музыкального произведения, выраженная одноголосным напевом, важнейшее средство
музыкальной выразительности.
Иногда какой-либо мотив, напев никак не уходит из памяти, неотступно следует за нами. Мы напеваем эту мелодию, «мурлычем» ее про себя, подчас даже не зная, что это за музыка, есть ли у нее слова, кто ее исполнил или сочинил. Просто она запомнилась нам и полюбилась.
Какая бы музыка ни звучала - песня, танец или марш, мы всегда выделяем в них
мелодию. Мелодия - это лицо любого музыкального сочинения, его суть, его душа.
Мелодия сохраняет следы своей изначальной связи с речью, стихом, телодвижением.
Подобно речи, мелодия представляет собой способ общения людей - обращение к слушателю с целью воздействовать на него. Как в мелодии, так и в речи важны высота звука, ритм, громкость, темп, тембр.
Древнегреческое пение, средневековое церковное пение были монодичны , т.е. в них был только один главный голос, поющий мелодию.
Монодическая музыка (включая примитивные культуры, восточные культуры, европейский фольклор и григорианское пение) построена на звучании одной мелодии, с ритмическим аккомпанементом или без него; при этом мелодия может исполняться любым количеством певцов или инструменталистов и может быть окружена т.н. «подголосками» (гетерофония
).
В более поздние времена появилась полифония
– многоголосие, в котором одновременно звучат несколько мелодий.
В полифонической музыке (расцвет которой приходится на XVII в.) налицо одновременное сочетание двух или большего числа мелодий, причем каждая из них обладает определенной самостоятельностью.
Истинный исток и неисчерпаемая сокровищница мелодий - народное музыкальное творчество. Большую ценность в русском народном творчестве представляют старинные крестьянские мелодии, привлекающие величавостью, глубиной чувства.
Большинство великих произведений композиторов-классиков опирается на народные мелодии – песни и танцы.
Так, в финале 4-й симфонии П.Чайковского звучат русская народная песня «Во поле берёза стояла» и могучий и радостный народный пляс .
Обе эти темы имеют яркие мелодии.
Вопрос:
какие русские народные мелодии вы знаете?
Мелодия – самое богатое средство музыкальной выразительности. Одна и та же мелодия может выражать и печаль и радость, в зависимости от того, как и при каких обстоятельствах её исполнить.
Есть такая сказка, она так и называется: "Мелодия печали и радости".
В ней рассказывается о том, как один священник услышал прекрасную мелодию на одной свадьбе, и она показалась ему настолько глубокой и разнообразной, что он захотел, чтобы её сыграли на его собственных похоронах. Все удивились, но когда этот старик-священник умер, вспомнили его просьбу – и сыграли эту вроде бы светлую, радостную мелодию на его могиле, и услышали в ней печаль, которой не слышали прежде…
Вопрос:
какие мелодии обычно воспринимаются как грустные, а какие – как радостные?
(минорные; мажорные)
страница 1
Мы часто говорим «душевная музыка», «душа поет», на подсознательном уровне, довольно точно определяя, и суть музыкального произведения, и его воздействие на нас.
Светлые образы, рожденные мелодией, песней находят в нас живой отклик, и мы чувствуем, как постепенно освобождаемся от груза накопившихся забот и проблем, как расправляются наши плечи, становится легким дыхание, теплеет на сердце. А потом нас охватывает ни с чем несравнимое ощущение Душевного полета.
Все эти красивые образы имеют под собою вполне реальную основу. Ведь человек – это многоструктурная, многослойная энергетическая система (матрешка), и любые звуки, обладая волновой природой, оказывают на нас то или иное воздействие. Все имеет значение – и тембр звука, и его громкость, и информация, которую он несет, и эмоциональный настрой и то, на какие энергетические центры действует музыкальный ряд.
Музыка для души затрагивает наши самые тонкие струны. Она настраивает на гармоничный лад, обладает огромной целительной силой, дарит ощущение радости и покоя. Она разнообразна по своему стилю, содержанию, эмоциональному образу, тону, настроению. У нас на сайте она представлена самым широким спектром.
Здесь можно послушать народные песни и другую духовную музыку в самом разном исполнении, в сопровождении традиционных и современных инструментов. Это и хоровое исполнение, и ансамбли, и произведения отдельных авторов. Древние гусли, песни под гармонь, старинные духовые инструменты – неполный перечень песенного и музыкального многообразия, развернутого на нашем ресурсе. Особенно широко представлена казачья песня (казачий хор, ансамбли казачьей песни). Приведены и лучшие образцы современной рок-музыки, в особенности, фолк-рока.
Подробнее остановимся на различных видах музыкальных произведений, затрагивающих Душевные и Духовные центры.
Музыка для души включает в себя самые разные музыкальные направления. Она отличается, прежде всего, тем, что способна воздействовать на высшие энергетические центры человека.
Народные (этнические) песни и мелодии соответствуют самой высокой ступени развития. Чтобы это утверждение не было голословным, упомянем о славянской энергетической системе, включающей в себя 9 основных центров или каналов (7 чакр в восточных системах – это усеченный вариант). Слово «чакра» многие исследователи считают славяно-арийским по происхождению, другие заменяют его понятием «чара», но суть от этого не меняется. Именно в этих 9 центрах сосредоточены самые мощные вихревые потоки энергии (слово «вихрь», кстати, одинаково по смыслу и звучанию, что на санскрите, и на русском). Эти каналы, в свою очередь, делятся на 3 части (в каждой из которых по 3 центра). Нижние центры отвечают за физическое развитие. Следующие три соответствуют Душевной сфере. Верхние энергетические центры обеспечивают Духовное развитие человека. В зависимости от того, какие энергетические центры открыты, люди в большей степени воспринимают те или иные вибрации. Если развиты только 3 нижние чакры, то и музыкальные предпочтения будут соответствующими.
Народная музыка не просто излучает на уровне 3-х верхних центров (Родник, Чело, Уста), она воздействует непосредственно на Дух и Душу, из-за чего абсолютно все центры человека приходят в равновесие. Поэтому музыкальный фольклор следует рассматривать и понимать как источник, способный привести в гармонию все центры человека. Не зря его считают наивысшей точкой развития любого народа.
Церковные песнопения идут следом за народными музыкальными произведениями.
Они воздействуют на Душевную сферу, которая тоже гармонизирует остальные энергетические центры.
Классические произведения (симфонические) затрагивают одну из верхних чакр (Уста или Устье). Классика не только помогает человеку всесторонне развиваться, но и способна исцелить многие заболевания и расстройства. Сейчас это широко используется в различных направлениях терапии.
Рок-музыка также затрагивает один из Душевных каналов (творческий центр, Перси, расположенный на уровне солнечного сплетения). Особенно это касается классических роковых направлений, фолк-рока и баллад.
Джаз воздействует на энергетические каналы, отвечающие за физическое тело, отсюда и его нарочитая сексуальная окраска. Его переработали в регтайм, из которого возникли затем и различные направления рок-музыки.
Поп-музыка (популярная музыка-однодневка) идет почти в конце этого списка. Отдельно нужно отметить электронные произведения, созданные посредством синтезаторов.
Они действуют на определенные центры, но теряют в образности, поскольку исполняются не на живых инструментах.
Рэп, техно, там-тамы – низший уровень. Воздействие идет исключительно на нижние чакры. В активизации нижних центров нет ничего плохого, но целенаправленное и постоянное воздействие на них посредством психоритмики перекрывает развитие высших энергоинформационных центров. А значит, тормозит и развитие человека в целом.
Сложно перечислить все музыкальные направления и жанры – их великое множество. Важно, что любое музыкальное произведение – это определенное излучение, которое действует и на сознание, и на мышление, и на все наши органы. Народные мелодии исцеляют (то есть, приводят к изначальной целостности) наши Дух и Душу, не случайно говорят, что пока живы народные песни, жива Душа и непобедим Дух народа.
Тема: Мелодия – душа музыки
Мелодия (греч. μελωδία , от μελος- напев, песня и ωδή- песня, пение) - основная мысль
музыкального произведения, выраженная одноголосным напевом, важнейшее средство
музыкальной выразительности.
Иногда какой-либо мотив, напев никак не уходит из памяти, неотступно следует за нами. Мы напеваем эту мелодию, «мурлычем» ее про себя, подчас даже не зная, что это за музыка, есть ли у нее слова, кто ее исполнил или сочинил. Просто она запомнилась нам и полюбилась.
Какая бы музыка ни звучала - песня, танец или марш, мы всегда выделяем в них
мелодию. Мелодия - это лицо любого музыкального сочинения, его суть, его душа.
Мелодия сохраняет следы своей изначальной связи с речью, стихом, телодвижением.
Подобно речи, мелодия представляет собой способ общения людей - обращение к слушателю с целью воздействовать на него. Как в мелодии, так и в речи важны высота звука, ритм, громкость, темп, тембр.
Итак, мелодия - это нечто не только осмысленное и законченное, но и выразительное, производящее приятное впечатление и обязательно эмоционально воздействующее на людей.
Главное для мелодии – возможность спеть ее или сыграть на инструменте. Она должна быть напевна, в ней не должно быть широких скачков, она движется чаще всего плавно.
Примеры различных типов мелодии можно найти уже в древней музыке.
Древнегреческое пение, средневековое церковное пение были монодичны, т.е. в них был только один главный голос, поющий мелодию.
Монодическая музыка (включая примитивные культуры, восточные культуры, европейский фольклор и григорианское пение) построена на звучании одной мелодии, с ритмическим аккомпанементом или без него; при этом мелодия может исполняться любым количеством певцов или инструменталистов и может быть окружена т.н. «подголосками» (гетерофония).
В более поздние времена появилась полифония – многоголосие, в котором одновременно звучат несколько мелодий.
В полифонической музыке (расцвет которой приходится на XVII в.) налицо одновременное сочетание двух или большего числа мелодий, причем каждая из них обладает определенной самостоятельностью.
Наконец, в гомофонном стиле, потеснившем полифонию в XVIII в., основой является последовательность аккордов, а в качестве мелодии часто рассматривается верхний голос (например, в хоровых четырехголосных изложениях хоралов).
Итак, мы познакомились с 4 основными способами изложения мелодии:
Истинный исток и неисчерпаемая сокровищница мелодий - народное музыкальное творчество. Большую ценность в русском народном творчестве представляют старинные крестьянские мелодии, привлекающие величавостью, глубиной чувства.
Большинство великих произведений композиторов-классиков опирается на народные мелодии – песни и танцы.
Так, в финале 4-й симфонии П.Чайковского звучат русская народная песня «Во поле берёза стояла» и могучий и радостный народный пляс.
Обе эти темы имеют яркие мелодии.
Вопрос: какие русские народные мелодии вы знаете?
Мелодия – самое богатое средство музыкальной выразительности. Одна и та же мелодия может выражать и печаль и радость, в зависимости от того, как и при каких обстоятельствах её исполнить.
Есть такая сказка, она так и называется: "Мелодия печали и радости".
В ней рассказывается о том, как один священник услышал прекрасную мелодию на одной свадьбе, и она показалась ему настолько глубокой и разнообразной, что он захотел, чтобы её сыграли на его собственных похоронах. Все удивились, но когда этот старик-священник умер, вспомнили его просьбу – и сыграли эту вроде бы светлую, радостную мелодию на его могиле, и услышали в ней печаль, которой не слышали прежде…
Вопрос: какие мелодии обычно воспринимаются как грустные, а какие – как радостные?
(минорные; мажорные)
Урок 5. «Душа музыки - мелодия»
Цель урока: понять, что мелодия - главная мысль музыкального произведения.
Музыкальный материал: «Сладкая грёза», П.Чайковский; «Марш деревянных солдатиков», П.Чайковский, «Вальс», П.Чайковский; Па-де-де» из балета «Щелкунчик», П.Чайковский; «Веселая песенка» Г.Струве, В.Викторова.
Проблема урока: зачем музыке нужна мелодия?
Дополнительный материал: разворот учебника-тетради «Душа музыки - мелодия».
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Развитие темы урока.
Звучат мелодии «Марша деревянных солдатиков» и «Вальса» из «Детского альбома» П. Чайковского. Дети определяют, что первая - мелодия марша, а вторая - танца. Этот танец называется «вальс».
(слайд 4. Вся музыка вставлена на слайд, настроена анимация, если музыка не будет воспроизводиться, нужно настроить заново ссылки на музыку или заново вставить музыку).
Звучит мелодия «Па-де-де» из балета «Щелкунчик» П. Чайковского. (Это музыка Петра Ильича Чайковского).
Звучит «Сладкая греза» П. Чайковского в исполнении учителя. (Это песня. Но ее никто не поет. Это песня без слов).
(Задумчивое. Спокойное. Мечтательное. Грустное. Светлое). . (Мелодическую линию песни «Сладкая греза» можно сыграть с детьми на воображаемой скрипке, певучими протяженными движениями «волшебного» смычка).
Вывод: Итак, мы помогли Музе выяснить, зачем музыке нужна мелодия. Ведь мелодия - это главная мысль любого музыкального произведения, его лицо, суть. Мелодия - душа музыки. По мелодии мы узнаем и песни, и танцы, и марши.
Встречаясь дома с музыкой, запоминайте мелодии произведений и старайтесь напевать их.
Все мы любим слушать музыку: кто-то в большей степени, кто-то в меньшей. Но задумывались ли о том, какова она на самом деле, за пределами наушников и колонок? Как она влияет на человека и каким образом толкает его на те или иные поступки?
Но различные композиции не только способны выражать эмоции, они могут настраивать человека на определенный лад. Особенно это полезно для спортсменов. Одна женщина поделилась со мной тем, что постоянно слушает музыку во время тренировок. Занимаясь на беговой дорожке или велотренажере, под властью музыки она не замечает ничего: ни изнурения, ни боли в мышцах, ни жажды с голодом. Все это отходит на второй план, когда в наушниках играет ее любимая музыка. По словам женщины, быстрые и ритмичные композиции мотивируют ее на занятия спортом и повышают ее выносливость. Она может забыться, погрузиться в свои мысли и воспоминания, и, сама того не заметив, пробежать целый марафон на беговой дорожке, а после занятий чувствует приятную усталось и легкость.
Музыка живет внутри каждого из нас, только осознают это все в разном возрасте. Моя бабушка в свои 60 лет обнаружила талант к пению и теперь поет в хоре, принося радость себе и слушателям. Вот кто бы мог подумать, что такое может с ней случиться? Даже она сама не подозревала этого, пока в один прекрасный момент ее голос не похвалили. Как видите, музыка это состояние души. Для меня музыка — это часть моей жизни, часть меня. С самого детства я была окружена ею, а, повзрослев, мои отношения с ней упрочились — я стала играть на гитаре и петь. Это помогает мне снять стресс, усталость и напряжение. А мозоли на пальцах — результат упорных трудов и стараний. Да, мне больно. Но эта боль — ничто по сравнению с прекрасной мелодией, что льется из-под пальцев и растекается по струнам.
Загляните внутрь себя, прислушайтесь, и, может, вы тоже сможете найти тот вид музыки, который прочно поселится в вашем сердце. Ведь все люди разные, и музыка у каждого своя, словно тысячи кусочков. И у каждого он свой.