Дзенские коаны. Дзен-портал: философия Дзен-буддизма, искусство Дзен-буддизма. Восточный гороскоп

29.01.2019

Я попытаюсь объяснить само понятие Дзен наиболее доступно. В первую очередь это надо сделать для тех, кто не сталкивался с этим понятием. Это необходимо для того, чтобы человек впервые столкнувшись с ДЗЕН, получил правильное представление о нем. Наиболее часто сам термин ДЗЕН используется в обозначении "Абсолюта" или "Высшей реальности", находящихся "по ту сторону слов".
Известное чаньское (ДЗЕН=ЧАНЬ=ДХЬЯНА, соот. ЯП, КИТ, ИНД) изречение гласит: "Слово - клевета, молчание - ложь. За пределами молчания и слов есть выход" Вот этот выход и есть ДЗЕН - постижение Абсолюта. Дзеном также часто называют состояние переживания "космического опыта", известное как ПРОБУЖДЕНИЕ ("Сатори" или "У") Следует помнить, что ДЗЕН - это не секта и не религия. Практика прикосновения к последней реальности изветсно почти во всех религиях как: возвращение к Богу, достижение буддовости, нирваны и т.д.
В этом труде собран 101 КОАН (ГУНЪАНЬ) - это короткие истории, как правило, содержащие в себе некоторый (часто неявный) вопрос или описывающие ПРОСВЕТЛЕНИЕ (не путать с ПРОБУЖДЕНИЕМ). Гунъани сами по себе таковы, что понять их и/или ответить на их вопрос НЕВОЗМОЖНО при помощи простого ЛОГИЧЕСКОГО рассуждения. В ДЗЕН толка (направления) Линьцзи (яп. Риндзай) коаны служили основным средством достижения ПРОСВЕТЛЕНИЯ. ИЗУЧАЯ коаны, Вы увидите, как вопрос учителя постепенно становится частью ученика и, НЕ РАЗМЫШЛЯЯ более над коаном, ученик находит ответ в себе, в космосе, да где бы то ни было, потому что для него более не существует разницы. Это понять достаточно тяжело, но ещё тяжелее, встав на ПУТЬ, удержаться на нём.

В мире, который убегает, всегда работает, единственный способ наслаждаться тем, что нам дают. Практика Дзэн - это стремление к счастью, хотя в этом случае счастье не является объектом исследования. В некотором смысле, это исследование без объекта исследования, единственного типа исследования, конечная цель которого сама по себе, то есть акт поиска, который тогда делает нас искателями, независимо от того, что мы находим.

Опять же, практика - это самый предмет нашего счастья. И это даже более верно, если вы думаете о концепции потока, как это определено профессором Михали Циссентмихали: когда деятельность проходит мимо вас, вы действительно теряете концепцию времени и посвящаете ее ей больше, чем вы планировали или сколько было законным будь то чтение книги или проекта, который является частью вашей работы.

Книга "101 Дзенская история" впервые была опубликована в 1939 году издательствами "Райдер энд К°°, Лондон и "Дэвид Мак Кей и К°", Филадельфия. Эти истории излагают знания и опыт китайских и японских учителей Дзен, охватывая период более чем в 5 веков. Эти истории были переведены на английский язык из книги, под названием "Собрание камней и песка", написанной поздно, в 13 веке, японским учителем Дзен Мудзю (что означает "Не-житель"), а также из сборников историй дзенских монахов, взятых из различных книг, выпущенных в Японии в настоящем столетии.
Дзен можно назвать внутренним искусством и дизайном жителей Востока. Корни его были заложены в Китае Бодхидхармой, который пришел в Китай из Индии в 6-ом веке. Впоследствии, в 12-ом столетии, учение Дзен проникло и в Японию. Дзен описывали так: "Особое учение без священных текстов, вне слов и букв, которое учит о сущности человеческого разума, проникая прямо в его природу, и ведет к просветлению."
В Китае учение Дзен известно под названием Чань. Учителя Чань-Дзен вместо того, чтобы быть последователями Будды, стремились быть его друзьями и достичь таких же взаимоотношений с Универсумом (Вселенной, космосом), как Будда или Иисус. Дзен - это не секта, а опыт. Дзенский обычай самопознания через медитацию для реализации настоящей природы человека, с его пренебрежением к формализму, с его требованием самодисциплиныи простоты жизни, в конечном счете завоевал поддержку знати и правящих кругов Японии и глубокое уважение всех слоев философской жизни Востока.
Дух Дзен стал означать не только понимание мира. но и преданность искусству и работе, богатство содержания, открытость интуиции, выражение врожденной красоты,неуловимое очарование несовершенства. Дзен имеет много значений, но ни одно из них не определено полностью. Если бы они были определены, это не было бы Дзен.
Говорят, что если в твоей жизни присутствует Дзен, в ней нет страха, сомнения и страстей, чрезмерности чувств. Ни нетерпимость, ни эгоистические желания не тревожат вас. Вы скромно служите человечеству, наполняя свое пребывание в этом мире любовью и добротой, и наблюдаете за тем, как вы проходите, подобно листку, падающему с дерева. Безмятежный, вы наслаждаетесь жизнью в счастливом спокойствии. Это и есть душа Дзен, облачение которого - тысячи храмов в Китае и Японии, священники и монахи.
Изучать Дзен - этот расцвет человеческой природы - нелегко в любом возрасте и для любой цивилизации. Многие учителя, настоящие и ложные, задавались целью помочь другим в постижении Дзен. Истинность этих историй является одним из бесчисленных и подлинных событий Дзен. Может быть читатель будет осуществлять Дзен в своей жизни сегодня.

Концепция обслуживания присуща доктрине Дзэн, потому что она является частью нашего инстинкта человеческих существ. Мы являемся социальными животными, которых зовут жить в стаде, отмеченном взаимной поддержкой среди членов, которые составляют ее. Наша стадо - это семья, круг друзей, сообщество, в котором мы живем, и весь мир.

Поделиться, дать, это то, что мы с детства знаем, кто дал нам жизнь и ее внимание еще до того, как мы найдем причину; это то, что мы делаем с теми, кто стал нашими друзьями; и, наконец, что мы делаем, когда перестаем любить другого человека, чтобы начать любить ее. Традиционно считающаяся частью традиции махаяна, дзен теперь определен некоторыми учеными как автономная традиция - «вне писаний, ни слова или письма», как говорит китайский девиз - хотя он определенно связан с сутрой Махаяны, По происхождению дзэн лежит легендарная фигура Бодхидхармы, индийского мастера высшей касты - по разным версиям, королевской семьи, по другой до сих пор персидского происхождения - которая появится в Китае перед лицом императора У, бесполезность традиционных буддийских практик и возможность продвигать новую форму медитации.

101 ДЗЕНСКАЯ ИСТОРИЯ

1.Чашка чая.

Нан-ин, японский учитель Дзен, живший в эру Мейдзи (1868-1912 гг.), принимал у себя университетского профессора, пришедшего узнать, что такое Дзен. Нан-ин пригласил его к чаю. Он налил гостю чашку доверху и продолжал лить дальше.
Профессор следил за тем, как переполняется чашка, и, наконец, не выдержал: "Она же переполнена. Больше уже не войдет!"
Так же, как эта чашка,- сказал Нан-ин,- Вы полны Ваших собственных мнений и размышлений. Как же я смогу показать Вам Дзен, если Вы сначала не опустошили Вашу чашу?"

Если историчность фигуры Бодхидхармы не может быть продемонстрирована, легенда остается важным элементом дзэн-буддизма. Из Бодхидхармы он спустился бы из линии ранних «патриархов» буддизма. Второе, Хуэй-к'о и третье, Сен-цан, - это фигуры, завернутые в легенду, а что-то более известное о четвертом и пятом патриархах, Тао-сине и Хун-ине соответственно, которые преобразуются движение в преимущественно монашеской реальности, развитие, установленное шестым патриархом Хуэй-нэном. Последнее относится к Сутре шестого патриарха, единственного текста, который имеет название «сутра», что указывает на его особый авторитет.

2. Находка бриллианта на грязной дороге.

Гуду был учителем императора своего времени. Несмотря на это, он часто путешествовал один под видом странствующего нищего. Однажды, когда он шел в Эдо, культурный и политический центр сегуната, он подошел к маленькой деревеньке под названием Такенака. Вечерело, шел сильный дождь.Гуду совершенно промок, его соломенные сандалии развалились. В окне дома неподалеку он заметил четыре или пять пар сандалий и решил купить сухую пару. Женщина, которая вынесла ему сандалии, увидев, что он совсем промок, пригласила его переночевать в доме.
Гуду принял приглашение и поблагодарил ее. Он вошел и прочитал сутру перед семейной святыней. Затем представился матери женщины и ее детям. Увидев, что вся семья находится в подавленном состоянии. Гуду спросил, что случилось. "Мой муж - игрок и пьяница,- сказала хозяйка,- Стоит ему добраться до вина, как он напивается и скандалит. Когда он проигрывает, он занимает деньги. Иногда, когда он совершенно пьян, он и вовсе не приходит домой. Что я могу поделать?" "Я хочу помочь тебе,- сказал Гуду.- Вот тебе немного денег. Купи мне бутыль хорошего вина и чего-нибудь поесть получше. После этого можешь уйти. Я буду заниматься медитацией перед святыней."
Когда муж вернулся домой около полуночи, совершенно пьяный, он заорал: "Эй, жена, я дома! Есть что-нибудь пожевать?" "У меня есть,- сказал Гуду,- В дороге меня захватил дождь, а твоя жена была так добра, что предложила мне переночевать здесь. Чтобы как-то отплатить за это, я купил вина и рыбы, так что можешь взять их." Муж был в восторге. Он сразу выпил все вино и улегся на пол. Гуду сел возле него в медитации. Утром, когда мужчина проснулся, он забыл все, что случилось ночью.
"Кто ты? Откуда ты?"- спросил он Гуду, который все еще сидел в медитации.
"Я - Гуду из Киото, иду в,Эдо",- ответил дзенский учитель.
Человеку стало очень стыдно. Он стал бурно извиняться перед учителем самого императора. Гуду улыбнулся: "Все в твоей жизни изменчиво,- сказал он.- Жизнь коротка. Если ты проведешь ее в игре и пьянстве, ты не успеешь ничего достичь, и твоя семья из-за этого тоже пострадает." Сознание мужа как-будто пробудилось ото сна.
"Ты прав,- признал он.- Смогу ли отплатить тебе хоть когда-нибудь за это удивительное учение? Позволь мне проводить тебя и хоть немного понести твои вещи."
"Если хочешь-", согласился Гуду.
Двое отправились в путь. После того, как они прошли три мили, Гуду предложил ему вернуться. "Позволь мне пройти еще 5 миль"-, стал просить Гуду человек. Они продолжили путь. "Ты можешь вернуться сейчас",- сказал Гуду.
"Еще 10 миль",- ответил человек. "Возвращайся сейчас",- сказал Гуду, когда и 10 миль были пройдены.
"Я буду идти за тобою всю жизнь",- ответил человек. Современные учителя Японии взяли эту историю из жизни знаменитого учителя Дзен, последователя Гуду.
Его имя Му-нан:"Человек, который никогда не вернулся."

В тексте рассказывается о непосредственном характере освещения, которое, конечно же, подготовлено длительной подготовкой и упражнениями, среди которых возникают кунгуанские, казалось бы, неразрешимые проблемы, которые разум считает почти неожиданно просветленным. Эта идея типична для «Южной школы», которая выступает против «северной школы» в Китае, которая остается меньшинством и согласно которой освещение достигается через постепенный процесс.

В последующие столетия некоторые из самых важных коллекций Кунганана в Китае все еще используются сегодня. С периода Мин началось десятилетие движения. Те же отличительные черты традиции Чань разбавляются формами буддийской эклектики, которые охватывают различные традиции в Китае. Хотя несколько родов прибывают, особенно на Тайвань, по сей день, в первые столетия второго тысячелетия, центр японской транслитерационной традиции, как уже упоминалось, в «дзэн» - движется к Япония. Однако основание движения дзэн, как правило, приписывается Миоану Эйсай, который после двух поездок в Китай пытается внедрить методы медитации в Японию. «Новая доктрина» сталкивается с оппозицией могущественных монахов-могил.

З. Так ли это?

Дзенский учитель Хакуин слыл среди соседей человеком, живущим беспорочной жизнью. Рядом с ним жила красивая девушка, родители которой владели продуктовой лавкой. Внезапно родители обнаружили, что у нее должен появиться ребенок. Они были в ярости. Девушка отказалась назвать отца ребенка, но после долгих настояний назвала Хакуина. В большом гневе родители пришли к учителю. "Так ли это?"- вот было все, что он сказал.
После того, как ребенок родился, его принесли к Хакуину, К этому времени он потерял всякое уважение окружающих, что совсем не волновало его. Он окружил ребенка заботой и теплом, брал у соседей молоко для ребенка и все, в чем тот нуждался. Через год девушка-мать все же не выдержала и сказала родителям правду: что отцом ребенка был молодой человек, работавший на рыбном рынке.
Отец и мать девушки сразу пошли к Хакуину, просили у него прощения, долго извинялись перед ним и просили вернуть ребенка. Хакуин охотно простил их. Отдавая ребенка, он сказал лишь:"Так ли это?"

Назван главой важного храма Кенниндзи в Киото, чтобы отремонтировать его, чтобы одновременно предлагать возможность практиковать ритуальный ритуал, эзотерическую беседу и медитацию дзен. Та же осторожная и эклектичная линия продолжается учеником Кокуши Шоичи, основателем киотского монастыря Тофукудзи.

Между тем, другая главная китайская школа Цао-дун была привезена в Японию после поездки в Китай монахом Догеном Зенджи, автором монументальной работы в девяноста пяти томах Шобогенцо и мастером Зазена, медитационной техникой, которая он направлен на освещение как созревание семени «буддизма», присутствующего у каждого человека с рождения. Важным фактором успеха японского дзен является поддержка военной силы Сёгун, которая финансирует строительство красивых храмов сначала в Камакуре, а затем в Киото.

4. Повиновение.

Беседы дзенского учителя Банкея привлекали не только дзенских учеников, но и людей разных сект и рангов. Он никогда не цитировал сутры и не увлекался схоластическими рассуждениями. Его слова шли от его сердца прямо к сердцам слушателей.
Его большая аудитория вызвала недовольство священника секты Ничирен, так как последователи секты покидали его, чтобы слушать о Дзен. Эгоцентричный нитиренский священник пришел в храм, намериваясь поспорить с Банкеем.
"Эй, дзенский учитель!- позвал он.- Подожди минутку. Всякий кто уважает тебя, будет повиноваться твоим словам, но я не уважаю тебя. Можешь ли ты заставить меня повиноваться?"
"Подойди ко мне, и я покажу тебе,"- сказал Банкей.
Священник стал величественно прокладывать себе дорогу через толпу к учителю. Банкей улыбнулся. "Стань слева от меня." Священник повиновался. "Нет,- сказал Банкей,- нам будет удобнее разговаривать, если ты станешь справа от меня. Перейди сюда." Священник с достоинством перешел направо. "Видишь,- сказал Банкей,- ты повинуешься мне, и мне кажется, что ты человек тонкий и мягкий. А теперь садись и слушай."

Одиннадцатый храм, Нанцендзи из Киото, считается «храмом Империи», превосходящим все остальные. Дзен переживает попытку подавить буддизм в Японии в начале периода Мэйдзи, благодаря руководству перестроенного мастера Косен Имакита. Его ученик Сойен Шаку и его ученик Дайсец Тейтаро Сузуки играют центральную роль в распространении дзен на Западе. Наряду с центрами школы Сото и оленеводства в Тайване есть также центры, которые относятся к Тайваня и в основном посещаются китайскими иммигрантами. В целом, помимо четко сформулированных презентаций, которые будут подробно описаны ниже, мы можем видеть в нашей стране - помимо нескольких небольших местных центров, связанных с национальными или международными организациями, различных школ или дзен-курсов в ассоциациях и центрах, где преобладающей целью является преподавание и практика альтернативных медико-санитарных дисциплин - в частности, шицзу - или, в некоторых случаях, реальность, связанная с не чисто спортивным, но и духовным - взглядом на практику боевых искусств.

5. Если ты любишь, то люби открыто.

Двадцать монахов и одна монахиня по имени Эсюн занимались медитацией у некоего дзеновского учителя. Эсюн была очень миловидной, несмотря на то, что голова ее была острижена, а одежда очень скромна. Несколько монахов тайно влюбились в нее. Один из них написал ей любовное послание, настойчиво требуя встречи наедине.
Эсюн не ответила. На следующий день учитель проводил занятия с группой, и когда они были окончены, Эсюн встала. Обращаясь к тому, кто написал ей, она сказала:"Если ты действительно любишь меня, подойди и обними меня."

Международная ассоциация Будды

Также Эндрю Фергюсон, китайское наследие Дзэн. На английском языке мы укажем другие соответствующие заголовки в библиографии отдельных вкладок. Орден Фо Гуан Шаня, в котором собираются около девяти сотен монахинь и двухсот монахов, шестнадцать колледжей, четыре издательства, четыре университета, одна средняя школа, одна телевизионная станция, один детский дом и один хоспис для пожилых людей, насчитывает более сотни храмов во многих мир - наиболее значимые выступления в Европе - это те, что были в Париже, Лондоне, Манчестере и Берлине, в том числе в храме Хси Фанг в Лос-Анджелесе, который был открыт 28 ноября.

6. Не любовь - доброта.

Жила в Китае одна женщина, которая свыше 20-ти лет помогала одному монаху. Она построила ему небольшую хижину и кормила его, тогда как он занимался медитацией. Наконец ей захотелось узнать, насколько он продвинулся за это время. Чтобы определить это, она заручилась помощью одной очень чувственной девушки.
"Подойди и обними его,- сказала женщина,- а потом внезапно спроси его: Что теперь?" Девушка пригласила монаха к себе и без долгих церемоний спросила его, как он намерен поступить. "Старое дерево зимой растет на холодной скале,- ответил монах поэтически.- Там нет ни капли тепла."
Девушка вернулась и передала женщине слова монаха. "И подумать только, что я кормила этого человека 20 лет! - в гневе воскликнула старуха.- Он без внимания отнесся к твоим желаниям, не высказал понимания твоего состояния. Никто не заставлял его ответить на твою страсть, но он должен был по крайней мере проявить сострадание!" Она тотчас же пошла к хижине монаха и сожгла ее.

А. стал одной из самых важных в мире буддийских пропагандистских ассоциаций, особенно среди населения, рожденного в Китае, сейчас практически во всем мире, а также поддерживает родословную женщин, достигших полного монашеского рукоположения, в то время как в других традиции - это просто новички - так, чтобы другие буддийские школы обратились к заказу Хсин Юна, чтобы получить действительную женскую линию. В мире насчитывается более ста двадцати «глав» Международной ассоциации Будды «Свет», в которой собрано более миллиона членов.

Штаб-квартира для Европы находится в Женеве, Швейцария, где особое участие проходит во Франции, Германии, Швеции и Нидерландах. Б.: Известная биография Синь Юнь - это история Фу Чжи-ин, «Передача света». Пресса университета Ши Ши, Хасиенда Хайтс Стюарт Чендлер, создание чистой земли на Земле.


Дзен - особая форма передачи истины, не связанная с какими-либо трактатами. Прямой контакт с духовной сущностью человека и достижение совершенства Будды...
Бодхидхарма

Коан

Коан имеет целью искусственное или систематическое развитие в последователях дзэна того, что древние учителя открывали в себе непосредственно. Он также позволяет передать опыт дзэна большому количеству умов, на что, в отсутствие этой системы, учитель дзэна не мог бы и надеяться. Таким образом, коан стремится к популяризации дзэна и в то же самое время сделался средством сохранения опыта дзэна во всей его подлинности. "Аристократический" дзэн превратился в "демократический", систематизированный и до некоторой степени механизированный дзэн.

Хотя в инаугурации участвовало более тысячи человек, храм относительно скромный, он не растет вверх, как это обычно бывает для священных мест китайского буддизма и его часто сравнивают с гаражом. Китайская ссылка находится в буддийском центре острова Путуо, недалеко от Шанхая, в настоящее время функционирует Китайская буддийская буддийская ассоциация. Храм посещают китайцы из других регионов Италии, такие как Ломбардия, Пьемонт и Эмилия, где отсутствие правовых структур и культов поклонения не означает, что в китайских семьях Буддизм не практикуется в «частной» форме тысячами людей.

Несомненно, это также означало бы его искажение, но без этого нововведения дзэн, вероятно, уже давно умер бы. По-моему, именно система упражнений коан спасла дзэн – это уникальное наследие – дальневосточной культуры. Чтобы немного лучше понять те обстоятельства, которые обусловили возникновение системы коан, позвольте мне привести слова одного из двух учителей XI столетия. Они свидетельствуют о том, что в то время было, по крайней мере, две тенденции, разрушающие дзэн. Одна представляла собой доктрину и практическую школу "абсолютного спокойствия", а другая – привычку умствовать, которая давила дзэн со всех сторон.

Б.: В настоящее время нет конкретных исследований римского храма, помимо журналистских расследований. Рост архипелага, Мулино, Болонья. Сделанный из бывшего промышленного склада, он вмещает около трехсот человек. Социологические исследования показали довольно спорадическую и неопределенную буддийскую практику во многих китайских семьях, особенно в новых поколениях. Открытие храма - как в романском, но открытое для буддистов каждого убеждения - намеревается возродить и оживить эту практику, в то же время, как фактор диалога и представления большинства граждан Прато, чьи отношения с китайским меньшинством не всегда легки, из духовных и религиозных аспектов - зачастую не полностью игнорируемых - культуры и иммиграции, которая часто подчеркивается только экономическим измерением.

"Абсолютное спокойствие", с идеей которого учителя дзэна неустанно боролись с самого начала истории дзэна, по ошибке принималась за сущность дзэна. Эта тенденция почему-то неизбежно преследовала практическую школу дзэна. Что касается умственного понимания дзэна, то не только неспециалисты, но также некоторые приверженцы дзэна постоянно увлекались им вопреки опыту дзэна. Нет сомнения в том, что здесь скрывается злейший враг дзэна. Если с ним не покончить, то он, несомненно, будет снова и снова поднимать голову, особенно тогда, когда дзэн выказывает признаки упадка.

Б.: В китайском присутствии в Прато обычно большая библиография содержится в объеме Луиджи Берзано - Карло Генуя - Массимо Интровине - Роберты Ричуччи - ПьерЛуиджи Зоккателли, Чинези в Турине. В Скарамуччии медитация в школе Лин-чи передается не только через традиционное крестоносное положение, но и через восточные физические искусства - йогу и тайцзи - и западные, такие как катание на лыжах, альпинизм и скалолазание. Школа не намерена прозелитизировать; требуется только привязанность сердца к «Четырем телам Бодхисаттвы»: спасти всех существ, искоренить все тягу, понять все законы, осознать освещение.

Дайэ говорит в письме к Синье Донину, одному из учеников-монахов:

Существуют две ошибки, которые сейчас распространены среди последователей дзэна, как любителей, так и профессионалов. Одна состоит в том, что человек думает, что в словах скрыты удивительные вещи. Те, кто придерживается этого мнения, пытаются выучить как можно больше слов и изречений. Вторая представляет собой другую крайность, когда человек забывает, что слова являются пальцем, указующим на луну.

Ассоциация управляется советом директоров, избранным на собрании акционеров, состоящим из трех членов, которые находятся на своем посту в течение трех лет. Количество членов составляет около 250 человек. Скарамуччиа был промоутером, с другими центрами, конституции, к которой он все еще придерживается. Три вторичных офиса также работают за рубежом: Испания, Финляндия и Греция. Среди книг Энгаку Тайно, ср.

Освещение в повседневной жизни: Коан жизни, Ренато Апреа, Средиземноморье, Рим Каллиграфия Ямада Мумон Роши, Парамита, Рим. Сангха Хуэй-Нэн родился в результате деятельности Центра медитации Хуэй-Нэн и включает людей, которые интересуются этой практикой, а также способствует социальной и образовательной деятельности также с другими ассоциациями. Это дзэн-буддизм, исследование и сообщество, открытое для всех тех, кто интересуется медитативными практиками, независимо от религиозной ориентации. Действительно, вдохновляющий принцип Сангхи Хуэй-Нэнга - это рассмотреть методы буддизма и дзэн, которыми могут пользоваться все и полезные для преодоления экзистенциальных страданий.

Слепо следуя предписаниям сутр, в которых сказано, что слова мешают правильному пониманию истины дзэна и буддизма, они отвергают все словесное и просто сидят с закрытыми глазами и кислыми физиономиями, как покойники. Они называют это спокойное сидение "внутренним созерцанием" и "безмолвным размышлением".

Не удовлетворяясь своими собственными аскетическими упражнениями, они пытаются навязать другим свои неверные представления о дзэне. Таким невежественным и глупым последователям они обычно говорят: "Один день безмолвного размышления заменяет один день прогрессивной борьбы". Очень жаль. Они вовсе не сознают того, что их ожидает призрачная жизнь. Только тогда, когда будет покончено с этими ошибочными воззрениями, откроется действительная возможность реального продвижения на пути овладения дзэном.

В сутре сказано, что, с одной стороны, человек не должен привязываться ко всему искусственному и нереальному в форме слов и языка, которыми пользуются люди для выражения своих переживаний, а с другой стороны – он не должен принимать противоположной точки зрения, отвергающей без разбора все слова, и забывать, что они содержат истину: нужно только их правильно понимать. Нужно помнить, что слово и его значение – это не одно и то же, а также часто и разное: между ними существует тесная взаимосвязь, так что одно немыслимо без другого.

Из этого мы можем вывести заключение, что если бы дзэн был предоставлен самому себе, он бы, несомненно, выродился и превратился в практику "спокойного сидения" и "безмолвного созерцания" или в простое запоминание множества высказываний и диалогов учителей дзэна. Чтобы спасти положение и предусмотреть дальнейшее здоровое развитие дзэна, учителя дзэна не могли найти средства лучшего, чем нововведение в форме упражнения коан.

Что такое коан?

Согласно одному авторитетному источнику, коан означает "некий общеизвестный документ, представляющий собой эталон суждения", посредством которого проверяется правильность понимания дзэна. Коан, как правило, представляет собой какое-нибудь утверждение, сделанное древним учителем дзэна, или какой-нибудь ответ, данный им вопрошающему. Вот некоторые из коанов, которые обычно предлагаются непосвященным:

Один монах спросил Тосана: "Кто такой Будда?" – "Три циня хлопка".

Уммона однажды спросили: "Когда в разуме человека нет ни одной мысли, есть ли здесь какая-либо ошибка?" – "Такая же большая, как гора Сумэру".

Дзесю ответил "му" (ву) на вопрос одного монаха – "Собака обладает природой Будды?" "My" буквально означает "нет" или "никакой", но когда это слово дается в качестве коана, оно не имеет никакой связи с буквальным значением: это "му", простое и чистое.

Когда монах Ме-дзедза догнал убежавшего Эно, он захотел, чтобы последний раскрыл ему тайну дзэна. Эно ответил: "Каков твой первозданный образ, который ты имел еще до рождения?"

Один монах спросил Дзесю: "Что означает приход Первого патриарха в Китай?" – "Кипарис во дворе".

Когда Дзесю пришел изучать дзэн под руководством Кансэна, он спросил: "Что такое Дао (или Путь)?" Кансэн ответил: "Твой повседневный разум – вот что такое Дао".

Один монах спросил: "Говорят, что все вещи сводятся к единому, но к чему же сводится единое?" Дзесю ответил: "Когда я был в районе Цин, на мне была ряса, которая весила семь циней".

Когда Хо-кодзи, древний адепт дзэна, впервые пришел к Басе для того, чтобы овладеть дзэном, он спросил: "Кто есть тот, у которого нет ничего общего с десятью тысячами вещей этого мира?" Басе ответил: "Когда ты выпьешь одним глотком всю воду в Западной реке, я тебе скажу".

Когда такие проблемы предлагают решить непосвященным, то какую цель преследуют учителя? Это делается для того, чтобы открыть уму непосвященного психологию дзэна и вызвать такое состояние сознания, выражением которого являются эти утверждения. Другими словами, когда понят коан – понято умственное состояние учителя, что приводит к сатори и без чего дзэн является книгой за семью печатями. На заре истории дзэна ученик приходил к учителю с вопросом, по которому учитель мог судить об умственном состоянии вопрошающего и о той помощи, которая была необходима.

Той помощи, которая таким образом оказывалась, иногда было достаточно для пробуждения сознания ученика, но чаще всего такой ответ озадачивал его и совершенно сбивал с толку, что приводило его к еще большему умственному напряжению или к "поиску выхода", о котором мы уже говорили выше. В действительности учителю обычно приходилось ждать, пока ученик задаст свой первый вопрос, если он вообще у него был. Задать первый вопрос – значит пройти большую часть пути к его решению, так как вопрос этот является продуктом интенсивных умственных усилий, которые приводят ум вопрошающего к кризису. Он свидетельствует о том, что кризис наступил и что ум готов его миновать.

Опытный учитель, как правило, знает, как привести ученика к кризису и что сделать для того, чтобы он его успешно преодолел. Так обстояло дело до того, как упражнение коан вошло в моду, что было уже проиллюстрировано примерами Риндзая, Сайгаку и др. Со временем появилось много мондо, которыми обменивались учителя и ученики. С ростом литературы по дзэну последователи дзэна начали, вполне естественно, пытаться представить их умственное решение или интерпретацию.

Эти "вопросы и ответы" перестали носить характер переживания и интуиции, свойственных дзэну, и стали предметом логического анализа. Это представляло собой страшное бедствие, но это было неизбежно. В связи с этим учитель, заботящийся о нормальном развитии дзэна и прочном укреплении его традиций, не мог не увидеть истинного положения вещей, которое побуждало его к изобретению метода, в конечном итоге приводящего к постижению дзэна. Методом, действенным в таких обстоятельствах, явился отбор некоторых утверждений древних учителей, которые можно было бы использовать в качестве указателей. В этом случае указатель преследовал две цели:

Проверить работу разума или, скорее, позволить разуму самому определить свои собственные границы и признать, что существуют некие недоступные для него области.
Ускорить созревание существенных для дзэна элементов сознания, что в конечном итоге неожиданно приводит к состоянию сатори. Когда коан преследует первую цель, то имеет место то, что принято называть "поиском выхода".

В этом случае не только разум, который сам по себе составляет всего лишь часть нашего существа, но все существо – и ум и тело – всецело поглощено решением этого коана. Когда это необычное состояние духовного напряжения, за которым следит опытный учитель, достигает зрелости, коан приводит к тому, что называют постижением дзэна. Достигается интуитивное познание истины дзэна, так как стена, которую этот "йог" до сих пор никак не мог преодолеть, рушится, и перед ним открываются совершенно новые горизонты. Без коана сознание практикующего дзэн лишается путеводителя, и состояние сатори в этом случае никогда не может быть достигнуто.

Психологический тупик является необходимым условием сатори. Раньше, то есть до появления упражнения коан, все необходимые предпосылки для выбора правильного пути создавались в сознании "йога" за счет его собственной высокой духовности. Но когда дзэн систематизировался вследствие появления большого количества литературы по дзэну в форме "вопросов и ответов", необходимость коана получила широкое признание среди учителей.

Злейшим врагом дзэна, по крайней мере вначале, является разум, который проявляется в упорной дискриминации субъекта и объекта. Поэтому дискриминирующий разум должен быть уничтожен во имя раскрытия сознания, присущего дзэну, и коан служит в основном этой цели. Не трудно заметить, что коан совершенно не допускает умственной интерпретации. Скальпель интеллекта не в состоянии вскрыть его и посмотреть, что находится внутри, так как коан не является логическим утверждением, а вызывает определенное умственное состояние, вызванное практикой дзэна.

Например, какая логическая связь может существовать между Буддой и "тремя цинями хлопка"? Между природой Будды и "му"? Или между тайным посланием Бодхидхармы и "кипарисом"? В известном руководстве по дзэну "Хекиган-сю" Эно делает следующее замечание относительно "трех циней хлопка", показывая, как этот коан интерпретировался псевдоучениками дзэна, которые не могли уловить его сущности:

В наше время существуют некоторые люди, которые неправильно понимают этот коан: это обусловлено тем, что в нем нет ни единой трещины, в которую они могли бы забить клин интеллекта. Этим я хочу сказать, что он внешне слишком прост и неинтересен. Разные учителя по-разному отвечали на вопрос "Кто такой Будда?" Один монах сказал: "Он в кумирне". Другой ответил: "Это тот, кто наделен тридцатью добродетелями". Третий заявил, что "это кнут из корня бамбука". Но ни один из этих ответов не может сравниться в смысле иррациональности с ответом Тосана: "Три циня хлопка".

Такой ответ обрывает все нити рассуждения. Некоторые разъясняют, что Тосан был занят в тот момент взвешиванием хлопка, отсюда и ответ. Другие говорят, что Тосан просто хотел уклониться от ответа, а третьи думают, что поскольку вопрошающий не сознавал того факта, что он сам является Буддой, то Тосан дал ему косвенный ответ. Такие люди (то есть комментаторы) походят на мертвецов, так как они совершенно не способны постичь живую истину. Однако есть также и такие, кто принимает эти "три циня хлопка" за Будду (давая таким образом пантеистическую интерпретацию). Какие дикие и фантастические толкования.

До тех пор, пока они будут привязаны к словам, им даже нечего и надеяться на то, что им удастся проникнуть в душу Тосана, даже если они доживут до Майтрейи Будды. Почему? – Да потому, что слова – это только внешняя оболочка истины. Не понимая того, что имел в виду этот древний учитель, они пытаются найти истину в словах его, но в них нет ничего такого, за что они могли бы ухватиться. Сама истина не поддается никакому описанию, как сказал бы древний мудрец, но именно словами оно передается.

Давайте же тогда забудем о словах, когда мы постигнем истину. Это возможно только тогда, когда мы имеем опыт постижения того, что выражено словами. "Три циня хлопка" можно сравнить с широкой магистралью, ведущей к столице: если вы только попадете на нее, то каждый ваш шаг будет в правильном направлении. Когда Уммона однажды спросили, какое учение выше учений Будд и патриархов, он сказал: "Яблоко, запеченное в тесте". Уммон и Тосан идут рядом, по одной и той же дороге. Когда вы совершенно очистились от всякого рода дискриминации, истина немедленно откроется вам.

Тогда логика превращается в психологию, умствование – в волевой акт и интуицию. То, что не могло быть решено на плоскости эмпирического сознания, переносится в более глубокие тайники ума. По словам одного древнего учителя, "пока пот не течет у вас ручьями по спине, лодка не поплывет против ветра. Пока ваша одежда не станет мокрой от пота, вы не можете надеяться на то, что увидите жемчужный дворец на травинке".

Коан не поддается решению при более легких условиях. Но когда он решен, он может быть сравнен с куском кирпича, которым стучат в ворота: когда ворота открыты, его выбрасывают. Коан нужен, пока ворота ума закрыты, но когда они открываются, о нем можно забыть. То, что человек видит тогда, представляет собой нечто совершенно неожиданное, нечто такое, чего раньше он никогда даже и вообразить не мог. И когда этот коан рассматривается снова с этой новой точки зрения, то каким удивительно глубоким и удачно построенным он кажется. И в то же время в нем нет ничего искусственного.

Принцип работы с коаном по Дай-ину:

Не увлекайтесь игрой воображения;
не обращайте внимания на отвлекающие жесты учителя;
не пытайтесь извлечь смысл коана из его словесной оболочки;
не пытайтесь объяснить смысл коана только словами;
не думайте, что смысл коана можно уловить тогда, когда он становится предметом мышления;
не принимайте Дзен за простое состояние пассивности;
не судите о коане с дуалистической позиции;
не думайте, что коан указывает на абсолютную пустоту;
не пытайтесь решить коан с помощью логики;
не настраивайте свой разум в ожидании смерти.

Хакуин:"Если вы хотите докопаться до чистейшей, безличной истины, вы должны сознательно лишиться опоры и броситься в пропасть, после чего вы снова вернётесь к жизни, получив в качестве неотъемлемой собственности четыре дара: вечность, блаженство, свободу и чистоту, которые принадлежат истинному эго."