Тема урока: Лабораторная работа «Регулирование силы тока реостатом. Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра»
Тип урока: Урок открытия нового знания
Цели урока:
Образовательная цель:
1. Научить учащихся определять сопротивление проводника, используя закон Ома.
2. Научить пользоваться реостатом для регулирования силы тока в электрической цепи.
3. Формировать умение собирать электрические цепи, измерять в них силу тока и напряжение при помощи амперметра и вольтметра.
4. Техника безопасности.
Развивающая цель: 1. Формировать умение анализировать, сравнивать, обобщать (Познавательные УУД)
2. Формировать умение планировать, проверять и оценивать учебную деятельность(Регулятивные УУД)
3. Развивать умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками (Коммуникативные УУД)
Воспитательная цель: Воспитывать здоровую и социально-активную личность, укреплять чувство дружбы, товарищества
Тип урока: урок развивающего контроля
Приборы и материалы: Источник питания, исследуемые проводники, ползунковый реостат, амперметр, вольтметр, ключ, соединительные провода.
Тема | Лабор. работа |
|
Планируемый результат | Предметные умения | УУД |
Формирование практических умений использовать полученные знания; | Личностные: Формирование коммуникативной компетенции Формирование мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; Осознание ответственности человека за общее благополучие. Регулятивные: Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Умение организовывать учебное сотрудничество; умение работать индивидуально, в парах и в группах Познавательные: Умение выделять общие и существенные признаки, делать обобщающие выводы; Умение анализировать, строить логическое рассуждение. Коммуникативные: Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; Умение формулировать собственное мнение и позицию; Воспитание уважительного отношения к мнению других. |
|
Учебные задачи | Приобщение к новому социальному опыту через изучение материала Развитие навыков и умений во всех видах деятельности. Развитие умения систематизировать знания и на их основе составлять алгоритмы действий. |
|
Организация пространства |
||
Межпредметные связи Русский язык, ОБЖ, музыка, биология, анатомия человека, | Формы работы Фронтальный опрос Индивидуальная работа Рефлексия | Ресурсы Лаборат. оборуд. |
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | ФормируемыеУУД | Медиа ресурс |
|
Мотивация к учебной деятельности (организационный момент) Включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне | Приветствует учащихся. Отмечает отсутствующих. Сообщает цель и задачи урока. | Слушают учителя и приветствуют его. | Личностные: формирование интереса (мотивации) к учению. Коммуникативные: участвовать в диалоге; слушать и понимать учителя и одноклассников | ||
Актуализация знаний и пробное учебное действие Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося. Проверка домашнего задания Формирование адекватной самооценки и самоконтроля. | Для успешного выполнения лабораторной работы необходимо повторить следующие вопросы:
| Отвечают на вопросы. | Регулятивные УУД: осуществлять самоконтроль правильности выполнения работы Коммуникативные УУД: Умение слушать и слышать других, быть готовым корректировать ответы других и свою точку зрения. | ||
Выполнение лабораторной работы. | Приступаем к выполнению лабораторной работы «Регулирование силы тока реостатом. Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра» - стр. 173-174. Собираем цепь по описанию в учебнике. Передвигая ползунок реостата, уменьшаем и увеличиваем сопротивление проводника. Наблюдаем за показаниями амперметра. Делаем вывод. Добавляем в цепь вольтметр. По меняющимся данным силы тока и напряжения по закону Ома вычисляем сопротивление. Данные вносим в таблицу. Делаем вывод. | В результате должны доказать, что при перемещении ползунка реостата, сила тока в цепи увеличивается с уменьшением витков на реостате, и уменьшается, если сопротивление уменьшается. Убеждаются на опыте, что сопротивление проводника не зависит от силы тока в нем и напряжения на его концах. Оформляют работу в тетради. | Личностные: Мотивация к познанию, осмысление, самоосознание. | ||
Задание на дом. Инструктаж по его выполнению. | § 45-47, повторить | Записывают задание. | |||
Рефлексия учебной деятельности на уроке. подведение итогов изученного материала урока, установить соответствие полученного результата поставленной цели. закончить урок в благоприятной атмосфере. | Разбор лабораторной работы, выводов и доказательств, сделанных в ходе работы. Оценивают свою успешность выполнения работы. | Подводят итог урока (что нового узнали, чему научились). | Регулятивные УУД: Умение самостоятельно определять степень успешности работы. |
Тема урока : Реостаты. Регулирование силы тока реостатом.8класс.
Учитель физики: Галеева Зифа Галимжановна. Школа – интернат V -вида,г.Челябинск
Цели урока :
Обучающие :
познакомить учащихся с устройством и применением реостатов.
Развивающие :
развивать практические навыки сборки электрической цепи, умения использования электрических приборов, умения логически мыслить;
развитие устной, логически связной речи.
Воспитательные :
прививать интерес к предмету;
воспитывать выдержанность, тактичность, умение слушать товарищей;
ХОД УРОКА
Организационный момент .
Вступительное слово учителя: сегодня на уроке мы продолжаем изучение темы: «электрический ток » и должны познакомиться с очень важным электрическим прибором – реостатом. (рассмотреть правописание слова, правильное произношение, хором и одиночное проговаривание).
2.Повторение
а) закон Ома и сопротивления, зависимость силы тока от длины, удельного сопротивления, и площади поперечного сечения
R= P l/S J=U/R
J=US/Pl
3.показать опыт и задать вопрос: что можно изменять во время опыта?
4. Объявляется цель урока:
Познакомиться с устройством, принципом действия и применением реостат ов.
Комментарий учителя : при помощи подвижного контакта можно уменьшать или увеличивать длину включенного в цепь участка проволоки, тем самым, изменяя сопротивление цепи, а значит и силу тока в ней.
План рассказа о физическом приборе: (работа по опорному конспекту)
а) Название и назначение
б) Устройство
в) Принцип действия
г) Условное изображение на схемах
д) Применение
Определение: Устройство для регулирования и ограничения силы тока в электрической цепи называют реостатом.
Учитель предлагает учащимся изучить ползунковый реостат, пользуясь опорным конспектом (на каждой парте лабораторный реостат). Обратить внимание ребят на то, что на каждом реостате имеется надпись, где указаны сопротивление обмотки и максимально допустимая сила тока, которую она может выдержать.
. 5.Знакомство с устройством реостата
Порядок выполнения работы
1. Ознакомься с устройством лабораторного реостата. Найди у реостата керамический цилиндр, никелиновую проволоку, присоединение ее концов к зажимам, металлический стержень, ползун.
2. Запишите паспортные данные реостата
3. Ответьте на вопросы:
Как изолированы витки проволоки друг от друга у реостата?
Почему для изготовления реостата используют никелиновую проволоку?
Какова роль ползуна реостата?
Что означают числа в паспорте реостата?
Как включается реостат в электрическую цепь?
6.Знакомство со ступенчатым реостатом.
На раме из изолятора укреплены проволочные спирали. Нижние концы спиралей закреплены на контактах и расположены по дуге окружности. Металлический рычаг может касаться любого из этих контактов и включать в цепь то или иное количество спиралей. Сопротивление при этом изменяется как бы ступенями. Это не очень удобно, т к сопротивление меняется рывками.
При работе реостаты нагреваются, допустимое нагревание на 70-80 °С над окружающей температурой, при сильных токах применяют реостаты из толстой проволоки, никогда обмотку не делают в несколько рядов. Иногда применяется не круглая проволока, а плоская лента, при той же площади сечения поверхность соприкосновения с воздухом будет больше и охлаждение лучше.
7. Практическое задание: Регулирование силы тока реостатом.
Выполнить лабораторную работу по описанию.
Укажите положение ползунка реостата, если сопротивление реостата:
Полностью выведено
Полностью введено
Введено на половину
8 . Домашнее задание § 47 Л. №1350, 1356 (п), № 1338, 1342 (у)
Реостаты - это приборы, сопротивление которых можно плавно изменять.
1.никелиновая проволока 2.керамический цилиндр 3.металлически стержень 4.ползунок
Задачи урока Образовательная: Познакомить учащихся с реостатом и сформировать практические навыки его использования. Образовательная: Познакомить учащихся с реостатом и сформировать практические навыки его использования. Воспитательная: Продолжить работу по развитию самостоятельности и внимания учащихся. Воспитательная: Продолжить работу по развитию самостоятельности и внимания учащихся. Развивающая: Продолжить работу по формированию умения выделять причину, влияющую на результат, умения логически мыслить. Развивающая: Продолжить работу по формированию умения выделять причину, влияющую на результат, умения логически мыслить. 3
« Физика » человека (электрические параметры) Удельное сопротивление тканей тела, мышцы,5*10 4 Ом*мм 2 /м мышцы,5*10 4 Ом*мм 2 /м кровь,8*10 4 Ом*мм 2 /м кровь,8*10 4 Ом*мм 2 /м верхний слой кожи (сухой) 3,3*10 9 Ом*мм 2 /м верхний слой кожи (сухой) 3,3*10 9 Ом*мм 2 /м кость (без надкостницы) 2*10 10 Ом*мм 2 /м кость (без надкостницы) 2*10 10 Ом*мм 2 /м Сопротивление тела человека от конца одной Сопротивление тела человека от конца одной руки до конца другой(при сухой руки до конца другой(при сухой неповрежденной коже рук), кОм неповрежденной коже рук), кОм 9
«Физика » человека (электрические параметры) Сила тока через тело человека, Сила тока через тело человека, считающаяся безопасной,...до 1мА считающаяся безопасной,...до 1мА Сила тока через тело человека, Сила тока через тело человека, приводящая к серьезным поражениям организма, мА приводящая к серьезным поражениям организма, мА Безопасное электрическое напряжение Безопасное электрическое напряжение (сырое помещение), В (сырое помещение), В Безопасное электрическое напряжение Безопасное электрическое напряжение (сухое помещение), В (сухое помещение), В 10
Цель работы: изучить устройство реостата, научиться пользоваться прибором для
регулирования силы тока в электрической цепи.
Оборудование: источник питания, реостат, лампа, амперметр, вольтметр, ключ, соединительные провода.
Рассмотрите реостат. Установите, при каком положении ползунка сопротивление реостата является наибольшим и наименьшим. Соберите цепь, соединив последовательно источник питания, амперметр, реостат, лампу и ключ. К зажимам реостата присоедините вольтметр. Изобразите в схему цепи.
В н и м а н и е. Реостат нельзя полностью выводить, так как сопротивление его при этом становится равным нулю, и если в цепи нет других приёмников тока, то сила тока может оказаться очень большой и амперметр испортится.
Сделайте вывод о том, в какую сторону надо двигать ползунок, чтобы увеличить или уменьшить сопротивление реостата.
Как изменилось сопротивление реостата в выполненной вами ?
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ответьте на вопросы:
1. Для чего предназначен реостат? _____________________________________________________________________________
2. Как условно изображают реостат на схемах электрических цепей?
3. Почему в реостатах используют проволоку с большим удельным сопротивлением?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Назовите основные детали реостата? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ахмедов Аладдин Мураддинович, учитель математики и физики, МОУ "Кочуровская школа"Конспект урока по физике, 8 класс.
Цели урока
:
Для учителя:
Обучающие:
Ход урока
1. Организационный момент
2. Mотивация учебной деятельности учащихся
- Сегодня на уроке мы продолжаем изучение темы: «электрический ток » и должны познакомиться с очень важным электрическим прибором. Давайте вспомним Пушкина:
«Театр уж полон, Ложи блещут» и вот прозвенел третий звонок, и … перед началом спектакля медленно, постепенно гаснут электрические лампы в зрительном зале»
- Кто-нибудь был в театре, кинотеатре, цирке?
- Наблюдали такое?
- Как же это происходит?
- Внимание! Черный ящик. Я продемонстрирую вам включение и выключение лампочки с помощью ключа!
- А теперь с помощью некоторого прибора!
На демонстрационном столе собрана простейшая электрическая цепь (источник тока, лампочка на подставке, реостат, ключ). Реостат находится в черном ящике. Учитель демонстрирует выключение лампочки с помощью ключа, а затем реостата.
- Лампочка обыкновенного фонарика гаснет так же медленно, как и лампы в кинотеатре.
- Что же в черном ящике? Что бы ответить на этот вопрос я предлагаю вам получить ключевое слово урока, которое будет являться темой урока. Для этого необходимо правильно ответить на вопросы и разгадать кроссворд.
3. Актуализация знаний (разгадать кроссворд)
1) Единица изменения силы тока? (Ампер)
2) Какие частицы участвуют в образовании электрического тока в металлах?
(Электрон)
3) Фамилия ученого? (Ом)
4) Какая физическая величина измеряется в Омах? (Сопротивление)
5) Единица измерения напряжения? (Вольт)
6) Какой элемент электрической цепи обозначается? Лампа
7) Прибор для измерения силы тока? (Амперметр)
(Выделенные слова появляются в кроссворде)
Открываю черный ящик!
4. Целеполагание
- Итак, тема сегодняшнего урока?
- Записываем число, классная работа и тему урока.
Тема урока: «Реостаты»
Сформулируем цели урока!?
Цели урока:
Литература
1. Перышкин А.В. Физика. 8 класс. М.: Дрофа, 2009. - 191с.
2. Волков В.А. Поурочные разработки по физике. 8 класс М.: ВАКО, 2009. - 368с.
Полный вариант статьи с презентацией во вложении (zip, 2MB)