Куда пропадает место на диске "C:\". Как узнать забиты ли сосуды

19.07.2019

При длительном использовании автомобиля возможны проблемы в работе системы, снижающей токсичность выхлопа. Первые признаки забитого катализатора появляются обычно при пробеге более 150-200 тысяч км. В отдельных случаях это неприятное событие наступает и раньше по самым разным причинам от заводского брака до нарушения правил эксплуатации двигателя.

Рис. 1 – «Устройство каталитического нейтрализатора»

Вместе с тем симптомы неисправности описываемого узла нередко схожи с неправильной работой других систем силового агрегата автомобиля. Возникает вопрос, как точно узнать, забит ли катализатор, и что делать в случае выявления данного дефекта. Статья посвящена разбору причин отказа узла, методам его диагностики и способам устранения поломки.

Признаки забитого катализатора

Одним из основных симптомов неисправности является снижение мощности мотора и заметное ухудшение динамики автомобиля. Проявляется это заметным уменьшением максимальной скорости и вялым разгоном при старте с места от светофора или при обгоне. Существуют и другие признаки, указывающие на неполадки в работе катализатора:

  • Затрудненный старт и холодного, и горячего двигателя.
  • При сильном засорении узла возможен полный отказ силового агрегата.
  • В выхлопе появляется неприятный запах сероводорода (тухлого яйца).
  • Обороты двигателя самопроизвольно уменьшаются или увеличиваются.
Неисправность катализатора может сопровождаться загоранием индикатора Check Engine на панели приборов.
Контрольная лампа включается при внезапном разрушении активного вещества или повреждения проводов, передающих сигнал от одного из двух датчиков. Они установлены перед входным и после выходного патрубка узла и контролируют содержание активного кислорода. При постепенном засорении индикатор не сигнализирует о выходе системы из строя.

Рис. 2 – «Загрязнение и разрушение наполнителя катализатора»

Причины забитого катализатора

Полное название упомянутого узла - каталитический нейтрализатор выхлопных газов, который представляет собой сложную конструкцию. В корпусе из нержавеющей стали находится керамический или металлический носитель с множеством продольных пор малого диаметра называемых сотами. Он устанавливается непосредственно за выпускным коллектором перед резанатором, глушителем и выхлопной трубой.

При больших сроках эксплуатации в порах образуется нагар или происходит их закупоривание твердыми частицами, причинами этого являются:

  • Длительное использование некачественного бензина или дизельного топлива, которое не полностью сгорает в цилиндрах и образует большое количество сажи. Дожиг паров горючего происходит внутри носителя, что приводит к его перегреву и деформации.
  • Особенно недопустимо использование этилированного бензина, тетраэтилсвинца в короткий срок выводит катализатор из строя.
  • Большой угар масла из-за износа маслосъемных колец поршней или маслосъёмных колпачков клапанов.
  • Механическое разрушение наполнителя следствие ударов по корпусу узла о неровности дороги.

Рис. 3 – «Принцип работы нейтрализатора выхлопных газов»

За редким исключением засорение данного устройства происходит в результате длительной эксплуатации неисправного мотора. Потому при появлении первых признаков необходимо проверить, забит катализатор или нет одним из предложенных ниже методов. На ранних стадиях проще устранить дефекты двигателя, а также восстановить функционирование узла.

Как проверить, забит ли катализатор?

Диагностика выхлопной системы может производиться водителем самостоятельно или специалистами автосервиса. Наиболее достоверный способ, позволяющий как проверить катализатор, так и устранить его неисправность - это демонтаж и осмотр узла. Однако этот метод самый сложный и трудоемкий: болты крепление прикипают, и резьбовые соединения не всегда удается раскрутить.

Рис. 4 – «Визуальная проверка катализатора»

Если же в процессе проверки из катализатора, снятого с автомобиля, высыпается порошок, то это говорит о его разрушении. Такой узел однозначно подлежит замене. Если дело не дошло до крайности, то убедиться в засорении сот можно посветив фонариком в одни из патрубков. Если с другой стороны вы не увидите света, значит большинство пор непроходимо для светового луча и выхлопных газов.


Рис. 5 – «Проверка катализатора манометром»

Существуют и иные менее трудоемкие методы проверки каталитического нейтрализатора, которые используются на СТО и водителями:

  • Пытаемся рукой, одетой в перчатку, закрыть выхлопную трубу при этом двигатель должен работать на холостых оборотах. При исправной системе выпуска отработанных газов сделать это не удастся, вы будете явно чувствовать толчки в руку.
  • Измерить давление в выпускном коллекторе при помощи манометра, подсоединенного к штуцеру вместо датчика остаточного кислорода (лямбда зонда) на входе в катализатор. Если данный показатель превысит 0,3 кгс/см2 при частоте оборотов двигателя в 2500 мин-1, значит узел неисправен.
  • Точно определить забитый катализатор можно при помощи мотор-тестера. На место одной из свечей устанавливается специальный датчик давления, показания которого выводятся на осциллограф. Специалисту остается лишь оценить работу двигателя на больших оборотах. Давление в выхлопной системе более 2 кгс/см2 прямо говорит о непроходимости наполнителя.

Выбор метода проверки каталитического нейтрализатора остается на усмотрение автовладельца. При этом следует заметить, что наиболее достоверными являются демонтаж и визуальный осмотр узла и диагностика при помощи мотор-тестера.

Рис. 6 – «Проверка катализатор осциллографом мотор-тестера»

Можно ли ездить с забитым катализатором?

Последствия от эксплуатации автомобиля с серьезной неисправностью выхлопной системы бывают достаточно тяжелыми. Необходимо напомнить, что при выходе из строя катализатора наблюдается:

  • Повышенное содержание вредных веществ в отработанных газах.
  • Происходит значительное падение мощности двигателя.
  • Из-за повышения сопротивления выхлопного тракта существенно возрастает расход топлива, что влечет за собой увеличение эксплуатационных расходов.
  • При длительном использовании автомобиля с забитым катализатором в какой-то момент двигатель просто не заведется или того хуже заглохнет во время движения.

Наибольший вред причиняется двигателю в случае разрушения наполнителя катализатора. Образующиеся при этом твердые частицы могут попасть в цилиндр между его внутренней поверхностью и движущейся деталью - поршнем. В результате на зеркале образуются задиры, устранить которые можно только в процессе капитального ремонта шлифовкой с последующим хонингованием.

Что делать, если катализатор забитый?

Как понятно из вышеперечисленного игнорирование неисправности чревато большими неприятностями. Возникает резонный вопрос, что делать, если катализатор забит и это установлено абсолютно точно. Возможных выходов из такой ситуации имеется несколько:

  1. Попытаться очистить наполнитель от нагара и твердых частиц. Существуют разные способы, описание которых выходит за рамки данной статьи. Другой вопрос, что эффективность их вызывает большие сомнения. Они применимы только на самой начальной стадии процесса, когда еще нет никаких признаков засорения узла, и никто не задумывается о возможной неисправности.
  2. Удаление из корпуса наполнителя и установка пламегасителя и эмуляторов вместо датчиков остаточного кислорода. В таком случае вы на всегда забудете о неисправностях катализатора, но это вмешательство в конструкцию выхлопной системы легко выявляется при помощи газоанализатора, и вам будет грозить штраф за загрязнение окружающей среды.
  3. Замена каталитического нейтрализатора новым. Это самый дорогой вариант - приобретение и установка узла обойдется от 9 до 17 тыс. рублей в зависимости от марки автомобиля.

Существуют так называемые спортивные катализаторы, которые, по отзывам специалистов и автовладельцев дают прирост мощности до 10%. Используемые в качестве наполнителя активные элементы позволяют с легкость уложиться в жесткие требования действующих нормативов Евро-4 и даже Евро-5.

Рис. 7 – «Замена каталитического нейтрализатора на автомобиле»

Заключение

Неисправный каталитический нейтрализатор, не только досадная помеха не позволяющая разогнать автомобиль и являющаяся причиной сложностей с запуском двигателя. Длительная эксплуатация машины с дефектным узлом наносит вред окружающей среде и может привести к поломке деталей цилиндропоршневой группы силового агрегата. Избежать всего этого позволит только своевременный ремонт и обслуживание регулярное и квалифицированное в процессе эксплуатации.

Катализатор восстановить практически невозможно. Вместе с тем можно сохранить его ресурс, если использовать качественное топливо и выполнять требования руководства по использованию. Машину, оснащенную данной системой нельзя заводить с буксира, долго крутить двигатель стартером и проверять работу цилиндров путем отключения свечей зажигания. Необходимо помнить, что вспышка топливно-воздушной смеси в нейтрализаторе приводит к разрушению наполнителя.

Наверное, нет таких людей, которые не мечтают о новом крутом автомобиле. Да, машина - это вещь полезная и необходимая в нашей жизни. С помощью неё можно успеть сделать больше дел за день, чем когда мы пешком.

Бывает, что в самый неподходящий момент наш «железный конь» подводит нас. Одной из причин неправильной работы авто является катализатор. Это одна из важнейших деталей автомобиля. Если он забит, то без него машина долго не протянет.

Конструкция и общий принцип функционирования детали

Устройство представляет фильтр, предназначенный для очищения выхлопных газов от вредных ядовитых веществ, попадающих из автомобиля в атмосферу. Иначе, без него такие вредные вещества, как СО, СН и NO попадали бы в наши лёгкие.

По-другому катализатор принято называть каталитический нейтрализатор или просто «каталик». Как и любая другая деталь авто, этот фильтр не застрахован от потери способности исправного функционирования. Выполняя свои функции исправно, после совершения авто большого пробега, катализатор может быть забит. Эта проблема влечёт за собой другие, влияющие на работу двигателя и самой машины в целом.

Прежде чем разобраться, почему и как может быть забит катализатор, следует рассмотреть, как он выглядит, и из чего состоит. Внутри есть фильтры, выполненные из благородных металлов (иридия) и напоминающие пчелиные соты. Именно эти фильтры и задерживают ядовитые вещества из выхлопных газов. При поступлении выхлопных газов в «каталик», фильтр сильно нагревается. Вредные газы СО, NO, СН остаются там, затем догорают и окисляются. В атмосферу попадают практически безвредные для окружающей среды газы: СО 2 , Н 2 О и N 2 . Есть датчик отработанных газов, который показывает уровень загрязнённости отработавших в катализаторе газов. Чтобы представить, как выглядит само устройство, а также как происходит процесс очистки, обратите внимание на поясняющий рисунок:

Если вы обнаружили такие явления, как увеличение расхода топлива, двигатель плохо запускается, проблемы с динамикой, нестабильный разгон автомобиля, то это явные признаки забитого катализатора. Что может привести к забиванию «каталика» хламом рассмотрим далее.

Причины и последствия неисправности

Причины

Основными и наиболее вероятными причинами могут быть:

  • Он может быть забит из-за некачественного топлива. Из-за низкого качества топлива, катализатор забивается различными его компонентами. В ходе эксплуатации автомобиля, эти компоненты постепенно накапливаются в фильтре. Если фильтр забит, то выход выхлопных газов затрудняется, и мотор начинает «задыхаться». Это отрицательно влияет на тягу двигателя и динамику;
  • Неисправная работа двигателя. Маслосъемные кольца могут частично выйти из строя, в результате несгоревшие остатки масла попадают в фильтр и забивают его. В народе это называют «жор масла из-за забитого катализатора»;
  • Выхлопная система работает неисправно - ещё одна причина того, что забит катализатор;
  • Механические повреждения в самом катализаторе. Частая езда по неровной местности приводит к разрушению катализатора. Его мельчайшие частицы разлетаются и забивают соты фильтра. Тогда мотор начинает неправильно функционировать.

Важно! Бывает, что на новых автомобилях, несмотря на маленький пробег, обнаруживается, что катализатор забит. Причиной тому может быть частое использование некачественного бензина.

Основной принцип работы, состав и симптомы забитого катализатора теперь нам понятны. Это значит, что половину проблемы мы решили. Как говорится, предупреждён, значит, вооружён. Для общего представления обратите внимание на забитый катализатор в фото.Это довольно ужасное зрелище. Сетка чёрная и грязная, забита копотью, а выход отработавшихся газов будет затруднительным. Это и есть результат пробега более 100 тысяч километров или частого использования топлива плохого качества:

Последствия

Неисправность или забитость данного устройства может создать серьёзные проблемы вплоть до поломки целого двигателя. Последствия зависят от степени поломки. Если «каталик» забит, то машина может завестись не с первого раза или заглохнуть во время движения.

Автомобиль может употреблять больше топлива, чем положено. Оттого, что забит катализатор, выхлопные газы могут вернуться в цилиндр, из-за чего вся цилиндропоршневая система может выйти из строя. Движок будет работать на износ и, в конце концов, сломается.

Как видим, из-за одного устройства могут поломаться важные детали автомобиля. На установку новых запчастей уходят приличные деньги, особенно на двигатель. Чтобы его установить, придётся пожертвовать 50-100 тысячами рублей. А без двигателя работа автомобиля невозможна.

Что делать, если выявили, что катализатор забит? В данном случае каждый автовладелец поступит по-своему. Кто-то отвезёт на ремонт свой автомобиль, кто-то решит заменить «каталик» самостоятельно. Все варианты хороши. Давайте обсудим каждый из возможных вариантов:

  • Замена на новый. Покупка и установка нового катализатора займёт от 8,5 до 20 тысяч рублей. Если считать по отдельности, новое устройство стоит 7,5-15 тысяч. А установка обойдётся в 1,5-2 тысячи. Стоимость изделия зависит от его оригинальности (есть оригинальные и неоригинальные), марки и других менее значимых показателей. Плюс ещё есть дополнительные услуги, предоставляемые мастером.
  • Самостоятельная чистка производится в случае, если его ещё можно почистить. Но это не подлежащее ремонту устройство, поэтому опытные люди советуют совершить утилизацию катализатора. «Каталик» можно удалить, но это может стоить выхлопной системы. Но если вам всё равно на чистоту окружающего мира и у вас крепкий иммунитет, то можете смело избавляться от него, чтобы в будущем не возвращаться к этой проблеме.
  • Установка спортивного катализатора. Он стоит дороже, чем обычный: 10 тысяч рублей без учёта установки мастером. Если установите, то прибавите дополнительных 5 - 10% л.с. к мощности автомобиля. При этом выполните норматив ЕВРО 4-5. К такому катализатору не полагаются дополнительные настройки и прочие изменения. Спортивный вариант выглядит вот так:

Методы самостоятельной проверки

Если вам известно, что ваша машина имеет большой пробег или переживаете, что употребляемое топливо может когда-нибудь дать о себе знать, то стоит лишний раз проверить, забит ли катализатор. Необязательно посещать СТО. Забит катализатор или нет, можно проверить, самому в домашних условиях. Есть несколько методов проверки:

  • Самый простой метод - это визуальный осмотр. Чтобы достать катализатор потребуются усилия. Потому что за период работы болты и гайки могут заржаветь и приклеиться к трубам. Допустим, что его удалось снять. Так как основной удар во время чистки отработанных газов на себя берут фильтры, проверяем их. Фильтр должен просвечиваться. Если посмотреть с одного конца катализатора, то вы должны увидеть на другом конце небо. Но иногда второй конец может совмещаться с выпускным коллектором и просмотреть будет непросто. Тогда берём фонарик и светим в коллектор. Если свет не проходит, то катализатор забит. Или после изъятия изнутри выпадают мелкие куски металла и прочий хлам - это признак того, что «каталик» забит.
  • Проверка на противодавление катализатора - это самый популярный способ. Для этого нужно выкрутить кислородный датчик, а на его место вкрутить манометр через специальный переходник (можно использовать трубку от тормозной системы). Вкрутив манометр, нужно запустить двигатель и проверить давление на различных оборотах. Если при 2500 прибор показывает 0,3 кгс/см 3 , то это норма. Допускается максимум до 0,5. Если больше, то это уже говорит о том, что катализатор забит. Данный метод имеет один минус - выкрутка кислородного датчика требует усилий. Так как болты за время эксплуатации покрываются ржавчиной, и их будет тяжело выкручивать.
  • Проверка температуры катализатора требует наличия специального электронного прибора пирометра. Это термометр, который предназначен для дистанционного измерения температуры. Вот и с помощью этого устройства необходимо произвести замер температуры катализатора в его разных частях. Перед проверкой следует завести мотор и разогреть (совершив езду длительностью около 20 минут). Пирометром проверяем температуру на сварном шве и на месте после «каталика». Если температура в двух местах одинаковая, или же температура на месте после «каталика» меньше, чем на сварном шве, то это означает неисправность;
  • Наиболее эффективный способ определения неисправности - это измерение давления с помощью мотор-тестера. Для этого нужно выкрутить одну свечу и вместо неё вкрутить специальный датчик давления. На различных оборотах производится замер давления и анализ результатов мотор-тестором;
  • Есть и другие способы проверки. Можно не снимая катализатор, проверить его на запах. Если почувствуете едкий запах, то это плохо.

Совет! Можете проверить, забит «каталик» или нет, ещё одним методом: проверкой отработанных газов на холостом ходу. Что для этого нужно? Достаточно завести двигатель и увеличивать обороты. Второй человек закрывает выхлопную трубу рукой. На руку нужно надеть перчатку, чтобы не повредить её. Создаём сопротивление газам, выходящим из трубы. Если чувствуете сопротивление газов из трубы, то всё нормально с катализатором. А если нет, то он забит.

Обратите внимание на загорание надписи «CHECK ENGINE». Это может служить сигналом о том, что катализатор забит. Ну и напоследок, дорогие автовладельцы, посмотрите видео о том, как проверить, забит ли катализатор:

Добрый день.

Очень часто пользователи задают мне один и тот же вопрос, но в разной интерпретации: «чем забит жесткий диск?», «почему уменьшилось место на жестком диске, ведь я ничего не качал?», «как найти файлы, которые отнимают место на HDD?» и т.д.

Для оценки и анализа занятого места на жестком диске существуют специальные программы, благодаря которым можно быстро найти все лишнее и удалить. Собственно, об этом и будет данная статья.

Анализ занятого места на жестком диске в диаграммах

1. Scanner

Официальный сайт: http://www.steffengerlach.de/freeware/

Очень интересная утилита. Плюсы ее очевидны: поддерживает русский язык, не требуется установка, высокая скорость работы (жесткий диск в 500 ГБ она проанализировала за минуту!), занимает совсем небольшое место на жестком диске.

Результаты работы программа представляет в небольшом окне с диаграммой (см. рис. 1). Если навестить мышкой на нужный кусок диаграммы - можно сразу понять, что занимает больше всего места на HDD.

Например, у меня на жестком диске (см. рис. 1) примерно пятую часть занятного пространства занимают фильмы (33 ГБ, 62 файла). Кстати, есть быстрые кнопки для перехода в корзину и в «установку и удаления программ».

2. SpaceSniffer

Официальный сайт: http://www.uderzo.it/main_products/space_sniffer/index.html

Еще одна утилита не нуждающаяся в установке. При запуске первым делом попросит выбрать диск (указать букву) для сканирования. Например, на моем системном диске с Windows занято 35 ГБ, из которых почти 10 ГБ занимает виртуальная машина.

В общем-то инструмент для анализа очень наглядный, помогает сразу понять чем забит жесткий диск, где «спрятались» файлы, в каких папках и на какую тему… Рекомендую к использованию!

Рис. 2. SpaceSniffer - анализ системного диска с Windows

3. WinDirStat

Официальный сайт : http://windirstat.info/

Еще одна утилита подобного рода. Интересна она прежде всего тем, что помимо простого анализа и составления диаграммы - она еще показывает расширения файлов, закрашивая диаграмму в нужный цвет (см. рис. 3).

В целом пользоваться ей достаточно удобно: интерфейс на русском языке, есть быстрые ссылки (например, по очистке корзины, редактированию каталогов и пр.), работает во всех популярных ОС Windows: XP, 7, 8.

Рис. 3. WinDirStat анализирует диск «C:\»

4. Free Disk Usage Analyzer

Официальный сайт : http://www.extensoft.com/?p=free_disk_analyzer

Эта программа - самый простой инструмент для быстрого поиска больших файлов и оптимизации дискового пространства.

Free Disk Usage Analyzer поможет вам организовать и управлять свободным дисковым пространством HDD путем поиска самых больших файлов на диске. Вы можете быстро найти, где находятся самые объемные файлы, такие как: видео, фотографии и архивы, и переместить их в другое место (либо вообще удалить).

Кстати, программа поддерживает русский язык. Так же есть быстрые ссылки, которые помогут вам очистить HDD от мусорных и временных файлов, удалить неиспользуемые программы, найти самые большие папки или файлы и пр.

5. TreeSize

Официальный сайт : http://www.jam-software.com/treesize_free/

Эта программа не умеет строить диаграммы, зато она удобно сортирует папки, в зависимости от занимаемого места на жестком диске. Также очень удобно, найдя папку, которая занимает много места - щелкнуть по ней и открыть ее в проводнике (см. стрелки на рис. 5).

Несмотря на то, что программа на английском языке - разобраться с ней довольно просто и быстро. Рекомендуется как для начинающих, так и для опытных пользователей.

Рис. 5. TreeSize Free - результаты анализа системного диска «C:\»

Кстати, значительное место на жестком диске могут занимать так называемые «мусорные» и временные файлы (кстати, из-за них уменьшается свободное место на жестком диске, даже когда вы ничего на него не копируете и не скачиваете!). Периодически необходимо чистить жесткий диск специальными утилитами: CCleaner, FreeSpacer, Glary Utilites и пр. Более подробно о таких программах .

На этом у меня все. Буду благодарен за дополнения по теме статьи.

Удачной работы ПК.

Вот такая тема, очень интересует мнение драйвовцев как можно отследить данный момент.
Поделитесь опытом кто в курсе?

Использовать мотортестер. Можно выкрутить кислородный датчик перед катализатором и запустить мотор

здравствуй, у меня двигатель AKL 1.6 на выпускном коллекторе есть лямбда до ката, если снять как ты говоришь то что должно быть?
какие симптомы забитого ката или не забитого?
спасибо заранее)

Самый простой способ проверить, это надеваешь перчатки на руку и перекрываешь глушитель рукой, если руку не выдавливает в течении 5-10 секунд значит забит, если выдавило значит еще живой, так происходит из за того что при забитом катализаторе не хватает давления что бы выдавить руку.

Здравствуйте! У меня машина с двумя датчиками кислорода, я хочу проверить противодавление в катализаторе, мне манометр подсоединять к верхнему или нижнему ДК. Спасибо.

В Блоге у меня прочти 😉

забит ли катализатор? признаки у меня тойота опа 1,8, дв 1zz-fe расход 12 литр бенза по городу, разгон не быстрый до 100км/час 13-15сек. не горит check engine

Горит ЧЕК и ещё какая то хрень про выхлоп. Скорость и тяга номалёк, без изменения. Может датчик лямбда?



А если дк удалён, забитый катализатор может повлиять на динамику?у меня до капиталки движка пуляла, щас еле еле едет, хз че не хватает

Три способа, как определить, забит ли катализатор
Нет необходимости проверять катализатор, пока вы не заметите такие симптомы:

автомобиль до определенной скорости едет с трудом, после чего у двигателя открывается второе дыхание и он работает в привычном режиме;
проблема идет по нарастающей, сначала автомобиль движется со скоростью 150 км/час, потом 120 км/ч, а затем с трудом достигает отметку в 100 км/ч;
в тяжелых случаях мотор может не запуститься.

Причиной таких симптомов бывают разные части двигателя, нередко проблемы с динамикой начинаются, когда его пропускная способность уменьшилась до опасной отметки либо когда полностью забивается катализатор в выхлопной системе. В результате уменьшается производительность двигателя из-за ухудшения вентиляции цилиндров, потому что силовой агрегат не может «втянуть» необходимое количество воздуха, так как увеличивается противодавление катализатора. В цилиндрах застревает часть выхлопа и не разрешает топливно-воздушной смеси заполнить камеру сгорания, что снижает мощность тяги и приводит к ухудшению динамики.

здравствуйте LOW, хочу подчеркнуть ваще описание, и спросить.
В результате уменьшается производительность двигателя из-за ухудшения вентиляции цилиндров, потому что силовой агрегат не может «втянуть» необходимое количество воздуха, так как увеличивается противодавление катализатора. В цилиндрах застревает часть выхлопа и не разрешает топливно-воздушной смеси заполнить камеру сгорания, что снижает мощность тяги и приводит к ухудшению динамики.

очень похоже на мою проблему или совподения, автомобиль Сеат Кордоба 2001 AKL 1.6 с одной лямбдой зонд, ошибка 00537 - Лямбда-регулирование 19-00 - нижнее предельное значение, автомобиль работает с перебоями, может начать как бы троить, есть провалы в оборотах с 860 на 400-500 в этот момент автомобиль задыхается и выходит черный дым, как будто что то не дает выйти всем газам, и происходит противодавление по моему ощущению.
что скажите?
спасибо за внимание.

Доброго времени суток, дорогие читатели, почитатели и прочие личности. Никогда не замечали, что на пропадает место на Вашего компьютера?

Как правило, это не следствие вируса или вашей безалаберности, а просто служба восстановления системы Windows , неправильно настроенный файл подкачки и прочие . Нередко причиной продающего место так же является высокое значение кэша браузера или же захламленная всяким программным мусором ОС.

Как узнать причину исчезновения места в Windows

Как я уже говорил, есть несколько источников, куда может пропадать место.
Давайте рассмотрим их по порядку.

Во-первых, система восстановления. Дело в том, что Microsoft, позаботившись о своих пользователях, сделала в Windows систему восстановления, которая очень сильно влияет на то, что Ваше место пропадает (хотя на самом деле оно просто "скрыто").

Занимается она тем (если вы не меняли настройки), что с некоторой периодичностью (особенно в случае установки программ\игр\) делает точки восстановления, которыми в случае падения\сбоев системы всегда можно воспользоваться. Вопрос в том, пользуетесь ли Вы этой системой восстановления?

Например, я с трудом вспоминаю последний раз, когда это приходилось делать. Более того, польза от оной весьма сомнительно. В свою очередь эти точки занимают вплоть до 12% места на каждом жестком диске, что, согласитесь, немало (особенно на дисках большого размера). Посему вот как избавиться (или хотя бы перенастроить) количество занимаемого точками восстановления места.

Как вернуть место на диске компьютера

Пуск -> Настройка -> Панель управления -> Система -> Восстановление системы

Для Windows Vista/Windows 7/8/10 :

Пуск -> Настройка -> Панель управления -> Система -> Защита системы

Здесь Вы можете либо полностью отключить восстановление системы, либо распределить на каких дисках и сколько места будет занимать точки.

Я не могу рекомендовать Вам полностью отключать восстановление, т.к. не знаю как часто Вы сталкивайтесь с системными проблемами и прибегаете к восстановлению, но лично у меня оно отключено, т.к. я считаю его сомнительным инструментом занимающим довольно много места, тем более, что всегда можно воспользоваться статьей " " для защиты и восстановления данных.

Для тех, кто хочет его (восстановление системы) оставить, но настроить как можно более грамотно и сделать так, чтобы искать куда пропадает место более неприходилось:

  1. Желательно, чтобы на диске с операционной системой их вообще не было или они занимали как можно меньше места;
  2. Вам не нужно более 3 точек восстановления, т.е. не стоит выставлять максимум процентов еще и на нескольких дисках. Достаточно будет 3-6 % на одном-двух дисках и то, по-моему, этого будет много.

К слову, до настройки этих параметров система уже создала некоторое количество точек восстановления, посему было бы неплохо их удалить. Чтобы это сделать откройте "Мой компьютер ", нажмите правой кнопкой мышки на жестком диске место, на котором Вам нужно очистить и из выпадающего списка выберите "Свойства ".

В появившемся окне нажмите на кнопочку “Очистка диска ” – “Дополнительно ” – “Восстановление системы ” – “Очистить ” – “Да ” – “Ок “.

Либо, в случае, если у Вас Windows 7/Vista , Вы можете очистить место, занятое точками восстановления, используя кнопку "Настроить - Удалить ", которая располагается на вкладке "Защита системы " (см.путь выше):

Хотите знать и уметь, больше и сами?

Мы предлагаем Вам обучение по направлениям: компьютеры, программы, администрирование, сервера, сети, сайтостроение, SEO и другое. Узнайте подробности сейчас!

Это, что называется, раз.
Поехали к пункту два.

О файле подкачки и куда пропадает место

Когда операционной системе не хватает , она начинает выгружать программы в файл подкачки, т.е. файл на жестком диске, который служит этакой оперативной памятью, но значительно меньшей по скорости. Соответственно размер файла подкачки может быть разным, в зависимости от количества вашей оперативной памяти.

Стандартно, размер файла подкачки в 2-4 раза больше объема физической оперативной памяти, но этот размер можно менять, правда, зачастую в ущерб производительности (особенно, если мало оперативной памяти). Он так же отвечает на вопрос куда пропадает место, т.к он это самое место и занимает всеми своими силами.

Настроить расположение и размер файла подкачки на жестких дисках тут:

  • Пуск -> Настройка -> Панель управления -> Система -> Дополнительно > Быстродействие > Параметры > Дополнительно > Виртуальная память -> Изменить

Отключать файл подкачки целиком я всё-таки не рекомендую, а вот перераспределить, или уменьшить – всегда, пожалуйста. Подробнее о файле подкачки и его настройке я писал в статье , а посему ознакомьтесь с оной, чтобы выставить правильные цифры.

Кеш, мусор и куда пропадает место

В ходе эксплуатации системы, программы, браузеры и прочие разности, постоянно создают, так называемый, кэш, т.е временные вспомогательные файлы, которые (файлы) они переодически забывают за собой удалять. Так же, после удаления различных программ, за ними обычно остаются мусорные следы из файлов, которые тоже, порой, довольно много весят.

Посему, я рекомендую Вам постоянно чистить Tempory Internet Files , кэш браузеров, следы программ и прочий всяческий мусор. Как это сделать я писал в статье " ". Настоятельно рекомендую к ознакомлению, ибо зачастую это освобождает множество места.

Прочая очистка вручную

Для начала включаем отображение скрытых файлов. Для этого переходим по пути “Мой компьютер – Сервис – Свойства папки – Вид – Показывать скрытые файлы и папки – ОК” .

Дальше открываем диск с системой и находим там папку Documents and Settings . Она содержит файлы Вашего профиля и некоторые настройки системы\программ. Вся штука в том, что в том, что большинство программ, особенно, если Вы удаляли их неправильно, т.е. без использования, скажем, оставляют за собой кучу следов и мусора, которые порой не вычищаются даже Ccleaner . Приходится копать руками. Наиболее захламленные папки по моим прикидкам – это:

  • C:\ Documents and Settings\имя \Application Data;
  • C:\ Documents and Settings\имя \Local Settings\Application Data.

где C:\ - диск, где стоит система, а имя – это Ваше имя в системе.

Внимательно покопайтесь по данным папкам и удалите папки с названиями программ, которых уже давно нет на Вашем компьютере.

Остальные толстые папки Вы можете найти сами, выделяя одну\группу папок в Documents and Settings и проверяя их объем методом нажатия в правую кнопочку мышки и выбора из списка пункта “Свойства “. Как правило, вот так путешествуя, Вы можете найти очень много всяческого хлама, который был забыт (или умышленно оставлен) деинсталляторами программ.

А вообще, чтобы было понятней, что именно у Вас занимает сколько места на каком диске и как это удалить, рекомендую прочитать вот эту мою статью: " ", программа в которой нагляднейшим образом позволит Вам выявить, что отгрызает заветные мегабайты с диска.

Послесловие

Как-то так.
Надеюсь, что статья оказалась для Вас полезной и Вы очистили и спасли кучи ценных мегабайт.

Как и всегда, буду рад Вашим дополнениям, отзывам, вопросам и тп, которые Вы смело можете писать в комментариях к этой записи.

PS: В качестве хорошей альтернативы вышеупомянутому Ccleaner‘у могу предложить Вам воспользоваться –замечательной программой для очистки мусора и всяческой “забытой” разности.