Лучшие катушечные деки. Катушечные магнитофоны (деки)

25.04.2019

Оригинал взят у dubikvit в По волнам нашей памяти! Катушечные магнитофоны или бобинники. Часть 2

Время неумолимо движется вперед, электроника прогрессирует. Но есть память о технике, на которой мы слушали Высоцкого и Битлов! Перезаписывали друг у друга редкие записи. Эта серия постов посвящена первым отечественным магнитофонам, тем, которые мы называли бобинники...
В первой части Катушечные магнитофоны или бобинники. Часть 1 охвачен период с 1947 по 1965 год. В этой части представлены магнитофоны, выпущенные в период с 1966 по 1970 годы.

Магнитофон - "Астра-4". Ленинградский завод "Техприбор". Производство магнитофона с 1966 по 1974 год включительно.


Магнитофон ""Астра-4"" с ноября 1966 года заменил предыдущую модель ""Астра-2"", выпуск которого закончился 31 декабря 1966 года. Новый магнитофон работает при скоростях протяжки магнитной ленты в 4,76 и 9,53 см/сек. Время записи или воспроизведения при ёмкости катушки с магнитной лентой 350 метров 4 и 2 часа, соответственно на меньшей и большей скоростях на двух дорожках. Номинальная выходная мощность усилителя - 2, максимальная 4 Вт.
Потребляемая мощность около 100 Вт. Габариты модели 420х320х190 мм. Вес 12 кг

Сетевой катушечный магнитофон "Днiпро-12Н". Изготовитель: Киевский завод "Маяк". Серийное производство с 1966 года


Магнитофон ""Днiпро-12Н"" (Н - настольный) предназначен для записи речевых и музыкальных программ от микрофона, звукоснимателя и трансляционной линии. Лентопротяжный механизм магнитофона имеет две скорости движения ленты 9,53 и 4,76 см/сек. Система записи - двухдорожечная. Длительность непрерывной записи (воспроизведения) при применении катушек № 15 ёмкостью 150 метров магнитной ленты типа 2, на высшей скорости 2х45 минут, на низшей 2х90 минут. Время ускоренной перемотки в любую сторону, не более 2,5 минут.
Магнитофон питается от сети переменного тока частотой 50 гц напряжением 220 или 127 В при отклонении от номинального ±10%. Потребляемая мощность в режиме записи или воспроизведения не более 110 Вт. Размеры аппарата 620х340х280 мм. Вес без комплектовки 22 кг.
С начала магнитофон именовался - ""Днiпро-12"", однако на его базе создавалась переносная модель - ""Днiпро-12П"", и во избежание путаницы в наименование добавили букву ""Н"

Сетевой катушечный ламповый магнитофон - "Соната". Великолукский радиозавод. Производство с 1966 года.


Двухдорожечный односкоростной магнитофон ""Соната"" выполнен на базе ЛПМ магнитофона ""Чайка-66"". Он предназначен для записи и воспроизведения звуковых программ. В нём предусмотрена раздельная регулировка уровня записи и воспроизведения, возможность прослушивать запись на собственные громкоговорители, временно останавливать ленту в режиме записи или воспроизведения, накладывать на старую запись новую, не стирая её.
Магнитофон питается от сети переменного тока 127 или 220 в. Потребляемая мощность 80 Вт. Размеры мг 158х315х376 мм. Вес 10 кг.

Ламповая катушечная магнитола первого класса "Миния-4". Изготовитель: Каунасский радиозавод. Выпуск с 1966 года


Сетевая ламповая катушечная магнитола первого класса ""Миния-4"" является дальнейшей модернизацией магнитол ""Миния"",""Миния-2"" и ""Миния-3"". Она состоит из восьмилампового радиоприёмника первого класса и двухскоростной магнитофонной панели "Вильняле"". Модель представляет собой настольную конструкцию, выполненную в футляре из дерева с отделкой под ценные породы. Часть из магнитол комплектовалась сьёмными ножками для установки на полу.


Лицевая часть акустической системы оформлялась с накладкой из пластмассы или из дерева. В пластмассовом варианте оформления сама магнитола и крышка магнитофонной панели выполнялась из оргстекла. Таких вариантов было выпущено намного меньше, чем вариантов из дерева. В пластмассовом варианте габариты магнитолы составляли - 826х380х390 мм.
Акустическая система состоит из двух фрональных громкоговорителей типа 4ГД-28 и двух боковых 1ГД-28. В магнитоле применён блок тонрегистров на три положения; ""Оркестр"", ""Соло"" и ""Речь"" позволяющий подобрать тембр звучания лучше соответствующий принимаемой программе. Имеются плавные регуляторы тембра по низким и высшим звуковым частотам.
Магнитола ""Миния-4"" обоих вариантов выпускалась ещё и в 2 вариантах сопроводительных надписей на шкале и задней стенке модели, на русском и литовском языках.

Стационарная катушечная магнитофонная приставка "Нота". Новосибирский электромеханический завод. Выпуск 1966 год.


Магнитофонная приставка ""Нота"" предназначена для записи музыкальных программ и речи от микрофона, звукоснимателя и радиотрансляционной линии. Для прослушивания магнитофильмов приставку необходимо подключить к усилителю НЧ радиоприёмника или телевизора так как собственного усилителя мощности и громкоговорителей она не имеет. В приставке применяется 2х дорожечная система записи Скорость движения ленты 9,53 см/сек. Приставка комплектуется катушками №15, вмещающими 250 метров магнитной ленты. Длительность непрерывной записи 2х45 мин.
Питается приставка от сети переменного тока частотой 50 гц напряжением - 127...220 в, потребляемая мощность 50 вт. Габаритные размеры - 350х260х140 мм. Вес 7,5 кг. В сочетании с домашней бытовой звуковоспроизводящей аппаратурой магнитофонная приставка ""Нота"" превращается в полноценный магнитофон который за счёт высококачественных акустических параметров этой радиоаппаратуры и превышает параметры лучших отечественных серийных магнитофонов такого типа выпущенных в 1964 - 1965 годах.

Настольная магнитола 3 класса "Рекорд". Бердский радиозавод. Модель 1966 года.


Магнитола предназначается для приёма радиовещательных станций в диапазонах длинных, средних и ультракоротких волн, а также для записи или воспроизведения звука с помощью магнитофонной панели - ""Нота"" (МП-64). Магнитофонная приставка позволяет производить запись от микрофона, звукоснимателя, трансляционной линии радиоприёмника. В ней предусмотрена ускоренная перемотка ленты в обе стороны. Скорость записи и воспроизведения 9,53 см/сек Время непрерывной записи или воспроизведения на каждой дорожке при ёмкости катушек 250 метров - 45 мин. Выходная мощность 0,5 Вт. Габариты магнитолы - 540х300х320 мм. Вес 20 кг. Габариты приставки 350х260х140 мм. Вес приставки 7,5 кг. Магнитола собрана в деревянном, декоративно оформленном футляре. Верхняя крышка открывающаяся. Под ней расположена магнитофонная панель ""Нота"".

Стационарный катушечный ламповый магнитофон третьего класса "Соната-1". Изготовитель: Великолукский радиозавод. Серийное производство с 1967 года.


Магнитофон стал модернизацией модели ""Соната"". Он предназначен для записи или воспроизведения звука на ферромагнитной ленте типа 6. Запись производится с микрофона, приёмника, радиосети, звукоснимателя или с другого магнитофона. Имеется двусторонняя ускоренная перемотка магнитной ленты. Скорость записи и воспроизведения - 9,53 см/сек. Время звучания при применении катушек на 250 метров ленты 45 мин на каждой из дорожек. Номинальная выходная мощность 1 Вт.
Питание от сети напряжением 127 или 220 в. Потребляемая мощность 80 Вт. Габариты магнитофона - 367х307х164. Вес 10 кг.
Магнитофон переносный, выполнен в футляре из дерева.

Сетевой ламповый монофонический катушечный магнитофон - "Яуза-6". Московский электромеханический завод №1. Производство с 1967 года.


Магнитофон ""Яуза-6"" заменил собой предыдущий магнитофон ""Яуза-5"". ""Яуза-6"" Двухдорожечный, монофонический аппарат второго класса собранный на четырёх радиолампах. Он имеет две скорости движения ленты: 4,76 и 9,53 см/сек.
Питается магнитофон от электрической сети переменного тока 127 или 220 в. Потребляемая мощность в режиме воспроизведения на средней громкости не более 80 Вт. Габариты модели - 376х320х178 мм, масса - 11 кг. Магнитофон модернизировали несколько раз.
Массовый выпуск магнитофона ""Яуза-6"" начался с начала 1968 года

Сетевые ламповые катушечные магнитолы "Фиалка" и "Фиалка-2". Изготовитель: Бердский радиозавод. Выпуск с 1968 и 1969 года.


Магнитола ""Фиалка"" модернизация магнитолы ""Рекорд-64"", с использованием приёмника радиолы ""Рекорд-68"" и магнитофонной панели ""МП-64"". Она рассчитана на приём в диапазонах ДВ, СВ, УКВ, а так же на запись или воспроизведение звуковых программ.
Питание от сети 127/220 в. Потребляемая мощность при приёме 50 Вт при работе магнитофона 100 Вт. Размеры 540х380х295 мм, её масса 19 кг.
Магнитола ""Фиалка-2"" является модернизацией магнитолы ""Фиалка"". Основное отличие новой модели от предшественницы это введение в приёмнике диапазона
КВ. Размеры аппарата 580х290х285 мм, вес около 20 кг.

Портативный магнитофон "Мрiя". Киевский завод "Коммунист". Модель 1967 года. Выпускал эти магнитофоны и Запорожский завод передвижных электростанций.


Портативный катушечный магнитофон "Мрiя" в переводе с Украинского Мечта, на самом деле стал розовой мечтой молодёжи, конца шестидесятых годов 20 века. Это был насколько необычный по дизайну, габаритам, массе, экономичности, качеству звука и надёжности в работе магнитофон, настолько и самым популярным. Существует байка что магнитофон "Мрия" - копия японской модели, какой точно, неизвестно. Член Политбюро ЦК КПСС Анастас Иванович Ми
коян привез из Японии маленький, симпатичный, аккуратный магнитофончик и потребовал сделать такой же, только наш, советский. Поверить в байку можно легко, такой незатейливый коммерческий шпионаж процветал в СССР многие годы. Несмотря на достаточно высокую стоимость магнитофона (220 рублей) спрос на него, всегда превышал предложение. Магнитофон "Мрiя" стал легендарным для своего временини, оставив далеко позади практически все существующие отечественные переносные магнитофоны по большинству показателей. "Мрия" не стал единственным шедевром завода, второй "Мечтой" вскоре стали портативные кассетные магнитофоны "Весна-305/306" которые также стали легендарными для первой половины семидесятых, но это другая история...

Портативный катушечный магнитофон третьего класса - "Весна-3". Запорожский завод передвижных электростанций. Выпуск 1967 г


""Весна-3"" последний в серии портативных катушечных магнитофонов ""Весна"". Он рассчитан на запись и воспроизведение музыкальных и речевых программ от радиоприёмника, звукоснимателя, микрофона и трансляционной радиосети. Питание от 8 элементов 373, или через приставку от сети. Потребляемая мощность 20 вт. Размеры мг - 358х234х121 мм, вес 5 кг.

Катушечный магнитофон "Дайна" (Эльфа-29) Вильнюсский электротехнический завод Эльфа Серийное производство с I кв 1969 года


Ламповый магнитофон третьего класса - ""Дайна"", по конструкции и внешнему виду, коренным образом отличается от моделей, ранее выпускавшихся заводом. Магнитофон обеспечивает запись и воспроизведение звуковых программ от любых источников НЧ сигнала. Магнитофон имеет две скорости движения магнитной ленты 9,53 и 2,38 см/сек. Первая скорость используется при записи музыки, а вторая была введена специально, по заказу ""ВОС"" (Всесоюзного Общества Слепых) для прослушивания фонограмм типа ""Говорящая книга"" и записи речи. Питается аппарат от сети напряжением 220 или 127 в, потребляемая мощность 70 вт. Размеры модели 370х240х155 мм. Вес - 10 кг.

Магнитофон "Днепр-14А". Киевский завод "Маяк". Модель 1969 года


Магнитофон рассчитан на 2х-дорожечную запись речевых или музыкальных программ с микрофона, звукоснимателя, приёмника, телевизора, другого магнитофона и трансляционной линии. Скорость движения магнитной ленты - 9,53 и 4,76 см/сек, при неравномерности 0,3 и 0,4%. В АС стоит два громкоговорителя 2- ГД-19 спереди и два 1ГД-19, расположенные по бокам

Магнитофонная приставка "Нота-М". Новосибирский электромеханический завод. Производство с 1969 года


Магнитофонная приставка ""Нота-М"" это последующая модернизация предыдущей модели ""Нота"". Она имеет более современный футляр из железа, обклеенный цветным пластиком и немного изменённую верхнюю панель, другую форму клавиш и ручки управления. Приставка является сравнительно недорогим дополнением к любому радиоприёмнику, телевизору или усилителю низкой частоты и в сочетании с ними превращается в высококачественный магнитофон, превосходящий по параметрам многие полные, серийные магнитофоны.

Катушечный магнитофон "Комета МГ-209". Новосибирский завод ТочМаш. Выпуск МГ с 1969 года


Четырёхдорожечный, трёхскоростной транзисторный магнитофон 2 класса ""Комета МГ-209"" предназначен для записи и воспроизведения речевых и музыкальных программ на магнитную ленту СН, 2, 6. Он рассчитан на запись с микрофона, приёмника, телевизора, звукоснимателя, трансляционной радиосети или другого магнитофона и позволяет прослушивать записанные программы на собственные громкоговорители, или внешний усилитель с АС. Прослушивать запись можно и на головные телефоны, при отключенных громкоговорителях для чего в магнитофоне имеется гнездо. Для записи различных звуковых эффектов, аппарат снабжен кнопкой наложения которая позволяет на имевшуюся запись наложить новую. Имеется предохранительная кнопка, механически блокирующая кнопку запись. Магнитофон снабжен пультом проводного дистанционного управления. С его помощью производится остановка и пуск магнитофона в режиме записи и воспроизведения. Магнитофон может работать и как диктофон, для чего на передней панели имеется кнопка медленный возврат, во время нажатия которой, магнитная лента с малой скоростью перемещается назад. Есть и возможность производить синхронную запись звука совместно с кинокамерой, для чего предусмотрено гнездо синхронизация. Скорость движения магнитной ленты 19,05; 9,53; 4,76 см/сек. Потребляемая мощность 80 вт. Размеры МГ - 400х355х165, вес 12 кг. За время выпуска, магнитофон был несколько раз модернизирован и имел несколько вариантов оформления.

Транзисторные магнитолы "Нида", "Нида-2". Каунасский радиозавод. Опытные образцы 1969 года


Стационарная всеволновая катушечная транзисторная магнитола "Нида"" - создана конструкторами Каунасского радиозавода в начале 1969 года и должна была заменить магнитолу ""Миния-4"". Выпуск модели задерживался из-за предполагаемого перехода завода на выпуск телевизоров ""Шилялис"". Переход затягивался и концу 1969 года был разработан ещё один, более совершенный вариант магнитолы ""Нида-2"", но как и предыдущий он в серию он не пошёл

Сетевая транзисторная магнитола "Миния-5". Разработчик: Каунасский радиозавод. Опытная модель 1969 года


Как и модели ""Нида"", ""Нида-2"", ""Нида-3"" магнитола ""Миния-5"" была разработана на смену предыдущим ламповым моделям серии ""Миния"". В новые модели были заложены все достижения в области транзисторного радиоприёма и звукозаписи тех лет. Магнитофонную панель для всех моделей одну, только с разным оформлением - разработал и изготовил секретный завод измерительных приборов в Вильнюсе. В серийное производство новая магнитола также не пошла из-за предполагаемого и задерживающегося перехода завода на выпуск малогабаритных телевизоров марки - ""Шилялис"".

Портативные катушечные транзисторные магнитофоны - "Дельфин" и "Дельфин-2". Симферопольский завод Фиолент. Производство с 1969 и 1971 года соответственно


Магнитофон ""Дельфин"" - рассчитан на двухдорожечную запись звуковых программ с микрофона, звукоснимателя и радиотрансляционной линии. Габариты магнитофона - 365х310х107 мм. Масса МГ без батарей - 5,6 кг.

Магнитофоны - "Орбита-1,2". Ленинградский завод Пирометр. Выпуск с 1965 и 1969 года


Портативные катушечныу двухдорожечные транзисторные магнитофоны ""Орбита-1"" и ""Орбита-2"" представляют собой переносную конструкцию, с питанием от батарей. Они предназначены для 2-дорожечной записи фонограмм с любых источников звукового сигнала. Размеры магнитофона 310х210х105 мм, его вес 4,85 кг. Магнитофон - ""Орбита-2"" отличается малыми изменениями в электрической схеме и внешнем оформлении.

Портативный катушечный транзисторный магнитофон "Романтик-3". Завод имени Г. И. Петровского. Нижний-Новгород. Модель 1969 года


Магнитофон предназначен для записи речи и музыки от радиоприемника, звукоснимателя, микрофона и трансляционной сети. Он выполнен полностью транзисторным. Питается магнитофон от 10 элементов типа 373 и через БП от электросети. Потребляемая мощность МГ-12 вт. Габариты 330х272х140 мм, масса 5,5 кг.

Сетевая ламповая всеволновая магнитола III класса "Рекорд-301". Бердский радиозавод. Производство магнитолы с 1970 года


Сетевая ламповая магнитола III класса ""Рекорд-301"" предназначается для приёма радиостанций в диапазонах длинных, средних, коротких (КВ-1, КВ-2) и ультракоротких волн, а так же для записи и воспроизведения звука с помощью модернизированной магнитофонной панели ""Нота"". Магнитофонная приставка позволяет производить запись от микрофона, звукоснимателя, трансляционной линии, радиоприёмника. В ней предусмотрена ускоренная перемотка ленты в обе стороны. Габариты 675х322х252 мм. Вес 19 кг. Магнитола собрана в деревянном декоративно оформленном футляре. Спереди находится АС с 2 громкоговорителями 1ГД-28. Справа находится шкала, регуляторы громкости и тембра, ручка настройки, переключатель диапазонов и рода работ. Сзади расположены гнезда антенн, заземления и звукоснимателя.

Сетевой стереофонический катушечный 3-х скоростной магнитофон "Аврора-стерео", "Аврора-201-стерео" (МА-70). Ленинградское НПО "Аврора". Производство с 1970 года


Стереомагнитофон 2 класса - ""Аврора-стерео"" (разработка 1967-1969 годов) выпускали малой серией с 1970 года, затем аппарат был модернизирован и с 1971 года производился под наименованием «Аврора-201-стерео». Внешний вид остался прежним, только регулятор стереобаланса был выведен третьей ручкой посередине, а в электрической схеме были скорректированы некоторые номиналы радиоэлементов. Магнитофон предназначен для записи и воспроизведения речевых и музыкальных программ от микрофона, звукоснимателя, радиоприёмника, телевизора и радиотрансляционной линии. Магнитофон рассчитан на четырёхдорожечную запись в монофоническом и стереофоническом режиме. Размеры аппарата 336х378х130 мм, вес 10 кг. АС магнитофона состоит из двух малогабаритных колонок, в каждой из которых установлено по 2 громкоговорителя типа 2ГД-22. Размер колонки 325х378х100 мм, вес 6,5 кг.

Сетевая транзисторная магнитола "Миния-6". Разработчик: Каунасский радиозавод. Опытная модель 1970 года


Последняя из опытных прогрессивных магнитол. Первоначально модели было присвоено наименование ""Нида-3"", а затем ""Миния-6"". Из всех предыдущих, модель имела самые высокие акстические параметры, так как имела выносную 2 полосную акустическую систему состоящую из двух громкоговорителей. Номинальная выходная мощность усилителя НЧ - 6 Вт. Диапазон частот 63...12500 Гц.

Переносной катушечный магнитофон "Электроника-100-стерео". Учкекенский завод "Элия". Ограниченный выпуск мг с 1970 года


Переносной катушечный стереофонический магнитофон "Электроника-100-стерео" был выпущен небольшой серией к 100-летию со дня рождения В.И.Ленина. Магнитофон предназначен для записи и последующего воспроизведения звуковых фонограмм. Питание от батарей типа А-373 или от выносного стабилизированного блока питания.

Продолжение следует...

На фото представлены магнитофоны из коллекций Антона Горского, Вадима Маркова, Виктора Данильченко, Виталия Колесника, Дмитрия Чернова, Николая Лысенко, Олега Семёнова, Илмара Уландса, Зенонаса Лангайтиса, Политехнического музея Москвы

При подготовке поста использовались материалы с сайта http://www.rw6ase.narod.ru/

Смотрите также другие посты из серии :







Наши подборки материалов о самой дорогой технике продолжаются весьма любопытным рассказом. Речь пойдет о винтажных кассетных деках – переживающих сегодня настоящий коллекционный ренессанс. Самых дорогих деках, конечно.

Сегодня средняя цена - $1 000 за идеальное состояние. ТТХ стандартны для тех лет – АЧХ до 20 000 Гц, соотношение «сигнал-шум» - 68 дБ, искажения - 1,2%. Комплектация включала инфракрасный пульт ДУ. Схемотехника – двухмоторная, двухтонвальная; головки – ферритовые монокристаллы. Хороший «начальный уровень», чтобы понять, что такое настоящая винтажная кассетная дека и как должна звучать запись на компакт-кассете.

Ценник на это «чудо враждебной техники» на сегодня доходит до 2 000 евро. Он похож, скорее, на небольшой дачный холодильник; толщине алюминиевых плит шасси позавидуют многие современные усилители (весит аппарат 12 кг). Звук у настолько «певучий», что после конкурентов уже воспринимать сложно. Однако, кассетник чрезвычайно сложен в обслуживании (пассиков нет вообще, моторы очень маленькие, использована фото-электронная система коррекции скорости с автокалибровкой). АЧХ доходит до 22 000 Гц, соотношение «сигнал-шум» - 78 дБ. Цены на сегодня на доходят до $1 500 - 1 800.

Этот монстр (18 кг веса) обладает трехголовочной системой и может воспроизводить частоты до 19 000 Гц. Шумоподавление Dolby B, соотношение «сигнал-шум» достигает 70 дБ. Дека выпускалась с 1979 по 1983 гг. и имела все необходимые на тот момент эргономические удобства – автоматическую эквайлизацию, автокалибровку уровней, а также базу данных для хранения калибровочных профилей. Стандартная цена на сегодня за аппарат в хорошем состоянии – 1 700 евро.

CTS система подстройки головок гарантировала АЧХ до 27 000 Гц, ценник на момент начала продаж составлял 278 000 йен. Применены самые современные (на тот момент) технологии – механизм GT Transport, ферритовые головки Hip Isostatic Press. 11,5 кг веса, «сигнал-шум» 73 дБ, искажения – 1,5%. Цены на сегодня стартуют от 1 700 евро.

Выпускавшийся с 1981 по 1987 декабрь аппарат стал культовым – и не только из-за шикарного дизайна. оснащался тремя головками с фирменной полностью компьютеризированной системой калибровки и настройки CCC (Computer Controlled Calibration). АЧХ простирается до 22 000 ГЦ, система шумоподавления Dolby C в два раза более эффективна, чем традиционные Dolby B. Модель продавалась за 735 фунтов; на сегодня цены на нее доходят до 1 700 – 1 900 евро.

Стеклоферритовые головки Super GX, объединенные в блок, ЛПМ - закрытый тракт с прямым приводом и кварцевевой стабилизацией. Вся схемотехника – двойное моно. Трансформатор блока питания вынесен за пределы корпуса. Звучание шикарное, соотношение «сигнал – шум» 65 дБ, искажения 0,8%, АЧХ – до 18 000 Гц. Несмотря на небольшой по размерам корпус, модель весит 9,8 кг. Цена на сегодня за прекрасное состояние – 1 800 – 1 900 евро.

За идеальное состояние сейчас попросят $2 500, но, учтите, что обычные компакт-кассеты для этой деки не подойдут: речь идет о созданном в 1978 г. (и почившем в 1979 г.) формате ELCaset . Предложенный, как высококачественная альтернатива обычным кассетам, он использовал ленту шириной 6,35 мм (со скоростью 9,53 см/с), вытягивая ее за пределы корпуса (точно так же, как и у VHS-видеомагнитофонов). Динамический диапазон превышал показатели обычных дек на 15 дБ, АЧХ находилась в пределах от 15 до 27 000 Гц.

Вышедший в 1972 г. стоил на момент релиза 78 000 йен, сегодня модель в продаже найти практически невозможно (если повезет, и $2 500 - 3 000 будет красной ценой). В были впервые применены головки из монокристалла феррита, фирменный блок D.R. (Automatic Distortion Reduction) и автореверс Invert-O-Matic. ТТХ – АЧХ до 18 000 Гц, искажение 2%, соотношение «сигнал-шум» 70 дБ. Весит аппарат 10 кг.

$2500 – 3 000 за серию 1973 г.? Да, если это легендарная ! АЧХ до 20 000 Гц, соотношение «сигнал – шум» 65 дБ, искажения – 3%. На кассеты Metal модель писать не может, зато (впервые для тех лет) головки записи и воспроизведения разделены. Тракт закрытый, головки размещены между двумя ведущими валами – так что лентоприжим кассеты оказался не нужен. Блок питания экранирован – в общем, танк, а не дека.

В хорошем состоянии стоит на сегодня $3 300 – 3 500 (учитывая то, что в начале восьмидесятых за нее просили $1 850 – это не так и дорого). Модель выпускалась с 1982 по 1993 гг. и являла собой вершину инженерной мысли компании. Автореверс, автоазимут и автоподстройка NAAC – в наличии. Головок (впервые в мире) всего три – и они полностью разделены; их параметры регулируются независимо - как в ручном, так и в автоматическом режиме. Детонация находится на границе измерений (0,019%), сам ЛПМ крайне сложный и использует два тонвала. Соотношение «сигнал – шум» - 74 дБ, АЧХ до 22 000 Гц, искажения – 0,8%.

Цены на называемый многими лучшей декой в мире сегодня доходят до $5 000 – 5 500. Аппарат собран по принципу cost no object – «на борту» системы тонкой подстройки азимута и чувствительности, шумоподавитель Dolby C. Привод пассиковый, моторов всего четыре. Использована собственная система эквайлизации DynEq; АЧХ даже на 20 000 Гц имеет погрешность не более 0,5 дБ. Основное управление возложено на восьмибитный микропроцессор. На момент начала продаж дека стоила чудовищные по тем временам $1 395. Пульт ДУ добавлял к цене еще $150.

Второе поколение дек – по сути, лучшие кассетники в мире из когда-либо выходивших. Сама серия стартовала в 1973 г., выпускалась с 1979 по 1984 г., а модификация Gold Limited вышла в 1981 г. тиражом 100 экземпляров. К расширенному до 25 000 Гц частотному диапазону, раздельным записывающей и воспроизводящей головкам была добавлена автоматическая компьютерная калибровка и авто-установка азимута. Ну и золотое покрытие лентопротяжного механизма, конечно. Весит аппарат 19 кг, найти его в продаже в хорошем состоянии крайне сложно. На момент начала продаж Nakamichi 1000ZXL Gold Limited предлагался за 850 000 йен, сегодня цены на деку доходят до $10 000 - 15 000. ТТХ – детонация 0,019%, искажения – 0,8%.

Не понравилась подборка? Ничего страшного – уже выходят совершенно новые модели кассетных дек.

Ретро снова в моде. Сегодня продажи виниловых пластинок находятся на рекордном уровне за несколько десятилетий, и это неспроста. Чем стремительнее прогресс цифровых технологий, тем сильнее людей тянет к старым аналоговым вещам… бумажные блокноты с кожаным переплётом, пластинки с тёплым ламповым звуком. Даже простенькие кассетные магнитофоны снова обретают популярность у тинейджеров, которые никогда раньше не слышали ласковое шипение аналоговой плёнки и не перематывали аудиокассету на карандаше.

Такие артефакты прошлого пробуждают теплоту в сердце и острую ностальгию по натуральной, естественной жизни. Некогда массовый продукт даже трансформируется в элитный дорогой товар, доступный только настоящим ценителям, которые могут позволить себе такой раритет.

На этой неделе произошло знаковое событие. После двадцати лет немецкая компания Roland Schneider Precision Engineering из Дюссельдорфа решила возобновить производство бобинных (катушечных) магнитофонов. Они поступят в продажу под маркой Ballfinger по цене от 9500 до 24 000 евро.

Бобины с аудиоплёнкой доминировали на рынке звукозаписи львиную часть 20 века (примерно с 40-х до 90-х), пока их не вытеснили другие форматы. Они обеспечивали самый качественный профессиональный звук, а плёнку было относительно легко редактировать, склеивая аудиозаписи и вырезая лишние фрагменты. Только в конце 20 века появилась качественная цифровая техника, которая смогла заменить студийные катушечные магнитофоны в профессиональной работе со звуком. На компьютере было гораздо проще сводить и редактировать звук, а также копировать записи.

В бытовом секторе катушечники были практически вытеснены кассетными моделями к середине 80-х годов - для среднего потребителя компактность и простота использования оказались важнее качества звучания.

Казалось, технология навсегда ушла в прошлое. Наверное, бобины с плёнкой в фильме «Криминальное чтиво» видело больше людей, чем в реальности.

Но сейчас катушечные магнитофоны возвращаются к жизни. Немецкие модели Ballfinger нацелены на самых требовательных аудиофилов. Аппараты продаются по запредельной цене от 9500 до 24 000 евро (как в советское время самые качественные бобинники стоили годовую зарплату инженера, так и сейчас). Некоторые модели можно комплектовать под заказ.


Топовая модель Ballfinger оснащена тремя двигателя с прямым приводом, системой аудиомонтажа, волюметром и боковыми панелями из орехового дерева. Фото: Ballfinger

«Цифровые носители великолепны, но переживание музыки - нечто большее, чем просто прослушивание звукового файла, это нечто чувственное, это катушки, которые вращаются и которые можно потрогать, - говорит Роланд Шнайдер (Roland Schneider), дизайнер Ballfinger. - Когда дело доходит до качества звука, ничто другое в аналоговом мире не даёт вам такого ощущения пребывания в студии звукозаписи, как плёнка на катушках».


Фото: Ballfinger

Компания Schneider представила прототипы катушечных магнитофонов в прошлом году на промышленной ярмарке в Гамбурге. Они сразу вызвали ощутимый ажиотаж у аудиофилов - и сразу стало понятно, что такая ретро-техника будет востребована.

Такая тенденция к возвращению ретро наблюдается не только в западных странах, но и на постсоветском пространстве, где аудиофанаты с упоением обсуждают на форумах культовые модели советских магнитофонов и другой аппаратуры: «Соната 304», «Комета 209», «Ростов 102», «Ростов 112», «Олимп 003», катушки «Свема»…


Магнитофоны-приставки «Нота-202-стерео», «Нота-203-стерео» и «Нота-203-1-стерео» с 1976, 1977 и 1979 года выпускал Новосибирский ЭМЗ

Немецкая компания потратила шесть лет на проектирование катушечного магнитофона нового поколения. Ещё в процессе подготовке массового производства были получены заказы от более чем 80 дистрибьюторов со всего мира.

Очевидно, рынок созрел для возвращения ретро-формата, который даже звучит немного иначе, чем «плоские» цифровые записи без искажений. Аналоговое оборудование снова устанавливают в студиях звукозаписи, а многие звёзды эстрады заново открывают для себя старый способ производства песен. Lady Gaga, Ryan Adams и The Black Keys - вот лишь некоторые из артистов, которые записали песни на плёнку в последние годы. Эксперты предполагают, что их примеру могут последовать и другие.

18 августа Всемирная служба «Би-би-си» выпускает в эфир передачу, посвященную коллекции компакт-кассет Усамы бен Ладена, найденной в одном из его убежищ в Афганистане двенадцать лет назад. Однако любовь к этим архаичным аудионосителям присуща не только злодеям мирового масштаба, но и мирным гражданам.

Компакт-кассеты превратились в вымирающий вид еще два десятка лет назад - как раз в те годы, когда впервые заговорили о возвращении виниловых пластинок. Сегодня проигрыватель для лонгплеев снова занимает почетное место в стойке аппаратуры любого меломана. Судя по активности на форумах аудиофилов, следующий тренд - кассетные магнитофоны.

«На нашем кассетнике кончилась пленка; мотай!» - пел когда-то Виктор Цой про главный предмет гордости подростка 1980-х - портативный кассетный «маг». Впрочем, «бумбоксам» и «уокменам» тех лет, а уж тем более монструозным произведениям советской промышленности вроде магнитофона «Электроника-302» точно не светит ничего в мире МР3 и портативного аудио (хотя доки для iPod и iPhone, стилизованные под легендарные «двухкассетники» тридцатилетней давности пользуются популярностью среди ностальгирующей публики). Но стационарная кассетная дека, гордость отечественного меломана времен рок-подполья, снова в моде - как, соответственно, и сами компакт-кассеты. Рационального объяснения этому феномену, пожалуй, нет - единственным плюсом впервые появившегося на рынке в 1964 году формата аудиозаписи был компактный по тем временам размер. В остальном же, несмотря на все ухищрения инженеров, компакт-кассета оставалась не очень надежным, весьма шумным из-за внутреннего механизма и не очень качественным по звукопередаче медиумом. Несмотря на все это, кассеты продержались до середины 1990-х (а в странах третьего мира - и того дольше), прежде всего из-за их низкой стоимости и недорогой перезаписи. Ведь если для издания музыки на CD вам придется приобрести производственную линию ценой не меньше миллиона долларов, то с кассетами достаточно нескольких дек качеством повыше. Именно с этого, кстати, начинали многие известные российские компании звукозаписи в памятных многим пиратских «киосках звукозаписи».

Но сегодня кассетную деку приобретают скорее из соображений оригинальности и дизайна, нежели ради ее функционала. Особенно хороши в этом плане ретрофутуристического вида аппараты начала 1980-х, с анодированными панелями и «космическими» тумблерами-переключателями. Хотя, впрочем, нельзя отрицать, что и в звуке хорошей записи на кассете есть свой шарм - во всех неизбежных артефактах, присущих аналоговой магнитной ленте, легком скрипе ракорды и финальном щелчке автостопа.

Как выбрать?

У хорошей кассетной деки не менее двух (лучше три) приводных моторов и три головки (запись, воспроизведение, стирание). Двухкассетную деку лучше не брать - чем больше деталей, тем менее надежно устройство, к тому же вряд ли кто-то всерьез намеревается переписывать кассету на кассету, как будто на дворе 1982 год. Не стоит соблазняться и техникой советского производства: качество ее оставляло желать лучшего и во времена развитого социализма; сейчас же подержанная «Яуза» или «Вильма» сгодятся разве что как подставка под что-то действительно работающее. Исключение составляют, пожалуй, «Маяк-233» и «Электроника МП-204», но стоит иметь в виду, что даже в СССР эти приставки считались аппаратурой «второй группы сложности».

Разумеется, и хороший когда-то японский магнитофон вполне могут предлагать в «предсмертном» состоянии, так что, если есть возможность, лучше посмотреть технику до покупки или оговорить возврат в случае неработоспособности агрегата. И, конечно, нельзя забывать о внешнем виде - ведь кассетная дека в доме должна радовать не только (что уж там - и не столько) слух, но и глаз. Тем не менее желательно, чтобы дека была оборудована системой шумоподавления (Dolby или, как в случае с советскими аппаратами, «Маяк») и была рассчитана на все четыре типа магнитной пленки (Fe, Cr, FeCr, Metal).

Где купить?

Винтажную кассетную деку от хорошего производителя (Denon, Technics, TEAC, Nakamichi и т.п.) можно найти на eBay или другом интернет-аукционе, часто - за смешные деньги (хотя с учетом доставки сумма может значительно вырасти). Разумеется, покупать придется на свой страх и риск, поскольку проверить устройство удастся лишь после получения. Впрочем, если у продавца на eBay достаточно высокий рейтинг, скорее всего, обмана не будет: там дорожат своей репутацией, а чтобы ее потерять - достаточно одного негативного отзыва покупателя.

Если же вы с подозрением относитесь к пользованной аппаратуре, интернет-магазин Amazon доставляет в Россию недорогие современные деки Pyle и ION, оборудованные USB-портом для подключения к компьютеру. Правда, по качеству воспроизведения и надежности они никак не могут соревноваться с классической старой аппаратурой в хорошем состоянии.

Что слушать?

Чистые кассеты до сих пор производятся (Maxell, TDK, 3M плюс малоизвестные азиатские бренды), заказать их можно в интернет-магазинах, в том числе и российских. Если вы всерьез собираетесь перевести свою коллекцию CD или винила в ретро-формат, лучше попытаться найти более качественные «хромовые» кассеты Type II (обычно маркировка High BIAS Cr или похожая) или, если совсем повезет, Type III или IV (маркировка FeCr или Metal соответственно). Но, скорее всего, вы захотите приобрести «фирменные» записи - и тут уж Amazon вам в помощь, от новейшего альбома Slayer до классики нью-вейва The Cars. Плюс стоит порыться на популярных у начинающих и независимых музыкантов сайтах вроде Bandcamp - новые релизы там часто предлагают не только в цифровом формате, но и на виниле и кассетах. Неоценимым источником могут стать и благотворительные базары в Европе, и (для любителей музыкальной экзотики) обычные лавки где-нибудь в Турции и Египте.

Мнение пользователей:

Андрей Бухарин, музыкальный журналист, ведущий обозреватель журнала Rolling Stone

Я пользуюсь (хотя, признаться, довольно редко) декой Sony TC-RX 311, которую купил в начале 1990-х в каком-то странном магазине в Центре международной торговли. Вполне ею доволен и на другую менять пока не собираюсь, хотя она временами барахлит.

Михаил Борзенков, главный редактор журнала Stereo&Video, вокалист группы Electromonteur

У меня есть Technics Rs-BX601 - одна из самых кондовых дек 1990-х. Звук откровенно простоватый, но не ужасный - слушать можно. Однако подлинного аудиофильского наслаждения этот аппарат не дает. Как минимум нужно апгрейдиться до NAD 614 - очень хорошего магнитофона за свою цену. А если серьезно, то какие уже кассеты? Только катушки! Только reel2reel, только хардкор!

Ровесники «магнитофонной революции» на наших полках

Канула в Лету знаменитая «магнитофонная культура» шестидесятых годов, когда прогнулась и дрогнула государственная магазинная монополия, не выдержавшая натиска неподконтрольного партийным идеологам магнитофонного прообраза Интернета. С появлением в продаже первых допотопных «бобинников» миллионами записанных на магнитную ленту копий разошлись по российским просторам записи Высоцкого и Окуджавы, Визбора и Галича, неизвестных широкой публике исполнителей бардовской песни.

Позже появились в нашей стране «Ростовы», «Маяки» и «Союзы», студии звукозаписи, на которых не знавшие устали «Олимпы» и «Электроники» тиражировали новинки западной рок- и поп-культуры. Само понятие «магнитоальбом», по которым многие узнали о творчестве таких групп, как «Аквариум», «Машина времени», «Алиса» и «Гражданская Оборона» – родом из того времени.

Достать «Олимп» или появившиеся чуть позже магнитофоны «Электроника ТА1–003» и ТА1–004 было безумно сложно. И совсем уж за гранью мечтаний находились японские «бобинники» Akai и TEAC, о которых говорили все, но мало кому доводилось даже увидеть (разумеется, не на магазинных прилавках). В массовом сознании тех лет Япония была прежде всего страной, где делают катушечные магнитофоны непревзойдённого качества. И это соответствовало действительности. Если вы купили катушечный магнитофон производства японских мастеров, значит вы купили сокровище чистого звука.

Легендарные японские «катушечники»

В то время, когда обладатели отечественных «Маяков» и «Юпитеров» совершенствовали лентопротяжные механизмы своих «бобинников» при помощи кусочков бумаги и спичек, японские безотказные красавцы обладали бесшумным ходом, сендастовыми и стеклоферритовыми головками. Флагманские модели трёхголовочных аппаратов со «сквозным каналом» оснащались совершенными системами автопоиска AMS и автоматической регулировкой уровня записи, компандерными системами шумоподавления Dolby и DBX, в них стоял не один бесшумный двигатель, а три или хотя бы два.

Но, главное – как они звучали! Хороший в связке с катушечной декой Akai GX-77 или GX-747 создавал такой «напор», перед которым человеку «с ушами» устоять было невозможно. Несмотря на то, что катушечные магнитофоны в Японии сняты с производства много лет назад, у любителей высококачественного звука и коллекционеров винтажной аудиотехники они до сих пор пользуются огромной и заслуженной популярностью.

Akai и Technics в Москве

Московский магазин «Ретро Звук» постоянно обновляет ассортимент винтажных катушечных магнитофонов настоящей японской сборки. Своих новых владельцев ждут магнитофонные приставки и аппараты со встроенным усилителем таких легендарных брендов, как Akai и Technics, Teac и Pioneer различных моделей и классов. Эти магнитофоны могут стать прекрасным подарком, способным украсить элитный интерьер, но главная их особенность в отличном техническом состоянии. Купленный у нас магнитофон можно сразу подключать к музыкальному комплексу аудиофильского качества.

Особенно эффектно будет выглядеть покупка, если в домашний «парк» аудиотехники входят соответствующего класса – в те времена сердечники катушек в кроссоверах ещё не были обезображены ферритовыми сердечниками, да и меди на катушки индуктивности не жалели. Японские аудиосистемы тех лет отличались оригинальными инженерными решениями. Тот факт, что с времён Келогга и Райса, запатентовавших в первой четверти ХХ века первый динамический громкоговоритель, в самом принципе работы динамиков почти ничего не изменилось, японским разработчикам определённо не давал покоя. Известны конструкции японских колонок, где прямоугольный диффузор приводится в движение четырьмя магнитными катушками.

Винтаж и эксклюзив

Нередко подобные марки аудиоаппаратуры производились исключительно для внутреннего рынка Японии, поэтому на наших полках можно найти совершенно эксклюзивные вещи – ведь именно из страны восходящего солнца мы привозим большинство предлагаемых вам товаров. Как знать, возможно, что купленный у нас винтажный катушечный магнитофон является последним представителем редкой модели, а вы станете единственным его обладателем.

Приблизительно то же можно сказать и о других товарах, которые вы найдёте в наших каталогах – конвертерах и фонокорректорах, проигрывателях виниловых грампластинок, эквалайзерах и кассетных деках профессионального качества. Винтажные радиолы и радиоприёмники наполнят ваш дом уютом, а ламповые и гибридные усилители позволят услышать тончайшие оттенки музыкального исполнения. Поверьте, тот кто однажды услышал настоящий винтажный звук, скажет – «правильная» аудиосистема не та, которая замыкает модельный ряд по году выпуска, а та, которую не хочется выключать.