам очутиться в стране Информике. Но, ребята, как нам быть без проводника. Как вы думаете, кто нам поможет пройти в страну Информику? Правильно: компьютер. Он будет вашим добрым другом и помощником. Давайте познакомимся с ним поближе. Для этого необходимо включить компьютер.

    На компьютеры перед началом урока должен быть загружен файл презентации с входом в страну Информику. (См. глава 2, 1.) Урок начинается при включенных системных блоках, но выключенных мониторах. Учитель на центральной машине демонстрирует, как включить монитор, дети на своих машинах повторяют его действия.

    Перед вами появились ворота в страну Информику. Но

    Они закрыты. Для того чтобы они открылись, необходимо

    Пройти испытания. Вы готовы? Тогда отправляемся.

    2. Знакомство с основными устройствами компьютера.

    Давайте познакомимся с нашим проводником поближе.

    Как вы думаете, с помощью чего мы будем передавать ему

    Наши мысли, желания, просьбы, команды? Правильно: с по

    Мощью клавиатуры и мыши. Их называют устройствами вво

    Да информации.

    Учитель демонстрирует эти устройства, вводя при этом обобщающее понятие - Устройства ввода. Дети отыскивают их на своем столе.

    С помощью чего компьютер будет сообщать результаты

    Своей работы? Где мы увидим их? Правильно: на мониторе.

    Его также называют устройством вывода информации. Если

    Необходимо получить информацию на бумаге, то, какое уст

    Ройство вывода нам поможет? Правильно: принтер.

    Учитель демонстрирует это устройство.

    А еще ребята есть сканер, который позволяет отправить

    На компьютер свою фотографию, любой рисунок и не только.

    Как вы думаете, это устройство ввода или вывода информации?

    Демонстрация сканера.

    И есть такое устройство - модем. Он помогает получать

    Информацию с других компьютеров, находящихся далеко,

    Например, в другом городе, другой стране, даже самой дале

    Кой, а сообщения приходят за минуты.

    Демонстрация модема.

    Ребята, мы совсем забыли поговорить о еще одной очень

    Важной части компьютера - его мозге. Как вы думаете, где

    Содержится мозг компьютера? Правильно: вот в этой коробочке, которая называется системным блоком. В нем находятся все думающие части компьютера. В старших классах, на уроках информатики вы познакомитесь более подробно с тем, что находится внутри системного блока. А сейчас вас ждут испытания.

    3. Задание «Найди устройства компьютера».

    Первое задание для нас приготовил наш проводник в страну Информику - компьютер. Для того чтобы его найти, вам

    Необходимо научиться работать с помощью устройства мышь.

    Под руководством учителя дети пробуют передвигать манипулятор мышь по экрану монитора, осваивают работу с левой клавишей мыши (короткий щелчок).

    Соревнование на внимание: кто первый найдет, пере

    Двигая по экрану указатель мыши, область, где стрелка при

    Обретает вид руки с указывающим пальцем. Щелчком левой

    Клавиши мыши загрузите задание.

    Ученики должны передвинуть картинки с устройствами компьютера вправо, а остальные приборы влево от черты. Под руководством учителя дети осваивают механизм перетаскивания объектов левой клавишей мыши.

    4. Правила поведения в кабинете информатики.

    Для того, чтобы нас пропустили в страну Информику,

    Нужно заключить договор об экономии времени на уроке

    И правилах поведения.

    ДОГОВОР ОБ ЭКОНОМИИ ВРЕМЕНИ НА УРОКЕ И ПРАВИЛАХ ПОВЕДЕНИЯ.

    1. Не отвлекаться.

    2. Не нажимать кнопки и клавиши компьютера без разрешения учителя.

    3. Поднимать руку, если хотите что-то сказать.

    4. Быстро настраиваться на урок.

    5. Не забывать ручку и тетрадку.

    После того, как мы с вами заключили договор, который действует в стране Информике, нам осталось получить пропуска в эту страну. Для этого необходимо выполнить задание. Те, кто правильно выполнят задания, получат на следующем уроке пропуска в страну Информику.

    5. Задание на развитие восприятия. (См. глава 2, урок 1.)

    Дети должны скопировать образец в тетрадь, отыскать

    Все буквы на рисунке и написать их ниже. (Э, Р, А, Н, Г, О.)

    6. Задание на развитие мышления. (См. глава 2, урок 1.)

    Какие буквы можно написать, если начинать написа

    Ние всегда одинаково с большой палочки? (Н, Г, Р, Т, П, Ц,

    Ш, Щ, В, Ы, М, И, Й, К, Е, Ё, Ь, Ю, Ъ.)

    Подумайте, как составлен ряд букв Г Е Ж. Продолжите его и допишите две буквы. (И, К.)

    7. Дополнительное задание.

    На доске написаны буквы: Б, Ю, В, П, О, Н.

    Найдите среди этих букв похожих друг на друга. Запишите их парами. (Б-В, Ю-О, П-Н.)

    ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

    Придумайте имя своему компьютеру и оформите на от

    Дельном листке представительскую карточку (бейдж) с по

    Мощью карандашей и фломастеров.