Компьютеры в поведении человека. Влияние компьютера

13.06.2019

Представить современного человека без компьютера и интернета невозможно. Эти достижения техники существенно облегчили нашу жизнь, упорядочили работу, расширили возможности. Но одновременно принесли с собой и ряд новых, ранее неизвестных нам проблем, одна из которых – влияние компьютера, и особенно интернета, на нашу психику. Точно так же как монета имеет две стороны, так и это воздействие может быть как положительным, так и отрицательным.

Влияние компьютера на психику человека

Начнем с отрицательных аспектов воздействия компьютера на психику человека. Всемирная паутина стала причиной появления нового вида зависимости – интернет-зависимости. Основные типы интернет-зависимости:

  • Игровая зависимость (игромания) – один из наиболее распространенных типов зависимости. Мир виртуальных игр ярок и реалистичен благодаря сложнейшим спецэффектам. Каждый новый уровень любой игры сложнее предыдущего. Желание покорить все новые высоты в виртуальном мире полностью завладевает зависимым человеком, он все свободное время (и не только) проводит за компьютером, пытаясь покорить уровень любимой игры. При этом интерес к реальной жизни практически утрачивается.
  • Навязчивый веб-серфинг (бесконечные путешествия) – проявляется данная зависимость в форме постоянного перехода с одной интернет-страницы на другую. Интригующие заголовки и шокирующие анонсы заставляют заходить на новые сайты, кликать по различным ссылкам. Множество ненужной информации перегружает мозг.
  • Виртуальные знакомства и общение – популярные социальные сети, такие как «В контакте», «Одноклассники» и другие, чаты, форумы, аська и другие способы знакомства в интернете могут таить в себе угрозу. В жизни далеко не каждый из нас успешен. Мы недовольны своей внешностью, финансовым положением, автомобилем, одеждой. Все это может стать причиной неуверенности в себе, появления комплексов и даже депрессии. В виртуальном мире можно быть кем угодно – для этого нужно лишь подобрать себе подходящий ник, сделать красочный аватар (любая понравившаяся фотография – даже чужая), и можно предстать в любом образе. Представьтесь хоть суперзвездой – все равно никто не узнает, кто же скрывается за данным ником. Виртуальное общение позволяет почувствовать себя значительно лучше, но не обязывает к правде. Возвращаясь в реальный мир, человек, который только что был суперменом или фотомоделью, чувствует себя еще более ущербным, потому он все больше времени посвящает виртуальному общению.
  • Финансовая зависимость – интернет-магазины, интернет-аукционы предлагают приобрести множество товаров с невероятной скидкой. Такая возможность затягивает, появляется желание покупать все новые и новые (в большинстве абсолютно бесполезные) вещи.
  • Зависимость от виртуального секса. Сексуальный инстинкт – один из самых сильнейших. Порой найти для себя подходящего партнера – невероятно сложная задача. В интернете поиск сексуального партнера очень прост – многие сайты специализируются на предоставлении подобного вида услуг, да и секс по интернету ни к чему не обязывает. Множество эротических картинок и видео становятся поводом и возможностью для самоудовлетворения.

Но нельзя утверждать однозначно, что интернет – зло, ведь всемирная паутина также оказывает и положительное воздействие на психику человека:

  • Неограниченный доступ к любому виду информации дает возможность интеллектуального развития, самосовершенствования. Если раньше для того чтобы изучить какой-либо аспект, необходимо было перечитать множество книг и журналов в библиотеке, теперь все это можно сделать, не выходя из дому. Притом ограничений нет никаких – любую книгу или журнал на любом языке можно найти в интернете.
  • Чувство востребованности и самореализации. Интернет – кладезь вакансий. Многие сайты специализируются на предоставлении работы. Все что от вас требуется – разослать свое резюме – и потенциальный работодатель узнает о вас. Ежедневно создается множество сайтов, существующие сайты обновляются, их наполняют новой информацией – а ведь это же множество рабочих мест, кстати, большинство таких вакансий и разовых подработок доступны для людей, находящихся за сотни и тысячи километров. Даже если вы живете в крошечном городке или деревне, где официально трудоустроиться – задача из области фантастики, вы можете найти удаленную работу, тем самым материально себя обеспечить.
  • Интернет – возможность общения. Благодаря скайпу, аське, различным сайтам мы можем реализовывать свою потребность в общении. Можно слышать, видеть человека, находящегося на другом континенте, а создается такое впечатление, что он сидит за соседним столом. Кроме общения с близкими людьми, можно также найти единомышленников, людей, которые дадут вам дельный совет, поймут, научат.

Отдельно надо сказать про влияние компьютера на психику ребенка, которое также имеет как положительные, так и отрицательные моменты. Но в силу того, что детская психика еще неустойчивая, несформированная, это воздействие, как правило, куда более выраженное, чем на взрослых, и требует от родителей особого внимания к этой проблеме.

Продолжительная работа за компьютером, как выяснили медики и психологи, отрицательно сказывается на деятельности систем и органов нашего организма: психической сфере, эндокринной, иммунной и репродуктивной системах, на зрении и костно-мышечном аппарате человека. И это на пустые слова! Что же все это может означать для обычного человека? Все что угодно: от испорченного зрения до проблем с варикозным расширением вен на ногах. Честно говоря, все это каждый из нас может приобрести и без компьютера, просто ведя несбалансированный образ жизни. Компьютер, в такой ситуации, есть лишь еще одно звено в той же патологической цепи: недостаточный отдых, малоподвижный образ жизни, неадекватое питание, стресс и т.д.

Воздействие всех вышеупомянутых факторов, безусловно, отразятся и на Вашем психическом состоянии. В этой статье речь пойдет о том влиянии компьютера, которое напрямую связано с психикой человека. И если зрение или слух могут испортиться с участием клавиатуры, "мыши" или монитора, то на психику, прежде всего, влияют более, так сказать, виртуальные вещи – компьютерные игры и интернет. Это то что "затягивает", то, от чего нереально оторваться, то, без чего многие люди больше не представляют своей жизни - это маниакальная зависимость от интернета или от компьютерных игр. Если хотите, это можно назвать интернетомания или игромания. В таких случаях речь уже идет о психическом расстройстве, когда может понадобиться профессиональная психологическая помощь и консультация психолога.

Для начала, нужно сразу сказать, что речь идет о многочасовом сидении за компьютером. Второе, мы имеем в виду людей, которые проводят свое время в чатах, «аськах», форумах, за играми, а не занимаются профессиональной работой в интернете. Кстати, они составляют около 90% от всех "долгосидящих" в сети. Людям, проживающим свою жизнь в интернете часто необходима социальная поддержка, у них есть определенные трудности в общении, они испытывают неудовлетворенность в жизни, у них заниженная самооценка, они закомплексованны, чувствуют робость и т.п. Все эти проблемы "решает" Интернет! Интернет как будто предлагает им: "Идите в чат, представляйтесь кем угодно, удовлетворяйте любые свои желания и ничего не бойтесь!" И люди торопятся уйти в безопасную для них среду, ни к чему не обязывающую виртуальную жизнь. Таким образом, они, во-первых, усугубляют те свои черты характера, от которых, возможно, хотели бы избавиться, а также приобретают новые, среди которых самая главная это- уход от реальности посредством изменения своего психического состояния, виртуально изменяя свой пол, возраст... Конечно, постепенно, такой образ жизни, образ мыслей, пропитывает все уровни их жизни. Такой человек начинает действовать и думать по-другому. Он иначе решает бытовые вопросы, семейные, личные, профессиональные, партнерские и т.д.

Следующие психологические симптомы и состояния может начать испытывать человек, если он относится к группе риска интернет-зависимых людей:

  • - отличное самочувствие или эйфория за компьютером;
  • - невозможность остановиться;
  • - увеличение количества времени, проводимого за компьютером;
  • - пренебрежение семьей и друзьями;
  • - ощущения пустоты, депрессии, раздражения не за компьютером;
  • - ложь работодателям или членам семьи о своей деятельности;
  • - проблемы с работой или учебой.

Сигналами опасности являются:

  • - навязчивое желание постоянно проверять электронную почту;
  • - предвкушение очередного сеанса он-лайн;
  • - увеличение времени, проводимого он-лайн;
  • - увеличение количества денег, расходуемых он-лайн.

Очевидно, что все эти симптомы вы встретите у людей с любой другой зависимостью, будь то алкоголь, наркотики или работа. Со временем, если не предпринять никаких мер, состояние зависимого человека усугубляется, превращаясь в манию. Однако, за этой манией, часто, скрывается депрессия. Испытывая эйфорию за компьютером, он одновременно культивирует в себе неуравновешенность, рассеянность, неряшливость, самоизоляцию, потерю всяких привычных ценностей и внутренних ориентиров, равнодушное отношение к близким. Кстати сказать, большое заблуждение многих людей, живущих с пьющими или интернетзависимыми родственниками, в том, что вышеупомянутые качества они воспринимают на свой личный счет, пытаясь призвать "зависимого" человека к нормам морали. Но, еще раз повторимся, это заблуждение. Эти люди психически больны, и болезнь их ведет к глубоким изменениям личности, появлению новых, довольно неприятных, черт характера. amstergirls.com

Если взрослые люди более или менее осознанно делают свой выбор, то дети, зачастую, становятся заложниками образа жизни своих родителей. К сожалению, помимо подстерегающей их компьютеромании, существует ряд иных побочных эффектов от долгого контакта с компьютером. Дети быстро приспосабливаются к окружающему миру, и к миру компьютеров тоже. Многие изменения можно не заметить сразу, "невооруженным глазом" (их сможет определить только опытный педагог или психолог). Например, это может отражаться на их эмоциональном плане: может наблюдаться повышенная агрессивность и вспышки деструктивного и аутодеструктивного поведения. Другое наблюдение - дети перестают фантазировать, становятся неспособными создавать собственные визуальные образы, с трудом обобщают и анализируют информацию. Компьютер может стать причиной долговременных нарушений в области психического и интеллектуального развития детей. У так называемого компьютерного поколения хуже работает память, наблюдается эмоциональная незрелость, безответственность.

Компьютер может стать другом или заклятым врагом, может помочь в беде, а может добавить множество проблем; может помочь найти единомышленников, а может привести к одиночеству и социальной изоляции.

Длительная работа за компьютером негативно сказывается на многих функциях нашего организма: высшей нервной деятельности, эндокринной, иммунной и репродуктивной системах, на зрении и костно-мышечном аппарате человека... Что это может означать для простого человека? Все что угодно! От испорченного зрения до варикозного расширения вен на ногах . Честно говоря, все это Вы можете "заработать" и без компьютера, просто ведя несбалансированный образ жизни. Компьютер является лишь еще одним звеном в той же цепи: недостаточный отдых, малоподвижный образ жизни, неорганичное питание и т.д.

Все вышеперечисленные недуги безусловно отразятся и на Вашем психическом состоянии. Однако сейчас речь пойдет о том влиянии компьютера, которое напрямую связано с нашей психикой. И если зрение, слух могут испортиться посредством клавиатуры, "мыши" или монитора, то на психику в первую очередь влияют более, так сказать, виртуальные вещи - игры и интернет. Это то что "затягивает", то, от чего невозможно оторваться, то, без чего многие больше не представляют своей жизни - это маниакальная зависимость от интернета или от игр. Если угодно, интернето-мания, игромания.

Прежде всего необходимо сразу сказать, что речь идет о многочасовом сидении за компьютером. Второе, мы имеем в виду людей, которые проводят свое время в чатах, форумах, за играми, а не занимаются работой в интернете (сбором информации и т.п.). Кстати, они составляют около 90% от всех "долгосидящих" в сети. Отсюда следует третье положение: портрет этой аудитории. Собственно он-то и является основополагающей причиной подобного времяпрепровождения, с вытекающими из этого последствиями.

Людям, проживающим свою жизнь в интернете зачастую необходима социальная поддержка, у них большие трудности в общении, они испытывают неудовлетворенность, низкую самооценку, закомплексованность, застенчивость и т.п. Все эти проблемы "решает" Интернет! Интернет как будто говорит им: "Идите в чат, представляйтесь кем угодно, знакомьтесь в Интернете , удовлетворяйте любые свои желания и ничего не бойтесь!" И люди спешат уйти в безопасную для них среду, ни к чему не обязывающую жизнь. Таким образом, они, во-первых, усугубляют те свои черты характера, от которых хотели бы избавиться, а также приобретают новые: уход от реальности посредством изменения своего психического состояния, виртуально изменяя свой пол, возраст... Безусловно, постепенно такой образ жизни, образ мысли, пропитывает все уровни их жизни. Человек начинает действовать и думать по-другому. Он по-другому решает бытовые вопросы, семейные, личные, профессиональные, партнерские и т.д.

Вот какие психологические симптомы может начать испытывать человек, если он относится к группе риска интернет-зависимых людей:

  • хорошее самочувствие или эйфория за компьютером;
  • невозможность остановиться;
  • увеличение количества времени, проводимого за компьютером;
  • пренебрежение семьей и друзьями;
  • ощущения пустоты, депрессии, раздражения не за компьютером;
  • ложь работодателям или членам семьи о своей деятельности;
  • проблемы с работой или учебой.

Опасными сигналами являются также:

  • навязчивое стремление постоянно проверять электронную почту;
  • предвкушение следующего сеанса он-лайн;
  • увеличение времени, проводимого он-лайн;
  • увеличение количества денег, расходуемых он-лайн.

Собственно все эти симптомы вы встретите у людей с любой другой зависимостью, будь то алкоголь, наркотики или работа. Со временем, если не предпринять никаких мер, состояние зависимых усугубляется, превращаясь в манию. Испытывая эйфорию за компьютером, они одновременно культивируют в себе неуравновешенность, рассеянность, неряшливость, самоизоляцию, потерю всяких привычных ценностей, потерю внутренних ориентиров, наплевательское отношение к близким. Кстати сказать, огромное заблуждение многих людей, живущих с пьющими или интернетозависимыми родственниками, в том, что вышеперечисленные качества они воспринимают на свой личный счет, пытаясь призвать "зависимого" человека к этическим нормам. Но, еще раз повторюсь, это заблуждение. Эти люди больны, и болезнь их ведет к глубоким изменениям личности, появлению новых, довольно неприятных, черт характера.

Если взрослые люди более или менее осознанно делают свой выбор, то дети зачастую становятся заложниками образа жизни своих родителей. К сожалению, помимо подстерегающей их компьютеромании существует ряд других побочных эффектов от долгого общения с компьютером. Дети быстро приспосабливаются к окружающему миру, и к миру компьютеров тоже. Многие изменения можно не заметить сразу, "невооруженным глазом" (их сможет определить только опытный педагог или психолог). Например, это может отражаться на их эмоциональном плане, может наблюдаться повышенная агрессивность, вспышки насилия. Другое наблюдение - дети перестают фантазировать, становятся неспособными создавать собственные визуальные образы, с трудом обобщают и анализируют информацию. Компьютер может стать причиной долговременных нарушений в области психического и интеллектуального развития детей. У так называемого компьютерного поколения хуже работают некоторые виды памяти, наблюдается эмоциональная незрелость, безответственность.

Учебно - исследовательская конференция

«Юные исследователи»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Ханты-Мансийского района

«Средняя общеобразовательная школа п. Сибирский»

Исследовательская работа

Лагонская Алина Александровна,

учащаяся 6 класса

МКОУ ХМР «СОШ п. Сибирский»

Руководитель:

Стенникова Юлия Владимировна,

педагог-психолог

МКОУ ХМР «СОШ п. Сибирский»

п. Сибирский

2016 г.

«Влияние компьютера на здоровье и психику человека»

Россия, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра,

Ханты-Мансийский район, п. Сибирский

Аннотация

Цель исследовательской работы: выявление влияния компьютера на здоровье и психику человека

Задачи:

    изучить и обобщить информационные ресурсы о прямом влиянии компьютера на

физическое здоровье школьника и его психическое состояние, в частности, на

возникновение компьютерной зависимости.

    провести социологический опрос по данной проблеме, обработать статистические

данные, сделать выводы.

Методы и приёмы исследования :

1) работа с научно-публицистической литературой;

2) поиск информации в интернете;

3) исследование и анализ;

4) социологический опрос;

5) описательный метод;

Выводы:

1. Проблема влияния компьютера на человека очень обширна и многогранна.

2. Компьютер может стать, как врагом воспитания и развития личности, так и лучшим

помощником в этих процессах.

3. Главное - помнить и соблюдать простые правила работы за компьютером, и мы

снизим отрицательный риск к минимуму.

План исследования

I . Подготовительный этап

1.Сбор информации о влиянии компьютера на физическое здоровье школьника и

его психическое состояние.

2. Анализ собранной информации

II .Основной этап

    Составление анкеты и проведение анкетирования среди своего окружения

    Обработка и анализ результатов анкетирования

    Написание исследовательской работы

III .Заключительный этап:

    Создание презентации.

    Защита работы на школьной конференции.

Гипотеза. Сейчас прожить без компьютера практически невозможно. Интернет, чаты, форумы - эти слова давно и прочно вошли в нашу жизнь. Но вместе с ними в нашу жизнь вошли и такие новые понятия как «Интернет-зависимость», «игромания». Увеличилось число людей, больных «типично компьютерными» болезнями - ухудшением зрения, искривлением позвоночника и другими неприятными заболеваниями. Но всё же компьютер приносит не одни беды, иногда он очень помогает.

Проблемный вопрос . Как влияет компьютер на здоровье и психику человека, и как совместить здоровый образ жизни и работу на компьютере?

«Влияние компьютера на здоровье и психику человека»

Лагонская Алина Александровна

Россия, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра,

Ханты-Мансийский район, п. Сибирский

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Ханты-Мансийского района

«Средняя общеобразовательная школа п. Сибирский», учащаяся 6 класса

Основная часть.

За свое, относительно недолгое существование компьютер уже успел занять место во многих областях жизнедеятельности человека, он уже необходим на работе, помогает детям в учёбе, и, конечно же, является одним из самых любимых развлечений для них. С появлением Интернет он ещё и стал лучшим способом поиска информации, делового общения, отдыха и т.д. в общем, некоторым людям уже трудно представить жизнь без компьютера. Однако помимо многочисленных плюсов, которые приносит компьютер человеку, не стоит забывать и о его влиянии на здоровье.

История создания компьютера.

Человек всегда стремился к прогрессу: взял в руки палку, изобрел колесо, множество механизмов и инструментов. Они расширили его физические возможности и увеличили свободу в пространстве и времени.

Человеку понадобился инструмент для усиления интеллекта. Вот так появился компьютер. Слово «компьютер» - и означает в переводе «вычислитель». Необходимость в данном устройстве возникла очень давно, ведь тысячи лет назад человечество использовало для проведения различных расчетов палочки, камешки и т.д.

За прошедшие полвека вычислительные машины сильно изменились сами и еще дольше изменили общество. С 1945 года по наши дни вычислительная техника прошла 4 поколения в своем развитии:

1-е поколение основано на электронно-вакуумных лампах.

2-е поколение основано на транзисторах.

3-е поколение основано на интегральных схемах

4-е поколение основано на изобретение микропроцессора

Первый микропроцессор был создан в 1971 году американской фирмой Intel . Первый персональный компьютер появился в США в 1976 году.

Современные вычислительные машины совершают тысячи и десятки действий в секунду и заменяют труд десятков и сотен тысяч вычислителей. С помощью этих машин удалось решить такие задачи, которые ранее считали практически неразрешимыми. Но наряду с достоинствами компьютер принёс с собой множество новых проблем. В первую очередь это нарушение здоровья людей. Именно поэтому я и заинтересовалась данной проблемой.

Основные вредные факторы, действующие на человека за компьютером.

Вторая половина 20-го века – время глобальной компьютеризации человеческого общества. В связи с этим возникают вопросы о влиянии компьютера на его организм и в первую очередь на его физическое и психическое здоровье.

Дети стали меньше проводить время на улице, меньше играть в подвижные игры, пользователи Интернет стали меньше общаться лично, отдав предпочтение чатам, почте. Таким образом, особое внимание должно быть уделено изучению влияния компьютера на здоровье школьников, что обусловлено как большей чувствительностью организма ребенка к всевозможным факторам окружающей среды, так и возможными отдаленными последствиями такого влияния, которые скажутся лишь через много лет.

Вначале я изучила основные вредные факторы, действующие на человека за компьютером:

В первую очередь – это сидячее положение в течение длительного времени . Человек за компьютером сидит в расслабленной позе, однако, она является вынужденной и неприятной: напряжены мышцы шеи, головы, рук, спины. Результатом напряжения мышц может стать остеохондроз, а у детей – сколиоз. При длительном сидении за компьютером между сиденьем стула и телом развивается эффект теплового компресса, что приводит к застою крови в тазовых органах. Следствием этого может быть геморрой и простатит, т.е. заболевания, при которых требуется длительное и малоприятное лечение. Кроме того, малоподвижный образ жизни часто приводит к ожирению.

Во-вторых - Зрительная система человека плохо приспособлена к рассматриванию изображения на экране монитора. Глаза реагируют на самую мелкую вибрацию текста или картинки, а тем более на мерцание экрана. Перегрузка глаз приводит к потере остроты зрения. Плохо сказываются на зрении неудачный подбор цвета, шрифтов, неправильное расположение экрана. Если к тому же монитор невысокого качества, то последствия не заставят себя ждать: у пользователя ухудшается зрение, глаза начинают слезиться, появляется головная боль, утомление, двоение изображения... Это явление получило название «компьютерный зрительный синдром».

В-третьих - электромагнитное излучение . Современные мониторы с кинескопами, а тем более жидкокристаллические мониторы, стали гораздо безопаснее для здоровья, чем мониторы десятилетней давности. Однако, во всех случаях остается неэкранируемое низкочастотное ЭМИ от электродвигателей, трансформаторов.

В-четвёртых - перегрузка суставов кистей. В пальцах рук вследствие постоянных ударов по клавишам возникает ощущения слабости, онемения и «мурашек» в подушечках. Это может привести к повреждению суставного и связочного аппарата кисти, а в дальнейшем заболевания кисти могут стать хроническими.

В-пятых - стресс при потере информации. Далеко не все пользователи регулярно делают резервные копии важной информации. А ведь и вирусы не дремлют, и жесткие диски лучших фирм ломаются, и самый опытный программист может иногда нажать не ту кнопку... В результате стресса, вызванного потерей важной информации, случались и инфаркты.

Длительная работа за компьютером приводит к изменениям в высшей нервной деятельности, эндокринной, иммунной системах, сказывается на зрении и костно-мышечном аппарате человека. Длительные и устойчивые изменения, как правило, приносят вред организму.

Влияние компьютерных технологий на психику человека.

Главным образом, зависимость от современных компьютерных технологий выражается в двух основных формах:

интернет - зависимость (интернет - аддикция)

чрезмерная увлеченность компьютерными играми.

У этих двух форм есть как общие черты, так и отличия.

Общими чертами компьютерной зависимости является характерный ряд психологических и физических симптомов, тесно связанных между собой:

Психологические симптомы:

    хорошее самочувствие или эйфория за компьютером;

    невозможность остановиться;

    увеличение количества времени, проводимого за компьютером;

    пренебрежение семьей и друзьями;

    ощущения пустоты, депрессии, раздражения не за компьютером;

    ложь членам семьи о своей деятельности;

    проблемы с работой или учебой.

Физические симптомы:

    сухость в глазах;

    головные боли по типу мигрени;

    боли в спине;

    нерегулярное питание, пропуск приемов пищи;

    пренебрежение личной гигиеной;

    расстройства сна, изменение режима сна.

Патологическое использование компьютера, возможно, не так опасно в своем влиянии на человека, как, например, алкоголизм или наркомания (химические зависимости). Однако очевидно, что компьютерная зависимость (аддикция) все же негативно влияет на личность человека.

Со временем, если не предпринять никаких мер, состояние зависимых усугубляется, превращаясь в манию. Испытывая эйфорию за компьютером, они одновременно культивируют в себе неуравновешенность, рассеянность, неряшливость, самоизоляцию, потерю всяких привычных ценностей, потерю внутренних ориентиров, наплевательское отношение к близким. Эти люди больны, и болезнь их ведет к глубоким изменениям личности, появлению новых, довольно неприятных, черт характера.

Если взрослые люди более или менее осознанно делают свой выбор, то дети зачастую становятся заложниками образа жизни своих родителей. К сожалению, помимо подстерегающей их компьютеромании существует ряд других побочных эффектов от долгого общения с компьютером. Дети быстро приспосабливаются к окружающему миру, и к миру компьютеров тоже. Многие изменения можно не заметить сразу, "невооруженным глазом" (их сможет определить только опытный педагог или психолог). Например, это может отражаться на их эмоциональном плане, может наблюдаться повышенная агрессивность, вспышки насилия. Другое наблюдение - дети перестают фантазировать, с трудом обобщают и анализируют информацию. Компьютер может стать причиной долговременных нарушений в области психического и интеллектуального развития детей. У так называемого компьютерного поколения хуже работают некоторые виды памяти, наблюдается эмоциональная незрелость, безответственность.

Мы и интернет.

Для современного человека доступность к всевозможным интернет-ресурсам уже давно является одним из показателей качества жизни. Действительно, простота и скорость получения необходимой информации через всемирную сеть не сравнима ни с чем другим. Судите сами: если в 2003-м году в России компьютер с выходом в интернет имело три человека из тысячи, то на сегодняшний день этот показатель вырос в 3-4 раза.

Школьник XXI века с трудом теперь представляет себе, что такое каталог библиотеки: огромное количество виртуальных библиотек раз и навсегда решило эту проблему. Однако чтение с экрана компьютера не только не прибавляет здоровья (особенно это касается зрения), но и не обеспечивает прочного запоминания материала: как ни странно, при таком чтении больше рассеивается внимание, снижается сосредоточенность. Современный человек получает всю необходимую информацию без особых затрат сил и энергии.

Другая проблема, связанная с информацией, получаемой посредством интернета, состоит в том, что она зачастую не проверена, а порой и вредна. Потому как управляет компьютером человек, а людям, как известно, свойственно ошибаться.

Психологи обнаружили еще одно заболевание - маниакально-депрессивную зависимость от виртуального мира глобальных сетей. Воспаленные, покрасневшие глаза, высокая степень нервного и физического истощения, слезоточивость, зевота - вот лишь некоторые симптомы новой болезни. "Сетеголики", так их называют, испытывают страстное желание вновь и вновь погружаться в мир виртуальной реальности и подолгу не выходить из него. Специалисты спорят относительно названия болезни, но все они единодушны в одном: это синдром и люди, обладающие им, безусловно, нуждаются в лечении. По их мнению, "сетемания" столь же разрушительна, как алкоголизм или наркомания и ведет к глубоким изменениям личности - самоизоляции, потере внутренних ориентиров, неуравновешенности психики, внешним проявлениям рассеянности и неряшливости, наплевательскому отношению к близким.

Хотя болезнь еще очень молода, психологи успели провести достаточное количество исследований ее симптоматики. Согласно полученным данным, зависимостью обладает всякий, кто по несколько раз в день проверяет свой "ящик", кто в своих виртуальных странствиях забывает о времени, кто ест перед монитором, а не за столом и на обращение к нему отвечает лишь кивком головы или пожатием плеч.

Компьютерные стрессоры

Что такое стресс ? В переводе с английского stress - давление, нажим, напряжение. Психологи понимают под стрессом сильные эмоциональные переживания, внутреннее напряжение, вызванные какими-то событиями жизни.

Работа на компьютере добавляет в нашу жизнь ряд факторов стресса.

    Потеря информации - безусловно, на первом месте среди компьютерных стрессоров (если не по частоте, то по силе стресса точно).

    Неустойчивая работа, сбои и зависания компьютера , даже не приводящие к потере данных, тоже серьезные факторы стресса.

    Информационные перегрузки . Компьютеры, программирование, интернет - самые динамично развивающиеся области человеческой деятельности. Необходимость постоянно и очень интенсивно обновлять свои знания и навыки, быть в курсе огромного количества ежедневно появляющихся новинок для многих становится непосильной нагрузкой.

    Спам (несанкционированные почтовые рассылки) стал в последнее время настоящим бедствием для тех, кто активно работает в интернете, да и для всех, кто хоть изредка заглядывает в свой электронный почтовый ящик.

Воздействие одной и той же стрессовой ситуации на разных людей может быть совершенно различным. Что станет шоком для конкретного человека, зависит исключительно от него самого, его мировоззрения, его убеждений, его системы ценностей, силы его характера, его психологической устойчивости.

Результаты исследований.

Изучив основные вредные факторы, действующие на человека при работе за компьютером, меня заинтересовало состояние здоровья ребят нашей школы, у которых дома есть компьютер. Я провела анкетирование, обобщила собственные наблюдения.

Был проведен опрос школьников по разработанной мною анкете. (Приложение №1). Анкетирование прошли 36 учащихся МКОУ ХМР СОШ п. Сибирский (3-11 классы).

Выявлено, что из 36 опрошенных компьютеры есть у 94% учащихся.

По результатам проведённого анкетирования выяснилось, что 100% учащихся умеют работать на нем, при этом 58% учащихся начали работать на компьютере с 2–7 лет, 32% – с 8–10 лет, 10% – с 10–13 лет.

Нормой считается, если ученик проводит за компьютером 2–3 ч в день. Среди участников анкетирования ежедневно проводят за компьютером от 30 мин до 4 ч 78%, от 5 до 8 ч в день – 18 %, 24 часа в сутки – 4%;

Чему вы отдадите предпочтение: компьютеру или спорту? 20% участников ответили компьютеру, а остальные 80%- спорту;

Играете ли вы в компьютерные игры? 20% участников ответили да, а остальные 80%-нет;

Сколько времени проводите за компьютерной игрой? 64% от 20 мин до 2 ч,19% от 3 до 4 ч, 6% от 5 до 6 ч, 9% весь день;

Легко ли вы отрываетесь от игры? 64% участников ответили да, 26%-нет, 10% не играют;

Есть ли у вас постоянное желание играть? Да ответили 18% участников,82%-нет;

86% участников ответили с другом,14%-с компьютером;

Что вас больше интересует: компьютер или чтение книг?

55%-компьютер,45%-чтение книг;

Что вы предпочитаете: прогулку на свежем воздухе или компьютер?

92%-прогулку,8%-компьютер;

64%-да, 36%-нет;

Как вы думаете, сколько часов в день можно сидеть за компьютером? 90% участников ответили - от 15мин до 3 ч, от 4 до 6ч-5%, не знают-5%;

Да-34%, нет-39%, есть немного-27%;

Да-36%, нет-50%, редко-14%;

66% участников ответили от 10 мин до 3 ч, 10% - от 4 до 6 ч, не посещают-20%, до конца-4%;

Как вы думаете, какое общение с другом лучше: по компьютеру или непосредственно?

С учащимися был проведён тест «Компьютерная зависимость» (Приложение 1)

На основе данной работы сделаны следующие выводы:

1) Большинство учащихся имеют компьютер и положительно относятся к нему, хотя о вредном влиянии компьютера на состояние своего здоровья не задумывались.

2) Многие школьники не знают норм работы за компьютером, недостаточно заботятся о своем здоровье, проводя за компьютером, слишком много времени, что может привести к возникновению различных заболеваний, в том числе психических.

3) Тестирование «Компьютерная зависимость» показало, что 63% опрошенных учащихся - заинтересованы игрой, 25% - увлечены, а 12 % - уже находится в стадии зависимости, на что необходимо обратить особое внимание педагогов.

Заключение.

Проблема влияния компьютера на человека очень обширна и многогранна. Работа «Влияние компьютера на здоровье и психику человека» пополнила мои знания, о том, на сколько не безопасна работа на компьютере.

Работая над исследовательской работой, я узнала, что компьютер может стать другом или заклятым врагом, может помочь в беде, а может добавить кучу проблем, может помочь найти единомышленников, а может привести к одиночеству.

Список литературы.

1. Билич Г.Л., Назарова Л.В. Основы валеологии. - : МСМХС, 1998.

2. Богатова Т., Лапрун И. «Компьютер и здоровье – это совместимо?»

3. Попов С.В., Валеология в школе и дома. –.: Союз, 1997.

4. Тимофеев О. «Компьютер на здоровье: как сохранить при работе с ПК. Взгляд врача»

5. www.mednovosti.ru

6. www.inopressa.ru

7. www.coder.kiev.ua.

Приложение 1.

Анкета

    Есть ли у вас дома компьютер?

    Умеете ли вы работать на компьютере?

    В каком возрасте вы начали работать на компьютере?

    Сколько часов в день в среднем вы проводите за компьютером?

    Чему вы отдадите предпочтение: компьютеру или спорту?

    Играете ли вы в компьютерные игры?

    Сколько времени проводите за компьютерной игрой?

    Легко ли вы отрываетесь от игры?

    Есть ли у вас постоянное желание играть?

    Чему вы отдадите предпочтение: общению с другом или с компьютером?

    Что вас больше интересует: компьютер или чтение книги?

    Что вы предпочтете: прогулку на свежем воздухе или компьютер?

    Делаете ли вы гимнастику для глаз?

    Как вы думаете, сколько часов в день можно работать за компьютером?

    Устают ли у вас глаза при работе с компьютером?

    Посещаете ли вы компьютерный зал?

    Сколько времени вы проводите в компьютерном зале?

    Как часто вы проводите гимнастику для глаз?

    В какие игры вы любите играть?

20. Как вы думаете, какое общение с другом лучше: по компьютеру или непосредственно?

Тест «Компьютерная зависимость»


1. Как часто ты играешь в компьютер?
а) каждый день -3 балла
б) день через день -2 балла
в) когда нечем заняться -1 балл


2. Сколько часов играешь?
а) 2-3 часа, ну больше -3 балла
б) час или 2 часа (когда заиграюсь) - 2 балла
в) максимум час - 1 балл

3. Сам ли ты выключаешь компьютер?
а) родители, пока компьютер не перегреется или пока сам не засну или пока цвета перестаю различать или пока спина не разболится - 3 балла
б) когда как, иногда да же сам выключаю компьютер - 2 балла
в) конечно сам и по своей воле - 1 балл

4. Когда есть время, ты его тратишь на...
а) конечно на компьютер - 3 балла
б) ну не знаю, всё зависит от случая (могу и за компьютером посидеть) - 2 балла
в) вряд ли сяду - 1 балл

5. Прогуливал ли ты учёбу, другое важное мероприятие ради того, чтобы поиграть в компьютер?
а) да прогуливал - 3 балла
б) ну было пару раз, да и то не такое важное событие - 2 балла
в) нет - 1 балл

6. Часто ли ты думаешь о компьютере или играх на компьютере?
а) да постоянно - 3 балла
б) ну пару раз на дню вспоминаю - 2 балла
в) редко почти не вспоминаю - 1 балл

7. Какую роль для тебя играет компьютер?
а) всё или почти всё - 3 балла
б) ну значит много, но ещё есть много вещей, которые для меня много значат не меньше - 2 балла
в) да ни какой роли он для меня не играет -1 балл

8. Приходя, домой ты первым делом...
а) сажусь за компьютер - 3 балла
б) могу и сесть за компьютером - 2 балла
в) точно не сяду за компьютер - 1 балл

Шкала оценки:
От 8 до 12 баллов: стадия заинтересованности
От 13 до 18 баллов: стадия увлеченности
От 19 до 24 баллов: стадия зависимости

Приложение 2.

Профилактика заболеваний позвоночника и суставов.

Для профилактики вышеперечисленных заболеваний следует правильно организовать место за компьютером, как можно чаще менять позу или вставать из-за компьютера и по возможности делать гимнастику, заниматься спортом.

Рабочее место, правильное положение рук

Во время нахождения за компьютером самым оптимальным является положение тела, при котором: спина и шея прямая, ноги стоят на полу при прямом угле сгиба в коленях, угол сгиба в локтях то же прямой (90 гр.). Для этого следует:

1. Разместить монитор прямо перед вами, причем, так что бы его верхняя точка находилась прямо перед глазами или выше. (Это позволит держать голову прямо, и исключит развитие шейного остеохондроза).

2. Стул, на котором вы сидите должен иметь спинку и подлокотники, а также такую высоту, при которой ваши ноги могут прочно стоять на полу. (Спинка позволит держать спину прямо, подлокотники дадут возможность отдохнуть рукам, правильное положение ног не будет мешать кровообращению в них же.)

3. Расположение других часто используемых вещей, по возможности, не должно приводить к долгому нахождению в какой - либо искривлённой позе, и не должно приводить к наклонам в сторону, особенно для поднятия тяжёлых предметов (именно при таком наклоне самая большая вероятность повредить межпозвонковый диск).

4. При работе с мышкой и клавиатурой клавиши нажимать плавно и без усилий, при наборе текста кладите запястья рук на стол или специальную подставку, что позволит расслабить вам руки. При работе с мышкой кисть должна быть прямой и лежать на столе как можно дальше от края.

Приложение 3.

Лечебная гимнастика

Для развития мышц спины существует множество упражнений, в основном это наклоны в разные стороны. Очень полезно плавание и упражнения на турнике.

Упражнение для рук

Чем чаще вы будете прерываться для выполнения упражнений, тем больше они принесут пользы.

    Встряхните руки.

    Сжимайте пальцы в кулаки (10 раз).

    Вращайте кулаки вокруг своей оси.

    Надавливая одной рукой на пальцы другой руки со стороны ладони, как бы выворачивая ладонь и запястье наружу.

С помощью этих упражнений вы улучшите кровообращение в мышцах.

Упражнения для глаз

1. Зажмурьте глаза на ~ 10 секунд

2. Быстро моргайте в течение ~5-10 сек.

3. Сделайте несколько круговых движений глазами.

4. Несколько раз поменяйте фокус, для этого смотрите сначала на какую - либо точку на окне (если оно очень чистое, можно приклеить маленькую бумажку) а потом в даль (на облака, далёкий дом и т.д.)

5. Для снятия раздражения, или для отдыха глаз возьмите заваренный чайный пакетик (уже холодный) положите на глаза и лежите ~ 10 минут.

Приложение 4.

Профилактика нервных расстройств.

1. Постарайтесь сделать так, чтобы при работе компьютер давал как можно меньше сбоев и меньше раздражал вас. Например, структурируйте информацию для того, чтобы её было легко найти, почаще чистите мышку, чтобы не раздражал непослушный курсор и т.д.

2. В Интернет: не ждите долго загрузки страницы, посмотрите в это время другую, постарайтесь пользоваться качественным доступом.

3. Как можно чаще прерывайте работу с компьютером, по возможности проводите больше времени на улице. Вы должны добиться того, чтобы работа за компьютером была для вас комфортной и не вызывала раздражения.

Приложение 5.

Защита от электромагнитного излучения.

1. По возможности, стоит приобрести жидкокристаллический монитор, поскольку его излучение значительно меньше, чем у распространённых ЭЛТ-мониторов (монитор с электроннолучевой трубкой).

2. Системный блок и монитор должен находиться как можно дальше от вас.

3. Не оставляйте компьютер включённым на длительное время, если вы его не используете, хотя это и ускорит износ компьютера, но здоровье полезней. Так же, не забудьте использовать "спящий режим" для монитора.

4. В связи с тем, что электромагнитное излучение от стенок монитора намного больше, постарайтесь поставить монитор в угол, так что бы излучение поглощалось стенами.

5. По возможности сократите время работы за компьютером и чаще прерывайте работу.

6. Компьютер должен быть заземлён. Если вы приобрели защитный экран, то его тоже следует заземлить, для этого специально предусмотрен провод, на конце которого находиться металлическая прищепка (не цепляйте её к системному блоку).

Введение

2.1 Психологическая зависимость от компьютерных игр

2.2 Механизм формирования психологической зависимости от ролевых компьютерных игр

Заключение

Литература


Введение

Сегодня уже нет никакого сомнения в том, что наступивший XXI век является веком информации и научных знаний. Развитие глобального процесса информатизации общества, который охватывает все развитые и многие развивающиеся страны мирового сообщества, в том числе и Россию, приводит к формированию новой информационной среды обитания людей и нового, информационного уклада жизни и профессиональной деятельности.

Информационная сфера, являясь системообразующим фактором жизни общества, активно влияет на состояние политической, экономической, оборонной и других составляющих безопасности Российской Федерации.

Состояние информационной среды общества оказывает весьма существенное влияние на состояние психики людей, стереотипы их поведения в обществе и личной жизни, на их моральные нормы, нравственные критерии и духовные ценности.

Это влияние стало особенно заметным в последние десятилетия XX века, когда информационно-коммуникативные процессы в обществе значительно усилились благодаря его всеобщей информатизации, а переход от тоталитарного государства к демократическому породил во многих странах, в том числе и в России, усиление хаотических процессов в информационной сфере. В связи с этим в последние 5-7 лет в обществе начала осознаваться новая глобальная проблема - информационно-психологической безопасности.


1. Информационная среда и ее воздействие на психику человека

1.1 Виды информационно-психологического воздействия

В зависимости от применяемой информационной техники выделяют несколько средств информационно-психологического воздействия: устное воздействие, в том числе и с применением акустических средств усиления голоса и шумовых эффектов; воздействие, связанное с применением печатной продукции; воздействие с использованием телевидения и радиосвязи; воздействие, основанное на применении компьютерных технологий и Интернета.

Важно отметить, что Уголовный кодекс Российской Федерации не предусматривает меры борьбы с сайтами, содержащими информацию, которая может отрицательно влиять на психику, поведение и духовное здоровье подрастающего поколения. В связи с этим существует необходимость совершенствования законодательства в области информации для обеспечения защиты несовершеннолетних от компьютерных преступлений, от нежелательной по содержанию информации, а также ограничения самими Интернет-ресурсами доступа к такого рода информации детей.

В последние годы потенциал самого компьютера оказывает на систему образования намного меньшее влияние, чем, например, «примитивные модели поведения», которые насаждаются в компьютерных играх и выхолощенный рекламный стиль сообщений «экранной культуры» сети Интернет. Интернетизация массированно воздействует на психику, модификацию поведения индивидумов.

С другой стороны, Интернет имеет возможность занять определенное место в системе образования, выступая фактором повышения ее эффективности и модернизации. В настоящее время в науке делаются первые шаги по педагогическому осмыслению проникновения новых коммуникационных технологий (НКТ) в образование.

В данный момент уже не вызывает сомнений тот факт, что воздействие, которое может Интернет оказать на личность пользователя, является более глубоким и системным, чем воздействие любой другой технологической системы.

1.2 Определение понятия информационно-психологической безопасности

Во многих исследованиях посвященных проблемам информационной безопасности основное внимание уделяется проблемам информационной безопасности государств, экономических и юридических структур, информационных систем т.п. (5;13;11;10 и др.). К сожалению, за этими многообразными проявлениями мира людей обычно теряется сам человек – личность. Но ведь именно развитие личности, раскрытие ее творческого потенциала являются высшей целью прогресса, решающим оправданием его издержек, и именно личность должна стать предметом первейшей заботы и защиты от возможных угроз, в том числе информационных.

Сегодня информационный поиск в сети «Интернет» дает более 2,5 тыс. сайтов, где упоминается категория «психологическая безопасность». Анализ их содержания позволяет выделить два направления исследований: психологическая безопасность в информационной сфере; и психологическая безопасность, как средство защиты от деструктивных культов и тоталитарных сект.

По определению Вице-президента Академии информатизации образования, доктора технических наук, профессора, главного научного сотрудника Института проблем информатики Российской академии наук под «информационно-психологической безопасностью в настоящее время принято понимать состояние защищенности граждан, их отдельных групп и социальных слоев, а также населения в целом от негативных информационно-психологических воздействий».


2. Классификация методов психологического воздействия

Существуют различные классификации методов психологического воздействия. Специалисты различают такие виды как:

1. самопроизвольные воздействия, обусловленные технологическими режимами функционирования тех или иных информационных систем (например, электромагнитные излучения коммуникационной, компьютерной или телевизионной техники);

2. преднамеренные воздействия на личность с целью явного или скрытого побуждения к определенным действиям (психотропные; информационно-пропагандистские; психоаналитические; нейролингвисти- ческие; психотронные.

Исследователи отмечают их следующие основные особенности: высокий профессионализм в организации таких воздействий, которые могут быть подготовлены только лицами, имеющими специальные психологические знания и опыт; использование новых форм и средств скрытого воздействия на индивидуальное, групповое и массовое сознание людей (так называемых психологических технологий); появление в последние годы психофизического (психотропного) оружия, т. е. техногенных средств, использование которых может оказать дистанционное воздействие на психические функции и работу физиологических органов и систем человека. Подробнее мы рассмотрим психологическое воздействие компьютерных игр на человека.


Со стороны. Мне кажется, что наиболее серьезным проступком психоманипуляторов следует считать их вторжение в тайны нашего сознания, а эти тайны мы должны защищать. 4. Воздействие электронных СМИ на население Какие же информационно-психологические воздействия мы имеем в виду? Во-первых, речь идет о воздействии на индивидуальное сознание человека как гражданина, как субъекта политической жизни, ...


Комфортных и безопасных условий труда пользователей ПК. В-пятых, работа компьютера сопровождается акустическими шумами, включая ультразвук. Обсуждая проблему «компьютер и здоровье», следует сказать о виртуальной реальности. Эта новейшая технология включает в себя: для разработчика - возможности моделирования физического виртуального (искусственно созданного, но воспринимаемого как реальный) ...

Человек” становится одной из главных проблем современного общества. Новая информационная эпоха демонстрирует глобальные преимущества, которые определяют развитие современного общества и человека. Во-первых, это высокий уровень взаимодействия компьютеров с человеком. Компьютер выступает в роли персонального помощника человека, отвечающего практически всем органам чувств человека. Относительно...





Зависит будущее нации. На пострадавших территориях Украины, где плотность радиоактивного загрязнения по 137Cs составила от 5 до 40 Ku/км2, возникли условия длительного воздействия малых доз ионизирующего излучения, влияние которого на организм беременной и плода до Чернобыльской катастрофы фактически не изучалось. С первых дней аварии велось тщательное наблюдение за состоянием здоровья...