Кто такой гудини. Таинственная смерть на Хэллоуин: почему умер Гарри Гудини? Хождение сквозь кирпичную стену

09.02.2019

Ловкость рук и немного волшебства…

Среди фокусников существует негласное правило: никогда не раскрывать секреты своих трюков. Потому, когда были раскрыты некоторые фокусы Гудини, иллюзионисты возмутились таким нарушением профессиональной этики. Многие из них утверждали, что сами до сих пор используют приёмы известного фокусника. Но Гарри мёртв уже почти 90 лет, а современные иллюзионисты вряд ли пользуются его устаревшими методами.

1. Радио 1950 года

Гудини разработал этот фокус в 1925, за год до своей смерти. На столе располагалось огромное радио размером 2х1 м с ручками-регуляторами и двойными дверями. Продемонстрировав зрителям то, что внутри никого нет, Гудини настраивал нужную ему радиостанцию, и из коробки радио появлялась его ассистентка. «Настройте радио на нужную волну и получите девушку вашей мечты, – объявлял Гудини и добавлял. – Нет, джентльмены, радио не продаётся!»

Секрет фокуса заключался в столе, у которого была двойная столешница. В верхней столешнице был люк. Ассистентка находилась внутри радио, которое устанавливалось на столе, затем она пряталась в верхней части стола и ждала, пока Гудини показывал зрителям пустые внутренности радио, а когда фокусник настраивал радиостанцию, она быстро забиралась назад в радио.

2. Метаморфоза

«Метаморфоза» был одним из его первых фокусов 1894 года. Гудини не был его автором, а усовершенствовал более ранние версии, исполняя свой вариант вместе с женой. Фокус был достаточно сложным. Руки Гудини были связаны за спиной, а сам он сидел в завязанном мешке. Мешок помещался в ящик, ящик закрывался, обвязывался верёвкой и помещался в шкаф с занавесом. Жена Гудини заходила в шкаф, закрывала занавес и три раза хлопала в ладоши. После третьего хлопка занавес уже открывал Гудини, а его жена оказывалась вместо него со связанными руками в мешке.

Секрет на удивление прост: практика. Гудини был экспертом по канатам и узлам. Когда мешок завязывали, его руки были уже свободны. Когда мешок помещали в ящик, он изнутри ослаблял верёвки. Когда жена задёргивала занавес, Гудини выбирался из ящика через заднюю стенку. Три раза хлопал в ладоши он, а не жена. После первого хлопка она забиралась в ящик, не нарушая замки и верёвки. После третьего хлопка Гудини открывал занавес. В то время как он развязывал и отпирал ящик, его жена «упаковывалась» в мешок и засовывала руки в узлы верёвок. Гарри и Бесси настолько отработали этот фокус, что ухитрялись меняться местами всего за три секунды.

3. Освобождение подвешенного человека, одетого в смирительную рубашку

Младший брат Гудини Хардин тоже был фокусником, и оба брата демонстрировали одинаковый трюк освобождения из смирительной рубашки. Гудини решил, что превзойти брата, и усложнил фокус. Обычно он выполнял его на улице перед большой толпой. Его облачали в смирительную рубашку и связывали лодыжки, а затем кран поднимал его на определённую высоту.

Секрет фокуса раскрыл сам Гудини в своей книге «Освобождение из наручников» (1910). Он заключался в небольшом ослаблении рубашки, завязанной на нём. Руки были скрещены на груди, причём правая рука сверху. Когда рубашку затягивали, он делал глубокий вдох, чтобы при выдохе ткань была ослаблена, затем с помощью этого зазора Гудини освобождал руки – а дальше уже дело техники. Говорят, что в редких случаях фокуснику даже приходилось вывихивать плечо. Гудини настолько отработал этот трюк, что сумел сократить время освобождения с получаса до 3 минут.

4. Прохождение через кирпичную стену

Гудини показал этот фокус только несколько раз в Нью-Йорке в июле 1914 года, но данное представление стало настоящей сенсацией. Рабочие строили стену в 3 метра высотой и 3.5 метра длиной на сцене, перпендикулярно зрителям, так чтобы они могли видеть обе стороны стены. Саму стену возводили на ковре. Потом Гудини приглашал зрителей постучать молотком по ней, чтобы убедиться в её твёрдости и крепости. Затем Гудини занимал позицию с одной стороны стены, обе стороны на пару секунд закрывались передвижной шторой на колесиках, затем штора убиралась, и Гудини уже находился с другой стороны стены.

Секрет фокуса заключался в ковре. Под ним был продолговатый, узкий лаз, проходящий под стеной. Кроме того, Гудини использовал разные вариации выполнения фокуса, например, помещая крепкое стекло под стену, чтобы исключить сомнения зрителей насчёт лаза под стеной, а в момент фокуса, когда работники закрывали занавес с обеих сторон стены, быстро менялся с ними местами, переходя на вторую сторону.

5. Фокус с освобождением из наручников

Одним из первых фокусов Гудини был фокус освобождения из наручников. Трюк имел огромный успех, и благодаря ему фокусник получил свой первый контракт на выступления вместе с театром водевиля.

У Гудини было несколько секретов этого фокуса. Иллюзионист изучал замки всю жизнь и обладал энциклопедическими знаниями о наручниках. С одного взгляда он сразу понимал, какой ключ к ним нужен. Позднее Гудини изобрел специальный пояс из гибкой стали, который мог вращаться движением локтя, в ремне было несколько отсеков с различными ключами на выбор. Некоторым наручникам не требовался ключ, достаточно было ловко постучать ими о твёрдую поверхность. Ещё от одного вида наручников можно было избавиться с помощью проволочной петли, отмыкавшей замок.

6. Освобождение из молочного бидона

Фокус впервые был продемонстрирован Гудини в 1901 году и стал одним из самых известных. Его реклама звучала зловеще: «неудача означает смерть от утопления». Зрителями разрешалось изучить бидон и даже попинать его ногами для проверки на прочность. Высота его была около метра, а на горловине было шесть запоров, которые намертво крепили крышку к бидону. Гудини погружался в бидон с головой, вытесняя излишек воды, затем ёмкость закрывали крышкой, плотно её фиксируя. Пока все шесть запоров закрывались на замки, проходило не менее минуты. Затем бидон закрывали занавесом ещё на пару минут, и после появлялся мокрый и запыхавшийся Гудини. Сам бидон оставался по-прежнему плотно закрытым.

Через несколько лет после его смерти, друг Гудини раскрыл секрет, который заключался в искусно сделанных запорах, фиксирующих крышку на горловине бидона. Снаружи открыть запоры было невозможно, но человеку, сидящему внутри, не составляло труда вытолкнуть крышку и вылезти наружу, не открывая замки.

7. Освобождение из ящика под водой

Всевозможные трюки с освобождением из закрытых ящиков или других ёмкостей стали «фишкой» Гудини. Когда трюки с наручниками ему поднадоели, он переквалифицировался на «тюремные побеги», начав активно их практиковать. Его первое освобождение из ящика под водой было продемонстрировано в Нью-Йорке, в реке Ист-Ривер. На Гудини были надеты наручники, сам он находился в деревянном ящике. Ящик был забит и обмотан цепями, а затем опущен в реку. Гудини всплыл на поверхность через 150 секунд.

Секрет, конечно, заключался в конструкции ящика. Во-первых, в нём были мелкие отверстия, чтобы Гудини мог дышать, пока ящик забивали, обматывали цепями и опускали в воду, а он в это время освобождался от наручников. Во-вторых, на одной из боковых сторон ящика две нижние доски не были прибиты, и их можно было отодвинуть, причём как можно быстрее, пока ящик не упал на дно, когда возникал риск, что он упадёт именно на ту сторону, где были эти две незакреплённые доски.

8. Исчезновение слона

Фокус был исполнен только один раз 7 января 1918 года в нью-йоркском театре «Ипподром». Этот трюк был самым зрелищным, сравнимым только с фокусом под названием «Китайская камера для пыток водой». Гудини завёл слона в большой ящик, а потом слон исчез. Секрет этого фокуса тоже исчез. Ящик был утерян, а поскольку трюк выполнялся один раз, то посвященных в него людей практически не было. Считалось, что разгадка утеряна для истории.

Тем не менее, она нашлась. Начнём с театра «Ипподром». В нём было 5697 мест, которые располагались в три полукруглых яруса. Зрители не имели возможность хорошо видеть слона в ящике, поскольку он был далеко от края сцены. Мало того, есть предположения, что ящик был обычной, хорошо замаскированной клеткой, а исчезновение слона просто визуальной иллюзией, созданной с помощью ограниченного освещения и занавеса, который по цвету был идентичен задним шторам на сцене. В нужный момент Гудини стрелял из пистолета, зрители инстинктивно моргали, и в это время перед слоном молниеносно поднимался маскирующий занавес. Появилось даже описание ящика: он был продолговатый, на колесах, с двойными дверями с одной стороны и огромным занавесом с другой.

9. Китайская камера для пыток водой

В отличие от ящика для слона, китайская камера для пыток водой до сих пор существует, и мы знаем, как она работает. Великий маг заказал это приспособление за 10 тысяч долларов и запатентовал его. Камера напоминает продолговатый аквариум, выполненный из красного дерева и никелированного стального каркаса, а детали – из меди. Размеры: 67 см в ширину и 150 см в высоту; вес 3000 кг; объём 950 л воды. Передняя панель была сделана из закаленного стекла шириной 1,5 см. Руки Гудини были в наручниках, лодыжки опутаны цепями, а затем его очень медленно опускали в этот резервуар вниз головой. Камеру закрывали занавесом, а через пару минут из-за него появлялся Гудини. Вариантов данного трюка было несколько, маг любил усложнять и усовершенствовать его.

Для фокуса были важны два момента. Во-первых, хитроумные детали камеры и банальное вытеснение воды телом оставляли небольшой запас воздуха (воздушный карман) в резервуаре. Во-вторых, Гудини отлично умел освобождаться от наручников и цепей, мастерски владея телом, а затем выбирался наружу.

Злые языки утверждали, что однажды Гудини не повезло, и он утонул во время этого фокуса. Это не так. Он умер на больничной койке от воспаления аппендикса, который осложнился перитонитом. Ускользнуть от этой опасности великий маг, увы, не сумел.

В мировом сообществе фокусников имеется одно табу, нарушение которого равнозначно прямому оскорблению. Это раскрытие секрета фокуса без согласия того, кто его придумал.

Потому, когда какие-то тайны магических трюков великого фокусника Гудини были обнародованы, многие иллюзионисты негодовали и расценивали это действие как пренебрежение профессиональной этикой. Ведь кое-кто пользовался этими трюками и в своих представлениях.

Хотя сейчас, в современной эпохе, сложно обнаружить фокусника, который все еще применяет устаревшие секреты Гудини. И все же, раскрытие тайн легендарных трюков мастера магии всегда волновало общественность. Давайте приоткроем завесу.

«Радио-фокус»

Трюк был придуман Гудини в 1925 году. Состоит операция в том, что на столешницу устанавливали громадное радио двухметровой длины и метровой высоты. У объекта имелись регулирующиеся ручки-рычаги и двойные двери.

Показав пустоту внутри предмета, фокусник устанавливал на шкале определенную радиостанцию, и из радио вылезала девушка. А Гудини выкрикивал: «Настройте требуемую Вам волну и получите девушку мечты!».

Показ трюка с «живым» радио

А секрет очень прост: у стола с расположившемся сверху радио, имелась удвоенная столешница. Верхний её слой имел отверстие-люк. Когда громадину ставили на стол, красавица была в аппарате. Потом девушка быстро пряталась через столешничный люк, пока Гудини демонстрировал пустой ящик радио, а потом возвращалась на место.

Трюк «Метаморфоза»

«Метаморфоза» не является прямым детищем Гудини. Он лишь модернизировал предыдущие версии этого фокуса и показывал его в дуэте с женой. «Метаморфоза» была достаточно сложна. Гудини связывали за спиной кисти рук и усаживали в завязывающийся мешок.

Его же помещали в сундук, после запирающийся, обвязывали канатом и отправляли в шкаф. И после следовал занавес. Жена фокусника залезала в шкаф, прикрываясь занавесом. Спустя 3 хлопка в ладошки, занавес открывался, но за ним представал Гудини. Жену же обнаруживали заточенной в сундук и мешок.

Демонстрация «метаморфозного» трюка

А тайна фокуса кроется в изнурительной, настойчивой практике. Гудини был гением, когда дело касалось узлов, плетений, канатов и веревок. Когда мешок завязывался, мастер уже успевал освободиться. А в момент помещения его в сундук, фокусник расслаблял веревки.

Как только низ занавеса касался пола, фокусник вылезал из сундука через съемную заднюю стенку. И подавал знак – хлопки в ладоши – осуществлял уже сам Гудини, а не его жена. Она же в то время успевала залезть в сундук. Когда Гудини распутывал и вскрывал сундук, жена забиралась в мешок и вставляла руки в расслабленные мужем веревки.

Гарри и Бесси Гудини настолько отточили трюк, что могли поменяться местами за несколько секунды!

Фокус с высвобождением завязанного в смирительную рубашку и подвешенного человека

У Великого Гудини имелся младший брат Хардин, который не отставал от Гарри и тоже практиковал магию фокусов. Оба брата показывали трюк с освобождением из смирительной рубашки.

Но Гарри сделал фокус еще более сложным. Его заключали не только в одежду для неуравновешенных, но и связывали канатами лодыжки, а затем подвешивали на высоту крана.

Секрет фокуса Гудини отрыл лично в издании «Освобождение из наручников». А состояла тайна в легком ослаблении рубашки. При перекрещивании рук, правая всегда оставалась сверху. Во время затягивания рубашки Гудини глубоко вдыхал, чтобы потом на выдохе одежда была свободнее.

Благодаря такому образовавшемуся зазору фокусник мог освободить руки, затем он развязывал ноги. Порой фокуснику приходилось идти на жертвы – в этом трюке случались вывихи плеча.

Гудини так четко отработал технику исполнения, что смог сократить длительность фокуса с высвобождением из псих-рубашки с 30 получаса до 3-4 минут.

Хождение сквозь кирпичную стену

Этот фокус поворачивался магом только пару раз в 1914-ом, в Нью-Йорке. Но это не препятсвовало превратиться ему в сенсацию. Для трюка строилась трехметровая по высоте стена. Она устанавливалась перпендикулярно публике, чтобы последняя могла видеть пространство с обеих сторон постройки.

Стена возводилась на ковре. Гудини вызывал зрителей из зала, чтобы они убедились в том, что стена настоящая с помощью молотка. После чего фокусник вставал перед стеной, а пространство с обеих сторон на несколько секунд стены прикрывались шторами. Потом шторы убирались, а Гудини уже располагался по другую сторону стены.

А тайна скрывалась в ковре. Под ним прятали лаз, проложенный под стеной. Иногда же под стену помещали стекло, чтобы зрители исключили возможность лаза. Тогда Гудини просто менялся местами с помощниками во время «зашторивания» и переходил на противоположную сторону.

Избавление от наручников

Этот трюк – в числе первых у фокусника. Благодаря его ошеломительному успеху фокуса, Гудини был предложен контракт с театром.

Для избавления от оков Гудини применял не один секрет. Во-первых, Гудини очень долго изучал информацию о замках и их устройствах. Фокусник обладал поистине огромными знаниями об этом. Он мог с ходу сказать, какой ключ сочетается с пазом той или иной замочной скважины.

Позже Гудини придумал специальный стальной гнущийся пояс, способный вращаться и скрывающий отсеки со спрятанными ключами.

Еще одна мистерия в том, что не все замки требовали применение ключа. Некоторым хватало лишь постукивания о прочную поверхность. Были и такие устройства, которые вскрывались особыми проволочными петельками и отмычками.

Фокус с молочным бидоном

В 1901-ом Гудини впервые показал освобождение из наполненного водой бидона. Этот трюк известен во всем мире.

Перед проведением фокуса зрители могли осмотреть, изучить бидон. Емкость была высотой в 1 метр, горловина имела 6 запоров, закрывающих бидон намертво. Гудини залезал в бидон с водой, часть жидкости, разумеется, выплескивалась.

После этого емкость запирали, это осуществлялось в течение минуты. Потом емкость накрывали тканью. В прошествии пары минут занавес открывали, а рядом с запертым бидоном стоял промокший Гудини.

Оказывается, у бидона были особые запоры, которые фиксировали крышку. Снаружи емкости вскрыть их не отпирая было невозможно, а вот изнутри – легко. А запоры оставались в сохранности.

Высвобождение из погруженного в водоем ящика

Трюки-высвобождения из замкнутых пространств оказались «фишкой» Гудини. Впервые фокусник вылез из ящика на публике в Нью-Йорке, погруженный в реку «Ист-Ривер».

Гудини заключили в наручники, потом — в ящик, который тоже закрыли, заколотили и обвили цепями. Ну и сбросили в реку. По истечении 2,5 минут фокусник выплыл.

Для этого трюка использовался ящик с особенной конструкцией. Он имел несколько отверстий, позволяющих дышать фокуснику во время заколачивания ящика. За то время, пока его еще не опустили в воду, Гудини успевал снять наручники.

Еще один момент – одна из сторон ящика имела 2 неприбитые доски. Они могли отодвигаться. Сдвинуть доски нужно было прежде, чем ящик погрузится на дно реки. Ведь был риск, что упадет объект именно на эту сторону.

Исчезновение слона

Трюк считается наиболее зрелищным. Гудини заводил слона в огромный ящик, а через несколько секунд слон в ящике исчез. Из-за утери ящика и одноразового показа фокуса, секрет его никак не могли раскрыть. Но имеются некоторые догадки…

Тайна скрывалась, во-первых, в самом театре, где показывался трюк. Места зрителей располагались так, что ясно видеть слона в ящике было сложно. Из-за полукруглых тройных ярусов рассаживания.

Другая идея – это оптическая иллюзия, создаваемая особым освещением и занавесом, идентичным сценическим шторам. В один момент Гудини для отвлечения делал выстрел, из-за которого публика моргала (инстинкт). В это мгновение маскирующий занавес резко поднимался.

Китайская водная камера пыток

Эта камера все еще существует. Гудини она обошлась в 10 000 $. Она похожа на аквариум, обитый красной древесиной, со стальным никелевым каркасом. Детали выполнены из меди. Весом эта камера 3 000 кг, а воды в нее входит 950 л.

При выполнении фокуса Гудини одевали наручники, ноги запутывали цепями. Потом фокусника опускали в камеру с водой вниз головой. Камеру прикрывали занавесом, из-за которого через некоторое время выходил фокусник.

Для выполнения трюка важны 2 вещи. Первое — особые элементы конструкции и само тело образовывали воздушный карман в закрытой камере. Во-вторых, мастерское, отработанное избавление от наручников – этим навыком Гудини овладел в высшей степени.

Это лишь 9 секретов из множества мастерски выполненных трюков Гудини. И в прошествии стольких лет эти фокусы по-прежнему кажутся невероятными, а их исполнитель неизменно остается мировой легендой.

Более 80 лет медиумы Америки вызывают дух этого величайшего иллюзиониста всех времен и народов, чтобы узнать его секреты, однако пока безуспешно. Волшебник Гарри Гудини, ставший при жизни легендой, не выходит на связь и дурачит своих поклонников, искренне верящих в то, что король магов обладал сверхъестественными способностями.

Слава фокусника была настолько громкой, что американцы даже ввели в обиход слово "гудинайз" (houdinise), которое означает умение человека выпутываться из самых сложных ситуаций. Иллюзионист несколько десятков лет блистал на сцене, поражая воображение восхищенных зрителей, и многим казалось, что он может все. А смерть знаменитого гения, ставшего частью американской истории, потрясла мир.

Юный талант

В 1874 году в Будапеште на свет появился Эрих Вейс - таково настоящее имя Гарри Гудини, начавшего удивлять публику с раннего детства. Набожная еврейская семья через четыре года эмигрировала в Америку, где отец мальчика получил пост раввина.

В провинциальный городок Аплтон частенько заезжает бродячий цирк, что становится важным событием для всех его жителей. Маленький Эрих, пребывавший в настоящем восторге от увиденных фокусов, пытается их повторить дома. Когда кое-что у него начинает получаться, он показывает свой талант авторитетному циркачу, который подбодрил ребенка и высказал пожелание далее развивать недюжинные способности. Слова поддержки определили дальнейший путь Вейса, переехавшего в Нью-Йорк.

Одержимый фокусами

Мегаполис открывал перед ним множество перспектив, однако увлеченный фокусами юноша предпочел заниматься тем, что он любит больше всего в жизни. Часами он повторяет различные трюки с лентами и картами и придумывает новые. Помимо природной сообразительности, он отличается терпением и настойчивостью. Юный маг, одержимый желанием прославиться, понимает, что добиться известности можно только упорством, и совершенствует свое мастерство, работая каждый день до изнеможения.

На воскресных ярмарках будущий маг Гарри Гудини, биография которого является предметом людских пересудов, выступает перед удивленными посетителями, а его фокусы вызывают шквал аплодисментов. Чтобы понять принцип работы сложных замков, Вейс даже устраивается учеником в слесарную мастерскую, где делает универсальную отмычку, отпирающую все устройства. Юноша уделяет внимание и хорошей физической форме, развивает гибкость суставов, надолго задерживает дыхание.

Мечты о славе и известности

В 16 лет Эриху попадает в руки книга про Роберта Гудина (Robert Houdin) - мага и писателя, и роман о жизни иллюзиониста настолько увлекает его, что молодой человек решается взять творческий псевдоним в честь французского фокусника. Талантливый юноша, огорченный маленькими заработками, ищет различные способы рассказать о себе публике. В рекламных целях он участвует в эффектных трюках, которые наблюдают сотни зевак: проходит сквозь кирпичную стену, освобождается от оков в бочке, заполненной водой, вскрывает мощные сейфы. Он понимает, что зрителям нужна сенсация, а не разоблачение удивительных фокусов.

Цель достигнута!

В одно прекрасно утро заголовки местных газет взрываются сообщениями о том, что некий Гарри Гудини, закованный в наручники и запертый в камере тюрьмы, продемонстрировал уникальный трюк - за несколько минут он освободился и вышел из карцера под фотовспышки корреспондентов. Цель была достигнута, и об иллюзионисте, для которого не было преград, узнают зрители крупных городов.

В это время молодой человек, уже будучи женатым, отправляется в турне, чтобы его имя гремело и в захудалых провинциальных городках. Надо сказать, что европейцы совсем не были избалованы вниманием фокусников, и Гудини мгновенно становится популярным. Иллюзии звезды всегда вызывают ажиотаж среди публики, а его номер, когда накрытый бархатом слон исчезает, лишь только с него срывают ткань, бьет все рекорды посещений в цирке.

В начале XX века иллюзионист дважды побывал в России, и в известной Бутырской тюрьме продемонстрировал свой любимый трюк с освобождением из закрытой камеры.

Народная любовь

Добившийся мировой популярности Гарри Гудини не останавливается на достигнутом, а совершенствует номера. В присутствии сотен зевак его сковывают, привязывают к ногам чугунный шар и бросают в ледяные воды Темзы, а всего лишь через несколько минут освободившийся от пут фокусник всплывает, к радость восторженных обывателей. Этот трюк иллюзионист постоянно усложняет: на него надевают наручники, помещают в тяжелый ящик и заколачивают крышку. Однако ловкий Гудини благополучно выпутывается из всех ситуаций, а народная любовь только растет.

Известен случай, который мог окончиться трагически, и лишь благодаря тому, что иллюзионист умел надолго задерживать дыхание, все обошлось. Обмотанный цепями Гарри, отнесенный течением от проруби, провел подо льдом восемь минут, пока к нему не подоспела помощь. Этот жуткий случай убеждает восхищенных зрителей в том, что иллюзионист обладает поистине нечеловеческими способностями. И в обществе начинают ходить слухи о дьявольском происхождении Гарри Гудини.

Человек или дьявол?

Многие верят в сверхъестественные силы волшебника, творившего настоящие чудеса на сцене. Одни считают его уникальные номера ловкой мистификацией, а другие уверены в том, что так человек демонстрирует свои неисчерпаемые возможности. Конечно, догадкам не было числа, а сам король иллюзий отрицал связь его трюков с магией. Фокусник даже ходил на спиритические сеансы, на которых разоблачал наживающихся на горе людей шарлатанов.

В последние десятилетия своей жизни он выпускает книги, где раскрывает секреты мастерства. Автор работ, ставших бестселлерами, озабочен тем, что многие его коллеги прикрывают трюки мистикой и заявляют об общении с потусторонними силами. В это время у Гудини происходит конфликт со старым приятелем А. Конан Дойлем, который верил в загробный мир и почитал своего друга как сильного медиума.

Тайны трагической смерти

С возрастом опасные трюки даются иллюзионисту все сложнее. Его подводит здоровье, и даже после удачных экспериментов над своим телом он часто оказывается в больнице. О том, как умер Гарри Гудини, его поклонники спорят и по сей день. На гастролях в Монреале за кулисы к фокуснику подошел студент, который оказался мастером по боксу. Он хотел удостовериться в том, что маг не испытывает физической боли, и неожиданно нанес удары в живот иллюзионисту, не успевшему напрячь мышцы брюшного пресса.

Несколько дней мастера фокусов беспокоила сильная боль, но он не обращал на нее особого внимания. У артиста поднялась высокая температура, а во время выступления он упал в обморок. После того как его осмотрели врачи, было установлено, что у Гудини развился перитонит, и 31 октября 1926 года Гарри скончался.

Существует еще одна версия, гласящая, что иллюзиониста отравили. Эти слухи появились после его смерти, а поскольку тело не вскрывали, то они не были опровергнуты или подтверждены.

Его преданные фанаты не верят в официальную причину гибели своего кумира и заявляют, что маг узнал слишком много, и за это он поплатился. Нечистая сила, которая празднует победу зла над добром в последний день октября, забрала того, кто всю жизнь играл со смертью.

Великий обманщик

Его гибель производит эффект разорвавшейся бомбы. Коллеги иллюзиониста, состоявшие в обществе американских магов, рыдают от несправедливости, а газеты, пестревшие траурными заголовками, наперебой печатают завещание артиста, где он якобы обещает раскрыть все тайны в день своего столетия. Публика с нетерпением ждет сенсационных разоблачений, ажиотаж растет, а когда этот момент настает, в нотариальной конторе вскрывают оставленный Гудини конверт, который оказывается пуст. Великий иллюзионист обманул всех, даже после смерти он продолжил дурачить зрителей.

Волшебство и упорные тренировки

Опытные эксперты в области магических трюков много лет пытаются разобраться, в чем состоит главный секрет волшебника, унесшего в могилу свои тайны. Иллюзионист Гарри Гудини прекрасно знал все существующие конструкции замков, к тому же он изобрел миниатюрную отмычку, которую скрывал от чужих взоров. Он прекрасно владел своим телом, умел сжимать или увеличивать объем мышц, смещал кости в суставах. А за кажущимися легкими для исполнения трюками стояло мастерство и утомительные тренировки. Для непосвященных зрителей уникальные номера мага действительно граничили с волшебством.

Победа над страхом

Сам Гарри Гудини, фокусы которого приводили в замешательство публику, признавался, что главное в его профессии - это победить страх. Иллюзионист обязан сохранять спокойствие и выдержку, а поддаться панике означает верную смерть. Сам автор смертельно опасных трюков неоднократно был на волоске от гибели, а спасся лишь потому, что сохранил трезвый ум и не потерял присутствие духа.

Тайны раскрыты

Двенадцать лет назад, в Аплтоне, состоялась выставка, где посетители смогли узнать тайны фокусов знаменитого Гарри Гудини, фото которого были вывешены повсюду. Иллюзионисты всего мира, протестовавшие против раскрытия секретов зрителям, назвали ее нарушением "магического протокола". Мероприятие вызвало огромный резонанс, однако уже давно известно, что спустя лишь год после кончины короля иллюзий его команда начала продавать тайны своего мэтра. Например, освобождение из смирительной рубахи происходило благодаря тому, что Гарри складывал руки особым образом, не позволяя затянуть туго рукава.

Секрет прохождения фокусника через кирпичную стену, возведенную рабочими на глазах восхищенных зрителей, оказался прост. Под ковром, на котором работали строители, находился небольшой лаз, и когда на несколько секунд ассистенты закрывали ширмой Гудини, он прыгал вниз и оказывался по другую сторону стены.

А тайна исчезновения слона заключалась в необычном ящике, в котором находилось животное. В передней части клетки прятался рулон из такой же ткани, как и сценический занавес. Фокусник мгновенно опускал полотно, которое маскировало слона, а зрители думали, что он исчез буквально на их глазах.

Экранизация жизни фокусника

Жизнь популярного иллюзиониста вдохновила создателей мини-сериала, в котором Э. Броуди, обладатель "Оскара", сыграл великого мага Гарри Гудини. Фильм, вышедший на экраны в 2014 году, понравился публике, отметившей прекрасный актерский состав и отличную режиссуру. Захватывающая история рассказывает о долгом пути к славе одного из самых мистических персонажей прошлых эпох. Сериал, в котором Броуди великолепно передал образ одержимого иллюзиями человека, раскрыл тайны самого фокусника, пытавшегося обмануть смерть.

Надо сказать, что это не первое обращение кинематографистов к легенде мирового масштаба. В 1998 году появилась работа режиссера П. Деншэма "Houdini", в основе сюжета которой лежит биография прославленного Гарри Гудини. Фильм с необычным финалом, где фокусник словно возрождается из мертвых, стал второй работой Пена, снявшего 20 лет назад документальную ленту о любимом иллюзионисте. В прекрасной драматической картине, достойной внимания зрителя, рассматриваются известные и не очень события из жизни артиста, а также повествуется об отношениях Гарри и его жены.

Премия имени Гарри Гудини

В 2015 году в России была учреждена премия с призовым фондом в один миллион рублей, которую пока никто не получил. Награда, названная именем величайшего фокусника, достанется тем, кто проявит свои паранормальные способности, поддающиеся экспериментальной проверке.

Первый человек, который успешно пройдет тестирование, не только докажет всему миру, что экстрасенсы существуют, но и получит неплохое денежное вознаграждение. К сожалению, в рамках корректно поставленного эксперимента способности магов и колдунов показывать настоящие чудеса неожиданно пропадают, и пока ждет своих героев являющаяся прототипом американского фонда Д. Рэнди российская премия.

Гарри Гудини - великий мистификатор, оставивший после себя множество нераскрытых тайн. Он неоднократно бросал вызов смерти и становился победителем. И до сих пор его поклонники верят, что дух легендарного иллюзиониста когда-нибудь материализуется.

(настоящее имя - Эрих Вайс)

(1874-1926) американский фокусник

Сегодня имя этого выдающегося человека стало нарицательным, оно превратилось в легенду и стало символом человека, который может легко выпутаться из любого, даже самого затруднительного положения. А ведь прошло совсем немного времени с тех пор, как этот человек жил, выступал и был необычайно популярен в народе, хотя из всех наград был удостоен всего лишь права называться президентом Американской ассоциации фокусников.

Судьба Гарри Гудини довольно необычна. Он был старшим сыном в многодетной семье Мейера Самуэля Вайса и Сесилии Стейнер, выходцев из Венгрии, поселившихся в городке Эпплтон в штате Висконсин. В двенадцать лет Эрих убежал из дома.

Свою карьеру в цирке он начал в качестве гимнаста на трапециях, а затем начал выступать как фокусник. Вначале его партнером был младший брат Теодор, а потом жена. Любопытно, что своих детей у семейной пары не было, хотя они и писали друг другу письма, где рассказывали о своем сыне.

Определившись со своим выбором, Вайс решил придумать себе псевдоним. Тогда-то он и превратился в Гарри Гудини, назвавшись так в память о фокуснике, которому он поклонялся. Новый Гудини начал изобретать фокусы, которые в основном сводились к тому, что он попадал в разные ловушки из веревок, цепочек, кандалов, наручников и очень ловко распутывал их. Он стал артистом-эскапистом (от англ. escape - бежать), т.е. демонстрировал трюки, суть которых состояла в том, чтобы любым хитроумным способом освободиться от всевозможных запоров и выйти из закрытых помещений - тюремных камер, резервуаров с водой, сундуков и т.д.

Самым известным его трюком считалась «китайская камера пыток», в которой артист находился в висячем положении, с лодыжками, зажатыми в деревянные колодки. Сохранилась фотография, где Гарри Гудини стоит в кандалах в лодке, перед тем как очутиться в сундуке, который потом скрепляли стальной лентой и опускали в воды залива Беттери в Нью-Йорке.

В предвкушении потрясающего зрелища, зрители могли заранее познакомиться со всеми приспособлениями, в которые будет закован и завязан Гарри Гудини во время представления. Для этого перед выступлениями артиста выпускалась специальная афиша с надписью: «Гудини. Чемпион мира по освобождению из наручников и тюремных камер». И зрители валом валили на его представления, тем более что о нем рассказывали самые невероятные истории: например, о том, как, заключив пари, он каким-то образом умудрился совершить побег из нескольких тюрем, а оказавшись в Великобритании, сумел убежать даже из знаменитого Скотланд-Ярда.

Среди других трюков, у Гарри Гудини были фокусы, которые никак нельзя объяснить по-другому, кроме как мистикой. Очевидцы рассказывали, как он заставлял слона исчезнуть в кирпичной стене, при этом не разрушая ее.

Известно, что даже самые хитроумные фокусы объясняются совсем просто. У каждого фокусника есть набор приемов, с помощью которых он и демонстрирует различные чудеса. Однако фокусы Гарри Гудини выходили за рамки обычных представлений о ловкости рук и мастерстве артиста, хотя он не обладал никакими сверхъестественными способностями.

Секрет выдающегося артиста заключался в том, что он хорошо знал не только возможности человеческого организма, но и особенности человеческой психики. Гудини не делал тайны из своей работы. Он написал несколько книг, в которых рассказывал о том, как он делает чудеса. Первая его книга «Разоблачение Роберта Гудини» вышла в 1908 году, в 1920 году появилась книга «Торговцы чудесами и их методы», потом следующая - «Фокусник среди духов». Но тем не менее и для своих современников, и для следующих поколений работа артиста представлялась таинственной. Так, даже спустя почти три десятилетия после его смерти, появилась новая книга под названием «Гудини о магии», в которой раскрывались секреты его лучших фокусов с использованием магии.

Оказывается, Гарри Гудини всю свою жизнь интересовался магией и собирал книги об этом явлении. Его библиотека по магии до сих пор не имеет себе равных. Согласно завещанию мастера, она была передана вместе с его собранием театральных афиш в Библиотеку Конгресса.

Название же книги «Фокусник среди духов» было выбрано не случайно. Гарри Гудини увлекался и спиритизмом. Он настолько верил в существование потустороннего мира, что однажды даже разработал специальный код и сказал, что если позволят обстоятельства, то он передаст послание потомкам через десять лет после своей смерти. Потом многие пытались во время спиритических сеансов связаться с духом Гудини, но из этого так ничего и не вышло.

И все-таки вера людей в магические способности фокусника казалась беспредельной. Даже великая французская актриса Сара Бернар после ампутации ноги надеялась, что Гудини каким-то образом сумеет вернуть ей ее. В свою очередь, Артур Конан Дойль полагал, что Гудини был наделен способностью дематериализовываться в пространстве. Прославленный писатель даже приехал в Америку, чтобы вызвать дух Гарри Гудини. Однако сведений о том, что во время своих спиритических сеансов писателю удалось пообщаться с духом великого фокусника, не сохранилось.

О смерти Гарри Гудини рассказывают разное. Некоторые полагают, что он погиб на дне Гудзонова залива. Однако большее распространение получила другая версия. Говорят, что однажды к Гудини подошел человек и ударил его в живот. Это было так неожиданно, что Гудини не сумел напрячь брюшные мускулы и умер на месте.

Он был похоронен в гробу, который использовал во время своего трюка «похороны живьем». Во время похорон Гарри Гудини, Чарльз Диллингман и Флоренс Зигфрид готовы были побиться об заклад, что фокусник уже успел выскочить из гроба, который они несли, и в очередной раз одурачить присутствующих.

После смерти Гарри Гудини его имя стало нарицательным, и в этом качестве оно оказалось не менее популярным, чем раньше. «Гудини в Белом доме» называли президента Франклина Рузвельта за его умение выкручиваться из самых щекотливых ситуаций. Похожего прозвища - «Гудини американской политики» - был удостоен и другой президент - Р. Никсон, которого называли так за политическую ловкость и авантюризм, проявившиеся в деятельности президента еще до пресловутого уотергейтского скандала.

Любопытно, что внешне Гарри Гудини не представлял собой ничего особенного. У него были кривые ноги (вероятно, вследствие перенесенного в детстве рахита), а рост составлял всего 167 см. Сейчас его внешность можно представить себе не только по описаниям людей, знавших артиста. Облик Гарри Гудини запечатлен на фотографиях, с участием артиста вышло также три кинофильма. Так что современники Гудини нисколько не грешат против истины, описывая неказистую внешность выдающегося фокусника. Да и характер Гарри Гудини оставлял желать лучшего: в нем соединялись агрессивность и сентиментальность. К тому же он был несколько скуповат и не любил расплачиваться по счетам.

И все-таки для многочисленных поклонников, которые были у Гудини во всем мире, он остался великим магом, чародеем, приемы которого старалось перенять не одно поколение артистов. В настоящее время об этом человеке написано очень много книг и воспоминаний, в которых его близкие и знакомые приводят разные забавные случаи из жизни мастера и своего с ним общения. Так, например, оказывается, что известный актер Бастер Китон своим сценическим именем «Бастер», то есть «крепкая спина», тоже обязан Гудини. Однажды тот оказался свидетелем небольшого происшествия, когда шестилетний мальчик по имени Джозеф Френсис упал с высокой лестницы и не получил ни одной царапины. После этого Гарри Гудини и подарил ему прозвище, которое Френсис, став артистом, сделал своим псевдонимом. Очень многое в воспоминаниях о Гарри Гудини связано также с его занятиями магией и спиритизмом.

Может быть, он имел в виду именно такую, живую память о себе, когда обещал вернуться к потомкам с того света.

Плакат 1919 года, анонсирующий фильм с Гудини в главной роли

В последнее десятилетие своей карьеры Гудини выпустил ряд книг, раскрывавших секреты его мастерства. Он был серьёзно обеспокоен тем, что под влиянием популярного в те годы спиритизма многие иллюзионисты стали маскировать свои трюки видимостью общения с потусторонними силами. В сопровождении переодетого в штатское констебля Гудини стал инкогнито посещать спиритические сеансы для того, чтобы разоблачать шарлатанов, и заметно преуспел в этом. Последствием стал разрыв со старым товарищем, Артуром Конан Дойлем , который был убежденным приверженцем спиритизма и почитал Гудини за очень сильного медиума .

Обстоятельства смерти Гудини окутаны тайной. Во время гастролей в Монреале он отдыхал в своей гримерке, как к нему вошли трое студентов, один из которых был чемпионом колледжа по боксу. Он спросил мистера Гудини, действительно ли он способен выдержать несколько сильных ударов в живот, ничего при этом не почувствовав. Гудини, погружённый в свои мысли, кивнул, и студент неожиданно нанес магу два или три удара. Гудини еле остановил его: «Подождите, мне надо подготовиться», после чего напряг пресс - «Вот, теперь можете бить». Студент ударил пару раз и на себе почувствовал железный брюшной пресс Гудини. Когда студенты ушли, Гудини лишь потёр место, ушибленное от первых неожиданных ударов.

Несколько дней Гудини, как всегда, не обращал внимания на боль, но эти удары спровоцировали разрыв аппендикса , в результате которого развился перитонит . В 1926 г. никаких антибиотиков не было, и выжить можно было лишь чудом, но Гудини опять поразил всех: поклонники ликовали - вот он Гудини, победитель смерти, который не подчиняется земным законам. Однако, через девять дней, 31 октября 1926 г, в канун празднования Хеллоуина , Гарри Гудини умер в Детройте . Он оставил жене секретный код, без помощи которого его «истинный» дух не смог бы связаться с живыми во время сеансов столоверчения. Сделано это было для того, чтобы шарлатаны не подстроили сеансов общения с духом Гудини − «грозы спиритов».

Различные эпизоды жизни Гудини не раз экранизировались. В 1999 г. по мотивам его биографии был поставлен мюзикл , а в 2007 г. на экраны США вышел фильм «Смертельный номер », в котором роль Гудини исполнил австралиец Гай Пирс , а роль его пассии - Кэтрин Зета-Джонс .

Интересным фактом также является то, что Гудини 17 июля 1923 года прошёл масонское посвящение в нью-йоркской ложе «St. Cecile » № 568. Очень быстро (31 июля 1923 года) был посвящён в степень подмастерья, и 21 августа того же года стал мастером-масоном .

Литература

  • Вадимов А. А., Тривас М. А. От магов древности до иллюзионистов наших дней.- М., 1979.
  • Доктороу Э. Л. Рэгтайм . Роман. / Перевод с англ. Василия Аксенова, 1975.

На английском языке

  • Houdini’s Escapes and Magic by Walter B. Gibson, Prepared from Houdini’s private notebooks Blue Ribbon Books, Inc., 1930. Reveals some of Houdini’s magic and escape methods (also released in two separate volumes: Houdini’s Magic and Houdini’s Escapes ).
  • The Secrets of Houdini by J.C. Cannell, Hutchinson & Co., London, 1931. Reveals some of Houdini’s escape methods.
  • Houdini and Conan Doyle: The Story of a Strange Friendship by Bernard M. L. Ernst, Albert & Charles Boni, Inc., NY, 1932.
  • Sixty Years of Psychical Research by Joseph F. Rinn, Truth Seeker Co., 1950, Rinn was a long time close friend of Houdini. Contains detailed information about the last Houdini message (there are 3) and its disclosure.
  • Houdini’s Fabulous Magic by Walter B. Gibson and Morris N. Young Chilton, NY, 1960. Excellent reference for Houdini’s escapes and some methods (includes the Water Torture Cell).
  • The Houdini Birth Research Committee’s Report , Magico Magazine (reprint of report by The Society of American Magicians), 1972. Concludes Houdini was born March 24, 1874, in Budapest.
  • Mediums, Mystics and the Occult by Milbourne Christopher, Thomas T. Crowell Co., 1975, pp. 122-145, Arthur Ford-Messages from the Dead,
  • Arthur Ford: The Man Who Talked with the Dead by Allen Spraggett with William V. Rauscher, 1973, pp. 152-165, Chapter 7, The Houdini Affair contains detailed information about the Houdini messages and their disclosure.
  • Houdini: Escape into Legend, The Early Years: 1862-1900 by Manny Weltman, Finders/Seekers Enterprises, Los Angeles, 1993. Examination of Houdini’s childhood and early career.
  • Houdini Comes To America by Ronald J. Hilgert, The Houdini Historical Center, 1996. Documents the Weiss family’s immigration to the United States on July 3, 1878 (when Ehrich was 4).
  • Houdini Unlocked by Patrick Culliton, Two volume box set: The Tao of Houdini and The Secret Confessions of Houdini , Kieran Press, 1997.
  • The Houdini Code Mystery: A Spirit Secret Solved by William V. Rauscher, Magic Words, 2000.
  • Final Séance. The Strange Friendship Between Houdini and Conan Doyle by Massimo Polidoro, Prometheus Books, 2001.
  • The Man Who Killed Houdini by Don Bell, Vehicle Press, 2004. Investigates J. Gordon Whitehead and the events surrounding Houdini’s death.
  • Disappearing Tricks: Silent Film, Houdini, and the New Magic of the Twentieth Century by Matthew Solomon, University of Illinois Press, 2010. Contains new information about Houdini’s early movie career.
  • Houdini Art and Magic by Brooke Kamin Rapaport, Jewish Museum, 2010. Essays on Houdini’s life and work are accompanied by interviews with novelist E.L. Doctorow, Teller, Kenneth Silverman, and more.
  • Houdini The Key by Patrick Culliton, Kieran Press, 2010. Reveals the authentic working methods of many of Houdini effects, including the Milk Can and Water Torture Cell. Limited to 278 copies.

См. также

Примечания

Ссылки

  • Great Escapes . American Memory Web Site, Hosts Houdini Collection . Library of Congress. Архивировано из первоисточника 25 июня 2012. Проверено 24 марта 2011.
  • Houdini Tribute 400+ Photos, videos, multimedia, and hear Houdini’s voice.
  • Wild About Harry -Website devoted to what’s new in the world of Houdini; books, DVDs, auctions, movies, events, and pop culture references.
  • «No Escaping Houdini» -A documentary on PBS in 2010
  • House of Deception article on Houdini’s handwriting & signature.
  • CFI’s 10th Annual Houdini Séance - Halloween 2006 - séance held to get in touch with Houdini, Point of Inquiry, October 31, 2006.
  • The History Museum operated by the The History Museum at the Castle|Local History Museum in Appleton, WI home of the AKA Houdini Exhibit.
  • Houdini in Russia. (in Russian).
  • The Final Halloween Houdini Seance -audio documentary.
  • Festival of Flight Official website for Houdini Centenary celebrations.
  • «Tricks of Fake Mediums» by Harry Houdini , Liberty, November 25, 1925
  • Harry Houdini (англ.) на сайте Find a Grave
  • findacadabra - карта мира с указанием мест, связанных с иллюзионизмом и с именем Гарри Гудини.
  • Последний трюк Гудини Журнал «Вокруг Света», №6 (2597) | Июнь 1975

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Родившиеся 24 марта
  • Родившиеся в 1874 году
  • Умершие 31 октября
  • Умершие в 1926 году
  • Родившиеся в Будапеште
  • Умершие в Детройте
  • Иллюзионисты США
  • Артистические псевдонимы
  • Умершие от перитонита
  • Иммигрировавшие в США из Венгрии
  • Масоны США

Wikimedia Foundation . 2010 .